Мышечные ошибки при стрельбе




В






статье представлен анализ типичных ошибок, с которыми курсанты могут столкнуться в рамках служебной (специальной) подготовки при стрельбе из пистолета Макарова. Данные ошибки рассмотрены с учетом особенностей техники стрельбы и разделены на четыре группы: изготовка для стрельбы, хват оружия, прицеливание, спуск курка. Это позволяет своевременно выявлять и предотвращать недочеты стрельбы при проведении теоретических и практических учебных занятий.



Ключевые слова:



огневая подготовка, хват оружия, прицеливание, спуск курка, пистолет Макарова.

Актуальностью данной темы являются проблемы связанные с освоением оружия обучающимися ведомственных вузов, а в частности сложности при стрельбе из пистолета Макарова. Проблема заключается в том, что многие сотрудники не привыкли к стрельбе из подобного рода оружия: короткий ствол, нет приклада для удобства. Многие обучающиеся и действующие сотрудники уже встречались с другим видом вооружения — охотничьи ружья и другое вооружение, именно поэтому им гораздо удобней работать, допустим, с АК-74, чем с ПМ. Профессиональная подготовка специалистов для уголовно-исполнительной системы предполагает повышенное внимание к формированию у курсантов умений и навыков владения боевым оружием, что объясняется спецификой выполнения будущих служебных обязанностей. Поэтому стрельба является одним из основных предметов служебной (специальной) подготовки в ведомственных вузах ФСИН России. Как справедливо отмечается в научной и методической литературе, она не только способствует формированию воли, смелости и решительности, но и развивает выдержку, глазомер, меткость, настойчивость, внутреннюю собранность и внимательность, то есть необходимые физические и психологические качества.

Следует подчеркнуть, что в экстремальных ситуациях успех стрельбы решается в считанные доли секунды, в связи с этим четкое соблюдение положений при стрельбе, доведенное до автоматизма многократными тренировками и высокий уровень техники меткого выстрела в целом, будут иметь большое значение при отражении нападения противника.

Всем начинающим и профессиональным стрелкам известно, что техника стрельбы из пистолета состоит из следующих основных элементов: изготовка для стрельбы (положение для стрельбы), хват оружия (способ удержания оружия), прицеливание (способы прицеливания и задержки дыхания во время стрельбы), спуск курка (производство выстрела) [1]. Также справедливо об этом указывает И. М. Лаптев и А. М. Лысухин.

  1. Изготовка для стрельбы. Стрельба с двух рук

Изготовка для стрельбы имеет очень большое значение для стреляющего, учитываются физиологические особенности, психологические особенности сотрудников. По словам И. М. Лаптева и А. М. Лысухина изготовка представляет собой положение, принимаемое стрелком для ведения огня [2]. Следует определить, что оптимальная изготовка является главной гарантией системы «человек — оружие». Стоит отметить, что данная стабильность зависит от поверхности, на которой стоит стреляющий, состояния напряжения мускулатуры тела, то есть при рациональной изготовке человек может ощущать неудобство, физиологические трудности. Тремя основными элементами правильного положения для стреляющего являются: жесткость костного аппарата, расслабление мышц, естественная точка прицеливания. Необходимо отметить, что указанные ошибки, такие как неправильное положение ног, «скрученность» корпуса развиваются на первоначальном периоде обучения. Именно для этого сотрудникам (руководителям учебных стрельб) необходимо предупреждать данные явления. На практике известно, что ошибки на начальном уровне искоренять намного проще, чем перерабатывать устойчивое положение стрелка, выработанное со временем. Исходя из этого можно сделать вывод, что для решения данной проблемы необходимо чуткое руководство и личный пример руководителя учебных стрельб, индивидуальный подход.

  1. Хв

    ат

    (способ удержания пистолета в руке)

От хвата во многом зависит как результат выстрела, так и стабильность стрельбы в целом, поскольку однообразное удержание оружия в совокупности с однообразным прицеливанием ведет к снижению рассеивания пуль и, следовательно, повышению общего результата. По словам А. Н. Макарчука, В. В. Карояна, И. М. Лаптева, выработка однообразного правильного хвата в дальнейшем будет определять результаты стрельбы [3, c. 135]. Действительно, немаловажное значение в производстве правильного выстрела имеет однообразный хват. Для этого пистолет необходимо удерживать так, чтобы он не выпал из рук, то есть усилие мышц должно быть минимальным, но достаточным для удержания. В связи с этим существует практика стрельбы с «двух пальцев». Стоит отметить тот факт, что для каждого сотрудника необходимо подобрать свой хват. Для стрельбы с двух рук выделяют следующие виды удержания пистолета: поддержка свободной рукой стреляющей руки запястья, обхват рукоятки пистолета поверх стреляющей руки, поддержка стреляющей руки внизу.

При работе с обучающимися выделяют следующие виды проблем: низкий или мелкий хват. Данная проблема заключается в том, что пистолет лежит выступом рамки в разрезе большого и указательного пальца, а большой палец расположен на рукоятке пистолета и удален от спусковой скобы вниз. В результате этого пули уходят вверх, так как из-за отдачи и слабого упора в кисть руки пистолет запрокидывается вверх. Данная проблема связана с физиологическими особенностями каждого человека, а именно геометрии его руки и расположения пальцев при сжатии. Еще стоит обратить на то, что пистолет Макарова не является совершенным оружием и не обладает идеальной эргономикой.

Еще одной проблемой является чрезмерное зажимание пистолета. Эта ошибка очень часто связана с боязнью выстрела. Данная проблема заключается в том, что при сильном сжатии рукоятки пистолета у сотрудника появляется сильное напряжение в мышцах (тремор), в связи с этим проявляется низкая кучность боя. Также стоит отметить, что существует такая ошибка как: «чем крепче сжать оружие, тем стабильнее оно будет себя вести». Это не верное суждение и проявляется как предыдущее. Что касаемо хвата, следует отметить еще один недочет начинающих стрелков: сильное давление на затвор или рамку большим пальцем. Данная проблема будет проявляться в отклонении пуль фронтально влево или влево вверх, а при давлении мизинцем — вертикально вниз. При решении данной проблемы сотрудникам следует обратить внимание на тренировку взятия оружия в «сильную» руку, а именно правильное расположение пальцев и силу сжатия. По мнению ученых самая оптимальный хват для начинающих — двойной хват, его основная задача обеспечить максимальную устойчивость оружия.


3. Прицеливание

Под прицеливанием понимают совмещение на одной линии глаза стрелка, прорези прицела, мушки и точки прицеливания.

Рассматривая проблему прицеливания у сотрудников, стоит сказать, что выделяется два основных вида прицеливания: монокулярное и бинокулярное. При бинокулярном прицеливании у стрелка два глаза при наведении оружия на цель открыты. А монокулярное прицеливание представляет собой коррекцию оружия в цель одним глазом, в это же время второй закрыт. Выделяют плюсы и минусы данных видов прицеливания. Стоит отметить, что при монокулярном прицеливании острота зрения понижается на 20 %, а при бинокулярном зрении сотрудник видит происходящее вокруг него, помимо мушки с целиком и при этом острота зрения не понижается. Начинающим стрелкам рекомендуется использовать монокулярное зрение, так как бинокулярный способ является более сложным.

При прицеливании обучающиеся совершают следующие типы ошибок: «поиск десятки» — данная проблема связана с тем, что курсанты стараются лучше увидеть цель и в результате у этого у стрелка создается видимость, что он держит ровно мушку, однако контроль мишени потерян, в результате этого происходит угловое смещение пуль. Правильное прицеливание предполагает размытое видение мишени и четко сфокусированные мушку и целик. Следующая проблема — ожидание выстрела. Она заключается в том, что в момент плавного спуска курка обучаемый прогнозирует резкий хлопок, сокращение мышц, удар в плечо или кисти рук при выстреле. В результате этого происходит непроизвольное сокращение мышц, участвующих при удержании оружия. Происходит резкое нажатие на спусковой крючок, вследствие этого пуля смещается вертикально вниз. Для решения данной проблемы следует использовать ряд подготовительных упражнений, например обводить щит с мишенью держа в прорези мушку с целиком по часовой и против часовой. Следующая проблема называется «зацеливание», она заключается в том, что обучаемый длительное время наводится на мишень, в результате этого глаз устает, наступает пелена на глазу и эффективность выстрела уменьшается. Для решения этой проблемы необходимо отработать предыдущие и выполнять упражнение № 5 учебных стрельб, для скоростной стрельбы — это поможет быстро наводиться на мишень и производить выстрел.


4. Спуск курка

Спуск курка по своему удельному весу в производстве меткого выстрела занимает первостепенное значение и является определяющим показателем степени подготовленности стрелка. Все ошибки стрельбы возникают исключительно вследствие неправильного нажатия спускового крючка. Стоит отметить, что ошибки прицеливания хвата занимают не такое первостепенное значение как нажатие спускового крючка, так как при неправильном нажатии кучность будет намного больше, чем при неверном прицеливании.

Спуск курка является самым сложным элементом для освоения, требующим длительной и самой кропотливой работы. Рассматривая данный вопрос следует выделить ряд основных ошибок:

Технические причины — ошибки, связаны с браком оружия (большие зазоры и. т.д.) и уходом за ним.

Причины человеческого фактора — ошибки прежде всего связанные с психологическими и физиологическими особенностями.

Данные группы причин взаимосвязаны между собой и одна вытекает из другой. Однако существенное влияние на кучность стрельбы оказывают технические ошибки, так как человеческий фактор можно свести к минимуму, так как он в основном зависит от теоретических знаний, уровня подготовленности стрелка и его опыта. К основным техническим факторам можно отнести, например провал спускового крючка при срыве курка, который приводит к сокращению участвующих в удержании оружия мышц, и, как следствие, — к угловым отклонениям.

В связи с данной проблемой можно выделить ряд основных ошибок: неправильное направление усилия на спусковой крючок; неплавное нажатие на спусковой крючок; неплавное нажатие на спусковой крючок, ожидание выстрела.

Подводя итог, можно сказать, что большое значение имеет подготовка стрелка к ведению огня, которая представляет собой процесс, направленный на овладение техникой стрельбы: принятием исходного положения для производства выстрела с правильным и удобным для стреляющего расположением частей тела, положением туловища, постановкой рук, ног, хватом и удержанием оружия, общепринятыми способами управления дыханием, спуском, а также правильным прицеливанием. Для достижения высокой результативности в стрельбе, курсантам следует обращать внимание на характерные ошибки при стрельбе, так как производство меткого выстрела из пистолета требует от стреляющего четкого выполнения целого комплекса строго определенных, взаимосвязанных между собой действий.

Литература:

  1. Данилова С. И. Оружие: правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы: Учебно-практическое пособие. М.: ВНИИ МВД РФ, 2001. 264 с.
  2. Лаптев И. М., Лысухин А. М. Приемы и правила стрельбы из 9 мм пистолета Макарова: учебно-методическое пособие. — Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. –– 108 с.
  3. Макарчук А. Н., Кароян В. В., Лаптев И. М. Ошибки при стрельбе из пистолета Макарова: особенности хвата оружия и прицеливания / А. Н. Макарчук, В. В. Кароян, И. М. Лаптев // Вестник Кузбасского института. 2013. — № 4 (17). С. 135–139.

Основные термины (генерируются автоматически): спусковой крючок, спуск курка, стрельба, проблема, ошибка, пистолет Макарова, меткий выстрел, прицеливание, сотрудник, хват оружия.

Характерные ошибки при стрельбе

Различные ошибки при стрельбе могут вызвать одинаковое расположение пробоин относительно центра цели. Например, отклонение средней точки попадания вверх при достаточно кучном расположении пробоин возможно и при «крупной мушке», и при неправильном положении пистолета в руке стрелка. Рассеивание пуль больше допускаемой нормы вызывается ошибками в прицеливании или неустойчивым положением оружия в руке, дрожанием руки и т. п. Следовательно, чтобы выявить и устранить истинную ошибку при стрельбе, надо перебрать все возможные варианты.

Рассмотрим наиболее характерные ошибки, допускаемые при стрельбе, и способы их устранения.

Дерганье за спуск

Наибольшим злом является дерганье за спуск пистолета при выстреле. Это довольно частая ошибка, которую далеко не всегда замечает за собой сам стреляющий.

Очень часто во время упражнений в прицеливании и спуске курка обучаемый не делает ошибок, производит спуск курка плавно, не вызывая смещения наведенного пистолета. Но совсем иначе ведет себя стрелок при стрельбе боевым патроном. Испуг от резкого звука выстрела, желание использовать наиболее выгодный момент положения оружия, когда ровная мушка совпадает с точкой прицеливания, или стремление ускорить выстрел заставляют стрелка дергать за спуск пистолета. При этом пули, как правило, отклоняются влево вниз от центра цели.

Наиболее распространенный способ выявления дергания за спуск при выстреле — это подмешивание учебных патронов в магазин пистолета.

Возьмите три учебных патрона и пять боевых. Снарядите в магазин первым боевой патрон, отложите один боевой патрон для того, чтобы зарядить его последним. Остальные перемешайте и, не глядя, снарядите в магазин.

Выйдите на огневой рубеж и начните стрельбу, при этом внимательно наблюдайте за тем, как вы производите выстрел. Если спуск курка с боевого взвода вы делаете неправильно, то произойдет резкое, хорошо заметное смещение пистолета в тот момент, когда в патроннике окажется учебный патрон.

Выявить дерганье за спуск пистолета можно и простым наблюдением за стрелком во время стрельбы. Если стрелок дергает за спуск пистолета, то всегда будет заметно вздрагивание стрелка и резкое, необычное смещение пистолета при выстреле. Но насколько легко выявить этот недостаток, настолько трудно иногда бывает устранить его.

После выявления ошибки (дерганья за спуск) необходимо провести холостую тренировку по отработке плавного спуска любым из способов, указанных в главе № 2 (с гильзой на стволе или с бумажным колпачком на пальце). Хорошо делать холостую работу на огневом рубеже рядом со стреляющими или в непосредственной близости от стреляющих. Это необходимо, чтобы привыкнуть к резким звукам выстрелов и перестать реагировать вздрагиванием или рывком.

После достаточной холостой работы необходима стрельба по центру чистого листа бумаги или другой мишени, где не имеется резко заметной точки прицеливания. Достаточно одной-двух серий по 4 выстрела на дистанции 25 метров. Стрельба по центру листа позволяет получить хорошую кучность и наглядно убеждает в том, что правильный спуск курка и ровная мушка всегда обеспечивают удовлетворительный результат стрельбы.

Реакция на ожидаемый выстрел

Наиболее грубые ошибки, зачастую приводящие к далеким отрывам и промахам, вызваны реакцией организма на ожидаемый выстрел.

Отдача и громкий звук, которые сопровождают явление выстрела, вызывают определенный страх у стреляющего, в результате которого происходят судорожные сокращения различных групп мышц, приводящие к значительным отклонениям оружия от прицельного положения до момента вылета пули из канала ствола. Зачастую отклонение оружия начинается до момента срыва курка с боевого взвода либо приблизительно с началом его срыва.

Начинающему стрелку сложно увидеть свои ошибки. Хотя это возможно, если сосредоточить внимание на вершине мушки и проследить ее «кивок» перед возникновением отдачи. Если наблюдать со стороны, то хорошо видно, как у непопадающих в мишень стрелков оружие совершает значительные кивки непосредственно перед самим выстрелом, большей частью вниз. Эти отклонения возникают оттого, что кисть, ожидая выстрел, при дожиме спускового крючка сжимает пистолет, автоматически стремясь сопротивляться предстоящей отдаче. В результате происходит разворот оружия дульным срезом вниз, кроме того плечо перемещается вперед, дополнительно опуская руку. Наиболее часто в таких случаях пуля попадает ниже цели, а иногда и в землю перед мишенью. Хотя возможны отклонения и в любом другом направлении.

Кроме того, ожидаемый выстрел сопровождается морганием, и тогда свои ошибки увидеть просто невозможно.

При правильном выполнении выстрела оружие после отдачи и завершения цикла перезаряжания возвращается точно в прицельное положение за счет работы мышечной памяти. Визуально для стрелка мушка возвращается в прорезь, а прицел — на мишень.

Если после выстрела оружие не возвращается в прицельное положение, это говорит об изменении усилий мышц, удерживающих оружие, и необходимо выявить причины этих ошибок. У тех, кто постоянно посылает пули под мишень, очень хорошо видно, как после выстрела ствол оружия повернут вниз.

Для выявления и исправления данной ошибки хорошо подходит подмешивание учебных патронов при стрельбе и работа над плавностью спуска рядом с огневым рубежом.

Ошибка в прицеливании

Ошибка в прицеливании легко фиксируется самим стрелком. Причем большое отклонение пули возможно лишь при грубой ошибке в прицеливании. Основной причиной такой ошибки является недостаточная тренировка в прицеливании и спуске курка. Ошибку в прицеливании трудно выявить наблюдением за стрелком.

а

б

в

г

На приведенном ниже рисунке показаны характерные отклонения попадания от центра цели: а) при «крупной мушке» (мушка чуть выше среза целика); б) при «мелкой мушке» (мушка чуть ниже среза целика); в) при мушке, «придержанной вправо»; г) при мушке, «придержанной влево».

Ошибки хвата оружия

Отклонение средней точки попадания от центра цели также часто происходит в результате неправильного положения пистолета в руке. Так, «мелкая» посадка рукояти пистолета в руке (когда между вилкой большого и указательного пальцев и затыльником оружия существует зазор) вызывает увеличение угла вылета и отклонение пуль вверх. Поджатие ладони к правой щечке или касание указательным пальцем правой стороны рамки пистолета будет вызывать отклонение пуль в левую сторону. Эти ошибки в удержании пистолета легко заметить. Для устранения их потребуется сравнительно небольшая тренировка в осуществлении правильного хвата.

Прочие возможные ошибки

Сваливание пистолета, то есть наклон пистолета влево или вправо по оси ствола, легко фиксируется самим стрелком. Влияет на результаты стрельбы при больших углах наклона. Но обычно большого сваливания пистолета при стрельбе не допускает даже малоопытный стрелок, а незначительное сваливание не может вызвать существенного отклонения пуль при стрельбе на 25 метров.

Поджатие рукояти пистолета средним, безымянным пальцами и мизинцем во время нажима на спуск вызывает «клевок» ствола вниз и, соответственно, отклонение попаданий вниз от центра цели. Выявляется эта ошибка наблюдением за процессом выстрела со стороны, а исправляется холостой работой над спуском курка по приведенным в главе № 2 упражнениям.

Ошибки в изготовке обычно вызывают отклонение СТП влево или вправо, так как напряженные мышцы начинают перетягивать руку с оружием в сторону нарушения изготовки. Чтобы выявить эту ошибку, нужно проверять изготовку сразу по окончании стрельбы, а потом сравнивать результаты проверки изготовки с отклонением СТП.

Отвод руки одновременно с давлением на спуск хорошо виден со стороны. Вызывается это явление перенапряжением руки и включением мышц руки и тела в работу при начале движения спускового пальца. Устраняется холостой работой над изготовкой и плавным спуском курка.

И, наконец, страх «злого инструктора»

Это достаточно распространенный комплекс ошибок среди тех, кто уже обучался стрельбе. Дело в том, что для избежания несчастных случаев многие инструкторы во время занятий пытаются взять каждое действие обучаемого под жесткий контроль, вводят массу мелочных запретов и ограничений и при каждом, даже случайном, нарушении вводят разного рода санкции, иногда очень эмоционально реагируют. В результате обучаемый на огневом рубеже думает уже не о стрельбе, а о том, как бы что-то не нарушить. Такое поведение инструктора, его сверхконтроль вызывает у обучаемого страх оружия, который проявляется уже при приближении к огневому рубежу целым рядом признаков:

— повышением частоты пульса, потливостью ладоней, учащением дыхания;

— раскоординацией движений и, как следствие, потерей устойчивости и равновесия;

— повышением мышечного тонуса, увеличением тремора рук;

— ухудшением зрительного восприятия;

— ухудшением и искажением слухового восприятия, «частичной глухотой»;

— дезорганизацией мыслительного процесса;

— замедлением вплоть до полной остановки или ускорением двигательных реакций.

Как видим, все эти признаки полностью соответствуют признакам стрессовой реакции организма. И эту реакцию вызывает оружие или непосредственно выход на огневой рубеж. В стрельбе это выражается большим разбросом попаданий, высокой нестабильностью стрельбы, большим количеством «отрывов» пуль за пределы мишени.

При обнаружении подобного состояния необходимо дать обучаемому сделать 2–3 серии выстрелов самостоятельно, без присутствия кого-либо на огневом рубеже. После анализа результатов этого подхода сделать еще

2-3 серии в присутствии партнера, стоящего на расстоянии вытянутой руки за спиной. После сравнения результатов (обычно второй подход получается гораздо хуже первого) необходимо обсудить с обучаемым смысл и причины происходящего явления. Дать простые рекомендации по подготовке психики к стрельбе и контролю своего состояния в процессе стрельбы. Показать упражнениями с интенсивным дыханием и расслаблением тела, способы быстрой саморегуляции и поддержания необходимого состояния психики.[22]

Стрелковое занятие № 2

По освоении стрелкового упражнения № 1 мы можем переходить к следующему шагу — включению в работу с движения и легкой психологической нагрузки. Для этих целей используем стрелковое упражнение № 2: «Стрельба с места по неподвижной цели в ограниченное время с подъемом руки». В этом упражнении движение ограничено подъемом руки и дыханием, а психологическую нагрузку дает ограничение времени на стрельбу.

За неделю до проведения стрелкового занятия по новому упражнению выполняйте 2–3 дня по 1,5 часа в день часть 3 упражнения № 4 холостой работы — «Работа с прицельными приспособлениями и спуском курка при подъеме руки».

Организация второго стрелкового занятия точно такая же, как и первого. Только теперь нам потребуется другая мишень — ростовой силуэт, мишень № 2а (см. в приложении № 1). Это мишень № 2 с маленькой доработкой. Доработку сделать просто — мы делим мишень вертикальной линией ровно пополам и перпендикулярно ей, на уровне плеч силуэта, проводим горизонтальную линию. Эти линии должны быть хорошо видны с расстояния в 25 метров.

Условия стрелкового упражнения № 2 следующие:

мишень — ростовой силуэт № 2а;

количество боеприпасов — 3 патрона;

расстояние до мишени — 25 метров;

время на стрельбу — 10 секунд;

положение для стрельбы — стоя с одной руки, с подъемом руки для каждого выстрела;

результат — пробоины должны умещаться в круг диаметром 20 см.

Порядок выполнения упражнения: стрелок стоит на огневом рубеже, оружие заряжено, в опущенной руке (45 градусов вниз). По команде «Огонь» поднимает руку и без остановки в верхнем положении производит выстрел, затем руку опускает в исходное положение. Для следующих выстрелов самостоятельно поднимает руку. По команде «Стоп» или по иному установленному сигналу стрельбу прекращает вне зависимости от израсходования боеприпасов.

В чем смысл данного упражнения? Боевая стрельба — это практически всегда стрельба в движении по внезапно появляющимся и движущимся целям в ограниченное время в условиях ограниченной видимости. Как уже упоминалось выше, скорость в боевой стрельбе достигается не за счет быстроты и резкости, а за счет плавности и совмещения (объединения) движений. Навык совмещения движений и действий при психологической нагрузке очень сложен и требует кропотливой пошаговой отработки. И наше второе упражнение — это первый шаг на пути освоения стрельбы в движении.

В работе над упражнением надо научиться соединять в одно целое движение руки, спускового пальца и дыхательных мышц и, к тому же, поставить под контроль психику. Для работы потребуется 50-100 патронов и не менее 2-х часов времени.

Опишу пошагово порядок работы над упражнением:

1. Подготовьте место для тренировки, оружие, боеприпасы, амуницию, мишенную обстановку. Желательно иметь два типа мишеней — грудной силуэт (мишень № 1) и ростовой силуэт (мишень № 2а).

2. Коротко разомнитесь. К разминке, использованной при работе на первом занятии, добавьте выполнение стрелкового упражнения № 1. Отстреляйте не более 4-х серий по три патрона. Это позволит настроиться на стрельбу и «разбудить» необходимые навыки.

3. 10–15 минут проработайте вхолостую условия стрелкового упражнения № 2. Если вы работаете в одиночку и команды подавать некому, используйте метроном или электронный таймер. При отсутствии технических устройств просто считайте вслух.

4. Приступайте к отработке второго стрелкового упражнения точно так же, как работали с первым, — отстрел трех-четырех серий в медленном темпе (25–30 сек. на серию), анализ. Если стрельба неудовлетворительная — новый отстрел в том же темпе. Если результат хороший — новый отстрел в более высоком темпе (20–25 сек.), снова анализ и так далее до максимального темпа. Если на каком-то темпе стрельбы вы «застряли» и не можете стрелять быстрее — не надо переходить к более высокому темпу. Поработайте 10–15 минут вхолостую и продолжайте работать на этой же скорости, пытаясь увеличивать кучность стрельбы. Стремитесь стабильно (несколько серий подряд) укладывать попадания в круг диаметром 20 см и менее. Расход боеприпасов на эту работу может быть примерно 40–80 патронов.

5. Оставьте 15 минут времени в конце занятия для того, чтобы снова отстрелять стрелковое упражнение № 1. Стреляйте 2–3 серии по 3 патрона. Это позволит стабилизировать психику после стрессовой нагрузки «скоростью» и поднимет самооценку в случае сложностей с предыдущим упражнением. Заканчивать работу надо всегда на позитивной ноте!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

РАБОТА МЫШЕЧНЫХ ГРУПП ПРИ ЗАТЯНУТОМ ВЫСТРЕЛЕ

Все процессы прицеливания взаимосвязаны, точно так же взаимосвязаны и ошибки при выстреле. Если стрелок не натренирован в автоматизме спуска курка, он вынужден выполнять его под контролем сознания, и при этом спуск курка затягивается по времени. Затянутый по времени спуск вызывает зацеливание со всеми его негативными последствиями — утомлением глаз и снижением остроты зрения, окончанием дыхательной паузы и кислородным голоданием.

Причиной замедленного и затянутого спуска может быть и слишком осторожная работа пальцем на спуске. Такой осторожный подход граничит с неуверенностью. Стрелок пытается как можно более ровно и плавно спустить курок и поэтому слишком медленно нажимает пальцем на спусковой крючок. При этом внимание стрелка переключается на работу спуска, и он ослабляет контроль за прицеливанием (см. ранее). Обнаружив это и снова переключив внимание на спуск, стрелок, не владея навыками спуска курка по мышечной памяти, замедляет или вообще останавливает спусковой процесс, чем еще больше затягивает выстрел. Затем наступает зацеливание со всеми его последствиями.

Причиной затянутого спуска могут послужить: неправильное положение кисти стреляющей руки на прикладе, когда стреляющий палец «не тянет» за спуск (см. ранее); отсутствие зазора между стреляющим пальцем и прикладом, когда палец пытается тянуть за спуск, а ему «некуда тянуть», так как он прижат к прикладу и ему нет свободы маневра; неоднократно упомянутая судорожная работа других групп мышц, кроме тех, которые должны срабатывать в нужный момент.

Очень часто даже опытные стрелки, начав выбирать спуск и почувствовав, что устойчивость оружия теряется, отпускают спуск и, не ослабляя «всматривания» в прицельную линию, вдыхают и выдыхают воздух, после чего снова тянут за спуск. У инструкторов это называется «играть спуском». Делать этого нельзя, потому что притупляется зрение, а при утомленном или уставшем зрительном восприятии стрелку хочется поскорее «дожать» спуск и закончить выстрел. Это приводит к рывкам на спуске и отрывам.

Запомните! У стрелка бывают состояния, когда «выстрел не идет». Например, если стрелок что-то не выполнил из приведенных здесь классических стрелковых постулатов. Но иногда такое случается по неизвестным причинам — стрелок состоит из живой плоти, которая не всегда подчиняется сознанию. В таких случаях, если явно не получается, лучше отставить выстрел, не тратить патрон на тренировке и не демаскировать себя зря в боевой обстановке. Правило «отставлять выстрел, который не идет», надо соблюдать не только при работе патроном, но и при тренировке вхолостую.

Так уж устроен человеческий организм, что в нем все рефлекторно включается в общую борьбу для преодоления чего-то, находящегося снаружи организма. Поэтому-то бойцам-рукопашникам очень трудно овладеть профессией снайпера. И если рукопашник решил во что бы то ни стало научиться попадать (именно попадать, а не просто стрелять) из снайперской винтовки, ему следует постоянно контролировать расслабленное состояние групп мышц, не участвующих в непосредственном процессе спуска курка. То есть нельзя держать в напряженном состоянии пальцы, плечевой пояс, мышцы рук и плеч. Нельзя Держать изготовку в напряженном состоянии — от этого нарушается ее однообразие, снижается устойчивость, мушка начинает усиленно ходить, и стрелку приходится все время уточнять прицеливание, что приводит к затягиванию спуска, а следовательно, опять к зацеливанию. В боевой обстановке это ведет к постоянным промахам, ибо там надо сразу работать по цели, а прицеливание некогда уточнять: цель не стоит на месте и все время уходит.

О том, что курсант «подрабатывает» другими группами мышц, инструктор может судить по устойчивому отклонению средней точки попадания вниз. О судорожном сокращении ненужных групп мышц можно судить по тому, что средняя точка попадания отклоняется вниз на значительную величину. Такое бывает, когда курсант судорожно «подрабатывает» плечом «навстречу выстрелу» при стрельбе из магазинных винтовок с очень большой отдачей. Такое бывает, когда новички боятся выстрела.

Боязнь выстрела, грохота и сильной отдачи держит новичков в напряжении, причем в чрезмерном. При ожидании сильного удара в плечо и звукового удара по ушам у новичка напрочь улетучивается из головы все, чему его учили. В ожидании этого страшного явления новичок или слишком медленно и неуверенно тянет за спуск, теряя визуальный контроль за мушкой, или, наоборот, со страху дергает за спуск, вызывая сбивание винтовки, которое последующей отдачей «смазывается» и не замечается стрелком.

О том, что курсант боится выстрела и ожидает его, инструктор судит по напряженности и скованности изготовки, прикладывая ладонь к шее, плечам и мышцам правой руки стрелка. Кроме того, у стрелка, ожидающего выстрела, очень напряженное выражение лица, которое мгновенно исчезает после выстрела. Очень часто стрелки начинают щурить глаза, не только левый, но и правый, и непроизвольно закрывать их при выстреле. Бывает, что испытанный инструкторский прием — подкладывать тренировочные нестреляющие патроны вперемешку с боевыми для наглядности данного порока — не срабатывает. Тогда инструктор приучает курсанта физически работать с выстрелом как с таковым. Для этого винтовка кладется на упор и курсант принимает изготовку с придержанием приклада левой рукой у плеча (фото 108). Задача курсанта — все время наводить винтовку на цель и удерживать ее на мушке с открытыми глазами, очень плотно прижимая приклад к плечу. Инструктор заряжает винтовку боевым патроном, командует курсанту. «Приклад прижать, смотреть вперед, ниже пояса не напрягаться!» Затем инструктор, получив от курсанта подтверждение о том, что тот прицелился, осторожно, не сдвигая и не сдергивая оружие, при упоре своего большого пальца в спусковую скобу, сам производит спуск курка. Задача курсанта — воспринять неожиданный грохот выстрела и удар прикладом в плечо с открытыми глазами и увидеть перед собой все, что произошло. И убедиться в том, что страшного ничего нет. После пяти таких выстрелов инструктор предлагает курсанту встать, походить и размяться, затем маневр повторяется. После трех-четырех таких заходов в течение половины дня курсанту надоедает подобная опека, и он начинает стрелять самостоятельно. До новичка доходит, что выстрел — это обычное техническое явление и бояться его не стоит. Более того, инструктор внушает обучаемому, что выстрел — это следствие его предварительной обработки (прицеливания, задержки дыхания, спуска) и не более того. Надо работать над выстрелом, готовить его, а не ожидать, пока он произойдет.

Для закрепления приобретенных навыков инструктор следит за тем, чтобы курсант при каждом выстреле делал отметку, куда смотрит мушка на мишени в момент выстрела. Кроме того, курсант после выстрела или тренировочного холостого спуска обязан на 1-2 секунды сохранять неподвижное положение и в дальнейшем привыкнуть к этому.

Один из наиболее распространенных пороков у рукопашников, овладевающих стрельбой из винтовки, — поспешная, торопливая и суетливая работа стреляющего пальца на спуске, даже при хорошо выполненном прицеливании. Причиной тому чаще всего служит неправильно поставленное дыхание. Стрелок или задерживает его слишком рано, вследствие чего ему не хватает дыхания и он спешит окончить выстрел быстрым нажатием на спуск, или же задерживает дыхание на вдохе, сделанном больше чем нужно, — при этом теряется устойчивость и стрелок начинает «подлавливать» точку прицеливания и «поддергивать».

При слишком длительной задержке дыхания происходит зацеливание, иногда до такой степени, что у стрелка темнеет в глазах, и он спешит поскорее дожать спуск, уже не контролируя выстрел. Желание побыстрее дожать спуск наступает при напряжении мышц лица, рефлекторно влекущих и напряжение мышц глаза, и, следовательно, его преждевременную усталость. Запомните! При «всматривании» глаза в линию прицеливания при обработке выстрела надо обострить зрительное внимание и ни в коем случае не напрягать зрение При обостренном на 10 секунд зрительном внимании глаз не утомляется. Напряжение зрения — бессмысленная трата нервной энергии. Вы добьетесь гораздо лучших результатов в стрельбе, если с началом задержки дыхания (это будет сигналом по всем системам организма о начале прицельно-спускового процесса) обострите зрительное внимание прицельного глаза и одновременно включите работу стреляющего пальца на спуске по его мышечной памяти. И никогда без необходимости не стреляйте при недостаточной освещенности — как уже было сказано, зрительное утомление ведет к желанию побыстрее кончить с выстрелом — это вызывает рывок за спуск, который приводит к промаху.

ВНИМАНИЕ! Рывки за спуск у новичков неконтролируемо и неуправляемо происходят после тяжелой работы, кросса, занятий по рукопашному бою и после приема пищи. Поэтому первоначальные стрелковые тренировки желательно проводить в первой половине дня.

У рукопашников присутствует еще один недостаток, не позволяющий им полноценно работать со снайперской винтовкой. Бойцы-оперативники, упражнявшиеся ранее в скоростной стрельбе из пистолета, сразу же после выстрела откидывают указательный палец вперед. Довольно часто они это делают, как только почувствуют, что курок сорвался с шептала. Да, при скоростной интуитивной стрельбе из пистолета это похвально. Но для снайперской винтовки — нет. Резким движением пальца вперед стрелок незначительно смещает оружие, часто при этом еще и «подрабатывая» пальцами кисти, чем еще больше усугубляет положение. Особенно это сказывается при стрельбе из винтовки ВСС, у которой ударник движется настолько медленно, что оружие успевает сместиться еще до вылета пули из канала ствола. Впрочем, такое сказывается и на других винтовках.

Как правило, эта ошибка наблюдается у нервно-возбудимых стрелков, привыкших к мгновенной отмобилизации для конкретных боевых действий. У них часто наблюдается и чрезмерная поспешность при спуске курка.

Лучшее средство против такой ошибки — дать стрелку 20 патронов, чтобы он не спеша пострелял в собственное удовольствие. А потом рассказать ему, почему у него не получается стрельба, заставить его сохранять неподвижное положение изготовки, оружия и стреляющего пальца на секунду после выстрела (приучить стрелка после выстрела отсчитать в уме «двадцать два»), и чтобы стрелок обязательно отметил, где стояла мушка на мишени в момент выстрела. Время от времени для наглядности достигнутого инструктор подкладывает курсанту несгреляющие тренировочные патроны.

Такие ошибки при стрельбе из пистолета совершают не только начинающие стрелки, но и их более опытные коллеги. Работа же над этими ошибками принесёт существенный прирост в точности и скорости стрельбы. Поэтому игнорировать приведённые моменты не рекомендуется. Спортсмену это будет стоить нервов и призового места, а вот человеку на службе — здоровья и жизни…


Ошибка 1. Стрелок напрягает и приподнимает плечи

Приподнятые плечи сковывают и быстро утомляют стрелка. Необходимо постоянно следить за положением плеч и держать их опущенными.

Ошибка 2. Стрелок опускает полусогнутые локти, когда пистолет наводится на мишень

При опущенных локтях пистолет будет больше «задираться» вверх от отдачи выстрела, тем самым потребуется большее время для производства повторного выстрела. Чтобы избежать опускания локтей во время стрельбы, разверните локти в стороны и представьте, что между руками у вас объемный пакет с сахарной ватой. Вам приходится стрелять и удерживать пакет. Опустить или свести локти нет возможности – не дает пакет.

Ошибка 3. Стрелок наклоняет голову вправо к сильной руке (как при стрельбе из ружья)

Наклоненная голова смещает поле зрения и вызывает излишнее напряжение в мышцах шеи. Чтобы избежать закрепления этих ошибок, необходимо время от времени тренироваться вхолостую перед зеркалом. В зеркале вы легко увидите все свои ошибки и тут же их поправите. Надо запомнить ощущение правильной стойки и постараться при стрельбе, вспоминая это ощущение, сохранять правильное положение.

Ошибка 4. Движение головой во время прицеливания

Иногда начинающие стрелки при наводке пистолета на мишень начинают двигать головой в поисках мушки. Делать этого ни в коем случае нельзя. Голова и туловище в этот момент должны быть неподвижными (если это стрельба в статической позиции). Работают только руки. Оружие выводится на линию «глаз–мишень». Любое движение головой увеличивает время прицеливания.

Ошибка 5. Задирание ствола при наводке пистолета на мишень

Некоторые начинающие стрелки, насмотревшись боевиков, начинают задирать ствол пистолета во время наводки. Как бы делают «бугор» на траектории движения пистолета и подводят прицельные приспособления к мишени сверху. Это движение напоминает заброс удилища. Говорят, так прицеливался из маузера В. И. Чапаев в одноименном фильме, когда палил по белогвардейцам. При этом Василий Иванович еще и глаз прищуривал. При такой траектории движения пистолет на какое-то время закрывает мишень. Это увеличивает общее время прицеливания. Необходимо избавляться от этой привычки, постоянно контролируя движение пистолета. При наводке пистолета ствол должен быть параллелен поверхности земли и направлен на мишень в любой точке траектории.

Ошибка 6. Опускание ствола пистолета при наводке пистолета на мишень

Некоторые стрелки при наводке оружия вначале опускают пистолет, распрямляя при этом руки в локтях, а затем подводят его снизу к мишени. Пистолет совершает длинный путь от начала до конечной точки. Это движение больше напоминает копание совковой лопатой, нежели наводку оружия на мишень. При подводке снизу пистолет возникает на линии огня внезапно. Поэтому требуется дополнительное время для выравнивания прицельных приспособлений.

Чаще эту ошибку совершают стрелки, выполнявшие до этого олимпийские стрелковые дисциплины. Как известно, кратчайшее расстояние между двумя точками в трехмерном пространстве – это прямая. Поэтому надо следить, чтобы движение пистолета было ближе к прямой траектории. А ствол должен всегда быть направлен в сторону мишеней. Это касается и данного случая, когда вы наводите пистолет на мишень от груди.

Старайтесь избегать ненужных движений и излишнего напряжения при наведении оружия и прицеливании. Все описанные выше ошибки увеличивают время и ухудшают качество стрельбы.

Источник: «Практическая стрельба», Крючин В.А.

Актуальные вопросы техники стрельбы из пистолета Макарова курсантов учебных заведений ФСИН России

  1. Воронов Ю.В.

    Вологодский институт права и экономики ФСИН России

  2. Дунаевский А.В.

    Вологодский институт права и экономики ФСИН России

NovaInfo 57, с.424-427, скачать PDF
Опубликовано 20 декабря 2016
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 12

Аннотация

В статье представлен анализ типичных ошибок,с которыми курсанты могут столкнуться в рамках служебной(специальной)подготовки при стрельбе из пистолета Макарова. Данные ошибки рассмотрены с учетом особенностей техники стрельбы и разделены на четыре группы: изготовка для стрельбы, хват оружия, прицеливание, спуск курка. Это позволяет своевременно выявлять и предотвращать недочеты стрельбы при проведении теоретических и практических учебных занятий.

Ключевые слова

ПРИЦЕЛИВАНИЕ, ХВАТ, ИЗГОТОВКА, ТЕХНИКА СТРЕЛЬБЫ, СПУСК КУРКА

Текст научной работы

Профессиональная подготовка специалистов для уголовно-исполнительной системы предполагает повышенное внимание к формированию у курсантов умений и навыков владения боевым оружием. Что объясняется спецификой выполнения будущих служебных обязанностей. Поэтому стрельба является одним из основных предметов служебной (специальной) подготовки в ведомственных вузах ФСИН России.

Как справедливо отмечается в научной и методической литературе, она не только способствует формированию воли, смелости и решительности, но и развивает выдержку, глазомер, меткость, настойчивость, внутреннюю собранность и внимательность, т.е. необходимые физические и психологические качества [1, С. 138].

Анализ практики применения огнестрельного оружия свидетельствует о слабом знании работниками правоохранительных органов тактических приемов применения оружия или самонадеянном пренебрежении ими, зачастую оружие применяется безграмотно [2, С. 3].

Следует подчеркнуть, что в экстремальных ситуациях успех стрельбы решается в считанные доли секунды, в связи с этим четкое соблюдение положений при стрельбе, доведенное до автоматизма многократными тренировками и высокий уровень техники меткого выстрела в целом, будут играть решающее значение при отражении нападения противника [3, С. 137].

Всем начинающим и профессиональным стрелкам известно, что техника стрельбы из пистолета состоит из следующих основных элементов: изготовка для стрельбы (положение для стрельбы); хват оружия (способ удержания оружия); прицеливание (способы прицеливания и задержки дыхания во время стрельбы); спуск курка (производство выстрела).

Еще на начальном этапе изготовки курсантов к стрельбе могут быть допущены ошибки, такие как неправильное положение ног, «скрученность» корпуса, большой угол разворота корпуса по отношению к цели, чрезмерное выпрямление напряженной руки в локтевом суставе, держащей пистолет, поэтому необходимо еще на начальном этапе обучения их выявлять и устранять.

На результативность стрельбы курсантов так же влияют ошибки при удержании пистолета. Например, низкий или мелкий хват, вследствие чего при стрельбе пули уходят вверх, так как в результате отдачи пистолет из-за отсутствия точки опоры рамкой в кисть руки опрокидывается вверх.

Слишком сильный захват рукоятки пистолета рукой так же оказывает влияние на результативность стрельбы. Эта ошибка возникает у курсантов вследствие боязни выстрела, при сильном сжатии пистолетной рукоятки напрягается система мышц и рука быстро устает, в результате чего появляется мелкое дрожание руки с оружием. При таком дрожании очень трудно удерживать мушку в прорези целика, что приведет к разбросу пуль, т.е. к плохой «кучности» попаданий.

Подобная ошибка происходит у обучаемых из-за ложного представления «чем крепче держать оружие, тем стабильнее оружие ведёт себя при выстреле». Дело в том, что при удержании оружия в момент прицеливания и выстрела колебание оружия в точке прицеливания присутствует даже у профессиональных стрелков, только эти колебания у профессионалов происходят в окружности габаритной линии десятки, а у начинающих – в окружности габаритных линий восьмёрки или семёрки. Начинающий стрелок, замечая эти колебания, начинает ещё сильнее сжимать кисть руки с оружием, тем самым увеличивая мышечный тремор и увеличивая амплитуду колебания оружия. Этих колебаний опасаться не следует. Стрелок должен всё своё внимание обратить на удержание ровной мушки в прорези целика, не усиливая напряжение мышц, удерживающих оружие, и помнить, что колебательные движения постепенно уменьшаются в зависимости от числа и качества тренировок [4, С. 135–139].

Необходимо уделять внимание во время стрельбы затаиванию дыхания. При преждевременном возобновлении дыхания перед выстрелом оружие уходит вверх или вниз, вследствие чего происходит разброс пуль по вертикали. Ранняя задержка дыхания курсантом до предварительной наводки пистолета в цель, когда положение становиться напряженным, заставляет его ускорять нажатие на спусковой крючок без достаточной обработки выстрела. Влияет на результат стрельбы и позднее затаивание дыхания, когда задержка дыхания происходит непосредственно перед самым выстрелом, это приводит к тому, что выстрел происходит тогда, когда оружие еще не успело остановиться в нужном положении после затаивания дыхания. В результате чего возникает разброс пуль по мишени.

Большое значение при стрельбе имеет правильное прицеливание. Распространенными ошибками при прицеливании выделяют такие как: крупная мушка, т.е. вершина мушки, расположена выше верхнего края целика, соответственно попадание пуль будет выше; мелкая мушка, т.е. вершина мушки, расположена ниже верхнего края целика, а значит, попадание пуль будет ниже; придержание вершины мушки вправо или влево, в результате пули смещаются вправую или влевую сторону; преждевременное прекращение прицеливания, т.е. происходит смещение внимания на плавное нажатие спускового крючка непосредственно перед выстрелом, в результате стрелок прекращает прицеливание фактически до того, как он произведет выстрел из пистолета. Затягивание прицеливания так же влияет на результат прицеливания, при слишком долгом прицеливании глаз стреляющего быстро устает, соответственно хуже различает положение мушки.

Основным содержанием меткого выстрела является умение курсантом удерживать ровную мушку в прорези прицела и плавно давить на спусковой крючок до производства выстрела. Типичной ошибкой встречаемой при спуске курка у курсантов является «ожидание выстрела». Суть ошибки состоит в том, что в момент плавного нажатия на хвост спускового крючка курсант ожидает выстрел и думает о последствиях, таких как, резкий звук или отдача пистолета в кисть руки. Внешне боязнь выстрела проявляется в дрожании руки при нажатии на спусковой крючок, а также закрывании глаз в момент выстрела. В результате нажатия курсантом на спусковой крючок, происходит непроизвольное сокращение мышц, которые участвуют в удержании оружия, что значительно смещает оружие с наводки, и, как правило, пуля смещается вертикально вниз.

Еще одной ошибкой прицеливания во время стрельбы является «поиск десятки», вследствие неправильного распределения внимания, которое приводит к угловому смещению пистолета и отклонению пуль от цели. Чаще всего начинающие стрелки стараются видеть лучше цель и точку прицеливания, чем прицельное приспособление, соответственно создается иллюзия, что стрелок держит ровную мушку. Прицеливание считается правильным в том случае, когда стрелок при наводке пистолета в цель более чётко видит прицельные приспособления и менее чётко — мишень.

Большое значение имеет подготовка стрелка к ведению огня, которая представляет собой процесс, направленный на овладение техникой стрельбы: принятием исходного положения для производства выстрела с правильным и удобным для стреляющего расположением частей тела, положением туловища, постановкой рук, ног, захватом и удержанием оружия, общепринятыми способами управления дыханием, спуском, а также правильным прицеливанием.

Таким образом, для достижения высокой результативности в стрельбе, курсантам следует обращать внимание на характерные ошибки при стрельбе, так как производство меткого выстрела из пистолета требует от стреляющего четкого выполнения целого комплекса строго определенных, взаимосвязанных между собой действий.

Читайте также

  • Проблемы формирования патриотического сознания у подрастающего поколения

    1. Техти В.Л.
    NovaInfo 60, с.404-407, 22 февраля 2017, Педагогические науки
  • Роль родителей в формировании здорового образа жизни ребенка

    1. Ларионова Т.А.
    NovaInfo 60, с.401-404, 22 февраля 2017, Педагогические науки
  • Повышение эффективности огневой подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН России

    1. Воронов Ю.В.
    2. Беляков С.В.
    3. Дунаевский А.В.
    NovaInfo 57, с.401-406, 30 декабря 2016, Педагогические науки
  • I.p.s.c: история, принципы, перспективы

    1. Рабазанов С.И.
    NovaInfo 50, с.257-260, 5 сентября 2016, Педагогические науки

Список литературы

  1. Данилова С.И. Оружие: правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы: Учебно-практическое пособие. М.: ВНИИ МВД РФ, 2001. 264 с.
  2. Калмыков Г.И. Правовые, организационные и тактические основы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел. / Г.И. Калмыков. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. 172 с.
  3. Данилова С.И. Оружие: правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы.
  4. Макарчук А.Н., Кароян В. В., Лаптев И. М. Ошибки при стрельбе из пистолета Макарова: особенности хвата оружия и прицеливания / А.Н. Макарчук, В. В. Кароян, И. М. Лаптев // Вестник Кузбасского института. 2013. — № 4 (17). С. 135-139.

Цитировать

Беляков, С.В. Актуальные вопросы техники стрельбы из пистолета Макарова курсантов учебных заведений ФСИН России / С.В. Беляков, Ю.В. Воронов, А.В. Дунаевский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 424-427. — URL: https://novainfo.ru/article/9723 (дата обращения: 05.06.2023).

Поделиться

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мысленно они думали о вторичной встрече ошибка
  • Мфц выдает ошибку
  • Мысленно думать ошибка
  • Мфу эпсон ошибка 000031
  • Мыльные арты ошибки