Время, прошедшее со дня сборки первого работающего макета УМЗЧ, еще раз показало, что в принципе нет такой конструкции, которую нельзя было бы улучшить. Если бы для каждого внесения изменения в схему пришлось изготавливать новый усилитель, то было бы ими «осчастливлено» уж наверное никак не менее половины населения города. Впрочем, это гипербола
В реальности же было опробовано несколько изменений в схеме, способствующих «более правильному» использованию ламп, но не требующих при этом значительной переделки конструкции.
Принципиальная схема одного канала модифицированного усилителя показана на рис.1
Вновь введенные элементы прежде всего нарушили привычную их нумерацию на принципиальной схеме, поэтому будьте внимательны — здесь и далее будет использоваться новая нумерация.
О схеме.
Прежде всего, по настоятельным рекомендациям настоящих аудиофилов, были введены конденсаторы в катодные цепи автоматического смещения: C4 и C7 для ламп VL1 и VL2 соответственно. Благодаря этим конденсаторам устраняется влияние катодных резисторов (фактически — устраняется местная ООС по току) на выходное сопротивление усилительных каскадов (без этих конденсаторов оно заметно выше). И, если для каскада на VL1 это проявляется не столь явно, то ввод конденсатора C7 в цепь катода выходного пентода VL2 позволил (хотя и совсем немножко) увеличить максимальную выходную мощность усилителя.
Несколько усложнена цепочка подачи общей ООС (R4,R7) в катодную цепь первой лампы (R5,C4). Это сделано в связи с желанием уменьшить влияние параметров этой цепочки на режим лампы VL1. Теперь напряжение смещения лампы VL1 практически полностью определяется величиной сопротивления катодного резистора R5, вследствие чего отпадает необходимость в его подборе после изменения глубины обратной связи.
Введен еще один двупозиционный джампер JP2, повышающий степень удобства любителям экспериментировать. Джампер позволяет переключать выходную лампу из пентодного режима в триодный и наоборот. (На схеме изображено пентодное включение — когда экраниующая сетка подключена к источнику питания. В триодном включении экранирующая сетка подключается непостредственно к аноду, чем обеспечивается достаточно глубокая местная ООС по напряжению, при этом вольт-амперные характеристики — ВАХ — лампы становятся очень похожими на ВАХ триодов, из-за чего и возникло такое название.) Надо заметить, что использование этой возможности требует особой аккуратности от экспериментатора — изменение режима лампы часто ведет за собой необходимость коррекции величины смещения на первой сетке, а это значит, что необходимо при этом изменять и величину сопротивления R10.
Печатная плата была доработана с учетом вышеизложенных изменений. Удалось сохранить ее прежний размер и механические параметры. Но так как монтаж стал плотнее, при сборке нужно обращать внимание на габариты используемых электролитических конденсаторов.
Вариант печатной платы с джампером JP2, однако, кажется не совсем удачным из-за излишнего количества дополнительных проводников, существенно повышающих плотность монтажа (между контактами джампера напряжение может достигать 300 Вольт — поэтому нужно внимательно отнестись к соблюдению зазора между дорожками платы во избежание пробоя).
Печатная плата с JP2 [gif, 300dpi, 122 кБ]
Печатная плата без JP2 [gif, 300dpi, 119 кБ]
О нагреве конденсаторов. Многие заметили, что при эксплуатации усилителя происходит нагрев электролитических конденсаторов. Нагрев происходит вследствие теплового излучения ламп и, на мой взгляд, не является сколько-нибудь опасным — конденсаторы C3 и C6 нагреваются до температуры порядка 40-45 градусов, а это весьма немного. Однако надо отметить, что компоновка печатной платы усилителя расчитана на открытую конструкцию и, в случае размещения усилителя, смонтированного на предлагаемой печатной плате, в каком-либо корпусе, не исключено, что придется применить тепловые экраны для уменьшения степени нагрева конденсаторов.
О замене ламп. Наиболее близкой по параметрам к лампе 6П14П является 6П18П. Фактически лампы очень близки (при отсутствии маркировки их не отличить вообще) и различаются лишь, если верить справочнику, номинальным напряжением на аноде, которое у 6П18П составляет 170 В при максимально допустимом 250 В. Однако 6П18П прекрасно работает и при более высоких напряжениях и может быть установлена вместо 6П14П без каких-либо изменений в схеме. К сожалению, на этом список ламп, пригодных для такой замены заканчивается — для остальных ламп необходим подбор катодного резистора. Наиболее близкие по параметрам к 6П14П лампы:
Лампа | Ток анода | Смещение | R10 | Мощность резистора | Выходная мощность |
6П15П | 35 мА | -2.5 В | 75 Ом | 0.5 Вт | 2.5 Вт |
6П33П | 48 мА | -15 В | 270 Ом | 2 Вт | 4.2 Вт |
Возможно применить лампу 6П1П (с катодным резистором 240 Ом), но у нее другая цоколевка, что влечет за собой необходимость изменения рисунка печатной платы. Лампу 6П43П применить затруднительно (хотя цоколевка и совпадает) из-за большой величины необходимого для ее работы смещения (для этой лампы выгоднее применять т.н. фиксированное смещение от отдельного источника).
Лампа 6Н3П без каких-либо переделок заменяется на лампу 6Н26П. Без изменений схемы возможно применение 6Н1П, но она отличается цоколевкой. 6Н2П и 6Н23П малопригодны из-за малого тока анода у 6Н2П (всего 2,3 мА) и сильного микрофонного эффекта у 6Н23П, но попробовать использовать их можно, также учтя их цоколевку (аналогична цоколевке 6Н1П)
Андрей Ковалёв (Тюмень)
Оригинал статьи
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
---|---|---|---|---|---|---|
VL1 | Лампа | 6Н3П | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VL2 | Лампа | 6П14П | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С1 | Конденсатор | 0.068 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С2 | Конденсатор | 0.027 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С3 | Электролитический конденсатор | 22мкФ 350В | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С4 | Электролитический конденсатор | 100мкФ 6.3В | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С5 | Конденсатор | 1 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С6, С7 | Электролитический конденсатор | 330мкФ | 2 | С6 — на 350В, С7 — 16В | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
С8 | Конденсатор | 0.1 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R1 | Резистор |
390 кОм |
1 | 0.5Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
R2 | Резистор |
82 кОм |
1 | 0.5Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
R3 | Резистор |
220 кОм |
1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R4 | Резистор |
27 Ом |
1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R5 | Резистор |
510 Ом |
1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R6 | Резистор |
47 кОм |
1 | 0.5Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
R7 | Резистор |
100 Ом |
1 | 0.5Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
R8 | Резистор |
3.3 кОм |
1 | 0.5Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
R9 | Резистор |
150 кОм |
1 | 1Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
R10 | Резистор |
120 Ом |
1 | 1Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
R11 | Резистор |
220 Ом |
1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R12 | Резистор |
100 кОм |
1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R13 | Резистор |
22 кОм |
1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R14, R15 | Резистор |
10 кОм |
2 | 0.5Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
ТР-1 | Трансформатор | ТВЗ-1-9 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Добавить все |
Скачать список элементов (PDF)
Теги:
Ковалёв Андрей
Опубликована: 2005 г.
0
Вознаградить
Я собрал
0
0
x
Оценить статью
- Техническая грамотность
- Актуальность материала
- Изложение материала
- Полезность устройства
- Повторяемость устройства
- Орфография
0
Средний балл статьи: 0
Проголосовало: 0 чел.
Автор проекта и статьи: А. Ковалев, г. Тюмень
За многие годы техника звукоусиления накопила огромное количество технических решений, позволяющих получать великолепные результаты, однако несмотря ни на что многие конструкторы (не только радиолюбители, но и серьезные фирмы) вновь и вновь возвращаются к истокам — максимально простым с точки зрения схемотехники, но в то же время максимально эффективным решениям, позволяющим получать качественное звучание. Одно из таких направлений конструирования — постройка УМЗЧ на вакуумных лампах.
УМЗЧ — Усилитель Мощности Звуковой Частоты Однако и здесь надо отдавать должное — несмотря на кажущуюся простоту электрических схем, получить «достойное» звучание удается не каждому. Но если опытному радиолюбителю неудача принесет лишь еще одну монетку в его копилку опыта, то для начинающего данная проблема, будучи его собственными силами неразрешима, может надолго лишить его желания заниматься конструированием. Впрочем, это уже из области психологии.
Вниманию начинающих кострукторов предлагается весьма простой для повторения, а самое главное — некапризный и достаточно качественный ламповый УМЗЧ, в котором использованы распространенные лампы и детали, широко применявшиеся в свое время в телевизорах и радиоприемниках. Усилитель разрабатывался как оконечный (т. е. не имеющий в своем составе ни регуляторов тембра, ни каких-либо других узлов, таких как коммутаторы, коректирующие предусилители и т. п.) и изначально предназначался для усиления сигнала, поступающего со звуковой платы компьютера, однако весьма неплохие (субъективно) характеристики позволяют его использовать и для усиления сигнала с других, более «серьезных» источников (CD-проигрыватель, проигрыватель виниловых дисков, магнитофон и т. п.)
Обновлено 11.23.2009
1) Крупная тема на нашем форуме с улучшениями и дополнениями к статье
2) Печатная плата 165×78 мм, в Спринте, вариант нашего сотоварища roooom:
🎁usil_6n3_1_p_6p14p.zip
63.02 Kb ⇣ 1143
Содержание статьи / Table Of Contents
Рис. 1
Усилитель двухкаскадный. Первый каскад построен на одной половинке двойного триода 6Н3П (VL1) и представляет собой классический каскад усилителя напряжения. Вторая половинка лампы использована во втором канале усилителя.
Цоколевка лампы 6Н3П
Рис. 2
На резисторах R4, R5, благодаря протекающему через них катодному току, создается напряжение смещения, которое задает режим работы лампы. Отсутствие в цепи катода конденсатора (который обычно присутствует в промышленных конструкциях и включается параллельно катодному резистору) не лишено смысла — это позволяет получить в какскаде местную ООС, благодаря которой хотя и несколько снижается усиление, но зато повышается линейность каскада. Глубина такой местной ООС небольшая и определяется соотношением величин сопротивлений резисторов R4 и R6. Этот прием также позволяет «убить» и второго зайца — в цепь катода очень удобно подавать напряжение общей ООС, что и сделано в нашем случае — сигнал с выхода усилителя через делитель, образованный резисторами R5 и R4 подается прямо на катод.
Тип лампы и рабочая точка выбирались исходя из желаний получить режим на линейном участке ВАХ (
Вольт
-амперной характеристики) лампы, при этом было бы недопустипо появление сеточного тока (ток в цепи сетки возникает, когда напряжение на ней становится положительным относительно катода, как следствие, возникают сильные искажения сигнала) в любом режиме работы усилителя, и небольшое выходное сопротивление каскада при достаточном усилении, что позволит «не обращать внимания» на паразитные емкости монтажа и лампы, и индуктивности резисторов последующего каскада. Но при всём этом ток анода должен быть достаточно мал, чтобы обеспечить долговечность лампы. В результате выбрано сопротивление в цепи анода 47 кОм и анодный ток 3 мА (при регламентиуемом по справочнику токе анода 8 мА для лампы 6Н3П) — в этой точке ВАХ достаточно линейны для входного сигнала с размахом до 3
Вольт
. Коэффициент усиления каскада по напряжению 16,5.
Второй каскад также не отличается оригинальностью — это типовой однотактный каскад, построенный на мощном выходном пентоде 6П14П (VL2). Катодный резистор R9 задает рабочую точку лампы (ток анода 48 мА, второй сетки 7 мА), а также организует местную неглубокую ООС. Резистор в цепи сетки выбран относительно небольшого сопротивления для снижения влияния паразитных емкостей монтажа и тока утечки первой сетки (у ламп в общем-то всегда есть ток утечки в цепи первой сетки, даже когда напряжение на ней отрицательое по отношению к катоду, но наиболее заметен он у мощных ламп. Величина этого тока — порядка нескольких мкА. Отрицательное воздействие — «уход» режима лампы), но важно, чтобы его сопротивление было значительно больше выходного сопротивления предыдущего каскада.
Лампа второго каскада нагружена на выходной трансформатор — он необходим для согласования высокого выходного сопротивления лампы (порядка 4,5 кОм) с относительно низкоомной нагрузкой. Принцип выбора трансформатора для данной конструкции — «дешево и сердито» — были использованы трансформаторы типа ТВЗ-1-9, применявшиеся как в телевизорах, так и в некоторых радиоприемниках. Можно использовать и другие типы выходных звуковых трансформаторов, важно лишь, чтобы они были предназначены именно для применения в однотактных выходных каскадах. Можно даже поэкспериментировать с трансформаторами типа ТВК (применялись в выходных каскадах кадровой развертки), однако надо отдавать себе отчет, что выходной трансформатор — это едва ли не самая главная деталь в ламповом усилителе — его качество по большей части и будет определять качество усилителя в целом. Коэффициент передачи выходного каскада по напряжению 0,85 (измерялось на нагрузке 4 Ом)
На входе усилителя применен фильтр, не пропускающий низшие частоты звукового диапазона на вход усилителя (примерно от 40 Гц и ниже). Необходимость в таком фильтре вызвана следующими соображениями:
а) большинство бытовых акустических систем среднего класса имеют нижние рабочие частоты от 40 до 60 Гц и в принципе не способны воспроизвадить сигнал с частотой ниже данного порога — подача на акустическую систему сигнала заведомо ниже ее минимальной рабочей частоты лишь порождает значительные дополнительные искажения из-за смещения этим сигналом диффузоров громкоговорителей;
б) бытовые помещения отличаются небольшими размерами и, как следствие, на низких частотах в таких помещениях имеется множество резонансов, вызывающих эффект «бубнения» при воспроизведении, причем чем меньше помещение, тем более ярко выражен этот эффект, тем на более высоких частотах проявляется резонанс;
в) с уменьшением частоты мощность усилителя, необходимая для воспроизведения, должна увеличиваться (это справедливо для всего диапазона частот) — например, если для воспроизведения с нормальной громкостью сигнала частотой 100 Гц достаточно 3 Вт, то для воспроизведения 50 Гц с такой же громкостью необходимо уже 12 Вт выходной мощности усилителя;
г) нижняя рабочая частота большинства промышленных звуковых трансформаторов составляет 40—50 Гц — на более низких частотах трансформатор, также как и акустическая система, теряет эффективность (это происходит из-за конечного значения индуктивности первичной обмотки), а в сочетании с большей мощностью более низкочастотного сигнала также порождает значительные искажения.
С учетом всего этого, а также того, что выходная мощность усилительного однотактного каскада на лампе 6П14П ограничена величиной 4,5 Вт, и было решено использовать такой фильтр. Конечно, если применять высококачественные трансформаторы и акустические системы, то необходимость в таком фильтре отпадает. В этом случае его можно не монтировать, удалив для этого R2 и заменив C2 перемычкой.
Забегая вперед, хочется отметить, что при сравнении звучания усилителя с фильтром и без — субъективное предпочтение всегда отдавалось варианту усилителя с фильтром — басы, вопроки прогнозам, более «упруги» за счет устранения перегрузки выходного каскада и значительного снижения «бубнения» помещения.
Блок питания достаточно прост — он представляет собой трансформатор, также взятый от старого лампового телевизора, с выпрямителем анодного напряжения (рис. 2). Емкость конденсатора фильтра C7 выбрана относительно небольшой — это вызвано желанием уменьшить пиковый ток через диоды выпрямителя (не секрет, что диоды выпрямителя, работающего на емкостную нагрузку, открыты только на малом промежутке времени по сравнению с длительностью полупериода, и в это время через них течет ток, значительно превышающий средний, потребляемый нагрузкой). Но так как на небольшой емкости пульсации напряжения довольно существенны, в усилителе (рис. 1) применен фильтр R10 C5, где емкость C5 может быть уже весьма большой, чтобы эффективно их подавлять.
Первый каскад также питается через такой же фильтр R7 C3, который дополнительно защищает его от пульсаций напряжения питания, вызванных работой второго каскада. Цепочка R11-R14 (рис. 1) одна общая для обоих каналов усилителя и предназначена для создания положительного потенциала цепи накала относительно катодов ламп. Это необходимо для снижения фона переменного тока — сильно нагретая нить накала и катод образуют некоторое подобие вакуумного диода, и если на катоде относительно нити накала будет в какие-то моменты времени положительное напряжение, от нити накала к катоду потечет небольшой ток. Этот ток будет течь и через катодные резисторы, вызывая на них падение напряжения, которое затем будет усилено всеми последующими каскадами точно также, как и полезный сигнал. Последовательно включенные R11 и R12 выполняют еще одну функцию — через них разряжаются емкости фильтров питания при выключении усилителя. Суммарный ток, потребляемый накалами ламп, составляет 1,85 А. Накальная обмотка трансформатора должна быть расчитана на такой (или больший) ток, в противном случае может произойти перегрев накальной обмотки трансформатора.
Рис. 3. Плата в высоком разрешении
(жмите пипку раскрыть на весь экран)
Оба канала усилителя, кроме блока питания, целиком смонтированы на одной печатной плате (рис. 3). Так как лампы рассеивают достаточно много тепла, стремиться получить высокую плотность монтажа нет смысла. По этой же причине в качестве материала для печатной платы желательно применить фольгированный стеклотекстолит — этот материал более температуростоек, чем текстолит или гетинакс, и при нагреве не деформируется, что часто случается с платами на основе гетинакса.
Резисторы могут быть типов ВС или МЛТ. R1-R5, R13 и R14 могут быть любой мощности (печатная плата расчитана на установку резисторов типа ВС-0,5 и МЛТ-0,5), R6, R7, R8, R11 и R12 лучше взять мощностью не менее 0,5 Вт (для R7 и R8 это обусловлено не столько рассеиваемой на них мощностью, сколько возможностью «прострела» между витками нарезки в момент подачи питания на усилитель). R9 должен быть мощностью не менее 1 Вт, R10 — 2 Вт. R10 лучше всего взять проволочный — также из-за возможного пробоя в момент включения, но в крайем случае подойдет и МЛТ-2.
Сопротивления резисторов R1, R11-R14 могут значительно отличаться от указанных на схеме: R1 может быть от 100 кОм до 1 МОм; R13, R14 от 1 до 100 кОм, но желательно одинакового сопротивления; сопротивление R11 может варьироваться от 100 до 470 кОм, причем сопротивление R12 должно быть в 5—15 раз меньше сопротивления R11. R7 может быть от 2 до 8,2 кОм. Сопротивление R10 увеличивать не стоит, но можно применять любые резисторы в диапазоне от 100 до 220 Ом. Также может варьироваться и сопротивление R6 — от 22 до 75 кОм, однако при этом нужно учесть, что при увеличении сопротивления R6 необходимо увеличивать и сопротивление R4, в результате чего несколько изменится глубина обратных связей, а следовательно изменится чувствительность усилителя.
Для установки необходимой чувствительности нужно будет подобрать сопротивление R5. Сопротивление R9 изменять не стоит — лишь в крайнем случае можно установить резистор сопротивлением 130 Ом. На печатной плате предусмотрено два места для резистора R12 (на монтажной схеме обозначены как R12«), подключенные параллельно, поэтому в качестве R12 можно использовать и два резистора с сопротивлением большим номинального. Резисторы R4, R5 и R9 для обоих каналов не помешает подобрать попарно с наиболее близкими значениями сопротивлениий — это облегчит настройку усилителя.
Конденсаторы C1, C2 и C4 пленочные. C1 и C2 типа К73—9, C4 — К73—17. Емкость C4 может быть от 0,47 до 1,5 мкФ. Рабочее напряжение конденсаторов C1 и C2 не критично (применены конденсаторы с напряжением 100 В), напряжение конденсатора C4 должно быть не менее 250 В. Можно применить и другие типы конденсаторов, однако при этом нужно учесть, что например металлобумажные или слюдяные конденсаторы будут иметь значительно большие габариты, а применение сегнетоэлектрических конденсаторов в звуковых цепях недопустимо из-за значительного пьезоэффекта.
Применение негерметизированных конденсаторов (типа БМТ, МБМ) также недопустимо из-за наличия в них больших токов утечки. Абсолютно не подходят электролитические конденсаторы. Конденсаторы фильтров питания — любые подходящие по габаритам электролитические с рабочим напряжением не менее 300 В. Емкость C3 должна быть не менее 10 мкФ (однако в этом случае желательно увеличить сопротивление R7 до 5,1—6,2 кОм), емкость C5 уменьшать нежелательно (в крайнем случае можно поставить 220 мкФ). Также нежелательно уменьшение емкости конденсатора фильтра C7 в блоке питания.
Диоды выпрямительного моста также можно заменить на любые другие, важно лишь чтобы при включении усилителя они выдерживали ток зарядки конденсаторов фильтра (до 2 А), и были расчитаны на обратное напряжение не менее 400 В. Из отечественных вполне подойдут КД226Г, Д226, Д226Б.
Панелька ПЛ9—2
Панелька ПЛК9
Доработанная панелька ПЛК9
Для размещения ламп использованы панельки типа ПЛ9—2. Подойдут и другие панельки, которые можно устанавливать на печатную плату. При отсутствии таковых можно использовать панельки, не приспособленные для печатного монтажа. Для установки на плату к их выводам можно подпаять отрезки толстого одножильного провода, с помощью которых панелька и будет установлена на плате. Однако предпочтительнее будет доработать непосредственно выводы панельки, откусив острыми бокорезами (кусачками) часть вывода (см. фото).
Джамперы JP1 использованы от вышедших из строя системных плат компьютеров. Такого же типа и штырьки разъема, через который сигнал подается на вход усилителя. Для подсоединения выходного трансформатора и блока питания на плате также смонтированы штырьки — они использовны от унифицированных разъемов, использовавшихся в телевизорах. Провода к этим штырькам подпаиваются, хотя не исключено и применение разъемов. При монтаже особое внимание следует уделить подсоединению к общему проводу — все цепи общего провода должны соединяться либо в одной точке, либо в строго определенной последовательности. На печатной плате такая последовательность соблюдена — необходимо лишь проследить, чтобы не было «лишних» соединений.
Номинальная выходная мощность усилителя — 3 Вт, максимальная 4 Вт, номинальное входное напряжение 0,75 В. Этой мощности вполне достаточно для комфортного прослушивания аудиопрограмм в комнате площадью 30 м2 (используются акустические системы 6АС-224, из комплекта радиолы «Кантата-205»).
Прежде всего убеждаются в работоспособности блока питания. Напряжение «+275» может быть в пределах от 250 до 300 В (в зависимости от типа использованного трансформатора). Переменное напряжение 6,3 В считается в пределах нормы, если оно не ниже 6,0 В, но и не выше 6,5 В. Затем к блоку питания подключают плату усилителя. Лампы пока не устанавливаем.
Таблица 1. Напряжения на панельках без ламп
Панелька лампы |
Ножка |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
VL1 |
+49 |
0 |
0 |
+275 |
— |
+275 |
0 |
0 |
+49 |
VL2 |
— |
0 |
0 |
+49 |
+49 |
— |
+275 |
— |
+275 |
Подключив плату, нужно проверить поступающие напряжения на панельки ламп. В таблице 1 приведены значения напряжений для этого случая. Очень тщательно отнеситель к замеру напряжения на 2-й ноже панельки VL2 — там должен абсолютный «0». Малейшее положительное постоянное напряжение будет значить только одно — конденсатор C4 имеет утечку и должен быть заменен до включения ламп. Напряжение «+49» — это напряжение, которое получается на делителе R11-R12, и если вы изменяли номиналы этих резисторов, то оно может отличаться от указанного, но в любом случае оно должно соответствовать напряжению в точке соединения R11-R14. Отсутствие или значительное несоответствие напряжения «+275» на какой-либо ножке говорит о неисправности в этой цепи, как правило об обрыве. Конечно, могут еще быть неисправны C3 или C5, но в этом случае последствие их неисправности будет выражено путем обугливания резисторов R7 или R10 соответственно.
Таблица 2. Напряжения на ножках ламп
Панелька лампы |
Ножка |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
VL1 |
+49 |
+2,0 |
0 |
+150 |
— |
+150 |
0 |
+2,0 |
+49 |
VL2 |
— |
0 |
+6,0 |
+49 |
+49 |
— |
+250 |
— |
+255 |
Если все в порядке, отключаем питание, подключаем акустические системы или эквивалент нагрузки (которым может служить резистор сопротивлением от 3,9 до 8,2 Ом и рассеиваемой мощностью не менее 2 Вт), снимаем джампер JP1 и устанавливаем лампы. Подаем питание на усилитель и сразу же снова контролируем напряжения на ножках 3 ламп VL2. По мере разогрева катодов оно должно плавно увеличиться до +6,0..6,1 В и далее оставаться таким — это будет говорить о выходе ламп на нормальный рабочий режим. Напряжение, выше чем 6,3 В, говорит о сильном износе лампы (уменьшилась крутизна характеристики, как правило следствие загазованности внутри баллона лампы), заниженное напряжение (примерно от 5,8 и ниже) также характерно для долго работавших ламп (потеря эмиссии) — такие лампы необходимо заменить. Напряжения на других ножках ламп приведены в таблице 2. Напряжения на анодах и катодах VL1 указаны для случая разомкнутого JP1 — при его установке на место напряжения на анодах понизятся до 110..120
Вольт
, а на катодах до 1,7..1,8 В. Если напряжения укладываются в рамки дозволенных, можно попробовать подать на вход усилителя сигнал небольшой амплитуды (порядка 25—50 мВ, т. к. JP1 снят и чувствительность максимальна). В случае успеха остается лишь убедиться, что общая обратная связь отрицательна. Для этого аккуратно устанавливаем JP1 на место. Если в при этом произойдет самовозбуждение усилителя, сопровождаемое громким шумом, воем или свистом в акустической системе — в этом случае необходимо поменять концы вторичной обмотки выходного трансформатора между собой местами. На этом налаживание можно считать законченным.
1. При любых монтажных работах устройство необходимо обесточивать. Так как в усилителе применены накопительные конденсаторы большой емкости, необходимо дождаться их разрядки, которая происходит в течение 30—40 секунд после выключения усилителя. При испытаниях блока питания отдельно от усилителя будьте внимательны — в этом случае конденсатор C7 способен хранить заряд весьма длительное время (до нескольких суток). Для обеспечения разрядки конденсатора параллельно к нему следует временно подпаять резистор сопротивлением от 100 кОм до 1 МОм и мощностью не менее 0,5 Вт. Категорически не рекомендуется разряжать конденсаторы с помощью короткого замыкания их выводов (например отверткой или пинцетом) — это может привести как к выходу из строя конденсатора, так и к травме.
2. Ламповые усилители, в отличие от транзисторных, не боятся короткого замыкания в нагрузке, но зато обрыв в цепи нагрузки может вывести из строя выходной трансформатор. Очень не рекомендуется включать усилитель при отсутствии подключенной к его выходу номинальной нагрузки (номинальное сопротивление нагрузки 4…8 Ом) — это грозит пробоем изоляции первичной обмотки выходного трансформатора вследствие ее значительной индуктивности. Если вы собираетесь эксплуатировать усилитель вместе с наушниками — необходимо учесть это и на время подключения наушников обеспечить параллельное подключение эквивалента нагрузки, которым может служить обычный резистор сопротивлением от 3,9 до 8,2 Ом и рассеиваемой мощностью не менее 2 Вт. Любые же переключения нагрузки, при которых возможен пусть даже кратковременный разрыв ее цепи, необходимо выполнять только при выключенном питании усилителя.
3. Выходные пентоды 6П14П при работе очень горячие. Не обожгитесь
Время, прошедшее со дня сборки первого работающего макета УМЗЧ, еще раз показало, что в принципе нет такой конструкции, которую нельзя было бы улучшить. Если бы для каждого внесения изменения в схему пришлось изготавливать новый усилитель, то было бы ими «осчастливлено» уж наверное никак не менее половины населения города. Впрочем, это гипербола:-) В реальности же было опробовано несколько изменений в схеме, способствующих «более правильному» использованию ламп, но не требующих при этом значительной переделки конструкции.
Схема одного канала модифицированного усилителя показана на рис. 1
Вновь введенные элементы прежде всего нарушили привычную их нумерацию на принципиальной схеме, поэтому будьте внимательны — здесь и далее будет использоваться новая нумерация.
Прежде всего, по настоятельным рекомендациям настоящих аудиофилов, были введены конденсаторы в катодные цепи автоматического смещения: C4 и C7 для ламп VL1 и VL2 соответственно. Благдаря этим конденсаторам устраняется влияние катодных резисторов (фактически — устраняется местная ООС по току) на выходное сопротивление усилительных каскадов (без этих конденсаторов оно заметно выше). И, если для каскада на VL1 это проявляется не столь явно, то ввод конденсатора C7 в цепь катода выходного пентода VL2 позволил (хотя и совсем немножно) увеличить максимальную выходную мощность усилителя.
Несколько усложнена цепочка подачи общей ООС (R4,R7) в катодную цепь первой лампы (R5,C4). Это сделано в связи с желанием уменьшить влияние параметров этой цепочки на режим лампы VL1. Теперь напряжение смещения лампы VL1 практически полностью определяется величиной сопротивления катодного резистора R5, вследствие чего отпадает необходимость в его подборе после изменения глубины обратной связи.
Введен еще один двупозиционный джампер JP2, повышающий степень удобства любителям экспериментировать. Джампер позволяет переключать выходнул лампу из пентодного режима в триодный и наоборот. (На схеме изображено пентодное включение — когда экраниующая сетка подключена к источнику питания. В триодном включении экранирующая сетка подключается непостредственно к аноду, чем обеспечивается достаточно глубокая местная ООС по напряжению, при этом
Вольт
-амперные характеристики — ВАХ — лампы становятся очень похожими на ВАХ триодов, из-за чего и возникло такое название.) Надо заметить, что использование этой возможности требует особой аккуратности от экспериментатора — изменение режима лампы часто ведет за собой необходимость коррекции величины смещения на первой сетке, а это значит, что необходимо при этом изменять и величину сопротивления R10.
Печатная плата была доработана с учетом вышеизложенных изменений. Удалось сохранить ее прежний размер и механические параметры. Но так как монтаж стал плотнее, при сборке нужно обращать внимание на габариты используемых электролитических конденсаторов. Вариант печатной платы с джампером JP2, однако, кажется не совсем удачным из-за излишнего количества дополнительных проводников, существенно повышающих плотность монтажа (между контактами джампера напряжение может достигать 300 Вольт — поэтому нужно внимательно отнестись к соблюдению зазора между дорожками платы во избежание пробоя).
Печатная плата без JP2 в высоком разрешении
(жмите пипку раскрыть на весь экран)
Печатная плата с JP2 в высоком разрешении
(жмите пипку раскрыть на весь экран)
Многие заметили, что при эксплуатации усилителя происходит нагрев электролитических конденсаторов. Нагрев происходит вследствие теплового излучения ламп и, на мой взгляд, не является сколько-нибудь опасным — конденсаторы C3 и C6 нагреваются до температуры порядка 40—45 градусов, а это весьма немного. Однако надо отметить, что компоновка печатной платы усилителя расчитана на открытую конструкцию и, в случае размещения усилителя, смонтированного на предлагаемой печатной плате, в каком-либо корпусе, не исключено, что придется применить тепловые экраны для уменьшения степени нагрева конденсаторов.
Наиболее близкой по параметрам к лампе 6П14П является 6П18П. Фактически лампы очень близки (при отсутствии маркировки их не отличить вообще) и различаются лишь, если верить справочнику, номинальным напряжением на аноде, которое у 6П18П составляет 170 В при максимально допустимом 250 В. Однако 6П18П прекрасно работает и при более высоких напряжениях и может быть установлена вместо 6П14П без каких-либо изменений в схеме. К сожалению, на этом список ламп, пригодных для такой замены заканчивается — для остальных ламп необходим подбор катодного резистора. Наиболее близкие по параметрам к 6П14П лампы:
Лампа |
Ток анода |
Смещение |
R10 |
Мощность резистора |
Выходная мощность |
6П15П |
35 мА |
-2.5 В |
75 Ом |
0.5 Вт |
2.5 Вт |
6П33П |
48 мА |
-15 В |
270 Ом |
2.0 Вт |
4.2 Вт |
Возможно применить лампу 6П1П (с катодным резистором 240 Ом), но у нее другая цоколевка, что влечет за собой необходимость изменения рисунка печатной платы. Лампу 6П43П применить затруднительно (хотя цоколевка и совпадает) из-за большой величины необходимого для ее работы смещения (для этой лампы выгоднее применять т. н. фиксированное смещение от отдельного источника).
Лампа 6Н3П без каких-либо переделок заменяется на лампу 6Н26П. Без изменений схемы возможно применение 6Н1П, но она отличается цоколевкой. 6Н2П и 6Н23П малопригодны из-за малого тока анода у 6Н2П (всего 2,3 мА) и сильного микрофонного эффекта у 6Н23П, но попробовать использовать их можно, также учтя их цоколевку (аналогична цоколевке 6Н1П)
1.
А. А. Ковалев. Ламповый УМЗЧ начального уровня. — AK Laboratory Workshop, 2002 г
.
2. Ф. И. Тарасов. Схемы любительских усилителей низкой частоты. — Массовая радиобиблиотека, М. 1957 г.
3. Артур Фрунджян. Акробатика ламповых каскадов. — Журнал «Class A», 1997 г., № 7.
4. Д. С. Гурлев. Справочник по электронным приборам. — «Технiка», Киев, 1966 г.
5. М. Киреев. Радиолюбительский High-End. 40 лучших конструкций ламповых УМЗЧ за 40 лет. «Радиоаматор», Киев, 1999 г.
17 марта 2023 изменил Datagor. Дополнено
Форум РадиоКот • Просмотр темы — Ламповый усилитель начального уровня
Сообщения без ответов | Активные темы
ПРЯМО СЕЙЧАС: |
Автор | Сообщение |
---|---|
|
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
Мучитель микросхем
Карма: 5 Рейтинг сообщения: 0
|
matrasa писал(а): Да, оба от одного БП. В скольких местах общий провод соединён с шасси? |
Вернуться наверх |
Профиль
|
Реклама | |
|
|
sl-64 |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
Зарегистрирован: Вс мар 20, 2016 00:15:56 Рейтинг сообщения: 0
|
Здравствуйте всем. Я вот думаю не распыляться на малые схемы, а замахнуться на схему NATURAL A7. Выходники возьму ТАН104. В заводской схеме они стоят. Только вот смущает, что на принципиальной схеме нет режимов работы ламп и питающих напряжений . В отзывах пишут радужную картину, полоса чуть ли не от 20—20000Гц с +-1dB. Собирал я на тн33 и 6ф5п то там вообще завал до 80 и после. 8000Гц. Вобщем суть в том что влом мотать трансы. Может с этими ТАНами удасться получить приемлемую полосу малой кровью. Что можете посоветовать. |
Вернуться наверх | |
Реклама | |
|
|
kentgaryk |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 127 Рейтинг сообщения: 8
|
С ентими ТАНами будет вот ето sl-64 писал(а): там вообще завал до 80 и после. 8000Гц. Добавлено after 2 minutes 37 seconds: |
||
Вернуться наверх | |||
sl-64 |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
Зарегистрирован: Вс мар 20, 2016 00:15:56 Рейтинг сообщения: 0
|
Это мне и в колхозе могут сказать, но может кто пользовал эти траны в усилителях? |
Вернуться наверх | |
Реклама | |
|
ИБП MEAN WELL серии DRC-180 на DIN-рейку – новое решение для пожарно-охранных систем
Компания MEAN WELL расширила семейство DRC-40/60/100 – недорогих ИБП (UPS) 2-в-1 (ИП и контроллер заряда/разряда АКБ в одном корпусе) с креплением на DIN-рейку. Теперь доступны модели мощностью 180 Вт новой серии DRC-180. Подробнее>> |
kentgaryk |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 127 Рейтинг сообщения: 5
|
Так силовые трансформаторы в качестве ТВЗ в колхозе и используют, там и скажут. |
||
Вернуться наверх | |||
Реклама | |
|
|
Ратмир |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 83 Рейтинг сообщения: 3
|
sl-64 |
||
Вернуться наверх | |||
sl-64 |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
Зарегистрирован: Вс мар 20, 2016 00:15:56 Рейтинг сообщения: 0
|
Да вроде голова подсказывает на счет ТАНов: из говна конфету не слепить, но жопа ищет приключений Меня смутило сообщение в статье что ТАНы пользуют в буржуйских изделиях. Да и бог с ними этими ТАНами, может кто имел дело с этим усилком. Стоит ли его повторять. Думаю собрать стоящий усилок и уйти на покой в радиолюбительстве. Купить что стоящее нет денег. |
Вернуться наверх | |
Vladimir51 |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
Карма: 5 Рейтинг сообщения: 0
|
sl-64 писал(а): Думаю собрать стоящий усилок и уйти на покой в радиолюбительстве. Из этого гоМна стоящего ничего не будет. Кричать будет хорошо. А больше ничего. |
Вернуться наверх | |
sl-64 |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
Зарегистрирован: Вс мар 20, 2016 00:15:56 Рейтинг сообщения: 0
|
ну что коты, астрировать бы вас. Кому не нравятся ТАНы? Попался мне усилок с ТАН104 по схеме натурал а7. Промерял я частотку. Полоса— 35кГц на 8 ом нагрузе завал -1дб.от 25Гц. ТАНы стоят 85г выпуска. От хозяина только и добился что усилок 8 ом, 25Вт, режим АВ. Промерять режимы ламп и напряжения хозяин не дал категорически. Звук у него изюмительный, это конечно субъективно.Вот не догадался фото сделать.Попробую повторить, может весной попадется он мне в руки , то предоставлю полный отчет. |
Вернуться наверх | |
Nikson1 |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 94 Рейтинг сообщения: 7
|
sl-64 писал(а): .Вот не догадался фото сделать.Попробую повторить, может весной попадется он мне в руки , то предоставлю полный отчет. Боюсь, не дождемся отчета. |
||
Вернуться наверх | |||
goldmen8 |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
Карма: 46 Рейтинг сообщения: 0
|
Nikson1 писал(а): Боюсь, не дождемся… Точно не дождёмся. Ну хочет делать на ТНА, пусть делает. Тем более такие параметры на выходе получил, просто охренеть sl-64 писал(а): Полоса— 35кГц на 8 ом нагрузе завал -1дб. от 25Гц. Особенно «звук у него изумительный» радует. |
Вернуться наверх | |
kentgaryk |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 127 Рейтинг сообщения: -1
|
sl-64 писал(а): Полоса— 35кГц на 8 ом нагрузе завал -1дб. Енто пыздеж! Проверено 100500раз! |
||
Вернуться наверх | |||
El-Eng |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 93 Рейтинг сообщения: 2
|
Здесь противоречия может и не быть, если ТАН, сам по себе, имеет АЧХ от 25-35 Гц до 8 КГц, но используется в усилителе с общей ООС, глубиной порядка 20 дБ и более. Тогда, на малом сигнале, с учетом коррекции, и получится полоса под 30-40 КГц. Но это — только для малого сигнала. |
||
Вернуться наверх | |||
kentgaryk |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 127 Рейтинг сообщения: -1
|
На 35КГц там фаза уйдет так, что ООС превратится в ПОС. |
||
Вернуться наверх | |||
El-Eng |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 93 Рейтинг сообщения: 0
|
Необязательно. Если первый собственный полюс усилителя лежит достаточно далеко в ВЧ (а для лампового каскада это довольно обычно), то АЧХ в рассматриваемой области будет максимум двухполюсной (индуктивность рассеяния плюс паразитная емкость). Ее можно скорректировать (например, конденсатором в цепи ОС). Но, как я и говорил, получится похожий на транзисторный усилитель, в котором ошибки проектирования стремятся задавить коррекцией. |
||
Вернуться наверх | |||
kentgaryk |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 127 Рейтинг сообщения: -1
|
Я экспериментировал на эту тему, правда с транзисторным усилителем Цихиселли, частотнозависимая ООС, менял ее глубину….ничего путного получить не удавалось, самая широкая полоса получалось когда ООС на верхних частотах превращалась в ПОС и усилитель начинал работать на верхних частотах в режиме регенератора |
||
Вернуться наверх | |||
El-Eng |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 93 Рейтинг сообщения: 0
|
Усилитель Цихиселли, ведь, на германиевых транзисторах. Они не отличаются быстродействием. Полюс АЧХ такого усилителя, определяемый частотными характеристиками транзисторов, вряд ли будет выше 20 КГц, поэтому, с плохим трансформатором, вы получите трехполюсную АЧХ, которую практически невозможно скорректировать без сильного снижения частоты среза. С лампами, даже при плохом трансформаторе, АЧХ может оказаться двухполюсной. Это не всегда, это — как повезет. |
||
Вернуться наверх | |||
As |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 155 Рейтинг сообщения: 4
|
Не знаю, почему — но мне лично звучание ламповых усилителей без обратной связи нравится больше, не смотря на относительно высокий уровень искажений… |
||
Вернуться наверх | |||
kentgaryk |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 127 Рейтинг сообщения: 3
|
El-Eng писал(а): Усилитель Цихиселли, ведь, на германиевых транзисторах Да там конечно вообще мрак! |
||
Вернуться наверх | |||
El-Eng |
Заголовок сообщения: Re: Ламповый усилитель начального уровня
|
||
Карма: 93 Рейтинг сообщения: 6
|
kentgaryk писал(а): Но пытаться вытягивать из говенного трансформатора полосу посредством обратной связи вряд ли целесообразно, да и не выйдет на нормальной мощности. Именно. ИМХО, конечно, но прелесть лампы в том и состоит, что на ней можно построить достаточно линейный усилитель без общей ООС и с минимумом местной. Такой усилитель и ведет себя не так, как транзисторный. |
||
Вернуться наверх | |||
Кто сейчас на форуме |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3 |
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения |
ламповый усилитель фонит
-
RemontЁr
- Сообщения: 560
- Зарегистрирован: 18 дек 2009, 17:50
- Откуда: г.Мичуринск
#51
#51
Непрочитанное сообщение
RemontЁr » 10 авг 2011, 23:20
Все же рекомендую пустить накал скрученным в канатик проводом.. Проверены просто все варианты на горьком опыте..И не замыкать накал на массу.А проверено это на усилителе(точнее на модуляторе хулиганского передатчика-который принципиального отличия от УНЧ почти не имеет).А это четыре!!! предварительных каскада… На 6н2п..Вот где приходилось боротся с самовозбудом и фоном! На первой половинке первого каскада УНЧ на аноде 45 вольт на втором 60..далее регулятор громкости и еще два каскада у которых на аноде 110 и 150 вольт сответсвенно..Вот истинный гемор!И ничего.. удавалось победить самовзбуд и фон.. Обьем наблюдался даже если тихо разговаривать в другой комнате!Обьем-это видимо чисто хулиганский термин обозначающий высокую чувствительность микрофона..Кстати микрофон для борьбы с самовозбудом экранировался фольгой от шоколадки и крепился на массу.. Но в ход шли все доступные методы.Порой помогал простой кондер бумажник 0.1мкф брошенный с анода первой лампы на массу.Отчего-не мне судить-я не инженер по построению ламповых каскадов..-но факт!Провода до переменного резистора пускал экранированным проводом..И что самое интересное самовозбуд проподал при подключении кондера от оплетки экрана на массу через кондер 47n!!!масса висела в воздухе через кондер..Перелопатил я много таких УНЧ,как говориться изучал методом проб и ошибок..И в итоге пришел к выводу-два УНЧ(даже скопированных один в один по монтажу)-работают по разному…Вероятно разброс номиналов,разные емкости между сетками у ламп…
Последний раз редактировалось RemontЁr 10 авг 2011, 23:27, всего редактировалось 1 раз.
-
ТВС-а
- Сообщения: 468
- Зарегистрирован: 24 окт 2010, 22:07
- Откуда: украина
- Поблагодарили: 1 раз
#52
#52
Непрочитанное сообщение
ТВС-а » 10 авг 2011, 23:26
Aidar писал(а):у меня есть 6н24п, мне один из участников форума прислал и посоветовал применить эти лампы, говорил что незаслуженно проходят мимо этих ламп=)
может попробовать
а лучше перед тем как пробовать посмотреть справочник-куда эта лампа предназначалась-лампа специально разработана для каскодного включения и имеет специфическое вкл выводов одного из триодов
-
Igor
- Сообщения: 417
- Зарегистрирован: 03 янв 2010, 23:18
- Откуда: СПб.
#53
#53
Непрочитанное сообщение
Igor » 10 авг 2011, 23:27
Valkyr2003
читайте внимательно пост ТВС-а. я такими талантами живописателя не обладаю
ОДИН жирный провод — земля вводного гнезда — земля регулятора громкости. В вашем случае у гнезд это будет примерно как буква Y.
И ВЕСЬ усилитель землите на него.
Сигнальный провод -тупо проводом от входа на рег гр.
Я делаю немного не так — но выше приведенный метод — хорошая рекомендация
-
RemontЁr
- Сообщения: 560
- Зарегистрирован: 18 дек 2009, 17:50
- Откуда: г.Мичуринск
#54
#54
Непрочитанное сообщение
RemontЁr » 10 авг 2011, 23:38
Aidar писал(а):у меня есть 6н24п, мне один из участников форума прислал и посоветовал применить эти лампы, говорил что незаслуженно проходят мимо этих ламп=)
может попробовать
Извиняйте господин..Но вы в своем посте изьясняетесь как истинный аудиофил(прости господи меня бог радиоэлектроники..)6н24п -высокочастотная лампа созданная для применения в УВЧ каскадах ПТК ламповых телевизоров моделей 60х годов..Применялась в ПТК5(или там стояла 6н14?-память изменяет….) к примеру..Потом была заменена на 6н23п-более совершенной.Лампа прекрасно работает в каскадах УНЧ-даже потеряв слегка свою эмиссию..Частотный дипазон усилителя НЧ она покрывает полностью -даже подсевшая…
Последний раз редактировалось RemontЁr 10 авг 2011, 23:48, всего редактировалось 1 раз.
-
ТВС-а
- Сообщения: 468
- Зарегистрирован: 24 окт 2010, 22:07
- Откуда: украина
- Поблагодарили: 1 раз
#55
#55
Непрочитанное сообщение
ТВС-а » 10 авг 2011, 23:47
RemontЁr писал(а):Извиняйте господин..Но вы в своем посте изьясняетесь как истинный аудиофил(прости господи меня бог радиоэлектроники..)6н24п -высокочастотная лампа созданная для применения в УВЧ каскадах ПТК ламповых телевизоров моделей 60х годов..Применялась в ПТК5 к примеру..Потом была заменена на 6н23п-более совершенной.Лампа прекрасно работает в каскадах УНЧ-даже потеряв слегка свою эмиссию..Частотный дипазон усилителя НЧ она покрывает полностью -даже подсевшая
все понятно -открываем справочник и смотрим куда приварена сетка триода внутри лампы-а потом даем советы
-советую просветиться для общего развития в ушедшей в нибытие телевизионной технике
-
ТВС-а
- Сообщения: 468
- Зарегистрирован: 24 окт 2010, 22:07
- Откуда: украина
- Поблагодарили: 1 раз
#58
#58
Непрочитанное сообщение
ТВС-а » 10 авг 2011, 23:54
RemontЁr писал(а):ПТК5(или там стояла 6н14?-память изменяет….) к примеру..Потом была заменена на 6н23п-более совершенной.
6н24п-заменила 6н14п в одном единственном птк и дальшев дело непошла и было это дело в ПТК-7… А в УНТ 47-59 уже влепили ПТК-3 С 6Н23П
-
ТВС-а
- Сообщения: 468
- Зарегистрирован: 24 окт 2010, 22:07
- Откуда: украина
- Поблагодарили: 1 раз
#59
#59
Непрочитанное сообщение
ТВС-а » 10 авг 2011, 23:56
RemontЁr писал(а):Но в чем смысл такого построения сетки?
ТАК все просто- лампа специально для каскодного включения-так что и межэлектродные емкости будут разные.
-
Ziatz
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 14 мар 2010, 11:35
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
#60
#60
Непрочитанное сообщение
Ziatz » 11 авг 2011, 04:23
По-моему вертикальной чертой обозначется экран между половинами триода. (У некоторых других двойных триодов он имел отдельный вывод). Поскольку левая сетка по схеме предполагалась быть заземлённой, то и экран туда же.
Что касается применимости ламп, то поскольку специально для hi-fi ламп у нас не разрабатывалось, то какие хорошо звучат, выясняется практически. Например популярные 6С33С были разработаны чуть ли не для стабилизаторов напряжения или чего-то в этом роде.
6Н23П себя очень хорошо зарекомендовала для входных каскадов УНЧ, а 6Н1П — это, скорее, для промежуточных. Но в данном случае imho нужна именно она, потому что входной сигнал не единицы милливольт, а гораздо больше.
-
Lenz
- Сообщения: 351
- Зарегистрирован: 17 сен 2009, 17:48
#61
#61
Непрочитанное сообщение
Lenz » 11 авг 2011, 09:07
Уважаемый топикстартер, Вы случайно не троллинг затеяли? Схема правильная, и называется «Ламповый УМЗЧ начального уровня: работа над ошибками». Вы зачем вытерли из неё резисторы, подтягивающие накал к плюсу питания? О которых в теме уже говорили, кстати. И почему бы Вам не воспользоваться разработаной автором платой? Фон в этом усилителе отсутствует полностью, если его правильно собрать.
Моя квартира в Минске тоже где то ждёт меня
-
Aleksandr78
- Сообщения: 83
- Зарегистрирован: 28 ноя 2010, 09:21
- Откуда: Ленинград
#62
#62
Непрочитанное сообщение
Aleksandr78 » 11 авг 2011, 10:19
Прочитал всю ветку, и самый дельный совет (на мой взгляд) дал Lenz. Собирая усилитель начального уровня — следуйте схеме в точности, и отпадет очень много вопросов. Не меняйте тип лампы — если не догадываетесь к чему это приведет, и самое главное — сделайте предварительно макет одного канала — это избавит вас от ошибок при сборке. Все аудиофильские высказывания про разноблочность, раздельность, направленность провода вам скорее всего сейчас не нужны. Чтоб не быть голословным, приложу фото своего усилителя, он не сделан по аудиофильским законам, но: никакого фона нет, усилитель полный, т.е. корректор присутствует, при закороченном входе слышно только «шуршание электронов во входной лампе».
-
ТВС-а
- Сообщения: 468
- Зарегистрирован: 24 окт 2010, 22:07
- Откуда: украина
- Поблагодарили: 1 раз
#63
#63
Непрочитанное сообщение
ТВС-а » 11 авг 2011, 12:48
Lenz писал(а): Вы зачем вытерли из неё резисторы, подтягивающие накал к плюсу питания?
Опять анекдот про советы на Красной площади -Уважаемый ответте пожалуйста что измениться(физические процессы пожалуйста)-если накал прилепить непо вашему,а просто как во всей Совдеп технике на корпус???
тем более при детской чувствительености этого чуда
А можно сделать еще проще-берется плюс с автосмещения 6п14п и усе
Lenz писал(а):И почему бы Вам не воспользоваться разработаной автором платой?
А не хочет человек делать плату и все-оно и так работать будет
Lenz писал(а):если его правильно собрать.
это уже другое дело-хотя тоже спорное
А вообще хочется услышать ответ про навязчивую идею с добавкой резисторов и подачей плюса-какие воздуха появл в звуке…….
-
Ziatz
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 14 мар 2010, 11:35
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
#64
#64
Непрочитанное сообщение
Ziatz » 11 авг 2011, 15:42
На изменение звука это влиять не должно, а так подача плюса — совет распространённый. Накал становится к катоду как бы в положение анода. Но вы правы, что для такой схемы такие хитрости не нужны. Всё это актуально для микрофонных усилителей, УВ магнитофонов и корректоров (мне фокус с плюсом не помог, пришлось накал первого каскада на постоянном токе делать), а вот усилитель мощности, типа этого, должен совершенно нормально работать без всяких схемотехнических хитростей, если конечно правильная разводка проводов.
-
Lenz
- Сообщения: 351
- Зарегистрирован: 17 сен 2009, 17:48
#65
#65
Непрочитанное сообщение
Lenz » 11 авг 2011, 18:43
Уважаемый ТВС-а, меня обескуражила Ваша реакция на мой пост. Перечитайте внимательно — я толко поинтересовался у топикстартера, чем он руководствовался, когда вносил изменения в оригинальную схему. Интересна, кстати, и судьба фильтра НЧ на входе. Если у Aidar выходники и АС не тянут самый глубойкий бас, то зря он фильтр выкинул. Совдеповские методы борьбы с фоном бывают всякие, можно просто поставить 2ГДШ на выход, который ни 50, ни 100 герц не потянет, и нет проблем. Но хочется же сделать для себя максимально качественно. У меня, в отличии от радиозавода, не стоит цель экономить каждынй резистор. И — да, воздуху добавляется, когда исчезает модуляция 50-100 герцами из музыки.
Моя квартира в Минске тоже где то ждёт меня
-
Aidar
- Сообщения: 169
- Зарегистрирован: 13 дек 2010, 18:19
- Откуда: Almetyevsk
#66
#66
Непрочитанное сообщение
Aidar » 11 авг 2011, 19:25
Я не аудиофил=))
фильтр убрал, думаю что с компьютера можно снизить уровень с 60 гц в эквалайзере.
вот сижу паяю общую точку для заземления.
а конденсатор к40у9 на 1000в можно поставить как межкаскадный конденсатор, как отразиться на звуке?
-
mdima
- Сообщения: 298
- Зарегистрирован: 07 дек 2009, 15:04
- Откуда: Saratov
#67
#67
Непрочитанное сообщение
mdima » 11 авг 2011, 19:44
На измененной схеме нет резистора с сетки входной лампы на землю,может в этом дело?
-
Valkyr2003
- Сообщения: 2754
- Зарегистрирован: 18 авг 2010, 08:42
- Откуда: Москва, СССР
- Благодарил (а): 42 раза
- Поблагодарили: 19 раз
#69
#69
Непрочитанное сообщение
Valkyr2003 » 11 авг 2011, 22:33
Aidar писал(а):Я не аудиофил=))
фильтр убрал, думаю что с компьютера можно снизить уровень с 60 гц в эквалайзере.
вот сижу паяю общую точку для заземления.а конденсатор к40у9 на 1000в можно поставить как межкаскадный конденсатор, как отразиться на звуке?
Конденсатор еще имеет емкость, современная пленка на 0.68 МкФ вполне пойдет (забудьте уже про влияние на звук в таких схемах). Второе: с платы компа может пролезать масса помех с преобразователей напряжения, которых там два десятка. Оттуда может и удьтразвук переть, который перегружает усилитель, а ухом его не слышно. Осциллограф бы вам в помощь…
И не пытайтесь улучшать схемы, если Вы не вполне в теме. Лучше повторить 1:1, послушать — а потом уже экспериментировать.
-
Александр Хрисанов
- Администратор форума
- Сообщения: 11055
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 22:58
- Благодарил (а): 145 раз
- Поблагодарили: 686 раз
#70
#70
Непрочитанное сообщение
Александр Хрисанов » 11 авг 2011, 23:42
Коллеги, привязка накального напряжения к потенциалу выше катодного имеет важное значение.
Дело в том, что у некоторых образцов ламп подогреватель имеет собственную эмиссию и образует с катодом диод, через который может протекать весьма заметный ток.
Подняв потенциал накала мы этот диод запираем.
Александр Хрисанов. 198152, Санкт-Петербург, Автово, ул.Краснопутиловская, д.15. кв.23.
desoto53@mail.ru desoto53@yandex.ru
+7 921 356 20 50
-
RV3DOI
- Администратор форума
- Сообщения: 8519
- Зарегистрирован: 15 сен 2009, 00:19
- Откуда: рядом с Москвой, в 1кМ от места,где Доцент прятал золотой шлем
- Благодарил (а): 265 раз
- Поблагодарили: 259 раз
#71
#71
Непрочитанное сообщение
RV3DOI » 11 авг 2011, 23:45
Aidar писал(а):Я не аудиофил=))
фильтр убрал, думаю что с компьютера можно снизить уровень с 60 гц в эквалайзере.
вот сижу паяю общую точку для заземления.а конденсатор к40у9 на 1000в можно поставить как межкаскадный конденсатор, как отразиться на звуке?
А не в источнике ли проблема? Если источник — комп без заземления, то на корпусе компа — половина питания из-за фильтра.
-
RV3DOI
- Администратор форума
- Сообщения: 8519
- Зарегистрирован: 15 сен 2009, 00:19
- Откуда: рядом с Москвой, в 1кМ от места,где Доцент прятал золотой шлем
- Благодарил (а): 265 раз
- Поблагодарили: 259 раз
#74
#74
Непрочитанное сообщение
RV3DOI » 11 авг 2011, 23:54
Надо проверить не с заземленным входом , а с полностью отцепленным компом.
-
Riverbluesman
- Сообщения: 3610
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 16:59
#75
#75
Непрочитанное сообщение
Riverbluesman » 11 авг 2011, 23:55
Aidar писал(а):по моему я в блоке питания накосячил,фильтр там стоит CLC
выпрямитель д226б мост, транс тс 160,немного гудит слышно с пол метра лёгкое гудение , но вчера заливал эпоксидкой, стянул хорошо=)
Вчера залили, а сегодня уже идет гул?
И сколько часов сохла ваша эпоксидка?
-
Aidar
- Сообщения: 169
- Зарегистрирован: 13 дек 2010, 18:19
- Откуда: Almetyevsk
-
mdima
- Сообщения: 298
- Зарегистрирован: 07 дек 2009, 15:04
- Откуда: Saratov
#78
#78
Непрочитанное сообщение
mdima » 12 авг 2011, 07:14
Aidar писал(а):как нет, а R3? не резистор?=)
я имел ввиду схему представленную Вами,там нет резистора R3.
-
Valkyr2003
- Сообщения: 2754
- Зарегистрирован: 18 авг 2010, 08:42
- Откуда: Москва, СССР
- Благодарил (а): 42 раза
- Поблагодарили: 19 раз
#79
#79
Непрочитанное сообщение
Valkyr2003 » 12 авг 2011, 22:12
Проверил на своем макете, заземление одной ноги накала на «землю» реально снимает фон. Проверю еще версию с притягиванием к анодному, хотя и так нормально. Усилитель звучит прекрасно (но схема немного другая). Притом на сильно поюзаных пальчиковых лампах (6н1п и 6п14п). Первая — SRPP, вторая — пентодом. Транс — TW4SE Аудиоинструмент. Гонял от генератора. На 1000 Гц: выдает 4 честных Ватт на 7.8 Омах. Частотка вполне нормально, пробовал подавать треугольник -честно отрабатывает, прямоугольник — тут уже проблемы, но без них никак.
Сейчас от усилка Радио Релакс играет… Кайф!
Кстати, по теме. БП и усилитель разнесены по шасси и соединены проводами через колодку. На звук и фон не влияет (при прочих равных условиях).
Последний раз редактировалось Valkyr2003 12 авг 2011, 22:51, всего редактировалось 1 раз.
-
RemontЁr
- Сообщения: 560
- Зарегистрирован: 18 дек 2009, 17:50
- Откуда: г.Мичуринск
#80
#80
Непрочитанное сообщение
RemontЁr » 12 авг 2011, 22:38
Riverbluesman писал(а):А зачем заливать эпоксидкой?
Расскажите подробнее, как Вы это проделали. Просто самому интересно.
Вот у меня гудит один на столе.
Прикольно он видимо это проделывал….Навел отвердитель закрепитель… и сверху по магнитопроводу..
-
Lenz
- Сообщения: 351
- Зарегистрирован: 17 сен 2009, 17:48
#81
#81
Непрочитанное сообщение
Lenz » 13 авг 2011, 11:53
Появилась мысль для автора темы! Предлагаю переделать выпрямитель на ОППВ (однополупериодное выпрямление). Тогда исчезнет фон 100 Гц. А раз Вы намерены всё, что ниже 60 Гц срезать эквалайзером, то тогда имеет смысл использовать соответсвующие динамики, с частотой основного резонанса около 60 Гц. Это же заодно и здорово снизит искажения групповой задержки (про это читать здесь: http://www.aml.nm.ru/perception.htm) Только в ОППВ придётся использовать трансформатор на Ш-образных пластинах, с большим запасом по мощности.
Моя квартира в Минске тоже где то ждёт меня
-
Aidar
- Сообщения: 169
- Зарегистрирован: 13 дек 2010, 18:19
- Откуда: Almetyevsk
#82
#82
Непрочитанное сообщение
Aidar » 13 авг 2011, 13:55
сделал всё как писал IGOR, витые провода, шасси с минуса снял,
фон уменьшился,(оказалось мощность снизилась и транс быстро грееться)
поставил конденсатор (пока нету тех которые нужны) между резисторами
2,7ком и 47 ком фон кончился, но остался какой то гул тихий тихий,когда к ушам динамик поднесёш близко,то слышно, как его теперь убрать?
в общем дела ещё хуже стали.
-
RemontЁr
- Сообщения: 560
- Зарегистрирован: 18 дек 2009, 17:50
- Откуда: г.Мичуринск
#83
#83
Непрочитанное сообщение
RemontЁr » 13 авг 2011, 17:35
Aidar писал(а): но остался какой то гул тихий тихий,когда к ушам динамик поднесёш близко,то слышно, как его теперь убрать?
в общем дела ещё хуже стали.
Типа полная тишина и всандалил ват 30 и без искажений…НЕТ..ЭТО ФАНТАСТИКА…
-
Aidar
- Сообщения: 169
- Зарегистрирован: 13 дек 2010, 18:19
- Откуда: Almetyevsk
#84
#84
Непрочитанное сообщение
Aidar » 13 авг 2011, 17:54
да нет, мошность упала чё та по сравнению до переделки, гул то остался
как будто напряжения сигнала не хватает,
на выходе с трансформатора макс 2,3 вольта переменки.
-
Aidar
- Сообщения: 169
- Зарегистрирован: 13 дек 2010, 18:19
- Откуда: Almetyevsk
#87
#87
Непрочитанное сообщение
Aidar » 13 авг 2011, 20:27
1 убрал минус с массы
2 витые провода на сигнал
3 поставил конденсаторы в катоды, в цепь анода пред лампы
4 в одну точку все минуса свёл
5 ну и следовал вашим советам за что вам большое спасибо=))))
а лёгкий гул таки остался, видимо силовой трансформатор надо поменять=)
-
Valkyr2003
- Сообщения: 2754
- Зарегистрирован: 18 авг 2010, 08:42
- Откуда: Москва, СССР
- Благодарил (а): 42 раза
- Поблагодарили: 19 раз
#88
#88
Непрочитанное сообщение
Valkyr2003 » 13 авг 2011, 20:32
На здоровье! Главное в том, чтобы девайс радовал. А массу (если имеешь в виду шасси) — земли, но только там же, где и входная цепь. У меня работает.
-
Aidar
- Сообщения: 169
- Зарегистрирован: 13 дек 2010, 18:19
- Откуда: Almetyevsk
#89
#89
Непрочитанное сообщение
Aidar » 13 авг 2011, 20:39
чётко слышно всё,что комп запихивает в усилок, на выход просто динамик 4гд-35, на соседнем стуле лежит, я задом чувствую как он пытаеться басы выдать=)))))))))
-
Aidar
- Сообщения: 169
- Зарегистрирован: 13 дек 2010, 18:19
- Откуда: Almetyevsk
#91
#91
Непрочитанное сообщение
Aidar » 13 авг 2011, 20:52
не, у меня места маловато для щита=)
сделаю колонки, хотя может есть удачный вариант корпуса для 4 гд -35??
-
SergPhil
- Сообщения: 7162
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 22:54
- Откуда: Донецк
- Благодарил (а): 428 раз
- Поблагодарили: 150 раз
- Контактная информация:
#92
#92
Непрочитанное сообщение
SergPhil » 14 авг 2011, 08:37
Aidar писал(а):сделал всё как писал IGOR, витые провода, шасси с минуса снял,
фон уменьшился,(оказалось мощность снизилась и транс быстро грееться)
в общем дела ещё хуже стали.
Aidar писал(а):мошность упала чё та по сравнению до переделки, гул то остался
как будто напряжения сигнала не хватает,
Aidar писал(а):аработало=)))))))))))))))))))
всем спасибо за советы=))))))))
Как это понять?
-
SergPhil
- Сообщения: 7162
- Зарегистрирован: 10 сен 2009, 22:54
- Откуда: Донецк
- Благодарил (а): 428 раз
- Поблагодарили: 150 раз
- Контактная информация:
#96
#96
Непрочитанное сообщение
SergPhil » 15 авг 2011, 13:40
Люди старались, объясняли причину и способы….. а тут: плохо-плохо-плохо….., нет, всё зашибись бись бись…..
-
Aidar
- Сообщения: 169
- Зарегистрирован: 13 дек 2010, 18:19
- Откуда: Almetyevsk
#97
#97
Непрочитанное сообщение
Aidar » 15 авг 2011, 18:50
конденсатор с3 поставил на место фон практически исчез, а малая выходная мощность — выяснилось из исправленной схемы, отсутствие конденсаторов в катодах, вот я их и поставил согласно схеме.
но лёгкий гул всё таки остался, не знаю почему.
трансформатор силовой греется быстро, думаю на другой поменять.
-
Aidar
- Сообщения: 169
- Зарегистрирован: 13 дек 2010, 18:19
- Откуда: Almetyevsk
#98
#98
Непрочитанное сообщение
Aidar » 23 авг 2011, 22:35
в общем появилась проблема.
усилитель играет,но только на тихой громкости,как начинаю увеличивать громкость начинаеться призвук в динамиках, а дальше свист, как полностью до конца выкручиваю становиться нормально,даже на закороченном входе начинаеться писк шум какойто,не пойму из-за чего,регулятор менял,не помогло.
что может быть ?
вот с другого форума:У меня такой усилитель из приведенной вверху схемы, но как раз с трансами ТВ3-Ш. Пока с ним проблемы, на тихой громкости приятно звучит, но с увеличением, проявляются искажения и писк. Грешил на регулятор громкости, менял уже наверное 4 разных и сдвоенных и раздельные ставил. Характер гадости изменялся, но так и не могу пока привести его в чувство, все в состоянии макета, нет пока смысла делать нормальный корпус. Теперь начинаю думать не трансы ли виноваты, может стоит поискать ТВЗ1-9…?
решение проблемы там нету=(
-
Valery_C
- Сообщения: 1037
- Зарегистрирован: 11 сен 2009, 09:35
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 18 раз
#99
#99
Непрочитанное сообщение
Valery_C » 23 авг 2011, 23:16
Очень похоже на самовозбуждение усилителя. Для начала отключите ООС. Писк должен пропасть. Для предотвращения возбуда может потребоваться включить в разрывы проводов, которые идут к сеткам ламп по резистору с сопротивлением 100-200 Ом.
На свете бывает все. Особенно то, чего не может быть.
-
Ziatz
- Сообщения: 864
- Зарегистрирован: 14 мар 2010, 11:35
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
#100
#100
Непрочитанное сообщение
Ziatz » 24 авг 2011, 10:24
Более того, когда я собирал подобный усилитель, у меня стояла похожая цепь ООС, но когда я её разорвал, звучать стало лучше.
Введение
Предлагаю вашему вниманию хорошо повторяемую, отработанную, схему лампового УНЧ с параллельным включением ламп, за основу взят УНЧ начального уровня. Заинтересовала меня однажды схема лампового УНЧ начального уровня. Повторил — результатом был доволен.
Посидев поразмыслив, решил переделать эту схему в более мощный вариант. В стерео варианте получилось на две лампы больше, но оно того стоит. Лампа 6н3п имеет в своем баллоне две независимых. Решено было собрать схему 6н3п +6п14п+6п14п. Методом проб и ошибок выяснил, что целесообразней всего использовать обе половинки 6н3п, для каждой 6п14п, те в свою очередь анодами соединяются вместе.
Многие авторы подобных статей предлагают параллельное включение тех же пентодов, как по входу так и по выходу. Такое схемное решение не дает сколь нибудь ощутимых прибавок в ваттах. Кроме того, появляются заметные искажения звука и избавится от них довольно сложно. Все же лампа лампе рознь, пусть и обе новые и не работали. И приходится усложнять ООС, что тоже ни к чему путному не приводит.
Схема ламповго УНЧ
В процессе небольшой наладки от ООС я избавился совсем. Никакой на слух разницы не заметил. Однако в варианте с одной 6п14п ООС все же нужна. В итоге получился УНЧ с максимальной выходной мощностью около 8.8 Вт. Если входы 6п14п соединять вместе и пускать дальше по схеме, то в таком варианте максимальная мощность всего 5.7 ватт. Единственное о чем стоит сказать, в этой схеме нужно подобрать пентоды.
Если ставить какие придется, то появится фон переменного тока. Или скрипы на малой громкости. Соответственно и 6н3п в идеале должна иметь две нормальные половинки, а не так, что одна б/у другая новая. Результат от такой лампы будет тем же, даже если подобраны 6п14п. В общем мне хватило десяток 6п14п и трех 6н3п, из них выбрал самые оптимальные.
Выходные трансформаторы лампового УНЧ
Теперь о выходных трансформаторах. Если у вас есть ТВЗ, то можете сразу их убрать подальше. Не годятся совсем, поскольку выходное сопротивление с таким включением очень отличается от обычного на одной 6п14п. Много было испорчено всяких трансов, перемотано и брошено. В конце концов попались на глаза трансы марки ОСМ-0.016. Вот на них то и получил просто отличный результат! Некоторые мотают на ОСМ-0.16. Зачем нужен такой транс в 160ватт? Если выходная мощность ограничена 9-ю ваттами. Более чем хватает 16 ватных трансов. Если нет таковых, то возьмите железо от ТВК-110. Не поленитесь полностью намотать с нуля выходник на нем. Оно того стоит.
Теперь о намотке.
Мотаем так: первый слой вторичка-90 витков провода 0.47, затем 1500 витков первичка проводом 0.18. Затем еще слой вторички 90 витков провода 0.47 и еще 700 витков первички того же провода. Между обмотками не прокладывал бумажные прокладки, в целях экономии места укладывал два слоя непрозрачного скотча. С прозрачным очень неудобно мотать. И плюс такого решения: обмотка надежно приклеена. При работе не создает никаких шумов. Первичку соединяем в послед, вторичку параллельно. Если железо от ТВК, то вместо последних 700 витков мотаете 1200 витков.
Отмечу, что первичку как ни крути мотать придется виток к витку, иначе все обмотки не влезут. Между половинками железа никаких бумажных прокладок не ставим! Размеры собранного ОСМ: 50 мм высота, толщина железа 32 мм. У ТВК толщина несколько меньше. Фото ОСМ и ТВК выкладываю.
Все остальные нюансы читаем в статье УНЧ начального уровня. Таблица напряжений та же, не забываем с учетом, что тут питание 320 вольт. Лично я не подбирал их вообще. Выставил норму только на 6н3п. Данный усь использую уже пару лет. Работает по 12 часов в сутки, нареканий и поломок не имеется. Работает безотказно. Очень хорошие низы, глубокие и недурно звучат ВЧ.
О деталях УНЧ
Несколько слов о деталях. Вся обвязка 6н3п резисторы 0.125, кроме анодных. Там надо по мощнее. Переменный резистор лучше подыскать сдвоенный импортный. Мной взят от старой китайской автомагнитолы. Отечественные никуда не годятся, неравномерная регулировка по каналам, да еще и шорохи всякие создают. Из украшательств мною поставлена индикаторная лампа 6е1п.
Отдельно о сетевом трансе. У меня перемотанный ТС-100, приходится обдувать все же семь ламп, потребляют приличный ток по накалу. Греется железо шибко.
Вообще же очень хорошо подходят электронные трансформаторы после домотки. Но минус там один: приходится городить кучу фильтрующих цепочек. Если использовать только для накала, то никаких фильтров не надо и места занимает значительно меньше.
Автор статьи и конструкции: Сэм ( dimka.kyznecov[собачка]rambler.ru ).