Наиболее распространенные синтаксические ошибки

Всем известно, что некоторые люди наделены так называемой «врожденной грамотностью», и они успешно избегают грамматических ошибок. Другим же приходится запоминать множество правил, чтобы совершенствовать свое письмо. Но синтаксические ошибки, примеры которых часто можно заметить даже в газетах или в речи телевизионных дикторов, одинаково часто допускаются как теми, так и другими.

синтаксические ошибки

Это можно объяснить тем, что нормы синтаксиса наиболее трудны для восприятия. Поэтому их приходится запоминать. Ниже мы приведем наиболее распространенные синтаксические ошибки. И, возможно, это поможет вам избежать их в будущем.

Чаще всего синтаксические ошибки возникают в связи с упущением нормы согласования и управления. К ним относят неверный выбор падежа управляемого слова и неправильное употребление предлогов («оплатить за проезд» вместо «оплатить проезд», «смеяться о шутке» вместо «смеяться над шуткой» и т.д.). Также синтаксические ошибки часто встречаются в предложениях с конструкцией «те, кто…», например: «Те, кто знают правила, напишут это грамотно» (верно: «Те, кто знает правила, напишут это правильно»). Здесь первое сказуемое относится к слову «кто», а второе — к слову «те», что и создает путаницу.

синтаксические ошибки примеры

Нередки и синтаксические ошибки в согласовании причастного оборота с главным для него словом (пример: «по столу, привезенном из Италии» — правильно будет «привезенному»), а также при внедрении в оборот других членов предложения («я увидел написанное письмо другом» вместо «я увидел написанное другом письмо»).

В употреблении деепричастных оборотов наиболее распространены синтаксические ошибки, связанные с лицом, производящим действие. Например: «проходя мимо магазина, мне в глаза бросилась вывеска» вместо «проходя мимо магазина, я увидел вывеску». Действие деепричастного оборота всегда относится к тому же лицу, что и то, которое выражено сказуемым.

Синтаксические ошибки в употреблении однородных членов в некоторых случаях можно отнести к смысловым. Они включают в себя сочетания неоднородных понятий («стол холодный или зеленый»), внедрение члена, не соответствующего главному слову («он был окружен заботой и помощью» — помощью нельзя окружить).

нормы согласования и управления

Синтаксические ошибки в построении сложных предложений связаны с переключением внимания с одной части на другую, и невозможностью удерживать в голове полную структуру. К ним относят употребление нескольких однотипных придаточных подряд («я увидел письмо, которое написала моя подруга, которая живет в Испании»). Избежать этого можно путем введения причастного оборота («я увидел письмо, написанное моей подругой, которая живет в Испании»).

Мы рассмотрели основные типы синтаксических ошибок, и можно сказать, что большинство из них допускаются вследствие упущения связей между различными частями предложения. Для их предотвращения достаточно просто обращать внимание на все конструкции и их согласования между собой. Стоит также запомнить наиболее распространенные синтаксические ошибки, чтобы в будущем уметь распознавать их. Если вы будете следовать этим правилам, то даже самые сложные конструкции не смогут поставить вас в тупик.

Всем известно, что некоторые люди наделены так называемой «врожденной грамотностью», и они успешно избегают грамматических ошибок. Другим же приходится запоминать множество правил, чтобы совершенствовать свое письмо. Но синтаксические ошибки, примеры которых часто можно заметить даже в газетах или в речи телевизионных дикторов, одинаково часто допускаются как теми, так и другими.

синтаксические ошибки

Это можно объяснить тем, что нормы синтаксиса наиболее трудны для восприятия. Поэтому их приходится запоминать. Ниже мы приведем наиболее распространенные синтаксические ошибки. И, возможно, это поможет вам избежать их в будущем.

Чаще всего синтаксические ошибки возникают в связи с упущением нормы согласования и управления. К ним относят неверный выбор падежа управляемого слова и неправильное употребление предлогов («оплатить за проезд» вместо «оплатить проезд», «смеяться о шутке» вместо «смеяться над шуткой» и т.д.). Также синтаксические ошибки часто встречаются в предложениях с конструкцией «те, кто…», например: «Те, кто знают правила, напишут это грамотно» (верно: «Те, кто знает правила, напишут это правильно»). Здесь первое сказуемое относится к слову «кто», а второе — к слову «те», что и создает путаницу.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — это типичная ошибка, допускаемая…

синтаксические ошибки примеры

Нередки и синтаксические ошибки в согласовании причастного оборота с главным для него словом (пример: «по столу, привезенном из Италии» — правильно будет «привезенному»), а также при внедрении в оборот других членов предложения («я увидел написанное письмо другом» вместо «я увидел написанное другом письмо»).

В употреблении деепричастных оборотов наиболее распространены синтаксические ошибки, связанные с лицом, производящим действие. Например: «проходя мимо магазина, мне в глаза бросилась вывеска» вместо «проходя мимо магазина, я увидел вывеску». Действие деепричастного оборота всегда относится к тому же лицу, что и то, которое выражено сказуемым.

Синтаксические ошибки в употреблении однородных членов в некоторых случаях можно отнести к смысловым. Они включают в себя сочетания неоднородных понятий («стол холодный или зеленый»), внедрение члена, не соответствующего главному слову («он был окружен заботой и помощью» — помощью нельзя окружить).

нормы согласования и управления

Синтаксические ошибки в построении сложных предложений связаны с переключением внимания с одной части на другую, и невозможностью удерживать в голове полную структуру. К ним относят употребление нескольких однотипных придаточных подряд («я увидел письмо, которое написала моя подруга, которая живет в Испании»). Избежать этого можно путем введения причастного оборота («я увидел письмо, написанное моей подругой, которая живет в Испании»).

Мы рассмотрели основные типы синтаксических ошибок, и можно сказать, что большинство из них допускаются вследствие упущения связей между различными частями предложения. Для их предотвращения достаточно просто обращать внимание на все конструкции и их согласования между собой. Стоит также запомнить наиболее распространенные синтаксические ошибки, чтобы в будущем уметь распознавать их. Если вы будете следовать этим правилам, то даже самые сложные конструкции не смогут поставить вас в тупик.

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

Наиболее распространенные синтаксические ошибки

I. Согласование сказуемого с подлежащим

1. Сказуемое должно
стоять в той же форме, что и подлежащее.

Детвора
благодарны шефам за подарок.

( Детвора –
единственное число, следовательно,
благодарна. Сравни: дети благодарны.)

2. ПОДЛЕЖАЩЕЕ
+ СКАЗУЕМОЕ

ряд, множество,
управляемое

большинство,

+
существительное

меньшинство,
часть в Р.п.
во мн. числе

для
подчеркивания активности

действия
лиц:

Часть
студентов сдали экзамены.

в един.
числе


если
существительное обозначает неодушевленные
предметы

(ряд
столов стоял…);


если подчеркивается пассивность
действующих лиц

(большинство
учеников отсутствовало).

3. ПОДЛЕЖАЩЕЕ
+ СКАЗУЕМОЕ

количественно-именное

сочетание

(семь
часов, несколько человек)

во
мн. числе

для
подчеркивания активности

действующих
лиц.

И
тридцать витязей прекрасных

Чредой
из вод выходят ясных…

А.С.Пушкин

в един. числе


если
существительное обозначает неодушевленный
предмет или

животное:

Прошло сто лет
– и что ж осталось

От
сильных, гордых сих мужей,

Столь полных
волею страстей? А.С.Пушкин;


если подчеркивается пассивность
действующих лиц:

Двадцать человек
стояло в стороне;


при составном числительном, оканчивающемся
на один:

Сравни: Тридцать
три богатыря выходят.

Тридцать
один богатырь выходит.

4. ПОДЛЕЖАЩЕЕ
+ СКАЗУЕМОЕ

типа
брат с сестрой

во
мн. числе

подчеркивается
равноправность,

активность
действующих лиц:

А
ткачиха с поварихой,

С
сватьей бабой Бабарихой

Извести
её хотят А.С. Пушкин.

в
един. числе

указывается
на то, что одно действующее лицо –
главное:

Жил
старик со своею старухой. А.С.Пушкин.

5.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
+ СКАЗУЕМОЕ

много, мало,
управляемое
в един. числе

немного,
+
существительное

только, лишь
в Р.п.

Уже много
учеников посетило эту выставку.

6.
При
подлежащем может быть приложение
,
но это не влияет на согласование.
Сказуемое согласуется с определяемым
словом:

На последних
соревнованиях автомобиль «Жигули»
пришёл первым.

Но: «Жигули»
пришли первыми.
(Здесь
«Жигули» уже не приложение).

Директор
школы Фролова ушла на собрание.
(Приложение
выражено именем собственным).

7. Сложности
вызывает согласование
сказуемого с несколькими подлежащими
.
При прямом порядке слов сказуемое
ставится в форме множественного числа,
при обратном порядке слов сказуемое
согласуется с ближайшим из подлежащих.

Её судьба,
её конец
Погиб и кормщик и пловец.

Непроницаемою
тьмою
А.С. Пушкин

От нас
закрыты.

А.С.
Пушкин.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Синтаксические нормы — это правила построения и употребления словосочетаний и предложений в русском языке.

Узнаем, что такое синтаксические нормы в русском языке, какие бывают синтаксические ошибки в построении словосочетаний, оборотов и предложений. Приведем примеры.

Предложение — одна из основных единиц синтаксиса. С помощью предложений мы выражаем свои мысли, чувства, передаем информацию, обращаемся друг к другу с просьбами, вопросами, приказами.

Предложение образуется из слов и словосочетаний, связанных грамматически и по смыслу.

По тому, как человек строит свою речь, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. С этой точки зрения важно овладеть правилами (нормами), в соответствии с которыми в русском языке строятся словосочетания и предложения.

Синтаксические нормы

Рассмотрим некоторые правила и ошибки в построении словосочетаний и предложений.

Синтаксические нормы построения словосочетаний

Слова объединяются в словосочетание с помощью подчинительной связи согласования, управления или примыкания. Наиболее часто встречаются синтаксические ошибки с нарушением норм управления между словами в словосочетании. Напомним, что такое управление в словосочетании.


Определение

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует определенной грамматической формы зависимого слова.


Для примера выясним, соблюдается ли синтаксическая норма управления в словосочетании «заведующий аптеки».

Это словосочетание содержит синтаксическую ошибку. Между словами нарушена норма управления.

Согласно синтаксической норме русского языка существительные «заведующий», «управляющий» и «командующий» требуют от зависимого слова грамматической формы творительного падежа:

  • заведующий (чем?) аптекой;
  • управляющий (чем?) базой;
  • командующий (чем?) армией.

А слова «директор», «руководитель», «командир» управляют формой родительного падежа зависимого слова:

  • директор (чего?) школы;
  • руководитель (чего?) центра;
  • командир (чего?) батальона.

А теперь рассмотрим часто встречающуюся в речи фразу:

Водитель автобуса предложил пассажирам оплатить за проезд.

В этом предложении нарушена синтаксическая норма управления в словосочетании «оплатить за проезд». Глагол «оплатить» ошибочно управляет формой винительного падежа существительного с предлогом.

Правильно:

Водитель такси сказал пассажирам оплатить (что?) проезд.

В соответствии с нормой русского литературного языка переходный глагол «оплатить» употребляется без предлога, а глагол «заплатить» — с предлогом, то есть правильно:

  • оплатить что-либо (оплатить проезд);
  • заплатить за что-либо (заплатить за проезд).

Упомянем однокоренной приставочный глагол «уплатить». Слово «уплатить» без предлога употребляется только со словами, обозначающими какой-то платёж: уплатить долги, штраф, взнос, налоги.

Чтобы правильно строить словосочетания, приведем примеры слов, требующих определенной грамматической формы зависимого слова:

  • уплатить (за что?) за ремонт телефона;
  • заслужить (что?) награду — заслуживать (чего?) поощрения;
  • обрадованный (чем?) успехом — обрадоваться (чему?) успеху;
  • плата (за что?) за проезд — оплата (чего?) услуг;
  • доволен (чем?) отдыхом;
  • рад (чему?) предложению.

Важен также правильный выбор предлога в словосочетании.

Недавно Вера вернулась с Петербурга.

В этом предложении неверно употреблен предлог «с». Исправим ошибку:

Недавно Вера вернулась из Петербурга.

Согласно синтаксической норме в названиях городов правильно употребляются предлоги «в» и «из» при обозначении движения (куда — откуда):

  • поехать в Петербург — вернуться из Петербурга;
  • приехать в Саратов — уехать из Саратова.

В то же время с названиями горных областей, островов и некоторых островных государств употребляются антонимичные предлоги «на» и «с»:

  • побывал на Урале — вернулся с Урала;
  • отдыхали на Кипре — приехали с Кипра;
  • съездили на Кубу — прилетели с Кубы.

Синтаксические нормы построения предложений

Употребление причастных оборотов

Нередко нарушаются нормы построения причастных оборотов. Отыщем эту ошибку в предложении:

На лодке рыбаки пересекли затененную речку скалистыми берегами.

В этом высказывании нарушена целостность причастного оборота. Причастие «затененную» отделено словом «речку» от зависимых слов. Правильно составим причастный оборот:

На лодке рыбаки пересекли речку, затененную скалистыми берегами.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Основные ошибки в употреблении деепричастных оборотов связаны с их использованием в двусоставных и безличных предложениях.

Чтобы не допустить нарушения синтаксической нормы исходим из того, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее в двусоставном предложении.

Не дождавшись приглашения, мы вошли в комнату.

Мы не дождались и вошли.

Если же действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняют разные лица или предметы, то в двусоставном предложении допущена синтаксическая ошибка.

Открыв шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Правильно:

Когда я открыл шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Не следует употреблять деепричастный оборот в предложении, в котором сказуемое имеет форму будущего времени.

Навестив заболевшую подругу, я обязательно порадую её хорошими новостями.

Правильно:

Когда я навещу заболевшую подругу, обязательно порадую её хорошими новостями.

В безличном предложении нет и не может быть подлежащего, к которому относится добавочное действие, выраженное деепричастием.

Распахнув окно, в комнате стало прохладно.

Правильно:

После того как я распахнул окно, в комнате стало прохладно.

Возможно употребление деепричастия в безличном предложении при наличии в нём инфинитива в сочетании со словами «можно», «возможно», «следует», «необходимо», «нельзя» и пр.

Сравним:

 Слово «кофе», сочетая с прилагательными, следует употреблять в форме мужского рода.

Ошибочно употребляется деепричастный оборот в пассивных конструкциях.

Используя современные технологии, возводится это здание в виде башни.

Правильно:

Используя современные технологии, строители возводят это здание в виде башни.

Употребление однородных членов предложения

Согласно синтаксической норме составные союзы объединяют однородные члены предложения.

Мастер научил Витю не только навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

В этом предложении составной союз «не только, но и» неправильно соединяет дополнения и сказуемое.

Исправим ошибку:

Мастер не только научил Витю  навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

Не используем в качестве однородных членов сказуемые, которые управляют существительными в разных падежах.

В художественной студии ребят научат разбираться и понимать живопись.

Научат разбираться (в чём?) в живописи;

научат понимать (что?) живопись.

Правильно:

В художественной студии ребят научат разбираться в живописи и понимать её.

Нельзя подменять один из однородных членов придаточной конструкцией.

Хочется показать значение спорта и почему я его люблю.

Синтаксические ошибки в сложных предложениях

Неправильное построение сложных предложений вызывает нарушение синтаксических норм русского языка и приводит к грубым речевым ошибкам. Перечислим наиболее часто встречающиеся в сложных предложениях синтаксические ошибки.

1. Использование одинаковых союзов и союзных слов при последовательном подчинении, нанизывание частей сложного предложения.

Наш друг юности сказал нам, что рад, что наконец встретился с нами.

Правильно:

Наш друг юности сказал, что рад встрече с нами.

2. В сложноподчиненном предложении неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

У читателей возникает вопрос, что не хотел ли автор в конце повести развенчать своего героя.

Союз «что» лишний в этом высказывании.

3. Нарушен порядок слов в сложноподчиненном предложении с определительной придаточной частью.

Эта статья искажает действительность, которую вы посоветовали прочитать.

Придаточная определительная часть должна располагаться за тем словом, которое поясняет.

Эта статья, которую вы посоветовали прочитать, искажает действительность.

Смешение прямой и косвенной речи

Рассмотрим эту ошибку в предложении:

Нина сказала, что я провожу вас до станции.

В этом сложном предложении неправильно используется прямая речь от первого лица с местоимением «я». Следует перестроить её в косвенную или оформить в виде прямой речи:

Нина сказала, что она проводит нас до станции.

Нина сказала: «Я провожу вас до станции».

Ирина Кривенкова (кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку).

Сегодня я предлагаю разобрать самое дорогое задание экзаменационного теста. Это восьмое задание. За него вы можете получить целых 5 баллов.

Что проверяет это задание? Оно проверяет знание грамматических, конкретно синтаксических норм. Вот пример задания.

Грамматические ошибки Предложения
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью.
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
1) Те, кто не хочет что-то делать, ищет причины, а те, кто хочет, — возможности.
2) Изучая растения средней полосы России, у меня появился интерес к этой проблеме.
3) Благодаря героизма людей катастрофа была предотвращена.
4) В первый же день по приезде в Санкт-Петербург Ольга отправилась в музей-квартиру А.С. Пушкина.
5) Декарт говорил, что я мыслю, следовательно, я существую.
6) Обеспокоенные приближением лодки, птицы улетели.
7) Не оглядываясь, он шёл по дороге.
8) Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвало большой интерес.
9) В романе «Отцах и детях» несколько главных героев.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Что же необходимо сделать?

Вам необходимо соотнести название грамматической ошибки в левой части с предложением, содержащим эту ошибку в правой части. Слева у вас всегда будет пять наименований ошибок из девяти возможных, справа — девять предложений. Пять предложений будут содержать искомые ошибки. Остальные могут быть составлены грамотно или содержать ошибку, не указанную в левой части.

Итак, вам надо разобраться в девяти видах грамматических, т.е. синтаксических ошибок.

№П.П. Название ошибки Пример ошибки Исправление
1 Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. По приезду
Согласно приказа
По окончанию поездки
По приезде
Согласно приказу
По окончании поездки
2 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Богатые люди использовали мех соболя, а те (ед. число), кто были (мн. число) победнее, носили бараний мех. Богатые люди использовали мех соболя, а те (ед. число), кто был (мн. число) победнее, носили бараний мех.
3 Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Постройки, изображенные на картине «Ветхом дворике» Левитана, и сейчас можно найти в глубине Плесовских усадеб, теснящихся среди зелени по береговым уступам. Постройки, изображенные на картине «Ветхий дворик» Левитана, и сейчас можно найти в глубине Плесовских усадеб, теснящихся среди зелени по береговым уступам.
4 Неправильное построение предложения с косвенной речью. Паустовский писал в своем дневнике, что книги давали мне богатую пищу для воображения, открывали великолепные дороги в мир и в будущее. Паустовский писал в своем дневнике, что книги давали ему богатую пищу для воображения, открывали великолепные дороги в мир и в будущее.
5 Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. На Руси основной формой одежды было платье, сшитого из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина.
6 Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Окончив училище, нас оставили работать в родном городе. Окончив училище, мы остались работать в родном городе.
7 Ошибка в построении предложения с однородными членами. Люблю музыку и кататься на коньках. Люблю слушать музыку и кататься на коньках.
8 Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм. Он переписывает работу и объяснил все свои ошибки. Он переписывает работу и объясняет все свои ошибки.
9 Ошибка в построении сложного предложения Принято думать то, что строительство египетских пирамид осуществляли десятки тысяч людей, которые работали в каменоломнях, перемещали гигантские каменные блоки к месту сооружения. Принято думать, что строительство египетских пирамид осуществляли десятки тысяч людей, которые работали в каменоломнях, перемещали гигантские каменные блоки к месту сооружения.

Как же они звучат? Первое. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Обратите внимание, что производные предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, поэтому правильно будет звучать: согласно приказу, а ошибкой будет согласно приказа. Также сочетание по приезду и по прилету неверно. Грамотно будет говорить: по приезде и по прилете.

Предлог по согласуется с Предложным падежом. Правильно говорить по окончании, по завершении, по возвращении, по прибытии. Ошибочным будет употребление по окончанию, по возвращению, по прибытию.

Вторая ошибка – это нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Пример такой: богатые люди использовали мех соболя, а те, кто были победнее, носили бараний мех. В данном случае у нас с вами не согласуются подлежащее и сказуемое в числе, т.е. подлежащее в единственном числе, а сказуемое во множественном. Это неверно. Как исправляем это предложение? Богатые люди использовали мех соболя, а те, кто был победнее, носили бараний мех.

Третья ошибка – это нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. В данном случае вы обращаете внимание на любые названия. Это могут быть названия картины, фильма, книги и т.д. Приведем пример. Постройки, изображенные на картине «Ветхом дворике» Левитана, и сейчас можно найти в глубине Плесовских усадеб, теснящихся среди зелени по береговым уступам. В данном случае мы должны поставить название картины в именительный падеж. Постройки, изображенные на картине «Ветхий дворик» Левитана, и сейчас можно найти в глубине Плесовских усадеб, теснящихся среди зелени по береговым уступам. Так будет грамотно.

Четвертое: неправильное построение предложения с косвенной речью. Приведем пример. Паустовский писал в своем дневнике, что книги давали мне богатую пищу для воображения, открывали великолепные дороги в мир и в будущее. Что неверно? Неверно употребление личного местоимения я в дательном падеже. Как же мы исправляем это предложение? Паустовский писал в своем дневнике, что книги давали ему богатую пищу для воображения, открывали великолепные дороги в мир и в будущее.

Пятая ошибка. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. В данном случае у нас есть несколько вариантов. Это может быть несогласование и неправильный порядок при употреблении причастного оборота. Давайте приведем пример неверного согласования. На Руси основной формой одежды было платье, сшитого из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Здесь у нас с вами неверное согласование в падеже. Грамотно будет: на Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина.

Шестое. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Пример. Окончив училище, нас оставили работать в родном городе. Что неправильно? Неправильно употреблять после деепричастного оборота дополнение в косвенных падежах, в данном случае это дополнение в родительном падеже. Деепричастный оборот мы можем продолжать подлежащим, т.е. субъектом в именительном падеже. Окончив училище, мы остались работать в родном городе.

Седьмое. Ошибка в построении предложения с однородными членами. Всегда обращайте внимание на такие союзы как не только, но и; как, так и; не столько, сколько. Ошибка может быть связана как с неправильным употреблением самого союза, например, не только, а также; как, а также; или как, так. Могут быть ошибки, связанные с тем, что не сочетаются имя существительное и инфинитив. Например, люблю музыку и кататься на коньках.

Восьмая ошибка связана с нарушением видо-временной соотнесенности глагольных форм. Приведем ошибочное предложение. Он переписывает работу и объяснил все свои ошибки. В данном случае первое сказуемое употреблено в настоящем времени несовершенном виде, а второе сказуемое в прошедшем времени совершенном виде. Именно это и является рассогласованностью в виде и времени. Как правильно? Он переписывает (наст. вр., несов. в.) работу и объясняет (наст. вр., несов. в.) все свои ошибки.

Девятая заключительная ошибка связана с построением сложного предложения. В данном случае вы должны обращать внимание на неправильное использование союзов, союзных слов, указательных местоимений. Рассмотрим такой пример. Принято думать то, что строительство египетских пирамид осуществляли десятки тысяч людей, которые работали в каменоломнях, перемещали гигантские каменные блоки к месту сооружения. В данном случае лишним является указательное местоимение то. Мы просто его исключаем из этого предложения и оно становится грамотным. Принято думать, что строительство египетских пирамид осуществляли десятки тысяч людей, которые работали в каменоломнях, перемещали гигантские каменные блоки к месту сооружения.

Итак, это задание проверяет умение находить ошибки в структуре простого предложения, сложного предложения, в употреблении падежной формы существительного с предлогом, в согласовании.

Назад

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «9 главных синтаксических ошибок на ЕГЭ по русскому языку» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.

Публикация обновлена:
08.05.2023

вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»

Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.
Такие нормы связаны, например,

  • с выбором падежа существительных: не видеть ошибку — не видеть ошибки. Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п.),  т.е. нормативным будет вариант — не видеть ошибок,
  • с порядком слов Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени. (Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова) , т.е. правильным будут варианты: Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;
  • с использованием причастных и деепричастных оборотов Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных. По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;
  • с использованием днородных членов предложения: Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом. Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.
  • с построением сложного предложения Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении. (По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п.) Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение

Виды синтаксических ошибок

  1. Неправильное согласованиеМолодежь любятходить в театр (любит).
  2. Неправильное управление:Согласно приказа ректора (приказу).
  3. Местоименное дублирование подлежащего:Якушев – он наш губернатор.
  4. Неправильное конструирование сказуемого: Механизмы должны быть выключенные и запертые после работы (выключены и заперты).
  5. Отсутствие видовременной соотносительности глаголов-сказуемых: Девушки рассмеялисьи смотрят друг на друга (посмотрели).
  6. Пропуск членов предложения: Водитель включил свет в салоне и (?) тронулся (автобустронулся).
  7. Неправильный порядок слов: Мы увидели в шагах двадцати дерево; Умные нужны нашей стране люди
  8. Двойная синтаксическая связь: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта (требовали ремонта или ликвидации ремонта?);
  9. Синтаксическая двузначность: Чтение Евтушенко произвело неизгладимое впечатление (читал Евтушенко или читали его произведения?).
  10. Нарушение синтаксической связи оборотов с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с(эти обороты должны управляться глаголами-сказуемыми): Кроме спорта, читаю книги.
  11. Свободный (независимый) деепричастный оборот: Узнав о конкурсе, у меня появилось желание участвовать в нем.
  12. Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного:Мальчик ждал вечера и когда придет мама.
  13. Смещение конструкции(говорящий строит начало предложения по одной модели, а конец – по другой): Главное, чему следует уделять внимание, это своей грамотности (это грамотность).
  14. Смешение прямой и косвенной речи(отсутствие необходимой замены местоимений первого лица местоимениями третьего лица и др.): Преподаватель сказал, что я проверю все конспекты (он проверит …).
  15. Неправильный выбор союза или союзного словаВопрос обсуждался у ректора, гдебыло принято решение (и было…).
  16. Дублирование союзов:Он сказал, что будто бы уже написал курсовую работу.
  17. Неправильная расстановка частей составного союза:Мы были не только на конференции, но и выступили с докладом (Мы не только были, но и выступили).
  18. Лишнее соотносительное слово в главном предложении(указательное местоимение): Мы смотрели на те звезды, которые усеяли небо.
  19. Одновременное использование подчинительного и сочинительного союза: Когданачался пожар, и люди не растерялись, а потушили его.
  20. Разноструктурность однородных частей бессоюзного сложного предложения: О докладе студента можно сказать следующее: желательно использоватьбольше фактов; не указывается практическая значимость проведенного исследования (О докладе студента можно сказать следующее: недостаточное использование фактов, отсутствие указания о практической значимости…).
  21. Нарушение границ предложения: После школы я подумал и решил. Что надо учиться дальше. И поступил в университет (После школы я подумал и решил, что надо учиться дальше, и поступил…).

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему»Синтаксические нормы»

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«

Типичные ошибки

В данной статье:

  • Ошибки при определении членов предложения
  • Ошибки при разборе словосочетания
  • Ошибки при разборе простого предложения
  • Ошибки при разборе сложного предложения

§1. Ошибки при определении членов предложения

1. Ошибочное определение подлежащего

1) Смешение подлежащего с дополнением в предложениях, в которых нет субъекта действия либо субъект выражен существительным или местоимением в косвенных падежах, например:

Его нет дома.
Мне плохо.
У меня есть своё мнение.
С тобой всё ясно. 

Его, мне, у меня, с тобой – это не подлежащие, а дополнения.

2) Ошибки в определении подлежащего, выраженного словосочетанием, передающим значения:

  • совместности – Мать с отцом вернулись поздно 
  • количества – На занятие пришло пятнадцать человек.
  • избирательности – Самый смышлёный из ребят постоянно тянул руку.
  • неопределенности или всеобщности – Что-то угрожающее послышалось в его голосе.

3) Ошибки в определении подлежащего, выраженного неопределённой формой глагола или сочетанием с неопределённой формой глагола:

Поступить в МГУ – мечта многих выпускников.
Стать образованным непросто.
Извините, здесь курить нельзя.

2. Ошибочное определение сказуемого

1) Ошибки в определении сказуемого, выраженного глаголом с формообразующей частицей, например:

Если бы вы убрали за собой, было бы совсем другое дело.
Пусть он позвонит мне вечером.

2) Смешение простого глагольного сказуемого в будущем времени с составным глагольным ( в простом глагольном сказуемом глагол быть в будущем времени – это показатель времени), например:

Весной мы будем работать в саду с большим удовольствием.

3) Ошибки при выделении неоднословных сказуемых, выраженных

  • фразеологическим сочетанием – Он сел в калошу.
  • повтором – Ждёшь-ждёшь тепла, а оно не наступает.
  • сочетанием глагола с частицей было (в значении несостоявшегося действия) – Мы было ему поверили, а он обманул нас.

4) Ошибки при выделении составных именных и составных глагольных сказуемых, если в их составе используется дополнительный глагол мочь, хотеть, решить, желать, мечтать, начинать, продолжать, кончать и др. Например:

Я решила начать учить испанский язык.
Он устал за рулём и боялся, что может начать хотеть спать.

5) Ошибка, если в качестве вспомогательного глагола используется не глагол быть, а глагол значить, например:

Не есть в гостях – значит обидеть хозяйку.

6) Ошибочно относить к сказуемому глаголы, выражающие дополнения или обстоятельства действия, например:

Он советовал мне больше читать.

больше читать – дополнение при сказуемом, действия относятся к разным лицам: Он советовал, чтобы я больше читала.

Они приехали в Москву искать работу.

искать работу – обстоятельство цели

3. Ошибочное определение второстепенных членов предложения

1) Смешение несогласованных определений с дополнением, например:

По забору шла кошка с рыжим хвостом.
У неё был сын пяти лет.
Мне нравится сказка «Золушка».

В том случае, если к второстепенному члену предложения можно задать вопросы: какой, какая, какое, какие?, а не только «падежные» вопросы, то этот член предложения – определение. К дополнению таких вопросов задать нельзя.

2) Смешение обстоятельств с дополнением, например в предложениях:

Я вернулась к вечеру. Через неделю он позвонил.

В том случае, когда к второстепенному члену можно задать вопросы: когда, где, куда, откуда, как, зачем, почему, с какой целью, при каком условии?, этот член предложения – обстоятельство. К дополнению таких вопросов задать нельзя.

§2.Ошибки при разборе словосочетания

1. Неправильное выделение словосочетаний в предложении.
2. Смешение словосочетания с грамматической основой предложения, которая словосочетанием не является.
2. Неправильное определение главного и зависимого слов.
3. Неправильное определение типа синтаксической связи.

§3. Ошибки при разборе простого предложения

1. Неправильное определение двусоставных и односоставных предложений.
2. Смешение простых предложений с однородными главными членами со сложными предложениями.
3. Ошибочное определение распространённых /нераспространённых и полных /неполных предложений.
4. Ошибки в характеристике предложений с осложнённой структурой, а именно:

  • предложений с обособлениями
  • предложений с однородными членами
  • предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
  • предложений с обращениями
  • конструкций с прямой речью>

§4. Ошибки при разборе сложного предложения

1. Ошибочное определение границ и количества частей сложного предложения
2. Ошибочное определение типов синтаксической связи
3. Ошибочное определение типов сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений.
4. Ошибки при определении средств связи, например, смешение союзов и союзных слов.

Смотрите также

  • Синтаксический разбор
  • Глава 23. Синтаксис. Простое предложение. Структура простого предложения
  • Глава 24. Синтаксис. Главные члены предложения в двусоставном предложении
  • Глава 25. Синтаксис. Второстепенные члены предложения
  • Глава 28. Синтаксис. Осложнённые простые предложения. Общие понятия. Виды осложнений
  • Особенности синтаксического разбора
  • Советы. Как приступить к делу
  • Примеры и комментарии
  • Первые шаги. Подготовительные задания.
  • Тренинг «Синтаксический разбор»
  • Итоговый тест «Синтаксический разбор в формате ЕГЭ»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наиболее распространенные ошибки при выборе профессии
  • Наиболее распространенные орфографические ошибки
  • Найди и исправь ошибку якласс
  • Найди и исправь ошибку une cravate
  • Найди и исправь ошибку 3 класс русский язык