Понятие
территориального моря (территориальных
вод) возникло и получило закрепление в
международном морском праве как результат
стремления государств распространить
свой суверенитет на прилежащий к их
берегам морской пояс в целях обеспечения
своей безопасности и своих интересов.
Территориальное
море (территориальные воды) — это пояс
морского пространства шириной до 12
морских миль, входящий в состав территории
прибрежного государства и находящийся
под его суверенитетом. Указанный
суверенитет распространяется на
воздушное пространство над территориальным
морем, а также на его дно и недра. Внешняя
граница территориального моря для
прибрежного государства является его
государственной границей на море.
Ширина
территориального моря отсчитывается
от исходных линий, которыми являются
или линия наибольшего отлива или прямые
исходные линии, соединяющие наиболее
удаленные точки островов, рифов и скал
(в местах, где береговая линия глубоко
изрезана или извилиста или где вдоль
берега в непосредственной близости к
нему имеется цепь островов). Перечень
географических координат точек,
определяющих положение исходных линий
для отсчета ширины территориального
моря, исключительной экономической
зоны и континентального шельфа Российской
Федерации, утверждается Правительством
Российской Федерации.
При проведении
прямых исходных линий не допускается
сколько-нибудь заметных отклонений от
общего направления берега, а сама система
прямых исходных линий не может применяться
государством таким образом, чтобы
территориальное море другого государства
оказалось отрезанным от открытого моря
или исключительной экономической зоны.
Исходные линии указываются на морских
картах, в качестве альтернативы они
могут быть заменены перечнем географических
координат точек с указанием основных
исходных геодезических данных. Такие
карты или перечни географических
координат должным образом публикуются,
их копии сдаются Генеральному секретарю
ООН.
Понятие
территориального моря формировалось
с учетом того, что это морское пространство
исторически использовалось для
международного судоходства и что
пребывание судов в иностранных
территориальных водах требовало
единообразного правового регулирования.
В силу этих обстоятельств суверенитет
прибрежных государств над территориальным
морем осуществляется с признанием права
мирного прохода иностранных судов через
такое море.
Право мирного
прохода иностранных судов является
одним из важнейших общепризнанных
институтов международного права, оно
получило закрепление в Конвенции о
территориальном море 1958 г. (ст. 14-23) и
было дополнено и конкретизировано
Конвенцией ООН 1982 г.
В ст. 18 Конвенции
ООН 1982 г. под проходом понимается
плавание через территориальное море с
целью пересечь это море, не заходя во
внутренние воды, или не становясь на
рейде, или у портового сооружения за
пределами внутренних вод; или пройти
во внутренние воды, или выйти из них,
или стать на таком рейде или у такого
портового сооружения.
Проход должен быть
непрерывным и быстрым. Он может включать
остановку и стоянку на якоре, но лишь
постольку, поскольку они связаны с
обычным плаванием или необходимы
вследствие непреодолимой силы или
бедствия, или с целью оказания помощи
лицам, судам или летательным аппаратам,
находящимся в опасности или терпящим
бедствие.
Проход через
территориальное море в соответствии
со ст. 19 Конвенции ООН 1982 г. является
мирным, если только им не нарушается
мир, добрый порядок или безопасность
прибрежного государства.
Проход не является
мирным, если иностранное судно
осуществляет любой из следующих видов
деятельности:
— угрозу силой или
ее применение против суверенитета,
территориальной целостности или
политической независимости прибрежного
государства или каким-либо другим
образом в нарушение принципов
международного права, воплощенных в
Уставе ООН; любые маневры или учения с
оружием любого вида;
— любой акт,
направленный на сбор информации в ущерб
обороне или безопасности прибрежного
государства; подъем в воздух, посадку
или принятие на борт любого летательного
аппарата (любого военного устройства);
— погрузку или
выгрузку любого товара или валюты,
посадку или высадку любого лица вопреки
таможенным, фискальным, иммиграционным
или санитарным законам и правилам
прибрежного государства;
— любой акт
преднамеренного и серьезного загрязнения
вопреки настоящей Конвенции; любую
рыболовную деятельность;
— проведение
исследовательской или гидрографической
деятельности; любой акт, направленный
на создание помех функционированию
любых систем связи;
— любую другую
деятельность, не имеющую прямого
отношения к проходу. В территориальном
море подводные лодки и другие подводные
транспортные средства должны следовать
на поверхности и под своим флагом (ст.
19-20 Конвенции 1982 г.).
Прибрежное
государство может принимать в своем
территориальном море меры, необходимые
для недопущения прохода, не являющегося
мирным. Если какой-либо военный корабль
не соблюдает законов и правил прибрежного
государства, касающихся прохода через
территориальное море, и игнорирует
любое обращенное к нему требование об
их соблюдении, прибрежное государство
может потребовать от него немедленно
покинуть территориальное море (ст. 30).
Прибрежное
государство, помимо исключительных
прав в своем территориальном море имеет
и определенные обязанности перед
мировым сообществом, которые связаны
с правом мирного прохода. Во-первых,
государство должно заботиться о
безопасности и беспрепятственном
проходе через территориальное море в
свои внутренние воды (порты) и при выходе
из них. В случае какой-либо опасности в
водах, которыми пользуются иностранные
суда, прибрежное государство обязано
сообщить об этом в «Извещениях
мореплавателям». Во-вторых, в случаях,
когда прибрежное государство привлекает
к ответственности иностранные суда за
нарушение ими права мирного прохода
или осуществляет уголовную юрисдикцию
в территориальном море, оно обязано
обеспечить право обращения в местные
суды, предоставить процессуальные
гарантии и т.п.
Конвенция 1982 г.
запрещает государствам предъявлять к
иностранным судам такие требования,
которые на практике сводятся к лишению
их права мирного прохода, а также
допускать дискриминацию по форме или
по существу к судам любого государства
(ст. 24). Проход через территориальное
море не облагается налогом, за исключением
оплаты предоставленных услуг (буксировка,
лоцманская проводка, пополнение запасов
топлива, воды, продовольствия и др.),
производимой без какой-либо дискриминации
судов разных флагов.
Прилежащая зона
— это пояс морского пространства,
расположенный за внешней границей
территориального моря, шириной до 24
миль, отсчитываемых от тех же исходных
линий, от которых отмеряется ширина
территориального моря.
В этой зоне
прибрежное государство обладает правом
осуществлять контроль, необходимый
для:
— предотвращения
нарушений таможенных, фискальных,
иммиграционных или санитарных законов
и правил в пределах его территории или
территориального моря;
— наказания за
нарушение вышеупомянутых законов и
правил, совершенное в пределах его
территории или территориального моря
(ст. 33 Конвенции 1982 г.). Соответственно
говорят о таможенной, фискальной,
иммиграционной и санитарной зонах.
Быстроходность
современных судов не дает возможности
обеспечить за ними контроль в пределах
территориальных вод. Поэтому прибрежному
государству предоставлено право
осуществлять специализированный
контроль в определенном пространстве
за пределами территориального моря.
Это один из случаев, когда международное
право расширяет юрисдикцию государства
за пределы его территории во имя
обеспечения его законных интересов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Ссылки на карты Балтийского моря и Финского залива приведены ниже.
Территориальными водами или территориальным морем называется полоса моря шириной не более 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних морских вод прибрежного государства.
Ширина территориальных вод прибрежных государств отсчитывается в соответствии с положениями Международной Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Часть II «Территориальное море и прилежащая зона», Раздел 2 «Границы территориального моря». Данная Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года.
На территориальные воды в полном объёме распространяется юрисдикция прибрежного государства.
Иностранное судно, при плавании в территориальных водах, обязано поднимать государственный флаг прибрежного государства. Правила подъёма государственных флагов на торговых судах рассмотрено в отдельной статье.
Ниже приведены статьи из данной Конвенции и приведены некоторые комментарии.
Статья 3
Ширина территориального моря
Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.
***
1 морская миляравна 1852 метра.
Статья 4
Внешняя граница территориального моря
Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.
***
Отсчет ширины территориальных вод производится от исходной линии, которой могут служить: нормальная исходная линия; прямые исходные линии у изрезанных и извилистых берегов; линии наибольшего отлива вокруг осушек, расположенных полностью или частично в пределах территориальных вод прибрежного государства; архипелажные линии; линия внешнего края окаймляющего рифа вокруг атоллов при наибольшем отливе; замыкающие линии в заливах, берега которых принадлежат одному государству; прямые линии, проведенные поперек устьев рек, впадающих непосредственно в море или сочетание перечисленных выше методов.
Статья 5
Нормальная исходная линия
Если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.
***
В Российской Федерации официальными картами считаются карты, издаваемые Главным Управлением Навигации и Океанографии Министерства Обороны ГУНиО МО.
В Великобритании официальные карты издаёт Гидрографическая Служба Великобритании (UK Hydrographic Office). Адмиралтейские стандартные морские карты (Admiralty Standard Nautical Charts – ASNCs), являются наиболее достоверными и широко используются во всем мире как официальные навигационные морские карты.
В каждом государстве, имеющем морские границы, имеются гидрографические службы, которые выпускаю официальные навигационные карты охватывающие прибрежные воды данного государства. Карты, как правило издаются на основании стандартов Международной Гидрографической Организации (International Hydrographic Organization).
Международная Ассоциация Геодезии (International Association of Geodesy) рекомендует использовать для издания карт референс эллипсоид «GRS80», однако большинство навигационных карт издаются на основании референс эллипсоида «WGS84», который незначительно точнее, однако для практических целей разница в точности настолько не существенна, что не имеет никакого значения.
Статья 6
Рифы
В случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.
***
На навигационных картах часть берега, осыхающая, при наибольшем отливе, как правило окрашивается зелёным цветом, а на картах, выполненных в серых и голубых цветах, окрашивается сине-серым цветом.
Статья 7
Прямые исходные линии
1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
2. Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией.
3. При проведении прямы исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.
4. Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.
5. В случаях, когда, согласно пункту 1, применим метод прямых исходных линий, при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых ясно доказаны их длительным осуществлением.
6. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.
***
На навигационных картах исходные прямые линии наносятся в виде прямых линий с треуголниками, обращенными вершинами в сторону береговой линии, соединяющих конечные точки исходных линий, которые находятся в официальном перечне. Исходные линии на навигационных картах издания ГУНиО МО наносятся зелёным цветом, как на приведенном выше фрагменте карты для южной части пролива Каттегат. На картах издаваемых Британским Гидрографическим управлением как указано ниже в таблице.
Статья 9
Устья рек
Если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу.
***
Статья 10
Заливы
1. Настоящая статья относится только к заливам, берега которых принадлежат одному государству.
2. Для целей настоящей Конвенции под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, — в соотношении к ширине входа в него, — что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.
3. Для цели измерения площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линий, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.
4. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает 24 морских миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и ограниченные таким образом воды считаются внутренними водами.
5. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает 24 морские мили, прямая исходная линия в 24 морские мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было ограничено возможно большее водное пространство.
6. Изложенные выше положения не распространяются на так называемые «исторические» заливы или на любые случаи, когда применяется система прямых исходных линий, предусматриваемая в статье 7.
***
Статья 11
Порты
Для целей определения границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега.
Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.
***
Статья 12
Рейды
Рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море.
***
Статья 13
Осыхающие при отливе возвышения
1. Осыхающее при отливе возвышение представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе. Если осыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориальных вод, то линией наибольшего отлива такого возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения ширины территориального моря.
2. Если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, то оно не имеет своего территориального моря.
***
Статья 14
Сочетание методов установления исходных линий
Прибрежное государство может устанавливать исходные линии, используя поочередно любой из методов, предусмотренных статьях, в зависимости от различных условий.
***
Территориальные воды имеют три границы:
Внутреннюю — исходную линию, от которой в сторону открытого моря отмеряется ширина территориальных вод данного государства.
Боковую — линию разграничения территориальных вод двух смежных государств, которая устанавливается по соглашению между ними и, как правило , является продолжением в сторону моря их сухопутной границы. Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают один к другому, то эти государства , если между ними не заключено соглашение об ином, не вправе распространять свои территориальные воды за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая её точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод этих государств. Однако в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств допускается и иное разграничение таких вод.
Внешнюю — линию, отстоящую от внутренней границы на расстоянии, равном ширине территориальных вод, установленной национальным законодательством данного государства с учетом перечисленных выше требований Конвенции.
Внешняя и боковая границы территориальных вод служат морской государственной границей прибрежного государства.
Таблица. Ширина территориальных вод государств Европы
В Черном море Турция имеет ширину территориальных вод 12 морских миль, так как все прибрежные государства имеет такую же ширину территориальных вод.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г, за судами всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, признаётся право мирного прохода через иностранные территориальные воды, которое накладывает на проходящее судно определённые обязательства. Право мирного прохода будет рассмотрено в отдельной статье.
Карта Балтийского моря, с указанием границ территориальных вод прибрежных государств и линией маршрута плавания из порта Ленинград в порт Балтийск (Калининградская область).
Карта Финского залива, с указанием границ территориальных вод прибрежных государств и линией маршрута плавания из порта Ленинград в порт Балтийск (Калининградская область).
Карта Юго-восточной части Балтийского моря, с побережьем Калининградской области России и указанием границ территориальных вод прибрежных государств, Российской Федерации, Литовской Республики и Республики Польша.
Маршрут плавания из порта Ленинград в порт Балтийск в Калининградской области, пролегает полностью в нейтральных водах, за пределами границ территориальных вод всех недружественных стран, поэтому не зависит от их враждебных ограничений. Защиту российских транспортных судов в нейтральных водах должны обеспечивать корабли и авиация Дважды Краснознаменного Балтийского Флота.
Автор капитан В.Н. Филимонов
1. Большой вклад в кодификацию норм международного морского права внесли
Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Лондонская морская конференция 1908-1909 гг;
+ I, II и III конференции ООН по морскому праву;
Крымская (Ялтинская) конференция 1943 г.
2. На I конференции ООН в 1958 г. были приняты:
Родосский кодекс, византийская Базилика, Кодекс Ганзы;
+ «О территориальном море и прилежащей зоне», «Об открытом море», «О континентальном шельфе», «О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря»;
Родосский кодекс, Кодекс Ганзы.
3. Конвенция ООН по морскому праву была принята
+ На III конференции ООН (1973-1982 гг.);
На конгрессе в Париже (1856 г.);
На Вашингтонской конференции (1959 г.).
4. Внутренние морские воды — это морские пространства:
входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина открытого моря;
+ входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря;
входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий на расстояние 12 морских миль.
5. К внутренним морским водам относятся:
+ Белое море, залив Петра Великого, губы Чесского, Байдарацкая, проливы Вилькицкого, Санникова и Д. Лаптева;
Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Черное море;
Только Черное море.
6. На внутренние воды распространяется
международные правила судоходства, рыболовства и связи, лоцманской проводки и буксировки, спасания и подъема затонувшего имущества и иной деятельности, а также навигационные, портовые, таможенные, санитарные, фискальные и иные правила;
+ суверенитет прибрежного государства, их правовой режим определяется прибрежным государством;
суверенитет прибрежного государства, их правовой режим определяется только международным правом.
7. Договорный порядок пребывания иностранных торговых судов в порту предусматривает
один из двух видов режима: национальный режим (наравне с национальными судами государства порта) или международного обычного права (на общих основаниях);
+ один из двух видов режима: национальный режим (наравне с национальными судами государства порта) или режим наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования);
только национальный режим.
8. Уголовная и гражданская юрисдикция государства порта распространяется
на все иностранные суда;
+ на все иностранные торговые суда и экипажи (пассажиров);
только на свои суда.
9. Территориальное море (территориальные воды) — это пояс морского пространства
+ шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом;
шириной до 24 морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом;
шириной до 40 морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом.
10. В пределах территориального моря в рамках государственного суверенитета действуют
законы и правила прибрежного государства;
+законы и правила прибрежного государства с признанием права всех государств осуществлять мирный проход через территориальное море;
только правила, утвержденные международными договорами.
11. Правом мирного прохода через территориальное море иностранного государства пользуются
суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, за исключением военных;
+ суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю;
суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, за исключением крупнотоннажных.
12. Прилежащая зона — это пояс морского пространства, расположенный
за внешней границей внутренних вод, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря;
+ за внешней границей территориального моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря;
за внешней границей территориального моря, шириной до 12 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
13. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» устанавливает
+ устанавливает особенности правового режима морских портов Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря, регламентирует правовой режим морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море);
ширину территориального моря России (24 морских миль) и ширину прилежащей зоны (24 мили от линий отсчета ширины территориального моря);
что ширину территориального моря России определяется на основе двусторонних договоров.
14. Беспрепятственный проход через международные проливы получил конвенционное закрепление
+ в Женевской конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне;
в Конвенции по облегчению международного морского судоходства с поправками 1969, 1977 и 1986 гг.;
в Международной конвенции по предотвращению загрязнению с судов 1973/1978 гг.
15. Транзитный проход — это осуществление
+ свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны;
свободы судоходства единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны;
свободы судоходства с целью быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.
16. Черноморские проливы открыты
+ для свободного прохода торговых судов без какой-либо дискриминации флагов;
для свободного прохода всех судов без какой-либо дискриминации флагов;
для свободного прохода транспортных судов без какой-либо дискриминации флагов.
17. Правовой статус Балтийских проливов определяется
+ Копенгагенским трактатом 1857 г.;
Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.;
Конвенцией № 108 1958 г.
18. Правовой режим пролива Магеллана установлен
нормами международного обычая;
+ двухсторонними договорами между Аргентиной и Чили;
двухсторонними договорами между Аргентиной и Перу.
19. В исключительной экономической зоне прибрежное государство
не имеет юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований;
+ имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов;
имеет суверенные права только в целях разведки природных ресурсов.
20. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права
включающие правовой статус покрывающих вод и воздушного пространства над ним;
+ в целях его разведки и разработки его ресурсов;
включающие правовой статус покрывающих вод и воздушного пространства над ним потолком в 180 км.
1. Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:
линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
2. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
3. Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1:200 000 — 1:300 000, а в случае отсутствия таких карт — на карты масштаба 1:100 000 или 1:500 000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами.
КАФЕДРА МОРСКОГО ПРАВА
ТЕСТЫ
ПО РАЗДЕЛУ «МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО»
1. От каких линий
отсчитываются морские пространства:
а) от береговых линий
б) от нормальных исходных
линий
в) от прямых исходных линий
2. Внутренние морские воды –
это:
а) морские пространства,
прилегающие к берегу государств, имеющих выход к морю
б) воды, расположенные между
берегом прибрежного государства и исходными линиями, от которых определяется
ширина территориальных вод
в) воды внутренних морей,
заливов, губ, лиманов
3. Прибрежное государство:
а) вправе определять порядок
захода в свои порты иностранных судов
б) определяет правовой статус
порта по международному договору
в) обязано регулировать
вопрос об использовании своих портов иностранными судами в соответствии с
решениями международных организаций, в которых оно участвует
4. Иммунитетом от иностранной
юрисдикции обладают:
а) любые морские транспортные
средства
б) государственные суда,
эксплуатируемые в некоммерческих целях
в) все вышеназванные
5. Суверенитет прибрежного
государства распространяется на:
а) на территориальное море,
внутренние воды, дно, его недра
б) на дно, его недра под
территориальными водами, воздушное пространство над ними
в) ни один ответ неверен
6. Ширина территориального
моря составляет:
а) 12 морских миль
б) 24 морских миль
в) 200 морских миль
7. Разграничение
территориальных вод противоположных или смежных государств осуществляется:
а) в соответствии со
стандартами международного морского права о ширине территориального моря
б) по соглашению заинтересованных
сторон или серединной линии
в) по решению международной
организации, участниками которой являются соответствующие государства
8. Мирный проход – это:
а) заход во внутренние воды
иностранного государства и выход из них
б) пересечение территориальных
вод без захода во внутренние воды
в) оба вида движения
9. Прилежащая зона
расположена в сторону:
а) берега от внешней границы
территориальных вод
б) открытого моря от внешней
границы территориальных вод
в) оба ответа неверны
10. Континентальный шельф
отсчитывается от внешней границы
а) внутренних вод
б) территориального моря
в) от наиболее выдающихся
портовых сооружений
11. Максимальная ширина
континентального шельфа:
а) 200 морских миль
б) до 350 морских миль
в) до 400 морских миль
12. Заинтересованные
государства вправе прокладывать кабели и трубопроводы на континентальном
шельфе:
а) в одностороннем порядке
б) по согласованию с
прибрежным государством
в) по решению международной
организации, участником которой являются прибрежное и заинтересованное
государства
13. Ширина зон безопасности
вокруг технических сооружений на континентальном шельфе:
а) 200 м
б) 300 м
в) 500 м
14. Ширина исключительной
экономической зоны отсчитывается от внешней границы:
а) внутренних вод
б) территориального моря
в) оба ответа неверны
15. Осуществлять эксплуатацию
естественных ресурсов в Международном районе морского дна вправе:
а) государства-участники
Конвенции 1982 г., их юридические и физические лица
б) международные организации
в) любые государства, по
решению Международного органа по морскому дну
16. Преследование по «горячим
следам» предполагает право заинтересованного государства преследовать
иностранные суда-нарушители:
а) в своих территориальных
водах
б) до внешней границы
иностранных территориальных вод
в) до внешней границы
исключительной экономической зоны любого государства
17. Вправе ли неприбрежное
государство осуществлять право прохода по международным рекам:
а)да
б) нет
в) вправе, если это
предусмотрено международными договорами
18. Прибрежные установки и
искусственные сооружения:
а) считаются постоянными
портовыми сооружениями
б) не считаются постоянными
портовыми сооружениями
в) рассматриваются как часть
берега
КЛЮЧ К ТЕСТУ
№ вопроса |
Правильный ответ |
1 |
б, в |
2 |
б, в |
3 |
а |
4 |
б |
5 |
б |
6 |
а |
7 |
б |
8 |
в |
9 |
в |
10 |
в |
11 |
б |
12 |
б |
13 |
в |
14 |
в |
15 |
а |
16 |
б |
17 |
в |
18 |
б |
12 марта 1997 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.). Согласно Конвенции 1982 г. существует целый ряд морских зон, определяемых в зависимости от расстояния до сухопутной территории или, выражаясь точнее, от их расстояния до исходной линии территориального моря. Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, устанавливается согласно федеральному закону от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (155-ФЗ).
В России приняты следующие морские зоны:
- внутренние морские воды – воды, расположенные в строну берега от исходной лини;
- территориальное море – 12 морских миль;
- прилежащая зона – 12-24 морских миль;
- исключительная экономическая зона (ИЭЗ) – 12-200 морских миль;
- континентальный шельф – 12-350 морских миль.
Внутренние морские воды.
Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
Согласно статье 1, п. 1, 155-ФЗ внутренние морские воды Российской Федерации – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
Исходная линия территориального моря.
Исходная линия территориального моря – линии, от которой измеряются границы морских зон. Ширина территориального моря, границы прилежащей зоны, границы исключительной экономической зоны и, в некоторых случаях, границы континентального шельфа, отсчитываются от исходной линии территориального моря.
Согласно Конвенции 1982 г. исходные линии территориального моря могут быть различных типов, в зависимости от формы береговой линии в данной местности:
- нормальные исходные линии соответствуют линиям наибольшего отлива вдоль берега, в том числе вдоль берегов островов. При определенных условиях, изложенных в Конвенции 1982 г., нормальные исходные линии могут проводиться вдоль осыхающего при отливе возвышении. Осыхающее при отливе возвышение – это естественно сформировавшийся участок суши, окруженный водой, который находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе;
- прямые исходные линии представляют собой систему прямых линий, соединяющих отдельные точки на линии наибольшего отлива, которая применяется в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
- замыкающие линии устьев рек и заливов представляют собой прямые линии, проведенные поперек устья реки или залива, не превышающего 24 морские мили, между точками на их берегах, соответствующими наибольшему отливу. Для залива шириной больше 24 морские мили существуют специальные положения;
- линия рифа – линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.
Под наибольшим отливом понимается самая низкая высота воды, до которой прогнозируемо понижается уровень моря при нормальных метеорологических условиях.
Согласно статье 4, п. 1, 155-ФЗ исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря являются:
- линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
- прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
- прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
- прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
- система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
Территориальное море.
Территориальное море представляют собой водное пространство шириной не более 12 морских миль, отсчитываемых от исходной линии территориального моря. На территориальные воды, их поверхность, а также недра и воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Правовой режим устанавливается национальным законодательством, но суда всех стран пользуются правом мирного прохода.
Согласно статье 2, п. 1, 155-ФЗ территориальное море Российской Федерации – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.
Прилежащая зона.
Прилежащая зона представляет собой часть морского пространства, прилегающего к территориальному морю, внешняя граница которого не превышает 24 морских миль от исходной линии территориального моря. В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль для предотвращения нарушений или наказания за нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил – статья 33 Конвенции 1982 г.
Согласно статьи 22, п.1, 155-ФЗ прилежащая зона Российской Федерации – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Исключительная экономическая зона.
Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой часть морского пространства, находящаяся за пределами территориального моря и примыкающая к нему. Внешняя граница исключительной экономической зоны не может превышать 200 морских миль от исходной линии территориального моря.
Статус и правовой режим ИЭЗ Российской Федерации устанавливается согласно федеральному закону от 17 декабря 1998 г. 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (191-ФЗ).
Согласно статьи 5 191-ФЗ Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:
- суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов;
- исключительное право разрешать и регулировать: буровые работы, сооружение и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений;
- юрисдикцию в отношении искусственно созданных островов, установок и сооружений, а также морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов;
- другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами.
Континентальный шельф.
Континентальный шельф – подводная часть континента, простирающаяся за пределы территориального моря, внешняя граница которой проходит на расстояние 200 морских миль от береговой линии или вдоль подводной окраины материка. В статье 76 п. 4-7 Конвенции 1982 г. устанавливаются правила определения внешней границы подводной окраины материка. В любом случае эта граница не должна находится на расстоянии более 350 морских миль от исходной линии или 100 морских миль от глубины, превышающей 2500 м. Права на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.
Статус и правовой режим континентального шельфа Российской Федерации закрепляется в федеральном законе от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» (187-ФЗ).
Согласно статье 4 187-ФЗ Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:
- суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов;
- исключительное право разрешать и регулировать: буровые работы, создание и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений;
- юрисдикцию в отношении таких искусственно созданных островов, установок и сооружений, а также морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Морская миля (nmi).
Морская миля является единицей измерения расстояния равной 1852 метров.
Эта величина была принята на Международной гидрографической конференции в 1929 году и впоследствии подтверждена решением Международного бюро мер и весов.
Длина морской мили приблизительно равна среднему значению длины 1 минуты меридиана, которая меняется от 1843 метров на экваторе до 1862 метров на полюсах.