Методы поиска ошибок и процедура тестирования

7.2.3. Функциональное тестирование

Цель функционального тестирования — обнаружение несоответствий между реальным поведением реализованных функций и ожидаемым поведением в соответствии со спецификацией и исходными требованиями. Функциональные тесты должны охватывать все реализованные функции с учетом наиболее вероятных типов ошибок. Тестовые сценарии, объединяющие отдельные тесты, ориентированы на проверку качества решения функциональных задач.

Функциональные тесты создаются по внешним спецификациям функций, проектной информации и по тексту на ЯП, относятся к функциональным его характеристикам и применяются на этапе комплексного тестирования и испытаний для определения полноты реализации функциональных задач и их соответствия исходным требованиям.

В задачи функционального тестирования входят:

  • идентификация множества функциональных требований;
  • идентификация внешних функций и построение последовательностей функций в соответствии с их использованием в ПС;- идентификация множества входных данных каждой функции и определение областей их изменения;
  • построение тестовых наборов и сценариев тестирования функций;
  • выявление и представление всех функциональных требований с помощью тестовых наборов и проведение тестирования ошибок в программе и при взаимодействии со средой.

Тесты, создаваемые по проектной информации, связаны со структурами данных, алгоритмами, интерфейсами между отдельными компонентами и применяются для тестирования компонентов и их интерфейсов. Основная цель — обеспечение полноты и согласованности реализованных функций и интерфейсов между ними.

Комбинированный метод «черного ящика» и «прозрачного ящика» основан на разбиении входной области функции на подобласти обнаружения ошибок. Подобласть содержит однородные элементы, которые все обрабатываются корректно либо некорректно. Для тестирования подобласти производится выполнение программы на одном из элементов этой области.

Предпосылки функционального тестирования:

  • корректное оформление требований и ограничений к качеству ПО;
  • корректное описание модели функционирования ПО в среде эксплуатации у заказчика;
  • адекватность модели ПО заданному классу.

7.3. Инфраструктура процесса тестирования ПС

Под инфраструктурой процесса тестирования понимается:

  • выделение объектов тестирования;
  • проведение классификации ошибок для рассматриваемого класса тестируемых программ;
  • подготовка тестов, их выполнение и поиск разного рода ошибок и отказов в компонентах и в системе в целом;
  • служба проведения и управление процессом тестирования;
  • анализ результатов тестирования.

Объекты тестирования — компоненты, группы компонентов, подсистемы и система. Для каждого из них формируется стратегия проведения тестирования. Если объект тестирования относится к «белому ящику» или «черному ящику», состав компонентов которого неизвестный, то тестирование проводится посредством ввода внего входных тестовых данных для получения выходных данных. Стратегическая цель тестирования состоит в том, чтобы убедиться, что каждый рассматриваемый входной набор данных соответствует ожидаемым выходным выходных данным. При таком подходе к тестированию не требуется знания внутренней структуры и логики объекта тестирования.

Проектировщик тестов должен заглянуть внутрь «черного ящика» и исследовать детали процессов обработки данных, вопросы обеспечения защиты и восстановления данных, а также интерфейсы с другими программами и системами. Это способствует подготовке тестовых данных для проведения тестирования.

Для некоторых типов объектов группа тестирования не может сгенерировать представительное множество тестовых наборов, которые демонстрировали бы функциональную правильность работы компоненты при всех возможных наборах тестов.

Поэтому предпочтительным является метод «белого ящика», при котором можно использовать структуру объекта для организации тестирования по различным ветвям. Например, можно выполнить тестовые наборы, которые проходят через все операторы или все контрольные точки компонента для того, чтобы убедиться в правильности их работы.

7.3.1. Методы поиска ошибок в программах

Международный стандарт ANSI/IEEE-729-83 разделяет все ошибки в разработке программ на следующие типы.

Ошибка (error) — состояние программы, при котором выдаются неправильные результаты, причиной которых являются изъяны (flaw) в операторах программы или в технологическом процессе ее разработки, что приводит к неправильной интерпретации исходной информации, следовательно, и к неверному решению.

Дефект (fault) в программе — следствие ошибок разработчика на любом из этапов разработки, которая может содержаться в исходных или проектных спецификациях, текстах кодов программ, эксплуатационной документация и т.п. В процессе выполнения программы может быть обнаружен дефект или сбой.

Отказ (failure) — это отклонение программы от функционирования или невозможность программы выполнять функции, определенные требованиями и ограничениями, что рассматривается как событие, способствующее переходу программы в неработоспособное состояние из-за ошибок, скрытых в ней дефектов или сбоев в среде функционирования [7.6, 7.11]. Отказ может быть результатом следующих причин:

  • ошибочная спецификация или пропущенное требование, означающее, что спецификация точно не отражает того, что предполагал пользователь;
  • спецификация может содержать требование, которое невозможно выполнить на данной аппаратуре и программном обеспечении;
  • проект программы может содержать ошибки (например, база данных спроектирована без средств защиты от несанкционированного доступа пользователя, а требуется защита);
  • программа может быть неправильной, т.е. она выполняет несвойственный алгоритм или он реализован не полностью.

Таким образом, отказы, как правило, являются результатами одной или более ошибок в программе, а также наличия разного рода дефектов.

Ошибки на этапах процесса тестирования.Приведенные типы ошибок распределяются по этапам ЖЦ и им соответствуют такие источники их возникновения [7.12]:

  • непреднамеренное отклонение разработчиков от рабочих стандартов или планов реализации;
  • спецификации функциональных и интерфейсных требований выполнены без соблюдения стандартов разработки, что приводит к нарушению функционирования программ;
  • организации процесса разработки — несовершенная или недостаточное управление руководителем проекта ресурсами (человеческими, техническими, программными и т.д.) и вопросами тестирования и интеграции элементов проекта.

Рассмотрим процесс тестирования, исходя из рекомендаций стандарта ISO/IEC 12207, и приведем типы ошибок, которые обнаруживаются на каждом процессе ЖЦ.

Процесс разработки требований. При определении исходной концепции системы и исходных требований к системе возникают ошибки аналитиков при спецификации верхнего уровня системы и построении концептуальной модели предметной области.

Характерными ошибками этого процесса являются:

  • неадекватность спецификации требований конечным пользователям;- некорректность спецификации взаимодействия ПО со средой функционирования или с пользователями;
  • несоответствие требований заказчика к отдельным и общим свойствам ПО;
  • некорректность описания функциональных характеристик;
  • необеспеченность инструментальными средствами всех аспектов реализации требований заказчика и др.

Процесс проектирования.Ошибки при проектировании компонентов могут возникать при описании алгоритмов, логики управления, структур данных, интерфейсов, логики моделирования потоков данных, форматов ввода-вывода и др. В основе этих ошибок лежат дефекты спецификаций аналитиков и недоработки проектировщиков. К ним относятся ошибки, связанные:

  • с определением интерфейса пользователя со средой;
  • с описанием функций (неадекватность целей и задач компонентов, которые обнаруживаются при проверке комплекса компонентов);
  • с определением процесса обработки информации и взаимодействия между процессами (результат некорректного определения взаимосвязей компонентов и процессов);
  • с некорректным заданием данных и их структур при описании отдельных компонентов и ПС в целом;
  • с некорректным описанием алгоритмов модулей;
  • с определением условий возникновения возможных ошибок в программе;
  • с нарушением принятых для проекта стандартов и технологий.

Этап кодирования.На данном этапе возникают ошибки, которые являются результатом дефектов проектирования, ошибок программистов и менеджеров в процессе разработки и отладки системы. Причиной ошибок являются:

  • бесконтрольность значений входных параметров, индексов массивов, параметров циклов, выходных результатов, деления на 0 и др.;
  • неправильная обработка нерегулярных ситуаций при анализе кодов возврата от вызываемых подпрограмм, функций и др.;
  • нарушение стандартов кодирования (плохие комментарии, нерациональное выделение модулей и компонент и др.);
  • использование одного имени для обозначения разных объектов или разных имен одного объекта, плохая мнемоника имен;- несогласованное внесение изменений в программу разными разработчиками и др.

Процесс тестирования.На этом процессе ошибки допускаются программистами и тестировщиками при выполнении технологии сборки и тестирования, выбора тестовых наборов и сценариев тестирования и др. Отказы в программном обеспечении, вызванные такого рода ошибками, должны выявляться, устраняться и не отражаться на статистике ошибок компонент и программного обеспечения в целом.

Процесс сопровождения.На процессе сопровождения обнаруживаются ошибки, причиной которых являются недоработки и дефекты эксплуатационной документации, недостаточные показатели модифицируемости и удобочитаемости, а также некомпетентность лиц, ответственных за сопровождение и/или усовершенствование ПО. В зависимости от сущности вносимых изменений на этом этапе могут возникать практически любые ошибки, аналогичные ранее перечисленным ошибкам на предыдущих этапах.

Все ошибки, которые возникают в программах, принято подразделять на следующие классы [7.12]:

  • логические и функциональные ошибки;
  • ошибки вычислений и времени выполнения;
  • ошибки вводавывода и манипулирования данными;
  • ошибки интерфейсов;
  • ошибки объема данных и др.

Логические ошибки являются причиной нарушения логики алгоритма, внутренней несогласованности переменных и операторов, а также правил программирования. Функциональные ошибки — следствие неправильно определенных функций, нарушения порядка их применения или отсутствия полноты их реализации и т.д.

Ошибки вычислений возникают по причине неточности исходных данных и реализованных формул, погрешностей методов, неправильного применения операций вычислений или операндов. Ошибки времени выполнения связаны с необеспечением требуемой скорости обработки запросов или времени восстановления программы.

Ошибки ввода-вывода и манипулирования данными являются следствием некачественной подготовки данных для выполнения программы, сбоев при занесении их в базы данных или при выборке из нее.

Ошибки интерфейса относятся к ошибкам взаимосвязи отдельных элементов друг с другом, что проявляется при передаче данных между ними, а также при взаимодействии со средой функционирования.

Ошибки объема относятся к данным и являются следствием того, что реализованные методы доступа и размеры баз данных не удовлетворяют реальным объемам информации системы или интенсивности их обработки.

Приведенные основные классы ошибок свойственны разным типам компонентов ПО и проявляются они в программах по разному. Так, при работе с БД возникают ошибки представления и манипулирования данными, логические ошибки в задании прикладных процедур обработки данных и др. В программах вычислительного характера преобладают ошибки вычислений, а в программах управления и обработки — логические и функциональные ошибки. В ПО, которое состоит из множества разноплановых программ, реализующих разные функции, могут содержаться ошибки разных типов. Ошибки интерфейсов и нарушение объема характерны для любого типа систем.

Анализ типов ошибок в программах является необходимым условием создания планов тестирования и методов тестирования для обеспечения правильности ПО.

На современном этапе развития средств поддержки разработки ПО (CASE-технологии, объектно-ориентированные методы и средства проектирования моделей и программ) проводится такое проектирование, при котором ПО защищается от наиболее типичных ошибок и тем самым предотвращается появление программных дефектов.

Связь ошибки с отказом.Наличие ошибки в программе, как правило, приводит к отказу ПО при его функционировании. Для анализа причинно-следственных связей «ошибкаотказ» выполняются следующие действия:

  • идентификация изъянов в технологиях проектирования и программирования;
  • взаимосвязь изъянов процесса проектирования и допускаемых человеком ошибок;
  • классификация отказов, изъянов и возможных ошибок, а также дефектов на каждом этапе разработки;- сопоставление ошибок человека, допускаемых на определенном процессе разработки, и дефектов в объекте, как следствий ошибок спецификации проекта, моделей программ;
  • проверка и защита от ошибок на всех этапах ЖЦ, а также обнаружение дефектов на каждом этапе разработки;
  • сопоставление дефектов и отказов в ПО для разработки системы взаимосвязей и методики локализации, сбора и анализа информации об отказах и дефектах;
  • разработка подходов к процессам документирования и испытания ПО.

Конечная цель причинно-следственных связей «ошибкаотказ» заключается в определении методов и средств тестирования и обнаружения ошибок определенных классов, а также критериев завершения тестирования на множестве наборов данных; в определении путей совершенствования организации процесса разработки, тестирования и сопровождения ПО.

Приведем следующую классификацию типов отказов:

  • аппаратный, при котором общесистемное ПО не работоспособно;
  • информационный, вызванный ошибками во входных данных и передаче данных по каналам связи, а также при сбое устройств ввода (следствие аппаратных отказов);
  • эргономический, вызванный ошибками оператора при его взаимодействии с машиной (этот отказ — вторичный отказ, может привести к информационному или функциональному отказам);
  • программный, при наличии ошибок в компонентах и др.

Некоторые ошибки могут быть следствием недоработок при определении требований, проекта, генерации выходного кода или документации. С другой стороны, они порождаются в процессе разработки программы или при разработке интерфейсов отдельных элементов программы (нарушение порядка параметров, меньше или больше параметров и т.п.).

Источники ошибок.Ошибки могут быть порождены в процессе разработки проекта, компонентов, кода и документации. Как правило, они обнаруживаются при выполнении или сопровождении программного обеспечения в самых неожиданных и разных ее точках.

Некоторые ошибки в программе могут быть следствием недоработок при определении требований, проекта, генерации кода или документации. С другой стороны, ошибки порождаются в процессе разработки программы или интерфейсов ее элементов (например, при нарушении порядка задания параметров связи — меньше или больше, чем требуется и т.п.).

Причиной появления ошибок — непонимание требований заказчика; неточная спецификация требований в документах проекта и др. Это приводит к тому, что реализуются некоторые функции системы, которые будут работать не так, как предлагает заказчик. В связи с этим проводится совместное обсуждение заказчиком и разработчиком некоторых деталей требований для их уточнения.

Команда разработчиков системы может также изменить синтаксис и семантику описания системы. Однако некоторые ошибки могут быть не обнаружены (например, неправильно заданы индексы или значения переменных этих операторов).

Фундаментальная теория тестирования

Время на прочтение
15 мин

Количество просмотров 737K

В тестировании нет четких определений, как в физике, математике, которые при перефразировании становятся абсолютно неверными. Поэтому важно понимать процессы и подходы. В данной статье разберем основные определения теории тестирования.

Перейдем к основным понятиям

Тестирование программного обеспечения (Software Testing) — проверка соответствия реальных и ожидаемых результатов поведения программы, проводимая на конечном наборе тестов, выбранном определённым образом.

Цель тестирования — проверка соответствия ПО предъявляемым требованиям, обеспечение уверенности в качестве ПО, поиск очевидных ошибок в программном обеспечении, которые должны быть выявлены до того, как их обнаружат пользователи программы.

Для чего проводится тестирование ПО?

  • Для проверки соответствия требованиям.
  • Для обнаружение проблем на более ранних этапах разработки и предотвращение повышения стоимости продукта.
  • Обнаружение вариантов использования, которые не были предусмотрены при разработке. А также взгляд на продукт со стороны пользователя.
  • Повышение лояльности к компании и продукту, т.к. любой обнаруженный дефект негативно влияет на доверие пользователей.

Принципы тестирования

  • Принцип 1 — Тестирование демонстрирует наличие дефектов (Testing shows presence of defects).
    Тестирование только снижает вероятность наличия дефектов, которые находятся в программном обеспечении, но не гарантирует их отсутствия.
  • Принцип 2 — Исчерпывающее тестирование невозможно (Exhaustive testing is impossible).
    Полное тестирование с использованием всех входных комбинаций данных, результатов и предусловий физически невыполнимо (исключение — тривиальные случаи).
  • Принцип 3 — Раннее тестирование (Early testing).
    Следует начинать тестирование на ранних стадиях жизненного цикла разработки ПО, чтобы найти дефекты как можно раньше.
  • Принцип 4 — Скопление дефектов (Defects clustering).
    Большая часть дефектов находится в ограниченном количестве модулей.
  • Принцип 5 — Парадокс пестицида (Pesticide paradox).
    Если повторять те же тестовые сценарии снова и снова, в какой-то момент этот набор тестов перестанет выявлять новые дефекты.
  • Принцип 6 — Тестирование зависит от контекста (Testing is context depending). Тестирование проводится по-разному в зависимости от контекста. Например, программное обеспечение, в котором критически важна безопасность, тестируется иначе, чем новостной портал.
  • Принцип 7 — Заблуждение об отсутствии ошибок (Absence-of-errors fallacy). Отсутствие найденных дефектов при тестировании не всегда означает готовность продукта к релизу. Система должна быть удобна пользователю в использовании и удовлетворять его ожиданиям и потребностям.

Обеспечение качества (QA — Quality Assurance) и контроль качества (QC — Quality Control) — эти термины похожи на взаимозаменяемые, но разница между обеспечением качества и контролем качества все-таки есть, хоть на практике процессы и имеют некоторую схожесть.

QC (Quality Control) — Контроль качества продукта — анализ результатов тестирования и качества новых версий выпускаемого продукта.

К задачам контроля качества относятся:

  • проверка готовности ПО к релизу;
  • проверка соответствия требований и качества данного проекта.

QA (Quality Assurance) — Обеспечение качества продукта — изучение возможностей по изменению и улучшению процесса разработки, улучшению коммуникаций в команде, где тестирование является только одним из аспектов обеспечения качества.

К задачам обеспечения качества относятся:

  • проверка технических характеристик и требований к ПО;
  • оценка рисков;
  • планирование задач для улучшения качества продукции;
  • подготовка документации, тестового окружения и данных;
  • тестирование;
  • анализ результатов тестирования, а также составление отчетов и других документов.

Скриншот

Верификация и валидация — два понятия тесно связаны с процессами тестирования и обеспечения качества. К сожалению, их часто путают, хотя отличия между ними достаточно существенны.

Верификация (verification) — это процесс оценки системы, чтобы понять, удовлетворяют ли результаты текущего этапа разработки условиям, которые были сформулированы в его начале.

Валидация (validation) — это определение соответствия разрабатываемого ПО ожиданиям и потребностям пользователя, его требованиям к системе.

Пример: когда разрабатывали аэробус А310, то надо было сделать так, чтобы закрылки вставали в положение «торможение», когда шасси коснулись земли. Запрограммировали так, что когда шасси начинают крутиться, то закрылки ставим в положение «торможение». Но вот во время испытаний в Варшаве самолет выкатился за пределы полосы, так как была мокрая поверхность. Он проскользил, только потом был крутящий момент и они, закрылки, открылись. С точки зрения «верификации» — программа сработала, с точки зрения «валидации» — нет. Поэтому код изменили так, чтобы в момент изменения давления в шинах открывались закрылки.

Документацию, которая используется на проектах по разработке ПО, можно условно разделить на две группы:

  1. Проектная документация — включает в себя всё, что относится к проекту в целом.
  2. Продуктовая документация — часть проектной документации, выделяемая отдельно, которая относится непосредственно к разрабатываемому приложению или системе.

Этапы тестирования:

  1. Анализ продукта
  2. Работа с требованиями
  3. Разработка стратегии тестирования и планирование процедур контроля качества
  4. Создание тестовой документации
  5. Тестирование прототипа
  6. Основное тестирование
  7. Стабилизация
  8. Эксплуатация

Стадии разработки ПО — этапы, которые проходят команды разработчиков ПО, прежде чем программа станет доступной для широкого круга пользователей.

Программный продукт проходит следующие стадии:

  1. анализ требований к проекту;
  2. проектирование;
  3. реализация;
  4. тестирование продукта;
  5. внедрение и поддержка.

Требования

Требования — это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано.
Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения.

Атрибуты требований:

  1. Корректность — точное описание разрабатываемого функционала.
  2. Проверяемость — формулировка требований таким образом, чтобы можно было выставить однозначный вердикт, выполнено все в соответствии с требованиями или нет.
  3. Полнота — в требовании должна содержаться вся необходимая для реализации функциональности информация.
  4. Недвусмысленность — требование должно содержать однозначные формулировки.
  5. Непротиворечивость — требование не должно содержать внутренних противоречий и противоречий другим требованиям и документам.
  6. Приоритетность — у каждого требования должен быть приоритет(количественная оценка степени значимости требования). Этот атрибут позволит грамотно управлять ресурсами на проекте.
  7. Атомарность — требование нельзя разбить на отдельные части без потери деталей.
  8. Модифицируемость — в каждое требование можно внести изменение.
  9. Прослеживаемость — каждое требование должно иметь уникальный идентификатор, по которому на него можно сослаться.

Дефект (bug) — отклонение фактического результата от ожидаемого.

Отчёт о дефекте (bug report) — документ, который содержит отчет о любом недостатке в компоненте или системе, который потенциально может привести компонент или систему к невозможности выполнить требуемую функцию.

Атрибуты отчета о дефекте:

  1. Уникальный идентификатор (ID) — присваивается автоматически системой при создании баг-репорта.
  2. Тема (краткое описание, Summary) — кратко сформулированный смысл дефекта, отвечающий на вопросы: Что? Где? Когда(при каких условиях)?
  3. Подробное описание (Description) — более широкое описание дефекта (указывается опционально).
  4. Шаги для воспроизведения (Steps To Reproduce) — описание четкой последовательности действий, которая привела к выявлению дефекта. В шагах воспроизведения должен быть описан каждый шаг, вплоть до конкретных вводимых значений, если они играют роль в воспроизведении дефекта.
  5. Фактический результат (Actual result) — описывается поведение системы на момент обнаружения дефекта в ней. чаще всего, содержит краткое описание некорректного поведения(может совпадать с темой отчета о дефекте).
  6. Ожидаемый результат (Expected result) — описание того, как именно должна работать система в соответствии с документацией.
  7. Вложения (Attachments) — скриншоты, видео или лог-файлы.
  8. Серьёзность дефекта (важность, Severity) — характеризует влияние дефекта на работоспособность приложения.
  9. Приоритет дефекта (срочность, Priority) — указывает на очерёдность выполнения задачи или устранения дефекта.
  10. Статус (Status) — определяет текущее состояние дефекта. Статусы дефектов могут быть разными в разных баг-трекинговых системах.
  11. Окружение (Environment) – окружение, на котором воспроизвелся баг.

Жизненный цикл бага

Скриншот

Severity vs Priority

Серьёзность (severity) показывает степень ущерба, который наносится проекту существованием дефекта. Severity выставляется тестировщиком.

Градация Серьезности дефекта (Severity):

  • Блокирующий (S1 – Blocker)
    тестирование значительной части функциональности вообще недоступно. Блокирующая ошибка, приводящая приложение в нерабочее состояние, в результате которого дальнейшая работа с тестируемой системой или ее ключевыми функциями становится невозможна.
  • Критический (S2 – Critical)
    критическая ошибка, неправильно работающая ключевая бизнес-логика, дыра в системе безопасности, проблема, приведшая к временному падению сервера или приводящая в нерабочее состояние некоторую часть системы, то есть не работает важная часть одной какой-либо функции либо не работает значительная часть, но имеется workaround (обходной путь/другие входные точки), позволяющий продолжить тестирование.
  • Значительный (S3 – Major)
    не работает важная часть одной какой-либо функции/бизнес-логики, но при выполнении специфических условий, либо есть workaround, позволяющий продолжить ее тестирование либо не работает не очень значительная часть какой-либо функции. Также относится к дефектам с высокими visibility – обычно не сильно влияющие на функциональность дефекты дизайна, которые, однако, сразу бросаются в глаза.
  • Незначительный (S4 – Minor)
    часто ошибки GUI, которые не влияют на функциональность, но портят юзабилити или внешний вид. Также незначительные функциональные дефекты, либо которые воспроизводятся на определенном устройстве.
  • Тривиальный (S5 – Trivial)
    почти всегда дефекты на GUI — опечатки в тексте, несоответствие шрифта и оттенка и т.п., либо плохо воспроизводимая ошибка, не касающаяся бизнес-логики, проблема сторонних библиотек или сервисов, проблема, не оказывающая никакого влияния на общее качество продукта.

Срочность (priority) показывает, как быстро дефект должен быть устранён. Priority выставляется менеджером, тимлидом или заказчиком

Градация Приоритета дефекта (Priority):

  • P1 Высокий (High)
    Критическая для проекта ошибка. Должна быть исправлена как можно быстрее.
  • P2 Средний (Medium)
    Не критичная для проекта ошибка, однако требует обязательного решения.
  • P3 Низкий (Low)
    Наличие данной ошибки не является критичным и не требует срочного решения. Может быть исправлена, когда у команды появится время на ее устранение.

Существует шесть базовых типов задач:

  • Эпик (epic) — большая задача, на решение которой команде нужно несколько спринтов.
  • Требование (requirement ) — задача, содержащая в себе описание реализации той или иной фичи.
  • История (story) — часть большой задачи (эпика), которую команда может решить за 1 спринт.
  • Задача (task) — техническая задача, которую делает один из членов команды.
  • Под-задача (sub-task) — часть истории / задачи, которая описывает минимальный объем работы члена команды.
  • Баг (bug) — задача, которая описывает ошибку в системе.

Тестовые среды

  • Среда разработки (Development Env) – за данную среду отвечают разработчики, в ней они пишут код, проводят отладку, исправляют ошибки
  • Среда тестирования (Test Env) – среда, в которой работают тестировщики (проверяют функционал, проводят smoke и регрессионные тесты, воспроизводят.
  • Интеграционная среда (Integration Env) – среда, в которой проводят тестирование взаимодействующих друг с другом модулей, систем, продуктов.
  • Предпрод (Preprod Env) – среда, которая максимально приближена к продакшену. Здесь проводится заключительное тестирование функционала.
  • Продакшн среда (Production Env) – среда, в которой работают пользователи.

Основные фазы тестирования

  • Pre-Alpha: прототип, в котором всё ещё присутствует много ошибок и наверняка неполный функционал. Необходим для ознакомления с будущими возможностями программ.
  • Alpha: является ранней версией программного продукта, тестирование которой проводится внутри фирмы-разработчика.
  • Beta: практически готовый продукт, который разработан в первую очередь для тестирования конечными пользователями.
  • Release Candidate (RC): возможные ошибки в каждой из фичей уже устранены и разработчики выпускают версию на которой проводится регрессионное тестирование.
  • Release: финальная версия программы, которая готова к использованию.

Основные виды тестирования ПО

Вид тестирования — это совокупность активностей, направленных на тестирование заданных характеристик системы или её части, основанная на конкретных целях.

Скриншот

  1. Классификация по запуску кода на исполнение:
    • Статическое тестирование — процесс тестирования, который проводится для верификации практически любого артефакта разработки: программного кода компонент, требований, системных спецификаций, функциональных спецификаций, документов проектирования и архитектуры программных систем и их компонентов.
    • Динамическое тестирование — тестирование проводится на работающей системе, не может быть осуществлено без запуска программного кода приложения.

  2. Классификация по доступу к коду и архитектуре:
    • Тестирование белого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает полный доступ к коду проекта.
    • Тестирование серого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает частичный доступ к коду проекта (комбинация White Box и Black Box методов).
    • Тестирование чёрного ящика — метод тестирования ПО, который не предполагает доступа (полного или частичного) к системе. Основывается на работе исключительно с внешним интерфейсом тестируемой системы.

  3. Классификация по уровню детализации приложения:
    • Модульное тестирование — проводится для тестирования какого-либо одного логически выделенного и изолированного элемента (модуля) системы в коде. Проводится самими разработчиками, так как предполагает полный доступ к коду.
    • Интеграционное тестирование — тестирование, направленное на проверку корректности взаимодействия нескольких модулей, объединенных в единое целое.
    • Системное тестирование — процесс тестирования системы, на котором проводится не только функциональное тестирование, но и оценка характеристик качества системы — ее устойчивости, надежности, безопасности и производительности.
    • Приёмочное тестирование — проверяет соответствие системы потребностям, требованиям и бизнес-процессам пользователя.

  4. Классификация по степени автоматизации:
    • Ручное тестирование.
    • Автоматизированное тестирование.

  5. Классификация по принципам работы с приложением
    • Позитивное тестирование — тестирование, при котором используются только корректные данные.
    • Негативное тестирование — тестирование приложения, при котором используются некорректные данные и выполняются некорректные операции.

  6. Классификация по уровню функционального тестирования:
    • Дымовое тестирование (smoke test) — тестирование, выполняемое на новой сборке, с целью подтверждения того, что программное обеспечение стартует и выполняет основные для бизнеса функции.
    • Тестирование критического пути (critical path) — направлено для проверки функциональности, используемой обычными пользователями во время их повседневной деятельности.
    • Расширенное тестирование (extended) — направлено на исследование всей заявленной в требованиях функциональности.

  7. Классификация в зависимости от исполнителей:
    • Альфа-тестирование — является ранней версией программного продукта. Может выполняться внутри организации-разработчика с возможным частичным привлечением конечных пользователей.
    • Бета-тестирование — программное обеспечение, выпускаемое для ограниченного количества пользователей. Главная цель — получить отзывы клиентов о продукте и внести соответствующие изменения.

  8. Классификация в зависимости от целей тестирования:
    • Функциональное тестирование (functional testing) — направлено на проверку корректности работы функциональности приложения.
    • Нефункциональное тестирование (non-functional testing) — тестирование атрибутов компонента или системы, не относящихся к функциональности.
      1. Тестирование производительности (performance testing) — определение стабильности и потребления ресурсов в условиях различных сценариев использования и нагрузок.
      2. Нагрузочное тестирование (load testing) — определение или сбор показателей производительности и времени отклика программно-технической системы или устройства в ответ на внешний запрос с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к данной системе (устройству).
      3. Тестирование масштабируемости (scalability testing) — тестирование, которое измеряет производительность сети или системы, когда количество пользовательских запросов увеличивается или уменьшается.
      4. Объёмное тестирование (volume testing) — это тип тестирования программного обеспечения, которое проводится для тестирования программного приложения с определенным объемом данных.
      5. Стрессовое тестирование (stress testing) — тип тестирования направленный для проверки, как система обращается с нарастающей нагрузкой (количеством одновременных пользователей).
      6. Инсталляционное тестирование (installation testing) — тестирование, направленное на проверку успешной установки и настройки, обновления или удаления приложения.
      7. Тестирование интерфейса (GUI/UI testing) — проверка требований к пользовательскому интерфейсу.
      8. Тестирование удобства использования (usability testing) — это метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий.
      9. Тестирование локализации (localization testing) — проверка адаптации программного обеспечения для определенной аудитории в соответствии с ее культурными особенностями.
      10. Тестирование безопасности (security testing) — это стратегия тестирования, используемая для проверки безопасности системы, а также для анализа рисков, связанных с обеспечением целостного подхода к защите приложения, атак хакеров, вирусов, несанкционированного доступа к конфиденциальным данным.
      11. Тестирование надёжности (reliability testing) — один из видов нефункционального тестирования ПО, целью которого является проверка работоспособности приложения при длительном тестировании с ожидаемым уровнем нагрузки.
      12. Регрессионное тестирование (regression testing) — тестирование уже проверенной ранее функциональности после внесения изменений в код приложения, для уверенности в том, что эти изменения не внесли ошибки в областях, которые не подверглись изменениям.
      13. Повторное/подтверждающее тестирование (re-testing/confirmation testing) — тестирование, во время которого исполняются тестовые сценарии, выявившие ошибки во время последнего запуска, для подтверждения успешности исправления этих ошибок.

Тест-дизайн — это этап тестирования ПО, на котором проектируются и создаются тестовые случаи (тест-кейсы).

Техники тест-дизайна

Автор книги «A Practitioner’s Guide to Software Test Design», Lee Copeland, выделяет следующие техники тест-дизайна:

  1. Тестирование на основе классов эквивалентности (equivalence partitioning) — это техника, основанная на методе чёрного ящика, при которой мы разделяем функционал (часто диапазон возможных вводимых значений) на группы эквивалентных по своему влиянию на систему значений.
  2. Техника анализа граничных значений (boundary value testing) — это техника проверки поведения продукта на крайних (граничных) значениях входных данных.
  3. Попарное тестирование (pairwise testing) — это техника формирования наборов тестовых данных из полного набора входных данных в системе, которая позволяет существенно сократить количество тест-кейсов.
  4. Тестирование на основе состояний и переходов (State-Transition Testing) — применяется для фиксирования требований и описания дизайна приложения.
  5. Таблицы принятия решений (Decision Table Testing) — техника тестирования, основанная на методе чёрного ящика, которая применяется для систем со сложной логикой.
  6. Доменный анализ (Domain Analysis Testing) — это техника основана на разбиении диапазона возможных значений переменной на поддиапазоны, с последующим выбором одного или нескольких значений из каждого домена для тестирования.
  7. Сценарий использования (Use Case Testing) — Use Case описывает сценарий взаимодействия двух и более участников (как правило — пользователя и системы).

Методы тестирования

Скриншот

Тестирование белого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает, что внутренняя структура/устройство/реализация системы известны тестировщику.

Согласно ISTQB, тестирование белого ящика — это:

  • тестирование, основанное на анализе внутренней структуры компонента или системы;
  • тест-дизайн, основанный на технике белого ящика — процедура написания или выбора тест-кейсов на основе анализа внутреннего устройства системы или компонента.
  • Почему «белый ящик»? Тестируемая программа для тестировщика — прозрачный ящик, содержимое которого он прекрасно видит.

Тестирование серого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает комбинацию White Box и Black Box подходов. То есть, внутреннее устройство программы нам известно лишь частично.

Тестирование чёрного ящика — также известное как тестирование, основанное на спецификации или тестирование поведения — техника тестирования, основанная на работе исключительно с внешними интерфейсами тестируемой системы.

Согласно ISTQB, тестирование черного ящика — это:

  • тестирование, как функциональное, так и нефункциональное, не предполагающее знания внутреннего устройства компонента или системы;
  • тест-дизайн, основанный на технике черного ящика — процедура написания или выбора тест-кейсов на основе анализа функциональной или нефункциональной спецификации компонента или системы без знания ее внутреннего устройства.

Тестовая документация

Тест план (Test Plan) — это документ, который описывает весь объем работ по тестированию, начиная с описания объекта, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков.

Тест план должен отвечать на следующие вопросы:

  • Что необходимо протестировать?
  • Как будет проводиться тестирование?
  • Когда будет проводиться тестирование?
  • Критерии начала тестирования.
  • Критерии окончания тестирования.

Основные пункты тест плана:

  1. Идентификатор тест плана (Test plan identifier);
  2. Введение (Introduction);
  3. Объект тестирования (Test items);
  4. Функции, которые будут протестированы (Features to be tested;)
  5. Функции, которые не будут протестированы (Features not to be tested);
  6. Тестовые подходы (Approach);
  7. Критерии прохождения тестирования (Item pass/fail criteria);
  8. Критерии приостановления и возобновления тестирования (Suspension criteria and resumption requirements);
  9. Результаты тестирования (Test deliverables);
  10. Задачи тестирования (Testing tasks);
  11. Ресурсы системы (Environmental needs);
  12. Обязанности (Responsibilities);
  13. Роли и ответственность (Staffing and training needs);
  14. Расписание (Schedule);
  15. Оценка рисков (Risks and contingencies);
  16. Согласования (Approvals).

Чек-лист (check list) — это документ, который описывает что должно быть протестировано. Чек-лист может быть абсолютно разного уровня детализации.

Чаще всего чек-лист содержит только действия, без ожидаемого результата. Чек-лист менее формализован.

Тестовый сценарий (test case) — это артефакт, описывающий совокупность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации тестируемой функции или её части.

Атрибуты тест кейса:

  • Предусловия (PreConditions) — список действий, которые приводят систему к состоянию пригодному для проведения основной проверки. Либо список условий, выполнение которых говорит о том, что система находится в пригодном для проведения основного теста состояния.
  • Шаги (Steps) — список действий, переводящих систему из одного состояния в другое, для получения результата, на основании которого можно сделать вывод о удовлетворении реализации, поставленным требованиям.
  • Ожидаемый результат (Expected result) — что по факту должны получить.

Резюме

Старайтесь понять определения, а не зазубривать. Если хотите узнать больше про тестирование, то можете почитать Библию QA. А если возникнет вопрос, всегда можете задать его нам в телеграм-канале @qa_chillout.

Лекция
3
:
Основные понятия тестирования

Рассмотрены подходы
к обоснованию истинности формул и
программ и их связь с тестированием.
Представлены на конкретных примерах
понятия отладки и тестирования.
Рассмотрены вопросы организации
тестирования. На примерах пояснены
методы поиска ошибок и процедура
тестирования. Рассмотрены фазы
тестирования, основные проблемы
тестирования и поставлена задача выбора
конечного набора тестов.

Концепция тестирования

Программа – это
аналог формулы в обычной математике.

Формула для функции
f,
полученной суперпозицией функций f1,
f2,
… fn
– выражение, описывающее эту суперпозицию.

f
= f1*
f2*
f3*…
* fn

Если аналог
f1,f2,…
fn
– операторы языка программирования,
то их формула – программа.

Существует два
метода обоснования истинности
формул:

  1. Формальный
    подход
    или
    доказательство
    применяется, когда из исходных
    формул-аксиом с помощью формальных
    процедур (правил вывода) выводятся
    искомые формулы и утверждения (теоремы).
    Вывод осуществляется путем перехода
    от одних формул к другим по строгим
    правилам, которые позволяют свести
    процедуру перехода от формулы к формуле
    к последовательности текстовых
    подстановок:

  2. A**3
    = A*A*A

  3. A*A*A
    = A -> R, A*R -> R, A*R -> R

Преимущество
формального подхода заключается в том,
что с его помощью удается избегать
обращений к бесконечной области значений
и на каждом шаге доказательства
оперировать только конечным множеством
символов.

  1. Интерпретационный
    подход

    применяется, когда осуществляется
    подстановка констант в формулы, а затем
    интерпретация формул как осмысленных
    утверждений в элементах множеств
    конкретных значений. Истинность
    интерпретируемых формул проверяется
    на конечных множествах возможных
    значений. Сложность подхода состоит в
    том, что на конечных множествах комбинации
    возможных значений для реализации
    исчерпывающей проверки могут оказаться
    достаточно велики.

Интерпретационный
подход используется при экспериментальной
проверке соответствия программы своей
спецификации

Применение
интерпретационного подхода в форме
экспериментов над исполняемой программой
составляет суть отладки
и тестирования.

Основная терминология

Отладка (debug,
debugging)– процесс
поиска, локализации и исправления ошибок
в программе [IEEE Std.610-12.1990].

Термин «отладка»
в отечественной литературе используется
двояко: для обозначения активности по
поиску ошибок (собственно тестирование),
по нахождению причин их появления и
исправлению, или активности по локализации
и исправлению ошибок.

Тестирование
обеспечивает выявление (констатацию
наличия) фактов расхождений с требованиями
(ошибок).

Как правило, на
фазе тестирования
осуществляется и исправление
идентифицированных ошибок, включающее
локализацию ошибок, нахождение причин
ошибок и соответствующую корректировку
программы тестируемого приложения
(Application Under Testing (AUT) или Implementation Under Testing
(IUT)).

Если программа не
содержит синтаксических ошибок (прошла
трансляцию) и может быть выполнена на
компьютере, она обязательно вычисляет
какую-либо функцию, осуществляющую
отображение входных данных в выходные.
Это означает, что компьютер на своих
ресурсах доопределяет частично
определенную программой функцию до
тотальной определенности. Следовательно,
судить о правильности или неправильности
результатов выполнения программы можно,
только сравнивая спецификацию желаемой
функции с результатами ее вычисления,
что и осуществляется в процессе
тестирования.

Пример поиска и исправления ошибки

Отладка
обеспечивает локализацию ошибок, поиск
причин ошибок и соответствующую
корректировку программы

//
Метод вычисляет неотрицательную

//
степень n числа x

static
public double Power(double x, int n)

{

double
z=1;

for
(int i=1;n>=i;i++)

{

z
= z*x;

}

return
z;

}

Пример
2.1. Исходный
текст
метода
Power

double
Power(double x,int n)

{

double
z=1;

int
i;

for(i=1;n>=i;i++)

{

z=z*x;

}

return
z;

}

Пример 2.1.1. Исходный
текст метода Power

Если вызвать метод
Power
с отрицательным значением степени n
Power(2,-1), то
получим некорректный результат — 2.
Исправим метод так, чтобы ошибочное
значение параметра (недопустимое по
спецификации значение) идентифицировалось
специальным сообщением, а возвращаемый
результат был равен 1

//
Метод вычисляет неотрицательную

//
степень n числа x

static
public double PowerNonNeg(double x,

int
n)

{

double
z=1;

if
(n>0)

{

for
(int i=1;n>=i;i++)

{

z
= z*x;

}

}

else
Console.WriteLine(

«Ошибка
! Степень
числа
n» +

»
должна быть больше 0.»);

return
z;

}

Пример 2.2.
Скорректированный исходный текст

double
PowerNonNeg(double x, int n)

{

double
z=1;

int
i;

if
(n>0)

{

for
(i=1;n>=i;i++)

{

z
= z*x;

}

}

else
printf(«Ошибка! Степень числа n должна
быть больше 0.n»);

return
z;

}

Пример 2.2.1.
Скорректированный исходный текст

Если вызвать
скорректированный метод PowerNonNeg(2,-1)
с отрицательным значением параметра
степени, то сообщение об ошибке будет
выдано автоматически.

Судить о правильности
или неправильности результатов выполнения
программы можно только сравнивая
спецификацию желаемой функции с
результатами ее вычисления.

Тестирование
разделяют на статическое и динамическое:

Статическое
тестирование
выявляет формальными методами анализа
без выполнения тестируемой программы
неверные конструкции или неверные
отношения объектов программы (ошибки
формального задания) с помощью специальных
инструментов контроля кода – CodeChecker.

Динамическое
тестирование
(собственно тестирование)
осуществляет выявление ошибок только
на выполняющейся программе с помощью
специальных инструментов автоматизации
тестирования
– Testbed или Testbench.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методы тестирования ПО МЕТОДЫ ПОИСКА ОШИБОК

Методы тестирования ПО МЕТОДЫ ПОИСКА ОШИБОК

Содержание лекции Определимся, кто несет ответственность за качество системы Изучим методы поиска ошибок Задания

Содержание лекции Определимся, кто несет ответственность за качество системы Изучим методы поиска ошибок Задания

Качество vs ответственность От кого зависит качество системы? Кто несет ответственность за качество системы?

Качество vs ответственность От кого зависит качество системы? Кто несет ответственность за качество системы?

Классификация по знанию внутренней системы

Классификация по знанию внутренней системы

Разработка через тестирование

Разработка через тестирование

Преимущества 1. Возможность убедиться, что приложение пригодно для тестирования 2. Автоматизированные тесты покрывают все

Преимущества 1. Возможность убедиться, что приложение пригодно для тестирования 2. Автоматизированные тесты покрывают все пути исполнения 3. Разработчик продумывает детали интерфейса до реализации 4. Тесты заставляют делать свой код более приспособленным для тестирования 5. Модульное тестирование способствует формированию четких и небольших интерфейсов 6. Несмотря на то, что при разработке через тестирование требуется написать большее количество кода, общее время, затраченное на разработку, обычно оказывается меньше 7. Тесты защищают от ошибок. Поэтому время, затрачиваемое на отладку, снижается многократно 8. Устранение дефектов на более раннем этапе разработки, препятствует появлению хронических и дорогостоящих ошибок, приводящих к длительной и утомительной отладке в дальнейшем 9. Тесты позволяют производить рефакторинг кода без риска его испортить. При внесении изменений в хорошо протестированный код риск появления новых ошибок значительно ниже 10. Уверенность в том, что изменения не нарушит существующую функциональность, придает уверенность разработчикам и увеличивает эффективность их работы 11. Разработка через тестирование способствует более модульному, гибкому и расширяемому коду. 12. Тесты могут использоваться в качестве документации. Хороший код расскажет о том, как он работает, лучше любой документации.

Слабые места 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Существуют задачи, которые невозможно решить

Слабые места 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Существуют задачи, которые невозможно решить Прохождение функциональных тестов Поддержка от руководства Модульные тесты обычно пишутся теми же, кто пишет тестируемый код Ложное ощущение надежности Тесты сами по себе являются источником накладных расходов Сложно определить покрытие тестами: неудачные архитектура, дизайн или стратегия тестирования приводят к большому количеству непройденных тестов, важно их все исправить в индивидуальном порядке. Простое удаление, отключение или поспешное изменение их может привести к необнаруживаемым пробелам в покрытии тестами.

Разработка тестов МЕТОДЫ ПОИСКА ОШИБОК

Разработка тестов МЕТОДЫ ПОИСКА ОШИБОК

Где искать тесты? ● Тщательное изучение и анализ требований (описания функции, модуля, спецификации, и

Где искать тесты? ● Тщательное изучение и анализ требований (описания функции, модуля, спецификации, и т. д. ). ● Декомпозиция требованийфункций. ● Выявление всех условий, входных и выходных данных (что) ● Анализ поведения (как) ● Использование различных техник для выделения определенных тестов ● Использование накопленных знаний о выполненных проектах (оттестированных продуктах) ● Интуиция ● Анализпросмотр выявленных тестов и добавление новых

Проблемы, которые придется решить ● ● ● Искать все ошибки или грубейшие? Если не

Проблемы, которые придется решить ● ● ● Искать все ошибки или грубейшие? Если не все, то как установить порог допустимости ошибки? Когда завершать тестирование? Что делать, если сроки поджимают и/или нет ресурсов на дальнейшее тестирование? Где остановиться в документировании тестов? Изменять тест или следовать первоначальной инструкции?

Классы эквивалентности (partitioning, equivalent analysis) ● Анализируем входные и выходные данные: ○ правильные классы

Классы эквивалентности (partitioning, equivalent analysis) ● Анализируем входные и выходные данные: ○ правильные классы эквивалентности (корректные входные данные) ○ неправильные классы эквивалентности (ошибочные входные данные)

Лучшие представители ● Какие значения тестировать внутри класса эквивалентности? ● Используем предположения: ○ Множество

Лучшие представители ● Какие значения тестировать внутри класса эквивалентности? ● Используем предположения: ○ Множество возможных значений непрерывно ○ Значения могут быть спроецированы на числовую ось, мы всегда можем определить, что из двух значений одно больше, а другое меньше или они одинаковы

Разберем пример Программа: INPUT < 10 ÞРезультат: сообщение об ошибке 10 <= INPUT <

Разберем пример Программа: INPUT < 10 ÞРезультат: сообщение об ошибке 10 <= INPUT < 25 ÞРезультат: печать “Hello” 25 <= INPUT ÞРезультат: сообщение об ошибке Типы ошибок: ● Программа не принимает числовые значения как факт ○ ● Написали <= 25 вместо < 25 ○ ● Проверяется любым числом Определяется только на границе Опечатка: написали 52 вместо 25 ○ Определяется и на границе в том числе

Выводы: Типы ошибок: ● Программа не принимает числовые значения как факт ○ ● Написали

Выводы: Типы ошибок: ● Программа не принимает числовые значения как факт ○ ● Написали <= 25 вместо < 25 ○ ● Проверяется любым числом Определяется только на границе Опечатка: написали 52 вместо 25 ○ Определяется и на границе в том числе Граничное значение проверяет все 3 типа ошибок Значение не на границе проверяет только 1 тип ошибок

Анализ граничных значений (Boundary Value Testing) ● Идентифицировать граничные значения для каждого входного значения

Анализ граничных значений (Boundary Value Testing) ● Идентифицировать граничные значения для каждого входного значения (класса эквивалентности) ○ на границе ○ значение, меньшее граничного ( «у границы» ’below point’) ○ значение, большее граничного ( «за границей» ’above point’) Примеры: ➢ Область корректных значений: [-1. 0, 1. 0] -> тесты для -1. 0, -1. 001, 1. 001 ➢ Максимальная длина слова – 5 символов — > тесты для 4, 5, 6 ➢ Область выходных значений: минимум расхода 0. 00, максимум 2000 -> подбираем входные данные для того, чтобы получить на выходе 0. 00, 2000. 01, -0. 01

В задаче: INPUT < 10 10 <= INPUT < 25 25 <= INPUT Проецируем

В задаче: INPUT < 10 10 <= INPUT < 25 25 <= INPUT Проецируем на числовую ось: Результат: сообщение об ошибке Результат: печать “Hello” Результат: сообщение об ошибке

Граничные значения Для точки: Z -> Z-1, Z, Z+1 Для отрезка: [x, y] ->

Граничные значения Для точки: Z -> Z-1, Z, Z+1 Для отрезка: [x, y] -> x-1, x, y, y+1 А для такого интервала значений: (х, у) ?

Выбор значений ● ● Значение в пределах класса является лучшим представителем Граничные значения часто

Выбор значений ● ● Значение в пределах класса является лучшим представителем Граничные значения часто будут лучшими представителями Могут быть лучшие представители, которые не будут граничными значениями Могут быть выделены лучшие представители в классах, значения которых не будут очевидно сравнимы (больше-меньше)

Как тестируем? ● Классы эквивалентности: некорректные значения ○ Тестировать одно некорректное значение за раз

Как тестируем? ● Классы эквивалентности: некорректные значения ○ Тестировать одно некорректное значение за раз для того, чтобы проверить, что система идентифицирует его корректно. ● Классы эквивалентности: корректные значения ○ Как ?

Стратегии работы с новым кодом ТАБЛИЦЫ РЕШЕНИЙ (DECISION TABLE TESTING)

Стратегии работы с новым кодом ТАБЛИЦЫ РЕШЕНИЙ (DECISION TABLE TESTING)

Этапы построения таблицы 1. 2. 3. 4. 5. Определить/записать все условия Посчитать количество возможных

Этапы построения таблицы 1. 2. 3. 4. 5. Определить/записать все условия Посчитать количество возможных комбинаций условий Запомнить комбинации Записать действия Убрать лишние комбинации (схлопывание таблицы)

Пример: светофор (SQA DAYS 14 - ЕЛЕНА СТАШЕНКО)

Пример: светофор (SQA DAYS 14 — ЕЛЕНА СТАШЕНКО)

Автомобиль находится перед светофором, определить его дальнейшие действия Условия: ØГорит ли красный? Y N

Автомобиль находится перед светофором, определить его дальнейшие действия Условия: ØГорит ли красный? Y N ØГорит ли желтый? Y N ØГорит ли зеленый? Y N Количество комбинаций: Ø 2*2*2 = 8

1. Определить список возможных условий и их значения

1. Определить список возможных условий и их значения

2. Определить список всех возможных действий (ожидаемых результатов для условий)

2. Определить список всех возможных действий (ожидаемых результатов для условий)

3. Определить все значения для условий ( «да»  «нет» или более 2 х

3. Определить все значения для условий ( «да» «нет» или более 2 х значений) и их уникальные комбинации, которые приводят к выполнению ожидаемых результатов связанных с этим правилом

4. Создать тест кейс для каждого правила (столбца) – как минимум один, если условия

4. Создать тест кейс для каждого правила (столбца) – как минимум один, если условия бинарные и если условие – интервал значений, рассмотреть тесты как для нижней так и для верхней границы интервала

Дополнительные условия

Дополнительные условия

Убрать лишние комбинации

Убрать лишние комбинации

Убрать лишние комбинации

Убрать лишние комбинации

Стратегии работы с новым кодом ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДИАГРАММЫ (CAUSE-EFFECT GRAPHING)

Стратегии работы с новым кодом ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ДИАГРАММЫ (CAUSE-EFFECT GRAPHING)

Что это и зачем? ● Предлагает способ перевода спецификаций, написанных на естественном языке, на

Что это и зачем? ● Предлагает способ перевода спецификаций, написанных на естественном языке, на язык формальный ● Способствует проектированию высокорезультативных тестов, не страдающих избыточностью, и обнаруживающих случаи неполноты и неоднозначности во входных спецификациях

Алгоритм действий 1. Разбить внешние спецификации на отдельные функции, которые будут тестироваться (декомпозиция функциональных

Алгоритм действий 1. Разбить внешние спецификации на отдельные функции, которые будут тестироваться (декомпозиция функциональных требований) 2. Идентифицировать явные и неявные причины (условия на входе) и присвоить каждой из них уникальный номер 3. Идентифицировать явные и неявные эффекты (действия на выходе) и присвоить каждому из них уникальный номер 4. Перевести семантику спецификации в граф «причина-следствие» (Boolean cause-effect graphing) 5. Добавить информацию о невозможных комбинациях причинэффектов 6. Построить таблицу решений (бинарные значения) 7. Записать тест кейс для каждого столбца

Пример Requirements for Calculating Car Insurance Premiums: For females less than 65 years of

Пример Requirements for Calculating Car Insurance Premiums: For females less than 65 years of age, the premium is $500 For males less than 25 years of age, the premium is $3000 For males between 25 and 64 years of age, the premium is $1000 For anyone 65 years of age or more, the premium is $1500

Причины (Causes) – входные условия 1. Пол: мужской 2. Пол: женский 3. Возраст: <25

Причины (Causes) – входные условия 1. Пол: мужской 2. Пол: женский 3. Возраст: <25 4. Возраст: >=25 and < 65 5. Возраст: >= 65

Следствия (Effects) – выходные результаты 100. Премия = $1000 101. Премия = $3000 102.

Следствия (Effects) – выходные результаты 100. Премия = $1000 101. Премия = $3000 102. Премия = $1500 103. Премия = $500

Причина: 1. Пол: мужской and 3. Возраст: < 25 Следствие: 101: Премия = $3000

Причина: 1. Пол: мужской and 3. Возраст: < 25 Следствие: 101: Премия = $3000

Причина: 1. Пол: мужской and 4. Возраст: >=25 and < 65 Следствие: 100: Премия

Причина: 1. Пол: мужской and 4. Возраст: >=25 and < 65 Следствие: 100: Премия = $1000

Причина: 1. Пол: мужской and 5. Возраст: >= 65 or 2. Пол: женский and

Причина: 1. Пол: мужской and 5. Возраст: >= 65 or 2. Пол: женский and 5. Возраст: >= 65 Следствие: 102: Премия = $1500

Причина: 2. Пол: женский and 3. Возраст: < 25 or 2. Пол: женский and

Причина: 2. Пол: женский and 3. Возраст: < 25 or 2. Пол: женский and 4. Возраст: >=25 and < 65 Следствие: 103: Премия = $500

Причина: 1. Пол: мужской and 5. Возраст: >= 65 or 2. Пол: женский and

Причина: 1. Пол: мужской and 5. Возраст: >= 65 or 2. Пол: женский and 5. Возраст: >= 65 Следствие: 102: Премия = $1500

Преобразование в таблицу решений Test Cases 1 (мужской) 2 (женский) 3 (< 25) 4

Преобразование в таблицу решений Test Cases 1 (мужской) 2 (женский) 3 (< 25) 4 (>= 25 and < 65) 5 (>= 65) 1 1 0 0 2 1 0 0 1 0 3 1 0 0 0 1 4 0 1 0 0 1 5 0 1 1 0 0 6 0 1 0 100 (1000$) 101 (3000$) 102 (1500$) 103 (500$) 0 1 0 0 0 0 0 1

Особенности применения ф. диаграмм 1. Требуется трансляция спецификации в булевскую логическую сеть 2. Обнаружение

Особенности применения ф. диаграмм 1. Требуется трансляция спецификации в булевскую логическую сеть 2. Обнаружение неполноты и неоднозначности в исходных спецификациях 3. Применение функциональных диаграмм не обеспечивает построение всех полезных тестов, которые могут быть определены: a. Как пример: метод неадекватно исследует граничные условия 4. Лучше отделять анализ граничных значений от метода функциональных диаграмм (иначе граф существенно усложняется) 5. Наиболее трудным при реализации метода является преобразование диаграммы в таблицу решений

Стратегии работы с новым кодом ДРУГИЕ МЕТОДЫ

Стратегии работы с новым кодом ДРУГИЕ МЕТОДЫ

Метод предположение об ошибке (Error guessing) ● Этот метод в значительной степени является интуитивным

Метод предположение об ошибке (Error guessing) ● Этот метод в значительной степени является интуитивным ● Тест инженер использует свои знания системы и способность к интерпретации спецификации на предмет того, чтобы «предугадать» при каких входных условиях система может выдать ошибку ● Перечислить в некотором списке возможные ошибки или ситуации, в которых они могут появиться, а затем на основе этого списка написать тесты

Requirements-Driven Testing Проверяем каждое требованиезапрос, которое описано или озвучено анализ требований: выявление неоднозначностей, неточностей,

Requirements-Driven Testing Проверяем каждое требованиезапрос, которое описано или озвучено анализ требований: выявление неоднозначностей, неточностей, пропущенной информации и т. п. (можно использовать функциональные диаграмма) Отслеживаем все требования и их покрытие тестами ● список требований с идентификаторами и соответствующих тестов (Requirements Tracing Matrix) Для каждого требования должны быть разработаны тесты ●

Задания 1. Классы эквивалентности 2. Граничные значения 3. Таблица решений 4. Функциональные диаграммы

Задания 1. Классы эквивалентности 2. Граничные значения 3. Таблица решений 4. Функциональные диаграммы

1. Выполнить разбиение на классы эквивалентности 1. 1 Password – длина не меньше 8

1. Выполнить разбиение на классы эквивалентности 1. 1 Password – длина не меньше 8 символов, максимум 16. Может состоять из латинских букв и цифр, а также могут быть использованы символы только из списка «!» , «_» , «? » , «#» . При этом пароль должен обязательно содержать, как минимум, одну заглавную букву и одну цифру. 1. 2 Значение для ‘Product ID’ должно содержать 5 символов, первые два из них должны быть обозначениями из списка допустимых значений (A 1 or A 2 or B 1 or B 2), остальные три — уникальным числовым значением.

Определить граничные значения 2. 1 Корректные значения X - целые значения от -2 до

Определить граничные значения 2. 1 Корректные значения X — целые значения от -2 до 10 2. 2 Максимальное длина вводимого значения равна 20 символам

3. Составить таблицу решений 3. 1 Страховая компания предоставляет страховку клиентам, достигшим 18 -ти

3. Составить таблицу решений 3. 1 Страховая компания предоставляет страховку клиентам, достигшим 18 -ти летнего возраста. Если стаж водителя составляет от 2 -х до 6 -ти лет, предоставляется скидка 20%. Если стаж водителя более шести лет, скидка 30% 3. 2 Любому посетителю салона красоты «Жасмин» может быть присвоена одна из категорий: «Клиент» , «Клиент категории А» , «Клиент категории Б» , «Клиент категории С» в зависимости от количества посещение салона. Категория «Клиент» присваивается посетителю, на счету которого 3 посещения и более. Категория «Клиент категории А» присваивается посетителю, на счету которого 10 посещений и более. Категория «Клиент категории Б» присваивается посетителю, на счету которого 20 посещений и более. Категория «Клиент категории С» присваивается посетителю, на счету которого 30 посещений и более.

3. Составить таблицу решений 3. 2 Система скидок магазина Скидки предоставляются покупателям, которые приобрели

3. Составить таблицу решений 3. 2 Система скидок магазина Скидки предоставляются покупателям, которые приобрели накопительную карту магазина. Изначально карта имеет тип “Standard” c нулевым балансом. При покупке товара и предъявлении карты при оплате, сумма покупок зачисляется на баланс карты. Величина скидки зависит от общей суммы покупок на карте покупателя и от типа карты. Для карты тип “Standard” скидки составляют: ● 5%, если общая сумма покупок на карте от 20000 руб до 40000 руб включительно, ● 10%, если сумма на карте больше, чем 40000 руб. Магазин меняет карту типа “Standard” на карту типа “Silver Card”, если накопительная сумма покупателя на карте типа “Standard” становится равной или больше 50000 руб. Для карты тип “Silver Card” скидки составляют: ● 10%, если сумма на карте от 50000 руб до 70000 руб включительно, ● 20%, если сумма на карте больше, чем 70000 руб. Магазин меняет карту типа “Silver Card” на карту типа “Gold Card”, если накопительная сумма покупателя на карте типа “Silver Card” становится равной или больше 100000 руб. Для карты типа “Gold Card” скидки составляют: ● 20%, если сумма на карте от 100000 руб до 150000 руб включительно, ● 30%, если сумма на карте больше, чем 150000 руб. Магазин меняет карту типа “Gold Card” на карту типа “VIP Card”, если накопительная сумма покупателя на карте типа “Gold Card” становится равной или больше 200000 руб. Для карты типа “VIP Card” скидки составляют: 30%, если сумма на карте больше, чем 200000 руб

4. Применить метод функциональных диаграмм 4. 1 Для банкомата банка «ТТТ» реализовано ПО, которое

4. Применить метод функциональных диаграмм 4. 1 Для банкомата банка «ТТТ» реализовано ПО, которое автоматизирует такие функции как выдача денег, выдча справки о балансе (доступные средства на карте), выдача распечатки с 10 ю последними операциями по карте, оплата услуг по мобильной связи Проанализирйте спецификацию для функции «Обработка запроса на снятие суммы с карты» и примените метод функциональных диаграмм для создания тест кейсов. Разработать и описать тест-кейсы в матрице (xls-file). ● Спецификация для функции «Обработка запроса на снятие суммы с карты» : Если карта типа «кредитная» (K) или «дебетовая» (D), то банкомат выдает деньги клиенту при условии, что запрашиваемая сумма (X) не превышает сумму доступных средств на карте клиента (S). Если карта типа «кредитная» , то банкомат выдает деньги и в случае, если запрашиваемая сумма превышает сумму доступных средств на карте, но не выходит за рамки допустимого превышения кредита (L). В случае, если карта не является «кредитной» или «дебетовой» или же запрашиваемая сумма превышает сумму доступных средств на карте для дебетовой карты или же запрашиваемая сумма превышает сумму доступных средств на карте и выходит за рамки допустимого превышения кредита для кредитовой карты, тогда выдается сообщение о том, что деньги не могут быть выданы и деньги не выдаются.

Improve Article

Save Article

Like Article

  • Read
  • Discuss
  • Improve Article

    Save Article

    Like Article

    Software application is a part of our daily life. May be in laptop or may be in our mobile phone, or it may be any digital device/interface our day starts with the use of various software applications and also ends with the use of various software applications. That’s why software companies are also trying their best to develop good quality error free software applications to the users.

    So when a company develops any software application software testing plays a major role in that. Testers not only test the product with a set of specified test cases they also test the software by coming out of the testing documents. There the term error guessing comes which is not specified in any testing instruction manual still it is performed. So in this article we will discuss about that error then error guessing, where and how it is performed. The benefits that we get by performing it. So let’s start the topic.

    Actually an error appears when there is any logical mistake in code by developer. And It’s very hard for a developer to find an error in large system. To solve this problem Error guessing technique is used. Error guessing technique is a software technique where test engineer guesses and try to break the software code. Error Guessing technique is also applied to all of the other testing techniques to produce more effective and workable tests.

    What is the use of Error Guessing ?

    In software testing error guessing is a method in which experience and skill plays an important role. As here possible bugs and defects are guessed in the areas where formal testing would not work. That’s why it is also called as experience based testing which has no specific method of testing. This is not a formal way of performing testing still it has importance as it sometimes solves many unresolved issues also.

    Where or how to use it ?

    Error guessing in software testing approach which is a sort of black box testing technique and also error guessing is best used as a part of the conditions where other black box testing techniques are performed, for instance, boundary value analysis and equivalence split are not prepared to cover all of the condition which are slanted to error in the application.

    Advantages and Disadvantages of Error Guessing Technique :

    Advantages :

    • It is effective when used with other testing approaches.
    • It is helpful to solve some complex and problematic areas of application.
    • It figures out errors which may not be identified through other formal testing techniques.
    • It helps in reducing testing times.

    Disadvantages :

    • Only capable and skilled tests can perform.
    • Dependent on testers experience and skills.
    • Fails in providing guarantee the quality standard of the application.
    • Not an efficient way of error detection as compared to effort.
    • Drawbacks of Error Guessing technique:
    • Not sure that the software has reached the expected quality.
    • Never provide full coverage of an application.

    Factors used in error guessing :

    1. Lessons learned from past releases.
    2. Experience of testers.
    3. Historical learning.
    4. Test execution report.
    5. Earlier defects.
    6. Production tickets.
    7. Normal testing rules.
    8. Application UI.
    9. Previous test results.

    Error Guessing is one of the popular techniques of testing, even if it is not an accurate approach of performing testing still it makes the testing work simple and saves a lots of time. But when it is combined with other testing techniques we get better results. In this testing, it is essential to have skilled and experienced testers. 

    Last Updated :
    16 Jul, 2021

    Like Article

    Save Article

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Метро эксодус не устанавливается выдает ошибку
  • Методы отладки и поиска ошибок
  • Метро эксодус не запускается ошибка
  • Методы обнаружения ошибок на канальном уровне основаны на
  • Метро эксодус enhanced edition ошибка