Обновлено: 04.06.2023
Очень важно не только знать, как водить машину и уметь это делать, но и не менее важным является психологический настрой водителя:
· психические установки (уступать дорогу или не уступать; пропускать или не пропускать; нарушать или не нарушать; помогать в беде или не помогать и т.д.)
· убеждения (я всегда прав или я тоже бываю не прав; я один умею правильно водить или мне надо быть осторожнее из-за небольшого опыта)
· суждения (я спешу, поэтому могу нарушить ПДД, или я спешу, но нарушать не буду; я на роскошной иномарке и мне все должны уступать дорогу или все на дороге равны; меня подрезали, и я отомщу…)
Это все составляет культуру водителя. Можете возразить: многие нарушают и ничего! Если кому-то удавалось 1,10, 100 раз нарушать правила ДД без последствий, то чувство безнаказанности, ложная уверенность в безопасном исходе – первый шаг к трагедии!
Выбор правильной психологической установки поведения водителя – это одно из основных слагаемых обеспечения безопасности дорожного движения.
Не надо торопиться. Вполне естественно, что начинающему водителю очень сложно выполнять все элементы вождения быстро и четко, что зачастую вызывает негодование со стороны других участников дорожного движения. В такой ситуации, когда вам сигналят со всех сторон, нервы будут сдавать у каждого, но поддаваться нельзя. Нужно отгородиться от внешних раздражителей и ни в коем случае не впадать в панику. Надо четко понимать, что в состоянии раздражения или нервозности внимание водителя очень сильно ослабевает, что в итоге может привести к серьезным неприятностям.
Если другие участники дорожного движения показывают вам, что вы что-то делаете медленно или неправильно, то вначале спокойно оцените ситуацию вокруг автомобиля и без лишней спешки выполните маневр. Например, если водитель едущего за вами автомобиля спецслужб, полиции или скорой помощи требует срочно уступить дорогу, то не надо мгновенно «уворачиваться» – спокойно оцените обстановку и сделайте перестроение.
Водить автомобиль в состоянии сильных эмоциональных переживаний , причем как отрицательных, так и сильных положительных, не рекомендуется ни опытным водителям, ни уж тем более новичкам. В таком состоянии утомление от вождения наступает быстрее обычного, внимание рассеяно, а это неизбежно приводит к ошибкам, порой очень грубым и досадным. Для начинающих водителей, которые и без того неуверенно водят, этот факт может сыграть решающую роль.
Ездить только по правилам ПДД, не означает ездить безопасно. К сожалению, это факт! Все мы люди, а людям свойственно ошибаться, и это нормально. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. В современном мире водить автомобиль в условиях большого мегаполиса и не совершать ошибок практически невозможно, порой, даже очень серьезных.
* Типичный пример, припаркованное крупногабаритное транспортное средство, загораживает дорожные знаки, о существовании которых вы даже не подозреваете.
* Другой пример, в обилии рекламы заметить дорожные знаки бывает непросто даже опытным водителям, особенно если знаки расположены где-то далеко справа, да еще и частично загорожены ветками деревьев, а вы едете по широкой дороге в левом ряду.
Обо всем этом надо помнить и стараться прогнозировать действия других участников дорожного движения в конкретной ситуации и принимать упреждающие меры . А это автоматически означает, что нельзя оставаться безучастным к трудностям, возникающим у других автомобилистов. Например, если вы видите, что другой водитель совершил ошибку и попал в ситуацию, при которой ему попросту некуда деваться, и существует реальная угроза ДТП, проявите мудрость и примите все меры по устранению опасности (например, притормозите, чтобы пропустить другое транспортное средство, или перестройтесь в соседний ряд, чтобы освободить другому транспортному средству место для маневра).
Знание правил ПДД является необходимым, но не достаточным условием для безопасного вождения. Помните, что для безопасного вождения понятие «ехать по главной» не означает не уступать другим. Вы не на соревнованиях и вокруг вас нет соперников
Некоторые автомобилисты водят по принципу «моя дорога, не пропущу лихача», при этом специально ускоряются в момент перестроения другого транспортного средства и даже всячески сигнализируют ему. Возможно, такие автомобилисты воспринимают поведение других водителей как личное оскорбление, по крайней мере, со стороны это выглядит именно так. В конце концов это просто не безопасно, так как может произойти столкновение из-за непонимания водителей, неопытности, а в самых тяжелых случаях – «принципиальности».
Не пытайтесь намеренно кого-либо блокировать, пусть все едут туда, куда им надо – это один из основных принципов безопасного вождения. Каждый водитель едет по своей «программе», и нельзя завидовать тем, кто едет проворнее и быстрее вас.
И еще, старайтесь выбирать такой ряд, скорость которого наиболее комфортна для вас. Надо четко понимать, что если вы будете ехать в левом ряду со скоростью меньшей, чем скорость потока, и тем самым притормаживать его, то это может восприниматься другими водителями как акт неуважения и даже вызвать агрессию. Не поддавайтесь на провокации других водителей, которые вас поторапливают, выполняйте все элементы вождения спокойно.
Все люди ошибаются, и мы тоже! Отсюда следующее правило: Совершили неблагородный поступок – найдите мужество признать и извиниться! (махнули рукой, жест, улыбка)
Будьте снисходительны – пропустите спешащего. На его месте могли оказаться вы! Мы ведь не знаем причин его спешки, может у него произошло событие, он не хам. Когда-то и вы можете оказаться на его месте. Будьте терпимее к другим, не проявляйте упрямство на дороге. (спешка одного + упрямство другого = трагедия)
Есть такие категории водителей:
Как реагировать? Появляется внутренний дискомфорт, который может осесть надолго. Постарайтесь не слишком эмоционально возбуждаться, т.к. стресс ухудшает контроль за дорожной обстановкой, нарушается переключаемость внимания, медленнее принимаются решения, увеличивается время реакции.
Нужно не вызывать раздражения окружающих, уверенно выполнять маневры, которые не сбивают с толку остальных. Помните, что управление автомобилем должно быть выразительным, то есть совершенно ясным для других участников движения .
мстительности. Поэтому будет разумно в этой ситуации вспомнить другое правило:
Агрессивность, озлобленность,
мстительность -джентльменский» набор водителя-«камикадзе»
Следует подчеркнуть, что водители с таким набором качеств не только долго не ездят, но и не живут. И объясняется это тем, что данные качества являются, с одной стороны, крайне опасными психическими регуляторами деятельности водителя, а с другой, — чрезвычайно активно подрывают здоровье человека, вызывая развитие тяжелых заболеваний.
Воспитывайте в себе снисходительное (лояльное) отношение к ошибкам других участников дорожного движения, руководствуясь следующим правилом:
Терпимое отношение к ошибкам других -это благородная защита от ДТП
Используя данное правило, вы, образно говоря, убиваете несколько зайцев.
Во-первых, у вас не развивается стресс как спутник негативного реагирования на ошибку или агрессивное поведение другого человека.
В-третьих, у вас формируется оптимальный стиль поведения в нестандартных ситуациях, обеспечивающий правильное отношение к ошибкам других в повседневной жизни. И не забывайте, что вы тоже допускали и еще ни раз допустите ошибки при вождении.
В случае, когда Вы сами опрометчиво совершили неблагородный поступок (в жизни бывает всякое и от этого никто не застрахован), воспользуйтесь таким правилом:
Совершили неблагородный поступок — найдите мужество извиниться
Это можно сделать соответствующим жестом руки или послав добрую улыбку. Не стесняйтесь так поступать. Благородное действие не только успокоит другого водителя, но и улучшит ваше настроение. Поверьте, принесенное извинение другому водителю — эффективнейшее средство профилактики ДТП. Помните об этом и, когда надо, пользуйтесь.
И еще об одном следует сказать. Важным проявлением благородства является предупреждение других водителей об обнаруженной вами опасности на дороге. И хотя эта форма проявления благородства в водительской среде давно укоренилась в виде информирования друг друга о контроле движения на определенном участке дороги сотрудниками ГИБДД, тем не менее руководствуйтесь правилом:
Узнали об опасности — оповестите о ней других
Поэтому, информирование других водителей об опасности относится к проявлению благородства и является важнейшим элементом водительского братства. Постоянно заботьтесь о его укреплении. Водительское братство еще ни раз сослужит вам добрую службу, когда вы окажитесь в непростой ситуации на дороге.
Ведь на дороге все может случиться и часто взаимопонимание и взаимопомощь позволяют пострадавшему или испытывающему затруднение водителю решить свои проблемы. Нет водителя, который бы хоть раз не нуждался в помощи на дороге. Поэтому придерживайтесь правила:
Помощь, оказанная другому водителю на дороге, — высшая степень благородства. Помогите, если можете
Реализация этого правила — проявление глубочайшей профессиональной культуры. Оно формирует водительское братство, без которого ни о какой безопасности на дороге не может быть и речи. Отдельно остановимся на проявлении водительской культуры в отношении пешеходов. Нельзя забывать, что многотрагедий на дорогах связано именно с ними. Поэтому первое правило из данной категории звучит так:
Уважение к пешеходам — это страховка от ДТП
При вождении ТС проявление культуры по отношению к пешеходам начинается с их своевременного обнаружения при самом внезапном появлении. Поэтому следующее правило такое:
Если плохо видно или сложная ситуация, ждите внезапного появления пешехода
К сожалению, так часто и бывает: пешеход там, где испытываешь трудности с обзором или возникла сложная дорожная ситуация. Соблюдая это правило, вы избежите многих неприятностей на дороге. Будьте особенно внимательны на переходах, неосвещенных улицах, в дождь, туман и снегопад. Помните, что пешеход всегда уверен в одном: вы его хорошо видите и примите меры безопасности!И он не должен быть обманут в своих надеждах.
Особую бдительность проявляйте на таких участках вашего маршрута, как двор и остановка общественного транспорта (автобуса, троллейбуса). Не забывайте, что двор — это то место, где вас не ждут и о вас не думают. Любой человек, и особенно ребенок, уверен, что во дворе он находится в безопасности, поэтому может неожиданно выскочить из подъезда, из-за какого-нибудь строения, припаркованного автомобиля и т.п. Не менее опасно для водителя и внезапное появление пешехода из-за стоящего на остановке общественного транспорта. Поэтому необходимо быть предельно осторожным при движении во дворе и проезде остановки. Помните, что при проезде остановки всегда следует посмотреть на переднее левое колесо стоящего впереди автобуса или троллейбуса, где могут появиться ноги пешехода. Если вы увидели пешехода, небезопасно выходящего на дорогу и даже смотрящего в вашу сторону, то руководствуйтесь следующим правилом:
Смотреть — не значит видеть, иметь слух — не значитслышать
Это очень важное правило для организации оптимального взаимодействия с пешеходами. В соответствии с данным правилом создание безопасных условий на дороге полностью возьмите на себя. Ни в коем случае не делегируйте это право пешеходу в надежде, что он вас видит (поскольку лицо его повернуто в вашу сторону) и предпримет правильные действия. Он, еще раз подчеркнем, может вас не видеть, не слышать или действовать, усугубляя ситуацию. Люди по-разному реагируют на опасную ситуацию. Это зависит от многих факторов: возраста, пола, физического и психического состояния, количества пешеходов в группе и т. д. И пытаться спрогнозировать поведение пешехода (или пешеходов) в опасной ситуации — дело неблагодарное и безнадежное. Поэтому предпримите максимальные усилия, чтобы обезопасить пешехода и себя. И здесь вам поможет следующее правило:
Внезапно (!) увидели пешехода — затормозите, в противном случае он «сделает все возможное», чтобы оказаться под колесами вашего автомобиля
К сожалению, мысль, заложенная в данном правиле, — не черный юмор, а реальная жизнь. Попытка объехать пешехода на большой скорости всегда чревата опасностью наехать на него. От испуга действия пешехода не прогнозируемы и зачастую не адекватны ситуации. А если вы еще начнете думать за него (как учат в автошколе!), то трагедии не избежать.
Теперь о самом негативном, что может сделать водитель, лишенный транспортной культуры — овождении в нетрезвом состоянии. Образно говоря, в подобных ситуациях из водителя рождается вредитель. Конечно, говорить о таком антисоциальном явлении, как употребление алкоголя перед поездкой, не хотелось бы, но статистика ДТП того требует. Трагедия всегда близка, если в рядом движущемся ТС за рулем находится пьяный водитель. Вот одно из правил, которое, мы надеемся, заставит некоторых водителей еще раз задуматься, прежде чем принять стопку:
Что принципиально новое содержится в этом определении? Принципиально новое заключается в том, что отличный водитель — это водитель, умеющий действовать так, чтобы предвидеть и предотвращать возникновение особой (нештатной) ситуации на дороге, а не попадать в нее и потом на пределе своих возможностей выходить из нее (точнее сказать, выкарабкиваться). Что, как показывает практика, даже великим автогонщикам, не всегда удается. И объясняется это одним: из ситуации, превосходящей психофизиологические возможности человека, никакие сенсомоторные навыки выйти не позволят. Запомните данное положение и никогда в такие ситуации не попадайте. Уберечься от этого вам помогут психологические правила, изложенные в брошюре.
Из вышеизложенного следует первое (базовое) психологическое правило, определяющее потребность в безопасном вождении ТС:
Сесть за руль с психологией пешехода — самоубийство!
Чтобы этого не случилось, строго придерживайтесь следующего правила:
Безопасно водить — счастливо жить! или Кто водит безопасно — тот живет прекрасно!
Никогда не передавайте заботу о сохранении собственной жизни в чужие руки
Становится очевидным, что уже перед первой посадкой за руль следует побеспокоиться о том, чтобы как можно скорее стать отличным водителем, надежность которого определяется следующим психологическим правилом:
Культура + интеллект + навыки = формула безопасного вождения TС
Из этого правила вытекает, что только тот водитель, который обладает высокой профессиональной культурой, интеллектом и имеет хорошие навыки, способен быть безопасным при вождении ТС. Причем, навыки стоят на последнем месте не случайно. Известно, что водитель, обладающий высокой профессиональной культурой и интеллектом, но не овладевший мастерством вождения, может управлять ТС без происшествий. Другими словами, культура и интеллект обеспечивают компенсацию несовершенства навыков. А вот обратной компенсации добиться не удается. Следовательно, страхует от ДТП мышление, а не навыки. Последние могут помочь вам выйти из сложной ситуации и то только в том случае, если она, как отмечалось выше, не превышает ваших психофизиологических возможностей. Более того, известно, что водители, прошедшие дополнительную подготовку по отработке навыков вождения, но сохранившие низкий уровень культуры, становятся на дороге еще опаснее. Поэтому приоритет культуры и интеллекта в обеспечении безопасности на дороге очевиден и ни одним здравомыслящим специалистом не подвергается сомнению. К сожалению, программы обучения в автошколах этого не учитывают и такого понимания не формируют.
Итак, профессиональная культура — важное слагаемое безаварийной езды. Отсюда вытекает следующее правило:
Культура на дороге – удел сильных личностей
Если ты личность – ты культурный водитель
Производное от этого правила:
Дисциплина на дороге – это культура в действии
Хочу, но нельзя–значит не сделаю
Воздержитесь, не делайте его. Ведь жизнь прекрасна.
Становится очевидным, что о повышении профессиональной культуры следует проявлять особую заботу. Вот несколько правил поведения (заимствованных из авиации) культурного водителя. Запомните их!
Шесть наиболее важных слов:
ПРИЗНАЮ, Я САМ ДОПУСТИЛ ЭТУ ОШИБКУ!
Пять наиболее важных слов:
У ВАС ЭТО ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!
Четыре наиболее важных слова;
А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Три наиболее важных слова:
БУДЬТЕ ДОБРЫ, ПОЖАЛУЙСТА!
Два наиболее важных слова:
БЛАГОДАРЮ ВАС
Самое вредное слово:
Я
Конечно, водитель не сидит в одном ТС с другими водителями как члены экипажа воздушного судна, и, тем не менее, этими правилами целесообразно пользоваться, хотя бы мысленно, но лучше и во внешних действиях. Главное, они формируют культуру взаимодействия на дороге. Не пренебрегайте ими, и вы незамедлительно увидите положительный результат. Кстати, разумно прибегать к использованию вышеперечисленных правил и в любой другой социальной среде (семье, учебном или трудовом коллективе и т.д.).
Высокая культура водителя проявляется в его благородных поступках. Поэтому следующее правило такое:
Благородство – основа безопасности на дорогах
Благородный поступок — это такие действия водителя, которые создают оптимальные условия для передвижения других участников дорожного движения и гарантируют им безопасность. Поэтому благородный поступок не только вызывает справедливое чувство блаженства, но и является основой предотвращения ДТП. В связи со сказанным пользуйтесь и такими правилами:
Высшее удовольствие при вождении — совершение благородного поступка
блаженство от собственного благородного поступка — знак предотвращенного ДТП
Благородство водителя — это, как отмечалось выше, проявление заботы о своих коллегах, пешеходах, создание им оптимальных и безопасных условий для движения. Благородство выражается в следующих действиях:
• своевременно подать сигнал о маневре,
• поставить ТС, не мешая другим;
• отъехать от дома ночью, не нарушая покоя жильцов;
• проехать вдоль тротуара в сильный дождь, не обрызгав пешеходов;
• не клеить на ТС рисунки и надписи, неприятные для других и т.п.
Поэтому одна из характеристик благородного водителя отражена в следующем правиле:
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
© cyberpedia.su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ (для начинающих водителей)
статья на тему
Отличный водитель – это водитель, умеющий действовать так, чтобы предвидеть и предотвращать возникновение особой (нештатной) ситуации на дороге. Очень важно знать, как водить машину, уметь это делать.Но выбор правильной психологической установки поведения водителя – это одно из основных слагаемых обеспечения безопасности дорожного движения.
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_bezopasnogo_vozhdeniya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ
(для начинающих водителей)
Это подготовленный водитель, водитель без ДТП, культурный водитель, достойно выходящий из трудных ситуаций…
Отличный водитель – это водитель, умеющий действовать так, чтобы предвидеть и предотвращать возникновение особой (нештатной) ситуации на дороге.
Очень важно знать, как водить машину, уметь это делать. Но не менее важным является
психологический настрой водителя:
- психические установки (уступать дорогу -не уступать; пропускать — не пропускать; нарушать -не нарушать; оповещать других водителей об опасности — не оповещать; помогать в беде – не помогать и т.д.)
- убеждения (я всегда прав или я тоже бываю не прав; я один умею правильно водить или мне надо быть осторожнее из-за небольшого опыта)
- суждения (я спешу, поэтому могу нарушить ПДД, или я спешу, но нарушать не буду; я на роскошной иномарке и мне все должны уступать дорогу или все на дороге равны; меня подрезали и я отомщу…)
Выбор правильной психологической установки поведения водителя – это одно из основных слагаемых обеспечения безопасности дорожного движения.
Не надо торопиться. Вполне естественно, что начинающему водителю очень сложно выполнять все элементы вождения быстро и четко, что зачастую вызывает негодование со стороны других участников дорожного движения. В такой ситуации, когда вам сигналят со всех сторон, нервы будут сдавать у каждого, но поддаваться нельзя. Вы должны абстрагироваться, отгородиться от внешних раздражителей и ни в коем случае не впадать в панику. Надо четко понимать, что в состоянии раздражения или нервозности внимание водителя очень сильно ослабевает, что в итоге может привести к серьезным неприятностям.
То же самое относится и к парковке автомобиля. Никогда не поддавайтесь на провокации со стороны других водителей, которые пытаются вас подгонять. Делайте все аккуратно и размеренно. Помните, что лучше совершить несколько медленных попыток припарковаться, чем поспешить и повредить свой, а еще хуже, чужой автомобиль.
Хорошее настроение и никаких сильных эмоций
Водить автомобиль в состоянии сильных эмоциональных переживаний , причем как отрицательных, так и сильных положительных, не рекомендуется ни опытным водителям, ни уж тем более новичкам. В таком состоянии утомление от вождения наступает быстрее обычного, внимание рассеяно, а это неизбежно приводит к ошибкам, порой очень грубым и досадным. Для начинающих водителей, которые и без того неуверенно ездят, этот факт может сыграть решающую роль.
Ездить только по правилам ПДД, не означает ездить безопасно. К сожалению, это факт! Все мы люди, а людям свойственно ошибаться, и это нормально. В современном мире водить автомобиль в условиях большого мегаполиса и не совершать ошибок практически невозможно, порой, даже очень серьезных. *Типичный пример, припаркованное крупногабаритное транспортное средство загораживает дорожные знаки, о существовании которых вы даже не подозреваете. *Другой пример, в обилии рекламы заметить дорожные знаки бывает непросто даже опытным водителям, особенно если знаки расположены где-то далеко справа, да еще и частично загорожены ветками деревьев, а вы едете по широкой дороге в левом ряду.
Обо всем этом надо помнить и стараться прогнозировать действия других участников дорожного движения в конкретной ситуации и принимать упреждающие меры. А это автоматически означает, что нельзя оставаться безучастным к трудностям, возникающим у других автомобилистов. Например, если вы видите, что другой водитель совершил ошибку и попал в ситуацию, при которой ему попросту некуда деваться, и существует реальная угроза ДТП, проявите мудрость и примите все меры по устранению опасности (например, притормозите, чтобы пропустить другое транспортное средство, или перестройтесь в соседний ряд, чтобы освободить другому транспортному средству место для маневра).
Опыт и количество пройденных километров находятся в прямой зависимости. Психологи выделили несколько этапов поведения, через которые проходит водитель, прежде чем достигнет высокого уровня безопасной езды.
1-й этап: преодоление постоянного чувства опасности.
Этот этап длится первые дни, иногда недели и требует большого психического напряжения. У новичка преобладает новизна стоящих перед ним задач, для решения которых нет ни знаний, ни опыта. Поэтому он старается избегать критических и конфликтных ситуаций.
2-й этап: недооценка опасности.
3-й этап: коррекция повышенного чувства безопасности.
Накопленный практический опыт вождения постепенно снижает чувство безопасности. Однако это чувство все еще остается обманчивым.
4-й этап: объективная оценка опасности.
Приобретенные навыки и опыт вождения помогают не забывать об опасностях на дороге.
5-й этап: снижение чувства безопасности.
И еще, старайтесь выбирать такой ряд, скорость которого наиболее комфортна для вас. Надо четко понимать, что если вы будете ехать в левом ряду со скоростью меньшей, чем скорость потока, и тем самым притормаживать его, то это может восприниматься другими водителями как акт неуважения и даже вызвать агрессию (подрезание, обгон и резкое торможение и т.д.).
Для безопасного вождения садитесь за руль только в спокойном и уравновешенном состоянии, а при движении максимально концентрируйте свое внимание на дорожной обстановке. Не поддавайтесь на провокации других водителей, которые вас поторапливают, выполняйте все элементы вождения спокойно, не торопясь.
Относись ко всем так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Если в одном месте сконцентрировано два или более водителя, пренебрегающие этим правилом, жди беды!
Терпимое отношение к ошибкам других. Так поступая, мы убивает нескольких зайцев:
- Не развивается стресс из-за негативного отношения к поступку другого.
- Вы застрахованы от собственных ошибок в результате этого стресса
- Учимся правильно реагировать на ошибки окружающих в повседневной жизни.
Все люди ошибаются и мы тоже! Отсюда следующее правило: Совершили неблагородный поступок – найдите мужество извиниться! (махнули рукой, жест, улыбка)
Будьте снисходительны – пропустите спешащего. На его месте могли оказаться вы! Мы ведь не знаем причин его спешки, может у него произошло событие, он не хам. Когда то и вы можете оказаться на его месте. Будьте терпимее к другим, не проявляйте упрямство на дороге. (спешка одного + упрямство другого = трагедия)
Есть такие категории водителей:
Находясь за рулем, водитель крайне редко отключается от мыслей по поводу житейских проблем. Вождение происходит при минимальном контроле сознания, т.е. руки сами управляют. Или плохое здоровье. Но если водитель неопытен, это опасно, отключитесь от проблем или снизьте скорость!
Иногда наваливаются текущие дела, создают неблагоприятный психоэмоциональный фон. Водитель бессознательно увеличивает скорость. Включаем сознание: что я делаю!?
Рекомендуем не вызывать раздражения окружающих, уверенно выполнять маневры, которые не сбивают с толку остальных. Помните, что управление автомобилем должно быть выразительным, то есть совершенно ясным для других участников движения.
Несколько слов о различиях между мужским и женским поведением на дорогах. Кроме природных различий, поведение тех и других обусловлено и социально-культурными факторами. Так, мальчики растут более самоуверенными, нацеленными на достижение успеха, у девочек, напротив, преобладает стремление избегать неудач. Основное различие можно определить так: женщины больше верят в законы, правила, а мужчины — в себя, в технику. Поэтому-то ошибки и несчастные случаи у мужчин чаще встречаются из-за переоценки собственных возможностей и чрезмерной самоуверенности. У женщин из-за недостаточной уверенности в себе, чрезмерной осторожности. Интересно, что агрессивность у мужчин с возрастом падает, а у женщин наоборот возрастает, что отрицательно влияет на безопасность движения.
Надо учиться снимать эмоциональное напряжение, применив некоторые несложные приемы саморегуляции:
-на внутренней стороне подбородка — в центре — массируйте круговыми движениями. 9 раз в одну сторону и столько же – в другую.
-На протяжении двух-трех минут разминайте, несколько растягивайте, сдавливаете на руках средние пальцы
5.Если приступ злобы мучает вас, представьте водителя, раздражающего вас, в другой ситуации, например на отдыхе. Проверьте, как изменится ваше отношение к нему.
6.Также рекомендуют просто выйти из автомобиля и сделать 10 приседаний. «Как рукой снимет.
Читайте также:
- Ошибка p2293 на фольксваген тигуан
- 18080 ошибка ауди а4 б6
- Ваз 21124 глохнет на ходу дергается провалы
- Схема поворотников рено логан 2
- Ниссан блюберд глохнет на горячую
Как бы мы ни старались, но мы не можем прожить свою жизнь, не совершая ошибок.
Наши чувства несовершенны, мы многого не видим, многого не слышим и не ощущаем, потому что наши органы чувств ограничены.
Несовершенство чувств порождает искаженную картину мира. Мы находимся в иллюзии того, как здесь все устроено и происходит, потому что не имеем возможность ощутить и увидеть реальность в ее настоящем виде.
Поэтому мы обречены совершать ошибки. Поэтому мы часто обманываем других, чтобы оправдать себя.
Ошибки совершают все. Даже те, кто кажется вам безупречным. Даже самые лучшие учителя, люди, обладающие многочисленными талантами, богатые, знаменитые, успешные, умные, мудрецы – все находятся в плену материального мира, где ошибки составляют неотъемлемую часть природы человека.
Ошибки нужны нам для развития и самосовершенствования, они помогают нам нащупать путь в темноте иллюзий, чтобы придти к свету знаний, и это значит, что они будут сопровождать нас всю жизнь.
Нет никакой возможности избежать ошибок.
Нет никакой возможности остановить свой рост и развитие.
Нет никаких механизмов, которые позволят нам сразу действовать безупречно.
Потому что этими процессами руководим не мы.
Все, что в нашей власти – это выработать здоровое отношение к ошибкам.
К сожалению, система воспитания детей в нашем обществе такая, что избежать негативного отношения к ошибкам, страха перед ними и самонаказания или наказания других за ошибки, практически невозможно.
Судите сами – если родители делают с ребенком следующие вещи, они закладывают ему нездоровое отношение к ошибкам.
Какие действия родителей нас калечат?
— если родители не дают ребенку права на ошибку, если они предъявляют к нему завышенные требования;
— если родители не берут ответственность на себя за ошибки, которые совершает ребенок, оставляя его один на один с проблемой раньше, чем он будет способен их решать;
— если они ругают, упрекают за ошибку или дают негативную эмоциональную реакцию на нее (мама вздыхает или расстраивается, или плачет, или злится, или рассказывает другим о том, какой нехороший у нее ребенок);
— если за ошибкой следует наказание в любой форме – эмоциональной или физической;
— если родители читают морали, допрашивают с целью добиться признания;
— если они недовольны ребенком, если у них есть какие-то ожидания от ребенка,
то тем самым они формируют у ребенка ощущение «я — плохой», потому что ребенок не имеет разума, чтобы отделять свой поступок от своей личности, его личность еще не сформировалась. И для него любое недовольство родителей означает «я – плохой, я недостоин любви, я должен быть наказан».
БОЛЬШЕ НИКАКИХ ВЫВОДОВ из этого поведения родителей ребенок не может сделать.
Что же дальше?
Вырастая, такой ребенок сохраняет все детские ощущения. И в дальнейшем, если он не начинает исцеляться от детских травм, поведение затравленного ребенка может сохраниться на всю жизнь.
Нездоровое отношение к ошибкам приводит к:
— отказу от риска из-за страха наказания за ошибку.
— страху боли, которая последует за наказанием.
— самонаказанию у женщин и наказанию других у мужчин. Женщины способны извести себя за малейшую ошибку, поэтому предпочитают вообще не действовать, чтобы не закатать себя в асфальт, если что-то пойдет не так, как было запланировано. Мужчины склонны к наказанию других, которое не соответствует провинности, которое отличается жестокостью и изощренностью.
— низкой самооценке, ощущению «я плохая, я недостойна счастья; для того чтобы получить любовь, я должна быть наказана». Такое ощущение ведет к тому, что женщина вступает в отношения с теми, кто издевается над ней дальше, в ее картине мира «бьет – значит, любит» является нормальным явлением.
— даже став взрослыми, мы не различаем «я сделала плохо» и «я плохая», хотя и имеем развитый разум.
С таким багажом невозможно стать счастливым, успешным, реализованным человеком, потому что все это предполагает здоровое отношение к ошибкам.
Здоровое отношение к ошибкам предполагает прохождение по этапам:
— осознание совершенной ошибки;
— переживание негативных эмоций в связи с обнаружением своего очередного несовершенства;
— поиск ошибки, исправление ситуации, если это возможно, принесение извинений пострадавшим;
— поиск новых решений и моделирование будущих ситуаций с новым поведением.
Так действуют успешные люди. Они не тратят времени на издевательство над собой, поэтому и достигают успеха.
Исцелить свое отношение к ошибкам можно, только практикуя здоровый сценарий.
Давайте еще раз подробно пройдемся по нему на примере.
«Алина была в отчаянии – она обидела свою лучшую подругу. До сих пор она вздрагивала от боли, вспоминая ее прощальный взгляд. Алина и сама не понимала, почему так получилось, почему она кричала на Ларису, и главное, за что?
«Просто у меня было плохое настроение, в жизни навалились сплошные неприятности, а она попала под горячую руку», — это было плохим оправданием, оно не приносило облегчения ни на секунду, и Алина продолжала бы себя грызть еще долго, если бы не вспомнила, что она прививает себе здоровое отношение к ошибкам.
— О, — обрадовалась она, — самое время перевести свою вину в здоровое отношение к ошибкам. Что там у меня в блокноте отмечено по этому поводу?
Она открыла блокнот, и начал отрабатывать каждый пункт алгоритма.
— Так. Осознание ошибки. Осознала. Я виновата, мне так стыдно… – она спохватилась, что опять пошла по привычному кругу.
— Что там дальше? Пережить негативные эмоции в связи с ситуацией. Этим я и занимаюсь уже полдня. Пожалуй, пора пустить это в нормальное русло. Итак, я злюсь на себя за то, что опять не сдержала свои эмоции, что выплеснула их на невинного человека, на свою подругу. Мне очень больно от своей несдержанности, от того, что я приношу боль другим людям, от того, что я не знаю, как мне переживать свой негатив, когда он переполняет меня. Мне страшно, что своими действиями я уже потеряла подругу, и что вообще, я скоро растеряю всех друзей и знакомых – кому понравится быть в роли мусорного ведра. Мне очень очень очень стыдно за свое поведение, стыдно, что у меня ничего не получается, как бы я ни старалась.
Алина уже почувствовала облегчение, у нее появилась надежда на то, что ситуацию можно исправить, и что она не так безнадежна, как думала о себе все утро.
— Я сделала это, потому что мне очень была нужна поддержка, потому что я закопалась в своих проблемах, они накрыли меня с головой, и мне очень хотелось облегчить свою душу, я просто не смогла сделать это, не задевая чувства подруги. Я люблю мою подругу, и я сделаю все, чтобы наши отношения продолжились дальше.
Ей стало гораздо легче, но нужно было еще что-то, чтобы не впасть опять в отчаяние – и Алина забралась под душ. Прохладные струи смывали не только плохое настроение и ощущение себя ужасным монстром, но и наполняли тело новым ощущением возможности и способности жить дальше и радоваться жизни!
Из душа Алина вышла, полная решимости позвонить подруге.
Ее рука дрогнула, когда она набирала номер, но она отлавливала и пресекала у себя любые попытки убежать в привычное поведение обвинений и наказаний себя.
Лариса быстро взяла трубку.
— Ларочка, милая, если бы ты знала, как мне дорога наша дружба, как страшно мне потерять тебя. Прости меня, я вчера просто с цепи сорвалась. И мне очень больно осознавать, какую боль я тебе причинила.
— Я так рада, что ты позвонила, Алин. Я так переживала за тебя, собиралась тебе звонить сегодня – я же видела, что ты в отчаянном положении, и мне очень хотелось тебе помочь.
Алина расплакалась – она не ожидала от подруги такого отношения, ее затопило чувство благодарности и облегчения, и слезы опять потекли рекой.
— Ты что молчишь, Алина, с тобой все хорошо.
— Да, Лариса, я просто реву от счастья. Спасибо тебе! Давай встретимся.
— Конечно, я прямо сейчас к тебе приеду, хорошо?
Алине казалось, что у нее выросли крылья, ведь впервые она увидела, что может жить дальше, даже совершая ошибки, что люди не такие жестокие, как она о них думает, и что обычное «прости» способно делать чудеса, когда сказано от души, когда это прощение сначала дано себе самой.
Это придало ей сил заглянуть в свой блокнотик и продолжить работу.
— Так, ошибку я уже исправила, вину загладила. Как я буду поступать в будущем в подобных ситуациях? Если у меня будет плохое настроение, я буду писать письма чувств, как сделала только что, чтобы понять, что меня гложет, и какие у меня потребности, а не срывать свои проблемы на невинных.
Алина представила, как в той ситуации она вместо криков села бы и написала письмо обидчику, из-за которого она наорала на Ларису, и у нее появилась новая картинка – вместо неприятной сцены, где она кричит на подругу, они вместе спокойно обсуждают возникшую ситуацию.»
Нелегко быть здоровым, когда много лет нормальным для нас состоянием было поставить себя на горох, в угол, лишить сладкого и всех радостей в жизни, но если вы научитесь это делать, в вашу жизнь придет Успех и Счастье! Потому что любовь к себе предполагает и любовное отношение к своим ошибкам.
Татьяна Плотникова
Отношение к своим ошибкам во многом определяет будущую жизнь человека. Каждый день мы познаем что-то новое, учимся и, следовательно, не всегда все делаем идеально. И это является нормой, поскольку человек сам по себе неидеален (его поступки также не могут быть на сто процентов идеальными). Важно правильно относиться к своим ошибкам, уметь анализировать и извлекать максимум пользы от всего произошедшего.
Как не стоит относиться к своим ошибкам
Ошибки нужно принимать с благодарностью, поскольку тот, кто этого не понимает, доставляет себе множество проблем. Неправильной реакцией является не признавать свои ошибки и их драматизировать (утрировать уровень проблемы). Не признавать ошибки нельзя, поскольку придется то и дело наступать на те же грабли. В первую очередь вы доставляете неудобства самому себе, поскольку за ошибки очень часто приходится расплачиваться. А если их не признавать, расплата станет постоянной, что истощит ваши энергетические ресурсы.
Вторая проблема заключается в утрировании проблемы. Если воспринимать свои неудачи подобным образом, это приведет к постоянным переживаниям, самобичеванию, чрезмерной к себе требовательности, а также понижению уровня самооценки. Поэтому старайтесь относиться ко всему случившемуся по-философски (это уже произошло, и повернуть время вспять не представляется возможным).
Адекватное отношение к неудачам
Вы спросите: «Что нужно делать для того, чтобы справиться с проблемой, принять и даже полюбить свои ошибки?» В первую очередь постарайтесь адекватно воспринимать ситуацию. Вы поступили неправильно, поскольку имеете на это право. Вы не могли знать того, как действовать в конкретной ситуации, поэтому воспользовались теми идеями, которые вас посетили в данный момент. Возможно, вы поступили необдуманно и опрометчиво, но ведь не всегда все получается идеально. Примите ситуацию такой, какая она есть, и следуйте нижеперечисленным рекомендациям.
Оцените свои действия со стороны
Вы сейчас уверены в том, что поступили неправильно, и, возможно, у вас есть основания так полагать. Однако вы ведь не знаете, что произошло бы, поступи вы иначе. Есть ли полная уверенность в том, что вы сейчас совершили ошибку, или все-таки присутствуют сомнения? Их наличие говорит о том, что вы являетесь мудрым человеком. Возможно, эта ошибка может таковой считаться, если сравнить ее с чем-то другим, например, с поведением другого человека в аналогичной ситуации. И также можно предположить, что он является более опытным. А вы не имеете этого опыта, поэтому действовали так, как считали правильным в тот момент. Посмотрите на все произошедшее со стороны. Возможно, вы относитесь к себе слишком предвзято.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию
Постарайтесь остаться над ситуацией и продолжайте смотреть на нее со стороны постороннего человека. Как это выглядит со стороны, кто пострадал от случившегося (был обманут, унижен, оскорблен и пр.). Что бы вы сказали, если бы вам пришлось стать свидетелем, приняли бы свою сторону или тоже посчитали такое поведение недопустимым? Затем вспомните, что вас побудило поступить именно так, были ли другие варианты. Одним словом, проанализируйте причину и следствие, чтобы понять, насколько большой была ваша ошибка.
Не ищите виновных в своих неудачах
Не стоит обвинять окружающих или сетовать на сложившиеся обстоятельства. Старайтесь рассматривать проблему исключительно со своей стороны и так, чтобы вы в будущем вообще не зависели от людей и обстоятельств. Например, вы обидели человека и посчитали, что обидели его незаслуженно. Но в свое оправдание можете сказать, что он вас спровоцировал, поскольку постоянно вел себя неадекватно. Вы ему нагрубили, поскольку он это заслужил.
В этом случае ваша ошибка заключается в том, что вы не смогли сдержаться. Сегодня пришлось общаться с этим человеком, завтра будет тот, кто ведет себя еще хуже. Не исключено, что вам придется постоянно всех оскорблять. Поэтому постарайтесь впредь быть более сдержанным, чтобы не тратить свою энергию на недостойных людей.
Станьте собственным адвокатом
Теперь подумайте над тем, как можно было бы поступить иначе в вышеприведенном случае. Вы долго сдерживались, но человек постоянно вас провоцировал на ссору (грубил, клеветал, распускал сплетни). Если действительно это происходило систематически, вы проступили правильно. Нужно было как-то остановить непорядочного человека. А с тем, что вы опустились до оскорблений, вы обязательно поборетесь и больше никогда не станете так поступать (из уважения к самому себе). Отличным решением будет вообще игнорировать этого человека и забыть о случившемся. А если вы повздорили впервые и не сдержались, попросите прощения и сделайте это максимально искренне. Вас обязательно простят, поскольку у каждого бывают срывы. Возможно, неудачный день спровоцировал чрезмерную раздражительность (обиженный попал под вашу горячую руку).
Воспринимайте ошибки как бесценный опыт
Вы могли не совершить ошибку, если бы ничего не предпринимали. А теперь вы ошиблись и поняли, что так в следующий раз поступать нельзя. В этом есть огромный плюс, поскольку вы уже обрели опыт. Он станет вам помощником в аналогичной ситуации, ведь вы уже знаете, чего нельзя делать. Полюбите эксперименты, и вам удастся полюбить свои ошибки. Вспомните школу и ситуацию, когда вы получали плохую оценку. Вам было обидно, но ошибка вам указывала на пробелы в знаниях. Есть много примеров, когда ошибка, допущенная на экзамене, помогала запомнить правила написания этого слова на всю жизнь.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
В жизни каждого человека время от времени появляются ситуации, когда всё запланированное даже самым тщательным образом идёт совершенно не так, как было изначально задумано. Именно в такие моменты, как говорится, опускаются руки, хочется всё бросить и забыть о намеченных планах и поставленных целях. Но стоит ли считать свои ошибки, промахи и неудачи такими фатальными?
Одной из главных причин нашего негативного отношения к ошибкам и неудачам является то, что ещё с детства многим из нас прививали стремление быть лучшими, которая подразумевает: если делать что-то, то делать наилучшим образом, либо не делать вообще. Подобные наставления, конечно, хороши, но нередко в процессе взросления человека они трансформируются из вполне разумной позиции «семь раз отмерить и один раз отрезать» в своеобразную патологию, крайне негативно влияющую на жизнь человека. В итоге получается, что, становясь взрослыми, некоторые из нас очень болезненно относятся к любым неудачам, стараются сразу же о них забыть и устранить из своей жизни всё, что может о них напомнить.
Однако всегда нужно брать во внимание то, что любой, даже самый провальный проект может содержать в себе превосходные указатели на изменение движения в том или ином нужном направлении. Но для понимания этого нужно сформировать в себе правильное отношение к своим неудачам.
Учитесь совершать разумные ошибки
Как таковые, ошибки можно разделить на две категории: есть глупые ошибки – это ошибки, которые совершаются людьми по причине халатного отношения к чему-либо или беспечности. А есть ошибки разумные – они совершаются в случае, когда человек идёт на осознанный риск или проводит какой-либо эксперимент.
Совершение таких ошибок является превосходным «рабочим» материалом и пищей для ума. Во многих случаях это говорит о том, что человек развивается и умеет рисковать ради достижения цели. Именно в этом случае подход к извлечению уроков из неудач является здоровым, ведь человек уже изначально ориентирован на активную работу над собой и своими действиями. Не будет лишним сказать и то, что для достижения выдающихся результатов нужно совершать выдающиеся поступки. Не нужно бояться экспериментировать и реализовывать новые стратегии.
Извлечённые из ошибок уроки нужно обязательно применять на практике
Любая ошибка как таковая должна быть совершена только единожды, т.к. один лишь её факт уже должен был чему-то научить. А это означает, что если действие было совершено неправильно, то нужно сделать какие-либо изменения. Но чтобы эти изменения вступили в силу и произвели новый эффект, нужно брать во внимание прошлый опыт – только так происходит обучение. Есть даже такие уроки, получить которые никаким другим способом, кроме совершения ошибки, вообще не представляется возможным. Поэтому, если рассматривать ошибки и неудачи с позиции обучения, то они являются превосходными «учителями».
Очень важным является также и то, что совершение ошибок должно оказывать непосредственное влияние на выработку нового плана действий. Но огромное количество людей просто забывает об извлечённых уроках. И далеко не все строят всю свою дальнейшую деятельность с их учётом. И, несмотря на то, что это кажется вполне логичным (извлекать уроки и совершать новые действия) и адекватным, в большинстве случаев люди лишь индульгируют, занимаются самобичеванием и «планируют» заняться разбором своих же полётов когда-нибудь потом. Это и является прекрасным объяснением тому, что многие так ничему и не научаются на своих ошибках.
В дополнение к этому можно сказать, что если попросить человека объяснить, какой урок он вынес из своей ошибки, то, вполне вероятно, он сможет сделать это с завидным задором. Но вот если попросить его уже о том, чтобы он предоставил новый план действий, основанный на извлечённых из своих неудач уроках, то, скорее всего, он просто округлит глаза и пожмёт плечами. Далеко нередки случаи, когда люди разглагольствуют о том, как можно легко и просто изменить сложившееся положение вещей, но все слова так и остаются лишь словами, ведь новые знания просто не используются.
И ещё одним серьёзным моментом является то, что у некоторых людей есть склонность к тому, чтобы закрывать на ошибки глаза или просто перекладывать вину за их совершение на других. И здесь важно понять, что такое поведение хуже всего воздействует, в первую очередь, на самого его инициатора. Закрывать на ошибки глаза значит осознанно стоять на одном и том же месте, совершенно не продвигаясь вперёд. А перекладывать вину на других – это аналогичное стояние на месте, дополненное неумением или нежеланием быть ответственным за себя, свои поступки и, в конце концов, за свою жизнь.
Учитесь на ошибках других
В наше время существует огромное количество материалов, посвящённых описанию жизни и деятельности известных и успешных людей. Самых неординарных результатов добивались люди, которые не обладали какими-то сврехспособностями, но те, кто совершал наибольшее количество ошибок и те, кто учился на них. Об этом говорили такие люди как Томас Эдисон, Иоганн Вольфганг Гёте, Михаил Ломоносов, Владимир Ленин, Франсуа де Ларошфуко, Максим Горький, Лев Толстой, Аристотель, Конфуций и другие выдающиеся личности.
Да даже если и не обращаться к сторонним источникам, можно увидеть сотни примеров того, что и как стоит делать и чего и как делать не стоит. Это могут быть родственники, друзья, знакомые, коллеги по работе. Нужно лишь не быть слепым к происходящему и учиться использовать чужой опыт.
Резюмируя всё вышеизложенное, можно привести ряд приёмов, которые позволят извлекать из ошибок и неудач исключительно пользу:
- Если вас постигла неудача, вместо того чтобы негодовать по этому поводу, нужно максимально объективно посмотреть на вещи и постараться понять, что же произошло в действительности. Зачастую эмоции мешают нам видеть реальное положение вещей.
- Если вас постигла неудача, нужно думать не о том, что произошло в результате, а о том, что послужило причиной этому: какие ваши мысли, убеждения и действия направили вас на неправильный путь.
- Найдя причину своей неудачи, обязательно учтите это. Осознайте, что это всего лишь ещё один способ того, как делать не нужно, и впредь так не поступайте.
- Всегда нужно стараться оставаться спокойным и сохранять трезвый взгляд на вещи. Излишняя эмоциональность искажает суть вещей и не позволяет принимать верные решения.
- Ни в коем случае не нужно заниматься самобичеванием и самокопанием. Если ошибка совершена, значит, так тому и быть, и так должно было произойти. Старайтесь вырабатывать философский взгляд на вещи.
- Всегда помните о том, что каждая ошибка — это новая возможность, которая даёт вам уникальный шанс научиться чему-то. Очень редко удаётся предусмотреть абсолютно всё. Мы – люди, а людям свойственно ошибаться.
- Обращайте внимание на то, что делают другие люди и используйте их опыт в своих целях. Учитесь на чужих ошибках и сможете избежать своих собственных.
- Помните, что невозможно добиться нового результата, постоянно совершая одни и те же действия. Ищите новые способы достижения целей.
Задумайтесь на досуге над тем, что именно неудачи являются закалкой вашего характера и воли, а также умения достигать поставленных целей даже тогда, когда кажется, что весь мир против вас. Абсолютно неважно, какое количество ошибок вы совершите на своём пути к успеху. Важно то, что каждая новая ошибка будет приближать вас к нему. Да и тот, кто ни разу не ошибался и не испытывал горечь поражения, никогда не сможет по-настоящему насладиться успехом и победой.
Поэтому, не нужно бесконечно обдумывать свой неудачный опыт. Просто анализируйте свои действия, извлекайте уроки, делайте соответствующие выводы и никогда не бойтесь новых неудач. Не позволяйте своим ошибкам сделать вас их жертвой. Не существует идеальных людей. И не ошибается никогда лишь тот человек, который ничего не делает.
И напоследок небольшое напутствие:
«Помни, что изменить своё мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке»
Марк Аврелий
«Будьте лояльными к тем, кто совершает ошибки… Кто не ошибается, тот ничего не делает… Кто двигает компанию вперед, ошибаются чаще других… Примите ошибки, как часть бизнес-жизни.. Позвольте своим людям ошибаться, пусть они перестанут бояться совершить ошибку!…». Вот такие советы можно прочитать в крутых модных книгах по бизнесу.
Я эти убеждения тоже какое-то время разделяла.. . А теперь считаю, что эта рекомендация хороша только для тех боссов, которые жестко бьют палкой сотрудника за каждый совершенный промах. А Вы много таких знаете? Я — нет! Значит, такая рекомендация не для нас.
У нас, в России, скорее, другая беда. Мы слишком мягкие в управлении. Поделюсь своим опытом для наглядности.
В течение некоторого времени у меня была помощница, которая делала довольно много ошибок. А я ее оправдывала перед собой, потому что у нее было множество других положительных качеств: «Она ведь новичок в теме, научится. Дай ей время». Потом я говорила сама себе: «Научи человека сначала, потом спрашивай…».
А сотрудница к моему лояльному отношению, видимо, привыкла. Она настолько легко и спокойно начала относиться к своим ошибкам, что переделывать работу для нее стало нормой жизни. И второй раз, и третий, и пятый,… Она даже не чувствовала неудобства, если ей указывали на многочисленные ошибки, обнаруженные то тут, то там.
Прошел год. Складывалось впечатление, что этот человек прочно усвоил поведение новичка, для которого делать ошибки и их исправлять по заданию руководителя – это норма жизни.
А что руководитель, то есть я? Я не собиралась мириться с низким качеством результатов, полученных от помощника, поэтому проверять ее стала чаще и тщательнее, пока добрая часть моего рабочего дня не превратилась в проверку. Мой стиль управления стал напоминать тотальный контроль, «микроменеджмент», о котором в той же бизнес литературе уже не так лестно отзываются…
Я стала подобна полицейскому, который занимается только тем, что выискивает нарушения и недостатки. Можете себе представить? Терпеть не могу это состояние! Нужно понимать, что часть важнейших функций, которые я должна была выполнять , стали получать меньше моего внимания, результаты по ним плавно поползли вниз…
Однажды я подумала, что если бы моя сотрудница была сапером, то она уже давно была бы мертва. И если бы она прыгала с парашютом — тоже. Посмеялась над этим сравнением, а потом решила сравнить ее работу (помощник руководителя по маркетингу) с работой других специалистов.
Представьте, что воспитатель детского сада совершит ошибку. Что Вы скажете? А если в результате этой ошибки пострадает Ваш ребенок, заболеет, покалечится? Что, если ошибку совершит врач или медсестра, и в результате этой ошибки человек умрет (так умер мой дедушка: в результате переливания крови после перенесенной операции у него начался сепсис)? А если пилот самолета не сможет приземлиться ? Если механик допустит к вылету неисправный самолет? Вы простите такую ошибку? Вы отнесетесь к ней мягко? Вряд ли, правда? «Так почему здесь я проявляю такое мягкое отношение?» — задумалась я.
Потом я поняла, что этот человек выполняет работу не «на отлично», а «на троечку», мол, и «так сойдет». Ровно так, чтобы не уволили. Чтобы зацепиться вроде как было бы не за что.
Такое исполнение иногда называют выполнением «на отшибись», а в более жестком варианте, при наступлении видимых негативных последствий, говорят о халатном отношении к обязанностям.
А как я реагировала на ошибки? Я указывала на них, показывала, в чем конкретно заключается ошибка, и просила ее исправить. Сотрудница исправляла. Воспитывал ли такой подход ответственность за совершение ошибки? Конечно, нет! Ведь исправление ошибки шло в рабочее время, которое оплачивалось и никаких неприятных последствий для сотрудника не наступало.
Давайте посмотрим другие сферы бизнеса, где дела с воспитанием ответственности за ошибки обстоят лучше. Например, в автосервисе. Если механик допустил ошибку, ремонтируя автомобиль, он переделывает работу заново за свой счет. А еще он покупает требующуюся деталь, если неправильно установленная ранее пришла в негодность. Вот если бы он еще мог выполнять эти работы только после окончания рабочего дня, когда клиенты уже не обслуживаются и когда так хочется домой, это было бы полное воспитание ответственности!
В силовых структурах за некачественное исполнение обязанностей сотрудник может получить: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, неполное служебное соответствие, понижение в должности после проведенной аттестации, дисциплинарное взыскание или увольнение. Вот это набор последствий, согласитесь, впечатляет!
Проведя описанный выше анализ, я подготовилась и провела для помощницы полный разбор ошибок, которые она совершала, объяснила суть, смысл и свое отношение к каждой ошибке. Предупредила о необходимости изменить свое отношение к ним. Разработала правила эффективной работы помощника с примерами. Предложила ввести чек-листы для самопроверки качества.
Следующим шагом было задумано ввести ответственность за ошибки в систему оплаты труда и вывести переделку «брака» за пределы рабочего дня. Но этого не потребовалось.
Еще на первом этапе сотрудник показал, что отношение свое менять не собирается. Я сделала вывод о неполном служебном соответствии и рассталась с ним. Разработанные правила стали для меня критериями оценки нового сотрудника как на этапе отбора, так и на этапе испытательного срока.
А у Вас? Был у Вас интересный опыт в этой теме? Что Вы предприняли? Какие результаты получили? Поделитесь с нами! Появились вопросы? Пишите. Есть желание оставить комментарий? Пишите!