Отредактируйте предложения с речевыми ошибками(за это даю 20 балов):
1)На протяжении пятиста лет эти статуи были скрыты под песком.
2)Книги учат детей отличать добро и зло.
3)На этих предприятиях были созданы не только первые отечественные паровые машины а также первые паровые пароходы.
4)Приезжайте скорее: Мы по вам скучаем.
5)Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
6)Меня возмущает то, что какое право имеют насмехаться над слабыми.
Светило науки — 3096 ответов — 28348 раз оказано помощи
1)На протяжении ПЯТИСОТ лет эти статуи были скрыты под песком.
2)Книги учат детей отличать добро ОТ злА.
3)На этих предприятиях были созданы не только первые отечественные паровые машины, но и первые паровые пароходы.
4)Приезжайте скорее: Мы по ВАС скучаем.
5)Во весь опор мчались лошади казаков, ПОКРЫТЫЕ пеной.
6)Меня возмущает: по какому праву насмехаются над слабыми?
Светило науки — 129 ответов — 0 раз оказано помощи
Я думую в 1 предл. не под песком, а под песок.
Обновлено: 29.01.2023
Методические указания. При выполнении данного задания обратитесь к методическим справкам на стр. 31 – 35.
Образец выполнения. Даны предложения: 1. Необычный феномен наблюдали жители города.2.В комплекте не хватало нескольких полотенцев.3.Я очень тревожусь об отце.4.Я скажу тебе, положа руки на сердце, что не завидую тебе.В первом предложении нарушена лексическая норма: наблюдается плеоназм (т. е. смысловое излишество), так как слово феномен имеет значение необычное явление. Во втором предложении допущена морфологическая ошибка: форма родительного падежа существительного полотенцев является неверной – надо полотенец. В третьем предложении нарушена синтаксическая норма: слово тревожитьсятребует после себя не предложного падежа, а винительного падежа с предлогом за – тревожиться за отца.В четвертом предложении нарушена норма употребления фразеологического оборота, так как искажена грамматическая форма одного из компонентов: существует фразеологизм положа руку на сердце.
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.
6. Согласно данных (данным) древнерусских летописей, суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.
7. Участвовать на (в) выборах – ответственное мероприятие.
_________________________________________________________________
Задание 4. Какая синтаксическая норма нарушена в данных предложениях? Исправьте ошибку. Внимание! Одно предложение является правильным!
Предложения | Синтаксическая норма |
1. Много сил и времени ушли на осуществление этого проекта | ушло |
2. Установка нового и реконструкция старого оборудования ведется параллельно. | ведутся |
3. Три соседние здания были построены в прошлом году. | соседних |
4. Часть работ направлены нами на экспертизу. | направлена |
5. Те, кто жил рядом, всегда угадывал желание ближнего. | Жили, угадывали |
6. Стая лебедей улетала на юг. | Нет ошибки |
7. Жюри было строгой, но справедливой. | строгое |
8. Галина Уланова – одна из крупнейших представителей русской балетной школы. | Один из |
9. ЛДПР выступил с критикой работы правительства. | выступила |
10. Большинство этих художников было мастером цвета. | были |
11. На моем попечении была старая бабушка и маленький братишка. | были |
12. Елена Образцова – один из крупнейших представительниц русской оперной школы. | представителей |
Задание 5. Почему в данных предложениях употребление деепричастных оборотов не соответствует синтаксическим нормам? Как нужно изменить предложения? Внимание! Одно предложение не содержит ошибки! Отметьте его.
1. Покидая родителей, его охватила внезапная грусть. (он загрустил)
2. Проехав по этой тропе с километр, открывался чудесный вид на море.( если проехать, то открывается_)_________________________________________________________
3. Выдвинув гипотезу о происхождении жизни, ученым проводился лабораторный эксперимент._(ученый проводил)___________________________________
4. Выезжая за город, погода стояла прекрасная._(когда выезжали)_____________________
5. Проведя раскопки на многих островах Океании, выяснились неизвестные ранее факты. (ученые выяснили)______________________________________
6. Читая книги Достоевского, удивляешься его глубокому постижению человеческой души._(нет ошибки)___________________________________________
8. Стараясь убедить читателей, автором достигается обратный результат.__(автор достигает обратного)_________________________________________________
9. Имея огромный опыт учителя, Вам дается этот совет.(даю Вам)
Задание 6. В данных предложениях нарушена синтаксическая норма – правила управления при однородных сказуемых. Дайте правильный вариант. Внимание! Одно предложение правильное!
Предложения с нарушением нормы | Исправленный вариант |
1. Ученые наблюдают и сравнивают жизнь животных. | Наблюдают жизнь животных и сравнивают их повадки |
2. Автор надеялся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию. | Надеялся опубликовать поэму и ознакомить с ней |
3. Депутаты обсудили и проголосовали за новый закон о правах потребителей. | Обсудили закон и проголосовали за него |
4. Художник восхищается и часто рисует русскую природу. | Восхищается природой и рисует ее |
5. Мы познакомились и подружились с местными ребятами. | Нет ошибки |
6. Мы славим и восхищаемся мужество спасателей. | Мы славим спасателей и восхищаемся их мужеством |
7. Писатель видел и верил в будущее своей страны. | Видел будущее и верил в него |
8. Назовите и дайте характеристику видам правовых отношений. | Назовите отношения и дайте им характеристику |
Задание 7. Причиной двусмысленности данных предложений является употребление анафорического местоимения (т.е. местоимения, замещающего имя существительное). Дайте правильный вариант предложения.
1. Девочка находилась посреди улицы. На ней (на улице) было много любопытных.
2. Девушка стоит на берегу реки, и луна освещает ее рябую поверхность._(ее – убрать, вставить: речную) _______________________________________________
3. Женщина посмотрела на собаку: она (та) оскалилась, зарычала, шерсть встала дыбом, глаза хищно засверкали._________________________________________________
4. Павел Петрович приехал на дуэль в клетчатых штанах. Они (противники) разошлись. Раздался выстрел.__________________________________
5. Женщина взялась за ручку. Она (ручка) была привинчена. ________________
6. Вошедший снял плащ, и теперь его можно было повесить._( и повесил его)____________
7. У ясеня стоял парень. Он (дерево) покачивался и скрипел от ветра._____________________________________________________
8. Преподаватель привел пример, и он (этот пример) всех удивил._____________________________________________________
9. Не удержал мяч вратарь, но добить его (мяч) было некому._____________________________________________________
10. Селедку мне продала продавщица Люба, которая ввиду жары сильно попахивала. (селедка должна стоять после Любы)
Задание 8. Что является причиной двусмысленности данных предложений? Как будет выглядеть правильный вариант предложения?
1. В детсаду организована выставка поделок (из пластилина) детей и воспитателей из пластилина._________________________________________________
2. Следует поднять вопрос на должную высоту (вопрос) об уровне преподавания некоторых дисциплин.______________________________ __________
3. Проводится выставка-продажа одежды (весеннее-летнего сезона) для мужчин весенне-летнего сезона.___________________________________________ _________
4. Страна широко готовилась (широко) отметить День победы_____________________________________________________
5. Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.__(издала постановление для владельцев собак: животных держать на привязи)__________________________________________________
Задание 9. Как вы думаете, на чем построена шутка А.П. Чехова?
Желаю Вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
______нарушение порядка слов____________________________________________________________
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.
Грамматическая ошибка:
А) нарушение в связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Предложение:
1) Зная период времени между остановками одного и того же маятника, по известным уравнениям легко подсчитывается модуль упругости.
2) Кто-то из студентов сдал экзамены досрочно.
3) Стоило только заговорить о происшествии, как поручик выходит из комнаты.
4) Галина Уланова — одна из выдающихся представительниц советской балетной школы.
5) Те, кто остался на собрании, стремился выразить свою позицию.
6) Рассмотрев птицу, которая кружилась над гнездом, мальчик понял, что это ласточка.
7) Иван Сергеевич Тургенев писал то, что нужно беречь чистоту языка.
Роща замерла в полуденной тишине, и прекрасными и таинственными казались звуки лопающихся под солнечными лучами берёзовых почек.
9) Тонкий аромат распространяли не только ночные цветы, раскрывшие свои бутоны, а также тяжёлая росистая трава.
1. Мы рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда.
2. Благодаря плохой погоде не состоялась поездка за город.
3. Вследствие предстоящей командировки я не смогу присутствовать на собрании трудового коллектива.
4. Ввиду прошедших дождей следует организовать работу по своевременному посеву зерновых.
5. Благодаря своему характеру ни на одной работе он долго не задерживался.
6. Согласно данных древнерусских летописей, суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.
7. Участвовать на выборах – ответственное мероприятие.
_________________________________________________________________
Задание 4. Какая синтаксическая норма нарушена в данных предложениях? Исправьте ошибку. Внимание! Одно предложение является правильным!
Предложения | Синтаксическая норма |
1. Много сил и времени ушли на осуществление этого проекта | |
2. Установка нового и реконструкция старого оборудования ведется параллельно. | |
3. Три соседние здания были построены в прошлом году. | |
4. Часть работ направлены нами на экспертизу. | |
5. Те, кто жил рядом, всегда угадывал желание ближнего. | |
6. Стая лебедей улетала на юг. | |
7. Жюри было строгой, но справедливой. | |
8. Галина Уланова – одна из крупнейших представителей русской балетной школы. | |
9. ЛДПР выступил с критикой работы правительства. | |
10. Большинство этих художников было мастером цвета. | |
11. На моем попечении была старая бабушка и маленький братишка. | |
12. Елена Образцова – один из крупнейших представительниц русской оперной школы. |
Задание 5. Почему в данных предложениях употребление деепричастных оборотов не соответствует синтаксическим нормам? Как нужно изменить предложения? Внимание! Одно предложение не содержит ошибки! Отметьте его.
1. Покидая родителей, его охватила внезапная грусть.
2. Проехав по этой тропе с километр, открывался чудесный вид на море._________________________________________________________
3. Выдвинув гипотезу о происхождении жизни, ученым проводился лабораторный эксперимент.____________________________________
4. Выезжая за город, погода стояла прекрасная.______________________
5. Проведя раскопки на многих островах Океании, выяснились неизвестные ранее факты.______________________________________
6. Читая книги Достоевского, удивляешься его глубокому постижению человеческой души.____________________________________________
8. Стараясь убедить читателей, автором достигается обратный результат.___________________________________________________
9. Имея огромный опыт учителя, Вам дается этот совет.
Задание 6. В данных предложениях нарушена синтаксическая норма – правила управления при однородных сказуемых. Дайте правильный вариант. Внимание! Одно предложение правильное!
Предложения с нарушением нормы | Исправленный вариант |
1. Ученые наблюдают и сравнивают жизнь животных. | |
2. Автор надеялся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию. | |
3. Депутаты обсудили и проголосовали за новый закон о правах потребителей. | |
4. Художник восхищается и часто рисует русскую природу. | |
5. Мы познакомились и подружились с местными ребятами. | |
6. Мы славим и восхищаемся мужество спасателей. | |
7. Писатель видел и верил в будущее своей страны. | |
8. Назовите и дайте характеристику видам правовых отношений. |
Задание 7. Причиной двусмысленности данных предложений является употребление анафорического местоимения (т.е. местоимения, замещающего имя существительное). Дайте правильный вариант предложения.
1. Девочка находилась посреди улицы. На ней было много любопытных.
2. Девушка стоит на берегу реки, и луна освещает ее рябую поверхность.________________________________________________
3. Женщина посмотрела на собаку: она оскалилась, зарычала, шерсть встала дыбом, глаза хищно засверкали._________________________________________________
4. Павел Петрович приехал на дуэль в клетчатых штанах. Они разошлись. Раздался выстрел.__________________________________
5. Женщина взялась за ручку. Она была привинчена. ________________
6. Вошедший снял плащ, и теперь его можно было повесить._____________
7. У ясеня стоял парень. Он покачивался и скрипел от ветра._____________________________________________________
8. Преподаватель привел пример, и он всех удивил._____________________________________________________
9. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому._____________________________________________________
10. Селедку мне продала продавщица Люба, которая ввиду жары сильно попахивала.
Задание 8. Что является причиной двусмысленности данных предложений? Как будет выглядеть правильный вариант предложения?
1. В детсаду организована выставка поделок детей и воспитателей из пластилина._________________________________________________
2. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин.______________________________ __________
3. Проводится выставка-продажа одежды для мужчин весенне-летнего сезона.___________________________________________ _________
4. Страна широко готовилась отметить День победы_____________________________________________________
5. Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.____________________________________________________
Задание 9. Как вы думаете, на чем построена шутка А.П. Чехова?
Читайте также:
- Слон хортон высиживает яйцо краткое содержание
- Круговорот воды в природе макет в школу
- Высшая школа печати и медиатехнологий приемная комиссия
- Постановки шекспира в школе
- Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение
дежь собралась в парке на митинг)’,
Родня его не любили (вместо:
Родня его не любила).
2. Ошибочное использование формы множественного числа гла-
гола-сказуемого при подлежащем, выраженном сочетанием
«количественно-собирательное существительное + существительное
в родительном падеже множественного числа»: Большинство учас
тников собрания проголосовали за предложенный проект (следует:
Стая лебедей летели из холодных стран в теплые
Стая лебедей летела. )’,
Чтоб на нашей Родине по
явились еще много художников (следует:
. появилось ещё много ху
3. Употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего
рода) независимо от рода и числа подлежащего (встречается обыч
но в предложениях, где сказуемое стоит перед подлежащим): Чтобы
. нужны смелость, знания, честность)’,
картина. Там нарисовано лес и береза (следует:
4. Ошибки в координации сказуемого с рядом однородных под
лежащих, напр.: На моем попечении была старая бабушка и мой
маленький братишка (следует:
. были старая бабушка и мой малень
); Ни один завод, ни одна фабрика не приступила_к
Часто встречаются ошибки в согласовании между определением
и определяемым словом:
одна из крупнейших пред
ставителей русской балетной школы
— здесь слово «представитель»
ошибочно отнесено к существительным общего рода, тогда как оно
является существительным мужского рода и поэтому не может бьггь
согласовано с определением в форме женского рода — (следует:
. один из крупнейших представителей. или одна из крупнейших пред
ставительниц)’, Памятник Пушкину сооружался на собранными наро
—определение, выраженное причастием, не согласовано
собранные народом деньги).
Нарушения норм согласования связаны либо с незнанием гово
рящими и пишущими некоторых правил грамматики, либо с недо
статочной рефлексией в процессе речевой деятельности.
Источник
Паритет Мировоззрение, убеждение
Оказия Изменение нормального положения компонентов, расположение их в обратном порядке
Дифирамб Противник всего нового
Кредо Число участников собрания, заседания, достаточное для признания его правомочности
Ретроград Равенство, равноправие сторон
Инверсия Преувеличенная восторженная похвала
Демагогия Удобный случай для отправки чего- нибудь с кем-нибудь
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы в слова и сгруппируйте их в соответствии с правилами написания приставок.
Бе_вестный, во_величить, ни_вергнуть, ра_сориться, бе_вкусный, ра_чет, ди_гармония, ра_жечь, ро_сыпь, и_чиркать, чре_мерный, и_подтишка, ди_кредитировать, и_чезать, чере_полосица, ди_квалификация, и_тратить, во_славить, и_-под стола, бе_сердечный, ни_послать, во_звание, ра_венчать, бе_счетный, бе_человечность, и_черпать, чре_вычайный, во_кликнуть, ди_пропорция, и_бранник, ра_считать, и_подлобья, ра_пад, ро_данный, и_зябнуть, чере_чур, в_винтить, и_числить, ди_функция, в_капывать,
бе_заветно, и_городь, во_соединить, ни_лагать, во_мездие, бе_рассветный, в_дыбить, бе_компромиссный.
Задание 5. Найдите слова с приставкой ПРЕ-.
1) пр_дать оттенок 6) непр_ступный
2) понял пр_вратно 7) пр_зреть старика
3) пр_емственность пр_вередливый
4) пр_нижать собеседника 9) непр_ходящий успех
5) пр_верженец 10) пр_падать к земле
Тема 5. Синтаксические нормы
Вопросы | Ответы |
1. С чем связаны синтаксические нормы? | |
2. Какие основные причины нарушения синтаксической нормы отмечаются в русском языке? |
Задание 2. Найдите словосочетания, в которых наблюдается нарушение правил управления. Исправьте их.
§ конкурировать с другими фирмами
§ отличать добро от зла
§ различать подделку от оригинала
§ беспокоиться о друге
§ страдать из-за сына
§ тревожиться о сыне
§ свидетельство о больших резервах
§ свидетельствовать против обвиняемого
§ идентичный с предыдущей работой
§ отличаться от других
§ вселять страх противнику
§ базироваться на результатах исследований
§ опираться на малоизвестных фактах
§ отметить недостатки в работе
§ согласно приказа о зачислении
§ по причине долгой болезни
§ озабочен о здоровье детей.
Задание 3. Определите, каковы причины нарушения нормы в данных предложениях. Сформулируйте вывод.
1. Мы рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда.
2. Благодаря плохой погоде не состоялась поездка за город.
3. Вследствие предстоящей командировки я не смогу присутствовать на собрании трудового коллектива.
4. Ввиду прошедших дождей следует организовать работу по своевременному посеву зерновых.
5. Благодаря своему характеру ни на одной работе он долго не задерживался.
6. Согласно данных древнерусских летописей, суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.
7. Участвовать на выборах – ответственное мероприятие.
Задание 4. Какая синтаксическая норма нарушена в данных предложениях? Исправьте ошибку. Внимание! Одно предложение является правильным!
Предложения | Синтаксическая норма |
1. Много сил и времени ушли на осуществление этого проекта | |
2. Установка нового и реконструкция старого оборудования ведется параллельно. | |
3. Три соседние здания были построены в прошлом году. | |
4. Часть работ направлены нами на экспертизу. | |
5. Те, кто жил рядом, всегда угадывал желание ближнего. | |
6. Стая лебедей улетала на юг. | |
7. Жюри было строгой, но справедливой. | |
8. Галина Уланова – одна из крупнейших представителей русской балетной школы. | |
9. ЛДПР выступил с критикой работы правительства. | |
10. Большинство этих художников было мастером цвета. | |
11. На моем попечении была старая бабушка и маленький братишка. | |
12. Елена Образцова – один из крупнейших представительниц русской оперной школы. |
Задание 5. Почему в данных предложениях употребление деепричастных оборотов не соответствует синтаксическим нормам? Как нужно изменить предложения? Внимание! Одно предложение не содержит ошибки! Отметьте его.
1. Покидая родителей, его охватила внезапная грусть.
2. Проехав по этой тропе с километр, открывался чудесный вид на море._________________________________________________________
3. Выдвинув гипотезу о происхождении жизни, ученым проводился лабораторный эксперимент.____________________________________
4. Выезжая за город, погода стояла прекрасная.______________________
5. Проведя раскопки на многих островах Океании, выяснились неизвестные ранее факты.______________________________________
6. Читая книги Достоевского, удивляешься его глубокому постижению человеческой души.____________________________________________
7. Покупая макароны «Макфа», вам гарантировано качество.
8. Стараясь убедить читателей, автором достигается обратный результат.___________________________________________________
9. Имея огромный опыт учителя, Вам дается этот совет.
Задание 6. В данных предложениях нарушена синтаксическая норма – правила управления при однородных сказуемых. Дайте правильный вариант. Внимание! Одно предложение правильное!
Предложения с нарушением нормы | Исправленный вариант |
1. Ученые наблюдают и сравнивают жизнь животных. | |
2. Автор надеялся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию. | |
3. Депутаты обсудили и проголосовали за новый закон о правах потребителей. | |
4. Художник восхищается и часто рисует русскую природу. | |
5. Мы познакомились и подружились с местными ребятами. | |
6. Мы славим и восхищаемся мужество спасателей. | |
7. Писатель видел и верил в будущее своей страны. | |
8. Назовите и дайте характеристику видам правовых отношений. |
Задание 7. Причиной двусмысленности данных предложений является употребление анафорического местоимения (т.е. местоимения, замещающего имя существительное). Дайте правильный вариант предложения.
1. Девочка находилась посреди улицы. На ней было много любопытных.
2. Девушка стоит на берегу реки, и луна освещает ее рябую поверхность.________________________________________________
3. Женщина посмотрела на собаку: она оскалилась, зарычала, шерсть встала дыбом, глаза хищно засверкали._________________________________________________
4. Павел Петрович приехал на дуэль в клетчатых штанах. Они разошлись. Раздался выстрел.__________________________________
5. Женщина взялась за ручку. Она была привинчена. ________________
7. У ясеня стоял парень. Он покачивался и скрипел от ветра._____________________________________________________
8. Преподаватель привел пример, и он всех удивил._____________________________________________________
9. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому._____________________________________________________
10. Селедку мне продала продавщица Люба, которая ввиду жары сильно попахивала.
Задание 8. Что является причиной двусмысленности данных предложений? Как будет выглядеть правильный вариант предложения?
1. В детсаду организована выставка поделок детей и воспитателей из пластилина._________________________________________________
2. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин.______________________________ __________
3. Проводится выставка-продажа одежды для мужчин весенне-летнего сезона.___________________________________________ _________
4. Страна широко готовилась отметить День победы_____________________________________________________
5. Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.____________________________________________________
Задание 9. Как вы думаете, на чем построена шутка А.П. Чехова?
Желаю Вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
Попробуйте составить похожие фразы______________________________
Самостоятельная работа
Задание 1. Проверим грамотность! Вставьте, где необходимо, нужную согласную.
Капелл…а, инфа…тильный, э…спрес…ивный, э…страгон, э…страсенс, би…штекс, монограм…а, ко…пиляция, изол…яция, кол…ектив.
Задание 2. Найдите ошибки в данных предложениях, исправьте и объясните характер нарушения синтаксической нормы.
Предложение | Характер ошибки |
1. Вопреки скептического мнения некоторых современников о М.Булгакове, его книги нашли своего читателя. | |
2. Об этом недостатке студенту не раз указывал научный руководитель. | |
3. ГИБДД прислал извещение о необходимости уплаты штрафа. | |
4. Надо гордиться и любить свою родину | |
5. Вследствие предстоящей командировки наша встреча откладывается. | |
6. Группа запорожцев написали письмо турецкому султану | |
7. Дети любовались то на море, то на картину | |
8. Почти треть опрошенных безоговорочно отдавали предпочтение кандидату «Единой России». | |
9. Открывая дверь, она страшно заскрипела. | |
10. Эти факты лишний раз убеждают нас о том, что необходима охрана окружающей среды. | |
11. Многие ребята мечтают и стремятся к полетам в космос. | |
12. ЗАГС находилась в старом здании. | |
13. Я люблю и всегда восторгаюсь природой средней полосы России. | |
14. В магазине состоялась выставка- продажа одежды для детей российского производства. |
Задание 3. Поработаем со словами! Установите соответствие между словом и его значением.
Дата добавления: 2019-02-13 ; просмотров: 210 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Adblock
detector
Вариант 1. 1. Я чувствую самый наивысший подъем душевных сил.
2. Галина Уланова – одна из крупнейших представителей русской балетной школы.
3. Я расскажу вам кратко автобиографию моей жизни.
4. Он любил ее всеми мышцами души. Вариант 2. 1. Сын был способный к математике.
2. Играя в нашем казино, у вас каждый день есть шанс выиграть.
3. Новый дом представляет собой огромную махину.
4. Он протирал ей очки, и она верила ему. Вариант 3. 1. Надо прибавить к полтораста рублям еще пятьдесят.
2. Те, кто ушли вперед, уже добрались до места назначения.
3. В лицее ставится упор на более глубокое изучение точных наук.
4. Не надо подливать масла в огонь. Вариант 4. 1. Я всегда поражаюсь ловкостью альпинистов.
2. У партизанов не было иного выхода.
3. Туристский поезд прибывал в приморский город рано утром.
4. Я костью лягу за своего ребенка. Вариант 5. 1. Я решил стать офицером, чтобы продолжить семейную династию.
2. Пришел искать разъяснений от каких-то наболевших вопросов.
3. Свободных местов, к сожалению, нет.
4. Он лил крокодилову слезу, и никто ему не сочувствовал. Вариант 6. 1. Внутренний интерьер замка поразил нас роскошью.
2. Эта черта совершенно не характерна ему.
3. Покупая макароны «Макфа», вам гарантировано качество.
4. Целый день ребенок предоставлен себе. Вариант 7. 1. Подъезжая к станции, у меня слетела с головы шляпа.
2. Крыша сарая была покрыта толью.
3. Я попросил показать мне прейскурант цен.
4. Это глас вопящего в пустыне. Вариант 8. 1. Мы рады, что из-за вашего рационализаторского предложения увеличилась производительность труда.
2. Этот памятный сувенир мне привезли с Таити.
3. На бюджетном отделении учится более трехста студентов.
4. Шесть лет разлуки ни на мизинец не уменьшили моей любви к вам. Вариант 9. 1. Это был юный вундеркинд из Сибири.
2. В стихах Пушкина выражается уверенность и любовь к будущему России.
3. Разработка данной темы становится все интенсивнее.
4. Наконец-то приказ вступил в законную силу. Вариант 10. 1. Покидая родителей, его охватила внезапная грусть.
2. Заходя в автобус, своевременно оплачивайте за проезд.
3. Мать считала, что у ее сына есть поэтичные задатки.
4. А через несколько дней как молния среди ясного неба случилась беда. Вариант 11. 1. Все казаки были поглощены в свои мысли.
2. Выбейте мне, пожалуйста, товарный чек.
3. Однажды со мной на рыбалке случился такой случай.
4. Его ищут, а он как в воду провалился. Вариант 12. 1. Каждый гражданин обязан гордиться и любить свою родину.
2. Его публицистическая речь была встречена на «ура».
3. В смертельном бое Мцыри победил могучего барса.
4. У него еще белое молоко на губах не обсохло. Вариант 13. 1. Группа запорожцев написали письмо турецкому султану.
2. Свесьте мне, пожалуйста, полкилограмма карамели.
3. Сестра купила две новых кофточки.
4. Да это сущая ерунда на сливочном масле. Вариант 14. 1. Дети любовались то на море, то на картину.
2. Заглавную роль в этом спектакле играл мой любимый артист.
3. По этой горной дороге могут ездить только опытные шофера.
4. Это все равно, что валить с больной на здоровую. Вариант 15. 1. У него огромное превосходство перед однокурсниками.
2. Трое юношей были в одинаковых костюмах.
3. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.
4. Меня предупреждали не давать свободы рукам. Вариант 16. 1. Много сил и времени ушли на осуществление этого проекта.
2. Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.
3. В детстве мальчик был очень полон, потому что не занимался физкультурой.
4. Вот и пришла пора заморить червячков. Вариант 17. 1. Установка нового оборудования и реконструкция старого ведется параллельно.
2. Выход на сцену артистов был очень эффективным.
3. Окна были выкрашены белилом.
4. Писатель идет в ногу со своим временем. Вариант 18. 1. Нам тоже следовало уделять внимание к своим истокам.
2. Качество товара контролируется путем выборной проверки изделий.
3. Около полторы суток ушло на дорогу до станции назначения.
4. Для чего ты кидаешь камушки в мой огород? Вариант 19. 1. Три соседние здания были построены в прошлом году.
2. Этому вопросу придается первоочередное внимание.
3. Надо забрать братишку из ясель.
4. Он хитер и держит уши по ветру. Вариант 20. 1. Большинство стихотворений автора посвящены русскому крестьянству.
2. Он полный невежа в вопросах искусства.
3. Все ректора вузов России собрались в этом зале.
4. После драки нечего рукой махать. Вариант 21. 1. Проехав по этой тропе с километр, открывался чудесный вид на море.
2. Цветы сохнули в вазе.
3. Наутро мы столкнулись с проблемой выбора одной из нескольких альтернатив.
4. Это дело выеденного гроша не стоит. Вариант 22. 1. Те, кто жил рядом, угадывал желания ближнего.
2. На протяжении матча защита не раз оказывалась в затрудненных ситуациях.
3. Самый наилучший день в моей жизни – это выступление на сцене Большого театра.
4. Я буду помнить этот день по гроб доски. Вариант 23. 1. Часть работ направлены нами на экспертизу.
2. Ухудшается уровень жизни народа.
3. Ехай на поезде – самолетом опасно.
4. Он работал спустя рукав. Вариант 24. 1. По нашей улице часто ездиют грузовые машины.
2. Я этим подарком очень рада.
3. Большую половину своего доклада он посвятил воспоминаниям о войне в Чечне.
4. Данный проект играет важное значение для жизни горожан. Вариант 25. 1. Факты говорят за возможность использования резервов.
2. На кафедре есть свободная вакансия лаборанта.
3. Большинство времени он проводил в разъездах.
4. Только мои близкие в данной ситуации не опустили свои руки.
Методические указания. При выполнении данного задания обратитесь к методическим справкам на стр. 31 – 35.
Образец выполнения. Даны предложения: 1. Необычный феномен наблюдали жители города.2.В комплекте не хватало нескольких полотенцев.3.Я очень тревожусь об отце.4.Я скажу тебе, положа руки на сердце, что не завидую тебе.В первом предложении нарушена лексическая норма: наблюдается плеоназм (т. е. смысловое излишество), так как слово феномен имеет значение необычное явление. Во втором предложении допущена морфологическая ошибка: форма родительного падежа существительного полотенцев является неверной – надо полотенец. В третьем предложении нарушена синтаксическая норма: слово тревожитьсятребует после себя не предложного падежа, а винительного падежа с предлогом за – тревожиться за отца.В четвертом предложении нарушена норма употребления фразеологического оборота, так как искажена грамматическая форма одного из компонентов: существует фразеологизм положа руку на сердце.
Как правильно пишется словосочетание «различать добро и зло»
- Как правильно пишется слово «различать»
- Как правильно пишется слово «добрый»
- Как правильно пишется слово «злой»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мушкетон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к словосочетанию «добро и зло»
Ассоциации к словосочетанию «зло и добро»
Ассоциации к слову «различать»
Ассоциации к слову «добрый»
Ассоциации к слову «злой»
Синонимы к словосочетанию «различать добро и зло»
Предложения со словосочетанием «различать добро и зло»
- Я с дрожью ощущаю, что всё больше теряю способность различать добро и зло!
- Человеку нужно научиться различать добро и зло, понимать, какие поступки приведут его к добру, а какие – к проявлениям зла в его жизни.
- Человек способен различать добро и зло и приходить к моральным суждениям столь же правильным, как все прочие суждения, вырабатываемые разумом.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «различать добро и зло»
- Это совершенно понятно: во-первых, самодур также почти не имеет истинных нравственных понятий и, следовательно, не может правильно различать добро и зло и, по необходимости, должен руководствоваться произволом; во-вторых — безусловное послушание других очень выгодно для него, потому что затем он может уж ничем не стесняться.
- Я не отнимаю у тебя надежды. Но подумай о том, что я сказал. Слушай, слушай, как стучат топоры — пусть бьют тебя больнее. Иначе сердце твое заглохнет и опустеет. Я отвернусь от тебя. Я верю только тем, кто различает добро и зло. Прощай.
- И это происходит не от ренегатства, а оттого, что, вследствие недостаточной подготовки для познавания вещей, вы не различаете добра от зла.
- (все
цитаты из русской классики)
Значение словосочетания «добро и зло»
-
Добро́ и зло́ — дихотомия в философии, этике и религии нормативно-оценочных категорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое. (Википедия)
Все значения словосочетания ДОБРО И ЗЛО
Значение слова «добрый»
-
ДО́БРЫЙ, —ая, —ое; добр, добра́, до́бро, до́бры и добры́. 1. Расположенный к людям, отзывчивый, исполненный доброты, сочувствия к ним, готовности помочь. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДОБРЫЙ
Значение слова «злой»
-
ЗЛОЙ, —а́я, —о́е; зол, зла, зло; зле́йший. 1. Исполненный чувства недоброжелательства, враждебный, полный злобы, злости. Злой человек. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЗЛОЙ
Афоризмы русских писателей со словом «различать»
- В старом славянском языке все-таки есть веские, добротные и образные слова, но необходимо различать их язык церковной догматики и проповеди от языка поэзии.
- Умейте различать, что звучит крепко и дано надолго, от словесной пыли, которую завтра бесследно разнесёт холодный ветерок разума, любителя точности и ясности.
- Мы принимаем все, что получаем,
За медную монету, а потом —
Порою поздно — пробу различаем
На ободке чеканно-золотом. - (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
Добро́ и зло́ — дихотомия в философии, этике и религии нормативно-оценочных категорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое.
Все значения словосочетания «добро и зло»
РАЗЛИЧА́ТЬ, —а́ю, —а́ешь. Несов. к различить.
Все значения слова «различать»
ДО́БРЫЙ, —ая, —ое; добр, добра́, до́бро, до́бры и добры́. 1. Расположенный к людям, отзывчивый, исполненный доброты, сочувствия к ним, готовности помочь.
Все значения слова «добрый»
ЗЛОЙ, —а́я, —о́е; зол, зла, зло; зле́йший. 1. Исполненный чувства недоброжелательства, враждебный, полный злобы, злости. Злой человек.
Все значения слова «злой»
-
Я с дрожью ощущаю, что всё больше теряю способность различать добро и зло!
-
Человеку нужно научиться различать добро и зло, понимать, какие поступки приведут его к добру, а какие – к проявлениям зла в его жизни.
-
Человек способен различать добро и зло и приходить к моральным суждениям столь же правильным, как все прочие суждения, вырабатываемые разумом.
- (все предложения)
- отличать добро от зла
- являться добром
- выбирать добро
- выбирать между добром и злом
- стремиться к добру
- (ещё синонимы…)
- зло
- (ещё ассоциации…)
- зло
- (ещё ассоциации…)
- различие
- разница
- безразличие
- (ещё ассоциации…)
- щедрый
- человек
- черты характера
- характер человека
- вежливый
- (ещё ассоциации…)
- человек
- черты характера
- характер человека
- добрый
- злость
- (ещё ассоциации…)
- различить очертания
- различать слова
- различать силуэты
- (полная таблица сочетаемости…)
- доброе дело
- мыс доброй надежды
- стал добрым
- (полная таблица сочетаемости…)
- злые духи
- по злой иронии судьбы
- сыграть с кем-либо злую шутку
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «различать»
- Разбор по составу слова «добрый»
- Разбор по составу слова «злой»
- Как правильно пишется слово «различать»
- Как правильно пишется слово «добрый»
- Как правильно пишется слово «злой»
Предмет: Русский язык,
автор: zoyashechka
Олеся9006:
Лучше бы разделили. Долго писать
zoyashechka:
Баллов нет больше
Олеся9006:
Лучше 5 давайте. На такие вопросы не отвечают дети, которым много баллов нужно.
Ответы
Автор ответа: Олеся9006
9
Ответ:
На фото внизу.
Приложения:
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Математика,
автор: natalapanurova78017
Упростите выражение 433+а+267 и найдите его значения при а=249
Помогите пожалуйста!
4 года назад
Предмет: Русский язык,
автор: emiraslanoveli2021
помогите талаоаооаадала
4 года назад
Предмет: Другие предметы,
автор: Аноним
Испанский-даю МНОГО БАЛОВ
надо дополнить предложения необходимыми словами.
4 года назад
Предмет: Литература,
автор: аня2198
составьте словесный портрет Пугачёва из капитанской дочки
7 лет назад
Предмет: Математика,
автор: antoninakhv
от чего зависет количество досок которые потребуется на ограду
7 лет назад
Содержание
- Причины возникновения двусмысленности в речи и способы её преодоления
- Понятие двусмысленности в лингвистике
- Причины возникновения двусмысленности в речи и способы её преодоления
- Учебное пособие для студента
- Модуль №1 Тема №1. Язык как знаковая система
- ЮРИДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА. • Нарушение порядка слов в предложении может привести к двоякому толкованию смысла
- Логичность речи. Причины нарушения точности речи
- Смотреть что такое «нарушение порядка слов в предложении» в других словарях:
- Книги
Причины возникновения двусмысленности в речи и способы её преодоления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие двусмысленности в лингвистике
Двусмысленность – это свойство, вытекающее из самой природы знака, в котором наблюдаются явления закрепленности за одним планом выражения нескольких планов содержания.
Двусмысленность воспринимается учеными-лингвистами по-разному. Некоторые отрицают двусмысленность как языковой феномен, указывая на то, что любая двусмысленность, не связанная с грубой смысловой ошибкой, нейтрализуется контекстом. Другие же считают, что двусмысленность является следствием допущенной речевой ошибки, связанной со слабым владением ресурсами языка. Часть исследователей рассматривают двусмысленность как стилистический приём, разновидность языковой игры «смыслами», рассчитанный на определённый комический эффект, например, «Больной нуждается в уходе враче, и чем дальше будет этот уход, тем лучше».
Очевидно, что двусмысленность, ставшая предметом каламбура или языковой игры, нарочита. Она функционирует как стилистический приём, специально созданный автором, рассчитывающим на двойственное восприятие текста слушателем или читателем. В этом отношении двусмысленность в каламбуре отличается от неосознанной двусмысленности, которая возникает из-за того, что говорящий или пишущий не отслеживает смыслы, порождаемые контекстом: Пока королеве не возвратили подвески, она вешала королю лапшу на уши. В этом отношении двусмысленность вступает как речевая ошибка, которая нарушает точность и ясность высказывания.
Причины возникновения двусмысленности в речи и способы её преодоления
Возникновение речевой двусмысленности обусловлено языковыми причинами, к которым можно отнести:
Преодоление семантической двусмысленности возможно при условии соблюдения речевых норм, в частности, необходимо знать значение употребляемых слов, соблюдать нормы их сочетания с другими словами и соотносить их значение с речевым контекстом. При использовании омонимов необходимо следить за их контекстным окружением, которое не должно создавать двусмысленности при их употреблении. Избежать речевой недостаточности помогает наблюдение за собственной речью, редактирование письменных работ, а также систематическое чтение. Грамматическую двусмысленность помогает преодолеть знание синтаксиса русского языка и понимание структурно-семантических моделей предложений.
Источник
Учебное пособие для студента
Загрузить всю книгу
Модуль №1
Тема №1. Язык как знаковая система
В современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.
Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.
Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.
Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.
Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».
Реальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.
За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.
Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.
Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».
Известный русский ученый Д.С. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть».
Что же представляет собой язык?
Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.
С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.
Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.
Следовательно, каждая система:
Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.
Язык состоит из единиц:
Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.
Источник
ЮРИДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА. • Нарушение порядка слов в предложении может привести к двоякому толкованию смысла
• Нарушение порядка слов в предложении
может привести к двоякому толкованию смысла
Суд обязал налоговую инспекцию возвратить из бюджета АКБ «Московский индустриальный банк» 850 рублей необоснованно списанных пеней.
В данном случае следует изменить порядок слов:
Суд обязал налоговую инспекцию возвратить АКБ «Московский индустриальный банк» из бюджета 850 рублей необоснованно списанных пеней.
Покупатель должен заключить договор купли-продажи помещений с организацией по указанию продавца.
В данном случае неясно, на что именно указывает продавец:
Покупатель должен заключить договор купли-продажи помещений с организацией, указанной продавцом.
Покупатель должен заключить с организацией договор купли-продажи помещений, указанных продавцом.
• Нарушение порядка слов в предложении приводит
к разрыву смысловых связей между словами
Представитель предприятия просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу— без удовлетворения, указывая на их законность и обоснованность.
Из-за неправильного порядка слов в предложении полностью искажен его смысл. Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, должно стоять после тех слов, к которым оно относится:
Представитель предприятия, указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просил оставить их без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Информация в налоговый орган от налогоплательщика об открытии %
счета поступила. |
Информация об открытии счета поступила от налогоплательщи- 5
ка в налоговый орган. 5
Данное нарушение повлекло неправильное отражениев счетах бух
галтерского учета налога на добавленную стоимостьи в отчетности. =
Возможный вариант: „
Данное нарушение повлекло неправильное отражение налога на добавленную стоимостьв счетах бухгалтерского учета и в отчетности. *
ЮРИДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ОН
Налоговая инспекция обратиласьс иском о взыскании 650 руб. штрафа за непредставлениеза 2001 год справок о доходах физических лиц.
Налоговая инспекция обратиласьс иском о взыскании 650 руб. штрафа за непредставление справок о доходах физических лицза 2001 год.
Из содержания названной нормы следует, что пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен арбитражным судом лишь по заявлению лица, участвующего в деле, о восстановлении указанного срока.
Из содержания названной нормы следует, что пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен арбитражным судом лишь по заявлению лица, участвующего в деле.
Судом установлено, что истцы имеют право на дополнительный отпусккак работники, занятые на работах с вредными условиями труда, в количестве12 дней.
Судом установлено, что в связи с вредными условиями труда истцы имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью12 дней.
Подозреваемый приобрел не менее 12,536 граммагероина, являющегося наркотическим средством в особо крупном размере.
• Инверсия
В официальных документах, к которым относятся и документы суда, неуместна инверсия — обратный порядок слов в предложении. Данный прием используется в художественной литературе (в авторских ремарках, описаниях и др.), а также в разговорной речи. Неоправданная инверсия является стилистической ошибкой, широко распространенной в судебных документах.
Производилось увольнение работников по сокращению штата, уволился свидетель в числе последних. Имущества у ответчика не было, помещение он арендовал.Длительное время не индексировалась заработная плата, выплачивались только установленный оклад и премии от вклада работника и наличия денег на расчетном счете.
JO ЮРИДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Рекомендуется использовать прямой порядок слов, когда подлежащее (кто, что?) предшествует сказуемому (что делает, что сделает?), а главные члены предложения — второстепенным:
Увольнениеработников производилосьпо сокращению штата, и свидетель уволилсяв числе последних. Собственного имущества у ответчика не было, поэтому он арендовалпомещение. Заработная платадлительное время не индексировалась,работникам выплачивались только установленный оклад и премии в зависимости от их трудового вклада и наличия денег на расчетном счете организации.
Редакторская группа рекомендует при работе над процессуальными документами использовать все возможности текстового редактора Microsoft Word. Это позволит избежать значительного числа простых ошибок. Важно помнить, что в деловых документах, к которым относятся и судебные, главное — четкость и ясность изложения.
Источник
Логичность речи. Причины нарушения точности речи
Как отмечалось выше, причинами, приводящими к неточности, неясности и двусмысленности высказывания, являются: а) употребление слов в значении, несвойственном для литературного языка; б) неумение пользоваться синонимами, паронимами, терминами, многозначными словами и омонимами; в) межъязыковая лексико-семантическая интерференция в условиях билингвизма; г) нарушение норм лексической, грамматической и стилистической сочетаемости; д) речевая избыточность; е) речевая недостаточность.
Кроме того, быстрое и точное восприятие речи затрудняют следующие погрешности в ее структуре:
1) «нанизывание» падежей. В речи встречаются конструкции, включающие в себя несколько одинаковых надежных форм, зависящих последовательно одна от другой или от одного и того же слова: В целях устранения причин отставания производства деталей для тракторов. ; Для дальнейшего повышения материального уровня трудящихся республики. В этих примерах «нанизывание» образовано «цепочкой» форм родительного падежа. Подобные конструкции являются наиболее распространенными, особенно часты они в текстах официально-делового стиля. Устранить нанизывание таких форм можно путем замены отглагольных существительных инфинитивными или другими конструкциями: Чтобы устранить причины отставания производства деталей для тракторов.
Встречается нанизывание и других падежей, например, творительных субъекта и объекта (Директор ознакомился с принятыми рабочими решениями), предложных (Обсуждался вопрос об отчете о работе председателя месткома). Исправить подобные предложения можно так: Директор ознакомился с решениями, которые приняли рабочие; Обсуждался вопрос об отчете председателя месткома о проделанной работе;
2) нарушение порядка слов в предложении. В русском языке, в отличие от других, нет строго закрепленного места за тем или иным членом предложения. Оно определяется смысловой нагрузкой, стилистической и синтаксической функциями, структурой и типом предложения и т. д. Перестановка слов ведет к семантическим и стилистическим сдвигам, создает добавочные семантико-стилистические оттенки, изменяет экспрессивные функции членов предложения. Любая инверсия должна быть стилистически оправданной. Стилистически немотивированный порядок слов приводит к искажению смысла высказывания, к двусмысленности, мешает быстрому и адекватному восприятию текста. Например, в предложении Необходимо оказывать первую помощь пострадавшему на рабочем месте словосочетания оказывать первую помощь и на рабочем месте разобщены словом пострадавшему, в результате читающий вынужден тратить время и усилия на то, чтобы установить грамматические и смысловые связи между словосочетаниями. Неправильный порядок слов в предложении Он не только писал стихи, но и повести приводит к смещению логического ударения. Часто порядок слов нарушается в предложениях с причастными оборотами: Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами (здесь слово листья разрывает причастный оборот опавшие с деревьев);
3) загромождение предложения придаточными, причастными оборотами и другими обособленными конструкциями. Причиной нарушения точности речи может служить неудачное построение сложного предложения с несколькими придаточными, объединенными соподчинительной или последовательной подчинительной связью. Например: Преподаватель утверждает, что в числе заданий, которые даются учащимся на дом, должны быть и краткие характеристики второстепенных персонажей — Дикого, Феклуши, Варвары, Кудряша, Кулигина, которые складываются из наблюдений, которые были сделаны учащимися в то время, когда они читали сцены, где участвуют эти действующие лица.
Мешает восприятию речи употребление в неоднородных придаточных предложениях одинаковых союзов или союзных слов, особенно который и что: Родиной волнистых попугайчиков, которые по внешним признакам подразделяются на две группы, которые объединяют птиц с опереньем определенной окраски и формы, является Центральная Австралия, где они населяют равнины; Ей казалось, что время настолько медленно движется, что никогда не наступит вечер и что она так и не узнает, что он хотел ей сказать.
Пониманию смысла высказывания может препятствовать скопление обособленных конструкций в предложении: Разговорная лексика, проникающая в художественную литературу и способствующая обогащению литературного языка, помогающая правдивому изображению реальных живых людей, — один из способов реализации принципа народности, являющегося важнейшим принципом искусства реализма.
Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.
Ключи: 1 – способен; 2 – бойче; 3 – бессмыслен.
1. Отметьте ряд, в котором нет ошибок в образовании формы слова.
1) этот рисунок красивше;
3) наилучшим образом;
3) Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Образуйте от них формы составной сравнительной и превосходной степени.
А Иван им стал кричать:
«Стыдно, братья, воровать!
Он у вас коней не крал!»
Примерные темы проектов / докладов: Язык СМИ, речь современного носителя языка (разных социальных групп).
Тема: «Нормы использования глагольных форм»
Причины вариантности в формах глагола; трудные случаи изобилующих и недостаточных форм глагола; синонимия повелительной формы глагола; колебание видовременных форм глагола.
1. Оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени в ряду
1) переубедить, полоскать;
2) чудесить, угораздить;
3) сиживать, рыскать;
4) служить, хлестать.
2. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени
2) переубедить, писать;
4) очутиться, дерзить.
3. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени
1) убедить, принести;
2) победить, уходить;
4) пылесосить, чудить.
Самоконтроль по ситуационным задачам. Ситуационные задачи по теме.
Найдите ошибки, исправьте их.
Молодые специалисты направляются на практику.
Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.
Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.
Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.
Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции [поставьте слово в нужной форме].
Перечень практических умений по изучаемой теме.
– уметь применять нормы на практике;
– уметь исправлять контексты с ошибочным употреблением форм слов.
Тема: « Качества «хорошей» речи. Точность речи и ее нарушения. Смысловая точность речи»
– Подготовка к практическим занятиям.
– Подготовка материалов по НИРС.
Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия: Точность речи; фактическая точность; понятийная точность; нарушение точности речи;
Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:
1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументированно оформлять выражаемое содержание?
2) выразительность речи;
2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?
2) выразительность речи;
3. Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?
4) выразительность речи.
4. Что относится к паралингвистическим средствам выразительности?
2) фонетическое благозвучие;
3) использование стилистических фигур;
4) мимика, жесты, пантомима.
Самоконтроль по ситуационным задачам. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Деловая игра “Хозяйка гостиницы”.
2. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание, мотивируйте свой выбор.
1. На месте небольшого завода … (возведен, построен, создан ) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть … (построена, смонтирована, создана, установлена ) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в сентябре фермер стал … (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать ) зелёный лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила … (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить ) конструкцию двух … (больших, крупных, мощных, огромных ) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в. (прошедшем, минувшем, прошлом ) году производство наладилось. Уже. (выпущено, изготовлено, произведено, сделано ) 867 кв. метров … (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий ).
Перечень практических умений по изучаемой теме.
– уметь находить в текстах ошибки в смысловой точности употребления слов;
– уметь исправлять контексты с ошибочным употреблением слов.
1. Тема: «Логичность речи. Основные законы логики»
– Подготовка к практическим занятиям.
– Подготовка материалов по НИРС.
Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия : логичность речи; основные законы логики; соответствие речи законам логики; нарушение логики повествования;
3. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:
1. К чему может привести нарушение порядка слов?
1) к двусмысленности, искажению смысла;
2) к нарушению стилистической сочетаемости;
3) к нарушению лексической сочетаемости;
4) к нарушению грамматической сочетаемости.
2. К чему может привести перечисление в одном ряду неоднородных понятий?
3) к нарушению точности речи;
4) к нарушению чистоты речи.
3. К чему может привести частое употребление не к месту какого-либо слова?
1) к нарушению логичности речи;
2) к нарушению уместности речи;
3) к нарушению точности речи;
4) к нарушению чистоты речи.
1) нарушение сочетаемости слов;
2) нарушение порядка слов;
4) употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.
Согласно распоряжения мэра внутриквартальное строительство запрещено.
Надо различать добро от зла.
Вследствие предстоящего отъезда возлагаю на вас свои обязанности.
Покидая родителей, его охватила внезапная грусть.
Каждый гражданин обязан гордиться и любить свою Родину.
Группа студентов написали письмо в профком.
Дети любовались то на море, то на картину.
Три соседние здания были построены в прошлом году.
Часть работ направлены нами на экспертизу.
В школе организована выставка, на которой представлены работы детей и родителей из пластилина.
Факты говорят за возможность использования резервов.
Методическая справка. Причиной синтаксических ошибок могут быть:
Практическое занятие 2.
Коммуникативные качества речи.
Этические нормы культуры речи.
Цель: Научить определять причины нарушения коммуникативных качеств речи и выработать навыки самоконтроля речи.
Задание 1. Определите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения.
Предложение | Причина нарушения нормы |
Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой. | |
В море плавали спасательные круги, лодки и моряки. | |
Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. | |
Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ. | |
Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи. | |
Он вернулся домой с ребенком и насморком. | |
Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт. | |
Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души. | |
В кроссе приняли участие школьники, студенты, рабочие и химики. | |
Композиция восточных сказок схожа со сказками русскими. | |
Я не посещал лекции, и поэтому у меня не будет проблем на экзамене. |
Методическая справка . Логичность речи является тем коммуникативным качеством, которое делает нашу речь последовательной, логически выстроенной, аргументированной. Причинами нарушения логичности речи могут быть:
1) Утверждение взаимоисключающих понятий. В предложении Я совершил убийство, но я не повинен в убийстве нарушена логичность речи, так как одно утверждение противоречит другому.
2) Сопоставление логически неоднородных понятий. В предложении Сюжет этого фильма перекликается с фильмом известного режиссера ошибка допущена потому, что сопоставляются понятия сюжет и фильм .
3) Несоответствие действительности. В предложении Он лежал на диване, читая книгу и глядя в потолок нарушена логичность, так как нельзя читать и одновременно глядеть в потолок.
4) Нарушение порядка слов. В предложении У печки стояла девушка, она была жарко натоплена из-за нарушения порядка слов возникает алогизм.
5) Объединение в качестве однородных слов, выражающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия. В предложении Для работы на складе требуются юноши, девушки, кладовщики нарушено единое основание для деления.
Задание 2. Что является причиной нарушения точности речи в данных предложениях?
Задание 3. Поберите к данным словам синонимы.
Слово | Синонимы |
аморальный | |
вульгарный | |
галантный | |
инцидент | |
оригинальный | |
помпезный | |
абстрактный | |
нотация | |
тенденциозный | |
популярный |
Задание 4. Употребите данные слова в прямом и переносном значениях.
Методическая справка . Богатство языка проявляется прежде всего в богатстве словарного запаса. Умение передать одну и ту же мысль разными словами, разными синтаксическими и интонационными конструкциями свидетельствует о богатстве речи. Выразительность речи определяется умением использовать слова в переносном значении. К средствам выразительности относятся: метафора, метонимия, гипербола, сравнения и другие тропы.
Предложение | Причина нарушения нормы |
Тут началось нудное обсуждалово современной поэзии. | |
Я, как говорится, на вашей стороне, вы понимаете, но мне, как говорится, не к чему афишировать это. | |
Я целиком и полностью в вашем распоряжении. В общем и целом вы меня понимаете. | |
Мне необходимо достичь прежде всего консенсуса со своими детьми. | |
Дебит моего семейного бюджета превышает кредит. | |
Тамань – самый отстойный городишко из всех приморских таунов. | |
В «продуктовую корзину» входят те продукты, которые ложат на стол. | |
Я получил ассигнования в виде субвенций и трансфертов. | |
Ехай на поезде. Самолетом опасно. | |
Ваша фирма несет ответственность за то, что произошел облом в поставке товаров. | |
Я как бы. помню о своем обещании…и, как бы, обещаю типа выполнить… |
Методическая справка . Чистоту речи могут нарушать:
Задание 6. Данные языковые формулы речевого этикета распределите по ситуациям, в которых их использование уместно
Языковые формулы | В официальной обстановке | В неофициальной обстановке | В особых ситуациях |
Формулы приветствия
Здравствуй(те), доброе утро, очень рад видеть тебя (Вас), приветствую, привет, здравия желаю, салют, мое почтение. До свидания, пока, до завтра, до встречи, желаю всего хорошего, спокойной ночи, всего вам (тебе) доброго, ну бывай(те), прощай(те), не поминай(те) лихом, салют. |
|||
Формулы благодарности
Спасибо, благодарю, позволь(те) вас (тебя) поблагодарить, я очень признателен тебе (вам), моя благодарность не знает границ, нет слов выразить свою благодарность. Ваше величество, ваше преосвященство, сударь, сударыня, товарищ, брат, Иван Иванович, господин, господа, эй, Вань, гражданин, коллега, друзья, красавица, будьте так любезны Сделай(те) одолжение, если вас (тебя) не затруднит, не сочти(те) за труд, не могли бы вы, пожалуйста, прошу, будьте так любезны, извини(те), прости(те). |
|||
Формулы представления
Разреши (те) представить, представляю, позволь(те) познакомить, позволь(те) представиться, будем знакомы, я хочу познакомить Вас (тебя), познакомьтесь. Методическая справка . Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Любое общение имеет начало, основную часть, заключение. Общение может начаться с приветствия или знакомства. По правилам хорошего тона не принято незнакомому человеку представляться самому – надо, чтобы вас представили. Принято мужчину представлять женщине, младшего – старшему. Однако бывают случаи, когда надо представиться самому. В этих случаях этикет предписывает следующие языковые формулы: Разреши(те) представиться, я хотел бы) познакомиться, будем знакомы, позволь(те) представиться, моя фамилия… Официальные и неофициальные встречи всегда начинаются с приветствия. В русском этикете основная формула приветствия – здравствуй(те). Распространенным является приветствие, указывающее на время встречи: доброе утро, добрый день, добрый вечер . Используются и приветствия, которые выражают чувство радости от встречи, уважительное отношение, желание общения: очень рад вас(тебя) видеть, мое почтение. Начальным формам общения противостоят формулы, которые используются в конце общения, при прощании: до свидания, всего вам доброго, пока, до вечера, до завтра, прощай(те), не поминай(те) лихом и др. В повседневной жизни люди, общаясь, выражают благодарность. При выражении благодарности используются языковые формулы: спасибо, благодарю, я вам очень признателен, огромное спасибо, нет слов, чтобы выразить мою благодарность, как я вам благодарен и др. В повседневной жизни нам часто приходится обращаться с той или иной просьбой. В русском этикете существуют языковые формулы для выражения просьбы: прошу вас (тебя), не могли бы вы, не будете ли вы так любезны, не затруднит ли вас (тебя), если вам (тебе) нетрудно и др. Общение предполагает обязательное обращение к тому, с кем говорящий общается. Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная – это привлечь внимание собеседника. В официальной речи используются собственные имена, название профессий и должностей: Иван Иванович, уважаемый президент . В разговорной речи обращение может быть экспрессивно окрашенным: Сонечка, солнышко, бабулечка. В русском речевом этикете нет универсального обращения как по отношению к человеку, занимающему высокое положение, так и к рядовому гражданину. Такого, как пан и пани (как в Польше, Чехии и Словакии), мистер, миссис и мисс (как в Англии, США), синьор, синьора, сеньорита (как в Италии). Поэтому очень часто нам приходится слышать обращения девушка, женщина, отец, бабуля, мужчина в шляпе и др. Данные обращения не являются нейтральными и поэтому реакция на них может быть разной: ссора, грубость в ответ, обида. Лучше начать разговор без обращения, используя такие формулы этикета, как будьте так любезны, будьте добры, простите . В официальной речи сейчас воспринимается как норма обращение господин Иванов, госпожа Хакамада, господа, господин президент. В армии, в заводской среде используется в качестве обращения слово товарищ: товарищ генерал, товарищ Петров. Ученые, врачи, преподаватели, юристы используют слова коллега, коллеги. Таким образом, вопрос об универсальной языковой формуле обращения в русском речевом этикете остается открытым. Нарушение порядка слов в предложении Смотреть что такое «нарушение порядка слов в предложении» в других словарях:КнигиК коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся: Точность определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и законов русского языка. Какие же причины делают речь неточной? Назовем наиболее распространенные: употребление слов в несвойственном им значении; неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; Вот какие примеры смешения паронимов приводил А. М. Горький: «Прозаик пишет: он щелкнул щиколоткой калитки вместо щеколдой. Когда Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст и рост не одно и то же». Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли. Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования. Есть и другая причина, которая также делает речь неточной. Это – плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей. Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет название. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли. И наоборот, чем ограниченнее словарный запас говорящего, чем беднее его язык, тем чаще он допускает неточности в речи, употребляет слова в несвойственном им значении, смешивает омонимы, омофоны, паронимы. Точность речи требует внимательного отношения к омонимам, омофонам, паронимам. Что они собой представляют? Омофоны отличаются от омонимов тем, что у них одинаково только звучание, например: леса и лиса. Предложения «Играя, он забывал об очках» и «Мальчика послали за гранатами» также двусмысленны. Это объясняется тем, что слова очка и гранаты имеют в русском языке омонимы. Употребляя научный термин, иностранное слово, диалектизм, надо быть уверенным, что они понятны слушателям. В противном случае необходимо давать соответствующие пояснения значений используемых слов. Английский просветитель, крупнейший философ-материалист Джон Локк считал, что тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, тот вводит себя и других в заблуждение. А тот, кто делает это умышленно, является врагом истины и познания. Что же представляют собой слова ограниченной сферы употребления? Кратко охарактеризуем их. Профессионализмы – слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, шахтеры, военные, строители и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала. Так, в речи плотников и столяров рубанок, инструмент для строгания досок, имеет разновидности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник, стружок, наструг, шпунтубель, калёвка, занзубель. Диалектная лексика — слова, ограниченные в территориальном отношении, понятные лишь жителям данной местности, хутора, деревни, станицы, села. Жаргонизмы – слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. В современной лингвистической литературе слово жаргон обычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп. Возникновение жаргонов связано со стремлением людей противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. Например: черпак, сынок (молодой солдат); черепа, шнурки (родители); бундесы, фромы, фронсы (иностранцы) и др. Термины – это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д. Термины довольно часто встречаются в речи людей разных специальностей; инженеров, врачей, экономистов, юристов, преподавателей, агрономов и др. Однако не все и не всегда умело используют их. Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не обязательно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, терминами, то следует объяснить каждое необщеупотребительное слово. Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических. Чем определяется богатство языка, в том числе и языка отдельного индивида? Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека не превышает 7-8 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Людям лингвоинтенсивных профессий, например, преподавателям, политикам, юристам, врачам, менеджерам, необходимо иметь как можно больший запас слов и постоянно заботиться о его пополнении. Слова-«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они не только засоряют речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают их. Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум, чувства, воображение слушателей. Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.) и фигурами (антитеза, инверсия, повтор и др.), а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова. Однако они не исчерпывают всего многообразия выразительных средств родной речи. Прибегая к ним, не следует забывать, что все эти «цветы красноречия», как называл их видный мастер русского судебного красноречия П. С. Пороховщиков (П. Сергеич), хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя. Их нельзя, да и не нужно заучивать, их можно только впитать в себя вместе с народной речью, развивая и совершенствуя речевую культуру, речевой вкус и чутье. Итак, правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова. Коммуникативная целесообразность – важнейшая категория культуры речи. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов на Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 71 – 81). ВОПРОСЫ для самопроверки Можно ли поставить знак равенства между речью правильной и речью хорошей? Что понимается под точностью речи? Что является свидетельством богатства речи? Какие элементы нарушают чистоту речи? Что понимается под выразительностью речи? Что понимается под логичностью речи? Задания для самостоятельной работы Задание 1. Дайте определение каждого коммуникативного качества: Логичность речи – это. Чистота речи – это… и т.д. Задание 2. Дайте характеристику речи кого-либо из известных политиков, отметив коммуникативные качества, присущие ему или отсутствующие в его речи. Проиллюстрируйте их примерами из своих наблюдений. Тест 1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументированно оформлять выражаемое содержание? Тест 2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение? Тест 3. Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм? Тест 4. Что относится к паралингвистическим средствам выразительности? Тест 5. К чему может привести нарушение порядка слов? Тест 6. К чему может привести перечисление в одном ряду неоднородных понятий? Тест 7. К чему может привести частое употребление не к месту какого-либо слова? Тест 8. Назовите причину возникновения речевой ошибки в характеристике, данной студенту куратором: У студента голова варит, но он, к сожалению, не использует свой потенциал полностью. Тест 9. В чем причина коммуникативной неудачи предложения: Участники митинга строго обсудили террористов. Тест 10. Какое языковое явление нарушает логичность речи в предложении: Композиция туркменских сказок имеет много общего со сказками европейскими. Источник |