Полный вариант ВПР по русскому языку в формате 2023 года. Ответы идут после заданий.
Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Ещ…. хмур…тся св…нцовое2 небо но в пр…светах обл…ков на (не)которое время проб…вает…ся мечом луч со…нца. В…сна наб…рает скор…сть.
(По)утрам ле…кий х..лодок держ…тся в н…зинах а на южной ст…роне пр…горка уже заг…релись ж…лтые3 ог…ньки какого(то) р…стения. Это мать(и)мачеха. Ни(с)чем (не)спута…шь ж…лтые к…рзинки её цв…тка.
Вот что(то) бл…снуло в роз…вом веере лучей. Это мя…ко сл…вает…ся с блеском вод и остатками снега заобл…чное с…яние со…нца.
(Из)кустов д…носит…ся чье(то) пение, словно зв….нит серебря(н,нн)ый к…л..кольчик. О(в,ф)сянки! З…мой они вялые, (не)пр…метные а сейчас заг…ворили полным гол…сом. Скоро гр…чи(н,нн)ый гом..н и песни жав..ронков об(ь,ъ)явят о п…беде в…сны⁴. В…рнут…ся и другие птицы. Много трудн…стей пр…дет…ся пр….одолеть им (на)пути к р..дным м..стам но (ни)какие пр…пятствия (не)ост…новят их.
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
Задание 3
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей.
Задание 4
Поставьте знак ударения в следующих словах.
шофер, столяр, штукатур, маляр
Задание 5
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
В первый день рыбалки я поймал огромную щуку.
Задание 6
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) нет туфлей
2) насквозь промокнул
3) поезжайте на юг
4) одень ребёнка.
Задание 7
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Нам друзья мои придётся отсаться здесь.
2) Токио очень необычный город.
3) Нашим любимым местом является площадка за домами.
4) Тузик чутко прислушивался к звукам за забором.
Задание 8
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1. Пригрело солнце и появились первоцветы.
2. Листок оторвался от ветки и косво спланировал вниз.
3. Дай Джим на счастье лапу мне.
4. Маша подойди ко мне после уроков.
Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.
Текст 2
(1)Перед отъездом в город мама устроила генеральную уборку.(2) Вытащила с дачного чердака старый хлам, разложила его по всему двору и ушла готовить обед. (3)Я уселся на пенёк отдохнуть. (4)Всё лето буквально присесть было некогда: то походы, то рыбалка… (5)Теперь ещё и генеральная уборка на нашу голову. (6)По-моему, эти вещи могли бы и дальше лежать на чердаке, ведь никому не мешали.
(7) А вот картину можно повесить и в доме.(8)На картине был изображён цветок — тигровая лилия, на цветке сидит бабочка, вокруг — густая трава. (9)Картина выполнена старательно: видна каждая травинка. (10)Зачем мама поставила такой натюрморт рядом с кучей мусора?(11) Может, его нарисовал какой-нибудь знаменитый художник и мы владеем целым состоянием? (12)Я пристально разглядывал картину и вдруг заметил, как из рамы вылетает нарисованная бабочка. (13) Ещё и цветок теперь раскачивался! (14)Да и трава на полотне, если приглядеться, слегка волновалась ветром. (15) «Как же я мог так ошибиться? — думал я, поднимая лёгкий багет. — Ведь и трава внутри такая же, как снаружи, и цветок этот я сто раз видел. Вот что может сделать простая рамка!»
(16)Я посмотрел сквозь рамку на папу. (17)Папа как папа, ничего интересного. (18)Но стоило навести на него рамку — он сразу сделался представительным мужчиной. (19)Взглянул через рамку на кошку — красота! (20)Волосок к волоску, ушки точёные, лапки изящные, словно игрушечные. (21)Будто их вывел пером японский художник. (22)Так и пошло. (23)На что ни погляжу сквозь деревянный прямоугольник — всё становится будто картина. (24)Вот мама режет на кухне капусту — живопись Рембрандта! (25)Сестра размешивает салат — Ван Гог! (26)Облако плывёт над домом такое, что и не снилось Шишкину с Левитаном.
(По С. Иванову.)
Задание 10
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Задание 11
Почему, по мнению автора, вещи могли бы и дальше лежать на чердаке?
Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «состояние» из предложения 11. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(11) Может, его нарисовал какой-нибудь знаменитый художник и мы владеем целым состоянием?
Задание 13
Определите стилистическую окраску слова «погляжу» из предложения 23, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
(23)На что ни погляжу сквозь деревянный прямоугольник — всё становится будто картина.
Задание 14
Объясните и запишите значение фразеологизма «задирать нос». Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ответы
1) ЕщЁ хмурИтся свИнцовое2 небо, но в прОсветах облАков на некоторое время пробИвается мечом луч соЛнца. ВЕсна набИрает скорОсть.
По утрам леГкий хОлодок держИтся в нИзинах, а на южной стОроне прИгорка уже загОрелись жЁлтые3 огОньки какого-то рАстения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаЕшь жЁлтые кОрзинки её цвЕтка.
Вот что-то блЕснуло в розОвом веере лучей. Это мяГко слИвается с блеском вод и остатками снега заоблАчное сИяние соЛнца.
Из кустов дОносится чье-то пение, словно звЕнит серебряНый кОлОкольчик. ОВсянки! ЗИмой они вялые, непрИметные, а сейчас загОворили полным голОсом. Скоро грАчиНый гомОн и песни жав..ронков обЪявят о пОбеде вЕсны⁴. ВЕрнутся и другие птицы. Много труднОстей прИдется прЕодолеть им на пути к рОдным мЕстам, но никакие прЕпятствия не остАновят их.
2)
3) веере [вʼэйирʼи] – 5 букв, 6 звуков, буква Е после гласных обозначает два звука.
4) шофЁр, столЯр, штукатУр, малЯр
5)
6) туфель, промок
7) Токио – очень необычный город. В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в им. падеже.
Дай, Джим, на счастье лапу мне. В этом предложении обращение выделяется с двух сторон запятыми.
9) Вот что может сделать простая рамка!
10)
I. Генеральная уборка
II. Необычная картина
III. Так и пошло.
11) Никому не мешали
12) Состояние — богатство. Вещи были старые, но в хорошем состоянии.
13) погляжу – разговорное слово. синоним– посмотрю
14) Задирать нос – это значит зазнаваться. Так говорят про людей, которые считают себя лучше всех, смотрят вокруг свысока. Со стороны это так и выглядит: человек задирает нос.
Ещё несколько вариантов ВПР по русскому языку для 6 класса: 4vpr.ru/6-klass/293-varianty-vpr-po-russkomu-yazyku-v-6-klasse.html
Тема: написание слов типа орел и Орел
Тема: написание слов типа орел и Орел.
· развитие умений писать заглавную букву в именах собственных, различать и объяснять написание сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орел и орел;
· умение извлекать информацию из материала учебника, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы, представлять информацию в виде схемы, обобщать и классифицировать по признакам (познавательные УУД);
· умение определять последовательность действий, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные УУД);
· умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группе (коммуникативные);
· умение определять и высказывать правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (личностные результаты).
Оборудование: презентация к уроку, толковый словарь Ожегова, раздаточный материал, конверт с пунктами плана, образцы для проверки самостоятельной работы, плана.
Формирование УУД/ ТОУУ
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
(дети входят в класс)
— Здравствуйте, всем нашим гостям. (проходят по своим местам)
— Ребята, сегодня на уроке будем работать в группах.
— Давайте вспомним правила работы в группе.
— Хорошо. Ребята, а над каким правилом особо хотелось бы поработать вам на уроке? (над 1 правилом, чтоб все успеть на уроке)
— Значит, при оценке работы группы учитывайте это правило.
— На ваших столах бейджики, распределите роли в группе. (бейджики: организатор, докладчик, секретарь, чтец, контролер)
— Девиз нашего урока сегодня (хором). СЛАЙД №2
— Значит, открываем что-то новое.
— Как вы считаете, почему открыть самому – это лучший способ изучить что-либо? (ответы 2-3 учеников)
— Хорошо. Я желаю вам успешной работы на уроке.
Определять и высказывать правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
2. Актуализация знаний.
Цель: актуализировать имеющиеся знания детей о собственных именах. Подготовить детей к учебно-познавательной деятельности.
— На ваших столах карточки со словами. Вам надо обсудить в группе, найти лишнее слово и доказывать, почему лишнее.
— В какой последовательности будете работать?
2. Находим лишнее слово.
3. Доказываем почему оно лишнее.
— По каким критериям будем оценивать работу?
1. Правильно найти лишнее слово.
2. Правильно доказывать. (Слова: Ваня, Жучка, зверек, Иванов, Волга, Мурка, Москва.)
— Отвечает докладчик 1 группы.
(Мы думаем, что лишнее слово зверек, потому что оно пишется со строчной буквы, а остальные с заглавной буквы)
— Согласны ли остальные группы (показываем +)
— Оцените работу группы по выработанным критериям оценки:
1. Правильно определять группы.
2. Правильно распределять слова по группам.
— Приступите к работе. А какое главное правило работы сегодня в группе?
(используется образец для проверки)
(Выступают докладчики 2, 3, 4 групп. Оценка.)
— Итак, по каким признакам группировали слова?
( ФИО, клички животных, географические названия)
— Как называются в русском языке такие слова? (имена собственные)
— Оцените свою работу на данном этапе работы.
(Почему, ты так оценил себя?)
Развитие умения слушать и понимать других. Умение работать в группе (коммуникативные УУД).
Находить лишнее, обобщать и группировать по признакам (познавательные УУД).
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (регулятивные).
3. Постановка учебной проблемы.
Цель: организовывать постановку учебной проблемы и планирование своей деятельности.
— Запишите предложение под диктовку.
— На крыльце лежит шарик. (Выбрать двух учеников с разным написанием.)
— Рашид, почему ты слово шарик записал со строчной буквы? (Я думал о воздушном шарике.)
— Кто записал так же, как Рашид?
— Саида, почему ты это же слово Шарик записала с заглавной буквы? (Я думала, что Шарик — кличка собаки.)
— Кто записал так же, как Саида?
— Чем похожи выделенные слова? Как звучат эти слова? (Одинаково звучат. (Одинаково на доску)).
— А как мы их записали? (По-разному: одно слово с заглавной буквы (ЗБ), другое со строчной (СБ).)
— Тогда какая проблема возникает? (Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному?)
СЛАЙД №4 (после того, как озвучат)
— Что предстоит выяснить? (Надо выяснить, когда надо писать заглавную, когда строчную букву в словах, которые одинаково звучат?)
— Как будем действовать? (Составим план.)
— На столах конверты с пунктами плана. Вам нужно определить последовательность пунктов плана.
1. Наблюдение над словами, которые звучат одинаково.
2. Сравнение слов по написанию.
3. Выяснение значения слов.
4. Обобщение и вывод о написании слов.
5. Упражнение в написании одинаково звучащих слов.
(Проверка по образцу.)
— Докладчик 1 группы читает план. Согласны ли?
— Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
4. Открытие нового знания.
Цель: организовать поиск решения учебной проблемы.
— Какая проблема стоит перед нами? (Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному?)
— Откройте учебник на странице 108, найдите упражнение 158. Используя это упражнение и план работы, обсудите эту проблему в группах.
— Свой вывод представьте на опорной схеме.
— С чего начнем? (Чтения и наблюдения над словами.)
— Все ли слова понятны? (Клин, пушок.)
— Где можно узнать значение слов? (В толковом словаре.)
— Найдите значение слов и продолжайте работу. (Работа в группах.)
— Организаторы представьте схемы на доске.
— Итак, какие слова пишутся с заглавной буквы? (Докладчик 2 группы.)
— Есть ли дополнения?
— Согласны ли остальные группы?
— Какие слова пишутся со строчной буквы? (Выступает докладчик 3 группы.)
— Все ли согласны?
— От чего зависит выбор буквы в словах, которые звучат одинаково? (Отвечает докладчик 4 группы: выбор буквы в словах, которые звучат одинаково, зависит от значения слов. СЛАЙД №5)
— Значит главное в выборе букв – это значение слова. (СЛАЙД №6)
— Исходя из правила «Работаем дружно» оцените работу своей группы кружком.
— Сравните свой вывод с авторским на странице 109.
— Ребята, давайте проговорим, как выбираем нужную букву в одинаково звучащих словах?
— Что сначала делаем? ( Выясняем значение слова.)
— 2 шаг какой? (Вспомним правило.)
— И 3 шаг. (Пишем слово. Алгоритм. Выбираем букву. СЛАЙД №6)
Добывать новые знания на основе работы с материалом учебника.
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы. Представлять информацию в виде опорной схемы (познавательные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в группе (коммуникативные УУД)
5. Применение нового знания.
Цель: организовывать деятельность детей по применению нового знания, самопроверке и самооценке по алгоритму.
— А сейчас буду называть словосочетания с одинаково звучащими словами. Если слово в словосочетании пишется с заглавной буквы – хлопаем, если со строчной – топаем.
— Будьте внимательны, мы будем оценивать себя.
Друг Сережка, красивая сережка. Темная ночка, корова Ночка. Река Быстрая, быстрая ходьба.
— Какие слова помогли вам правильно выбрать буквы?
— Молодцы, хорошо справились. Я надеюсь, сможем помочь Вове Колесникову. (зеленая Петрушка, попугай петрушка)
— В парах обсудите. Какая пара желает ответить?
— Молодцы. Мы готовы ли к самостоятельной работе?
— На ваших столах карточки с 3 заданиями. Выберите себе задание, используя алгоритм, выполните. Надо выбрать нужную букву.
— Как будем оценивать? (учитываем правильность выбора буквы)
1. Определите первые буквы в словах-парах. Подчеркните.
На небе (З, з)вездочка.
Коза (З, з)вездочка.
Хрустит (с, С)нежок.
2. Выберите нужное слово. Подчеркните.
Мою подругу зовут (маргаритка, Маргаритка).
У нас на даче растет (Маргаритка, маргаритка).
Моя соседка (галка, Галка) принесла в клетке птицу (галку, Галку).
Над чёрным морем собрались Чёрные тучи.
В белом море много рыбы. По небу плывёт Белое облако.
— Проверьте работы по образцу.
1. Определите первые буквы в словах-парах. Подчеркните.
На небе (З, з)вездочка.
Коза (З, з)вездочка.
Хрустит (с, С)нежок.
2. Выберите нужное слово. Подчеркните.
Мою подругу зовут (маргаритка, Маргаритка).
У нас на даче растет (Маргаритка, маргаритка).
Моя соседка (галка, Галка) принесла в клетке птицу (галку, Галку).
Над чёрным морем собрались Чёрные тучи.
В белом море много рыбы. По небу плывёт Белое облако.
— В парах дайте самооценку своей группы по алгоритму. Оцените кружком.
1. Что тебе нужно было сделать?
2. Удалось ли тебе выполнить задание?
3. Ты сделал все правильно или были недочеты?
4. Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
— Чему мы учились? (оценивать свою работу)
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень выполнения работы (регулятивные УУД)
Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД)
Цель: организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
-Ребята, урок подходит к концу. Давайте вернемся к проблеме урока.
— Какая проблема была перед нами? (Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному?)
— Как вы думаете, удалось нам решить проблему?
— Расскажите по схеме (СЛАЙД №8) о своей работе на уроке.
— Какие затруднения у вас были?
— А нужно ли еще потренироваться по данной теме? (да)
— Покажите, какие кружки заработали за урок?
— Сегодня ребята, отметки в журнал и в дневник не ставим, потому что была новая тема.
— Проверив вашу самостоятельную работу, отметки выставлю в журнал.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).
Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
7. Домашнее задание.
Цель: организовывать выполнение домашнего задания, развитие самостоятельности и творческого мышления.
Источник
ГДЗ по литературе 9 класс Зинин часть 1 Из древнерусской литературы
1)Каковы сюжетно-композиционные особенности «Слова о полку Игореве»? В чем смысл авторского противопоставления собственной художественной задачи «замышлению Бояню» во вступлении, «запеве» к поэме
«Слово о полку Игореве» — величайшее произведение древнерусской литературы, написанное неизвестным автором в конце XII. В «Слове» рассказывается о неудачном походе на половцев под предводительством князя Игоря Святославовича.
В этом произведении все удивительно и достойно восхищения. Такое впечатление создается благодаря сюжетно-композиционным особенностям «Слова».
Например, одним из главных героев «Слова» являются не только люди, но и сама природа. Перед началом похода она предостерегает князя Игоря дурным предзнаменованием: происходит затмение солнца, и русские дружины оказываются скрытыми тенью. Когда Игорь в итоге терпит поражение, природа тоже не остается безучастной: автор описывает, как исполненная жалости поникла степь, и склонили ветви деревья.
Одним из центральных эпизодов «Слова» является «Плач Ярославны». Ярославна княгиня, жена князя Игоря, ожидающая его возвращения в Путивле. В своем плаче она обращается к природе (ветру, реке, солнцу), молит о спасении князя Игоря, но и упрекает природу за то, что та помогала половцам и погубила русское войско.
Хотя «Слово заканчивается хорошо, героям нужно было преодолеть множество испытаний, чтобы спасти свои жизни и вернуться домой. Постоянно повторяющийся рефрен: «О русская земля! Уже ты за холмом» подчеркивает мотив тоски по родине.
Особую роль в композиции играет вступление: автор вспоминает древнего песнопевца Бояна, но сам не собирается придерживаться его манеры повествования: «Мы же по иному замышленыо эту повесть о године бед», потому что Бояну было свойственно восхваление князей, а автор «Слова» стремился быть объективным в своем повествовании и собирался рассказывать не только о победах русского войска, но и о бедах.
2) Какими чертами характера наделен в поэме ее главный герой — князь Игорь Новгород — Северский? Сравните авторские характеристики
с летописными источниками об игоревом походе: в чем совпадают и чем отличаются задачи летописца и поэта?
Игорь — отважный, но до безрассудства честолюбивый князь и воин.
В произведении князь характеризуется не сам по себе, а своими делами и поступками, их последствиями для Русской земли.
Игорь обладает мужеством, благородством, преданностью Русской земле.
Поражение Игоря оказалось очень тяжелым для Русской земли, т.к. оно уничтожило плоды предыдущего победоносного похода Святослава.
3) Раскройте роль пейзажа и функцию образов живой и неживой природы в Слове о полку Игореве. Как автор использует прием контраста, описывая природные явления по отношению к выступившим в поход русичами?
С древнейших времен природа была объектом внимания древней литературы.
Но каждую историческую эпоху она понималась по-разному. Автор «Слова…» уделяет рассказу о природных явлениях особое внимание. Нельзя не заметить, что некоторые описания природы в «Слове …» достаточно подробны, развернуты, а некоторые — кратки.
В развернутых – в деталях описываются самые различные природные явления, переданы чувства людей, которые наблюдают их. Например, рисуя картину солнечного затмения (рассказу об этом посвящается 2 большие строфы
в поэтическом переложении Н. Заболоцкого) , автор «Слова… » сочетает как
рассказ о природном явлении, так и описывает страх, смятение людей,
беспокойное поведение животных и птиц.
Развернутые описания природы во всем произведении имеют сходную
композицию. Сначала происходит какое-то событие, а потом оно подкрепляется
описанием природы. Получается эмоционально богатый эпизод, в котором автор
не только рассказывает об определенном событии, но и создает его образ,
живописную картину.
ПОДРОБНЫЕ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ…» .
Сюжетное повествование в «Слове… » начинается с описания солнечного
затмения. О нем в произведении говорится дважды: после вступления и после
обращения к Бояну и речи Всеволода.
«Тогда глянул Игорь на Солнце
И видит, что тьма от Солнца
Все войско его накрыла…
Князь вступил в золотое стремя
И поехал по чистому полю
Солнце тьмою дорогу ему заступило
Ночь громовыми стонами птиц пробудила. «
Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и
«воины тьмою покрыты» . С одной стороны, радость, а с другой – печаль и
страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая,
впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногда
взаимоисключающие друг друга.
Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий:
погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни,
света подчеркивается словами «златые стремена» , «по чистому полю» ,
«солнце» , обращение Всеволода к Игорю – «свет светлый» . Однако чтобы
подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя,
привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует слова, рисующие
ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность:
«тьмою» , «перегородило» , «ночь стоном угрожала земле незнаемой» . Перед
читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса –
все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний.
Солнечное затмение наступило 1 мая 1185 года в 3 часа 25 минут.
Астрологи утверждают, что в 12 веке уже были «Таблицы лунного течения» . По
ним велся календарь, рассчитывались фазы луны, устанавливались дни
новолуний и появление комет. Возможно, русский князь располагал какими-либо
астрологическими сведениями об этом дне. И, вероятно, это помогло сохранить
спокойствие перед затмением.
Другим грозным предзнаменованием в «Слове… » является картина
надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предыдущий.
Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа,
например: «кровяные зори» , «тучи на четыре княжеских шатра» , «трепещут
синие зарницы» и др.
«И в другой день полосой кровавой
Повещают день кровавой зори…
Идут тучи черные от моря,
Тьмой затмить хотят четыре солнца… »
Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д.
Лихачева, «грандиозностью отличается пейзаж «Слова о полку Игореве» , всегда
конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые
зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти
дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над
полями несется» .
Вот как страшно рисует нам автор «Слова… » картину надвигающейся бури.
Но Игорь ослушался и этого предзнаменования.
4) Какими средствами создается в поэме собирательный образ русской земли. Прокомментируйте утверждение Д.С Лихачева о том, что Слово о полку Игореве посвящено всей русской земле в целом.
Эпитеты. Старый Ярослав, храбрый Мстислав, красный Роман Святославович, старый Владимир — герои Земли Русской. Ее дух : ратный дух, храбрые полки, поганые полки половецкие. Ее стихии : Дон великий, кровавые зори, черные тучи, синие молнии, гром великий. Оружие — средство защиты : золотой шолом, сабли каленые. Ее женщины : мила красна Глебовна.милые лады.
Сравнения: «По русской земле разбрелись половцы, как пардусов выводок» «Скрипят телеги их (половецкие) в полуночи, словно лебеди кричат распуганные» «Высоко взлетаете вы (Мстислав и Роман) на дело важное, словно как сокол на ветрах ширяется».
Тавтология.»Уже невеселое время, братья, настало: уже пустыня силу прикрыла;
ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами сглядеть;
Два солнца смеркли, два багряных столпа угасли, а с ними и два молодых месяца
Обращения, «Братьия и дружина! Лучше бы нам быть порубленными, чем даться в полон». «О, сыновья мои, Игорь и Всеволод! Рано вы стали мечами разить Половецкую землю, а себе искать славы!» «Ты, галицкий князь Осмомысл Ярослав, высоко ты сидишь на престоле своем златокованом!» » О, стонать тебе, земля Русская, вспоминая времена первые и первых князей!» «Ты, Игорь-князь! Не мало тебе величия, а Кончаку нелюбия, Русской земли веселия!» «А ты, Мстислав и смелый Роман! Храбрая мысль носит ваш ум на подвиги».
Метафоры. Метафоры: «Растекался мыслию по древу, серым волком по земли, сизым орлом под облаками», «Скача соловьем по мысленну древу, взлетая улом под облаки, свивая все славы всего времени» (Боян), «Кровавые зори свет поведают, черные тучи идут с моря, хотят прикрыть четыре солнца» (вместе перед опасностью), «Ваше храброе сердце + в жестоком булате заковано и в буйстве закалено! То ль сотворили вы моей серебряной седине!»
Перед нами русская чувствующая природа, родные края и люди храбрые, мужественные, порой ошибающиеся, но неизменно храбрые и искренние. Думается, что неизвестный автор показал нам известное историческое событие, пронеся его через свое сознание и душу.
И “Слово о полку Игореве” посвящено всей Русской земле в целом. Автор рисует ее обширные пространства, такие как половецкая степь, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига и многие города. В бескрайних просторах Руси могущество героев “Слова…” приобретает необыкновенные размеры: Владимира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам киевским, галицкий Ярослав “подпер горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота”. В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: солнце тьмою заслоняет путь князю – предупреждает об опасности, Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками. Перед битвой с половцами “кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому, пойти дождю стрелами с Дона великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется.” А после поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси. Широкий простор природы ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло. Русская земля для автора – это не только природа и города, а это еще и ее народ.
В своем произведении он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря. Войско Игоря – это прежде всего русские люди. Они идут на половцев, чтобы постоять за свою Русскую землю, не жалея своих жизней.
Автор в своем произведении смог объединить и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Он призывает защищать свою родину от внешних врагов. Это произведение сыграло большую роль в развитии древнерусской литературы, оно послужило литературным образцом для создания “Задонщины”. “Слово о полку Игореве” изучалось многими поэтами, историками. Им занимался А. Пушкин, его переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей и другие русские поэты.
Это произведение переведено на все славянские и на большинство западноевропейских языков. Значение “Слова…” особенно велико для нас еще и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности, ее народности.
5* Как соотносится в «Слове. » эпическое и лирическое начала? Проанализируйте с этих позиций ритмику поэмы, подбирая соответствующие примеры из текста «Слова».
Произведение «Слово о полку Игореве» отличается своей композицией – в нем плавно сменяют друг друга лирические и эпические темы. Поэтому в нем присутствуют три жанра, а не одно: слово, повесть и песня. Это произошло из-за того, что автор использовал различные художественные средства. Рассмотрим, как в «Слове соотносятся лирическое и эпическое начала. Во-первых, излагая историю неудачного похода князя на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, то есть ведет повествование, что является отличительной чертой эпоса. Он рассказывает о двух сражениях князя Игоря на половцев, второе из которых оказалось неудачным: на третий день битвы «пали знамена Игоревы», также и о том, как правитель попал в плен и как вскоре вернулся на родину с помощью сил природы. Во-вторых, в произведении присутствует множество лирических отступлений, таких как воспоминания о битвах времен Олега, рассуждения о прошлом, настоящем и будущем, собственные волнения за судьбу государства. То есть повествование сопровождается собственной оценкой автора, что является особенностью лирики. В-третьих, нельзя не отметить лирический центр произведения – плач Ярославны. Здесь нам открывается внутренний мир героини, ее переживания за мужа и его войско, мольбы природе о помощи. Можно сказать, что психологизм в изображении Ярославны также отвечает жанровому определению лирического начала. Таким образом, совокупность эпического и лирического начал позволили автору создать цельное, многоплановое и новаторское для своего времени произведение. В нем художественная форма помогает полнее выразить основную идею – идею единства Руси.
6. Рассмотрите проблематику поэмы с точки зрения ее подчиненности главной идее — призыву к единению всех русских сил перед лицом внешней угрозы. Почему автор выбрал для воплощения своей идеи сюжет о неудачном походе новгород-северского князя?
Слово о полку Игореве — величайший памятник литературы Древней Руси, созданный на основе всей русской культуры 12 века. Оно теснейшим образом связано с культурой, языком, мировоззрением русского народа. «Слово… » — это патриотический призыв к объединению русских князей в период, предшествующий татаро-монгольскому нашествию.
В «Слове… » рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и некоторых других князей против половцев в 1185 году.
Феодальная раздробленность Руси 12 века, отсутствие политического единства, вражда князей и, как следствие, слабая оборона Руси давали возможность половцам совершать постоянные набеги, грабить раздробленные княжества. Игорь собирает войско и идет походом на половцев. В итоге русские терпят страшное поражение.
Автор рисует образ Игоря как воплощение княжеских доблестей. В походе он действует с исключительной отвагой, исполнен «ратного духа» , воинской чести, желания «испить шеломом Дону Великого» . Это благородный, мужественный человек, готовый отдать свою жизнь за родную землю. Но тщеславие, отсутствие ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы всех князей против врага, стремление к личной славе привели Игоря к поражению.
В «Слове… » автор стремится не просто последовательно изложить события похода, но, прежде всего, осмыслить их, понять, почему в двухвековой борьбе с «погаными» раньше всегда побеждала Русская земля, а теперь – половцы. Он показывает, что причина поражения кроется в феодальной раздробленности Руси. Автор убеждает в необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия» , как было во времена «старого Владимира» .
Автор стремится передать свою тревогу за судьбы родной земли всем русским князьям. Он обращается к ним, напоминая об их долге перед Родиной и призывая к защите Отечества, к прекращению княжеских усобиц перед лицом общей опасности вражеского нашествия.
Призыв к единению автор «Слова… » воплотил в образе Русской земли. Это центральный образ произведения. Автор воспринимал Родину как единое целое. Он гордится своей землей, уверен в ее могуществе.
Русская земля для него – это не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ. Автор говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней.
7. Раскройте роль поэтических средств в художественной структуре «Слова. ». Какова функция сравнений, эпитетов, метафор, психологического параллелизма и т. п. в конкретных эпизодах
поэмы? Приведите соответствующие примеры.
Во-первых, роль художественных средств в поэтической структуре, а вопрос: С помощью огромного кол-ва эпитетов, олицетворений, метафор, автор показывает, что Игорь, хоть и говорил, что делает все на благо Руси, но на самом деле просто хотел славы, что его и погубило. Фактически он ломает работающие часы, чтобы исправив их, показать, насколько он крут. Это нормальное явление, но когда за это гибнет бешенное кол-во людей, это уже не норм.
Основной смысл Слова, в том, чтобы заставить русь объединится, перед лицом внешнего агрессора.
Слово писалось для людей, в памяти которых еще сохранились воспоминания о тех событиях, поэтому автор не конкретизирует, а говорит расплывчато.
8*. Как сочетаются в поэме элементы языческой и христианской
культуры? Охарактеризуйте с этих позиций образ автора
в «Слове о полку Игореве».
Введение христианства на Руси стало причиной переворота в сознании и быте наших предков. Но отход от старых традиций и верований не может происходить быстро. Поэтому в «Слове» можно встретить и христианские, и языческие мотивы. Вины, отправляясь в бой, еще не молятся. Смерть не сопровождается мыслями о душе человека. Такие элементы в произведении звучат в именах богов славянского олимпа, а также в общем взгляде автора на природу и жизнь (можно вспомнить, например, затмение солнца).
Источник
Спиши текст, испровляя ошибки.
Через речку на другой берег был перекинут уский мостик.
На правом бирегу рос ниский иреткий кустарник.
Реский витир пригибал его к земле.
Гипкие ветви похадили на изяшные руки танцоров.
Их лёгкие движения верх — внис напоминали прышки.
Ниские тучьи нависли надлесом.
Подул реский ветер.
Закапал реткий дошть.
Птом он усилился.
Глаткая поверхность труда стала рибой.
Лотка покачивалас на валнах.
Плакучие ивы наклоняли кней сваи хрупкие впточьки.
Ропкие рыпки спрятолис от дождя на дно пруда.
Начяло жаркого южного лета.
Цветёт душистая жимолость и алычя.
У витой чюгунной решётки зазелинел шыповник.
Щубечут всоду птицы.
Кричат, хлапочют у моря шумные чяйки.
Вопрос Спиши текст, испровляя ошибки?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Русский язык и соответствует программе для 1 — 4 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.
nikayb
+10
Решено
6 лет назад
Литература
1 — 4 классы
исправь ошибки в названиях произведений .(Солнце и тучи) Дж.Родари ,(Как Алина в море побывала) Дж.Родари , (Я рисую речку ) В. Орлов , ( Колдунье колдуется ) М. Бородицкая , (Кот серый — кот черный ) Б . Сергуненкая
Смотреть ответ
1
Ответ
3
(2 оценки)
4
Лёха328
6 лет назад
Светило науки — 4 ответа — 0 раз оказано помощи
-тёмная, малолюдная, тупиковая,
-весёлая, задорная, улыбающаяся, неунывающая
-интересный, впечатляющий,
(2 оценки)
https://vashotvet.com/task/6110918
Символов всего: {{ сharactersFull }}
Язык:
PRO версия:
- {{ error }}
{{ infoService }}
Основное о сервисе
Текстовод Пунктуация расставляет заглавные буквы, запятые и другие знаки препинания на нескольких языках (выбирайте язык текста под окном ввода).
Для работы без рекламы и в отдельной очереди используйте PRO версию, повышайте удобство и скорость работы с программой.
Результаты хранятся в истории 7 дней.
Разметка результатов:
-
красным цветом обозначаются ненужные знаки препинания,
-
оранжевым цветом выделяются слова, в которых поставлена заглавная буква,
-
желтым цветом указываются новые знаки,
-
зеленый цвет означает, что знаки стоят по правилам и исправление не требуется.
При клике по выделенным знакам препинания, их можно заменить или убрать.
Немного цифр
Вы зашли, не зарегистрировались и хотите расставить знаки. Для вас доступна 1000 знаков.
Вы зашли, прошли быстрый процесс регистрации и теперь можете проверять текст размером в 1500 символов.
Вы зашли, зарегистрировались и приобрели PRO версию. Для вас открыто 100k знаков, а также, отключен просмотр рекламы и выделена отдельная очередь на проверку.
Порядок работы программы.
-
Введите в рабочее окно проверяемый тест. Не забывайте, что буквы е и ё — это разные буквы русского алфавита.
-
Если хотите воспользоваться PRO версией, поставьте соответствующую галочку. Язык устанавливается автоматически, либо вы можете скорректировать его сами.
-
Нажмите «Расставить».
-
Удалите красные знаки. Для этого просто щёлкните по ним.
-
Проверьте верно ли добавлены жёлтые.
-
Оставьте на месте зелёные знаки.
Учтите, что программа автоматически онлайн расставляет 80% знаков препинания, остальные 20% вам придётся поставить вручную.
Важная роль знаков препинания.
Правильно расставленные знаки препинания помогают верно понять вашу письменную речь.
Благодаря пунктуации, мы делаем нужные акценты на важных деталях.
Если написать текст, совсем не используя знаки препинания, получится каша.
Паузы (запятые, точки, многоточия), эмоции (восклицательный и вопросительный знаки), сомнения — вот короткий список чувств, выражаемых с помощью пунктуации.
Когда необходимо ставить знаки препинания:
Запятые:
-
Разделение независимых предложений внутри сложного, а также, придаточных в составе главного.
-
Между главным и придаточным предложениями.
-
Для обозначения границ однородных членов.
-
Во время перечня объектов, вещей, процессов, событий, операций или повторяющихся предметов.
-
Для обозначение сравнительных, определительных и обстоятельственных оборотов.
-
При выделении слов или их групп, ограничивающих, поясняющих или уточняющих другие слова в одном предложении.
-
Для определения границ междометий, обращений, вводных слов.
Двоеточия:
-
Для оформления списков.
-
В начале перечисления однородных слов.
-
Для оформления прямой речи.
-
В других ситуациях.
Тире:
-
В случаях замены «а именно» перед пояснением в конце предложения.
-
Для того, чтобы указать пространственные пределы (в случае замены «от и до»).
-
Когда в предложении отсутствуют союзы, а второе предложение содержит итог первого. Или 1-е предложение имеет значение времени или условия.
-
В прямой речи.
-
Для отделения пояснительных и дополнительных членов.
-
Для связи подлежащего со сказуемым, являющимся существительным.
-
Перед обобщающим словом в конце перечисления однородных членов.
Точка с запятой:
-
Для отделения простых предложений в составе сложносочинённого в случае, когда уже присутствуют другие знаки препинания.
-
В бессоюзном, сложном предложении, содержащим много запятых, внутри простых предложений, не соединённых смысловым значением.
-
Для разделения простых предложений, соединённых союзами, но имеющих различный смысл.
-
При необходимости разделения фрагментов предложения для конкретизации определённой мысли.
Спиши, исправь ошибки. Город орел вчера родина моей мамы. Хищная птица орел. У никиты черный карандаш. Летать летом я купался в черном море понемногу плавают белые облака. В белом море много рыбы. В слове хищная выделить основу и окончание.
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Спиши, исправь ошибки. Город орел вчера родина моей мамы. Хищная птица орел. У никиты черный карандаш. Летать летом я купался в черном море …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » Русский язык » Спиши, исправь ошибки. Город орел вчера родина моей мамы. Хищная птица орел. У никиты черный карандаш. Летать летом я купался в черном море понемногу плавают белые облака. В белом море много рыбы. В слове хищная выделить основу и окончание.
Ответ:
Объяснение:
Я говорил правду, мне не верили.
Проснулся — пять станций убежало назад. (быстрая смена событий)
Солнце сильно палит — к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)
В первую минуту мне стало обидно: они не ищут меня. (причина)
Запомните: ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)
Погода утихла, тучи расходились, снова заблестело солнышко. (перечисление)
Хотел рисовать — кисти выпадали из рук. (противопоставление)
Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь. (перечисление)
Кукушка закуковала — пора сеять лён. (условие, время)
Я выглянул из окна и увидел: всё небо заволокло тучами. (изъяснение, дополнение)
Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет. (причина)
Щёлкни кобылу в нос — она махнёт хвостом.