Предупреждение и исправление речевых ошибок обучающихся
Главным показателем языковой полноценности речевого высказывания считается соответствие языковых средств, использованных в тексте. В связи с этим основой классификации ошибок является соотнесение их с нормами языка (орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, стилистическими).
Под речевыми ошибками в лингвистике понимаются нарушения норм употребления слов с точки зрения их значения, их форм, грамматических конструкций с точки зрения норм литературного языка в таких разделах языкознания, как орфоэпия, лексика и грамматика.
Речевая ошибка, со слов А.А. Леонтьева, – это «своего рода сигнал «шва» в речевом механизме, разошедшегося под влиянием тех или иных обстоятельств».
К речевым недостаткам относятся нарушения требований коммуникативной целесообразности, неудачный подбор выразительных средств, лексические повторы, речевая избыточность или недостаточность, употребление лишних слов, штампов, бедность и однообразие синтаксических конструкций, смешение видо – временных форм глагола и др.
В.В. Виноградов, упоминая о речевых недочетах, подчёркивал, что причиной их является «и неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции, и неумение, а иногда и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, и влияние «дурной моды», разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое. Это свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости «чутья языка, слова». Поэтому так важна систематическая работа над языковыми единицами, над уточнением смысла слов, выявления правильности употребления той или иной грамматической формы слова в сочетании с другими словами.
Среди речевых ошибок можно выделить собственно речевые (лексические и стилистические) ошибки, связанные с неправильным употреблением слова, и грамматические ошибки, в основе которых лежит нарушение норм управления и согласования.
К лексическим относятся ошибки, связанные с непониманием значения слова, неоправданным употреблением в одном контексте однокоренных слов, употреблением слова в несвойственном ему значении, смешением паронимов, тавтологией. Например:
1. Преподаватель представил учащимся полную свободу в выборе темы 2. А.С. Грибоедов умело составил свою комедию. 3. В пути их предостерегали разные случайности. 4. Эти черты характера характеризуют князя Андрея как сильную личность. 5. Он становится писателем и пишет книги. 6. С большим эпосом говорит Маяковский о поэзии. 7. В поэме показана сладостная жизнь чиновников. 8. Присутствующие пристально слушали выступление лектора. 9. В пьесе показана низменная жизнь низов общества. 10. На следующее утро Гарик стал очень рано. 11.У читателя вызывает чувство несправедливости положение бедных. 12. Благодаря проливному дождю мы не могли выйти на прогулку.
Стилистические ошибки связаны с целесообразностью, уместностью употребления языковых средств в речи. Основным критерием «определения стилистических норм является соответствие или несоответствие использованных языковых средств ситуации общения».
К стилистическим недочетам относятся: неоправданное использование слов иной стилевой окраски, немотивированное употребление диалектной и просторечной лексики, неуместное употребление эмоционально – экспрессивной лексики, штампов. Например:
1. Дикой грозит купцам, ругается, обзывает их. 2. Плюшкин — настоящий скупердяй. 3. На столе у него были кучи разного барахла. 4. Прозвенел будильник, возвестивший, что пора вставать. 5. С первых страниц произведения автор знакомит нас с главными героями. 6. Недалеко от нашего дома расположен лесной массив. 7. Мы не попали в зоопарк, вследствие того что он был закрыт. 8. На траве, на листьях деревьев, на крышах домов блестели и сверкали атмосферные осадки. 9. Прошла пара минут, а в голове еще не было определенного решения.
Грамматические ошибки характеризуются нарушением структуры языковой единицы: неверным словообразованием, нарушением норм управления и согласования. В соответствии с этим грамматические ошибки делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.
С л о в о о б р а з о в а т е л ь н ы е ошибки связаны с неправильным образованием слов. Например: В комедии показана бюрократство ( вм. бюрократизм) чиновников. 2. А. Н. Островский изображает покорство ( вм. покорность) Катерины. 3. Красность ягод (вм. красные ягоды) привлекла внимание ребят. 4. В боевых операциях участвовали и девушки – красноармейки (вм. красноармейцы). 5. В учении нужно проявлять усердство (вм. усердие).
М о р ф о л о г и ч е с к и е ошибки свидетельствуют о неумении учащихся образовывать формы разных частей речи. Например:
1.Молодые люди часто ездиют (вм. ездят ) охотиться на уток. 2. Более лучше (вм. лучше) озеро было видно с пригорка. 3. Волчонки (вм.волчата) были совсем маленькие. 4. Ихняя (вм. их) одежда вся промокла. 5. Трое девочек (вм. три девочки) играли во дворе. 6. Отчет о работе был представлен к первому декабрю (вм. декабря). 7. Это человек, крадящий деньги у семьи (вм. крадущий).
Среди с и н т а к с и ч е с к и х ошибок, связанных с нарушением грамматических норм в структуре словосочетания, выделяют следующие группы:
- Ошибки в нарушении норм согласования (подлежащего и сказуемо-
го; определения и определяемого слова). Например: За ночь прорубь покрылся тонкой коркой льда. 2. Высоко в небе виднелись стая уток. 3. Часть птиц уже улетели на юг . 4. Ряд столов стояли накрытыми. 5. Группа ребят пришли на занятия. 6. В голубом дали виднелись огни. 7. Одна из ярких черт характера Татьяны является искренность. 8. Дети ели вареную кортофель.9. В школе действуют драматический и хоровой кружок.10. Валентина Ивановна – отличная доктор.
- Ошибки в нарушении норм управления (предложного и беспредложного). Например:
1. Касаться к этой теме Насте было неприятно (вм. этой темы). 2.Андрий встал на стороне врагов (вм. встал на сторону). 3. Мальчик долго смотрел вслед поезда (вм. вслед поезду). 4. Владимир обрадовался приездом друга (вм. обрадовался приезду)5. Он был удивлен этим словам (вм. этими словами). 6. Мы не описали все разновидности (вм. всех разновидностей) этих животных. 7. Саша любит и гордится своим сыном (любит кого?, но гордится кем?).
Наличие подобных ошибок свидетельствует о недостаточно сформированном умении учащихся соотносить лексическое и грамматическое значение слов, о затруднении в определении рода имен существительных. Особенно это касается разносклоняемых (имя, пламя) и несклоняемых ( кино, пальто) имен существительных, имен существительных 2-го склонения мужского рода и 3-го склонения (картофель, тюль, мышь), существительных с отвлеченным значением ( жизнь, треск).
Ошибки, связанные с нарушением норм управления, свидетельствуют о неумении строить глагольные словосочетания, применять полученные знания на практике, о недостаточном внимании и самоконтроле со стороны школьников в процессе создания высказывания.
В построении предложения наиболее часто встречаются следующие ошибки:
- использование разных видо–временных форм глаголов: 1.Ребята прошли через березовый лес и выходят на знакомую поляну. 2.В лесу холодней и быстро потемнело;
- нарушение порядка слов в предложении: 1.Князя Андрея сестра осталась в Богучарове. 2.Созданная книга начинающим автором имела большой успех. 3.Запрещаются сварочные на верхней палубе без
устройства навеса в дождливую погоду работы;
- неправильное употребление местоимений, затрудняющее понимание смысла высказывания: 1. Пушкин показал образ Татьяны в своем развитии. 2. В комедии изображена жизнь чиновничества, среди которых были взяточники и казнокрады. 3. Мать просила Павла пригласить его друзей к себе;
- неправильное употребление причастного и деепричастного оборотов: 1. Зайдя в комнату, его там не оказалось. 2. Выйдя на опушку леса, мне показалось, что в кустах кто-то прячется. 3. Шум реки, доносившийся снизу, не давал покоя. 4. Большинство людей, живущие на земле, не знают названия всех цветов;
- ошибки в преобразовании прямой речи в косвенную: 1. Аркадий сказал, что меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов. 2. Собакевич наконец спросил, какая будет ваша последняя цена. 3. Ученик сомневался, что можно ли так выполнить задание. 4. Когда Ларру спросили, за что он убил девушку, он ответил, что почему он должен объяснять свои поступки;
- ошибки в построении сложных предложений: 1. Книга рассказывает о жизни замечательного русского художника Валентина Серова, которую мне подарила мама. 2. Ребята свернули в лес, который тянулся до реки, по которой плавали теплоходы.
Чтобы избежать ошибок в построении словосочетаний и предложений, необходимо проводить систематическую работу по их предупреждению в процессе усвоения языковых понятий. Целесообразно использовать упражнения, в основе которых лежит наблюдение над готовой конструкцией, работа по образцу, приемы редактирования, конструирования и др. Так, при работе над номинативными и коммуникативными единицами большое внимание следует уделять не только анализу этих единиц с точки зрения лексического построения, но и целесообразности употребления.
- Объясните, как характеризуют речь человека данные глаголы и словосочетания. Укажите их лексическое значение, сферу употребления. Составьте предложения с двумя словами.
Буркнул, ответил, промямлил, выдавить из себя, пробормотал, отчеканил, процедил сквозь зубы, пробубнил.
- Составьте и запишите словосочетания со следующими главными словами, укажите падеж зависимых слов. С некоторыми словосочетаниями составьте предложения.
Заинтересовать – заинтересоваться, задумать – задуматься, беспокоить– беспокоиться, смотреть – присматриваться, увидеть – увидеться.
- В следующих предложениях согласуйте сказуемое с подлежащим в числе. Объясните свой выбор.
1. Вдруг под ногами вспыхнул… множество огней и ослепил… Лизу. (К. Федин). 2. Студенчество всех стран прибыл… на Всемирный фестиваль молодежи. 3. Большинство людей хотел… что-нибудь делать. (М. Горький).
4. Много огней и раньше и после манил… не одного меня своей близостью (В. Короленко). 5. Несколько рыбачьих баркасов заблудил…сь в море. (А. Куприн).
- Прочитайте. Укажите ошибки в построении предложений. Запишите исправленные предложения.
1. Дом, который стоит на берегу реки, освещался лучами солнца, в ко-
тором давно никто не жил. 2. Увидев приближающегося Аркадия, лицо ее осветилось радостью. 3. Ноздреву отведена роль разоблачителя Чичикова, который срывает все его маски, но сам является не меньшим подлецом. 4.Чичиков говорил, что давненько я не брал в руки шашек. 5. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить – не наше дело.
Работу по предупреждению речевых ошибок, формированию речевой культуры в целом следует проводить не только в процессе построения словосочетаний и предложений, но и в процессе работы над текстом.
Текстовые ошибки – это вид ошибок в построении текста, в результате чего затрудняется восприятие речевого произведения. К текстовым ошибкам относятся и логические ошибки. Логические ошибки – это ошибки в изложении фактов, событий вследствие нарушения связности текста. К таким ошибкам можно отнести и соединение разноуровневых, не сопоставимых по семантике и грамматике понятий.
Например: 1. На веранде стояли мама, Гриша и банка с вареньем. 2. В театре было много людей и родителей с детьми. 3. Софья очень похорошела и охладела к человеку, которого обещала ждать.
К логическим ошибкам относятся также соединение в качестве однородных членов предложения родовых и видовых понятий: В магазине большой выбор тетрадей, ручек, карандашей и канцелярских товаров.
Среди речевых ошибок в построении текста особое место занимают ошибки, связанные с недостаточным владением речевеческими понятиями, что приводит к неумению правильно выделить абзац, совершить логический переход от одной микротемы к другой, сохранить стилистическое единство высказывания.
В качестве примера можно рассмотреть построение сочинения ученика 5-го класса на тему «Волки в зоопарке».
В воскресенье мы с родителями пошли в зоопарк. Я долго ждал этого дня. Погода была ясная. Ветер качал деревья. Начиналась весна.
Когда мы подошли к клетке, волки вышли на прогулку. Волки внимательно смотрели на посетителей. Один волк нюхал воздух. Другой волк пошел поесть. Волки были серого цвета. С них слезает шерсть клоками. Это начиналась весенняя линька. На груди у волков шерсть белая, а лапы черные.
Волки мне нравятся, но не очень. Это злые звери. Волки едят других животных и ненавидят человека.
Итак: а) ученик использует разные типы речи: повествование (1-ый абзац, 1-4 предложения 2-го абзаца), описание (5-8 предложения 2-го абзаца), рассуждение (последний абзац); б) работа имеет ряд речевых недочетов, связанных с построением высказывания; в) в сочинении выделены не все абзацы. Так, не выделен абзац, в котором идет описание волков. Само описание животных поверхностное, не имеет стройности. Отсутствует логическая связь между предложениями (в 1-ом абзаце, в описании животных). Автор неудачно использует в качестве средств связи лексический повтор (слово волки). В работе встречается нарушение видо–временных форм глагола. (1.Волки были серого цвета. С них слезает шерсть клоками. 2. На груди у волков шерсть белая, лапы были черные).
В целом сочинение страдает бедностью и однообразием синтаксических конструкций (используются в основном простые, недостаточно распространенные предложения), невыразительностью речи; тема раскрыта неполно, поверхностно.
Основной причиной речевых ошибок учащихся является отсутствие опоры на механизмы речи (отбор слов, упреждение и удержание, контроль и критика текста), недостаточное внимание к вопросам культуры речи на уроках русского языка.
Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.
Список рекомендуемой литературы
- Анисимов Г.А. О классификации речевых ошибок//РЯНШ, 1989, №3.
- Арефьева С.А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях//РЯШ, 1998, №3.
- Бутакова Л.О. Опыт классификации ошибок, свойственных письменной речи// /Вестник Омского университета. – Омск, 1998.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И. и др. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом: Русский язык.- М., 2004. 2005, 2006.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПБ., 1997.
Работа
по предупреждению речевых ошибок в процессе подготовки
к государственной итоговой
аттестации по русскому языку
Итоговая аттестация выпускников
общеобразовательных школ по русскому языку предполагает выявление уровня
сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной
компетенции обучающихся. Структура экзаменационных заданий как в 9 классе,
так и в 11 классе обязательно содержит творческую часть: изложение на основе
прослушанного текста и сочинения разных типов на основе прочитанного текста.
Именно творческая часть КИМов даёт представление о том, как выпускники
владеют монологической речью, анализируют текст, высказывают и аргументируют
собственную точку зрения, а также демонстрирует общий уровень развития ученика,
его нравственность и культуру. Д. С. Лихачёв писал: «Учиться хорошей речи надо
долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая каждое слово. Но
хоть и трудно- это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего
поведения, но и нашей личности, души, ума…» Именно на плечи школьных учителей
словесности ложится непростая задача – научить детей грамотно и уважительно
распоряжаться словом.
В школьной практике при проверке
творческих работ учащихся принято выделять следующие виды ошибок:
орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические и логические.
Наибольшую трудность при распознавании у школьников и при классификации у
учителей вызывают речевые ошибки. Под речевыми ошибками в методике понимаются
нарушения употребления слов с точки зрения их значения, а также их форм в
составе грамматических конструкций с точки зрения норм литературного языка в
области орфоэпии, лексики и грамматики.
В.В. Виноградов, говоря о речевых
недочетах, указывал, что причиной их является «и неполное усвоение норм
литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции,
и неумение, а иногда и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов,
и влияние «дурной моды», разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или
фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что
свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости «чутья языка». Поэтому
так важна систематическая работа над языковыми единицами, над уточнением смысла
слов, выявления правильности употребления той или иной грамматической формы
слова в сочетании с другими словами. Конечно, эту работу следует начинать не в
выпускном, а еще в 5 классе при обобщающем повторении основных разделов
русского языка, с которыми дети познакомились в начальной школе, а также на
уроках развития речи. В 6-7 классах и в 8-9 классах по мере изучения
морфологии и синтаксиса детей следует приобщать к внимательной работе с текстом,
самостоятельному распознаванию различных видов речевых ошибок и их
классификации.
Прежде всего детей следует познакомить с
различными видами речевых ошибок и недочётов, которые могут быть допущены в
тексте. Среди речевых ошибок можно выделить собственно речевые (лексические и
стилистические) ошибки, связанные с неправильным употреблением слова, и
грамматические ошибки, в основе которых лежит нарушение формы слова или норм синтаксической
связи в словосочетании и предложении.
К лексическим относятся ошибки,
связанные с непониманием значения слова, неоправданным употреблением в одном
контексте однокоренных слов, употреблением слова в несвойственном ему значении,
смешением паронимов, тавтологией. Например:1. Учитель представил
учащимся полную свободу в выборе темы. 2. Он становится писателем и пишет
книги. 3. Учителем физкультуры оказался молодой юноша. 4. Благодаря
проливному дождю мы не смогли выйти на прогулку.
Стилистические ошибки связаны с
целесообразностью, уместностью употребления тех или иных языковых средств в
речи. Основным критерием определения стилистических норм является соответствие
или несоответствие использованных языковых средств ситуации общения.
К стилистическим недочетам относятся:
неоправданное использование слов иной стилевой окраски, немотивированное
употребление диалектной и просторечной лексики, неуместное употребление
эмоционально – экспрессивной лексики, штампов. Например: 1. На столе у него
были кучи разного барахла. 2. Прозвенел будильник, возвестивший,
что пора вставать. 3.На траве, на листьях деревьев, на крышах домов блестели
и сверкали атмосферные осадки.
Грамматические ошибки характеризуются
нарушением структуры языковой единицы: неверным словообразованием, нарушением
норм управления и согласования. В соответствии с этим грамматические ошибки
делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.
Словообразовательные ошибки связаны с
неправильным образованием слов. Например: 1.В комедии показано бюрократство
( вм. бюрократизм) чиновников. 2. Красность ягод (вм. красные ягоды)
привлекла внимание ребят. 3. В учении нужно проявлять усердство (вм.
усердие).
Морфологические ошибки свидетельствуют
о неумении учащихся образовывать формы разных частей речи. Например: 1. Более
лучше (вм. лучше) озеро было видно с пригорка. 2. Ихняя (вм. их)
одежда вся промокла. 3. Трое девочек (вм. три девочки) играли во дворе.
4. Это человек, крадящий деньги у семьи (вм. крадущий).
Среди синтаксических ошибок, связанных
с нарушением грамматических норм в структуре словосочетания и предложения,
выделяют следующие группы:
Ошибки, связанные с нарушением связи
между подлежащим и сказуемым, например: 1. За ночь прорубь покрылся
тонкой коркой льда. 2. Высоко в небе виднелись стая уток. 3. Часть
птиц уже улетели на юг.
Ошибки, связанные с нарушением норм
согласования, например: 1. В голубом дали виднелись огни. 2. Дети ели вареную
кортофель.3. Валентина Ивановна – отличная доктор.
Ошибки, связанные с нарушением норм
управления (предложного и беспредложного), например: 1.Андрий встал на
стороне врагов (вм. встал на сторону). 2.Владимир обрадовался приездом
друга (вм. обрадовался приезду) 3. Он был удивлен этим словам (вм. этими
словами). 4. Мама любит и гордится мной. (любит кого?, но гордится
кем?).
Наличие подобных ошибок
свидетельствует о недостаточно сформированном умении учащихся соотносить
лексическое и грамматическое значение слов, о затруднении в определении рода
имен существительных. Особенно это касается разносклоняемых (имя, пламя) и
несклоняемых (кино, пальто) имен существительных, имен существительных 2-го
склонения мужского рода и 3-го склонения , существительных с отвлеченным
значением.
Ошибки, связанные с нарушением норм
управления, свидетельствуют о неумении строить глагольные словосочетания,
применять полученные знания на практике, о недостаточном внимании и
самоконтроле со стороны школьников в процессе создания высказывания.
В построении предложения наиболее
часто встречаются следующие ошибки:-использование разных видо–временных форм
глаголов: 1.Ребята прошли через березовый лес и выходят на
знакомую поляну. 2.Когда разлились реки, дороги становятся
непроходимыми;
-нарушение порядка слов в предложении: 1.Созданная
книга начинающим автором имела большой успех. 2. Капитана Миронова дочка
осталась в Белогорской крепости;
— неправильное употребление местоимений,
затрудняющее понимание смысла высказывания:
1. Пушкин показал образ Татьяны в своем
развитии. 2. В комедии изображена жизнь чиновников. Она произвела на
меня сильное впечатление.
-неправильное употребление причастного и
деепричастного оборотов: 1. Зайдя в комнату, его там не оказалось. 2.
Большинство людей, живущие на земле, не знают названия всех цветов;
-ошибки при преобразовании прямой речи в
косвенную: 1. Собакевич наконец спросил, какая будет ваша последняя цена. 2.
Ученик сказал, что я не понял задание.
— ошибки в построении сложных предложений:
1. Книга рассказывает о жизни замечательного русского художника Валентина
Серова, которую мне подарила мама. 2. Ребята свернули в лес, который тянулся до
реки, по которой плавали теплоходы.
Чтобы избежать ошибок в построении
словосочетаний и предложений, необходимо проводить систематическую работу по их
предупреждению в процессе усвоения языковых понятий. Целесообразно использовать
упражнения, в основе которых лежит наблюдение над готовой конструкцией, работа
по образцу, приемы редактирования, конструирования предложений, развитие навыка
рецензирования своего и чужого текста.
Работа по исправлению допущенных в
изложениях и сочинениях ошибок будет гораздо эффективнее, если вводить в неё
элементы игры, соревнования. Начиная с 6 класса, я провожу на уроках работы
над ошибками конкурс «Грамотеи», в котором участвуют все ученики класса.
Допущенные в работах самих учащихся ошибки вывешиваются без указания авторства,
и дети активно включаются в игру по установлению тех или иных недочётов.
Найденную ошибку необходимо классифицировать и предложить правильный вариант
словоупотребления или построения предложения. Одноклассники оценивают работу
друг друга и выбирают Грамотея- самого грамотного и внимательного ученика.
Полезное занятие совмещается с весёлым увлечением многих читателей – чтением
ученических «перлов».
Не менее увлекательно эта работа
проходит и со старшеклассниками, которые допускают массу речевых и
грамматических ошибок в итоговом сочинении по литературе и в сочинениях по
русскому языку в формате ЕГЭ. Анализ результатов выполнения задания 25 (сочинения)
показывает, что даже самые грамотные ученики, не допускающие нарушения орфографических
и пунктуационных правил, часто не замечают свои речевые недочёты и теряют
драгоценные баллы по критериям К9 и К10.
Также у старшеклассников довольно часто
встречаются текстовые ошибки. Это вид ошибок в построении текста, в результате
чего затрудняется восприятие речевого произведения. К текстовым ошибкам
относятся и логические ошибки. Логические ошибки – это ошибки в изложении
фактов, событий вследствие нарушения связности текста. К таким ошибкам можно
отнести и соединение разноуровневых, не сопоставимых по семантике и грамматике
понятий. Например: 1. На веранде стояли мама, Гриша и банка с вареньем. 2. В
театре было много людей и родителей с детьми. 3. Софья очень похорошела и
охладела к человеку, которого обещала ждать.
К логическим ошибкам относятся также
соединение в качестве однородных членов предложения родовых и видовых понятий,
например: В магазине большой выбор тетрадей, ручек, карандашей и канцелярских
товаров.
Среди речевых ошибок в построении
текста особое место в сочинениях выпускников занимают ошибки, связанные с
недостаточным владением речеведческими понятиями, что приводит к неумению
правильно выделить абзац, совершить логический переход от одной микротемы к
другой, сохранить стилистическое единство высказывания.
Таким образом, анализ речевых и
грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует
формированию умения школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств
для построения высказывания, основой которых является не только знание
лексических и грамматических значений слов, их сочетательных способностей, но и
учет целесообразности их употребления в определенном контексте. Пристальное
внимание к вопросам культуры речи на уроках русского языка способствует
повышению уровня общего развития ученика, формирует его речевое и нравственное
поведение .
Приложение.
Исходный текст для изложения в 6 классе.
Учебник «Русская речь», автор Е. И. Никитина (УМК под ред. проф.В.В.
Бабайцевой) .И.С.Тургенев «Воробей».
Я
возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг
она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул
вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на
голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно,
беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя
собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева,
старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь
взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой раскрытой пасти.
Он
ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело
трепетало от ужаса, голосок однчал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким
громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог
усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила
его оттуда.
Мой
Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я
поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не
смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным
ее порывом.
Любовь,
думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и
движется жизнь.
Предложения с ошибками, допущенными
учащимися , для конкурса «Грамотеи»
1. Воробей
был весь взъерошенный, искажённый, у него не было шанса, но собака поняла, что
за чувство было у воробья, и отступила.
2. Да,
не смейтесь, я благоговел эту бесстрашную птицу за её смелость!
3. Всё
его маленькое тело трепало (вм. трепетало) от ужаса.
4. Собака
была большим чудовищем для него. И всё равно он не мог усидеться на безопасном
месте.
5. Он
ринулся спасать, он заложил собой своё детище!
6. Он
стоял, жертвуя собой.
7. Ведь
его преодолела любовь к своему птенцу, и он ринулся его спасать, не боясь за
себя.
Исходный текст для
изложения в 7 классе. Учебник «Русская речь», автор Е. И. Никитина (УМК под
ред. проф.В.В. Бабайцевой) И.С. Соколов-Микитов «Вороны»
Зимою я возвращался с охоты. Положив на плечо лыжи, я шёл
по накатанной снежной дороге. Из школы, стоявшей на краю деревеньки, выбегали
после занятий ребята. Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой
деревенской широкой улицы. Я шёл следом, прислушиваясь к весёлым разговорам. На
середине деревни, у колодца, ребята остановились.
Задрав головы, они стали смотреть на вершины высоких берёз,
где сидели вороны. Кто-то снял шапку и стал махать ею над головой.
И вдруг одна из сидевших на вершине берёзы ворон, взмахнув
крыльями, стала тихо спускаться, села на плечо мальчика, махавшего шапкой.
Достав из сумок кусочки хлеба, ребята обступили мальчика и стали кормить
ворону. Оставшиеся на берёзе вороны, наклонив головы, с удивлением смотрели на
свою смелую товарку. С таким же удивлением смотрел и я на всё это. Подойдя, я
стал расспрашивать. И вот что я узнал.
Минувшим летом Коля подобрал в лесу выпавшего из гнезда
плохо летавшего воронёнка, принёс его домой. В сенях избы он устроил из палок
небольшую загородку для воронёнка и стал его кормить. Воронёнок очень скоро
привык к Коле, хорошо его узнавал, и всякий раз, когда Коля подходил к своему
питомцу, тот радостно каркал и махал крыльями.
Когда воронёнок подрос, Коля стал выпускать его на волю. Воронёнок неизменно к
нему возвращался. Он влетал в открытое окно дома, съедал приготовленное для
него угощение. Осенью воронёнок присоединился к другим воронам, но каждый раз,
стоило только ему увидеть на улице Колю, слетал с дерева и, к великому
удивлению других ворон, садился на его плечо.
Предложения с ошибками,
допущенными учащимися , для конкурса «Грамотеи»
1. Когда
я возвращался с охоты зимой, я положил на плечо лыжи.
2. Летом
Коля подобрал в лесу выпавшего из гнезда воронёнка. Привёл его домой,
накормил.
3. С
рядом стоящим деревом на ветке сидели вороны.
4. Я
взял из гнезда плохо летавшего воробьёнка и стал кормить, а ребята окружили
меня.
5. Воронёнок
привык к Коле, хорошо узнавал его, и каждый раз тот каркал и махал крылом.
6. Каждый
раз, когда Коля подходил к воронёнку, он радостно каркал.
7. В
сенях избы он устроил из палаток небольшую загородку.
8. Осенью
птица присоединился к другим воронам.
9. Но
когда увидит Колю, она приходит к нему.
Исходный текст для
изложения в 8 классе. Учебник «Русская речь», автор Е. И. Никитина (УМК под
ред. проф.В.В. Бабайцевой) И. Л.Андроников «Из жизни Остужева»
Много лет назад, еще до революции, молодой артист
московского Малого театра Александр Остужев, наделенный талантом, благородной
внешностью, сценическим обаянием, великолепными манерами, поразительной красоты
голосом, заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью.
Планы, надежды, будущность, слава — казалось, все рухнуло!
Жить без театра! О нет! Остужев убедил себя в
том, что можно дойти до таких степеней совершенства, когда глухота не будет
страшна ему. Он знал себя, он рассчитывал на силу воли, на упорство свое, на
всепреодолевающий труд. Он верил в дружбу, верил в Малый театр!
И остался актером.
Чтобы сыграть в спектакле роль, даже самую
крохотную, он выучивал наизусть всю пьесу. Чего стоило ему произносить свои
реплики вовремя, поддерживая живой диалог, делая вид, что он слышит партнеров!
Забудь он свой текст — ни один суфлер мира не помог бы ему, как кривое колесо
шел бы такой спектакль до конца акта.
Любовь к театру превозмогла все!
Фамилия Остужева появлялась на афишах театра в
продолжение многих лет. И стояла она не в конце среди лиц без речей, а в
начале. Он играл бурных героев Шиллера и Гюго, Скупого рыцаря Пушкина,
шекспировского Антония, Чацкого.
Незадолго до последней войны, когда ему шел
шестьдесят третий год, Остужев сыграл роль Отелло — и так, как уже давно никто
не играл ее в русском театре. Два с половиной часа сходился и снова шел
занавес. Два с половиной часа театральная Москва стоя приветствовала
замечательного актера, который свершил великий художественный и, я бы сказал,
великий нравственный подвиг…
Предложения с ошибками,
допущенными учащимися , для конкурса «Грамотеи»
1. Александр
Остужев, наделённый талантом, благотворительной внешностью, выразительной
красоты голосом, заболел.
2. Человек,
который навсегда оглох, не уныл, а наоборот, нашёл в себе силы.
3. Но
он убедил себя в том, что сможет добиться высоких вершин.
4. Два
с половиной часа сходила и снова шла занавес.
5. Остужев
совершил графственный (вм.нравственный) поступок! Подвиг!
6. Даже
если ты потерял слух, потерял руку или ногу, это не повод опускать руки.
7. Так
на примере Остужева автор показывает нам силу воли и храбрость сыграть без
слуха роль в театре.
Исходный
текст для сочинения в формате ЕГЭ в 11 классе по С.А. Алексиевич
Проблемы,
поставленные в тексте: 1. Подвиг женщин на войне
2.
Женское милосердие.
Все, что мы знаем о женщине, лучше
всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова — сестра, жена, друг,
и самое высокое — мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие
как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина
оберегает жизнь, женщина и жизнь — синонимы.
На самой страшной войне XX века
женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а
и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала
языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной
жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. «Не женская это доля —
убивать», — скажет одна из героинь этой книги, вместив сюда весь ужас и
всю жестокую необходимость случившегося. Другая распишется на стенах
поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить
войну». То была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И
бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.
В одном из писем Николая Рериха,
написанном в мае-июне 1945 года и хранящемся в фонде Славянского
антифашистского комитета в Центральном государственном архиве Октябрьской
революции, есть такое место: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские
слова, принятые теперь в мире: например, добавить еще одно слово —
непереводимое, многозначительное русское слово „подвиг“. Как это ни странно, но
ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения…»
Если когда-нибудь в языки мира войдет русское слово «подвиг», в том будет доля
и свершенного в годы войны советской женщиной, державшей на своих плечах тыл,
сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами.
…Четыре мучительных года я иду
обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов
женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, летчиц, снайперов, стрелков,
зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, десантниц, матросов,
регулировщиц, шоферов, рядовых полевых банно-прачечных отрядов, поваров,
пекарей, собраны свидетельства партизанок и подпольщиц. «Едва ли найдется хоть
одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины
так же хорошо, как их братья, мужья, отцы», — писал маршал Советского
Союза А.И. Еременко. Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и
механики-водители тяжелых танков, а в пехоте — командиры пулеметной роты,
автоматчики, хотя в языке нашем у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет
женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.
Только по мобилизации Ленинского
комсомола в армию было направлено около 500 тысяч девушек, из них 200 тысяч
комсомолок. Семьдесят процентов всех девушек, посланных комсомолом, находились
в действующей армии. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте
служило свыше 800 тысяч женщин…
Всенародным стало партизанское
движение. Только в Белоруссии в партизанских отрядах находилось около 60 тысяч
мужественных советских патриоток. Каждый четвертый на белорусской земле был
сожжен или убит фашистами.
Таковы цифры. Их мы знаем. А за
ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких,
утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Об
этом мы знаем меньше.
«Когда бы мы ни родились, но мы
все родились в сорок первом», — написала мне в письме зенитчица Клара
Семеновна Тихонович. И я хочу рассказать о них, девчонках сорок первого,
вернее, они сами будут рассказывать о себе, о «своей» войне.
«Жила с этим в душе все годы.
Проснешься ночью и лежишь с открытыми глазами. Иногда подумаю, что унесу все с
собой в могилу, никто об этом не узнает, страшно было…» (Эмилия Алексеевна
Николаева, партизанка).
«Когда я расскажу вам все, что
было, я опять не смогу жить, как все. Я больная стану. Я пришла с войны живая,
только раненая, но я долго болела, я болела, пока не сказала себе, что все это
надо забыть, или я никогда не выздоровлю. Мне даже жалко вас, что вы такая
молодая, а хотите это знать…» (Любовь Захаровна Новик, старшина,
санинструктор).
«Мужчина, он мог вынести. Он
все-таки мужчина. А вот как женщина могла, я сама не знаю. Я теперь, как только
вспомню, то меня ужас охватывает, а тогда все могла: и спать рядом с убитым, и
сама стреляла, и кровь видела, очень помню, что на снегу запах крови как-то
особенно сильный… Вот я говорю, и мне уже плохо… А тогда ничего, тогда все
могла. Внучке стала рассказывать, а невестка меня одернула: зачем девочке такое
знать? Этот, мол, женщина растет… Мать растет… И мне некому рассказать…
Предложения с ошибками, допущенными учащимися:
Вступительная часть. Формулировка проблемы и
комментарии.
1. Мама-самое
милосердное существо на земле, несмотря на расу, возраст и даже на то, будь это
животное.
2. Женщина
прежде всего это мать, создающая приятные условия для ребёнка, принимающая
участие в воспитании и выполняющая основную работу по дому. Без неё
невозможно обойтись.
3. Автор
показывает нам облик тех женщин-фронтовиков, у которых совсем не женское лицо.
4. Женщина
– хранительница очага, а также его защитница. Если её очагу угрожает
опасность, то она готова взять в ласковые нежные руки автомат и, не забывая о
своём милосердии, быть стойкой, жёсткой, отдать жизнь, если нужно.
5. Женщины
во все времена обладали не только статусом «Мать», но и статусом «Солдат».
6. Автор
призывает нас с предложения 35 до предложения 36 к тому, чтобы ценили женское
милосердие – это «великое Милосердие».
Аргументация
собственной позиции.
1. Я
согласен с автором, что женщина –самый важный человек в мире, без неё и день
будет мрачным. И жизнь будет скучной. А когда она есть, каждый день праздник,
всем весело и смешно.
2. Аргументом
из жизни хочу привести в пример свою бабушку.
3. В
этой войне (1812 года) принимали участие все люди и все сословия, «от малых до
великих», и женщины тоже принимали в ней немаловажное участие.
4. В
произведении «А зори здесь тихие» Солженицина повествуется о
патриотизме и героизме женщин.
5. В
романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого Николай Ростов был настолько
заинтересован войной, что хотел Наполеона убить своими руками, но французы
подорвали его вместе с конём на войне.
6. В
пример можно привести произведение М. Ю. Гоголя «Старуха Изергиль».
7. Лихачев
в произведении «Письма о добром и прекрасном» писал, что подвиги бывают разные.
Кто- то спасает котят, а кто-то сотни людей. Враги во время войны спасали от
гибели не только советских солдат, но и солдат противника. Разве это не
подвиг?
Заключение.
1.
Лица прекрасного пола не должны воевать и
видеть столько смертей. Женщина не должна стоять между выбором жизни и смерти.
2. Женщина
– мать, хранительница, берегиня. Есть ли какой-нибудь конечный пункт
определений женщины?
Задание 2. Укажите ошибки в приведённых ниже предложениях. В них использованы экспрессивно или эмоционально окрашенные слова в неэкспрессивной речи, а также слова с не соответствующей контексту эмоциональной или экспрессивной окраской. Выправьте текст.
I. 1. Всё страстное внимание художника, кипучесть его натуры направлены на всесторонний показ наших людей. 2. Беда сваливается на голову молодого врача, когда он находится при исполнении своих обязанностей. 3. Тов. Жуматов сообщает, что он берётся выполнить квартальный план за два месяца. 4. Во вдохновенных «Силезских ткачах» Гейне указывает на пролетариат как на могильщика буржуазии. 5. Мозговали долго и, наконец, нашли правильное решение, которым надлежит руководствоваться. 6. Автор даёт в брошюре дельные советы, как надлежит выполнять эту операцию. 7. В грядущие годы бухгалтер из простого регистратора операций превратится в лицо, облачённое большим доверием правлений компаний. 8. Эта книжка правдиво отражает борьбу народа за своё существование. 9. Необходимо претворить в жизнь наши наметки по выпуску обуви. 10. Этот дом, построенный руками наших доблестных строителей, выполнен из крупнопанельных блоков. 11. Прогулка по Москве-реке рабочих этого завода металлоизделий предвещала быть удачной. 12. На траве, на листьях деревьев, на крышах домов блестели и сверкали атмосферные осадки. 13. Появились зрители, которым была люба эта театральность. Были, конечно, среди них и сугубые эстеты. 14. Фёдоров за содеянное преступление получил три года.
II. 1. Самым ярким впечатлением от концерта явилось исполнение произведений Шопена, которые пианист предусмотрительно приберёг к концу выступления. 2. Особый интерес представляют сборища, на которых вместе с ребятами присутствует их классный руководитель. 3. Надо поторопиться, ибо мы опаздываем на поезд. 4. Хищения производились путём непосредственного изъятия продуктов из кладовки. 5. В соответствии с условиями работы внутреннее пространство двигателя полностью разобщено с наружной атмосферой. 6. Дуб на этом участке, выращенный из желудей местного сбора, характеризуется замечательной прямоствольностью и глянцевитостью коры. 7. Результаты таких неудачных сочетаний оказались весьма плачевными. 8. Примером может служить вековой опыт Шатиловского и Велико-Анадольского лесомассивов, давно заселённых крылатыми друзьями. 9. На пришкольном участке силами школьников возводится механическая мастерская. 10. Не снижать темпов, каждый день, каждую смену вершить сверхплановую продукцию – так решили работники маслозавода. 11. Проект застройки разработан группой зодчих седьмой мастерской. 12. Безвкусица появляется на прилавках и потому, что некоторые производственники и торгующие организации иногда потрафляют мещанству. 13. Прозвенел звонок, возвестивший о конце урока. 14. Робкий, беспомощный поначалу плач впоследствии стал воплощением властности и требовательности.
Задание 3. Исправьте текст.
1. Народные вокальные ансамбли и небольшие хоровые группы складываются не из сочетания традиционных партий, но представляют собой собрание любителей и знатоков народной песни. 2. Г-н Макаев обратил внимание на неблагополучное состояние с охраной труда и соблюдение техники безопасности. 3. Интересным фактом, вытекающим из этих наблюдений, – проявление в культурах кислот. 4. Сборник рассчитан для концертного исполнения на эстраде и, отчасти, как художественно-педагогический репертуар для студентов музучилищ и художественной самодеятельности. 5. Орёл и сокол – герои многих песен: «Высоко сокол летает», «То не сокол летит по поднебесью», а также различные варианты волжской песни о соколе. 6. О характере этого процесса можно судить, сопоставляя различные методические варианты, принадлежащие к песенным жанрам древнейшего происхождения, в частности путём сопоставления древнейших вариантов с вариантами, мелодически более развитыми и более позднего происхождения. 7. Историческая основа многих героических былин киевского цикла подтверждается путём сравнительного изучения народных эпических сказов и – с другой стороны – произведением древнерусской письменности. 8. Помимо недостатка продовольствия, у исследователей не оказалось надёжных помощников в столь сложном предприятии.
Задание 4. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении причастных оборотов и причастий.
I. 1. В статье правильно подчёркивается роль паровой машины, преобладающей в английской промышленности в период промышленной революции. 2. Не так давно в карстовых пещерах под Одессой в наносных слоях глины были найдены кости животных, населяющих нашу планету миллионы лет назад. 3. Завершающий этап монтажа технологического оборудования, осуществляющийся после возведения зданий, здесь не учитывается. 4. В отличие от моделей, ранее выпускаемых, в указанном рольганге по-новому решена конструкция роликов. 5. Расчёт конструкции арок производился с учётом воздействий, могущих возникнуть при их монтаже. 6. Автор публикует документы, освещающие события, имеющие место в XV веке. 7. Между первой и второй секциями по сравнению с моделями, ранее выпускающимися, изменена форма роликов. 8. Вода, фильтрующая сквозь бетон, растворяет цементный камень.
II. 1. В брошюре приведены технические данные компенсатора названного завода получившего широкое применение. 2. Мировая наука располагает пока единственным спектром свечения ночного неба, полученным пулковским астрономом, говорящим о наличии в атмосфере Венеры азота. 3. Весьма интересна работа немецкого исследователя Ганса Петерса Шмитца «Звуковая техника отца Анграмеля», расшифровавшего ритмические особенности звучания пьес французских композиторов XVIII века. 4. Книга рассчитана на локомотивные бригады, а также может быть полезна для работников первого и второго электродепо, связанных с эксплуатацией и ремонтом электровозов.
Задание 5.Оцените логические качества текста и выбор заголовка. Проведите правку-обработку.
-
Стилистические нормы
-
Соответствует
стилистическим нормам предложение:
-
Этот журнал я взял у подруги моей
сестры, недавно уехавшей на периферию.
-
Выполняя это упражнение, нужно
руководствоваться указаниями,
приведенными в задании.
-
После грозы на ветвях блестели капли
атмосферных осадков. -
Мальчик неожиданно поскользнулся,
ребята засмеялись в его адрес.
-
Стилистические
ошибки допущены в словосочетаниях:
-
способствовать упадку
-
соединение элементов
-
случившаяся поездка
-
благодаря болезни
-
Правильно
употребляется эмоционально окрашенная
лексика в предложении:
-
Начинается рассказ с описания мирной
жизни семьи Соколова. Это была дружная
и веселая семейка.
-
Эти сооружения строились из камня на
века.
-
А химия? Какие она только не вытворяет
чудеса! -
Теперь они не только зрители на этом
мероприятии, но и соучастники его.
-
Правильно
употребляется стилистически высокая
лексика в предложении:
-
После двух туров впереди шествует
российский шахматист. -
Депутаты уверовали, что поправки к
закону позволят перераспределить
средства. -
В заключение своего выступления Алексей
Иванович провозгласил: «У нас еще есть
недостатки».
-
В миллионах огней сегодня ликует мир:
«Свершилось! Враг раздавлен! Объединенные
нации победили!»
-
Неуместно
употребляется лексика официально-делового
стиля в предложении:
-
В моем районе отвратительные климатические
условия.
-
Мы рассмотрели вопрос согласно
полученному заявлению. -
В обсуждении принял участие заведующий
кафедрой социологии. -
Ряд предложений проекта не подкреплен
расчетами.
-
Неуместно
употребляется иноязычное слово в
предложении:
-
Рецензент отметил, что стихи написаны
на некардинальныетемы нашей жизни.
-
Вам поможет новое направление в медицине
– мануальнаятерапия. -
Эволюцияв природе неизбежна.
-
Ровный ряд матовых плафоновтускло
освещал коридор госпиталя.
-
Этические нормы
-
Языковая формула
прощания является нейтральной и
допустима во всех ситуациях:
Пока!
-
До свидания!
До завтра!
До скорого!
-
Недопустима при
обращении студента к преподавателю
языковая формула:
-
Приветствую Вас…
Здравствуйте!
Доброе утро!
Добрый день!
Простите за опоздание.
-
Не является
уместной форма выражения благодарности
научному руководителю в официальной
обстановке:
Уважаемый Иван Иванович! Выражаю Вам
искреннюю благодарность за оказанную
мне поддержку.
-
Дорогой Вы мой Иван Иванович! Большое
спасибо Вам за неоценимую помощь,
которую Вы мне оказали при написании
моей научной работы.
Разрешите выразить Вам искреннюю
благодарность!
Самые добрые слова благодарности я хочу
сказать моему научному руководителю.
-
Не является
уместным в официальной речи обращение:
Господа банкиры!
Господа предприниматели!
-
Господа безработные!
Господин губернатор!
-
Не допускается
по этикету форма «ты» в случае
обращения
к хорошо знакомому адресату
к равному по положению адресату
-
в официальной обстановке общения
к младшему по возрасту адресату
-
Неуместна в
официально-деловом общении следующая
форма ответа на извинения:
-
Чего уж там, бывает, не переживайте.
Принимаю ваши извинения.
Все в порядке.
Надеюсь, мы правильно поняли друг друга.
-
Наиболее уместна
в разговоре с незнакомым человеком на
улице форма обращения:
Барышня, а как мне проехать к рынку?
Женщина, где у вас тут супермаркет?
Мужик, до стадиона далеко?
-
Позвольте узнать, который час?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
190. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
В поэме показана сладостная жизнь чиновников.
грамматическая
+ речевая
фактическая
логическая
191. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Присутствующие пристально слушали выступление лектора.
грамматическая
+ речевая
фактическая
логическая
192. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Молодые люди часто ездиют охотиться на уток.
+ грамматическая
речевая
фактическая
логическая
193. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
На следующее утро Гаврик стал очень рано.
грамматическая
+ речевая
фактическая
логическая
194. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Ихняя одежда вся промокла.
+ грамматическая
речевая
фактическая
логическая
195. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
С первых страниц произведения автор знакомит нас с главными героями.
фактическая
логическая
грамматическая
+ речевая
196. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Мы не попали в зоопарк вследствие того, что он был закрыт.
грамматическая
+ речевая
фактическая
логическая
197. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
На траве, на листьях деревьев, на крышах домов блестели и сверкали атмосферные осадки.
грамматическая
+ речевая
фактическая
логическая
198. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Благодаря проливному дождю мы не могли выйти на прогулку.
грамматическая
+ речевая
фактическая
логическая
199. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
С большим эпосом говорит Маяковский о поэзии.
грамматическая
+ речевая
фактическая
логическая
200. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
А.Н. Островский изображает покорство Катерины.
+ грамматическая
речевая
фактическая
логическая
201. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Красность ягод привлекла внимание ребят.
+ грамматическая
речевая
фактическая
логическая
202. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
В боевых операциях участвовали девушки-красноармейки.
+ грамматическая
речевая
фактическая
логическая
203. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
В учении нужно проявлять усердство.
+ грамматическая
речевая
фактическая
логическая
204. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
В пьесе показана низменная жизнь низов общества.
грамматическая
+ речевая
фактическая
логическая
205. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Более лучше озеро было видно с пригорка.
+ грамматическая
речевая
фактическая
логическая
206. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Плюшкин — настоящий скупердяй.
грамматическая
+ речевая
фактическая
логическая
207. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Трое девочек играли во дворе.
+ грамматическая
речевая
фактическая
логическая
208. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Отчет о работе был представлен к первому декабрю.
+ грамматическая
речевая
фактическая
логическая
209. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Это человек, крадящий деньги у семьи.
+ грамматическая
речевая
фактическая
логическая
210. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
За ночь прорубь покрылся тонкой коркой льда.
речевая
логическая
+ грамматическая — нарушение норм согласования
грамматическая — нарушение норм управления
211. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Касаться к этой теме Насте было неприятно.
речевая
логическая
грамматическая — нарушение норм согласования
+ грамматическая — нарушение норм управления
212. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Мальчик долго смотрел вслед поезда.
речевая
логическая
грамматическая — нарушение норм согласования
+ грамматическая — нарушение норм управления
213. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Владимир обрадовался приездом друга.
речевая
логическая
грамматическая — нарушение норм согласования
+ грамматическая — нарушение норм управления
214. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Андрей встал на стороне врагов.
речевая
логическая
грамматическая — нарушение норм согласования
+ грамматическая — нарушение норм управления
215. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
речевая
логическая
грамматическая — нарушение норм согласования
+ грамматическая — нарушение норм управления
216. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Он любит и гордится своим сыном.
речевая
логическая
грамматическая — нарушение норм согласования
+ грамматическая — нарушение норм управления
217. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Валентина Ивановна — отличная доктор.
речевая
логическая
+ грамматическая — нарушение норм согласования
грамматическая — нарушение норм управления
218. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися спортом.
речевая
логическая
+ грамматическая — нарушение норм согласования
грамматическая — нарушение норм управления
219. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Князя Андрея сестра осталась в Богучарове.
речевая
логическая
грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
+ грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) предложения
220. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
речевая
логическая
грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
+ грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) предложения
221. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
В театре было много людей и родителей с детьми.
речевая
+ логическая
грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) предложения
222. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Книга рассказывает о жизни замечательного русского художника В. Серова, которую мне подарила мама.
речевая
логическая
грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
+ грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) предложения
223. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
В магазине большой выбор тетрадей, ручек, карандашей и канцелярских товаров.
речевая
+ логическая
грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) предложения
224. Задание
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Он становится писателем и пишет книги.
грамматическая
+ речевая
фактическая
логическая
225. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Аркадий сказал, что меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов.
речевая
логическая
грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
+ грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) предложения
226. Задание
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложе-нии?
На веранде стояли мама, Гриша и банка с вареньем.
речевая
+ логическая
грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) пред-ложения
227. Задание
К собственно речевым относятся ошибки, связанные:
+ с употреблением слова в несвойственном ему значении
с нарушением норм управления (предложного и беспредложного)
с неправильным образованием слова
с неумением правильно выделить абзац
228. Задание
К логическим ошибкам относятся ошибки, связанные:
с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм в построении предложения
с тавтологией
с нарушением норм согласования
+ с нарушением связности текста
229. Задание
К грамматическим ошибкам относятся ошибки, связанные с:
неумением правильно выделить абзац
+ с неправильным образованием слова
с неоправданным употреблением в одном контексте однокоренных слов
с немотивированным употреблением диалектной и просторечной лексики
230. Задание
Грамматические ошибки делятся на следующие виды:
лексические, морфологические и синтаксические
стилистические, морфологические и синтаксические
+ словообразовательные, морфологические и синтаксические
орфоэпические, морфологические и синтаксические
231. Задание
Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота — это:
лексическая ошибка
стилистическая ошибка
+ синтаксическая ошибка
морфологическая ошибка
232. Задание
Собственно речевые ошибки делятся на следующие виды:
лексические и синтаксические
словообразовательные и синтаксические
стилистические и морфологические
+ лексические и стилистические
233. Задание
В каком из видов языкового разбора необходимо обозначение общего грамматического значения слова:
фонетическом
словообразовательном
морфемном
+ морфологическом
234. Задание
Какой из видов языкового разбора невозможен без подбора од-нокоренных слов:
фонетический
синтаксический
словообразовательный
+ морфемный
235. Задание
Какой из видов языкового разбора включает определение постоянных и непостоянных признаков слова:
морфемный
+ морфологический
словообразовательный
лексический
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Категория: Литература | Добавил: Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0