Морфолого стилистические ошибки это

, -и.

  

Речевая ошибка, возникающая при реализации частных грамматических значений языковых единиц (например, в формообразовании и словоизменении). Эти ошибки внутрисистемны, они возникают по аналогии с уже существующими в языке моделями словоизменения и формообразования и другими реализациями категориальных признаков в результате действия закона экономии языковых средств: говорящий, например, относит лексему к тому словоизменительному типу, к которому она не принадлежит (*хочут по аналогии с могут). Так регулярны м.-с. о. в употреблении вариантных форм падежных окончаний (*в «Вишневом саду» А. Чехова вм. в «Вишневом саде«); в предпочтении форм женского рода имен существительных, имеющих разговорно-просторечную окраску (*выступила

лауреатка

второй премии); в выборе форм числа и т. п. При наличии дублетных форм следует отграничивать нормативные для современного русского литературного языка, свойственные книжной, преимущественно письменной речи формы мужского рода мн. ч. на —ы(-и) от устно-разговорных, просторечных или профессиональных, иногда с оттенком устарелости, форм на —а(-я): *

бухгалтера

,

выбора

,

договора

,

гроба

,

шофера

. Из литературных наиболее употребительных форм на —а(-я) можно привести следующие: адреса, бега, берега, бока, борта, буера, буфера, веера, века (но: в кои веки, во веки веков), векселя, вензеля, вечера, вороха, глаза, голоса, города, директора, доктора, дома, дупеля, егеря, желоба, жемчуга, жернова, закрома, кивера, кителя, колокола, края, купола, кучера, лемеха, леса, луга, мастера, невода, номера, обшлага, окорока, округа, ордера, паруса, паспорта, перепела, повара, погреба, поезда, потроха, профессора, рога, рукава, снега, сорта, сторожа, тенора, терема, тетерева, фельдшера, флюгера, холода, хутора, черепа, шелка, штемпеля, штуцера, шулера. К стилистически разграничиваемым случаям относятся следующие: бункеры — бункера, возы — воза, годы — года, инспекторы — инспектора, клеверы — клевера, коробы — короба, кузовы — кузова, лекари — лекаря, оводы — овода, пекари — пекаря, прожекторы — прожектора, промыслы — промысла, секторы — сектора, скутеры — скутера, слесари — слесаря, томы — тома, тополи — тополя, флигели — флигеля, хлевы — хлева, шомполы — шомпола, штабели — штабеля, якори — якоря, ястребы — ястреба. Следует помнить о том, что формы мн. ч. существительных-омонимов могут различаться: борова (дымоходы), корпуса (здания, войсковые соединения), образа (иконы), лагеря (военные, туристские), ордена (знаки отличия), повода (поводья), пояса (часть одежды), пропуска (документы), тока (место молотьбы), тона (переливы цвета), тормоза (приборы), учителя (преподаватели), хлеба (на корню, также в выражении поступить к кому-н. на хлеба), цвета (окраска) и боровы (кабаны), корпусы (туловища), образы (художественные, литературные), лагери (общественно-политические группировки), ордены (рыцарские, монашеские общества), поводы (побуждения), поясы (географические), пропуски (недосмотры), токи (электрические), тоны (звуковые), тормозы (препятствия), учители (идейные руководители), хлебы (печеные), цветы (растений). Смысловое различие также нужно проводить между существительными в форме мн. ч. и существительными pluralia tantum или теми словами, которые употребляются преимущественно во мн. ч.: меха — мехи, провода — проводы, соболя — соболи, счета — счеты, зубья — зубы, В системе грамматических форм имен прилагательных есть варианты, имеющие книжную и разговорную, просторечную окраску, использование последних в письменных текстах исключается (*

бойчее

,

звончее

,

ловчее

,

длинше

,

красивше

,

слаже

вм. литературных бойче, звонче, ловче, длиннее, красивее, слаще). Не допустимы плеонастические сочетания компаратива, элатива и т. п. со словами-интенсификаторами (*

более лучше

,

менее предпочтительнее

,

наиболее интереснейший

,

самый высокий экстра

класс

). Большие трудности вызывает употребление в речи числительных разных разрядов (не допускаются словосочетания *

трое студенток

,

четверо подруг

,

трое волков

,

у обоих ворот

, не желательны употребления

двое генералов

,

трое профессоров

), возникают трудности при склонении сложных, составных, дробных числительных. Неумелое использование местоимений может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания (ср. *Возвратившись из экспедиции, капитан привез с собою медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях; Врач предложил больному каждый день взвешивать себя). Часто встречаются ошибки в глагольном словоизменении и формообразовании (невозможные в литературном языке формы

очучусь

,

победю

от очутиться, победить;

полоскают

,

кудахтают

вм. литературных полощут, кудахчут и т. п., ошибки в образовании и использовании причастных и деепричастных форм). Примеры м.-с. о. приведены в статьях деепричастие, независимый деепричастный оборот, канцеляризм, омоформы, отыменной предлог, омофоны, плеоназм2.

Содержание

  • 1 Что такое речевая ошибка
    • 1.1 Лексико-стилистические ошибки
    • 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
    • 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
  • 2 Причины речевых ошибок
  • 3 Как избежать ошибок в речи
  • 4 Так ли важно соблюдать культуру речи

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Виды речевых ошибок, таблица с примерами и исправлениями

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

Примеры речевых ошибок

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Речевые ошибки - это

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

Виды ошибок речи

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Сущность / Тип
ошибки

Примеры

Вариант правки

I.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

1.
Неверный
выбор рода имени существительного
по значению

по стилистической
окраске

Казалось,
сбить кегль нетрудно.

В
музее театра хранился туфель
великой актрисы.

Казалось,
сбить кеглю нетрудно. Справка:
кегль
— размер
типографской литеры; кегли
— деревянный столбик для
игры.

В
музее театра хранилась
туфля великой актрисы. Справка:
туфель
— разговорная
форма.

2.
Ошибки в образовании падежных
форм существительных

В
магазин поступила новая партия
чулков и носок.

В
магазин поступила новая партия
чулок и носков.

3.
Неверное употребление вариантных
падежных окончаний

Власти
не хватило духа признать свою вину.

Власти
не хватило духу признать
свою вину. Справка:
форма
на — у в родительном падеже единственного
числа сохраня­ется
во фразеологических оборотах.

4.
Ошибочное образование формы
множественного числа
у некоторых вещественных
существительных

Население
горных районов охотно
использует для бытовых
нужд пухи до­машних
и диких животных.

Население
горных районов охотно
использует в быту пух домашних и диких
животных.

5.
Ошибочное образование формы
множественного числа имен существительных,
употребляемых только в единственном
числе

На
склад привезли много роялей
и пианин.

На
склад привезли музыкальные инструменты
— рояли, пианино.

II.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1.
Неуместное
использование полных форм прилагательных
в именительном падеже

Требования
рабочих обоснованные
и справедливые.

Требования
рабочих обоснованны
и справедливы.

2.
Ошибочное сочетание полной
и краткой форм прилагательных
как однородных членов предложения

Решение
продуманное и объективно.

Решение
продуманно и объективно.

3.
Неверное употребление кратких форм
прилагательных на -енный
в
нейтральных
стилях речи

Темп
увертюры слишком медленен.

Темп
увертюры слишком

медлен.

Продолжение
табл. 3

Сущность / Тип
ошибки

Примеры

Вариант правки

4.
Соединение в одном прилагательном
обеих форм сравнительной
степени и образование конструкций
типа более
интереснее, а
также
возникновение плеонастических
сочетаний при употреблении
прилагательных
в превосходной степени

Разработка
новых месторождений становится более
интенсивнее.

Реформы
подразумевают
более строжайший
режим экономии.

Разработка
новых месторождений становится
интенсивнее.

Реформы
подразумевают
строжайший режим
экономии.

5.
Немотивированное употребление
некоторых форм
степеней сравнения имен
прилагательных в нейтральных
стилях речи

Новый
фонд позволяет гибче использовать
финансовые

средства.

Новый
фонд позволяет более гибко
использовать финансовые
средства.

III.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ
ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

1.
Несклонение или неполное склонение
количественных числительных
Примечание:
при
склонении изменяются части
сложных и составных числительных

Рукопись
не должна превышать
двести страниц.

Рукопись
не должна превышать
двухсот страниц.

2.
Смешение основ мужского и
женского рода числительного оба
– обе

Дикие
абрикосы росли по обоим
сторонам дороги.

Дикие
абрикосы росли по обеим
сторонам дороги.

3.
Сочетание собирательных числительных
а) с существительными, обозначающими
лиц высокого общественного и
государственного положения Примечание:
такие
сочетания
имеют сниженную окраску
б) с неодушевленными
существительными
в) с существительными женского рода
(названиями лиц женского
пола)

В
зал вошли двое ректоров.

Потребовалось
трое грузоподъемников,
чтобы выполнить задание.

Комиссия
отметила работу только
двоих медсестер.

В
зал вошли два ректора.

Потребовалось
три грузоподъемника,
чтобы
выполнить задание.

Комиссия
отметила работу только
двух медсестер.

4.
Ошибочное управление существительным
при смешанном
числе Примечание:
при
смешанном числе
существительным управляет дробь, а
не целое число

Это
расстояние спортсмен пробежал
за 5,0 секунд.

Это
расстояние спортсмен пробежал
за 5,0 секунды.

Продолжение
табл. 3

Сущность / Тип
ошибки

Примеры

Вариант правки

5.
Ошибочное управление существительным
в конструкциях два
(три, четыре) и более
Примечание:
в
этих сочетаниях
существительное употребляется
в форме родительного падежа единственного
числа

Существует
три и более надежных
вариантов, чтобы избежать
аварии.

Существует
три и более надежных
варианта, чтобы избежать
аварии.

6.
Неверный выбор падежной формы
существительного
в словосочетаниях, обозначающих даты
Примечание:
в
словосочетаниях
такого типа существительное употребляется
в форме падежа
единственного числа

Письмо
датировано 23 декабрем
1943 годом.

Письмо
датировано 23 декабря
1943 года.

IV.
УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

1.
Соотнесенность местоимения с несколькими
предшествующими
ему существительными
(возможно двоякое понимание текста)
Примечание:
местоимение
3-го
лица (он,
она, оно, они)
обычно
заменяет ближай­шее
предшествующее ему существительное
в том же роде
и числе. Из контекста должно
быть ясно, какое слово
заменяется местоимением

Фирма
выпускает обувь последних
моделей, но она давно
уже требует финансовых
средств.

Фирма
выпускает обувь последних моделей,
но предприятие
давно уже нуждается
в дополнительных финансовых
средствах.

2.
Соотнесенность местоимения
они
с
со­бирательным

существительным
в форме единственного
числа

Молодежь
— наше будущее, они
требуют постоянной заботы государства.

Молодежь
— наше будущее и требует
постоянной заботы.

3.
Отсутствие начального ну
личных
местоимений 3-го лица
или прибавление к ним после предлогов,
а также после
сравнительной степени прилагательных
и наречий Примечание:
после
всех простых
(первообразных) предлогов
(без,
в, для, до, за
и
т.д.), наречных предлогов, требующих
родильного падежа, формы этих местоимений
начинаются с н; после предлогов,
требующих да-

Продолжение
табл. 3

Сущность / Тип
ошибки

Примеры

Вариант правки

тельного
падежа местоимений, а также после форм
сравнительной степени прилагательных
или наречий,
сложных предложно-падежных сочетаний
в отношении, по линии, со стороны и
др., начальное н
перед
местоимением не вставляется

Дети
столпились вокруг его. Этот
мальчик был выше нее.

Дети
столпились вокруг него. Этот
мальчик был выше се.

4.
Неясность высказывания из-за
соотнесенности возвратного местоимения
себя
и
возвратно-притяжательного
местоимения
свое
к
нескольким словам

Губернатор
застал помощника
у себя в кабинете.

  1. Губернатор
    застал помощника
    в своем кабинете.

2)
Губернатор застал помощника
в его кабинете.

5.
Пропуск местоимения себя
в
устойчивых словосочетаниях

Новый
развлекательный комплекс
представляет город виртуальной
реальности.

Новый
развлекательный комплекс
представляет собой город
виртуальной реальности.

V.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА

1.
Неправильное использование
спрягаемых форм глагола: а) использование
форм 1-го лица единственного числа
настоящего-будущего времени недостаточных
глаголов б) использование форм II
спряжения у глаголов
выздороветь,
опостылеть,
опротиветь

Я,
конечно, ощутю восторг.

Кивание
в сторону Запада непременно опротивит.

Меня,
конечно, наполнит восторг.

Кивание
в сторону Запада непременно
опротивеет.

2.
Нарушение в образовании, использовании
видовой формы
глагола а) в парах глаголов
несовершенного вида
заготовлять
заготавливать,
накоплять

накапливать,
подбодрять

подбадривать,
узаконить —
узаконивать
формы
с суффиксом
-ива-1-ыва-стилистически
нейтральны б) образование глаголов
несовершенного вида с суффиксом
-ива-1-ыва-
от
двувидовых глаголов типа адресовать,
использовать, организовать

Детей
необходимо чаще подбодрять.

Надо
адресовывать вопросы тем,
кто может на них ответить.

Детей
необходимо чаще подбадривать.

Надо
адресовать вопросы тем, кто
может на них ответить.

Окончание табл.
3

Сущность / Тип
ошибки

Примеры

Вариант правки

  1. Неясность
    высказывания из-за
    совпадения у глаголов на
    -ся
    страдательного
    и возвратного значений

  2. Видовой
    или временной разнобой

  1. Злоупотребление
    одинаковыми
    формами глагола

  1. Образование
    причастий на -щш
    со
    значением будущего времени
    от глаголов совершенного вида

  2. Сочетания,
    образованные прибавлением частицы
    бы
    к
    действительному
    причастию прошедшего
    времени

8.
Образование деепричастий совершенного
вида с суффиксом -в- от глаголов
несовершенного вида

Сюда
собираются дети заблудившиеся
на улицах.

В
книге описаны события, происходящие
в прошлом веке.

Нельзя
допускать оставлять замерзать
воду
в винипластовых трубах.

В
числе спортсменов, сыграющих
все матчи,
будет и наш герой.

Решения,
поддержавшего бы реформы,
не последовало.

Проектировав
торговый комплекс, архитектор не
обратил
внимание на особенности
ландшафта.

а)
Сюда приходят дети,

б)
Сюда собирают детей,

В
книге описаны события, происходившие
в прошлом веке.

Нельзя
допускать, чтобы вода замерзала
в винипластовых трубах.

В
числе спортсменов, которые сыграют
все матчи, будет
и наш герой.

Решения,
которое поддержало бы
реформу, не последовало.

Проектируя
торговый комплекс, архитектор не
принял во внимание особен­ности
ландшафта.

Речевые ошибки учащихся, их типология и исправление

М.Р. Львов выделяет речевые
ошибки и неречевые.

Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические,
морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.

Лексико-стилистические
ошибки:

1.
Повторение одних и тех же слов. Причины: а) малый объем внимания, забыл, что
только что употребил слово и выбирает его снова; б) бедность словаря: ребенок
не владеет синонимией, не умеет пользоваться местоимениями.

Легко
исправляют повторы, если получают указания учителя внимательно перечитать
текст.

2.
Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении (целеустремлённый
– ответственный, «он шел к своей цели»)

3.
Нарушение общепринятой  сочетаемости слов.

Например:
Ветер постепенно принимал силу.

4.  Употребление
просторечных слов и сочетаний.

Например:
Вперед всех к реке прибежал Вова.

Путь предупреждения всех
лексико-стилистических ошибок – это создание речевой среды, отвечающей
требованиям культуры речи; языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов.

Морфолого-стилистические
ошибки

неправильное словоизменение или словообразование.

1.    
Детское
словотворчество (приречная полоса — по аналогии со словом приморская).

2.    Образование диалектных и
просторечных форм от слов литературного языка (хочут, выстрельнул
из…, ихняя)

3.    
Пропуск
морфем, чаще всего суффиксов (трудящие).

Причины: трудно
произносить громоздкие слова.

4.    
Образование
формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в
единственном числе.

Например:
Крышу кроют железами. Причина: стремление к конкретности.

Синтаксико-стилистические – ошибки в построении
словосочетаний и предложений.

1.    Нарушение управления, чаще всего
предложного ( добро побеждает над злом, смеялись с него)

2.    
Нарушение
согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим.

Например:
Детям очень понравилось елка.

3.    Неудачный порядок слов в
предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла (Только равнодушным
оставался кот Васька).

4.    Нарушение смысловой связи
местоимений с теми словами, на которые они указывают или которые заменяют (По
улице шли дети с шарами. Они были красные).

5.    Местоименное удвоение подлежащего
(Витя – он был самый сильный из ребят)

6.    
На­рушение
границ предложений, неоправданное деление сложного предложения на простые (Дворник
когда подметал двор. Сломал ростки тополя)

Исправление
данных ошибок – различные упражнения с предложениями.

Неречевые
ошибки
— это композиционные, логические,
искажение фактов.

Типичная
композиционная ошибка
— не­соответствие рассказа, изложения, сочинения составленному
пла­ну.

Причины
ошибок кроются в подготовке к изложению, сочинению.

К числу логических
ошибок относятся:

1.   Пропуск необходимых слов, иногда
существенных эпизодов, фактов.

2.
Нарушение последовательности.

3.
Нелепые, парадоксальные суждения (Утро клонилось к вечеру).

Обучение младших школьников самопроверке
творческих работ
:

После написания сочинения (изложения) осуществляется несколько
прочтений с разными целевыми установками:

а) оценить, все ли будет понятно читающему, удалось ли раскрыть свою мысль,
нет ли в содержании лишнего, не пропущено ли главное, последовательно ли
изложены мысли, связаны ли они между собой, удачно ли сформулированы;

в) проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной
грамотности.

Приемы правки:

при желании устранить предложение или часть текста – заключить их в
квадратные скобки [  ];

при необходимости дополнить текст – в соответствующем месте поставить
значок V, потом повторить его после всей работы и написать недостающее;

при нарушении последовательности предложений или фрагментов текста –
воспользоваться цифрами;

при необходимости одно слово заменить другим – зачеркнуть ненужное,
надписав над ним более удачное;

при замене или перестройке целого предложения – поместить новое
предложение после всего текста, пометив то, которое заменяется. Каким-то
условным значком, например «звездочкой».

Важное условие правки – аккуратность.

Содержание

  1. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
  2. Типы ошибок
  3. Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления
  4. Что такое речевая ошибка
  5. Лексико-стилистические ошибки
  6. Морфолого-стилистические ошибки
  7. Синтаксисо-стилистические ошибки
  8. Причины речевых ошибок
  9. Как избежать ошибок в речи
  10. Так ли важно соблюдать культуру речи
  11. Речевые ошибки: виды, причины, примеры
  12. Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?
  13. Виды речевых ошибок
  14. Примеры и причины возникновения речевых ошибок
  15. Лексические ошибки
  16. Фразеологические ошибки
  17. Морфологические ошибки
  18. Синтаксические ошибки
  19. Орфографические ошибки
  20. Пунктуационные ошибки
  21. Стилистические ошибки
  22. Пути исправления и предупреждения речевых ошибок
  23. Онлайн-курс «Русский язык»
  24. Источники
  25. Отзывы и комментарии

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Типы ошибок

К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над подобными ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения, которые предусмотрены программой начальных классов, совершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов. Изучение таких ошибок, а также исследование причин их возникновения может послужить базой для их исправления и предупреждения.

Следует различать наряду с речевыми ошибками также неречевые: композиционные, логические и искажение фактов.

Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.

На первом месте по частоте стоят словарные или, точнее, лексико-стилистические ошибки. Охарактеризуем пять наиболее типичных ошибок этой группы:

1. Повторение одних и тех же слов: У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается.

Причины ошибки — во-первых, малый объем внимания учащегося: он забыл, что только что употребил слово, и выбирает его снова. Само же повторение вызывается тем, что это слово уже активизировано, на что указывал И. П. Павлов: «Если вы имеете для определения одного и того же предмета несколько слов, у вас есть тенденция повторять то слово, которое вы только что написали или произнесли. Это происходит потому, что тонус этого слова выше и он индуцирован» (Павловские среды. М.—Л., 1949, т. И, с. 478).

Источник

Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Источник

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Морф разбор ошибки
  • Морфолого стилистические ошибки примеры
  • Мортал комбат ошибка out of memory при запуске
  • Морфология ошибки примеры
  • Мортал комбат мобайл ошибка покупки