Найди ошибки звук р

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков «ж» и «ш»

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ…

Методическая разработка «Выбери картинки» (шипящие звуки)

Данная презентация может быть использована в  индивидуальной работе логопеда с ребёнком 6-7 лет. Предназначена для обследования состояния и/или совершенствования фонетико-фонематических процессов…

Путешествие к Снежной королеве. Презентация к методической разработке «Зима. Зимние забавы. Звук «С»

Данный материал адресован педагогам (учителям-логопедам, воспитателям) компенсирующих групп ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи….

Методическая разработка по окружающему миру «Звук как физическое явление»

Цель разработки: формирование представлений о звуке как о физическом явлении, особенности передачи звуков, разное восприятие звуков человеком и животными….

Методическая разработка «Выбери картинки» (сонорные звуки [л],[л’],[р],[р’]).

Данная методическая разработка в формате  презентации может быть использована в  индивидуальной работе логопеда с ребёнком 6-7 лет. Предназначена для обследования состояния и/или совершенств…

Методическая разработка логопедического занятия автоматизация звука «Ш» по теме: «Транспорт»

Занятие поможет детям старшего дошкольного возраста в игровой форме автоматизировать звук «Ш»…

Методическая разработка досуга для детей среднего и подготовительного возраста «Найди древний клад»

Увлекательный квест, который можно провести на территории детского сада….

                         
Игры на закрепление звука Р

                        
Волшебные картинки

Буква
Р благодарна тебе за то, что ты ей помог, и хочет с тобой поиграть. Найди буквы
Р и назови их.

                  
Буквы играют в прятки

Буква
Р решила поиграть с тобой в прятки. Попробуй найти все буквы. Для этого ты
должен все буквы прочитать вслух, а затем обвести их.

                                 

                                  
Подарки

Буква
Р приглашает тебя к ней на день рождения и хочет получить в подарок красивый
воздушный шар. Найди и назови все буквы Р и обведи рядом с ними воздушные шары.

                          

                                  
Подарки

К
Р на день рождения приглашены гости. Гости приготовили подарки. Интересно, что
подарят Р? На картинке видны тени подарков. Посмотри на картинку, угадай, что
же подарят Р.

                                                
Сломанные ручки

Гости
приготовили в подарок Р много ручек, но злой волшебник поломал все ручки, чтобы
испортить праздник. Давай найдем все ручки и уберем их, чтобы не расстроить Р.
Называй все картинки и зачеркивай только ручки.

                                       
Гости

К
Р на день рождения спешит много разных гостей. Посмотри на картинку и угадай,
кто придет к Р на день рождения? Назови этих гостей и скажи, как их можно
назвать одним словом?

                

                                                   
Помоги Макару

Макару его
друзья дали задание купить в магазине подарки для Р. Но эти подарки должны быть
только со звуком Р. Помоги Макару. Назови предметы на полках и найди подарки, в
названии которых есть звук Р. Раскрась подарки со звуком Р.

                  

                                                
Угощение

Тамара
помогает Р приготовить угощение. Помоги ей разобраться, из чего можно сварить
компот, а из чего суп. В скороварке мы будем варить суп, а в графин наливать
компот. Назови картинки и правильно нарисуй стрелки к графину и скороварке.

              

                                              
Рассади друзей

Подскажи Р,
кого рядом посадить за столом, кто с кем дружит? Чьи имена звучат похоже, в
рифму? Соедини стрелочками друзей.

Прочитайте
ребенку три имени, например: Ира, Макар, Кира, — покажите этих ребят и
спросите, какие два — похожие, то есть звучат в рифму. Ребенок отгадывает. Если
у него не получается, помогите ему, выделяя рифмованные слова интонацией. Затем
ребенок соединяет этих детей стрелочками, еще раз называя их. Словарь: Юра —
Нюра, Ира — Кира, Вера — Гера, Захар — Макар, Тамара — Варвара.

               
                         

                                         
Найди что лишнее

Подскажи
Р, какая картинка лишняя в каждом домике, назови и обведи ее. Объясни, почему
ты так сделал. Назови остальные картинки в каждом домике одним словом.

Помогите
ребенку правильно назвать предметы. Словарь: рукав, воротник, карман,
рубашка; топор, рубанок, отвертка, гармошка; кровать, этажерка, парта, ковер;
самовар, сахарница, сковорода, мясорубка; крапива, подорожник, мухомор, укроп;
трамвай, парусник, грузовик, маршрутка.

                    

                                           
Скажи наоборот

Р хочет с
тобой поиграть в игру «Скажи наоборот». Она будет называть тебе картинки и
говорить, какими они бывают, а ты должен будешь сказать наоборот. Например:
кровать бывает узкая, а бывает – (широкая).

image071.jpgimage073.jpg image075.jpg             
image077.jpg            image079.jpg             image081.jpg 

Вы
начинаете предложение, выделяя интонацией его незавершенность. Ребенок должен
найти картинку и назвать антоним. После того как ребенок назовет антонимы,
задание нужно изменить. Спросите: что бывает веселым, а бывает и грустным?
Ребенок называет нужную картинку и раскрашивает ее и т. д. Словарь: веселое
и грустное настроение, сухая и мокрая рубашка, длинный и короткий сарафан,
больной и здоровый Петрушка, узкая и широкая кровать, белый и черный карандаш.

                                                 
Исправь малышку

У Р есть
младшая сестренка. Она еще не умеет выговаривать звук Р. Послушай, как у нее
получается. Скажи правильно и найди соответствующую картинку.

1. …ома
покупает …озы.                                   2….ая пишет …учкой.

3. 0…а
иг…ает с …акетой.                                 4. Ню…а ест а…буз.

5. …омашки
…астут в т…аве.                        6. Ма…уся соби…ает у…ожай.

Прочитайте
ребенку предложения, пропуская звук Р. Ребенок должен найти подходящую картинку
и произнести предложение правильно.

                              

                                       Смешилки

У Р есть
друг-чародей. Он подписал поздравительную открытку для Р, но в ней все
перепутал. Помоги Р исправить ошибки в открытке чародея, а потом найди
подходящую картинку.

1. Дровами
рубят топор.                                         2. На радуге — небо.

3. Сахар
грызет Иру.                                               4. Дорога едет по
грузовику.

5. Горшок
растет в розе.                                         6. Градусник несет
врача.

7. Крышка
накрыта ведром.                                  8. Забор красит Рому.

Прочитайте
ребенку неверное предложение, чтобы он на слух постарался исправить ошибку. В
случае возникновения затруднений ребенок может найти картинку и, опираясь на
нее, исправить ошибку. Например: в открытке написано «дровами рубят топор», а
как правильно сказать?

                                            

            
Про Рому (пересказ описательного рассказа)

Послушай
рассказ про друга Р Рому. Постарайся запомнить, как нужно раскрасить эту
картинку, и раскрась ее. Скажи, что за подарок у Ромы для Р? Обведи его.

Это Рома.
У Ромы серые глаза, рыжий чуб, розовые щеки, красный рот. Рома одет в красную
рубашку с черным воротником, в черные шорты с красными карманами. На ногах у
Ромы серые кроссовки. А в руках у Ромы подарок для Р.

Выразительно
прочитайте текст ребенку два раза. Задайте вопросы к тексту и попросите ребенка
пересказать текст.

                                                     
  

        
Грузовик (пересказ описательного рассказа)

Послушай
рассказ про грузовик, который везет подарки для Р.

Игрушечный
грузовик везет подарки для Р на день рождения. У грузовика черные шины, красный
кузов, серая кабина. Грузовик везет подарки в коробках.

Предложите
ребенку инструкцию по аналогии с предыдущим заданием. Попросите ребенка
ответить полным предложением на вопрос: какие подарки везет грузовик? Например:
игрушечный грузовик везет в коробке ромашку.

                     

                                    
Огород (цепной текст)

Вера для Р
в подарок вырастила овощи на огороде. Послушай об этом рассказ и, опираясь на
картинки, попробуй пересказать его.

У Веры в
руках корзинка.

В корзинке
много помидоров, огурцов, морковки и картошки.

Помидоры,
огурцы, морковка и картошка растут в огороде.

Прочитайте
ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему
подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.

                                 

                                             
Картина (цепной текст)

Юра для Р
нарисовал в подарок картину. Послушай рассказ об этой картине, попробуй
пересказать его, опираясь на картинки, тебе помогут стрелочки.

У Юры есть
цветные карандаши.

Цветными
карандашами Юра раскрашивает картину.

На картине
изображены красивые розы.

Розы стоят
в керамической вазе.

                                         

                    
Рыбалка (цепной текст)

Рома и Юра
братья. Они решили наловить для Р в подарок раков и рыбы. Послушай рассказ об
их рыбалке и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.

Рома и Юра
братья.

Братья
идут на пруд.

В пруду
братья поймают рыбу и раков.

Крупных
раков братья подарят Р.

                       
                 

           
Оркестр (рассказ по сюжетной картинке)

Посмотри
на картинку и расскажи, кто на ней нарисован, где они находятся и что делают.

Ребенку
нужно придумать рассказ по картинке, используя слова со звуком Р, нарисованные
на ней. Попросите ребенка назвать сначала струнные, затем ударные, а потом —
духовые инструменты. Объясните ребенку, почему они так называются. Словарь: носорог
— труба, баран — барабан, кенгуру — гармошка, ворона — гитара; арфа.

                                 

                       
В гостях у Р (рассказ по сюжетной картинке)

Посмотри
на картинку и расскажи, кто на ней нарисован, где они находятся и что делают.

Ребенку
нужно придумать рассказ по картинке, используя слова со звуком Р, нарисованные
на ней. Словарь: торт, самовар, сахарница, груши, виноград, персик,
фруктовница, скатерть; Красная Шапочка, Буратино; Гарри Потер, Чебурашка,
Петрушка, Артемон, Пьеро; зефир, коробка.

День
рожденья Р подошел к концу. Р очень понравилось играть с тобой. Р и авторы
желают тебе дальнейших успехов! Не забывай произносить звук Р правильно!

                                       

«Найди ошибки художника»-автоматизация Р-Рь

Автор: Володина Ирина Георгиевна

Регистрация на Мерсибо

Запустить в Конструкторе

Вы открываете пособие в «Конструкторе картинок» в режиме просмотра. Это значит, что вы сможете передвигать картинки, запускать анимацию, слушать звуки и т.д.

Чтобы отредактировать пособие и сохранить его для следующих занятий, вам нужен полный доступ к «Конструктору картинок».

Подробнее

KK2
Автоматизация звуков

Необходимо внимательно рассмотреть картину художника и рассказать обо всех его ошибках, следя за правильным произношением звуков Р-Рь, что позволяет их автоматизировать в связной речи, а также развивать внимание и мышление. Например: Арбузы не растут на дереве, они растут в огороде и т.д.

Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы малыш научился правильно произносить его во всех словах и предложениях. Потому этот этап  так и называется — «автоматизация звука р», что ребенок будет  в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук р автоматически, не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками.

В статье Вы найдете игры, скороговорки, чистоговорки, стихи для автоматизации звука Р  из моей игровой копилки.

Для автоматизации звука р используются слова, фразы, предложения, насыщенные этим звуком. Если в них ребенок ошибается и неправильно (привычным старым способом) говорит звук р, то нужно просто его попросить повторить слово уже правильно. И похвалить его — напомнить, что он уже научился выговаривать звук р и подружился с ним. При этом нужно помнить, что ошибки в произнесении трудного звука бывают всегда, и это нормально. Постепенно малыш будет всё меньше и меньше ошибаться. Вспомните, как нам – взрослым – трудно отвыкать от старой привычки. Ребенку это дается тоже не просто, поэтому ему требуется поддержка.

Игры и задания на автоматизацию звука р можно проводить только тогда, когда звук р появился в речи ребенка. Автоматизация звука Р —  уже третий этап наших игр-занятий с малышом по звуку Р. О первых двух этапах можно прочитать в статье «Как научить ребенка говорить Р? Артикуляционная гимнастика для звука Р» и «Игры (звук Р)»

Ну что же, начинаем играть!

Автоматизация звука Р в играх для детей.

Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т.д.)

1.Игра в «повторюшки».

Знаешь, кто такие повторюшки? Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай попробуем поиграть в повторюшек.  Покажи, какие у них ушки боооольшие-пребоооольшие! А теперь повторяй: ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро. Можно говорить на разной высоте голоса и разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.

2.Автоматизация звука Р в чистоговорках.

В чистоговорках малышу предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.

Ры-ры-ры. У нас в руках — ? (шары)

Ра-ра-ра. Начинается — ? (игра)

Ру-ру-ру.Бью рукою по — ? (шару)

Ро-ро-ро. Шар упал в — ? (ведро)

Ра-ра-ра, ра-ра-ра. Вот глубокая… (нора)

Ры-ры-ры, ры-ры-ры. Лиса с лисенком у… (норы)

Ру-ру-ру, ру-ру-ру. Лиса юркнула в.. (нору)

Ру-ру-ру,ру-ру-ру. Мы залезли на …(гору)

Ру-ру-ру. А я ягод … (наберу)

Ра-ра-ра. Были мы в гостях  вче- … ра!

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, интересная иг.. ра!

Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Потерял петух перо!

Ор-ор-ор. Вышли мы гулять во… двор.

Ур-ур-ур. Во дворе кормили кур.

Арь-арь-арь. Во дворе висит фонарь.

Можно использовать и логопедические песенки с чистоговорками:

Видео. Чистоговорки со слогом ра, ры, ро, ру.

В третьем видео Вы услышите песню из известного детского кинофильма. В ней часто повторяются слоги ра, ры, ру

3. Игра в эхо.

Ребенок повторяет за Вами слоги с р. Сначала это слоги, начинающиеся с р. Затем слоги, заканчивающиеся р :

  • Ра-ла-ра-ла-ла
  • Ра-ра-ла-ла
  • Ла-ра-ра-ла
  • Ор-ар-ур
  • Юр-ир-ыр и т.д.

Справились с заданиями? Идем дальше.

Автоматизация звука р в более сложных слогах.

Используются уже описанные игры, но с другими слогами.

Бра – гра- пра

Бры-тры-дры

Тра-тру-тро

Дро-дро-дро

Дра-дры-дру-дро

Вра-вры-вро-вру

Тра-тро-тры-тру и т.д.

4.Дополнительная игра – «Четвертый лишний».

Вы говорите 4 слога, а ребенок определяет из них лишний. Например, ру-ро-ру-ру  или  ла-ра-ра-ра. Другие примеры заданий: дру-дру-тру-дру, атр-утр- атр-атр.

После упражнений со слогами, вспомните слова, начинающиеся с тру, дру, тра, дра. В этом видео Вы встретите картинки слов, начинающиеся с сочетания буква тр или с др: трап, трава, трапеза, тройка, тропка, труд, трутень, труба, трубка, драп, драка, дракон, дрожь, дрозд, дрожжи, друг. Не забывайте, что всегда можно выключить звук при просмотре видео и дать задание ребенку отгадать, какое слово, начинающееся с тр или с др на слайде было спрятано? А потом дать возможность прослушать запись со звуком и услышать отгадки.

Готовы идти дальше?

Автоматизация звука Р в словах и фразах.

Дошкольнику не интересно просто так повторять слова со звуком Р и предложения из текста. Поэтому он учится произносить звук р в увлекательных для него играх и заданиях.

Для разных игр с детьми Вы можете использовать видео со словами со звуком Р и РЬ. Попросите малыша запомнить слова из видео, составить с ними предложения или диалоги.

Слова со звуком РЬ

Также можно дать задание хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук Р. Или повторять за Вами только те слова, в которых есть Р. При этом Вы вперемешку произносите слова, в которых есть звук р и в которых нет звука Р. Звук Р в разных словах должен находиться в разных частях слова: в начале, в середине, в конце. Например, предложите малышу найти цветы, в названиях которых есть звук Р.

Игра 1. Что добавилось?

Материлы для игры: Для игры используют игрушки или предметы, в которых есть звук Р. Например, кефиР (упаковка из-под кефира), сахаР, игрушечный тигР, Ручка, кРаски, каРандаш, гРузовик, ПетРушка, пиРамидка, кРужка, таРелка, игрушечная Ракета, тетРадь, каРтошка, моРковка, Радио, кРот, Рукавички, Ромашка, баРабан, шаРф и т.д. Можно заменить их картинками.

Ход игры: Выложите 5 картинок. И предложите ребенку их назвать. Если он неправильно произнесет звук р, попросите его вспомнить, как говорится звук р и назвать правильно. В любой игре очень важно следить за правильным произношением ребенка, т.е. все игры имеют главную цель – закрепить и автоматизировать правильное произношение звука р. Затем закройте непрозрачным платком или пледом все предметы или картинки. Поменяйте их местами и добавьте еще одну. Сделайте это под платком так, чтобы ребенок не видел. Затем снимите платок. Малышу надо угадать, что добавилось. Если он угадает, то уже он Вам загадывает Вам загадку и выкладывает свои предметы и картинки.

Если малыш легко запоминает 5 предметов или картинок, увеличивайте постепенно их количество. Максимум обычно достигает 7-8 картинок.

Игра 2. Что изчезло?

Играем по аналогии, но малышу надо догадаться не что добавилось к игрушкам, а что исчезло.

Игра 3. Что изменилось?

Играем по аналогии, но изменяем расположение предметов. Например, грузовик был справа самый последний, а стал стоять слева. Или карандаш лежал в грузовике, а теперь лежит под грузовиком. Или кружка стояла около тетради, а теперь стоит около красок.

Игра 4. Запомни порядок.

Положите в ряд предметы и игрушки, в названии которых есть звук р. Начните с 4-5 предметов. Пусть малыш посмотрит на них, а затем отвернется и назовет их по порядку слева направо по памяти. Если он ошибся, то разрешается еще раз посмотреть и попробовать назвать. Если назвал правильно и во всех словах произнес звук р – то он становится ведущим и выкладывает предметы для следующего игрока, т.е. для Вас. В игре нужно менять состав предметов и их расположение.

Игра 5. Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?

Рассмотрите с малышом эту картинку и найдите как можно больше слов с р и с рь. Слова можно зарисовывать, чтобы потом подсчитать их количество и удивиться, как много мы слов нашли! Каждое слово – это палочка или кружочек. Сколько кружочков – столько и слов найдено! Условие игры – сначала искать слова с р, а потом уже с рь.

Игра 6. Подбери по форме.

Материал: вырезанные из картона или цветной бумаги круг, прямоугольник и квадрат.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенок называет форму: кРуг, квадРат, пРямоугольник, Ромб. После этого выбирает себе одну из них. Вы выбираете другую форму. Задача – придумать как можно больше предметов этой формы. Говорим так, чтобы в речи часто встречался звук р: «На кРуг похожи часы. На кРуг похоже солнышко. Тарелка тоже кРуглая. Еще на кРуг похоже мячик» и т.д. Предложение принимается только тогда, когда р произносится правильно. Кто последний сказал предложение – тот и выиграл.

Вариант 2. Вы выбираете слова, в которых есть звук р и просите малыша сказать, какой формы эти предметы. Например,  тетрадь, альбом, рама окна, ковер – прямоугольник. Барабан, сковорода, тарелка, баранка – круг. За ошибку  – фант со смешным заданием.

Игра 7. Кто больше слов назовет?

В эту игру можно играть везде – и дома, и в дороге, и на прогулке. Смотрите вокруг и называйте всё, что увидели. Кто найдет больше слов с Р – тот и победил! А это может быть двоР, двоРник, Рама, пРодавец, кРыльцо, кустаРник, Ручка у дверей, доРога, тРава, муРавей и многое другое!  Очень важно называеть слова именно с заданным звуком Р, а не со звуком Рь. Дело в том, что умение отличать Р и Рь , т.е. твердый и мягкий звук,  в речи – это тоже очень важное речевое умение. На его развитие направлена следующая игра.

Игра 8. Ушки на макушке. Р или Л? Рь или Ль? Р или Рь?

Слова для игр:

Слова с Л – стол, лампа, ландыш, стул, плыл, косил, вокзал, ласточка, луна, лук, лужок, лыжи, угол, мел, орел, футбол, пол, холодильник, тулуп, голубь, слон, плот, плошка, плов, игла, флаг, плач, лавка, алый, галка, соловей, клубника, лошадка, голубика, белка, лук, баклажан.

Слова с Р – радуга, сахар, шары, комары, ракета, раки, вечер, кефир, ручка, прорубь, трон, крошка, крот, игра, бурый, сорока, ворона, брусника, пирамидка, бобр, крыло, ромашка, рысь, морковка, картофель, астра, номер, мир, тигр, ружье, рыбак, ранец, рога, рукавицы, робот, трамвай, распашонка, рукав, рот, рубашка, пирог, гитара, баран, барабан, конура, кукуруза, корона, розетка, ракетка, парашют, макароны, пароход, парус, фары, гора, Буратино, коробка, ведро, марка, горка, дрова, пробка, тропинка, урна, картина, арбуз, фартук, забор, катер, помидор, мухомор, зефир, пар, сыр, светофор, трактор.

Слова с Рь – Боря, рейка, море, трюк, брюква, пузырек, ларек, Сережа, береза, речка, букварь, скворец, черепаха, редис, рябина, ремень, пряжка, пряник, три, корень, матрешка, табурет, погремушка, прищепка, орех, море, аквариум, берет, сирень, стрекоза, гребешок, мандарин, крючок, якорь, пузырь, сухарь, дверь, букварь.

Слова с Ль – Валя, лейка, поле, люк, клюв, колючий, самолет, колечко, линейка, альбом, лилия, павлин, лев, лютик.

Это игра с парой звуков. Вы говорите слова, выделяя – акцентируя в них звук. Например: «Ллллампа, Чебурррррашка, кррррокодил, столлллл и т.д.». Ребенок в игре определяет на слух, какой звук звучит в слове. Важно поиграть в три варианта этой игры:

  • Р или Рь? Твердый серьезный звук р или мягкий ласковый звук рь? Договоритесь с малышом до игры: если услышишь твердый звук  Р, то поднимись высоко на носочки. А если услышишь мягкий звук рь – то присядь на корточки. Начинайте говорить слова с этими звуками, перемешивая их друг с другом (Вам в помощь дан список слов). А малыш слушает и показывает действием, какой звук он услышал в слове. Игра доступна детям даже в возрасте до 5 лет – они показывают «большой твердый звук» и «маленький мягкий звук».
  • Р или Л? Дети очень часто путают эти звуки. А в дальнейшем в школе это неумение различать на слух звуки р и л отражается на ошибках ребенка при обучении письму. Поэтому очень важно, чтобы малыш научился на слух различать, какой звук звучит в слове. Если ребенок услышал звук р – он «заводит мотор – ррррр». Если услышал звук л – он вытягивает руки в стороны и «летит на самолете – лллл».
  • Рь или Ль? Эта игра также развивает фонематический слух малыша. Покажите малышу картинку. Это подружки Лена и Римма. С какого звука начинается имя Лллена? С Ль. Поэтому Лена любит слова, в которых есть звук ль. А имя Римма с какого звука начинается? С Р? Тогда была бы Рымма. А она Римма. Значит, со звука рь. Поэтому она любит слова, начинающиеся со звука рь. Я буду говорить слова, а ты будешь их «дарить подружкам». Только не перепутай, кому какое слово надо подарить!» После этого Вы вразброс произносите слова со звуком ль или рь. Можно слова «подбрасывать» вверх и при этом говорить : « Я тебе бросаю слово лимон. Лови. (ребенок «ловит» слово в ладошки). Кому ты его подаришь?» Если малыш путается, то можно голосом подружки сказать: «Это мое слово, я такие слова люблю. РРРРРечка – как красиво звучит рь!»

Игра 9 . Какой звук заблудился?

Интересная развивающая речевая игра, любимая многими детьми за ее юмор.

1. Я очень люблю это смешное стихотворение. Но оно замечательно не только своим юмором, но и возможностью решить важную речевую задачу – развить фонематический слух ребенка (умение определить на слух, какие звуки есть в данном слове, и не путать близкие по звучанию звуки)

-Будьте добры, позовите врача!

-Куда Вы звоните, какого грача?

-Врача позовите, будьте добры!

-Чего Вы хотите, какие бобры?

-Будьте бобры, позовите грача!

-Если бодры, так зачем же врача?

(В. Баширов)

Сначала прочитайте стихотворение полностью. А потом прочитайте первые две строчки и попросите малыша определить, какой звук заменили в слове – врача/грача. Так же найдите, какие звуки заблудились во втором двустишии  (добры/бобры) и в третьем двустишии (бобры/бодры).

2. Стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась». Очень любимое  детьми стихотворение. Попросите ребенка, отгадать, какой звук перепутался, и какое слово должно было получиться. Это не так просто, как кажется на первый взгляд! Пусть он произнесет правильный вариант двустишия.

Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила  в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда зашла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Посмотрите–ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

( не Раки, а Маки)

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

(не Врачей, а Грачей)

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

(не крыСу, а крыШу)

 Игра 9. Придумай предложение.

Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов с Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова с Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома  по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора  утром во дворе рубит дрова топором. Самые интересные предложения получаются от сотворчества взрослого и ребенка, когда каждый из них вносит свой вклад и свои идеи.

В аналогичную игру можно поиграть со звуком рь. Или сразу с обоими звуками – и р, и рь. Например: На берегу реки растет кудрявая рябина.

10. Запрещенное слово.

Очень люблю эту игру. И она очень полезна для подготовки ребенка к школе. В ней развивается произвольность, т.е. умение ребенка управлять своим поведением.

Правило игры – нельзя повторять запрещенное слово.

Вы говорите слова с р (обязательно должны быть три группы слов

  • Слова, в которых звук р стоит в начале слова
  • Слова, в которых звук р стоит в середине слова
  • Слова, в которых звук р стоит в конце слова.

Список таких слов дан в начале статьи. Ребенок повторяет слова за Вами, но он не должен повторять запрещенное слово. Например, запрещенное слово «ракета». Малыш повторяет за Вами : «Рысь, рыбалка, ковер». Дальше Вы говорите слово «ракета», но он его повторять не должен. Он должен например, закрыть свой рот ладошкой или показать Вам нос Буратино как знак того, что он не нарушает правило и повторять за Вами не будет. Ребенка можно путать, чередуя слова, меняя интонацию, громкость, темп и т.д.

Автоматизация звука Р в стихах.

Стихи заучиваются с ребенком наизусть. При этом надо следить, чтобы он правильно произносил в тексте стихотворения звук Р. Если ребенок ошибается, то следует попросить повторить эту строчку правильно. Ни в коем случае нельзя передразнивать ребенка и повторять за ним его ошибки. Взрослый дает только правильный образец речи для малыша!!! Заучивая с ребенком стихи, насыщенные звуком Р, мы закрепляем правильное произношение звука Р в словах и фразах.

Здесь я даю небольшую коллекцию стихов. Все стихи заучивать не надо – выберите те из них, которые понравятся Вашему ребенку.

Стихи со звуком Р для заучивания наизусть.

Сорока однажды на груше сидела,

Сорока однажды на груше сидела,

Сорока однажды на груше сидела,

Решала сорочьи дела.

И спрыгнула раз – и обратно взлетела,

И спрыгнула два – и обратно взлетела,

И спрыгнула три – и обратно взлетела,

Но всё же решить не смогла

Сорока сорочьи дела. (Е. Бергер)

На день рождения кактусу

Подарок подарили.

И поздравленья кактусу

Любезно говорили:

-Примите, милый кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный-распрекрасный

Большой воздушный… … … Бах!

(И. Шевчук)

Я умею на кроватке

Простыню расправить гладко

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки.

Я сегодня утром рано

Умывался (умывалась) из-под крана!

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

(А. Кузнецов)

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил,

Нос откусит крокодил.

(Е. Серова)

Веселые, проворные

Из теплых стран в апреле

Грачи, от солнца черные,

К нам в город прилетели

(Т. Золотухина)

Рано утром мы встаем,

Громко сторожа зовем:

Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей!

Барабанщик сильно занят.

Барабанщик барабанит.

Тарара, тарара,

На прогулку нам пора!

Автоматизация звука Р в скороговорках.

Скороговорки со звуком Р для игр.

Ворона проворонила воронят (Проворонила ворона вороненка)

Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскоговоришь.

Бобр добр до бобрят.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

На дворе трава, на траве дрова.

Быстро Егорка говорит скороговорку.

На травке тропка, травка на тропке.

Заяц Егорка свалился в озёрко. Бегите под горку! Спасайте Егорку!

Взал Валерка тарелку, взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка на подносе принес.

Расскажите про покупки. – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Как играть со скороговорками?

Выучите с ребенком скороговорку. А затем поиграйте с ней. Вот игры из моей игровой копилки.

Игра 1. Кто так говорит?

Попробуйте сначала говорить скороговорку очень и очень медленно. Для этого представьте, что эту скороговорку говорит черепаха – ооооочень медленно, отчетливо выговаривая все звуки. А теперь скороговорку говорит Мальвина – побыстрее, но очень отчетливо и назидательным тоном (Помните, как она учила Буратино?) А теперь эту скороговорку скажет Буратино – быстро, торопливо. А теперь представим, что мы едем на машине и говорим быстро, ведь машина быстро едет. Летим на вертолете – еще быстрее. Летим на самолете – очень быстро. А на ракете сможем? Если не получится, возвращаемся к более медленному темпу. Очень-очень быстро, но при этом правильно произнося звук Р.  А потом чередуем разные темпы: как черепаха – как самолет — как Мальвина и т.д.. Можно загадать друг другу загадки и отгадывать, кого Вы изображали, когда говорили скороговорку. А потом меняться ролями.

По моим наблюдениям, простое заучивание и произнесение скороговорок не всем детям интересно. А вот такие многократные произнесения скороговорки «от черепахи до ракеты» интересны всем. Обычно дети играют азартно. Причем чем быстрее скорость, тем больше азарта и увлечения игрой. А те, кто добираются до «ракеты» счастливы еще на целую неделю вперед от своего успеха!

Игру можно повторять даже с одной скороговоркой много раз. И это очень полезно. Можно менять персонажей на другие, которые больше нравятся малышу – например, от неторопливого неуклюжего медвежонка до быстрокрылой птички. Главное, чтобы это было интересно. И чтобы всегда выполнялось правило – звук Р должен быть произнесен правильно, чтобы «перейти» на следующую ступень.

Игра 2. Радио.

Покажите ребенку, как регулируется громкость на примере колонок компьютера, магнитофона или плейера (радио уже у многих дома нет, поэтому можно использовать другое название игры) Если мы крутим в одну сторону регулятор, то звук становится всё громче и громче, а потом совсем громкий. А если покрутить регулятор в другую сторону, то он становится все тише и тише, а потом совсем стихает.

А теперь начинаем в спокойном темпе произносить скороговорку, повторяя ее подряд много раз. Вы при этом показываете жестом, как «регулируете громкость радио» и говорите: «Совсем тихо – сделаю погромче – еще громче – совсем громко — ой, потише – еще тише – совсем тихо – ничего не слышно (ребенок шевелит губами, но звука нет) – громче – очень громко». Сначала сделаем задание вместе с малышом. А потом кто-то один будет радио, а другой будет «крутить регулятор» и задавать громкость радио. Потом поменяйтесь ролями.

Из моего опыта.

  • Такая игра должна проводиться быстро за 1-2 минуты.
  • Эта игра мной применяется еще в одном случае – если надо успокоить плачущего ребенка. Тогда мы начинаем говорить вместе с ним стишок и «регулировать громкость». Малыш очень быстро переключается на игру и забывает о плаче.  Можно «регулировать» и громкость его плача от дикого звука «АААА», который кричит малыш до самого тихого и нежного «а», а потом и вовсе умолкнуть. Причем сначала малыш с восторгом будет и то замолкать, то кричать со всех сил это своё «а» (ему наконец «легально» разрешили это сделать! ура!) А потом начнет прислушиваться к своему голосу и регулировать его громкость плавно. Срабатывает отлично, если не применять слишком часто!

Игра 3. Отгадай интонацию.

Скороговорка произносится с разной интонацией: весело, грустно, удивленно, огорченно, сердито, возмущенно, назидательно, строго, сонно. Ведущий произносит скороговорку, остальные отгадывают его настроение.

Автоматизация звука р — творческий процесс, в котором можно и нужно придумывать свои игры, прислушиваясь к интересам ребенка. Желаю Вам успешного сотворчества с Вашим малышом! И дружбы со звуком Р!

Еще о развитии речи детей Вы можете почитать:

Как научить ребенка говорить звук С? Артикуляционная гимнастика, видео, способы постановки, песенки со звуком С. 

Игры, упражнения, стихи, песенки для автоматизации звуков С и СЬ в речи детей.

Мир вокруг нас: развивающие задания в картинках, стихах и рассказах для детей.

Развитие речи детей 3-4 лет. Занятия, игры, речевые упражнения.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Тема: “Автоматизация звука Р”.

Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, уточнить артикуляцию звука [Р], дать развернутую характеристику звука Р, развивать фонематическую базу, формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука, закрепить зрительный образ буквы [Р], расширять словарный запас, корректировать лексико-грамматический строй речи.

коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную мускулатуру ребенка, формировать правильное речевое дыхание, развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую и артикуляционную моторику.

коррекционно-воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, стимулировать речевую активность.

Оборудование:

Зеркало, доска, картинки для выполнения заданий, картинка с большой буквой Р, предметные картинки со звуком Р, картинка для игр, схемы слова, цветные карандаши – черный, голубой, зеленый, красный, желтый), магнитные фишки синего, красного и зеленого цвета.

Ход занятия

1. Организационный момент

Посмотри, сколько гостей у нас сегодня . Поприветствуем их и пригласим к нам на занятие. Добро пожаловать!!!

А тебя приветствует наш волшебный Речевичок. Какой звук ты учишься правильно произносить? (Звук Р). Произнеси его изолированно. Он хочет увидеть как правильно и четко ты уже научилась произносить звук [Р].

2. Повторение артикуляции звука [Р]:

— Передай рычание злой собаки, маленькой собачки.

— Рядом с Речевичком песик Дружок. Помоги ему договорить слова:

• разноцветные ша ..(ры)

• звонкая гита ..(ра)

• веселая детво ..(ра)

• высокие го ..(ры)

• глубокая но ..(ра)

Значения данных слов. Что такое нора? Гитара?

– А умеешь ли ты договаривать слова?

• Ра – ра – ра – начинается …

• Ры – ры – ры – надуваем мы…

• Ро-ро-ро-я налью воды в …

• Ры – ры – ры – закусали …

• Ыр – ыр – ыр – любит мышка кушать…

• Ра -ра-ра– крикнем дружно мы…

Ар – ар-ар– закипает …

Ор-ор-ор-на стене…

– Молодец!

3. Игра “Отгадай – ка”

Речевичок загадал тебе загадки. Отгадай их! Логопед говорит загадки, используя картинки на листе со схемами.

  1. Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).

  2. Голодна – мычит, сыта – жуёт, малым деткам молочка даёт. (Корова)

  3. Скажи, кто так вкусно готовит щи, котлеты, салаты, винегреты? ( Повар)

  4. Как под солнышком созреет – красный цвет тогда имеет.

Наш знакомый с давних пор, этот вкусный … (Помидор)

  1. Стоят в лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

  2. Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга).

Назови все слова-отгадки. Какой звук слышится во всех словах (звук Р). Определи место звука в словах и нарисуй в нужной клеточке кружок. А кружок ты нарисуй того, цвета, какому соответствует твое настроение сейчас. Какой ты цвет выбираешь?

4.Зрительная гимнастика.

Работа с «восьмеркой».

4. Работа по теме занятия. Характеристика звука.

А какой звук [р]?

Посмотри в зеркало и произнеси звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).

А еще какой звук [р]? (Твердый, звонкий, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка)

.

Составь из магнитных фишек схему данного слова.

5. Звуковой анализ и синтез.

Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.

Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).

6.Изобрази её пальцами. Найди букву среди других букв (вырезанных из картона).

На столе лежат разные буквы, ребенок выбирает букву Р.

Присоедини гласные звуки и прочти слоги (пособие РОМАШКА)

6.Пальчиковая и дыхательная гимнастика.

Как называется этот цветок? Верно, ромашка. А какие еще ты знаешь цветы? Когда цветы цветут? Верно, летом, когда греет солнышко. Изобразим солнышко руками.

«Солнце» (плакат из пособия для пальчиковой гимнастики)

Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало.

(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»).

А теперь покажем еще один цветок – пион. Он очень душистый, давай вспомним его запах.

Делаем вдох носом, а выдох ртом, медленно.

«Цветок»

Набухай скорей, бутон, Распусти цветок – пион!

(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки округлые – «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть – «цветок»).

7.Упражнение «Посчитай». Речевичок поручил тебе посчитать от 1 до 6.

Картинки : карман, куртка, арбуз, рыба.

8.Игра “Что пропало?”

Ты очень внимательна, молодец! А сможешь найти пропавшую картинку?

Логопед выкладывает картинки (карандаш, корова, сорока, тетрадь, воробей). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 2-3 раза).

9. Игра “исправь предложение”

А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, Речевичок будет очень доволен твоей работой. Исправь предложения:

Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)

Короля носит корона (Корону носит король)

Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)

Нора роет крота (Крот роет нору).

10. Подведение итогов занятия.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.

Как рад Речевичок твоим успехам! И гости тоже очень рады за тебя!!

2

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найди ошибки запиши и реши примеры правильно
  • Найди ошибки древний египет
  • Найди ошибки второй класс
  • Найди ошибки берески береска 2 класс
  • Найди ошибки winter is snowyer than spring