Методические ошибки и недостатки


Робот Робот подобрал для Вас материалы, похожие на этот. Посмотреть


     Ссылки к разделам

Ошибки, допускаемые педагогом в методике воспитательного мероприятия, негативно сказываются на эффективности воспитательной работы. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся методические ошибки.

Ошибки, связанные с нарушением логики целеполагания

1. Воспитательные задачи не соответствуют целям. Например, задача развития познавательных интересов не соответствует цели формирования у школьников активной гражданской позиции, поскольку решение задачи напрямую не связано с достижением поставленной цели.

2. Содержание мероприятия не соответствует целям и задачам. Например, цели и задачи мероприятия связаны с патриотическим воспитанием, а его содержанием является развлекательно-игровая деятельность учащихся, слабо связанная (или никак не связанная) с формированием любви к родине, гордости за неё, знания истории Отечества и родного края, а также с другими компонентами, входящими в понятие «патриотическое воспитание».

3. Форма воспитательного мероприятия не соответствует целям и задачам.

Пример. Цель – «воспитывать культуру общения, формировать навыки общения». Форма построена на монологическом информировании: сначала учитель рассказывает классу о культуре общения, затем заранее подготовленные ученики рассказывают одноклассникам о культуре общения, наконец, педагог вопрошает класс – и дети снова рассказывают, что они узнали на мероприятии о культуре общения. Возможно, что при такой форме воспитанники много узнают о нормах культурного общения, но они не получат навыков, отвечающих этим нормам: избранная форма просто не позволяет достичь поставленной цели.

4. Цели и задачи не соответствуют возрасту воспитанников.

Пример. В 5 классе цель «Помочь учащимся в выборе профессии» неактуальна, потому что преждевременна для данного возраста, а в 11 классе цель «Познакомить с миром профессий» неактуальна, потому что от «знакомства» давно пора перейти к выбору профессии. В этом примере правильней было бы поменять цели местами.

5. Цели и задачи заведомо невыполнимы на одном-единственном мероприятии.

Например, бессмысленно ставить на мероприятии цели типа «воспитать коллективизм», «научить демократии», «сформировать толерантность» и т.п.

Вышеперечисленные ошибки возникают из-за отсутствия у педагога чётких представлений о цели мероприятия и способах её достижения, т. е. фактически мероприятие лишено цели и не рассчитано на достижение какого-либо прогнозируемого результата.

Ошибки в содержании и форме

1. Форма мероприятия не соответствует его содержанию.

Например, если основным содержанием мероприятия являются размышления воспитанников о важных жизненных ценностях, то форма игровой шоу-программы помешает в достижении поставленных целей.

2. Форма слишком необычна, непривычна для детей. Например, если Вы разработали деловую игру с множеством правил и условий, которые лично Вам кажутся ясными, логичными и жизненно-правдивыми, то это ещё не значит, что воспитанники сразу разберутся во всех правилах. Возникшая в ходе мероприятия организационная неясность может свести на нет имеющиеся достоинства новизны и оригинальности.

3. Форма избитая, надоевшая или слишком примитивная для детей данного возраста и уровня развития, а значит неинтересная для них.

Из всех форм самая распространённая в школьной практике (следовательно, самая банальная и скучная) – так называемая «беседа», при которой педагог бóльшую часть времени что-то рассказывает, а дети в лучшем случае тихо подрёмывают. (Отметим, что при методически грамотном проведении беседа предполагает активность детей, реализуемую посредством их участия в диалоге. Если такой активности нет, значит в методике организации беседы допущены серьёзные ошибки.)

4. Содержание не несёт в себе новизны для детей, неинтересно им.

Пример. Если в 6 классе проводить беседу о правилах вежливости, с которыми дети знакомы с начальной школы, то о какой новизне и интересе учащихся к содержанию мероприятия может идти речь? Реакция воспитанников на такую ошибку: «Мы это давно знаем и умеем», «Понимаем, мы же не маленькие».

5. Содержание мероприятия недоступно детям данного уровня развития, слишком сложно для них.

Пример. На мероприятии в 8 классе, посвящённом Дню космонавтики, педагог оперирует астрофизическими понятиями и формулами на уровне выпускника физико-математического факультета.

Ошибки в организации деятельности воспитанников

1. Однообразие видов деятельности, утомляющее воспитанников, вызывающее у них скуку.

2. Педагог не регулирует отношения между детьми.

Следствия этой ошибки – нездоровая конкуренция, унижение одних воспитанников другими, ссоры между детьми, искажение результатов деятельности.

3. Педагог не ставит перед детьми задачи деятельности.

Непонятно, зачем надо выполнить ту или иную работу. Интересны ли воспитанникам эти задачи? Готовы ли они немедленно приступить к их решению?

4. Не организуется подведение итогов деятельности.

Непонятно, кто и как справился с работой, справились ли вообще, соответствует ли полученный результат поставленным задачам, была ли какая-либо польза от деятельности.

5. Педагог неинструктивно, непонятно для детей объясняет содержание деятельности.

Следствие: дети не понимают, что и как им делать, переспрашивают, возникает шум, неразбериха, снижается продуктивность деятельности.

6. Нерациональная организация деятельности.

Например, педагог нерационально использует индивидуальные и фронтальные формы работы, объясняя отдельно каждому то, что можно сообщить сразу всем, и не делает индивидуальных разъяснений тогда, когда это действительно необходимо.

Источник: Сидоров С.В. Технология самокоррекции педагогической деятельности в инновационной практике сельской школы: метод. рекомендации. – Шадринск, 2010 – 35 с.

________________

См. также:


Робот списокРобот уверен: со статьёй «Типичные ошибки в методике воспитательного мероприятия» тематически связаны:


Для ссылки:
Сидоров С.В. Типичные ошибки в методике воспитательного мероприятия [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-116 (дата обращения: 05.06.2023).


Анализ внеклассного воспитательного мероприятия «Интеллектуальный марафон «Страны мира».

I. Общие сведения о воспитательном мероприятии.

1. Школа №11 г. Саранск (Мордовская республика), 7-А класс, Куманёв Виталий Николаевич.

2. Цель мероприятия: Формирование у учащихся представлений о странах мира и о некой их классификации.

3.Чем обусловлен выбор мероприятия (классными, школьными традициями, общей системой воспитательной работы класса, школы и т.д.). Выбор мероприятия обусловлен методической идеей: география везде: видеть географические объекты в различных произведениях киноиндустрии, архитектуры, литературы, знаменитые исполнители эстрады, объекты кухни, языка, т.е. расширять свой географический кругозор и постоянное включение учащихся в деятельность, мозговой штурм на уроках.

II. Анализ подготовительного этапа мероприятия.

  1. Инициаторы и организаторы мероприятия (учитель, отдельные учащиеся и т.д.). Инициатором и организатором данного мероприятия является учитель географии – Куманёв Виталий Николаевич.
  2. Учет интересов школьников при выборе мероприятия. При выборе мероприятия учитывали предпочтения, интересы и предположения обучающихся 7-А класса.
  3. Особенности подготовки мероприятия. При подготовке мероприятия особое внимание уделялось оригинальности, доступности, достоверности и отборе информации, а также способам, с помощью которых поддерживался соревновательный аспект.

III. Анализ содержания воспитательного мероприятия.

  1. Организованность и дисциплинированность школьников во время проведения мероприятия. Во время проведения всего мероприятия учащиеся имели хорошую дисциплину. Команды были максимально собраны, хорошо организовали свою деятельность, изучили правила.
  2. Соответствие внешнего вида учащихся, оформления помещения, оборудования целям, задачам проводимой работы. Кабинет был организован и оформлен для проведения мероприятия: заранее была сделана перестановка (парты и стулья составлены для 3 команд по 6 человек в каждой), была подключена интерактивная доска, а также учащимся был роздан инвентарь (флажки). Внешний вид учащихся соответствовал всем нормам и правилам проводимого мероприятия. Все соответствовало целям и задачам интеллектуального марафона.
  3. Увлеченность детей ходом мероприятия. Как оно способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию школьников. Обучающиеся были максимально увлечены ходом мероприятия, заинтересованно следили за происходящим, активно участвовали и отвечали.
  4. Массовидные явления, наблюдаемые во время проведения мероприятия (подражания, вдохновения, смена коллективного настроения и т.д.). В ходе мероприятия не наблюдались массовидные явления.

IV. Влияние личности учителя на подготовку и проведение

мероприятия.

1.Создание эмоционального климата в коллективе. Учитель грамотно смог разделить учащихся на 3 команды, в результате чего в каждой был сформирован благоприятный эмоциональный климат, взаимоуважение и поддержка, которые способствовали положительному результату на протяжении и по окончании мероприятия.

2.Педагогический такт. На протяжении всего мероприятия учитель уважительно относился к учащимся, выслушивал точку зрения и ответы каждого, поддерживал деловой тон общения на всех этапах игры, внимательно следил за поведением и реакцией участников команд, грамотно избегал конфликтных ситуаций.

3.Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Во время проведения мероприятия учитель учитывал возрастные и индивидуальные особенности каждого учащегося 7-А класса.

V. Психолого-педагогические выводы.

1.Воспитательная ценность мероприятия. Воспитательная ценность данного мероприятия заключается в том, что у учащихся развивается интерес к географии, они начинают применять географический взгляд в повседневной жизни и связывать её с географией.

2.Значение мероприятия для последующего развития коллектива и отдельных обучающихся для совершенствования межличностных отношении в классе, для пробуждения интереса к тем вопросам, которым было посвящено мероприятие. Данное мероприятие способствовало большему сплочению коллектива (даже в микрогруппах), дало возможность отдельным учащимся проявить свои личностные качества.

3.Методические ошибки и недостатки, снизившие эффективность мероприятия. Способы их устранения. Данное мероприятие, на мой взгляд, не имело каких-либо методических ошибок и недостатков, которые бы снизили эффективность мероприятия и достижения целей.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА

ошибка преподавания, заключающаяся в нарушении обучающим психолого-педагогических закономерностей (восприятия, памяти, мышления и т.п.) в образовательном процессе.

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА

действия педагога, приводящие к искажению методики, разрушению организации воспитательного процесса, деформации получаемых результатов деятельности и воспитания. Типы методических ошибок: стратегические (в качестве цели выдвигаются заведомо ложные ориентиры воспитания); тактические (неправильная педагогическая позиция во взаимодействии с воспитанниками); технические (организаторские промахи).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА

действия педагога (социального педагога), приводящие к искажению методики, разрушению воспитательного процесса, деформации получаемых результатов деятельности и воспитания.
* Типы методических ошибок – они определяются в зависимости от характера цели: стратегические – в качестве цели выдвигаются заведомо ложные ориентиры воспитания; тактические – неправильные социальнопедагогическая позиция и деятельность во взаимодействии с воспитанником; организационные – ошибки в организации воспитательной деятельности; технические – ошибки реализации тех или иных действий.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА
действия педагога, приводящие к искажению методики, разрушению организации воспитательного процесса, деформации получаемых результатов деятельности и воспитания. Типы методических ошибок: стратегические (в качестве цели выдвигаются заведомо ложные ориентиры воспитания); тактические (неправильная педагогическая позиция во взаимодействии с воспитанниками); технические (организаторские промахи).

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО.
.
1999.

Смотреть что такое «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА» в других словарях:

  • МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА — ошибка преподавания, заключающаяся в нарушении обучающим психолого педагогических закономерностей (восприятия, памяти, мышления и т.п.) в образовательном процессе …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • самонаблюдение — наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОСТ 68-15-01: Измерения геодезические. Термины и определения — Терминология ОСТ 68 15 01: Измерения геодезические. Термины и определения: 3.2.11 (геодезические) измерения координат /координатные измерения/ Вид геодезических измерений, в которых измеряемой геодезической величиной является положение… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Артек — Координаты: 44°32′59″ с. ш. 34°17′59″ в. д. / 44.549722° с. ш. 34.299722° в. д.  …   Википедия

  • Самонаблюдение —         наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от… …   Большая советская энциклопедия

  • Строительство — Запрос «Стройка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Небоскрёб Бурдж Халифа в период строительства (2007 год) Строительство  возведение зда …   Википедия

  • Дисперсия диэлектрической проницаемости — К удалению|9 июня 2008 Дисперсия диэлектрической проницаемости плазмы Дисперсия диэлектрической проницаемости плазмы предполагает зависимость этого параметра от частоты. В современной физике принято считать, что диэлектрическая varepsilon и… …   Википедия

  • Кировская областная библиотека им. А. И. Герцена — У этого термина существуют и другие значения, см. Кировская областная библиотека. Кировская государственная универсальная областная научная библиотека имени Александра Ивановича Герцена …   Википедия

  • Кировская областная библиотека им. А.И. Герцена — Кировская государственная универсальная областная научная библиотека имени Александра Ивановича Герцена Месторасположение …   Википедия

  • Лечение растениями (книга Ковалёвой) — Лечение растениями. Очерки по фитотерапии …   Википедия

Методическая ошибка

Cтраница 1

Методические ошибки в технических условиях и излишняя с точки зрения целевого назначения машины функциональная точность ( малые величины 6Д) порождают появление излишне сложных и неэкономичных технологических процессов изготовления деталей машин.
 [1]

Методические ошибки обусловлены несовершенством физических приборов и наших органов чувств.
 [2]

Методическая ошибка — одна из наиболее трудноподдающихся учету систематических ошибок химического-анализа, которая складывается из ошибок отдельных химических операций. Ни процессы разложения, ни процессы синтеза химических соединений, равно как и процессы разделения компонентов, которые всегда связаны с образованием новых фаз, никогда не проходят до конца. Стремление любой физико-химической системы к максимуму энтропии и минимуму свободной энергии всегда как бы противодействует стремлению аналитика-экспериментатора выделять нацело определяемый компонент и нацело превращать его в аналитически активное соединение. По той же причине даже условие практической полноты образования и выделения соединений определяемого компонента никогда не гарантирует его чистоты от примесей других компонентов. Труд химика-аналитика — это, образно говоря, постоянная борьба с тенденцией хаоса, равновероятного распределения и перемешивания компонентов; труд аналитика — созидательный труд, направленный на уменьшение энтропии и получение информации от химико-аналитической системы. Вполне естественно, что работа подобного рода отягощена помехами принципиального характера.
 [4]

Методические ошибки в представлении данных эксперимента, лежащие в основе некоторых работ по теории изнашивания.
 [5]

Методические ошибки представляют собой наиболее серьезную группу систематических ошибок, поскольку они часто остаются необнаруженными.
 [6]

Методическая ошибка, вызванная дискретным интегрированием, больше при высокочастотном измеряемом процессе, ошибка от динамических погрешностей прибора определяется средними частотами ( при высоких частотах динамические погрешности быстро компенсируются, при низких они очень малы благодаря точному слежению прибора за измеряемой величиной), остальные ошибки больше при низкочастотных процессах.
 [8]

Методическая ошибка у интеграторов с фиксированной ординатой особенно велика в тех случаях, когда измеряемый процесс имеет частоты, близкие ( или близкие к кратным) к частоте цикла интегрирования.
 [9]

Методические ошибки в технических условиях и излишняя с точки зрения целевого назначения машины функциональная точность ( малые величины & д) порождают появление излишне сложных и неэкономичных технологических процессов изготовления деталей машин.
 [10]

Методическая ошибка — одна из наиболее трудна поддающихся учету систематических ошибок химического анализа, которая складывается из ошибок отдельных химических операций. Ни процессы: разложения, ни процессы синтеза химических соединений, равно как и процессы разделения компонентов, которые всегда связаны с образованием новых фаз, никогда не проходят до конца. Стремление любой физико-химической системы к максимуму энтропии и минимуму свободной энергии всегда как бы противодействует стремлению аналитика-экспериментатора выделять нацело определяемый компонент и нацело превращать его в аналитически активное соединение. По той же причине даже условие, практической полноты образования и выделения соединений определяемого-компонента никогда не гарантирует его чистоты от примесей других компонентов. Труд химика-аналитика — — это, образно говоря, постоянная борьба с тенденцией хаоса, равновероятного распределения и перемешивания компонентов; труд аналитика — созидательный труд, направленный на уменьшение-энтропии и получение информации от химико-аналитической системы. Вполне естественно, что работа подобного рода отягощена помехами принципиального характера.
 [12]

Методическая ошибка — одна из наиболее трудно поддающихся учету систематических погрешностей химического анализа, которая складывается из погрешностей отдельных химических операций. Ни процессы разложения, ни процессы синтеза химических соединений, равно как и процессы разделения компонентов, которые всегда связаны с образованием новых фаз, никогда не проходят до конца. Стремление любой физико-химической системы к максимуму энтропии и минимуму энергии Гиббса всегда как бы противодействует стремлению аналитика-экспериментатора выделить полностью определяемый компонент и нацело превратить его в аналитически активное соединение. По той же причине даже условие практической полноты образования и выделения соединений определяемого компонента никогда не гарантирует его чистоты от примесей других компонентов.
 [13]

Методическая ошибка, вызванная дискретным интегрированием, больше при высокочастотном измеряемом процессе, ошибка от динамических погрешностей прибора определяется средними частотами ( при высоких частотах динамические погрешности быстро компенсируются, при низких они очень малы благодаря точному слежению прибора за измеряемой величиной), остальные ошибки больше при низкочастотных процессах.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

   3

   4

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

перечень вопросов и задачи по ЭПК, ЭП,АХД 2010-.…doc

Скачиваний:

3

Добавлен:

28.10.2018

Размер:

676.35 Кб

Скачать

Методические ошибки (грубые)

  1. Отсутствие
    расчёта одного из требуемых показателей

  2. Не
    правильно выбрана методика решения.

  3. Название
    действия написано правильно, а решение
    не правильно.

  4. Отсутствие
    выводов.

Не грубые ошибки

  1. Небрежно
    выполнена работа.

  2. Описки.

  3. Допущены
    арифметические ошибки.

  4. Допущены
    неточности при округлении показателей.

  5. Не
    указаны единицы измерения.

  6. Допущены
    неточности при оформлении таблицы.

Десятибалльная
шкала оценки результатов

учебной
деятельности учащихся

по
дисциплине: «Экономика организации»

по
Государственному экзамену по специальности
в 2011 году

(устный
этап)

Отметка
в баллах

Показатели
оценки

1

(один)

Узнавание
отдельных объектов изучения программного
материала, предъявленных в готовом
виде (терминов и понятий в области
экономики организации), наличие
многочисленных существенных и
несущественных ошибок

2

(два)

Различение
объектов изучения программного
материала, предъявленных в готовом
виде (методов планирования, форм и
систем оплаты труда, видов цен, прибыли
показателей эффективности и т.д.);
осуществление отдельных практических
действий (определение основных
экономических показателей); наличие
многочисленных существенных и
несущественных ошибок.

3

(три)

Воспроизведение
части изученного программного материала
(фрагментарный пересказ и перечисление
видов планов, производственных
ресурсов, форм и систем оплаты труда,
видов цен, прибыли и т.д.); осуществление
отдельных практических действий
(определение основных экономических
показателей); наличие многочисленных
существенных и несущественных ошибок.

4

(четыре)

Воспроизведение
большей части изученного программного
материала (описание с элементами
объяснения состава основных и оборотных
средств, материальных ресурсов, порядка
определения показателей их использования,
видов цен, порядка формирования прибыли
и т.д.); осуществление практических
действий (определение экономических
показателей); наличие единичных
существенных и несущественных ошибок.

5

(пять)

Осознанное
воспроизведение большей части
программного учебного материала
(описание методики планирования
показателей деятельности организации
с объяснением порядка их расчета и
т.д.); выполнение практических действий
(расчет экономических показателей,
цены, начисление заработной платы и
т.д.); наличие одной существенной и
несущественных ошибок.

6

(шесть)

Полное
знание и осознанное воспроизведение
программного учебного материала
(описание методики планирования
показателей деятельности организации
с объяснением порядка их расчета и
т.д.); выполнение практических расчётов
(расчет отпускной цены, начисление
заработной платы, расчёт плановых
показателей хозяйственной деятельности
организации и т.д.); наличие
несущественных ошибок.

7

(семь)

Полное
прочное знание и осознанное
воспроизведение программного учебного
материала; (развернутое описание и
объяснение методики планирования
основных показателей хозяйственной
деятельности организации, порядка их
расчета), выполнение практических
расчётов (расчет отпускной цены,
начисление заработной платы, расчёт
плановых показателей хозяйственной
деятельности организации и т.д.);
наличие единичных несущественных
ошибок.

8

(восемь)

Полное,
прочное, глубокое знание и воспроизведение
программного учебного материала
(развернутое описание и объяснение
методики планирования показателей
хозяйственной деятельности организации,
порядка их расчёта) выполнение
практических расчётов (расчет отпускной
цены, начисление заработной платы,
расчёт плановых показателей хозяйственной
деятельности организации и т.д.);
наличие единичных несущественных
ошибок.

9

(девять)

Полное,
прочное, глубокое, системное знание
и воспроизведение программного
учебного материала; оперирование
программным учебным материалом в
частично измененной ситуации
(применение знаний в условиях изменения
нормативно-правовой базы в области
экономики организации, выдвижение
предположений и гипотез о совершенствовании
планирования), выполнение практических
действий и операций по расчету
плановых показателей хозяйственной
деятельности организации, начислению
заработной платы, формированию
отпускной цены, расчёту финансовых
результатов и т. д.

10

(десять)

Полное,
прочное, глубокое, системное знание
и воспроизведение программного
учебного материала; оперирование
программным учебным материалом в
частично измененной ситуации
(применение знаний в условиях изменения
нормативно-правовой базы в области
экономики организации, выдвижение
предположений и гипотез о совершенствовании
планирования), выполнение практических
действий и операций по расчету плановых
показателей хозяйственной деятельности
организации, начислению заработной
платы, формированию отпускной цены,
расчёту финансовых результатов и т.
д..

Поиск
новых способов решения, наличие
действий и операций творческого
характера.

Существенные
ошибки

-неполное
перечисление составляющих изученных
понятий

-неправильное
пояснение изученных понятий, их
характеристик

-нарушение
логической последовательности изложения
изученных понятий

-ошибки
в воспроизведении формул

Несущественные
ошибки:

-описки


наличие непредусмотренных сокращений
слов

-неподходящий
синоним при изложении учебного материала


отсутствие пояснения формул


арифметические ошибки, допущенные при
округлении

Десятибалльная
шкала оценки результатов

учебной
деятельности учащихся

по
дисциплине: «Организация производства»

по
Государственному экзамену по специальности
в 2011 году

(устный
этап)

Отметка

в
баллах

Показатели
оценки

1

(один)

Узнавание
отдельных объектов изучения программного
учебного материала, предъявленных в
готовом виде (фактов, терминов, понятий,
определений в области организации
производства и
т. д.); наличие
многочисленных существенных ошибок.

2

(два)

Различение
объектов изучения программного
учебного материала, предъявленных в
готовом виде (основных методов
организации производства, этапов,
видов норм труда, принципов, структурного
построения и т. д.) наличие многочисленных
существенных ошибок.

3

(три)

Воспроизведение
части программного материала по памяти
(фрагментарный пересказ и перечисление
основных методов организации
производства, этапов, видов норм
труда, принципов, структурного
построения и т. д.); наличие отдельных
существенных ошибок

4

(четыре)

Воспроизведение
большей части программного учебного
материала (описание
с элементами объяснения

основных методов организации
производства, этапов, видов норм
труда, принципов организации,
структурного построения и
т. д.
);
наличие единичных существенных ошибок

5

(пять)

Осознанное
воспроизведение программного учебного
материала (описание
основных
методов организации производства,
этапов, видов норм труда, принципов
организации, структурного построения,
производственной мощности, плановых
нормативов с
объяснением порядка их расчета и
т.д.
);
наличие несущественных ошибок

6

(шесть)

Полное
знание и осознанное воспроизведение
всего программного учебного материала;
владение программным учебным материалом
в знакомой ситуации (описание
и объяснение

норм труда, принципов организации,
структурного построения, производственной
мощности, плановых нормативов; наличие
несущественных ошибок

7

(семь)

Полное,
прочное знание и воспроизведение
программного учебного материала;
владение программным учебным материалом
в знакомой ситуации (развернутое
описание и объяснение норм труда,
принципов организации, структурного
построения, производственной мощности,
плановых нормативов, раскрытие сущности
норм труда, принципов организации,
структурного построения, производственной
мощности, плановых нормативов,
формулирование выводов и т. д.); наличие
единичных несущественных
ошибок

8

(восемь)

Полное,
прочное, глубокое знание и воспроизведение
программного учебного материала;
оперирование программным учебным
материалом в знакомой ситуации
(развернутое описание и объяснение
норм труда, принципов организации,
структурного построения, производственной
мощности, плановых нормативов, раскрытие
сущности
норм труда, принципов организации,
структурного построения, производственной
мощности, плановых нормативов,
обоснование и доказательство
норм труда, принципов организации,
структурного построения, производственной
мощности, плановых нормативов,
формулирование выводов и т. д., наличие
единичных несущественных ошибок

9

(девять)

Полное,
прочное, глубокое, системное знание
программного учебного материала;
оперирование программным учебным
материалом в частично измененной
ситуации (применение знаний о нормах
труда, принципах организации,
структурном построении, производственной
мощности, плановых нормативах,
формулирование выводов о нормах
труда, принципах организации, структурном
построении, производственной мощности,
плановых нормативов, и т. д., выдвижение
предположений и гипотез о нормах
труда, принципах организации, структурном
построении, производственной мощности,
плановых нормативах и т.д.

10

(десять)

Свободное
оперирование программным учебным
материалом; применение знаний и умений
в незнакомой ситуации (самостоятельные
действия по описанию, объяснению
норм труда, принципов организации,
структурного построения, производственной
мощности, плановых нормативов
и т.д.

Существенные
ошибки

-неполное
перечисление составляющих изученных
понятий

-неправильное
пояснение изученных понятий, их
характеристик

-нарушение
логической последовательности изложения
изученных понятий

-ошибки
в воспроизведении формул


отсутствие их пояснений

Несущественные
ошибки:

-неподходящий
синоним при изложении учебного материала


отсутствие пояснения формул

35

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методические погрешности могут возникнуть из-за несовершенства выбранного метода измерений, ограниченной точности эмпирических формул, применяемых для описания явления, положенного в основу измерения, а также ограниченной точности используемых в уравнениях физических констант. Сюда же следует отнести и погрешности, обусловленные несоответствием принятой модели измерений реальному объекту вследствие принятых допущений или упрощений. В некоторых случаях влияние этих допущений на погрешность измерений оказывается незначительным, в других оно может оказаться существенным. Примером погрешности, обусловленной упрощением метода измерений, является пренебрежение массой воздуха, вытесненного, согласно закону Архимеда, гирей при взвешивании на рычажных весах. При проведении рабочих измерений ею, как правило, пренебрегают. Однако при точных измерениях с нею приходится считаться, и вносится соответствующая поправка. Другим примером является измерение объемов тел, форма которых принимается (в модели измерений) геометрически правильной, путем измерения недостаточного числа линейных размеров. Так, существенную методическую погрешность будет иметь результат измерения объема помещения путем измерении одной длины, одной ширины и одной высоты. Для более точного измерения объема следовало бы измерить эти параметры по каждой стене в нескольких местах.

Погрешности метода присущи всем тем методам измерений, которые основаны на данных опытов, не имеющих строгого теоретического обоснования. Примером таких методов являются различные методы измерения твердости металлов. Один из них (метод Роквелла) определяет твердость по глубине погружения в испытываемый металл наконечника определенной формы под действием определенного импульса силы. В основу других методов (Вринеля и Виккерса) положена зависимость между твердостью и размером отпечатка, оставленного наконечником в определенных условиях воздействия. Каждый из этих методов измеряет твердость в своих шкалах, и перевод результата измерений из одной шкалы в другую производится приближенно. Объясняется это тем, что указанные методы используют различные явления, предположительно характеризующие твердость.

Оценки погрешностей формул и физических констант чаще всего известны. Когда они неизвестны, погрешности эмпирических формул переводят в разряд случайных, применяя прием рандомизации. С этой целью одну и ту же величину измеряют несколькими методами и по полученным экспериментальным данным вычисляют ее средневзвешенное значение.

Аналитические измерения отличаются от прочих тем, что они включают ряд предварительных операций: отбор пробы анализируемого объекта, ее доставка в измерительную лабораторию, хранение, подготовка пробы к инструментальным операциям (очистка, высушивание, перевод в другое фазовое состояние и т. д.), приготовление калибровочных растворов и другие. Эти операции при характеристике точности метода измерений часто не учитывают, считая измерением только его инструментальную часть. Легко доказать ошибочность этого положения. Вспомним, что погрешность Измерения — это отклонение результата измерения от действительного значения измеряемой величины. Предположим, что необходимо оценить какую-то величину, отражающую физико — химическое свойство объекта (например, плотность продукта партии, содержание химического компонента в воде озера или почве населенного пункта). Действительное значение этой величины должно характеризовать этот объект, а не отобранную из него пробу. Именно в этом заинтересован потребитель измерительной информации, и если произошло искажение результата измерения, то ему безразлично, на каком этапе это случилось. Следовательно, погрешность аналитического измерения должна учитывать и погрешности подготовительных операций.

Необходимость учета этих операций обусловлена и тем, что риск внесения систематических погрешностей в результаты измерений в этих операциях несопоставимо выше, чем в инструментальных. На практике систематическая погрешность измерения может возникать в этих операциях вследствие влияния многих возможных источников, в частности:

•  извлеченная из объекта измерений проба может не быть представительной (неадекватно представлять измеряемую величину),

•  измеряемая проба может измениться за время, прошедшее после того, как был произведен пробоотбор,

•  влияние неинформативных параметров (мешающих компонентов пробы),                                                                                               I

•  загрязнение пробоотборника и лабораторной посуды, применяемой при приготовлении пробы,

•  неточное измерение параметров окружающей среды,

•  погрешности измерений масс и объемов,

•  погрешности приготовления калибровочных растворов.

Выступление
на школьном МО  учителей начальной школы 2012-2013 г.


Отличительная черта современного мира – динамичные взаимосвязанные изменения
во всех сферах жизни общества. В связи с этим приоритетной задачей
образования является развитие и формирование у подрастающего поколения таких
качеств и способностей, которые позволили бы не только комфортно
существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и,
преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно
новое социальное пространство.
Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса, именно к нему
предъявляются более высокие требования. Современный педагог, прежде всего,
сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия,
постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность.
Думать легко,
начинать действовать тяжело,
а осуществить задуманное самая тяжёлая задача.
Абай.
Анализируя деятельность МО мы часто указываем, что не все учителя в
достаточной мере готовы к самоизменению, так как в ходе своей
профессиональной деятельности учитель сталкивается с противоречиями и
внутренним дискомфортом, нехваткой новых знаний и способов действий.
Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется,
выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление
причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют
перейти к поиску путей их устранений.
И сегодня становится актуальным вопрос: какие методические трудности
испытывает педагог и как помочь ему их преодолеть?
В педагогике есть термин «педагогические затруднения», который включает
помимо других затруднений – методические, вызывающие среднюю, сильную и очень
сильную степень затруднения для своего разрешения.
Психологи выделяют три основные группы затруднений:
а) осознаваемые учителем, которые он хочет, но не может устранить;
б) не осознаваемые учителем, которые он сумеет обнаружить и устранить при
получении соответствующей помощи;
в) ошибки, которые осознаются учителем как правильные методические решения,
изменять которые он считает нецелесообразным.
Эти ошибки устранять намного сложнее. Должна предшествовать деликатная работа
по переубеждению педагога, подбору убедительной и не задевающей его
профессионального самолюбия аргументации, позволяющей эту установку
переменить.
Методов определения затруднений достаточно много:
— изучение документов педагога;
— наблюдение в практической деятельности;
— контрольно-методические срезы;
— контроль ведения документации;
— анализ результатов деятельности;
— собеседование;
— анкетирование;
— самоанализ.
Выявлению причин профессиональных затруднений поможет оперативная информация
— педагогическая диагностика, самодиагностика, анкетирование, мониторинг.
Учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет
круг проблем, затруднений выделяет главные, с другой — ориентируется на своё
внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, и на этой основе
сам определяет своё дальнейшее совершенствование. Самодиагностика будет
эффективнее, точнее, побудительнее, если учитель способен оценивать,
анализировать деятельность коллег, сравнивать себя с ними.
У каждого методиста есть достаточный выбор быстрого диагностирования:
— Анкета «Изучение затруднений учителей в обучении учащихся»;
— Программа самоанализа затруднений деятельности учителя;
— Диагностика затруднений и потребностей учителей начальных классов и т.п.
Давайте поподробнее остановимся на последней диагностике. Она наиболее полно
раскрывает возможные методические затруднения в деятельности, даёт
возможность педагогу проанализировать, оценить себя, высказать пожелания и
предложения.

Например: Темы прослушать «Подготовка к предметным олимпиадам»,
«Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе».
«Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Методика изучения затруднений педагогов носит диагностический характер и
предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей. В
беседе предваряющей заполнение анкет, необходимо выйти на разговор о том, что
выявление затруднений поможет также выстроить методическую работу.
Таким образом, методическая работа будет определяться не количеством
мероприятий, а учетом затруднений педагогов и оказанием целенаправленной
помощи через разнообразные формы с обязательным использованием достижений
педагогической науки. Ведь одной из задач методической работы является:
устранение методических ошибок и затруднений; организация деятельности по
оказанию педагогам.
1. Моделирование
А) «целеполагания»:
— целей и задач урока
— целей и задач изучения темы (раздела)
— путей мотивации учащихся
Б) «содержания»:
— объём подачи материала
— структуры содержания
— формы подачи содержания
В) «организации»:
— адекватно целям, задачам, содержанию
— позитивной коммуникативной с участниками образовательного процесса
Г) «методики»:
— методов (наблюдения, эвристическая беседа, проблемная ситуация,
частично-поисковый , исследовательский, проектов и др.)
— средств (наглядных, технических и др.)
— приемов:
активизации познавательной деятельности
активизации мыслительной деятельности
активизации учебной деятельности
2. Реализация
А) «целеполагания»
— определение места предъявления целей и задач (начало-конец) урока
— определение способа предъявления целей и задач (учитель-ученик) урока
— «увязывание» целей и задач урока с потребностями учащихся
Б) в преподавании:
— с использованием технологий(элементов):
Коллективного способа обучения
Развивающего обучения
Методики Н.А.Зайцева
РКМЧП и т.п.
В) в проведении уроков:
— изучения нового материала
— отработки умений и навыков
— обобщения и повторения
— коррекционных
— итоговых
— комбинированных
Г) в организации работы:
— парной
— групповой
— индивидуальной
— фронтальной
— по само- и взаимоконтролю
— по оценке и самооценке
Д) в применении на уроке:
— ИКТ
— создание и применение дидактических, наглядных средств обучения (НСО)
3. Рефлексия
А) в выборе:
— оснований для самоанализа
— критериев для анализа деятельности учащихся
— показателей для анализа результатов деятельности учащихся
Б) в проведении:
— анализа
— самоанализа
В) в определении эффективности урока
4. Есть затруднения
— знание концепции, новых программ
— знание эффективных методик и технологий преподавания учебного предмета
— подготовка к олимпиадам, творческим конкурсам
— знание психолого-возрастных особенностей
Хотелось бы
Послушать:
Изучить:
Обсудить:
Увидеть:
Попробовать:
Могу предложить:
Мероприятия по устранению методических затруднений:
— диагностика;
— анализ;
— планирование;
— организация;
— коррекция;
— анализ.
При организации и проведение коррекции необходимо помнить, что в любом
педагогическом коллективе выделяются группы учителей разного
профессионального уровня:
— молодые специалисты,
— группа становления педагогического мастерства,
— группа с высокими педагогическими способностями.
В соответствие с этим у всех возникают разные методические затруднения.
Но есть и общие затруднения с которыми сталкиваются все учителя при
подготовке к современному уроку.
Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая
обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом
уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую
умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и
выбором соответствующих методов обучения.
Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких
учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для
самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий,
связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы
эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей
и подготовленности.
Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных
средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа
урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов
его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.
Четвертая трудность — сложность формирования мотивов учения, возбуждения
познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального
настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Причины этих трудностей:
1-я Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном
процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся.
Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность
учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют,
обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а
частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.
2-я Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.
3-я Учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного
типа обучения.
4-я Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще
всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на
творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и
при применении полученных знаний и умений.
5-я Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей

Пути решения затруднений
— Составить план по коррекции показателей диагностики затруднений и
потребностей педагогов.
— Организовать методическую работу.
— Рекомендовать учителям начальных классов темы по самообразованию.
— Организовать и провести тренинги для учителей по необходимым темам.
— Провести повторную диагностику затруднений и потребностей педагогов.
Формы решения:
— Говоря об организации методической работы наряду с другими можно
организовать творческую группу «Организация работы с педагогическими
затруднениями».
Она может быть сформирована из педагогов-экспертов, которые по результатам
самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах
деятельности.
Цель группы: в ходе мастер-классов, круглых столов и других интерактивных
форм методической деятельности помочь педагогам понизить степень
педагогических затруднений.
— Консультирование учителей, разработка рекомендаций, памяток. Теоретическая
подготовка (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары,
методические дни, выступления, доклады, выставки).
— Особое внимание уделять практическим занятиям — тренингам, деловым и
ролевым играм, которые обеспечивают активную позицию учителя в преодолении
затруднений.
— Выставки лабораторий учителя и т.д.
Для оказания действенной помощи учителям активно привлекайте своих опытных
коллег.
Особое внимание заслуживает стимулирование активности педагогов, в первую
очередь, через участие в различных конкурсах и смотрах учреждения: «Фестиваль
открытых занятий», конкурс педагогических достижений «Сердце отдаю детям»,
«Методический день», «Смотр электронных образовательных ресурсов», конкурс
методических пособий, конкурс педагогической эрудиции и др.
Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность
и стимулирует на участие в конкурсах различных уровней.
Там, где есть возможность, эти стимулы могут быть материальными — за лучший
открытый урок, за улучшение показателей успеваемости в четверти и т.д. А ещё
шире стоит воспользоваться стимулами горизонтального карьерного роста и моральными:
повышать категорию учителя, учитывать результаты при аттестации, издавать
приказы с благодарностью за содержательный доклад на конференции, на
педсовете, на МО, за успешно разработанный и выполненный план самообразования
и т.д.
— Самообразовательная работа.
«Только путем самообразования и творческих поисков придет учитель к своему
мастерству». Помочь ему в этом должны руководители ШМО, его коллеги. От них в
значительной степени зависит, каким будет он, современный учитель!

Литература
1. Власенко В. Специфика инаправления методической работыв инновационной
школе http://www.petropavl.kz/skoipkppk/pp_34_06/7.shtml
2. Гужавина Н.А. управление современной школой. Завуч.-2008 №3. С.24-32.
3. Пашкович Т.Ф. Системная деятельность учителя, методической службы и
администрации гимназии по развитию профессиональной компетентности. Народная
асвета.-2008 №6. С.28-34.
4. Пичугина Е. М., Фестиваль открытых уроков. Общепедагогические технологии.
Самоанализ профессиональной деятельности.

Методические
ошибки и недочёты, т.е. нарушение,
несоблюдение названных условий приводит
как следствие к вычислительным ошибкам
учащихся.

Наиболее
распространенными ошибками учителей
являются следующие:

1.
Не придают должного внимания подбору
подготовительных упражнений, которые
бы наводили учащихся на самостоятельное
открытие ВП.

Например:

а)
7+2+1.
Сколько всего прибавили?

Как
прибавляли? 7+3

в)
(20+16)÷2. Какое число разделили на 2?

Как
это делали? Легко ли было делить? Почему?

*

с)
45׃3=15

Правильно
ли? Почему?

45׃15=?

d)
система подготовительных заданий, к
примеру в учебном пособии

Аргинской
Ирен Ильиничны «М.2».-М.:Просвещение,
1992, с.80:


Сравните частные 90׃3,
96׃3,
6׃3


Какие из них ты уже умеешь решать? Реши
их.


Могут ли они помочь тебе найти значение
третьего частного 96׃3?
Какой закономерностью можешь
воспользоваться? и т.д.


Организуется управляемое научное
исследование.

е)
система подготовительных упражнений
в сборнике «1500 задач и примеров».

2.
Не используют соответствующие средства
наглядности или используют их
нерационально.

3.
Пропускают отдельные операции, входящие
в состав нового ВП.

Например:

68×34=68×(30+4)
– не читают полученный пример.

Заменю.…
Получился пример… Удобнее…

273
7 (в столбик) Не проверяют цифру
частного, т.е. не

сравнивают
остаток с делителем.

4.
Включают в объяснение лишние термины
и хорошо известные операции, отработанные
до уровня навыка.

Это
загромождает объяснение, делает алгоритм
«непрозрачным», что создаёт дополнительные
трудности для восприятия нового
материала.

Например:

30-6
Уменьшаемое – 30

Вычитаемое – 6

Найти разность.

А
лучше просто: «отнять».

18370
65, 278×65, 1003-28 (в столбик).

Что
не надо объяснять, проговаривать вслух?

А
что должно обязательно прозвучать и
быть зафиксировано?

Методика формирования вычислительных умений и навыков

План

1.
Этапы работы над каждым ВП.

2.
Определение содержания подготовительной
работы.

3.
Особенности работы на этапах ознакомления
с ВП и его первичного закрепления.

4.
Технология формирования ВУ и ВН (методы,
приёмы, формы, средства).

Литература:

Далингер
В.А., Павлова Е.Ф. Методика использования
некоторых средств обратной связи на
уроках математики // НШ. -1999, -№8.

В
этом же журнале вы найдёте в других
статьях игры, загадки, задачи в стихах.

Радюпова
Л.А., Савина Л.П. Задания по выбору учащихся
и некоторые приёмы их составления // НШ.
-1999, -№11.

1. Этапы работы над каждым вп

Закономерности
процесса познания

(от известного к неизвестному, от знаний
к умениям, от умений к навыкам) определяют
строго
определенную последовательность
работы
по
формированию математических умений и
навыков, в частности ВУ и ВН:

Подготовительная

работа

Ознакомление

с
ВП

Первичное

закрепление

Формиро-

вание
ВУ, ВН

Сколько
раз работаем по этой блок-схеме? (Например,
ОС. № №17,18).

При
этом учителю приходится решать однотипные
методические задачи:


что включить в подготовку;


как организовать ознакомление с ВП и
т.д.

Продолжите
список вопросов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методическая ошибка это
  • Методическая ошибка тесо
  • Методом проб и ошибок трейлер на русском
  • Методическая ошибка измерения
  • Методом проб и ошибок текст песни