«Международное право. Особенная часть: Учебник для
вузов» |
Документ предоставлен КонсультантПлюс |
(отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков) |
Дата сохранения: 06.05.2022 |
(«Статут», 2010) |
комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства;
г) не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории;
д) не входящее в личный состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте;
е) не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Дальнейшее развитие институт наемничества получил в Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятой Резолюцией на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1989 г. Согласно названной Конвенции термин «наемник» означает также любое лицо, которое:
1) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
—свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства; или
—подрыв территориальной целостности государства;
2)принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом целью получить значительную личную выгоду и побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
3)не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
4)не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;
5)не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.
Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена, и, более того, с точки зрения международного права они являются уголовными преступниками, которые должны нести ответственность перед судом.
Военный шпион (лазутчик) согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. — это «такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне». Дополнительный протокол I уточняет статус военного шпиона: в ст. 46 закрепляется норма, согласно которой лицо из состава вооруженных сил, «попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом».
Входе вооруженного конфликта воюющие государства могут вести военные действия в определенных пространственных пределах, называемых театром войны. В объем этого понятия
КонсультантПлюс |
www.consultant.ru |
Страница 117 из 466 |
|
надежная правовая поддержка |
|||
«Международное право. Особенная часть: Учебник для
вузов» |
Документ предоставлен КонсультантПлюс |
(отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков) |
Дата сохранения: 06.05.2022 |
(«Статут», 2010) |
входят сухопутная, воздушная и морская территория государств, а также открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых может иметь место вооруженный конфликт. Не может превращаться в театр войны территория нейтральных государств, а также нейтрализованные территории и пространства, правовой режим которых как таковых установлен специальными международными соглашениями. Примером нейтрализованной территории может быть архипелаг Шпицберген, в отношении которого Норвегия приняла обязательство «не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы в местностях…», определенных ст. 1 Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г., а также «не строить никаких укреплений…
которые никогда не должны быть использованы в военных целях» (ст. 9).
Из театра войны должна быть исключена также часть государственной территории в целях расположения специальных зон, предусмотренных нормами международного гуманитарного права. В данном случае имеется в виду право воюющих государств создавать на своей территории, а в случае необходимости — на оккупированной территории санитарные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действия войны раненых и больных, а также персонал, на который возложены организация и управление этими зонами и местностями, уход за лицами, которые будут там сконцентрированы.
Международное право предусматривает также другие изъятия из театра войны: международные каналы (например, Суэцкий — по Константинопольской конвенции 1888 г.), центры сосредоточения культурных ценностей, имеющих очень большое значение (ст. 8 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), гражданские мирные объекты.
В международном праве нередки случаи, когда одна и та же территория или пространство объявляется одновременно нейтрализованной и демилитаризованной. Примером могут быть Антарктика (по Договору об Антарктике 1959 г.), Луна и другие небесные тела (по Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. и Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.).
Говоря о нейтрализованных территориях, нужно подчеркнуть, что объявленные международными соглашениями безъядерные зоны в целом не исключаются из сферы вооруженного конфликта, но они не могут быть театром ядерной войны.
§ 5. Международное гуманитарное право о защите жертв войны
Говоря о защите жертв войны, обратим внимание на то, что речь идет об обеспечении воюющими государствами в период вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, т.е. о предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью и т.д.
Основными международно-правовыми актами, определяющими правовое положение указанных покровительствуемых лиц, являются Женевские конвенции 1949 г. (все четыре) и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. Исходя из этих документов вначале рассмотрим правовое положение раненых и больных.
Международное гуманитарное право к раненым и больным относит лиц, как
КонсультантПлюс |
www.consultant.ru |
Страница 118 из 466 |
|
надежная правовая поддержка |
|||
«Международное право. Особенная часть: Учебник для
вузов» |
Документ предоставлен КонсультантПлюс |
(отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков) |
Дата сохранения: 06.05.2022 |
(«Статут», 2010) |
военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. В это понятие, кроме того, входят лица, потерпевшие кораблекрушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, беременные женщины, роженицы, новорожденные дети, а также другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи. Режим раненых и больных распространяется и на личный состав ополчений и добровольческих отрядов, партизан, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав служб, на которые возложено обслуживание вооруженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носит оружие и соблюдает принципы МГП.
Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия, независимо от цвета кожи, пола, национального и социального происхождения, политических, религиозных и других убеждений. Причем такая защита обеспечивается не только в случае войны, но и всякого иного вооруженного конфликта между двумя или несколькими договаривающимися сторонами, даже если одна из них не признает состояния войны. Нормы о защите жертв войны применяются ко всем случаем оккупации, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.
Важно подчеркнуть, что МГП обязывает также и нейтральные государства применять его положения к раненым и больным, т.е. обеспечивать их международно-правовую защиту. При этом раненые и больные не могут отказываться частично или полностью от прав, которые для них определены международными конвенциями.
Если раненые и больные одной воюющей стороны окажутся во власти другой воюющей стороны, они считаются военнопленными и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.
В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.
МГП обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, предоставляя лицам, изъявившим желание выполнять такую работу, необходимую помощь и льготы.
Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе
КонсультантПлюс |
www.consultant.ru |
Страница 119 из 466 |
|
надежная правовая поддержка |
|||
«Международное право. Особенная часть: Учебник для
вузов» |
Документ предоставлен КонсультантПлюс |
(отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков) |
Дата сохранения: 06.05.2022 |
(«Статут», 2010) |
подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен ими.
Государства, находящиеся в конфликте, должны по возможности осуществлять регистрацию данных о попавших в плен раненых, больных, с тем чтобы в последующем в установленном порядке передать их государству, гражданами которого они являются.
МГП предписывает воюющим государствам создавать медицинские формирования, как военные, так и гражданские, для розыска, подбирания, транспортировки, лечения раненых и больных. Они должны быть размещены так, чтобы не подвергаться опасности в случае нападения противника на военные объекты.
Медицинский персонал, предназначенный для розыска и подбирания, транспортировки или лечения раненых и больных и принадлежащий исключительно к администрации санитарных формирований, находится под защитой МГП. Такая защита обеспечивается и в том случае, если: а) личный состав санитарного формирования или учреждения вооружен и пользуется своим оружием для самообороны или защиты своих раненых или больных; б) ввиду отсутствия вооруженных санитаров формирование или учреждение охраняется пикетом, часовыми или конвоем; в) в формировании или учреждении будут найдены ручное оружие и боевые припасы, снятые с раненых или больных и не сданные еще по принадлежности; г) в формировании или учреждении находятся личный состав и имущество ветеринарной службы, не являющиеся его неотъемлемой частью; д) гуманитарная деятельность санитарных формирований и учреждений или их персонала распространяется на раненых и больных гражданских лиц.
К личному составу санитарных формирований и учреждений в своих правах приравниваются личный состав добровольческих обществ помощи, уполномоченных своим правительством, а также организации Красного Креста и соответствующие им другие национальные общества.
В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из смысла МГП вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты (ст. 44 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны). Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления; партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др.
Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы МГП исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.
В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой
КонсультантПлюс |
www.consultant.ru |
Страница 120 из 466 |
|
надежная правовая поддержка |
|||
«Международное право. Особенная часть: Учебник для
вузов» |
Документ предоставлен КонсультантПлюс |
(отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков) |
Дата сохранения: 06.05.2022 |
(«Статут», 2010) |
с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленные не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению.
МГП запрещает осуществлять дискриминацию военнопленных по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д. К женщинам оно предписывает относиться со всем полагающимся их полу уважением. При этом обращаться с ними должны не хуже, чем с мужчинами.
После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Военнопленные не могут посылаться в районы, где они могли бы подвергаться действию огня, а также не должны использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.
Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска неприятеля, расположенные в той же местности. Они должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для их здоровья. Военнопленным должно быть разрешено ношение знаков отличия и государственной принадлежности. Они имеют право на переписку, получение индивидуальных или коллективных посылок, содержащих продукты питания, медикаменты.
Лагерь для военнопленных должен возглавляться офицером из состава регулярных вооруженных сил воюющего государства. Начальник несет ответственность за то, чтобы персонал лагеря знал и правильно применял конвенции, определяющие положение военнопленных.
Нормы МГП содержат ряд положений, касающихся дисциплины военнопленных. Военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащего в плену государства. В каждом случае нарушения ими дисциплины производится расследование. За один и тот же проступок или по одному и тому же обвинению военнопленные могут быть наказаны только один раз. Всякого рода правила, приказы, объявления и извещения, касающиеся поведения военнопленных, должны им сообщаться на понятном для них языке.
Нормы МГП подробно регламентируют вопросы, относящиеся к работе военнопленных, а также к обеспечению их питанием, одеждой.
Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий. Однако те из них, против кого возбуждено уголовное преследование, могут быть задержаны до окончания суда или до отбытия ими наказания.
Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля». В последующем это положение нашло подтверждение и дальнейшее развитие в Гаагских конвенциях 1907 г., Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г., а также в Дополнительных протоколах 1977 г. В частности, в ст. 51
КонсультантПлюс |
www.consultant.ru |
Страница 121 из 466 |
|
надежная правовая поддержка |
|||
«Международное право. Особенная часть: Учебник для
вузов» |
Документ предоставлен КонсультантПлюс |
(отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков) |
Дата сохранения: 06.05.2022 |
(«Статут», 2010) |
Дополнительного протокола I содержится норма, согласно которой «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений». Эволюция этой нормы основывается на учете исторического опыта современных вооруженных конфликтов, свидетельствующих о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95%, а потери среди гражданского населения — 5%, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52%, а гражданские возросли до 48%. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские — 84%; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90%, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95%.
В МГП содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются
гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участие в военных действиях. Присутствие среди гражданского населения отдельных военных лиц не лишает это население его гражданского характера, а если возникает сомнение относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским, то оно должно признаваться таковым.
Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны. При этом гуманитарные нормы касаются всего населения находящихся в конфликте сторон, без какой-либо дискриминации по признакам расы, национальности, религии или политических убеждений. Они направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. В связи с этим воюющие государства обязаны принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе, чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание и воспитание (ст. 24 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны).
К гражданскому населению не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.
Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или принимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.
Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.
Нужно иметь в виду, что правовая защита гражданского населения должна обеспечиваться и на временно оккупированной противником территории, даже если оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления. Причем территория признается занятой, если она действительно находится во власти неприятельской армии, т.е. где такая власть установлена и в
КонсультантПлюс |
www.consultant.ru |
Страница 122 из 466 |
|
надежная правовая поддержка |
|||
«Международное право. Особенная часть: Учебник для
вузов» |
Документ предоставлен КонсультантПлюс |
(отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков) |
Дата сохранения: 06.05.2022 |
(«Статут», 2010) |
состоянии действовать.
Оккупационные власти в соответствии с нормами международного права обязаны принять все зависящие от них меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы.
Таким образом, суверенитет государства на территорию, которая временно захвачена противником, автоматически не переходит к оккупанту. В дальнейшем судьба такой территории решается, как правило, мирным договором.
Постановления уголовного порядка, издаваемые оккупирующим государством, вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения на национальном языке населения.
Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и медикаментами. Оно может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящиеся на оккупированной территории, только с учетом нужд гражданского населения. Причем в последующем оккупирующее государство должно принять меры для обеспечения того, чтобы реквизиция была справедливо возмещена. На оккупированной территории должна быть обеспечена деятельность медицинских учреждений и служб.
Запрещаются под каким бы то ни было предлогом угон, а также депортирование (высылка) гражданского населения из оккупированной территории на территорию оккупирующего государства или на территорию любого другого государства. Вместе с тем может производиться полная или частичная эвакуация какого-либо определенного оккупированного района для обеспечения безопасности населения, а также при наличии веских причин военного характера. В таких случаях гражданское население может быть перемещено только в глубь оккупированной территории, за исключением тех случаев, когда сделать это практически невозможно. Эвакуированное в таком порядке население должно быть возвращено на свои прежние места немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.
Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства.
В соответствии с нормами МГП на оккупированной территории запрещаются следующие действия: уничтожение движимого и недвижимого имущества, являющегося государственной, коллективной или частной собственностью неприятельской державы и ее отдельных лиц; взятие заложников из числа гражданских лиц; изменение статуса должностных лиц или судей, применение к ним санкций или каких-либо мер принуждения, проведение дискриминации по той причине, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести; проведение всякого рода мероприятий, направленных на то, чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для граждан оккупированной территории с целью заставить их работать на оккупирующую державу.
Оккупант может привлекать гражданское население к трудовой деятельности, за исключением выполнения работы, которая вынуждала бы его принимать участие в военных операциях. Работа должна выполняться в пределах оккупированной территории, на которой
КонсультантПлюс |
www.consultant.ru |
Страница 123 из 466 |
|
надежная правовая поддержка |
|||
Теа́тр войны́[1][2][3] (англ. (b) Theater of war, Area of war) — термин (b) , в военном деле (b) и международном праве (b) [4], сухопутная (b) территория (b) , морская акватория (b) и воздушное пространство (b) воюющих (b) государств (b) , а также открытое море (b) и воздушное пространство над ним, в пределах которых воюющие стороны могут вести или ведут военные действия (b) , войну (b) .
Может включать несколько театров военных действий (b) . В иностранных источниках театр (b) войны — территория (b) какого-либо одного континента (b) с прилегающими к нему океанским (b) (морским), воздушным и космическим (b) пространством, на которой могут быть развёрнуты или ведутся военные действия отдельными враждующими (b) государствами (b) или коалициями государств (b) . В отдельных источниках указано, что категории (b) театра войны в мирное время (b) используются при стратегическом (b) планировании, а в военное время (b) они выступают как военно-географическая реальность (b) [2][5].
Ранее, во время войны, если государство выставляло несколько армий (b) , они иногда получали наименования соответственно театру войны — Дунайская (b) , Кавказская (b) , Рейнская (b) , Луарская (b) и тому подобное[6].
Состав
Театр войны — это территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств.
В театр войны не включаются территории нейтральных (b) государств.
Обычно театр войны включает несколько театров военных действий (b) , в зависимости от военных (оборонных) доктрин (b) государств.
Если военные действия развёртываются на относительно ограниченных пространствах и носят относительно локальный характер, территория театра войны может совпадать с территорией театра военных действий.
Международное право устанавливает, что не могут считаться театром войны, а следовательно, объектом (b) нападения (b) и уничтожения (b) :
- территории нейтральных государств (b) ;
- территории невоюющих государств;
- архипелаг (b) Шпицберген (b) (статья 1 Договора о Шпицбергене (b) от 9 февраля 1920 года);
- Аландские острова (b) ;
- Антарктика (b) (по Договору об Антарктике от 1959 года);
- зона Суэцкого канала (b) (по Константинопольской конвенции (b) от 1888 года);
- зона Панамского канала (b) ;
- санитарные зоны (b) и местности, имеющие отличительные эмблемы (b) ;
- культурные ценности (b) , здания и центры культурных ценностей, находящиеся под специальной защитой (статья 8 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта);
- районы расположения атомных электростанций (b) , дамб (b) и плотин (b) ;
- Луна (b) (по Договору «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 1967 года и Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 1979 года);
- небесные тела (b) [2] (по Договору «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 1967 года и Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 1979 года).
«… Мы имеем несколько театров возможной войны, кроме Западного (b) , такие как: Ближневосточный (b) , Средневосточный (b) , Дальневосточный (b) , Прибалтийско (b) -Скандинавский (b) , и на каждом из них действия войск (b) в тактическом (b) и оперативном (b) разрезе будут иметь свои особые отличительные черты».
[7]
Ранее на главном театре войны сформировывалось несколько армий (b) , начальствование (командование) над каждой из них вверялось командующему армией (b) , а общее же начальство над всеми армиями театра войны — главнокомандующему (b) , если государю (b) , императору было не угодно начальствовать лично. Главнокомандующий давал командующим армиями общие указания относительно ведения военных действий, определяя общие цели и направляя к их достижению совокупные усилия всех армий; орган его управления — штаб (b) [8].
Примеры театров войны
Театры войны
Театрами мировой войны, с которыми связаны были первоначальные планы сторон, являлись:
1) На западе (b) Европы (b) — сначала вся полоса местности вдоль границы Германии (b) с Бельгией (b) и Францией (b) , а затем вся северо-восточная часть Франции; этот называемый в литературе Западноевропейским театр войны (b) мы в дальнейшем изложении для краткости будем называть Французским (b) .2) На востоке Европы — сначала, в манёвренный (b) период войны, вся полоса местности вдоль границы России (b) с Германией и Австро-Венгрией (b) , а затем преимущественно вся западнопограничная полоса России; этот называемый в литературе Восточноевропейским театр войны (b) мы в дальнейшем, по той же причине, будем называть Русским (b) .
3) На юге Европы — сначала вся полоса местности вдоль границы Австро-Венгрии с Сербией (b) , затем вся территория последней, а потом и весь Балканский полуостров (b) ; этот театр войны мы будем называть Балканским (b) .— Глава вторая. Планы войны Разработка планов войны, А. М. Зайончковский, Первая Мировая война.
- Прибалтийский театр (b) [9];
- Балтийский морской театр (b) [10][9];
- Финляндский театр войны[11];
- Атлантический (b) театр войны — Atlantic theater of war;
- Дальневосточный театр[12];
- Европейский (b) театр войны[13][1][2] — European theater, European theater of war, European war theater;
- Европейский театр Семилетней войны (b)
- Польский театр войны (b) [14] или Передовой театр (b) [15] (Передовой театр войны (b) [16]);
- Тихоокеанский (b) театр войны[1];
- Северо-Африканский (b) театр войны[1];
- Азиатский (b) театр войны[2];
- Северо-Атлантический (b) театр войны[2];
- Центрально-Американский (b) театр войны[2];
- Южноамериканский (b) театр войны[2];
См. также
- Театр войны (b) (Teatro di guerra — Искусство войны)
- Направление (b)
Примечания
- 1 2 3 4 Большая советская энциклопедия (b) (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969 (b) — 1978 годах (b) в 30-ти томах
- 1 2 3 4 5 6 7 8 Авторский коллектив: А. А. Данилевич, Д. О. Рогозин (руководитель), О. К. Рогозин, А. Н. Савельев, Л. Э. Слуцкий, И. И. Терехов, В. И. Цымбал, Словарь — Война и мир в терминах и определениях. Дата обращения: 10 марта 2013. Архивировано из оригинала 10 января 2012 года.
- ↑ Сергей Николаевич Михалев, Военная стратегия: Подготовка и ведение войн Нового и Новейшего времени / Вступ. ст. и ред. В. А. Золотарева. — М.: Жуковский: Кучково поле, 2003. — 952 с. — Тираж 2000 экз. — ISBN 5-86090-060-0
- ↑ Толковый Военно-морской Словарь, 2010 год
- ↑ Сайт Руниверс, Карты ТВ и ТВД. Дата обращения: 10 марта 2013. Архивировано 11 октября 2017 года.
- ↑ Армия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (b) : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Сайт рг.ру, Семён Экштут (доктор философских наук), Нарком обороны подписал этот страшный приказ за 13 недель до начала войны. Дата обращения: 31 марта 2020. Архивировано 2 апреля 2020 года.
- ↑ Полевое управление войск // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (b) : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- 1 2 Петербургский военный округ // Военная энциклопедия (b) : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого (b) … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина (b) , 1911—1915.
- ↑ Балтийский морской театр // Военная энциклопедия (b) : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого (b) … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина (b) , 1911—1915.
- ↑ Колосов Е. Е. Русская военная книга петровского времени. Москва, издательство «Книга», 1968. Дата обращения: 14 октября 2018. Архивировано 15 октября 2018 года.
- ↑ Приказ Народного комиссара обороны Союза ССР № 0040, от 4 сентября 1938 года.
- ↑ Россия. Военные действия 1877 года, Всемирная история. Том 4. Новейшая история.
- ↑ К. И. Величко, «Роль крепостей в связи с операциями полевых армий.». Дата обращения: 7 апреля 2017. Архивировано 11 августа 2017 года.
- ↑ Варшавский военный округ // Военная энциклопедия (b) : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого (b) … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина (b) , 1911—1915.
- ↑ Гурко, Иосиф Владимирович // Военная энциклопедия (b) : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого (b) … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина (b) , 1911—1915.
Литература
- Стратегические пункты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (b) : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Карта (b) театра войны от Немана (b) до Смоленска (b) , Ниве, Петр Андреевич (b) , Отечественная война (b) .
- Приказ (b) Народного комиссара обороны Союза ССР № 0040, от 4 сентября 1938 года.
- Руге, Фридрих (b) , Война на море. 1939 — 1945;
- Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969 (b) — 1978 годах (b) в 30-ти томах;
- Военный энциклопедический словарь (ВЭС), Москва (b) (М.), Военное издательство (b) (ВИ), 1984 год (г.), 863 страниц (стр). с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.), стр. 732;
- Сергей Николаевич Михалев, Военная стратегия: Подготовка и ведение войн Нового и Новейшего времени / Вступ. ст. и ред. В. А. Золотарева. — М.: Жуковский: Кучково поле, 2003. — 952 с. — Тираж 2000 экз. — ISBN 5-86090-060-0
- Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков, «Международное право. Особенная часть»: Учебник для вузов. — М.: Статут. — 624 с.. 2010
- Толковый Военно-морской словарь, ВИ, М., 2010 год;
Ссылки
- Авторский коллектив: А. А. Данилевич, Д. О. Рогозин (руководитель), О. К. Рогозин, А. Н. Савельев, Л. Э. Слуцкий, И. И. Терехов, В. И. Цымбал, Словарь — Война и мир в терминах и определениях.Архивная копия от 10 января 2012 на Wayback Machine (b)
- Сайт Руниверс, Карты ТВ и ТВД.
- К. И. Величко, «Роль крепостей в связи с операциями полевых армий.».
- Колосов Е. Е. Русская военная книга петровского времени. Москва, издательство «Книга», 1968.
- Сайт рг.ру, Семён Экштут (доктор философских наук), Нарком обороны подписал этот страшный приказ за 13 недель до начала войны.
Значение слова «ТЕАТР ВОЙНЫ» найдено в 16 источниках
ТЕАТР ВОЙНЫ
термин, применяющийся в иностранной литературе, под которым понимается территория какого-либо одного континента с прилегающими к нему океанским (морским) и воздушным пространством, на которой могут быть развёрнуты или ведутся военные действия отдельными враждующими государствами или коалициями государств. Например, во время 2-й мировой войны 1939—45 военные действия охватывали Европейский, Тихоокеанский и Северо-Африканский Т. в. Обычно Т. в. включает несколько театров военных действий (См. Театр военных действий). Например, в современной иностранной военной литературе в пределах Европейского Т. в. обычно выделяются Северо-Европейский, Центрально-Европейский и Южно-Европейский театры военных действий. Если военные действия развёртываются на относительно ограниченных пространствах и носят локальный характер, территория Т. в. может совпадать с территорией театра военных действий.
театр войны
См. арена…
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999.
театр войны
арена
Словарь русских синонимов.
.
территория одного или нескольких континентов и акваторий океана, а также воздушно-космическое пространство над ними, в пределах которых возможно ведение крупномасштабных военных действий или войн между рядом государств.
Может включать несколько театров военных действий. В современных условиях потенциально различают Европейский, Азиатский, Северо-Атлантический, Центрально-Американский, Южноамериканский театры войны. Каждый из них отличается особыми военно-политическими, военно-географическими чертами, что обусловливает специфический характер вооруженной борьбы, которая может развернуться в их границах.
Важнейшими театрами войны при любом развитии военно-политических событий являются Европейский и Азиатский, от развития военных действий на которых будет решающим образом зависеть ход и исход возможных военных столкновений между мировыми державами, коалициями государств и многими государствами на всех континентах. Категории театра войны в мирное время используются при стратегическом планировании; в военное время они выступают как военно-географическая реальность.
Международное право устанавливает, что не могут считаться театром войны, а, следовательно, объектом нападения и уничтожения санитарные зоны и местности, имеющие отличительные эмблемы; культурные ценности, здания и центры культурных ценностей, находящиеся под специальной защитой; районы расположения атомных электростанций, дамб и плотин; зоны Суэцкого и Панамского каналов; архипелаг Шпицберген; Аландские острова; Антарктика; Луна и другие небесные тела; территория нейтральных и других невоюющих государств.
пространство суши, моря и воздуха, в котором ведутся или могут вестись военные действия между вооруженными Силами воюющих государств. В Т. в. входят: 1) сухопутная территория воюющих государств, включая и колонии; 2) их территориальные и внутренние воды; 3) поверхность и глубины открытого моря; 4) воздушное пространства над сухопутной и водной территорией воюющих государств, а также над открытым морем. Открытое море как Т. в. характеризуется особым режимом, заключающимся в том, что боевые действия воюющих не должны нарушать свободы нейтрального судоходства. Нарушая принцип свободы открытого моря, империалистические страны ввели в практику войн объявление обширных водных пространств открытого моря военными зонами, в которых они чинили произвол как в отношении вражеских, так и в отношении нейтральных торговых и пассажирских судов.
В Т. в. не могут входить сухопутная территория, территориальные и (внутренние воды и воздушное про- страяство нейтральных государств, а также территории, нейтрализованные в соответствии с международными договорами. Агрессивные государства, вопреки международным договорам и общепризнанным нормам международного права, неоднократно нарушали это правило, превращая нейтральные страны
- Театр войны
-
1) применяемое в ряде стран понятие, подразумевающее территорию суши, акваторию океана и воздушного пространство над ними, в пределах которых ВС государств (коалиции) могут вести или ведут военные действия стратегического масштаба. Не имеет строго определенных границ, обычно в театр войны включают один континент с прилегающими акваториями или один океан с прибрежной зоной, архипелагами и островами. Театр войны может включать несколько театров военных действий
2) В международном праве сухопутные территории, морские акватории и воздушное пространство воюющих государств, а также открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых воюющие стороны могут вести или ведут военные действия.
Толковый Военно-морской Словарь,2010
территория одного или нескольких континентов и акваторий океана, а также воздушно-космическое пространство над ними, в пределах которых возможно ведение крупномасштабных военных действий или войн между государствами и их союзами (блоками, коалициями). Т. в. включает несколько театров военных действий. Различают: Европейский, Азиатский, Северо-Атлантический, Центрально-Американский, Южноамериканский театры войны, отличающиеся особыми военно-политическими, военно-географическими чертами, обусловливающими специфический характер вооруженной борьбы на данном Т. в. В соответствии с нормами международного права не могут считаться Т. в., объектом нападения и уничтожения санитарные зоны и местности, имеющие отличительные эмблемы; культурные ценности, здания и сооружения, находящиеся под специальной защитой; районы расположения атомных электростанций, дамб и плотин; зоны Суэцкого и Панамского каналов; архипелаг Шпицберген; Аландские острова; Антарктика; Луна и др. небесные тела; территория невоюющих и нейтральных государств.
— сухопутная, воздушная и морская территории государств, а тж. открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых происходит вооруженный конфликт. Не должны являться Т.в. территории нейтральных государств, в т.ч. постоянно нейтральных, и нейтрализованные зоны. Из Т в. может быть исключена часть государственной территории в целях создания специальных (например, санитарных) зон и местностей, предусмотренных нормами международного гуманитарного права. Современное международное право устанавливает тж. другие изъятия из Т.в.: открытые города, центры сосредоточения культурных ценностей, имеющих большое значение (ст. 8 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.), другие гражданские объекты. В международном праве прослеживается тенденция к сужению пространственной сферы ведения войны, т.е. Т.в.
сухопутная, воздушная и морская территории государств, а тж. открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых происходит вооруженный конфликт. Не должны являться Т.в. территории нейтральных государств, в т.ч. постоянно нейтральных, и нейтрализованные зоны. Из Т в. может быть исключена часть государственной территории в целях создания специальных (например, санитарных) зон и местностей, предусмотренных нормами международного гуманитарного права. Современное международное право устанавливает тж. другие изъятия из Т.в.: открытые города, центры сосредоточения культурных ценностей, имеющих большое значение (ст. 8 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.), другие гражданские объекты. В международном праве прослеживается тенденция к сужению пространственной сферы ведения войны, т.е. Т.в.
1) применяемое в ряде стран понятие, подразумевающее тер. суши, акваторию океана и возд.-косм. пространство над ними, в пределах к-рых ВС гос-в (коалиций гос-в) могут вести войну или воен. действия стратег. масштаба. Т.в. не имеет строго определённых границ; обычно в него включают один континент с прилегающими акваториями или один океан с о-вами и прибрежной зоной континентов. Т.в. может подразделяться на неск. ТВД; 2) в междунар. праве Т.в. — сухопут. тер., мор. акватории и возд. пространство воюющих гос-в, а также открытое море и возд. пространство над ним, в пределах к-рых воюющие стороны могут вести или ведут воен. действия. При этом в него не включаются тер. нейтральных гос-в и нейтрализованные тер.
применяемый в ряде стран термин, обозначающий территорию континента, акваторию океана и воздушное пространство над ними, в пределах которых вооруженные силы государства или коалиций государств могут вести или ведут стратегические военные действия. Т. В. обычно включает несколько театров военных действий. Во II мировой войне были: Европейский, Тихоокеанский, Северо-Африканский и др. Если военные действия носят локальный характер, территория Т. В. может совпадать с территорией театра военных действий.
Книжн. Место, где происходят значительные, важные в стратегическом отношении военные действия. БМС 1998, 566.
х/ф
Почему территорию военных действий называют театром
Под театром военных действий подразумевается территория, где разворачиваются в данный момент или будут происходить военные действия. Почему для кровопролитных боев на суше, воде и в воздухе выбран столь романтический термин?
Хлеба и зрелищ
Слово «театр» имеет греческие корни и дословно обозначает то место, где происходит некое зрелище. Оно в равной степени применялось к театрализованным и спортивным мероприятиям, включая гладиаторские бои, а впоследствии даже столь странное «развлечение», как наблюдение за препарированием трупов, стало называться анатомическим театром.
Советский культуролог Юрий Лотман в своих «Беседах о русской культуре» исследовал театрализацию обыденной жизни. Он акцентировал внимание на том, как в XIX веке повсеместно вошли в моду домашние театры и маскарады, яркость которых стала проникать в повседневную жизнь. Лотман писал, как сценичность покидает театр и подчиняет себе жизнь, что наглядно демонстрирует наполеоновская эпоха.
Большая доля театральности содержалась не только в светских салонах, но и на поле боя. Даже такие писатели, как Проспер Мериме, Стендаль и Лев Толстой романтизировали войну в своих произведениях, показывая ее не более чем театральной постановкой.
Окончательно термин закрепила Гаагская конвенция, хотя она дала два определения – «театр войны» и «театр военных действий». Первый подразумевает всю территорию воюющих государств, включая сушу, водное и воздушное пространство, где потенциально могут вестись военные действия. А театр военных действий включает в себя ту территорию, где вооруженные силы фактически вели военные действия. Таким образом, театр войны может включать в себя несколько театров военных действий.
Эстетика или практичность?
Действительно, если обратиться к внешнему облику французской армии, она поражает своей красотой: кипельно-белые мундиры кадрового состава и ярко-синие – у добровольческих отрядов, головные уборы с плюмажами и трехцветными кокардами. Сам же Наполеон предпочитал одежду скромную и неброскую, позиционируя себя как режиссера этого действа.
П. Канник оправдывает столько яркие краски солдат в своей работе «Военная униформа: Все страны мира». Времена того же Наполеона не могли похвастаться техническими достижениями, в том числе дальнобойным оружием и бездымными пушками. Таким образом, с одной стороны, разряженный солдат не опасался быть замеченным врагом и быть убитым с большого расстояния. Если современная армия предпочитает незаметный камуфляж в качестве защиты от оптической винтовки, то при дальности попадания французского ружья в 60 метров шанс погибнуть в штыковой атаке был в разы больше.
С другой стороны, после пушечного залпа над полем боя еще долго витал настолько плотный дым, что только по ярким пятнам мундиров военачальники и могли угадать расположение своей армии. Сюда же следует отнести и отсутствие в армии каких-либо средств связи, кроме гонцов и голубей. И снова яркость каждого отряда служила залогом управляемости всего войска.
Поэтому буйство красок на знаменах и одежде, разномастные лошади в разных полках и полевые оркестры – весь этот праздничный театр имел, помимо эстетического, еще и сугубо практическое назначение.
Сейчас термин «театр боевых действий» изучается и контролируется международным гуманитарным правом, включая ряд ограничений и даже запретов. Тогда как наши предки старались даже в войну привнести светскую элегантность…
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам:
Adblock
detector
Детали файла
Имя файла: | 0530.02.03;Т-Т.01;1 |
Размер: | 108 Kb |
Дата публикации: | 2015-03-09 03:17:08 |
Описание: | |
Международное гуманитарное право. Права человека — Тест-тренинг
Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов): III Женевская конвенция (1949 г.) предоставляет международному Комитету Красного Креста право посещать военнопленных |
|
Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —> | |
ВНИМАНИЕ: | |
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса» | |
Ошибка: | |
Введенный Вами код не соответствует указанному на картинке! Сгенерирован новый код. Попробуйте снова. Не скачивается нивкакую? |
|
Театр военных действий — это
территории и пространства, на которых
военные действия фактически ведутся
(во время происходивших международных
вооруженных конфликтов они нередко
объявлялись и обозначались).
Театр войны — это территории и
пространства, в пределах которых
вооруженные силы воюющих сторон вправе
вести боевые действия. Это сухопутная
территория, воздушное и морское
пространство, находящиеся под суверенитетом
воюющих государств, а также территории
и пространства, регулируемые международным
правом (главным образом открытое
море, воздушное пространство над ним и
космос).
Театром войны не могут быть территории
нейтральных и невоюющих государств
и нейтрализованные территории, исключенные
из театра военных действий специальными
международными соглашениями
(Антарктика, Луна и другие небесные
тела, архипелаг Шпицберген, Аландские
острова, Суэцкий и Панамский каналы,
Магелланов пролив).
В безъядерных зонах и космическом
пространстве запрещено размещение
и использование ядерного оружия (а в
космосе и иных видов оружия массового
уничтожения), ведение же в этих зонах
военных действий международным правом
не запрещается.
+ на территориях воюющих государств из
театра военных действий изымаются
центры сосредоточения культурных
ценностей (по Гаагской конвенции о
защите культурных ценностей 1954 г.), а
также специальные зоны и местности
(санитарные, нейтрализованные),
устанавливаемые по соглашению между
воюющими сторонами.
——————————————————————————————————————
Термины во второй половине 19 века
придуманы журналистами. Для обозначения
территории и местности.
Театр войны (собирательное название
здесь, включая вооруженные конфликты)
– территории и пространства, на которых
возможно ведение боевых действий
(правомерное ведение). Театр военных
действия – где такие действия фактически
ведутся. Иногда нахывают «фронтовые
территории».
Правомерное ведение – территории
воюющих сторон. Это территория,
регулируемая МП – открытое море и
воздушное простанство над ним. Космическое
пространство – запрещено размещение
ядерного оружия и оружия массового
уничтожения. Есть территории, которые
изъяты из театра войны – запрещено
вести вооруженные действия. Это территории
нейтральных государств, территории
невоюющих стран. По м/н соглашениям
изъяты Антарктика, Аланские острова (у
берегов Финляндии, в Балтийском море),
зоны Суэцкого канала, Панамского,
Магелланов пролив. Черноморские проливы
– НЕ выведены. Выведены Луна и другие
небесные тела
58. Правовой статус участников вооруженных конфликтов.
Одним из главных принципов ПВК является
принцип необходимости делать различие
между комбатантами и гражданским
населением, запрещение нападения на
невоенные объекты.
Комбатанты – лица, входящие в
состав вооруженных сил воюющей стороны
и имеющие право принимать непосредственное
участие в боевых действиях. Они вправе
применять военное насилие, которое
может также применяться против них
самих (вплоть до физического уничтожения).
На них распространяется режим военного
плена в случае попадания во власть
противника.
Категории лиц, относящихся к
комбатантам:
-
Личный состав регулярных вооруженных
сил и включенные в них полувоенные или
вооруженные организации, а также личный
состав ополчений и добровольческих
отрядов, включенных в состав вооруженных
сил -
Партизаны, личный состав ополчений и
добровольческих отрядов, включая
организованные движения сопротивления,
если они отвечают таким условиям:
-
Имеют во главе лицо, ответственное за
своих подчиненных -
Имеют определенный и явственно видимый
издалека отличительный знак -
Открыто носят оружие, в т.ч. во время
каждого военного столкновения и в то
время, когда находятся на виду у
противника в ходе развертывания в
боевые порядки, предшествующего началу
нападения, в котором они должны принять
участие -
Соблюдают в своих действиях законы и
обычаи войны
-
Население неоккупированной территории,
которое при приближении неприятеля
стихийно берется за оружие для борьбы
с вторгающимися войсками, не успев
сформироваться в регулярные войска,
если оно открыто носит оружие и соблюдает
законы и обычаи войны -
Вооруженные участники
национально-освободительных движений,
борющихся против колониализма, расизма
и иностранного господства в осуществление
своего права на самоопределение
+ личный состав вооруженных сил государств,
сформированных по решению Совбеза ООН
для участия в операциях по восстановлению
или поддержанию мира.
Входящий в состав вооруженных сил
медицинский, санитарный и духовный
персонал не относятся к комбатантам,
не распространяется режим плена, они
могут быть лишь временно задержанными.
Военные интенданты, корреспонденты,
юристы – комбатанты. К комбатантам
относятся только те военные юристы,
которые входят в структуру вооруженных
сил страны, остальные, согласно учебнику
Вылегжанина имеют неопределенный статус
(это проблемный вопрос в ПВК), но если
они хватаются за оружие, то становятся
комбатантами со всеми вытекающими.
До принятия Протокола I
1977 года лица делились на комбатантов и
некомбатантов. К последним относились
лица, не входящие в состав вооруженных
сил, следующие за войсками и призванные
оказывать им всестороннюю помощь
(корреспонденты, обслуживающий персонал
морских и воздушных судов и т.п.). Не
должны быть объектом нападения и
принимать участие в боевых действиях.
Распространяется режим военного плена.
После принятия Протокола лица делятся
на комбатантов (4 категории) и гражданское
население.
Наемник — любое лицо,
которое:
-
Специально завербовано на месте или
за границей для участия в вооруженном
конфликте -
Фактически принимает непосредственное
участие в военных действиях -
Принимает участие в военных действиях,
руководствуясь желанием получить
главным образом личную выгоду -
Не является ни гражданином стороны,
находящейся в конфликте, ни лицом,
постоянно проживающим на территории,
контролируемой стороной, находящейся
в конфликте -
Не входит в личный состав вооруженных
сил стороны, находящейся в конфликте -
Не выслано государством, которое не
является стороной, находящейся в
конфликте, для выполнения официальных
обязанностей в качестве лица, входящего
в состав вооруженных сил.
Они не являются комбатантами, к ним не
применяется режим военного плена,
подлежат обращению как с уголовными
преступниками.
Военные советники и инструкторы
– военнослужащие или гражданские лица
третьего государства, находящиеся при
политическом или военном руководстве
воюющей стороны для оказания помощи в
создании его вооруженных сил, обучении
войск, подготовке военных кадров и не
принимающие непосредственного участия
в боевых действиях. Многосторонними
соглашениями их статус не определен
(только двухсторонними).
Лазутчик (военный шпион) – лицо
из состава вооруженных сил, которое
обманным путем (например, в гражданской
одежде) и тайным образом на контролируемой
противником территории собирает
сведения с целью их передачи своей
стороне. Не считается комбатантов, не
применяется режим плена, могут применяться
нормы УП захватившей стороны.
Военные разведчики и др. законные
комбатанты (ВДВ, спецназ) – лица,
которые по заданию своих властей,
действуя на контролируемой противником
территории даже тайными методами, носят
форменную военную одежду вооруженных
сил своего государства. Они комбатанты,
распространяется режим военного плена.
Парламентер – лицо, уполномоченное
одной из воюющих сторон на ведение
переговоров с неприятелем и отличительным
знаком которого является белый флаг.
Он, как и его сопровождающие, пользуются
правом неприкосновенности, которое
теряется, если парламентер воспользовался
своим положением для призывов к совершению
измены. Его не обязаны принимать, но
должны предоставить право беспрепятственного
возврата в расположение своих войск.
Формы вооруженных конфликтов:
-
Война – юридическое состояние
между государствами, связанное с
разрывом мирных отношений между ними
и ведением боевых действий или без
таковых. Автоматически влечет МП
последствия. -
Международный вооруженный конфликт
– вооруженное столкновение между
силами двух или нескольких государств
вне зависимости от масштабов такого
конфликта. Стороны конфликта не объявляют
и не признают состояние войны. Борьба
в осуществление права наций на
самоопределение относится к этой
категории. -
Вооруженный конфликт немеждународного
характера (иными словами, гражданская
война) – боевое столкновение, происходящее
на территории одного государства между
его вооруженными силами и
антиправительственными вооруженными
формированиями и группами, которые
находятся под ответственным командованием
и осуществляют контроль над частью
территории этого государства. -
Интернационализация внутреннего
вооруженного конфликта – когда в
конфликт вмешивается третье государство
на стороне правительства или повстанцев.
—————————————————————————————————————-
Население воюющего государства делится
на участвующих и не участвующих.
Участвующие – комбатанты. Они вправе
применять силу против противника,
правомерно применение силы вплоть до
уничтожения против него. Попав во власть
противника, приобретает статус
военнопленного. Ещё с Гаагских конвенции
в войнах принимают участие только
комбатанты, стороны обязаны делать
различие. Принцип этот – неоспариваемый.
В войну 1812 крестьяне нарушил обычаи
военного времени, воевали. В СССР
гражданского населения было потеряно
кратно выше, чем военнослужащих.
Комбатанты – первая, 2 и 3 конвенции
Женевские и доп. протокол 1. мирное
население – четвертая.
Комбатант: 1) личный состав вооруженных
сил и включенных в них вооруженных
формирований. Если будет акт г-ва, что
полиция вкючена в состав вооруж сил –
будет комбатантами. Функции вооруженных
сил – не имеет значения.
2) партизаны. Добровольческие отряды,
соединения, если они – имеют во главе
ответственное командование, имеют
явственно видимый отличительный знак.
(у нас – имели красную повязку на шапках).
Они должны соблюдать законы и обычаи
войны. Открыто носить оружие. В 1977 в доп
протоколе установили – всякий раз,
когда на виду у противника перед
наступлением, в котором будут принимать
участие – должны носить оружие. (не
всегда)
3) население неоккупированной территории,
которое стихийно берется за оружие,
соблюдает законы и обычаи войны. Для
борьбы с вторгающимися силами противника.
Если оккупировал – либо сложить оружие,
либо уйти в партизаны.
4) участники вооруженных формирований,
ведущих борьбу национальное самоопределение
(нации, борющиеся за независимость).
В составе вооруж. сил особый статус –
у медицинского и духовного персонала
(статья 31 всех трех конвенций) (первая
и вторая конвенции) Они в форме, входят
в личный состав, но не являются
комбатантами. Отличительный знак –
медицинская форма, крест и пр. При
попадании во власть противника –
временно задержанный, не военнопленный.
Их можно менять по согласию сторон. Как
правило, оказывают помощь своим
военнопленным. Еще категория – лица,
постоянно назначенные для выполнения
функций гражданской обороны (ст 67 доп
протокола). МЧС – аналогия.
Статья 4 третьей Женевской конвенции –
перечислены комбатанты.
Во многих учебниках пишут, что участники
вооруженных конфликтов – комбатанты
и некомбатанты. Фактическая ошибка.
Группу лиц, которые за войсками следовали,
причисляли к некомбатантам. Туда же
засунули мед. и духовный персонал. Члены
экипажа судов торгового флота и
гражданской авиации. Если участвуют,
их в тех учебниках причисляли к
комбатантам. Более льготный режим – по
практике мировых войн. Гражданские суда
захватывались как трофей, а экипаж то
интернировали, то отпускали, то брали
в плен. 1907 Гаагские конвенции. Если дадут
честное слово противнику, что не будут
совершать вражждебных действий – их
отпускали. На военную службу его
государство уже не могло призвать.
Третья женевская конвенция – под честное
слово военнопленных отпускают в
нейтральное государство. Теперь важное.
1977 – приняли протокол один, пункт 1
статьи 50. комбатантами по смыслу третьей
конвенции являются лица: статья 4. лица,
следующие за войсками теперь, как и
экипаж судов торгового флота и гражданской
авиации – не (?) комбатанты, а гражданские
лица. Изъяты – четвертый и пятый пункты,
это гражданское население, против него
боевые действия вести нельзя. (см.
протокол, разобраться!) Нет категорий
комбатанты и некомбатанты. Теперь только
комбатанты и гражданские лица. Категории
некомбатантов нет.
Военный юрист входит в личный состав
вооруженных сил, есть форма и личный
номер, входит в штат. Он не капеллан и
не медик. Поэтому он комбатант. Военный
корреспондент в штате и следующий за
войсками и имеющий удостоверение –
разные вещи. Если входит в личный состав
– комбатант, как его использовать –
дело военного командования.
С 1899 – незыблемое правило – воюющие
стороны в любое время должны делать
различие между сражающимися и
несражающимися.
Пункт первый статьи 50 доп. протокола
один – знать.
Правомерный комбатант –
Военные разведчики и лазутчики
(шпионы).
Разведчик – по конвенции 1997 – обычно
разведрота или разведбатальон. На линии
фронта – в прифронтовой зоне –
рекогносцировка местности, выяснение
позиции неприятеля, «языка» взять.
Военные разведчики носят форму своего
государства. Условно к ним относят
спецназ, командосы (разукрашиваются),
парашютисты (действуют в тылу). Военный
разведчик – под защитой всех 4 конвенций.
Может стать военнопленным. Пока находится
в воздухе – нельзя открывать ему огонь
и по нему огонь.
Военный шпион – лазутчик – лицо,
которое под ложными предлогами тайно
собирает информацию о противнике с
целью передачи своей стороне. Не в
военной форме своего государства. Это
уголовный элемент.
Парламентеры – еще одна подкатегория.
Это обычно офицер, лицо, несущее белый
флаг, переводчик и либо трубач, горнист,
либо барабанщик. На время переговоров
они неприкосновенны. Их можно принять
для переговоров либо не принять, но
нельзя захватить в плен или лишить
жизни. Посылают для переговоров о
перемирии, обмене военнопленными. Они
не должны собирать информацию и
подговаривать к измене.
Военные советники. Обычно при военном
командовании, возможно при политическом
руководстве для совершения планирования
военных операций. Не принимают сами
участие в боевых действиях.
Инструкторы. Обучают пользованию
военной техникой, тоже не принимают
сами участие в боевых действиях.
Наёмники. Дикие гуси войны. Есть
отдельная конвенция. И говорится в доп.
протоколе 1. Это лица, которые специально
завербованы, в т.ч. за рубежом (тайно),
принимают непосредственное участие в
боевых действиях, получают за это
денежное вознаграждение, существенно
превышающее должность, ранг и квалификацию.
Не является гражданином стороны,
находящейся в конфликте и не состоит в
штате вооруженных сил воюющего
государства. Здесь столько требований,
что повесить стоило бы и наемника, и его
адвоката, оба тупые. Наемник – не дурак,
может получить гражданство и т.д. Защиты
от МП не получают, комбатантами не
являются.
Серьезными нарушениями МГП, определяемыми в четырех Женевских конвенциях 1949 г., являются: 1) преднамеренное убийство; 2) пытки и бесчеловечное обращение; 3) преднамеренное причинение тяжелых страданий; 4) серьезные увечья и нанесение ущерба здоровью; 5) проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью
(*ответ*) 1, 2, 3, 4, 5
4, 5
1, 5
1, 2
Система МГП определяется как
(*ответ*) целостная система взаимосвязанных принципов и норм международного гуманитарного права
свод международных обычаев
свод международных договоров
совокупность международно-правовых норм, отражающих представления ученых-юристов
Согласно IV Женевской Конвенции (1949 г.), особым покровительством из числа гражданского населения пользуются: 1) иностранцы; 2) беженцы; 3) апатриды; 4) интернированные гражданские лица; 5) наемники
(*ответ*) 1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4, 5
2, 3
4, 5
Согласно Гаагской конвенции (1954 г.), культурными ценностями, независимо от происхождения и владельцев, являются: 1) памятники архитектуры, истории, религии, искусства; 2) музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов; 3) центры сосредоточения культурных ценностей; 4) центры жизнеобеспечения гражданского населения
(*ответ*) 1, 2, 3
3, 4
2, 4
1, 2, 3, 4
Ст. 3 Женевских конвенций I, II, III, IV, уточняя требование гуманного обращения, «всегда и всюду» запрещает: 1) всякие виды убийств, увечий, жестокого обращения, пытки, истязания; 2) взятие заложников; 3) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения; 4) допрос лиц из состава вооруженных сил; 5) направление на работу лиц, сложивших оружие
(*ответ*) 1, 2, 3
4, 5
1, 3, 4
1, 4
Статус военнопленного согласно III Женевской конвенции начинает действовать с момента: 1) признания лица комбатантом; 2) взятия в плен; 3) объявления лица себя военнопленным; 4) признания лица военнопленным; 5) попадания во власть противной стороны лица, входящего в состав вооруженных сил
(*ответ*) 2, 5
1, 4, 5
2, 3, 5
1, 5
Статусом военнопленного, кроме личного состава вооруженных сил сторон, участвующих в конфликте, обладают, если попали во власть противной стороны: 1) участники массовых восстаний, которые берутся за оружие для борьбы с войсками противника; 2) лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно; 3) лица, входящие в состав вооруженных сил и служащие в гражданской обороне; 4) наемники
(*ответ*) 1, 2, 3
2, 4
1, 4
1, 2, 3, 4
Театром войны, объектом нападения даже в тех случаях, когда, согласно МГП, такие объекты являются военными, не могут быть: 1) районы расположения атомных электростанций; 2) дамбы и плотины; 3) объекты, сооружения, если нападение на них может вызвать высвобождение опасных сил; 4) культовые учреждения; 5) культурные ценности значительной важности
(*ответ*) 1, 2, 3
4, 5
2, 3
1, 2, 3, 4, 5
спросил
08 Авг, 16
от
в категории юридические
- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО >
- ПОНЯТИЕ ТЕАТРА ВОЙНЫ
Понятие театра войны
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и
запомнить
Театр войны — это вся территория воюющих государств (сухопутная, воздушная, морская), а также воды Мирового океана за пределами территориальных вод прибрежных государств и воздушное пространство над ними, на которых эти страны ведут военные действия.
Нельзя нападать на:
-
необороняемая местность (открытые города) — любой населенный пункт, который близко прилегает к месту ведения военных действий; это будет означать, что:
-
население данной местности не будет оказывать сопротивления;
-
комбатанты, военные сооружения будут вывезены;
-
-
нейтрализованные территории — объявляются в одностороннем порядке либо их статус определяется соглашением сторон, сосредотачиваются больные, раненые, они не могут являться объектом нападения;
-
демилитаризованные территории — их статус устанавливается путем соглашения двух воюющих сторон; они должны отвечать таким же требованиям, что и необороняемые местности;
-
санитарные зоны — могут быть определены еще в мирное время, но может быть достигнуто соглашение и в период войны; в них находятся раненые, больные, инвалиды, несовершеннолетние, беременные; санитарные зоны обозначаются знаком красного креста и не являются объектом нападения;
-
практика вооруженного конфликта на территории Бывшей Югославии, Руанды привела к введению в международно-правовой обиход зон безопасности:
-
зоны безопасности устанавливаются на основе резолюции Совета Безопасности;
-
в них не могут находится комбатанты, эти зоны должны находится на определенном расстоянии от вооруженного конфликта, там обычно располагаются миротворческие силы ООН и персонал; на них нельзя нападать;
-
-
гражданское население, гражданские объекты, культурные ценности;
-
дамбы, плотины (их разрушение чревато катастрофическими последствиями), а также международные проливы, каналы.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты
Легко создавать, делиться и просматривать с устройств
Доступно в ПК-версии сайта