Наиболее сильный ошибка

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

уборка ЯСЛЕЙ

НАИБОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ

ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ словами

ПОЛОЩЕТ бельё

ПОДЧЕРК

Спрятать пояснение

Пояснение.

Правильно говорить и писать: почерк. Свойственная кому-л. манера изображения букв при письме, характер начертаний букв в письме. Детский п. Знакомый п. Чёткий п. Слова «подчерк» не существует. Есть глагол «подчеркнуть», но к почерку он имеет весьма отдаленное отношение.

Числительное ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ может писаться и как ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ, ошибок нет.

Ответ: почерк.

Всего найдено: 1

В вопросе № 188377 вы ответили, что сочетание «самый лучший» корректно. Нам же, на факультете журналистики МГУ, говорили, что писать так — грубейшая грамматическая ошибка, т. к. слово «лучший» уже имеет превосходную степень.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос довольно спорный. Логически – да, слово самый используется в сочетании с качественным прилагательным для образования превосходной степени: самый сильный, самый быстрый, самый умный, а лучший – уже форма превосходной степени. Но, с другой стороны, словосочетание самый лучший не режет слух, воспринимается как корректное. Так говорят, так пишут. Например, в «Большом толковом словаре русского языка» под ред. С. А. Кузнецова (СПб., 2003) словосочетание самый лучший свободно употребляется в словарных статьях (и в толкованиях, и в качестве иллюстраций). Поэтому, на наш взгляд, можно говорить о том, что в данном случае норма смягчилась, и, наверное, это правильно. Скажем, есть сочетание, корректность которого не вызывает сомнений: лучший из лучших. Как иначе назвать лучшего из лучших? Самый хороший или самый лучший?

УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Наиболее частыми грамматическими ошибками, обусловленными нарушениями норм употребления имен прилагательных, являются:

1) ошибки в образовании форм степеней сравне­ния:

а) неверный выбор формообразующего суффикса простой сравнительной степени: звончее, красившее и др. (правильно: звонче, красивее);

б) смешение простой и составной форм степеней сравнения: более глубже, наиболее известнейший, самый глупейший и др. (правильно: более глубокий либо глубже; наиболее известный либо известней­ший; самый глупый либо глупейший);

в) смешение форм сравнительной и превосходной степени: наиболее сильнее, менее умнейший и др. (правильно: наиболее сильный либо сильнее; менее умный);

г) образование степеней сравнения:

• прилагательных, обозначающих признак, кото­рый не может проявляться в большей либо меньшей степени: лысее, более слепой и др. (правильно: лы­сый, слепой);

• большинства прилагательных, обозначающих цвет: коричневее, более синий и др. (правильно: ко­ричневый либо темно-коричневый; синий либо тем­но-синий и т. п.).

Примечание.Подобные ошибки в образовании форм степеней сравнения встречаются и при употреблении на­речий: пел звончее, пиши более красивее и т.п.;

2) ошибки в образовании кратких форм: светл, тепл, хитр и др. (правильно: светел, тепел, хи­тёр);

3) ошибки, обусловленные употреблением в пол­ной форме прилагательных, не имеющих такой фор­мы: 1. Он обязанный это сделать. 2. Мы очень радые. (Правильно: 1. Он обязан это сделать. 2. Мы
очень рады.);

4) ошибки, обусловленные употреблением зави­симых слов (чаще дополнений) при полных формах прилагательных, являющихся сказуемыми: 1. Бела­русь известная своими озерами. 2. Игорь больной гриппом. (Правильно: 1. Беларусь известна своими озерами. 2. Игорь болен гриппом. Если есть допол­нение, прилагательное-сказуемое должно быть в
краткой форме.)

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Источник

Основные ошибки в употреблении имен прилагательных.

Основные ошибки в употреблении имен прилагательных связаны с образованием кратких форм и степени сравнения.

Вы помните, что для указания на различия в количестве или интенсивности обозначаемого у разных предметов (или у одного и того же, но в разное время) признака используются две степени сравнения качественных прилагательных: 1) сравнительная и 2) превосходная. Они образуются от исходной формы качественных прилагательных, которую обычно называют положительной степенью. Следует, однако, помнить, что такая исходная форма называет сам признак безотносительно к какому бы то ни было сопоставлению (ср.: добрый, веселый, смешной, забавный, интересный, заманчивый и т.п.) и собственно «положительной степенью» ее называют условно.

Примечания:

2. От некоторых прилагательных могут быть образованы при помощи разных суффиксов вариативные формы сравнительной степени: бойче – бойчее, позже – позднее и некоторые др. Однако такие варианты обычно различаются либо 1) по значению, например: старше – старее, горче – горше, больше – более и т.п., либо 2) стилистически: красивее (общеупотребительное) – краше (поэтическое) и т.д.

3. От форм сравнительной степени могут быть образованы при помощи приставки по- особые формы со значением умеренной, смягченной степени проявления признака: потише, помоложе, подольше, поскромнее, пониже и т.п.

Однако не все качественные прилагательные образуют простую сравнительную степень. Так, например, не имеют такой формы:

1) прилагательные, обозначающие объективный, но непостоянный признак (см. выше), который не может проявляться в большей или меньшей степени: хромой, пустой, лысый, глухой и т.п.;

2) многие прилагательные, обозначающие цвет или называющие масти животных: бежевый, кофейный, кремовый, палевый, янтарный, салатный; гнедой, вороной, пегий, каурый и т.п.;

4) прилагательные, в значении которых уже присутствует указание на высокую степень проявления признака: громадный, злющий, большущий, здоровенный, высоченный и т.п.;

5) большое количество прилагательных, перешедших в разряд качественных из относительных, притяжательных или из причастий: рваный, драный, лисий (характер), волчий (аппетит), понимающий, думающий и многие другие.

Примечания:

1. Из числа прилагательных, называющих цвет, форму сравнительной степени образуют лишь те, которые имеют переносное или символическое значение: белый (чистый, «добрый», «день» и т.п.) – белее; черный (грязный, «злой», «ночь» и т.д.) – чернее; зеленый (незрелый, «молодой» и т.п.) – зеленее; синий (воздушный, «свободный» и т.п.) – синее; красный (красивый, яркий и т.д.) – краснее и некоторые другие.

Составная сравнительная степень образуется сочетанием вспомогательных слов более или менее и положительной степени прилагательного: более жесткий, менее интересный, более громкий, менее дешевый и т.п. При этом может использоваться как полная, так и краткая форма положительной степени (ср.: менее крут, более резок и т.п.). В то же время слова более и менее могут относиться и к группе прилагательных: менее опытный и способный; более значительный и веский и т.п.

Примечание. Со словами более и менее ни в коем случае не могут сочетаться формы простой сравнительной и простой превосходной степеней сравнения, т.е. такие сочетания, как более скромней, менее выше, более длиннейший, менее красивейший и т.п., в современном русском языке недопустимы.

Между формами простой и составной сравнительной степени можно обнаружить стилистическое различие. Так, если простая форма употребляется во всех стилях речи, то составная более характерна для книжной. С другой стороны, в тех случаях, когда мы используем сравнительную степень для сопоставления

двух (или более) предметов, сам сравниваемый предмет (предметы) может быть обозначен формой род. п. существительного, если используется простая форма сравнительной степени: Сергей опытнее Павла, Марина серьезнее Татьяны и т.п., а также с помощью особого сравнительного оборота с союзом чем (реже – нежели), если используется составная форма сравнительной степени: Сергей более опытен, чем (нежели) Павел, Марина более серьезна, чем (нежели) Татьяна и т.д. Наконец, при использовании сравнительной степени также следует помнить о том, что в пределах однородного ряда (т.е. тогда, когда эти формы являются однородными членами предложения) могут употребляться или только простые, или только составные формы; совместное их использование в этом случае недопустимо: Антон был добрее, отзывчивее и тактичнее Вадима или: Антон был более добрый, более отзывчивый и тактичный, чем Вадим и т.п.

2. Форма превосходной степени может обозначать или безотносительно высокую степень проявления признака (интереснейший собеседник, жесточайшая война, предобрейший человек и т.п.), или указывать на то, что в данном предмете признак представлен в большей или меньшей степени, чем во всех остальных подобных (главнейшая из задач, самый большой каньон, наименьшая погрешность, наименее вероятный случай и т.п.). Так же, как и у сравнительной, у превосходной степени может быть простая и составная формы.

Примечания:

2. От форм простой превосходной степени могут быть образованы при помощи приставки наи— особые формы со значением высшей степени качества: наитончайший, наисложнейший, наимудрейший и т.п., а при помощи приставки пре- – особые формы со значением безотносительно высокой степени проявления признака: предобрейший, пречистейший, премилейший и т.п. Такие формы используются преимущественно в книжной речи.

3. При образовании форм простой превосходной степени действуют те же ограничения, что и при образовании простой сравнительной степени (см. выше).

Составная превосходная степень образуется сочетанием вспомогательных слов наиболее, наименее или самый и положительной степени прилагательного. При этом со словами наиболее и наименее преимущественно, а со словом самый абсолютно всегда используется только полная форма положительной степени: наиболее привлекательный, наименее опасный, самый смешной и т.п. Данная форма превосходной степени (особенно при использовании слова самый) может быть образована практически от любого качественного прилагательного: самый молодой, самый частый, самый тряский, самый дружеский, самый боевой и т.п.

Примечания:

1. Со словами наиболее, наименее и самый ни в коем случае не следует употреблять формы простой сравнительной и простой превосходной степеней сравнения, т.е. такие сочетания, как наиболее тише, наименее откровеннейший, самый опаснейший и т.п., в современном русском языке недопустимы. Однако слово самый в единичных случаях может сочетаться с формой простой превосходной степени, например: самый кратчайший путь, самым теснейшим образом. Но такие примеры немногочисленны.

2. Так как форма превосходной степени качественных прилагательных обозначает безотносительно высокую или предельную степень проявления качества, то, соответственно, эта форма не может сочетаться с наречиями степени, такими, как: абсолютно, весьма, крайне, необыкновенно, очень, слишком, совсем, чересчур, чрезвычайно, чрезмерно и т.п.

Между формами простой и составной превосходной степени обнаруживаются, как и в случае со сравнительной степенью (см. выше), стилистические различия. Однако здесь они несколько иные. Так, простая форма превосходной степени употребляется преимущественно в книжной речи, а составная – во всех стилях.

Источник

Имя прилагательное. Чаще всего речевые ошибки встречаются в употреблении полной и краткой форм и при образовании сравнительной степени прилагательных

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Чаще всего речевые ошибки встречаются в употреблении полной и краткой форм и при образовании сравнительной степени прилагательных. Рассмотрим следующие правила:

1. Употребление соотносительных кратких и полных форм прилагательных может служить средством выражения дополнительных смысловых или стилистических оттенков.

3. Как явное просторечие воспринимается именительный падеж полных форм прилагательных, управляющий зависимым существительным: Данное решение обязательное (следует: обязательно) для исполнения: Этот работник компетентный (следует: компетентен) в вопросах организации делопроизводства. Просторечный характер имеет также и сочетание полной и краткой форм прилагательных как однородных членов предложения: решение продуманное и объективно (следует: продуманно и объективно): работа у томительна и не очень нужная ^следует: утомительна и не очень нужна или: утомительная и не очень нужная).

5. Вариантные формы степеней сравнения прилагательных нередко различаются стилистически.

— составные формы свободно склоняются и употребляются в функции определения, в то время как простые формы обычно используется только в функции сказуемого;

— наконец, если составные формы воспринимаются как стилистически нейтральные, то многие простые формы имеют отчетливую разговорную (и просторечную) окраску. Например, разговорными являются формы на -ей с прибавкой по-: повеселей, посмешней и др.; многие формы, образованные от прилагательных с основой на [г, к, х]: упруже, гибче, емче, стойче, горче и др.

6. Укажем и на ошибки в образовании и употреблении составных форм. Так. просторечным является сочетание слов более, менее с простой формой сравнительной степени типа более продуктивнее, менее серьезнее.

7. В отличие от составных форм превосходной степени прилагательных простые формы превосходной степени имеют книжный характер: высочайший, труднейший, а также наиважнейший. Они менее употребительны, чем нейтральные по стилю образования со словами самый, наиболее, наименее: самый важный, наиболее влиятельный, наименее важный. При употреблении последних следует учитывать смысловое различие слов самый (абсолютная степень) и наиболее (относительная степень), входящих в составные формы превосходной степени.

Источник

Речевые недочеты в употреблении прилагательных

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока по культуре речи: «Речевые недочеты в употреблении прилагательных».

Цель урока: повторить образование форм сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных; научить правильно ставить ударения в словах данной части речи.

Б. Произнесите вслух пословицу:» У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее». Сколько раз встречается здесь звук (ч)?

2. Самостоятельная работа.

-Образовать сравнительную степень прилагательных, поставить ударение: сильный, хороший, сладкий, плохой, вкусный, дорогой, светлый, тёмный, далёкий.

3. Прочитать стихотворение – фельетон и ответить на вопросы: сколько речевых ошибок допущено в тексте? Как правильно поставить ударение в сравнительной форме прилагательного красивый?

Говорил он, между прочим,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюлитень».

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

— Провести исследовательскую работу, в процессе которой выяснить, почему в данных словах возникают трудности в постановке ударения.

Учитель произносит прилагательные, а учащиеся поочерёдно (по рядам) должны правильно назвать формы их сравнительной степени. При наличии ошибки ряд теряет право ответа, а продолжает отвечать тот ряд, который дружно и организованно отреагировал на ошибку, ответив «Стоп!» Он же получает поощрительный балл.

Учащиеся, разделившись на группы, должны назвать как можно больше пословиц, в которых употребляются прилагательные в сравнительной степени. Например:

Худой мир лучше доброй ссоры.

Здоровье дороже золота.

Правда светлее солнца.

После работы еда вкуснее.

Много узнаешь, сильнее будешь.

Старый друг лучше новых двух.

Добрые слова лучше мягкого пирога.

Учитель читает прилагательные и формы их превосходной степени. При употреблении неправильной формы школьники должны произнести «ха-ха» и исправить ошибку.

-Выполнив все задания и приняв участие в играх, ребята повторяют усвоенные ранее теоретические сведения, в частности то, что степени сравнения образуют только качественные имена прилагательные, при образовании степеней сравнения иногда происходит чередование согласных, не все качественные имена прилагательные образуют простую и составную формы и т.д.

7. Составление коллективного юмористического рассказа, употребляя в нём неправильные формы сравнительной и превосходной степеней для создания комического эффекта (работа в группах)

Например, рассказ «Ку-ка-ре-ку»

Изредка поглядываю на Петьку, лицо у него становится круглее футбольного мяча. Он в напряжении. Ждёт самого удачнейшего момента. Но как назло не везёт.

Не надо просыпать! Ку-ка-ре-ку!

Прослушав рассказ, ребята должны найти и исправить ошибки.

Домашнее задание: написать небольшой рассказ, включив в него прилагательные в форме сравнительной и превосходной степеней.

Источник

Справочные материалы «Правильное употребление прилагательных в речи» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Теория и тестовая проверка

Правильное употребление прилагательных в речи.

Правильность речи –соблюдение языковых норм современного русского литературного языка.

Языковая норма –правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ

Орфоэпия –раздел науки о языке, изучающий нормы литературного произношения звуков и нормы ударения.

Ударение –выделение слога в слове.

Произношение –воспроизведение звуков речи.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создаёт у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в «Русской грамматике» и учебниках русского языка.

Следует правильно произносить:

гл`упый – глуп – глуп`а – гл`упо – гл`упы,
д`обрый – добр – добр`а – д`обро – добр`ы,
прав – прав`а – пр`аво – пр`авы,
[шн] копеечный, скучный

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в «Русской грамматике», в учебниках русского языка и грамматических справочниках.
Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих слов (например, описывание характера, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью)
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).

Нормы образования Нормы образования

сравнительной и кратких прилагательных

Нормы употребления Нормы согласования

кратких и полных прилагательных

форм прилагательных с существительными

Нормы употребления степени сравнения прилагательных.

В русском языке встречаются слова, похожие по произношению и написанию, но разные по значению. Например, грубого, невоспитанного человека мы называем невежей, а необразованного, несведущего человека – близким по звучанию словом невежда.

Слова, похожие по произношению, но разные по значению, называются паронимами.

Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Чтобы избежать

смешения паронимов, нужно хорошо знать лексическое значение каждого слова, уместное его употребление.

1. В каком слове неверно выделен ударный звук?

красИвее
она бледнА
штора длиннА

2. В каком предложении не нарушены грамматические нормы?

+ Самый чистый воздух в горах Кавказа.

Самый кратчайший путь к озеру пролегал мимо леса.

В самое ближайшее время необходимо заняться текущими делами.

Самые красивейшие фотографии были сняты на берегу Тихого океана.

3. В каком предложении нарушены грамматические нормы?

+При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче.

В старших классах необходимо более глубокое изучение литературы.

Зимой путь через горы был опаснее.

Дорога будет отремонтирована в ближайшее время.

4.В каком предложении имя прилагательное употреблено в краткой форме?

Вечерняя заря медленно разгоралась на небосклоне.

За рекой чернеет сосновый лес.

Над зелёной поляной кружат бабочки.

5. Какая пара слов является паронимами?

6. В каком примере прилагательное употреблено верно.

+последний в очереди

кругом зеленая зелень

7. Какая ошибка допущена в предложении ? Когда мы разговорились, попутчик поведал мне автобиографию своей жизни

8. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ .

+Вокруг села расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

Ко всему была готова Оксана, но всё же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приёма.

В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчёркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.

В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

9. Укажите, в каких случаях паронимы человеческий – человечный употреблены правильно

+Русский народ от природы добр и любит добро, человечен, широк в жизненном размахе.

Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.

Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта

В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человечного голоса

10.Укажите, в каких случаях паронимы лесистый – лесной употреблены правильно

+ Раскинув невод по волнам, рыбак, на весла наклоненный, плывет к лесистым берегам, к порогу хижины смиренной

Полярный ветер шел на поселок, на затянутые еще не стойким льдом разливы Суньши, в замкнутую лесными сопками бухту

Над лесистым горизонтом краснело солнце ровно, как вчера, на том уровне, когда я больше уже ничего не помнил.

Лесистые рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

Источник

koniMKOgrostashka

+25

Решено

6 лет назад

Русский язык

10 — 11 классы

Из подготовки к ЕГЭ! Помогите, пожалуйста :)
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

тридцатилетние ПРОФЕССОРА
в СЕМИСТАХ километрах
пять АПЕЛЬСИНОВ
в САДУ
БОЛЕЕ СИЛЬНЕЙШИЙ спортсмен

Смотреть ответ

2


Ответ проверен экспертом

0
(0 оценок)

0

tanyaivantsova
6 лет назад

Светило науки — 8230 ответов — 98133 помощи

БОЛЕЕ СИЛЬНЕЙШИЙ спортсмен……………….

(0 оценок)

Ответ

0
(0 оценок)

0

лика415

лика415
6 лет назад

Светило науки — 405 ответов — 1798 раз оказано помощи

более сильнейший спортсмен — более сильный спортсмен

(0 оценок)

https://vashotvet.com/task/10333454


Русский язык,


вопрос задал arseny7720,


5 лет назад

Добавить свой ответ

Ответы на вопрос

Ответил alionkacutie





0

Ответ:

———————

C) самый сильнейший

———————

Объяснение:

Ответил superalina2020





0

Ответ:

Самый сильнейший

Объяснение:

Самый сильнейший

Добавить свой ответ

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

Физика,
9 месяцев назад

Какое значение имеет физика для техники? Покажите это на примерах.​

Русский язык,
9 месяцев назад

Что такое описание? Из каких частей состоит текст- описание?​

Английский язык,
5 лет назад

Помогите пожалуйста ДАЮ 15 баллов​…

Математика,
5 лет назад

10% массы морской воды составляет соль сколько пресной воды нужно добавить в 168 кг морской воды чтобы содержание соли в ней составило 4%​…

Геометрия,
6 лет назад

Стороны прямоугольника 5 см и 12 см. Найти диагональ прямоугольника.

Математика,
6 лет назад

Найти значения выражения при а=3;
3a^2/2*9*18/a+((a+8)*16)*10…

Содержание

  1. Практические задания имя прилагательное. Грамматические ошибки в образовании степеней сравнения.
  2. Употребление кратких форм
  3. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
  4. Проверочная работа по русскому родному языку 6 класс. «Основные грамматические нормы. «
  5. УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Практические задания имя прилагательное. Грамматические ошибки в образовании степеней сравнения.

baec3725ac8be37791083014f50fe5c481

svid pub

Употребление имен прилагательных

Употребление кратких форм

Только краткая форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые слова. Употребление полной формы прилагательного в функции сказуемого при наличии зависимого слова ведет к ошибке: Мой ребенок больной ангиной. Следует употреблять: Мой ребенок болен ангиной.

Тест 1. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.

1. Мы готовы к отъезду.

2. Мой ребенок склонный к простуде.

3. Наш край богатый талантами.

4. Мальчик способен к математике.

5. Она была слаба здоровьем. Ответы: 23

Употребление степеней сравнения прилагательных и наречий

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к ошибке: более худшее, менее дороже, самый наибольший.

Следует употреблять: более плохой или хуже; менее дорого или дешевле, самый большой или наибольший.

Запомните формы сравнительной степени:

звонче, слаще, хлестче.

Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается. Ср. Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению с кем?) и Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.

Тест 2. Отметьте нарушения норм употребления форм степеней сравнения прилагательных и наречий.

Тест 3. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных и наречий.

Тест 4. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.

Тест 5. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.

Источник

Употребление кратких форм

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Только краткая форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые слова. Употребление полной формы прилага­тельного в функции сказуемого при наличии зависимого слова ведёт к ошибке: Мой ребёнок больной ангиной. Следует употреблять: Мой ребёнок болен ангиной.

ТЕСТ 67. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Мы готовы к отъезду.

2. Мой ребёнок склонный к простуде.

3. Наш край богатый талантами.

4. Мальчик способен к математике.

5. Она была слаба здоровьем.

Употребление степеней сравнения прилагательных и наречий

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к ошибке: более худшее, менее дороже, самый наибольший. Следует употреблять: более плохой или хуже; менее дорого или дешевле, самый большой или наибольший.

Запомните формы сравнит. степени: звонче, слаще, хлёстче.

Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается. Ср.: Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению с кем?) и Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.

ТЕСТ 68. Отметьте нарушения норм употребления форм степеней сравнения прилагательных и наречий.

2. На этом вопросе стоит остановиться несколько подробнее.

3. Желаю всего самого хорошего.

4. Фраза на этот раз звучит звонче.

5. Указанный признак здесь более сильнее.

ТЕСТ 69. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных и наречий.

1. Этот дом более высок.

2. Поступок имел самые тяжелейшие последствия.

3. Отец у Коли более строже.

4. На тёмном фоне этот рисунок выглядит менее красивым.

5. Чаще, чем прежде, встречаются здесь архаизмы.

ТЕСТ 70. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Что может быть яснее и проще этого дела?

2. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.

3. Этот учитель более строгий.

4. Комната низкая для такой мебели.

5. Молодой фермер ожидает в этом году богатейший урожай гречихи.

7. У мамы характер мягче, чем у бабушки.

ТЕСТ 71. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Показатели у первой группы более выше, чем у второй.

2. Наиболее распространённой классификацией является классификация, разработанная чешскими учёными.

3. Дипломная работа должна быть переплетённая.

4. Поведение его было далеко не безупречно.

5. По счастливой случайности потерпевшая тогда осталась жива.

6. Любой объект частной собственности неприкосновенен.

7. Не слишком ли велики материальные потери?

8. Такие объяснения в корне ошибочны.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Формы склонения

При склонении составных количественных(сколько?) числительных должны изменяться все компоненты, входящие в их состав;

при склонении составных порядковых (который?) числительных – только последнееслово. Ср.: (ско́лькими?) шестьюстами пятьюдесятью тремя и в (которой?) двести четырнадцатой комнате.

Запомните формы косвенных падежей некоторых числительных!

И. Р. Д. В. Т. П. два двух двум два(-ух) двумя двух четыре четырёх четырём четыре(-ёх) четырьмя четырёх восемь восьми восьми восемь восьмью восьми триста трёхсот трёмстам триста тремястами трёхстах тысяча тысячи тысяче тысячу тысячью тысяче И.-В. Р.Д.Т.П. сорок сорока девяносто девяноста сто ста полтора(-ы) полутора полтораста полутораста

ТЕСТ 72. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

И.-В. 1. восемьдесят 2. сорок девять 3. триста двенадцать

Р. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Д. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Т. восьмидесятью сорока девятью триста двенадцатью

П. о восьмидесяти сорока девяти трёхстах двенадцати

И.-В. 4. восемьсот шестьдесят семь 5. сто сорок девятый

Р. восьмисот шестидесяти семи ста сорока девятого

Д. восьмистам шестидесяти семи ста сорока девятому

Т. восьмьюстами шестьюдесятью семью ста сорока девятым

640 1

П. о восьмистах шестидесяти семи о ста сорока девятом

И.-В. 6. две тысячи шестьсот двадцать 7. двести восемнадцатая

Р. двух тысяч шестисот двадцати двести восемнадцатой

Д. двум тысячам шестистам двадцати двести восемнадцатой

Т. двумя тысячами шестьюстами двадцатью двести восемнадцатой

П. двух тысячах шестистах двадцати двести восемнадцатой

ТЕСТ 73. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

1. в ста сорока девятой аудитории 5. на шестьсот тысячах гектарах

2. в двести восемнадцатой комнате 6. с восьмистами школьниками

3. на четыреста первой странице 7. в восьмидесяти пяти метрах

4. в триста пятидесятом номере 8. к ста семидесяти миллионам

Источник

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Употребление кратких форм

Только краткая форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые слова. Употребление полной формы прилага­тельного в функции сказуемого при наличии зависимого слова ведёт к ошибке: Мой ребёнок больной ангиной. Следует употреблять: Мой ребёнок болен ангиной.

ТЕСТ 67. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Мы готовы к отъезду.

2. Мой ребёнок склонный к простуде.

3. Наш край богатый талантами.

4. Мальчик способен к математике.

5. Она была слаба здоровьем.

Употребление степеней сравнения прилагательных и наречий

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к ошибке: более худшее, менее дороже, самый наибольший. Следует употреблять: более плохой или хуже; менее дорого или дешевле, самый большой или наибольший.

Запомните формы сравнит. степени: звонче, слаще, хлёстче.

Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается. Ср.: Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению с кем?) и Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.

ТЕСТ 68. Отметьте нарушения норм употребления форм степеней сравнения прилагательных и наречий.

2. На этом вопросе стоит остановиться несколько подробнее.

3. Желаю всего самого хорошего.

4. Фраза на этот раз звучит звонче.

5. Указанный признак здесь более сильнее.

ТЕСТ 69. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных и наречий.

1. Этот дом более высок.

2. Поступок имел самые тяжелейшие последствия.

3. Отец у Коли более строже.

4. На тёмном фоне этот рисунок выглядит менее красивым.

5. Чаще, чем прежде, встречаются здесь архаизмы.

ТЕСТ 70. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Что может быть яснее и проще этого дела?

2. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.

3. Этот учитель более строгий.

4. Комната низкая для такой мебели.

5. Молодой фермер ожидает в этом году богатейший урожай гречихи.

7. У мамы характер мягче, чем у бабушки.

ТЕСТ 71. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Показатели у первой группы более выше, чем у второй.

2. Наиболее распространённой классификацией является классификация, разработанная чешскими учёными.

3. Дипломная работа должна быть переплетённая.

4. Поведение его было далеко не безупречно.

5. По счастливой случайности потерпевшая тогда осталась жива.

6. Любой объект частной собственности неприкосновенен.

7. Не слишком ли велики материальные потери?

8. Такие объяснения в корне ошибочны.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Формы склонения

При склонении составных количественных (сколько?) числительных должны изменяться все компоненты, входящие в их состав;

при склонении составных порядковых (который?) числительных – только последнее слово. Ср.: (ско́лькими?) шестьюстами пятьюдесятью тремя и в (которой?) двести четырнадцатой комнате.

Запомните формы косвенных падежей некоторых числительных!

И. Р. Д. В. Т. П. два двух двум два(-ух) двумя двух четыре четырёх четырём четыре(-ёх) четырьмя четырёх восемь восьми восьми восемь восьмью восьми триста трёхсот трёмстам триста тремястами трёхстах тысяча тысячи тысяче тысячу тысячью тысяче И.-В. Р.Д.Т.П. сорок сорока девяносто девяноста сто ста полтора(-ы) полутора полтораста полутораста

ТЕСТ 72. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

И.-В. 1. восемьдесят 2. сорок девять 3. триста двенадцать

Р. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Д. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Т. восьмидесятью сорока девятью триста двенадцатью

П. о восьмидесяти сорока девяти трёхстах двенадцати

И.-В. 4. восемьсот шестьдесят семь 5. сто сорок девятый

Р. восьмисот шестидесяти семи ста сорока девятого

Д. восьмистам шестидесяти семи ста сорока девятому

Т. восьмьюстами шестьюдесятью семью ста сорока девятым

П. о восьмистах шестидесяти семи о ста сорока девятом

И.-В. 6. две тысячи шестьсот двадцать 7. двести восемнадцатая

Р. двух тысяч шестисот двадцати двести восемнадцатой

Д. двум тысячам шестистам двадцати двести восемнадцатой

Т. двумя тысячами шестьюстами двадцатью двести восемнадцатой

П. двух тысячах шестистах двадцати двести восемнадцатой

ТЕСТ 73. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

1. в ста сорока девятой аудитории 5. на шестьсот тысячах гектарах

2. в двести восемнадцатой комнате 6. с восьмистами школьниками

3. на четыреста первой странице 7. в восьмидесяти пяти метрах

4. в триста пятидесятом номере 8. к ста семидесяти миллионам

Источник

Проверочная работа по русскому родному языку 6 класс. «Основные грамматические нормы. «

1ce01d9ce9d5f0ab3ce9b98e58abc4afa0

svid pub

Атташе, денди,кенгуру,муха Цеце, кофе, мадам, леди, кино.

Кутюрье,пони,колибри, фрау,шоссе, пальто, меню, такси.

2.Определить род у имен собственных

Вад, Нижний Новгород, Москва, Байкал,Нева.

2.Определить род имен собственных

Арзамас, Сибирь, Вадок, Стрелка,Италия.

3.Определить род сложносокращенных слов.

3.Определить род сложносокращенных слов.

4. Записать в форме И.п мн числа.

4. Записать в форме И.п мн числа.

5.Записать в форме Р.п мн.числа

Чулки, носки, слива, граммы, апельсины, валенки.

5.Записать в форме Р.п мн.числа

Гольфы, мандарины, яблоки, татары,килограммы,рельсы.

6. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.(указать номер)

1. Показатели у первой группы более выше, чем у второй.

2. Наиболее распространенной классификацией является классификация, разработанная чешскими учеными.

3. Дипломная работа должна быть переплетенная прилагательных.

6. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.(указать номер).

1. Что может быть яснее и проще этого дела?

2. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.

Источник

УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Наиболее частыми грамматическими ошибками, обусловленными нарушениями норм употребления имен прилагательных, являются:

1) ошибки в образовании форм степеней сравне­ния:

а) неверный выбор формообразующего суффикса простой сравнительной степени: звончее, красившее и др. (правильно: звонче, красивее);

б) смешение простой и составной форм степеней сравнения: более глубже, наиболее известнейший, самый глупейший и др. (правильно: более глубокий либо глубже; наиболее известный либо известней­ший; самый глупый либо глупейший);

в) смешение форм сравнительной и превосходной степени: наиболее сильнее, менее умнейший и др. (правильно: наиболее сильный либо сильнее; менее умный);

г) образование степеней сравнения:

• прилагательных, обозначающих признак, кото­рый не может проявляться в большей либо меньшей степени: лысее, более слепой и др. (правильно: лы­сый, слепой);

• большинства прилагательных, обозначающих цвет: коричневее, более синий и др. (правильно: ко­ричневый либо темно-коричневый; синий либо тем­но-синий и т. п.).

Примечание.Подобные ошибки в образовании форм степеней сравнения встречаются и при употреблении на­речий: пел звончее, пиши более красивее и т.п.;

2) ошибки в образовании кратких форм: светл, тепл, хитр и др. (правильно: светел, тепел, хи­тёр);

3) ошибки, обусловленные употреблением в пол­ной форме прилагательных, не имеющих такой фор­мы: 1. Он обязанный это сделать. 2. Мы очень радые. (Правильно: 1. Он обязан это сделать. 2. Мы
очень рады.);

4) ошибки, обусловленные употреблением зави­симых слов (чаще дополнений) при полных формах прилагательных, являющихся сказуемыми: 1. Бела­русь известная своими озерами. 2. Игорь больной гриппом. (Правильно: 1. Беларусь известна своими озерами. 2. Игорь болен гриппом. Если есть допол­нение, прилагательное-сказуемое должно быть в
краткой форме.)

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Источник

Грамматические нормы: теория, практика

Имя   прилагательное:

КАКОЙ?   КАКОВ?    ЧЕЙ?  (признак предмета)

Постоянные признаки:

качественные

— образуют степень сравнения

— образуют краткую форму

— сочетается с «очень»

— имеет синоним

тяжелый – тяжелее, более тяжелый, очень тяжелый, тяжел, трудный

относительные

нет признаков качественных прилагательных, но имеет синонимичные формы

апрельский день – день апреля, деревянный дом – дом из дерева

притяжательные

чей? суффиксы – ов, — ев

                            — ын, — ин

                            — ий,  — й

прометеев, отцов

папин, сестрицын

волчий

Помни!

Возможен переход:

качественного  — относительное (легкая сумка – легкая промышленность)

относительного – в качественное (золотое кольцо – золотой характер)

притяжательного – в качественное (медвежья берлога – медвежья услуга)

притяжательного – в относительное (заячий хвост – заячья шапка)

Непостоянные признаки:

Только у качественных:

1.

полная форма

какой? (умный) — определение

краткая форма

каков? (умен) – сказуемое – не изменяется по падежам (исключение — фразеологический  оборот: по чисту полю; за добра молодца)

2.

степень сравнения

сравнительная

(не изменяется:

нет окончания,

как у деепричастия, нареч.)

1. суффиксы  -ее, -ей,

                        -е,

                        -ше

                      (+приставка по-)

2. более (менее) + начальная форма

милее, милей

легче

дальше

посветлее

более красивый

(Нельзя: более красивее)

превосходная

1. суффиксы -ейш, -айш, -ш, (+приставка наи-)

2. наиболее (наименее), самый + начальная форма

3. сравнит. степ. +всего (всех)

мудрейший

наимудрейший

самый мудрый

мудрее всех

(Нельзя: самый мудрейший)

3. У всех прилагательных:

род (в ед.ч.)

определять по главному слову – существительному

(по скалистому берегу – м.р., ед.ч., Д.п.)

число

падеж

Урок — лекция 2.   Употребление   имен    прилагательных   в   речи.

А) Варианты полной и краткой форм прилагательных

Синонимы краткой и полной форм прилагательных возникают в тех случаях, когда эти формы употребляются в одной и той же синтаксической функции, например, в функции сказуемого:

Полная форма обозначает постоянный признак, краткая  временный: девочка   красивая (вообще), девочка   красива   (в  данный момент).

Полные и краткие формы могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).

Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Выводы в  статье  оригинальны и доказательны.

Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная. Выводы оригинальные и доказательные.

Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны. Девочка умна и добра.

При образовании кратких форм с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания: Искусственный – искусствен, искусственен. Воинственный – воинствен, воинственен и т. п.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен).

Б) Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы; каменная стена– стена из камня.

Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологического значение)

В) Варианты форм степеней сравнения

Сложная форма сравнительной степени, в которой грамматический и семантический компоненты значения выражены разными словами, употребляется в основном в научном и в официально-деловом стилях: Этот минерал  более устойчив. Решение задачи более  оригинальное.

Простая форма, в которой грамматический и семантический компоненты выражены в одном слове, более свойственна разговорной речи: Сын умнее, серьезнее и добросовестнее дочери.

Простая  форма превосходной степени носит книжный характер: величайшие преобразования, строжайшие меры предосторожности; а сложная (аналитическая) свойственна всем стилям речи: самые великие люди, самые  строгие меры.

Особая аналитическая форма превосходной степени, выраженная сочетанием со словом наиболее употребляется в научном стиле речи: наиболее сильное проявление признака, наиболее верно.

Форма сравнительной степени на -ее (смелее, дружнее) употребляется в официальной и научной речи: Учеба сплотила нас, мы стали дружнее, стали серьёзнее.

Форма на -ей (смелей, дружней) – в разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит энергично и кратко, употребляется в командах: действуйте оперативней, смелей; бегите быстрей.

Не следует соединять в одной конструкции простую и сложную (синтетическую и аналитическую) степени сравнения прилагательных:

*неправильно:

*более лучшие

*более худшие

*самый интереснейший спектакль        I

Следует:

более хорошие или лучшие

более плохие или худшие

самый интересный или

наиболее интересный

ПРАКТИКА

Употребление имен прилагательных

Употребление кратких форм

Только краткая форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые слова. Употребление полной формы прилагательного в функции сказуемого при наличии зависимого слова ведет к ошибке: Мой ребенок больной ангиной. Следует употреблять: Мой ребенок болен ангиной.

Тест 1. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.

1. Мы готовы к отъезду.

2. Мой ребенок склонный к простуде.

3. Наш край богатый талантами.

4. Мальчик способен к математике.

5. Она была слаба здоровьем.                                         Ответы: 23

Употребление степеней сравнения прилагательных и наречий

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к ошибке: более худшее, менее дороже, самый наибольший.

Следует употреблять: более плохой или хуже; менее дорого или дешевле, самый большой или наибольший.

Запомните формы сравнительной степени:

звонче, слаще, хлестче.

Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается. Ср. Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению с кем?) и Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.

Тест 2. Отметьте нарушения норм употребления форм степеней сравнения прилагательных и наречий.

  1. Нина бойчее Зои.
  2. На этом вопросе стоит остановиться несколько подробнее.
  3. Желаю всего самого хорошего.
  4. Фраза на этот раз звучит звонче.
  5. Указанный признак здесь более сильнее.                 Ответы: 5

Тест 3.  Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных и наречий.

  1. Этот дом более высок.
  2. Поступок имел самые тяжелейшие последствия.
  3. Отец  у Коли более строже.
  4. На темном фоне этот рисунок выглядит менее красивым.
  5. Чаще, чем прежде, встречаются здесь архаизмы.          Ответы: 1234

Обобщающие тесты

Тест 4. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.

  1. Что может быть яснее и проще этого дела?
  2. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.
  3. Этот учитель более строгий.
  4. Комната низкая для такой мебели.
  5. Молодой фермер ожидает в этом году богатейший урожай гречихи.
  6. Этот удар оказался ловчее предыдущего: мяч достиг цели.
  7. У мамы характер мягче, чем у бабушки.                          Ответы: 234

Тест 5. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.

  1. Показатели у первой группы более выше, чем у второй.
  2. Наиболее распространенной классификацией является классификация, разработанная чешскими учеными.
  3. Дипломная работа должна быть переплетенная.
  4. Поведение его было далеко не безупречно.
  5. По счастливой случайности потерпевшая тогда осталась жива.
  6. Любой объект частной собственности неприкосновенен.
  7. Не слишком ли велики материальные потери?
  8. Такие объяснения в корне ошибочны.                                      Ответы: 13

Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь

Русский язык (Вариант 1)

Приобретите наш курс

Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

уборка ЯСЛЕЙ

НАИБОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ

ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ словами

ПОЛОЩЕТ бельё

ПОДЧЕРК

Русский язык ЕГЭ

Посмотрите видеоурок по этой теме

Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наиболее распространенными ошибками руководства являются
  • Наиболее распространенные стилистические ошибки
  • Наиболее распространенные синтаксические ошибки
  • Наиболее распространенные ошибки при планировании
  • Наиболее распространенные ошибки при выборе профессии