Можно делать ошибки но нельзя строить ошибки

promo


eduardk

april 14, 2013 23:22

9918

Buy for 200 tokens

АТТРАКЦИОН ПРИРОДЫ И РАЗУМА

П ервая мечта священна! Вы помните Занимательную физику Я.И.Перельмана? Многие не любили физику, но только не эту книгу! В ней описывалось волшебство, к которому даже взрослые не оставались равнодушными! И когда 25 лет назад я захотел сделать свои лекции по физике студентам Уральского…

будут оценивать точность “перевода”, при этом можно использовать как

балльные оценки, так и качественные характеристики, например: адекватность перевода, знание лексики, лингвистическая интерпретация слов и пр.

Руководителю тренинга следует обратить внимание на реакцию слуша-

телей-“жу риал истов” и “иностранца”:

а) когда даются остроумные и неординарные интерпретации текстов; б) когда точно передается мысль.

Известно высказывание американского психолога К. Роджерса о том, что

слишком точная интерпретация может вызвать отторжение и защиту, а

неадекватная интерпретация — лишний раз утвердить человека в ощущении того, что

его никто не понимает. Результат тренинга можно обсудить и в этом контексте.

Упражнение 6. “Суждение о поведении”

В ситуациях, когда мы оцениваем действия других, или когда один

противопоставляет себя другому, это вызывает у слушателя осуждение или

одобрение. Все зависит от того, какие слова сказаны и какие невербальные

средства продемонстрированы. Как только слушающий поймет, что его

осуждают или несправедливо обвиняют, он начинает обижаться или

становится агрессивным, что может привести к деструктивному контакту.

Описание поведения: что можно и чего нельзя:

Можно

• Действовать на основе установки “я —

хороший, ты — хороший”.

• Описывать то, что другой человек

действительно делает.

Пример:

“Ты перебивал клиента”.

Нельзя

• Считать, что другие — “не

хорошие”.

• Комментировать то, каким этот

человек является в вашем воображении.

Пример:

“Ты был груб с клиентом”.

107

Продолжение

Можно

• Употреблять наречия, описывая

отдельные действия.

Пример:

“Он громко разговаривал на

совещании”.

• Описывать именно то, что имело

место.

Пример:

“Когда мы не приходим к

согласию относительно подхода к

решению какой-либо проблемы, она

скорее всего так и остается

неразрешенной”.

Нельзя

• Употреблять прилагательные как

“ярлыки”.

Пример:

“Он вообще слишком говорливый”.

• Использовать для описания

происшедшего осуждающие ярлыки.

Пример:

“Не могу поверить, что ты можешь

быть таким упрямым”.

6.1

Цель: выработать навыки “описательного” поведения.

Инструкция: используя в качестве модели вышеприведенные критерии, измените высказывания так, чтобы в них не было “ярлыков”, чтобы они

представляли собой конкретные выражения, соответствующие тому, что

имело место в действительности.

1. “Сергей, ты слишком навязчив”.

2. “Александр, твои торговые агенты всегда хотят быть в центре внимания”.

3. “Галя, ты просто стараешься подчеркнуть недостатки Марии”.

4. “Иван, ты становишься упрямым”.

5. “Анна, ты копуша”.

6. “Владимир, ты грубиян”.

6.2

Цель: научиться распознавать описательные и осуждающие

высказывания.

Инструкция: прочтите следующие предложения и определите: а) описательные (Оп) или осуждающие (Ос);

б) обобщающие (Об) или конкретные (К).

Предложения

1.А. Закончил говорить после того,

как Б. ему сказал: “Ты смешон”.

2. “А. слишком навязчив”.

Описание или

осуждение

Обобщение или

конкретика

108

Продолжение

Предложения

“У. “Г. слишком эмоциональная”.

4. “Ты уже в третий раз заканчиваешь

за меня то, что я хотела сказать”.

5. “Некрасиво со стороны А.

стараться привлечь к себе внимание

шефа”.

6. “Нельзя действовать на основе

отрицательной установки”.

7. “Б. такой чувствительный!”

8. “На этой неделе ты опоздал уже

два раза”.

9. “В. понятия не имеет, что значит

думать о себе”.

10. “Ты закончил выполнение этого

трудного задания раньше срока”.

Описание или

осуждение

Обобщение или

конкретика

Ответы:

?.??,?. З.Ос, Об. 5. Ос, Об. 7. Ос, Об. 9. Ос, об.

2. Ос, Об. 4.0п,К. 6. Ос, Об. 8.0п,К. ??.??,?.

Упражнение 7. “Событие”

Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня

утром или вчера вечером, или о том, в каком состоянии он находится на

данный момент. 7

По заданию преподавателя кто-то из группы пытается точно

воспроизвести его рассказ, кто-то вербализует только основные и наиболее

значимые элементы рассказа, кто-то — интерпретирует.

После каждого пересказа руководитель спрашивает у рассказчика, правильно ли передана мысль, это ли содержание хотел рассказчик донести до

группы. Если рассказчик не вполне удовлетворен, ведущий просит друга

членов группы выполнить это задание еще раз, и так до тех пор, пока не

будет найден адекватный вариант.

Упражнение 8. “Фраза”

Группе зачитывается фраза известного мыслителя. Руководитель просит

участников написать на листочках бумаги, кто автор фразы, что он хотел

сказать этой фразой, почему она была высказана.

Например: “Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить

вечно, и столь расточительные, как если бы они собирались умереть

завтра” {Аристотель).

“Мы часто платим наши долги не потому, что так положено и это

справедливо, а потому, что хотим облегчить наши будущие займы”

{Ларошфуко).

“Можно делать ошибки, но нельзя строить ошибки” {Гете).

109

Упражнение 9. Тренинг на слушание и пересказ

Инструкция: прочтите внимательно стихи. Перескажите их содержание.

“Я есть. Ты — будешь. Между нами — бездна.

Я пью. Ты жаждешь. Сговориться — тщетно.

Нас десять лет, как сто тысячелетий,

Разъединяют — Бог мостов не строит.

Будь! — это заповедь моя. Дай — мимо

Пройти, дыханьем не нарушив роста,

Я — есмь. Ты — будешь. Через десять вёсен

Ты скажешь: — есмь! — а я скажу: — когда-то…”

М. Цветаева

“Листва на землю падает, летит.

Точь-в-точь на небе время листопада,

так падает, ропща среди распада,

и падает из звездного каскада

отяжелевшая земля, как в скит.

Мы падаем. И строчки как листы.

Не узнаю тебя среди смещенья.

И все же некто есть, кто всё паденье

веками держит бережно в горсти”.

Р. М. Рильке

“Дом одинокий на краю села —

Как во вселенной у ее конца,

Дорога постояла у сельца

И снова в ночь тихонько побрела.

Сельцо всего лишь робкий переход,

Меж двух пространств оно чего-то ждет, —

Не тропка, а дорога вдоль окон,

И кто из дому странствовать уйдет,

В пути, быть может, смерти обречен”.

Р. М. Рильке

Например :

Каждый участник тренинга письменно излагает свою версию понимания

смысла и затем представляет ее всем.

Анализ:

а) адекватность понимания смыслу, заложенному в стихах; б) какой прием обратной связи использован: перефразирование, отражение чувств, формулировка основной мысли, полное воспроизведение текста, резюмирование.

Ожидаемый результат:

— освоение навыка установления обратной связи; — отработка умений слушать и говорить.

ПО

Упражнение 10. “Атака вопросами”

Внимательно прочтите эпизод из романа Ю. Семенова “Семнадцать

мгновений весны”Однажды на приеме в советском посольстве на Унтер ден

Линден завязалась дискуссия шефа политической разведки Шелленберга с

молодым советским дипломатом о праве человека на веру в амулеты, заговоры, приметы и прочую, по выражению секретаря посольства, “дикарскую

требуху”.

В веселом споре этом Шелленберг был, как всегда, тактичен, доказателен и уступчив. Советский разведчик M. М. Исаев (Штирлиц), присутствовавший при разговоре, злился, глядя как он затаскивает русского

парня в спор.

“Светит фарами, — подумал он, — присматривается к противнику: характер человека лучше всего узнается в споре. Это Шелленберг умеет делать, как никто другой”.

Экономика и маркетинг: сходства и различия

Можно
делать ошибки,
но нельзя строить
ошибки.

И. Гёте

НАЧИНАЯ
С 1980-Х ГОДОВ говорят о серьезном кризисе
«академического» (теоретического)
маркетинга; о недопонимании бизнес-школами
сущности и задач практического маркетинга;
о том, что практики не читают статей в
академических маркетинговых журналах.

Почему
академический маркетинг пошел по
неправильному пути, занялся строительством
ошибок и превратился по сути в
псевдо-маркетинг?

Основной
причиной этого следует признать серьезный
экономический перекос, который постепенно
образовался в академическом маркетинге.

Все
началось с того, что в 1960-70-х в американских
университетах стали открывать факультеты
маркетинга. Первыми преподавателями
были экономисты-теоретики. Многие из
них сразу же стали превращать маркетинг
в раздел или вариант привычной им
экономической науки. Наибольших «успехов»
в этом неблагодарном деле добился
экономист Котлер.
(См. «Котлер
и котлероиды»
).

Совершенно
не поняв философии и духа маркетинга,
а самое главное – роли маркетинга в
бизнесе, Котлер посчитал своей задачей
«объяснение того, как в действительности
работает рынок, придав жизненную текстуру
теориям экономистов (!?)».
В одной статье о Котлере читаем: «Первое
издание [Marketing Management] (1967 г.) было,
несомненно, работой экономиста с очень
некоторым налетом бихевиоризма». Его
«кирпичи» понравились преподавателям
маркетинга: они не требовали от них
умения думать и творить. Вскоре они
стали стандартом для многих кафедр
маркетинга по всему миру. И пошло-поехало.

Стоит
ли удивляться тому, что через десять
лет, в 1976 г., историк маркетинга Роберт
Бартельз напишет: «Первые студенты
маркетинга на самом деле обучались, как
экономисты».

Но если
на Западе лучшие преподаватели, под
давлением критики бизнесменов, уже
начинают осознавать пагубность
котлероидного маркетинга и менять
программы обучения, то нам, похоже,
придется его донашивать еще очень долго.

Основная
причина этого в том, что Россия вошла в
рыночную экономику без маркетологов,
но с армией экономистов, как теоретиков
(преподавателей политэкономии), так и
практиков (обитателей планово-экономических
отделов).
И те и другие были очень далеки от
маркетинга. Тем
не менее вчерашние профессора
большевистской политэкономии шустро
наплодили десятки кафедр маркетинга.

Эти
«большевики», которые, разумеется, ни
дня не проработали в реальном бизнесе,
за несколько дней пробежали «маркетинговые»
тексты, написанные западными экономистами,
которые также ни дня не проработали в
бизнесе.
О том, каких «маркетологов» они готовят
для российского бизнеса, дают представление
их учебники. (См., например, Гайдаенко
Т.А. «Маркетинговое
управление. Полный курс МВА»
и
Липсиц И.В. «Маркетинг
для топ-менеджеров».)

Засилье
экономистов ощущается и в наших
маркетинговых организациях, таких как
Российская ассоциация маркетинга и
Гильдия маркетологов. Достойно внимание
определение маркетинга, предложенное
президентом Гильдии экономистом Игорем
Березиным: «Маркетинг – изучение рынков
и воздействие на них с целью облегчения
решения задач, стоящих перед экономическими
субъектами».
К
задачам настоящего маркетинга это имеет
касательство весьма и весьма относительное.

Соседние файлы в папке Маркетинг

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Текст книги «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности»

Автор книги: Альбина Панфилова

сообщить о нарушении

Текущая страница: 9 (всего у книги 38 страниц)

средства продемонстрированы. Как только слушающий поймет, что его

осуждают или несправедливо обвиняют, он начинает обижаться или

становится агрессивным, что может привести к деструктивному контакту.

Описание поведения: что можно и чего нельзя:

Можно

• Действовать на основе установки “я —

хороший, ты – хороший”.

• Описывать то, что другой человек

действительно делает.

Пример:

“Ты перебивал клиента”.

Нельзя

• Считать, что другие – “не

хорошие”.

• Комментировать то, каким этот

человек является в вашем воображении.

Пример:

“Ты был груб с клиентом”.

107

Продолжение

Можно

• Употреблять наречия, описывая

отдельные действия.

Пример:

“Он громко разговаривал на

совещании”.

• Описывать именно то, что имело

место.

Пример:

“Когда мы не приходим к

согласию относительно подхода к

решению какой-либо проблемы, она

скорее всего так и остается

неразрешенной”.

Нельзя

• Употреблять прилагательные как

“ярлыки”.

Пример:

“Он вообще слишком говорливый”.

• Использовать для описания

происшедшего осуждающие ярлыки.

Пример:

“Не могу поверить, что ты можешь

быть таким упрямым”.

6.1

Цель: выработать навыки “описательного” поведения.

Инструкция: используя в качестве модели вышеприведенные критерии, измените высказывания так, чтобы в них не было “ярлыков”, чтобы они

представляли собой конкретные выражения, соответствующие тому, что

имело место в действительности.

1. “Сергей, ты слишком навязчив”.

2. “Александр, твои торговые агенты всегда хотят быть в центре внимания”.

3. “Галя, ты просто стараешься подчеркнуть недостатки Марии”.

4. “Иван, ты становишься упрямым”.

5. “Анна, ты копуша”.

6. “Владимир, ты грубиян”.

6.2

Цель: научиться распознавать описательные и осуждающие

высказывания.

Инструкция: прочтите следующие предложения и определите: а) описательные (Оп) или осуждающие (Ос);

б) обобщающие (Об) или конкретные (К).

Предложения

1.А. Закончил говорить после того,

как Б. ему сказал: “Ты смешон”.

2. “А. слишком навязчив”.

Описание или

осуждение

Обобщение или

конкретика

108

Продолжение

Предложения

“У. “Г. слишком эмоциональная”.

4. “Ты уже в третий раз заканчиваешь

за меня то, что я хотела сказать”.

5. “Некрасиво со стороны А.

стараться привлечь к себе внимание

шефа”.

6. “Нельзя действовать на основе

отрицательной установки”.

7. “Б. такой чувствительный!”

8. “На этой неделе ты опоздал уже

два раза”.

9. “В. понятия не имеет, что значит

думать о себе”.

10. “Ты закончил выполнение этого

трудного задания раньше срока”.

Описание или

осуждение

Обобщение или

конкретика

Ответы:

?.??,?. З.Ос, Об. 5. Ос, Об. 7. Ос, Об. 9. Ос, об.

2. Ос, Об. 4.0п,К. 6. Ос, Об. 8.0п,К. ??.??,?.

Упражнение 7. “Событие”

Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня

утром или вчера вечером, или о том, в каком состоянии он находится на

данный момент. 7

По заданию преподавателя кто-то из группы пытается точно

воспроизвести его рассказ, кто-то вербализует только основные и наиболее

значимые элементы рассказа, кто-то – интерпретирует.

После каждого пересказа руководитель спрашивает у рассказчика, правильно ли передана мысль, это ли содержание хотел рассказчик донести до

группы. Если рассказчик не вполне удовлетворен, ведущий просит друга

членов группы выполнить это задание еще раз, и так до тех пор, пока не

будет найден адекватный вариант.

Упражнение 8. “Фраза”

Группе зачитывается фраза известного мыслителя. Руководитель просит

участников написать на листочках бумаги, кто автор фразы, что он хотел

сказать этой фразой, почему она была высказана.

Например: “Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить

вечно, и столь расточительные, как если бы они собирались умереть

завтра” {Аристотель).

“Мы часто платим наши долги не потому, что так положено и это

справедливо, а потому, что хотим облегчить наши будущие займы”

{Ларошфуко).

“Можно делать ошибки, но нельзя строить ошибки” {Гете).

109

Упражнение 9. Тренинг на слушание и пересказ

Инструкция: прочтите внимательно стихи. Перескажите их содержание.

“Я есть. Ты – будешь. Между нами – бездна.

Я пью. Ты жаждешь. Сговориться – тщетно.

Нас десять лет, как сто тысячелетий,

Разъединяют – Бог мостов не строит.

Будь! – это заповедь моя. Дай – мимо

Пройти, дыханьем не нарушив роста,

Я – есмь. Ты – будешь. Через десять вёсен

Ты скажешь: – есмь! – а я скажу: – когда-то…”

М. Цветаева

“Листва на землю падает, летит.

Точь-в-точь на небе время листопада,

так падает, ропща среди распада,

и падает из звездного каскада

отяжелевшая земля, как в скит.

Мы падаем. И строчки как листы.

Не узнаю тебя среди смещенья.

И все же некто есть, кто всё паденье

веками держит бережно в горсти”.

Р. М. Рильке

“Дом одинокий на краю села —

Как во вселенной у ее конца,

Дорога постояла у сельца

И снова в ночь тихонько побрела.

Сельцо всего лишь робкий переход,

Меж двух пространств оно чего-то ждет, —

Не тропка, а дорога вдоль окон,

И кто из дому странствовать уйдет,

В пути, быть может, смерти обречен”.

Р. М. Рильке

Например :

Каждый участник тренинга письменно излагает свою версию понимания

смысла и затем представляет ее всем.

Анализ:

а) адекватность понимания смыслу, заложенному в стихах; б) какой прием обратной связи использован: перефразирование, отражение чувств, формулировка основной мысли, полное воспроизведение текста, резюмирование.

Ожидаемый результат:

– освоение навыка установления обратной связи; – отработка умений слушать и говорить.

ПО

Упражнение 10. “Атака вопросами”

Внимательно прочтите эпизод из романа Ю. Семенова “Семнадцать

мгновений весны”Однажды на приеме в советском посольстве на Унтер ден

Линден завязалась дискуссия шефа политической разведки Шелленберга с

молодым советским дипломатом о праве человека на веру в амулеты, заговоры, приметы и прочую, по выражению секретаря посольства, “дикарскую

требуху”.

В веселом споре этом Шелленберг был, как всегда, тактичен, доказателен и уступчив. Советский разведчик M. М. Исаев (Штирлиц), присутствовавший при разговоре, злился, глядя как он затаскивает русского

парня в спор.

“Светит фарами, – подумал он, – присматривается к противнику: характер человека лучше всего узнается в споре. Это Шелленберг умеет делать, как никто другой”.

– Если вам все ясно в этом мире, – продолжал Шелленберг, – тогда вы, естественно, имеете право отвергать веру человека в силу амулета. Но все

ли вам так уж ясно? Я имею в виду не идеологию, но физику, химию, математику.

–Кто из физиков или’математиков, – горячился секретарь посольства, —

приступает к решению задачи, надев на шею амулет? Это нонсенс.

“Ему надо было остановиться на вопросе, – отметил для себя

Штирлиц, – а он не выдержал – сам себе ответил. В споре важно задавать

вопросы: тогда виден контрагент, да и потом, отвечать всегда сложнее, чем

спрашивать…”

– Может быть, физик или математик надевает амулет, но не афиширует

этого? – спросил Шелленберг. – или вы отвергаете такую возможность?

–Наивно отвергать возможность. Категория возможности – парафраз

понятия перспективы.

“Хорошо ответил, – снова отметил для себя Штирлиц. – Надо было

отыграть… Спросить, например, “Вы не согласны с этим?” А он не спросил

и снова подставился под удар”.

–Так, может быть, и амулет нам подверстать к категории непонятной

возможности? Или вы против?

Штирлиц пришел на помощь.

– Немецкая сторона победила в споре, – констатировал он, – однако

истины ради стоит отметить, что на блестящие вопросы Германии Россия

давала не менее великолепные ответы. Мы исчерпали тему, но я не знаю, каково бы нам пришлось, возьми на себя русская сторона инициативу в атаке

вопросами…

“Понял, братишечка? – спрашивали глаза Штирлица, и по тому, как

замер враз взбухшими желваками русский дипломат, Штирлицу стало ясно, что его урок понят…”

Вопросы:

1. В чем состоял “урок” полемики, преподнесенный Штирлицем?

2. В чьих руках была инициатива разговора?

3. Кто из участников разговора нападал, а кто оборонялся? В чем

выигрыш и проигрыш таких стратегий?

4. У кого были наиболее благоприятные условия для спора? Почему?

111

5. Какие виды вопросов использованы в тексте?

6. Какой прием использовал Штирлиц для завершения разговора?

Эффективен ли он? В чем это проявилось?

7. По каким сигналам участия в споре можно определить характер

человека?

Задание: Раздайте или прочтите текст. По предлагаемым вопросам

устройте обсуждение в группе.

В конце дискуссии предложите участникам упражнения сформулировать

“урок”, который можно извлечь, взять на вооружение.

Примечание: Вторую часть задания можно осуществить в режиме

групповой работы, по 3-5 чел. в группе. Завершить упражнение можно

оценкой “уроков”, подготовленных группами.

Например:

– соответствие жанру;

– краткость и точность формулировок;

– практическая полезность рекомендаций и пр.

Упражнение 11. “Рисование предмета по словесному описанию”

В этом упражнении участники делятся на две группы.

Один из членов каждой группы становится инструктором по рисованию, выходит вперед и получает в непрозрачном мешке небольшой предмет или

рисунок многоугольников (см. рисунок).

Обычно берутся хорошо всем известные предметы обихода: консервный нож, ножницы, водопроводный кран, дырокол и т. п. Не показывая

предмета своей группе, инструктор, пользуясь словами “линия, точка, закругление, левый, правый, наверх, вниз, пружинка” и т. п., стремится

передать свое сообщение так, чтобы каждый в группе мог сделать

зарисовку, не задавая вопросов.

Работа групп различается не только тем, что используются разные

предметы для рисования, но и тем, что в одном случае инструктору не

разрешается видеть получающиеся зарисовки и тем самым вносить поправки в

свое описание, в другом случае участникам разрешается задавать

вопросы и т. п.

Анализ:

–сколько времени ушло на выполнение заданий в первом, во втором

случаях;

– каков процент (доля) успешно выполненных рисунков; – провести сравнительный анализ полученных результатов для

выяснения причин: а) неадекватности; б) разных ошибок и расхождений; – во втором случае сделать анализ приемов обратной связи: – как задавались вопросы?

– какие приемы были использованы?

– что происходило в аудитории? и пр.

– определить, что же важнее в коммуникации: “скорость” выполнения

задания или “эффективность” взаимодействия.

Подведение итогов: участникам упражнения разбиться на малые группы и

разработать “Памятку” коммуникатору, включающую правила для

точной передачи и восприятия информации.

112

КОНТРОЛЬНЫЕ вопросы

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Что, на ваш взгляд, означает “умение слушать”?

2. Что дает людям умение слушать?

3. Каковы трудности эффективного слушания?

4. Какие ошибки допускают те, кто слушают?

5. Перечислите “вредные привычки” слушания?

6. Каковы внешние помехи слушания?

7. Каковы три уровня слушания по Маделин Беркли-Ален?

9. В чем особенности направленного, критического слушания?

10. Какова специфика эмпатического слушания?

11. В чем особенности нерефлексивного слушания?

12. Какова специфика активного рефлексивного слушания?

13. “Обратная связь”. Каковы ее виды и способы осуществления?

14. Что такое перефразирование?

15. Что означает “отражение чувств”?

16. Что означает “резюмирование”, каковы способы его осуществления?

17. Назовите пять правил эффективной обратной связи?

18. Каковы приемы эффективного слушания по И. Атватеру?

19. Каковы “беззвучные сигналы тревоги” во время слушания?

20. Какого слушателя можно назвать ”идеальным”?

21. Зачем нужны вопросы в деловой коммуникации?

22. Какие виды вопросов вы знаете?

23. Чем различаются “закрытые” и “открытые” вопросы?

24. В чем специфика “зеркального” вопроса?

25. Что означает “правильно сформулировать вопрос”?

26. Каковы виды вопросов для переговоров и торгов?

27. Каковы семь способов задавания вопросов “на понимание?”

28. Назовите правила ответов на вопросы?

29. Как отвечать на некорректные вопросы?

30. Что вы знаете о приемах: “возвратный удар”, “подхват реплики”?

31. В чем суть безусловно перспективной стратегии взаимодействия?

113

Глава 9

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Слушай, что говорят люди, но понимай, что

они чувствуют.

Восточная мудрость

Если не умеешь улыбаться, лучше не

открывай дела.

Китайская пословица

§ 1. ЯЗЫК ЖЕСТОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Эффективность делового взаимодействия определяется не только

тем, как поняты слова собеседника, но и умением правильно

интерпретировать визуальную информацию, то есть взгляд партнера, его

мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию и угол общения, а

также темп и тембр речи. Именно “прочтение” невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению

взаимопонимания. Отслеживание такой информации в ходе любого

делового разговора может вооружить вас сведениями о морально-

личностном потенциале партнера, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени

решительности или отсутствии таковой.

Внутренний мир человека и язык его тела и жестов

взаимосвязаны. Рефлекторная природа большинства реакций человека не

позволяет ему в полной мере контролировать собственные жесты, позу и

мимику. Люди редко задумываются над своими движениями во

время разговора, поэтому в ситуации, когда их мысли и слова не

совпадают, глаза и жесты это выдают, так как являются местами

утечки информации.

Психологи считают, что в процессе общения непосредственно

слова несут лишь 7-10% информациию Что можно узнать, слушая

другого? На этот вопрос восточный поэт и мудрец Саади отвечает так: “Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слово не сказал”.

Несомненно, с помощью слов мы получаем разнообразную

информацию, в том числе и ту, которая свидетельствует о

компетентности, речевой и интеллектуальной культуре собеседника, а вот

информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы

в 55% случаев получаем, как считает французский психолог

Франсуа Сюдже в книге “Правда о жестах”, через мимику и жесты и в

114

?

38% – через интонации. Не случайно Б. Шоу в предисловии к

сборнику своих избранных пьес отмечал, что есть пятьдесят способов

сказать слово “да” и пятьсот способов сказать слово “нет”, а вот

написать эти слова можно только одним способом. Л. Н. Толстой

использовал в романе “Война и мир” словесные выражения для 97

оттенков человеческой улыбки, для 85 оттенков выражения глаз и

других эмоциональных экспрессии, отражающих человеческое

отношение к внешнему миру и демонстрирующих его чувства.

Деловая коммуникация – это спектакль, где каждый участник

“наблюдает за наблюдателем”, и выигрывает тот, кто, с одной

стороны, может следить за производимым им самим впечатлением, а с

другой, отслеживать невербальные сигналы у партнера.

С помощью мимики, поз и жестов выражаются душевная энергия

человека, движения, симптомы (например, побледнение или

покраснение кожных покровов, тремол пальцев). Тот, кто хочет

понимать этот язык, должен прежде всего изучить различные средства

выражения и уметь их корректно и адекватно интерпретировать.

В реальной практике коммуникации опасность заключается в

том, что многие, считающие себя хорошими психологами, делают

необоснованные обобщения на основании одного лишь восприятия.

Например, один из партнеров во время общения почесал свой нос, а

заметивший это другой партнер делает далеко идущий вывод: он

врет. На самом деле у партнера действительно чешется нос.

Поэтому, только связывая слова и жесты, физиологические сигналы и

поведение человека, можно понять то, что им не осознаваемо, его

истинные намерения и чувства.

Когда мы замечаем неискренность собеседника, мы зачастую

ссылаемся на свою интуицию, говорим о “шестом чувстве”. На

самом же деле распознать собеседника нам позволяет внимание, часто

неосознанное, к мелким невербальным сигналам, умение их читать

и отмечать несовпадения со словами, то есть “неконгруэнтность”

коммуникативных приемов.

Об этом размышляли еще древние, свидетельством чего является

само происхождение слова “интуиция”. Латинское intueri означает

просто “внимательно смотреть”. Вероятно именно поэтому, а не из

природной жестокости допрашиваемого в полиции сажают на стул

на открытом и ярко освещенном месте – так от внимательного

следователя не ускользнет ни одна деталь его поведения. На этом же

принципе основан широко известный “детектор лжи”, отмечающий

благодаря чувствительным датчикам то, что с трудом различает и

а**ализирует глаз.

Наука, занимающаяся исследованиями языка тела, называется

КИНЕСИКОЙ. Она различает два вида сигналов – аналоговые и

Цифровые. Аналоговые (неязыковые) сигналы являются непо-

115

средственными, образными, построенными на аналогии с

явлениями, существующими в окружающем мире природы. Цифровые

сигналы – символические, абстрактные, часто “сложные”, специфические для человека.

Человек пользуется и теми и другими сигналами, кроме того он

осознает основные моменты своего восприятия, если хочет —

фиксирует цифровые сигналы, то есть слова, а при желании —

воспринимает, или, правильнее, принимает во внимание и аналоговые сигналы, то есть язык тела. И мимика, и поза, и жесты – все они содержат

большое колич хтво аналоговых сигналов, которые и сообщают

деловому партнеру информацию на уровне отношений.

Умение “считывать” невербальные сигналы дает деловому

человеку следующие преимущества:

1) он может распознавать затруднения, возникающие на

уровне отношений в самом их зародыше: “перехватить” сигналы о

них, перестроиться по ходу разговора, изменить тактику ведения

беседы;

2) он может перепроверить правильность своей интерпретации

воспринимаемых сигналов, а также ввести контроль истинности

наблюдения (например, выступили слезы: они могут быть при

страдании и боли, а могут быть слезами радости и пр.).

Без контроля истинности можно наделать много ошибок, которые скажутся на эффективности делового взаимодействия. Вот

реальная история. Некий советник в течение нескольких недель

вел переговоры с одной фирмой. Речь шла об инвестициях в

200 000 марок. На решающей встрече, в тот момент, когда

советник произнес слово “стоимость”, он отчетливо заметил сразу

несколько оборонительных аналоговых сигналов: во-первых, партнер отвел глаза в сторону; во-вторых, резко откинулся на спинку

вращающегося стула и в-третьих, развернулся на нем в сторону от

советника.

Советник был неопытен, поэтому он “понял” все три сигнала как

протест против стоимости. Он положился на свою интуицию и, не

попытавшись проконтролировать истинность своего вывода с

помощью обратной связи, поторопился сделать оговорку, что если

стоимость высока, то ее можно немного и снизить. И так как в этот момент

партнер развернул стул обратно, опять с интересом подался вперед и.

взглянув на советника, спросил: “И насколько вы снизите?”, тот

посчитал, что сделал правильный ход. Контракт был заключен, но при

этом советник потерял четыре процента.

Как выяснилось позже, потеря была напрасной: он просто

переоценил свое понимание языка тела. На самом деле, как рассказывал

потом представитель фирмы, услышав слово “стоимость”, он с

ужасом вспомнил, что забыл доставить обещанную документацию одно-

116

му деловому партнеру, и его первым желанием было тут же броситься

к телефону и распорядиться об отправке материалов.

Шопенгауэр заметил: “Знание о человеке – область, в которой

никогда нельзя достичь совершенства, и даже опытный человек

все снова и снова попадается на ошибках”. Только с помощью

вопросов на уточнение и на понимание можно перепроверить

истинность интерпретаций, этой возможностью в деловом

взаимодействии не стоит пренебрегать.

§ 2. СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие:

1. Телесный контакт, выражающийся в разнообразных

формах – толчки, похлопывания, поглаживания и т. п.

2. Дистанция между общающимися. Расстояние между

участниками делового общения свидетельствует о его формальности или

неформальности, об отношении партнеров друг к другу, о степени

заинтересованности в разговоре.

3. Ориентация, то есть положение сидящих (стоящих) по

отношению друг к другу. Ориентация может меняться в зависимости от

ситуации и свидетельствует о степени соперничества или

сотрудничества.

4. Внешний вид. Основная цель – сообщение о себе. Через

имидж деловые партнеры информируют окружающих о своем

социальном положении, виде деятельности, самооценке и т. п.

5. Поза тела. Поза обычно указывает на те или иные

межличностные отношения, на социальное положение партнера. Она может

меняться в зависимости от настроения и эмоционального состояния

человека. Однако при интерпретации необходимо учитывать

культурный потенциал человека и общепринятые этикетные условности, которые следует соблюдать в тех или иных конкретных ситуациях.

6. Кивок головой – используется для одобрения или

подтверждения чего-либо, а также как сигнал, дающий партнеру основание

вступить в диалог.

7. Выражение лица (мимика) – дает возможность для широкой

интерпретации сокрытия или демонстрации эмоций, помогает

понять информацию, передаваемую с помощью речи, сигналит об

отношении к кому-то или чему-то.

8. Жесты – могут быть не очень выразительны, например

движения головы или тела, но используются параллельно с речью, чтобы что-то в ней выделить, подчеркнуть, а иногда и заменить ее.

9· Взгляд – позволяет считывать самые разнообразные сигналы: 0Т проявления интереса к кому-то или к чему-то до демонстрации

117

абсолютного пренебрежения. Выражение глаз находится в тесной

связи с речевой коммуникацией.

10. Паравербальные и экстравербальные сигналы. Смысл

высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки

влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или застенчивости.

Таким образом, язык тела сам по себе является разновидностью

“параллельного” языка, сопровождающего, как правило, речевые

выражения человека и охватывающего все его движения, в том

числе душевные (психомоторные).

Тот факт, что человек способен молчать, но не может полностью

контролировать движения своего тела, предоставляет умеющему

“считывать” невербальную информацию деловому партнеру

потрясающий по своим возможностям “инструмент”, который

позволяет ему адаптировать и реадаптировать свою коммуникационную

тактику в соответствии с реакцией (движениями) собеседника, зависящей от:

• его пола, анатомических особенностей и типа; • степени интровертированности или экстравертированности

характера;

• психологических, физических и духовных потребностей; • степени его подвижности;

• места проведения беседы, переговоров, пресс-конференции

и т. п.

§ 3. ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Следующая таблица характеристик разработана психологами для

наблюдения и оценки эмоциональных состояний людей: Объект

наблюдения

Рот, брови,

общее

выражение

лица

Глаза

Эмоциональное состояние

Оптимальное

Небольшие

движения губами.

Обычное

выражение лица.

Спокойный,

внимательный взгляд

Перевозбуждение

Губы сильно сжаты,

челюстные мышцы

напряжены, брови

сдвинуты у переносицы.

Озабоченное

выражение лица.

Горящие,

беспокойные глаза,

напряженный взгляд, частое

моргание

Заторможенность

Губы сжаты, углы

рта опущены, брови

сдвинуты у

переносицы.

Страдальческое

выражение лица.

Унылый,

недовольный взгляд

118

Продолжение

Объект

наблюдения

Лицо

Движение

рук

Дыхание

Интонация

(темп,

тембр,

пауза и др.)

Особенности

поведения

Эмоциональное состояние

Оптимальное

Обычный цвет

Легкое, едва

заметное

подрагивание

Заметное, ровное

или учащенное

Обычные

громкость и быстрота

речи. Сохранение

привычной

эмоциональной

выразительности

Увлеченность

(выполнением задачи,

разговором),

активность

Перевозбуждение

Значительное

покраснение или побледне-

ние

Ярко выраженное

дрожание, увеличение

амплитуды и скорости

движении, понижение

их точности.

Суетливость

Учащенное,

неглубокое

Более громкая и

быстрая, чем обычно, речь.

Усиление высоких

тонов, интонации гнева.

Нарушение

синтаксического порядка слов в

предложении.

Внезапные остановки речи

Плохой самоконтроль.

Ярко выраженная

бравада. Грубость,

самоуверенность

Заторможенность

Заметное

покраснение и(или)

появление пятен

Вялые, пассивные

движения,

снижение их амплитуды,

скорости и

точности. Закрепощен-

ность

Замедленное,

иногда с задержками

при вдохе и выдохе

Эмоционально

невыразительная, более

тихая и медленная,

чем обычно, речь.

Растягивание слов,

переход на шепот.

Появление пауз,

интонации

недовольства, подавленности

Стремление к

ограничению

контактов. Апатия,

сонливость, безразличие

[Источник: Аграшенков А. В. Общие основы психологии. М., 1977, с. 50-51].

Если в ходе делового взаимодействия ваш партнер проявляет

неуверенность, то дополнительными сигналами для вас будут

следующие: вопрошающий, ищущий взгляд, учащенное (временами) моргание, раздувающиеся ноздри, прерывистое дыхание, вялая, медленная

походка с опущенной головой и сцепленными за спиной руками.

На состояние депрессии укажут такие сигналы тела, как общая

заторможенность, тусклый безразличный взгляд, опущенные уголки

Рта, грустное выражение лица, медленная походка с опущенной

головой, плечами и взглядом, сгорбленная осанка.

Состояние гнева “выдают” сдвинутые брови, наморщенный лоб, Желваки на скулах, раздувающиеся ноздри, стремительная походка с

Резкими движениями, суженный зрачок глаз и сжатые кулаки.

О самодовольстве и честолюбии партнера будут свидетёльство-

Вать поднятый подбородок, взгляд свысока, голова “победителя”

119

или “президента”, горделивая осанка, замедленная (с претензией на

величественность) походка, интенсивные движения руками с

ладонями, повернутыми вниз.

Наиболее важным объектом для наблюдения в ходе делового

общения выступает лицо партнера. Изучение таких мимических

состояний, как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, позволило выявить мимически! признак – единицу анализа

речевого выражения. Совокупность таких признаков образует

структуру различных речевых экспрессии.

Мимические “коды” эмоциональных состояний

Части и

элементы лица

Положение

рта

Губы

Форма глаз

Яркость

глаз

Положение

бровей

Уголки

бровей

Лоб

Подвижность

лица и его

[частей

Эмоциональные состояния

Гнев

Рот

открыт

Презрение

Страдание

Рот закрыт

Уголки губ опущены

Глаза

раскрыты или

сужены

Глаза сужены

Глаза блестят

Глаза

тусклые

Брови сдвинуты к переносице

Страх

Удивление

Рот открыт

Радость

Рот

обычно закрыт

Уголки губ приподняты

Глаза широко

раскрыты

Блеск глаз не

выражен

Глаза

прищурены или

раскрыты

Глаза

блестят

Брови подняты вверх

Внешние уголки бро-1 Внутренние уголки бровей подняты вверх

вей подняты вверх |

Вертикальные складки на лбу и

переносице

Лицо динамичное

Горизонтальные складки на лбу

Лицо застывшее

Лицо

динамичное

[Источник: Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995, с. 144].

Исследования психологов (как отечественных, так и зарубежных) по проблеме эмоциональных проявлений показывают, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с

достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти

(показанные в таблице) мимические конфигурации как выражение

соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является

конфигурацией всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку

несут брови и область вокруг рта (губы).

§ 4. МИМИКА И ВЗГЛЯД

К мимике относятся все изменения, которые можно наблюдать

на лице человека, включая и психосоматические процессы, например покраснение или побледнение. Сюда же можно отнести и

120

общие движения тела, например кивок головой, разворот

вполоборота (последнее в зависимости от контекста можно

трактовать и как позу).

В деловом взаимодействии при интерпретации мимики особое

внимание следует обращать на СОГЛАСОВАННОСТЬ. Пока

мимика согласуется со словесными высказываниями, мы обычно не

воспринимаем ее отдельно. Как только несогласованность становится

достаточно сильной, это сразу же бросается в глаза, даже

неопытному человеку.

Лицо партнера по общению приковывает наше внимание.

Выражение лица позволяет нам получать обратную связь о том, понимает

нас партнер или нет. Мимика свидетельствует, как уже было

отмечено выше, об эмоциональных реакциях в момент взаимодействия, о

складывающихся между партнерами отношениях.

Сигналы мимической выразительности могут быть: вялыми, бедными, живыми, богатыми, маловыразительными, напряженными, спокойными и т. д.

Некоторым людям, как уже отмечалось, свойственна амимия, то

есть отсутствие выразительности лицевой мускулатуры.

Выражение лица – это отражение эмоций, которые “слышны

лучше, чем речь”. Именно поэтому люди всегда стремились

овладеть физиогномикой – искусством чтения лица. Эта наука

сложилась еще в глубокой древности.

Лицо можно разделить на следующие области:

1. Область лба (включая брови).

2. Средняя часть лица, то есть область глаз, носа и щек, верхняя

губа.

3. Область рта (или нижней губы) и подбородка.

Интерпретация сигналов области лба

Мимические морщины на лбу могут быть горизонтальными, вертикальными или смешанными. Часто горизонтальным морщинам

сопутствует подъем бровей.

Горизонтальные складки лба означают состояние

повышенного внимания. Повышенное внимание может иметь различные

причины: ужас, страх, смятение, изумление, удивление, замешательство, неожиданность. Чтобы понять, какие чувства демонстрирует

человек, сигналы должны рассматриваться совместно с жестами, позами и пр.

Так, например, горизонтальные складки и открытые глаза

можно интерпретировать следующим образом: душевное состояние

находится в выжидательном внимании по отношению к некоторым

Фактам, привлекшим сознание. Горизонтальные складки в

совокупности с полузакрытыми (слегка прищуренными) глазами свиде-

121

тельствуют о желании что-то расслышать или разглядеть

(“навострил уши”).

Вертикальные складки лба указывают, что общее внимание, вызванное кем-либо или чем-либо, достигло наивысшей точки.

Вертикальные складки на лбу демонстрируют умственную

сосредоточенность или напряженную физическую деятельность. Злость и

угрюмая раздражительность также могут быть причиной

образования вертикальных складок. Образуются они и при заносчивости, в

качестве вторичных признаков.

Проведите эксперимент: спросите у присутствующих рядом с

вами людей: “Кто может вытащить одной рукой спичку из коробка и

закурить, но так, чтобы при этом коробок ни стола, ни чего бы то ни

было не касался?” Вы заметите, что у каждого, кто предпримет

попытку, образуются вертикальные складки на лбу. А чтобы

зафиксировать движение бровей, проведите мини-эксперимент: исказите

Архитектура — это искусство организовывать пространство, создавать для человека такую форму пространства, в которой он может жить, работать, учиться и отдыхать.

Первобытный человек, сам того не ведая, стал «архитектором», создавая себе жилье, чтобы укрыться от непогоды. Он довольствовался, в зависимости от климатических условий, или случайными жилищами (пещерами, полупещерами), или легко возводимыми и непрочными шалашами, навесами, стенками, ямами.

Кроме собственно жилья, первобытный человек строил сооружения из огромных каменных глыб, которые получили различные наименования.

Менгиры (от бретонского «мен» — камень и «хир» — длинный) — одиноко стоящие вертикальные столбы-глыбы высотой 20 с лишним метров.

Точное их назначение не установлено, но исследователи связывают их появление с погребальными обрядами; возможно, они служили для обозначения границ владений.

Кромлехи (от бретонского «кром» — круг, «лех» — камень) — самый сложный тип мегалитических сооружений. Они встречаются главным образом в Европе — в западной Франции и Великобритании, а также в Азии и Америке. Например, в Стоунхендже (Англия) каменные круги достигают в диаметре 30 метров. Кромлехи состоят из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Внутри круга попарно поставленные высокие блоки с плитами образуют центр пространства. Предполагают, что кромлехи имели культовое значение.

Дольмены (от бретонского «тол» — стол, «мен» — камень) представляли собой объем из трех или четырех камней в виде стола или погребальной камеры. В сущности, у древних народов (египтян, этрусков и др.) жилой дом и заупокойная камера имели одинаковую форму.

Кроме камня, в качестве строительного материала первобытный человек использовал ветки, хворост, стволы деревьев, песок, глину, известняк, шкуры животных, в исключительных случаях даже лед.

С развитием общества (в зависимости от образа жизни) человеком стали создаваться более прочные жилища, например юрты для пастухов-кочевников, дома для оседлого населения. Жилища могли разрастаться до круп-пых скоплений (шумерские «города» Месопотамии, кавказские аулы, американские пуэблос). На протяжении тысячелетий назначение построек менялось, размеры их увеличивались.

Развитие архитектуры зависит не ТОЛЬКО от материальных, технических и общественных возможностей, но и от климатических, производственных и материальных условий, от духовных, философских и эстетических взглядов общества, а также от политического строя государства.

Уровень общества определяет тиши зданий, уровень техники — выбор строительных материалов и конструкции, материал — формы, пластику сооружений.

С изменением условий, взглядов и строя меняется и архитектура. Такие изменения происходили не раз, и это отражалось в архитектуре.

В Древнем Египте обтесанные камни были главным материалом для строительства монументальных зданий. Добытый на окраинах Нильской долины камень дал возможность возводить каменные столбы, перекрывать их каменными балками. Так в Египте возникла конструкция из колонн-стоек и балок стоечно-балочная система. Создание архитектурных сооружений определялось не только наличием строительных материалов, но и в значительной степени влиянием религии, которая способствовала созданию погребальных памятников и храмов.

Вавилоняне строили высоко поднятые к небу, ступенчатые храмы — зиккураты. Ассиро-вавилонская архитектура создала для перекрытия своды и полукруглый купол. В Ассирии строили здания из сырца-кирпича или обожженного кирпича. В Персии не строили храмов, так как религия ничего не требовала, кроме жертвенников для огня. Здесь развивается дворцовое строительство.

В Древней Греции первое место отводилось дому для обычных горожан, а не дворцам. Человек не был принижен, он сознавал свою силу, и архитектура Греции приобрела гуманистический характер. Главные сооружения греческой архитектуры общественные. Среди них первое место отводилось храму. Храм предназначался для жизни человекоподобного бога.

Этруски, населявшие в I тысячелетии до н. э. северо-западную часть Апеннинского полуострова (современная область Тоскана, Италия), достигли совершенства в техническом отношении и ввели конструкцию свода.

Римляне, подчинившие сначала этрусков, а затем и греков, переняли у них колонну и свод, в круг возводимых зданий включили монументальные светские здания, строительство которых было вызвано потребностями жизни Рима (термы, базилики, амфитеатры и арки). Римляне оказали влияние на развитие архитектуры завоеванных территорий.

Римское наследие

Римское наследие долго использовалась в средние века. В V и VI веках византийские архитекторы, соединив элементы христианской), античного и восточного зодчества, при поддержке римской техники, руководствуясь греческим пониманием красоты, создали особую центрально-купольную постройку для христианского богослужения.

Центрально-купольная система получила распространение в архитектуре всех стран, расположенных по побережью Черного моря. Затем на ее базе стало создаваться своеобразное зодчество, отвечающее условиям климата и жизни общества. Это можно увидеть в армянских и грузинских церквах.

С VII века исламские государства пользовались архитектурными формами побежденных культурных народов, приспособляя их к своему культу. Так создавались мечети, состоящие из четырехугольного двора с фонтаном для омовения, помещения для богослужения и высокого минарета для призыва к молитве. Наряду с религиозной архитектурой, в исламских государствах развивалась дворцовая архитектура с множеством роскошных залов, тенистых и уютных покоев.

С принятием Русью христианства в X веке византийская архитектура пришла сначала в Киев и Новгород, потом во Владимир, а в XVI-XVII веках в Москву. Заимствованные из византийской архитектуры формы в сочетании со старыми традициями русского деревянного зодчества, с учетом климатических, социальных и других условий, стали основой для создания вполне самостоятельного русского архитектурного стиля XVI — XVII веков.

Во второй половине X века в Европе две главные силы — феодальное общество и церковь — определили два направления архитектуры: сооружение замков и храмов. Архитектура этой эпохи называлась романской.

Новое слово «готика» в архитектуре было сказано в середине XII века. В готических зданиях вертикальная линия преобладала над горизонтальной. Стрельчатая арка и свод на легких, тонких колоннах передавали нею нагрузку на столбы и подпорные стены при помощи легких арок. Перестали возводить массивные стены, появились громадные окна, и вместо мрака в соборах господствовал свет. Готическая архитектура зародилась во Франции и там она была самой изящной, а в Германии — самой величественной. Готика охватила все католические страны Европы и главенствовала два столетия.

С XIV века начинается новая эпоха — Возрождение. В это время личность человека выдвигается на первый план. Происходит освобождение человека от средневековых идеалов, и новое общество обращается к античному миру, проникнутому гуманистическими идеалами.

Архитектурный стиль, созданный в эту эпоху, отразил все перемены в обществе. По имени эпохи он получил название Возрождение и имел широкое распространение по всей Европе в XV-XVII веках.

В архитектуре XVII и начала XIX веков развиваются два направления — барокко; зачем классицизм. Здесь нужно отметить, что эти направления в России имели свою индивидуальность.

С 60-х годов XIX века в Западной Европе происходит постепенный переход от классицизма к античности и эклектизму (смешение различных стилей). В конце XIX — начале XX века в архитектуре складывается новый стиль — модерн.

В эти годы в архитектуре России, богатой традициями древнерусского зодчества, различаются стили: русско-византийский, эклектика, псевдорусский, модерн, неорусский и неоклассицизм. Русские архитекторы этих периодов создают интересные здания и сооружения.

Архитектура — это история развития человеческого общества, увековеченная в камне.


Архитектурные памятники помогают человеку постичь историю общества, будят его мысль и воображение.

ТРИ ТРЕБОВАНИЯ К ЗОДЧЕСТВУ (УДОБСТВО, КРАСОТА, ПРОЧНОСТЬ)

Многие люди, такие, как и ты, дорогой читатель, живут в больших и малых городах разных стран. Эти города состоят из разнообразных зданий и сооружений, образующих улицы, площади, парки и сады.

Все здания делятся на жилые и общественные. Жилые дома — это дома, в которых мы живем; общественные здания — детские сады, школы, различные учреждения, кинотеатры, стадионы, музеи и театры, в которых мы учимся, работаем и отдыхаем. Есть и другие сооружения. Это фабрики и заводы — промышленные предприятия, на которых люди что-либо производят

Здания и сооружения проектирует архитектор, а строит строитель. Архитектор» — греческое слово, оно означает «главный строитель». В Европу это понятие пришло более 400 лет тому назад. В России до Петра I слово «архитектор» не употреблялось, и строителей называли «зодчий», «палатный мастер», «каменный и плотничный староста». Только в начале XVIII века, в эпоху Петра I, в России начали употреблять слово «архитектор», принятое в странах Западной Европы.

Перед архитектором, когда он создает здания, всегда стояла и стоит более трудная задача, чем перед художником, композитором или писателем. Художник может спрятать плохую картину в подвал музея, композитор — не играть слабо написанное музыкальное произведение, читатель оставит без внимания на книжной полке неинтересную книгу.

Но что можно сделать с плохо спроектированным и построенным архитектурным сооружением?! Великий немецкий поэт Гете сказал: «Можно делать ошибки, но нельзя строить ошибки».

Однако не только архитектор в ответе за плохое здание. Большую ответственность несут и строители. От того, как они все вместе построят здание, будет зависеть его красота ii прочность.

В далекие исторические времена здания проектировал и строил один и тот же человек. Он рисовал и чертил, а когда все чертежи были готовы, руководил строительством. Свои замечательные архитектурные сооружения, оставшиеся в веках, возводили многие великие зодчие. В Древнем Египте Имхотеп построил ступенчатую гробницу, в Древней Греции Мне-сикл Пропилен, в Древнем Риме Вес пасиап — Колизей, в Средние века ВО Франции Пьер де Монтро — Сен-I Цапель, в эпоху Возрождения в Италии Ф. Брунеллески — Воспитательный дом.

В России строили архитекторы Б. Растрелли — Зимний дворец, А. Захаров — Адмиралтейство, А. Воронихин — Казанский собор. При этом последний проявил себя не только как талантливый архитектор и градостроитель, но и как блестящий инженер, создав первый металлический купол собора. С именами многих зодчих связаны и другие памятники архитектуры.

Люди с глубокой древности стремились строить так, чтобы здания, для чего бы они ни предназначались, были удобными, красивыми и прочными. Эти три основных требования соблюдались с момента зарождения зодчества. Эти требования соблюдают и сегодня.

Каждое здание имеет свое назначение и бывает построено для конкретных целей. Ненужных зданий никто никогда не строил.

Рассмотрим те требования, которые необходимы для строительства зданий. Требование удобства для каждого здания понимается по-разному. В детском саду дети занимаются, отдыхают и играют, пока их папы и мамы работают и находятся в других зданиях, которые имеют свое определенное назначение. Школьное здание предназначается для получения детьми образования. Магазины необходимы для обеспечения людей нужными товарами. Театры и кинотеатры знакомят зрителей с новыми спектаклями и фильмами. Музей является хранилищем памятников истории и культуры, В нем проходят выставки произведений искусств. Каждое из этих сооружений должно иметь свой художественный образ, отвечающий своему Назначению.

В каждом из этих зданий существуют разные помещения, к которым предъявляются различные требования. Так, в квартире жилого дома комнаты должны быть светлыми и проветриваемыми, а кухни удобными. В школе классы — просторные и светлые. Для магазинов проектируют большие торговые залы. В театре и кинотеатре места располагают так, чтобы зритель хорошо слышал и видел действия на сцене и на экране. Одним из главных требований к залам музея является освещенность, необходимая для лучшего обозрения произведений искусств.

Все помещения в зданиях и сооружениях имеют свое определенное назначение и расположение. Проектируя псе необходимые помещения согласно правилам, а главное — здравому смыслу, учитывая климат, рельеф местности и место строительства, архитектор стремится к тому, чтобы количество, объем и планировка помещений были разумными. Все эти требования записаны в Строительных нормах и правилах (их принятое обозначение СНиП). Их должны выполнять все, кто в ответе за качество строительства.

Здание должно быть красивым. Под красотой мы понимаем и здания (цвет), и материал, из которой) оно построено, и украшение интерьеров, и самое главное — форму, пропорции.

На последнем остановимся подробнее. Архитектору трудно представить форму здания, если он не представляет, из какого материала оно будет построено, какой толщины будут стены, чтобы защитить от мороза и жары, какой конструкции будут плиты для пола и потолка, чтобы они не пропускали шума. Все эти вопросы касаются третьего требования — прочности. Они также записаны в С Н и 11.

Вдумайтесь в смысл слов «прочность», «прочно». О них говорят памятники архитектуры. Около 2000 лет стоит знаменитый Колизей в Риме, тле проходили бои гладиаторов. Поражает внутренним пространством собор в Константинополе, построенный 1400 лет тому назад. Столько же лет стоят памятники архитектуры в Закавказье: церковь Ринсиме в Эчмиадзине (Армения) и Крестовый храм в Мцхете (Грузия). 900 лет поражают своей красотой соборы св. Софии в Киеве и Новгороде. Когда мы говорим «Москва», перед нашими глазами возникает ансамбль Московского Кремля, который 500 лет стоит со своими двадцатью башнями на страже города. Многие события видели старые стены Кремля.

Во вес времена здания строились на долгие годы. Они должны были быть прочными и устойчивыми, выдерживать нее природные явлении.

В XX веке здания начали строить из самых современных материалов (бетон и железобетон), использовать изделия из металла, современную строительную технику, экскаваторы, бульдозеры, башенные краны, панелевозы, самосвалы и т. д.

Но самое главное — это рабочие руки, без которых невозможно строить жилые дома, детские сады, школы, больницы и другие здания.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Градостроительство — это искусство строить большие и малые юрода и населенные пункты. Градостроительство как наука начало свое существование с последней трети XIX века. Но это не значит, что до этого никто не занимался проблемой строительства городов. Еще в IV тысячелетии до и. э. на территории нынешнего Ирана находился город Сузы. Строительство жилых кварталов и посадки зеленых насаждений города осуществлялись по определенному плану.

Четкой планировке было подчинено строительство одного из древнейших городов — Вавилона («Бабилу» — «Врата бога»), расположенного вдоль реки Евфрат (территория современного Ирака). Вавилон представлял собой огромный, вытянутый в плане правильный прямоугольник, обнесенный тройной внешней стеной. Первая стена (из кирпича-сырца) достигала толщины 7 метров; вторая (из обожженного кирпича) находилась на расстоянии 12 метров от первой и имела ширину 7,8 метра; третья (каменная) стена имела толщину 3,3 метра.

Река Евфрат делила город на две части: восточную — «старый город» и западную — «новый город». Застройка имела вид прямоугольной системы. Часть прямых улиц игла параллельно Евфрату, другие улицы пересекали их под прямым углом и выходили к реке Евфрат. Примененный впервые в Вавилоне прямоугольный план застройки определил на многие века ту систему, которая будет повторяться в разнообразных вариантах и в последующие периоды градостроительства.

В античный период развития культуры основные принципы градостроительства развиваются и приобретают четкие и определенные правила. До середины V века до н. э. Афины и другие города с акрополями располагались главным образом на холмах и имели две характерные особенности. Первая заключалась в том, что акрополь, возвышенная крепость города, становился укрепленной частью города. Вторая — в том, что акрополь становился центром, вокруг которого на склонах, на сложном рельефе разрастался город. На рисунке слева показано, как выглядел один из самых знаменитых акрополей Афинский.

В Греции в V-IV веках до н. э. строительство новых городов осуществлялось но заранее намеченному плану. Так, Перикл (490-429 годы до н. э., афинский полководец и вождь демократов), объявил конкурс на постройку города на острове Сицилия. В IV веке до н. э. Платон (428-348 годы до н. э., древнегреческий философ-идеалист) в своих «Законах» высказал идею о разумной планировке города.

В эпоху эллинизма город Александрия, расположенный на северо-западе Египта, был построен Дейнократом по сложной прямоугольной планировке. План был примечателен тем, что главная улица города представляла собой абсолютно прямую магистраль длиной 6 километров п шириной 28 метров.

Города Римский империи имели планировку военных лагерей. Рим всегда славился хорошо организованными площадями: римские форумы (площади), с системой прямых и перпендикулярных к ним улиц, составляли сложное художественно-замкнутое пространство. Просторная площадь в городах Италии предназначалась не только для массовых мероприятий и собраний, она вносила разнообразие в одинаковые ряды улиц, служила местом для главных архитектурных сооружений города: памятников, соборов, дворцов.

На планировке Древнего Рима, расположенного на семи холмах, СИЛЬНО отразился рельеф местности. В 64- 68 годах, при императоре Нероне (37- 68 годы), после пожара, была полностью изменена планировка города, которая получила свое завершение в эпоху барокко.

В средние века в Европе и в Древней Руси строительство городов велось не но плану. Деревянные жилые дома возводились группами, стихийно. Улицы городов были узкими, извилистыми, большую часть года покрытыми непроходимой грязью. Особенность этих городов в том, что они выполняли роль оборонительных укреплений. Города были замкнутыми, окруженными водой, рвами, стенами.

С развитием торговли в городах появляются торгово-ремесленные центры. Эти центры строятся за пределами огороженной площади — так начинают разрастаться города.

Со временем не только меняются очертания города, но и происходя! изменения внутри города: к церковным площадям прибавляются рыночные, а в дальнейшем и дворцовые. По мере разрастания города бывшая центральная часть приобретает значение исторического памятника.

В эпоху Возрождения применяют три вида планировки площадей. Первый заключался в том, что площадь представляла собой единство Свободного пространства и архитектурных сооружений. Второй прием: площадь — замкнутое пространство. Третий прием — соединение нескольких площадей — ансамбль. Именно по такому плану построена площадь св. Петра в Риме, созданная в переходный период между Ренессансом и барокко: овальная площадь объединена с площадью, имеющей форму трапеции.

Примером отличного решения замкнутой площади является площадь св. Петра в городе Мантуе, где каждая улица заканчивается на площади. Другая особенность градостроительства в эпоху барокко — это перестройка кварталов по строго обдуманному плану.

На рубеже XVII-XVIII веков высокого уровня достигает градостроительство во Франции. Создаются открытые (площадь Согласия) и замкнутые (Вандомская) площади. Большие изменения происходят в строительстве городов Франции — Страсбурге, Бордо, Нанси и др.

В XIX веке растут города не только в Европе, но и в Америке. Градостроительство этого периода ведется в основном в столицах: архитекторы занимаются созданием отдельных ансамблей. Только во второй половине XIX века, с развитием промышленности, происходит быстрый рост городов. Примером разумного градостроительства остается, главным образом, Париж, где все работы ведутся но определенному плану.

В XX веке наблюдается быстрое развитие главнейших городов за счет создания новых районов, где в основном и решаются градостроительные проблемы. Одним из сложных вопросов является реконструкция исторической части города, где много архитектурных памятников.

Градостроительство решает огромные задачи, связанные с планировкой и застройкой городов, организацией городского наземного и подземного транспорта, размещением зон массового отдыха, созданием зон для промышленных предприятий. Все эти вопросы взаимосвязаны друг с другом и решаются одновременно.

САДОВО-ПАРКОВАЯ АРХИТЕКТУРА (ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА)

Садово-парковая архитектура является одной из важнейших сторон градостроительства, ставящей задачу организации свободного от зданий пространства.

Термин «ландшафтная архитектура» возник в 1861 году в США, на конгрессе, посвященном организации национальных парков в Америке. В Европе этот термин появился только в XX веке.

Возникновение парков и садов, садово-парковых ансамблей зависит от многих условий: топографических (рельеф), климатических и общественных. На разновидности садово-парковой архитектуры оказывает влияние уровень культуры общества, его быт и эпоха, в которой развивается это искусство.

Садово-парковая архитектура берет свое начало в Древнем Египте. Первые сведения о садах Египта мы находим в рисунках на папирусах, рельефах на камне. Древнеегипетские сады имели прямоугольную форму.

На территории сада, как правило, размещались небольшое жилое здание, бассейны, увитые плющом беседки — перголы.

Из легенд мы знаем о знаменитых садах Семирамиды, названных именем царицы Ассирии, которые устраивались на крышах дворцов в Вавилоне.

Но есть сады не из легенд. По приказу царя Навуходоносора были устроены сады для его жены Амитис. Во дворце устраивали сады, поднятые на высоту четырехэтажного сооружения, на насыпных террасах особой конструкции. Террасы-сады поднимались уступами и соединялись лестницами с очень маленьким наклоном. Персы, захватившие Ассирию, были в изумлении от «висячих» садов. Они переняли способ разведения садов и у себя на родине устраивали охотничьи парки, называя их парад иды. В отличие от садом Нами лона, деревья гам росли на естественной земле. Парки имели благоустроенные дороги, каналы, домики для охотников.

У древних индусов в священных рощах брамины оберегали деревья. Почитание деревьев было связано с культом Будды.

В античной Греции сады высаживали вокруг многочисленных храмов. Сады являлись местом общения, там выступали ученые, философы, поэты.

Садовое искусство в античной Греции принято называть классическим.

Оно представляло собой высокохудожественные ансамбли природы и искусства — нелепых насаждений, поды, скульптуры и архитектуры домов или храмов.

Садово-парковое искусство в Риме достигло наивысшего расцвета, а пол же получило распространение и у других европейских народов. В Риме сады устраивались при городских домах, дворцах и загородных богатых домах — виллах. При доме городского типа были небольшие садики для задушевных бесед. В загородных домах устраивали большие сады, разведенные на площадках-террасах. Сады имели прямые аллеи, украшенные балюстрадами с вазами, водоемами и скульптурой. Особое значение придавалось стрижке насаждений, а во II-IV веках стрижка имела необычные формы (корабля, птицы и т. п.). После падения Римской империи садово-парковое искусство пришло в упадок и долгие годы не восстанавливалось.

В средние века садовое искусство осуществлялось на очень малых площадях, при монастырях, а также в некоторых замках.

В XV-XVI веках садовое искусство было значительно распространено в Китае, Индии и Иране. Китайские садоводы в своей профессии добились больших результатов. Сады устраивали на больших территориях (до 40-50 километров в окружности). Садоводы стремились создать такие условия для посетителей, чтобы они чувствовали себя в саду как в настоящей природной среде.

Во второй половине XVIII века основные способы устройства китайских садов и декоративных построек (малые архитектурные формы — пагоды, мостики, ворота и др.) были переняты западноевропейскими архитекторами.

Японцы тоже переняли стиль китайских садов, но разводили сады на малых площадях, возможно, из-за отсутствия земли. В Японии получили развитие так называемые водяные сады: пруды и искусственные водоемы заполняли водяными растениями и декоративными рыбами.

В Японии в XVI-XVII веках появляется особый вид сада — чайный сад («тянива»). Поводом для появления такого сада послужил чайный павильон («тясицу»), в котором проходили чайные церемонии правительственных чиновников. Такие павильоны были отделены 01 дворцовых помещений, а территория между ними превращена в сад, украшенный дорожками из камня, каменными фонарями, которые освещали путь, сосудами с водой, служившими для ритуального омовения рук. Общий вид дорожек, фонарей и сосудов, их расположение в саду определял «шаг» — время перехода из одного помещения в другое, из внешнего мира в мир чайной церемонии.

Стиль Возрождения (XIV — конец XV века) отразился не только в архитектуре. Он затронул и садовое искусство. Итальянские сады раннего Возрождения имели строгую геометрическую разбивку с архитектурными постройками перед главным зданием. В период Высокого Возрождения и особенно в эпоху барокко устройство садов получило широкое распространение. Сады располагались террасами, что стало отличительной их чертой. Они соединялись широкими лестницами, украшенными барочной скульптурой и фонтанами. В садах возводились различные здания, павильоны, гроты — создавался новый садово-парковый ансамбль.

Во Франции, в отличие от Италии, сад размещался на ровной местности. Этот стиль получил название «французский регулярный партерный сад». Создателем стиля был знаменитый парижский архитектор Андре Ленотр (1613- 1700), мастер садово-паркового искусства, сын главного садовника Тюильри в Париже Ж. Ленотра.

Садовое искусство в Англии развивалось под влиянием китайских и японских садов. Новый стиль получил название «пейзажный». Смысл английского пейзажного стиля состоял в его копировании природы.

В XIX веке в Западной Европе, в Париже, было несколько больших городских парков, таких, например, как Булонский лес, созданный в 1853-1858 годах архитекторами Альфеном и Хаус-манном, и Тюильри (1871).

В XX веке продолжается устройство больших общественных парков. При городских особняках и виллах сады разбивались в различных стилях, а иногда наблюдалось их смешивание.

Садово-парковое искусство на Руси

Садово-парковое искусство на Руси имело свои особенности.

В Древней Руси до XVII века сады разбивали при монастырях. Они имели чисто практическое значение — там выращивали фрукты для монастырского стола. Но после XVII века сады становятся местом для развлечений. В Москве такие сады устраивались на склонах кремлевских холмов и на берегах реки Москвы.

Садово-парковое искусство получило особое развитие при Петре I. Это было связано со строительством дворцов и инородных резиденций императорского двора в Петербурге и его окрестностях. Первым садом, устроенным в Петербурге, был Летний сад (1710), получивший название от Летнего дворца.

Автором Летнего сада был французский архитектор, мастер садово-паркового искусства Жан-Батист Леблон (1679-1719), приглашенный Петром I. В 1716 году Леблон расширил Летний сад и придал ему вид французского регулярного сада. В царствование Екатерины II был уничтожен декоративно подстриженный кустарник — боскет, прекращена подстрижка, и сад принял запущенный вид.

Замечательный садово-парковый ансамбль был разбит в 1713 году в Петергофе (резиденции Петра I), на берегу Финского залива. Этот изумительный сад дополняют знаменитые искусно оформленные фонтаны, павильоны Марли, Монплезир. Издавна росли на этом месте и вековые деревья.

В Царском Селе, при Большом дворце, в XVII веке был разбит парк в регулярном стиле. При правлении Екатерины II парк переделали в пейзажный. Со второй половины XVIII века Петербург был окружен садово-парковыми ансамблями. Большой парк в английском стиле был создан в Гатчине. Изумительный парк пейзажного стиля был заложен в Павловске английским архитектором Чарльзом Камероном (1730-1812), а в начале XIX века ансамбль был улучшен и расширен итальянцем Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751 — 1831), декоратором, мастером декорационной живописи, архитектором перспективных росписей и парковой архитектуры.

Под Москвой был разбит парк в регулярном стиле при известном архитектурном ансамбле «Архангельское». Появились парки в Кусково, Кузьминках и других местах Подмосковья.

Проектировщики ландшафтной архитектуры и сегодня работают над созданием городских парков и садов, озеленением населенных мест и решают главные задачи:

— санитарно-гигиенические — оздоровление воздушного бассейна;

Сады и парки улучшают микроклимат, уменьшают поверхности, которые подвергаются запылению и перегреву;

— защитно-изолирующие; зеленые насаждения снижают городской шум, защищают людей от ветра и снега, почву от разрушения;

— архитектурно-художественные; парки изолируют друг от друга различные населенные территории, создают благоприятные условия для труда и отдыха, украшают архитектурный облик районов массовой застройки.

При создании ландшафтной архитектуры используются в основном природные материалы. Проектировщики ландшафтной архитектуры создают элементы парковой архитектуры, которые принято называть «малыми архитектурными формами». К ним относятся парковые скамейки, цветники, беседки, декоративные бассейны и фонтаны, трельяж (тонкая решетка из деревянных реек для вьющихся растений) и пергола (беседка или галерея, увитая растениями), гроты (сооружения из камней в виде пещеры) и альпийские юрки, подпорные стенки для парков с холмистым рельефом. Все эти задачи решаются по проектам, которые выполняют специалисты по ландшафтной архитектуре.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Может ли росреестр самостоятельно выявлять и исправлять ошибки
  • Можешь ли ты найти здесь ошибку 123456789
  • Может ли ошибка двигателя сама пропасть
  • Может ты поймешь что совершил ошибку текст
  • Может ли на мрт быть ошибка