Лексические нормы – правильность выбора слова и уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.
Неправильное употребление слов ведет к возникновению лексических ошибок.
Виды ошибок:
1.Смешение паронимов.
Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например:
ароматный — ароматический,
банковый — банковский,
встать — стать,
значение — значимость,
надеть — одеть,
оплатить — уплатить,
освоить – усвоить,
эскалатор — экскаватор.
Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).
2. Тавтология и плеоназм.
Тавтология — повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки.
Плеоназм — многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово — народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).
3. Речевая недостаточность
Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например:
Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово «себя»).
4. Нарушение лексической сочетаемости, например, можно сказать — «неминуемый крах», но нельзя – «неминуемый успех», можно сказать – «ближайшее будущее», но нельзя – » ближайшее прошлое».
5. Нарушение единства стиля
Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской.
Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).
ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологические обороты — это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (примеры)
Неправильно |
Правильно |
играет значение |
имеет значение |
имеет роль |
играет роль |
львиная часть |
львиная доля, большая часть |
приподнять занавес над этой историей |
приподнять завесу |
проходит красной линией |
проходит красной нитью |
качество желает много лучшего |
оставляет желать много лучшего |
пускать туман в глаза |
напустить туману, пускать пыль в глаза |
показывать образец другим |
показывать пример, служить образцом |
поднять тост |
поднять бокал, провозгласить тост |
тратить нервы |
тратить силы, трепать нервы, портить нервы |
Лексические нормы
Раздел ОГЭ по русскому языку: 9.2 Лексические нормы
Лексические нормы – это употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении. К лексическим нормам относятся нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.
Лексические нормы (нормы словоупотребления) определяют правильный выбор слова из ряда других, близких ему по значению или по форме, а также употребление слов в тех значениях, которые они имеют в литературном языке. Эти нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности.
Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.
Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности: 1) нарушение лексической сочетаемости слов; 2) смешивание паронимов; 3) неточности словоупотребления; 4) плеоназмы; 5) тавтология; 6) речевая недостаточность. Все эти нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.
Выразительность – качество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств. Мы используем средства речевой выразительности для того, чтобы передать свои эмоции, впечатления, дать оценку или воздействовать на чувства собеседника. Лeксичeские нормы в аспекте выразительности: 1) синонимы, 2) антонимы, 3) омонимы, 4) многозначные слова, 5) фразеологизмы.
Лексические нормы с точки зрения развития языка: 1) устаревшие слова (историзмы, архаизмы); 2) возвращение устаревших слов; 3) неологизмы (новая лексика), 4) иноязычные / заимствованные слова.
Наиболее распространённые лексические ошибки
- Неправильный выбор слова (костный тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей), неточный выбор синонима (за ответ я получил прекрасную оценку).
- Нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнётом гуманности).
- Противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными оттенками значения слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя несмываемые следы. Он внёс непосильный вклад в развитие России).
- Употребление анахронизмов, т. е. исторически несовместимых понятий (Ломоносов поступил в институт);
- Смешение понятий из разных культур (Ломоносов жил за сотни миль от столицы).
- Неверное употребление фразеологизмов (Надо вывести его на свежую воду).
Речевая избыточность и речевая недостаточность
Плеоназмы — обороты речи, в которых сочетаются однородные по значению слова, излишние с точки зрения логики: темный мрак, снилось во сне, говорить словами.
Разновидностью плеоназма является тавтология — повторение одного и того же суждения или определения, неоправданное употребление однокоренных слов, «масло масленое»: Можно спросить вопрос? Всё ближе приближается праздник. Художник изобразил образ. Исправим: Можно задать вопрос? Всё ближе праздник. Художник изобразил героя (создал образ).
В языке художественной литературы, в поэтическом языке тавтология может использоваться как художественный приём повторения, усиливающий выразительность речи: Знать не знаю, ведать не ведаю; на дворе белым-бело; на пороге стоял старый-престарый старик.
Некоторые однокоренные слова потеряли лексическую связь друг с другом: чёрные чернила; белое бельё, красная краска.
Речевая недостаточность выражается в пропуске слов, что порождает логическую ошибку: Характер Базарова резко отличается от братьев Кирсановых. (Нужно: от характера братьев Кирсановых.)
Смешение паронимов
Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению: телефонный абонент — концертный абонемент, эффектный наряд — эффективный приём, жёсткий диван — жестокий бой и др.
Многие смешивают однокоренные глаголы одеть (одевать) и надеть (надевать). Одеть можно кого-то, надеть — что-то (на что-то): Одевать капризного ребёнка довольно сложно; в холода надеваю на него комбинезон.
Лексическая сочетаемость
Часто речевые ошибки происходят из-за того, что словосочетания строятся неверно, состоят из слов, не сочетающихся друг с другом:
Благодаря неосторожному обращению с огнём, лес выгорел. (Нужно: Из-за неосторожного обращения с огнём лес выгорел.)
Большое значение в наше время играет бережное отношение к природе. (Нужно: Большое значение в наше время имеет бережное отношение к природе.)
Конспект урока по русскому языку «Лексические нормы». Другие конспекты по разделу «Языковые нормы»:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский аграрный техникум» имени Г.П.Левина
Конспект занятия
«Лексические нормы русского языка.
Лексические ошибки»
Разработал:
преподаватель русского языка
и литературы
Бедулина А.А.
п. Металлплощадка
2018
План-конспект учебного занятия
Тема учебного занятия: «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки».
Тип учебного занятия: комбинированный урок (изучение нового материала + повторение и закрепление ранее изученного материала).
Вид учебного занятия: лекция + практикум + игра.
Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с лексическими нормами современного русского литературного языка и видами лексических ошибок; обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология».
Задачи:
1. Образовательные задачи: формировать знания о лексических нормах современного русского литературного языка и видах лексических ошибок; совершенствовать умение соблюдать лексические нормы в своей речи, замечать ошибки в речи окружающих, исправлять их; обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология».
2. Развивающие задачи: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ отдельных языковых единиц; обеспечить условия для развития умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
3. Воспитательные задачи: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса, уважения и любви к русскому языку; формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Методы обучения: словесный (лекция), практический (метод упражнения), метод игры.
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая.
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер с лицензионными программами, доска.
Учебно-методическое обеспечение: календарно-тематический план, план учебного занятия, учебная литература, презентация.
Междисциплинарные связи: связь русского языка с культурой речи и литературой.
Структура занятия:
-
Организационный момент (2 мин)
-
Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (3 мин)
-
Актуализация знаний (10 мин)
-
Изучение нового материала (30 мин)
-
Закрепление нового материала (+ повторение и обобщение ранее изученного материала) (30 мин)
-
Рефлексия (5 мин)
-
Домашнее задание (3 мин)
-
Подведение итогов работы (2 мин)
Ход урока
-
Организационный момент (2 минуты).
Приветствие, перекличка, проверка готовности обучающихся.
-
Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (3 минуты).
Слайд.
Преподаватель: тема нашего сегодняшнего урока «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки» (студенты записывают в тетради).
Данное занятие – заключительное в разделе «Лексика и фразеология».
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Какова цель нашего занятия?
Студенты: целью занятия является знакомство с лексическими нормами русского языка и видами лексических ошибок.
Преподаватель: так как на следующей паре вы будете писать контрольную работу, то сегодня мы также обязательно уделим внимание обобщению и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Лексика и фразеология».
-
Актуализация знаний (10 минут).
Слайд.
Преподаватель: перед тем, как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним материал прошлых занятий. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд (в форме фронтального опроса).
1в |
о |
р |
6о |
б |
е |
й |
||||||||||||
м |
||||||||||||||||||
о |
||||||||||||||||||
5п |
н |
|||||||||||||||||
2д |
я |
и |
||||||||||||||||
и |
т |
м |
||||||||||||||||
3п |
а |
р |
о |
н |
и |
м |
ы |
|||||||||||
л |
и |
|||||||||||||||||
7м |
е |
ч |
ц |
|||||||||||||||
к |
||||||||||||||||||
10а |
н |
т |
о |
н |
и |
м |
ы |
|||||||||||
4а |
9п |
ф |
и |
|||||||||||||||
в |
о |
о |
з |
|||||||||||||||
г |
л |
р |
м |
|||||||||||||||
8с |
и |
н |
о |
н |
и |
м |
ы |
|||||||||||
е |
в |
з |
||||||||||||||||
в |
и |
м |
||||||||||||||||
ы |
н |
ы |
||||||||||||||||
а |
По горизонтали:
1.Фразеологизм, которым называют опытного в чем-то человека, — СТРЕЛЯНЫЙ…
3. Слова ОДЕТЬ и НАДЕТЬ с точки зрения лексикологии это — …
7. Фразеологизм греческого происхождения, которым обозначают постоянную угрозу, — ДАМОКЛОВ…
8. Слова БЕГЕМОТ и ГИППОПОТАМ с точки зрения лексикологии это — …
10. Слова ХОЛОДНЫЙ и ГОРЯЧИЙ с точки зрения лексикологии это — …
По вертикали:
2. Слова, употребляемые в какой-либо местности.
4. Фразеологизм греческого происхождения, которым обозначают очень грязное помещение, — … конюшни.
5. Фразеологизм, которым характеризуют человека, постоянно меняющего свое мнение, — СЕМЬ … на неделе.
6. Слова БРАК (супружество) и БРАК (дефект) с точки зрения лексикологии это — …
9. Супруга, близкого человека часто называют фразеологизмом ВТОРАЯ …
10. Крылатые фразы, вошедшие в язык из литературных произведений.
-
Изучение нового материала (30 минут).
Преподаватель: а теперь обратимся к теме нашего урока и поговорим о лексических нормах РЯ. Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка? (студенты дают ответы)
Слайд.
Правильный ответ: лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения (конспектируют).
Преподаватель: в каком словаре мы можем посмотреть лексическое значение?
Студенты: значение незнакомого слова мы можем найти в толковом словаре.
Преподаватель: итак, в устной и письменной речи всегда необходимо соблюдать лексические нормы.
Слайд.
Соблюдение лексических норм достигается в результате:
А. Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением;
Б. Знания лексической сочетаемости слов;
В. Учета многозначности либо омонимии слов;
Г. Учета расслоения лексики на:
— общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;
— активно употребляемую и пассивный словарный запас;
— нейтральную и стилистически окрашенную.
Лексическими нормами невозможно овладеть за одно занятие. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка.
При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм, а самые распространенные из них мы разберем на практике.
Слайды.
ВИД ОШИБКИ |
ПРИМЕРЫ |
ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ |
1.Употребление слова в несвойственном ему значении. |
Солдат упал НАВЗНИЧЬ и разбил лицо. (слово «навзничь» означает «на спину, вверх лицом») |
Солдат упал НИЧКОМ и разбил лицо. («ничком» — «лицом вниз») |
Найдите и исправьте ошибку: Во время поездок за границу я предпочитаю экскурсионные шоп-туры, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п. |
||
2.Нарушение лексической сочетаемости слова. |
У Ирины КАРИЕ волосы. |
У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. |
Найдите и исправьте ошибки: У этого товара дешёвая цена (не дешёвая, а низкая). В этом бою он одержал поражение (не одержал, а потерпел). |
||
3.Смешение паронимов. |
Путники заблудились в ЕЛОЧНОМ лесу. |
Путники заблудились в ЕЛОВОМ лесу. |
Найдите и исправьте ошибки: Мама одела пальто и отправилась в магазин (одела – надела). На столе стояла глинистая ваза (глинистая – глиняная). |
||
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. |
На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. |
На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности. |
Найдите и исправьте ошибки: В магазине не купишь хороший лук (в продуктовом магазине/лук и стрелы). |
||
5.Неудачный выбор одного из синонимов. |
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. |
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. |
Найдите и исправьте ошибки: Отец попросил нас помочь возвести сарай (построить). |
||
6. Употребление лишнего слова (речевая избыточность – плеоназм). |
Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. (фольклор – «народное творчество») |
Моя бабушка любит фольклор. |
Найдите и исправьте ошибки: Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе (следует исключить часть «по работе»). Через неделю состоится первая премьера оперы (следует исключить слово «первая»). |
||
7. Речевая недостаточность. |
В читальный зал в одежде не входить! |
В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! |
Найдите и исправьте ошибки: Прошло немало лет, как они вместе учились (необходимо добавить «с тех пор»). Весна в этом году не заставила ждать (необходимо добавить «себя»). |
||
8. Повторение однокоренных слов (тавтология). |
В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. |
В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идет речь) о враче… |
Найдите и исправьте ошибки: Следует отметить следующие недостатки (следует – следующие). Рабочие объединились воедино (объединились – воедино). |
||
9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. |
Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. |
Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. |
10.Смешение лексики разных исторических эпох. |
Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и начал работать. |
Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. |
11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. |
Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. |
Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. |
-
Закрепление нового материала (+ повторение и обобщение ранее изученного материала) (30 минут).
Слайд.
Преподаватель: теперь, когда мы познакомились с теорией, нужно закрепить её на практике. Также для подготовки к контрольной работе необходимо повторить изученный ранее материал. Сделаем мы всё это в форме игры «Лингвистический квадрат».
Слайд.
Правила:
1. Студенты делятся на команды. Игроки по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если команда не дала правильный ответ, то ответить и заработать жетон может другая команда.
2. Среди секторов игрового квадрата есть:
— счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 2 жетона);
+ — «сюрприз»;
— чёрный сектор (переход хода).
3. В конце игры подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, которая наберет большее количество.
Слайд.
Игровое поле разделено на 36 секторов по цветам:
-
голубой цвет – общие теоретические вопросы по разделу «Лексика и фразеология»;
-
зеленый цвет – антонимы и синонимы;
-
синий цвет – тавтология и плеоназм;
-
желтый цвет – лексическое значение слова;
-
красный цвет – паронимы и омонимы;
-
белый цвет – фразеологизмы;
-
оранжевый цвет – речевая недостаточность.
Вопросы игры
Общие теоретические вопросы по разделу «Лексика и фразеология»:
2. Что такое лексика?
Ответ: словарный состав языка.
15. Что такое лексическое значение слова?
Ответ: это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.
18. Как называются слова, которые имеют противоположные значения?
Ответ: антонимы.
26. Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?
Ответ: многозначные.
36. Что такое фразеологизмы? Приведите пример.
Ответ: устойчивые сочетания слов (например, как кот наплакал = мало)
Антонимы и синонимы:
4. В какой паре слова не являются антонимами?
а) Громкий – тихий
б) Большой – маленький
в) Дерзкий – безрассудный
г) Активный – пассивный
Ответ: В
8. Подберите 3 синонима к слову «думать».
Ответ: размышлять, мыслить, рассуждать, соображать и т.д.
24. Соотнесите антонимы друг с другом, найдите лишнее слово.
Ответ: храбрый – трусливый, рано – поздно, холод – жара, яркий – тусклый, день – ночь, далёкий – близкий, нагреть – остудить.
Лишнее: храбрец. Слова «храбрец» и «трусливый» не являются антонимами, т.к. антонимы – это слова одной части речи.
27. Исправьте лексическую ошибку, связанную с неудачным выбором одного из синонимов.
Имя драматурга знакомо во многих странах.
Ответ: Имя драматурга известно во многих странах.
35. В какой паре слова не являются антонимами?
а) Сытый – голодный
б) Объединение – союз
в) Типичный – уникальный
г) Хитрый – простодушный
Ответ: Б.
Тавтология и плеоназм:
9. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой избыточностью (плеоназм).
Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
Ответ: Я подпрыгнул и сорвал вишню.
13. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с повторением однокоренных слов (тавтология).
Писатель писал роман в послевоенные годы.
Ответ: писатель писал – писатель создавал.
16. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой избыточностью (плеоназм).
Все гости получили памятные сувениры.
Ответ: Все гости получили сувениры.
28. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с повторением однокоренных слов (тавтология).
С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини.
Ответ: С искренней любовью изображает автор свою героиню.
32. Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой избыточностью (плеоназм).
Выпускники техникума трудоустроены на работу.
Ответ: Выпускники техникума трудоустроены.
Лексическое значение слова:
7. Выберите из слов в скобках необходимые (учитывайте лексическую сочетаемость слов).
Заклятый (друг, враг), стоимость (высокая, дорогая), (оказывать, производить) впечатление, неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
11. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
Адресант – лицо, отправляющее письмо.
Дезинформировать – сообщать искажённые или ложные факты.
Штурман – специалист по вождению кораблей, самолетов.
Сувенир – подарок ко дню рождения.
Ответ: сувенир.
29. Исправьте речевую ошибку, связанную с нарушением лексической сочетаемости.
Большинство времени мы потратили на подготовку техники к эксплуатации.
Ответ: Большую часть времени мы потратили на подготовку техники к эксплуатации.
31. В каком случае прилагательное употреблено в прямом значении?
а) железные нервы
б) железная воля
в) железный забор
Ответ: В.
Паронимы и омонимы:
1. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.
Продлить (абонент/абонемент), (голосистые/голосовые) связки, (деревянная/древесная) кора.
6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.
(Ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата.
19. Исправьте лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Мама сварила рыбий суп.
Её внешность очень эффективная.
Ответ: Мама сварила рыбный суп.
Её внешность очень эффектная.
22. Объясните лексическое значение данных омонимов.
Ключ1 – предмет для отпирания и запирания замка;
Ключ2 – родник;
Ключ3 – музыкальный знак.
33. Составьте предложения с данными омонимами.
Коса1 – коса2 – коса3.
Ответы (примерные): У девушки красивая русая коса. – Я не знаю, как правильно точить косу. – Мы долго шли и очутились на песчаной косе.
Фразеологизмы:
3. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Успехи желают много лучшего.
Недавно Пётр попал в аварию. Машина вдребезги, а самому хоть бы что! Видать, в пелёнке родился.
Ответ: Успехи оставляют желать много лучшего.
Видать, в рубашке родился.
5. Замените фразеологизмы синонимами.
Бить баклуши – бездельничать.
У черта на куличках – далеко.
Водить за нос – обманывать.
Зарубить на носу – запомнить.
Намылить шею – наказать.
10. Вспомните фразеологизм, доказывающий то, что при необдуманной сделке можно стать хозяином Барсика или Пушка. Объясните его значение.
Ответ: купить кота в мешке – приобретать, получать что-то, не имея представления о качестве приобретаемого.
12. Определите, какие два противоположных по значению фразеологизма скрываются за рисунком. Объясните их значения.
Ответ: работать засучив рукава, т.е. хорошо, качественно, проявляя старание;
работать спустя рукава, т.е. плохо, халатно.
25. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
О том, кто часто меняет свои решения – семь пятниц на неделе.
О добром, безобидном человеке – он и мухи не обидит.
О болтливом человеке – у него язык без костей.
Речевая недостаточность:
14. Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.
По мере поедания сена доярка или подсобный рабочий подвигают все решётки к стогу.
Ответ: По мере поедания сена коровами (животными) доярка или подсобный рабочий подвигают все решётки к стогу.
17. Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.
Всё это свидетельствует, что оборудование не используется на полную мощность.
Ответ: Всё это свидетельствует о том, что оборудование не используется на полную мощность.
21. Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.
Призёры, срочно явитесь для награждения! Владельцы без намордников награждаться не будут.
Ответ: Владельцы собак без намордников награждаться не будут.
34. Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.
Проблемы, по которым переговоры, имеют принципиально важное значение.
Ответ: Проблемы, по которым ведутся переговоры, имеют принципиально важное значение.
Оставшиеся:
20 и 23 – черный сектор (переход); 30 – сюрприз (+ 1 жетон).
-
Рефлексия (5 минут).
Что нового я узнал на занятии? _______________________________________
Что было сделано хорошо? ___________________________________________
Что было сделано плохо? ____________________________________________
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? __________
-
Домашнее задание (3 минуты).
Преподаватель: дома вам необходимо повторить материал сегодняшнего занятия, прочитать в ДИ1 параграф 16, выполнить упражнение на карточках.
Комментарий к упражнению на карточках: необходимо выступить в роли корректора, исправить ошибки в данных предложениях, записать правильные варианты.
Задание на карточках
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
2. Школьный стадион прислонился к старому парку.
3. В зале ожидания находилось много командировочных.
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.
6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.
7. Наши воины свершили много геройских подвигов.
8. Эта выставка обогатит ваш кругозор.
9. Преподаватель иногда дает советы и замечания своим студентам.
10. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.
11. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.
-
Подведение итогов (2 минуты).
Преподаватель: таким образом, что вы узнали на сегодняшнем занятии?
Студенты: сегодня мы познакомились с лексическими нормами русского языка, видами лексических ошибок, а также повторили материал раздела «Лексика и фразеология».
Выставление оценок.
Лексические нормы
Раздел ОГЭ по русскому языку: 9.2 Лексические нормы
Лексические нормы – это употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении. К лексическим нормам относятся нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.
Лексические нормы (нормы словоупотребления) определяют правильный выбор слова из ряда других, близких ему по значению или по форме, а также употребление слов в тех значениях, которые они имеют в литературном языке. Эти нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности.
Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых , его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых , чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.
Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности: 1) нарушение лексической сочетаемости слов; 2) смешивание паронимов; 3) неточности словоупотребления; 4) плеоназмы; 5) тавтология; 6) речевая недостаточность. Все эти нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.
Выразительность – качество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств. Мы используем средства речевой выразительности для того, чтобы передать свои эмоции, впечатления, дать оценку или воздействовать на чувства собеседника. Лeксичeские нормы в аспекте выразительности: 1) синонимы, 2) антонимы, 3) омонимы, 4) многозначные слова, 5) фразеологизмы.
Лексические нормы с точки зрения развития языка: 1) устаревшие слова (историзмы, архаизмы); 2) возвращение устаревших слов; 3) неологизмы (новая лексика), 4) иноязычные / заимствованные слова.
Наиболее распространённые лексические ошибки
- Неправильный выбор слова ( костный тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей ), неточный выбор синонима ( за ответ я получил прекрасную оценку ).
- Нарушение норм лексической сочетаемости ( стадо зайцев, под гнётом гуманности ).
- Противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными оттенками значения слова ( Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя несмываемые следы. Он внёс непосильный вклад в развитие России ).
- Употребление анахронизмов, т. е. исторически несовместимых понятий ( Ломоносов поступил в институт );
- Смешение понятий из разных культур ( Ломоносов жил за сотни миль от столицы ).
- Неверное употребление фразеологизмов ( Надо вывести его на свежую воду ).
Речевая избыточность и речевая недостаточность
Плеоназмы — обороты речи, в которых сочетаются однородные по значению слова, излишние с точки зрения логики: темный мрак, снилось во сне, говорить словами .
Разновидностью плеоназма является тавтология — повторение одного и того же суждения или определения, неоправданное употребление однокоренных слов, «масло масленое»: Можно спросить вопрос? Всё ближе приближается праздник. Художник изобразил образ. Исправим: Можно задать вопрос? Всё ближе праздник. Художник изобразил героя (создал образ).
В языке художественной литературы, в поэтическом языке тавтология может использоваться как художественный приём повторения, усиливающий выразительность речи: Знать не знаю, ведать не ведаю; на дворе белым-бело; на пороге стоял старый-престарый старик.
Некоторые однокоренные слова потеряли лексическую связь друг с другом: чёрные чернила; белое бельё, красная краска.
Речевая недостаточность выражается в пропуске слов, что порождает логическую ошибку: Характер Базарова резко отличается от братьев Кирсановых . (Нужно: от характера братьев Кирсановых.)
Смешение паронимов
Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению: телефонный абонент — концертный абонемент , эффектный наряд — эффективный приём, жёстки й диван — жестокий бой и др.
Многие смешивают однокоренные глаголы одеть (одевать) и надеть (надевать) . Одеть можно кого-то, надеть — что-то (на что-то): Одевать капризного ребёнка довольно сложно; в холода надеваю на него комбинезон.
Лексическая сочетаемость
Часто речевые ошибки происходят из-за того, что словосочетания строятся неверно, состоят из слов, не сочетающихся друг с другом:
Благодаря неосторожному обращению с огнём, лес выгорел. (Нужно: Из-за неосторожного обращения с огнём лес выгорел.)
Большое значение в наше время играет бережное отношение к природе . (Нужно: Большое значение в наше время имеет бережное отношение к природе.)
Конспект урока по русскому языку «Лексические нормы». Другие конспекты по разделу «Языковые нормы»:
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
план-конспект урока по русскому языку по теме
Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русский язык (специальность 050144 дошкольное образование) и является практическим занятием, на которое по программе отводится два часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskie_normy.rar | 31.34 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
» Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького «
по ООД Русский язык
(специальность 050144 Дошкольное образование)
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
Составитель: Аброшнова М.А. ,
преподаватель филологических дисциплин
г. Лукоянов 2013 год
Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русский язык (специальность 050144 дошкольное образование) и является практическим занятием, на которое по программе отводится два часа. Данный урок проводится в период аттестации на высшую квалификационную категорию преподавателя предметно-цикловой комиссии историко-филологических дисциплин Аброшновой М.А.
- Дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».
- Повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»
- Развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения.
- Воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, толковые и фразеологические словари.
Тип урока: практическое занятие
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Тема сегодняшнего урока: Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
Данный урок — заключительный в теме «Лексика. Фразеология».
Сегодня мы познакомимся с понятием «лексическая норма русского литературного языка», повторим и обобщим ваши знания по теме «Лексикология», а также будем активно работать над культурой вашей речи.
III. Актуализация знаний
Повторение изученного по теме «Лексикология».
Творческая работа в парах: разгадывание кроссворда Слайд 2
Вопросы к кроссворду:
1. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)
2. Словарный запас одного человека. (Лексикон)
3. Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные)
4. Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные)
5. Антоним к слову «тьма» (свет)
6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению (паронимы).
7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)
8. Слова с противоположными значениями (антонимы)
9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению (синонимы)
10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания (фразеологизмы).
Проверка кроссворда Слайд 3
IV. Работа с эпиграфом. Слайд 4
Итак, тема нашего урока «Лексические нормы»
А эпиграфом нашего урока станут слова Александра Ивановича Куприна: «Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»
Согласны ли вы с мнением Александра Ивановича Куприна, что изучение языка является необходимостью?
А для чего это нужно?
Чтобы наша речь была правильной, выразительной и чистой.
V. Изучение нового материала
Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны?
Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии сего лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря.
Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов).
Слайд 5 (Демонстрация слайда с изображением словарей).
Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» — разговорное, «прост.» — просторечие, «обл.» — диалектное, «устар.» — устаревшее, а также «книжн.» и «спец.»
Работа с «Толковым словарем» Ожегова
— Пользуясь «Толковым словарем» Ожегова, найдите по 3-5 слов с пометами: «разг.», «обл.», «книжн.» и др., ограничивающими сферу применения этих слов.
В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы.
- Итак, соблюдение лексических норм достигается в результате:
- Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.
- Знания лексической сочетаемости слов.
- Учета многозначности либо омонимии слов.
- Учета расслоения лексики на:
— общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;
— активно употребляемую и пассивный словарный запас;
— нейтральную и стилистически окрашенную.
Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.
При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм. (Таблица проектируется на экран)
1.Употребление слова в несвойственном ему значении.
Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.
Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.
2.Нарушение лексической сочетаемости слова.
У Ирины КАРИЕ волосы.
У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.
В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.
В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.
На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.
На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.
5.Неудачный выбор одного из синонимов.
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.
6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).
Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.
Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).
7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.
В читальный зал в одежде не входить!
В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!
8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).
В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.
В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…
9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.
Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.
Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.
10.Смешение лексики разных исторических эпох.
Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.
Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.
11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.
Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.
Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.
VI. Закрепление нового материала
Работа в парах с последующей взаимопроверкой.
1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.
ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.
СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
2. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.
2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ
3. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.
2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.
4. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность
1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.
2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.
4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.
5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
7)Все гости получили памятные сувениры.
Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ
5. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами
1) Писатель писал роман в послевоенные годы.
2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
3)Герои-подпольщики вели себя героически.
4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.
5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
6) Активисты активно участвуют в работе.
Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ
6. Вспомните с прошлого урока виды речевых ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов.
Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
1.Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
2.Ошибки в усвоении формы фразеологизма.
3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.
4.Изменение лексической сочетаемости фразеологизма
Сейчас потренируемся в употреблении в речи фразеологизмов.
Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте
На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
Бросились искать приезжего. а его и след .
У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой .
Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи .
Мы его расспрашиваем, а он словно воды .
Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как .
7. Игра «Узнай фразеологизм»
Слайд 19, 20, 21, 22
8. Слова — паразиты
Слова — паразиты — это такие слова, которые засоряют речь.
К ним разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: вот, ну, это и т.п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, вообще, честно говоря и т.п.
Употребление слов — паразитов говорит о бедном словарном запасе человека, поэтому таких слов в нашей речи быть не должно.
VI. Самостоятельная работа
Сейчас вы выступите в роли корректора.
Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).
2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).
3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).
1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).
2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).
3. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).
4. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).
VII. Вывод по уроку
На сегодняшнем уроке мы познакомились с лексической нормой русского языка и с правилами ее соблюдения. Какой вывод вы для себя сделаете, исходя из темы нашего урока?
Я вам предлагаю следующий: знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека.
Желаю вам быть культурным человеком не только в поведении, но в речи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов 2 курса специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе.
Презентация к уроку русского языка «Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение».
Окказиональные фразеологизмы рассматриваются как часть рекламного дискурса. Окказионализмы делают текст запоминающимся, динамичным и позволяют увеличить объем информации, который передает одна ЛЕ в со.
Окказиональные фразеологизмы рассматриваются как часть рекламного дискурса. Окказионализмы делают текст запоминающимся, динамичным и позволяют увеличить объем информации, который передает одна ЛЕ в со.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Материал для усвоения норм ЛЕКСИКИ.
quot;Заговори, чтоб я тебя увидел», — говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам.
План-конспект занятия «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки»
План-конспект занятия по теме «Лексические нормы русского языка.Лексические нормы» (раздел «Лексика и фразеология»).
Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки»»
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский аграрный техникум» имени Г.П.Левина
«Лексические нормы русского языка.
преподаватель русского языка
План-конспект учебного занятия
Тема учебного занятия: «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки».
Тип учебного занятия: комбинированный урок (изучение нового материала + повторение и закрепление ранее изученного материала).
Вид учебного занятия: лекция + практикум + игра.
Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с лексическими нормами современного русского литературного языка и видами лексических ошибок; обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология».
1. Образовательные задачи: формировать знания о лексических нормах современного русского литературного языка и видах лексических ошибок; совершенствовать умение соблюдать лексические нормы в своей речи, замечать ошибки в речи окружающих, исправлять их; обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология».
2. Развивающие задачи: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ отдельных языковых единиц; обеспечить условия для развития умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
3. Воспитательные задачи: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса, уважения и любви к русскому языку; формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Методы обучения: словесный (лекция), практический (метод упражнения), метод игры.
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая.
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер с лицензионными программами, доска.
Учебно-методическое обеспечение: календарно-тематический план, план учебного занятия, учебная литература, презентация.
Междисциплинарные связи: связь русского языка с культурой речи и литературой.
Организационный момент (2 мин)
Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (3 мин)
Актуализация знаний (10 мин)
Изучение нового материала (30 мин)
Закрепление нового материала (+ повторение и обобщение ранее изученного материала) (30 мин)
Рефлексия (5 мин)
Домашнее задание (3 мин)
Подведение итогов работы (2 мин)
Организационный момент (2 минуты).
Приветствие, перекличка, проверка готовности обучающихся.
Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (3 минуты).
Преподаватель: тема нашего сегодняшнего урока «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки» (студенты записывают в тетради).
Данное занятие – заключительное в разделе «Лексика и фразеология».
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Какова цель нашего занятия?
Студенты: целью занятия является знакомство с лексическими нормами русского языка и видами лексических ошибок.
Преподаватель: так как на следующей паре вы будете писать контрольную работу, то сегодня мы также обязательно уделим внимание обобщению и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Лексика и фразеология».
Актуализация знаний (10 минут).
Преподаватель: перед тем, как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним материал прошлых занятий. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд (в форме фронтального опроса).
источники:
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/15/leksicheskie-normy-leksicheskie-oshibki-i-ikh-ispravlenie
http://multiurok.ru/files/plan-konspekt-zaniatiia-leksicheskie-normy-russkog.html
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
- Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
аудиоформат
- Сейчас обучается 51 человек из 19 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ИГРА
«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КВАДРАТ» -
2 слайд
ПРАВИЛА ИГРЫ
Студенты делятся на команды. Игроки по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если команда не дала правильный ответ, то ответить и заработать жетон может другая команда.
Среди секторов игрового квадрата есть:
— счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 2 жетона);
+ — «сюрприз»;
— чёрный сектор (переход хода).
В конце игры подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, которая наберет большее количество. -
3 слайд
— общие теоретические вопросы по разделу «Лексика и фразеология»;
— антонимы и синонимы;
— тавтология и плеоназм;
— лексическое значение слова;
— паронимы и омонимы;
— фразеологизмы;
— речевая недостаточность.
Игровое поле разделено на 36 секторов по цветам: -
-
5 слайд
Паронимы и омонимы
Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.
продлить (абонент/абонемент)
(голосистые/голосовые) связки
(деревянная/древесная) кора1
-
6 слайд
Паронимы и омонимы
Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.
(ветреный, ветряной) человек
(впечатлительное, впечатляющее) зрелище
(гарантийная, гарантированная) зарплата6
-
7 слайд
Паронимы и омонимы
Исправьте лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов.Мама сварила рыбий суп.
Её внешность очень эффективная.19
-
8 слайд
Паронимы и омонимы
Объясните лексическое значение данных омонимов.
Ключ1 – …
Ключ2 – …
Ключ3 – …22
-
9 слайд
Паронимы и омонимы
Составьте предложения с данными омонимами.Коса1 – коса2 – коса3.
33
-
10 слайд
Общие теоретические вопросы по разделу «Лексика и фразеология»
Что такое лексика?
2 -
11 слайд
Общие теоретические вопросы по разделу «Лексика и фразеология»
Что такое лексическое значение слова?
15 -
12 слайд
Общие теоретические вопросы по разделу «Лексика и фразеология»
Как называются слова, которые имеют противоположные значения?18
-
13 слайд
Общие теоретические вопросы по разделу «Лексика и фразеология»
Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?26
-
14 слайд
Общие теоретические вопросы по разделу «Лексика и фразеология»
Что такое фразеологизмы? Приведите пример.
36 -
15 слайд
Фразеологизмы
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.Успехи желают много лучшего.
Недавно Пётр попал в аварию. Машина вдребезги, а самому хоть бы что! Видать, в пелёнке родился.3
-
16 слайд
Фразеологизмы
Замените фразеологизмы синонимами.
Бить баклуши
У черта на куличках
Водить за нос
Зарубить на носу
Намылить шею5
-
17 слайд
Фразеологизмы
Вспомните фразеологизм, доказывающий то, что при необдуманной сделке можно стать хозяином Барсика или Пушка. Объясните его значение.10
-
18 слайд
Фразеологизмы
Определите, какие два противоположных по значению фразеологизма скрываются за рисунком. Объясните их значения.12
-
19 слайд
Фразеологизмы
Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
О том, кто часто меняет свои решения.
О добром, безобидном человеке.
О болтливом человеке.25
-
20 слайд
Антонимы
и синонимы
В какой паре слова не являются антонимами?
а)громкий – тихий
б)большой – маленький
в)дерзкий – безрассудный
г)активный – пассивный4
-
21 слайд
Антонимы
и синонимы
Подберите 3 синонима к слову «думать».
8 -
22 слайд
Антонимы
и синонимы
Соотнесите антонимы друг с другом, найдите лишнее слово.
храбрый поздно день нагреть
жара далекий трусливый рано
яркий остудить ночь холод
храбрец близкий тусклый24
-
23 слайд
Антонимы
и синонимы
Исправьте лексическую ошибку, связанную с неудачным выбором одного из синонимов.
Имя драматурга знакомо во многих странах.27
-
24 слайд
Антонимы
и синонимы
В какой паре слова не являются антонимами?
а)сытый – голодный
б)объединение – союз
в)типичный – уникальный
г)хитрый – простодушный35
-
25 слайд
Тавтология
и плеоназм
Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой избыточностью (плеоназм).
Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.9
-
26 слайд
Тавтология
и плеоназм
Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с повторением однокоренных слов (тавтология).
Писатель писал роман в послевоенные годы.13
-
27 слайд
Тавтология
и плеоназм
Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой избыточностью (плеоназм).
Все гости получили памятные сувениры.16
-
28 слайд
Тавтология
и плеоназм
Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с повторением однокоренных слов (тавтология).
С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини.28
-
29 слайд
Тавтология
и плеоназм
Найдите и исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой избыточностью (плеоназм).
Выпускники техникума трудоустроены на работу.32
-
30 слайд
Лексическое значение слова
Выберите из слов в скобках необходимые (учитывайте лексическую сочетаемость слов).
Заклятый (друг, враг), стоимость (высокая, дорогая), (оказывать, производить) впечатление, неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.7
-
31 слайд
Лексическое значение слова
Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
Адресант – лицо, отправляющее письмо.
Дезинформировать – сообщать искажённые или ложные факты.
Штурман – специалист по вождению кораблей, самолетов.
Сувенир – подарок ко дню рождения.11
-
-
33 слайд
Лексическое значение слова
Исправьте речевую ошибку, связанную с нарушением лексической сочетаемости.
Большинство времени мы потратили на подготовку техники к эксплуатации.29
-
34 слайд
Лексическое значение слова
В каком случае прилагательное употреблено в прямом значении?
а) железные нервы
б) железная воля
в) железный забор31
-
35 слайд
Речевая недостаточность
Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.
По мере поедания сена доярка или подсобный рабочий подвигают все решётки к стогу.14
-
36 слайд
Речевая недостаточность
Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.
Всё это свидетельствует, что оборудование не используется на полную мощность.17
-
37 слайд
Речевая недостаточность
21
Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.
Призёры, срочно явитесь для награждения! Владельцы без намордников награждаться не будут. -
-
39 слайд
Речевая недостаточность
34
Исправьте лексическую ошибку, связанную с речевой недостаточностью.
Проблемы, по которым переговоры, имеют принципиально важное значение. -
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 279 621 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 16.01.2019
- 1029
- 65
- 16.01.2019
- 895
- 26
- 16.01.2019
- 876
- 30
- 16.01.2019
- 2277
- 17
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»