Весёлый урок
Тема «Королевство ошибок»
Цели: подвести итоги проведения предметной недели,
показать детям значимость знания правил по русскому языку для грамотного
письма, развивать устную речь, внимание, воспитывать положительную мотивацию к
урокам русского языка Оборудование урока слайды, карточки с
предложениями, ранец, картинки с изображением апельсина, сосны, колечка,
«грамоты «для награждения победителей-участников предметной недели, наклейки,
закладки
Ребята, как вы понимаете слово «Грамматика»?
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос что надо для того, чтобы хорошо
знать все правила?
Грамматика,
грамматика
наука очень строгая.
Учебник по грамматике
всегда беру с
тревогой я.
Она трудна, но без неё
плохое было бы житьё.
Сколько
правил! Сколько правил
С непривычки
бросит в дрожь
Будь внимательным!
И
только всё запомнишь, всё поймёшь
При каком условии можно понимать грамматику или русский
язык, всё запомнить? (быть внимательным)
К чему приводит невнимательность на уроках русского
языка, вы поймёте, прослушав стихотворение
«Тетрадки и загадки»
Пришёл из школы Лев Кузьмич,
стал проверять тетрадки
И целый вечер Лев Кузьмич
отгадывал загадки.
Он долго думал ,например,
раскрыв тетрадку Тани.
Что это значит
«Ученик играет на баране? «
Ах, неужели гвозди
вбивают молоком?
! Написано у Лёши о чуде о таком.
А кто-то тяпкой вытер стол!
Ах, неужели тяпкой?
А кто-то каской красит пол!
Напрасно. Лучше шапкой.
. А кто-то пишет:
«Наш каток такой хороший, гадкий»
Ай-ай — промолвил педагог и отложил тетрадки.
Не бред ли это?
Ясно , бред! Здоров ли я? Наверно, нет.
И лоб пощупал он тайком
и заспешил к дивану.
И слышит: кто-то молоком
колотит по барану.
Какие загадки пришлось разгадывать педагогу? Какие
ошибки были допущены у ребят? Почему они допустили подобные ошибки? Подобные
случаи часто встречаются и у нас
(Пропущены буквы в словах, слоги) Например, кошка-сын
к отцу пришёл. Пицы улетели на юг. Вывод: при письме нужно быть очень
внимательными, перечитывать, что ты написал.Мы тоже проверяем ваши тетради и
видим ваши ошибки.(учитель исполняет частушки на школьную тему)
Я тетради проверяла,
чуть со стула не упала:
Это Коля жи и ши
всюду пишет с буквой и»
Какое правило не знает Коля? А кто из вас допускает
подобные ошбки?
А Кристина постаралась
с двойкой, тройкою
расстался,
и у нашей Светочки
хорошие отметочки.
Ну когда ж у Колечки
не будет больше двоечки?
Буквы Тани, буквы Ани
плачут горькими слезами
Заливается тетрадь:
мне б хозяйку поменять.
Изучая русский, надо не только знать правила, но
и уметь их применять на письме. Послушайте стихотворение «Плохие вести» и
ответьте: Какую плохую весть получил друг от Мишки?
«Плохие вести»
Пришло письмишко мне.
Гляжу — из лагеря от
Мишки…
«Здесь чудный лук, и я
лижу,»
написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса!
Наверно, шутит плут.
Читаю дальше:
здесь лиса,
красивый, длинный прут.
И что такое он плетёт,
не разберусь, хоть тресни
«Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни.
На днях в лису нашёл я грусть
И очень был доволен.
Нет, нет! Не шутит он.
Боюсь, мой
друг серьёзно болен.
Вернётся — надо
подлечить:
заставить правила учить.
Какую плохую весть получил товарищ от Мишки? Что он
понял из письма? Какие правила не знал Мишка? Как проверить в слове безударную
гласную? Без чего невозможно быть грамотным?
Инсценировка стихотворения
С.Михалкова «Словечки –калечки »
Автор: «Грустный, сонный ,невесёлый
Ежи наш пришёл из школы.
Сел к столу. Разок зевнул и над
книжкою заснул.
Тут явились три словечка «Апельсин»
Сосна» «Колечко:
Вместе: «Что ты, Ежи, сделал с нами? Мы
пожалуемся
маме»
Апельсин: « Я не какой не «опельсин».
Колечко: « Я никакая ни «калечка».
Сосна: «Я до слёз возмущена.
Можно только лишь со сна
написать, что я «сасна»!
Апельсин: Мы, слова, оскорблены
тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Колечко: « Невозможно без вниманья
получить образованье.
Будет поздно, так и знай.
Станет неучем лентяй!»
Сосна: « Если ты ещё хоть раз
искалечишь, мальчик, нас,
мы с тобой поступим круто,
нашей честью дорожа.
Имя Ежи в полминуты переделаем в
ежа.
Вместе: Будешь ты ежом колючим.
Вот как мы тебя проучим!»
Автор: Ежи вздрогнул, ужаснулся, потянулся и
проснулся
Подавил зевоту, взялся за работу.
Какие правила правописания не знал Ежи? Почему он их не
знал? (Был невнимательным)
Часто бывает, что мы настолько не внимательны к словам,
что произносим их неправильно и даже сами этого не замечаем
«Рассказ школьного портфеля»
Знакомьтесь: Петя, мой сосед.
Ему уже 12 лет,
но говорит он до сих пор не коридор, а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет..»
Закрыт магазин на обед,
хозяйка моет стаканы,
секёт свеклу, пекёт блины.
И до меня дошёл черёд
портфель он портфелем зовёт.
Но мне не зря родную речь судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя: пусть и его зовут Петя.
–Петя! несётся со двора ,тебе домой идти пора.
Не трогай малыша, Петя! Ведь ты большой, а он –дитя!
Петя обижен на ребят.
Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил
и никого не оскорбил.
За что же среди бела дня отняли имя у меня?
И правда за что? (неправильно ставит ударение). Многите
из вас неправильно говорят слова:
ТРАМВАЙ, КРАСИВЕЕ, ПОЗВОНИТ., МЕБЕЛЬ
Итоги выставки тетрадей, награждения.
Игра »Стройка»
Правильно построить слова из кусочков слогов
Что из камня,? Что из льда?
суль-ми –ка-ра- пи-со-да ! (пирамида,
сосулька)
Кто ползёт, а кто летит?
ка-тря-у-ка-гуз-со-лит !(улитка,
трясогузка)
Где машина? Где страна?
са-Ар-мо-ген-ти-свал-на самосвал,
Аргентина
Кто в пруду? Кто на лугу?
ре-бё-ля-нок-же-шка-гу! Лягушка, жеребёнок
Что в шкафу? Что на столе?
ви-баш-зор-те-ка-ру-ле !(телевизо, рубащ
ка)
ИТОГ: На прощанье, друзья, вам хочу пожелать:
русский язык учить только на 5
!Внимательно к слову друзья, относитесь,
И в школьном диктанте тогда отличитесь.
Вбивают молоком.
Тяпкой вытер стол.
Каской красит пол.
Каток такой хороший, гадкий.
( Слайд 3)
Здесь чудный лук и я лижу.
Здесь лиса, красивый длинный прут.
Я запиваю песни.
На днях в лису нашёл я грусть.
(Слайд 4)
сул ь- ми-ка-ра-пи-со-да сосулька, пирамида
ка -тря -у-ка-гуз-со-лит трясогузка, улитка
са-Ар-мо-ген-ти-свал-на самосвал, Аргентина
ре-бё-ля-нок-же-шка-гу жеребёнок, лягушка
ви-баш-зор-те-ка-ру-ле телевизор, рубашка
— Ребята, как вы понимаете слово «Грамматика»? — Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос что надо для того, чтобы хорошо знать все правила?
Грамматика, грамматика
наука очень строгая.
Учебник по грамматике
всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
плохое было бы житьё.
Сколько правил! Сколько правил
С непривычки бросит в дрожь
Будь внимательным!
И только всё запомнишь, всё поймёшь.
— При каком условии можно понимать грамматику или русский язык, всё запомнить?
— К чему приводит невнимательность на уроках русского языка, вы поймёте, прослушав стихотворение
«Тетрадки и загадки»
Пришёл из школы Лев Кузьмич,
стал проверять тетрадки
И целый вечер Лев Кузьмич
отгадывал загадки.
Он долго думал, например,
раскрыв тетрадку Тани.
Что это значит
«Ученик играет на баране?»
Ах, неужели гвозди
вбивают молоком?
Написано у Лёши о чуде о таком.
А кто-то тяпкой вытер стол!
Ах, неужели тяпкой?
А кто-то каской красит пол!
Напрасно. Лучше шапкой.
А кто-то пишет:
«Наш каток такой хороший, гадкий»
Ай-ай — промолвил педагог и отложил тетрадки.
Не бред ли это?
Ясно, бред! Здоров ли я? Наверно, нет.
И лоб пощупал он тайком
и заспешил к дивану.
И слышит: кто-то молоком
колотит по барану.
— Какие загадки пришлось разгадывать педагогу? Какие ошибки были допущены у ребят? Почему они допустили подобные ошибки?
— Вывод: при письме нужно быть очень внимательными, перечитывать, что ты написал.
Изучая русский, надо не только знать правила, но и уметь их применять на письме. Послушайте стихотворение «Плохие вести» и ответьте: Какую плохую весть получил друг от Мишки?
«Плохие вести»
Пришло письмишко мне.
Гляжу — из лагеря от Мишки…
«Здесь чудный лук, и я лижу,»
написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса!
Наверно, шутит плут.
Читаю дальше:
здесь лиса, красивый, длинный прут.
И что такое он плетёт,
не разберусь, хоть тресни
«Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни.
На днях в лису нашёл я грусть
И очень был доволен.
Нет, нет! Не шутит он.
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернётся — надо подлечить:
заставить правила учить.
— Какую плохую весть получил товарищ от Мишки? Что он понял из письма? Какие правила не знал Мишка? Как проверить в слове безударную гласную? Без чего невозможно быть грамотным?
Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Словечки –колечки»
Автор: «Грустный, сонный ,невесёлый
Ежи наш пришёл из школы.
Сел к столу. Разок зевнул и над книжкою заснул.
Тут явились три словечка «Апельсин» Сосна» «Колечко:
Вместе: «Что ты, Ежи, сделал с нами? Мы пожалуемся
маме»
Апельсин: « Я не какой не «опельсин».
Колечко: « Я никакая ни «калечка».
Сосна: «Я до слёз возмущена.
Можно только лишь со сна
написать, что я «сасна»!
Апельсин: Мы, слова, оскорблены
тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Колечко: « Невозможно без вниманья
получить образованье.
Будет поздно, так и знай.
Станет неучем лентяй!»
Сосна: « Если ты ещё хоть раз
искалечишь, мальчик, нас,
мы с тобой поступим круто,
нашей честью дорожа.
Имя Ежи в полминуты переделаем в ежа.
Вместе: Будешь ты ежом колючим.
Вот как мы тебя проучим!»
Автор: Ежи вздрогнул, ужаснулся, потянулся и
проснулся
Подавил зевоту, взялся за работу.
— Какие правила правописания не знал Ежи? Почему он их не знал?
— Часто бывает, что мы настолько не внимательны к словам, что произносим их неправильно и даже сами этого не замечаем
Дата:
Класс: 3.
Тема: В королевстве ошибок.
Направление: Общеинтеллектуальное.
Форма проведения:
Цель: Создать условия для понимания учащимися значимости и применении правил русского языка.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
задавать вопросы.
Технологии, применяемые на занятии: Проблемное обучение; развивающее обучение
Материально – техническое обеспечение: Компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями,
Ход занятия
Этап |
Содержание занятия |
Деятельность учащихся |
Орг.момент |
— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в одно очень необычное королевство, о котором вы уже наверняка что – то знаете. |
Приветствие. |
Актуализация знаний |
— Но чтобы попасть в это королевство, нам нужно ответить на несколько вопросов. — Ребята, что такое грамматика? — Хорошо. Ребята, а в нашем языке существуют законы и правила применения языка? — Приведите примеры. — Спасибо, ребята. |
Собрание законов и правил применения устного и письменного языка. Да! Ответы учащихся |
Создание проблемной ситуации |
— Ребята, вы правильно ответили на все вопросы. А чтобы вы сами догадались в какую страну мы попадем, послушайте обращение моего коллеги – учителя, которого зовут Лев Кузьмич. Пришёл из школы Лев Кузьмич, стал проверять тетрадки И целый вечер Лев Кузьмич отгадывал загадки. Он долго думал ,например, раскрыв тетрадку Тани. Что это значит «Ученик играет на баране? « Ах, неужели гвозди вбивают молоком? Написано у Лёши о чуде о таком. А кто-то тяпкой вытер стол! Ах, неужели тяпкой? А кто-то каской красит пол! Напрасно. Лучше шапкой. А кто-то пишет: «Наш каток такой хороший, гадкий» Ай-ай — промолвил педагог и отложил тетрадки. Не бред ли это? Ясно , бред! Здоров ли я? Наверно, нет. И лоб пощупал он тайком и заспешил к дивану. И слышит: кто-то молоком колотит по барану. |
Слушают стихотворение, размышляют о теме и целях занятия. |
Определение темы, проблемы |
— Ребята, вы догадались в какое королевство мы сегодня отправимся и с чем поможем нашим героям? — Совершенно верно. Ребята, а с какой целью мы туда отправимся? |
В королевство ошибок. Научиться применять изученные нами правила русского языка и не совершать ошибки при письме и разговоре. |
Поиск решения проблемы |
— А как мы это сделаем? |
Внимательно, сосредоточенно. Так, чтобы применить изученные нами правила на практике. |
Применение знаний |
— Давайте вернемся к письму. Что же пришлось разгадывать педагогу? — Где ребятами была допущена ошибка? — Почему были допущены ошибки? — Что бы вы смогли посоветовать учащимся этого учителя? — Изучая русский язык, надо не только знать правила, но и уметь их применять на письме. А вот у вас на столах следующий конверт. Откройте его и прочитайте. «Плохие вести» Пришло письмишко мне. Гляжу — из лагеря от Мишки… «Здесь чудный лук, и я лижу,» написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса! Наверно, шутит плут. Читаю дальше: здесь лиса, красивый, длинный прут. И что такое он плетёт, не разберусь никак. «Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни. На днях в лису нашёл я грусть И очень был доволен. Нет, нет! Не шутит он. Боюсь, мой друг серьёзно болен. Вернётся — надо подлечить: заставить правила учить. — Какую плохую весть получил товарищ от Мишки? — Что он понял из письма? — Какие правила не знал Мишка? — Как проверить в слове безударную гласную? — А как проверить согласную в корне слова? — Исправьте письмо Миши и положите его обратно в конверт. — — А чтобы не делать таких глупых ошибок я приготовила для вас несколько стихотворений. Они пригодятся вам, поэтому держите их всегда при себе. А когда они понадобятся – воспользуйтесь ими, а лучше выучите. 1.Если есть в тебе таланты, Завяжи на праздник ба́нты. 2. Я ужасно утомлённый – 3. Звони́т звонарь, 4. Сперва – 5. В тот же день царица злая, 6. Свёкла плакать начала, 7. Отлетела от костра 8. Этот камень очень сильный 9. Чтоб скорей в библиотеке |
Неправильно написанные слова. Приводят примеры из стихотворения, называют правильный вариант. Ученики не знают правила русского языка или не умеют их применять. Ответы учащихся. Читают стихотворение. Что его друг серьезно болен. Безударная гласная в корне слова, проверяемая согласная в корне слова. Подобрать проверочное слово. Исправляют ошибки в стихотворении. Выходят 4 детей и показывают инсценировку сценки. Внимательно смотрят. Ответы учащихся. Он неправильно ставил ударение. |
Итог. Рефлексия |
— Ребята, что вы сегодня запомнили с нашего занятия? В каком королевстве мы побывали? — Какие бывают ошибки? — В чем выражаются устные ошибки? — Ребята, а чтобы вы хотели пожелать всем людям после нашего занятия? — Спасибо вам за работу, вы большие молодцы. |
Мы побывали в королевстве ошибок. Письменные и устные. В неправильной постановке ударения. Быть внимательными, учить и правильно применять правила русского языка. |
Пришёл из школы Лев Кузьмич, стал проверять тетрадки И целый вечер Лев Кузьмич отгадывал загадки. Он долго думал ,например, раскрыв тетрадку Тани. Что это значит «Ученик играет на баране? « Ах, неужели гвозди вбивают молоком? Написано у Лёши о чуде о таком. А кто-то тяпкой вытер стол! Ах, неужели тяпкой? А кто-то каской красит пол! Напрасно. Лучше шапкой. А кто-то пишет: «Наш каток такой хороший, гадкий» Ай-ай — промолвил педагог и отложил тетрадки. Не бред ли это? Ясно , бред! Здоров ли я? Наверно, нет. И лоб пощупал он тайком и заспешил к дивану. И слышит: кто-то молоком колотит по барану. |
Пришёл из школы Лев Кузьмич, стал проверять тетрадки И целый вечер Лев Кузьмич отгадывал загадки. Он долго думал ,например, раскрыв тетрадку Тани. Что это значит «Ученик играет на баране? « Ах, неужели гвозди вбивают молоком? Написано у Лёши о чуде о таком. А кто-то тяпкой вытер стол! Ах, неужели тяпкой? А кто-то каской красит пол! Напрасно. Лучше шапкой. А кто-то пишет: «Наш каток такой хороший, гадкий» Ай-ай — промолвил педагог и отложил тетрадки. Не бред ли это? Ясно , бред! Здоров ли я? Наверно, нет. И лоб пощупал он тайком и заспешил к дивану. И слышит: кто-то молоком колотит по барану. |
«Плохие вести» Пришло письмишко мне. Гляжу — из лагеря от Мишки… «Здесь чудный лук, и я лижу,» написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса! Наверно, шутит плут. Читаю дальше: здесь лиса, красивый, длинный прут. И что такое он плетёт, не разберусь никак. «Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни. На днях в лису нашёл я грусть И очень был доволен. Нет, нет! Не шутит он. Боюсь, мой друг серьёзно болен. Вернётся — надо подлечить: заставить правила учить. |
«Плохие вести» Пришло письмишко мне. Гляжу — из лагеря от Мишки… «Здесь чудный лук, и я лижу,» написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса! Наверно, шутит плут. Читаю дальше: здесь лиса, красивый, длинный прут. И что такое он плетёт, не разберусь никак. «Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни. На днях в лису нашёл я грусть И очень был доволен. Нет, нет! Не шутит он. Боюсь, мой друг серьёзно болен. Вернётся — надо подлечить: заставить правила учить. |
1.Втупительная часть
Попроветствовать обучающихся смотивировать на дальнейшую учебную деятельность
Словесный
— Здравствуйте, ребята!
— Девизом нашего урока предлагаю взять следующие слова:
«Учись, смекай, активней будь!
И к знаниям откроешь путь!»
— Как вы понимаете эти слова?
-Приветствуют учителя.
Рассуждают
Фронталья
Карточка с девизом
Понимание,интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование,описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка
Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности; подведение под понятие на основе распознавания объектов; выделение и классификация существенных признаков; установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
2.Основная часть
Дать предсталение оразнообразии правил русского языка
Словесный
-Ребята посмотрите на слайд,что вы видите?Все верно молодцы,вам нужно его разгадать,но он с подвохом посмотрим получится л у вас разгадать.Какое слово у вас получилось.Что не так было в ребусе?Молодцы а как правильно пишется это слово?Какие молодцы.
— Ребята, как вы понимаете слово «Грамматика»? — Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос что надо для того, чтобы хорошо знать все правила?
Грамматика, грамматика
наука очень строгая.
Учебник по грамматике
всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
плохое было бы житьё.
Сколько правил! Сколько правил
С непривычки бросит в дрожь
Будь внимательным!
И только всё запомнишь, всё поймёшь.
— При каком условии можно понимать грамматику или русский язык, всё запомнить?
— К чему приводит невнимательность на уроках русского языка, вы поймёте, прослушав стихотворение
-Ребята исходя из вышесказанного сформулируйте тему нашего занятия.
Все верно мы с вами сегодня отправляемся в королевство ошибок будьте внимательны и запоминайте правильное написание слов.
Какую цель мы поставим перед собой?
Молодцы
-А теперь отправляемся в путь.Вперед….
«Тетрадки и загадки»
Пришёл из школы Лев Кузьмич,
стал проверять тетрадки
И целый вечер Лев Кузьмич
отгадывал загадки.
Он долго думал, например,
раскрыв тетрадку Тани.
Что это значит
«Ученик играет на баране?»
Ах, неужели гвозди
вбивают молоком?
Написано у Лёши о чуде о таком.
А кто-то тяпкой вытер стол!
Ах, неужели тяпкой?
А кто-то каской красит пол!
Напрасно. Лучше шапкой.
А кто-то пишет:
«Наш каток такой хороший, гадкий»
Ай-ай — промолвил педагог и отложил тетрадки.
Не бред ли это?
Ясно, бред! Здоров ли я? Наверно, нет.
И лоб пощупал он тайком
и заспешил к дивану.
И слышит: кто-то молоком
колотит по барану.
— Какие загадки пришлось разгадывать педагогу? Какие ошибки были допущены у ребят? Почему они допустили подобные ошибки?
— Вывод: при письме нужно быть очень внимательными, перечитывать, что ты написал.
Изучая русский, надо не только знать правила, но и уметь их применять на письме. Послушайте стихотворение «Плохие вести» и ответьте: Какую плохую весть получил друг от Мишки?
«Плохие вести»
Пришло письмишко мне.
Гляжу — из лагеря от Мишки…
«Здесь чудный лук, и я лижу,»
написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса!
Наверно, шутит плут.
Читаю дальше:
здесь лиса, красивый, длинный прут.
И что такое он плетёт,
не разберусь, хоть тресни
«Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни.
На днях в лису нашёл я грусть
И очень был доволен.
Нет, нет! Не шутит он.
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернётся — надо подлечить:
заставить правила учить.
— Какую плохую весть получил товарищ от Мишки? Что он понял из письма? Какие правила не знал Мишка? Как проверить в слове безударную гласную? Без чего невозможно быть грамотным?
-Вы наверное устали?Давайте немного отдохнем.
Физминутка
Утром бабочка проснулась потянулась,улыбнуласт
Раз росой умылась
Два изрядно покружилась
Три нагнулась и присела
На четыре улетела
Присаживайтесь.
Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Словечки –колечки»
Автор: «Грустный, сонный ,невесёлый
Ежи наш пришёл из школы.
Сел к столу. Разок зевнул и над книжкою заснул.
Тут явились три словечка «Апельсин» Сосна» «Колечко:
Вместе: «Что ты, Ежи, сделал с нами? Мы пожалуемся
маме»
Апельсин: « Я не какой не «опельсин».
Колечко: « Я никакая ни «калечка».
Сосна: «Я до слёз возмущена.
Можно только лишь со сна
написать, что я «сасна»!
Апельсин: Мы, слова, оскорблены
тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Колечко: « Невозможно без вниманья
получить образованье.
Будет поздно, так и знай.
Станет неучем лентяй!»
Сосна: « Если ты ещё хоть раз
искалечишь, мальчик, нас,
мы с тобой поступим круто,
нашей честью дорожа.
Имя Ежи в полминуты переделаем в ежа.
Вместе: Будешь ты ежом колючим.
Вот как мы тебя проучим!»
Автор: Ежи вздрогнул, ужаснулся, потянулся и
проснулся
Подавил зевоту, взялся за работу.
— Какие правила правописания не знал Ежи? Почему он их не знал?
— Часто бывает, что мы настолько не внимательны к словам, что произносим их неправильно и даже сами этого не замечаем
— Послушайте рассказ.
«Рассказ школьного портфеля»
Знакомьтесь: Петя, мой сосед.
Ему уже 12 лет,
но говорит он до сих пор не коридор, а «колидор». «Дилектор входит в кабинет..»
Закрыт магазин на обед,
хозяйка моет стаканы,
секёт свеклу, пекёт блины.
И до меня дошёл черёд
портфель он портфелем зовёт.
Но мне не зря родную речь судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя: пусть и его зовут Петя.
–Петя! несётся со двора ,тебе домой идти пора.
Не трогай малыша, Петя! Ведь ты большой, а он –дитя!
Петя обижен на ребят.
Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил
и никого не оскорбил.
За что же среди бела дня отняли имя у меня?
— И правда за что?
Ребус
Громматека
В нем была ошибка
Грамматика
-Ответы детей
Слушают стихотворение
Быть внимательным
Ошибки
Ответы детей
Пропущены буквы в словах, слоги.
Отвечают на вопросы
Ответы детей
Был невнимательным
Слушают рассказ
Ответы детей
Неправильно ставил ударение
Понимание,интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование,описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка
Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности; подведение под понятие на основе распознавания объектов; выделение и классификация существенных признаков; установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение лицей №9 г.Сальска
Учитель начальных классов Перунова Людмила Александровна
Конспект занятия по внеурочной деятельности
«Занимательное словообразование»
Дата: 03.03.2021
Конспект занятия составлен в соответствии с программой внеурочной деятельности
Класс: 3.
Учитель :Перунова Л.А.
Тема: «В Стране ошибок.»
Направление: Общеинтеллектуальное.
Форма проведения: групповая
Цель: Создать условия для понимания учащимися значимости и применении правил русского языка.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельноформулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью,корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
Технологии, применяемые на занятии: Проблемное обучение; развивающее обучение
Материально – техническое обеспечение: Компьютер, проектор, карточки с заданиями, презентация
Ход занятия
Этап |
Содержание занятия |
Деятельность учащихся |
Орг.момент Слайд 2 |
— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в одно очень необычное путешествие в страну, о которой вы уже наверняка что – то знаете. Давайте вспомним наш девиз: «Учись, смекай, активней будь! И к знаниям откроешь путь!» -Как вы понимаете эти слова? |
Приветствие. хором |
Слайд 3 Разминка (работа в группах). Актуализация знаний Игра «Буквы заблудились» Слайд 4 |
Сегодня мы будем работать группами. давайте вспомним правила работы в группе. Команда победитель будет получать 5, а проигравшая 4. Назовите свою команду. — Но чтобы попасть в эту необычную Страну нам нужно немножко размяться Составьте как можно больше слов из слова Вежливость Оценивание Я даю вам 2 минуты -Чтение составленных слов № 1. Мы пришли на огород, смотрим: кепка там растет. Почему не понятно, что написано? Исправьте ошибки. № 2. Нарушая тишину, воют вилки на Луну. № 3. Пышка любит грызть зерно, – очень вкусное оно! № 4. Утром бабушка к рубашке прибивала мне кармашки |
Называют правила работы в группе Репка Волки Мышка пришивала |
Создание проблемной ситуации |
— Ребята, вы правильно ответили на вопросы. А чтобы вы сами догадались в какую страну мы попадем, послушайте , какое письмо получил Кирилл «Плохие вести» Пришло письмишко мне. Гляжу — из лагеря от Мишки… «Здесь чудный лук, и я лижу,» написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса! Наверно, шутит плут. Читаю дальше: здесь лиса, красивый, длинный прут. И что такое он плетёт, не разберусь никак. «Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни. На днях в лису нашёл я грусть И очень был доволен. Нет, нет! Не шутит он. Боюсь, мой друг серьёзно болен. — Какую плохую весть получил товарищ от Мишки? — Что он понял из письма? — Какие правила не знал Мишка? Как проверить в слове безударную гласную? — А как проверить согласную в корне слова? |
Слушают стихотворение, размышляют о теме и целях занятия. |
Определение темы, проблемы |
— Ребята, вы догадались, в какую Страну мы с вами попали? — Ребята, а с какой целью мы туда отправимся? |
В Страну ошибок. Научиться применять изученные нами правила русского языка и не совершать ошибки при письме и разговоре. |
Поиск решения проблемы Применение знаний Игра «Исправь ошибки» Игра «Ударение» Сценка»Проблема» |
— — Почему были допущены ошибки? Помогите понять ,что написал Мишка. Исправьте ошибки. проверка команды соперника Оценивание Часто бывает, что мы настолько не внимательны к словам, что произносим их неправильно и даже сами этого не замечаем «Рассказ школьного портфеля» Знакомьтесь: Петя, мой сосед. Ему уже 12 лет, но говорит он до сих пор не коридор, а «колидор». «Дилектор входит в кабинет..» Закрыт магазин на обед, хозяйка моет стаканы, секёт свеклу, пекёт блины. И до меня дошёл черёд портфель он портфелем зовёт. Но мне не зря родную речь судьбой доверено беречь. И я придумал не шутя: пусть и его зовут Петя. –Петя! несётся со двора ,тебе домой идти пора. Не трогай малыша, Петя! Ведь ты большой, а он –дитя! Петя обижен на ребят. Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил и никого не оскорбил. За что же среди бела дня отняли имя у меня? — И правда за что? Поставьте правильно ударение в словах Оценивание команда соперник Давайте подведём итог .Сложите ваши оценочки. |
Ученик не знает правила русского языка или не умеет их применять. Ответы учащихся. Читают стихотворение. Он неправильно ставил ударение. |
Итог. Рефлексия |
— В каком королевстве мы побывали? — Какие бывают ошибки? — В чем выражаются устные ошибки? — Ребята, а чтобы вы хотели пожелать всем людям после нашего занятия? Выберите оценку — Спасибо вам за работу, вы большие молодцы. |
Мы побывали в королевстве ошибок. Письменные и устные. В неправильной постановке ударения. Быть внимательными, учить и правильно применять правила русского языка. |
Сценка»Проблема»
Мать: Здравствуйте, Наталья Михайловна!
Учитель: Добрый день! Проходите, пожалуйста!
Мать: Помогите нам. У меня проблема: я совсем перестала понимать своего сына. Не могу разобрать, на каком языке он говорит. Никто его не понимает. Может вы сможете на него повлиять? Вовочка, заходи!
Вовочка: Вау! Тут так клево, блин!
Учитель: Ну, расскажи, какие у тебя проблемы?
Вовочка: Да все ништяк! Это все музычка наша!
Учитель: Кто?
Вовочка: Ну, музычка наша. Зазвонила их всех!
Учитель: Кого?
Вовочка: Да шнурков моих!
Учитель: Какие шнурки? И причем здесь ботинки?
Вовочка: Ну, шнурки – это родичи. Въезжаете? Ну, вот они и наехали, блин, на меня, блин. Капитально наперли. Комп, мол, для тебя не фурычит и ящик не катит. Даже в магзик не пробиться. Ну, не житуха, блин!
Мать: Ну вот, я же говорила!
Учитель (в ужасе): Ты можешь говорить по-русски?!
Вовочка: Не по-ни-мэ!
Учитель: Что?!!!
Вовочка: Не по-ни-мэ!
Учитель (выходя из себя): Ах, так! Кончай пургу гнать, чувак! Вот те коробчонка (достает огромный словарь). Если ты к завтрашнему дню не схаваешь его от корки до корки, я из тебя такой эксклюзивный бифштекс отчебучу, блин! Шифруешь?! (хлопает словарь о стол).
Вовочка: Клево! То есть, круто! То есть, понял, Наталья Михайловна. (Убегает со словарем).
Мать: Вот это да! Спасибо, Наталья Михайловна! Он постарается!
Учитель: Уфф!
7