Критерием истины являются знания исправить ошибку

Знания, полученные в процессе познания, должны соответствовать окружающей действительности. Только в этом случае эти знания будут полезны человеку. Таки&соответствующие действительности знанияназывают истиной.^Чтобы сравнить два предмета, иногда достаточно просто расположить их рядом. Часто это сделать сложно из-за величины, неподъемности предметов или потому, что они находятся на весьма удаленном расстоянии друг от друга. В этом случае мы сравниваем их образы, сохраненные в памяти, или используем их изображения — фотографии, рисунки, макеты и т.д.

Сложнее установить соответствие действительности знаний, выраженных в знаковой форме, например в виде математической формулы. В этом случае надо произвести вычисления или провести опыт.

В окружающем мире определенные процессы происходят независимо от воли человека и от человечества в целом. Знание о таких процессах получило название объективной истины. Действительно, человечество долгое время не знало законов физики, химии, астрономии, но они, тем не менее, существовали и действовали. С другой стороны, истине присуща и субъективность — в том смысле, что полученные знания становятся достоянием конкретного человека и общества в целом. Несомненно, чувственное познание и воспринятые в его результате образы субъективны. Они зависят от индивида, состояния его нервной системы, условий наблюдения, степени подготовки и т.д. Истинность знания должна быть осознана человеком. Кроме того, истина конкретна, так как полученное в результате познания знание отражает определенный объект действительности. Абстрактных истин, не привязанных к предмету познания, не бывает.

Критерием истины выступает практика. Она рассматривается как основа формирования знаний и одновременно как средство проверки их истинности, т.е. выявления меры соответствия знаний объективной действительности.

В широком понимании практика включает все виды деятельности человека. Практика подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии. Меняются виды деятельности, оставшиеся наполняются новым содержанием.

В то же время практика неоднозначна и внутренне противоречива. Противопоставляя одни факторы практики другим, можно сделать односторонние, неверные выводы. Ежедневные наблюдения за небесными светилами приводят к выводу о том, что Солнце и Луна вращаются вокруг Земли, что, как известно, не верно. Для доказательства обратного нужно совершить более сложные практические действия и провести расчеты.

Практика выступает основой сознания и вместе с тем включает в себя сознательную деятельность. Осознав ограниченность практики данного периода времени и ее несоответствие интересам большинства народа и целям исторического прогресса, люди в состоянии изменить ее, перейти к практике позитивной, прогрессивной. Только в этом случае изменяющаяся практика может быть основой и критерием развивающегося истинного знания.

Объективная истина не представляет собой нечто застывшее, а выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которых объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности.

Философская теория познания выдвигает следующие тезисы.

1. Объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается.

2. Практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются.

3. Знания, полученные на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.

Таким образом, задача теории познания состоит в изучении того, как развивающееся познание отражает развивающийся мир, соответствует ему и воздействует на него.

Истинное знание, как и сам объективный мир, имеет свойство развиваться. В древности люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Это утверждение не было истинным знанием, но объективной истиной в этом утверждении было то, что светила движутся. С течением времени астрономические знания расширялись, и на сегодняшний день ученые с максимальной точностью вычислили траектории движения планет. Таким образом, каждое новое открытие пополняет объективную истину.

В зависимости от полноты истинных знаний различают относительную и абсолютную истину. Относительная истина — это неполное, неточное знание. Она зависит от конкретных исторических условий, уровня развития науки. В процессе познания относительная истина может меняться и дополняться. На разных этапах развития человечества одна относительная истина может сменяться другой, которая более полно выражает объективную истину. Таким образом, исторический процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

Абсолютной истиной называется совершенно полное, точное, (всестороннее, исчерпывающее) знание о каком-либо явлении. Абсолютная истина практически недостижима. Она служит движущей силой познания. Вопрос о возможности достижения абсолютной истины с давних времен был предметом философского спора. Ряд философов отрицательно отвечают на этот вопрос. В доказательство они ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них оказывается со временем не вполне точной и полной. Следовательно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, т.е. полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее, абсолютная истина существует. Ее надо понимать как цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.

Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем больше мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства окружающего нас мира и создаем о нем все более полные и точные знания. Это — постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот, абсолютная истина — это «предел» бесконечной последовательности относительных истин.

Противоположность истины представляет заблуждение — несоответствие знания объективной реальности. Источниками заблуждения могут быть низкие познавательные способности индивида, плохое знание предмета познания, отсутствие специальной подготовки и, как следствие, скоропалительные выводы, отсутствие специальных средств познания, а также предубеждения, стереотипы и др. Заблуждения возникают по объективным причинам. Так, до момента создания мощного микроскопа невозможно было провести анализ мельчайших частиц.

В то же время ошибочные выводы могут стать следствием и субъективных факторов. Так, неверное истолкование процесса, неправильное практическое действие приводят к ошибкам, т.е. к неистинным выводам. Но субъект познания может по какой-либо причине намеренно искажать действительность, делать заведомо неверные выводы. В этом случае имеет место ложь.

Истина, с одной стороны, и заблуждения, ошибки, ложь — с другой — это те оценки, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от знаний, противоречащих ей.

Но эти критерии не являются единственными. Можно выделить знания полезные и бесполезные. Причем не всегда полезность и истинность совпадают. Например, если человек знает, что избыточная радиация опасна для здоровья, и он оказался в зоне радиоактивного заражения, ему не нужны знания о свойствах радиации, достаточно знания о том, что она несет вред. Истинные знания о поломке прибора не будут нужны, если отсутствуют запасные части.

Таким образом, достижение истины — процесс сложный, но интересный и необходимый. Стремясь к истине, человечество познает новое, и это способствует его движению по пути социального прогресса.

Вопросы и задания

1. Что такое истина? Объясните понятие «объективная истина».

2. Охарактеризуйте практику как критерий истины.

3. В чем состоит различие относительной и абсолютной истины?

4. Что такое заблуждение? Почему оно возникает?

5. В чем состоит соотношение полезности и истинности знания? При ведите конкретные примеры знаний полезных и бесполезных.

6. Объясните слова Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

7. «Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету», — писал французский философ Р.Декарт. Как его слова объясняют сущность истины?

8. Ж. А. Пункаре писал: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны».

Какой вид истины имеет в виду автор?

9. Прочитайте следующие высказывания. Сделайте на их основе вывод о соотношении истины и заблуждения.

А.Смит: «Заблуждения, включающие в себя некоторую долю правды, самые опасные».

И.В.Гёте: «Нет ничего опасней для новой истины, чем старые заблуждения».

В.Г.Белинский: «Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения».

Ф. Шиллер: «От светлых лучей истины не всегда исходит тепло. Блаженны те, кто не заплатил за благо знания своим сердцем».

Ж. Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один».

3.2. Истина

2.5 (49.88%) 170 votes

1. Проблема истины и её место в гносеологии.


разные
походы к определению истины;


понятие объективности, конкретности,
абсолютности и относительности истины.

2. Проблема критерия истины.


многообразие подходов к критерию истины;


критерий практики, её структура,
социальные формы.

3. Проблема соотношения знания и веры.


границы
научного познания;


диалектику
веры и знания.

1.

Величайшие умы
человечества всегда видели в истине ее
высокий нравственно-эстетический смысл.
Понятие истины человечество соединило
с нравственными понятиями правды и
искренности. Правда и истина – это и
цель науки, и цель искусства, и идеал
нравственных побуждений. Истина, говорил
Г. Гегель, есть великое слово и еще более
великий предмет. Отношение человека к
истине выражает в какой-то мере его
суть. Так, по словам А.И. Герцена, уважение
к истине — начало мудрости.

Проблема
истины является ведущей в философии
познания. Все проблемы теории познания
касаются либо средств и путей достижения
истины (чувственных и рациональных,
дискурсивных и интуитивных), либо форм
существования истины (понятие факта,
гипотезы, теории), либо методов её
познания, форм ее реализации.

Понятие
истины относится к важнейшим в общей
системе мировоззренческих проблем. Оно
находится в одном ряду с такими понятиями,
как «справедливость», «добро»,
«смысл жизни», а также позволяет
оптимистически смотреть на возможность
познания мира, общества, человека и его
мышления.

Вопрос,
что такое истина относится к одному из
вечных вопросов гносеологии. Имеются
разные понимания истины: «истина
— есть соответствие знания действительности»;
«истина — это опытная подтверждаемость»;
«истина — это свойство самоорганизованности
знаний»; «истина — это соглашение»;
«истина — это полезность знания, его
эффективность».

Первое
положение, согласно которому истина —
есть знание, является
главным в классической концепции истины.
Такое её понимание разделяли Платон и
Аристотель, Фома Аквинский и Г.Гегель,
Л. Фейербах и Маркс, многие философы XX
Века.

Ей
придерживаются и материалисты, и
идеалисты, метафизики и диалектики и
даже агностики. Различия внутри её
проходят по вопросу отражаемой
действительности и по вопросу о механизме
соответствия.

Современная
трактовка истины включает в себя
следующие моменты характеристики:

1)
Объективность,
она — в обусловленности реальной
действительности в которую входит
-объективная реальность, субъективная
реальность
она — в связи с предметно чувственной
деятельностью человека, с практикой,
она — в независимости содержания истины
от отдельных людей.

2)
Субъективность.
Поскольку истину познают люди она
субъективна по своим внутренним
идеальным содержанию и форме
(например,
всемирное тяготение изначально
присуще миру, но истиной стала благодаря
Ньютону).

3)
Истина есть процесс, она не постигается
сразу, целиком в полном объёме, а
постепенно углубляется и вместе с тем
всегда неполна и неточна.

Для
характеристики объективной истины, как
процесса, применяются категории
абсолютного
(выражающего устойчивое, неизменное в
явлениях) и относительного
(отражающего изменчивое, преходящее).

Абсолютная
истина (абсолютное в объективной истине)
— это полное, исчерпывающее знание о
действительности, которое в границах
конкретного этапа развития науки не
уточняется и не дополняется, это идеал,
который не может быть достигнут, хотя
познание и приближается к нему, это
элемент знаний, который не может быть
опровергнут в будущем: «люди смертны»
и т.д. — это вечные истины.

Движение
к абсолютной истине идёт через нахождение
множества относительных истин.

Относительная
истина (относительное в объективной
истине) — это неполное, приблизительное,
незавершённое знание о
действительности,
которое углубляется и уточняется по
мере развития практики и познания.

При
этом старые истины либо заменяются
новыми (как классическая механика
квантовой), либо опровергаются и
становятся заблуждением (как истина о
вечном двигателе).

В
любой абсолютной истине мы находим
элементы относительности, а в относительной
черты абсолютности. Диалектика абсолютной
и относительной истин ставит вопрос о
конкретности
истины.
Это означает, что любое истинное знание
определяется:

1)
Характером объекта к которому относится.

2)
Условиями места, времени.

3)
Ситуацией, историческими рамками.

Распространение
истинного знания за пределами его
действительной применимости превращает
его
в заблуждение (даже 2+2=4 является истиной
только в десятичной системе исчисления).

Таким
образом, объективная,
абсолютная, относительная и конкретная
истина

это не разные «сорта» истин, а одно
и тоже истинное знание с этими свойствами.

Существуют
и разные формы истины: экзистенциальная
(понимание духовного мира), предметная
(знание о материальных системах),
концептуальная,
а также истины обусловленные видами
познавательной деятельности: научная,
обыденная, нравственная
.

При
этом постоянный спутник истины в любой
её форме — заблуждение. И истина и
заблуждение — две противоположные, но
неразрывные стороны единого процесса
познания.

Заблуждение
— знание, не соответствующее своему
предмету, несовпадающее с ним.

Это
неадекватная форма знания, возникает
непреднамеренно
из-за ограниченности, неразвитости или
ущербности практики и самого познания.
Заблуждения неизбежны, но они необходимый
предмет познания истины. Заблуждения
многообразны по своим формам: научные
и ненаучные, религиозные и философские,
эмпирические и теоретические.

Заблуждение
следует отличать ото лжи
— преднамеренного искажения истины в
корыстных целях и дезинформации

т. е. передачи ложного знания (как
истинного) или истинного знания как
ложного.

Все
эти явления имеют место в научном знании,
но встречается и мошенничество, и подлог.
Чаще встречаются ошибки
— как результат неправильных действий
в вычислениях, в политике, в жизни. Они
бывают логическими
и фактическими
.

Заблуждения
рано или поздно преодолеваются: либо
сходят со сцены (учение о «вечном
двигателе»), либо становятся истиной
(превращение алхимии в химию, астрологии
в астрономию),

2.

Вопрос
о том, можно ли ограничить истину от
заблуждения, и каким образом, есть вопрос
о критерии
истины.

В
истории науки и философии высказывались
разные точки зрения на критерий истины
(критерий
— это средство проверки достоверности
знания
).
Так, Декарт критерием истинных знаний
считал их ясность самоочевидность.
Фейербах такой критерий искал в
чувственных данных. Но оказалось —
никаких самоочевидных положений нет,
ясность мышления — вопрос крайне
субъективный, а чувства — зачастую нас
обманывают (ложка в стакане воды
изломана).

Необходим
критерий, который был бы и теоретическим
(для отражения объекта) и нетеоретическим
(для проверки знаний), отличался бы от
субъективных процессов познания и от
объективных естественных процессов.

Такими
свойствами обладает практика,
но во всём её объёме и историческом
развитии. При этом практику, дополняют
и другие критерии

общезначимость
(то, что признаётся многими людьми),
прагматизм
(то, что признают полезным, что приводит
к успеху), когерентность
(взаимосоответствие
суждений), конвенционализм
(то, что соответствует соглашению).

Так,
математики склоняются когерентной
концепции истины, гуманитарии к
общезначимости и конвенционализму,
инженеры, научные работники, к практицизму
и практике.

Понятие
«практика» раскрывалась через
широкий спектр терминов «действие»,
«деятельность», «деятельная
жизнь», «опыт», «опыт в целом»,
«труд». Практика считалась важным
условием процесса познания, высказывалась
идея о единстве теории и практики
(Гегель, Чернышевский, Соловьев).

Практика
— активная, целенаправленная
чувственно-предметная деятельность
людей, направленная на изменение реальной
действительности.

С
введением практики в теорию познания
было установлено, что человек активно,
через предметы, целенаправленно,
воздействует на действительность и в
ходе её изменения познаёт её.

Практика
и познание
— две стороны единого процесса, вместе
они целостная система человеческой
деятельности. Но, практика играет
решающую роль, ибо её законы — это законы
реального мира, который преобразуется
в этом процессе. Важнейшие формы
практики
:


материальное производство (труд);


социальная деятельность;


научный эксперимент;


техническая деятельность;


политическая деятельность.

Практика
и познание тесно связаны, практика
имеет познавательную сторону, а познание
— практическую.
Практика является источником информации
для познания. Своеобразие практики
выражается в её функциях
в
процессе познания:

1.Практика
является источником познания, ибо все
значения вызваны к жизни потребностями
практики (креативная функция).

2.
Практика выступает как основа познания,
его движущая сила. Она пронизывает все
его стороны, ставит проблемы, обнаруживает
новые свойства
и стороны мира, обеспечивает познание
техническими средствами (детерминирующая
функция)

3.Практика
является целью познания, поскольку
служит для преобразования мира и
регулирует деятельность людей
(целеполагающая функция)

4.Практика
представляет собой и решающий критерий
истины
(критериальная
функция).

Проверка
знания практикой не есть одноразовый
акт, а есть длительный процесс, носящий
исторический, противоречивый характер.
Это означает, что критерий практики
одновременно и абсолютен и относителен.
Абсолютен в том смысле, что только
практика может окончательно доказать
какие-либо положения. Относителен
потому, что сама практика развивается,
совершенствуется и потому не может в
каждый данный момент доказать истинность
развивающегося знания.

Вот
почему, возникает необходимость
дополнения практики иными критериями,
которые дополняют, но не отменяют или
заменяют его. Особо важен логический
критерий
истины,
сочетающий и формально-логический и
диалектический методы, а также
аксиологический

критерий.

Своеобразны
подходы к пониманию истины и её критерия
у М.Хайдеггера и К. Поппера. «Сущность
истины открывается как свобода человека»,
— считает Хайдеггер. «Истина – образец,
— утверждает Поппер — заблуждение как
противоположность истины — дело рук
человеческих, следствие его ошибок,
свободы, хотения».

Понятие
истины близко к понятиям ПРАВДА, ПРАВОТА.
Правда — истина на деле, истина в образе,
благе, честности, справедливости,
поступать по правде, значит поступать
по истине, по справедливости (В.Даль).
Тем самым правда, шире, чем истина, так
как включает в своё определение и мораль.
С другой стороны, это свидетельство об
аксиологическом аспекте истины.

Таким
образом, практика является наиболее
точным критерием позволяющим отличить
заблуждение от истины, при дополнении
другими критериями обеспечивает процесс
познания истины.

3.

В
формировании мышления важнейшим было
и остаётся приобщение к науке, научной
истине. Достижение последней связанно
с соотношением веры и знания.

Классификация
форм знания и по сей день является во
многом дискуссионной.

Уже
на ранних этапах истории существовало
обыденно-практическое
познание,

поставляющее элементарные сведения о
природе, людях, социальных связях и т.д.
Основой данной формы познания является
опыт повседневной жизни, практики людей.
Знания эти носят хотя и прочный, но
хаотический, разрозненный характер
(набор сведений, правил и т.п.). Сфера
обыденного познания включает в себя
здравый смысл, верования, приметы,
традиции, предания, назидания, интуитивные
убеждения, предчувствия и пр.

Важно
и мифологическое
познание
.
Его специфика в том, что оно представляет
собой фантастическое отражение
реальности, является
безсознательно-художественной
переработкой природы и общества народной
фантазией, это и своеобразное моделирование
мира в метафорах
и обобщениях, имеющих и логическую
природу.

Ему
свойственно: слитность с эмоциональной
сферой, неотчётливое разделение субъекта
и объекта, предмета и знака, вещи и слова,
происхождения и сущности явлений.
Значение мифологического познания в
его обращенности к культуре.

Художественно-образная
форма познания
,
наиболее проявившаяся в искусстве, хотя
полностью, целиком не сводима к познанию,
но через систему художественных образов
— позволяет раскрыть истину, поскольку
в структуру любого произведения искусства
включаются знания о людях, их характерах,
о странах и народах, обычаях, нравах,
быте, об их чувствах, мыслях и т.д.

Одними
из древнейших форм познания являются
философское
познание
и
религиозное
познание
.
Особенностью последнего является то,
что, будучи фантастическим отражением
земных, природных и социальных сил оно
содержит в себе определённые знания о
действительности, хотя и не в теоретической
форме. Религиозное познание не выполняет
функций производства объективного
знания, носящего всеобщий, целостный,
самоценный и доказательный характер.

Сущностью
научного
познания является рациональность,
которая
в качестве подчинённых моментов содержит
эмоции и веру.

Сущностью
научной рациональности является
способность работать с идеальными
объектами с тем условием, что их можно
превратить в реальную вещь, предмет или
дело — это способность разума к целостному
охвату природы, общества и собственной
субъективности и их фиксация в системе
общезначимых правил.

При
этом научное познание имеет свои границы.
Но каковы его реальные и потенциальные
пределы? Наука состоит из системы
внутренне дифференцированных научных
дисциплин, имеющих свою предметную
область, методы и формы познания. Это —
физика, химия, биология, социология,
история. Развитие науки происходит на
основе 2-х взаимосвязанных тенденций:
дифференциации и интеграции.

Дифференциация
предполагает
деление, отпочкование и размножение
научных направлений (специализация
методов познания для отражения
качественно различных объектов).

Интеграция
обратный процесс (так возникли биохимия,
физическая химия), так возникает
кибернетика, как перенос одних форм и
методов
на другие направления.

Человеческий
мир сложен, более неуловим для науки.
Не случайно, гуманитарные науки менее
развиты, чем естественные, здесь меньше
общепризнанных теорий и больше разномыслия
и неоднозначности.

Таким
образом, научный анализ имеет свою
специфику, и, следовательно, ограниченную
сферу применимости. Возникает вопрос,
как соотносятся вера и знание в научном
познании?

Надо
отличать религиозную
и обычную
веру, основанную на обобщенном практическом
опыте людей.

Первая
определяется как верность Богу и
последовательное практическое
осуществление в жизни религиозных идей,
ценностей и норм и не имеет (практически)
гносеологического значения.

Второй
тип веры состоит в психологической
уверенности в правильности содержания
высказывания. Эта вера играет важную
роль, как в обыденной жизни, так и в
научном познании. Разновидности такой
веры: от уверенности, в чём-либо, до
жизненных убеждений. Такая вера —
неотъемлемый компонент практической
деятельности, поскольку, человек в
условиях, когда имеются несколько
альтернатив решения, вынужден опираться
на свою веру в успех предприятия.

Вера
помогает действовать в условиях
неопределённости. Полной информированности
о мире объективно не может быть, принимая
решения принципиально нельзя просчитать
как логический вывод.

Вера
не возникает на пустом месте, она
формируется опытом и практикой, самой
жизнью. Можно сказать, что вера основывается
на знании и опыте.

Вера
помогает на всех уровнях познания:
эмпирическом, теоретическом, уровне
технической разработки. Гипотеза
опирается на веру, поскольку есть много
вариантов объяснения явлений. Разработка
теории тоже может натолкнуться
на альтернативные подходы, вера позволяет
осуществить учёному выбор.

Сами
истоки практической деятельности и
познавательной деятельности уходят в
глобальную веру в то, что мир познаваем
и изменяем. Причем вера учёного отличается
от веры невежественного человека. Вера
учёного есть средоточие опыта, знаний
и опирается на историю науки. К тому же
она корректируется научным сообществом.
Научное сообщество ничего не принимает
на веру. Аргументация верой исключается
из стиля научного мышления.

Сама
проблема взаимоотношения знания и веры
имеет давнюю историю. Особенно активно
она обсуждалась в средневековой
схоластике. Так, Тертуллиан активно
выступал против разума, провозглашая:
«Верую, потому что абсурдно»

Августин
Блаженный: «Познать разумом то, что
принято верой». Более компромиссна
формула Ансельма Кентерберийского:
«Верю и понимаю». Фома Аквинский
говорил о гармонии веры и знания при
приоритете веры.

Ф.
Бекон выдвинул лозунг — «Знание —
сила», в котором утверждает силу
разума. Уже в начале XX века католическая
церковь полагала, что расхождения
веры и разума нет, так как все знания
произошли от бога. Современный неотомизм
главную задачу видит в рациональном
истолковании истин теологии. Французский
теолог, философ и учёный Тейяр де Шарден
пытался создать такую концепцию развития
Вселенной, которая бы сочетала данные
науки и религиозного опыта. Бертран
Рассел вообще называл истину свойством
веры.

Вопрос
о соотношении веры и разума (знания)
занимал важное место в русской религиозной
философии. Одно из важнейших понятий
которой — «цельное знание». Идеал
цельного знания, всеединства включает
чувственный опыт, рациональное мышление,
эстетический и нравственный опыт и
религиозное созерцание (Хомяков, Франк,
Соловьев).

С.Л.
Франк считал, что вера важнейший компонент
духовного мира человека. Она является
могучим стимулом творчества и открывает
простор
сознанию.

И.А.
Ильин подчеркивал, что знание и вера не
исключают друг друга. Наука имеет свой
предмет и метод и не отрицает, что истину
можно достичь при помощи другого опыта
и метода, в том числе и религиозного.

Рассматривая
взаимоотношения веры и знания, Н. А.
Бердяев отмечал, что они не мешают друг
другу, и ни одна из них не может заменить
или уничтожить другую. Бердяев различал
религиозную
веру и веру гносеологическую.
Он указывал, что знание в обоих аспектах
оказывается формой веры. Знание есть
вера, вера есть знание.

В
современной науке высказываются идеи
о многообразии духовного опыта
человечества (религии, мифа, философии,
мистики и т. д)
и его учёта в поисках научной истины.
Нужно стремиться к диалогу между всеми
формами культуры, всеми способами
освоения человеком
мира.

Таким
образом, познание истины есть процесс,
опирающийся в равной мере на веру и
знание, а научная истина опирается на
все формы культуры.

Итогом
познания является отыскание истины,
истина — есть соответствие знания
действительности. Истина объективна и
конкретна, и как процесс сочетает в себе
абсолютные и относительные черты.
Критерием
истины выступает практика, которая
сочетается с критериями логичности,
общезначимости, прагматизма,
конвенционализма,
морали и красоты. В
поисках истины исследователь опирается
на взаимосвязь знания и веры, на опыт
всего человечества.

Критерий истины (от древне-греческого κριτήριον — мерило, средство суждения) — способ, с помощью которого устанавливается истинность знания и отличается истина от заблуждения. Решение вопроса о критерии истины по существу зависит от трактовки проблемы истины.

Возникновение понятия

Впервые термин «Критерий истины» был использован стоиками1. Стремясь совместить гераклитовское понимание истины как логоса — объективной космической закономерности, и протагоровскую трактовку человека как меры всех вещей, стоики оказались перед проблемой объективности знания. Поскольку они понимали человека по-протагоровски, поиски решения этой проблемы привели их к открытию такой познавательной способности человека, которая, оставаясь субъективным качеством индивида, одновременно гарантировала бы объективность содержания знания. Обеими этими признаками они наделили так называемую каталептическую фантазию — представление, которое благодаря чистоте и силе выражения в нём объекта принуждает принять последний за истину, согласиться с ним. Отрицание возможности критерия истины служило одним из аргументов в обосновании античного скептицизма2.

В философии рационалистов и Канта

Рационализм нового времени выдвинул в качестве критерия истины понятие ясного и отчётливого познания. Эта концепция вытекала из понимания разума как «естественного света» и была связана с общемеханистическим мировоззрением, для которого прообразом научного метода была математика. У Декарта рационалистическая теория истины как абсолютного совпадения разума и бытия получила выражение в идее врождённости основ знания. Спиноза преодолел непоследовательность декартовского рационализма, определив протяжение и мышление как атрибуты единой субстанции — природы. Тем самым совпадение идеи с объектом стало необходимой «нормой» истины. Но отсюда вытекало, что истина есть критерий нормы самой себя и заблуждения. Лейбниц, исходя из своего различения «истин факта» и «истин разума»; установил для первых в качестве критерия истины логический принцип непротиворечивости. Но это не снимало проблемы критерия истины в отношении знания, соотносимого с действительностью. Этот вопрос оказался неразрешимым для сенсуалистов XVII–XVIII веков.

Именно в проблеме критерия истины обнаружилась их неспособность опровергнуть субъективно-идеалистические построения Беркли и Юма. В этом споре во весь рост встала проблема содержательности знания: что является критерием истины того познания, предметом которого является сама действительность. Кант убедительно показал, что в пределах теоретической философии всеобщий материальный критерий согласования познания с реальным предметом невозможен, ибо он должен был бы отвлечься от всех конкретных различий отдельных предметов и одновременно быть критерием этих различий. С этой точки зрения, традиционное определение истины как соответствия знания предмету содержит жалкий логический круг, так как проблема как раз в том, что означает отношение познания к его предмету и как мы можем установить это отношение, если вне знания мы не имеем ничего, что могли бы противопоставить знанию, как соответствующее ему. Следовательно, возможен только всеобщий формальный критерий истинности, «именно соответствие познания общим и формальным законам рассудка и разума».

Однако Кант понимает, что этот критерий является «…только отрицательным условием всякой истины. Дальше логика идти не может и не имеет того пробного камня, на котором она могла бы открыть ошибку, если эта ошибка заключается не в форме, а в содержании»3. Выход из этого тупика нашёл Гегель. Он обнаружил необходимость преодолеть рамки старой гносеологии — абсолютное противопоставление субъекта и объекта, путём раскрытия диалектики их взаимного опосредствования. Гегель установил, что посредствующим звеном этого отношения является практика, однако истолковал её как активность духа, как преобразование предмета по его понятию, то есть как становление понятия «для себя» познанным. Ленин отмечал: «…Несомненно, практика стоит у Гегеля, как звено, в анализе процесса познания и именно как переход к объективной («абсолютной», по Гегелю) истине. Маркс, следовательно, непосредственно к Гегелю примыкает, вводя критерий практики в теорию познания…»4.

Практика как критерий истины

В современной буржуазной философии некоторое чисто внешнее сходство между марксистским и прагматистским пониманием практики как критерия истины иногда вызывало попытки их отождествить. Эти попытки явно несостоятельны. Прагматизм понимает практику идеалистически, как субъективный опыт, как индивидуальную деятельность. Отсюда прагматисты (Джемс, Дьюи, Шиллер) выдвигают в качестве критерия «полезность», «успех», отбрасывая понятие истины как соответствия знания объективной реальности.

Принципиальное отличие марксистского решения проблемы критерия истины состоит в том, что на место пассивного субъекта старых материалистов и гегелевского абсолютного духа марксизм ставит исторически деятельного субъекта (человека), который своей чувственно-предметной деятельностью изменяет мир, приобретая в процессе этого изменения знание об объективной действительности и способе её преобразования. Человеческая чувственная деятельность, то есть практика, является единственной непосредственной связью человека с объективным миром и только она может быть основой познания и критерием истины, то есть посредствующим звеном между субъектом и объектом, обеспечивающим, точнее, воплощающим в действительность их единство. Человеческое мышление как форма отражения действительности сформировалось и непрерывно формируется в истории по типу трудового (орудийного) отношения к объекту деятельности. Поэтому фактически мышление воспроизводит в логической форме те действительные закономерности, которые человек открывает в своей практической деятельности. Эта деятельность снимает субъективность цели путём её реализации, опредмечивания. Такое опредмечивание человеческой субъективности есть одновременно проверка предметной истинности мышления.

Поэтому Маркс писал:

«Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть схоластический вопрос»5.

Выступая в истории как общественно организованный труд, производство, практика закрепляется в своих познавательных результатах как наука, теория. Поэтому для того чтобы практика могла выступать в качестве критерия истины, на деле всегда необходимо теоретически определить условия, которым должна удовлетворять сама практическая проверка. Новая теория должна опираться на уже доказанные теории в науке, на уже проверенные законы и принципы. Та теория, которая содержит в себе более богатую и содержательную практику, становится критерием для другой теории, более частной. Отсюда следует, что каждый конкретный успех на практике не доказывает автоматически и абсолютно, что данная теория истинна. Беда эмпирика, который всегда спешит разрешить такое противоречие между теорией и практикой за счёт теории, как раз и заключается в том, что он оказывается рабом наличной эмпирии, то есть той ограниченной практики, на почве которой он мыслит. Поэтому он не в состоянии критически отнестись к своему собственному практическому опыту. Теория при этом утрачивает свою активную роль по отношению к практике. Поэтому марксизм обязывает относиться критически не только к теории, но и к практике, к её наличным формам. Всякое противоречие между теорией и практикой указывает, что необходимо произвести внимательный критический анализ того и другого, что необходимо или отвергнуть предшествующую теорию, или продолжать собирание практического опыта прежде, чем сделать выводы, противоречащие старой теории.

  1. Dox. Diels, 606. ↑

  2. Секст-Эмпирик, Adv. Math., VII, 150 сл. ↑

  3. Критика чистого разума, 1902, с. 81. ↑

  4. Соч., т. 38, с. 203. ↑

  5. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1-2. ↑

Помощь в написании учебных работ

Читайте также:

Индивидуализм
Идейность
Партийность
Рационализм
Идеализм
Каддафи, Муаммар

ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ, ЕЁ КРИТЕРИИ

Знание, полученное в процессе познания, должно соответствовать
реальной действительности.

Истина — знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета. Иначе
говоря, истина — это адекватное отражение действительности.

ВИДЫ ИСТИНЫ:

Стремление к совершенству заставляет человека продолжать процесс
познания вплоть до идеала. Выделяют основные виды истины:

1. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть
опровергнуто или изменено. В научном познании является скорее идеалом, целью, а
в познании посредством религии, мифологии и т.п. представлена широко;

2. Относительная истина – недостаточно полное знание о предмете, которое с течением времени,
по мере развития науки может измениться. Знания, полученные на пути к
абсолютной истине;

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным
и относительным в объективной истине) — в степени точности и полноты отражения
действительности.

Говоря о ложном, нужно различать преднамеренную ложь и
заблуждение.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или
заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий,
альтернативных трактовках произведений искусства и т. д.

Главная цель познания — достижение научной
истины.
Применительно к философии
истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно
сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Учеными предложены
различные критерии того, как отличить истинное от ложного.

1) Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный
опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только
чувствами, а не абстрактными теориями.

2) Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят
основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины
выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается
математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

3) Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции
когерентности
(от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой
критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний.
Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а
потому, что находится в согласии с системой математических знаний.

4) Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают
критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание
проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и
практической пользы в ежедневных делах.

5) В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos —
деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся
общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского
опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой
и опытом многих поколений утверждение.

6) Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является
всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается
то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

СТРУКТУРА ИСТИНЫ

Отличительной чертой истины является наличие в ней нескольких
сторон, без которых она не может существовать. 

Субъективная сторона — получение истины сопровождается пропуском знаний через
сознание субъекта. Знания, полученные человечеством в результате его
познавательной деятельности. Зависят от особенностей субъекта познания.

Объективная сторона — реальность, не зависящая от человека. Содержание знания,
которое не зависит ни от человека, ни от человечества;

В структуре истины выделяют субъект и объект. 

Объект истины — окружающая действительность или её часть. 

Субъект истины — индивид, группа людей, общество.

СВОЙСТВА ИСТИНЫ:

·        
обусловлена реальной
действительностью, общественной практикой (объективность);

·        
истина — это процесс постижения объекта;

·        
истина всегда конкретна
(связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в
процессе познания).

ГНОСЕОЛОГИЯ

Проблема истинности знания давно изучается философами. С течением
времени была выделена отдельная теория, занимающаяся только вопросами познания
и истинностью знания — гносеология.

Гносеология делится на три основных направления,
согласно которым определяют возможность получения истины.

·        
Эмпиризм. Человек может добыть истину исключительно путём чувственного
опыта, который является единственным источником всех знаний.

·        
Рационализм. Человек может добыть истину исключительно с помощью разума, без
опоры на чувства. Истиной считается то, что можно объяснить логически.

·        
Агностицизм. Отрицание самой возможности познания истины.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ

Для преобразования знания в истину необходимо, чтобы познание
происходило в соответствии с тремя основными формами:

·        
Понятие. Мысль, выражающая полученные знания словосочетаниями или
отдельными словами. Утверждает общие и существенные свойства предметов, явлений
и процессов. (Студент — учащийся вуза).

·        
Суждение. Мысль, выражающаяся повествовательным предложением. Может
содержать в себе как истинное, так и ложное утверждение. (Для поступления в вуз
необходимо набрать высокие баллы на ЕГЭ).

·        
Умозаключение. Мысль в виде рассуждения, по ходу которого выводится заключение,
содержащее новое суждение на основе первоначального. (Тот, кто получает высокие
проходные баллы на ЕГЭ, становится студентом).

Критерий истины – это то, что
позволяет отличить истину от заблуждения или лжи.

Не существует единственного критерия истины. В качестве критерия
принимается:

• авторитетность источника знания;

• соответствие законам логики;

• соответствие ранее открытым законам, теориям той или иной науки;

• договорённость (конвенция) специалистов в данной области;

• простота, ясность мысли;

• парадоксальность идеи и др.

В качестве основного критерия истины признают общественную
практику.

Практика — источник и цель познания. Многие науки были порождены практическими потребностями общества.
Человек познаёт окружающий мир и себя самого для того, чтобы использовать
результаты познания в своей практической деятельности.

Практика — основа познания. Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует окружающий
мир. Практика даёт объекты познания, методы, оборудование.

Практика — критерий истины. Пока теоретическое положение не будет проверено, не претворится в
практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).

Термины:

Истина — знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета;

Гносеология – это философское учение о познании.

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
Познание — это процесс, который изучается таким направлением как социальная геронтология. В рамках теории познания выделяются такие школы, как агностицизм и скептицизм. Агностики считают познание принципиально возможным, скептики сомневаются в достоверности всего процесса познания. В познание выделяют два уровня — чувственный и рациональный. Чувственный уровень познания направлен на изучение внешних свойств предмета или явления. Рациональный уровень познания пытается проникнуть внутрь изучаемого явления. Философское направление, которое отдает предпочтение чувственному уровню познания, называется эмпиризмом. Приверженцы же мнения о том, что наши ощущения нас обманывают, называют себя сенсуалистами.
Познание направлено на достижение истины. Истина — это соответствие мысли предмету. Истина бывают объективной и субъективной. А также различают абсолютную и относительные истины. Абсолютная истина — это исчерпывающее знание. Но скорее это идеал, к которому надо стремиться. Путь к ней состоит из истин относительных, под которой надо понимать знание ограниченное, которое со временем может быть опровергнуто или дополнено.
В процессе познания серьезное место уделяется проблеме критериев истины. Так сенсуалисты считают, что критерием истины является человеческий разум, а рационалисты — ощущения. Также истинным считается мнение, с которым все согласны. Еще одним критерием истины сегодня можно рассматривать практику.

Спрятать пояснение

Пояснение.

1) Абсолютная истина, в отличии от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание. — неверно, и абсолютная, и относительная истины представляют собой теоретически обоснованное знание.

2) Единственным критерием истинного знания является авторитарный источник информации. — неверно, критериями истины выступает практика, соответствие ранее открытым законам и законам логики.

3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями. — верно.

4) Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания. — верно.

5) Истина всегда объективна. — верно.

Источник/автор: Иса Есиев

На этой странице вы узнаете

  • Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?
  • Чем отличается заблуждение от лжи?
  • Как мы можем доказать истинность знания?

«Вещь не перестает быть истиной от того, что она не признана многими». В этой цитате Бенедикта Спинозы отражается одна из характеристик истины — объективность, то есть независимость от личных предпочтений, убеждений, притязаний отдельных людей. Этому и будет посвящена наша сегодняшняя статья. 

Понятие истины

Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.

Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта. 

Свойства истины:

  • Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта. 
  • Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу. 
  • Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?

Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей. 

Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей.

Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение. 

Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?

Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины. 

Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.

Виды истины

Ученые выделяют абсолютную и относительную истину. Рассмотрим их подробнее.  

Абсолютная истина — это полное знание человека о предмете, которое не может быть опровергнуто или дополнено со временем благодаря развитию науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина — это знание, которое дополняется с развитием науки, так как оно неполное, не до конца раскрывает смысл явления, предмета и т.д. 

Почему существует относительная истина? Ответ прост — наука недостаточно развита. Именно поэтому человечество попросту не может объяснить действительность максимально полно. 

Пример: Сначала люди доказали, что вещества состоят из молекул, потом — из атомов, затем — из электронов и т.д. 

Абсолютная истина изначально была относительной. Относительная истина может стать абсолютной с совершенствованием науки, ведь, получив ответы на одни вопросы, человек стремится узнать ответы на другие.

Пример: Теория гелиоцентризма, согласно которой Солнце — центр, вокруг которого вращаются все планеты. Эту концепцию высказывал еще греческий ученый Аристарх Самосский, на тот момент (IV—III вв. до н.э.) она была относительной истиной. То есть Аристарх Самосский вывел неполное знание, которое требовало дальнейшей корректировки. Научное подтверждение теория гелиоцентризма получила впервые только в XVI в. в работах Николая Коперника, став абсолютной истиной.

Заблуждение и ложь

Все мы когда-либо заблуждались. 

Например, многие из нас полагали, что у человека всего пять чувств, с помощью которых мы осязаем, видим, слышим, чувствуем запахи и вкусы. Но оказывается, этот список далеко не исчерпывающий. 

Выделяют, например, проприоцепцию — способность докоснуться до носа с закрытыми глазами, ноцицепцию  — способность чувствовать боль, и другие чувства. Поэтому, можно сказать, что мы действительно были в заблуждении.

Что представляет собой заблуждение? Это явление, противоположное истине.

Заблуждение — это знание, которое не соответствует предмету познания, но принимается за истинное. Ученый искренне верит в то, что его знания о предмете являются истиной, хотя на самом деле он заблуждается.

Пример: Люди, живущие в СССР, свято верили, что смогут построить коммунизм. Коммунизм — это утопия, которую нереально осуществить и реализовать. Однако люди искренне считали, что это возможно, то есть они заблуждались

Чем отличается заблуждение от лжи? 

Ложь это категория морали, подразумевающая под собой сознательное искажение действительности с какой-либо целью — корыстной или благородной. При лжи истина известна, но специально скрывается. 

Заблуждение — это не специальное искажение действительности, а искренняя вера в то, что знание соответствует действительности.

Критерии истины

Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.

Как мы можем доказать истинность знания?

Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся? 

Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной.

Выделяют следующие критерии истины:

  1. Соответствие законам логики.
  2. Соответствие ранее открытым законам науки.
  3. Соответствие фундаментальным законам науки.
  4. Простота, экономичность формы.
  5. Практика.

Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. 

Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.

Функции практики:

  1. Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей. 
  2. Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
  3. Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
  4. Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.

Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».

Фактчек

  • Истина объективна, она не может зависеть от человека и человечества.
  • Заблуждение — это ненамеренное искажение действительности, а ложь — сознательное сокрытие истинного знания. 
  • Практика — важнейший критерий истины
  • Истина бывает относительной и абсолютной.
  • Истинное знание всегда конкретно, оно учитывает условия места и времени.

Проверь себя

Задание 1.
Что не является характеристикой истины?

  1. объективность
  2. конкретность
  3. субъективность

Задание 2.
Чем не может выступать практика?

  1. критерием истины
  2. целью познания
  3. основой познания
  4. критерием стратификации

Задание 3.
Противоположностью истины выступает:

  1. полуложь
  2. обман
  3. заблуждение
  4. искажение информации

Задание 4.
Какого критерия истины не существует? 

  1. соответствие законам логики
  2. соответствие внутренним убеждениям ученого
  3. практика
  4. соответствие ранее открытым научным законам

Ответы: 1. — 3; 2. — 4; 3. — 3; 4. — 2. 

4. Выбор верных суждений (Человек и общество)


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность.
2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта.
3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания.
4) Истина связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Истина”.
1) верно, это следует из определения понятия “истина” — знание, соответствующее предмету познания.
2) неверно, соответствие интересам познающего субъекта не является критерием истины.
Критерии истины — то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Основные критерии истины:
– соответствие законам логики
– соответствие ранее открытым законам науки
– практика
3) верное определение относительной истины
4) верно, это значит, что истина всегда конкретна
5) неверно, разница между абсолютной и относительной истиной — в полноте знания, а не в целях использования или способах обнаружения.

Ответ: 134

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта.
2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.
3) В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.
4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты.
5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Истина”.
1) неверно, объективность истины проявляется в том, что она не зависит от познающего субъекта (человека или человечества).
2) верно, это следует из определения понятия “истина” — знание, соответствующее предмету познания.
3) верно
4) неверно это характеристика истины в целом, разница между относительной и абсолютной истиной в полноте знания.
5) верно
Критерии истины — то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Основные критерии истины:
– соответствие законам логики
– соответствие ранее открытым законам науки
– практика

Ответ: 235

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания.
2) Единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом учёных.
3) Относительная истина — это ограниченно верное знание.
4) Только абсолютной истине свойственна объективность.
5) Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Истина”.
1) верно, это следует из определения понятия, истина — это знание, соответствующее объекту познания.
2) неверно, это не критерий истины.
Критерии истины — то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Основные критерии истины:
– соответствие законам логики
– соответствие ранее открытым законам науки
– практика
3) верно
4) неверно, объективность свойственна любой истине.Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
5) верно, выделяют два уровня познания — чувственный и рациональный.

Ответ: 135

Как заходить в аудиторию на ЕГЭ

Как заходить в аудиторию на ЕГЭ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кристаликс ошибка соединения
  • Кристаликс ошибка java net connectexception
  • Кристаликс ошибка 403
  • Кристаликс неизвестная ошибка при запуске 2022
  • Кристаликс код ошибки 1