Национальность устойчивая историческая общность логическая ошибка

Определение
имени

это логическая операция, раскрывающая
содержание имени путем указания на его
существенные признаки.

В
структуре определения выделяют
определяемое имя (то, что определяется)
и определяющее имя (то, с помощью чего
оно опре­деляется).

Определения
делятся на явные и неявные.

В
явных
определениях
имеет
место четкое указание существен­ных
признаков, присущих данному имени.

Неявные
определения
задают
всевозможные типы отношений, в которых
определяемое имя может находиться к
другим именам.

Основными
разновидностями явного определения
являются оп­ределение
через род и видовое отличие и генетическое
определение.

Определение
через род и видовое отличие

это определение, сущность которого
состоит в указании ближайшего родового
имени и
видового признака, выделяющего искомое
имя из класса сходных с
ним (родовых) имен. Например: «Барометр
— метеорологический прибор (родовое
имя), предназначенный для измерения
атмосфер­ного
давления (видовой признак)».

Генетическое
определение

определение через указание на спо­соб
образования предмета (его генезис).
Например: «Шар — это гео­метрическое
тело, образованное вращением круга
вокруг одного из диаметров».

К
неявным определениям относятся описание,
характеристика, сравнение,
указание на отношение предмета к своей
противополож­ности, контекстуальное
определение и др.

Для
того, чтобы определение было логически
корректным, оно должно
подчиняться определенным правилам:

1.
Определение
должно быть соразмерным,
т.
е. определяемое и
определяющее имена должны быть
равнообъемны между собой. Например:
«Цилиндр — это геометрическое тело,
образованное вра­щением
прямоугольника вокруг одной стороны».

При
несоблюдении данного правила возможны
две основные ло­гические ошибки:

1)
слишком
широкое определение:
«Нация
— устойчивая истори­ческая
общность людей»; ошибка возникает в
случае, если опреде­ляющее
имя по объему больше определяемого; в
данном случае не

указан
специфицирующий признак, выделяющий
нацию из осталь­ных
устойчивых исторических общностей,
т.е. нарушено требова­ние
соразмерности;

2)
слишком
узкое определение:
«Кража
— тайное похищение об­щественного
имущества»; ошибка возникает в случае,
если опреде­ляющее
имя по объему меньше определяемого; в
данном случае объемы
определяющего и определяемого имен
находятся в отноше­нии
подчинения, следовательно, требование
соразмерности также нарушено.

2. Определение
не должно содержать круга.
Круг
в определе­нии
возникает в том случае, если определяемое
имя определяется через
определяющее, а последнее, — в свою
очередь, через опреде­ляемое.
Например: «Количество — это характеристика
предмета с его
количественной стороны».

3. Определение
должно принимать максимально простую
форму
из
всех возможных: «Закон — существенная
связь между предметами».

  1. Определение
    должно быть общедоступным,
    т.
    е. при его по­строении
    должны использоваться слова
    общеупотребительной лек­сики.
    При несоблюдении данного требования
    возникает ошибка оп­ределения
    неизвестного через неизвестное.
    Например: «Холизм — идеалистическая
    философия целостности, близкая по своим
    идеям к теории
    эмерджентной эволюции».

  2. Определение,
    по возможности, не должно быть
    отрица
    тельным.
    Данное
    требование связано с
    тем,
    что при таком опреде­лении
    не происходит выявления существенных
    признаков предмета.

    Отрицательное
    определение ограничивается лишь
    указанием на от­сутствие
    не принадлежащих имени признаков,
    поэтому познава­тельная,
    а тем более — прогностическая функция
    такого определе­ния
    весьма незначительна.

Деление

это логическая операция, посредством
которой объем делимого имени (рода)
подразделяется на ряд подмножеств
(видов) с
учетом избранного основания (критерия)
деления.

Основные
правила деления:

1.
Деление
должно быть соразмерным,
т.е.
объем делимого имени
должен быть равен сумме объемов членов
деления. Напри­мер:
«Электрический ток делится на постоянный
и переменный».

При
несоблюдении данного правила возможны
две ошибки:

  1. неполное
    деление;
    ошибка
    возникает в случае, если объемы чле­нов
    деления не исчерпывают объема делимого
    имени. Например: «Арифметические
    действия делятся на сложение, вычитание,
    умноже­ние, деление, возведение в
    степень» (не указано «извлечение
    корня»);

  2. деление
    с избыточным членом,
    например:
    «Леса делятся на лиственные,
    хвойные, смешанные»; здесь «смешанные»
    — лишний член,
    т.к. объем имени «лес» исчерпывается
    объемами имен «лист­

    венный
    лес» и «хвойный лес».

  1. Деление
    должно производиться по одному основанию,
    т.
    е. нельзя
    использовать два и более признаков в
    качестве оснований деле­ния:
    «Науки подразделяются на гуманитарные,
    естественные и техни­ческие».

Члены
деления должны исключать друг друга,
т.
е. их объе­мы
не должны находиться в отношении
пересечения: «Студенты делятся
на очников, вечерников и заочников».

  1. Деление
    должно быть непрерывным;
    при
    нарушении данно­го
    правила возникает ошибка «скачок в
    делении». Например: «Преступления
    делятся на умышленные, неосторожные и
    кражи». В

    данном
    случае кража является разновидностью
    умышленного пре­ступления
    и, следовательно, не может выступать в
    качестве само­стоятельного
    члена деления.

Деление
как логическую операцию необходимо
отличать от чле­нения на части: если
члены деления всегда обладают признаком
де­лимого
имени (рода), то части признаком целого
не обладают. На­пример,
сравним: «Год делится на 12 месяцев», —
членение на части, ибо месяц признаком
года не обладает; «Углы делятся на
острые, прямые
и тупые», — деление объема, т. к. члены
деления обладают родовым
признаком (являются разновидностями
угла).

Упражнения

1.
Дать логическую характеристику следующим
именам
:
студент;
небрежность; Северный полюс; Ноев ковчег;
ночь; стая; количество; квадрат; человек,
проживший 300 лет; абстракция; зна­менатель.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Кафедра философии и психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По ЛогикЕ

Вариант 1,10

Москва — 2007

Тема № 1. Понятие.

Упражнение № 1.

Провести последовательное ограничение и обобщение следующих понятий:

1.1. Роман. 1.2. Учащийся. 1.3. Планета. 1.4. Юрист. 1.5. Плоская замкнутая геометрическая фигура.

Решение:

А) последовательное ограничение:

1.1. Роман — исторический роман — исторический роман Л. Н. Толстого — роман Л. Н. Толстого «Воина и мир»;

1.2. Учащийся — учащийся гимназии — учащийся гимназии № 35 — учащийся гимназии № 35 Иванов;

1.3. Планета — планета Солнечной системы — планета Венера;

1.4. Юрист — прокурор — военный прокурор — военный прокурор Петров;

1.5. Плоская замкнутая геометрическая фигура — квадрат.

Б) последовательное обобщение:

1.1. Роман — литературное произведение.

1.2. Учащийся — лицо, посещающее учебное заведение.

1.3. Планета — космическое тело — Вселенная;

1.4. Юрист — человек, имеющий гуманитарное образование;

1.5. Плоская замкнутая геометрическая фигура — замкнутая геометрическая фигура — геометрическая фигура.

Упражнение № 10.

Установить правильность следующих определений (в неправильном определении указать, какое правило нарушено; дать правильное определение):

10.1.Источники права — акты компетентных государственных органов, устанавливающих или санкционирующих нормы права.

10.2.Феодализм — общественный строй, основанный на эксплуатации.

10.3.Кассационная жалоба — это жалоба на приговор или решение суда, не вступившее в законную силу.

10.4.Инкриминирование — предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления.

10.5.Нация — устойчивая историческая общность людей.

10.6.Кража — тайное похищение общественного имущества.

10.7.Иск — юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

10.8.Мошенник — человек, занимающийся мошенничеством.

10.9.Наказание — мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление.

10.10.Оговор — показание свидетеля, ложно изобличающее другое лицо в совершении преступления.

10.11.Кибернетика — не искусство.

10.12.Правоспособность — способность иметь права.

10.13.Истина — дочь разума, мать мудрости.

10.14.Соната — музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.

Решение:

10.1. — неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкого определения (А > Вс); 10.2. — неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкое определения (А > Вс) (Феодализм — предшествующая капитализму общественно-экономическая формация, характеризующаяся существованием двух основных классов — землевладельцев и находящихся в личной от них зависимости крестьян); 10.3. — правильное определение; 10.4. — правильное определение; 10.5. -правильное определение; 10.6. — неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкого определения (А > Вс) (Кража — преступление против собственности, выражающееся в тайном хищении чужого имущества); 10.7. — правильное определение; 10.8. — неправильное определение, нарушено правило недопущения круга, тавтология (Мошенник — человек, занимающийся обманом, жульничеством с корыстной целью); 10.9. — неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкого определения (А > Вс) (Наказание — мера принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему международное или государственное преступление); 10.10. — неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкого определения (А > Вс) (Оговор — показание обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, ложно изобличающее другое лицо в совершении преступления); 10.11. — неправильное определение, нарушено правило не отрицания (Кибернетика — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе); 10.12. -неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкого определения (А > Вс) (Правоспособность — способность иметь права и нести установленные государством обязанности); 10.13. — неправильное определение, нарушено правило ясности (Истина — адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно); 10.14. — неправильное определение, нарушено правило недопущения круга (Соната — музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов, состоящее из нескольких контрастирующих частей, объединенных общим замыслом).

Упражнение № 11 .

Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены.

11.1.Научные значения делятся на естественно-научные, технические и гуманитарные.

11.2.К ценным бумагам относятся акции и чеки.

11.3.Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.

11.4.Видами искусства являются художественная литература, живопись, архитектура, театр, симфоническая музыка.

11.5.Политический режим различных государств может быть демократическим и недемократическим.

11.6.Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.

11.7.Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим.

11.8.Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные.

11.9.Политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной.

11.10.Языки делятся на естественные, искусственные и народные.

11.11.Речь бывает устной, письменной, путанной и заумной.

11.12.Приговоры бывают обвинительные, оправдательные и несправедливые.

11.13.Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.

1.14.Республики разделяются на парламентские, президентские и унитарные.

11.15.Основными свойствами товара являются потребительная стоимость и стоимость.

Решение:

11.1. Деление правильное;

11.2. Деление не полное: существуют также векселя, облигации и т. д.;

11.3. Деление осуществляется по 2-м основаниям;

11.4. Деление неполное: имеются другие стили музыки, например, популярная;

11.5. Деление правильное;

11.6. Не полное деление и деление по нескольким основаниям;

11.7. Деление по разным основаниям;

11.8. Неполное деление;

11.9. Деление по разным основаниям;

11.10. Деление с лишним членом;

11.11. Деление с лишним членом;

11.12. Деление с лишним членом;

11.13. Деление правильное;

11.14. Деление с лишним членом;

11.15. Деление правильное.

Тема № 2. Суждение.

Упражнение № 1.

Найти предложения, выражающие суждение:

1.1.Всякое преступление — противоправное деяние;

1.2.Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;

1.3. «Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (Пушкин);

1.4.Европейское бюро Секретариата Интерпола создано для разрешения региональных проблем сотрудничества полиции европейских стран в борьбе с преступностью;

1.5.Кооператив вправе принимать любые решения, если это не противоречит действующему законодательству;

1.6. «Кто над морем не философствовал?» (Маяковский);

1.7.Следственный эксперимент имеет одной из своих задач уточнение обстоятельств и причин расследуемого преступления;

1.8.Все равны перед законом и имеют право на защиту законом;

1.9. «Вперед! Без страха и сомнения на подвиг доблестный, друзья!»;

1.10.Ценные бумаги могут быть предъявительскими, ординарными или именными;

1.11.На основе законов общественного развития возможно предвидение тенденций социальных процессов;

1.12.Ни один подложный документ не является доказательством;

1.13. «Одни поддельные цветы дождя боятся» (Крылов);

1.14. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» (Шекспир);

1.15. «Вещай, великий муж, на что сей создан свет?» (Фонвизин);

1.16. «Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека» (Вольтер);

1.17. «Ребята! Не Москва ль за нами?» (Лермонтов) (https://referat.bookap.info, 12).

Решение:

К суждениям относятся следующие предложения: 1.1.; 1.2.; 1.4.; 1.5.; 1.7.; 1.8.; 1.10.; 1.12.; 1.13.; 1.14.; 1.16.;

Упражнение № 10.

Определить вид модальностей следующих суждений.

10.1.Материя неразрывно связана с движением;

10.2.Неверно, что для привлечения к ответственности достаточно только признания обвиняемого;

10.3.Помните: бензин огнеопасен, работу с ним лучше проводить на открытом воздухе;

10.4.Обвиняемый может быть оправдан;

10.5.Любой объективный процесс есть разрешение назревшего противоречия;

10.6.В случае пожара звоните по телефону 01;

10.7.Сергей Есенин родился в 1895 году в селе Константиново;

10.8.Приговоры районного суда могут быть обжалованы в суде второй инстанции;

10.9.Не плюй в колодец — пригодится воды напиться;

10.10.Не задерживайся в дверях, проходите в салон автобуса!;

10.11.По мнению ряда ученых, некоторые континенты разобщены в результате дрейфа;

10.12.Наличие причинной связи между действиями, совершенными данным лицом, и наступившим общественно-опасными последствиями — непременное условие привлечения его к уголовной ответственности;

10.13.Законы экономического развития являются объективными законами;

10.14.Переходя улицу на зеленый сигнал светофора, сначала следует посмотреть налево, затем направо.

Решение:

10.1. — Алетическая;10.2. — Эпистемическая; 10.3. — Деонтическая; 10.4. — Эпистемическая; 10.5. — Алетическая; 10.6. — Деонтическая; 10.7. — Алетическая; 10.8. — Алетическая; 10.9. — Деонтическая; 10.10 — Деонтическая; 10.11. — Эпистемическая; 10.12. — Деонтическая; 10.13. — Алетическая; 10.14. — Деонтическая.

Тема № 3. Умозаключение.

Упражнение № 1.

Сделать непосредственное умозаключение путем превращения.

1.1.Все студенты нашей группы являются успевающими;

1.2.Ни одна захватническая война не является справедливой;

1.3.Некоторые предприятия нерентабельны;

1.4.Это решение суда необоснованно;

1.5.Некоторые приговоры суда не являются обвинительными;

1.6.Ни одна сделка, направленная на ограничение правоспособности, не являются действительными;

1.7.Некоторые жители нашего города верующие;

1.8.Не все преступления совершаются с прямым умыслом;

1.9.Никто не обнимет необъятного;

1.10.Некоторые свидетельские показания недостоверны;

1.11.Каждая культурная ценность неповторима;

1.12.Приговор суда по делу Н. является справедливым;

1.13.Некоторые сделки не являются односторонними;

1.14.Все дороги ведут в Рим.

Решение:

1.1. Ни один студент нашей группы не является неуспевающим;

1.2. Все захватнические войны является несправедливой;

1.3. Некоторые предприятия не являются рентабельны;

1.4. Это решение суда не является обоснованным;

1.5. Некоторые приговоры суда являются оправдательными;

1.6. Все сделки, направленные на ограничение правоспособности, являются недействительными;

1.7. Некоторые жители нашего города не являются неверующими;

1.8. Не все преступления совершенные с непрямым умыслом;

1.9. Все обнимут объятное;

1.10. Некоторые свидетельские показания не являются достоверными;

1.11. Ни одна культурная ценность не является повторимой;

1.12. Приговор суда по делу Н. не является несправедливым;

1.13. Некоторые сделки являются не односторонними;

1.14. Ни одна из дорог ни ведет не в Рим.

Упражнение № 10.

Определить состоятельность обобщений в русских пословицах.

10.1.Много снега — много хлеба; много воды — много травы.

10.2.Во время града выкинь помело в окно — пройдет.

10.3.Легко воровать, да тяжело отвечать.

10.4.Что ворам с рук сходит, за то воришек бьют.

10.5.Правый глаз чешется — радоваться; левый — плакать.

10.6.Если вокруг пожара стать людям по углам с иконами, то дальше не пойдет.

10.7.Сей овес, когда босая нога на пашне не зябнет.

10.8.Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливается, две недели подсыхает.

10.9.Гусь лапу поднимает — к стуже.

10.10.Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.

10.11.Ласточки шныряют низко — к дождю.

10.12.К ненастью соль волнет (сыреет).

10.13.Если убить змею и повесить на березу, пойдет дождь.

10.14.Вора помиловать — добро погубить.

10.15.Подушку под собой перевернуть — собака выть перестанет.

10.16.Хлеб или ложка за обедом выпадает — гость спешит.

10.17.Май холодный — год хлеборобный.

Решение:

К состоятельным обобщениям относятся следующие пословицы: 10.1; 10.3; 10.7; 10.8; 10.11; 10.12; 10.14; 10.17.

Тема № 4. «Законы формальной логики».

Упражнение № 1.

Сохранят ли данные суждения тождество, если выделенные понятия заменить понятиями в скобках.

1.1.Калигула начал с амнистии осужденных (помилование, прощение, освобождение).

1.2.Часть предприятий из прибыльных превратились в неприбыльные (нерентабельные, неэффективные, непроизводительные).

1.3.Нужно быть непримиримым ко всякого рода лжи (неправде, обману, дезинформации, двуличию).

1.4.За время работы в Стройбанке Н. показал себя инициативным (энергичным, деловым, компетентным).

1.5.Невиновность П. установлена доказательствами (доводами, аргументами, основаниями, посылками).

1.6.Виновность К. установлена фактами (уликами, вещественными доказательствами, показаниями свидетелей, признанием К,) .

1.7.В случае недостижения соглашения по вопросу о процедуре расследования стороны по взаимной договоренности выбирают арбитра, который решает вопрос о процедуре (третейского судью, посредника).

1.8.После почти 200-летнего господства английских колонизаторов Индия стала независимым государством (самостоятельным, суверенным).

1.9.Французкие материалисты XVIII в. выступили с открытой пропагандой атеизма, основанного на выводах из науки о природе и человеке (безбожия, неверия, безверия).

1.10.При обсуждении вопроса выявились различные точки зрения (мнения, позиции, взгляда).

Решение:

Тождество в задании сохраняют все суждения, за исключением задания 1.5. — подмена понятий.

Раунд первый: определение нации.

Первый участник схватки Иосиф Сталин: Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Второй участник схватки Владимир Сидоров: Отмечая просто поразительную краткость и емкость сталинского определения нации, я все-таки рискну сказать: оно должно быть еще короче! Слова «проявляющегося в общности культуры» — лишние! Здесь обычная тавтологическая попытка определить, «дефинировать» одно неизвестное понятие (в данном случае «психический склад») через другое, еще менее известное, через просто размытое понятие (в данном случае «культура»).
            Сталин не знал и не мог знать того, что на уровне гениальной догадки уже нашел исключительно удачную формулировку «психический склад». Примененная в 1913 году, она и спустя столетие на голову выше  выражений типа «национальный характер», «национальный менталитет», «ментальность», «национальное самосознание», «национальная идентичность», «национальный код поведения», «национальная идея»… ВСЕ придуманные после Сталина формулировки психической стороны нации отражают в лучшем случае только один из аспектов психики. Так, оппонент Константин Поздняков выделяет только национальное самосознание. А формулировка Сталина включает в себя целые пласты психики. Это, например, и особенности (апперцепции) восприятия, и особенности поведения, привычки, психологические установки мышления, специфика обработки понятий через язык как вторую сигнальную систему, особенности эмоциональной сферы.  Как известно, в 1913 году физиология высшей нервной деятельности еще только приближалась к освоению понятий условного рефлекса, второй сигнальной системы. Фрейд еще не привлек внимание к пластам бессознательного в человеческой психике. Еще не появились бихевиористы и не отнеслись к поведению как к проявлению психического начала. А Сталин уже нашел такую формулировку, которая включала в себя все это.
           Этой формулировкой Сталин как бы заранее приготовил идеальное хранилище для плодов познания на ниве национальной психологии. Правда, советским, российским и в особенности русским авторам сегодня по сути нечем это прекрасное хранилище заполнить. Кроме как гнильем в виде отсебятины, фантастических предположений, домыслов и «имперских» пустышек.
            В результате в России практически не знают не только самой по себе темы психического склада нации, но не понимают и того, КАК к этой теме подступиться. Начинающий разговор о психических чертах той или иной нации всегда подпадает под подозрение, что он хочет какую-то нацию обругать, кого-то принизить, а кого-то выпятить. Тот факт, что англичанин в силу уже особенностей глагольных форм воспринимает время и любое событие и состояние иначе, чем русский, — этот факт многие в России воспримут как покушение не то на англичан, не то на русских. Что из ста человек вряд ли найдутся двое с одинаковыми мыслями и чувствами при прослушивании одной и той же симфонии Бетховена, — это мы в России еще можем понять. А вот что мысль «Ive got» не совсем та же самая мысль, что «у меня (есть)», — это нам кажется подозрительным.
           Однако вместо советских, вместо российских и вместо русских авторов хранилище Сталина постепенно заполняется доброкачественными плодами за счет усилий иностранных исследователей: Герберт Хан «О гении Европы», Кейт Фокс «Наблюдая за англичанами»…
            Итак, сильнейшие черты данного определения Сталина и вообще сталинского стиля письменной речи – краткость и доходчивость. Но с позиций уже 21 века это определение нужно еще СОКРАТИТЬ, нужно убрать из него лишнюю «дефиницию» — слова «проявляющегося в общности культуры». Нужно не заменять малоизвестный термин термином расплывчатым и размытым, а вникать в понятие «психический склад нации». Надо изучать, познавать этот психический склад и видеть удивительную и прекрасную палитру отражений мира разными нациями.

Третий участник схватки Константин Поздняков: В целом определение Сталина не противоречит Системе этнических категорий, а органично её наполняет. Но почти за сто лет определение Сталина не могло не устареть.
            Читайте схему слева направо: восхождение от объекта к субъекту, от абстрактного к конкретному, от отдельного к общему, от основного к главному. Или, наоборот, низходите справа налево: от субъекта к объекту и т.д. В основе всё очень просто: материальное-духовное, базис-надстройка. Но уникально оборачиваемостью диалектического метода: нет ухода в древо Порфирия с бесконечным числом ветвей и отростков. Система разворачивается и сворачивается. Она и онтология и метод.
          Освободим дефиниции от конкретно-исторического груза! Нация – сознание национальности. Гражданское общество – институт волеизъявления. Государство – аппарат насилия.

Раунд второй: общность экономической жизни.

Первый участник схватки Иосиф Сталин: Общность территории сама по себе еще не дает нации. Для этого нужна, кроме того, внутренняя экономическая связь, объединяющая отдельные части нации в одно целое…
            Взять хотя бы грузин. Грузины дореформенных времен жили на общей территории и говорили на одном языке, тем не менее они не составляли, строго говоря, одной нации, ибо они, разбитые на целый ряд оторванных друг от друга княжеств, не могли жить общей экономической жизнью, веками вели между собой войны и разоряли друг друга, натравливая друг на друга персов и турок. Эфемерное и случайное объединение княжеств, которое иногда удавалось  провести какому-нибудь удачнику-царю, в лучшем случае захватывало лишь поверхностно-административную сферу, быстро разбиваясь о капризы князей и равнодушие крестьян. Да иначе и не могло быть при экономической раздробленности Грузии. Грузия, кА нация, появилась лишь во второй половине XIX века, когда падение крепостничества и рост экономической жизни страны, развитие путей сообщения и возникновение капитализма установили разделение труда между областями Грузии, вконец расшатали хозяйственную замкнутость княжеств и связали их в одно целое.

Второй участник схватки Владимир Сидоров: Прозвучавшие в 1913 году из уст профессионального революционера и марксиста слова «общность экономической жизни» как признаке НАЦИИ были для Сталина довольно рискованным поступком. Так и видятся недоумевающие лица членов марксистского кружка: «Общность экономической жизни? При столь явном разделении на классы? При столь вопиющих сословных различиях? Ты о чем, Коба?!» — Ясно, что Сталин просто не мог не свести «экономическую общность» к товарообмену. И тем самым не мог не прийти к тому, что нации формируются только с развитием товарного хозяйства и капитализма.
               Сегодня мы имеем право и имеем возможность задуматься: общность ЧЕГО имелась в виду? Что значит «экономическая жизнь»? Разве это только экономические СВЯЗИ? Это добывание «хлеба насущного». Это производство, распределение, потребление продуктов труда – материальных и духовных. Плюс это отношения между людьми при добывании «хлеба насущного». И все вот это – «экономическая жизнь».
              Посмотрев теперь с этих позиций на разные народы, мы сразу же заметим огромные различия между ними в деле добывания «хлеба насущного», в самих по себе способах «экономической жизни». Одни народы были оседлыми, другие кочевыми. Одни занимались земледелием, другие скотоводством. Одним приходилось бороться с зимой и с холодом, другим приходилось иметь дело с палящим солнцем. Одни жили в долинах, другие в горах. Одни возле морей, другие в глубинах континентов. Палитра различий между народами по способу экономической жизни ничуть не меньшая, чем в удивительной игре ландшафтов матушки Земли. Причем эти различия на данной территории воздействуют одинаково на всех жителей данной территории. Зима влияет на гардероб хоть крестьянина, хоть князя. Вождю кочевого народа, будь он хоть Чингис-ханом, придется заниматься отнюдь не строительством вечных и монументальных построек в своей «Риме», ему придется вслед за соплеменниками использовать переносное жилье, даже менять свою резиденцию.
              Если ТАК понять формулировку «экономическая жизнь», то отпадает жесткая привязка к товарному хозяйству, к «общему рынку», к развитию капитализма. И исторические границы появления наций могут быть существенно отодвинуты в прошлое. Правда, во многих случаях особенно не отодвинешь, так как формирование общего языка весьма часто было привязано именно к  развитию экономических связей. Кто разберется в норвежских ригсмолах,  ландсмолах и диалектах? Кто скажет, когда именно родилась норвежская нация? И родилась ли она или возродилась спустя столетия после почти уничтожившей ее страшной чумы? – Отвечать на такие вопросы можно и нужно с учетом конкретики. Но уже без того, чтобы непременно впихивать нацию в прокрустово ложе сугубо капиталистических взаимосвязей. Возможно, описанный Сталиным раздрай между грузинскими князьями в еще большей степени заметен в истории Польши. Но это не основание для отрицания существования поляков как нации в 19, в 18 , в 17 … веках.
              Что дает такое толкование сталинской формулировки «общность экономической жизни»? – Оно дает возможность строительства государств без глупых претензий на национальное единообразие граждан. Оно дает возможность правильного проведения границ внутри федераций и союзов. И надо сказать, что в сталинском СССР таковые границы проводились весьма грамотно, исходя именно из расширительного понимания «общности экономической жизни». То есть на практике теоретик Сталин исходил из того толкования, которое я изложил.

Третий участник схватки Константин Поздняков: Думается, что в России нация уже сложилась в начале 17 века. Подумайте: какая, сила, монада, чья эманация или эйдос вернули государственность России, как не нация — сознание национальности, вместе с гражданским обществом (sic!): князь Пожарский и ГРАЖДАНИН МИНИН с народным ополчением восстановили русскую государственность. Смотрим схему: государство = 0%, гражданское общество = 100% — исключение из правил, сегодня русская нация = государство 70% + гражданское общество 30 % (У ЕДРА 70% В Госдуме) На это мне возражали: «Да ведь как раз в том случае (в начале 17 века) это явно была не нация. Да, они восстановили русскую государственность и вместо того, чтобы формировать двухпалатный парламент, свободу вероисповеданий и частную собственность на средства производства, вручили всю власть самодержавному монарху! Где вы в то время увидели хоть один институт, присущий нации?»
                Народное ополчение в строго историческом смысле не было гражданским обществом, это было гражданское общество без граждан и без гражданских свобод! При таком подходе можно создавать математические модели, анализировать, изучать, сравнивать на первый взгляд совершенно не похожие национальные организмы, можно будет прогнозировать, а не гадать на кофейной гуще. Использовать категории без догматизма, без штампов о порочном методе и тогда никому в голову не придет говорить о том, что нация в России в начале 17 века была точно такой же как европейские нации Нового времени. Я за историзм!

Раунд третий: государственность, происхождение, вероисповедание.

Первый участник схватки Иосиф Сталин: …………….

Второй участник схватки Владимир Сидоров: Молчание Сталина, обозначенное здесь многоточиями, дорогого стоит. Теоретик, дающий определение, подобен тому скульптору, который сказал: «Я всего лишь беру камень и убираю из него все лишнее». Гениальность величественного молчания Сталина в том, что он отсек от существенных признаков нации:

— признак наличия или отсутствия государства – и тем самым оставил без работы «имперцев» и националистов (сколько бы они сейчас ни примазывались к имени популярного в народе политика);

— признак происхождения – и тем самым встал в оппозицию к расистам, к нацистам и к фашистам (сколько бы они в наше время ни примазывались к имени самого популярного военачальника и вождя);

— признак вероисповедания – и тем самым освободил нацию от непременной принадлежности к клиентуре той или иной религиозной иерархии (сколько бы сии иерархии ни примазывались ныне к популярному в народе имени Сталина, сколько бы ни зачисляли его задним числом в свой рекламный «портфель»).

Что СКАЗАЛ Сталин своим молчанием? Он сказал, что потомок африканца Пушкин – русский! Что выходец из еврейской семьи Левитан – русский! Он и про себя прямо сказал, что Сталин – русский. Потому что он строго следовал своему определению. Если человек думает на русском языке, если он живет на территории русского народа, если его хлеб насущный от русского народа, если он вместе с языком приобрел черты психического склада именно русского народа, то он  русский. Да, в данном случае этого русского родил грузинский народ. И еще многих русских родят другие народы, и множество представителей других наций будут рождены русскими. И все мы, столь удачно оставаясь разными нациями, будем нести и далее огонь человеческой цивилизации.    

Третий участник схватки Константин Поздняков: Наши разногласия с позицией И.В. Сталина:

1. Ошибочно оппортунизмом считал точку зрения о триединстве русских, украинцев и белорусов.

2. В его определении нации нет фактора об общем этническом происхождении.

3. Отмечал экономический фактор – «производство вещей», но ничего не говорит о демографии – о «производстве людей». Сегодня это очень актуально – Россия вымирает. Следовательно, Сталин до конца не понимал истинную природу национальности-нации, как организма.

4. Отрицал государство как признак нации по формально-юридическому принципу, хотя на практике строил русскую нацию сверху через унитарное государство.

5. Сам являлся носителем русской национальной государственности и тем самым препятствовал развитию гражданского общества.

            Раунд четвертый:

Этот раунд — в комментариях, которые может сделать любой посетитель Журнала. Призываю дискутировать остро, но не «бить ниже пояса». И пусть Ваши аргументы будут то легкими, то весомыми. То веселыми, то серьезными. То целительными, то убийственными. На этом ринге не погибают, на нем обретает каждый свое.

Определение
имени

это логическая операция, раскрывающая
содержание имени путем указания на его
существенные признаки.

В
структуре определения выделяют
определяемое имя (то, что определяется)
и определяющее имя (то, с помощью чего
оно опре­деляется).

Определения
делятся на явные и неявные.

В
явных
определениях
имеет
место четкое указание существен­ных
признаков, присущих данному имени.

Неявные
определения
задают
всевозможные типы отношений, в которых
определяемое имя может находиться к
другим именам.

Основными
разновидностями явного определения
являются оп­ределение
через род и видовое отличие и генетическое
определение.

Определение
через род и видовое отличие

это определение, сущность которого
состоит в указании ближайшего родового
имени и
видового признака, выделяющего искомое
имя из класса сходных с
ним (родовых) имен. Например: «Барометр
— метеорологический прибор (родовое
имя), предназначенный для измерения
атмосфер­ного
давления (видовой признак)».

Генетическое
определение

определение через указание на спо­соб
образования предмета (его генезис).
Например: «Шар — это гео­метрическое
тело, образованное вращением круга
вокруг одного из диаметров».

К
неявным определениям относятся описание,
характеристика, сравнение,
указание на отношение предмета к своей
противополож­ности, контекстуальное
определение и др.

Для
того, чтобы определение было логически
корректным, оно должно
подчиняться определенным правилам:

1.
Определение
должно быть соразмерным,
т.
е. определяемое и
определяющее имена должны быть
равнообъемны между собой. Например:
«Цилиндр — это геометрическое тело,
образованное вра­щением
прямоугольника вокруг одной стороны».

При
несоблюдении данного правила возможны
две основные ло­гические ошибки:

1)
слишком
широкое определение:
«Нация
— устойчивая истори­ческая
общность людей»; ошибка возникает в
случае, если опреде­ляющее
имя по объему больше определяемого; в
данном случае не

указан
специфицирующий признак, выделяющий
нацию из осталь­ных
устойчивых исторических общностей,
т.е. нарушено требова­ние
соразмерности;

2)
слишком
узкое определение:
«Кража
— тайное похищение об­щественного
имущества»; ошибка возникает в случае,
если опреде­ляющее
имя по объему меньше определяемого; в
данном случае объемы
определяющего и определяемого имен
находятся в отноше­нии
подчинения, следовательно, требование
соразмерности также нарушено.

2. Определение
не должно содержать круга.
Круг
в определе­нии
возникает в том случае, если определяемое
имя определяется через
определяющее, а последнее, — в свою
очередь, через опреде­ляемое.
Например: «Количество — это характеристика
предмета с его
количественной стороны».

3. Определение
должно принимать максимально простую
форму
из
всех возможных: «Закон — существенная
связь между предметами».

  1. Определение
    должно быть общедоступным,
    т.
    е. при его по­строении
    должны использоваться слова
    общеупотребительной лек­сики.
    При несоблюдении данного требования
    возникает ошибка оп­ределения
    неизвестного через неизвестное.
    Например: «Холизм — идеалистическая
    философия целостности, близкая по своим
    идеям к теории
    эмерджентной эволюции».

  2. Определение,
    по возможности, не должно быть
    отрица
    тельным.
    Данное
    требование связано с
    тем,
    что при таком опреде­лении
    не происходит выявления существенных
    признаков предмета.
    Отрицательное
    определение ограничивается лишь
    указанием на от­сутствие
    не принадлежащих имени признаков,
    поэтому познава­тельная,
    а тем более — прогностическая функция
    такого определе­ния
    весьма незначительна.

Деление

это логическая операция, посредством
которой объем делимого имени (рода)
подразделяется на ряд подмножеств
(видов) с
учетом избранного основания (критерия)
деления.

Основные
правила деления:

1.
Деление
должно быть соразмерным,
т.е.
объем делимого имени
должен быть равен сумме объемов членов
деления. Напри­мер:
«Электрический ток делится на постоянный
и переменный».

При
несоблюдении данного правила возможны
две ошибки:

  1. неполное
    деление;
    ошибка
    возникает в случае, если объемы чле­нов
    деления не исчерпывают объема делимого
    имени. Например: «Арифметические
    действия делятся на сложение, вычитание,
    умноже­ние, деление, возведение в
    степень» (не указано «извлечение
    корня»);

  2. деление
    с избыточным членом,
    например:
    «Леса делятся на лиственные,
    хвойные, смешанные»; здесь «смешанные»
    — лишний член,
    т.к. объем имени «лес» исчерпывается
    объемами имен «лист­
    венный
    лес» и «хвойный лес».

  1. Деление
    должно производиться по одному основанию,
    т.
    е. нельзя
    использовать два и более признаков в
    качестве оснований деле­ния:
    «Науки подразделяются на гуманитарные,
    естественные и техни­ческие».

Члены
деления должны исключать друг друга,
т.
е. их объе­мы
не должны находиться в отношении
пересечения: «Студенты делятся
на очников, вечерников и заочников».

  1. Деление
    должно быть непрерывным;
    при
    нарушении данно­го
    правила возникает ошибка «скачок в
    делении». Например: «Преступления
    делятся на умышленные, неосторожные и
    кражи». В
    данном
    случае кража является разновидностью
    умышленного пре­ступления
    и, следовательно, не может выступать в
    качестве само­стоятельного
    члена деления.

Деление
как логическую операцию необходимо
отличать от чле­нения на части: если
члены деления всегда обладают признаком
де­лимого
имени (рода), то части признаком целого
не обладают. На­пример,
сравним: «Год делится на 12 месяцев», —
членение на части, ибо месяц признаком
года не обладает; «Углы делятся на
острые, прямые
и тупые», — деление объема, т. к. члены
деления обладают родовым
признаком (являются разновидностями
угла).

Упражнения

1.
Дать логическую характеристику следующим
именам
:
студент;
небрежность; Северный полюс; Ноев ковчег;
ночь; стая; количество; квадрат; человек,
проживший 300 лет; абстракция; зна­менатель.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Подборка по базе: Готовая работа (2).docx, Контрольная работа ОИБ Колесников.docx, Практическая работа 3 Право социального обеспечения.pdf, Практическая работа 2 Теория государства и права.pdf, курсовая работа общая педагогика.docx, КУРСОВАЯ РАБОТА организация коммерческой деятельности Толмачева., 1 Лабораторная работа 4. Создание и разработка образовательных и, Б1.В.01 Курсовая работа Коммерческая деятельность.doc, Дипломная работа жестокое обращение с детьми дошкольного возраст, Курсовая работа.odt


Контрольная работа

по дисциплине «Логика»

Вариант 3

ФИО студента

_ Баранова Валерия Сергеевна Группа:_ЮОО21/1___
Все задания выполняем в соответствии с образцами

(см. пособие «Упражнения по логике»)
1.Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Депутат Законодательного собрания- общее, нерегестрирующее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное.

Южная граница России- единичное, конкретное, относительное, положительное, несобирательное.

Кража- общее нерегестрирующее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

Подвиг- общее, нерегестрирующее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

Созвездие льва- единичное , конкретное, безотносительное, положительное, собирательное.
2.Определите вид отношений между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера

1. Юрист, прокурор, следователь


П ю С

(пересечение)

2. Сильный(А), слабый(Б)

(противоположность)

3 . Истина, заблуждение

(противоположность)

4 .. Эрудиция, невежество

(противоположность)

5. Разведка(А), контрразведка(не А)


А не А

(противоречие)
3. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью кругов Эйлера

  1. Скромность, зазнайство: (противоположность)

  1. Правоохранительные органы, суд, прокуратура. (соподчинение)

  1. Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание: (соподчинение)

  1. Правда, ложь: (противоположность)

  1. Субъект Российской Федерации(А), Республика Карелия(Б), Краснодарский край(В) ; (соподчинение)

4.Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным

Холодный климат- теплый климат, нехолодный климат; красивый поступок-ужасный поступок, некрасивый поступок; научный-духовный, ненаучный; гармоничный-противоречивый, негармоничный; большая река- маленькая река, небольшая река.
5.Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено)
1. Упрямство — это порок слабого ума.( Нарушено правило соразмерности. Ошибка в том , слишком широкое определение, так как пороки слабого ума не исчерпываются упрямством. Правильное определение: упрямство есть порок слабого ума, состоящий в неспособности человека признать свою неправоту.)

2. Кража — это тайное похищение чужого имущества.(все правильно, соразмерность не нарушена, )

3. Соната — это музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.( ошибка данного суждения- тавтология.)

4. Нация — это устойчивая историческая общность людей.( слишком широкое определение, ошибка возникает в случае, если опреде­ляющее имя по объему больше определяемого здесь не указан признак, выделяющий нацию из осталь­ных устойчивых исторических общностей, т.е. нарушено требова­ние соразмерности.

5. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, совершившему преступление в сфере экономики.( неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкого определения .Правильное определение: Наказание — мера принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему международное или государственное преступление.Таким образом из вышеуказанного определения видно, что вполне допустимо считать наказанием — меру государственного принуждения за совершенное правонарушение. (в частности преступление, в частности — в экономической сфере).)
6.Определите вид суждения, запишите его схему.
1.Царь — колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого.(Вид- суждение с отношением: Царь-колокол-a, колокольня Ивана Великого-b, то что он расположен восточнее –I; схема-aib.)

2. Конституция России — основной закон нашей жизни.(Вид – атрибутивные; S есть P)

3. Комната матери и ребенка существует в каждом аэровокзале.(вид- экзистенциальные; S-Р)

4. Александр старше Николая.( суждение с отношением ,аib)

5. Законность — неотъемлемая часть демократии. (атрибутивные; S есть P)
7. В данных атрибутивных суждениях найдите и выпишите субъект, предикат, квантор, и связку. Определите количественную и качественную характеристики суждения.
1. Часть организаций не выполнила производственных заданий.(S-«организаций», P- «не выполнила производственных заданий», связка явно не выражена «суть», квантор-«часть» ,что значит некоторые; по количеству –частное, по качеству-утвердительное.

2. Никаких прямых доказательств, поддерживающих точку зрения обвинения, суду представлено не было. «Никаких прямых доказательств»-S, «представлено не было»-Р, квантор– никаких, связка явно не выражена-«не суть»(т.к отрицание); по количеству –общее, по качеству-отрицательное.

3. Некоторые стартовавшие в Лондоне автомобили не дошли до финиша в Сиднее. .(S «стартовавшие в Лондоне автомобили», P «не дошли до финиша в Сиднее», связка явна не выражена « не суть», квантор-некоторые; по количеству –частное, по качеству-отрицательное).

4. Часть обмундирования оказалась непригодной для использования.( «обмундирования»-S, «оказалась непригодной для использования»-P, связка явна не выражена « не суть», квантор-часть; по количеству –частное, по качеству-отрицательное).

5. Никто из слушателей, получивших дисциплинарные взыскания, не был отпущен в увольнение. .( «слушателей»-S, «не был отпущен в увольнение»-P, , связка явно не выражена-«не суть», квантор- «никто из», что значит «все»; по количеству –общее, по качеству-отрицательное.)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наша ошибка носов
  • Натан рыбак ошибка оноре де бальзака отзывы
  • Наушники код ошибки 43
  • Наша обязанность моя милая исправить его ошибку
  • Наталкивает на мысль речевая ошибка