Лови ошибку как метод обучения

Прием «Лови ошибку!», или Маленькие хитрости для больших успехов

Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

Впервые идея была описана в книге А.А. Гина «Приемы педагогической техники». При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
  • развивает аналитические способности;
  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Недостатки приема «Лови ошибку!»

Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.

Инструкция по «Ловле ошибок»

Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:

  • Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
  • Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
  • Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
  • Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
  • Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
  • Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».
  • Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.
  • Используйте доску, мультимедиа, карточки.
  • Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.
  • Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках по разным предметам

Русский язык

Ошибки в правописании/ грамматике: «деревяное крыльцо» (деревянное).

Окружающий мир

Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)

Литература

«А.С. Пушкин величайший поэт серебряного века русской литературы» (золотого века)

Английский язык

What he has done? Нарушен порядок слов. (What has he done?)

Математика

10 – 4 × 2 = 12. Так будет, если сначала вычесть, а потом умножить — типичное «ошибкоопасное» место. Сначала умножение, потом вычитание. Правильный ответ: 2.

Фантазия учителя безгранична, разработать собственные дидактические материалы по своему предмету может каждый. А как вы «ловите ошибки»? Поделитесь в комментариях.

Об  авторе: Меркулова Светлана Владимировна, учитель английского и немецкого языков.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Порядок вывода комментариев:

Активный метод обучения «Лови ошибку»

Описание активного методы обучения

Название метода

Лови ошибку

Этап образовательного мероприятия

На этапе закрепления.

Количество участников

Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально.

Цели  и задачи использования метода

Активизация внимания учащихся. Формирование умения анализировать информацию, умения применять знания в нестандартной ситуации, умения критически оценивать полученную информацию.

Продолжительность проведения

7 – 10 минут. (в зависимости от сложности задания)

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

Распечатанная на отдельном листе информация.

Предварительная подготовка (если требуется)

Учитель заранее готовит информацию, содержащую неизвестное количество ошибок.

Подробная технология проведения

Учитель заранее готовит информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется время.

Инструкции модератора  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

На листе даны несколько орфографических правил. Одно или несколько из них не верны. Найдите и докажите их ошибочность. Выберете в группе спикера, на ответ ему дано 3-4 минуты.

Прием «Лови ошибку!»

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения на уроках я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого приёма? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;

приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

развивает аналитические способности;

предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках русского языка

Учащимся предлагается задание:

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.

В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

2) Можно работать индивидуально — у каждого своя карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.

Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки. Какое правило не знает ученик, допустивший ошибки?

Вьюга.

На улице стаит халодная зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.

3)Учитель даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок)

Пруд ожил.

      Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт  у пруда.

4)Можно не указывать число ошибок в тексте.

Рибята пришли в лез. У пенка лижал ёш. По трапинке прополс уж. Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.

Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя способ и метод писать грамотно и без ошибок.

Формирование
критического мышления

в процессе
обучения истории и правовым дисциплинам

Саликов
В.Ю.,

учитель
истории и общественно-политических
дисциплин

СОШ
№ 36 г. Тамбова,

победитель областного
конкурса “Учитель года – 2003”

Аннотация

Проблемное обучение на уроках истории.
Развитие критического мышления
школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови
ошибку”, “Решение творческих учебных
задач” позволяют увеличить познавательную
активность учащихся, обеспечивают
положительную мотивацию учебной
деятельности, настраивают школьников
на творческий поиск.

Особенности подготовки и
проведения уроков

с использованием
методики формирования критического
мышления

Цель: обеспечение максимальной
эффективности проведения урока.

Подготовка к уроку:

  • предварительный
    анализ учителем материала изучаемой
    темы; выделение и формулировка проблемы,
    которую учащиеся должны решить на
    уроке;

  • диагностика
    уровня подготовленности класса к
    выполнению той или иной работы;

  • подбор
    пакета учебных текстов к уроку (при
    необходимости их адаптация к уровню
    развития школьников);

  • подбор
    конкретных педагогических приемов с
    целью использовать на уроке.

Изменения в структуре урока.

Применение методики формирования
критического мышления приводит к
изменению структуры урока. Выделяются
3 основные стадии: стадия вызова, стадия
осмысления, стадия размышления
(рефлексии).

Стадия вызова. Основная задача –
пробудить интерес, подготовить учащихся
к предстоящей работе. На этой стадии
происходит озвучивание цели урока,
принятие ее учащимися,
мотивация их
дальнейшей деятельности.

Стадия осмысления – стадия, в которой
учащиеся сталкиваются с новой информацией;
школьники пытаются решить поставленную
проблему, опираясь на сведения,
предоставленные учителем, текст учебника
или документа.

Стадия размышления (рефлексии) – стадия
на которой происходит корректировка
взглядов учащихся на основании полученной
ими новой информации, происходит
присвоение нового знания. Школьники
высказывают собственные идеи и
аргументируют их.

Правила,
которые необходимо соблюдать при
проведении уроков по формированию
критического мышления.

  • В работу
    должны быть вовлечены в той или иной
    степени все учащиеся. С этой целью
    полезно использовать приемы, позволяющие
    включить всех участников в процесс
    обсуждения.

  • Следует
    позаботиться о психологической
    подготовке учащихся. Для этого полезны
    проведение разминок, постоянное
    поощрение учеников за активное участие
    в работе, предоставление возможности
    для самореализации ученика.

  • Учащихся
    не должно быть много, не более 30 человек.
    Только при этом условии возможна
    продуктивная работа в группах. Очень
    важно, чтобы каждый был услышан, чтобы
    каждой группе была предоставлена
    возможность выступить по проблеме.

  • Для
    школьников должен быть создан
    максимальный физический комфорт. Столы
    лучше поставить “елочкой”, чтобы
    каждый ученик сидел вполоборота к
    ведущему занятие и имел возможность
    общаться в малой группе.

  • Вопросы
    процедуры и регламента надо обсудить
    в начале занятия и постараться не
    нарушать их.

  • Деление
    учащихся на группы лучше построить на
    основе добровольности, но обязательно
    добиться того, чтобы группы были
    примерно равны по силам.

Результативность: повышение
качества
образовательного процесса.

Приемы, используемые на стадии
вызова

Цель:
— актуализация имеющихся у учащихся
знаний по изучаемой теме;

  • обеспечение
    мотивации предстоящей деятельности;

  • подготовка
    учащихся к выполнению последующей
    работы;

  • создание
    ситуации успеха на уроке.

Прием “Я уже знаю”

Цель:


вызов индивидуальных имеющихся
представлений по изучаемой
теме;

— обеспечение включения каждого школьника
в учебный процесс.

Время выполнения: 7-8 минут.

Описание
приема
.

Учитель
выделяет ключевое понятие изучаемой
темы и предлагает учащимся за определенное
время выписать как можно больше слов
или выражений, связанных, по их мнению,
с предложенным понятием. Важно, чтобы
школьники выписывали все, приходящие
им на ум ассоциации.

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу
индивидуально.

2
этап. 2 минуты. Обсуждение полученных
записей в парах (группах). Учащиеся
выделяют совпадающие представления,
наиболее оригинальные идеи, вырабатывают
коллективный вариант ответа.

3
этап. 2-4 минуты. “Сброс идей в корзину”.
Каждая пара (группа) поочередно называет
одно из выписанных выражений. Учитель
фиксирует реплики на доске. Основное
условие – не повторять то, что уже было
сказано другими.

В
результате, на доске формируется кластер
(пучок), отражающий имеющиеся у учащихся
знания по данной конкретной теме, что
позволяет учителю диагностировать
уровень подготовки классного коллектива,
использовать полученную схему в качестве
опоры при объяснении нового материала.

Пример. Тема: “Япония на
пути модернизации” 8 класс.

Учитель выписывает на доске ключевое
слово “Япония” и предлагает учащимся
выполнить работу.

Составляется кластер

Островное

государство

Самурай

Каратэ

Электроника

Страна

восходящего
Солнца

Островное

г



осударство

Иена

Рис

Япония

Сёгун

Кимоно







Токио

“Сони”

Тихий океан

Харакири

Дальний Восток

Учитель: “Из вышеперечисленного
мы можем установить, что Япония –
островное дальневосточное государство,
расположенное в бассейне Тихого океана,
обладающее древними культурными и
военными традициями. В настоящее время
Япония – высокоразвитое государство,
славящееся своей техникой и электроникой.
Столица – Токио, национальная валюта
– иена. Однако, к началу XIX века, по своему
экономическому и политическому развитию
Япония значительно отставала от ведущих
европейских держав и США”. Далее следует
объяснение нового материала.

Прием “Решение творческих учебных задач”

Цель: стимуляция творческой
мыслительной активности учащихся,
пробуждение интереса к изучаемой теме.

Время выполнения: 7-8 минут

Описание приема.

Опираясь на сюжет изучаемого материала,
учитель заранее составляет текст задачи
и предлагает учащимся найти различные
пути ее решения.

Условие задачи должно соответствовать
следующим требованиям:

  1. – наличие
    проблемы, требующей решения;


  2. достаточность условия;

  3. – корректность
    вопроса;

  4. – наличие
    противоречия (неочевидность ответа).

Учащиеся решают поставленную задачу
самостоятельно или в группах, выдвигают
варианты решения.

Учитель предлагает школьникам выяснить,
как данная ситуация разрешилась в
реальности (переход к изучению нового
материала).

Пример. Тема: “Мировой
экономический кризис 1929-1933 г.г.” 11 класс.

Задача: “Одной из главных причин
экономических кризисов является
нарушение баланса между производством
и потреблением: предложение на рынке
произведенных товаров превышает
платежеспособный спрос на них. Во
избежание убытков, предприниматели
вынуждены сокращать производство,
увольнять работников, что, в свою очередь
приводит к падению платежеспособности
населения и очередному сокращению рынка
сбыта. Предложите, в какие отрасли
экономики следует перераспределить
капиталовложения, чтобы сохранить
прибыль, обеспечить занятость населения,
но, при этом, не выпускать излишнюю
товарную массу?” (Контрольный ответ:
выпуск продукции по государственному
заказу (допустим вооружение);
перераспределение капиталов из сферы
производства в сферу обслуживания).

Прием “Лови ошибку”

Цель: актуализация имеющихся
у учащихся знаний по изучаемой теме,
развитие у школьников критического
подхода к получаемой информации.

Время выполнения: 5-6 минут

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст,
содержащий ошибочную информацию и
предлагает учащимся выявить допущенные
ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе
ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко
выявляются учащимися, исходя из их
личного опыта и знаний;

Б — скрытые, которые можно установить,
только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный
текст, пытаются выявить ошибки,
аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый
материал, после чего вернуться к тексту
задания и исправить те ошибки, которые
не удалось выявить в начале урока.

Пример. Тема “Права
несовершеннолетних по трудовому
законодательству” 9 класс.

Задание: “Предприниматель А. принял на
работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика
на оптовый склад табачных изделий на
следующих условиях:

  • 6-ти дневная рабочая неделя,
    продолжительность рабочего дня 8 часов;

  • ежегодный
    оплачиваемый отпуск – 2 недели;

  • испытательный
    срок при приеме на работу – 3 месяца.

Вопрос: Какие права несовершеннолетнего
Б. в сфере трудового законодательства
были нарушены?”

Результативность. Использование
перечисленных приемов на уроке приводит
к:

— актуализации уже имеющихся у учащихся
знаний по изучаемой теме;

  • обеспечению
    высокого уровня заинтересованности
    в изучении нового материала;

  • созданию
    ситуации успеха для каждого школьника;

  • возможности
    для учителя диагностировать уровень
    подготовки учащихся к изучению данной
    конкретной темы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

08.04.201002.02.2018

Технологический прием заимствован из описанных А.А. Гином приемов педагогической техники, но, естественно, в новой редакции с учетом использования мультимедиа. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

lovi

Ученики заранее предупреждаются об этом. Информация с ошибками появляется на экране. В младших классах целесообразно слегка «подсказывать» ученикам изменением интонации или жестом. Вообще, при всей привлекательности этого приема, в начальной школе рекомендуется использовать его осторожно, в тех случаях, когда у учеников сформировались устойчивые базовые знания.

Эффект приема «Лови ошибку!» возрастает, если учитель «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу, а задача учеников — найти контраргументы. Конечно, здесь не обойтись без импровизации, элементов артистизма учителя. Удачный пример использования этого приема приводит А. Гин.

Возможна раздача ученикам незаполненной таблицы. В одной колонке: «Ошибки». В другой: «Правильный вариант». Указывается количество ошибок.

Конечно, при составлении таких задач, учителю стоит как следует потрудиться. Слишком тривиальные ошибки типа 2*2=5 требуют от ученика лишь обыкновенной репродукции своих знаний. Имеет смысл усложнить задание, чтобы ошибка имела какую-то логику.

Например, на экране появляется: 3+3*4=24. Ученики не только замечают ошибку и доказывают, что правильный ответ 15, но и указывают, где «ошибся» учитель. В данном случае было произведено сначала сложение двух первых чисел, а затем умножение на 4. (А. Гин. Приемы педагогической техники. М., 1999. С. 13).

Если учитель проецирует учебную задачу на экран, необходимо максимально использовать видеоряд. К примеру, изображение животных и рядом ошибочные данные о них. Или разрезанные иллюстрации «перемешать» и предложить ученикам найти картинки с ложной информацией и т.д.

lovi1

И еще одно важное условие использования данного приема.

После ответов учеников обязательно на экране должна появиться информация с правильными вариантами. Причем необходимо добиться акцентированного внимания учеников изменением цвета, размера шрифтов, объектов, эффектами анимации (мигание, мерцание), «зачеркиванием», а лучше даже исчезновением ошибок и т.д. См. пример «Лови ошибку»

Иногда на уроке я ставлю интересный эксперимент. В начале занятия, когда мы с ребятами повторяем материал, пройденный накануне, я специально допускаю ошибку и наблюдаю за детьми, что произойдет. Бывает, что ребята просто пропускают это мимо ушей, бывает, что по их лицам видно, что они призадумались, а бывает, что они «поднимают тревогу» в виде поднятых рук и начинают разбираться в своих сомнениях. В первом случае понятно, что внимание у детей было отключено, и в таком случае нужно заранее его активизировать предупреждением о том, что у преподавателя будет ошибка, которую нужно поймать. Во втором – дети либо стесняются исправить учителя, опять-таки это «лечится» предупреждением о том, что будет ошибка, которую нужно «поймать и обезвредить» (то есть исправить ее), либо – не уверены в своих знаниях, которые в таком случае нужно повторить. Третий случай, когда дети видят и исправляют ошибку, это как раз то, что нам нужно воспитать в их мышлении – очень важный навык – умение критично рассматривать и осмыслять предоставляемую им информацию, не находясь ни под чьим влиянием.

Одним из упражнений, которое способствует развитию этого навыка, является прием технологии развития критического мышления «Верные-неверные утверждения». Преподаватель зачитывает их, предварительно предупредив детей о том, что верные утверждения мы отмечаем плюсами, неверные – минусами. Вторым этапом является исправление «неверных утверждений». Такую форму работы можно проводить как в индивидуальном порядке, так и командами.

Так, например, работа над биографией композитора становится гораздо более увлекательной и интересной для детей, когда они превращаются в своего рода детективов и начинают искать ошибки, как преступников, которые спрятались по тексту и пытаются «улизнуть» от их всевидящего ока. В этом случае преподаватель объявляет о том, что сейчас мы все превращаемся в детективов и расследуем «запутанную историю о сбежавших ошибках». Каждого беглеца нужно поймать и обезвредить (исправить ошибку). Далее ребятам предоставляется текст с ошибками. Например, это может быть биография Ф. Шуберта, где нужно найти ошибки.

Франц Шуберт – французский композитор, представитель классицизма в музыке. Родился он в 1897 году в предместье Вены Лихтентале. В возрасте 15 лет его приняли в певческую капеллу и в Конвикт в Вене. Первый успех ему принесла баллада «Лесной царь» на стихи Мюллера. В истории музыки Шуберт известен в первую очередь как автор опер. Шуберт написал 15 симфоний, одной из жемчужин которых является симфония № 9 («Неоконченная»). В ней 3 части. Два его замечательных вокальных цикла «Прекрасная мельничиха» и «К далекой возлюбленной» написаны на стихи Мюллера.

Далее мы проверяем работы и выясняем, кто проявил себя как самый лучший детектив. Франц Шуберт – французский (австрийский) композитор, представитель классицизма (романтизма) в музыке. Родился он в 1897 (1797) году в предместье Вены Лихтентале. В возрасте 15 (11) лет его приняли в певческую капеллу и в Конвикт в Вене. Первый успех ему принесла баллада «Лесной царь» на стихи Мюллера (Гёте). В истории музыки Шуберт известен в первую очередь, как автор опер (песен). Шуберт написал 15 (9) симфоний, одной из жемчужин которых является симфония № 9 (8) («Неоконченная»). В ней 3 (2) части. Два его замечательных вокальных цикла – «Прекрасная мельничиха» и «К далекой возлюбленной» («Зимний путь») – написаны на стихи Мюллера.

Для того чтобы детям было легче искать, можно предупредить о том, что им предстоит поймать, например, 10 ошибок. Эту форму работы также можно проводить как индивидуально, так и командами.

Подобные приемы работы весьма интересны для детей. Ребята с воодушевлением и азартом стараются выполнить задание, особенно если речь идет о соревновании, и награда за него ценна для них (это может быть как пятерка, так и освобождение от домашнего задания или наградной знак, наклейки для младших школьников или какая-то особо любимая ими учебная игра, которая будет наградой за победу в этом задании).

И, конечно, одним из вариантов работы в данном направлении является проверка заданий у своих одноклассников. Время от времени тому, кто раньше всех правильно выполнил задание, я доверяю проверить это задание у остальных ребят. Детям такая форма обычно также очень нравится, это повышает их самооценку, статус перед одноклассниками и, как мне кажется, способствует формированию позитивного отношения к изучаемому предмету.

Нельзя оставить без внимания и форму работы, направленную на составление задания в рамках приема «Лови ошибку». Когда мы с ребятами уже достаточно плотно знакомимся с подобного рода заданиями, я предлагаю им составить их самостоятельно. На начальном этапе, чтобы всем и все стало понятно, лучше всего поработать над составлением задания в командах. Если и это будет проходить трудно, то можно попробовать составить задание с ошибками у доски под руководством преподавателя и акцентировать внимание детей на том, как прятать ошибки и какие ошибки нужно делать.

Прием «Лови ошибку» весьма интересен в использовании, детям очень нравится такая форма работы. И, конечно, в наше время, когда информация достоверная и недостоверная обрушивается на людей буквально на каждом шагу, мы и наши дети должны уметь относиться к ней трезво, критически, уметь внимательно рассмотреть ее и проанализировать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.

2. Гин А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Вита-Пресс, 2019. 112 с.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

4. Раимбекова Г.К. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. European Research: Innovation in Scince, Education and Technologi // European Research № 5 (16). / Сб. ст. по мат. XVI межд. науч. – практ. конф. London. 2016. С. 85-86.

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности

Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности становится проблема формирования и развития у ребенка организаторских умений, в частности и умений рефлексии. Их фундаментом, как правило, является такой мыслительный процесс, как внимание. Развивать внимание важно уже с дошкольного возраста. Дополнительное образование технической направленности предоставляет широкие возможности для этого.

В данной статье рассмотрим прием «Лови ошибку» как универсальный способ активизировать внимание и аналитическую деятельность дошкольников, тем самым улучшая их организаторские умения.

Педагог в начале занятия предлагает обучающимся проверить свои рабочие места: все ли инструменты и материалы на месте и находятся в рабочем состоянии, нет ли на столах лишних предметов, которые будут мешать плодотворной работе.

Далее педагог предлагает детям вспомнить основные правила пользования ножницами. При этом он показывает, как держать ножницы в руке при работе с ними и спрашивает у детей, верно ли? (первая попытка – верно).

Далее педагог спрашивает, как ножницы мы берем в руки, когда передаем их соседу? (показывает неправильный вариант) Дошкольники должны найти эту ошибку и отметить, что педагог в данном случае показывает неправильный образец. Также дети могут посмотреть друг на друга и, заметив неправильную позицию ножниц, тоже указать на эти ошибки.

При этом явно указать на ошибку можно лишь только для учителя, правило для детей: «Не показывай пальцем, а тихонько покажи, как надо!». Поэтому дети показывают друг другу правильную позицию ножниц в руке, не осуждая при этом и не обвиняя никого в ошибке.

Педагог же демонстрирует правильное положение ножниц в руке и ждет, пока вся группа будет держать ножницы верно. Только после этого можно приступать к последнему заданию – показать, как правильно должны лежать ножницы на столе в нерабочем состоянии.

Теперь педагог уже не показывает и не помогает детям, а дошкольники самостоятельно кладут свои ножницы на рабочие места, исправляя друг друга и помогая друг другу.

Таким образом, мы рассмотрели вариант применения приема «Лови ошибку» в дополнительном образовании технической направленности у детей дошкольного возраста и можем прийти к выводу о том, что данный прием очень интересен детям и мотивирует их на дальнейшую работу на занятии.

Прием «Лови ошибку!»

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения  на уроках
я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого  приёма? Как и
зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле
ошибок»?

При объяснении нового материала или желая заострить внимание
учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или
несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность,
учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

·         
универсален, его применение
возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;

·         
приводит в тонус внимание,
мыслительную деятельность учащихся;

·         
развивает аналитические
способности;

·         
предоставляет поле для
практического применения полученных знаний;

·         
заставляет взглянуть на
получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить
надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

·         
воздействует на эмоциональную
сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать
как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для
повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Примеры применения приема
«Лови ошибку» на уроках русского языка

1)     
Учащимся предлагается задание:  

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.


В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит
Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

2) Можно работать индивидуально — у каждого своя карточка-текст, а
можно работать в паре с товарищем.

  Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки.  Какое
правило не знает ученик, допустивший ошибки?

Вьюга.

На улице стаит халодная
зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в
окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.

3)Учитель
даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок)

Пруд ожил.

      Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо
кочялись   камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как
на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты.
Мы любим играт  у пруда.

4)Можно не
указывать число ошибок в тексте.

Рибята  пришли в лез. У пенка лижал ёш. По
трапинке прополс уж.   Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.

Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя  способ и
метод писать грамотно и без ошибок.

Активный метод обучения «Лови ошибку»

Описание активного методы обучения

Название метода

Лови ошибку

Этап образовательного мероприятия

На этапе закрепления.

Количество участников

Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально.

Цели  и задачи использования метода

Активизация внимания учащихся. Формирование умения анализировать информацию, умения применять знания в нестандартной ситуации, умения критически оценивать полученную информацию.

Продолжительность проведения

7 – 10 минут. (в зависимости от сложности задания)

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

Распечатанная на отдельном листе информация.

Предварительная подготовка (если требуется)

Учитель заранее готовит информацию, содержащую неизвестное количество ошибок.

Подробная технология проведения

Учитель заранее готовит информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется время.

Инструкции модератора  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

На листе даны несколько орфографических правил. Одно или несколько из них не верны. Найдите и докажите их ошибочность. Выберете в группе спикера, на ответ ему дано 3-4 минуты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие учителя пользуются этим методом, основываясь на собственном преподавательском опыте. «Лови ошибку» позволяет не только проверить, внимательно ли вас слушают ученики, но и убедиться в том, что пройденный материал усвоен качественно. Рассказываем об основных преимуществах этого метода, способах и примерах применения его на уроках.то представляет собой метод?

Учитель намеренно допускает ошибку в своем рассказе или записи на доске. Задача учеников — найти и исправить ее. Педагог может предупреждать детей, что им предстоит «поймать ошибку», чтобы заранее привлечь их внимание. Чаще всего этот метод используется для проверки пройденного материала, повторения важных фактов и дат. Слушая исправления, которые вносят ученики, преподаватель может сразу обнаружить пробелы в понимании сути вопроса (если таковые имеются).

Учитель может варьировать правила «ловли ошибок» в зависимости от уровня подготовки учеников и сложности материала:

* В начальных классах лучше предупреждать о «начале игры» и намекать детям на место ошибки мимикой и интонацией.

* Используйте этот метод для индивидуального подхода как к сильным, так и к отстающим ученикам. Первым это поможет продемонстрировать свои знания, вторым — включиться в учебный процесс.

* Установите фиксированное количество ошибок и неточностей, которые учащиеся должны найти в тексте, вашем рассказе или целом уроке. Можно добавить азарта, поделив класс на команды и выставляя баллы за каждое верное исправление.

* Применяя метод для повторения сложных вопросов, акцентируйте внимание учеников на верных исправлениях, а не самих неточностях, чтобы в их памяти откладывались только правильные варианты ответа.

* Попробуйте использовать этот прием в начале урока в качестве разминки, чтобы активировать внимание учеников и повторить пройденное, в середине, чтобы дети «не теряли бдительность» и не отвлекались, или в конце занятия, чтобы подытожить пройденный материал и разложить знания «по полочкам».

«Ловить ошибку» можно на любом школьном предмете

Вот несколько примеров применения приёма:

Литература

«Николай Васильевич Гоголь сжёг первый том «Мертвых душ»».

Фактическая ошибка: уничтожен второй том.

Русский язык

Здесь ошибки можно поделить на письменные и устные. Первые учитель пишет на доске или выдает тексты для исправления, вторые — неправильное использование ударений или форм слов, которые ученики должны выявить.

История

Можно допускать ошибки в датах («Великая Отечественная война закончилась в 1946-м году»), в хронологии и фактах, смешивая события и персонажей из разных эпох, чтобы у учеников после исправления сформировалось четкое представление о последовательности исторических лиц и событий. Например: «После победы в Северной войне Петр I отправился за границу изучать корабельное мастерство». Или: «Екатерина I пыталась подавить Пугачевское восстание» (Пугачевское восстание пришлось на правления Екатерины II).Математика

Намеренные ошибки в подсчетах и порядке вычисления «4+2:2= 3»

Английский язык

«She started his career in 2010».

Вместо «his» должно быть «her».

Биология

«Пауки — единственные насекомые, которые плетут паутину».

Пауки не являются насекомыми, а относятся к отдельному классу «паукообразные».

Возможности использования этого метода ограничены только вашей фантазией. «Лови ошибку» помогает развивать у детей критическое мышление и аналитические способности, а также позволяет применять на практике полученные знания. Такая необычная форма проверки пройденного материала требует от учеников внимательности и способности анализировать услышанное.

А вы уже применяли этот метод?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Лови ошибку h2so4
  • Ловато ошибки на кнопке
  • Лифт отис ошибка 0043
  • Лифт орона коды ошибок

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии