Мса исправление ошибок

Международный стандарт аудита (МСА) 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

  1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора по оценке влияния выявленных искажений на аудит и неисправленных искажений, если такие имеются, на финансовую отчетность. Обязанность аудитора установить при формулировании мнения по финансовой отчетности, была ли получена разумная уверенность в том, что финансовая отчетность в целом не содержит существенных искажений, рассматривается в МСА 700. Предусмотренное МСА 700[1] аудиторское заключение должно учитывать оценку аудитором воздействия неисправленных искажений, если такие имеются, на финансовую отчетность в соответствии с настоящим стандартом. МСА320[2] устанавливает обязанность аудитора применять концепцию существенности при планировании и проведении аудита финансовой отчетности.

Дата вступления в силу

  1. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.

Цель

  1. Цель аудитора состоит в том, чтобы оценить:

(a) воздействие выявленных искажений на проводимый аудит;

(b) воздействие неисправленных искажений, если такие имеются, на финансовую отчетность.

Определения

  1. Для целей Международных стандартов аудита следующие термины имеют приведенные ниже значения:

(a) искажение – расхождение между включенной в отчетность суммой, классификацией, представлением или раскрытием информации в финансовой отчетности и суммой, классификацией, представлением или раскрытием информации, которые требуются в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности. Искажения могут быть следствием недобросовестных действий или ошибок (см. пункт A1).

Если аудитор выражает мнение о том, отражает ли финансовая отчетность достоверно во всех существенных отношениях положение в организации, или о том, дает ли она правдивое и достоверное представление о нем, к искажениям также будут относиться те неотраженные корректировки сумм, классификаций, представления или раскрытия информации, которые, согласно суждению аудитора, необходимы для того, чтобы финансовая отчетность была представлена достоверно во всех существенных отношениях или давала правдивое и достоверное представление;

(b) неисправленные искажения – выявленные аудитором в ходе аудита искажения, которые не были исправлены.

Требования

Накопление выявленных искажений

  1. Искажения, выявленные в ходе аудита, за исключением тех, которые являются явно незначительными, должны быть накоплены аудитором (см. пункты A2–A6).

Анализ выявленных искажений в ходе проведения аудита

  1. Аудитор должен определить, есть ли необходимость пересмотреть общую стратегию аудита и план аудита, если:

(a) характер выявленных искажений и обстоятельства их возникновения указывают на то, что могут существовать и другие искажения, которые в совокупности с искажениями, накопленными в ходе проводимого аудита, могут оказаться существенными (см. пункт A7);

(b) совокупность искажений, накопленных в ходе проводимого аудита, приближается к существенности, определенной в соответствии с МСА 320 (см. пункт A8).

  1. Если по запросу аудитора руководство организации проанализировало вид операций, остатков по счетам или раскрытие информации и исправило обнаруженные искажения, аудитор должен выполнить дополнительные аудиторские процедуры с целью определить, не сохранились ли какие-либо искажения (см. пункт A9).

Информирование об искажениях и их исправление

  1. Аудитор должен, за исключением случаев, когда это запрещено законом или нормативным актом, своевременно проинформировать руководство соответствующего уровня обо всех искажениях, накопленных в ходе проводимого аудита[3]. Аудитор должен попросить руководство организации исправить эти искажения (см. пункты A7–A9).
  2. Если руководство отказывается исправить все или некоторые искажения, о которых его проинформировал аудитор, то он должен понять причины, по которым руководство организации не исправляет искажения, и учесть это при оценке того, действительно ли финансовая отчетность в целом не содержит существенного искажения (см. пункт A13).

Оценка воздействия неисправленных искажений

  1. Прежде чем приступить к оценке воздействия неисправленных искажений, аудитор должен сделать переоценку существенности, установленной в соответствии с МСА 320, чтобы подтвердить, сохраняет ли она свою актуальность в контексте фактических финансовых результатов организации (см. пункты A14–A15).
  2. Аудитор должен определить, являются ли неисправленные искажения существенными как сами по себе, так и в совокупности с другими искажениями. При вынесении этого суждения аудитор должен рассмотреть следующие вопросы:

(a) размер и характер искажений как в отношении отдельных видов операций, остатков по счетам или раскрытия информации, так и в отношении финансовой отчетности в целом, а также специфические обстоятельства возникновения таких искажений (см. пункты A16–A22, A24–A25);

(b) воздействие неисправленных искажений, относящихся к предшествующим периодам, на соответствующие виды операций, остатков по счетам или раскрытие информации и на финансовую отчетность в целом (см. пункт A23).

Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление

  1. Аудитор должен сообщить лицам, отвечающим за корпоративное управление, о неисправленных искажениях и воздействии, которое такие искажения сами по себе или в совокупности с другими искажениями могут оказать на мнение аудитора в аудиторском заключении, за исключением случаев, когда это запрещено законом или нормативным актом.[4] Сообщение аудитора должно описывать каждое существенное неисправленное искажение в отдельности. Аудитор должен предложить, чтобы неисправленные искажения были исправлены (см. пункты A26–A28).
  2. Аудитор должен также сообщить лицам, отвечающим за корпоративное управление, о воздействии неисправленных искажений, относящихся к предшествующим периодам, на соответствующие виды операций, остатков по счетам или раскрытие информации и на финансовую отчетность в целом.

Письменные заявления

  1. Аудитор должен запросить письменное заявление руководства и, если уместно, лиц, отвечающих за корпоративное управление, о том, считают ли они воздействие неисправленных искажений как в отдельности, так и в совокупности несущественным для финансовой отчетности в целом. В это письменное заявление должен быть включен краткий перечень таких неисправленных искажений (см. пункт A29).

Документация

  1. Аудитор должен включить в аудиторскую документацию[5] (см. пункт A30):

(a) величину, ниже которой искажения будут оцениваться как явно малозначительные (см. пункт 5);

(b) все искажения, накопленные в ходе проводимого аудита, с указанием сведений о том, были ли они исправлены (см. пункты 5, 8 и 12);

(c) свой вывод о том, являются ли неисправленные искажения в отдельности или в совокупности существенными, и основания для такого вывода (см. пункт 11).

***

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

Определение искажения (см. пункт 4(a))

А1. Искажения могут возникнуть в результате:

(a) неточности при сборе или обработке данных, на основе которых готовится финансовая отчетность;

(b) пропуска суммы или раскрытия информации, включая неадекватное или неполное раскрытие информации и такое ее раскрытие, которое требуется согласно целям раскрытия информации, определенным концепций подготовки финансовой отчетности, являющейся применимой;[6]

(c) ошибочного оценочного значения в результате упущения или явно неверного толкования фактов;

(d) суждений руководства в отношении оценочных значений, которые аудитор считает необоснованными, или выбора и применения учетной политики, которую аудитор считает ненадлежащей.

(e) несоответствующая классификация, группировка или разгруппировка информации;

(f) для финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией достоверного представления, отсутствие раскрытия информации, необходимой в финансовой отчетности для достижения достоверного представления о раскрытии информации, требуемого согласно концепции[7].

Примеры искажений вследствие недобросовестных действий приводятся в МСА 240[8].

Накопление выявленных искажений (см. пункт 5)

«Явно незначительные»

A2. Пункт 5 настоящего МСА требует, чтобы аудитор накапливал искажения, выявленные в ходе аудита, за исключением тех, которые являются явно незначительными. «Явно незначительные» суммы не означает «несущественные». Явно незначительные суммы имеют совершенно другой (меньший) порядок величины или совершенно отличаются по характеру от тех, которые рассматриваются как существенные и будут являться такими искажениями, которые однозначно не будут иметь последствий, независимо от того, взяты ли они в отдельности или в совокупности и с применением каких именно критериев размера, характера или обстоятельств возникновения они оценены. При наличии какой-либо неопределенности относительно того, является ли одна или несколько статей явно незначительными, такая статья расценивается как не являющаяся явно незначительной.

Искажения в отдельной отчетности

A3. Аудитор может установить величину, ниже которой искажения считаются явно незначительными и не должны накапливаться, потому что аудитор полагает, что накопление таких незначительных сумм явно не окажет существенного воздействия на финансовую отчетность. Однако искажения в суммах, которые превышают определенную сумму, накапливаются, как требуется согласно пункту 5 настоящего стандарта. Кроме того, искажения сумм могут не быть явно незначительными, если они оценены с учетом их характера или обстоятельств, а если нет, они накапливаются согласно требований пункта 5 настоящего стандарта.

Искажения в раскрытии информации

A4. Искажения в раскрытии информации, которые могут быть явно незначительными как в отдельности, так и в совокупности, в случае оценки их по критериям размера, характера и обстоятельств возникновения. Искажения в раскрытии информации, которые не являются явно незначительными, могут быть накоплены для того, чтобы помочь аудитору оценить влияние таких искажений на соответствующее раскрытие информации в финансовой отчетности в целом. В пункте A17 настоящего стандарта приведены примеры, когда искажения раскрытия информации качественного характера могут быть существенными.

Накопление искажений

A5. Искажения различного характера или возникшие по различным обстоятельствам, накопленные так, как описано в пунктах A3?A4, не могут быть суммированы так, как это допускается в случае искажения сумм. Тем не менее от аудитора требуется согласно пункту 11 настоящего стандарта оценить эти искажения индивидуально и в совокупности (например, вместе с другими искажениями) для определения того, являются ли они существенными.

A6. Для оказания помощи аудитору в оценке воздействия искажений, накопленных в ходе проводимого аудита, и в информировании руководства организации и лиц, отвечающих за корпоративное управление, может оказаться целесообразно провести разграничение между фактическими искажениями, оценочными искажениями и прогнозными искажениями:

  • фактические искажения – это искажения, в отношении которых нет никаких сомнений;
  • оценочные искажения – это расхождения вследствие суждений руководства организации, включая такие, которые касаются признания, оценки, представления и раскрытия в финансовой отчетности или выбора и применения учетной политики, которую аудитор считает необоснованной или ненадлежащей;
  • прогнозные искажения – это наилучшая оценка аудитором искажений в генеральной совокупности, включая распространение искажений, выявленных в аудиторской выборке, на всю генеральную совокупность, к которой принадлежат эти элементы выборки. Рекомендации по определению прогнозных искажений и оценке соответствующих результатов приводятся в МСА 530[9].

Анализ выявленных искажений в ходе проведения аудита (см. пункты 6–7)

A7. Искажение может быть не единственным. Доказательства возможного наличия других искажений включают, например, ситуацию, когда аудитор устанавливает, что искажение появилось вследствие сбоя в системе внутреннего контроля или вследствие ненадлежащих допущений или методов оценки, широко применяемых в организации.

A8. Если совокупность искажений, накопленных в ходе аудита, приближается к существенности, определенной в соответствии с МСА 320, то может существовать превышающий приемлемо низкий уровень риск того, что возможные необнаруженные искажения, взятые в совокупности с искажениями, накопленными в ходе аудита, могут превысить существенность. Необнаруженные искажения могут существовать вследствие риска выборки и риска, не связанного с выборкой.[10]

A9. Аудитор может попросить руководство организации проанализировать виды операций, остатки по счетам или раскрытие информации для того, чтобы добиться понимания руководством причин искажения, выявленного аудитором, выполнения процедур для определения суммы фактического искажения в соответствующем виде операций, остатков по счетам или раскрытии информации и проведения надлежащих корректировок финансовой отчетности. Такой запрос может быть сделан, например, на основании распространения искажений, выявленных по аудиторской выборке, на всю генеральную совокупность, к которой они относятся.

Информирование об искажениях и их исправление (см. пункты 8–9)

A10. Своевременное информирование руководства соответствующего уровня об искажениях имеет большое значение, так как это позволяет руководству организации оценить, являются ли рассматриваемые виды операций, остатки по счетам и раскрытие информации искаженными, проинформировать аудитора в случае несогласия с его мнением и принять необходимые меры. Обычно надлежащий уровень руководства – это уровень, обладающий ответственностью и полномочиями для оценки искажений и принятия необходимых мер.

A11. В некоторых юрисдикциях закон или нормативный акт могут ограничивать информационное взаимодействие аудитора с руководством или иными лицами внутри организации по вопросу некоторых искажений. Законом или нормативным актом может быть, в частности, запрещено сообщать информацию или осуществлять какие-либо другие действия, которые могут помешать проведению расследования соответствующим уполномоченным органом по факту совершенного или предполагаемого незаконного действия, включая предупреждение организации, например, в случае, когда аудитор обязан сообщить о выявленном несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов соответствующему уполномоченному органу согласно требованиям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В таких обстоятельствах вопросы, рассматриваемые аудитором, могут вызвать затруднения и аудитор может счесть необходимым прибегнуть к услугам юриста.

A12. Исправление руководством организации всех искажений, включая те, о которых сообщил аудитор, позволяет руководству поддерживать порядок в бухгалтерских регистрах и записях и снижает риски существенного искажения будущей финансовой отчетности вследствие накопительного эффекта несущественных неисправленных искажений, относящихся к предшествующим периодам.

A13. МСА 700 (пересмотренный) требует от аудитора оценить, подготовлена ли и представлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с требованиями применимой концепции подготовки финансовой отчетности. Эта оценка включает анализ качественных аспектов учетной практики организации, в том числе признаков возможной предвзятости в суждениях руководства[11], и может зависеть от понимания аудитором причин отказа руководства от внесения исправлений.

Оценка воздействия неисправленных искажений (см. пункты 10–11)

A14. Определение аудитором существенности в соответствии с МСА 320 во многих случаях основано на расчетных финансовых результатах организации, потому что фактические финансовые результаты организации могут быть еще неизвестны. Таким образом, прежде чем приступить к оценке воздействия неисправленных искажений, аудитору может потребоваться пересмотреть существенность, определенную в соответствии с МСА 320, на основе фактических финансовых результатов.

A15. В соответствии с МСА 320 по мере проведения аудита аудитор должен пересматривать существенность по финансовой отчетности в целом и, если это применимо, для отдельных видов операций, остатков по счетам или раскрытия информации в случаях, когда ему в ходе выполнения аудита становится известно об информации, которая, если бы она была ему известна изначально, заставила бы его установить другую величину (величины) [12]. Таким образом, любой существенный пересмотр, вероятно, следует выполнить до проведения оценки аудитором воздействия неисправленных искажений. Однако если переоценка аудитором существенности, установленной в соответствии с МСА 320 (см. пункт 10), дает более низкую величину (величины), то пересматривается также существенность для выполнения аудиторских процедур и приемлемость характера, сроков и объема дальнейших аудиторских процедур, необходимых для сбора достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на которых будет основываться аудиторское мнение.

A16. Каждое искажение рассматривается отдельно, чтобы оценить его воздействие на соответствующие виды операций, остатки по счетам или раскрытие информации, в том числе, чтобы определить, не превышена ли существенность для отдельного вида операций, остатков по счетам или раскрытия информации, если такие имеются.

A17. Кроме того, рассматривается оценка влияния каждого отдельного искажения раскрываемой информации качественного характера на соответствующее раскрытие информации, а также оценка общего влияния на финансовую отчетность в целом. Определение того, является ли искажение раскрытия информации качественного характера существенным в контексте применимой концепции подготовки финансовой отчетности и конкретных обстоятельств организации, является вопросом, который требует применения профессионального суждения. Примеры, когда такие искажения могут быть существенными, включают:

  • неточное или неполное описание информации о целях, политике и процессах управления капиталом организаций, осуществляющих страховую или банковскую деятельность;
  • пропуск информации о событиях или обстоятельствах, которые могли привести к убыткам от обесценения (например, значительное долгосрочное снижение спроса на металл или товар) в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых;
  • некорректное описание учетной политики, относящейся к существенным статьям отчета о финансовом положении, отчета о совокупном доходе, отчета об изменении в капитале, отчета о движении денежных средств;
  • неадекватное описание чувствительности к обменным курсам в организации, осуществляющей международную торговую деятельность.

A18. При решении вопроса о том, являются ли неисправленные искажения существенными по своему характеру, как рассматривается в пункте 11 настоящего стандарта, аудитор определяет неисправленные искажения по суммам и раскрытию информации. Такие искажения могут быть сочтены существенными или в отдельности, или в совокупности с другими искажениями. Например, в зависимости от искажений, выявленных в раскрытии информации, аудитор может счесть:

  • выявленные ошибки систематическими или всеобъемлющими;
  • ряд выявленных искажений, относящихся к одному вопросу, рассматриваемых в совокупности, способным повлиять на понимание этого вопроса пользователями.

Соображения в отношении накопления искажений также помогают при оценке финансовой отчетности в соответствии с пунктом 13 (d) МСА700 (пересмотренного) , который требует от аудитора оценить, не является ли представление финансовой отчетности в целом неверным вследствие включения информации, которая несущественна или затрудняет надлежащее понимание раскрытых вопросов.

A19. Если отдельное искажение оценивается как существенное, вероятность того, что оно может компенсироваться другими искажениями, невелика. Например, если выручка существенно завышена, то финансовая отчетность в целом будет существенно искажена, даже если влияние этого искажения на прибыль полностью компенсируется эквивалентным завышением расходов. Взаимозачет искажений может носить надлежащий характер в рамках одного остатка по счету или вида операций, однако необходимо проанализировать риск возможного существования необнаруженных искажений еще до принятия решения о целесообразности провести взаимозачет даже несущественных искажений[13].

A20. Определение того, является ли существенным искажение в классификации, предполагает оценку качественных показателей, таких как влияние искажения в классификации на долговые или другие договорные обязательства, воздействие на отдельные статьи или промежуточные итоги либо на ключевые коэффициенты. Могут сложиться обстоятельства, при которых аудитор придет к выводу, что искажение в классификации несущественно для финансовой отчетности в целом, даже если оно может превысить уровень или уровни существенности, применяемые при оценке других искажений. Например, неверная классификация между статьями отчета о финансовом положении может считаться несущественной для финансовой отчетности в целом, если ее величина невелика по сравнению с размером соответствующих статей отчета о финансовом положении и при этом неверная классификация не затрагивает отчет о прибылях и убытках или какие бы то ни было ключевые коэффициенты.

A21. Обстоятельства, относящиеся к некоторым искажениям, могут заставить аудитора оценить их как существенные, каждое в отдельности или в совокупности с другими искажениями, накопленными в ходе проводимого аудита, даже если они ниже существенности, установленной для финансовой отчетности в целом. Обстоятельства, которые могут воздействовать на оценку, включают степень, до которой соответствующее искажение:

  • воздействует на соблюдение нормативных актов;
  • затрагивает долговые ограничения или другие установленные договором требования;
  • имеет отношение к неверному выбору или применению учетной политики, что оказывает несущественное влияние на финансовую отчетность за текущий период, но, вероятно, окажет существенное влияние на финансовую отчетность за будущие периоды;
  • маскирует изменение в прибыли или иные тенденции, особенно в отношении общеэкономических и отраслевых условий;
  • затрагивает коэффициенты, применяемые для оценки финансового положения, результатов деятельности или денежных потоков организации;
  • затрагивает сегментную информацию, представленную в финансовой отчетности (например, значимость вопроса для сегмента или другой части бизнеса организации, которые играют значимую роль в деятельности или прибыльности организации);
  • приводит к повышению вознаграждения руководству организации, например обеспечивая удовлетворение условий для получения премии или иного поощрения;
  • является значительным с точки зрения понимания аудитором ранее предоставленной пользователям информации, например, в отношении прогноза прибыли;
  • относится к вопросам, затрагивающим конкретных лиц (например, связаны ли сторонние участники сделки с членами руководства организации);
  • является пропуском информации, представление которой специально не требуется соответствующей применимой концепцией подготовки финансовой отчетности, но которая, по мнению аудитора, является важной для понимания пользователями финансового положения, финансовых результатов или денежных потоков организации;
  • затрагивает прочую информацию, которая будет представлена в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность (например, информацию, которая будет включена в «Обсуждение и анализ руководством организации» или «Операционный и финансовый обзор»), и которая, как этого можно было бы обоснованно ожидать, может повлиять на экономические решения пользователей финансовой отчетности. МСА720 (пересмотренный)[14] регламентирует обязанности аудитора в отношении прочей информации.

эти обстоятельства приведены в качестве примеров, не все они встречаются при проведении аудита, а их список не является исчерпывающим. Наличие любого обстоятельства, сходного с приведенными выше, не обязательно приводит к выводу о том, что искажение является существенным.

A22. МСА 240[15]поясняет, как необходимо рассматривать последствия искажения, которое является или может являться результатом недобросовестных действий, по отношению к другим аспектам проводимого аудита, даже если размер такого искажения несущественен для финансовой отчетности. В зависимости от обстоятельств искажения в раскрытии информации, которые могут свидетельствовать о недобросовестных действиях, например, могут возникать:

  • в связи с раскрытием информации, вводящей в заблуждение, которое возникает вследствие предвзятости суждений руководства;
  • обширным дублирующим или малоинформативным раскрытием информации, которое приводит к затруднению правильного понимания вопросов в финансовой отчетности.

При рассмотрении влияния искажений на виды операций, остатки по счетам и раскрытие информации аудитор применяет профессиональный скептицизм в соответствии с МСА 200[16].

A23. Накопленный эффект несущественных неисправленных искажений, относящихся к предшествующим периодам, может иметь существенное влияние на финансовую отчетность текущего периода. Существуют различные приемлемые подходы, которые аудитор может применить к оценке воздействия таких неисправленных искажений на финансовую отчетность за текущий период. Применение одного и того же подхода позволяет добиться согласованности оценок от периода к периоду.

Особенности организаций государственного сектора

A24. При проведении аудита организации государственного сектора оценка того, является ли искажение существенным, может также зависеть от установленной законодательными, нормативными или иными актами обязанности аудитора представить заключения по определенным вопросам, включая, например, недобросовестные действия.

A25. Кроме того, такие вопросы, как общественный интерес, подотчетность, неподкупность и в особенности обеспечение эффективного законодательного надзора, могут воздействовать на оценку того, является ли та или иная статья существенной в силу своего характера. Это особенно верно для статей, которые связаны с соблюдением требований законодательства, нормативных актов или иных источников права.

Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление (см. пункт 12)

A26. Если неисправленные искажения доведены до лица (лиц) с обязанностями руководства, а это лицо (лица) также осуществляет функции корпоративного управления, тогда эти же самые вопросы должны быть вновь доведены до того же лица (тех же лиц), но теперь уже в качестве лица (лиц), отвечающих за корпоративное управление. Аудитор должен, однако, убедиться в том, что информационное взаимодействие с лицом (лицами) с обязанностями руководства приводит к надлежащему информированию всех лиц, которых в иных обстоятельствах аудитор должен был бы проинформировать как лиц, отвечающих за корпоративное управление[17].

A27. При наличии большого количества отдельных несущественных неисправленных искажений аудитор может предоставить информацию о количестве и суммарном денежном выражении неисправленных искажений, а не о подробностях каждого отдельного неисправленного искажения.

A28. МСА 260 (пересмотренный)[18] требует от аудитора обсудить с лицами, отвечающими за корпоративное управление, запрашиваемые аудитором письменные заявления (см. пункт 14). Аудитор может обсудить с лицами, отвечающими за корпоративное управление, причины или последствия неисправления искажений с учетом их размера и характера, оцениваемых с учетом соответствующих обстоятельств, а также их возможное воздействие на будущую финансовую отчетность.

Письменные заявления (см. пункт 14)

A29. Поскольку подготовка финансовой отчетности требует, чтобы руководство и, если уместно, лица, отвечающие за корпоративное управление, вносили корректировки в финансовую отчетность, чтобы исправить существенные искажения, аудитор обязан попросить их предоставить письменное заявление о неисправленных искажениях. В некоторых обстоятельствах руководство и, если уместно, лица, отвечающие за корпоративное управление, могут считать, что некоторые неисправленные искажения не являются искажениями. По этой причине они могут пожелать добавить к своим письменным заявлениям формулировки, подобные следующей: «Мы не согласны с тем, что статьи … и … составляют искажения, потому что [описание причин]». Получение такого заявления, однако, не освобождает аудитора от обязанности сформулировать заключение о воздействии неисправленных искажений.

Документация (см. пункт 15)

A30. Аудиторская документация о неисправленных искажениях может включать:

(a) анализ совокупного воздействия неисправленных искажений;

(b) оценку того, был ли превышен уровень или уровни существенности в отношении определенных видов операций, остатков по счетам или раскрытия информации, если такие имеются;

(c) оценку воздействия неисправленных искажений на ключевые коэффициенты или тенденции и на соблюдение требований законодательства, регулирующих органов и договорных обязательств (например, долговых ограничений).


[1] МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», пункты 10–11.

[2] МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита».

[3] МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление», пункт 7.

[4] См. сноску 3.

[5] МСА 230 «Аудиторская документация», пункты 8–11 и A6.

[6] Например, Международный стандарт финансовой отчетности 7 (IFRS) «Финансовые инструменты: раскрытие информации», пункт 42H, устанавливает: «Организация должна раскрыть дополнительную информацию, которую она считает необходимой для достижения целей раскрытия информации, указанных в пункте…”.

[7] Например, МСФО может потребовать от организации обеспечить дополнительное раскрытие информации в дополнение к требованиям отдельных стандартов, которое необходимо пользователям для понимания влияния отдельных операций, других событий и условий на финансовое положение и результаты деятельности организации (Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», пункт 17)).

[8] МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности», пункты A1–A6.

[9] МСА 530 «Аудиторская выборка», пункты 14–15.

[10] МСА 530, пункт 5, (c)–(d).

[11] МСА 700 (пересмотренный), пункт 12.

[12] МСА 320, пункт 12.

[13] Выявление целого ряда несущественных искажений в рамках одного остатка по счету или вида операций может потребовать от аудитора переоценить риск существенного искажения по такому счету или виду операций.

[14] МСА 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации».

[15] МСА 240, пункт 35.

[16] МСА 200, пункт 15.

[17] МСА 260 (пересмотренный), пункт 13.

[18] МСА 260 (пересмотренный), пункт 16(c)(ii).

Приложение N 15

к приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от 09.01.2019 N 2н

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 450

«ОЦЕНКА ИСКАЖЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ АУДИТА»

Международный стандарт аудита (МСА) 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Приложение N 15

к приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от 09.01.2019 N 2н

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 450

«ОЦЕНКА ИСКАЖЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ АУДИТА»

Международный стандарт аудита (МСА) 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

  • Введение
  • Сфера применения настоящего стандарта
  • Дата вступления в силу
  • Цель
  • Определения
  • Требования
  • Накопление выявленных искажений
  • Анализ выявленных искажений в ходе проведения аудита
  • Информирование об искажениях и их исправление
  • Оценка воздействия неисправленных искажений
  • Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление
  • Письменные заявления
  • Документация
  • Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
  • Определение искажения (см. пункт 4(a))
  • Накопление выявленных искажений (см. пункт 5)
  • «Явно незначительные»
  • Искажения в отдельной отчетности
  • Искажения в раскрытии информации
  • Накопление искажений
  • Анализ выявленных искажений в ходе проведения аудита (см. пункты 6 — 7)
  • Информирование об искажениях и их исправление (см. пункты 8 — 9)
  • Оценка воздействия неисправленных искажений (см. пункты 10 — 11)
  • Особенности организаций государственного сектора
  • Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление (см. пункт 12)
  • Письменные заявления (см. пункт 14)
  • Документация (см. пункт 15)

«Международный бухгалтерский учет», 2011, N 46

Обновления в международных стандартах аудита (МСА) оказывают влияние и на отечественную систему стандартов, так как МСА являются основой как для осмысления необходимости наличия аналогов в отечественной нормативно-правовой базе, так и для дальнейшей их разработки.

Одним из МСА, не имеющих аналогов в системе российских стандартов аудита, является МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита» (ред. от 15.12.2009), описывающий два важных аспекта деятельности аудитора:

  • влияние обнаруженных ошибок на мнение аудитора;
  • влияние неисправленных ошибок, если таковые имеются, на финансовую отчетность компании.

МСА 450 — направления применения и место в российской системе аудита

России, все более интегрирующейся в мировую экономику, важно иметь инструменты для проведения аудита на международном уровне. Работа над системой общероссийских аудиторских стандартов началась в далеком 1995 г. Система создавалась как национальный аналог системы МСА, разрабатываемых Международной федерацией бухгалтеров, которые и были взяты за основу. Целью подобного подхода являлось создание эффективно функционирующей системы стандартов, которая, с одной стороны, соответствовала бы требованиям к организации аудита в большинстве развитых стран, а с другой — учитывала бы особенности национальной российской экономики.

В настоящий момент, проводя анализ МСА и разработанных отечественных стандартов, отчетливо видно наличие международных стандартов, не имеющих аналогов в системе российских стандартов аудита. При этом применение утвержденных на международном уровне стандартов аудиторской деятельности способствует усилению финансовой «прозрачности» российских компаний и, как следствие, способствует привлечению иностранных инвесторов. Кроме того, ориентация на МСА усиливает позиции российских аудиторов на мировой арене, открывая им путь к международному аудиту.

Обновления в МСА оказывают влияние и на отечественную систему стандартов, так как МСА являются основой как для осмысления необходимости наличия аналогов в отечественной нормативно-правовой базе, так и для дальнейшей их разработки.

Одним из МСА, не имеющих аналогов в системе российских стандартов аудита, является МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита» (в ред. от 15.12.2009), описывающий два важных аспекта деятельности аудитора:

  • влияние обнаруженных ошибок на мнение аудитора;
  • влияние неисправленных ошибок, если таковые имеются, на финансовую отчетность компании.

Данный стандарт дает определение понятию «искажение», определяя его как разницу между фактической и требуемой суммами, классификацией, представлением или раскрытием пункта финансовой отчетности.

Международный стандарт аудита 450 также вводит новое понятие — «очевидно незначительные искажения», которое не является аналогом понятия «несущественные искажения». Искажения будут «очевидно незначительными», если они не превышают уровень (уровень незначительности), который может установить аудитор исходя из размера, характера или обстоятельств возникновения искажений.

Уровень незначительности должен иметь существенно меньшую величину, чем уровень существенности. Если же существует хотя бы какая-нибудь неопределенность в отношении отнесения искажения к очевидно незначительным, то оно не считается таковым.

В соответствии с новой редакцией стандарта в рабочей документации аудитор должен:

  • отразить уровень незначительности (величину, ниже которой искажения будут расценены как очевидно незначительные);
  • собрать все искажения, выявленные в ходе проведения аудита, кроме очевидно незначительных;
  • определить, являются ли неисправленные искажения по отдельности или в совокупности существенными.

Международный стандарт аудита 450 устанавливает также ряд новых обязанностей аудитора в отношении оценки выявленных искажений, а именно от аудитора требуется сообщать руководству аудируемого лица о выявленных неисправленных искажениях (помимо очевидно незначительных) и о влиянии, которое они по отдельности или в совокупности могут оказать на мнение в аудиторском заключении.

Также аудитор должен запросить письменное заявление руководства о том, считает ли оно несущественным влияние неисправленных искажений по отдельности или в совокупности на итоговые значения финансовой отчетности в целом (перечень таких искажений следует включить или приложить к запросу).

Данным стандартом за аудитором в случае обнаружения им ошибок закрепляется необходимость обязать руководство исправить ошибки в указанных аудитором объектах (секторах) аудита и провести дополнительные проверки, направленные на пресечение возможности сохранения искажений. Также аудитор имеет право требовать проведения инвентаризации, тестов, проверок и прочих необходимых для выявления и исправления ошибок процедур. После исправления ошибок стандартом предусмотрена возможность проведения дополнительных процедур аудитором, направленных на анализ того, остались ли еще в отчетности невыявленные искажения (ошибки).

В случае если руководство отказывается или оказывается неспособным откорректировать одну или несколько ошибок, выявленных при аудите либо вызывающих сомнение при аудите, то аудитор должен осознать мотивы такого поведения менеджмента и учесть этот факт при вынесении итогового мнения аудитора о достоверности отчетности компании.

В стандарте отмечается единственный случай, когда с аудитора снимается обязанность информирования руководства компании об ошибках, а именно нормативно-правовое регулирование, например наличие признаков тяжкого уголовного преступления, которое скрывается путем составления модифицированной отчетности.

Международный стандарт аудита 450 содержит новые положения и в отношении оценки выявленных искажений. Согласно им аудитор должен оценить природу ошибок, их размер, частные и общие случаи их проявления, степень влияния на достоверность финансовой отчетности, эффект неоткорректированных ошибок по отношению к прошлым периодам при данных типах сделок, счетов или раскрытия строк баланса в целом.

В стандарте отмечается неуместность компенсации отдельных существенных искажений другими существенными искажениями. Например, существенное завышение выручки и соответственное существенное завышение расходов будут приводить к существенному искажению отчетности в целом.

Компенсация искажений может быть уместна в пределах одного и того же остатка по счету или группы операций. Тем не менее подобные (скомпенсированные) искажения следует принимать во внимание при оценке риска существенного искажения.

Некоторые искажения могут не превышать уровень существенности для отчетности в целом. Однако связанные с ними обстоятельства могут заставить аудитора признать их существенными по отдельности или в совокупности.

Такими обстоятельствами могут послужить:

  • факторы, влияющие на соответствие требованиям нормативных актов (примером может послужить учетная политика предприятия, содержащая в себе положения, противоречащие нормативным нормам государства);
  • факторы, влияющие на выполнение долговых обязательств (требований по контрактам);
  • неправильный выбор или применение учетной политики, которое имеет несущественное влияние на отчетность текущего периода, но может оказать существенное влияние на будущую финансовую отчетность;
  • показатели, затрагивающие ряд конкретных взаимосвязанных сторон (например, если внешние стороны по сделке связаны с руководством организации), и т.д.

В российской системе федеральных стандартов, как уже отмечалось выше, отсутствует аналог МСА по оценке искажений, выявленных в ходе аудита, а также его устоявшийся юридический перевод.

Для удобства восприятия перевод стандарта, представленный ниже, дан в свободном изложении.

Международный стандарт аудита 450 по оценке искажений, выявленных в ходе аудита

Во введении к МСА 450 раскрываются вопросы области применения и целей данного стандарта, а также даются необходимые определения.

§ 1 определяет область применения МСА 450, а именно:

  • он обязывает аудитора оценить влияние выявленных искажений, во-первых, на процесс аудита, а во-вторых, на возможность наличия неисправленных искажений в финансовой отчетности;
  • указывает на необходимость, при формировании заключения по финансовой отчетности, сделать вывод о том, был ли достигнут приемлемый уровень проверки финансовой отчетности на наличие ошибок и искаженных данных;
  • отмечает обязательство аудитора применять положения стандарта как при планировании, так и при выполнении аудита по финансовой отчетности.

В § 2 указывается дата вступления стандарта в силу. МСА 450 актуален для аудита финансовой отчетности в период с 15.12.2009 (включительно) по настоящее время.

§ 3 закрепляет следующие цели аудита:

  • оценка влияния выявленных искажений на процесс аудита;
  • оценка влияния неисправленных искажений, если такие есть, на финансовую отчетность.

В § 4 МСА 450 раскрываются такие понятия, как «искажение» и «неисправленные искажения».

Под искажением понимается разница между фактической суммой, классификацией, представлением или раскрытием финансовой отчетности и суммой, классификацией, представлением или раскрытием того, что требуется для отчета в соответствии с действующей системой финансовой отчетности. Искажения могут возникать по причине ошибки или мошенничества.

Отдельно отмечается, что, когда аудитор выражает мнение о том, правильно ли представлена финансовая отчетность в отношении всех данных, или дает правдивое и справедливое заключение о наличии искажения, им также даются поправки сумм (итогов), распределения, представления или раскрытия, которые по его, аудиторскому, суждению необходимы для объективного представления финансовой отчетности.

Неисправленные искажения — ошибки, накопленные аудитором в процессе аудита, которые не были исправлены.

Стандарт также содержит ряд следующих требований:

1) к накоплению выявленных искажений (§ 5).

В ходе аудита аудитор должен накапливать выявленные искажения, за исключением явно незначительных;

2) к рассмотрению выявленных искажений в процессе аудита (§ 6, 7).

Аудитор должен определить, есть ли необходимость в пересмотре всей аудиторской стратегии и аудиторского плана, в случае если:

  • характер выявленных искажений и условия их появления указывают на то, что могут быть иные искажения, которые в совокупности с искажениями, накопленными в ходе аудита, являются существенными;
  • совокупность искажений, выявленных в ходе аудита, приближается к уровню существенности, определенному в соответствии с МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита».

В случае если по требованию аудитора руководство организации произвело проверку отдельных финансовых операций, их раскрытие в отчетности, а также финансовой отчетности в целом и исправило выявленные искажения, аудитор должен осуществить дополнительные аудиторские процедуры для решения вопроса о возможности сохранения искажений;

3) к сообщению об искажениях и их исправлению (§ 8, 9).

Аудитор должен своевременно сообщать обо всех искажениях, накопленных в ходе аудита, соответствующему уровню руководства, до тех пор пока закон или инструкция подобное не запрещают. Также аудитор должен потребовать от руководства исправления этих искажений.

Если руководство отказывается исправить отдельно взятые или все искажения, указанные аудитором, то аудитор должен, получив объяснение со стороны руководства о причинах невнесения исправлений, во время оценки финансовой отчетности в целом на отсутствие искажений внести это объяснение в отчет;

4) к оценке влияния неисправленных искажений (§ 10 — 13).

Перед оценкой влияния неисправленных искажений аудитору необходимо пересмотреть уровень существенности в соответствии с МСА 320, чтобы убедиться в том, что он по-прежнему соответствует содержанию актуальной финансовой отчетности.

Аудитор устанавливает, являются ли неисправленные искажения исходными, частными или совокупными данными. Выполняя это условие, аудитору необходимо рассматривать:

  • размер и характер искажений как в отношении частных видов финансовых операций, финансовых отчетов или предоставленной финансовой информации и финансовых отчетов в целом, так и в отношении условий их появления;
  • влияние неисправленных искажений, которые относятся к начальным периодам, на операции, связанные с этими искажениями, на итоги и их раскрытие и на финансовую отчетность в целом.

Отдельно отмечаются аспекты коммуникации с лицами, наделенными руководящими полномочиями, по вопросам оценки влияния неисправленных искажений:

  • аудитор должен сотрудничать с лицами, наделенными руководящими полномочиями, по вопросам неисправленных искажений и их влияния (по отдельности или в совокупности) на формирование мнения в аудиторском заключении, до тех пор пока закон или инструкция подобное не запрещают. Сообщение аудитора должно указывать на каждое существенное искажение. Аудитор обязан требовать исправления неисправленных искажений;
  • аудитор должен сотрудничать с лицами, наделенными руководящими полномочиями, по вопросу влияния неисправленных искажений, относящихся к начальным периодам, на операции, связанные с этими искажениями, на итоги и их раскрытие и на финансовую отчетность в целом;

5) к информированию в письменной форме (§ 14).

Аудитор должен требовать письменных сообщений от руководства и, где уместно, от лиц, которые наделены руководящими полномочиями, о том, рассматривают ли они влияние неисправленных искажений как несущественное, индивидуально и в совокупности, на финансовую отчетность в целом. В дальнейшем такие сообщения будут включены или будут прилагаться к написанному заключению;

6) к документации (§ 15).

Аудитор должен включить в аудиторскую документацию:

  • сумму, ниже которой искажения будут рассматриваться как незначительные;
  • все искажения, которые собраны в ходе аудита, а также информацию о том, могли ли они быть исправлены;
  • заключение аудитора о том, являются ли неисправленные искажения существенными, отдельно или в совокупности, и основания для этого вывода.

Раздел «Приложение и другой пояснительный материал» МСА 450 включает в себя причины искажений, рекомендации по накоплению и рассмотрению выявленных искажений, порядок сообщения об искажениях и порядок их исправления, методику оценки влияния неисправленных искажений, образец письменного пояснения, а также перечень аспектов, принимаемых во внимание при документальном обосновании неисправленных искажений.

Выявление искажений (§ A1). Искажения могут быть вызваны:

  • неточностью в обобщении или обработке данных, на основе которых подготовлена финансовая отчетность;
  • отсутствием итоговой суммы или отчета;
  • ошибочностью расчета, которая возникает из-за упущения фактов или просто из-за неправильной интерпретации;
  • решениями руководства относительно итоговой суммы, которую аудитор считает не соответствующей действительности, или выбором и применением руководством неправильной учетной политики, которую аудитор считает неприемлемой.

Также отмечается, что примеры искажений, возникающих в связи с мошенничеством, изложены в МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности».

Накопление выявленных искажений (§ A2, A3). Аудитором определяется сумма, ниже которой искажения, вероятно, будут явно незначительными и не будут накапливаться, потому как аудитор ожидает, что накопление таких сумм, вероятно, не будет влиять на финансовую отчетность. Словосочетание «очевидно незначительные искажения» не является синонимом словосочетания «несущественные искажения». Значения, которые очевидно незначительны, будут полностью отличной величиной от величины существенности, которая определена в соответствии с МСА 320. Также будут иметь место показатели и значения, которые явно не взаимосвязаны, взятые отдельно или в совокупности и подвергнутые проверке по любому критерию: размеру, характеру или условиям. В случае если существует неопределенность в том, являются ли один или несколько из них очевидно незначительными, тогда данные пункты не считаются очевидно незначительными.

Чтобы помочь аудитору в оценке влияния искажений, которые накопились в ходе аудита, а также в дальнейшем информировании о них руководства, может быть полезным подразделять искажения на действительные искажения, спорные искажения и предполагаемые искажения:

  • действительные искажения — это искажения, по поводу которых нет сомнения;
  • спорные искажения — это различия в оценке руководством финансовых отчетов, которые аудитор считает неприемлемыми, или в выборе политики учета, которую аудитор считает несоответствующей;
  • предполагаемые искажения — требующая наибольшей оценки аудитора категория искажений, включающая предположения об обнаружении неточностей аудиторской выборки в исходных данных, из которых выборка была сделана. Руководство по определению предполагаемых искажений и оценка результатов определены в МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования».

Рассмотрение выявленных в ходе аудита искажений (§ A4 — A6). Искажения могут не быть явно выделенными. Очевидно, что могут иметь место иные искажения, например, там, где аудитором установлено, что искажение возникло из-за разбивки (по составляющим) системы внутреннего контроля или несоответствия условных допущений или методов оценки методам, которые были широко применены хозяйствующим субъектом.

Если совокупность искажений, накопленных в ходе аудита, приближается к уровню существенности, определенному в соответствии с МСА 320, тогда может иметь место больший, чем приемлемо, низкий уровень риска, что возможно ввиду невыявленных искажений, когда они, принятые вместе с совокупными искажениями, накопленными в ходе аудита, вероятно, могут превышать уровень существенности. Невыявленные искажения, вероятно, могли возникнуть как в результате рисков выборочного метода, так и рисков, не связанных с использованием выборочного метода.

Аудитор вправе или потребовать выполнения руководством проверки финансовых операций, финансовой отчетности, или раскрыть в докладе руководству понимание причин выявленных им искажений.

«Осуществить действия для определения количества актуальных искажений в данном типе финансовых операций, финансовой отчетности или пояснении и внести соответствующие поправки в финансовую отчетность» — такой запрос может быть сделан, например, на основе аудиторского прогноза искажений, выявленных в ходе аудиторской выборки из общего объема данных.

Коммуникация и исправление искажений (§ A7 — A10). Своевременное информирование об искажениях соответствующего уровня руководства является важным аспектом в деятельности аудитора, так как дает возможность руководству оценить, является ли указанный объект искажением, и проинформировать аудитора в том случае, если это не так, а также при необходимости принять меры. Соответствующий уровень руководства — это тот, который может нести ответственность и имеет полномочия для оценки конкретного искажения и осуществления необходимых действий.

В случае обнаружения определенных искажений закон или инструкция могут ограничивать коммуникацию аудитора с руководством или иными сотрудниками в пределах организации.

Например, законы и инструкции могут по-своему ограничивать или запрещать коммуникацию или иное действие, которое может причинить вред расследованию компетентных органов, в отношении конкретного факта, при подозрении в его противоправности. В некоторых случаях потенциальные спорные ситуации, при нестыковках между обязательствами аудитора по конфиденциальности и обязательствами по коммуникации, могут быть запутанны. В подобных случаях аудитор вправе обратиться за компетентным советом к юристу.

Коррекция руководством всех искажений, включая те, что были собраны аудитором, предоставляет возможность руководству сохранить достоверность бухгалтерских записей и сокращает риски значительного искажения данных будущей финансовой отчетности из-за совокупного эффекта незначительных неисправленных искажений, которые относятся к начальным периодам.

Оценка влияния неисправленных искажений (§ A11 — A23). Аудиторское определение существенности, в соответствии с МСА 320, часто основано на оценках финансовых результатов юридического лица, потому как фактические финансовые результаты еще не могут быть известны. В связи с этим в первую очередь для оценки аудитором влияния неисправленных искажений необходим пересмотр уровня существенности, основанного на актуальных финансовых отчетах, в соответствии с МСА 320.

Также МСА 320 разъясняет, что в ходе аудита существенность для финансовой отчетности в целом (при условии, что она соответствует общему уровню существенности или уровню для частных типов операций, финансовой отчетности или разъяснений) должна быть пересмотрена в случаях, когда аудитор в ходе аудита становится осведомленным в чем-либо, что заставляет его определять разницу первоначальной суммы (сумм). Таким образом, возникает ситуация, при которой любой существенный пересмотр, вероятно, будет сделан прежде, чем аудитор оценит эффект неисправленных искажений. Тем не менее если аудиторская переоценка уровня существенности в соответствии с МСА 320 изменяется к более меньшей сумме (суммам), тогда характеристика искажений и соответствие действительности, выбор времени и порядок дальнейшего проведения аудита также пересматриваются, чтобы в дальнейшем получить достаточные аудиторские доказательства, на которых будет базироваться аудиторское заключение.

Каждая ошибка в отдельности рассматривается с целью определения ее влияния на важные типы финансовых операций, финансовую отчетность или пояснения, включая то, был ли превышен уровень существенности для конкретного типа финансовых операций, финансового баланса или пояснения.

Если любая индивидуальная ошибка рассматривается как существенная, вероятно, это может быть компенсировано другими ошибками. Например, если доход был материально преувеличен, финансовые отчеты в целом будут существенно искажены, даже если влияние данной ошибки на доходы полностью компенсировано эквивалентно преувеличенными затратами. Это, вероятно, будет осуществлено (компенсация ошибок) в пределах того же самого финансового баланса или типа финансовых операций, тем не менее риск, что дальнейшее невыявление ошибок может иметь место, рассматривается перед заключением об уместности взаимозачета даже незначительных искажений.

Определение, возможно ли классифицировать искажение как существенное, включает в себя оценку качественной принадлежности, такую как результат классификации искажения по источнику образования, результат подведения частных итогов или результаты по ключевым коэффициентам. Возможно также наличие обстоятельств, в которых аудитор делает вывод о том, что классификация искажений не является существенной в контексте финансовой отчетности в целом, даже при том, что это может превысить уровень существенности или уровни, примененные в оценке других искажений. Например, ошибочная классификация статей бухгалтерского баланса может не быть существенной в контексте финансовой отчетности в целом, когда количество ошибочно классифицированных статей является небольшим относительно взаимосвязанных статей бухгалтерского баланса и ошибочная классификация не затрагивает данные о прибылях и убытках или любые другие ключевые коэффициенты.

Обстоятельства, связанные с некоторыми искажениями, могут послужить поводом для оценки аудитором их как существенных, самостоятельно или принятых во внимание совместно с другими искажениями, накопленными в ходе аудита, даже если они ниже уровня существенности для финансовой отчетности в целом. Обстоятельства, которые могут повлиять на оценку, включают следующий диапазон искажений:

  • сказывающихся на соответствии нормативным требованиям;
  • сказывающихся на соответствии долговым обязательствам или другим договорным требованиям;
  • связанных с некорректной выборкой или неправильным применением финансовой политики, которые имеют несущественный эффект на финансовую отчетность текущего периода, но, вероятно, будут иметь существенное влияние на финансовую отчетность будущих периодов;
  • скрывающих изменения в прибыли или других основных показателях, особенно в контексте основных хозяйственных и производственных характеристик;
  • сказывающихся на показателях, используемых для оценки финансового положения, результатов деятельности и направления денежных потоков;
  • сказывающихся на информационных сегментах, представленных в финансовой отчетности (например, значимость вышеуказанного для сегмента или иной части деятельности хозяйствующего субъекта, которая была определена как играющая важную роль в хозяйственных операциях или в рентабельности);
  • имеющих влияние на увеличение заработной платы руководства, например, в результате гарантий того, что требования для награждения бонусами либо для иных стимулов являются удовлетворительными;
  • относящихся к операциям с участием конкретных групп (например, внешние группы при финансовых операциях, связанных с членами руководства хозяйствующего субъекта);
  • являющихся упущением информации, которая не требуется в обязательном порядке соответствующими стандартами финансовой отчетности, но которая, по мнению аудитора, является важной для понимания пользователем финансового положения, эффективности функционирования или финансовых потоков организации;
  • оказывающих влияние на иную информацию, которая будет обобщена в документах, содержащих прошедшую аудиторскую проверку финансовую отчетность (например, информация, включаемая в Обсуждение и анализ руководства или Обзор текущей деятельности и финансовых результатов), которая, как целесообразно полагать, повлияет на экономические решения потребителей финансовой отчетности. Так, МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность» связан с рассмотрением аудитором иной информации, которая не обязательна для описания в документах, содержащих прошедшую аудиторскую проверку финансовую отчетность.

Также является важным понимание аудитором предыдущих известных сообщений пользователям, например, в отношении прогнозируемых доходов.

Указанные условия являются только примерами; вероятно, что не все будут представлены во всех проверках, также не обязательно, что вышепредставленный список является исчерпывающим. Стоит отметить, что наличие любых условий, таких как эти, не всегда означает, что это искажение является существенным.

Совокупное влияние несущественных неисправленных искажений, относящихся к предшествующим периодам, может иметь существенный эффект на финансовую отчетность текущего периода. Есть различные приемлемые подходы к аудиторской оценке таких неисправленных искажений в финансовой отчетности текущего периода. Использование применяемого ранее подхода к оценке обеспечивает согласованность (единообразие оценки) от периода к периоду.

Отмечается, что МСА 240 объясняет, каковы предпосылки искажений. Так, например, это может быть результат мошенничества, который следует принять во внимание в отношении других аспектов аудита, даже в случаях, если размер искажения не существенный по отношению к финансовой отчетности.

Отдельно приводится специфика рассмотрения организаций государственного сектора (§ A19, A20).

В случае с аудитом организации государственного сектора оценка того, является ли искажение существенным, может также зависеть от ответственности аудитора, закрепленной законодательством, регулирующим порядок производства проверок или уполномочивающим делать официальные сообщения в случае конкретных фактов, включая, например, такие как мошенничество.

Кроме того, такие вопросы, как общественный интерес, прозрачность, честность и гарантия эффективного контроля, установленного законодательством, в частности, могут повлиять на оценку того, является ли отдельный элемент существенным в силу его природы. Это особенно верно для элементов, которые относятся к соблюдению закона, нормативов и иных полномочий.

Вопрос коммуникации с лицами, наделенными руководящими полномочиями (§ A21 — A23), дополняется следующими аспектами.

  • Если о неисправленных искажениях уже было сообщено лицам, наделенным руководящими полномочиями, в зону ответственности которых входят управленческие функции, нет необходимости повторно сообщать о них этим же должностным лицам. Тем не менее аудитор должен убедиться в том, что общение с должностными лицами в полной мере проинформировало всех тех должностных лиц, об уровне управленческого потенциала которых, возможно, будет подниматься вопрос аудитором.
  • При наличии большого числа отдельных неисправленных несущественных искажений аудитор может сообщить о количестве и общем влиянии (в денежном выражении) неисправленных искажений, а не детали каждого отдельного неисправленного искажения.
  • МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицом, наделенным руководящими полномочиями» предписывает аудитору взаимодействовать с должностными лицами через письменные запросы. Аудитор вправе обсудить с должностными лицами причины и последствия неисправления искажений, принимая во внимание размер и характер искажений, выявленных в конкретных условиях, а также возможные последствия в последующей финансовой отчетности.

Письменные пояснения (§ A24). Потому как подготовка финансовой отчетности требует от руководства и иных должностных лиц выверять финансовые отчеты для исправления искажений, аудитору необходимо запрашивать у них представление письменного пояснения по вопросам неисправленных искажений. При некоторых условиях руководство и иные должностные лица могут не считать некоторые из неисправленных искажений искажениями. По этой причине они вправе добавить к своим письменным пояснениям такие слова, как: «Мы не согласны, что пункт… и… представляют собой искажения, так как [описание причин]». Получение подобного пояснения, тем не менее, не освобождает аудитора от необходимости сделать вывод о влиянии неисправленных ошибок.

Документация (§ A25). Аудиторское документальное обоснование неисправленных искажений может принимать во внимание:

  • рассмотрение совокупного влияния неисправленных искажений;
  • оценку уровня существенности или уровня отдельных групп финансовых операций, финансовой отчетности или в иных формах раскрытия информации, если что-либо было превышено;
  • оценку влияния неисправленных искажений на ключевые показатели или тенденции, а также соответствие правовым, нормативным и договорным требованиям (например, долговым обязательствам).

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что МСА 450 имеет большое значение как один из инструментов аудита, позволяющий существенно повысить его качество.

Авторы надеются, что данная публикация стандарта на русском языке сделает его более доступным для всех пользователей и будет являться стимулом к повсеместному применению и выполнению его требований, а также внесет свой вклад в процесс сближения национальных и международных стандартов.

Список литературы

  1. Жданова И.Ф. Новый англо-русский экономический словарь. М.: Дрофа; Русский язык — Медиа, 2007.
  2. Мамедова Т.А. Англо-русский экономический словарь. Ростов-на-Дону: МарТ, 2007.
  3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
  4. Справочник по международному контролю качества, аудиту, обзору, выражению уверенности, а также мнения при сопутствующих услугах (ч. 1). Международная федерация бухгалтеров, 2010.
  5. Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. М.: Экономист, 2007. 256 с.
  6. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудиторской деятельности: Учебник. М.: Экономист, 2008. 394 с.
  7. http://www.auditruss.ru.
  8. http://www.ifac.org.
  9. http://lingvopro.abbyyonline.com.
  10. http://www.1.minfin.ru.
  11. http://www.mosbuhuslugi.ru.
  12. http://www.multitran.ru.

А.Е.Суглобов

Д. э. н.,

профессор,

начальник кафедры

экономического анализа,

финансов и статистики

Московский университет МВД России,

заслуженный экономист РФ

Д.М.Пименов

Соискатель кафедры

экономического анализа,

финансов и статистики

Московский университет МВД России

Сборник материалов конференции

Издательство

Российский университет дружбы народов (РУДН)

Организации

  • 1 Российский университет дружбы народов

Ключевые слова

international standards of audit; an estimation of distortions; МСА; международные стандарты аудита; МСА 450; оценка искажений; МSА; МSА 450

Дата изменения

20.10.2018

Постоянная ссылка




https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/12371/

Другие записи

Актуальные проблемы современного международного права : материалы XV Международного конгресса «Блищенковские чтения» : в 3 ч. Москва, 22 апреля 2017 г. Ч. 1.

РУДН.

С. 158-164

Современные проблемы международного космического и воздушного права.

Российский университет дружбы народов (РУДН).

С. 110-119

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мса 240 мошенничество и ошибки
  • Мрт ошибки диагностики отзывы
  • Мрт ошибка диагноза отзывы
  • Мрачное настроение может вызвать туман ошибка
  • Мр250 ошибка е05