Мораль сей фильмы такова исправьте грамматические ошибки

ПЛИИИИЗ
2. Исправьте грамматические ошибки.
— Скучно жить в десятом веке: ни кина, ни дискотеки.
— Договор о союзе Белоруссии и России обречен на общественную поддержку в обоих странах.
— Правительство РФ приняло постановление о ввозе в Россию белого сахара из Украины без взимания таможенной пошлины.
— Мораль сей фильмы такова.
— Нешто я да не пойму / При моем-то при уму? (Л. Филатов).
— Вот несчастье, вот беда / Дичи нету и следа (Л. Филатов).
— Вызывает антирес / Ваш питательный процесс: / Как у вас там пьют какаву — / С сахарином али без? (Л. Филатов).​

Контрольная работа №2: Стилистические
нормы современного литературного языка.

1.
Сделайте транскрипцию сочетаний чн. В случае затруднений обращайтесь к
словарю.

Бесконечный,
беспорядочный, будничный, булочная, взяточник, конечно, конечный, скучный,
копеечный, молочник, нарочно, прачечная, пустячный, скворечник, яичница.

2.
Расставьте правильно ударения в сочетаниях предлога с существительным в
соответствии с современными нормами.

По
боку, под боком, за борт, на борт, на воду, под воду, с глазу на глаз, год от
года, из года в год, на гору, под гору, по двору, по дну, за сердце, за нос, за
морем, на землю.

3.
Исправьте ошибки в произношении. Правильно расставьте ударения.

Включим
приемник, возраста, возрастов, возвращение на круги
своя, вручат орден, истёкшие сутки, конкурентноспособный,
красивее, недуг, отключено
электричество, оторвало плотину, отставка принята,
расценено, сняты, ценз осёдлости.

4.
Исправьте грамматические ошибки.


Скучно жить в десятом веке: ни кина, ни дискотеки.


Воронежские авиастроители собираются с силами, чтобы вставить фитиля «Боингам».


Договор о союзе Белоруссии и России обречен на общественную поддержку в обоих
странах.


Правительство РФ приняло постановление о ввозе в Россию белого сахара из
Украины без взимания таможенной пошлины.


Мораль сей фильмы такова.


Один тапок валялся под диваном, другой обнаружился в шкафу.


Нешто я да не пойму / При моем-то при уму? (Л. Филатов).


Вот несчастье, вот беда / Дичи нету и следа (Л. Филатов).


Вызывает антирес / Ваш питательный процесс: / Как у вас там пьют какаву — / С
сахарином али без? (Л. Филатов).

5.
Исправьте речевые ошибки.

               
Тихон простил Борису, что тот изменил с
его женой.

               
Мнение
Катерины о жизни – это полный супротив понятиям Кабанихи.

               
Кабаниха
угасает от изнеможения.

               
Базаров
родился по своим моральным соображениям раньше, чем другие.

               
Можно
сказать о Раскольникове, что это человек добрый, честный, дружелюбный. Также
можно сказать, что Раскольников убил старуху, чтобы ограбить ее.

               
После
того, как он убил старуху, Раскольников начинает себя немного осуждать.

               
В
доме Ростовых царит полная свобода: каждый занимается, чем хочет. Например,
Наташа любит Бориса.

               
Ведь
он же князь, а все князья, княгини и другие дворяне приписаны к светскому
обществу.

               
Есенин
любил родину не за что-то, не потому что, а просто так.

               
Великое
слово Родина, пронесенное творцом через всю свою жизнь и поэзию, останется
навеки в моем подсознании.

               
Но
позвольте мне перенести ваш взгляд на любовный фронт поэта.

               
Да
и из своих уст я не раз слышал произношение слова дружба.

               
Этот
случай произошел со мной на реке, когда мы отправились бродить. В тот вечер у
нас с Пашей особенно отлично получалось, и так как были молодые, возник
юношеский азарт.

               
На
деревьях во все голоса переливалось щебетание птиц.

               
Комедия
«Ревизор» показывает весь «дурдом», творившийся в городе Н.

               
Городовой
очень широк словарным запасом (о Городничем в «Ревизоре»).

               
…крепкая
мужская дружба, начинавшаяся еще между двумя молодыми школьниками…

               
Солдат
ложился под вражеские пули…

               
Людоедка
Эллочка была красива, у нее не было вкуса, она знала цену своей красоте, но она
была самая настоящая болванка.

               
  Статья
«О разных Маяковских» — это статья, в которой Маяковский раздваивается.

               
Роль
Маяковского в ЛЕФе очень велика. Он был главным.

               
Кульминацией
комедии будет тот момент, когда Чацкий уже всех заколебал на балу у Фамусова и
его объявили сумасшедшим.

               
Взрослая
жизнь Обломова течет по одному руслу реки, течет плавно и беспрепятственно. Но
все же скоро появилось одно очень большое препятствие – это была Ольга
Ильинская.

               
Перед
смертью у Обломова родился ребенок.

               
Доктор
Зеленский был домосед и жил в лазарете.

               
Россия
держалась «на соплях», но другим странам не уступала.

               
Раскольников
хотел проверить, «тонка ли у него кишка».

               
Раскольников
просит почитать Соню о воскрешении из Библии Лазаря.

               
Лирический
герой стихотворения – это человек, скорее всего мужчина, а может быть, даже сам
автор.

(Из
школьных сочинений).

6.
Ответьте письменно на вопрос: зачем нужны нормы русского литературного языка,
если их все равно нарушают?

Контрольная работа №3: Приемы
эффективной коммуникации. Речь как средство коммуникации

Эссе
по теме: Корпоративные деловые коммуникации в организации (на выбор студента).

Образцы
тестовых заданий

Выберите
правильные ответы (один или несколько).

1.
Термин «документ» первоначально обозначал:

а)
свидетельство, доказательство; б) текст, имеющий правовую значимость; в)

поучительный
пример, образец; г) послание, письмо.

2.
Какие функции не свойственны тексту документа? а) регулирующая; б)
эстетическая;

в)
информативная; г) фатическая.

3.
Речевой стандарт – это: а) недостаток делового текста, с которым нужно
бороться; б)

удобное
речевое средство, которое должно быть перенесено на все другие сферы общения;
в)

неотъемлемая
часть делового текста, обусловленная задачами коммуникации в деловой сфере.

4
Какие компоненты делового письма не относятся к этикетной рамке? а) обращение,
б)

приветствие,
в) представление, г) вложение д) контактная информация

5.
В ходе переписки формулировка темы: а) не должна меняться; б) должна

корректироваться
в случае изменения содержания переписки или добавления новых аспектов;

12
в) должна меняться в каждом ответном письме.

Контрольная работа №4: Лексические
нормы современного русского литературного языка.

Задание
1

Исправьте
нарушение морфологической  нормы. Поясните свой ответ.

У грузинов(правильно: у грузин; нулевое окончание
сущ. Р.п., обозначающего национальность).

В две тысячи первом годе (правильно: в…году, окончание –у
сущ. 2 скл. П.п.).

Не ложи на стол (правильно: не клади…;в повелительном
наклонении ед.ч. верна только эта форма глагола «класть»).

Нет претензиев(правильно: нет претензий, сущ на –ий,
нулевое окончание).

С полтораста чемоданами (правильно: с полутораста
чемоданами, числительное «полтораста» имеет срединное окончание  –у в
косвенных падежах).

Хужее всего (правильно: хуже всего, сравнительная
степень наречия «плохо»).

Ляжьте на коврик(правильно: лягте на…; в повелительном
наклонении мн.ч. верна только эта форма глагола «лечь»).

Возвращайтеся скорее(правильно: возвращайтесь: постфикс
–ся возможен только в просторечии).

Более красивее(правильно: более красивый или
красивее; сравнительная степень прилагательного «красивый» образуется
только так).

Около семи килограммов  помидор(правильно:
помидоров; сущ. ,обозначающие овощи или фрукты, в Р.п. мн.ч. имеют
окончание –ов).

Задание
2

Исправьте
нарушение синтаксической нормы.Поясните свой ответ.

Те, кто ездил в трудовой лагерь, умеет работать по-настоящему.(правильно:  
те…умеют ; согласование подлежащего и сказуемого в форме мн. числа)

В списке отличников не только не было фамилий моих знакомых, но
и моей.
(правильно: 
не было не только фамилий моих знакомых, но и моей;  части двойного союза должны соединять непосредственно
однородные члены)

В журнале « Огоньке» часто печатают интересные статьи на
исторические темы.
(правильно:  в журнале «Огонёк»; если  нарицательное существительное стоит
перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в форме Им.п.)

Мои братья увлекаются и хорошо разбираются в современной музыке.(правильно: 
…увлекаются современной музыкой и хорошо разбираются в ней; увлекаются (чем?)
музыкой, разбираются ( в чём? ) в музыке, в ней )

Задание
3

Укажите
грамматически правильное продолжение предложения. Поясните свой ответ.

Собираясь поехать на море,…

а) чемодан должен быть вместительным

б) не забудьте купить вместительный чемодан

Правильный
ответ : б (глагол-сказуемое, к которому относится деепричастие , стоит в форме
повелительного наклонения). Вариант «а» неверен потому, что подлежащее
«чемодан» не относится к деепричастию (чемодан не может собираться  поехать на
море)

Задание
4.

Составьте
словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов. Форму слова можно по
необходимости изменять.

Иметь-играть (роль, значение).

Правильно:
иметь значение, играть роль.

Последний-конечный-финальный-окончательный (станция, вопрос,
вариант, свисток арбитра).

Правильно:
последний вопрос, конечная станция, окончательный вариант, финальный свисток
арбитра.

Стадо-табун-стая (овцы, журавли, лошади).

Правильно:
стадо овец, табун лошадей, стая журавлей.

Повысить-расширить (кругозор, грамотность).

Правильно:
повысить грамотность, расширить кругозор.

Принять-предпринять (шаги, меры).

Правильно:
принять меры, предпринять шаги.

Задание
5.

Составьте
словосочетание или небольшое предложение с каждым паронимом, учитывая разницу в
лексическом значении слов. Форму слова можно по необходимости изменять.

Запасной-запасный (возможный вариант: запасное колесо-запасный
выход).

Цветной-цветовой-цветастый (возможный
вариант: цветная бумага-цветовая гамма-цветастый платок).

Рыбный-рыбий (возможный вариант:рыбные котлеты-рыбий
плавник).

Костный-костлявый-костяной (возможный
вариант: костный мозг-костлявая рука-костяной набалдашник трости).

Двойной-двойственный-двоякий (возможный
вариант:двойное дно-двойственная позиция по вопросу-двоякая выгода).

Кожаный-кожный-кожистый(возможный вариант: кожаный
портфель, кожное заболевание, кожистая черепаха).

Нетерпимый-нестерпимый(возможный вариант:нетерпимое
общество-нестерпимый стыд).

Зубной-зубчатый(возможный вариант: зубной врач-зубчатая
бахрома).

Эффектный-эффективный(возможный вариант: эффектный
наряд-эффективные методы лечения).

Блестеть-блистать(возможный вариант: кожа , смазанная
маслом, блестит-блистать красотой).

Деловой-деловитый(возможный вариант: деловая
переписка-деловитая походка).

Дипломатический-дипломатичный(возможный
вариант: дипломатический документ-дипломатичная манера вести беседу).

Одеть-надеть(возможный вариант: одеть ребёнка в
платье-надеть на ребёнка платье).

Скрытый-скрытный(возможный вариант: скрытый от всех
подарок-скрытный человек).

Контрольная работа № 5: Речевые
нормы. Нормы ударения.

Вариант 1.

Инструкция для студентов.

На
«5» — студент должен получить 33-30 баллов.

На
«4» — 29-27 баллов.

На
«3» — 26-19 баллов. Меньше 18 баллов – работа выполнена неудовлетворительно.

Время
выполнения 40 минут.

Задание 1.(4б).

Поставьте
ударение в словах.

Агент,
документ, коклюш, колледж, щавель, приданое, кредитор, эксперт, Евангелие,
жалюзи.

Задание 2.(5б).

Составьте
словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, зависящих от
ударения.

Атлас,
ледник, острота, ирис, замок.

Задание 3.(3б).

Образуйте
от данных прилагательных глаголы; поставьте ударение, например: глубокий —
углубить.

Легкий,
бодрый, острый, крепкий, прочный.

Задание 4.(3б).

Образуйте
от данных существительных форму родительного падежа множественного числа,
поставьте ударение; например: доска – досок.

Дно,
сирота, торт, шарф, порт.

Задание 5.(4б).

Поставьте
ударение в прилагательных:

Августовский,
атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый,
козырной.

Задание 6.(3б).

Образуйте
от данных прилагательных краткие формы женского рода и множественного числа,
поставьте ударение; например: близкий – близка – близки.

Горький,
длинный, глубокий.

Задание 7.(2б).

Прочитайте
пары слов, укажите в каком из них допустимо профессиональное произношение:

Шприцы
– шприцы; компас – компас; флейтовый
– флейтовый.

Задание 8.(3б).

От
данных глаголов образуйте имена существительные, поставьте ударение; например:
договариваться – договор.

Созывать,
обеспечивать, сосредоточивать, намериваться, упрочить.

Задание 9.(1б).

Прочитайте
иноязычные имена собственные. Поставьте ударение.

У
Бальзака, Вашингтон, Шекспир.

Задание 10.(5б).

Прочитайте
текст, выпишите выделенные слова и укажите особенности их произношения.

Я
занята: у меня много дел в компьютерном классе. Но может быть, мы зайдем
на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую
колбасу, творог, сосиски и грейпфруты.

Вариант 2.

Инструкция для студентов.

На
«5» — студент должен получить 33-30 баллов.

На
«4» — 29-27 баллов.

На
«3» — 26-19 баллов. Меньше 18 баллов – работа выполнена неудовлетворительно.

Время
выполнения 40 минут.

Задание 1.(4б).

Поставьте
ударение в словах.

Агрономия,
благовест, генезис, квартал, иконопись, знамение, досуг, каучук, нефтепровод,
танцовщик.

Задание 2.(5б).

Составьте
словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, зависящих от
ударения.

Броня,
хлопок, орган, парить, характерный.

Задание 3.(3б).

Образуйте
от данных существительных глаголы; поставьте ударение, например: блок —
блокировать.

Премия,
норма, пломба, экспорт, приватизация.

Задание 4.(3б).

Образуйте
от данных существительных форму родительного падежа множественного числа,
поставьте ударение; например: доска – досок.

Уголь,
торг, область, местность, плоскость.

Задание 5.(4б).

Поставьте
ударение в прилагательных:

Тигровый,
сливовый, суповой, ходовой, украинский, ненецкий, подростковый, согнутый,
кедровый, оцененный.

Задание 6.(3б).

Образуйте
от данных причастий краткие формы женского рода и множественного числа,
поставьте ударение; например: розданный – раздана – розданы.

Созванный,
созданный, взятый.

Задание 7.(2б).

Прочитайте
пары слов, укажите в каком из них допустимо профессиональное произношение:

Добыча
– добыча; искра – искра; атомный
– атомный.

Задание 8.(3б).

От
данных глаголов образуйте имена существительные, поставьте ударение; например:
договариваться – договор.

Упорядочить,
занять, нанять, обострить, создать.

Задание 9.(1б).

Прочитайте
иноязычные имена собственные. Поставьте ударение.

Драйзер,
Осло, Израиль.

Задание 10.(5б).

Прочитайте
текст, выпишите выделенные слова и укажите особенности их произношения.

Делайте
бизнес нами. Наши товары конкурентоспособны! Разнообразие услуг
фирмы приятно удивит занятых людей!

Эталоны
ответов проверочной работы по теме
Контрольная работа № 5: Речевые
нормы. Нормы ударения.

№ вопроса

Рейтинг оценки (в баллах)

Вариант 1

Вариант 2.

1

4б.

Агент, документ, коклюш, колледж,
щавель, приданое, кредитор, эксперт, Евангелие,
жалюзи.

Агрономия, благовест, генезис,
квартал, иконопись, знамение, досуг, каучук,
нефтепровод, танцовщик.

2.

5б.

Географический атлас – купить атлас на платье;
ледник в горах — запасы на зиму в леднике; острота ножа – сказать остроту в
ее адрес; цветет ирис – молочный ирис; закрыть на замок – войти в замок.

Заказать броню на концерт – броня на машине; чистый
хлопок – раздался хлопок; больной орган – музыка органа; парить репу – парить
в воздухе; характерный почерк – характерный парень.

3.

3б.

Облегчи`ть, ободри`ть, обостри`ть, укрепи`ть,
упро`чить.

Премирова`ть, нормирова`ть, пломби`ровать,
экспорти`ровать,

приватизи`ровать.

4.

3б.

До`ньев, сиро`т, то`ртов, ша`рфов, по`ртов.

У`гля – угля`, то`ргов – торго`в, областе`й,
ме`стностей, плоскосте`й.

5.

4б.

А`вгустовский, а`томный, валово`й, грошо`вый, рушевый,
домова`я, зу`бчатый, ку`хонный, опто`вый, козырно`й.

Тигро`вый, сли«вовый, суповой, ходово`й,
украи`нский, не`нецкий, подро`стко`вый, со`гнутый, кедро`вый, оценё`нный.

6.

2б.

Горька` – горьки`; длинна` – длинны`; глубока `–
глубоки`.

Созвана` – со`званы;

Создана` – со`зданы;

взята` – взя`ты.

7.

3б.

Шприцы` (медицин.), компа`с (морск.), флейто`вый
(музык.)

До`быча (горн.)

искра` (шофер.)

ато`мный (физик.)

8.

3б.

Созы`в, обеспе`чение, сосредото`чение, наме`рение,
упро`чение.

Упоря`дочение,

зае`м,

нае`м,

острота`,

созда`ние.

9.

1б.

У Бальза`ка, Вашингто`н (столица США), Шекспи`р.

Дра`йзер,

О`сло (столица Норвегии),

Изра`иль (Государство Тель – Авив).

10.

5б.

Компьютер [тэ ], кулинарию, ке`та – кета`, языко`вую
(колбасу), тво`рог – творо`г, сосиски о —  [а], грейпфрут п — [-].

Бизнес [нэ],

конкурентоспособны т-[-],

занятых (людей),

людей [д].

.

На
«5» — студент должен получить 33-30 баллов.

На
«4» — 29-27 баллов.

На
«3» — 26-19 баллов. Меньше 18 баллов – работа выполнена неудовлетворительно.

Время
выполнения 40 минут.

Контрольная работа № 6: Чистота речи.
Требования к правильной речи.

1.
Запишите
в первый столбик слова с буквой ё, во второй – слова с ударным [э].

Береста,
гренадер, жердочка, маневры, новорожденный, оседлость, поблекнуть, ременный,
щелочно-кислотный, ярем.

2.
Слова
с твердыми согласными перед е выпишите в один столбик, а с мягкими – в
другой. Если в слове две и более буквы е, согласные перед ними могут
произноситься по-разному. В этом случае выпишите слово в оба столбика и
подчеркните в соответствующем столбике, какой именно согласный звук вы имеете в
виду.

Брокер,
декларация, дивиденд, компьютер, лазер, оппонент, потенциал, сервис, терапевт,
штемпель.

3. Правильно
ли использованы фразеологизмы и устойчивые словосочетания в следующих
предложениях? Исправьте, определив вид нарушения.

Образец: Если на нашем
предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. Тип ошибки:
смешение (контаминация) двух фразеологических оборотов «влипнуть в историю» и
«попасть в переплет». Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем
попасть в перелет.

1. Десятки заявлений с жалобами, просьбами остаются
гласом, вопиющим в пустыне, они попадают в ящик. 2. Он живет как сыр в масле.
3. Он взял себе львиную часть заработанного. 4. Ботинки нужно чистить с вечера,
чтобы утром надевать их на свежую голову. 5. Вольно-невольно кредиты пришлось
возвращать. 6. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 7. Я вам зуб
даю на отсечение, зачет вы не сдадите. 8. Многим молодым управляющим
коммерческими банками удалось выбить почву под ногами западных коллег. 9.
Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный
расплох. 10. Прятаться за чужие широкие спины недостойно.

4. Исправьте
ошибки в употреблении причастий и деепричастий.

Образец: Аппаратура, направляющаяся
на отладку и доводку, неправильно учитывается как уже готовая. – Аппаратура, направляемая
на отладку и доводку, неправильно учитывается как уже готовая.

1. Граждане, не застроящие полученные участки в течение
трех лет, лишаются права на их владение. 2. Рабочие и служащие завода,
приедущие отдыхать в этот живописный уголок Подмосковья, найдут все условия для
настоящего отдыха. 3. Лицам, приобревшим путевки и не выехавшим в срок, путевки
продляться не будут. 4.
По итогам проверки
качества, проводящейся на заводе с августа месяца, было установлено, что
процент брака удалось снизить в целом. 5. К заявлению с просьбой о внеочередном
отпуске, переданном начальнику цеха, была приложена справка из поликлиники. 6.
В письмах, получающихся редакцией газеты, есть много дельных предложений. 7. В
первом варианте контрольной работы, значительно превосходящей по трудности
второй вариант, естественно, и ошибок, допущенных учащимися, было больше. 8. Нарушивши
правила, водитель попытался скрыться. 9. Среди молодежи можно найти немало
юношей и девушек, пожелавших бы принять участие в этом конкурсе. 10. Прождя
часа два и так и не надеясь больше на появление судей, участники этих могших бы
быть интересными соревнований разошлись по домам.

5. Исправьте
синтаксические ошибки. Укажите их причину.

Образец: Просто
трудно представить, что как быстро перевоплощается этот человек (лишний
союз). – Просто трудно представить, как быстро перевоплощается этот человек.

1. Второкурсник, он все рассказал нам о сессии. 2. Отдел
должен дать отчет в проделанной работе. 3. На собрании группы обсуждались вопросы
дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. 4. Салют – это когда
много-много огней и очень красиво. 5. Чувства, которые чистые и бескорыстные,
тоже исчезают. 6. Люблю праздник и когда веселятся. 7. Меня не только
интересуют рассказы, но и стихи. 8. Эта книга интересная и которая принесет
пользу читателям. 9. Существуют словари, где объясняется значение слов. 10.
Книга, которую мне посоветовали, которую я взяла в библиотеке, которая
находится недалеко от школы, которая недавно построена, мне понравилась.

6. Ответьте
на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологическое
выражение.

Образец: Как говорят о том, кто мешает,
чинит препятствия? – Вставляет палки в колеса.

1.
О доведении до состояния сильного гнева и полной потери самообладания. 2. Об
очень дальних родственниках. 3. О чем-нибудь необычайном, невероятном. 4. О
беспорядке, неразберихе, царящих где-либо. 5. О том, кто не знает чего-либо
всем известного. 6. О том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-нибудь.
7. О том, кто бездельничает, без цели глядит по сторонам. 8. О том, кто ослабил
руководство чем-либо, позволил упасть тому, что находится в руках. 9. О том,
кто говорит долго и скучно, не по существу дела, повторяет уже известное. 10. О
решительном заявлении, прямом вопросе.

7. Какие
речевые формулы следует использовать:

1.
Сотруднику фирмы при разговоре по телефону, чтобы выяснить, туда ли он попал.
2. Руководителю фирмы, чтобы выразить свое несогласие с деловым партнером во
время переговоров. 3. Посетителю учреждения, чтобы узнать, кто может ему помочь
в решении его вопроса. 4. Сотруднику фирмы, чтобы обратиться к ее руководителю
и узнать, какое решение принято по его заявлению. 5. Студенту, чтобы обратиться
к преподавателю с просьбой принять у него раньше экзамен. 6. Сотруднику фирмы,
чтобы поблагодарить руководителя за оказанную материальную помощь.
7. Сотруднику фирмы при разговоре по телефону, чтобы попрощаться с
клиентом. 8. Сотруднику фирмы, чтобы попросить коллегу вернуть вещь, которая
ему уже явно не нужна. 9. Сотруднику фирмы при разговоре по телефону, если его
попросили позвать отсутствующего в данный момент специалиста.
10. Сотруднику фирмы при разговоре по телефону, чтобы представиться новому
клиенту.  университетской библиотеки.

8. Назовите
ошибки, допущенные в тексте приказа декана факультета. Отредактируйте текст.

Согласно
приказа ректора Санкт-Петербургского Государственного инженерно-экономического
университета:

1.
создать на факультете комиссию по отбору студентов по участию в межфакультетской
олимпиаде;

2.
комиссии провести факультетскую олимпиаду и зарезультировать ее итоги в
протоколе заседания комиссии;

3.
контроль по исполнению приказа возложить на заместителя декана по
воспитательной работе М.М. Исаева.

9.  Напишите текст
короткого агитационного выступления на тему «Не будьте равнодушными» (о понятии
«чужое горе»)
из расчета, что время
выступления должно занять 2 минуты.

Задания:

1. Сделайте транскрипцию сочетаний чн. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Бесконечный, беспорядочный, будничный, булочная, взяточник, конечно, конечный, скучный, копеечный, молочник, нарочно, прачечная, пустячный, скворечник, яичница.

2. Расставьте правильно ударения в сочетаниях предлога с существительным в соответствии с современными нормами.

По боку, под боком, за борт, на борт, на воду, под воду, с глазу на глаз, год от года, из года в год, на гору, под гору, по двору, по дну, за сердце, за нос, за морем, на землю.

3. Исправьте ошибки в произношении. Правильно расставьте ударения.

Включим приемник, возраста, возрастов, возвращение на круги своя, вручат орден, истёкшие сутки, конкурентноспособный, красивее, недуг, отключено электричество, оторвало плотину, отставка принята, расценено, сняты, ценз осёдлости.

4. Исправьте грамматические ошибки.

 — Скучно жить в десятом веке: ни кина, ни дискотеки.

 — Воронежские авиастроители собираются с силами, чтобы вставить фитиля «Боингам».

 — Договор о союзе Белоруссии и России обречен на общественную поддержку в обоих странах.

 — Правительство РФ приняло постановление о ввозе в Россию белого сахара из Украины без взимания таможенной пошлины.

 — Мораль сей фильмы такова.

 — Один тапок валялся под диваном, другой обнаружился в шкафу.

 — Нешто я да не пойму / При моем — то при уму? (Л. Филатов).

 — Вот несчастье, вот беда / Дичи нету и следа (Л. Филатов).

 — Вызывает антирес / Ваш питательный процесс: / Как у вас там пьют какаву — / С сахарином али без? (Л. Филатов).

5. Исправьте речевые ошибки.

Тихон простил Борису, что тот изменил с его женой.

Мнение Катерины о жизни – это полный супротив понятиям Кабанихи.

Кабаниха угасает от изнеможения.

Базаров родился по своим моральным соображениям раньше, чем другие.

Можно сказать о Раскольникове, что это человек добрый, честный, дружелюбный. Также можно сказать, что Раскольников убил старуху, чтобы ограбить ее.

После того, как он убил старуху, Раскольников начинает себя немного осуждать.

В доме Ростовых царит полная свобода: каждый занимается, чем хочет. Например, Наташа любит Бориса.

Ведь он же князь, а все князья, княгини и другие дворяне приписаны к светскому обществу.

Есенин любил родину не за что — то, не потому что, а просто так.

Великое слово Родина, пронесенное творцом через всю свою жизнь и поэзию, останется навеки в моем подсознании.

Но позвольте мне перенести ваш взгляд на любовный фронт поэта.

Да и из своих уст я не раз слышал произношение слова дружба.

Этот случай произошел со мной на реке, когда мы отправились бродить. В тот вечер у нас с Пашей особенно отлично получалось, и так как были молодые, возник юношеский азарт.

На деревьях во все голоса переливалось щебетание птиц.

Комедия «Ревизор» показывает весь «дурдом», творившийся в городе Н.

Городовой очень широк словарным запасом (о Городничем в «Ревизоре»).

…крепкая мужская дружба, начинавшаяся еще между двумя молодыми школьниками…

Солдат ложился под вражеские пули…

Людоедка Эллочка была красива, у нее не было вкуса, она знала цену своей красоте, но она была самая настоящая болванка.

 Статья «О разных Маяковских» — это статья, в которой Маяковский раздваивается.

Роль Маяковского в ЛЕФе очень велика. Он был главным.

Кульминацией комедии будет тот момент, когда Чацкий уже всех заколебал на балу у Фамусова и его объявили сумасшедшим.

Взрослая жизнь Обломова течет по одному руслу реки, течет плавно и беспрепятственно. Но все же скоро появилось одно очень большое препятствие – это была Ольга Ильинская.

Перед смертью у Обломова родился ребенок.

Доктор Зеленский был домосед и жил в лазарете.

Россия держалась «на соплях», но другим странам не уступала.

Раскольников хотел проверить, «тонка ли у него кишка».

Раскольников просит почитать Соню о воскрешении из Библии Лазаря.

Лирический герой стихотворения – это человек, скорее всего мужчина, а может быть, даже сам автор.

(Из школьных сочинений).

6. Ответьте письменно на вопрос: зачем нужны нормы русского литературного языка, если их все равно нарушают?

ИСПРАВЬТЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

•Любить и наслаждаться природой

•Смотреть и любоваться картиной

•О поэме Блока «Двенадцати» не утихают споры до сих пор

•Я люблю игру на фортепиано и петь в хоре

•Он посмотрел фильм,нашумевший в кинематографических кругах и который только что вышел на экран

ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ

•Мать описывает о путешествии

•Действуем согласно распоряжения

•Заведующий склада отдал распоряжение

•График нарушен вопреки указания директора

•Больше время уделить на чтение книг

•Павел пришёл с армии

•Студенты уделяют внимание на записи во время лекций

ГЛАВА 6

Речевое оформление сочинения

Рассмотрим типичные ошибки, которые встречаются в сочинениях.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка нарушение норм образования слов и их грамматических форм,

нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Ошибочное словообразование

Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо

насмехаться.

Ошибочное образование

формы существительного

Опытные слесаря вместо слесари; разводить курей вместо

разводить кур и др.

Ошибочное образование

формы прилагательного

Более ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо

важнейший (самый важный ).

Ошибочное образование

формы числительного

С семистами рублями вместо с семьюстами, около шестиста

вместо около шестисот и др.

Ошибочное образование

формы местоимения

Ихней помощи вместо их помощи и др.

Ошибочное образование

формы глагола, причастия,

деепричастия

Заказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят,

накормящий вместо кормящий или кормивший.

Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты»

(правильно: людям, воспитавшим в себе…).

Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в

пример).

Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют

своего мнения).

Нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно:

Все, кто совершает…).

Нарушение способа

выражения сказуемого в

отдельных конструкциях

Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: … и веселы).

Ошибки в построении

предложения с однородными

членами

Автор не только осуждает жестокость, а также призывает

нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не

только…, но и…).

Ошибки в построении

предложения с деепричастным

оборотом

Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие,

обозначаемое деепричастием, должно относиться к

подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).

Ошибки в построении

предложения с причастным

оборотом

Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно:

проблема, поставленная автором или поставленная автором

проблема).

Ошибки в построении

сложного предложения

Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается

важная проблема… (Правильно: В тексте Лихачёва

поднимается важная проблема…)

Смешение прямой и косвенной

речи

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за

чужими спинами. (Правильно: Не случайно герой говорит, что

он никогда не прячется за чужими спинами.)

Нарушение границ

предложения

Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в

людях только хорошие качества (высказывание должно быть

оформлено как сложноподчинённое предложение).

Нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

форм

Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии

он становится эгоистом. (Второе сказуемое следует поставить в

форму прошедшего времени.)

Речевые ошибки

Речевая ошибка это нарушение лексических норм, т. е. норм словоупотребления и лексико

семантической сочетаемости слова.

Употребление слова в

несвойственном ему значении

Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно

найти происки патриотизма (вместо слова происки

(«интриги») следовало использовать существительное

примеры).

Неразличение оттенков значения,

вносимых в слово приставкой и

суффиксом

Вряд ли это можно считать эффектным способом решения

проблемы (правильно: эффективным).

Неразличение синонимичных

слов

В конечном предложении автор подводит итоги (правильно: в

последнем).

Употребление слов иной

стилевой окраски

Не следует слишком зацикливаться на своих проблемах.

Неуместное употребление

эмоциональноокрашенных слов

и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и

олицетворений.

Неоправданное употребление

просторечных, жаргонных слов

По ящику сейчас показывают одни разборки.

Нарушение лексической

сочетаемости

Книги занимают очень важную роль в жизни человека

(правильно: играют важную роль или занимают важное

место).

Употребление лишних слов, в

том числе плеоназм

Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе

(слово прейскурант означает «справочник цен»).

Употребление рядом или близко

однокоренных слов (тавтология)

Писатель мастерски описывает своего героя.

В своём рассказе автор рассказывает о событиях войны.

Неоправданное повторение слова

В прочитанном мною тексте автором поднимается проблема

патриотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает

о героизме солдат. Позиция автора мне близка и понятна.

Бедность и однообразие

синтаксических конструкций

Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он

оказался на фронте, он командовал ротой солдат.

Неудачное употребление

местоимений

Данный текст написал В. Белов. В нём поднимается важная

проблема.

Логические ошибки

Логические ошибки это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение

логики изложения мысли. Классификация логических ошибок может быть представлена следующим

образом*.

Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в

наше время (тема и проблема — это не одно и то же!).

Нарушение причинно

следственных отношений

Но вскоре пришла весна, так как морозы прекратились.

Нарушение логики

развёртывания мысли

Я согласен с автором: действительно, книга скоро изживёт себя.

Но, пока книг издаётся всё больше и больше, они ещё долго будут

радовать читателей.

Отсутствие связи между

высказываниями

Автора возмущает человеческая жестокость. И действительно,

сейчас многие родители уже не читают детям книги. Им легче

включить мультики по телевизору.

Наличие логических ошибок учитывается в критерии К5, по которому оценивается смысловая

цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей в сочинении.

*Бутакова О.Л. Опыт классификации ошибок, свойственных письменной речи //Вестник

Омского университета. — 1998. Вып. 2. — С. 72-75.

Фактические ошибки

Фактическая ошибка это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых

в тексте сочинения

Подмена понятий, фактов,

приводимых в исходном тексте,

другими; искажение фактов,

содержащихся в тексте.

В тексте приводятся некоторые факты из биографии

писателя Дюрера. (Альбрехт Дюрер немецкий

живописец и график эпохи Ренессанса.)

Неверная характеристика примера,

явления, о котором идёт речь в

тексте.

В тесте рассказывается о событиях Великой

Отечественной войны, когда Германия напала на Россию

(Германия напала на СССР, или Советский Союз).

Неверное изложение фактов, не

упоминающихся в исходном тексте

(фактов фонового характера),

которые учащиеся используют в

развёрнутом ответе (факты

биографии автора или героя текста,

даты, фамилии, авторство

упоминаемых в сочинении

произведений и т.п.).

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает о

Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам.

У известного писателя Лихачёва есть множество статей, в

которых осуждается национализм.

Хотелось бы напомнить, что Пушкин был горячей

личностью. Он мог заехать на коне на второй этаж и

спокойно пойти пить чай.

Что проверяет эксперт?

Оценивая речевое оформление сочинения, эксперт выявляет нарушения орфографических,

синтаксических, грамматических и речевых норм. Отдельный критерий (К12) предполагает

выявление фактических ошибок.

Критерии оценивания ответа на задание 27

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием

грамматического строя речи.

*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший

балл получен по критерию К10

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения

мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя

речи

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или одна негрубая ошибка)

Допущено не более двух ошибок

Допущено тричетыре ошибки

Допущено более четырёх ошибок

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / И.П.

Цыбулько, В.Н. Александров, Е.В. Арутюнова и др. М., 2016. — С. 4647.

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

Допущено четырепять ошибок

Допущено более пяти ошибок

Грамматических ошибок нет

Допущено более двух ошибок

Допущено не более одной речевой ошибки

Допущено более трёх ошибок

Критерии оценивания ответа на задание 27

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

Допущены этические ошибки (одна и более)

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале

Задания

12. Найдите фактические ошибки в предложениях и подчеркните их.

1) Однажды в библиотеке я случайно нашла старый ветхий томик со стёршимися буквами на

обложке. Тогда я не обратила на него внимания, однако позже мы читали эту книгу по школьной

программе. С тех пор роман Ф. М. Достоевского «Отцы и дети» стал моей настольной книгой.

2) Мне вспомнился знаменитый рассказ Фонвизина «Недоросль».

3) А. Блок является одним из моих любимейших писателейклассиков русской литературы. В школе

я с ранних лет полюбил его, прочитав рассказ «Лолита».

4) Михаил Пришвин — один из самых для меня запоминающихся поэтов.

5) Хотелось бы напомнить, что Пушкин был горячей личностью. Он мог заехать на коне на второй

этаж и спокойно пойти пить чай.

6) Про Наполеона ходили слухи, что он склонен к предательству Барклая.

7) Примером из русской литературы может служить, например, стихотворение М.Ю. Лермонтова

«Бородино»: несмотря на то, что Москва была спалена Гитлером, русской армии всё равно

удалось сломить наступление фашистской Германии и освободить Москву.

8) Наши войска допустили крушение Москвы, но тем самым взяли Наполеона и прекратили войну.

9) Недавно была война России с Абхазией. Погибло очень много людей. Если бы не эвакуация, то

жертв было бы значительно больше. Я думаю, что войну можно было и предотвратить, если бы

люди были сдержанней. Провели бы переговоры и решили бы все вопросы мирно, не прибегая к

оружию.

10) Одним из героев является Зоя Космодемьянская, отважившаяся поджечь деревни, населённые

мирными жителями.

11) Свою смелость капитан Тушин доказал в бою, в жестоких условиях Первой мировой войны.

12) Вспомним, как пытались заставить Пьера Безухова продолжить семейное дело своего отца.

13) В рассказе Гоголя «Преступление и наказание» у Сони Мармеладо вой есть любимая книга

«Евангель», которую она читает Раскольнику.

14) Невозможно не вспомнить такие замечательные произведения, которые писали в ХУП1Х1Х

веках. Гоголь «Мёртвые души», Шолохов «Тихий Дон» — это действительно интересно читать!

15) Многие знают книги классиков, таких как Пушкин, Толстой, Гоголь и другие величайшие поэты.

2. Найдите логические ошибки и подчеркните их.

1) Позиция автора такова: изменить мир и его жизненные законы нельзя, но в наших силах

попытаться его исправить.

2) И что будет с нашим поколением? Каждый студент должен знать свои предметы: медик

гистологию, архитектор инженерию, филолог фонетику. И я искренне надеюсь, что людей,

для которых честь превыше всего, будет рождаться всё больше.

3) Автор не стремится убедить читателя в своей правоте, но на убедительных примерах показывает,

к каким последствиям может привести человеческое безразличие.

4) Если раньше люди читали таких авторов, как Толстой и Достоевский, то сейчас читают разные

повести, романы и тому подобное.

5) Над морем стояла тишина. Завывал ветер. Пронзительно кричали чайки.

3. Исправьте ошибки, вызванные употреблением слов в несвойственных им значениях, и

запишите свой вариант.

1) Люди, попавшие в различные неприятные ситуации, требуются в помощи близких.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2) На мой взгляд, этот текст можно разделить на три тропа.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) В своём сочинениирассуждении я бы хотел отметить, как автор хорошо вклинил в текст

изобразительные средства языка.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) Также эту проблему захватывает Гоголь в своём произведении «Тарас Бульба».

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5) Эти люди уверены в праведности своих действий.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6) Надеюсь, будущее человечество не растеряет славные традиции нашей страны.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7) Бабушкина спина была сильно изогнута под тяжестью сумок.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8) Большинство магазинов украшают громогласные вывески.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9) Если бы эти романы подверглись цензу, они бы не дошли до читателя.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

10) Раз такую литературу покупают, значит, люди интересуются и им любознательно.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

11) Употребление наркотиков ведёт к снижению умственных способностей или даже к безумству.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

12) Мы знаем, что Базаров заразился тифом, расчленяя труп крестьянина.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4. Исправьте предложения, устранив плеоназм и тавтологию, и запишите свой вариант.

1) Вследствие такого безразличия могут произойти чреватые последствия.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2) Герой так и не смог осуществить свою мечту и вернулся обратно.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) В данном тексте автор раскрывает проблему взаимоотношения людей друг с другом.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) Сочувствие — одно из важнейших чувств человека.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5) Люди отличаются своими взглядами на экологию окружающей среды.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6) Все должны узнать об этом мужественном подвиге.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7) Вспомним, как влияет литература на судьбы человеческих жизней.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8) Именно о таких людях рассказывается в рассказе В. Астафьева.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5. Отредактируйте предложения, заменив жаргонные и просторечные слова и выражения

стилистически нейтральными синонимами.

1) Мир, наполненный серыми красками и скукотой, может спасти только любовь.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2) Когда смотришь в глаза ветерану, становится стыдно. Ты понимаешь, что в твои годы он уже

подрывал танки, стоял на стрёме, не смыкая глаз, а ты… Ты даже представить себе этого не

можешь!

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) По телевизору сплошные фильмы про зомбаков и вампиров.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) Не следует зацикливаться на неудачах и промахах.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5) К сожалению, в 90е годы многие люди повелись на финансовые пирамиды и другие аферы.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении фразеологизмов, и запишите свой

вариант.

1) Когда ребёнок произносит первое слово, слёзы наворачиваются на глазах.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2) Нельзя складывать мнение о человеке по первому впечатлению.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) Мы все должны привносить свой вклад в то, чтобы сделать наш мир лучше.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) Ознакомившись с точкой мысли автора, я с ним согласился.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5) Моему уму было непостижимо узнать о такой жестокости.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6) Когда мне скребёт на душе, я вспоминаю эту историю.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7) Уже сами названия этих книг наводят на сомнения в их ценности.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7. Отредактируйте предложения с нарушением сочетаемости слов.

1) С таким душераздирающим текстом нельзя не согласиться.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2) Автор приводит людей в аналогию с животными.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) Автор поднимает вопрос об истинном и ложном воспитании.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) Такое отношение губит творческое начало в детях, делает их судьбы проштампованными,

стереотипными.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5) Нужно уметь помочь человеку,.который попал в плохую ситуацию.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6) С появлением телевидения чтение книг уменьшилось.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7) В мире есть силы, которые разжигают пекло войны.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8) Само название даёт ассоциацию с трудолюбивыми людьми.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9) Этот великий учёный взял уважение многих людей.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

10) Мировое человечество не должно остаться равнодушным к этой проблеме.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

11) Жажда наживы может полностью поглотить человека, и из неё будет трудно вылезти.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

12) С таким убеждениями нельзя не согласиться.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

13) Автор отображает своё личное мнение в последнем абзаце.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

14) Нередко в таких письмах совершаются речевые и грамматические ошибки.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

15) Поднятая автором проблема неопровержимо актуальна.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8. Исправьте ошибки, вызванные неправильным образованием грамматических форм слов, и

запишите свой вариант.

1) Потихонку плакая, она дочитывала книгу.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2) Герой пьесы Е. Шварца рассказывает, что Дракон помог им избавиться от цыганей.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) Все эти недопонимания происходили изза переходного возраста.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) С подобными ситуациями мы сталкиваемся всё более чаще.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5) После уезда за границу герой начинает тосковать по родине.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6) В тексте описуются отношения писателя И. С. Тургенева с матерью.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7) Все знали мать Тургенева как безжалостную тиранью.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8) Прочитав текст Кузнецова, у меня возникло чувство жалости к герою.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9) Он знал мощи французской армии.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

10) Митрофанушка был разбалован и изнежен.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

11) Автор отказуется признать эти доводы.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

12) Единость народа помогла нашей стране пережить войну.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

13) Нет ничего более высшего, чем человеческая душа.

9. Исправьте ошибки, вызванные нарушением порядка слов, и запишите свой вариант.

1) Автор пытается донести мысль до читателя о том, что нужно добиваться своей цели.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2) Чем мы будем строже к своим детям, тем больше толку из них выйдет.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) Этой же проблеме посвятил своё произведение Д. И. Фонвизин «Недоросль».

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) Прислушивайтесь к чувствам окружающих, проявляйте к ним уважение и к самому себе.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5) Поднятая проблема в данном тексте актуальна и в наши дни.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6) Автор поднял серьёзную и актуальную проблему в наши дни.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

10. Отредактируйте предложения с ошибками в управлении.

1) Читали ли вы когданибудь «Мастер и Маргарита» Булгакова?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2) Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) Многие скачивают рефераты с Интернета.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) Подводя итог к обсуждаемой теме, можно сказать…

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5) Каждый знает, что несёт за собой война.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6) То, что показывают с экрана телевизора, не всегда можно смотреть.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7) У него много друзей с различными национальностями.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8) Позиция автора в этом вопросе такова…

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9) У него есть вера на свою правоту.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

10) Автор хотел нам открыть глаза о русской литературе.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

11) Памятники устанавливают для того, чтобы следующие поколения помнили и гордились нашими

героями.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

12) Люди должны помогать и понимать друг друга.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

13) Примером неправильного воспитания автор приводит семью Курагиных.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

14) Примером хотелось бы привести подвиг русских солдат.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

15) Такие люди всегда пользуются уважением среди окружающих.

11. Отредактируйте предложения с ошибками при употреблении однородных членов.

1) Мне было интересно познакомиться с текстом и его автором.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2) Многие ветераны живут не в собственных домах и квартирах, а в нищете.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) Это трясина, в которую легко попасть, но трудно выбраться.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) Текст заставил меня задуматься над умением и необходимостью сочувствия окружающим.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5) Нужно знать великих учёных, академиков и писателей.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6) Никто не заменит таких великих писателей, как Пушкина, Лермонтова, Достоевского.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7) Автор поднимает проблему не только филологическую, сколько социальную.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8) Я очень люблю читать как книги, так и другие средства массовой информации.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9) Людям нужно читать не только научную, но и полезную литературу.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

12. Отредактируйте предложения с ошибками при употреблении деепричастного оборота.

1) Прочитав текст В. Солоухина, мне кажется, что автор поднимает проблему совести.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2) Попадая в такие ситуации, нам хочется рассчитывать на помощь друзей.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) Сидя за компьютером, портится зрение.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) Бегло просмотрев текст, мне показалось, что автор пишет о любви.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5) Прочитав текст Измайлова, он меня очень удивил.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6) Познакомившись с человеком по Интернету, тебя может разочаровать его внешность.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7) Прочитав этот текст, автор знакомит нас с эгоистичными людьми.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

13. Отредактируйте предложения с грамматическими ошибками.

1) Позиция автора такова: что человек матерей не выбирает.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2) Столкновения, произошедшие на одном конце земли, обязательно отразится на другом и коснётся

всех.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) Я познакомился с текстом Лаптева. В котором, на мой взгляд, поднимается очень важная

проблема.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4) Эта проблема актуальна и в наш день.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5) Родители заботятся о нас, и всё это для того, чтобы из нас вырос достойный человек, который

добьётся успехов в жизни.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6) Очень часто человек не понимает других людей, которые хотят сделать мир хоть немного лучше.

Которые безвозмездно очищают то место, где они живут.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7) В новостях часто говорят о межнациональных рознях.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8) В своём произведении А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь

трудилась, помогала людям.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9) Люди сегодня стали жестоки и бесчувственными.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

10) Автор приводит в пример учебные заведения, которым удалось создать дружный коллектив. И

называет понятия, ставшие нарицательными: «лицейское братство», «дружба смолянок».

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

11) Я с автором согласна то, что молодёжь больше увлекаются интернетом, чем книгами.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

14. Исправьте грамматические и речевые ошибки в отрывках из сочинений учащихся и

запишите свой вариант.

1) Автор говорит о сострадании. Проблема в том, что многие люди не могут

сострадать другим, а иногда и самим себе.

2) В данном тексте поднята немаловажная, на мой взгляд, проблема наличия у

людей сострадания и сочувствия по отношению к окружающим.

3) Прочитав текст, я вижу проблему человечности.

4) Прочитанный мною текст показался мне достаточно интересным в силу

актуальности поднятой в нём проблемы.

5) Мне было интересно познакомиться с текстом, в котором поднимается

очень важная проблема, на мой взгляд: об ответственности человека за свои

поступки.

6) Автор текста задаёт вопросом: какая должна быть книга для чтения?

7) Автор поднимает тему, что сейчас печатают и что сейчас мало хороших

книжек.

8) В данном тексте автор поднимает одну из самых важных, на мой взгляд,

проблем: сострадание, сочувствие к ближнему.

9) В этом рассказе автор рассказывает, как мало в наш век люди стали читать

книг.

10) Данная проблема текста заключается в выявлении автором чести и

благородства людей.

11) Одна из проблем автора, на мой взгляд, о том, что многие дети не читают.

12) Одна из проблем автора, поставленная в этом тексте, это о том, что

люди жестоко относятся к миру природы.

13) Одной из проблем, поставленных в тексте, является честь.

14) Автор поднимает несколько актуальных проблем. Одна из которых

заключается в смысле жизни человека.

15) Мне было интересно познакомиться с текстом К. Паустовского. В котором

поднимается важная проблема восприятия красоты природы человеком.

16) В своём рассказе автор пытается показать нам о том, что люди должны

уметь дружить.

17) Ознакомясь с текстом, я поняла его проблему. Она заключается в том, что

автор в рассуждении. Он предлагает нам задуматься о дружбе.

18) Прочитав текст П. Измайлова, меня он очень удивил. У него поставлена,

на мой взгляд, необычная проблема: можно ли Интернетом заменить книгу?

19) В тексте по Д. Гранину автор поднимает проблему о великодушии

человека.

20) Проблема, которую я увидел в этом тексте, это то, для чего живёт

человек.

21) Мне было интересно познакомиться с текстом автора Худякова. На мой

взгляд, в этом тексте очень чётко просматривается проблема предательства.

22) Главная проблема, представленная в данном тексте, — это сочувствие.

23) Автор в тексте поднимает очень актуальную на сегодняшний день тему.

Проблема чести и порядочности людей. Проблему, которую рассмотрел

автор, очень интересна и актуальна.

24) В своём тексте автор поднимает множество проблем. Одна из которых

это проблема одиночества.

25) Есть ли у человека чувство сочувствия и сострадания? Над этой проблемой

размышляет автор.

26) Прочитав данный текст, я нашёл ярко выраженную проблему по рассказу

Д. Лихачёва: сочувствие, сострадание.

15. Найдите орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки в

отрывках из сочинений. Отредактируйте предложения.

1) Автор очень хорошо расскрывает проблему, указанную в тексте.

2) В этом тексте автор раскрывает проблему о пропадании интереса к чтению

переходящей в интерес к телевиденью.

3) В современном обществе каждый из нас хотябы один раз сталкивался с

проблемой поднятой в тексте Д. Гранина. Я бы сформулировал эту проблему

так: какую роль играет честь в жизне человека.

4) Итак перед нами текст Д. Гранина, прочитав его, можно сформулировать

проблему, которую поднемает автор — это проблема чести.

5) Проблемой поставленной автором текста является человеческое ровно

душие.

6) В данном тексте автор раскрывает проблему о взаимоотношение людей к

друг другу.

7) Я счетаю, что проблема данного текста такова, что: современный человек

должен правильно выбрать цель своей жизни.

8) В этом произведение автор хочет показать проблему патриотизма.

9) После пропитания текста мне запомнилась одна из самых важных проблем

XXI века это проблема под названием Интернет и сможет ли он заменить

книгу.

16. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста и позицию автора. Прочитайте

фрагменты сочинений выпускников по тексту Виктора Астафьева. Найдите и исправьте все

виды ошибок.

КОСТЁР ВОЗЛЕ РЕЧКИ

Всётаки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. Нет, не на родине встретил, не в

Сибири. В Подмосковье встретил.

Ехал из аэропорта Домодедово и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с

полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в

рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.

Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чёмто беседуя, время от времени наклонялись и

складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки,

раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутьё всё, чем сорит вокруг себя человек.

Видал чокнутых? почемуто со злобой воскликнул шофёртаксист, вёзший меня в Москву.

Я поглядел на него вопросительно. Академик с бабой своей. Дача у них тут недалеко. Как идут на

прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё

где выправят, чё где закопают. Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, ииыдииоотыы. Да

разве за нами, за поганцами, всё приберёшь? Ииыыдииооотыыы!..

Он резко крутанул руль. Двое пожилых людей исчезли за поворотом.

…Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой

радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так

необходимую уставшей земле. (По В. Астафьеву )

ФРАГМЕНТЫ СОЧИНЕНИЙ

1) В произведении «Костёр возле речки» писатель Валентин Астафьев

поднимает проблему чистоты окружающей среды и что каждый человек

может сделать для этого.

Автор раскрывает проблему на примере пожелого академика и его

супруги, которые: «Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и

лопату». Люди относятся к ним с непониманием, считают чокнутыми, а

Астафьев «красной нитью» проводит через весь текст вопрос: «Почему бы

всем людям не вносить посильную лепту в дело сохранения природы?»

2) В своём произведение Виктор Астафьев поднемает вопрос о

непонимании окружающего мира тех людей, которые делают

добровольную работу, помогающую сделать мир вокруг хоть немного

лучше. Ведь сейчас, в нашем мире, так тяжело найти таких терпеливых и

трудолюбивых людей, но жизнь такова, что другие люди понимая, что сами

губят этот мир, призирают таких «ценных» людей, всегда готовых внести

свой вклад в становление более лучшего и чистого места своего

существования.

3) В центре внимания автора супружеская пара олицетворяющая людей,

которые заботятся о чистоте вокруг себя. Им противопоставлен таксист,

который показывает нам мировозрение большенства людей: беспочвенная

злость по отношению к благородным поступкам. Это и не нравится автору.

Посредством монолога водителя с акцентированием на грубых словах он

показует отношение окружающих к даной проблеме.

4) Астафьев приходит к следующему выводу, что нельзя быть

равнодушным к загрязнению природы, нужно вносить свою хотя бы

небольшую лепту в востановление разрушаемого во круг нас зелёного

мира.

5) Представим на минуту, что таких людей просто не будет. Все начнут

мусорить, а убирать некому. Во что привратится наша планета с её

непостижимой красотой? И что мы оставим своим детям? Помойку, в

которой куда не наступи везде мусор. Врятли это комунибудь понравится.

6) Мы часто можем встретить людей, которые кидают мусор на землю,

даже когда рядом находится урна. Эти люди думают, что от одной

бумажки, выкинутой на дорогу, ничего страшного не произойдёт. Но это не

так. Если каждый будет поступать также, в скором времени возникнуть

проблемы, глобального масштаба.

7) Древняя поговорка «Не плюй в колодец, может, из него пить

придётся» гласит о том, что не следует сорить там, где сам не живёшь. Так

как это может приносить вред другим, а возможно, и нам в будущем.

8) Вспомним рассказ А. де СентЭкзюпери «Маленький принц». Он

говорил, что: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу

приведи в порядок свою планету». Если бы все жили поэтому принципу, то

на нашей планете не осталось бы не одной соринки.

9) Через это произведение Астафьев показывает нам, что надо ценить и

дорожить природой, и призывает к действиям направленным на улучшение

её состояния.

10) Итак мы приходим к выводу: пусть не все люди понимают это, но

прийдёт час и они поймут, а пока нужно делать посильную добровольную

работу, для спасения природы.

17. Прочитайте фрагменты сочинений выпускников. Мы с трудом понимаем, что имели в виду

авторы следующих высказываний. Может быть, вы окажетесь более проницательными?

(Авторская орфография и пунктуация сохранены.)

1) В этом тексте автор раскрывает смысл некоторых фраз, которые

употребляются только в одном смысле (на его взгляд).

2) Автор последовательно рассуждает, что привязывает читателя к своей

точке зрения, притом не навязывая её.

3) Очень редко можно услышать слово, которое нигде не слышал. Это

одно короткое слово может заменить целое предложение, выразить чувства

говорящего. Это новое слово и есть живое, именно оно делает речь

органичной, отличая её особые качества. Мне кажется, что такие слова

чаще можно услышать в городе, а не на его окраине.

4) Николай Асеев один из первых русских писателей прошлого века,

который основным своим жанром выбрал новое течение в литературе

протеста — риторический вопрос.

5) Я полностью согласен с автором, я в той же позиции. В нейтралитете.

6) Когда дело идёт к старости, невольно начинаешь задумываться и даже

обращаться к опыту тех поэтов, дни которых сочтены.

7) Воспоминания Асеева перемешиваются с рассуждениями о жизни,

кстати, на мой взгляд, подетски написанными. В целом текст мне не

понравился. Создаётся такое впечатление, что автор этого «рассуждения»

один из тех бесхарактерных, мягкотелых людей, погрязших в своей

инфантильности и наивности. Из прочитанного создаётся ощущение, что

написавший это пытается уберечься от жизни, со всеми её тяготами и

проявлениями, пытаясь забыть о них. И он пытается намекнуть другим,

чтобы они тоже так поступали. Вообще, в самом тексте нет чётко

определённой мысли, да и по моему мнению и годится он только для

учащихся младших классов.

8) Автор на протяжении всего текста рассуждает то о себе, то о плохом.

9) Стиль текста является смесью сочинительного характера и

обоснованного утверждения. Возможно, он был составлен из разных

литературных произведений… Автор может являться сторонником

крестьянского направления. Хозяин данного изложения имеет хорошие

шансы по объединению человеческих точек зрения.

10) Сначала мои глаза машинально бегали по тексту, но потом включилась

душа.

11) В статье очень много всяких букв, двоеточий и прочих запятых.

12) Я обратил внимание на старость, потому что детство и юность Пушкин

пережил.

13) С самого раннего детства в нашей жизни появляется слово «душа».

Маленькими мы играем с ним, подростками кидаем его на лево и на

право… а вырастая, мы можем философствовать на эту тему до конца дней

своих.

14) В тексте встречаются сложные предложения для широкого понимания

писателя.

15) Я бы советовала всем людям слушать симфонии, независимо от их

возраста и материального положения.

16) Природа — это мать, скормившая нас.

17) Профессор Преображенский превратил пса Шарика в гражданина

Шарикова, который стал творить профессору всевозможные подлянки.

18) Мы без природы некуда, а она без нас куда хочет.

19) Яркий пример героизмы. — Дед Мазай и Красная Шапочка.

20) Если взять прошлогоднюю статистику по пожарам, то наступает жуть.

21) Природа шикарна, но когда пускаешь ее на самотёк, она начинает

тухнуть и гаснуть.

22) Мой дедушка не раз отдавал жизнь на войне.

23) Наверное, большинство людей слышали о романе «Тихий Дон», где

люди жили в открытых степях и ухаживали за природой.

24) Купив мороженое, мы на машинальном уровне выкидываем обвёртку

куда попало. И что греха таить, я и сам так делаю. Бывает просто идёшь и

ни с того ни с сего вырываешь какойнибудь цветок с корнем.

25) Маленький принц каждый день убирался на своей планете и вывел для

себя простое правило: «Проснулся уберись со своей планеты».

26) Наташа Ростова отдала свою подводку раненым, а сама осталась на

берегу.

27) У меня есть одна знакомая, которая носит с собой авторитет.

28) Несмотря на знания в голове, человек всегда сможет стать авторитетной

личностью.

29) Я согласен с автором, но только на половину своего мнения.

30) После ранения князь Андрей разочаровался в жизни, и только знакомый

дуб помог ему выйти из этой ситуации.

31) В романе «Война и мир» Л. Толстого князь Андрей Лихачёв не ладил со

своими сыновьями.

32) В сказке «Дюймовочка» жаба не представила семейной ценности,

потому что была ленивой, а вот Дюймовочка любила работать, поэтому

мыша рекомендовала её своим знакомым.

33) Даже в произведении Гоголя «Ревизор» городничий воспользовался

уважением и своим лицом.

34) Поднимаются даже мысли, что это дерево тоже воевало и прошло всю

войну.

35) Автор хотел донести стон и рёв своей души.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мораль произведения ошибка
  • Мораль басни ошибка маршак
  • Мора тор ошибка е9
  • Мора проксима коды ошибок
  • Мора 5108 ошибка е1