Напрасно он проливал крокодильи слезы найти ошибку

Ответ:

Напрасно он лил крокодильи слезы.

(Лил крокодильи слезы)

Материнские слова наложили отпечаток на его жизни.

(Наложили отпечаток на жизни)

Чтобы сбить соперников с толку, они пустили ложный слух.

(Пустили ложный слух)

Он играл главную скрипку и дома и на работе

(Играл главную скрипку)

Он долго скитался и все же вернулся в свои пенаты.

(Свои пенаты)

Объяснение:

Ответ:

1. Напрасно он проливал КРОКОДИЛОВЫ слёзы.

2. Доброта отца НАЛОЖИЛА отпечаток на него.

3. Правительство посылало самые ЖЁСТКИЕ меры.

4. Они ПУСТИЛИ ложный слух.

5. Не стоит надеяться играть ПЕРВУЮ скрипку.

6. Долго скитаясь по свету, он всё же вернулся в РОДНЫЕ пенаты.

7. Чтение книг очень РАСШИРИЛО его кругозор.

8. Корабль СЕЛ на мель.

Объяснение:



Скачать материал

Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.
  В.А. Сухомлинск...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.
  В.А. Сухомлинск...

    1 слайд

    Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.
    В.А. Сухомлинский

    Интерактивный тренажёр на тему:
    Лексико-стилистические и морфолого-стилистические ошибки
    УЧИТЕЛЬ: АТАБЕКОВА АЙНУР ЖЕНИСБЕКОВНА

  • Неверное или неточное  употребление словаКругозор Павла был мал.Каждый персон...

    2 слайд

    Неверное или неточное употребление слова
    Кругозор Павла был мал.
    Каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
    Нужно отряхнуть от снега.
    Барыня отвела Герасиму маленькую жилплощадь.
    Мальчик во всем имитировал брату.
    узок
    Кругозор Павла был мал.
    Неверное употребление паронимов
    Каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
    Нужно отряхнуть ноги от снега.
    Барыня отвела Герасиму маленькую жилплощадь.
    Мальчик во всем имитировал брату.
    стряхнуть
    Кругозор Павла был мал.
    Употребление плеоназма
    Каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
    Нужно отряхнуть ноги от снега.
    Барыня отвела Герасиму маленькую жилплощадь.
    Мальчик во всем имитировал брату.

  • Напрасно он проливал крокодиловы слезыНачальство может говорить что угодно, н...

    3 слайд

    Напрасно он проливал крокодиловы слезы
    Начальство может говорить что угодно, но ученики-то точно знают, кто тут играет главную скрипку.
    Наша команда потерпела поражение.
    Барыня отвела Герасиму маленькую жилплощадь.
    Мальчик во всем имитировал брату.
    Нарушение в написании фразеологического оборота
    первую
    Напрасно он проливал крокодиловы слезы
    Начальство может говорить что угодно, но ученики-то точно знают, кто тут играет главную скрипку.
    Наша команда потерпела поражение.
    Барыня отвела Герасиму маленькую жилплощадь.
    Употребление анахронизма
    Мальчик во всем имитировал брату.
    комнату
    Напрасно он проливал крокодиловы слезы
    Начальство может говорить что угодно, но ученики-то точно знают, кто тут играет главную скрипку.
    Наша команда потерпела поражение.
    Барыня отвела Герасиму маленькую жилплощадь.
    Злоупотребление иноязычной лексикой
    Мальчик во всем имитировал брату.
    подражал

  • Какая ошибка допущена в предложении?Доверчивый    тон разговора, мягкие манер...

    4 слайд

    Какая ошибка допущена в предложении?
    Доверчивый тон разговора, мягкие манеры подкупали.
    Доверительный
    Неверное употребление паронимов
    Неверное или неточное употребление слова
    Употребление плеоназма

  • Какая ошибка допущена в предложении? Главная суть его выступления заключалась...

    5 слайд

    Какая ошибка допущена в предложении?
    Главная суть его выступления заключалась в том, чтобы убедить всех проголосовать «за».
    Неверное употребление паронимов
    Употребление анахронизмов
    Употребление плеоназма

  • Какая ошибка допущена в предложении?Спектакль вызывает грустное и жалкое наст...

    6 слайд

    Какая ошибка допущена в предложении?
    Спектакль вызывает грустное и жалкое настроение.
    чувство.
    Неверное употребление паронимов
    Неверное или неточное употребление слова
    Употребление плеоназма

  • Грязь брызгает из-под колёс.Эти цифровые пропуски недействительны.Критик анал...

    7 слайд

    Грязь брызгает из-под колёс.
    Эти цифровые пропуски недействительны.
    Критик анализировал творчество молодых поэтов.
    Вдруг я услышал моё имя.
    Был он в это утро тих и молчаливый.
    Ошибка в употреблении форм рода, числа и падежа существительных
    а
    Грязь брызгает из-под колёс.
    Эти цифровые пропуски недействительны.
    Критик анализировал творчество молодых поэтов.
    Вдруг я услышал моё имя.
    Был он в это утро тих и молчаливый.
    Ошибка в образовании и употреблении форм прилагательных
    Грязь брызгает из-под колёс.
    Эти цифровые пропуски недействительны.
    Критик анализировал творчество молодых поэтов.
    Вдруг я услышал моё имя.
    Был он в это утро тих и молчаливый.
    своё
    Ошибка в образовании и употреблении форм местоимений

  • Грязь брызгает из-под колёс.Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Пушкин...

    8 слайд

    Грязь брызгает из-под колёс.
    Наблюдая за облаками, мне было спокойно.
    Пушкин был самым величайшим поэтом в России.
    В почтовом ящике лежали неоплаченные счета..
    Нарушитель границ был без погонов.
    Ошибка в употреблении форм рода, числа и падежа существительных
    Ошибка в образовании и употреблении форм прилагательных
    Грязь брызгает из-под колёс.
    Наблюдая за облаками, мне было спокойно.
    Пушкин был самым величайшим поэтом в России.
    В почтовом ящике лежали неоплаченные счета..
    Нарушитель границ был без погонов.
    Ошибка в образовании и употреблении форм глаголов
    Грязь брызгает из-под колёс.
    Наблюдая за облаками, мне было спокойно.
    Пушкин был самым величайшим поэтом в России.
    В почтовом ящике лежали неоплаченные счета..
    Нарушитель границ был без погонов.
    брызжет

  • Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.К концу год...

    9 слайд

    Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.
    К концу года Сидоров совсем обезденежил.
    Вам надо подписать договора.
    Ошибка в употреблении форм рода, числа и падежа существительных
    ы
    Равнина обезлесела.
    Наблюдая за облаками, мне было спокойно.
    Ошибка в образовании и употреблении форм деепричастий
    Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.
    К концу года Сидоров совсем обезденежил.
    Вам надо подписать договора.
    Равнина обезлесела.
    Выйдя на улицу, ему стало легче.
    он почувствовал
    облегчение
    Ошибка в образовании и употреблении форм глаголов
    Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.
    К концу года Сидоров совсем обезденежил.
    Вам надо подписать договора.
    Равнина обезлесела.
    Наблюдая за облаками, мне было спокойно.
    е

  • Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке.Встречая утр...

    10 слайд

    Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке.
    Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны.
    Я уверен, что победю.
    Решив задачу, я буду отдыхать.
    Мы хотим остановиться у озера, расположенного недалеко от леса.
    Ошибка в употреблении форм причастий
    х
    Ошибка в образовании и употреблении форм деепричастий
    Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке.
    Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны.
    Я уверен, что победю.
    Решив задачу, я буду отдыхать.
    Мы хотим остановиться у озера, расположенного недалеко от леса.
    отдохну.
    Ошибка в образовании и употреблении форм глаголов
    Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке.
    Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны.
    Я уверен, что победю.
    Решив задачу, я буду отдыхать.
    Мы хотим остановиться у озера, расположенного недалеко от леса.
    смогу победить.

  • Пять спортсменок  участвовали в соревновании.Мы не спали   три     сутки.Зеле...

    11 слайд

    Пять спортсменок участвовали в соревновании.
    Мы не спали три сутки.
    Зелень увянула.
    Он прочитал этот текст выразительнее.
    Его поступок легкомысленен.
    Ошибка в употреблении форм рода, числа и падежа числительных
    ое суток.
    Ошибка в образовании и употреблении форм прилагательных
    Пять спортсменок участвовали в соревновании.
    Мы не спали три сутки.
    Зелень увянула.
    Он прочитал этот текст выразительнее.
    Его поступок легкомысленен.
    Ошибка в образовании и употреблении форм глаголов
    Пять спортсменок участвовали в соревновании.
    Мы не спали три сутки.
    Зелень увянула.
    Он прочитал этот текст выразительнее.
    Его поступок легкомысленен.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 276 127 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 05.02.2023
  • 96
  • 1
  • 05.02.2023
  • 366
  • 10
  • 05.02.2023
  • 93
  • 0

«Русский родной язык», Александрова О.М.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Вставить эту публикацию

Вставить код

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.
В.А. Сухомлинский

Интерактивный тренажёр на тему:
Лексико-стилистические и морфолого-стилистические ошибки
УЧИТЕЛЬ: АТАБЕКОВА АЙНУР ЖЕНИСБЕКОВНА

Слайд #2

Неверное или неточное употребление слова
Кругозор Павла был мал.
Каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
Нужно отряхнуть от снега.
Барыня отвела Герасиму маленькую жилплощадь.
Мальчик во всем имитировал брату.
узок
Кругозор Павла был мал.
Неверное употребление паронимов
Каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
Нужно отряхнуть ноги от снега.
Барыня отвела Герасиму маленькую жилплощадь.
Мальчик во всем имитировал брату.
стряхнуть
Кругозор Павла был мал.
Употребление плеоназма
Каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
Нужно отряхнуть ноги от снега.
Барыня отвела Герасиму маленькую жилплощадь.
Мальчик во всем имитировал брату.

Слайд #3

Напрасно он проливал крокодиловы слезы
Начальство может говорить что угодно, но ученики-то точно знают, кто тут играет главную скрипку.
Наша команда потерпела поражение.
Барыня отвела Герасиму маленькую жилплощадь.
Мальчик во всем имитировал брату.
Нарушение в написании фразеологического оборота
первую
Напрасно он проливал крокодиловы слезы
Начальство может говорить что угодно, но ученики-то точно знают, кто тут играет главную скрипку.
Наша команда потерпела поражение.
Барыня отвела Герасиму маленькую жилплощадь.
Употребление анахронизма
Мальчик во всем имитировал брату.
комнату
Напрасно он проливал крокодиловы слезы
Начальство может говорить что угодно, но ученики-то точно знают, кто тут играет главную скрипку.
Наша команда потерпела поражение.
Барыня отвела Герасиму маленькую жилплощадь.
Злоупотребление иноязычной лексикой
Мальчик во всем имитировал брату.
подражал

Слайд #4

Какая ошибка допущена в предложении?
Доверчивый тон разговора, мягкие манеры подкупали.
Доверительный
Неверное употребление паронимов
Неверное или неточное употребление слова
Употребление плеоназма

Слайд #5

Какая ошибка допущена в предложении?
Главная суть его выступления заключалась в том, чтобы убедить всех проголосовать «за».
Неверное употребление паронимов
Употребление анахронизмов
Употребление плеоназма

Слайд #6

Какая ошибка допущена в предложении?
Спектакль вызывает грустное и жалкое настроение.
чувство.
Неверное употребление паронимов
Неверное или неточное употребление слова
Употребление плеоназма

Слайд #7

Грязь брызгает из-под колёс.
Эти цифровые пропуски недействительны.
Критик анализировал творчество молодых поэтов.
Вдруг я услышал моё имя.
Был он в это утро тих и молчаливый.
Ошибка в употреблении форм рода, числа и падежа существительных
а
Грязь брызгает из-под колёс.
Эти цифровые пропуски недействительны.
Критик анализировал творчество молодых поэтов.
Вдруг я услышал моё имя.
Был он в это утро тих и молчаливый.
Ошибка в образовании и употреблении форм прилагательных
Грязь брызгает из-под колёс.
Эти цифровые пропуски недействительны.
Критик анализировал творчество молодых поэтов.
Вдруг я услышал моё имя.
Был он в это утро тих и молчаливый.
своё
Ошибка в образовании и употреблении форм местоимений

Слайд #8

Грязь брызгает из-под колёс.
Наблюдая за облаками, мне было спокойно.
Пушкин был самым величайшим поэтом в России.
В почтовом ящике лежали неоплаченные счета..
Нарушитель границ был без погонов.
Ошибка в употреблении форм рода, числа и падежа существительных
Ошибка в образовании и употреблении форм прилагательных
Грязь брызгает из-под колёс.
Наблюдая за облаками, мне было спокойно.
Пушкин был самым величайшим поэтом в России.
В почтовом ящике лежали неоплаченные счета..
Нарушитель границ был без погонов.
Ошибка в образовании и употреблении форм глаголов
Грязь брызгает из-под колёс.
Наблюдая за облаками, мне было спокойно.
Пушкин был самым величайшим поэтом в России.
В почтовом ящике лежали неоплаченные счета..
Нарушитель границ был без погонов.
брызжет

Слайд #9

Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.
К концу года Сидоров совсем обезденежил.
Вам надо подписать договора.
Ошибка в употреблении форм рода, числа и падежа существительных
ы
Равнина обезлесела.
Наблюдая за облаками, мне было спокойно.
Ошибка в образовании и употреблении форм деепричастий
Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.
К концу года Сидоров совсем обезденежил.
Вам надо подписать договора.
Равнина обезлесела.
Выйдя на улицу, ему стало легче.
он почувствовал
облегчение
Ошибка в образовании и употреблении форм глаголов
Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.
К концу года Сидоров совсем обезденежил.
Вам надо подписать договора.
Равнина обезлесела.
Наблюдая за облаками, мне было спокойно.
е

Слайд #10

Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке.
Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны.
Я уверен, что победю.
Решив задачу, я буду отдыхать.
Мы хотим остановиться у озера, расположенного недалеко от леса.
Ошибка в употреблении форм причастий
х
Ошибка в образовании и употреблении форм деепричастий
Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке.
Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны.
Я уверен, что победю.
Решив задачу, я буду отдыхать.
Мы хотим остановиться у озера, расположенного недалеко от леса.
отдохну.
Ошибка в образовании и употреблении форм глаголов
Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке.
Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны.
Я уверен, что победю.
Решив задачу, я буду отдыхать.
Мы хотим остановиться у озера, расположенного недалеко от леса.
смогу победить.

Слайд #11

Пять спортсменок участвовали в соревновании.
Мы не спали три сутки.
Зелень увянула.
Он прочитал этот текст выразительнее.
Его поступок легкомысленен.
Ошибка в употреблении форм рода, числа и падежа числительных
ое суток.
Ошибка в образовании и употреблении форм прилагательных
Пять спортсменок участвовали в соревновании.
Мы не спали три сутки.
Зелень увянула.
Он прочитал этот текст выразительнее.
Его поступок легкомысленен.
Ошибка в образовании и употреблении форм глаголов
Пять спортсменок участвовали в соревновании.
Мы не спали три сутки.
Зелень увянула.
Он прочитал этот текст выразительнее.
Его поступок легкомысленен.


Слайд 1
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Употребление грамматических форм имен

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
 
 Употребление грамматических форм имен существительных и прилагательных

существительных и прилагательных


Слайд 2
ПОВТОРИМ
Исправьте смысловые ошибки.
Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.
Задача

ПОВТОРИМИсправьте смысловые ошибки.Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.Задача каждого – стараться не делать поступков, за

каждого – стараться не делать поступков, за которые потом

будет стыдно.
Академик совершил блестящую научную карьеру.
В последнем соревновании этот спортсмен

покорил все рекорды.


Слайд 3
ПОВТОРИМ
Исправьте случаи нарушения лексической сочетаемости.
Отыскивая дорогу домой, мы

ПОВТОРИМИсправьте случаи нарушения лексической сочетаемости.Отыскивая дорогу домой, мы завернули за угол леса.Приобрести уважение новых одноклассников

завернули за угол леса.
Приобрести уважение новых одноклассников было нелегко.
Мужчина

воскликнул визгливым баском.
Только через год у Анны удалась возможность увидеться

с семьей.
Я не принимала активной роли в споре.
Мы сделали самые низкие цены.
Я полностью согласна с мнением социологического опроса.
Несмотря на трудности, мы верили в неминуемую победу.
Наставления отца не имели для мальчика никакой роли.


Слайд 4
ПОВТОРИМ
Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
Напрасно он проливал

ПОВТОРИМИсправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.Напрасно он проливал крокодильи слезы.Материнские слова отложили отпечаток на его

крокодильи слезы.
Материнские слова отложили отпечаток на его жизни.
Чтобы сбить

соперников с толку, они пропустили ложный слух.
Он мечтал играть главную

скрипку и дома, и на работе.
О долго скитался и все же вернулся в свой пенат.


Слайд 5
Морфологические нормы русского литературного языка – это правила

Морфологические нормы русского литературного языка – это правила образования и употребления форм различных частей речи.

образования и употребления форм различных частей речи.


Слайд 6
Употребление грамматических форм имен существительных
Родовая принадлежность имен существительных

Употребление грамматических форм имен существительныхРодовая принадлежность имен существительных определяется по особенностям окончаний при склонении.	Затруднения в

определяется по особенностям окончаний при склонении.

Затруднения в определении рода

имени существительного возникают, если мы сталкиваемся в речи с
аббревиатурами;
— существительными

с суффиксами субъективной оценки
иноязычными словами;
словами, имеющими родовые варианты.


Слайд 7
Употребление грамматических форм имен существительных
Родовая принадлежность большинства аббревиатур

Употребление грамматических форм имен существительныхРодовая принадлежность большинства аббревиатур определятся по роду стержневого слова, например:ВЦИОМ известил

определятся по роду стержневого слова, например:
ВЦИОМ известил общественность (ВЦИОМ

– Всероссийский центр изучения общественного мнения).

Но у некоторых аббревиатур род

определяется. как у обычных существительных — по внешним, формальным признакам
Вуз объявил дополнительный набор обучающихся по некоторым специальностям


Слайд 8
Употребление грамматических форм имен существительных
Род существительных с суффиксами

Употребление грамматических форм имен существительныхРод существительных с суффиксами субъективной оценки, которые помогают нам выразить свое

субъективной оценки, которые помогают нам выразить свое отношение к

предмету разговора, определяется по роду тех слов, от которых они

образованы
Жалкая мелочишка
Старое пальтишко
Гениальный умище


Слайд 9
Употребление грамматических форм имен существительных
Можно ли существительное ДОМ

Употребление грамматических форм имен существительныхМожно ли существительное ДОМ изменить так, чтобы, оставаясь в форме именительного

изменить так, чтобы, оставаясь в форме именительного падежа и

сохраняя мужской род, оно приобрело окончания –А, –Е, -О?


Слайд 10
Употребление грамматических форм имен существительных
ДОМ – домишкО, домищЕ,

Употребление грамматических форм имен существительных	ДОМ – домишкО, домищЕ, доминА

доминА


Слайд 11
Употребление грамматических форм имен существительных
Чтобы определить род заимствованного

Употребление грамматических форм имен существительныхЧтобы определить род заимствованного слова, необходимо знать:2) к м.р. относятся названия

слова, необходимо знать:

2) к м.р. относятся названия лиц мужского

пола, названия животных, ветров, языков, некоторых предметов: испанский идальго, мой

импресарио, белоснежный фламинго, разрушительный торнадо, литературный хинди, черный кофе, досадный пенальти;
географические названия, если они соотносятся с существительными мужского рода: солнечный Дели, гостеприимный Тбилиси.


Слайд 12
Употребление грамматических форм имен существительных
Чтобы определить род заимствованного

Употребление грамматических форм имен существительныхЧтобы определить род заимствованного слова, необходимо знать:2) к ж.р. относятся наименования

слова, необходимо знать:

2) к ж.р. относятся наименования лиц женского

пола, некоторых животных, географические названия (если они соотносятся с существительными

ж.р.) и названия некоторых неодушевленных предметов: строгая мадам, красивая леди, бурная Миссисипи, свежая салями, широкая авеню, опасная цеце, соленая иваси.


Слайд 13
Употребление грамматических форм имен существительных
Чтобы определить род заимствованного

Употребление грамматических форм имен существительныхЧтобы определить род заимствованного слова, необходимо знать:3) к ср.р. Относятся обычно

слова, необходимо знать:

3) к ср.р. Относятся обычно существительные, обозначающие

различные неодушевленные предметы: клетчатое кашне, какао выпито, новое шоссе.
К общему

роду — существительные, которые могут называть как лиц мужского, так и лиц женского пола: случайный визави – приятная визави.


Слайд 14
Употребление грамматических форм имен существительных
Иногда при определении родовой

Употребление грамматических форм имен существительныхИногда при определении родовой принадлежности слова мы можем столкнуться со случаями

принадлежности слова мы можем столкнуться со случаями колебания в

роде, когда склоняемое существительное имеет две родовые формы.
Закрытая ставня –

покосившийся ставень
Чистая манжета – кружевной манжет
Новая банкнота – утерян банкнот
Смешная жирафа – жираф обедал


Слайд 15
Употребление грамматических форм имен существительных
Если существительное мужского рода,

Употребление грамматических форм имен существительныхЕсли существительное мужского рода, обозначающее профессию или род занятий, называет лицо

обозначающее профессию или род занятий, называет лицо женского пола,

то глагол-сказуемое согласуется с ним в ж.р., а прилагательное-определение –

в м.р.
Молодой исследователь увлеченно рассказывала о результатах своей работы.
Опытный хирург Ковалева успешно провела операцию.


Слайд 16
Употребление грамматических форм имен существительных
При образовании форм числа

Употребление грамматических форм имен существительныхПри образовании форм числа имен существительных можно столкнуться с рядом трудностей:можно

имен существительных можно столкнуться с рядом трудностей:
можно неправильно образовать

форму числа;
нередко ошибкой является сам факт образования форм числа;
можно неправильно

употребить форму числа, если от многозначных существительных образуются две формы множественного числа.
Дно – донья или дны?
Кочерга – кочерги или кочерёги?
Учитель – учители или учителя?


Слайд 17
Употребление грамматических форм имен существительных
Образование и употребление падежных

Употребление грамматических форм имен существительныхОбразование и употребление падежных форм имен существительных осложняется наличием вариантов.Варианты существуют

форм имен существительных осложняется наличием вариантов.
Варианты существуют в формах

родительного падежа единственного числа существительных м.р., причем варианты эти различаются

по значению. Они характерны в основном для вещественных и отвлеченных существительных.
Если речь идет о каком-то количестве вещества (или об отсутствии количества), включая случаи указания на часть целого, то следует использовать форму с окончанием –У(Ю): банка меду, ни грамма сахару, выпить чаю.
В остальных случаях употребляется обычная в родительном падеже форма с окончанием –А(Я): запах меда, производство сахара, вкус чая.


Слайд 18
Употребление грамматических форм имен существительных
В форме предложного падежа

Употребление грамматических форм имен существительныхВ форме предложного падежа единственного числа существительного м.р. в сочетании с

единственного числа существительного м.р. в сочетании с предлогами В

и НА имеет окончания –У(Ю) и –Е. Падежные формы на

–У(Ю) употребляются, когда они выступают в роли обстоятельства места, времени или образа действия, например: гулять в лесу, потерять в снегу, говорить на ходу.
Формы с окончанием –Е используются в тех случаях , когда существительные имеют объектное значение и употребляются в функции дополнения, например: роль в «Горячем снеге» Ю. Бондарева, в «Лесе» А. Островского


Слайд 19
Употребление грамматических форм имен существительных
Если падежные формы не

Употребление грамматических форм имен существительныхЕсли падежные формы не различаются значением, то они различаются стилевой принадлежностью.

различаются значением, то они различаются стилевой принадлежностью. Так, основная

форма предложного падежа, имеющая окончание –Е, является нейтральной, поэтому используется

во всех сферах общения, реже она имеет книжный характер (На дубе появились первые листья. Студент Пирогов находился в академическом отпуске).
Вариативная форма с окончанием –У(Ю) употребляется, как правило, в неофициальном общении и носит разговорный или профессиональный характер (с понедельника я в отпуску; лаки в спирту).


Слайд 20
Употребление грамматических форм имен существительных
Некоторые существительные м.р. во

Употребление грамматических форм имен существительныхНекоторые существительные м.р. во множественном числе имеют вариантные формы в именительном

множественном числе имеют вариантные формы в именительном падеже:
1) имена

существительные, формы которых различаются по значению, представляющие собой падежные формы

омонимов.
Боевые ордена – рыцарские ордены
Школьные лагеря – противоборствующие лагери
Яркие тона – тоны сердца
Художественные образы — старинные образа
Созревшие хлеба – испечь хлебы
Пропуски уроков – выдать пропуска
Корпусы часов – корпуса зданий


Слайд 21
Употребление грамматических форм имен существительных
2) имена существительные, имеющие

Употребление грамматических форм имен существительных2) имена существительные, имеющие формы различные по своей стилевой принадлежности, среди

формы различные по своей стилевой принадлежности, среди которых выделяются

равноправные варианты
Прожекторы – прожектора, тракторы- трактора,
инструкторы – инструктора
и допустимые варианты

, когда форма с окончанием –Ы(И) используется в книжной речи, а с окончанием –А(Я) , также являющаяся литературной, предпочтительнее в разговорной речи.
Договоры-договора, слесари-слесаря, редакторы- редактора


Слайд 22
Употребление грамматических форм имен существительных
Кроме перечисленных встречаются также

Употребление грамматических форм имен существительныхКроме перечисленных встречаются также устаревшие варианты и те, которые встречаются в

устаревшие варианты и те, которые встречаются в профессиональной речи
Лекари

– лекаря (устар.)
Вызовы – вызова (мед.)


Слайд 23
Употребление грамматических форм имен существительных
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Интеллигентная семья продаст двух

Употребление грамматических форм имен существительныхОБЪЯВЛЕНИЕИнтеллигентная семья продаст двух фортепьянов, пять польт, одну роялю. Мешаются в калидоре.

фортепьянов, пять польт, одну роялю. Мешаются в калидоре.


Слайд 24
Употребление грамматических форм имен существительных
В форме родительного падежа

Употребление грамматических форм имен существительныхВ форме родительного падежа множественного числа существительные м.р., называющие лицо по

множественного числа существительные м.р., называющие лицо по национальности или

роду воинской службы, единицы измерения, отдельные предметы, включая парные, а

также плоды, могут иметь нулевое окончание.
Культура татар, англичан, молдаван
Не видно солдат, гусар
Сто ватт, ампер, пара чулок
Пара ботинок, сапог, килограмм яблок
Либо окончание –ОВ(ЕВ), например:
Земля монголов, якутов
Фотографии капитанов, полковников
Много километров
Сотни байтов
Продажа брелоков
Упаковка носков
Килограмм томатов, бананов, апельсинов.


Слайд 25
Употребление грамматических форм имен существительных
Существительные, обозначающие лицо по

Употребление грамматических форм имен существительныхСуществительные, обозначающие лицо по роду воинской службы, в форме род.п. мн.ч.

роду воинской службы, в форме род.п. мн.ч. имеют
окончание –ОВ(ЕВ),

если называют отдельных лиц, например: несколько гусаров, трое гренадеров
— нулевое

окончание, если сочетаются со словами, называющими воинское звание, например: эскадрон гусар, отряд драгун.


Слайд 26
Употребление грамматических форм имен существительных
Образование форм род. пад.

Употребление грамматических форм имен существительныхОбразование форм род. пад. мн.ч. существительных ж.р. тоже может вызвать затрудненияУдарное

мн.ч. существительных ж.р. тоже может вызвать затруднения

Ударное окончание –ЕЙ

(свечей, долей, статей) и безударное –ЕЙ (мощностей, отраслей, пригорошней).

Нулевое окончание

( участие бегуний, запах оладий (на –ья), покупка вафель, туфель, серёг; не пробовать вишен, организация таможен, но встреча барышень, околицы деревень)


Слайд 27
Употребление грамматических форм имен существительных
Существительные ср.р в форме

Употребление грамматических форм имен существительныхСуществительные ср.р в форме род.п. мн.ч. могут иметь нулевое окончание, например:Урожай

род.п. мн.ч. могут иметь нулевое окончание, например:
Урожай яблок
Нет мест
Много

ремесел
Вышивка полотенец
Набор блюдец

или окончание –ЕЙ, например:
Приклады ружей
Упражнение для коленей


Слайд 28
Употребление грамматических форм имен существительных
Когда мы вынуждены просклонять

Употребление грамматических форм имен существительныхКогда мы вынуждены просклонять имена существительные, имеющие форму только мн.ч., то

имена существительные, имеющие форму только мн.ч., то должны иметь

в виду, что здесь возможны окончание -ОВ(ЕВ): дождаться заморозков, выборов,

купить чипсов, не носить лохмотьев;
-ЕЙ: двое граблей, работник яслей, герои трудовых будней;
нулевое окончание: не носить шорт, поесть макарон, ждать каникул.


Слайд 29
Употребление грамматических форм имен существительных
В каком предложении содержится

Употребление грамматических форм имен существительныхВ каком предложении содержится ошибочно образованная форма имени существительного? Объясните, чем

ошибочно образованная форма имени существительного? Объясните, чем вызвано появление

таких форм. Можно ли эту форму употребить в другом контексте?

Её дебютом на большой сцене стала роль в «Вишневом саду» А. Чехова
На миру и смерть красна.
Важные разговоры не ведутся на ходу.
В лесу было сумрачно и неуютно.


Слайд 30
Употребление грамматических форм имен существительных
Исправьте ошибки, допущенные при

Употребление грамматических форм имен существительныхИсправьте ошибки, допущенные при образовании и употреблении форм числа имен существительных.Каждому

образовании и употреблении форм числа имен существительных.
Каждому необходимо следить

за своей речью и манерами поведения.
В победе заинтересован только высший

круг общества.
По моей команде сдайте оружия!
Подросткам нужно знать о том, как строить правильное отношение со сверстниками.
Будь осторожен, не наступи на зубы граблей.
Не надо делать разниц в отношении к старшим и младшим.
Дворник подметал во дворе опавшие осенние листы деревьев.


Слайд 31
Употребление грамматических форм имен существительных
Подберите подходящие к данным

Употребление грамматических форм имен существительныхПодберите подходящие к данным существительным определения:Пенальти, кофе, шампунь, дружище, ООН, атташе,

существительным определения:
Пенальти, кофе, шампунь, дружище, ООН, атташе, зайчишка, конфетти,

бедняга, МИД, жалюзи, грязища. какаду, СМИ, крем-брюле, сирота, пони, авеню,

фрау, салями


Слайд 32
Прочитайте рецепт приготовления торта.
Фруктовый торт «Приятный сюрприз»
Приготовление: 1

Прочитайте рецепт приготовления торта.Фруктовый торт «Приятный сюрприз»Приготовление: 1 стакан сахар… взбейте с 6 яичными белками

стакан сахар… взбейте с 6 яичными белками до образования

густой однородной массы, постепенно добавляя понемногу 1 стакан муки. Выложите

тесто на смазанную маслом форму и выпекайте в разогретой духовке. Точно так же приготовьте вторую порцию теста, всыпав в него пару пригорош… изюм… . Полученные бисквиты остудите и аккуратно разрежьте вдоль ножом. Каждый бисквитный пласт смажьте кремом, положите приготовленные фрукт и ягоды, разделив пласт на несколько равных дол… и заполнив каждую отдельным сортом фруктов. Верхний слой торта украсьте взбитыми сливками и фруктами.
Крем: взбейте до однородной массы 400 грамм… сливочного масла с таким же количеством сгущенного молока.
Подготовка фруктов: по 200 грамм… яблок…, банан…, абрикос…, апельсин…, виш… или череш… очистите от кожуры и косточек и разрежьте на тонкие маленькие ломтики.


Слайд 33
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Морфологические нормы касаются прежде

Употребление грамматических форм имен прилагательныхМорфологические нормы касаются прежде всего полных и кратких имен прилагательных, которые

всего полных и кратких имен прилагательных, которые отличаются друг

от друга
значением,
грамматическими признаками,
стилистическими особенностями.
Полные формы имен прилагательных обозначают абсолютный

и постоянный признак, а краткие — относительный и характерный для определенного промежутка времени.
Дон – глубокая река.
Для купания малышей река глубока.


Слайд 34
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Поскольку полная и краткая

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПоскольку полная и краткая форма имен прилагательных различаются по смыслу, необходимо

форма имен прилагательных различаются по смыслу, необходимо следить за

правильностью их употребления в речи.
Ученики 11П класса способные к точным

наукам, а 10П — к гуманитарным. (Следует употребить прилагательное способны).
Наш класс уже пять лет хорошо знакомый с творчеством этого художника.(Следует употребить прилагательное знаком).


Слайд 35
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Стилистическое отличие полной и

Употребление грамматических форм имен прилагательныхСтилистическое отличие полной и краткой форм имен прилагательных заключается в книжном

краткой форм имен прилагательных заключается в книжном характере кр.ф.

и нейтральном, иногда разговорном характере полн. ф.

Сравните: Никита общителен, открыт,

быстро и легко вступает в контакт со сверстниками.
Ваш сын открытый и общительный человек, у него много друзей среди сверстников.


Слайд 36
Употребление грамматических форм имен прилагательных
При использовании полных и

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПри использовании полных и кратких прилагательных мы должны соблюдать несколько простых

кратких прилагательных мы должны соблюдать несколько простых правил:
Полную и

краткую формы имен прилагательных нельзя употреблять как однородные члены предложения.

(Староста класса серьезна, дисциплинированна и очень ответственная)
В разговоре об обыденных вещах, например о погоде, желательно использовать конструкции с полными прилагательными. (Утро было теплое и безветренное)
В письменной же речи отдавайте предпочтение кратким формам.
Зачастую писатели и поэты намеренно употребляют такие формы, чтобы придать тексту оттенок книжности, высокого стиля: Свободны, горды, полудики, Природы верные жрецы. (К. Батюшков)


Слайд 37
Употребление грамматических форм имен прилагательных
При образовании кр.ф. м.р.

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПри образовании кр.ф. м.р. От прилагательных на -енный мы сталкиваемся с

От прилагательных на -енный мы сталкиваемся с вариативными формами.
Величественен

– величествен,
воинственен – воинствен.
В современном русском языке оба варианта считаются

литературными, однако в настоящее время форма на –ен используется чаще как более «экономная». Форма на –енен больше характерна для книжной речи и применяется в случаях, когда тексту нужно придать особую торжественность.


Слайд 38
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Прилагательные, заканчивающиеся на ударный

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПрилагательные, заканчивающиеся на ударный –Енный, образуют к.ф. м.р. только на –енен,

–Енный, образуют к.ф. м.р. только на –енен, кроме соврЕменный

(современен) и блажЕнный (блаженен).
Обыкновенный – обыкновенен
Сокровенный — сокровенен


Слайд 39
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Морфологические нормы регулируют также

Употребление грамматических форм имен прилагательныхМорфологические нормы регулируют также образование и употребление форм степеней сравнения имен

образование и употребление форм степеней сравнения имен прилагательных.
В литературном

языке недопустимо соединять в одном прилагательном элементы форм простой и

сложной степеней сравнения, причем это правило действительно как для сравнительной, так и для превосходной степеней сравнения.
Подготовка к юбилею города в последние недели стала более активнее.
Самое ярчайшее выступление на праздничном концерте – композиция танцевальной студии «Андромеда».


Слайд 40
Употребление грамматических форм имен прилагательных
При образовании и употреблении

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПри образовании и употреблении форм простой сравнительной степени имен прилагательных моут

форм простой сравнительной степени имен прилагательных моут возникнуть затруднения.

Мы не всегда знаем, какой из трех суффиксов выбрать.
Чаще всего

форма простой сравнительной степени образуется при помощи суффикса –ЕЕ или его варианта –ЕЙ, больше характерного для разговорной речи: красивее, слабее, длиннее.

Не применяйте грубые просторечные
формы красивше, слабже, длиньше.


Слайд 41
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Реже используется суффикс –Е:

Употребление грамматических форм имен прилагательныхРеже используется суффикс –Е: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.Не применяйте в

бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.
Не применяйте в речи разговорные

формы
бойчее, звончее, бойчее, ловчее и грубые просторечные формы слаже,

хлеще.
Всего несколько слов образуется с помощью
суффикса –ШЕ: дальше, тоньше, старше.
Прилагательные маленький, хорошй, плохой обладают формами простой сравнительной степени, полученными от другой основы: меньше, лучше, хуже.
Некоторые прилагательные и вовсе не способны к образованию простой сравнительной степени сравнения (гордый, боевой).


Слайд 42
Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных
Помимо своей главной функции определять

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательныхПомимо своей главной функции определять предмет, называя его существенные признаки, в художественной

предмет, называя его существенные признаки, в художественной литературе, публицистике,

рекламе прилагательные выступают в роли образных определений, или эпитетов.

Эпитеты

придают речи художественную выразительность, поэтическую яркость.


Слайд 43
Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных
А знаете ли вы, что

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательныхА знаете ли вы, что у слова МУЗЫКА 280 эпитетов, у слова

у слова МУЗЫКА 280 эпитетов, у слова ЯЗЫК –

324, у слова лицо – 591.
(Из «Словаря эпитетов русского

литературного языка» К. Горбачевича и Е. Хабло)


Слайд 44
Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных
Найдите эпитеты:

Огонь очистительный,
Огонь роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий,

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательныхНайдите эпитеты:Огонь очистительный,Огонь роковой,Красивый, властительный,Блестящий, живой!Бесшумный в мерцанье церковной свечи,Многошумный в пожаре,Глухой

живой!
Бесшумный в мерцанье церковной свечи,
Многошумный в пожаре,
Глухой для мольбы,

многоликий,
Многоцветный при гибели зданий,
Проворный, веселый и страстный,
Так победно-прекрасный…

(К. Бальмонт)


Слайд 45
Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных
Дополните ряд эпитетов своими примерами:

Лицо

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательныхДополните ряд эпитетов своими примерами:Лицо – одухотворенное, живое, …Глаза – колючие, колдовские,

– одухотворенное, живое, …
Глаза – колючие, колдовские, …
Голос –

задорный, ледяной, …
Утро – радостное, черемуховое, …
Походка – легкая, горделивая,


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Направляло важную цель исправить ошибку
  • Напоминание ошибка загрузки игры genshin impact
  • Напольный кондиционер электролюкс ошибка p1
  • Напольный кондиционер алмаком ошибка f1
  • Напольный кондиционер tcl ошибка ft