Нам мало на подготовку полчаса времени речевая ошибка

Устраните лексические ошибки ⇐ Высшее образование

Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Автор темы

гриша

писарь
писарь
Всего сообщений: 5
Зарегистрирован: 30.01.2012
Образование: среднее
Откуда: москва
Возраст: 22

 

Устраните лексические ошибки

Например: Между нами установилось дружное взаимное понимание.-Между нами установились дружеские отношения. (или: Мы достигли взаимопонимания.).

1.В доме техники были выставлены портреты и фотографиями передовиков нашего института. мой вариант:В доме техники были выставлены портреты и фотографии передовиков нашего института.
2.Много собственной инициативы проявляют корреспонденты Власов и Смирнов. мой вариант: Корреспонденты Власов и Смирнов проявляют много инициативы.
3. Нам мало на подготовку полчаса времени. мой вариант: Нам не хватит на подготовку тридцати минут.
4.Незнакомые раньше девушки подружились между собой. мой вариант:———
5. Допускаемое превышение не должно превышать 2 мм. мой вариант:Допускаемое превышение не должно заходить за отметку в 2 мм.

проверьте, пожалуйста!

Аватара пользователя

Марго

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 13772
Зарегистрирован: 11.11.2009

Лучшие Ответы: 2

Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква

 

Re: Устраните лексические ошибки

Сообщение

Марго » 31 янв 2012, 18:12

1. Верно.
2. Большую инициативу проявляют корреспонденты Власов и Смирнов.
3. На подготовку нам полчаса мало.
4. Незнакомые ранее девушки подружились.
5. Допускаемое отклонение не должно превышать 2 мм.

Аватара пользователя

vadim_i_z

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7814
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 66

 

Re: Устраните лексические ошибки

Сообщение

vadim_i_z » 31 янв 2012, 20:10

Марго:На подготовку нам полчаса мало

Наверное, лучше «получаса мало».

Аватара пользователя

Марго

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 13772
Зарегистрирован: 11.11.2009

Лучшие Ответы: 2

Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква

 

Re: Устраните лексические ошибки

Сообщение

Марго » 31 янв 2012, 21:30

Да, лучше получаса. Полчаса — разг.

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 5 Ответы
    2148 Просмотры
    Последнее сообщение имячко

    23 апр 2014, 16:58

  • 2 Ответы
    1944 Просмотры
    Последнее сообщение Марго

    12 мар 2012, 18:16

  • 3 Ответы
    928 Просмотры
    Последнее сообщение Марго

    13 сен 2010, 13:57

  • 1 Ответы
    1679 Просмотры
    Последнее сообщение Мариам

    10 янв 2010, 21:35

  • 10 Ответы
    14946 Просмотры
    Последнее сообщение zaraza

    15 ноя 2010, 20:37


Устраните
речевую избыточность.

1. Следует
позаботиться, чтобы на предприятиях
автомашины не простаивали без дела. 2


. Коллеги по
работе поздравили врача с наградой. 3


. Два
промышленных предприятия разработали
план совместного сотрудничества. 4


. Сейчас не
введены до сих пор в действие поточные
линии по производству радиоприемников.
5


. Нам мало
на подготовку полчаса времени. 6


. Территориальные
образования в недавнем прошлом не просто
игнорировались, а вообще не принимались
во внимание.

Устраните речевую избыточность.

1. Следует позаботиться, чтобы на предприятиях автомашины не простаивали без дела.

2. Коллеги по работе поздравили врача с наградой.

3 . Два промышленных предприятия разработали план совместного сотрудничества.

4 . Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии по производству радиоприемников.

5. Нам мало на подготовку полчаса времени.

6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.

Перед вами страница с вопросом Устраните речевую избыточность?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.

Опубликовано 11.06.2017 по предмету Русский язык от Гость
>> <<

Устраните в приведенных ниже предложениях лексические недочеты. Например: Между нами установилось дружное взаимное понимание. – Между нами установились дружеские отношения. – Мы достигли взаимопонимания.
1. В доме техники были выставлены портреты с фотографиями передовиков нашего института.
2. Много собственной инициативы проявляют корреспонденты Власов и Смирнов.
3. Нам мало на подготовку полчаса времени.
4. Незнакомые раньше девушки подружились между собой.
5. Допускаемое превышение не должно превышать 2 мм.

Ответ оставил Гость

1. В доме техники были выставлены портреты передовиков нашего института. 
2. Много  инициативы проявляют корреспонденты Власов и Смирнов. 
3. Нам мало на подготовку полчаса . 
4. Незнакомые раньше девушки подружились скоро. 
5. Допускаемое превышение не должно быть более 2 мм. 

Оцени ответ

Подпишись на наш канал в телеграм. Там мы даём ещё больше полезной информации для школьников!

Содержание

  1. Помогите пожалуйста «Исправьте лексические ошибки. «??
  2. Упражнение 6. Речевая избыточность: плеоназмы и тавтология
  3. 2. Устраните ошибки, связанные с речевой недостаточностью.
  4. 3. Устраните недочеты, связанные с лексической избыточностью (плеоназм, тавтология).
  5. Устраните ошибки, связанные с речевой избыточностью.
  6. 5. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
  7. 6. Отметьте предложения, где есть тавтология.
  8. 7. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы: 1)избыточность высказывания; 2) недостаточность высказывания.

Помогите пожалуйста «Исправьте лексические ошибки. «??

Рождество я отмечал у коллеги . Деепричастный оборот всегда обособляется . Дайте сообщение в газету о вакансиях. Замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их . Каждый человек имеет индивидуальные черты. Медведя выводили во двор, и подкатывали к нему порожнюю бочку, утыканную гвоздями. В речи он употребляет диалектные слова. Алексей подумал, что это конец. Гостям из Венгрии подарили сувениры

Все убранные слова дублируют друг друга. где-то я подобное задание видела.

Рождество я отмечал у коллеги по работе. — коллега, это и есть тот с кем ты работаешь, так что «по работе» — лишнее.
Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми — обособляется — запятыми можно не использовать.
Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях — вакансии — это и есть свободные места, т. ч. свободные — не надо.
Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. — «замечательные «-это уже очень хорошие — поэтому «очень» не надо.
Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их — законченная смысловая фраза, «одного от другого». -лишнее.
Каждый человек имеет свои индивидуальные черты — что-то одно или свои или индивидуальные.
Медведя выводили во двор, и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями. — пустую- я считаю лишнее. , т. к. она несовсем пустая — утыкана.
В речи он употребляет диалектные и областные слова — диалект — это и есть «областные слова» — поэтому это лишнее.
Алексей мысленно подумал, что это конец. — подумать можно только мысленно, поэтому «мысленно» — лишнее.
Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры — сувениры это и есть памятные вещички, поэтому «памятные» — лишнее.

Так мне кажется, если где-то ошиблась — извини.

Источник

Упражнение 6. Речевая избыточность: плеоназмы и тавтология

1.А. Зачеркните логически лишнее слово.

1. Рождество я отмечал у коллеги по работе.

2. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

3. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.

4. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.

6. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.

7. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями.

8. В речи он употребляет диалектные и областные слова.

9. Алексей мысленно подумал, что это конец.

10. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

Б. Как называется вид речевых ошибок.

1.Тавтология. 2. Плеоназм. 3. Канцеляризм

Упражнение 7. Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию:

1. Гражданка Галерова бездействующими действиями совершила преступление. 2. Прицепляя прицеп, ответчик неправильно зацепил цепь, в результате чего создал возможность отцепа. 3. Маршрут движения автоколонны заранее определяется ее руководителем. 4. Товар был забракован по некачественным дефектам производственного характера. 5. Сычев догнал Милюкова, свалил его на землю, отобрал нож у Милюкова и нанес ему этим ножом ножевое ранение. 6.Исаков укусил его зубами за руку. 7. На лице Петрова небольшие усы в области носа. 8.Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 9. Продолжительность процесса длится несколько часов. 10. Хочется отметить дуэт двух тромбонов11. С самого первого начала хочу сказать об особенностях данного дела. 12. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал. 13.Эти характеристики положительно характеризуют моего подзащитного. 14. Потерпевшая была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом на голове. 15. Милюков ушел к своей теще, но вскоре вернулся назад. 16. Соучастников объединяет единство целей.

Речевая недостаточность: неполнота высказывания –пропуск слов.

Упражнение 8. Исправьте предложения, где наблюдается неполнота высказывания.

1. В семье взрослые не обращают на жаргон ребенка.

2. Если я не согласен с учителем, то я имею высказать свою точку зрения.

3. Я бы заключил со многими институтами, чтобы моим выпускникам было легче поступать в высшие заведения.

4. Одесса с давних времен была местом, куда прибывали и отбывали различные суда.

5. Школьники привыкли вести себя в коллективе.

Упражнение 9. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы:

б). Неполнота высказывания.

1. Сгоряча я могу сделать, что потом будет трудно исправить.

2. Вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал поэт тринадцать лет спустя.

3. Сердце заледенело…Губы ссохлись. Он облизнул их языком.

4. Закупаем словари, литературу по спорту и туризму вторник, среду, четверг и пятницу.

5. К нам подошел молодой мальчик.

Упражнение 10. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность, иная альтернатива, совместное сотрудничество, абсолютно новый, промышленная индустрия, каждый в отдельности, внутренний интерьер, горячие хот-доги.

Упражнение 11. Паронимы

конвенциональный – условный. конвенционный – установленный конвенцией (договором, соглашением между государствами).
активизация – усиление деятельности, активности; переход к более решительным действиям. активация — возбуждение или усиление активности; перевод в деятельное состояние; переход от состояния покоя к движению, развитию.
туристский – от слова турист туристический — от слова туризм
представить — предъявить, сообщить что-либо: документы, факты, доказательства, рукопись. предоставить. 1. Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование: предоставить кредит, помощь, место; 2. Дать возможность сказать, сделать что-либо: возможность, выбор, права.
гарантийный – относящийся к гарантии, связанный с ней гарантированный – обеспеченный законом или договором; обязательный.
эффектный – производящий эффект, впечатляющий. эффективный – дающий наибольший эффект, приводящий к нужным результатам; действенный.
надеть – покрыть себя или часть тела одеждой одеть – кого-то в к.-либо одежду, одеть +неод. Сущ. в В.п. с пред. (во все новое), или сущ. в Тв. П. (одеялом);
закончить (работу) окончить университет
командированный – тот, кто едет в командировку командировочный – документ
элитный — отборный элитарный – свойственный элите, принадлежащий ей.
тотальный — всеобщий тоталитарный – характеризующийся насилием.
сопротивление – противодействие натиску сопротивляемость – способность сопротивляться
вычесть – удержать какую-либо сумму из денег, предназначенных к выдаче высчитать – разговорное слово
военный- относящийся к войне, к армии, к военнослужащим; состоящий на службе в армии: военная наука, промышленность. воинский — относящийся к военному делу, к военной службе: воинская доблесть, воинские традиции
Покупательная – относящийся к возможности купить: покупательная способность – способность сделать покупку; покупательные фонды населения. Покупательская – относящийся к покупателю: покупательская способность – способность покупателя к чему-либо, покупательский вкус, интерес.

Упражнение 12. Выберите подходящий по смыслу пароним:

протокол дипломатичный дипломатический
таможенный тариф конвенциональный конвенционный
государственный паритет (равенство) приоритет (первенство)
ужин дружественный дружеский
законодательство жилое жилищное
спрос потребительный потребительский
мастерство исполнительное исполнительское
вопросы оговорить обговорить
платье эффектное эффективное
насыпь земельная земляная
дом планирование планировка
срок гарантийный гарантированный
переговоры длинные длительные
изменения коренные корневые
подписать договор договоренность
пиджак одеть надеть

Упражнение 13. Прочитайте предложения. Постарайтесь исправить речевые ошибки в употреблении паронимов.

1)…по каждому департаменту назначался дежурный, у которого в экстремальном случае были бы сведения, где находится то или иное ответственное лицо.

2) …специальные проекты жилья, недорогого в производстве, экономического в эксплуатации…

3) В развитии туристской индустрии активно участвуют частные инвесторы.

4) И кивать, что виноваты люди, народ, значит, по меньшей мере проявлять неуважение к этому самому народу, заботиться о котором и призван огромный чиновный аппарат, стоящий над народом.

5) Таково положение и в других сферах нашего хозяйствования.

6) В представленном Вами отчете есть фактологические ошибки.

7) Дверь квартиры, запертая изнутри, и некоторые другие факторы делают возможным предположение, что пенсионер ушел из жизни по собственной воле.

8) Дверь открывать только по условленному знаку.

9) В марте этого года консультативный совет предоставил свой доклад, в котором не содержится никаких предложений о наказании компаний.

10) По мнению наблюдателей, некоторые детали хода заседаний дают возможность прогнозировать возникновение значимых трудностей при подписании экономического договора.

11) Нас связывают не только работа, но и глубокое убеждение в правильности выбранной стратегии.

12) Необходимо представить информацию клиентам своевременно.

13) Надо предпринимать решительные меры против текучки кадров информационно-технического отдела.

14) В организм человека вводят специфические вещества, оказывающие омолаживающие воздействие.

15) В движении воздушных масс участвуют потоки арктического воздуха с севера и умеренных широт, с юга – морского и тропического воздуха. города А – и единственный курорт, обладающий лечебными песочными пляжами, протянувшимися вдоль побережья курорта.

16) Такие действия должны учитываться кредитором для изменения существенных условий по кредиту, а также неприменения штрафных санкций.

17) Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды. 18) Наша компания предоставит новейшие технологические решения, что позволит оценить уровень развития нашей компании.

19) Некоторые покупательные тележки оснащены специальным детским сидением, что предоставляет дополнительное удобство для покупателей.

20) Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных.

21) Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.

22) В тоже время, указанным военнослужащим предоставлены документы, согласно которым право на использование накоплений для жилищного обеспечения у него возникло.

Источник

2. Устраните ошибки, связанные с речевой недостаточностью.

Необходимо составлять рационы с расчетом, чтобы наилучшим образом использовать продукты. 2) Плодами своего труда стали пользоваться кто работал на этой земле. 3) У ворот в высоком крыле до сих пор не установлена тепловая завеса, работающие там постоянно попадают в поток холодного воздуха из ворот. 4) Кок имел контакт с дизентерийным, находящимся на борту теплохода. 5) Под влиянием удобрений можно добиться значительного повышения сахара в свекле, крахмала в картофеле. 6) Цех имеет хорошие показатели по простою вагонов. 7) Русский народ свято хранит своих полководцев. 8) В кабинете литературы висят великие писатели. 9) Роман «Война и мир» отразил нравственные искания Л. Толстого 60-х годов. В романе «Воскресение» еще более резко обличается фальшь и бездушие светского общества. 10) «Как закалялась сталь» — центральное произведение Н. Островского. Столь же символично заглавие романа «Рожденные бурей».

3. Устраните недочеты, связанные с лексической избыточностью (плеоназм, тавтология).

Горькому удалось наиболее удачно изобразить образ рабочего. 2) Нам мало на подготовку полчаса времени. 3) В отделении совершенно нет никаких материалов. 4) Между нами установилось дружное взаимное понимание. 5) Сейчас мы зримо видим эти черты в нашем молодом поколении. 6) Живет и вечно будет жить в веках немеркнущая слава этих героев. 7) Его идеи будут прогрессивными и передовыми. 8) Подводя итоги, можно прийти к выводу, что герой преодолел свои собственные сомнения. 9) Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. 10) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

Устраните ошибки, связанные с речевой избыточностью.

Рождество я отмечал у коллеги по работе. 2) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 3) Каждый герой имеет свои индивидуальные черты. 4) В речи он употребляет диалектные и областные слова. 5) Алексей мысленно подумал, что это конец.

5. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера. 2) Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры. 3) Много нового и познавательного узнают студенты. 4) В школе сложилась сложная ситуация. 5) Приходилось работать в жару, в дождь, в ненастье.

6. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Он всего лишь описал случай, который случился с ним. 2) Летом дни длятся длиннее. 3) Более полно и ярко Некрасов изобразил образы крестьян-борцов. 4) Новая программа ежемесячно регулярно знакомит нас с новинками литературы. 5) Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.

7. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы: 1)избыточность высказывания; 2) недостаточность высказывания.

Сгоряча я могу сделать, а потом будет трудно исправить. 2) Вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал поэт тринадцать лет спустя. 3) К нам подошел молодой мальчик. 4) И худо-бедно, но дело шло: к сожалению, именно в нашем городе дела идут хуже, чем в других. 5) Большая часть поступивших овощей погублена зря. 6) Продавать векселя мы намереваемся не только столичным жителям, но и других городов. 7) Сейчас будем веселую комедию смотреть. 8) Одесса с давних пор была местом, куда прибывали и отбывали различные суда. 9) Сердце заледенело… Губы ссохлись. Он облизнул их языком. 10) Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного.

Источник

§ 5. Лексическая неполнота высказывания.

Справка. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.

Например : Сегодня генерал заявил ни больше ни меньше, КАК не исключает ВОЗМОЖНОСТЬ участия в выборах.

(надо: 1. … что он (вместо: как)

2. … как то, что он не исключает возможности)

Сенсационный трюк гарантировал ему очередной главный приз по благотворительности.

(надо: за деятельность в сфере благотворительности).

Многократная ситуация, усугубляемая тем, что …

(надо: многократно повторенная ситуация).

… Мы не пойдем на это, как на направление нашего движения».

(надо: мы не пойдем на это, это не может быть направлением нашего движения).

Есть в любом городе районы криминально опасные.

(надо: 1. опасные в криминальном отношении;

2. повышенной криминальной опасности).

Главная тема, которую я считал необходимым довести до мнения Президента.

(надо: довести до сведения Президента, чтобы знать его мнение).

В Москве и Санкт-Петербурге эпидемия угрожает в конце января.

(надо: Москве и Санкт-Петербургу угрожает опасность возникновения эпидемии).

Речевая недостаточность часто возникает в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания. При речевой недостаточности очень часто возникает неясность. Вследствие лексической неполноты нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл: Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников (надо: объединить усилия всех работников).

Вследствие пропуска слова могут возникнуть различные логические ошибки. Так, отсутствие нужного звена в выражении мысли приводит к алогизму: Условия города отличны от села (допустимо сравнение условий жизни в городе только с условиями жизни в селе).

Нередко в результате пропуска слова происходит подмена понятия. Например: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив – речь идет о карточках больных, а из текста следует, что «в архив сдаются больные».

Лексическая неполнота легко поддается правке: нужно вставить случайно пропущенное слово или словосочетание.

Например:

Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве.

Фермеры стремятся добиться увеличения поголовья овец в хозяйстве.

Упражнение 60 Устраните в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные неоправданным пропуском слов.

1. Специалисты в нефти говорят, что у нас еще больше упадут цены на нефть.

2. Некоторые руководители ограничивают свою воспитательную работу главным образом прогульщиками, пьяницами, лодырями и др.

3. По мере поедания сена все решетки доярка или подсобный рабочий подвигают к стогу.

4. Много раз предупреждали тунеядца, привлекали за мелкое хулиганство.

5. Плодами своего труда стали пользоваться, кто работал на этой земле.

6. Кок имел контакт с дизентерийными, находящимися на борту парохода.

7. Вот такой вот итог нашего круга вопросов.

8. Я заявляю протест и неуважение.

9. Ваша жизнь схожа с мужем нашей героини.

10. Препараты, о которых речь, пока в эксперименте.

11. Родители Игоря стали больше следить за сыном, чаще ходить в школу – за вторую четверть поведение улучшилось, но следить за мальчиком нужно систематически и контролировать все время.

12. Ряд заводов, как турбогенераторный, электрокерамического оборудования, сорвали здание по номенклатуре.

13. Некоторые работники треста не заботятся, чтобы создать монтажникам возможность вести работы передовыми методами.

14. При изучении карбонатных пород, в состав которых входят минералы кальций и доломит, важно определить количественное содержание этих минералов и распределение.

15. Многие дома в поселке газифицированы, расширились бытовые услуги.

16. Эта проблема решена голосованием палатой представителей в один голос. 17. Картотека позволяет легкую замену устаревших документов новыми.

§ 6. Плеоназм и тавтология.

Справка. Плеоназм (в переводе с греческого — излишество) оборот речи, содержащий однозначные или близкие по смыслу слова: написать свою автобиографию, лично я.

Тавтология. Крайней формой плеоназма является тавтология — оборот речи, содержащий повторение одних и тех же или однокоренных слов : следует отметить следующие факты, изображаемый образ наглядно показывает. Тавтология в переводе с греческого “то же самое слово”.

Речевую избыточность порождает и соединение иностранного слова с русским, дублирующим его значение : памятные сувениры, биография жизни, необычный феномен. В таких случаях говорят о скрытой тавтологии, так как русское слово повторяет значение заимствованного.

Однако некоторые сочетания подобного типа все же закрепляются в языке, что обычно связано с изменением значений входящих в них слов. Примером утраты тавтологичности может быть сочетание период времени, черные чернила, низкий бас.

Подобные ошибки очень распространены в текстах. Так, следующие предложения нуждаются в сокращении : 1. Данное предложение поддержала и одобрила подавляющая по своему абсолютному большинству группа слушателей. 2. Нередко на стройке вместо обычных, часто встречающихся печей, часто ставят электропечи, которые поглощают много электроэнергии. 3. Эти наши боевые горячие будни дней писателю удалось изобразить в книге наиболее удачно. Первое предложение следует освободить от тавтологических сочетаний: Данное предложение было поддержано большинством слушателей. Или: Большая часть слушателей поддержала данное предложение. Второе предложение значительно выиграло бы от устранения лишних слов: Нередко на стройках вместо обычных печей ставят электропечи, поглощающие много электроэнергии. В третьем предложении следует избавиться от тавтологии: Наиболее удачно в книге изображены наши боевые будни.

Упражнение 61. Найдите избыточные словосочетания. Объясните, в чем причина их избыточности.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, травматическое повреждение, патриот своей родины, прейскурант цен, коллега по профессии, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, ввести новое понятие, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия, ведущий лидер, необычный феномен, толпа людей, топать ногами, ответная контратака, странный парадокс.

Упражнение 62. В приведенных ниже предложениях устраните плеоназм и тавтологию.

1. Эта традиция

вновь

стала

возрождаться

. 2. В этом году коллектив литейного цеха

трудится

с большим

трудовым

подъемом. 3. В работе участвовало только двое

человек рабочих

— мотористов. 4. Судьба этих людей

похожа одна на другую

как две капли воды. 5. Досрочно и с большим

перевыполнением выполнены

коллективом государственные обязательные поставки. 6. Переговоры подошли к

своему концу

. 7. На ферме было выведено 25 тысяч

штук цыплят.

8.

Основной

и

самой главной

задачей в работе Госавтоинспекции была и остается борьба с дорожно — транспортными происшествиями. 9.

Участок

Ярославского управления “Сталь-конструкция” принимает

участие

в строительстве каждого из объектов Череповецкого металлургического завода. 10.

Вновь создаваемые

доменные печи будут печами с большим объемом. 11.

Ежегодно

всегда один

раз в год

проводятся выездные сессии Ученого совета на различные заводы. 12.

Неприглядно выглядят

эти нарушители уличного движения. 13. На операцию считывания машина затрачивает пять

секунд времени

. 14.

Внешне

, так сказать, на

взгляд со стороны

, все обстоит благополучно. 15. В эти дни страна отмечает

тридцатилетнюю годовщину

со дня своего освобождения. 16. На сцене МХАТа сегодня

первая премьера

пьесы Шекспира “Сон в летнюю ночь”. 17.

Говоря о разговоре

с прокурором, он подчеркнул, что … 18. Все зрители

отмечали замечательную

акустику.

Упражнение 63 Устраните в приведенных ниже предложениях логические недочеты, связанные с употреблением лишних слов (плеоназм), плеонастических сочетаний, «пустых» слов, с тавтологией (повторением одинаковых слов или слов с одинаковыми корнями), с многословием. Исправьте текст.

1. Чтобы переоборудовать табуляторы, надо затратить всего только лишь 45 рублей; эти расходы окупятся уже через 3 месяца.

2. В доме техники были выставлены портреты с фотографиями передовиков нашего института.

3. Много собственной инициативы проявляют корреспонденты Мунир Аглеев и Смирнов.

4. Но, однако, уже на сегодняшний многие женщины являются судьями в общих судах по делам малолетних преступников.

5. М. Горькому наиболее удачно удалось изобразить образ рабочего.

6. Нам мало на подготовку полчаса времени.

7. Незнакомые раньше девушки познакомились между собой.

8. Допускаемое превышение не должно превышать 2 мм.

9. Между ними установилось дружное взаимное понимание.

10 Сейчас мы зримо видим эти черты в нашем молодом поколении.

11. Живет и вечно будет жить в веках немеркнущая слава этих героев.

12. Для изготовления посуды широкого применения изготовлена и смонтирована конвейерная линия.

13. При безотходной и малоотходной штамповке можно пользоваться этими же формулами при условии учеты следующих условий.

14. В последний период времени участились жалобы со стороны Артемовского узла.

15. Теплоотдача из обоих стояков была равна друг другу.

16. Надо создавать необходимые условия для безусловного выполнения принимаемых обязательств.

17. Некоторые легкоатлеты начали пользоваться новыми эластичными шестами, которые помогают им преодолевать более высокие высоты.

18. Заводская молодежь будет получать здесь свое образование.

19. На этой фирме есть свободная вакансия.

20. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу.

21. Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне.

22. Начав работу, мы не можем отступить назад и оставить ее незавершенной. 23. Самое первейшее в работе исследователя – определение главных приоритетов.

23. В последние годы отношение электората избирателей к выборам значительно изменилось.

24. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания – 15 минут.

25. Самая высочайшая вершина мира – Эверест.

26. Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ.

Достарыңызбен бөлісу:

В приведенных ниже предложениях устраните плеоназмы (лишние слова).

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

1. Судьба этих людей похожа одна на другую, как две капли воды. 2. Переговоры подошли к своему концу. 3. На ферме было выведено 25 тысяч штук цыплят. 4. В некоторых комнатах совершенно не застеклены форточки. 5. У московского «Спартака» более лучшее соотношение забитых и пропущенных мячей. 6. Данный участок берега нуждается в его закреплении. 7. Между нами установилось дружное взаимное понимание. 8. В мастерской занимаются выявлением, учетом и использованием имеющихся в наличии резервов. 9. Основной и самой главной задачей в работе Госавтоинспекции была и остается борьба с дорожно-транспортными нарушениями. 10. Нам мало на подготовку полчаса времени.

Мастер-класс по русскому языку в 11 классе по теме: «Лексические нормы».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План урока (мастер — класса) по русскому языку.

Тема: «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление».

Учитель МКОУ СОШ № 2

Скрынникова Т. А.

1) рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способы их предупреждения;

2) понять, как можно применить полученные знания на ЕГЭ по русскому языку.

— повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»;

— дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».

— развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения.

— воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные.

Межпредметная связь: литература, русский язык.

Материально-техническое оснащение: компьютер,мультимедийный проектор, толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов, раздаточный материал. материал.

1. Организационный момент:

2. Сообщение темы и целей урока:

Тема нашего занятия «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление». Сегодня мы познакомимся с понятием «лексическая норма русского литературного языка», повторим и обобщим ваши знания по теме «Лексикология», а также будем активно работать над культурой вашей речи.

3. Этап всесторонней проверки домашнего задания:

Повторение изученного по теме «Лексикология».

На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели лексическую систему русского языка. Для закрепления материала проведем небольшую лексическую разминку.

Лексическая разминка: разгадывание кроссворда (приложение №1)

Вопросы к кроссворду:

1. Раздел языкознания, где изучается лексика.

2. Слова, употребляемые только в данной местности.

3. Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии.

4. Слова, близкие по значению.

5. Новые слова, появляющиеся в языке.

6. Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные).

7. Слова, противоположные по значению.

8. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Работа с эпиграфом:

Известный литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.

Говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий профессионального успеха.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

4 . Изучение нового материала:

— Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны?

— Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии с его лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря.

— Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов).

— Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» — разговорное, «прост.» — просторечие, «обл.» — диалектное, «устар.» — устаревшее, а также «книжн.» и «спец.».

— В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы.

Итак, соблюдение лексических норм достигается в результате:

1) Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.

2) Знания лексической сочетаемости слов.

3) Учета многозначности либо омонимии слов.

4) Учета расслоения лексики на:

— общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

— активно употребляемую и пассивный словарный запас;

— нейтральную и стилистически окрашенную.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим распространённые речевые ошибки и поговорим о способах их предупреждения. По ходу работы будем заполнять таблицу . (приложение №2)

1. Употребление слова в несвойственном ему значении/ непонимание значения слова;

Солдат упал навзничь и разбил лицо.

(слово «навзничь» означает «на спину, вверх лицом»)

Солдат упал ничком и разбил лицо.

(«ничком» — «лицом вниз»

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины карие волосы.

Ужасно красивый костюм.

У Ирины каштановые волосы.

Очень красивый костюм.

Если руки замёрзли, нужно одеть перчатки.

Сено в стогу – сытый корм скоту.

Если руки замёрзли, нужно надеть перчатки.

Сено в стогу – сытный корм скоту.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

5. Закрепление нового материала:

1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

2. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.

2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

3. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.

2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

4. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.

4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.

5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

7)Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

5. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1) Писатель писал роман в послевоенные годы.

2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3)Герои-подпольщики вели себя героически.

4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.

5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6) Активисты активно участвуют в работе.

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

6. Вспомните с прошлого урока виды речевых ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов.

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

1.Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.

2.Ошибки в усвоении формы фразеологизма.

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

4.Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Сейчас потренируемся в употреблении в речи фразеологизмов.

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …

Бросились искать приезжего. а его и след .

У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой .

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи .

Мы его расспрашиваем, а он словно воды .

Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как .

7. Слова — паразиты

— Слова — паразиты — это такие слова, которые засоряют речь.

— К ним разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: вот, ну, это и т.п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, вообще, честно говоря и т.п.

— Употребление слов — паразитов говорит о бедном словарном запасе человека, поэтому таких слов в нашей речи быть не должно.

Предлагаю вам побывать в роли корректоров.

Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).

2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).

3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

3. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).

4. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).

— Подготовить карточки с основными видами лексических ошибок.

Чему мы сегодня научились на занятии?

Назовите причины лексических ошибок?

Сегодня мы работали над типичными лексическими ошибками. Помните, что речь человека- это его визитная карточка. Я надеюсь, что вы после сегодняшнего занятия будете более внимательны к слову, к своим высказываниям.

Кроссворд на тему «Лексикология»

1. Раздел языкознания, где изучается лексика.

2. Слова, употребляемые только в данной местности.

3. Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии.

4. Слова, близкие по значению.

5. Новые слова, появляющиеся в языке.

6. Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные).

7. Слова, противоположные по значению.

8. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Лексические нормы

К лексическим недочетам относится речевая недостаточность, немотивированный пропуск слов, а также употребление лишних слов (плеоназмов) и тавтология (повторение одинаковых по значению слов или слов с одинаковыми корнями), т.е. многословие, и многое другое.

  • 1) Отсутствие крышки на коробках выводов может повлечь поражение электрическим током (Следует: повлечь за собой…)
  • 2) Родители стали больше следить за сыном, чаще ходят в школу — за вторую четверть поведение улучшилось, но следить за мальчиком нужно систематически и контролировать все время (Следует: …за вторую четверть поведение сына улучшилось, но следить за мальчиком нужно систематически и контролировать его все время).
  • 3) Данное предложение поддержала и одобрила подавляющая по своему абсолютному большинству группа учащихся. (Следует: Данное предложение было поддержано большинством учащихся.)
  • 4) Нередко на стройке вместо обычных часто встречающихся печей ставят электропечи, которые поглощают много электроэнергии. (Следует: Нередко на стройках вместо обычных печей ставят электропечи, поглощающие много энергии.)
  • 5) Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. (нужно исключить слово «проливной»).

источники:

http://infourok.ru/masterklass-po-russkomu-yaziku-v-klasse-po-teme-leksicheskie-normi-3178999.html

http://studwood.ru/1388454/literatura/leksicheskie_normy

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наложение границ это реестровая ошибка
  • Налогоплательщик юл ошибки установки
  • Налогоплательщик юл ошибка при печати
  • Налогоплательщик юл ошибка при запуске
  • Налогоплательщик юл ошибка отсутствует значение