21 января исполнилось 200 лет со дня рождения Петра Александровича Карпова, уроженца Алексинского уезда, потомственного военного, участника первой обороны Севастополя, контр-адмирала.
По стопам отца
Его отец, мелкопоместный Александр Петрович Карпов, участник Отечественной войны 1812 года, отставной капитан-лейтенант, в 1826 году переехал в сельцо Щепотьево Алексинского уезда (ныне деревня Щепотьево Заокского района) о 18 мужских душах. Сыну Петру, названному в честь деда, к тому времени шёл пятый год. А уже в восемь лет его, как и отца, ждала военная стезя: мальчик поступил в кадеты Александровского, а затем Морского корпуса в Санкт-Петербурге.
Карьера юного Петра складывалась неплохо: в 18 лет – гардемарин, в 19 – мичман на Черноморском флоте, в 24 – лейтенант. В одном из морских боёв отличился, захватив турецкую кочерму. По семейным обстоятельствам продолжил службу на берегу поручиком, передавал премудрости математической науки юным кадетам Михайловского корпуса в Воронеже. В 1953 году получил звание штабс-капитана
Уже в восемь лет его, как и отца, ждала военная стезя.
На бастионе до конца
И тут грянула Крымская война. На Россию набросилась коалиция Англии, Франции, Турции, Сардинии. Началась осада базы Черноморского флота – Севастополя, первая героическая оборона города. Незадолго до её начала Карпов подал прошение о направлении снова на флот, которое было удовлетворено. Он в прежнем чине лейтенанта принял командование парусным линейным кораблём «Селафаил».
В сентябре, как и большинство других плавсредств Черноморского флота, корабль был затоплен в Севастопольской бухте, экипаж занял позиции на берегу, Петру Карпову поручили оборону Пятого бастиона. Огонь его орудий существенно помог отразить первую бомбардировку города французской артиллерией. В октябре 1854 года лейтенант Карпов стал кавалером ордена святого Георгия IV степени. Спустя полгода он снова отличился при отражении второй бомбардировки Севастополя, за что получил звание капитан-лейтенанта.
К концу августа 1955 года Петру Александровичу выпала драматичная миссия стать последним командиром 4-й оборонительной линии на Малаховом кургане. Вместе с защитниками Корниловского гарнизона он сражался до конца и был взят в плен.
Содержался на Принцевых островах близ Константинополя, потом во французском Тулоне. Вчерашние враги склоняли его к вступлению в Иностранный легион, и это предложение русским офицером было с негодованием отвергнуто.
Снова на море
После возвращения на Родину в марте 1856 года Пётр Карпов был представлен новому императору Александру Второму и рассказал монарху обо всех обстоятельствах последнего штурма Малахова кургана. Вскоре герою было присвоено воинское звание капитана второго ранга. Ему отдали в командование винтовой корвет «Волк» Балтийского флота, который вместе с «собратьями» «Буйволом» и Вепрем» вышел из Кронштадта в начале сентября 1857 года на усиление Черноморского флота и прибыл в Николаев к концу апреля 1858 года. Перед отплытием Карпов был удостоен ордена святого Владимира IV степени с бантом – за четвертьвековую офицерскую выслугу. Тогда же в возрасте 35-ти лет вступил в брак с дочерью известного русского флотоводца Е.Ф. Гессена Августой.
На новом месте службы он стал управляющим кораблестроительной экспедиции и вскоре получил звание капитана первого ранга. В течение шести лет он руководил Николаевским портом, был награждён орденом святой Анны II степени и святого Владимира III степени.
Общественный деятель и контр-адмирал
Осенью 1866 года он получил назначение в ставший ему родным Севастополь, как сейчас сказали бы, на административно-хозяйственную работу. Там он стал ещё и уважаемым общественным деятелем, избирался гласным (депутатом) уездного земского собрания и почётным мировым судьёй. В январе 1869 года Пётр Александрович Карпов произведён в контр-адмиралы.
А 3 октября (по новому стилю) того же года скончался в возрасте 47 лет. По распоряжению императора Александра II контр-адмирала П.А. Карпова первым после защиты города похоронили в гробнице адмиральской крипты севастопольского собора Святого Владимира рядом с центральным захоронением четырех адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина.
Сын Петра Александровича, названный по традиции в честь деда, также стал военным и взял в жёны офицерскую дочь.
200-летию со дня рождения П.А. Карпова посвящена выставка в Алексинском художественно-краеведческом музее, где представлены фотографии героя и его родных, выписки из метрических книг, боевое оружие времен Крымской войны. А вот во Владимирском соборе никаких мероприятий по случаю юбилея захороненного там контр-адмирала не проводится. Впрочем, в храме сообщили, что поминовение почивших там флотоводцев проходя ежегодно.
#1
Алексей Сёмин
-
Регистрация:
13-Февраль 04
Отправлено 10 Июль 2005 — 19:45
ПОМНИТЬ И О СВЕТЛЫХ СТРАНИЦАХ
К 70-летию постройки парохода «Адмирал Нахимов»
Боль отчаяния, боль памяти останется в сердцах тех, кто потерял самых дорогих, близких, любимых… С того злополучного вечера 31 августа 1986 года название «Нахимов» ассоциируется только с морской катастрофой. Между тем, почти 60 лет до этого пароход доставлял удовлетворение и радость сотням тысяч людей.
20—е годы завершающегося столетия отличались активностью в области морского судостроения. Это был период ожесточенной борьбы за «Голубую ленту Атлантики», время знаменитой кунардовской «Мавритании». Оправившаяся после первой мировой войны Германия приступила к строительству своего пассажирского флота. Были построены 8 судов валовой вместимостью более 20 тысяч регистровых тонн. Наряду с гигантами — лайнерами «Бремен» и «Европа» (причем «Бремен» в первом же рейсе отвоевал у «Мавритании» «Голубую ленту»), были построены несколько меньшие по размерам суда.
70 лет тому назад в Бремене (в районе Вегезак) на верфи «Бремер — Вулкан» был построен 8 -палубный пассажирский пароход «Берлин» брутто — регистровым тоннажем 17053 тонны (как—то в газете «Юг» была помещена заметка Г. Яблонского в которой утверждалось, что дизель — электроход «Россия» — это бывший «Адольф Гитлер», а пароход «Адмирал Нахимов» — «Великая Германия». Все это полный вымысел). Судно обслуживало трансатлантическую линию и совершало один рейс в месяц. Капитан Николай Антонович Соболев, более 21 года командовавший «Адмиралом Нахимовым», вспоминает в своей книге «Море ошибок не прощает», что при посещении Гаваны в 1962 году среди портовиков были те, кто помнил приходы «Берлина» в довоенные годы в Гавану. В целях выигрыша в конкурентной борьбе пароход отличался дорогим убранством вестибюлей, кают, салонов, ресторанов.
С началом второй мировой войны гитлеровцы переоборудовали «Берлин» в военный транспорт, который перевозил живую силу и технику. В 1943 году английской подводной лодке удалось торпедировать «Берлин», он получил два торпедных попадания и затонул на мелководье недалеко от устья реки Свине (у порта Свинемюнде). Над поверхностью воды выглядывали только кончики мачт. Так судно пролежало под водой три года. Впервые его пытались поднять балтийские эпроновцы в 1946 году. Но тут произошло непредвиденное: сработала необнаруженная ранее мина, и корабль вновь опустился на дно. Кроме двух пробоин, 8×9 и 9×18 метров, от торпедных попаданий, образовалась свежая пробоина в кормовой части корпуса размером 5×5 метров. Лишь через два года судно удалось поднять, временно заделать пробоины и отбуксировать в Ленинград. Там корпусная часть была восстновлена Балтийским и Кронштадтским заводами. В 1951 году судно отбуксировали в ГДР в порт Варнемюнде, где на верфи «Варновверфт» был произведен капитально — восстановительный ремонт судна по проекту Ленинградского ЦПКБ.
В 1957 году, получив название «Адмирал Нахимов», под советским флагом с дальневосточным экипажем (первоначально судно предназначалось Дальневосточному пароходству) во главе с капитаном Кремсом судно снялось на Черное море для временной «помощи» на оголившейся Крымско-Кавказской линии. В Одессу «Адмирал Нахимов» прибыл 8 июня 1957 года. Здесь произошла передача судна черноморскому экипажу во главе с Н.А. Соболевым.
Началась вторая жизнь судна, его почти 30 -летняя работа в составе пассажирского флота ЧМП. Каково было техническое состояние «Адмирала Нахимова»? Первое же докование в Севастополе показало, что корпус, чей возраст к тому времени превышал 30 лет, не имел никакого износа. Крупповская сталь коррозии не поддавалась. По мнению капитана Н.А. Соболева, судно казалось только что построенным.
Многолетняя эксплуатация в качестве плавучего дома отдыха на Черном море снискала «Адмиралу Нахимову» славу среди жителей буквально всех регионов бывшего Советского Союза. Экипажем предпринималось все возможное, чтобы за 15 -18 дней круиза туристу было предоставлено все в лучшем виде — каютное обслуживание, питание, культурно — развлекательная программа, экскурсии в портах захода. Усилиями экипажа и коллективов одесских СРЗ была заново создана и смонтирована система кондиционирования воздуха.
«Адмирал Нахимов» стал школой морского туризма в Украине — с 1960 года в течение более 25 лет основным фрахтователем судна был Украинский республиканский совет по туризму и экскурсиям. За это время на судне отдохнуло несколько миллионов туристов. Кроме того, экипаж «Адмирала Нахимова» стал инициатором проведения очень популярных 3 -часовых прогулок и экскурсионных рейсов («туризм выходного дня») из Одессы в Севастополь и Ялту. В прогулках охотно принимали участие отдыхающие одесских здравниц и жители города. Экскурсии на борту судна проводили экскурсоводы Одесского бюро путешествий и экскурсий.
Экскурсия по судну обычно начиналась от великолепного музыкального салона. Старинный дворцовый интерьер был украшен бронзовыми барельефами выдающихся русских флотоводцев, что создавало колорит, соответствующий названию судна. Уместно вспомнить забавный случай, связанный с музсалоном. Во время 3 —часовых прогулок, когда тысячи экскурсантов единовременно населяли судно, привлекались экскурсоводы не только морской, но и других секций. Один пожилой экскурсовод, приведя группу в музыкальный салон, заметив барельефы, ничтоже сумняшеся, заявил: «Мы с вами — в салоне композиторов». Оказывается, он, не обладая острым зрением, принял адмирала Ф. Ушакова, чья голова была покрыта париком, за Моцарта, а бородатого С. Макарова — за Римского-Корсакова…
Душой культурно—развлекательной программы на судне был в течение многих лет талантливый артист и культорганизатор Владимир Семенович Альман.
«Адмирал Нахимов» продолжительное время служил подлинной кузницей кадров.
Для многих безупречная работа на этом судне служила лишь трамплином для получения пресловутой «визы» для загранплавания.
Успешное плавание обеспечивал весь экипаж, но прежде всего — помощники капитана разных лет, многие из которых впоследствии стали капитанами.
Кроме каботажного плавания, «Адмирал Нахимов» выполнял отдельные загран- и так называемые спецрейсы: перевозил участников Берлинского (1973 г.) и Гаванского (1978 г.) фестивалей молодежи и студентов, военнослужащих — на Кубу и в Эфиопию, в 1967 году выполнил рейс с мусульманскими паломниками из Алжира в Саудовскую Аравию. Со всеми заданиями экипаж успешно справлялся.
На судне в качестве пассажиров были президент Вьетнама Хо Ши Мин, академик И. В. Курчатов, судно посещали Че Гевара, президент Алжира X. Бумедьен, генерал, герой Отечественной войны И.А. Плиев и другие высокие гости.
У причалов Одесского морвокзала одесситы часто встречали флагмана пассажирского флота ЧМП пароход «Адмирал Нахимов». В 1977 году торжественно отмечалось 20-летие безаварийного плавания судна в составе Черноморского пароходства. Судно находилось под наблюдением Регистра СССР. В 1985 году прошло очередное классификациейное освидетельствование. Дефектация корпуса показала износ не более 10%, что не превышало нормы. Ничто не предвещало тревоги…
На этом хочется поставить точку. Уже много сказано о трагедии, страшной беде, постигшей «Адмирал Нахимов» и его экипаж. Но пути пройденного никто не отберет…
А. ГРИНБЕРГ.
«МОРЯК» №15, 1995 г.
- Наверх
На первый взгляд он был неудачником по всем параметрам. Ему катастрофически не везло. Все корабли, на которых он служил, так или иначе потеряны или разобраны еще при его жизни.
Его постоянно обходили чинами и наградами. Он был свидетелем и непосредственным участником одного из самых позорных эпизодов истории русского флота. Он знал, что такое плен и тюрьма. И тем не менее его имя носит целое море и значительная часть побережья полуострова Таймыр. Был еще разведывательный корабль ВМФ СССР. Но — именно что был. Такое впечатление, что магия «неудачного» имени воздействовала даже на корабли — судно связи проекта 850, ССВ «Харитон Лаптев», было затоплено в 1992 году.
Но вот море Лаптевых и берег Харитона Лаптева никуда не делись. Равно как и память об этом человеке. К сожалению, она стала несколько куцей — его биографию не столько рассказывают, сколько обозначают невнятной скороговоркой. Да и ту стараются уложить в маловразумительное «русский полярный исследователь». Меж тем Харитон Прокофьевич Лаптев происходил из старинного дворянского рода. Впрочем, старинным он может считаться лишь по нынешним меркам. В 1700 году, когда на свет появился маленький Харитон, Лаптевы владели своей вотчиной, деревенькой Пекарево Слауцкого стана Великолукской провинции, едва ли семь десятков лет. Что не мешало им возводить свой род к легендарному адыгейскому князю Редеде. Тому самому, чье единоборство с русским князем Мстиславом Храбрым воспето в «Слове о полку Игореве»: «И зарезал Мстислав Редедю пред полками касожскими». Таким происхождением действительно можно было гордиться. Кстати, от того же Редеди ведется и другая прославленная флотом русская фамилия — Ушаковы. Более того, изрядно постаревший Харитон Прокофьевич, будучи преподавателем Морского кадетского корпуса, наставлял в навигацкой премудрости маленького Федю Ушакова, будущего великого флотоводца и даже святого.
ОТ НЕДОРОСЛЯ ДО МИЧМАНА
Но это было потом. Пока что Харитон и сам ходит в недорослях. Учится у местного попа чтению, письму, началам арифметики, а у отца… Чему там можно было научиться? Отец владел деревней в пять дворов, где жили всего лишь 17 крепостных душ. Так что помещичье хозяйство Лаптевых мало чем отличалось от мужицких. Харитону приходилось не только упражняться в умении его вести, но и самому участвовать в крестьянских работах.
Иными словами, перспектив никаких. Но тут очень кстати подоспел указ Петра I 1715 года о недорослях. В частности, «дворянские недоросли новогородских, псковских, великолукских и иных северных провинций, яко живущие при водяных сообщениях» попадали в первый набор только что организованной Морской академии. О конкурсах и экзаменах даже не помышляли — кадровый голод молодого русского флота был слишком велик. Харитона и его двоюродного брата Дмитрия зачисляют без проблем.
Здесь, как и в случае со «старинным родом», нужно внести некоторые поправки. Академия. Звучит солидно и весомо. На деле же это заведение по нынешним стандартам недотягивало даже до мореходного училища и напоминало обучение по системе «взлет-посадка, а остальное — лишнее». Полный курс — всего лишь три года. Список предметов вызывающе скуден и предельно рационален. Никакой военной истории. Никакой тактики и стратегии. Арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия. Навигация как таковая — «счисление пути судна». Плюс штурманское дело, устройство и парусное вооружение кораблей, а также азы их строительства.
В результате выпускникам даже не присваивалось офицерского звания — добирать недостающие навыки и умения им приходилось уже на службе, по ходу дела. Что вполне понятно — шла Северная война, шведский флот был еще слишком силен, а недоученный человек в строю все же лучше, чем пустое место.
Так что два года Харитон прослужил на Балтике гардемарином и первый сколько-нибудь приличный чин получил лишь в 1720 году. Зато в «унтер-офицеры и подштурманы» его произвел сам Петр. Честь великая. Но на карьере это не сказалось никак. До мичмана, а это первый, низший офицерский чин, ему оставалось еще шесть лет. Они не были совсем уж пустыми. Скорее наоборот — масса возможностей. Например, флотская миссия в Италию длиною в целый год. Кому иному это стало бы отличной стартовой площадкой. Харитон же все больше думал не о военных делах и не о продвижении по службе, а о проходимости норвежских шхер — именно они по какой-то загадочной причине запали ему в душу. И еще о морских картах — у мичмана оказались явные способности к рисованию. На что, впрочем, никто не обратил внимания — то война, то поход, здесь не до рисунков, здесь надо лямку тянуть.
ИЗ АРЕСТАНТОВ — В ПРИДВОРНЫЕ
Мичманом он оставался и в возрасте 34 лет, когда судьба дала ему еще одну возможность отличиться. Война за польское наследство обещала быть легкой прогулкой. Провозгласивший себя королем французский ставленник Станислав Лещинский уже бывал не единожды бит. Всего-то и дел, что осадить польский порт Гданьск, где находился самозваный король, с суши и блокировать его с моря. Для обеспечения блокады в 1734 году в море вышел русский флот. В частности, фрегат «Митава».
Впоследствии, при разборе полетов, имя самого младшего офицера этого корабля, мичмана Харитона Лаптева, упоминалось редко. Тем не менее он, равно как и остальные 192 человека команды, по Морскому уставу Петра Великого должен был «подвергнуться смертной казни через расстреляние». Причем, если судить формально, наказание было заслуженным. Злополучный фрегат стал первым в отечественной истории боевым кораблем, который без единого выстрела сдался противнику и спустил флаг.
Согласно морскому праву, военный корабль может остановить для досмотра любое судно, если заподозрит его в пиратстве. Именно этим пунктом воспользовалась французская эскадра из пяти кораблей, когда обнаружила одинокий фрегат. Он шел под шведским флагом. Завидя патруль, странный корабль спустил шведский флаг и поднял русский. После недолгой погони судно было окружено. Французы потребовали к себе на борт капитана. Русский офицер Петр Дефремери спокойно сел в шлюпку и отчалил. У него потребовали сообщить цели крейсерства и показать капитанский патент, угрожая в противном случае признать капитана пиратом. Дефремери предъявил патент и заявил, что возвращается на свой корабль, однако в ответ услышал, что французы задерживают русский фрегат, поскольку в данный момент они служат Станиславу Лещинскому, который ведет военные действия с Россией. «Митаву» обложили шлюпки и баркасы с абордажными партиями, которые «российских вооруженных служителей насилием развезли по своим кораблям, обобрав письма и багаж, и фрегат отдали под свой конвой». В их числе был мичман Лаптев.
Поступок французов можно трактовать и как военную хитрость, и как подлость. Поведение русского капитана — как излишнее доверие к морскому праву или крайний идиотизм. В любом случае команда фрегата была ни в чем не виновата. В конце концов, вернувшиеся из плена моряки «были одеты в рванье, до крайности обобраны и выглядели сильно оголодавшими». Тем не менее Харитон провел на родине в тюрьме целых два года — именно столько длилось разбирательство. Единственный плюс — офицерам дозволялось пользоваться библиотекой. В течение этих лет Лаптев занимался любимым делом — упражнялся в составлении и рисовании морских карт.
Он, как и остальные члены команды, был все же оправдан. Шла война с Турцией, и пускать в расход кадровых морских офицеров казалось расточительством. К тому же его картографические штудии были замечены и приняты во внимание. Восстановленный в правах мичман отправляется на Дон и к Азовскому морю «для изыскания места, удобнейшего к судовому строению». А вернувшись, внезапно получает высокое, даже высочайшее назначение — теперь Харитон Лаптев командир придворной яхты «Декроне».
ИЗ ТЕПЛОГО МЕСТА — В ЭКСПЕДИЦИЮ НА КРАЙ ЗЕМЛИ
Казалось, судьба наконец-то сменила гнев на милость. После всех злоключений, после плена, тюрьмы и провала карьеры получить к 37-летию по-настоящему царский подарок. Императрица Анна Иоанновна держит яхту лишь для престижа, потому что «так положено». За все годы своего правления она не совершила не то что ни одного вояжа — даже ни одной захудалой морской прогулки, хотя бы в Кронштадт. Но ассигнования на придворное судно поступали, и немалые. А отчета по средствам почти не требовали. Это не просто синекура — это золотое дно! Особенно для пожилого по тем меркам мичмана, который детство и отрочество провел в мужицких холщовых портах. К тому же Лаптев, выйдя из тюрьмы, женился. Да как — на бесприданнице, что была его моложе на двадцать лет. Самое время превратить захудалую вотчинную деревушку в нормальное поместье. А то и прикупить еще пару-тройку деревень да крепостных душ этак с пятьсот — казна не обеднеет.
Так думали и так поступали многие, не видя в казнокрадстве ничего зазорного. Но придворную службу Лаптев использовал иначе. Будучи вхож в высочайшие круги, он часто виделся и беседовал с почти всесильным вице-канцлером Остерманом. Поскольку тот занимался в числе прочего и флотом, в его ведении была Камчатская экспедиция, которой командовал Беринг. Остерман ею явно тяготился и имел неосторожность пожаловаться, что помянутый Беринг похоронил уже двух отрядных начальников.
Реакция Харитона Лаптева была мгновенной. А по мнению окружающих, еще и безумной. «Понеже ныне в Камчацкой экспедиции есть ваканцыи, прошу меня от флота лейтенанта пожаловать и послать в вышереченную экспедицию».
Чем руководствовался Лаптев, принимая такое решение, понять почти невозможно. Добровольно оставить придворную должность и проситься на верную смерть! Немыслимо. Если не брать в расчет самый простой резон. Он наконец-то обнаружил свое предназначение. То самое настоящее дело, ради которого можно и даже нужно бросить все, поскольку иначе окажется, что жизнь прожита впустую.
В марте 1738 года, оставив свою Наталью и совсем маленького сына в родовом сельце, Харитон отправляется в путь. Раньше он прикасался к Большой Истории случайно, лишь по приказу вышестоящих. Теперь он сам — Большая История. Или еще один безымянный холмике в вечной мерзлоте — это уж как повезет.
ИЗ АВАНТЮРИСТА — В ПОЛКОВОДЦЫ
Пунктир на карте — самый наглядный вариант. Весна 1738-го — последним санным путем Харитон прибыл в Казань. Далее — Кама и Чусовая. Тюмень. Тобольск. Река Лена, поселок Усть-Кут. Зимовка. И наконец пункт назначения — Якутск. Дубель-шлюпка, тоже «Якутск». Путешествие длиной в год понадобилось для того, чтобы только выйти на старт.
Экипаж, 47 человек, отнесся к новому командиру с опаской и подозрением. Из столицы. Придворный. Строг или нет? Самодур или дельный?
Поначалу склонялись к тому, что самодур. Привез казну. Вскрыл ящик. Выдал жалованье, которое не выплачивали уже более года. Однако пить запретил под страхом сурового наказания. Зачем-то взял на борт упряжку с ездовыми собаками и корм для них, чего прежние командиры никогда не делали, — это было против всех уставов. А вот людской припас сократил — поначалу его вес составлял 64 тонны, после загрузки собак и их пайка — 59 тонн.
В плавание отряд, включавший в себя, помимо дубель-шлюпки, ялбот с дровами, дощаник с припасами и каяк с мукой, отправился 8 июня. Все шло неплохо и по плану. Из устья Лены на взморье вышли 19 июля. Далее — строго на север. Новые острова и земли. Лаптев, в отличие от предшественников, отлично понимал, что открытие только тогда полноценно, когда получает собственное название. Он следовал примеру испанских мореплавателей, которые новооткрытым землям давали имена святых. Святцы у Харитона были всегда под рукой. Карта украсилась именами св. Павла, св. Игнатия, Преображения, св. Петра, св. Андрея, св. Фаддея, св. Самуила… Но уже 21 августа «Якутск» уперся в сплошной лед. Пути на север больше не было. Или был?
Команда уже успела понять, что их новый командир не придворный щеголь. Но всю мужицкую предусмотрительность, всю практическую сметку Лаптева оценили только сейчас. Без собак не было бы ни единого шанса узнать, насколько далеко простираются эти льды. А так суточная разведка геодезиста Чекина на собачьей упряжке показала, что пути все же нет. И надо не играть в героев, а сворачивать на зимовье, к устью реки Хатанги и далее вверх по течению.
Место нашли 28 августа — весьма вовремя, поскольку настоящие морозы ударили уже 15 сентября. За этот короткий срок успели построить неплохую базу — пять жилых домов, а также «пушечный, парусный, провиантский и иные анбары». Сложили печи из сланцевых плит. Иными словами, подготовка к зиме была проведена быстро и искусно. Свидетельством тому судовой журнал, в котором отмечено, что из 47 человек за зиму умер только один: «20 октября помре Якуцкого полку солдат Гаврила Баранов, который был обдержим французскою болезнью».
А вот цинга, она же скорбут, этот бич арктических широт, экспедицию Лаптева не затронула. По собственной инициативе он ввел в рацион любопытный продукт — воду, настоянную на горохе и крупах. Применялся также настой распаренной хвои. Не брезговали поучиться у местных — многие якуты пили свежую оленью кровь.
Первая зимовка прошла благополучно. Теоретически можно было бы снова и снова пытаться штурмовать Северный Ледовитый океан в поисках морского пути. Но главным заданием все же оставалось картографирование. И Харитон Прокофьевич поступил в полном соответствии со старинной военной мудростью: «Хороший полководец воюет не криком «ура!», а лопатой и кашей».
ТРИУМФ НОВОЙ СТРАТЕГИИ
В течение зимовья он продумывал свою полярную стратегию. Впоследствии ее в общих чертах повторят многие исследователи, вплоть до покорителей Северного и Южного полюсов.
Прежде всего он пришел к выводу, что морской путь короче и на первый взгляд проще, однако море ошибок не прощает. А потому следует утроить количество собачьих упряжек и продублировать их оленьими. Заранее предусмотреть варианты отступления и на ключевых позициях устроить дровяные и продуктовые склады. Ну и разумеется, разведка и сбор информации. А это значит плотный контакт с местным населением. В Туруханск и Якутск были посланы «матрозы» для пополнения запасов холста, сукна, бисера и табака — самых ходовых валют среди местных якутов и долган.
Впрочем, к новому штурму океана готовили и корабли. Но второй морской поиск оказался коротким и безрезультатным. Стихии в 1740 году явно были против — лед на Хатанге сошел лишь 12 июля. А уже 12 августа дубель-шлюпка «Якутск», не совершив ни одного открытия, оказалась затертой во льдах. Начался дрейф. Он был недолог и, по сути, представлял собой отчаянные попытки спасения судна — льды сдавили корпус и сломали его в нескольких местах. Что бывает за несоблюдение Морского устава Петра Великого, Лаптев уже знал. И потому «Якутск», как и положено, боролся за жизнь «до елику возможно будет». Доходило до самопожертвования: «Засыпали пробои мукой, но тем пособу не получили, что- бы унять течь». 15 августа «Якутск» затонул. На берегу оказались вымокшие, замерзшие люди, которые тем не менее смогли спасти солидную долю запасов с погибшего судна. Теперь надо было думать лишь о выживании.
Здесь снова, и уже в который раз помогли опыт и изворотливость лаптевского ума. Он приказал спешно вырыть круглые ямы, выстлать в них дно плавником, а из остатков такелажа и парусов соорудить перекрытия, которые поверху еще завалили дерном. Получились, по его словам, «юрты земляные» с печами-каменками. В принципе, такие жилища могли выдержать полярную зиму.
И они выдержали. Однако второй раунд противостояния Лаптева и Арктики закончился с прискорбным результатом. От холода и болезней умерли три человека. Один раз командир был вынужден применить силу: «Солдат Годов и матроз Сутормин работать отказались, говоря, что все едино померзнем и не дойдем до зимовья, за что штрафованы были кошками».
Задания Адмиралтейств-коллегии также никто не отменял. Съемка местности, ради которой и затевалась вся экспедиция, так и не была проделана.
Вот тут в полной мере сказалась новая, еще толком не опробованная стратегия Лаптева. Отряд был разбит на три группы — штурмана Челюскина, геодезиста Чекина и самого Лаптева. Кампания 1741 года начиналась поистине новаторски. Вместо кораблей — собачьи и оленьи упряжки. Вместо уставной европейской или, на худой конец, русской одежды — местные комбинезоны-парки. И строгий наказ — кроме собственно картографирования заниматься еще и сопутствующими делами. Например, сбором этнографических сведений, по возможности — описанием флоры и фауны, а также кое-каких полезных ископаемых.
Это был триумф. За весну 1741-го был положен на карту неизведанный морской берег между устьями рек Нижняя Таймыра и Енисей. Весной 1742 года Челюскин дошел до самой северной точки Евразии, а потом сомкнул свой маршрут со съемкой предыдущего года. Стало ясно, что экспедицией открыт полуостров. Теоретически задание можно было считать выполненным. Но Лаптев по личной инициативе предпринял поиск во внутренние районы полуострова. В том же 1742 году 8 февраля он стартует из Туруханска. А 19 марта оказывается уже в районе нынешнего Норильска: «Приехали на устье реки Норыльской, по которой ехали вверх 10 верст в Норыльское зимовье ночевать». Если верить журналу, получается, что зимовье располагалось в том месте, где в реку Норильскую впадает речка Валёк. То есть примерно там, где сейчас находится одноименный поселок. Заложив петлю по Таймыру и блестяще описав внутренние районы полуострова, особенно озерные, Лаптев отправился в обратный путь. 20 июля в городе Мангазейске его настиг Челюскин. «7 августа вышли из Мангазеи на дощанике, 6 сентября 1742 года прибыли в город Енисейск». В журнале отряда Харитона Лаптева на этом ставится точка.
ИЗ ГЕРОЕВ — В ЗАБВЕНИЕ
Но не в жизни. Он торопился отчитаться об экспедиции. Он сделал больше, чем было приказано. Кроме карты неизведанных доселе земель, Лаптев привез в столицу самое ценное — знание о том, как можно без потерь или с потерями малыми жить и работать в невыносимых условиях. Он понял алгоритм исследования Арктики. Он разработал внятную и доступную стратегию, которую можно претворить в жизнь.
Он не учел одного. Сменилась власть. Принято считать, что правление Анны Иоанновны было кромешным мраком коррупции и казнокрадства, отягощенных неметчиной и лично «исчадием ада Бироном». Анну сменила «дщерь Петрова», новая императрица Елизавета. С ней связывали самые радужные надежды. Но тщетно.
Внезапно оказалось, что Великий Северный проект, частью которого была экспедиция Лаптева, был возможен лишь при «мраке бироновщины». Да-да, Анна Иоанновна оставила по себе государственный бюджет с профицитом в два миллиона рублей — сумма гигантская. На два миллиона в свое время Петр Великий смог полностью переформатировать российскую армию и создать флот. Логично было бы предположить, что его родная дочь продолжит дело.
Но Лаптева с его докладом при новых порядках приняли крайне сухо. Вот выдержка из заседания Адмиралтейств-коллегии: «4 ок- тября 1743 года. Слушали лейтенанта Харитона Лаптева доношение… и приказали оное доношение, морскую карту и другую меньшую… с описанием, принять к наряду и внести в генеральный о Камчацкой экспедиции экстракт. Отсель его, Лаптева, определить в здешнюю корабельную команду…»
Всё. То есть совсем. Ни благодарности за дополнительную работу, ни наград. Да что там награды — всех, вернувшихся из экспедиции, считали «промотчиками казны», так что Харитону пришлось отдельно подавать отчет о потраченных средствах. Когда же речь зашла о том, что теперь стало понятно, как именно можно продолжать исследование Арктики, вопрос был поставлен и того жестче: «На подобные прожекты денег в казне нет». Оно и ясно — новая императрица была нацелена на другой «прожект» — не менее амбициозный. Затевалось строительство нового Зимнего дворца, нынешнего Эрмитажа. Исследованиям новых земель не было места при новой власти.
Место едва нашлось самому Харитону. Следующий чин, капитана второго ранга, он получил лишь спустя семь лет, в 1750 году. Дальше была обычная лямка солдата. Преподавал в Морском корпусе. В Семилетнюю войну командовал линейным кораблем, участвовал в осаде прусского города Кольберг. Капитана первого ранга получил уже при восшествии на престол Екатерины II — в 1762 году. Незадолго до этого стал обер-штер-кригс-комиссаром Балтийского флота. То есть заведующим всеми интендантскими делами. Снова более чем хлебная должность. И снова Лаптев, вместо того чтобы набивать карманы, служит на совесть. А в родовом сельце Пекарево большие проблемы. Сосед, помещик Авраам Абарютин, захватил часть земель, тяжба идет уже который год, а денег на взятки судейским взять неоткуда…
Смерть пришла к Харитону Прокофьевичу 21 декабря 1763 года. Уже не к капитану — к помещику. Похоронили его без воинских почестей у деревенской часовни. Списками с его карт пользовались еще полтораста лет — настолько они оказались точны. Но автор уже не был никому интересен. Имя самого Харитона Лаптева на географических картах окончательно закрепилось лишь в советское время.
Фотография на обложке: Сергей Горшков
Текст: Константин Кудряшов
Иллюстрации: Наталья Олтаржевская
Океан ошибок не прощает
Скоро будет десять лет, как в истории латвийского яхтинга cлучилась цепь таинственных происшествий, разгадать которые покуда не удалось никому. Речь идет о втором кругосветном плавании легендарного катамарана Kaupo. Но для начала надо бы вкратце рассказать о первом, фантастически успешном кругосветном плавании Kaupo, успех которого и стал предтечей второй кругосветки, уже трагической.
Фантастическая кругосветка.
С 1999 по 2003 год команда из пяти человек под руководством капитана и создателя Kaupo Валдиса Грененбергса-Гринбергса впервые в истории латвийского яхтинга обошла под парусами вокруг света — с востока на запад.
Фантастичность успеха определялась тем, что в XXI веке на эдаких, мягко говоря, архаичных судах и с такими скудными финансовыми средствами в кругосветку никто уже не отправлялся.
Kaupo был построен «из того, что было»: корпус — из фанеры, обклеенной несколькими слоями стеклоткани, в качестве межкорпусных балок были использованы лопасти несущего винта вертолета. И много других «самоделок». В корпусах катамарана теснота и «вещевой хаос».
К тому же в одном из корпусов много места занимал старый, вечно ломающийся двигатель от белорусского трактора.
Никакой автоматики, никаких удобств, рацион питания членов экипажа всегда самый простой и скудный, стоянки в портах — чаще всего на отшибе, ввиду отсутствия денег.
Постройка этого парусника стала делом всей жизни Валдиса Грененбергса-Гринбергса, который долгие годы ожидал возможности обогнуть земной шар.
Ждать пришлось до самой старости. Но он таки своего дождался и кругосветку совершил.
Она оказалась одной из самых неспешных в истории: вместо намеченных полутора лет, длилась три с половиной года. Потому что Валдис назад не спешил: ему уже некуда было спешить да и незачем.
К тому же в первой половине путешествия, у берегов Южной Америки у яхты сломалась мачта, да так, что восстановлению не подлежала.
Kaupo без мачты.
Трудно представить, какое отчаяние пережил капитан перед тем, как собрал команду и сказал, что это конец их путешествию, предложив всем добираться из бразильского Риу-Гранде до дому, кто как сможет. А Kaupo как-нибудь доставят в Латвию потом, с оказией… При этом большинству членов экипажа добираться до дому было просто не на что. А в «оказию» не поверил вообще никто.
Кругосветку тогда спас Станислав Марценюк — самый молодой и общительный из них.
Он случайно познакомился с бразильцем Хосе Луисом — хозяином эллинга, который был готов предоставить экипажу станки и материалы для ремонта.
Так благодаря доброму бразильцу и компанейскому Станиславу через несколько месяцев напряженной работы изготовили новую мачту и пошли дальше, к мысу Горн.
Cветлана на фоне мыса Горн.
Больше на Kaupo уже ничего по-крупному не ломалось. Во многом потому, что капитан теперь вел катамаран предельно осторожно, тщательно вчитывался в прогнозы погоды, перепроверяя их, и избегал штормов, пережидая их в стороне… Поэтому и шли так долго. При этом, куда бы латвийский экипаж ни заходил, он всюду вызывал искреннее удивление отчаянной смелостью в сочетании с удивительной архаичностью их самодельного судна. Но это судно таки выдержало все напряжения пути. Не выдержал экипаж.
Из австралийского Дарвина пришлось отправить домой того самого Станислава — молодого, сильного, рукастого, компанейского, но и горячего парня. Я знаю истинную причину случившегося: Станислав молчал много лет, и лишь недавно поведал истину, но на условии, что я об этом писать не стану. Выполняя обещание, скажу лишь, что в море действует стальной закон: капитан судна, отдающий приказ, в этот момент безоговорочно прав, даже если он потом оказывается полностью неправым…
Через Индийский океан экипаж пошел впятером, и это было тяжело. Грененбергс-Гринбергс, еще только собираясь в кругосветку, принял твердое решение, что на борту не может быть меньше шести человек. Почему именно шесть? Время вахты четыре часа, это две вахты в сутки. Но у Kaupo не было автоматического рулевого управления, что усложняло вахту: помимо постоянного внимания требовалось много физических сил на то, чтобы постоянно удерживать катамаран на курсе.
Они преодолели все невзгоды и дошли до дому. Были салюты, цветы, встречи, внимательные и восхищенные слушатели, была слава. Потом, как водится, наступило затишье… И на экипаж снова навалились все те проблемы, от которых они уходили в кругосветку…
Валдис на мысе Горн.
Вторая попытка.
Земные проблемы — это одна из основных причин, по которой пять лет спустя, 1 ноября 2008 года экипаж катамарана Kaupo отправился в свое второе кругосветное плавание. Валдис Грененбергс-Гринбергс к тому времени уже три года как умер, а потому судно возглавил новый капитан — Александр Попов.
Его супруга Светлана Тимофеева стала радистом, коком и медиком. Боцманом пошел сын капитана Валдиса — Айгар Грененбергс-Гринбергс . Механиком — Николай Ведерников. А также в путь отправились два матроса — Владимир Пархоменко и Артур Костылев, но они провели на катамаране меньше месяца, то есть только свой отпуск, сойдя на берег еще в Европе.
В знак признательности бразильцам за оказанную некогда помощь в постройке новой мачты, на этот раз решили стартовать и финишировать в их городке Риу-Гранде…
Детально пыталась исследовать причины трагедии второй кругосветки Kaupo молодая журналистка Мария Кобызева. Дальнейшее — с ее слов. Итак, в Риу-Гранде пошли вчетвером. Что неимоверно тяжело, поскольку вахты — парные, и это значит, что после очередной вахты через четыре часа — снова на вахту, и так день за днем, без выходных…
А тут еще к несчастью 7 января 2009 года у берегов Португалии произошло нечто необъяснимое, в результате чего механик Николай Ведерников оказался в больнице. К яхте, на которой сработал сигнал об оказании помощи, прибыл катер португальской береговой охраны и эвакуировал Ведерникова — с сильно разбитой головой и перебитыми пальцами.
Позднее родственники членов экипажа категорически отказываются говорить о том, что же произошло. Сам Ведерников с огромной неохотой признался, что был избит… И больше ни слова — твердил лишь, что не хочет вспоминать о тех страшных событиях. К Ведерникову в больницу приехала Лайла Седлениеце, консул Латвии в Португалии. Николая она застала в тяжелом состоянии, он почти не говорил. «Было ощущение, что он впадет в кому. Может, поэтому не стал рассказывать, что произошло», — вспоминала потом Лайла. Она сняла гостиничный номер, где Николай пролежал несколько дней после выписки. Позже за ним приехала коллега Аида Волкова. Так и она теперь тоже хранит молчание.
Известно лишь, что в Риге Ведерников подал заявление в полицию, но потом его почему-то забрал. Полгода ему снились кошмары. Чтобы забыться, он начал выпивать… Однако нет худа без добра — драма 7 января, по сути, спасла Николаю жизнь.
А катамаран Kaupo тем временем шел через Атлантику в сторону Риу-Гранде. Откуда, как и было оговорено, стартовал в кругосветку с запада — на восток, для чего пошел к южной оконечности Африки. Дошел до Кейптауна, заправился необходимым и отправился дальше курсом строго на восток, скользя вдоль границы «ревущих сороковых широт», в которых стараются не ходить даже стальные океанские корабли.
На борту их теперь было только трое. Александру на тот момент было 63 года, Светлане — 62. Для таких переходов необходим не только опыт, но и физическая сила, которой у Светланы и Александра вряд ли хватало. В сутках же по-прежнему было 24 часа, вахту, как положено, надо было нести вдвоем — на каждого человека теперь приходилось по 16 часов вахты, вместо восьми. Как они справлялись — теперь не узнать, это известно только им и Всевышнему.
При этом все трое — люди здравомыслящие. Александр Попов — доктор химических наук, профессор, но в девяностые годы ушел в бизнес и на финансовое положение не жаловался. Именно он вложил немало средств в подготовку катамарана к первому путешествию. Поэтому Валдис Грененбергc-Гринбергс завещал Kaupo своему старшему помощнику.
Попов был предельно целеустремленным и временами жестким человеком, который во всем старался добиться своих целей — об этом рассказывают его старые знакомые. А вот близкие родственники перестали отвечать на распросы — наверное, устали.
Его жена Светлана Тимофеева тоже доктор наук. Но она, напротив, была мягкой и покладистой женщиной. Знавшие ее говорят, что она любила мужа, который любил море, поэтому ей ничего не оставалось, как разделить с ним его любовь. Александр и Светлана — пенсионеры. На свою пенсию они в основном и рассчитывали, отправляясь во вторую кругосветку, иных спонсоров не было.
О третьем члене экипажа Айгаре Грененбергсе-Гринбергсе, сыне капитана первой кругосветки, говорят как о молчаливом, покладистом, мастеровитом человеке, который мог сваривать металл и шить паруса. Готовясь к долгому путешествию, Айгар заработал деньги и на путевые расходы, и для жены с дочкой — чтобы они смогли продержаться два года, пока он будет бороздить океанские просторы.
Об отношениях, сложившихся внутри этой команды, никто не знает и уже не узнает. Есть только косвенные данные. Так Игорь Пименов, штурман первого кругосветного путешествия, говорит, что выдержать длинное и тяжелое путешествие на Kaupo мог далеко не каждый. Он честно признался, что в первой кругосветке у него со Светланой и Александром.сложились напряженные отношения.
Игорь — сам яхтенный капитан, опытный штурман и профессиональный метеоролог, а потому считал необходимым высказывать свое обоснованное мнение. Старпому Попову это не нравилось, а Светлана всегда была на стороне мужа. Но в случае возникавших разногласий разве сойдешь с катамарана посреди бескрайнего океана? Но Игорь — он терпеливый, а другие члены экипажа первой кругосветки откровенно невзлюбили супружескую пару.
Но вернемся ко второй кругосветке. Могла ли драматическая история, произошедшая с четвертым членом экипажа — Николаем Ведерниковым, стать косвенной причиной трагедии Kaupo? Да, могла, если учесть, что в штормовых широтах вахты пришлось нести силами всего трех членов экипажа, а это крайне изматывающее дело, постепенно забирающее все силы и нервы. При этом, напомню, двум членам экипажа было за 60, и один из них — женщина…
Но могло ли это стать прямой причиной трагедии? А вот на это утвердительного ответа дать нельзя, потому как в истории мореплавания есть множество примеров невероятной, фантастической стойкости и выносливости людей. Чем же наши-то хуже?..
Мозговой штурм.
Прошло пять лет после самой последней связи с Kaupo…
Осень. Андреевская гавань. Конец сезона. Усталые яхты у причалов.
Мы сидим в каюте яхты Riga. Мы — это два члена команды Kaupo, ходившие в первую кругосветку — Игорь Пименов и Станислав Марценюк.
А также яхтсмен Сергей Кузьмин — инициатор нашей встречи, и ваш автор, тоже яхтсмен. Цель наших посиделок на яхте, принадлежащей Станиславу, почтить память погибших и попробовать в посильной мозговой атаке приблизиться к разгадке гибели катамарана.
Версия о пираах была отброшена сразу: пираты прекрасно видят, можно ли чем-то поживиться на той или иной яхте. Игорь рассказал, что во время первой кругосветки пиратское судно однажды подходили к Kaupo. Но это было отнюдь не в «ревущих сороковых широтах», а там, где пираты обычно промышляют… Подойдя, они с мостика осмотрели яхту, никто из них даже на палубу не вышел, потом дали ход и убрались восвояси.
Романтическая версия о бегстве экипажа из несчастной Латвии на острова, где растут кокосы, бананы и баунти, тоже отпала. Во-первых, не было вблизи маршрута никаких островов. Во-вторых, экипаж на это точно не пошел бы. Я спросил у Игоря, мог ли Попов, войдя в режим молчания, резко изменить курс, причалить к кокосовым островам — и ну вас всех с вашими нечеловеческими проблемами! «Исключено!» — твердо ответил Игорь. «К тому же нельзя забывать, что у Айгара в Риге осталась нежно любимая им жена и дочка, которым он из каждого порта спешил послать открытку…»
После этого наша мозговая атака перешла в техническую плоскость. В истории Kaupo есть и такая загадка: если катамаран ушел под воду, то почему не сработали сразу два его аварийных сигнализатора? Один передатчик сигнала бедствия размещался в каюте, второй — на корме, и оба должны были сработать автоматически при попадании в воду. Но ни одна спасательная служба, ни одно судно не зафиксировали сигнал SOS с Kaupo.
Игорь пояснил, что буй, который находился в каюте срабатывает или от нажатия на кнопку, или автоматически — на глубине 4 метра. Во втором случае автоматически отщелкивается крышка, и сигнальный буй всплывает. Кормовой буй закреплен на стержне и тоже всплывает при погружении катамарана в воду.
Правда, из катамарана, перевернувшегося вниз мачтой, они могут и не всплыть… Не всплывут они и в том случае, если мачта вдруг рухнет, после чего хаос из парусов, вант, штагов и шкотов может воспрепятствовать всплытию.
Оказывается, последняя связь с Kaupo была вовсе не из точки 38°30» ю. ш., 22°10» в. д., когда экипаж якобы сообщил, что радиостанция заработала и что: «…в будущем — никакой паники, если не будет связи».
Позже был еще один звонок с Kaupo, о котором как-то раз Сергею сказал Петерис Борманис, бывший на постоянной связи с членами экипажа. Они якобы сообщили Петерису, что увидели с борта катамарана нечто необычное. Сквозь шумы Борманису с трудом удалось разобрать слова «мачта» и «столб», после чего связь оборвалась на полуслове. Но когда Сергей сам позвонил Петерису и попросил уточнить детали последней связи, тот, как это случалось уже не раз, наотрез отказался говорить на эту тему.
И это стало еще одной тайной Kaupo…
Freak wave, волна-убийца.
«Мачта», «столб»… Да, в море вполне могут возникнуть видения и галлюцинации. Но, что значительно хуже, там может возникнуть, словно ниоткуда, гигантская одиночная отвесная волна, высотой 20—30 метров, однозначно несущая смерть. Даже стальное судно, встретившегося с такой волной, порой не выдерживает громадного давления обрушившейся на него воды — до 10 атмосфер. Напомним, что 10 атм — это давление силой 10 кг на 1 кв. см. Или, в нашем случае, 100 тонн на 1 кв. метр фанерного корпуса катамарана…
Появление аномально высокой и крутой волны на фоне морского волнения.
Долгое время такие волны считались вымыслом, так как их параметры не укладывались ни в одну известную модель возникновения и поведения морских волн. По этой причине не поверили сообщению о том, что 7 февраля 1933 года на корабль ВМС США «Рамапо» обрушилась волна высотой 34 метра, хотя впервые в истории мореплавания штурману удалось измерить высоту той волны с помощью приборов.
В 1995 году британский трансатлантический лайнер «Королева Элизабет II» во время урагана столкнулся с 29-метровой волной, появившейся прямо по курсу, высоту которой тоже удалось измерить приборами.
И лишь в том же 1995 году на нефтяной платформе «Дропнер» в Северном море у побережья Норвегии впервые абсолютно достоверно и точно была зафиксирована волна высотой в 25,6 метров. Лишь после этого случая высоту морских волн решили измерить с помощью спутников Европейского космического агентства. И всего за три недели зафиксировали по всему земному шару с десяток гигантских одиночных волн, высота которых превышала 25 метров! И лишь после этого стали по-новому смотреть на причины неожиданной и мгновенной гибели крупных океанских судов.
Редкий снимок. Его автор успел заснять приближение волны-убийцы высотой 25 метров.
Редкий снимок. Его автор успел заснять приближение волны-убийцы высотой 25 метров.
Оказалось, что характерной особенностью волн-убийц было то, что они двигались независимо от прочего волнения и имели небольшую ширину фронта (менее 1 км), причем их высоты резко спадали по краям. Глядя на такую волну сбоку, при определенном освещении ее вполне можно принять за движущийся по морю гигантский «столб» или высоченную «мачту
Появилось и сразу несколько гипотез возникновения таких экстремальных волн. Наиболее признанной в научном мире стала гипотеза академика Владимира Захарова, который объяснял появление волн-убийц способностью атмосферы и вод океана не только генерировать, но и собирать (фокусировать) в локальной точке огромную энергию. Такие эффекты известны в волновых теориях звука и света.
В 2010 году гипотеза Захарова была доказана математически: на мощном компьютере были смоделированы условия возникновения и получены характерные профили волн-убийц. А в 2012 году ученым удалось уже экспериментально продемонстрировать в бассейне генерацию одиночной крутой волны, у которой амплитуда в пять раз превышала амплитуду фонового волнения.
Память о бесстрашных.
Но вернемся к трагедии Kaupo. Напомним, что последнее достоверное известие о местонахождении катамарана пришло из точки океана с координатами 38°30» ю.ш., 22°10» в. д. А ведь это всего в полутора градусах от «ревущих сороковых широт».
Эти широты — самые гиблые. Здесь присутствуют и огромные водные пространства, и разнонаправленные океанические течения, и сильнейшие ветра, и мощное волнение. Для рождения волн-убийц здесь самое место. Океанские корабли — и те стараются не соваться сюда.
Во время первой кругосветки капитан Грененбергс-Гринбергс в 40-е широты тоже не лез, потому что знал: высоченная волна способна перевернуть или раздавить океанский корабль, что уж говорить о фанерном катамаране, который в этом случае обречен. «Один шторм мы пережили, второго не переживем» — говорил капитан Валдис Грененбергс-Гринбергс метеорологу Игорю Пименову, ища с ним возможность обойти шторм стороной. Капитан лучше всех знал слабые места катамарана.
Отправляться в еще одно кругосветное путешествие на Kaupo, физически предельно уставшем после первого кругосветного плавания, — это была откровенная авантюра. А идти в «ревущие сороковые» — безумие. Авантюристов океан уважает и иногда прощает, безумцев никогда.
На борту Kaupo находилась урна с прахом Валдиса Грененбергса-Гринбергса: он завещал развеять одну половину у легендарного мыса Горн, а вторую — в устье Даугавы. Его сын мужественно пошел на то, чтобы выполнить отцовскую волю. Жаль, но в точности выполнить завещание не получилось. Прах первого капитана первой латвийской парусной кругосветки лег на океанское дно где-то между Африкой, Австралией и Антарктидой.
И еще одно горькое сожаление: не уйди Kaupo во вторую кругосветку, мог бы стать музейным экспонатом, живым памятником мужеству латвийских яхтсменов. Как в Норвегии стали памятниками «Фрам» Фритьофа Нансена и «Кон-Тики» Тура Хейердала.
Я все три с половиной года писал о первой кругосветке в газете «Бизнес & Балтия».
Письма с Kaupo — это уже история и уже раритет, однако…
Сейчас Игорь Пименов на свои деньги и с помощью судомоделистов делает точную полутораметровую модель легендарного катамарана. Которую хочет предложить или музею или тому, кто сможет выставить копию на всеобщее обозрение. Kaupo, пусть даже такой, маленький, заслуживает доброй памяти. Мы в целом маленькая страна, у нас все привычно небольших размеров. Кроме силы духа и бесстрашия мореходов.
По материалам Виктора Поддубного.
Источник:
Ссылки по теме:
Экологические цитаты
Здесь мы собрали некоторые высказывания о природе и ее взаимоотношениях с человеком. Их авторы – ученые, литераторы, люди искусства, общественные деятели, даже просто народ. Эти цитаты мудры, точны, а многие – и остроумны. Они говорят о разном, но их все объединяет общая мысль: Природа – это наша среда обитания и ее нужно уважать.
Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К.Г. Паустовский
Вековой опыт народов и государств и простой, но здравый смысл… свидетельствуют, что только то прочно и устойчиво, только то и жизненно, только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой. В.В. Докучаев
Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить природу самой себе и наблюдать результаты. Г.А. Кожевников
Одной из ярких разновидностей человеческой веры является чувство благоговения перед дикой первозданной природой. Ф.Р. Штильмарк
Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя. М.М. Пришвин
Не природе нужна наша защита, это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. Н.Ф. Реймерс
Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях. Д.Л. Арманд
Полезное? Вредное? Нет, живое! К.Н. Благосклонов
Леса, так же, как озера, моря и реки – лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд. К.Г. Паустовский
Природа насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов, и по их требованию она не изменила бы ни на йоту свои законы. Галилео Галилей
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. А.И. Герцен
Ничто в природе не бесполезно, даже сама бесполезность. Мишель Монтень
Ветер есть дыхание природы. Козьма Прутков
Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить. Фредерик Жолио-Кюри
Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшие правила садоводства. Джеральд Даррелл
Леса предшествовали человеку, пустыни следовали за ним. Франсуа Шатобриан
Природа безжалостно издевается над нашим невежеством… Анатоль Франс
Вне реального пространства, не привязанные к необходимым для них территориям и определяемым ими условиям среды, никакие живые объекты долго существовать не могут. Н.Ф. Реймерс.
Ничего не следует терять из того, что может быть полезно. Дени Дидро
Не все стриги, что растет. Козьма Прутков
Природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек хоть немного полюбит ее просто потому, что она прекрасна, и потому, что он не может жить без красоты. Жан Дорст
Равновесие существует почти всегда, но никогда стрелка весов не указывает на нуль. Эдуард Булвер-Литтон
Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар необитаемым. Жан-Батист Ламарк
Последнюю ступень невежества представляет собой человек, который глядя на растение или животное, вопрошает: А что с них толку? Альдо Леопольд
В ряду высоких эстетических наслаждений человека лежит наслаждение природой. И.Н. Крамской.
В спертом воздухе при всем старании не отдышишься. Козьма Прутков
И как по мне, есть проблемы пострашнее мафии, например, экология. Микеле Плачидо
Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них. Иоганн Вольфганг Гете
Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей. Иоганн Вольфганг Гете
Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей. Френсис Бэкон
Встарь богатейшими странами были те, природа которых наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен. Генри Бокль
Иссохшее русло реки не знает благодарности к своему прошлому. Рабиндранат Тагор
Одного яйца два раза не высидишь! Козьма Прутков
Снег считают саваном омертвевшей природы; но он же служит первопутьем для жизненных припасов. Так разгадайте же природу! Козьма Прутков
Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам. Фридрих Энгельс
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. Махатма Ганди
Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок. Ральф Уолдо Эмерсон
Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять. М.Л. Налбандян
Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. В. И. Вернадский
Экологическая культура сама по себе является частью культуры общечеловеческой. Ф.Р. Штильмарк
Законы экологии:
1. Все связано со всем.
2. Все должно куда-то деваться.
3. Природа знает лучше.
Барри Коммонер
Оценивать природу только по стоимости ее материальных богатств – это все равно, что оценивать полотна великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму. Н.И. Сладков
Земной шар, обращающийся в беспредельном пространстве, служит пьедесталом для всего, на нем обретающегося. Козьма Прутков
Люби землю. Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей. Из песни американских индейцев
Один человек оставляет след, сотни людей – тропу, тысячи – пустыню. Народная мудрость
К сожалению, соображения бережного отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильственно; только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи незаметным, но непременным стимулом созидателя. Н.К. Рерих
Природу побеждают, только повинуясь ее законам. Френсис Бэкон
Устойчивое состояние потребует меньшего потребления природных ресурсов, но гораздо более высоких моральных качеств. Герман Дейли
Самое прекрасное в природе – отсутствие человека. Блисс Карман
Природа-мать мудра, да сын безмозглый. Уильям Шекспир
Человечество способно сделать развитие устойчивым, чтобы нужды сегодняшнего поколения удовлетворялись, но не за счет способности будущих поколений удовлетворять их собственные потребности. Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию.
Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы. Н.Н. Моисеев
Нужно столетие, чтобы восстановить то, что разрушил день. Ромен Роллан
Незнание природы — величайшая неблагодарность. Плиний Старший
Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери
Одно дерево еще не лес. Русская пословица
Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. В.В. Бианки
Очищение какой-либо территории от загрязнений ведет к равноценному загрязнению другой территории. Неизвестный автор
Самый эффективный способ устранения токсичных отходов – пересмотр классификации нетоксичных отходов. Неизвестный автор
Если бы снежный человек был, его бы давным-давно не было. Александр Жуков
Экологический след человечества превышает способность среды восстанавливаться. Донелла Медоуз, Йорген Рандерс, Деннис Медоуз.
Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе. Жак Ив Кусто