Метод проб и ошибок управленческие решения

Метод
ФСА применяется не только в технической
сфере, но и при решении
управленческих задач по формированию
организационных структур,
организации работы персонала, повышению
отдачи функ­ционирования подразделений.
Он является универсальным методом
выбора
решений, позволяющим добиваться
оптимизации затрат на исполнение
функций объекта без ущерба их качеству.

Основная
суть метода сводится к представлению
объекта в виде совокупности
функций (функциональной модели) и решению
вопро­са
о том, все ли функции действительно
необходимы, какие из них можно
совместить или убрать без ущерба для
качества.

Метод
ФСА хорошо себя зарекомендовал в
управленческой прак­тике
разработки и принятия решений: он
обладает высокой практи­ческой
полезностью в сфере построения
организационных структур управления,
в том числе при анализе функций
исполнителей (выяв­ление
лишних функций, нейтральных, негативных
и др.) и выборе оптимального
соответствия качества выполнения
функций с затрата­ми на их реализацию

23.
Метод фокальных объектов. Общая
характеристика метода
.
Метод
фокальных объектов –
метод поиска новых идей путем присоединения
к исходному объекту свойств или признаков
случайных объектов. Применяется при
поиске новых модификаций известных
устройств и способов, в частности ТНП,
создании рекламы товаров, а также для
тренировки воображения.Цель метода:
Совершенствование
объекта за счет получения большого
количества оригинальных модификаций
объекта с неожиданными свойствами.Суть
метода: Перенесение
признаков случайно выбранных объектов
на совершенствуемый объект, который
лежит как бы в фокусе переноса и поэтому
называется фокальным. Возникшие необычные
сочетания стараются развить путем
свободных ассоциаций. Результат:
Списки идей и предложений по новым
модификациям объекта. Достоинства:Простота
освоения и неограниченные возможности
поиска новых подходов к проблеме.
Нешаблонность выдвигаемых идей.
Универсальность метода.Недостатки:Непригодность
при решении сложных задач. МФО и все его
разновидности дают только простые
сочетания. Отсутствие правил отбора и
внутренних критериев оценки получаемых
идей.

24. Метод «Проб и ошибок» в принятии управленческих решений.

С
точки зрения организации — это самый
простой метод, так как он не требует
специальной организации. Метод
предполагает перечис­ление всех
возможных вариантов решения проблемы
без попытки упо­рядочить или строго
организовать этот процесс.

Этот
метод связан с неисследованностью,
высоким уровнем новиз­ны проблемы
или с недостаточным уровнем профессионализма
при­нимающего решение (небольшой опыт
работы, отсутствие знания экспертных
методов разработки и принятия
управленческих решений).
Достоинства метода:

  1. Этому
    методу не надо учиться.

  2. Методическая
    простота решения.

  3. Удовлетворительно
    решаются простые задачи (не более 10
    проб и ошибок).

Недостатки
метода:

  1. Плохо
    решаются задачи средней сложности
    (более 20—30 проб и ошибок) и практически
    не решаются сложные задачи (более 1000
    проб и ошибок).

  2. Нет
    приёмов решения.

  3. Нет
    алгоритма мышления, мы не управляем
    процессом думанья. Идет почти хаотичный
    перебор вариантов.

  4. Неизвестно,
    когда будет решение и будет ли вообще.

  5. Отсутствуют
    критерии оценки силы решения, поэтому
    неясно, когда прекращать думать. А вдруг
    в следующее мгновение придет гениальное
    решение?

  6. Требуются
    большие затраты времени и волевых
    усилий при решении трудных задач.

  7. Иногда
    ошибаться нельзя ИЛИ этот метод не
    подходит (не будет человек резать на
    бомбе провода наугад).

Считается,
что для метода проб и ошибок выполняется
правило — «первое
пришедшее в голову решение — слабое»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Человечество берет свое начало несколько тысяч лет назад. И на протяжении всего этого времени оно неустанно развивается. Причин на это было всегда много, но без изобретательности человека это просто не представлялось бы возможным. Метод проб и ошибок был и является в настоящее время одним из основных.

метод проб и ошибок

Описание способа

Четко зафиксированного в исторических документах применения данного метода мало. Но, несмотря на это, он заслуживает особого внимания.

Метод проб и ошибок – это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным (например, в математике) или приемлемым (при изобретении новых методов в науке).

Человечество всегда пользовалось данным методом. Ориентировочно век назад психологи пытались найти общее между людьми, которые использовали данный способ познания. И им это удалось. Человек, который ищет ответ на поставленную задачу, вынужден подбирать варианты, ставить эксперименты и смотреть на результат. Это продолжается до тех пор, пока не приходит озарение по данному вопросу. Экспериментатор выходит на новую ступень мышления в данном вопросе.

Метод в мировой истории

Одним из самых известных людей, кто применял данный способ, был Эдисон. Все знают его историю изобретения лампочки. Он экспериментировал до тех пор, пока не получилось. Но Эдисон усовершенствовал данный метод. При поиске решения он разделял задачи между людьми, которые работали на него. Соответственно материала по теме получалось намного больше, чем при работе одного человека. И на основании полученных данных метод проб и ошибок имел большой успех в деятельности Эдисона. Благодаря этому человеку появились исследовательские институты, которые применяют, в том числе, и этот метод.

метод проб и ошибок в математике

Степени трудности

У данного метода есть несколько уровней сложности. Они были так разделены для лучшего усвоения. Задача первого уровня считается легкой, и на поиск ее решения затрачивается немного сил. Но и вариантов ответов она имеет не так много. С повышением степени трудности растет и сложность поставленной задачи. Метод проб и ошибок 5 класса – самый труднорешаемый и затратный по времени.

Необходимо учитывать, что при возрастании уровня сложности растет и объем знаний, которыми обладает человек. Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, рассмотрим технику. Первый и второй уровни позволяют изобретателям ее усовершенствовать. На последней ступени сложности создается совершенно новый продукт.

Например, известен случай, когда молодые люди темой дипломной работы взяли труднорешаемую задачу из аэронавигации. Студенты не обладали такими же знаниями, как многие ученые, которые работали в данной области, но благодаря широкому спектру знаний ребят у них получилось найти ответ. И причем область решения оказалась в самом далеком от науки кондитерском деле. Казалось бы, что это невозможно, но это факт. Молодым людям было даже выдано авторское свидетельство на их изобретение.

Преимущества метода

Первым достоинством можно по праву считать творческий подход. Задачи методом проб и ошибок решаемые позволяют задействовать оба полушария головного мозга для поиска ответа.

Стоит привести в пример, как строились лодки. Раскопки показывают, как на протяжении столетий деталь за деталью менялась форма. Исследователи постоянно пробовали что-то новое. Если лодка тонула, то эту форму вычеркивали, если оставалась держаться на воде, то принимали это к сведению. Таким образом, в итоге было найдено компромиссное решение.

Если поставленная задача не слишком сложная, то данный метод занимает немного времени. У некоторых возникающих проблем может быть десять вариантов, один или два из которых окажутся правильными. Но если рассматривать, например, робототехнику, то в данном случае без применения других методов исследования могут затянуться на десятки лет и принесут миллионы вариантов.

Разделение задач на несколько уровней позволяет оценить, насколько быстрым и возможным представляется поиск решения. Это сокращает время для принятия решения. И при сложных задачах можно использовать метод проб и ошибок параллельно с другими.

решение задач методом проб и ошибок

Недостатки метода

С развитием технологий и науки данный метод начал терять свою популярность.

В некоторых областях просто нерационально создавать тысячи образцов, чтобы менять по одному элементу. Поэтому зачастую теперь используют другие методы, основанные на конкретных знаниях. Для этого стали изучаться природа вещей, взаимодействие элементов друг с другом. Стали использоваться математические расчеты, научные обоснования, эксперименты и опыт прошлого.

Метод проб и ошибок все так же отлично используется в творчестве. Но строить автомобиль таким способом уже кажется глупым и неактуальным. Поэтому теперь, при нынешнем уровне развития цивилизации, нужно в точных науках по большей части использовать другие методы.

Часто при рассматриваемом способе задача может описывать много совершенно незначительных вещей и не учитывать априори важные вещи. Например, изобретатель пенициллина (антибиотик) утверждал, что при правильном подходе лекарство могли изобрести лет на двадцать раньше его. Это поспособствовало бы спасению огромного количества жизней.

При сложных задачах часто бывают ситуации, когда сам вопрос лежит в одной области знаний, а его решение — совершенно в другой.

Не всегда исследователь уверен, что ответ вообще будет найден.

Автор метода проб и ошибок

Кто конкретно изобрел это способ познания, мы никогда не узнаем. Точнее мы знаем, что это явно был изобретательный человек, которым, скорее всего, руководило желание улучшить свою жизнь.

В древности люди были достаточно ограничены во многих вещах. Все изобреталось именно этим методом. Тогда еще не было каких-то фундаментальных знаний в области физики, математики, химии и прочих важных наук. Поэтому приходилось действовать наугад. Именно так добыли огонь, чтобы защищаться от хищников, готовить пищу и обогревать жилище. Оружие, чтобы добывать пропитание, лодки — для передвижения по рекам. Все было изобретено при столкновении человека с трудностью. Но каждый раз решаемая проблема приводила к более качественному уровню жизни.

Известно, что многие ученые использовали этот метод в своих трудах.

Однако именно описание метода и активное использование мы наблюдаем у физиолога Торндайка в конце девятнадцатого века.

метод проб и ошибок 5 класс

Исследования Торндайка

Пример метода проб и ошибок можно рассмотреть в научных трудах ученого-физиолога. Он ставил различные поведенческие эксперименты с животными, помещая их в специальные коробки.

Один из экспериментов выглядел приблизительно следующим образом. Кошка, помещенная в ящик, ищет выход. Сама коробка может иметь 1 вариант открытия: нужно было нажать на пружинку — и дверца распахивалась. Животное применяло много действий (так называемых проб), и большинство из них оказывались неудачными. Кошка так и оставалась в коробке. Но после некоторого набора вариантов животному удавалось нажать на пружинку и выбраться из ящика. Таким образом, кошка, попадая в коробку, с течением времени запоминала варианты развития событий. И выбиралась из ящика за более короткое время.

Торндайк доказал, что метод действителен, и хоть результат не линеен, но со временем, при повторении аналогичных действий, решение приходит практически моментально.

метод проб и ошибок математика 5 класс

Решение задач методом проб и ошибок

Примеров этого способа великое множество, однако стоит привести один очень интересный.

В начале двадцатого века жил известный конструктор двигателей для авиации Микулин. В то время наблюдалось огромное количество авиакатастроф из-за магнето, то есть искра зажигания через некоторое время полета исчезала. Много было экспериментов и размышлений о причине, но ответ пришел в совершенно неожиданной ситуации.

Александр Александрович встретил на улице мужчину с подбитым глазом. В тот момент к нему и пришло озарение, что человек без одного глаза видит намного хуже. Он поделился этим наблюдением с авиатором Уточкиным. Когда установили в самолеты второе магнето, количество авиакатастроф значительно уменьшилось. А Уточкин некоторое время выплачивал после каждого показательного полета Микулину денежные вознаграждения.

Применение способа в математике

Достаточно часто метод проб и ошибок в математике применяется в школах как способ развития логического мышления и проверки скорости поиска вариантов. Это позволяет разнообразить процесс обучения и внести элементы игры.

Часто можно встретить в школьных учебниках задания с формулировкой «реши уравнение методом проб и ошибок». В данном случае необходимо подбирать варианты ответа. Когда найден правильный ответ, он просто доказывается уже практически, то есть проводятся необходимые расчеты. В итоге мы удостоверяемся, что это единственно верный ответ.

Пример практической задачи

Метод проб и ошибок в математике 5 класса (в последних изданиях) часто фигурирует. Приведем пример.

Необходимо назвать, какие стороны могут быть у прямоугольника. При условии, что площадь (S) = 32 см, а периметр (P) = 24 см.

Решение данной задачи: предположим, что длина одной стороны 4. Значит и длина еще одной стороны такая же.

Получаем следующее уравнение:

24 – 4 – 4 = 16

16 делим на 2 = 8

8 см – это ширина.

Проверяем по формуле площади. S = A*B = 8*4 = 32 сантиметра. Как мы видим, решение верное. Так же можно вычислить и периметр. По формуле получается следующий расчет Р = 2* (А + В) = 2* (4 + 8) = 24.

В математике метод проб и ошибок не всегда отлично подходит для поиска решений. Зачастую можно использовать более подходящие способы, при этом затрачивается меньше времени. Но для развития мышления данный метод имеется в арсенале каждого педагога.

задачи методом проб и ошибок

Теория решения изобретательских задач

В ТРИЗ метод проб и ошибок считается одним из самых неэффективных. Когда человек попадает в необычную для него затруднительную ситуацию, то действия наугад, скорее всего, будут безрезультатными. Можно потратить много времени и в результате не добиться успеха. Теория решения изобретательских задач основана на уже известных закономерностях, и обычно используются другие методы познания. Часто ТРИЗ используют в воспитании детей, делая этот процесс интересным и увлекательным для ребенка.

Выводы

Рассмотрев данный метод, можно с уверенностью сказать, что он достаточно интересный. Несмотря на недостатки, он часто используется в решении творческих задач.

Однако не всегда он позволяет добиться нужного результата. Никогда исследователь не знает, когда стоит прекратить поиски или, может, стоит сделать еще пару усилий и гениальное изобретение появится на свет. Также непонятно, сколько времени будет затрачено.

Если вы решили использовать данный метод для решения какой-либо проблемы, то должны понимать, что ответ порой может находиться в совершенно неожиданной области. Но это позволяет взглянуть на поиск с разных точек зрения. Возможно, придется набросать несколько десятков вариаций, а может, и тысячи. Но лишь упорство и вера в успех приведут к нужному результату.

метод проб и ошибок пример

Иногда этот метод используют как дополнительный. Например, на начальном этапе для сужения поиска. Либо когда исследование было проведено многими способами и зашло в тупик. В этом случае творческая составляющая метода позволит найти компромиссное решение проблемы.

Метод проб и ошибок часто применяют в педагогической деятельности. Он позволяет детям на собственном опыте находить решения в различных жизненных ситуациях. Это учит их запоминать правильные типы поведения, которые приняты в обществе.

Художники используют данный способ для поиска вдохновения.

Метод стоит опробовать в обыденной жизни при решении проблем. Возможно, какие-то вещи предстанут вам по-другому.

Методы принятия управленческих решений – теория, этапы, алгоритм, критерии

Методы принятия управленческих решений

Методы принятия управленческих решений можно наблюдать еще в истории древнего мира. Сегодня, с развитием высоких технологий, человеческое мышление, способное к анализу ситуации в управлении и принятие соответствующего решения, остается самым важным фактором успешности того или иного дела, предприятия.

Теория принятия управленческих решений

Управленческие решения базируются на теории системных знаний, отражающей такие понятия, как «закономерность» и «решение». Принятие управленческих решений в теории опирается на следующие важные факторы:

  • объективная существующая реальность;
  • логичность;
  • достаточная самостоятельность;
  • способность к развитию;
  • практичность и результативность.

Способы принятия управленческих решений

Методы принятия управленческих решений, они же способы используются и реализуются в зависимости от важности и срочности. Существует множество способов принятия решений:

  • комплексные;
  • индивидуальные;
  • экспертные;
  • неэкспертные;
  • эвристические (неформальные);
  • количественные;
  • качественные;
  • игровые;
  • метод дельфийского оракула (Делфи);
  • аналитические;
  • математическое моделирование;
  • нестандартные.

Этапы принятия управленческих решений:

  1. Определение проблемы.
  2. Поиск способа или метода.
  3. Разработка альтернатив.
  4. Анализ полученных решений.
  5. Внедрение решения в реальность.

Экспертные методы принятия управленческих решений

Процесс принятия управленческих решений строится из предварительно проведенной экспертизы, цели которой:

  • формирование и подбор экспертной группы;
  • определение способов выражения и оценивания экспертами;
  • проведение экспертизы;
  • обработка и анализ результатов;
  • формирование вариантов.

Самые востребованные, на сегодняшний день экспертные методы и методики принятия управленческих решений:

  • метод мозгового штурма (коллективный сбор идей и предложений);
  • метод комиссий – сбор экспертов для дискутирования по проблеме, разрешению спорных вопросов;
  • метод Делфи – использование специальных опросников, проходит в несколько туров;
  • метод сценариев – каждый эксперт пишет возможные сценарии развития анализируемой ситуации;
  • метод суда – моделируется судебная «реальность», где эксперты выступают в качестве «защиты» или «обвинителя» в адрес принимаемого решения.

Способы принятия управленческих решений

Неэкспертный метод принятия управленческих решений

Алгоритм принятия управленческих решений при неэкспертных методах строится специалистами не обладающими большой компетентностью в рассматриваемом вопросе, но они обладают примерным представлением в силу компетентности в смежных областях. Неэкспертные методы принятия эффективных управленческих решений:

  • метод теории игр – четкие цели и задачи отсутствуют, действия в условиях неопределенности, используется для конкретной проблемы единожды, часто проходит в форме квеста;
  • метод теории вероятности;
  • имитационное моделирование – смотрятся разные критерии и лицо принимающее решение ищет компромисс между вариантами моделирования, которые обрабатываются с помощью компьютера;
  • аналогии – чужой опыт (другого предприятия, фирмы) решения проблем можно попробовать применить к сложившейся ситуации.

Метод Дельфи в принятии управленческих решений

Принятие управленческих решений в организации не всегда под силу лишь руководителям данного предприятия, поэтому метод Делфи, относящийся к экспертному методу может стать той спасительной соломинкой, способной вывести предприятие, бизнес, партнерство на новый уровень. Плюсы данного метода:

  • быстрый поиск решений;
  • экспертная высококвалифицированная компетентная группа;
  • может проводиться дистанционно;
  • анонимность;
  • проводится в несколько этапов;
  • высокая достоверность прогнозирования.

Метод Делфи проводится поэтапно:

  1. Предварительный – набор большого количества экспертов.
  2. Основной. Специалистам-экспертам, участвующим в процедуре рассылается письмо с главным вопросам и предлагается на основе этого вопроса-проблемы составить свой список подвопросов. Создается общий вопросник на основе часто встречающихся вопросов, который рассылается экспертам с целью анализа ими достаточности информации. Часто возникают дополнительные вопросы к имеющимся и снова улучшенный вопросник отправляется к экспертам для принятия ими решения по вопросу, также экспертам предлагают рассмотреть решения других специалистов.
  3. Аналитический. В результате согласованность между экспертами в принятии решения должна быть высокой. Создается аналитическая группа которая проверяет согласованность, анализирует выводы и разрабатывает «веер» рекомендаций.

Метод Дельфи в принятии управленческих решений

Метод проб и ошибок в принятии управленческих решений

Принятие управленческих решений в менеджменте сопряжено с большой ответственностью и иногда решение нужно принять быстро. Метод проб и ошибок относится к самым простым, не нуждается в специальной подготовке и алгоритме следования. Все возможные варианты решения проблемы прописываются и сопровождаются действиями, успешность того или иного действия проверяется опытным путем. Методом часто пользуются руководители, менеджеры с недостаточным уровнем компетентности и профессионализма, часто это молодые специалисты, «набивающие шишки».

Метод моделирования в принятии управленческих решений

Критерии принятия управленческих решений основываются на разработке математической модели. Разработка модели происходит в несколько этапов:

  1. Формируется задача.
  2. Определяется критерий эффективности той операции, которая подвергается анализу.
  3. Количественно измеряются влияющие факторы.
  4. Строится математическая модель изучаемого объекта (операции).
  5. Нахождение оптимального решения на основе модели.
  6. Проверка построенной модели на адекватность.
  7. Коррекция при необходимости.

К методу моделирования относят виды следующие виды программирования:

  • линейное;
  • нелинейное;
  • динамическое;
  • математическая статистика.

Метод теории игр в принятии управленческих решений

Эффективный метод принятия управленческих решений не всегда может быть экспертным. Метод теории игр – это неэкспертный метод с успехом применяющийся в разрешении конфликтных ситуаций на предприятии. Игрок (лицо принимающее решение) действует в условиях неопределенности и дефицита информации по причине произошедшего конфликта. Целью метода теории игр является нахождение оптимального исхода для всех сторон, предполагающее наборы благ, выигрыши или повышение по карьерной лестнице.

Метод теории игр в принятии управленческих решений

Метод декомпозиции в принятии управленческих решений

Лучший метод принятия управленческих решений тот, который приводит к эффективному результату. Метод декомпозиции заключается в том, что сложная задача разбивается на несколько: «слона едят по частям», затем задачи ранжируются по степени важности. Можно привести производственный пример, когда нужно осуществить выбор с целью увеличения качества продукции:

  1. Продолжать работу на имеющемся оборудовании с высокой степенью износа.
  2. Реконструкция оборудования.

Каждый выбор рассматривается пристально:

  1. Уязвимость первого варианта в том, что оборудование устарело, мощности небольшие и качество продукции, выпускаемое на данном оборудовании не соответствует принятым мировым стандартам, логика такова, что даже при высоком спросе потенциальные клиенты будут обращаться к тем производителям, где продукция высокого качества и результатом будет падение реализации.
  2. Второй вариант предполагает увеличение производительности в несколько раз и продукция сможет конкурировать на рынке сбыта. Здесь уязвимость в больших капиталовложениях и в основном из заемных средств.
  3. Существует и третий вариант, как сворачивание производства не приносящего прибыли, и иногда он самый оптимальный.

Психологические методы принятия управленческих решений

Метод мозговой атаки в принятии управленческих решений является психологическим, содержащим в себе импульс творческого начала. Любые методы принятие решений – это ответственный шаг, но чтобы результат был впечатляющим в любом решении должно сквозить творчество. Творческое мышление это и озарение и осуществление идей, кажущихся другим невыигрышными, но они срабатывают, для этого в организациях и применяется мозговой штурм, когда все сотрудники независимо от занимаемой должности вносят сваю лепту в процветание производства, идеи могут приносить баснословные деньги.

Другие психологические методы:

  • «Дневные грезы» – если не удается принять решение нужно устроить коллективную медитацию и озарение не заставит себя ждать;
  • «Групповой гений» – специалисты с разными способностями (технари, гуманитарии) предлагают свои решения, которые можно комбинировать.

Психологические методы принятия управленческих решений

Эффективность принятия управленческих решений

Методы принятия управленческих решений должны опираться на такой критерий, как эффективность, предполагающую результат. Проблемы принятия управленческих решений могут возникать из-за непросчитанных непредвиденных обстоятельств. Эффективное управленческое решение – это:

  • удовлетворяющее общие требования;
  • содержащее механизм реализации;
  • реализующееся в определенные временные рамки;
  • устойчивое к возможным ошибкам, содержащимся в исходных данных.

Человечество берет свое начало несколько тысяч лет назад. И на протяжении всего этого времени оно неустанно развивается. Причин на это было всегда много, но без изобретательности человека это просто не представлялось бы возможным. Метод проб и ошибок был и является в настоящее время одним из основных.

метод проб и ошибок

Описание способа

Четко зафиксированного в исторических документах применения данного метода мало. Но, несмотря на это, он заслуживает особого внимания.

Метод проб и ошибок – это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным (например, в математике) или приемлемым (при изобретении новых методов в науке).

Человечество всегда пользовалось данным методом. Ориентировочно век назад психологи пытались найти общее между людьми, которые использовали данный способ познания. И им это удалось. Человек, который ищет ответ на поставленную задачу, вынужден подбирать варианты, ставить эксперименты и смотреть на результат. Это продолжается до тех пор, пока не приходит озарение по данному вопросу. Экспериментатор выходит на новую ступень мышления в данном вопросе.

Различные методы решения проблем направлены на преодоление трудностей в учебной, социальной,…

Метод в мировой истории

Одним из самых известных людей, кто применял данный способ, был Эдисон. Все знают его историю изобретения лампочки. Он экспериментировал до тех пор, пока не получилось. Но Эдисон усовершенствовал данный метод. При поиске решения он разделял задачи между людьми, которые работали на него. Соответственно материала по теме получалось намного больше, чем при работе одного человека. И на основании полученных данных метод проб и ошибок имел большой успех в деятельности Эдисона. Благодаря этому человеку появились исследовательские институты, которые применяют, в том числе, и этот метод.

метод проб и ошибок в математике

Степени трудности

У данного метода есть несколько уровней сложности. Они были так разделены для лучшего усвоения. Задача первого уровня считается легкой, и на поиск ее решения затрачивается немного сил. Но и вариантов ответов она имеет не так много. С повышением степени трудности растет и сложность поставленной задачи. Метод проб и ошибок 5 класса – самый труднорешаемый и затратный по времени.

Методика «Счет по Крепелину» очень известна, востребована и информативна для…

Необходимо учитывать, что при возрастании уровня сложности растет и объем знаний, которыми обладает человек. Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, рассмотрим технику. Первый и второй уровни позволяют изобретателям ее усовершенствовать. На последней ступени сложности создается совершенно новый продукт.

Например, известен случай, когда молодые люди темой дипломной работы взяли труднорешаемую задачу из аэронавигации. Студенты не обладали такими же знаниями, как многие ученые, которые работали в данной области, но благодаря широкому спектру знаний ребят у них получилось найти ответ. И причем область решения оказалась в самом далеком от науки кондитерском деле. Казалось бы, что это невозможно, но это факт. Молодым людям было даже выдано авторское свидетельство на их изобретение.

Преимущества метода

Первым достоинством можно по праву считать творческий подход. Задачи методом проб и ошибок решаемые позволяют задействовать оба полушария головного мозга для поиска ответа.

Стоит привести в пример, как строились лодки. Раскопки показывают, как на протяжении столетий деталь за деталью менялась форма. Исследователи постоянно пробовали что-то новое. Если лодка тонула, то эту форму вычеркивали, если оставалась держаться на воде, то принимали это к сведению. Таким образом, в итоге было найдено компромиссное решение.

Отбор проб является важнейшей составляющей качественно проведенного анализа взятых для исследования…

Если поставленная задача не слишком сложная, то данный метод занимает немного времени. У некоторых возникающих проблем может быть десять вариантов, один или два из которых окажутся правильными. Но если рассматривать, например, робототехнику, то в данном случае без применения других методов исследования могут затянуться на десятки лет и принесут миллионы вариантов.

Разделение задач на несколько уровней позволяет оценить, насколько быстрым и возможным представляется поиск решения. Это сокращает время для принятия решения. И при сложных задачах можно использовать метод проб и ошибок параллельно с другими.

решение задач методом проб и ошибок

Недостатки метода

С развитием технологий и науки данный метод начал терять свою популярность.

В некоторых областях просто нерационально создавать тысячи образцов, чтобы менять по одному элементу. Поэтому зачастую теперь используют другие методы, основанные на конкретных знаниях. Для этого стали изучаться природа вещей, взаимодействие элементов друг с другом. Стали использоваться математические расчеты, научные обоснования, эксперименты и опыт прошлого.

Метод проб и ошибок все так же отлично используется в творчестве. Но строить автомобиль таким способом уже кажется глупым и неактуальным. Поэтому теперь, при нынешнем уровне развития цивилизации, нужно в точных науках по большей части использовать другие методы.

Часто при рассматриваемом способе задача может описывать много совершенно незначительных вещей и не учитывать априори важные вещи. Например, изобретатель пенициллина (антибиотик) утверждал, что при правильном подходе лекарство могли изобрести лет на двадцать раньше его. Это поспособствовало бы спасению огромного количества жизней.

При сложных задачах часто бывают ситуации, когда сам вопрос лежит в одной области знаний, а его решение — совершенно в другой.

Не всегда исследователь уверен, что ответ вообще будет найден.

Автор метода проб и ошибок

Кто конкретно изобрел это способ познания, мы никогда не узнаем. Точнее мы знаем, что это явно был изобретательный человек, которым, скорее всего, руководило желание улучшить свою жизнь.

В древности люди были достаточно ограничены во многих вещах. Все изобреталось именно этим методом. Тогда еще не было каких-то фундаментальных знаний в области физики, математики, химии и прочих важных наук. Поэтому приходилось действовать наугад. Именно так добыли огонь, чтобы защищаться от хищников, готовить пищу и обогревать жилище. Оружие, чтобы добывать пропитание, лодки — для передвижения по рекам. Все было изобретено при столкновении человека с трудностью. Но каждый раз решаемая проблема приводила к более качественному уровню жизни.

Известно, что многие ученые использовали этот метод в своих трудах.

Однако именно описание метода и активное использование мы наблюдаем у физиолога Торндайка в конце девятнадцатого века.

метод проб и ошибок 5 класс

Исследования Торндайка

Пример метода проб и ошибок можно рассмотреть в научных трудах ученого-физиолога. Он ставил различные поведенческие эксперименты с животными, помещая их в специальные коробки.

Один из экспериментов выглядел приблизительно следующим образом. Кошка, помещенная в ящик, ищет выход. Сама коробка может иметь 1 вариант открытия: нужно было нажать на пружинку — и дверца распахивалась. Животное применяло много действий (так называемых проб), и большинство из них оказывались неудачными. Кошка так и оставалась в коробке. Но после некоторого набора вариантов животному удавалось нажать на пружинку и выбраться из ящика. Таким образом, кошка, попадая в коробку, с течением времени запоминала варианты развития событий. И выбиралась из ящика за более короткое время.

Торндайк доказал, что метод действителен, и хоть результат не линеен, но со временем, при повторении аналогичных действий, решение приходит практически моментально.

метод проб и ошибок математика 5 класс

Решение задач методом проб и ошибок

Примеров этого способа великое множество, однако стоит привести один очень интересный.

В начале двадцатого века жил известный конструктор двигателей для авиации Микулин. В то время наблюдалось огромное количество авиакатастроф из-за магнето, то есть искра зажигания через некоторое время полета исчезала. Много было экспериментов и размышлений о причине, но ответ пришел в совершенно неожиданной ситуации.

Александр Александрович встретил на улице мужчину с подбитым глазом. В тот момент к нему и пришло озарение, что человек без одного глаза видит намного хуже. Он поделился этим наблюдением с авиатором Уточкиным. Когда установили в самолеты второе магнето, количество авиакатастроф значительно уменьшилось. А Уточкин некоторое время выплачивал после каждого показательного полета Микулину денежные вознаграждения.

Применение способа в математике

Достаточно часто метод проб и ошибок в математике применяется в школах как способ развития логического мышления и проверки скорости поиска вариантов. Это позволяет разнообразить процесс обучения и внести элементы игры.

Часто можно встретить в школьных учебниках задания с формулировкой «реши уравнение методом проб и ошибок». В данном случае необходимо подбирать варианты ответа. Когда найден правильный ответ, он просто доказывается уже практически, то есть проводятся необходимые расчеты. В итоге мы удостоверяемся, что это единственно верный ответ.

Пример практической задачи

Метод проб и ошибок в математике 5 класса (в последних изданиях) часто фигурирует. Приведем пример.

Необходимо назвать, какие стороны могут быть у прямоугольника. При условии, что площадь (S) = 32 см, а периметр (P) = 24 см.

Решение данной задачи: предположим, что длина одной стороны 4. Значит и длина еще одной стороны такая же.

Получаем следующее уравнение:

24 – 4 – 4 = 16

16 делим на 2 = 8

8 см – это ширина.

Проверяем по формуле площади. S = A*B = 8*4 = 32 сантиметра. Как мы видим, решение верное. Так же можно вычислить и периметр. По формуле получается следующий расчет Р = 2* (А + В) = 2* (4 + 8) = 24.

В математике метод проб и ошибок не всегда отлично подходит для поиска решений. Зачастую можно использовать более подходящие способы, при этом затрачивается меньше времени. Но для развития мышления данный метод имеется в арсенале каждого педагога.

задачи методом проб и ошибок

Теория решения изобретательских задач

В ТРИЗ метод проб и ошибок считается одним из самых неэффективных. Когда человек попадает в необычную для него затруднительную ситуацию, то действия наугад, скорее всего, будут безрезультатными. Можно потратить много времени и в результате не добиться успеха. Теория решения изобретательских задач основана на уже известных закономерностях, и обычно используются другие методы познания. Часто ТРИЗ используют в воспитании детей, делая этот процесс интересным и увлекательным для ребенка.

Выводы

Рассмотрев данный метод, можно с уверенностью сказать, что он достаточно интересный. Несмотря на недостатки, он часто используется в решении творческих задач.

Однако не всегда он позволяет добиться нужного результата. Никогда исследователь не знает, когда стоит прекратить поиски или, может, стоит сделать еще пару усилий и гениальное изобретение появится на свет. Также непонятно, сколько времени будет затрачено.

Если вы решили использовать данный метод для решения какой-либо проблемы, то должны понимать, что ответ порой может находиться в совершенно неожиданной области. Но это позволяет взглянуть на поиск с разных точек зрения. Возможно, придется набросать несколько десятков вариаций, а может, и тысячи. Но лишь упорство и вера в успех приведут к нужному результату.

метод проб и ошибок пример

Иногда этот метод используют как дополнительный. Например, на начальном этапе для сужения поиска. Либо когда исследование было проведено многими способами и зашло в тупик. В этом случае творческая составляющая метода позволит найти компромиссное решение проблемы.

Метод проб и ошибок часто применяют в педагогической деятельности. Он позволяет детям на собственном опыте находить решения в различных жизненных ситуациях. Это учит их запоминать правильные типы поведения, которые приняты в обществе.

Художники используют данный способ для поиска вдохновения.

Метод стоит опробовать в обыденной жизни при решении проблем. Возможно, какие-то вещи предстанут вам по-другому.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Метод проб и ошибок торндайка
  • Метод проб и ошибок суть
  • Метод проб и ошибок синоним
  • Метод проб и ошибок программирование
  • Местный абориген лексическая ошибка как называется