Молодая княжна лексическая ошибка

Как правильно пишется словосочетание «молодая княжна»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова завалинка (существительное):

Ассоциации к слову «молодой&raquo

Ассоциации к слову «княжна&raquo

Синонимы к словосочетанию «молодая княжна&raquo

Предложения со словосочетанием «молодая княжна&raquo

  • С тех пор молодая княжна смотрит на приобретённого родителя с нескрываемым страхом, и в его присутствии слова молвить не смеет, словно у неё язык отнимается.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «молодая княжна»

  • Таня, Танюша — как звала ее княжна, Татьяна Веденеевна — как полупочтительно величали ее, ввиду ее близости к молодой княжне , княжеская дворя, Танька-цыганка — по заочному прозвищу той же дворни, была высокая, стройная, молодая девушка. Черные волосы, цвета вороньего крыла, обрамляли смуглое, почти с бронзовым оттенком круглое личико, с задорным, вызывающим выражением; большие, черные как уголь глаза метали искры сквозь длинные ресницы из-под густых дугообразных бровей.

Сочетаемость слова «молодой&raquo

Сочетаемость слова «княжна&raquo

Значение слова «молодой&raquo

МОЛОДО́Й , —а́я, —о́е; мо́лод, молода́, мо́лодо; моло́же. 1. Не достигший зрелого возраста, юный; противоп. старый. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «княжна&raquo

КНЯЖНА́ , -ы́, ж. Незамужняя дочь князя. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «молодой&raquo

  • Молодым — везде у нас дорога,
    Старикам — везде у нас почет.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «молодой&raquo

МОЛОДО́Й , —а́я, —о́е; мо́лод, молода́, мо́лодо; моло́же. 1. Не достигший зрелого возраста, юный; противоп. старый.

Значение слова «княжна&raquo

КНЯЖНА́ , -ы́, ж. Незамужняя дочь князя.

Предложения со словосочетанием «молодая княжна&raquo

С тех пор молодая княжна смотрит на приобретённого родителя с нескрываемым страхом, и в его присутствии слова молвить не смеет, словно у неё язык отнимается.

– Наверное, ты прав… А что молодая княжна на это скажет. Месяц после свадьбы не минул, а отец тебя в дорогу гонит. Да ещё на край света.

– Звал… Молодая княжна, чать, не в обиде на меня? – усмехнулся отец.

Вариант ЕГЭ-2021 (авторский)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Вариант ЕГЭ-2021, созданный с учетом всех изменений.

Скачать:

Вложение Размер
moy_variant_ege_2021-2.docx 40.46 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

СОСТАВИЛА ШКУНОВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА МБОУ СОШ «ГОРКИ-Х» 09.01.2021г.

Тест ЕГЭ-2021 (согласно демоверсии 2021 года)

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. (2) Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. (3) Долгое время этот вид искусства был доступен … представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

(4) Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

(5)Существует определённый набор условных знаков , необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. (6) Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в 1954 г. известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005).

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Искусство оригами, бо́льшая часть условных знаков которого была введена в практику в 1954 г. известным японским мастером Акирой Ёсидзавой , возникло в Древнем Китае, где была изобретена бумага, и первоначально использовалось в религиозных обрядах.
  1. В 1954 году известный японский мастер Акира Ёсидзав а ввел в практику оригами (искусство складывания фигур из бумаги, родиной которой является Древний Китай) большую часть условных знаков, позволяющих зарисовать схему любых по сложности изделий.
  1. Оригами, бо́льшая часть условных знаков которого была введена в практику в 1954 г. известным японским мастером Акирой Ёсидзавой в 1954 году, – это древнее китайское искусство складывания квадратных листов бумаги, первоначально использовавшееся в религиозных обрядах и доступное исключительно представителям высших сословий.
  1. Искусство оригами (складывание фигур из листов бумаги квадратной формы), бо́льшая часть условных знаков которого была введена в практику в 1954 г. известным японским мастером Акирой Ёсидзавой , возникло в Древнем Китае, где считалось привилегией высших сословий, и первоначально использовалось в религиозных обрядах.
  1. Существует определённый набор условных знаков , необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия оригами — древнего китайского искусства, которое своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага, (2) Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах.
  1. Самостоятельно подберите частицу, которая должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это частицу.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТОН, а, мн. а, ов и ы, ов, м.

1. Звук определённой высоты; музыкальный звук в отличие от шума. Низкий т. Мягкий т. скрипки. Нежный т. Тоном ниже (также перен.: поспокойнее, не так горячо, не так громко; разг.). Попасть в т. (также перен.: сделать так, чтобы угодить кому-н., удовлетворить кого-н.).

2. (мн. ы, ов). Звук работающего сердца, а также звук, получаемый при выстукивании внутренних органов. Тоны сердца чистые.

3. Оттенок речи, её звучания. Надменный т. Переменить т. На высоких (повышенных) тонах разговаривать (раздражённо, ссорясь).

4. (мн. а, ов). Характер, оттенок красок, цвета по яркости, колориту. Светлые, пастельные тона. Тёплые тона. Холодные тона.

5. ед. Характер поведения, обращения с людьми, склад жизни. Изменился весь т. жизни. Хороший т. (благовоспитанность). Дурной т.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

5. В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) БЕДСТВЕННОЕ положение людей, проживающих в отдаленных участках нашей огромной страны, становится, к несчастью, закономерностью.

2) ГОРДЫНЯ – чувство собственного достоинства, самоуважения, чувство удовлетворения от успехов.

3) Из переговорной послышались голоса – началось ДЕЛОВОЕ обсуждение конкурсных проектов.

4) Тело ДОЖДЕВОГО червя состоит кольцеобразных сегментов, количество сегментов может достигать до 320.

5) Правила поведения в общественных местах всегда были и будут ЕДИНЫМИ для всех.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив неверно употребленное слово. Выпишите это слово.

В комнате витал тонкий аромат духов, что говорило о недавнем пребывании здесь молодой княжны.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) был увлечён ЕЙ

2) ЕЗДИТЕ быстро

3) СЛОЖИВ в стопку

4) звучит не менее ГРОМКО

5) в ТРЁХСТАХ метрах

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с причастным оборотом

  1. Размышляя над связью распространённых в то время философских теорий с общественными проблемами, Ф. М. Достоевский положил в основу романа «Преступления и наказания» уголовное происшествие.

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  1. Те, кто видел первый мощный фонтан нефти Шаимского месторождения, стал свидетелем начала широкомасштабных поисков нефти в Западной Сибири.

В) неправильное построение предложения с несогласованным определением

  1. Внимательно наблюдая за отдельными животными, учёные выявили некоторые закономерности их поведения.

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

  1. Серия картин «Тополя», написанных Моне в течение двух месяцев, состояла из пятнадцати полотен: деревья изображались в зависимости от освещённости и погоды в различное время суток в разное время года.

Д) ошибка в употреблении существительного с предлогом

  1. Рассматривая наскальные изображения эпохи каменного века, рисунки могут быть понятны людям разных национальностей.
  1. По приходу на Камчатку сибирского казака Владимира Атласова было составлено географическое и этнографическое описание этого живописного края.
  1. Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.
  1. И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающие довольно точный прогноз.
  1. В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных слоёв.

Запишите в таблицу выбранные цифры

  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) б..снописец, изд..вать, сбал..нсированный

2) г..лосовой, подр..сти, взгл..нуть

3) асф..льтированный, зап..тевать, одр..хлевший

4) прив..заться, ок..нчание, р..цензент

5) рекл..мировать, прис..гать (Родине), в..ртеть

  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..высить (скорость), пр..светлый (образ), пр..возмочь

2) не..добровать, ..жать (в кулак), бе..цельный

3) пред..нфарктный, меж..нтернатский, без..нициативный

4) от..бравший, под..двинуть, п. никнуть

5) комп..ютер, раз..единить, интер..ер

  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) засушл..вый, хитр..цы

2) расклан..ться, лед..ной (покров)

3) сгущ..нное (молоко), ноч..вка

4) глин..стый (грунт), уклонч..вый (ответ)

5) расстра..ваться, реч..вой (этикет)

  1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) стро..тся (новые дома), сыпл..щаяся (штукатурка)

2) выдел..шь (цветом), свер..вшие (часы)

3) встрет..шь, сброш..нный

4) проед..шься, необита..мый

5) меч..щийся (в беспокойстве), (тени) трепещ..т (на стене)

  1. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)СУМЕВШИЙ реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

Ключи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.

Корабль был (НЕ)БОЛЬШОЙ, но надёжный и комфортабельный.

Брат (НЕ)УДОСТОИЛ его даже упрёком.

Перед взором туристов открылась далеко (НЕ)ПРИВЫЧНАЯ картина.

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ТАК(ЖЕ), как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться.

(B)ТЕЧЕНИЕ всего года спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира.

(ПО)ТОМУ туристы с улыбкой и вспоминали своё первое восхождение к вершине, что

(C) НАЧАЛА она казалась им недосягаемой.

(ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.

(КАК)ТОЛЬКО берега скрываются за горизонтом, корабль ТУТ(ЖЕ) оказывается во власти океана.

  1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишутся две буквы Н.

Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим довое(1)ым ключом открою деревя(2)ую дверь — неожида(3)о — и увижу заплака(4)ые мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5) И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

  1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою — такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

  1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Водителю троллейбуса (1) к счастью (2) удалось (3) всё-таки (4) накинуть на провод соскользнувшую дугу, и пассажиры (5) наконец (6) облегчённо вздохнули.

  1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Архипелаг Земля Франца-Иосифа (1) включает 192 острова (2) 83 % территории (3) которых (4) до сих пор покрыто льдом (5) и входит в состав Приморского района Архангельской области.

  1. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

И всё же он доехал быстрее (1) чем я думал (2) потому что (3) когда я спустился во двор (4) на скамейке под липой уже виднелась его тёмная фигура.

  1. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Моя родина — небольшой город Орловской губернии. (2)Мне кажется, я умер бы от изнеможения и блаженства, если бы сейчас увидел его в нагорье реки Сосны. (3)Она не блещет никакими красотами. (4)Однако она не лишена того, чего не лишена почти всякая земля в нашей средней России: красоты лета и зимы, весны и осени, закатов и восходов, рек и деревьев. (5)Но всё это тихо, просто, скромно, незаметно и в неподвижности своей прекрасно. (6)То, что я любил и чтил больше всего в жизни своей. (7)Она задушевна, как русская песня, и, как она, исполнена поэзии музыки. (8)Только её надо слышать самому, внутренним слухом, потому что она тихим шёпотом нашёптывает свои небесные сны. (9)Родина — это не только страна, где «впервые вкусили сладость бытия», родина — это нечто гораздо большее. (По С. Н. Булгакову)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Пора на охоту!(2) И вот я вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча, в большом доме, в зале, полной солнца и дыма от трубок. (3)Народу много — все люди загорелые, с обветренными лицами, в поддевках и длинных сапогах. (4)Только что очень сытно пообедали, раскраснелись и возбуждены шумными разговорами о предстоящей охоте.

(5)А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

(6)Я сейчас еще чувствую, как жадно и емко дышала молодая грудь холодом ясного и сырого дня под вечер, когда, бывало, едешь с шумной ватагой Арсения Семеныча, возбужденный музыкальным гамом собак, брошенных в чернолесье, в какой-нибудь Красный Бугор или Гремячий Остров, уже одним своим названием волнующий охотника. (7)Едешь на злом, сильном и приземистом «киргизе», крепко сдерживая его поводьями, и чувствуешь себя слитым с ним почти воедино. (8)Он фыркает, просится на рысь, шумно шуршит копытами по глубоким и легким коврам черной осыпавшейся листвы, и каждый звук гулко раздается в пустом, сыром и свежем лесу.(9) Тявкнула где-то вдалеке собака, ей страстно и жалобно ответила другая, третья — и вдруг весь лес загремел, точно он весь стеклянный, от бурного лая и крика. (10)Крепко грянул среди этого гама выстрел — и все «заварилось» и покатилось куда-то вдаль.

(11)— Береги-и! — завопил кто-то отчаянным голосом на весь лес. (12)«А, береги!» — мелькнет в голове опьяняющая мысль. (13)Гикнешь на лошадь и, как сорвавшийся с цепи, помчишься по лесу, уже ничего не разбирая по пути. (14)Только деревья мелькают перед глазами да лепит в лицо грязью из-под копыт лошади. (15)Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пеструю, растянувшуюся по земле стаю собак и еще сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю, — по зеленям, взметам и жнивьям, пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со своим бешеным лаем и стоном. (16)Тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспененную, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. (17)Вдали замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя — мертвая тишина. (18)Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги. (19)Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою. (20)И сырость из оврагов становится все ощутительнее, в лесу холоднеет и темнеет. (21)Пора на ночевку.

  1. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Рассказывая об охоте, автор любуется красотой зимнего леса.
  2. Конь фыркает, просится на галоп, шумно шуршит копытами по глубоким и легким коврам черной осыпавшейся листвы, и каждый звук гулко раздается в пустом, сыром и свежем лесу.
  3. Автор еще чувствовал, как жадно и емко дышала молодая грудь холодом ясного и сырого дня под вечер, когда ехал с шумной ватагой Арсения Семеныча.
  4. Автор вспоминает, что охотился он с Арсением Семенычем вдвоем в его усадьбе после сытного обеда и разговоров о предстоящей охоте.
  5. Красный Бугор или Гремячий Остров — в этих местах обычно проходила охота.
  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  1. В предложения 7-9 содержится описание.
  2. Предложение 21 является следствием того, о чем говорится в предложении 20.
  3. Предложение 8 раскрывает причину того, о чем говорится в предложении 7.
  4. В предложениях 15-19 представлено повествование.
  5. В предложениях 11-13 представлено рассуждение.
  1. Из предложений 14-17 выпишите разговорное (-ые) слово (-а).
  1. Среди предложений 11 — 17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи частицы и форм одного и того же слова, Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, B, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

  1. «И. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки» вспоминает о том, как проходила охота в дворянских усадьбах. Для создания незабываемой атмосферы автор использует такое лексическое средство, как (А)___ (в предложениях 6,7) и такой троп, как (Б)_____ (в предложении 10).

Для создания динамичности процесса автор использует такое синтаксическое средства выразительности, как (В)___ (в предложениях 7,15). Легкость восприятия текста обусловлена использованием автором (Г)___ (предложения 6, 15, 18)».

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2021/02/25/variant-ege-2021-avtorskiy

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/

вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

Лексические нормы языка – это нормы словоупотребления. Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Игнорирование хотя бы одного из этих критериев может привести к нарушению точности речи.

ВИДЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

  1. Смешение слов, близких по значению: крайний и последний, любить и уважать, спать и отдыхать.
  2. Смешение слов, близких по звучанию: индейка – индианка.
  3. Смешение слов, близких по значению и по звучанию (паронимов):командировочный – командированный.
  4. Словосочинительство (словотворчество) – замена «законной» морфемы синонимичной «незаконной»:  благородность(благородство), волнительный(волнующий).
  5. Нарушение правил семантического (смыслового) согласования слов: Я поднимаю тост (поднимать – «перемещать куда-либо наверх», тост – «застольное пожелание чего-либо, здравица»).
  6. Плеоназмы (от греческого pleonasmos – переизбыток) – словосочетания, в которых значение одного компонента (слова) полностью входит в значение другого (смысловое дублирование): март месяц, лично я (ты, он).
  7. Тавтология (от греческих tauto– то же самое и logos – слово) – крайняя форма избыточности, дублирование и на уровне содержания, и на уровне формы: проливной ливень, гостеприимно приняли. Тавтологию не следует смешивать с повторами. Тавтология – это словосочетание, состоящее из двух однокоренных слов (заданное задание), а повторы – это многократное использование на небольшом отрезке речи одного и того же слова, словоформы, фразеологизма: Я записал задание. Придя домой, я стал выполнять задание.
  8. Неустраненная (неснятая) многозначность, порождающая двоякое осмысление высказывания: Ты ужеотходишь? (выздоравливаешь или умираешь?).
  9. Лексические анахронизмы – слова, не соответствующие изображаемой (описываемой) эпохе: Анна Павловна Шерер часто устраивала в своем доме дискотеки;

К лексическим ошибкам следует отнести и употребление в речи слов-сорняков (паразитов), поскольку они не несут никакой смысловой нагрузки, т.е. семантически опустошенных слов, засоряющих речь и затрудняющих ее понимание: как бы, ну, это, это самое, так сказать, как говорится и др.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

Как правильно пишется словосочетание «молодая княжна»

  • Как правильно пишется слово «молодой»
  • Как правильно пишется слово «княжна»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: гоплит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «молодой»

Ассоциации к слову «княжна»

Синонимы к словосочетанию «молодая княжна»

Предложения со словосочетанием «молодая княжна»

  • Она попотчевала также нас и по рюмке вином, что сделали и три молодые княжны.
  • С тех пор молодая княжна смотрит на приобретённого родителя с нескрываемым страхом, и в его присутствии слова молвить не смеет, словно у неё язык отнимается.
  • Когда-то очень давно влюбилась молодая княжна в крепостного пастуха из соседнего имения. Конечно же, брак был невозможен.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «молодая княжна»

  • Таня, Танюша — как звала ее княжна, Татьяна Веденеевна — как полупочтительно величали ее, ввиду ее близости к молодой княжне, княжеская дворя, Танька-цыганка — по заочному прозвищу той же дворни, была высокая, стройная, молодая девушка. Черные волосы, цвета вороньего крыла, обрамляли смуглое, почти с бронзовым оттенком круглое личико, с задорным, вызывающим выражением; большие, черные как уголь глаза метали искры сквозь длинные ресницы из-под густых дугообразных бровей.
  • Молодой человек рассказал ему в подробности весь свой роман с молодой княжной.
  • Зимою 186* года в Петербург прибыло на жительство одно очень зажиточное и именитое семейство, состоявшее из трех лиц: матери — пожилой дамы, княгини, слывшей женщиною тонкого образования и имевшей наилучшие светские связи в России и за границею; сына ее, молодого человека, начавшего в этот год служебную карьеру по дипломатическому корпусу, и дочери, молодой княжны, которой едва пошел семнадцатый год.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «княжна»

  • великая княжна
    юная княжна
    молодая княжна
  • княжна варвара
    княжна дарована
    княжна императорской крови
  • рука княжны
    лицо княжны
    сердце княжны
  • княжна поняла
    княжна улыбнулась
    княжна встала
  • жениться на княжне
    увидеть княжну
    посмотреть на княжну
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «молодой»

  • МОЛОДО́Й, —а́я, —о́е; мо́лод, молода́, мо́лодо; моло́же. 1. Не достигший зрелого возраста, юный; противоп. старый. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова МОЛОДОЙ

Афоризмы русских писателей со словом «молодой»

  • Молодым — везде у нас дорога,
    Старикам — везде у нас почет.
  • Не жалею, не зову, не плачу,
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.
  • Молодая, с чувственным оскалом,
    Я с тобой не нежен и не груб.
    Расскажи мне, скольких ты ласкала?
    Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

МОЛОДО́Й, —а́я, —о́е; мо́лод, молода́, мо́лодо; моло́же. 1. Не достигший зрелого возраста, юный; противоп. старый.

Все значения слова «молодой»

КНЯЖНА́, -ы́, ж. Незамужняя дочь князя.

Все значения слова «княжна»

  • Она попотчевала также нас и по рюмке вином, что сделали и три молодые княжны.

  • С тех пор молодая княжна смотрит на приобретённого родителя с нескрываемым страхом, и в его присутствии слова молвить не смеет, словно у неё язык отнимается.

  • Когда-то очень давно влюбилась молодая княжна в крепостного пастуха из соседнего имения. Конечно же, брак был невозможен.

  • (все предложения)
  • молодая княгиня
  • молодой князь
  • молодая жена
  • молодая графиня
  • молодая чета
  • (ещё синонимы…)
  • человек
  • молодожён
  • парень
  • юноши
  • тинейджер
  • (ещё ассоциации…)
  • князь
  • княгиня
  • женщина
  • девушка
  • княжество
  • (ещё ассоциации…)
  • молодой человек
  • молодой человек приятной наружности
  • выглядеть молодым
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • великая княжна
  • княжна варвара
  • рука княжны
  • княжна поняла
  • жениться на княжне
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «молодой»
  • Разбор по составу слова «княжна»
  • Как правильно пишется слово «молодой»
  • Как правильно пишется слово «княжна»

Обновлено: 04.06.2023

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Его брат был полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах древнерусского искусства.
Папа поражал всех своим чересчур ВОИНСТВЕННЫМ характером.
Её постигло НЕСТЕРПИМОЕ горе.
За ЗЛОБНЫЕ нарушения правил дорожного движения предусмотрены большие штрафы.
Своими поступками он преследовал ДВОЯКУЮ цель.
Ответ: ______

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Ракета-носитель ОТКЛОНИЛАСЬ от курса на восемь градусов.
Каждый выпускник школы должен овладеть приёмами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.
Рабочие жаловались на НЕТЕРПИМЫЕ условия работы.
В начальной школе он был ЗАЧИНАТЕЛЕМ драк.
Теперь игроки должны были по очереди бросить свой ИГРАЛЬНЫЙ кубик
Ответ: ________
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ВЫГОДНОСТЬ сделки была очевидна для всех.
Впечатление от поездки осталось ДВОЯКОЕ и какое-то тревожное.
Издалека слышался КОНСКИЙ топот.
По аллеям королевского парка гуляли ЦАРСТВЕННЫЕ павлины.
Мой дедушка — УДАЧЛИВЫЙ охотник — всегда возвращался с охоты с большой добычей.
Ответ: _____
одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Обман привёл к тому, что он оказался в чересчур ЗАТРУДНИТЕЛЬНОМ положении.
Никите, обладающему удивительными вокальными способностями, окружающие ПРОЧИЛИ карьеру оперного певца.
Это событие СТРЯХНУЛО всю округу.
Послеобеденный сон позволил мне ВОСПОЛНИТЬ недостаток сил.
Наша гостиница в Праге была очень КОМФОРТАБЕЛЬНОЙ.
Ответ: ______

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Коллективу предприятия с успехом удалось претворить в жизнь ГОДОВОЙ план.
Это был поистине ЦАРСТВЕННЫЙ подарок.
Она всегда прислушивалась к советам своей ПРАКТИЧНОЙ приятельницы.
Его ПОЧТЕННЫХ размеров чемодан привлёк всеобщее внимание.
Человеческая слава — явление ПРЕХОДЯЩЕЕ.
Ответ: ______

За ЗЛОСТНЫЕ нарушения правил дорожного движения предусмотрены большие штрафы.
В начальной школе он был ЗАЧИНЩИКОМ драк.
Впечатление от поездки осталось ДВОЙСТВЕННОЕ и какое-то тревожное.
Это событие ВСТРЯХНУЛО всю округу.
Это был поистине ЦАРСКИЙ подарок.

Вопрос 11: В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранный пароним. Это обязательный вопрос *
✍️ У лютика кашубского прикорневой лист – ЦЕЛЬНЫЙ и круглый, а все прочие листья – рассечённые, как и у других лютиков.
✍️ НЕСТЕРПИМОЕ радостное ожидание сменилось у Насти тревогой и отчаянием.
✍️ Руки мои на коленях покоятся, горестный ВЗДОХ угасает в груди…
✍️ Важнейшее место занимает ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЕ творчество в деятельности современного инженера, создающего новую и совершенствующего старую технику.
✍️ Стремление расширить рынок, НАРАСТИТЬ объёмы производства показывают необходимость пристального внимания к качеству продукции и обслуживания.

7 комментариев :

Ой, неожиданно набрала 19 баллов! Здорово! Но мне кажется в задании 9 указан неверный ответ — может 1?

Тренировочный тест по русскому языку в формате ЕГЭ (11 класс). 6 вариант.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Тренировочный тест по русскому языку составлен по материалам открытого банка контрольно-измерительных материалов ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и образовательного портала для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ»; предназначен учащимся 11 класса для подготовки к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ). Материал состоит из 24 заданий и творческого задания.Тренировочный тест по русскому языку в формате ЕГЭ (11 класс). 6 вариант.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Задание 5. Паронимы Лексические нормы. Самостоятельная работа с ответами.

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного вами предложения, запишите рядом предложение в исправленном виде.

Вариант I

1. По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.

2. Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе.

3. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение.

4. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

7. Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.

8. Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.

9. В политике двойные стандарты неприменимы.

10. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант II

1. Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.

2. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.

3. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.

4. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.

5. Собаки встретили путешественников злобным лаем.

6. Этот человек производит двойное впечатление.

7. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.

8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

9. Ведущий информативной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими.

Вариант III

1. Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье.

2. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства.

3. Великая тайна, связанная с происхождением древних озер, открылась читателям этой книги.

4. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого насчитывает уже несколько веков.

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником.

6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторпливо вели свой мерный счет.

7. По мнению критиков, этому живописному полотну явно не хватает живых, жизненных красок.

8. Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со злобным характером.

9. Она причесалась, одела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.

10. Выступление профессора было чрезвычайно информационным и поэтому очень полезным.

Вариант IV

1. Изучение поведения человека в ледяных условиях арктического моря представляет огромный научный интерес.

2. Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.

3. У известного композитора двойная фамилия.

4. Жизненные пути братьев так разошлись, что они годами не виделись и не переписывались.

5. Добро и зло, любовь и ненависть – понятия вечные.

6. Читатель, конечно подумает, что я разговаривал с Ефимом злостным тоном, но он окажется не прав.

7. Жених бережно одел золотое колечко на руку своей возлюбленной.

8. Я бесхитростно удивлялась тому, что за красочными полотнами художника кроется так много мыслей и подробностей.

9. Высокая, стройная, грациозная и великая, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.

10. Каждый выпускник школы должен владеть приемами информационной переработки текста.

Вариант I

4. Злостные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

9. В политике двойные стандарты неприменимы.

10. Великая власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант II

2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.

6. Этот человек производит двойственное впечатление.

7. Игорь надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.

9. Ведущий информационной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

Вариант III

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костяным набалдашником.

6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вековой пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мерный счет.

9. Она причесалась, надела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.

10. Выступление профессора было чрезвычайно информативным и поэтому очень полезным.

Вариант IV

1. Изучение поведения человека в ледовых условиях арктического моря представляет огромный научный интерес.

6. Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом злобным тоном, но он окажется не прав.

7. Жених бережно надел золотое колечко на руку своей возлюбленной.

9. Высокая, стройная, грациозная и величественная, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.

Читайте также:

      

  • Когда начинается распределение в детские сады в новосибирске
  •   

  • Краткое содержание по географии
  •   

  • Краткое содержание 1 параграфа по истории 6 класс арсентьев
  •   

  • Краткое содержание залаты птах
  •   

  • Школа медведково художественное направление

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа

имени Героя России Ф. Кузьмина»

учитель русского языка и литературы

Мельникова Мария Александровна

Тест по русскому языку

«Лексические ошибки»

(задание 20 ЕГЭ)

I вариант

I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.

1. Ошибки являются формой наших неправильных, некорректных поступков.

2. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.

3. Прошлая жизнь Аксиньи была насыщена горечью, разочарованием и предательством.

4.

5. Чтение – один из лучших антидепрессантов.

6. Ее улыбка была манящая и чувствительная.

7. Онегин впервые познакомился с Татьяной на ее именинах.

8. Князь Андрей не герой, потому что он не закрыл собой снаряд, а стоял и думал, как он выглядит в

глазах окружающих.

9. Герой совершил оплошность, перейдя на сторону врага.

10. Я не могу адекватно воспринимать текст в электронного носителя.

II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова,

употребленного неверно.

1. Когдато Мармеладов имел работу, но потом его сократили.

2. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.

3. Мой коллега оказался полным невежей в вопросах программирования.

4. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

5. Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.

III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они

допущены.

А) Употребление слова в несвойственном

ему значении.

2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в

атаку.

В) Неудачный выбор одного из

синонимов.

3. Особенность языка Пушкина, что очень

легкий.

Г) Пропуск необходимого слова.

4. Он был шокирован ее красотой.

Д) Неуместное употребление

разговорной/диалектной/просторечной

лексики, жаргонизмов

5. В цирке выступал очень сильный и

ловкий силач.

6. Она одела синее пальто и белый шарф.

7. Экипаж находился в ужасном

состоянии.

8. Автор восхищается своим героем, ведь

герой поступил честно.

9. Ее высказывание было

умопомрачительным.

10. Этот поступок кажется мне очень

крутым.

II вариант

I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.

1. Мародерство в деревнях расцветало.

2. Любовная лодка разбилась о быт.

3. Свою шуточную автобиографию Михаил Зощенко написал в 1928 году.

4. Над ним разыграли шутку.

5. Для меня честь – это одно из нравственных чувств, которое влечет за собой чистоту души и совести.

6. С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

7. Толстой, видимо, потому писал такие большие романы, что ему некому было выговориться.

8. Экзамены буду проходить в июне месяце.

9. Обломов настолько сильно втрескался в Ольгу Ильинскую, что перестал валяться на диване.

10. Начать читать никогда не поздно.

II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова,

употребленного неверно.

1. Я маленько не согласна с точкой зрения автора.

2. Нам необходимо набивать голову знаниями.

3. Ее искусные волосы не вызывали восторга.

4. У него был любимый питомник собака Чарли.

5. Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они

допущены.

А) Нарушение лексической сочетаемости

слов.

Б) Употребление многозначных слов или

омонимов, приводящее к двусмысленности

высказывания.

2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в

атаку.

В) Употребление лишнего слова

(плеоназм)

3. Особенность языка Пушкина, что очень

легкий.

Г) Неуместное повторение одних и тех же

слов

4. Он был шокирован ее красотой.

Д) Смешение лексики различных

исторических эпох.

5. В цирке выступал очень сильный и

ловкий силач.

6. Она одела синее пальто и белый шарф.

7. Экипаж находился в ужасном

состоянии.

8. Автор восхищается своим героем, ведь

герой поступил честно.

9. Ее высказывание было

умопомрачительным.

10. Этот поступок кажется мне очень

крутым.

КЛЮЧИ.

I вариант.

I — 13679

II 1 уволили

2 прославили

3 невеждой

4 улучшить

5 вызвана

III А 4, Б – 6, В – 9, Г – 3, Д 10

II вариант.

I — 14568

II 1 немного/не совсем

2 наполнять

3 искусственные

4 питомец

5 потерпела

III А 1, Б – 7, В – 5, Г – 8, Д 2

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Молитва чтобы не совершить ошибку
  • Молитва чтобы муж понял свои ошибки
  • Молитва уберечь от ошибок
  • Молитва об исправлении ошибок
  • Молева ошибка канцлера аннотация