Мы видели маленького колибри исправить ошибку

Ru-edu
Ru-edu

Найдите ошибку в употреблении форм имен существительных и исправьте их : Мой друг скоро выздоровит. Не порти, пожалуйста стол. Мы видели ма

Home/ russkii yazyk/Найдите ошибку в употреблении форм имен существительных и исправьте их : Мой друг скоро выздоровит. Не порти, пожалуйста стол. Мы видели ма

Найдите ошибку в употреблении форм имен существительных и исправьте их : Мой друг скоро выздоровит. Не порти, пожалуйста стол. Мы видели ма

Question

Найдите ошибку в употреблении форм имен существительных и исправьте их : Мой друг скоро выздоровит. Не порти, пожалуйста стол. Мы видели маленького колибри.

in progress
0

russkii yazyk
Lydia

3 месяца
2022-08-11T02:31:50+00:00
2022-08-11T02:31:50+00:00 1 Answers
0 views
0

Answers ( No )

  1. Samantha

    Ответ:

    Мой друг скоро выздоровЕЕт.

    Не порть, пожалуйста, стол.

    Мы видели маленькую колибри.

    (хотя “колибри” в некоторых словарях относится и к муж. роду)

Leave an answer

Lydia

Lydia

а)
Мы подвели черту и поставили точку в
этом деле. Вы не пришли сегодня и очень
подвели меня.

б)
Передайте мне соль, суп совсем несоленый.
Здесь должна звучать нота соль.

в)
Гуляя по лесу, мы набрели на ключ. Ключ
не подходил к этому замку.

г)
Ее большие глаза и маленькая ручка
вызывали восхищение.Этот чемодан без
ручки.

д)
Последний осенний лист дрожал на березе.У
меня остался последний лист бумаги.

4.
Порядок выполнения задания:

5.
Контрольные вопросы
:

1.Нормы
словоупотребления.

2.Употребление
паронимов, синонимов, омонимов,
многозначных слов.

3.Неологизмы,
устаревшие слова, диалектизмы и
жаргонизмы.

4.Фразеологические
обороты. Речевые ошибки при употреблении
фразеологических оборотов.

5.Речевая
избыточность: плеоназм, тавтология.

6.
Отчет:

7.
8)
Информационные источники

ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ № 7

Тема
«
Особенности
русской морфологической нормы».

1.
Цель занятия
:вырабатывать
умение находить и исправлять нарушение
морфологических норм.

2.
Краткие теоретические сведения:

3.Практическая
часть:

1.Задание.
В следующих предложениях найдите ошибки
в употреблении форм имен существительных
и исправьте их:

а)
Я вымыла голову хорошейшампунью.

б)
Окна были занавешены тонкой тюлью.

в)
Он уронил свой пенсне.

г)
Она высказала мне свои недовольства.

д)
В моей авторучке было красное чернило.

e)
У нее не было ни чулок, ни носок.

з)
Сегодня у меня совершенно нет время.

и)
В зоопарке мы видели необыкновенноешимпанзе,

к)
Окно было закрыто красивымжалюзем.

л)
Мы видели маленького колибри.

2.Задание.Найдите
ошибки в употреблении форм прилагательных
и исправьте их.

а)
На этих соревнованиях он был самым
сильнейшим.

б)
Наиболее худшие игроки были удалены с
поля.

в)
Эта книга более интереснее, чем та.

г)
Это был самый наипрекраснейший день в
моей жизни.

д)
Эта блузка более красивее и оригинальна,
чем все остальные.

e)
Этот путь более ближе, чем тот.

ё)
Вчера
я посмотрел более интереснейший фильм.

ж)
На уроках я стал более внимательнее.

з)
Эти книги увлекательны и интересные.

3.
Задание.Раскройте
скобки, запишите словами имена
числительные, обозначенные цифрами,
поставьте их в нужной форме:

а)
Нам навстречу шли (2
юноша,
3 девушка).

б)
Музей располагает (1050 картина).

в)
Мы работали над проектом (22
сутки).

г)
На занятия пришли (32 студенты).

д)
Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е)
У нас одновременно сломались (оба сани).

ё)
Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

ж)
Мы отметили (800-летие) Москвы.

з)
Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту,

и)
Вас ждут в (320 комната).

4.Задание.Найдите
ошибки в употреблении местоимений и
исправьте их.

а)
Больной попросил сестру принести себе
воды.

б)
Отец позвал к себе его сына.

в)
Я так за тобой соскучился.

г)
Друзья помогли мне в работе, и благодаря
ним я успел к сроку.

д)
Ихняя команда заняла первое место.

е)
Я изучил этот курс без никакой пользы
для себя.

5.Задание.Найдите
ошибки в употреблении местоимений и
исправьте их.

а)
Больной попросил сестру принести себе
воды.

б)
Отец позвал к себе его сына.

в)
Я так за тобой соскучился.

г)
Друзья помогли мне в работе, и благодаря
ним я успел к сроку.

д)
Ихняя команда заняла первое место.

е)
Я изучил этот курс без никакой пользы
для себя.

6.Задание.Найдите
ошибки в употреблении наречий и исправьте
их:

а)
Эта дорога поширше будет.

б)
Это решение гораздо простее, но оно
требовало более луч­ше подготовиться.

в)
Никто не делает это ловчее его.

г)
Этот заказ выполнили несколько получше
предыдущего.

д)
Это платье гораздо красивше того.

е)
Мы сходили туда зазря.

ё)
Он завсегда на завтрак ест яичницу.

7.Задание.
Раскройте скобки, выбирая нужный падеж.

а)
Благодаря (новые впечатления) я повеселел.

б)
Вопреки (предсказания) я вышел из этой
ситуации побе­дителем.

в)
Не надо тосковать по (несбыточные мечты).

г)
Он соскучился по (свой дядя).

д)
По (окончание школы) он пошел учиться
дальше.

е)
По (прибытие) на место мы пошли осматривать
окрестности.

ж)
Согласно (мой план), мы должны были ехать
дальше.

з)
Мы
будем действовать наперекор (все
трудности).

и)
Он вернется по (завершение) работы.

4.
Порядок выполнения задания:

5.
Контрольные вопросы
:

1.Тенденции
развития морфологических норм.
2.Употребление
существительных, имеющих колебания в
роде, числе и падеже.

3.Склонение
иностранных фамилий и имен. 
4.
Морфологические
нормы имён прилагательных.

5.
Морфологические
нормы имён числительных.

6.Морфологические
нормы наречий.

7.Морфологические
нормы глаголов.

6.
Отчет:

7.
Список литературы:

ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ № 8

Тема
«Морфологические нормы и морфологические
речевые ошибки.

1.
Цель занятия
:проверить
умение видеть нарушение морфологической
нормы в образовании слов и исправлять
речевые ошибки в предложенных текстах.

2.
Краткие теоретические сведения:

  1. Практическая
    часть.

1.Задание.Выберите
и запишите правильный вариант.

1)
трое юношей, три девушки, трое студенток
;

2)
22 ножниц; 22 штуки
ножниц, 22 пары ножниц;

3)
Мы
купили стол с (три, тремя) стульями.

4)
В
цех приняли (двое, двух) новых работников.

2.Задание
.
Исправьте
ошибки в предложениях, отредактируйте
стиль.

1)
Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

2)
Я познакомился с ужасно красивой
девушкой.

3)
В институт я не пошла, так как была
заболевши.

4)Я
никогда не убежу тебя в этом.

3.Задание.Составьте
словосочетания « существительное +
прилагательное.

Кольраби,
салями, пенальти, авеню, бюро, желе,
пальто, рагу, филе, фойе, спагетти., тюль,
кофе,
шампунь, мозоль ,Онтарио,
кенгуру.

4.Задание.Найдите
ошибки в употреблении предлогов с
падежными формами и исправьте их.
Запишите правильные варианты.

1.Он
шёл наперекор судьбы.

2.Благодаря
дождю наша прогулка не состоялась.

3.Мы
вышли навстречу победителей олимпиады.

4.Вопреки
ожидания он произвёл благоприятное
впечатление.

5.Задание.Слова
и словосочетания из скобок поставьте
в нужном падеже.

1.Для
(улучшение)качества строительства
важное значение имеет
широкоераспространение(научные
достижения и передовой технический
опыт)

2.
Особое внимание в журналах уделяется
(материалы), в которых рассказывается
о достижениях науки и практики в деле
улучшения качества строительства.

3
Особый интерес для специалистов
представляют материалы, которые
рассказывают

(
строительство жилых и гражданских
зданий. )

6.Задание.У
глаголов
победить,
убедить, очутиться, дерзить, приютиться,
шелестеть 1-е
лицо единственного числа не употребляется.
Замените такие глаголы близкими по
значению описательными формами.

Образец:
Я
(победить своего противника) – Я смогу
победить своего противника (я хочу
победить, я постараюсь победить).

1.
Я (убедить) вас в правильности моих
взглядов.

2.Если
я не сдам экзамена, то (очутиться) в
неприятном положении.

3.
Я обязательно (убедить) вас в достоверности
приводимых мной фактов .

Соседние файлы в папке Весь семестр РЯ и КР

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема 13, 14. Грамматические нормы. Практическое занятие № 12, 13

Цель: овладеть грамматическими нормами, вызывающими затруднения у говорящих на русском языке.

План

  1. Дайте определение, что такое главные члены предложения, второстепенные члены предложения, пунктуация, синтаксис, словосочетание.
  2. Заполните клетки кроссворда:

По горизонтали: 3. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. 5. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? И обозначает признак предмета. 6. Разговор двух или нескольких лиц. 7. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. 8. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. 9. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 10. Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже?

По вертикали: 1. Главный член предложения. 2. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 4. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

  1. Рассказать о категории рода имени существительного:

а) несклоняемые существительные иноязычного происхождения;

б) род русских несклоняемых существительных;

в) обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию.

Рассказать о категории числа рода существительного.

  1. Просклоняйте, в тех случаях, когда это возможно, имена и фамилии.

Эрих-Мария Ремарк, Борис Пастернак, Ясунари Кавабата, МирейМатье, Тарас Шевченко, Элизабет Тейлор.

  1. Составьте текст (рассказ), добавив к предложенным существительным прилагательные в единственном числе.

МГУ, боржоми, авеню, кофе, кольраби, иваси, меню, фойе, леди, такси, пари.

  1. Откройте скобки и запишите словосочетания с данными словами.

Образец: Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелости) – восторгаться его смелостью, преклоняться перед его смелостью, удивляться его смелости.

  1. Усваивать, овладевать (язык). 2. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 3. Опираться, основываться, базироваться (новые изыскания). 4. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход операции). 5. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).
  1. Для следующих слов образуйте, где это допустимо, соответствующие существительные женского рода:

Учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

  1. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

а) Я вымыла голову хорошей шампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

д) В моей авторучке было красное чернило.

е) Редактора исправили текст.

ж) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе.

к) Окно было закрыто красивым жалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

м) В таборе было много цыганов.

н) На вешалке висело несколько полотенцев.

о) На завтрак бабушка напекла много оладьев.

п) На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

9. Определите род следующих существительных:

Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль.

10. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование):

1. Менеджер модного салона Ирина Васильевна … по радио. а) выступил, б) выступила.

2. В нашей фирме работает … программист Ольга Субботина. а) хорошая, б) хороший.

3. Президент кинофестиваля Лидия Федосеева-Шукшина… артистам Гран-при. а) вручил, б) вручила.

4. Москву … госсекретарь США Мадлен Олбрайт. а) вручил, б) вручила.

5. Произведения молодых прозаиков опубликованы в … роман-газете. а) новой, б) новом.

6. В этом году… музей-квартира академика Дмитрия Лихачева. а) открылся, б) открылась. 7. Студентов пригласили на … вечер-встречу с ветеранами войны. а) торжественную, б) торжественный. 8. Газета «Санкт-Петербургские ведомости»… о повышении курса рубля. а) сообщили, б) сообщила. 9. … Сочи привлекает всех туристов. а) солнечное, б) солнечный, в) солнечные.

11. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющие понимание.

1. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 3. Кинофильм был отмечен прессой восторженными откликами. 4. Нельзя было ограничиваться принятыми решениями. 5. Повесть – итог сложных поисков автором своей творческой манеры. 6. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 7. Речь идет о понимании систем демократии автора и ее догматизации политиков.
12. Просклоняйте следующие целые числительные (по образцу):

От 5 до 20 и 30 От 50 до 80 От 500 до 900 200 300 400 40 90 100
И.п. пять
Р.п. пяти
Д.п. пяти
В.п. пять
Т.п. пятью
П.п. (о) пяти

13. Какими признаками характеризуется имя числительное? Назовите разряды числительных по значению и по составу.

14. Просклоняйте следующие словосочетания:

Полтора яблок, полторы груши, полтораста километров, оба приятеля, обе подруги, пятеро ребят, две пятых, 567 километров, 2340 килограммов, 20,7 секунды.

15. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме:

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушки).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ж) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

з) Мы отметили (800-летие) Москвы.

и) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту.

к) Вас ждут в (320 комната).

16. Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их.

а) Мы пригласили в гости обоих подруг.

б) Трое девочек играли в мячик.

в) Под окнами стояли четверо машин.

г) Грузовики стояли у обоих ворот.

д) Мне нужны двое ножниц.

е) Обоим студенткам поставили пятерки.

ж) В институте учится около двести человек.

з) Занятие будет в триста пятнадцатой аудитории.

и) Поезд пришел через 20, 5 секунд.

к) Он пробежал двестиметровую дистанцию.

17. Какими признаками характеризуется местоимение как часть речи? Назовите разряды местоимений и охарактеризуйте каждый из них (таблица).

18. Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) В библиотеке размещались шкафы с книгами. Их было всего восемь.

в) Отец позвал к себе его сына.

г) Я так за тобой соскучился.

д) Вся молодежь пришла на этот праздник. Они веселились до утра.

е) В прихожей висело зеркало, а напротив его висела картина.

ж) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

з) В этом фильме любые актеры играли хорошо.

и) Он собирал на улице каждый хлам.

к) Мы смотрели спектакль в новом театре, и он показался нам очень необычным.

л) Ихняя команда заняла первое место.

м) Этот парень, он ведет себя вызывающе.

н) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

о) У всех создалось мнение таково, что это дело не стоило и начинать.

п) На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря.

ЗАПОМНИ: Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

Тема 15, 16. Стилистические нормы. Практическое занятие № 14, 15.

Цель: научить определять стилистическую окраску слов, стилистическую окраску текстов, уметь производить стилистическую правку текста.

План

  1. Что такое стиль языка?
  2. Что имеется под стилистической окраской?
  3. Найдите в предисловии любого толкового словаря и проанализируйте пометы, при помощи которых создается стилистическая (эмоциональная, оценочная и функциональная) характеристика лексики в толковом словаре.
  4. Приведите примеры слов, в значениях которых выделяется дополнительный стилистический компонент. Проверьте по словарю, правильно ли вы подобрали слова.
  5. Используя любой толковый словарь современного литературного языка, выберите по одному примеру на каждую стилистическую помету, принятую в данном словаре.
  6. Используя любой толковый словарь современного русского литературного языка, выберите по одному примеру на каждую эмоционально-оценочную помету, принятую в данном словаре.
  7. Определите, какая помета в современных толковых словарях характеризует следующие слова.

Заморыш, объедала, здоровяга, злющий, высоченный, каша (путаница, беспорядок), корова (о толстой, неуклюжей женщине), скулить (жаловаться).

  1. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы.

Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.

  1. Подберите синонимы к заимствованным словам. Определите, есть ли различия в сфере употребления этих слов?

Аллегория, амнистия, апатия, бартер, девальвация, демонстрировать, имидж, лаконичный, локальный, модернизировать, оптимальный, оптимистический.

  1. Определите значение приведенных жаргонизмов. Можно ли установить их происхождение? Как вы считаете, какие из них уже вошли в состав разговорной речи?

Глюк, дурь, беспредел, заморочка, кайф, напряг, отпад, темнить, прикид, расклад, разборка, совок, станок, тусовка.

  1. Определите стилистическую окраску текстов.
  1. Проблемы охраны окружающей среды традиционно относятся к области экологии. Однако биологическое происхождение экологии как науки накладывает определенный отпечаток на восприятие этого термина различными специалистами. В частности, широкая публика и специалисты немедицинского профиля включают в сферу экологических проблем и вопросы охраны здоровья человека. А медики, говоря об экологии, в первую очередь подразумевают влияние антропогенной деятельности на живую природу, отделяя его от медицинских проблем охраны окружающей среды: эти проблемы в отечественной медицинской науке традиционно выделены в особый раздел, называемый гигиеной, которая занимается средой обитания человека, то есть условиями его труда, быта и отдыха.
  2. Аллергию называют болезнью цивилизации. В странах с высоким уровнем развития промышленности аллергические заболевания являются социальной проблемой, поражая до четверти и более населения. В окружающей среде имеются разнообразные факторы, способные вызвать это заболевание. Аллергенами могут быть как простые вещества в виде отдельных химических элементов (йод, хлор, хром, никель, кобальт), так и сложные белковые комплексы в соединении с химическими веществами. Вирусы, микробы, грибки и продукты их жизнедеятельности, пыльца растений, клещи, слюна, шерсть животных, пылевые, лекарственные и другие аллергены способны активно воздействовать на организм человека. Установлена связь аллергии и нарушения иммунной системы.
  3. Автору принадлежит право: на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно); на неприкосновенность произведения: на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе. Ставки авторского вознаграждения устанавливаются законодательством.
  1. Подберите фрагменты текстов с использованием диалектизмов, жаргонизмов, просторечной лексики.
  2. Подберите фрагменты текстов с использованием разговорной лексики.
  3. Подберите фрагменты публицистических текстов.
  4. Подберите фрагменты официально-деловых текстов.
  5. Подберите фрагменты научных текстов.
  6. Прочитайте следующие примеры из газет. Найдите в них просторечные и жаргонные слова и выражения. Произведите стилистическую правку текстов.
  1. Выступающие «наехали» на церковь. Судя по всему, коммерсанты устраняли конкурентов, либо «крыши» выясняли отношения между собой. На этот раз передел идет в сфере охранного бизнеса, или, как его еще называют, на» рынке крышевания». По информации наших источников, очередные « медвежьи разборки» обусловлены приближающимися выборами в Заксобрание. Соратники пытались «перевести стрелки» на Алексея Маликова по кличке Медик. 2. Почему на Западе полицейские не берут на лапу в массовом порядке? 3. Партизанский отряд поголовно дрыхнет и без единого выстрела покорно бредет в загон для скота. 4. В течение многих десятилетий пропаганда вдалбливала в головы, что 7 ноября – главный праздник страны. 5. Половину поручений президента замордовали в кабинете правительства. 6. Был человек на белом коне, авторитетные бизнесмены с ним ручкались, нефтяные магнаты на прием напрашивались, а теперь – загнали в крысиную нору. 7. Народ грустно вздохнул и стал планировать, куда слинять из Питера на время юбилейной декады.
  1. Писать красиво, даже чересчур красиво, ярко, даже чересчур ярко – этого сейчас не умеет только ленивый. Это можно «сделать». Что нельзя подделать, так это совести слов.

Очень худой симптом – то, что делается с русским языком, и притом как раз на фоне известного подъема литературной культуры. Глухота к языку сплошь и рядом выступает в соседстве с языковой изысканностью. На русском языке пишут так, словно это мертвый язык, носитель которого умер столетия или тысячелетия назад.

С. Аверинцев. Надежды и тревоги.

Какие черты публицистического стиля обнаруживаются в тексте? В каких словах и выражениях отражается авторская позиция? Напишите сочинение в жанре рецензии, где проиллюстрируйте идею этого текста анализом какого-либо факта небрежного отношения к языку.

ПАМЯТКА! Рецензия — (лат. recensio — рассмотрение)– отзыв, разбор произведения, жанр литературной критики и газетно-журнальной публицистики. В рецензии обычно дается библиографическое описание, краткая информация о содержании, проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения

Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от ahmedovamailya1

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    Олеся9006

    3) маленький колибри

    4) в полутораста метрах

  2. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    fffgghhgffghhk

    А мне кажется Стал немного сильнейше неправильно правильно стал немного сильнее

Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?

Найди верный ответ

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 3 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать?

Задай вопрос

Все науки

Русский яз.

Литература

Математика

Алгебра

Геометрия

Английский яз.

Немецкий яз.

Українська мова

Українська література

Беларуская мова

Қазақ тiлi

Французский яз.

Кыргыз тили

Оʻzbek tili

Биология

Химия

Физика

История

Окружающий мир

Обществознание

ОБЖ

География

Информатика

Экономика

Музыка

Право

МХК

Психология

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.

  • Сайт
  • Главная страница
  • Напиши свой вопрос
  • Кабинет
  • Вход в личный кабинет
  • Регистрация на сайте

👋 Привет Лёва
Середнячок

40/250

Задать вопрос

132801

+10

Решено

2 года назад

Русский язык

5 — 9 классы

найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. запишите правильный вариант ответа слова (слов).
1. маленькое колибри.
2. с обоями братьями
3. нет времени.
4. белая тюль.

Смотреть ответ

2

Ответ

3
(2 оценки)

1

frashkrash

frashkrash
2 года назад

Светило науки — 31 ответ — 0 раз оказано помощи

Ответ:

1 неправильно

Объяснение:

(2 оценки)

Ответ

5
(1 оценка)

1

Chert1k

Chert1k
2 года назад

Светило науки — 13 ответов — 0 раз оказано помощи

Маленький колибри

С двоими братьями

Нету времени

Белый тюль

(1 оценка)

https://vashotvet.com/task/12281975

1) в каком случае в форме слова допущена ошибка : с обоими девочками, маленький колибри, более строгий, в две тысячи третьем году.

2) какое слово образовано приставочным способом : беспечный, подкладка, настой, нечестный.

Вы зашли на страницу вопроса 1) в каком случае в форме слова допущена ошибка : с обоими девочками, маленький колибри, более строгий, в две тысячи третьем году?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Практическое
занятие № 7( 2 модуль)

Тема
«
Особенности
русской морфологической нормы».

Цель
:вырабатывать умение находить и исправлять
нарушение морфологических норм.

План

1.Теоретическая
часть.

1.Тенденции
развития морфологических норм.
2.Употребление
существительных, имеющих колебания в
роде, числе и падеже.

3.Склонение
иностранных фамилий и имен. 
4.
Морфологические
нормы имён прилагательных.

5.
Морфологические
нормы имён числительных.

6.Морфологические
нормы наречий.

7.Морфологические
нормы глаголов.

2.Практическая
часть.

1.Задание.
В следующих предложениях найдите ошибки
в употреблении форм имен существительных
и исправьте их:

а)
Я вымыла голову хорошейшампунью.

б)
Окна были занавешены тонкой тюлью.

в)
Он уронил свой пенсне.

г)
Она высказала мне свои недовольства.

д)
В моей авторучке было красное чернило.

e)
У нее не было ни чулок, ни носок.

з)
Сегодня у меня совершенно нет время.

и)
В зоопарке мы видели необыкновенноешимпанзе,

к)
Окно было закрыто красивымжалюзем.

л)
Мы видели маленького колибри.

2.Задание.Найдите
ошибки в употреблении форм прилагательных
и исправьте их.

а)
На этих соревнованиях он был самым
сильнейшим.

б)
Наиболее худшие игроки были удалены с
поля.

в)
Эта книга более интереснее, чем та.

г)
Это был самый наипрекраснейший день в
моей жизни.

д)
Эта блузка более красивее и оригинальна,
чем все остальные.

e)
Этот путь более ближе, чем тот.

ё)
Вчера
я посмотрел более интереснейший фильм.

ж)
На уроках я стал более внимательнее.

з)
Эти книги увлекательны и интересные.

3.
Задание.Раскройте
скобки, запишите словами имена
числительные, обозначенные цифрами,
поставьте их в нужной форме:

а)
Нам навстречу шли (2
юноша,
3 девушка).

б)
Музей располагает (1050 картина).

в)
Мы работали над проектом (22
сутки).

г)
На занятия пришли (32 студенты).

д)
Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е)
У нас одновременно сломались (оба сани).

ё)
Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

ж)
Мы отметили (800-летие) Москвы.

з)
Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту,

и)
Вас ждут в (320 комната).

4.Задание.Найдите
ошибки в употреблении местоимений и
исправьте их.

а)
Больной попросил сестру принести себе
воды.

б)
Отец позвал к себе его сына.

в)
Я так за тобой соскучился.

г)
Друзья помогли мне в работе, и благодаря
ним я успел к сроку.

д)
Ихняя команда заняла первое место.

е)
Я изучил этот курс без никакой пользы
для себя.

5.Задание.Найдите
ошибки в употреблении местоимений и
исправьте их.

а)
Больной попросил сестру принести себе
воды.

б)
Отец позвал к себе его сына.

в)
Я так за тобой соскучился.

г)
Друзья помогли мне в работе, и благодаря
ним я успел к сроку.

д)
Ихняя команда заняла первое место.

е)
Я изучил этот курс без никакой пользы
для себя.

6.Задание.Найдите
ошибки в употреблении наречий и исправьте
их:

а)
Эта дорога поширше будет.

б)
Это решение гораздо простее, но оно
требовало более луч­ше подготовиться.

в)
Никто не делает это ловчее его.

г)
Этот заказ выполнили несколько получше
предыдущего.

д)
Это платье гораздо красивше того.

е)
Мы сходили туда зазря.

ё)
Он завсегда на завтрак ест яичницу.

7.Задание.
Раскройте скобки, выбирая нужный падеж.

а)
Благодаря (новые впечатления) я повеселел.

б)
Вопреки (предсказания) я вышел из этой
ситуации побе­дителем.

в)
Не надо тосковать по (несбыточные мечты).

г)
Он соскучился по (свой дядя).

д)
По (окончание школы) он пошел учиться
дальше.

е)
По (прибытие) на место мы пошли осматривать
окрестности.

ж)
Согласно (мой план), мы должны были ехать
дальше.

з)
Мы
будем действовать наперекор (все
трудности).

и)
Он вернется по (завершение) работы.

КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  1. Культура
    речи как наука и учебная дисциплина:
    цели и задачи, связь с другими науками.

  2. Культура
    речи как совокупность ее качеств.
    Условия успешного общения.

  3. Современная
    теоретическая концепция культуры речи
    как совокупность нормативного,
    коммуникативного и этического аспектов.

  4. Язык
    как знаковая система. Язык и речь. Формы
    речи.

  5. Функции
    языка как отражение его связи с мышлением
    носителя языка, а также с обществом,
    его историей и культурой.

  6. Русский
    язык как язык русской нации, история
    его формирования, его официальные
    статусы и роль в мировом сообществе.

  7. Формы
    общенародного языка. Литературный язык
    как нормированная и кодифицированная
    форма национального языка.

  8. Языковая
    норма, ее роль в становлении и
    функционировании литературного языка.

  9. Типы
    норм. Речевые ошибки.

  10. Понятие
    о кодификации. Типы ортологических
    словарей и принципы работы с ними.

  11. Понятие
    о речевом этикете, условия выбора
    этикетной формулы, своеобразие русского
    речевого этикета.

  12. Речевое
    взаимодействие: структура, единицы и
    средства (вербальные и невербальные)
    общения.

  13. Виды
    речевой деятельности. Основные
    направления совершенствования чтения,
    говорения, слушания, письма (один из
    видов речевой деятельности по выбору
    студента).

  14. Виды
    стилистической окраски.

  15. Функциональные
    стили современного русского литературного
    языка: принципы выделение стилей,
    взаимодействие функциональных стилей.

  16. Научный
    стиль речи: общие особенности и языковое
    своеобразие. Специфика использования
    элементов различных языковых уровней
    в научной речи, речевые нормы научной
    и учебной сфер деятельности.

  17. Основные
    подстили и жанры научного стиля;
    специфика реферата, аннотации, тезисов,
    сообщения и других жанров учебно-научной
    сферы (2 жанра на выбор студента).

  18. Официально-деловой
    стиль: сфера функционирования,
    коммуникативные задачи, особенности,
    подстили. Языковые формулы официальных
    документов.

  19. Типы
    документов, приемы унификации языка
    служебных документов. Правила оформления
    документации различных групп (на выбор
    студента – организационно-распорядительные,
    инструктивно-методические, частные,
    информационно-справочные документы).

  20. Устные
    жанры делового общения: композиция,
    специфика организации и проведения
    деловых бесед, переговоров, телефонного
    разговора, совещаний, собраний (1 жанр
    на выбор студента), итоговые документы.

  21. Коммуникативные
    задачи, сфера функционирования и общие
    особенности публицистического стиля.

  22. Языковые
    особенности публицистического текста,
    приемы выразительности, тропы и фигуры
    речи.

  23. Языковое
    своеобразие разных средств массовой
    информации: радио, телевидения, печати.

  24. Газетные
    жанры: информационные, аналитические,
    художественно-публицистические;
    подробная характеристика статьи,
    заметки, репортажа (один из жанров на
    выбор студента).

  25. Особенности
    устной публичной речи: этапы подготовки
    публичного выступления, оратор и
    аудитория, приемы ораторского искусства.

  26. Типы
    речей; композиционные особенности
    презентационной или агитационной речи
    (на выбор студента).

  27. Разговорная
    речь в системе функциональных
    разновидностей русского литературного
    языка: условия функционирования
    разговорной речи, роль внеязыковых
    факторов.

  28. Художественный
    стиль в системе функциональных стилей.

  29. Рекламный
    текст в деловом и публицистическом
    стилях. Специфика языка и стиля рекламного
    сообщения.

  30. Искусство
    спора, организация споров, правила
    спора, уловки в споре.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК

Соседние файлы в папке модуль 2 ( лекция3-4),пр.з.6-9

  • #

    27.04.201514.17 Кб15~WRL0959.tmp

  • #

    27.04.201546.59 Кб15~WRL2763.tmp

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые)
вариант(ы) предложения(-ий).
1) Мы ушли в лес вопреки словам родителей.
2) Девочка всегда грустна и печальная.
3) Переплывая реку, мы видели маленьких рыбок.
4) Согласно прогноза погоды завтра будет снег.​

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Задание 1.
Определите род несклоняемых существительных
иноязычного происхождения. Составьте
с ними словосочетания, используя
определения, данные в скобках.

Колибри (крошечный),
пони (маленький), кули (забавный), кенгуру
(австралийский), марабу (африканский),
кашне (шерстяной), шампунь (детский),
тюль (красивый), вуаль (тонкий), иваси
(дальневосточный), цеце (африканский),
киви (спелый), манго (вкусный), салями
(финский), брокколи (свежий), шоссе
(асфальтированный), пенсне (свой), рояль
(белый), жалюзи (голубой), сулугуни
(выдержанный), пенальти (назначенный),
коммюнике (совместный), суфле (белый),
эскимо (шоколадный), сирокко (прохладный),
эсперанто (трудный), кофе (турецкий),
адажио (веселый), койне (городской), букле
(нарядный), галифе (военный), филе
(куриный), джерси (темный), толь
(водонепроницаемый), рантье (богатый),
маэстро (гениальный), визави (мой), протеже
(твой), инкогнито (свой), фрау (почтенный),
крупье (внимательный), мадемуазель
(очаровательный), Сочи (курортный), Баку
(солнечный), Онтарио (полноводный),
Замбези (широкий), Капри (далекий), Гоби
(безводный), Дели (шумный), Хоккайдо
(японский), Перу (жаркий).

Задание 2.
Расшифруйте данные аббревиатуры.
Определите их род. Каким принципом вы
руководствовались?

ООН__________________________________________________________

СОС__________________________________________________________

Загс___________________________________________________________

СПИД_________________________________________________________

НХЛ__________________________________________________________

БСЭ__________________________________________________________

МИД__________________________________________________________

МЧС__________________________________________________________

ЮАР__________________________________________________________

УПК__________________________________________________________

ДНК__________________________________________________________

ЕС____________________________________________________________

ЕЭС___________________________________________________________

ЕЭС___________________________________________________________

РОЭ___________________________________________________________

ПМЖ__________________________________________________________

Задание 3.
Образуйте форму именительного падежа
множественного числа от следующих имен
существительных, выделите окончания.

Ед.ч.
им.п.

Мн.ч.
им.п.

Ед.ч.
им.п.

Мн.ч.
им.п.

шофер

доктор

профессор

директор

бухгалтер

паспорт

мастер

крем

торт

инспектор

инженер

инструктор

договор

джемпер

порт

диспетчер

катер

сторож

Задание 4.
Образуйте формы родительного падежа
множественного числа следующих
существительных.

апельсины

яблоки

оладьи

помидоры

запястья

мандарины

килограммы

гектары

туфли

цыгане

места

басни

башкиры

деревни

облака

баклажаны

чулки

коррективы

носки

таджики

блюдца

грузины

ущелья

армяне

ботинки

донья

сумерки

кулуары

вафли

монголы

валеты

брелоки

Задание 5.
вставьте пропущенные буквы, расставьте
недостающие знаки препинания.

1.За домом Ожигиных
находился довольно большой сад
оканчивающ…йся рощицей заброше…ой и
заросш…й. (Т.). 2. Офицеры увидели
подъезжавшие к ним повозки. (Л.Т.). 3.
Дальние горы обве…ные синеватою мглою
реяли и , казалось, расплавлялись в
истоме. (Кор.). 4. Красивый, праздничный,
гордый Севастополь окруже…ый с одной
стороны желтыми дымящ…мися горами с
другой (ярко) син…м играющ…м на солнце
маремм виднелся на той стороне бухты.
(Л.Т.). 5. Он пр….ткрыл дверь и высунувшись
(не) соступая с порога достал откуда(то)
сверху мерзлую рыбину хорошего килограмма
на три налима. (Расп.).

Задание 6.
Раскройте скобки, запишите словами
имена числительные, обозначенные
цифрами, поставив их в нужной форме.

  1. Всего за полгода
    этим вопросом интересовались около
    (660 человек). 2. Нам на встречу шли (2 юноша,
    3 девушка). 3. (3 подруга) сидели в комнате.
    4. Музей располагает (105 картина). 5.
    Прилетел самолет с (445 пассажир) на
    борту. 6. Вас ждут в (520 комната). 7. У нас
    одновременно сломались (оба, сани).

Задание 7.
Найдите и исправьте ошибки в употреблении
местоимений.

  1. Отец позвал к себе
    его сына. 2. Мы смотрели спектакль в
    новом театре, и он показался нам
    необычным. 3. Это парень, он ведет себя
    вызывающе. 4. На судно пришло письмо, и
    скоро оно снялось с якоря. 5. В этом
    фильме любые актеры играли хорошо. 6. В
    прихожей стояло зеркало, а напротив
    его висела картина. 7. Внесены добавления
    в оба текста; они нуждаются в некоторых
    уточнениях. 8. Не бери ихние вещи. 9. Мать
    Оли, когда она заболела, стала очень
    нервной. 10. Хозяйка предложила жильцам
    пройти в свою комнату. 11. У ней лились
    слезы.

Задание 8.
Вставьте пропущенные буквы.

Гон…щиеся за
лисой собаки, колыш…щиеся воды, незнач…щая
встреча, бор…щийся герой, тяжело дыш..щий
зверь, кол…щие дрова крестьяне, скач…щий
конь, пол…щие сорняки дачники, кле…щие
игрушки дети, пыш…щее здоровьем лицо,
брезж…щий свет, стел…щийся дым,
стро…щийся дом.

Задание 9.
От данных глаголов образуйте формы 1
лица единственного числа. Укажите те
глаголы, которые не имеют отдельных
личных форм.

Дерзить________________
брызгать_________________

Клеймить_______________
тужить__________________

Плескать________________
рыскать_________________

Махать_________________
колыхать________________

Зиждиться______________
метать__________________

Лазить_________________
чтить_________________

Задание 10.
Раскройте скобки. Вставьте пропущенные
буквы. Расставьте знаки препинания.
Объясните слитно/раздельное написание
не/ни.

1. Истории известно
что в путешествии русские люди поистине
(н_) утомимы и (н_) устрашимы. 2. Испытанные
путешественники считают что земной шар
вовсе (н_) просторен и совсем (н_) велик.
3. Наши современники объезжают земной
шар (н_) более чем в (н_) сколько суток и
рассчитывая проникнуть совершенно (н_)
исследованные места без устали бороздят
(н_) кому (н_) знакомые моря и (н_) кем (н_)
виданные континенты бесстрашно проносятся
над (н_) приступной ледяной шапкой
Арктики. 4. Некоторым людям начинает
казаться что (н_) у полюсов (н_) в недрах
обожженной (н_) умолимым солнцем Африки
(н_) в каком-нибудь горном ущелье Тибета
ещё (н_) давно (н_) ведомом (н_) где науке
(н_) удастся найти (н_) каких особенных
тайн.

Задание 11.
Раскройте скобки, составьте словосочетания
с данными словами.

Аннотация
(монография), анонс (бенефис артиста),
беспокоиться (дочь), благодаря (друзья),
верить (слухи, успех), возразить (поездка
в горы, замечание учителя), договор
(сотрудничество, поставка новых книг),
заведующий (отдел), исполненный (энергия,
достоинство), исследование (космос,
развитие общества), комментарий (текст,
оппонент).

Задание 12.
Выберите правильные варианты, обращая
внимание на согласование подлежащего
и сказуемого.

1. Большинство
студентов нашей группы успешно (а)
защитило, б) защитили) курсовой проект.
2. Ещё один ряд предложений (а) возник,
б) возникли) у главного инженера. 3.
Меньшинство сотрудников все-таки (а)
проголосовало, б) проголосовали) против.
4. (а) Засеяно, б) засеяны) 120 гектаров. 5.
Несколько сотрудников (а) отказалось,
б) отказались) от сверхурочной работы.
6. Три заявления о приеме на работу (а)
лежали, б) лежало) на столе. 7. 32 человека
(а) работали, б) работало) на новом участке.
8. 141 депутат (а) участвовал, б) участвовали)
в работе сессии. 9. Тысяча человек (а)
отправилась, б) отправились) на
переподготовку. 10. (а) Прошло, б) прошли)
полтора часа. 11. (а) Новый, б) новая) эколог
города (а) выступил, б) выступила) с
заявлением.

Задание 13.
Определите, есть ли ошибки в данных
предложениях. Исправьте их.

1. Употребление
этих предложений и оборотов может быть
показано на наглядных примерах, взяв в
качестве иллюстрации образцы художественной
литературы. 2. Идя по лесу, дышалось легко
и свободно. 3. Поняв правило, решить
задачу легко. 4. Получив высокую оценку
на экзамене, он был счастлив. 5. Уезжая
из родного города, мне стало грустно.
6. Выполняя задание, студенты обращались
к словарям. 7. Читая это произведение,
чувствуешь ритм жизни.

Задание 14.
Исправьте ошибки в предложениях.

1. Он любил и
наслаждался классической музыкой. 2.
Созданы хорошие условия не только для
публикации, а также и внедрения научных
работ. 3. Студенты группы приняли на себя
следующие обязательства: ликвидация
академической задолженности; поднять
дисциплину в группе; соблюдать порядок
и чистоту в общежитии. 4. В соревнованиях
принимали участие представители разных
вузов города: строительный университет,
экономическая академия, железнодорожный
университет. 5. Их задача – координировать
и руководить всеми работами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема 13, 14. Грамматические нормы. Практическое занятие № 12, 13

Цель: овладеть грамматическими нормами, вызывающими затруднения у говорящих на русском языке.

План

  1. Дайте определение, что такое главные члены предложения, второстепенные члены предложения, пунктуация, синтаксис, словосочетание.
  2. Заполните клетки кроссворда:

По горизонтали: 3. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. 5. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? И обозначает признак предмета. 6. Разговор двух или нескольких лиц. 7. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. 8. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. 9. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 10. Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже?

По вертикали: 1. Главный член предложения. 2. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 4. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

  1. Рассказать о категории рода имени существительного:

а) несклоняемые существительные иноязычного происхождения;

б) род русских несклоняемых существительных;

в) обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию.

Рассказать о категории числа рода существительного.

  1. Просклоняйте, в тех случаях, когда это возможно, имена и фамилии.

Эрих-Мария Ремарк, Борис Пастернак, Ясунари Кавабата, МирейМатье, Тарас Шевченко, Элизабет Тейлор.

  1. Составьте текст (рассказ), добавив к предложенным существительным прилагательные в единственном числе.

МГУ, боржоми, авеню, кофе, кольраби, иваси, меню, фойе, леди, такси, пари.

  1. Откройте скобки и запишите словосочетания с данными словами.

Образец: Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелости) – восторгаться его смелостью, преклоняться перед его смелостью, удивляться его смелости.

  1. Усваивать, овладевать (язык). 2. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 3. Опираться, основываться, базироваться (новые изыскания). 4. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход операции). 5. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).
  1. Для следующих слов образуйте, где это допустимо, соответствующие существительные женского рода:

Учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

  1. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

а) Я вымыла голову хорошей шампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

д) В моей авторучке было красное чернило.

е) Редактора исправили текст.

ж) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе.

к) Окно было закрыто красивым жалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

м) В таборе было много цыганов.

н) На вешалке висело несколько полотенцев.

о) На завтрак бабушка напекла много оладьев.

п) На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

9. Определите род следующих существительных:

Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль.

10. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование):

1. Менеджер модного салона Ирина Васильевна … по радио. а) выступил, б) выступила.

2. В нашей фирме работает … программист Ольга Субботина. а) хорошая, б) хороший.

3. Президент кинофестиваля Лидия Федосеева-Шукшина… артистам Гран-при. а) вручил, б) вручила.

4. Москву … госсекретарь США Мадлен Олбрайт. а) вручил, б) вручила.

5. Произведения молодых прозаиков опубликованы в … роман-газете. а) новой, б) новом.

6. В этом году… музей-квартира академика Дмитрия Лихачева. а) открылся, б) открылась. 7. Студентов пригласили на … вечер-встречу с ветеранами войны. а) торжественную, б) торжественный. 8. Газета «Санкт-Петербургские ведомости»… о повышении курса рубля. а) сообщили, б) сообщила. 9. … Сочи привлекает всех туристов. а) солнечное, б) солнечный, в) солнечные.

11. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющие понимание.

1. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 3. Кинофильм был отмечен прессой восторженными откликами. 4. Нельзя было ограничиваться принятыми решениями. 5. Повесть – итог сложных поисков автором своей творческой манеры. 6. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 7. Речь идет о понимании систем демократии автора и ее догматизации политиков.
12. Просклоняйте следующие целые числительные (по образцу):

От 5 до 20 и 30 От 50 до 80 От 500 до 900 200 300 400 40 90 100
И.п. пять
Р.п. пяти
Д.п. пяти
В.п. пять
Т.п. пятью
П.п. (о) пяти

13. Какими признаками характеризуется имя числительное? Назовите разряды числительных по значению и по составу.

14. Просклоняйте следующие словосочетания:

Полтора яблок, полторы груши, полтораста километров, оба приятеля, обе подруги, пятеро ребят, две пятых, 567 километров, 2340 килограммов, 20,7 секунды.

15. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме:

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушки).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ж) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

з) Мы отметили (800-летие) Москвы.

и) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту.

к) Вас ждут в (320 комната).

16. Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их.

а) Мы пригласили в гости обоих подруг.

б) Трое девочек играли в мячик.

в) Под окнами стояли четверо машин.

г) Грузовики стояли у обоих ворот.

д) Мне нужны двое ножниц.

е) Обоим студенткам поставили пятерки.

ж) В институте учится около двести человек.

з) Занятие будет в триста пятнадцатой аудитории.

и) Поезд пришел через 20, 5 секунд.

к) Он пробежал двестиметровую дистанцию.

17. Какими признаками характеризуется местоимение как часть речи? Назовите разряды местоимений и охарактеризуйте каждый из них (таблица).

18. Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) В библиотеке размещались шкафы с книгами. Их было всего восемь.

в) Отец позвал к себе его сына.

г) Я так за тобой соскучился.

д) Вся молодежь пришла на этот праздник. Они веселились до утра.

е) В прихожей висело зеркало, а напротив его висела картина.

ж) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

з) В этом фильме любые актеры играли хорошо.

и) Он собирал на улице каждый хлам.

к) Мы смотрели спектакль в новом театре, и он показался нам очень необычным.

л) Ихняя команда заняла первое место.

м) Этот парень, он ведет себя вызывающе.

н) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

о) У всех создалось мнение таково, что это дело не стоило и начинать.

п) На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря.

ЗАПОМНИ: Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

Тема 15, 16. Стилистические нормы. Практическое занятие № 14, 15.

Цель: научить определять стилистическую окраску слов, стилистическую окраску текстов, уметь производить стилистическую правку текста.

План

  1. Что такое стиль языка?
  2. Что имеется под стилистической окраской?
  3. Найдите в предисловии любого толкового словаря и проанализируйте пометы, при помощи которых создается стилистическая (эмоциональная, оценочная и функциональная) характеристика лексики в толковом словаре.
  4. Приведите примеры слов, в значениях которых выделяется дополнительный стилистический компонент. Проверьте по словарю, правильно ли вы подобрали слова.
  5. Используя любой толковый словарь современного литературного языка, выберите по одному примеру на каждую стилистическую помету, принятую в данном словаре.
  6. Используя любой толковый словарь современного русского литературного языка, выберите по одному примеру на каждую эмоционально-оценочную помету, принятую в данном словаре.
  7. Определите, какая помета в современных толковых словарях характеризует следующие слова.

Заморыш, объедала, здоровяга, злющий, высоченный, каша (путаница, беспорядок), корова (о толстой, неуклюжей женщине), скулить (жаловаться).

  1. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы.

Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.

  1. Подберите синонимы к заимствованным словам. Определите, есть ли различия в сфере употребления этих слов?

Аллегория, амнистия, апатия, бартер, девальвация, демонстрировать, имидж, лаконичный, локальный, модернизировать, оптимальный, оптимистический.

  1. Определите значение приведенных жаргонизмов. Можно ли установить их происхождение? Как вы считаете, какие из них уже вошли в состав разговорной речи?

Глюк, дурь, беспредел, заморочка, кайф, напряг, отпад, темнить, прикид, расклад, разборка, совок, станок, тусовка.

  1. Определите стилистическую окраску текстов.
  1. Проблемы охраны окружающей среды традиционно относятся к области экологии. Однако биологическое происхождение экологии как науки накладывает определенный отпечаток на восприятие этого термина различными специалистами. В частности, широкая публика и специалисты немедицинского профиля включают в сферу экологических проблем и вопросы охраны здоровья человека. А медики, говоря об экологии, в первую очередь подразумевают влияние антропогенной деятельности на живую природу, отделяя его от медицинских проблем охраны окружающей среды: эти проблемы в отечественной медицинской науке традиционно выделены в особый раздел, называемый гигиеной, которая занимается средой обитания человека, то есть условиями его труда, быта и отдыха.
  2. Аллергию называют болезнью цивилизации. В странах с высоким уровнем развития промышленности аллергические заболевания являются социальной проблемой, поражая до четверти и более населения. В окружающей среде имеются разнообразные факторы, способные вызвать это заболевание. Аллергенами могут быть как простые вещества в виде отдельных химических элементов (йод, хлор, хром, никель, кобальт), так и сложные белковые комплексы в соединении с химическими веществами. Вирусы, микробы, грибки и продукты их жизнедеятельности, пыльца растений, клещи, слюна, шерсть животных, пылевые, лекарственные и другие аллергены способны активно воздействовать на организм человека. Установлена связь аллергии и нарушения иммунной системы.
  3. Автору принадлежит право: на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно); на неприкосновенность произведения: на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе. Ставки авторского вознаграждения устанавливаются законодательством.
  1. Подберите фрагменты текстов с использованием диалектизмов, жаргонизмов, просторечной лексики.
  2. Подберите фрагменты текстов с использованием разговорной лексики.
  3. Подберите фрагменты публицистических текстов.
  4. Подберите фрагменты официально-деловых текстов.
  5. Подберите фрагменты научных текстов.
  6. Прочитайте следующие примеры из газет. Найдите в них просторечные и жаргонные слова и выражения. Произведите стилистическую правку текстов.
  1. Выступающие «наехали» на церковь. Судя по всему, коммерсанты устраняли конкурентов, либо «крыши» выясняли отношения между собой. На этот раз передел идет в сфере охранного бизнеса, или, как его еще называют, на» рынке крышевания». По информации наших источников, очередные « медвежьи разборки» обусловлены приближающимися выборами в Заксобрание. Соратники пытались «перевести стрелки» на Алексея Маликова по кличке Медик. 2. Почему на Западе полицейские не берут на лапу в массовом порядке? 3. Партизанский отряд поголовно дрыхнет и без единого выстрела покорно бредет в загон для скота. 4. В течение многих десятилетий пропаганда вдалбливала в головы, что 7 ноября – главный праздник страны. 5. Половину поручений президента замордовали в кабинете правительства. 6. Был человек на белом коне, авторитетные бизнесмены с ним ручкались, нефтяные магнаты на прием напрашивались, а теперь – загнали в крысиную нору. 7. Народ грустно вздохнул и стал планировать, куда слинять из Питера на время юбилейной декады.
  1. Писать красиво, даже чересчур красиво, ярко, даже чересчур ярко – этого сейчас не умеет только ленивый. Это можно «сделать». Что нельзя подделать, так это совести слов.

Очень худой симптом – то, что делается с русским языком, и притом как раз на фоне известного подъема литературной культуры. Глухота к языку сплошь и рядом выступает в соседстве с языковой изысканностью. На русском языке пишут так, словно это мертвый язык, носитель которого умер столетия или тысячелетия назад.

С. Аверинцев. Надежды и тревоги.

Какие черты публицистического стиля обнаруживаются в тексте? В каких словах и выражениях отражается авторская позиция? Напишите сочинение в жанре рецензии, где проиллюстрируйте идею этого текста анализом какого-либо факта небрежного отношения к языку.

ПАМЯТКА! Рецензия — (лат. recensio — рассмотрение)– отзыв, разбор произведения, жанр литературной критики и газетно-журнальной публицистики. В рецензии обычно дается библиографическое описание, краткая информация о содержании, проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мысленно они думали о вторичной встрече ошибка
  • Мфц выдает ошибку
  • Мысленно думать ошибка
  • Мфу эпсон ошибка 000031
  • Мыльные арты ошибки