Методика преднамеренные ошибки

Виды заданий для
формирования регулятивных УУД

«Преднамеренные ошибки»

            

             

            

            

            

              

               

     

      

  

   

    
· Поиск информации в
предложенных источниках;

В 1 классе основными источниками информации
являются реальные природные и социальные объекты, фотографии, рисунки, условные
знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. С ними
осуществляются следующие действия: сбор информации, выделение основной информации,
составление небольшого сообщения, монологического высказывания, интерпретация
условного обозначения.

             
— игра
«Паровоз» — восстановить числовой ряд. Карточки с цифрами передаётся с парты на
парту и каждый следующий ученик «прикрепляет» к составу новый «вагончик».

             
игра
«Шифровальщик» — учащимся предлагаю зашифровать своё небольшое сообщение с
помощью цифр – порядковых номеров букв в алфавите, учащиеся обмениваются
посланиями и расшифровывают их.

             
Во 2 классе
вводятся  дополнительные источники информации: схема, диаграмма, опыт. Учу
учащихся соотносить собственный вывод с тем, что дан в учебнике, находить
значение незнакомых слов в словаре, извлекать информацию, данную не только в
вербальной, но и в наглядной форме (рисунок-схема, схема, диаграмма), делать
вывод по результатам опыта.

             
Источником
информации может являться окружающий мир.
 В этом случае школьники используют счет,
измерения и наблюдения для получения различных количественных данных. Например,
нужно определить, хватит ли всем ученикам учебных принадлежностей, которые
хранятся в классе (карандашей, линеек, наборов для конструирования.

     
Достаточно большой объем математической информации может быть
получен на основе измерений.
 

     
Например, учащиеся определяют длину и ширину классной комнаты и
других помещений, различных предметов и объектов прямоугольной формы. Это
позволяет вычислить их периметр и площадь. На основе взвешивания
устанавливается масса различных предметов, в том числе овощей и фруктов,
буханки хлеба и других продуктов питания.

     
Полученные данные оформляются в виде таблиц и используются в
дальнейшем для составления арифметических задач. Подобная работа помогает
получить реальные представления о величинах, способствует реализации связи
обучения с жизнью. Кроме того, приобретаются необходимые измерительные навыки.

     
3) Для сбора математической информации используются также наблюдения
и фиксация 
их результатов.

     
Например, при изучении нумерации школьники замечают, где в жизни
встречаются изученные числа (номера домов, автобусов, записи на ценниках и
т.п.).

     
При ознакомлении с геометрическими фигурами они определяют, какие
предметы окружающей обстановки имеют заданную геометрическую форму, а решая
задачи на вычисление цены, количества и стоимости, составляют таблицы с ценами
различных товаров, которые можно увидеть в магазинах или на рынке.

     
4)Младшие школьники должны научиться выделять необходимую
информацию в учебниках
, хорошо ориентироваться в них, быстро находить
нужный материал в книгах.

     
Для этого им даются задания на поиск справочных материалов в
учебнике математики, например таблиц сложения и умножения, мер длины, массы,
площади, времени и т.п.

     
С целью повторения изученного материала они ищут в учебнике
формулировки правил, определений, свойств арифметических действий.

     
Учащиеся осваивают различные способы ориентировки: поиск по
оглавлению, условным обозначениям, символам ориентировки, фиксирующим новый
материал (названия тем, выделения, рамки и т.п.), обращение к справочнику,
данному в конце учебника или материалам на форзацах.

     
5)В качестве источника информации для младших школьников, особенно
первоклассников, часто выступают другие люди, например одноклассники,
родители, учителя, работники различных
 учреждений.

     
Самыми доступными способами получения количественных данных
являются беседа и опрос, но
можно использовать и исследовательские методы, например, анкетирование.

     
При изучении раздела программы «Работа с информацией» ученики
знакомятся со способами фиксации и систематизации количественных данных в форме
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм .

     
Например, на основе мини исследования в форме проведенного опроса
составляются таблицы «Размер обуви и одежды у одноклассников», «Рост моих
друзей и родственников», «Возраст родителей всех учеников нашего класса».

     
Важно показать учащимся, с какими целями может собираться такая
информация и где она применяется в жизни. Например, сведения о размере одежды
нужны для организованной закупки школьной формы, статистические данные о
возрастном составе часто используются в качестве характеристик кадрового
состава учреждений и т.п.

     
Работая с таблицами и диаграммами, младшие школьники учатся
анализировать, сопоставлять и интерпретировать имеющуюся информацию. Нужно
также их учить критически относиться к получаемой информации, оценивать ее
достоверность. Для этого сведения из разных источников должны сопоставляться.

     
Например, данные опроса одноклассников об их росте уточняются с
помощью реального измерения роста учеников.

     
е очень часто можно использовать на уроках математики словари (толковый,
энциклопедический, этимологический).

     
С этой целью чаще всего предлагаются задания, связанные с
определением смысла каких-либо математических терминов или понятий, например:
«Найди в словаре, что обозначают слова арифметика, геометрия, алгебра.

     
Определить, что означает кило в словах километр, килограмм».

     
В энциклопедическом словаре (например, Словаре юного математика)
можно найти дополнительную информацию, расширяющую кругозор учащихся: сведения
из истории математики, рассказы о математических открытиях, ученых математиках
и другой интересный материал .

     
7)В процессе изучения чисел учащиеся могут подобрать пословицы,
поговорки, стихи, считалки, загадки,
 в которых встречаются числа,
например: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «За двумя зайцами погонишься, ни
одного не поймаешь». Объяснение смысла этих пословиц также требует поисковой
работы, обращения к словарям.

     
8)Для целенаправленного формирования способности к информационному
поиску организуется проектная деятельность, которая изначально
предполагает использование различных источников информации, систематизацию
полученных данных и оформление результатов проведенного исследования в виде
определенного продукта.

     
Например, в процессе изучения темы «Площадь прямоугольника» школьникам
предлагается решить практическую проблему — определить, сколько линолеума
потребуется для ремонта определенных помещений, например классных комнат в
школе, и сколько денег нужно на его закупку.

     
Для решения этой задачи нужно собрать необходимую информацию и
выполнить вычисления: измерить помещения, вычислить их площадь, узнать цены на
линолеум (у продавцов в магазине или с помощью прайслистов, представленных в
Интерне те) и определить стоимость покупки. Результаты работы над проектом
оформляются в виде чертежей помещений (в заданном масштабе), таблиц с ценами,
выполненных расчетов.

     
Такие проекты позволяют закрепить знания по изучаемой теме,
демонстрируют практическую значимость приобретаемых математических умений.
Многие проекты организуются на межпредметной основе, в них используется не
только математический материал, но и сведения из других учебных предметов.

     
Для подготовки младших школьников к выполнению  заданий
учитель должен регулярно предлагать упражнения на применение знаний для решения
практических задач, поиск и выделение необходимой информации, ее анализ,
интерпретацию и оценку.

     
Способность работать с информацией является одной из
фундаментальных основ умения учиться, необходимой на последующих ступенях
обучения и в жизненных ситуациях. Именно поэтому важно целенаправленно
формировать данное УУД средствами всех учебных предметов, использовать для
этого разные формы внеурочной деятельности.

В первом классе
младшие школьники учатся ориентироваться на странице учебника, анализировать
информацию, представленную на иллюстрации. Учитель задает вопросы по картинкам
в учебнике. Например: «Что изображено?», «Сколько человек?», «Что можно узнать,
рассматривая картинки?». Вопросы «Чем похожи?», «Чем различаются?» помогают
развитию умения описывать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки,
а также формулировать выводы по результатам наблюдений. Отвечая на вопросы,
учащиеся будут давать разные варианты ответов, в том числе и ошибочные, здесь
речь идет об умение подвергать сомнению полученную информацию.

Взаимоконтроль

Приемы взаимоконтроля

·        
Работа в парах. Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика
проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание
теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать
усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом
этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы,
обобщения знаний по теме и т.д. 

·        
Работа в группах. Здесь вариантов работы больше.

o    выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание.
Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих «коллег».

o    выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается
главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные
следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к
другому ученику.

o    выполнение проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение
которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад,
презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы
ученик.

В чем особенность: оценку
каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка
опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу,
насколько правильными были его суждения и т.д.)

·        
Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на
этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся
фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На
подготовку дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников,
за правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. Учитель раз в
неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много «минусов»,
проверка знаний всей группы можно провести во внеурочное время или на
дополнительных занятиях.

o    Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока.
Времени она много не занимает (минуты 3-4).

o    Работу с карточками можно применять уже в начальной школе.

·        
Тестирование. Самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты
тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют
работу друг у друга. Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку.
Во-вторых, прием можно дополнить все тем же «обоснованием
исправления». То есть проверяющий ученик не просто отмечает неправильные
ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.

       · взаимный диктант

       «Ты
– мне, я – тебе»

      
(Работа в паре). Ученики по очереди задают друг другу примеры и
контролируют запись ответов.

      
Поменявшись тетрадями, оценивают работу.

      
Ответы записывают оба ученика, но «свои» ответы каждый обводит в
кружочек или подчёркивает – так удобнее проверять.

      
Ответы в обоих тетрадях должны быть одинаковыми.

      
Развивает творчество, даёт возможность поработать в одном ритме,
в «связке», почувствовать «локоть друга», рассчитывать на помощь.

      
Здесь даже слабый ученик может проявить себя, так как выбирает
примеры по своим возможностям.

      
Сильный (ведущий) ученик не даёт ошибиться, запутаться. Он
постоянно контролирует слабого, помогает, объясняет.

       Можно
оценить работу пары, считая количество правильно решённых примеров.

«Эстафета»

Каждый ученик по очереди задаёт свой пример
(уравнение, задачу,), остальные его решают и записывают ответы.

·        
Ученик – ведущий работает около доски, остальные – в тетрадях.

·        
Первый ученик в группе (ряду, варианте) решает 1 пример (на
листке или около доски), дальше второй, третий, …

Выигрывает тот ряд (группа, вариант), который
быстрее и правильно решит свои примеры.

Метод проверки: взаимопроверка или групповая.

·        
Первый ученик решает пример, написанный для него учителем, и
дописывает свой – для второго ученика и т.д. Здесь нагрузка возрастает, темп
уменьшается, но усиливается внимание и сосредоточенность.

«Круговой»

Первый ученик называет пример остальные –
записывают и решают его. Второй придумывает пример так, чтобы он начинался с
числа – ответа предыдущего примера и т.д.

Последний ученик составляет пример так, чтобы
его ответом было первое число первого примера.

·        
Можно писать на листочках, доске, большом листе бумаге.

·        
Можно работать в рабочей тетради. Записывать примеры нужно
полностью, чтобы иметь возможность проверить (самопроверка, взаимопроверка,
фронтальная проверка)

Шлифуется техника счёта, логика мышления при
усложнённом задании с творческой нагрузкой.

Диктант №7 «Любимое число»

Дети составляют примеры так, чтобы в ответе
они получили определённой данное число. Число может выбрать учитель, ученик –
ведущий в группе, паре, тройке, классе. Это может быть сегодняшняя дата, число,
когда ребёнок родился, число- день рождения мамы, просто любимое число.

Диктант даёт простор для творчества,
возможность индивидуализации, организации работы в паре, тройке,… Каждый
работает в меру сил и возможностей на определённом уровне.

При подведении итогов учитывается количество,
разнообразие и правильность решения примеров.

«Весёлые тройки»

Ученики делятся на тройки, и каждая тройка
решает примеры определённого вида на общем листике (но по очереди, чтобы работал
каждый!). Кто быстрее справится – тот и победил.

·        
Можно усилить творческую сторону, и тройки сами составят задание
по определённой теме или формуле. Потом тройки меняются заданиями и выполняют
их. Каждая тройка проверяет то задание которая создала и оценила его.

·        
Можно (чтобы усилить игровую сторону) листки-задания изготовить
в форме какого-нибудь предмета. Листок задания разрезается на три части, и все
части распределяются между детьми класса. Учащиеся, решив примеры, находят
друзей по тройке, составляют из частей целое, проверяют примеры, исправляют
ошибки.

·        
Можно усложнить и играть станет интереснее, если подобрать
рисунки, которые подлежат классификации и, после выполнения основной работы,
предложить систематизировать рисунки, которые дети составили в процессе работы.
Это могут быть цветы, посуда, звери и геометрические фигуры. Рисунки могут быть
подобраны на несколько тем. Их потом можно будет использовать для словарного
диктанта на уроках языка.

       · диспут

      3. Тема
урока: «Прямоугольник, квадрат, ромб – это четырехугольники: за и против».

— Здравствуйте, ребята! Вы сейчас
не просто ученики, вы участники диспута «Прямоугольник, квадрат, ромб – это
четырехугольники: за и против».

Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
(Слайд1)

Диспут – это спор, обсуждение какой-либо
проблемы с обязательным объяснением своего мнения. Объясняя свое мнение, мы
аргументируем, доказываем, то есть приводим доводы, доказательства в пользу
своего ответа.  Ознакомьтесь, пожалуйста, с правилами и законами диспута.

Правила
диспута (Слайд 2)
1. Диспут – свободный обмен мнениями. 
2. На диспуте все активны. В споре все равны. 
3. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен. 
4. Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты,
восклицания в качестве аргументов не принимаются. 
Законы диспута: (Слайд 3)
1. Здесь нет наблюдателей! Каждый – активный участник разговора. 
2. Неуместные шутки запрещаются. 
3. Помоги изжить комплексы своим товарищам. 
4. Говори, что думаешь; думай, что говоришь. 
5. Имей мужество выслушать правду, не обижаясь. 
Каждому из вас я раздаю Памятку участника диспута. Эта памятка ваш помощник во
время диспута.
Памятка участнику диспута: 
1. Прежде чем спорить, подумай. 
2. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей. 
3. Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь
защищать и доказывать. 
4. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и
бесспорные факты. 
5. Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно. 
6. Старайся говорить своими словами. 
7. Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту
своего оппонента. 
8. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

— А чтобы наш диспут прошел
правильно, я пригласила эксперта Владимира Владимировича. Он будет следить за
вашими выступлениями, чтобы правила и законы диспута не были нарушены. И будет
делать пометки у себя в блокноте. В конце диспута Владимир Владимирович даст
нам оценку и аргументирует ее.

В.В. :

       -Здравствуйте, ребята. Я
буду следить за соблюдением правил и законов вашего диспута сегодня. Если я
замечу нарушение, я покажу сигнал – подниму красный круг. Нарушением будет
считать ваше нежелание слушать друг друга или же вы не доказали свою точку
зрения, то есть не объяснили, почему вы так считаете. Удачи вам в диспуте.
Будьте внимательны и уважайте мнение друг друга.

— Ребята, мы знаем, что существует  четырехугольники. Что мы
называем четырехугольниками?  Какие признаки характерны для четырехугольников? 
(Слайд 4)

— Ребята, а в нашей жизни мы встречаемся с понятием
«четырехугольник»? Где? Какие предметы напоминают вам о четырехугольнике?
Книга, тетрадь, классная доска, верхняя часть парты или стола, стена дома.

— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на название темы нашего диспута
и попробуйте сформулировать вопросы, на которые нам с вами предстоит сегодня
ответить. Эти вопросы входят в программу диспута, которую я вам раздала вместе
с памяткой.

«Прямоугольник это четырехугольник?»

«Квадрат – это четырехугольник?»

       «Ромб – это
четырехугольник?» (Слайд 5)

 
— Ребята, таким образом можно сделать вывод, что цель нашего диспута – это
найти ответ на проблемный вопрос: «Являются ли четырехугольниками
прямоугольник, квадрат, и ромб ?»

 —
План нашей работы это последовательное обсуждение проблемного вопроса по каждой
указанной фигуре.


Сначала мы доказываем, будет ли прямоугольник являться четырехугольником.


Потом мы обсуждаем квадрат.


Что анализируем потом? какую фигуру?

       — И последним пунктом
нашего плана….

И первый наш вопрос? Смотрим
программу диспута и отвечаем. 


Открываем тетрадочки. Записываем число и вид работы. Какое сегодня число? Вид
работы – классная работа.  Алина продиктуй ребятам орфоэпически, все
внимательно слушают и записывают.


Первое ваше задание – построить в тетради при помощи линей прямоугольник со
сторонами  6см  и 3 см. Длины сторон подписать. Все чертят в тетради, а один
работает у доски. Ребята, какие стороны будут равны?


А теперь, отметим на вопрос диспута: 
«Прямоугольник это четырехугольник?»

И
почему? При помощи каких углов образован прямоугольник?

       Вывод. (Слайд 6)


Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. (Слайд 7) Найдите на нем квадраты и
назовите мне их количество.


Ребята где спрятали квадраты (стена дома, окна дома). Начертите квадрат у себя 
в тетради. Периметр квадрата равен 16. Какая длина у каждой стороны. Один из
вас выходит к доске и записывает свой ответ в виде примера. Длину сторон
подпишите.


Ребята, давайте ответим на 2 вопрос диспута: «Квадрат
– это четырехугольник?»

Свой
ответ аргументируйте. При помощи каких углов образован квадрат? 

       Вывод. (Слайд 8)


Ребята, сейчас мы проведем разминку для глаз.  Посмотрите, пожалуйста,  на
слайд. (Слайд 9).

        Ваша задача пройти путь от
одной цифре к другой одними глазами, не вращая головой. Начинаем с цифры 1,
потом 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9 и возвращаемся к цифре 1.

       — Ребята, слушаем следующее
задание и чертим у себя в тетради. Отступаем вниз 2 клетки, от края тетрадного
листа отступаем 3 клетки, ставим точку. Проводим прямую линию по диагонали 1
клетки  вправо вниз. Мы с вами уже знакомы с понятием «диагональ». Кто помнит,
что такое диагональ? Сколько вершин у квадрата? А углов? Длина диагонали 2 см.
Ставим точку. Теперь рисуем диагональ 1 клетки вправо вверх. Откладываем также
2 см. Ставим точку. Рисуем диагональ влево вверх. Длина  2 см. Какая фигура у
нас получилась? Сколько звеньев у этой ломаной линии? Соедините начало и конец
ломаной линии. Какую фигуру вы использовали? (линия  у которой есть начало и
конец).

       -Ребята, кто назовет,
фигуру, которую мы получили? Что у нас вышло в результате?

       *в результате мы получили
ромб*

      

Ребята, мы подошли к последнему вопросу нашего диспута: «Ромб – это четырехугольник?»

      
— Кто как считает? Выскажите ваше мнение и аргументируйте его? При
помощи каких углов образован ромб?

— Ребята,  предлагаю нам вернуться
к изображению домика и найти все четырехугольники. (Слайд 7)

 Какие четырехугольники вы нашли?
Назовите их количество.

— Ребята, — какие общие признаки
характерны для всех найденных геометрических фигур?

       — Ребята, а какие углы бывают у четырехугольников? Покажите мне при
помощи рук? Прямой угол, острый угол, развернутый угол.

Ребята,
давайте  обратимся к нашей схеме и дадим оценку своей работе на уроке(Слайд 11)

Я
знаю …

Я
научился…

Я
умею…


Ребята, как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?


Что интересного было на уроке?


Какие навыки вы сложите в свою копилочку навыков, умений и знаний?


Умение аргументировать  вы положите в свою копилочку?  А умение участвовать в
диспуте?

       — Хорошо, ребята. (Слайд
12)

Ребята,
на следующем уроке у вас будет проверочная работа. Подготовьтесь  к ней,
пожалуйста. 

       — Ребята, выполните,
следующее, домашнее задание в тетрадочках на печатной основе.

Ребята,
больше спасибо вам за урок. За участие в диспуте каждый из вас получит
сертификат участника диспута «Прямоугольник, квадрат, ромб – это
четырехугольники: за и против». Этот Сертификат вы вложите в свое портфолио.

       — Мне доставило большое
удовольствие работать сегодня с вами. Оценку «5» получают все ребята, кто
принимал участие в обсуждение проблемных вопросов нашего диспута.

        

       · заучивание материала наизусть в классе

      

      

     
Учить состав 2, 3, 4

       

      2
это 1 и 1
   raskraski-frukty-grusha-10      raskraski-frukty-grusha-10

      3
это 1 и 2 
raskraska-list-klenoviy7       raskraska-list-klenoviy7raskraska-list-klenoviy7

      3
это 2 и 1 
raskraska-list-klenoviy7raskraska-list-klenoviy7         raskraska-list-klenoviy7

      4
это 1 и 3
   raskraski-frukty-yabloko-7       raskraski-frukty-yabloko-7raskraski-frukty-yabloko-7raskraski-frukty-yabloko-7

      4
это 2 и 2
raskraski-frukty-yabloko-7raskraski-frukty-yabloko-7        raskraski-frukty-yabloko-7 raskraski-frukty-yabloko-7

      4
это 3 и 1 
raskraski-frukty-yabloko-7raskraski-frukty-yabloko-7raskraski-frukty-yabloko-7     raskraski-frukty-yabloko-7

       

      
 

      
 

     
Учить состав   5

       

      5
это 1 и  4
      orig        orig origorigorig

      5
это  2  и  3 
    origorig        origorigorig

         

      5
это  3  и  2 
    origorigorig         orig orig

           

      5
это  4  и  1
    
orig origorig orig         orig

      
 

      
 

     
Состав 6

     
 

      6
это 1 и  5 
33a5ecdc12d87aa91e157e097e6da051       33a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da051

      6
это 2 и 4 
33a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da051      33a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da051

      6
это 3 и 3 
33a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da051     33a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da051

      6
это 4 и  2   
33a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da051      33a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da051

      6
это 5 и 1  
33a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da05133a5ecdc12d87aa91e157e097e6da051      33a5ecdc12d87aa91e157e097e6da051

     
Состав 7

      7
это 1 и  6
           

      1
+ 6 = 7         6 + 1 = 7
                             
 7 – 1 =  6             7 – 6 = 1

      7
это 2 и  5
            

      2
+ 5 = 7         5 + 2 = 7                              7 – 2 = 5             7
– 5 = 2

      7
это 3 и  4
            

      3
+ 4 = 7       4 + 3 = 7                                   7 – 3 = 4            
7 – 4 = 3

       

       

       

       

     
Состав 7

      7
это 1 и  6
           

      7
это 2 и  5 
          

      7
это 3 и  4  
         

      7
это 4 и  3  
        

      7
это 5 и  2 
        

      7
это 6 и  1  
       

       

     
 

     
Состав 8

     
 

      8
это 1 и   7 
op17        op17op17op17op17op17op17op17

      8
это 2 и 6     
op17op17        op17op17op17op17op17op17

      8
это 3 и 5    
op17op17op17         op17op17op17op17op17   

      8
это 4 и 4    
op17op17op17op17       op17op17op17op17

      8
это 5 и  3    
op17op17op17op17op17       op17op17op17

      8
это 6 и 2       
op17op17op17op17op17op17         op17op17

      8
это 7 и 1      
op17op17op17op17op17op17op17         op17

       

     
 

       

      Выучить
состав 8

      Раскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечатки

      8
это   1         и           7

                          8
= 1 + 7                   8 = 7 + 1

      Раскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечатки

      8  
это       2            и                6

                    8
= 2 + 6                        8 = 6 + 2

      Раскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечатки

      8   
это                 3             и           5

                     8
= 3 + 5                       8 = 5 + 3

      Раскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечаткиРаскраски для распечатки

      8   
это                        4               и             4

                                                    8
= 4 + 4

     
 

     
Состав 9

     
 

      9
это 1 и 8 
tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476         tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476

      9
это 2 и 7   
tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476  tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476         tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476

      9
это 3  и 6
tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476             tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476

      9
это 4  и  5   
tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476        tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476

      9
это 5  и  4
tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476         tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476

      9
это 6  и  3 
tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476           tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476

      9
это 7 и  2    
tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476       tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476

       

             
 

             
9 это 8  и 1   tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476        tsvetok-dlya-malyshey-iz-krugov_7476

       

       

      
· «ищу ошибки»

      
 

      
· КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему

Посмотрите на новую страницу учебника и
подумайте, что сегодня мы будем делать? Чему сможем научиться?

-Как старые знания смогут нам помочь?

-Удалось ли тебе справиться с поставленной
задачей?

-Если – нет, то почему?

Формирование регулятивных УУД.

Задание №1 

В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась
прямоугольник, в котором он записан. Проверь вычислением.

4+4         7-2

5+4         7-3

Задание №2     5+2=7-3 4+1=7-2

Задание №3    

Синий – “Я – молодец, справился сам”
Зеленый – “ Я молодец,  мне сегодня было трудно, но я
справился”
Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение,
 я растерялся.”.

Вывод: регулятивные действия
обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности,
посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном,

Регулятивные УУД

Виды заданий и
игр для формирования УУД

Пример игры

«Преднамеренные
ошибки», поиск информации в предложенных источниках,
взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г.Булановской), диспут,
заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на
определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию,
визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки.

Игры: 
«Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова —
Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да
и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие.  

Упражнение
«Поймай мышку»
 Цель: развитие устойчивости внимания, организация
детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки — исходная точка.
Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке
спряталась мышка.  Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение:
без предъявления шахматной доски. 
 Игра «Фото на память» Цель:развитие навыков
саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики,
коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память.
Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я
называю, и замереть до команды «Снято». 
Упражнение «Звуковая гимнастика»
 Цель: 
развитие навыков саморегуляции. Спокойное,
расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий
вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха
» — помогает повысить
настроение.

Упражнение
«Сравнение на глаз»

Цель –
формировать умение составлять план и последовательность действий; способности к
волевому усилию в преодолении препятствий.

Учащиеся
выполняют небольшую практическую работу. Учитель предлагает:

— Сравните длину
ручки и длину карандаша на вашем столе. Что вы можете сказать? (Ручка длиннее
карандаша; или карандаш длиннее ручки; или одинаковые по длине.)

— Как вы это
узнали? (Приложили их друг к другу.)

У детей на каждой
парте лежит набор полосок бумаги.

— Возьмите синюю
и красную полоски. Сравните их по ширине. Как это сделать? (Наложить полоски
друг на друга.)

— Наложите
полоски друг на друга. Что мы видим? (Мы видим, что одна полоска шире, другая
уже.)

— Какая полоска
шире? (Синяя.)

— Какая полоска
уже? (Красная.)

— Какой можно
сделать вывод? (Синяя полоска шире, красная – уже.)

— Возьмите
желтую, красную и зеленую полоски. Сравните их по длине. Как это сделать?
(Наложить их друг на друга.)

— Наложите
полоски друг на друга. Что мы видим? (Две полоски при наложении совпадают, т.е.
они одинаковые, а третья полоска не равна по длине двум другим.)

— Что мы можем
сказать о третьей (синей) полоске? Она длиннее желтой и красной полосок.

Затем можно
предложить сравнить по картинке длину ручки и кисточки (ручка короче, кисточка
длиннее), сравнить длину красного карандаша и ручки (красный карандаш короче,
ручка длиннее).

В данной ситуации
дети используют сравнение длин предметов «на глаз», т.к. изображения нельзя
сравнить ни наложением, ни приложением.

Упражнение
«Сравнение предметов с помощью мерки».

Цель – формировать
умение составлять план и последовательность действий; способности к волевому
усилию в преодолении препятствий.

«Вова начертил
полоски. Помоги ему сравнить их по длине»

— Как сравнить
длины полосок, изображенных на рисунке? Можно

наложить их друг
на друга? (Нет, сделать этого нельзя, они нарисованы.)

— Что вам может
помочь сравнить эти полоски? (Они нарисованы на бумаге в клетку.)

— Сколько клеток
помещается в красной полоске? (Синей? Желтой? Зеленой?)

— Какая полоска
самая длинная? (Желтая полоска, т.к. в ней помещается пять клеток.)

— Какая полоска
самая короткая? (Синяя полоска, в ней помещается три клетки.)

— Что нам помогло
сравнить полоски? (Клеточки.)

Таким образом,
развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалогическую
технологию освоения новых знаний, где учитель-«режиссёр» учебного процесса, а
ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу),
при этом дети используют эти умения на уроке.

Упражнение
«Сравнение длины, невозможное определить на глаз»

Цель –
формировать умение формировать целевые установки учебной деятельности,
выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

На доске
нарисованы две полоски расположенные таким образом, чтобы нельзя было
определить на глаз, какая полоска длиннее, какая короче. Например, 90 и 120
см, мерка 30 см.

— Сравните эти
полоски по длине. Создалась проблемная ситуация: наложить нельзя, определить на
глаз невозможно.

Учащиеся
высказывают разные предположения.

— Задание было
одно? (Да.)

— А как вы его
выполнили? (По-разному.)

— Почему так
получилось? Чего мы еще не знаем? (Полоски нельзя наложить друг на друга, и они
начерчены на доске, где нет клеточек.)

— Какой возникает
вопрос? (Как сравнить полоски, которые нельзя наложить друг на друга, сравнить
на глаз или с помощью клеточек.)

Здесь мы видим,
что учитель предложил учащимся проблемное задание. В результате его решения
создалась проблемная ситуация. Затем с помощью побуждающего от проблемной ситуации
диалога учитель подвел учащихся к формулированию проблемы.

На следующем
этапе урока идет поиск решения этой проблемы.

— Как же сравнить
эти две полоски? Какие есть предположения?

Дети отвечают,
высказывая разные гипотезы. Возможно, кто-то из детей выскажет предположение,
что нужна мерка.

— Как нам
проверить это предположение? (Выбрать мерку, измерить полоски с помощью мерки и
сравнить.)

Учащиеся с
помощью мерки (планочка длиной 30 см) сравнивают эти полоски.

— Чему равна
длина красной полоски? (3 мерки.)

— Чему равна
длина зеленой полоски? (4 мерки.)

— Подпишите эти
числа под полосками на доске.

— Сравните эти
числа. (3<4.)

— Какой можно
сделать вывод? (3<4. Значит, зеленая полоска длиннее, красная короче.)

Затем учитель
предлагает одному ученику уложить большую планку в 30
см по длине зеленой полоски, а второму ученику уложить маленькую планку в 15
см по длине красной полоски.

— Какими мерками
измерили полоски? (Большой и маленькой.)

— Чему равна
длина красной полоски? (6 мерок.)

— Чему равна длина
зеленой полоски? (4 мерки.)

— Подпишите эти
числа под полосками на доске.

— Сравните эти
числа. (6>4.)

— Что означает
запись: 6>4? Что означает каждая цифра в этой записи? (6 – длина красной
полоски в маленьких мерках, 4 – длина зеленой полоски в больших мерках.)

— Какой можно
сделать вывод? (6>4. Значит, красная полоска длиннее, зеленая короче.)

— Можно ли
поэтому сказать, что красная полоска длиннее зеленой полоски? (Предположения
детей.)

Создалась
проблемная ситуация.

— Может быть, мы
раньше делали неправильный вывод?

Созданная
проблемная ситуация поможет учащимся осознать тот факт, что для сравнения длин
предметов необходимо пользоваться одной меркой. Это подготовит их к пониманию,
что числовое значение величины зависит от единицы измерения.

— Ребята, почему
так получилось? (Полоски измеряли разными мерками.)

— Давайте измерим
их только одной меркой – маленькой планкой.

— Что получилось?
(6<8.)

— Можно ли
поэтому сказать, что красная полоска короче зеленой, а зеленая длиннее красной?
(Да.)

— Наше предположение
подтвердилось? (Да.)

— Как сравнить
полоски, если нельзя наложить их друг на друга?

(Это можно
сделать при помощи выбранной мерки.)

— Можно сравнить
полоски, если они измерены разными мерками? (Нельзя.)

— Какой можно
сделать вывод? (Отрезки можно сравнить с помощью мерки. Для сравнения длин
отрезков надо брать одну и ту же мерку.)

Упражнение
«Измерение с помощью модели сантиметра»

Цель –
формировать умение обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план
выполнения работы.

На листах дощатом
А 4. предложенных детям, начерчены два отрезка:

Отрезок А=5 см,
отрезок В=20 см. С помощью модели сантиметра детям предлагается измерить данные
отрезки. При измерении отрезка В учащиеся испытывают затруднения. Тогда им
предлагается измерить отрезок В с помощью модели дециметра. Учащиеся быстро
выясняют длину отрезка В. Затем с помощью линейки измеряют предложенную мерку
(модель дециметра). Далее учитель сообщает, что данная мерка называется
дециметр. Учащиеся уже выяснили, что дециметр равен десяти сантиметрам.
Вопросы, которые целесообразно задавать в данной ситуации:

— какова длина
отрезка А?

— удобно ли
измерять её с помощью отрезка (мерки № 1), (модели см)

— удобно ли
измерять длину отрезка В с помощью этой же мерки? Почему?

— удобно ли измерять
длину отрезка В с помощью мерки № 2 (модель дециметра)?

— какова длина
этой мерки?

— зачем
используют такую мерку?

Упражнение
«Измерение с помощью модели дециметра»

Цель –
формировать умение обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план
выполнения работы.

На доске начерчен
отрезок — 2 метра. Ученику предлагается измерить его длину с помощью модели
дециметра. Данное задание вызывает затруднение, т.к. ребёнок постоянно
сбивается, не может точно определить количество уложившихся мерок. Тогда
предлагается измерить длину этого отрезка с помощью модели метра. Затем
метровой линейкой устанавливается, что длина предложенной мерки 100
сантиметров. Далее учитель говорит, что для измерения больших отрезков или
предметов, например, ткань. используют мерку, которая называется метр. Учащиеся
уже выяснили, что в одном метре сто сантиметров. Затем, укладывая в модель
метра модель дециметра, выясняют, что в одном метре десять дециметров. Вопросы,
которые целесообразно задавать в этой ситуации:

— удобно ли
измерять предложенный отрезок с помощью дециметра? Почему?

— удобно ли
измерять этот отрезок с помощью новой мерки?

— сколько
сантиметров в данной мерке? дециметров?

— для чего служит
эта мерка?

Упражнение
«Сантиметры и миллиметры»

Цель –
формировать умение обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план
выполнения работы.

На листочках,
предложенных детям, начерчены три отрезка АВ, ОС и КМ. Их длина соответственно 2
см, 1 см 5 мм, 7 мм. Также предлагается модель сантиметра, выполненная на миллиметровой
бумаге. Учитель предлагает измерить длины данных отрезков. При измерении
отрезков ОС и КМ учащиеся испытывают затруднения: длина отрезка ОС чуть больше
одного сантиметра, но не два, а длина отрезка КМ чуть меньше одного сантиметра.
После этого, учитель предлагает рассмотреть мерку и сообщает, что она разделена
на несколько равных частей. Учащиеся выясняют, что таких частей десять. Учитель
сообщает, что одна такая часть называется миллиметр, а в сантиметре таких
частей десять. На доске учитель записывает: АВ — 2
см = 20 мм, ОС =15 мм, КМ=7 мм. Затем ученики совместно с учителем
устанавливают соответствие между миллиметром и другими изученными единицами
длины (см, дм, м). Вопросы, которые целесообразно задавать в данной ситуации:

— почему вы испытали
затруднения при измерении отрезков ОС и КМ?

— для чего мы
ввели новую мерку?

— зачем она
нужна?

— сколько мм в
см? дм? м?

Упражнение «Будь
внимателен»

Цель –
формировать умение контроля в форме сравнения способа действия и его результата
с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение
необходимых корректив.

1) Исправить
ошибки, если они есть.

1650 см = 1
м 65 см

7 дм 5
см = 75 см

2) Вместо точек
вставьте нужные единицы измерения величин (см, дм, м, мм….)

4…. = 400…

3… = 30…

20… = 2…

50… = 500…

6… = 6000…

700… = 7 …

3) Впишите числа
так, чтобы равенства были верными.

8 км…. м + …м = 9
км 11 м

7 м 6 дм + …м…дм = 15
м 4 дм

4 м 6 дм 8
см + …м…дм…см = 9 м 8 дм 5 см

4) Заполните
пустые клетки.

 см · 9 = 6
м 30 см

 м  см : 8 = 70
см

 м  см : 90 = 5
см

5) Найдите лишнее
слово:

метр, километр,
килограмм, сантиметр, миллиметр.

6) Вместо точек
вставьте нужные единицы длины.

15 см < 4….

1 дм 2
см < 2….

4…. < 2 дм 1
см

1 дм 5
см < ….5 см

5 дм 7
см > 5 дм 5….

20 дм < 3….

3 м 4
см < 9….8 см

2….> 7
м 5 дм.

7) Вместо точек
вставьте нужные единицы длины:

а) Первый отрезок
равен 1 дм, второй отрезок равен 3 см. Вместе эти два отрезка составляют 13…..

б) Вместе два
отрезка составляют 20 см; первый отрезок равен 10
см, второй отрезок равен 1…..

8) Можно ли
сравнить эти длины, если звёздочкой обозначено любое число?

5 см * дм 4
см

* дм 9
см 1 дм 3 см

9 дм * см 9 дм 2
см

4 дм 2
см 8 дм *2 см

9) У Димы 2
палочки: 9 см и 4 см. Как ему отмерить 5
см? Как ему отмерить 1 см?

10) Запишите
величины в порядке убывания:

6600 м, 6 дм, 60
мм, 6 км 006 м.

11) Начертит три
отрезка так, чтобы верхний отрезок имел длину большую, чем 4
см, был короче среднего на 2 см и длиннее нижнего на 3
см.

12) В лифте
кнопка четвёртого этажа находится на высоте 1
м 4 дм 1 см. Достанет ли до неё мальчик, если его рост с вытянутой рукой 14 дм
5 см.

13) Начерти два
отрезка так, чтобы один был длиннее другого на 2
см, а вместе они составляли бы 14 см.

Упражнение
«Задачи»

Цель –
формировать умение формирования целевых установок учебной деятельности,
выстраивания последовательности необходимых операций (алгоритм действий)

Кенгурёнок
родился величиной 1 см 5 мм, а потом он стал в 100 раз больше. Какой рост стал
у кенгурёнка, когда он вырос?

Длина самой
короткой реки в мире – 13400 см. Она находится в Америке. Выразите длину реки в
метрах.

Длина
обыкновенной комнатной мухи около 7 мм. Какова была бы её длина при увеличении
в один миллион раз?

На соревнованиях
леопард прыгнул на 7 м, это на 1 м дальше, чем собака. Антилопа прыгнула на 4
м дальше собаки и на 7 м дальше, чем жаба. На сколько метров прыгнули
антилопа, жаба, собака?

Объясните свое
решение.

Упражнение
«Проблемное задание»

Цель –
формировать умение прогнозировать,
предвосхищать результат.

На этапе постановки
проблемы учащимся предлагается измерить длину полоски двумя мерками.

Учащиеся измеряют
полоски и называют свои ответы.

— Давайте сравним
длину ваших полосок.

— Итак, что вы
сказали сначала? (Полоски разной длины.)

— А что
оказывается на самом деле? (Все полоски одинаковой длины.)

— Какой же
возникает вопрос? (Как можно сравнить длины полосок?)

Учитель побуждает
учащихся к формулированию проблемы. На следующем этапе происходит поиск решения
этой проблемы.

— Какие есть
предположения? Почему при измерении одинаковых по длине полосок вы получили
разные результаты? (Пользовались разными мерками.)

— Как нужно
измерять отрезки, чтобы сравнивать их длину?

(Пользоваться
одной меркой.)

— Как нам
проверить это предположение?

Предлагается
рисунок отрезка. Около него нарисована линейка. Учитель говорит, что Петя
измерил длину своего отрезка, и задает вопрос:

— Как он это
сделал?

Далее проводится
беседа:

— Как называется
инструмент, с помощью которого Петя измерил длину отрезка?

— Похож ли этот
инструмент на числовой отрезок?

— Какое число
стоит напротив первой точки? Почему?

— Какое число
показывает длину отрезка?

Здесь учитель
опирается на опыт ребенка, а не дает знания в готовом виде.

Затем
предлагается измерить длину следующего отрезка и сравнить свой ответ с ответами
других ребят.

— Какой результат
получился?

— У всех
получился одинаковый результат. Почему так получилось? Линейки у всех разного
цвета, из разного материала, а измерение получилось одинаковое. (Все линейки
набраны из одинаковых единичных отрезков и поэтому результат измерения
получился одинаковым.)

Люди договорились
пользоваться одинаковыми мерками.

Единичный отрезок
на линейках показывает один сантиметр. Число, которое получается при измерении
длины, — мера длины.

— Как можно
сравнивать длины отрезков? (С помощью линейки.)

Упражнение «Оцени
себя»

Цель –
формировать умение оценивать свою деятельность, осознавать учащимися уровень и
качество усвоения результата.

Каждому учащемуся
выдается карта результативности, где он отмечает количество баллов за каждое
выполненное задание от 0 до 5.

Учащиеся
подсчитывают по картам результативности количество набранных баллов и
выставляют себе отметку:

21-25 баллов –
«5».

16-20 баллов –
«4».

10-15 баллов –
«3».

менее 10 баллов –
«2».

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5


1



2



3



4



5



6



7



8



9



10


Методы, стимулирующие процесс познания Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием Метод неожиданных решений Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили) Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности


11


Признаки творческой личности педагога


12


Познавательное развитие Сенсорное развитие ФЭМП Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности Культура быта (мл., ср.гр.) Природа и ребенок (мл.-подг.гр.) Мир, в котором мы живем (ст., подг.гр.)


13


Цель: Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей дошкольного возраста. Сенсорные Интеллектуально — познавательные Интеллектуально — творческие


14


Задачи познавательно-исследовательской деятельности. Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. Формировать познавательные действия, становление сознания. Развивать воображение и творческую активность. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.) Формировать первичные представления о малой Родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. Формировать первичные представления о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.


15


Младший дошкольный возраст Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Развивать у детей умение различать: — цвета; формы: куб (кубики), прямоугольник (кирпичик, пластина), треугольник (призма); фактуры; — пространственные характеристики объектов – протяженность: высота, длина, ширина детали, части объекта и конструкции в целом; месторасположение: сверху, снизу, над, под и т.д. — Развивать сенсорно-аналитическую деятельность – умение вести целостно-расчлененный анализ объектов: выделение целого, его частей, затем – деталей и их пространственного расположения, и вновь – объекта в целом. — Формировать обобщенные способы конструирования. — Развивать умение конструировать объекты в соответствии с определенными условиями. Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование; умение строить и осуществлять собственный замысел. Сенсорное развитие. Развивать восприятие; создать условия для знакомства детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (твёрдый, холодный, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умения воспринимать звучание музыкальных инструментов, родной речи. — Развивать умение выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. — Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. — Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). ФЭМП. — Формировать умение сравнивать совокупности на основе взаимно однозначного соответствия, развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов, различать «один», «много», «мало». — Развивать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине; различать и называть форму предметов. — Развивать элементарные представления о времени и пространстве: определять направление движения и положение предметов относительно себя, различать и называть «день – ночь», «утро- вечер». Культура быта. Развивать у детей представления об устройстве человеческой жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности (в доме, на улице, в городе, в деревне). Знакомить с мебелью, одеждой, утварью Формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан; учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением и приспосабливать вещи для разных нужд Воспитывать привычку к опрятности, самообслуживанию Природа и ребенок. Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях. Обогащать представления о связях между природными явлениями. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов. Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе, ее охране и уходу за растениями и животными. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.


16


Подготовительная группа Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки: — называть признаки используемых предметов, выявлять принадлежность или соотнесенность одних предметов с др., — устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий, -находить причины и следствие. -Развивать поисковую деятельность по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции. Приобщать к созданию простых подвижных конструкций. Сенсорное развитие. Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств; выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.) Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету); называть хроматические и ахроматические цвета.. Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности ФЭМП. Формировать представление о числах (до 20 и более). Формировать умение считать в пределах освоенных чисел и определять отношение предыдущего и последующего в числовом ряду; решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого; считать со сменой основания; выделять формы окружающих предметов, определять их положение в пространстве и положение своего тела в нем. Развивать умение измерять предметы с помощью условных и общепринятых мер, сыпучие и жидкие тела. Развивать у детей ориентацию во времени (определение дней недели, месяцев года, времени по часам с точностью до получаса). Мир, в котором мы живем. Знакомить с процессами производства и потребления продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства, парфюмерии и косметики, промышленного и ремесленного производства, предметами искусства. Знакомить с основной символикой родного города и государства, развивать осознание детьми принадлежности к своему народу. Природа и ребенок. Поддерживать и развивать устойчивый интерес к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям. Побуждать детей к наблюдению за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления. Знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов; с их потребностью в пище, свете, тепле, воде. Формировать у детей элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.


17


Паспорта центров активности


18


Центр конструирования


19


Центр экспериментирования Уголок природы


20


Центр логики и размышления


21


Центр сенсорных игр


22


Центр дружбы народов мира


23


Спасибо за внимание!

Регулятивные универсальные учебные действия.

Гвоздева И.Б.

учитель истории и обществознания

МОУ Иванковская СШ Фурмановского района.

Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.

Мы подробнее остановимся на регулятивных универсальных учебных действиях, т. к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности, а значит и в основе успешности всего обучения в школе.

Регулятивные УУД включают следующие виды учебных действий:

  • целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно);
  • планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий);
  • прогнозирование (предвосхищение результата);
  • контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном);
  • коррекция (внесение дополнений и корректив в план, способ действий);
  • оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить);
  • волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности.

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий —   целеполагания и планирования.

1.Озвучивается тема урока. Вопрос «О чём будем говорить на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока.

2. Целеполагание может происходить как постановка учебной задачи на основе соотнесения  известного и еще неизвестного. Учащиеся проводят оценку – выделение и осознание  того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Обучающиеся формулируют учебную задачу, организуют  устный коллективный анализ учебной задачи. Предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний.

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие учащимся.

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»

Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;

– постановка цели,  в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

Формирование УУД планирования происходит со знакомства с планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий. Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.

План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с ….

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Контроль может проходить в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. Коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий. Оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: — Что ты узнал на уроке?

— Чему научился?

— За что себя можешь похвалить?

— Над чем еще надо поработать?

— Какие задания тебе понравились?

— Какие задания оказались трудными?

— Достиг ли ты поставленной в начале урока цели?

Чтобы научить самооценке, после ответа ученика учитель должен спрашивать его:

Что нужно было сделать в этом задании?

Какая была цель, что нужно было получить?

Удалось ли получить результат?

Найдено решение, ответ?

Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?

Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?

Как ты оцениваешь свою работу?

Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам.

Условия формирования и развития регулятивных действий:

 1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

5. Использование цветных и графических форм представления оценок( обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.

6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

 7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

 -организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп,

-учебный конфликт,

-обсуждение участниками способов своего действия

-заполнение рефлексивного  портфолио (оценочного листа)

8.Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

— «преднамеренные ошибки»;

— поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;

 — диспут;

— взаимоконтроль;

— «ищу ошибки»

 — КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

 • выбирать средства для организации своего поведения;

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

 • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

 • тормозить ненужные реакции.


Владение РУУД дает: 
1. Ученик умеет составлять план действий. 
2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости. 
3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. 
4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. 
5. Ученик способен к волевому усилию. 
6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля. 
7. У ученика сформирован внутренний план действий. 
8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). 

Уважаемые педагоги. 

В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными «памятками»: 


Шаг 1. Предлагая ребенку выполнить какое-либо задание, соблюдайте определенные правила:

 Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его, это заставляет ребенка мобилизоваться, «настроиться» на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;

 во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу и.т.д. 


Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:

необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели;

 поставленные перед ребенком цели должны быть не общими, а очень конкретными,

конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком, в начале урока);

необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);

 обязателен постоянный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым — педагогом — намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.

Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: — Организация совместной работы, коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности. 


Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей: * Игры с правилами и продуктивные виды деятельности 
*Режиссерская игра 
*Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.

 Шаг 5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе;«ищуошибки». 
Главное для учителя — помнить, что все учащиеся — звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

И наша задача — помочь ученикам в этом. Желаем вам терпения и творчества! 

Прием «Лови ошибку!», или Маленькие хитрости для больших успехов

Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

Впервые идея была описана в книге А.А. Гина «Приемы педагогической техники». При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
  • развивает аналитические способности;
  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Недостатки приема «Лови ошибку!»

Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.

Инструкция по «Ловле ошибок»

Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:

  • Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
  • Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
  • Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
  • Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
  • Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
  • Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».
  • Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.
  • Используйте доску, мультимедиа, карточки.
  • Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.
  • Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках по разным предметам

Русский язык

Ошибки в правописании/ грамматике: «деревяное крыльцо» (деревянное).

Окружающий мир

Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)

Литература

«А.С. Пушкин величайший поэт серебряного века русской литературы» (золотого века)

Английский язык

What he has done? Нарушен порядок слов. (What has he done?)

Математика

10 – 4 × 2 = 12. Так будет, если сначала вычесть, а потом умножить — типичное «ошибкоопасное» место. Сначала умножение, потом вычитание. Правильный ответ: 2.

Фантазия учителя безгранична, разработать собственные дидактические материалы по своему предмету может каждый. А как вы «ловите ошибки»? Поделитесь в комментариях.

Об  авторе: Меркулова Светлана Владимировна, учитель английского и немецкого языков.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Порядок вывода комментариев:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методика исправь ошибки уровень сложности 6
  • Методом проб и ошибок trial error
  • Методом проб и ошибок 2 сезон
  • Методика исправь ошибки гальперин
  • Методом и ошибок 4 буквы