Напрасно он проливал крокодильи слезы ошибка

Ответ:

Напрасно он лил крокодильи слезы.

(Лил крокодильи слезы)

Материнские слова наложили отпечаток на его жизни.

(Наложили отпечаток на жизни)

Чтобы сбить соперников с толку, они пустили ложный слух.

(Пустили ложный слух)

Он играл главную скрипку и дома и на работе

(Играл главную скрипку)

Он долго скитался и все же вернулся в свои пенаты.

(Свои пенаты)

Объяснение:

Ответ:

1. Напрасно он проливал КРОКОДИЛОВЫ слёзы.

2. Доброта отца НАЛОЖИЛА отпечаток на него.

3. Правительство посылало самые ЖЁСТКИЕ меры.

4. Они ПУСТИЛИ ложный слух.

5. Не стоит надеяться играть ПЕРВУЮ скрипку.

6. Долго скитаясь по свету, он всё же вернулся в РОДНЫЕ пенаты.

7. Чтение книг очень РАСШИРИЛО его кругозор.

8. Корабль СЕЛ на мель.

Объяснение:

Урок в 10-11 классе по теме: «Лексические нормы русского литературного языка».

(Лексика. Фразеология.)

Учитель: Кулыгина С. А.

  1. Организационный момент.

  2. Орфоэпическая разминка (задание выполняется на рабочем листе – см. Приложение №1).

Задание. Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов.

Новости экономики, политики. Рекламные объявления.

— Россия подтвердила намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке.

— Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны.

— Выборы явились тестом на политическую зрелость.

— Всем желающим высылается бесплатных каталог наших товаров.

— Денежные средства акционеров уже работают во всех ключевых отраслях экономики.

— Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых покупателей на принципах взаимовыгодных договорных отношений.

— В фонде работают ведущие специалисты по маркетингу. Зная конъюнктуру рынка, они покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов.

Новости спорта

Проведен сеанс одновременной шахматной игры.

— К сожалению, приходится констатировать, что спортсмен скомпрометировал себя употреблением допинга.

Прогноз погоды

— Погода в государствах Закавказья испытывает влияние областей низкого давления. Там пройдут проливные дожди.

  1. Лексические нормы русского языка.

Вспомним! Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

1. Вопросы классу:

1. Что такое слово?

2. Что такое лексика?

3. Что представляет собой лексическое значение слова? Сколько значений может иметь слово?

4. Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

5. Почему соблюдение лексических норм требует знания синонимов, антонимов, паронимов русского языка? Что представляют собой названные явления?

2. Практическая работа (выполняется на рабочем листе)

Задание№1. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

Паронимы – слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

  1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.

  2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должность.

  3. У (запасливый, запасный) человека всегда есть нужный инструмент.

  4. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.

  5. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.

  6. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.

Задание№2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

  1. Госпожа Простакова избивает крестьян за малейшую повинность.

  2. Преступление совершено в состоянии эффекта.

  3. В полку царило воинствующее настроение.

  4. Она пришла в цветистом платье.

  5. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.

  6. Артист завоевал признательность зрителей.

  7. Народ терпел двойственный гнет.

  8. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

  9. Сборный цех завода изготовил первый экземпляр нового автомобиля.

  10. Вполне логичный вывод сделал Иван из произошедших событий.

3. Лексические значения заимствованных слов.

Вопрос классу: Почему необходимо правильно и уместно использовать заимствованные слова?

Задание. Соедините предложенное определение с близким по значению иноязычным словом (задание выполняется на рабочем листе).

Растительный мир

Аннотация

Беседа журналиста с каким-нибудь лицом, предназначенная для печати

Дискуссия

Бег по пересеченной местности

Консенсус

Обсуждение спорного вопроса

Интервью

Соглашение на основе взаимных уступок

Мемуары

Животный мир

Кросс

Краткое изложение содержание книги, статьи

Фауна

Занятие территории военной силы

Флора

Записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий

Эффект

Сильное впечатление, производимое кем- или чем-либо

Оккупация

4. Речевая избыточность.

Следует избегать речевой избыточности!

Речевую избыточность порождают тавтология и плеоназм.

Вспомним! Тавтология – неоправданное употребление однокоренных слов рядом (трудоемкий труд).

Плеоназм – оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном. Это смысловое излишество (моя автобиография)

Задание. Определите тип речевой избыточности (тавтология или плеоназм) в предложенных примерах (задание выполняется на рабочем листе).

  1. Старый ветеран предприятия ­_____________________

  2. Тексты статей отредактированы редактором ___________________

  3. План требует коррективы и поправок ______________________

  4. В глубине безмолвной лесной глуши мы обнаружили живописную поляну __________________

  5. Для достижения цели необходимо соединить все усилия воедино _________________

  6. Своими соображениями ученый поделился с коллегами по работе ______________

  7. Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом _____________________

  8. Индейцы – коренные аборигены Америки ______________________

  9. Необходимо беречь каждую минуту времени _________________

  10. Руководители предприятия надеются на руководящие указания министерства __________________

5. Лексическая сочетаемость слов.

Для правильного употребления слов в речи нужно знать не только их точное лексическое значение, но и учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т.е. их способность соединяться в речи друг с другом.

Например, слово проливной сочетается только со словом дождь, карие – со словом глаза, закадычный – со словом друг.

Задание. В приведенных предложениях найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Запишите правильные сочетания слов (задание выполняется на рабочем листе).

  1. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.

  2. Сидорову оказан судебный иск.

  3. Улики играют важное значение при раскрытии преступления.

  4. Это важный шаг, и его надо пройти.

  5. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

  6. Своей подвижнической деятельностью доктор Лиза заслужила широкую известность во всем мире.

  7. Наша фирма должна выразить содействие администрации района в строительстве новых жилых домов.

Вопрос классу: Почему лексическая сочетаемость важна для культуры речи?

6. Фразеологизмы.

Вопрос классу: Что такое фразеологизмы? Какие значения они могут выражать?

Задание№1. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Обращайтесь к справочному материалу (задание выполняется на рабочем листе).

Без царя в голове

Упустить из виду

Расправить крылья

Играть первую скрипку

Сорить деньгами

Голубая кровь

Хозяин своего слова

Рукой подать

Засучив рукава

Как из-под земли вырос

Слова для справок: у черта на куличиках, спустя рукава, держать в уме, как рыба в воде, опустить крылья, выйти из себя, пойти ко дну, ни шатко ни валко, семи пядей во лбу, семь пятниц на неделе, как сквозь землю провалился, последняя спица в колеснице, ни кола ни двора, дрожать над каждой копейкой, черная кость, пойти ко дну.

Задание№2. Найдите ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Исправьте их.

  1. Напрасно он проливал крокодильи слезы.

  2. Он долго скитался и все же вернулся в свой пенат.

  3. Материнские слова отложили отпечаток на его жизни.

  4. Чтобы сбить соперников с толку, пропустили ложный слух.

  5. Он мечтал играть главную скрипку и дома, и на работе.

Задание№3. Определите, в какой профессиональной среде могли образоваться фразеологизмы. Заполните таблицу (задание выполняется на рабочем листе).

Удачно приземлиться, бить баклуши, сесть на мель, дымовая завеса, идти в авангарде, отделать под орех, без сучка, без задоринки; сделать мертвую петлю, доводить до белого каления, вынужденная посадка, попасть впросак, на всех парусах, выбросить за борт, встретить в штыки, развёрнутым фронтом, снять стружку, понюхать пороху.

ремёсла

авиация

мореплавание

военное дело

  1. Подведение итогов.

  1. Домашнее задание (задание дано на рабочем листе).

1. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Богатей, горбач, промеж, смуглявый, теперича, вдогон, убивец, упредить, манатки, сохатый, барахло, аккурат, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, зубодер, спечь, расфуфыриться, облапошить.

  1. Дайте толкование фразеологизмов, которые употребляются без перевода на русский язык.

Ab ovo –

Alma mater –

Persona non grata –

Post scriptum –

Alter ego –

Tet-a-tet –

Finite la comedia —

Приложение №1

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ

  1. Орфоэпическая разминка.

Задание. Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов.

Новости экономики, политики. Рекламные объявления.

— Россия подтвердила намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке.

— Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны.

— Выборы явились тестом на политическую зрелость.

— Всем желающим высылается бесплатных каталог наших товаров.

— Денежные средства акционеров уже работают во всех ключевых отраслях экономики.

— Издательство приглашает к сотрудничеству оптовых покупателей на принципах взаимовыгодных договорных отношений.

— В фонде работают ведущие специалисты по маркетингу. Зная конъюнктуру рынка, они покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов.

Новости спорта

Проведен сеанс одновременной шахматной игры.

— К сожалению, приходится констатировать, что спортсмен скомпрометировал себя употреблением допинга.

Прогноз погоды

— Погода в государствах Закавказья испытывает влияние областей низкого давления. Там пройдут проливные дожди.

  1. Лексические нормы русского языка.

Вспомним! Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

Задание№1. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

Паронимы – слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

  1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер.

  2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должность.

  3. У (запасливый, запасный) человека всегда есть нужный инструмент.

  4. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.

  5. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.

  6. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.

Задание№2. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

  1. Госпожа Простакова избивает крестьян за малейшую повинность.

  2. Преступление совершено в состоянии эффекта.

  3. В полку царило воинствующее настроение.

  4. Она пришла в цветистом платье.

  5. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.

  6. Артист завоевал признательность зрителей.

  7. Народ терпел двойственный гнет.

  8. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

  9. Сборный цех завода изготовил первый экземпляр нового автомобиля.

  10. Вполне логичный вывод сделал Иван из произошедших событий.

3. Лексические значения заимствованных слов.

Задание. Соедините предложенное определение с близким по значению иноязычным словом.

Растительный мир

Аннотация

Беседа журналиста с каким-нибудь лицом, предназначенная для печати

Дискуссия

Бег по пересеченной местности

Консенсус

Обсуждение спорного вопроса

Интервью

Соглашение на основе взаимных уступок

Мемуары

Животный мир

Кросс

Краткое изложение содержание книги, статьи

Фауна

Занятие территории военной силы

Флора

Записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий

Эффект

Сильное впечатление, производимое кем- или чем-либо

Оккупация

4. Речевая избыточность.

Вспомним! Тавтология – неоправданное употребление однокоренных слов рядом (трудоемкий труд).

Плеоназм – оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном. Это смысловое излишество (моя автобиография)

Задание. Определите тип речевой избыточности (тавтология или плеоназм) в предложенных примерах (задание выполняется на рабочем листе).

  1. Старый ветеран предприятия ­_____________________

  2. Тексты статей отредактированы редактором ___________________

  3. План требует коррективы и поправок ______________________

  4. В глубине безмолвной лесной глуши мы обнаружили живописную поляну __________________

  5. Для достижения цели необходимо соединить все усилия воедино _________________

  6. Своими соображениями ученый поделился с коллегами по работе ______________

  7. Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом _____________________

  8. Индейцы – коренные аборигены Америки ______________________

  9. Необходимо беречь каждую минуту времени _________________

  10. Руководители предприятия надеются на руководящие указания министерства __________________

5. Лексическая сочетаемость слов.

Для правильного употребления слов в речи нужно знать не только их точное лексическое значение, но и учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т.е. их способность соединяться в речи друг с другом.

Например, слово проливной сочетается только со словом дождь, карие – со словом глаза, закадычный – со словом друг.

Задание. В приведенных предложениях найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Запишите правильные сочетания слов.

  1. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.

  1. Сидорову оказан судебный иск.

  2. Улики играют важное значение при раскрытии преступления.

  3. Это важный шаг, и его надо пройти.

  4. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

  5. Своей подвижнической деятельностью доктор Лиза заслужила широкую известность во всем мире.

  6. Наша фирма должна выразить содействие администрации района в строительстве новых жилых домов.

6. Фразеологизмы.

Задание№1. К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Обращайтесь к справочному материалу.

Без царя в голове

Упустить из виду

Расправить крылья

Играть первую скрипку

Сорить деньгами

Голубая кровь

Хозяин своего слова

Рукой подать

Засучив рукава

Как из-под земли вырос

Слова для справок: у черта на куличиках, спустя рукава, держать в уме, как рыба в воде, опустить крылья, выйти из себя, пойти ко дну, ни шатко ни валко, семи пядей во лбу, семь пятниц на неделе, как сквозь землю провалился, последняя спица в колеснице, ни кола ни двора, дрожать над каждой копейкой, черная кость, пойти ко дну.

Задание№2. Найдите ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Исправьте их.

  1. Напрасно он проливал крокодильи слезы.

  2. Он долго скитался и все же вернулся в свой пенат.

  3. Материнские слова отложили отпечаток на его жизни.

  4. Чтобы сбить соперников с толку, пропустили ложный слух.

  5. Он мечтал играть главную скрипку и дома, и на работе.

Задание№3. Определите, в какой профессиональной среде могли образоваться фразеологизмы. Заполните таблицу.

Удачно приземлиться, бить баклуши, сесть на мель, дымовая завеса, идти в авангарде, отделать под орех, без сучка, без задоринки; сделать мертвую петлю, доводить до белого каления, вынужденная посадка, попасть впросак, на всех парусах, выбросить за борт, встретить в штыки, развёрнутым фронтом, снять стружку, понюхать пороху.

ремёсла

авиация

мореплавание

военное дело

7. Домашнее задание.

1. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Богатей, горбач, промеж, смуглявый, теперича, вдогон, убивец, упредить, манатки, сохатый, барахло, аккурат, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, зубодер, спечь, расфуфыриться, облапошить.

  1. Дайте толкование фразеологизмов, которые употребляются без перевода на русский язык.

Ab ovo –

Alma mater –

Persona non grata –

Post scriptum –

Alter ego –

Tet-a-tet –

Finite la comedia —

Дата:
14.12.20

Группа:
1 АГ, специальность
43.02.14 «Гостиничное дело»

Предмет:
ОУД. 12 Родной язык

Тема: Русская
фразеология. Роль фразеологизмов в художественных произведениях.

Тип урока:
урок открытия нового знания

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемной
ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор,
маркеры, бумага, магниты, рисунки студентов

Основные понятия: фразеологизм, фразеологический оборот,
фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические
сочетания.

Планируемый результат обучения, в том числе
и формирование УУД:

Предметные: усвоить понятие фразеологизмы, совершенствовать
умения: находить фразеологизмы в тексте, определять лексическое значение,
пользуясь фразеологическим словарем, использовать в речи, соблюдая лексические
нормы

Личностные:
понимать границы собственного знания и «незнания», осознают необходимость
самосовершенствования, адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха в
изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное
отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу.

Метапредметные:

Познавательные УУД:
формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят
речевые высказывания; учатся структурировать знания; совершенствуют
мыслительные операции; анализируют речевые высказывания на лингвистическую тему
на основании выработанных критериев;

Регулятивные УУД: формулируют
проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока; принимают и
сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной
задачей; осуществляют взаимоконтроль, самоконтроль; адекватно оценивают свою
деятельность и деятельность сверстников на уроке;

Коммуникативные УУД:
умеют конструктивно взаимодействовать в групповой, парной работе; слушать друг
друга;

Личностные
УУД:

осваивают
новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе;
осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Ресурсы:

1.
Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова. – 3-е
изд.- Москва: ИНФРА-М. 2020. — 368 с. – (СПО)
https://znanium.com/read?id=359373

2. Введенская
Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н.
Черкасова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 382 с. – (СПО)

Ход
урока:

I.
Организационный момент.

Здравствуйте, 1 АГ! Всем говорю я:
Здравствуйте!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем ВЫ и Я.

Улыбнемся друг другу, подарим
хорошее настроение, чтобы всем нам сегодня было интересно и увлекательно идти
по дороге Знаний.

II. Мотивация (самоопределение) к
учебной деятельности.

— В качестве
эпиграфа к уроку я хочу предложить следующие слова:

«Неправильное
употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике
жизни».

                                                                                                            
Д. И. Писарев.

(Дми́трий
Ива́нович Пи́сарев
18401868 — русский публицист и литературный критик,
переводчик, 
революционер-демократ.
Считается третьим, после 
Чернышевского и Добролюбова,
великим русским критиком-
шестидесятником)

— Как вы понимаете
высказывание Дмитрия Ивановича Писарева?

(Из множества слов
и выражений необходимо выбирать самое нужное, которое точно передаст нашу мысль
и сумеет выразить наши чувства. Эти слова будут уместными и не нарушат
существующих правил.

Неправильное
понимание слов ведет к искажению смысла высказывания, появлению речевых ошибок.
Такие ошибки затрудняют общение.)

— Обратите
внимание на то, что ключевым в высказывании Писарева было слово.

— Давайте
вспомним: какой раздел языка изучает словарный состав?

(Лексика).

 — Какую цель
ставите перед собой на уроке?

(Продолжить
изучение лексики, лексических норм).

III. Актуализация
опорных знаний.

1.     Проверка
домашнего задания.

Упражнение
№3 стр. 75 (е-к)
– работает один чел. у доски.

е)
Толпа людей

ж)
планы на будущее

з)
взаимно…друг друга

и)
свою автобиографию

к)
внешняя наружность

(Плеоназм,
речевая избыточность. Излишние слова объединяются в словосочетание или
предложение.)

2.     Прием
«Согласен(а) — не согласен(а)», или цифровой диктант с последующей
самопроверкой.

— Воспользуемся приёмом «Согласен —
не согласен», чтобы вспомнить ранее изученное.

Установка:

— Вашему вниманию предлагаются утверждения,
которые могут быть верными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным,
ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0.

Дайте свой ответ на мои утверждения:

1.     Элементом
лексической системы является слово – 1

2.     Лексическая
избыточность – это стилистическое явление: тавтология, которая обозначает
ненужную, неуместную многословность – 0

3.     Речевая
ошибка, которая возникает из-за повторения лексического значения одного слова
другим, целым или какой-либо его частью называется плеоназмом – 1

4.    
В предложении: Пилот
вынужден был совершить вынужденную посадку.
Допущена
ошибка: лексическая недостаточность
– 0

5.     Синонимы
– это слова, противоположные по своему лексическому значению – 0

6.    
В предложении: Величина монумента
поразила нас своим величием.
Лексическая ошибка: тавтология

1

7.    
«Ломать голову» – это устойчивое
словосочетание русского языка – 1

8.    
Слова синонимы: уныние – радость
0

— Итак, в тетради сверьте свой ответ с той
цифрой, которая появилась на экране, поставьте оценку в лист самоконтроля.

Итоговый ответ:

1.

1

2.

0

3.

1

4.

0

5.

0

6.

1

7.

1

8.

0

IV.
Постановка учебной задачи. Удивляй!

— Внимание! Что за предмет я держу в руке.

— Верно, черный ящик. Что обычно там находится?

Вопросы для знатоков. Сегодня при помощи предметов,
находящихся в этом ящике, мы определим тему урока. Открываем ящик и достаем
предметы.

— Какие выражения напоминают вам они: яблоко,
слон, тарелка, камень, гранит
?

1. (Яблоко раздора то, что порождает
ссору, раздор, предмет раздора
 [по древне-греч. сказанию о яблоке, преподнесенном
Парисом богине Афродите, как приз за красоту, и послужившем причиной раздора
между нею и богинями Герой и Афиной]
,

2. Делать из мухи слона (разг.) — крайне преувеличивать,
представлять мелочь и ничтожное имеющим крупное значение
,

3. Не в своей тарелке неуютно, дискомфортно; не на должном
месте, вне привычной обстановки; в плохом расположении духа, не в настроении
(без отриц., реже, — в хорошем расположении духа, в настроении)
,

4. Краеугольный камень чего (книжн. ритор.) — основа, главная идея, исходная точка зрения [ первонач. угловой
камень в основании постройки; библейское выражение.

Согласно иудейским преданиям, в
Святая святых Храма Соломона находилась скала, считающаяся краеугольным камнем
мироздания.]
,

5. грызть гранит науки (разг. экспрес.) — усердно изучать
какую-либо науку.

Ставшие крылатыми слова из доклада одного из
вождей Октябрьской революции 1917 года — Льва Давидовича Троцкого
(1879 — 1940).

На V
Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ),
происходившем в 1922 году, он сказал:

«Наука не простая
вещь, и общественная наука в том числе, — это гранит, и его надо грызть
молодыми зубами. Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и
готовьтесь на смену!»

Сделаем
вывод
о том, какие лексические единицы мы будем
изучать на уроке?

(На уроке пойдёт
речь о фразеологизмах – это тема урока)

— А какие задачи
мы поставим перед собой?

(Уметь
выделять фразеологизмы в тексте, уметь определять их лексическое значение,
толкование, уметь использовать в речи, соблюдая лексические нормы.)

— Молодцы!
Переходим к решению учебных задач.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

1.     Путь к
знаниям через исследование

Работа в малых группах: студенты
объединяются в группы и решают исследовательские задачи на определение роли
фразеологизмов в художественном произведении.

1 группа

Объект
исследования

Текст №1

     (1)Своё умственное, нравственное и
гражданское взросление мне следует, главным образом, отнести за счёт уроков
литературы и русского языка, то есть сказать спасибо учителю Борису
Борисовичу Стаху. 

     (2)Правда, грамоте
я был изрядно научен дома. (3)Моя мама терпеть не могла помарок в родном
языке, пусть даже в домашних беседах и детских шалостях.  (4)Меня одёргивали,
если я говорил вместо «нет» — «нету», отчитывали за «евонный» и «ихний»
вместо «его» и «их». (5)Я рано узнал, что нельзя употреблять в одном
предложении два подлежащих: «Лев — он царь зверей» — так нельзя, против правил,
неблагозвучно. (6)Надо: «Лев — царь зверей». (7)Нельзя сказать: «Очень
неплохо», надо сказать: «Хорошо». (8)И ещё многое.

     (9)Но почему-то
литература в школе шла у меня ни шатко ни валко до девятого класса, до
прихода к нам Бориса Борисовича Стаха. (10)Письменные задания по литературе я
обыкновенно перекатывал, переставляя слова, с учебника, поскольку мне
казалось, что там, в учебнике, написано толковее, чем я нагородил бы от себя.
(11)За сочинения чаще всего мне ставилась тройка — за грамотность, при полной
несамостоятельности.

                                                                                         
            (По Г.А. Горышину*)

* Глеб
Александрович Горышин
(1931-1998) – советский прозаик, редактор и
журналист.
Проза Горышина
развивает тему превосходства человека, близкого к природе, над горожанином; в
этом Горышин приближается к
позиции М. ПришвинаК. Паустовского и И. Соколова-Микитова. Его проза во многом автобиографична.

Вопросы
исследования

1.    
Прочитайте
текст.

2.    
Определите
его стиль и тип.

3.    
Из
предложений 5-10 выпишите один фразеологизм.

4.    
Определите
его лексическое значение по фразеологическому словарю.

5.    
Сделайте
вывод о том, какую роль они играют в тексте Г.А. Горышина.

2 группа

Объект
исследования

Текст №2

     (1)Выражение «собака — друг
человека» безнадёжно устарело. (2)У нас нет ещё слова, которое могло бы
выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум — все те великолепные
качества, какими обладает собака. (3)Я точно знаю, что человек, избивающий
или мучающий собаку, — отпетый негодяй, даже если собака его за это простила.

    
(4)Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их
ласковость, за бурные, проявления радости и обиды.

    
(5)Невозможно удержаться от смеха, когда видишь, как какой- нибудь Бобик
бешено мчится со всех ног, чтобы догнать и облаять самое ненавистное для него
изобретение человека — обыкновенное велосипедное колесо.

    
(6)Любите собак. (7)Не давайте их никому в обиду. (8)Они ответят вам
троекратной любовью.

                     (По К. Г.
Паустовскому*)

*Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) — русский писатель,
автор множества повестей и рассказов о родной природе
:
«Мещерская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие.
Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест
Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».

Вопросы
исследования

1.    
Прочитайте
текст.

2.    
Определите
его стиль и тип.

3.    
Из
предложений 3-6 выпишите фразеологизм.

4.    
Определите
его лексическое значение по фразеологическому словарю.

5.    
Сделайте
вывод о том, какую роль они играют в тексте К.Г. Паустовского.

3 группа

Объект
исследования

Текст №3

(1)Но смех как будто застыл у ней в лице и шел больше к
нему, нежели слезы, да едва ли кто и видал их на нем.

(2)Студенты все влюблялись в нее, по очереди или по
несколько; в одно время. (3)Она всех водила за нос и про любовь одного
рассказывала другому и смеялась над первым, потом с первым над вторым. (4)Некоторые
из-за нее перессорились.

(5)Кто-то догадался и подарил ей парижские ботинки и
серьги, она стала ласковее к нему: шепталась с ним, убегала в сад приглашала
к себе по вечерам пить чай.

(6)Другие узнали и последовали тому же примеру: кто дарил
материю на платье, под предлогом благодарности о продовольствии, кто доставал
ложу, носили ей конфекты, и Уленька стала одинаково любезна почти со всеми.

(7)Тут развернулись ее способности. (8)Если
кто, бывало, станет ревновать ее к другим, она начнет смеяться над этим, как
над делом невозможным, и вместе с тем умела казаться строгой, бранила волокит
за то, что завлекают и потом бросают неопытных девиц.

                                                                
                                     (По И.А. Гончарову*)

*Иван
Александрович Гончаров

(1812-1891) – русский писатель и литературный критик. Автор романов
«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Вопросы
исследования

1.    
Прочитайте
текст.

2.    
Определите
его стиль и тип.

3.    
Из
предложений 1-4 выпишите фразеологизм.

4.    
Определите
его лексическое значение по фразеологическому словарю.

5.    
Сделайте
вывод о том, какую роль они играют в тексте И.А. Гончарова.

4 группа

Объект
исследования

Текст №4

 
     (1)Когда же я вспоминаю этот  осколочек  полуяви,  полусна,  то  испытываю непередаваемо покойное, подхватывающее меня мягкими объятиями счастье, как будто передо мной открылась вся доброта мира и  все  человеческие  чувства соединились  в  моей  душе  в  тот  миг  поднявшегося  из  травы солнца, увиденного нами где-то в пути, в длительном переезде  куда-то. (2)Куда?
     (3)Странно: я помню себя все время в движении, помню  освещение  и запахи,  вольные,  степные,  но  чаще  уютные,  успокаивающие   и   вместе тревожащие душу, как ожидание переезда, ожидание медленного приближения  к невиданной и неизведанной красоте, к обетованной  земле,  где  все  должно быть радостью.
     (4)Но почему во мне, городском человеке, живет это? (5)Уже будучи взрослым человеком,  я  спросил  у  моей  матери, когда был тот день; она ответила, что меня тогда и не было на белом свете. (6)Мне  кажется, она не помнила того дня, как не помнил и отец одной  ночи,  которая навсегда осталась в моей памяти.
     (7)Среди  темноты  я  лежал  на  арбе  в  душистом  сене,  таком   пряном, медово-сладком, что кружилась голова и вместе кружилось над головой черное звездное небо, устрашающе далекое и огромно-близкое, какое бывает только в ночной степи.

(По
Ю.В. Бондареву
*)

* Юрий Васильевич Бондарев (1924-2020) – русский писатель и общественный деятель, участник
Великой Отечественной войны.
Родился в г.
Орске. Основная
часть книг,
написанных Ю.В. Бондаревым, изображает события Великой
Отечественной войны. По книгам писателя сняты фильмы, самые известные из них
– «Горячий снег» и «Батальоны просят огня».

Вопросы
исследования

1.    
Прочитайте
текст.

2.    
Определите
его стиль и тип.

3.    
Из
предложений 2-4 выпишите фразеологизм.

4.    
Определите
его лексическое значение по фразеологическому словарю.

5.    
Сделайте
вывод о том, какую роль они играют в тексте Ю.В. Бондарева.

Образцы
текстов на экране

2.     Работа с
учебником

стр. 98-99

Стр.
98-99 слов «По степени связанности …» по цепочке о видах фразеологических
единиц.


Какой вывод сделаем?

(Фразеологизмы
бывают трех видов: сращение, единство, сочетание)

·       
Поставьте оценку в лист самоконтроля.

VI.
Первичная
проверка понимания

1.     Работа в
парах

Для 1 – 4 группы

Задание №1

К фразеологическим оборотам
подберите фразеологизмы – синонимы. Обращайтесь к справочному материалу.

1. вводить в заблуждение

2. одного поля ягода

3. валять дурака

4. попасть в переплет

5. вывести на чистую воду

Материал
для справок:
сорвать маску, сбивать с толку, два
сапога – пара, попасть впросак, бить баклуши.

Задание №2

К данным устойчивым выражениям подберите
антонимы. Обращайтесь к справочному материалу.

1. без царя в голове

2. биться как рыба об лед

3. голубая кровь

4. денег куры не клюют

5. держать себя в руках

Материал для справок: как
сыр в масле кататься, семи пядей во лбу, ни гроша за душой, чёрная кость,
метать гром и молнии.

2.    
Рубрика «Из истории языка». Индивидуальная работа (сообщение
студента)

Шиворот-навыворот; во всю Ивановскую; козырять, ходить козырем.

·       
Поставьте оценку в лист самоконтроля
(взаимооценка)

VII. Физ. минутка.

Встаньте
все, девушки покажите свою осиную талию, юноши разверните косую сажень в
плечах
, вдохните полной грудью, только так, чтобы глаза на лоб не полезли.
Потянитесь, поднимитесь на седьмое небо от счастья, а теперь садитесь.

VIII. Первичное закрепление.

1.    
Работа по культуре
речи.

Фразеологизм – это средство выразительности языка, которое делает
речь эмоциональной и выразительной. Однако, речь будет яркой в том случае, если
мы правильно их используем. Следует обратить внимание на следующее. Давайте
проанализируем типичные речевые ошибки.

1) Анализ речевых ошибок.

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню. (Последнее
проявление таланта, последнее значительное произведение)

2. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение
необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь
программы / с тех пор немало утекло (пропущено воды)

3. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито
крыто + шито белыми нитками)

4. Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо «…
лукаво»)

2.    
Игра «Я корректор».

Исправьте
предложения с неправильно употребленными фразеологизмами.

1.    
Напрасно он проливал крокодильи слёзы

2.    
Материнские слова отложили отпечаток на его жизни.

3.    
Чтобы сбить соперников с толку, они пропустили ложный слух.

4.    
Федор мечтал играть главную скрипку и дома, и на работе.

5.    
Он долго скитался и все же
вернулся в свой пенат.

·       
Поставьте оценку в лист самоконтроля

IX. Включение в систему знаний и повторение

1.    
Творческая работа
(домашнее задание)

Внутри группы студенты готовили
творческое задание: нарисовать фразеологизмы на бумаге при помощи карандашей,
фломастеров или гуаши. Каждая группа предлагает отгадать зашифрованный на
рисунке фразеологизм.

2.    
Выборочная работа

Вернемся к началу урока и тем
лексическим единицам, которые мы угадывали из чёрного ящика. Распределите
фразеологизмы по трем группам: из Библии, мифология Древнего мира, история.

Из Библии

Мифология Древнего мира

История

краеугольный камень

яблоко раздора

грызть гранит науки

·       
Оценка в листе самоконтроля, подсчет баллов и перевод в оценку

X. Информация о домашнем задании. Три уровня.

1. Первый уровень – обязательный
минимум:

Упражнение № 7 стр. 105 или

2. Второй уровень – тренировочный:

Упражнение № 9 (а-е) стр. 106
(исправить ошибки в предложениях)

3. Третий уровень – творческое
задание

Составить презентацию по теме: «Афоризмы
из комедии «Горе от ума» А. Грибоедова».

XI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

1.    
Подведение итогов

— С какой лексической единицей мы
сегодня познакомились?

— Какова роль фразеологизмов в
текстах художественной литературы?

2.    
Прием «два ключевых
слова».

Последнее творческое задание в
группе: написать два ключевых слова по теме урока и показать преподавателю.

А) Синим или зеленым маркером
написать словосочетание, обсудив в группе, то что вы узнали-поняли-научились:

Узнали …

          поняли…

        
научились …

Б) Красным маркером выразить свое
настроение или понравившийся этап урока.

3.    
Слово
преподавателя. Возврат к эпиграфу.

     Богатство, разнообразие, оригинальность и само­бытность
русского языка позволяют каждому сде­лать свою речь богатой и оригинальной.

Следует помнить: серая, наполненная словесны­ми
штампами речь не вызывает в сознании слушаю­щих необходимых ассоциаций. Вряд ли
человек, зло­употребляющий стандартными выражениями, может взволновать
слушателей, убедить их в чем-то, воз­действовать на них. Шаблонная, «избитая»
фраза от­скакивает от слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть
высказывания.

Кроме того, убогая, бедная в языковом отноше­нии
речь воспринимается как отрицательная харак­теристика человека, свидетельствует
о его поверхно­стных знаниях, низкой речевой культуре, о недоста­точном запасе
слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью,
серос­тью и неоригинальностью мысли.

Стократ прав К.И. Чуковский, написавший в кни­ге
«Живой как жизнь»:

Не для того наш народ
вместе с гениями рус­ского слова — от Пушкина до Чехова и Горько­го — создал
для нас и для наших потомков бога­тый, свободный и сильный язык, поражающий сво­ими
изощренными, гибкими, бесконечно разнооб­разными формами, не для того нам
оставлено в дар это величайшее сокровище нашей националь­ной культуры, чтобы
мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штам­пованных
фраз.

Использованные
педагогические приемы на уроке по ТРКМ:

Этапы
урока

Педагогические
приемы

I. Организационный момент.

Психологический
настрой

II. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.

«Погружение»,
«Эпиграф»

III. Актуализация опорных знаний.

«Согласен
– не согласен»

IV. Постановка учебной задачи. «Вызов»,
обеспечивающий интерес к поставленной цели.

«Удивляй!»,
загадка в черном ящике

V.
Построение проекта выхода из затруднения.

Исследование
лингвистического материала (объект исследования и вопросы исследования)

VI. Первичная проверка понимания

Проблемные
задания (поисковая работа с языковым материалом)

VII. Физ. минутка.

Отражает
тему урока

VIII. Первичное закрепление.

Игра
«Я корректор»

IX. Включение в систему знаний и
повторение

«Творчество
работает на будущее» (с опережением изучения нового материала, рисунки
студентов)

X. Информация о домашнем задании.

Три
уровня домашнего задания

XI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Прием «два ключевых слова»,
«возврат к началу» (эпиграф)

Слайд 1
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Употребление грамматических форм имен

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
 
 Употребление грамматических форм имен существительных и прилагательных

существительных и прилагательных


Слайд 2
ПОВТОРИМ
Исправьте смысловые ошибки.
Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.
Задача

ПОВТОРИМИсправьте смысловые ошибки.Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.Задача каждого – стараться не делать поступков, за

каждого – стараться не делать поступков, за которые потом

будет стыдно.
Академик совершил блестящую научную карьеру.
В последнем соревновании этот спортсмен

покорил все рекорды.


Слайд 3
ПОВТОРИМ
Исправьте случаи нарушения лексической сочетаемости.
Отыскивая дорогу домой, мы

ПОВТОРИМИсправьте случаи нарушения лексической сочетаемости.Отыскивая дорогу домой, мы завернули за угол леса.Приобрести уважение новых одноклассников

завернули за угол леса.
Приобрести уважение новых одноклассников было нелегко.
Мужчина

воскликнул визгливым баском.
Только через год у Анны удалась возможность увидеться

с семьей.
Я не принимала активной роли в споре.
Мы сделали самые низкие цены.
Я полностью согласна с мнением социологического опроса.
Несмотря на трудности, мы верили в неминуемую победу.
Наставления отца не имели для мальчика никакой роли.


Слайд 4
ПОВТОРИМ
Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
Напрасно он проливал

ПОВТОРИМИсправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.Напрасно он проливал крокодильи слезы.Материнские слова отложили отпечаток на его

крокодильи слезы.
Материнские слова отложили отпечаток на его жизни.
Чтобы сбить

соперников с толку, они пропустили ложный слух.
Он мечтал играть главную

скрипку и дома, и на работе.
О долго скитался и все же вернулся в свой пенат.


Слайд 5
Морфологические нормы русского литературного языка – это правила

Морфологические нормы русского литературного языка – это правила образования и употребления форм различных частей речи.

образования и употребления форм различных частей речи.


Слайд 6
Употребление грамматических форм имен существительных
Родовая принадлежность имен существительных

Употребление грамматических форм имен существительныхРодовая принадлежность имен существительных определяется по особенностям окончаний при склонении.	Затруднения в

определяется по особенностям окончаний при склонении.

Затруднения в определении рода

имени существительного возникают, если мы сталкиваемся в речи с
аббревиатурами;
— существительными

с суффиксами субъективной оценки
иноязычными словами;
словами, имеющими родовые варианты.


Слайд 7
Употребление грамматических форм имен существительных
Родовая принадлежность большинства аббревиатур

Употребление грамматических форм имен существительныхРодовая принадлежность большинства аббревиатур определятся по роду стержневого слова, например:ВЦИОМ известил

определятся по роду стержневого слова, например:
ВЦИОМ известил общественность (ВЦИОМ

– Всероссийский центр изучения общественного мнения).

Но у некоторых аббревиатур род

определяется. как у обычных существительных — по внешним, формальным признакам
Вуз объявил дополнительный набор обучающихся по некоторым специальностям


Слайд 8
Употребление грамматических форм имен существительных
Род существительных с суффиксами

Употребление грамматических форм имен существительныхРод существительных с суффиксами субъективной оценки, которые помогают нам выразить свое

субъективной оценки, которые помогают нам выразить свое отношение к

предмету разговора, определяется по роду тех слов, от которых они

образованы
Жалкая мелочишка
Старое пальтишко
Гениальный умище


Слайд 9
Употребление грамматических форм имен существительных
Можно ли существительное ДОМ

Употребление грамматических форм имен существительныхМожно ли существительное ДОМ изменить так, чтобы, оставаясь в форме именительного

изменить так, чтобы, оставаясь в форме именительного падежа и

сохраняя мужской род, оно приобрело окончания –А, –Е, -О?


Слайд 10
Употребление грамматических форм имен существительных
ДОМ – домишкО, домищЕ,

Употребление грамматических форм имен существительных	ДОМ – домишкО, домищЕ, доминА

доминА


Слайд 11
Употребление грамматических форм имен существительных
Чтобы определить род заимствованного

Употребление грамматических форм имен существительныхЧтобы определить род заимствованного слова, необходимо знать:2) к м.р. относятся названия

слова, необходимо знать:

2) к м.р. относятся названия лиц мужского

пола, названия животных, ветров, языков, некоторых предметов: испанский идальго, мой

импресарио, белоснежный фламинго, разрушительный торнадо, литературный хинди, черный кофе, досадный пенальти;
географические названия, если они соотносятся с существительными мужского рода: солнечный Дели, гостеприимный Тбилиси.


Слайд 12
Употребление грамматических форм имен существительных
Чтобы определить род заимствованного

Употребление грамматических форм имен существительныхЧтобы определить род заимствованного слова, необходимо знать:2) к ж.р. относятся наименования

слова, необходимо знать:

2) к ж.р. относятся наименования лиц женского

пола, некоторых животных, географические названия (если они соотносятся с существительными

ж.р.) и названия некоторых неодушевленных предметов: строгая мадам, красивая леди, бурная Миссисипи, свежая салями, широкая авеню, опасная цеце, соленая иваси.


Слайд 13
Употребление грамматических форм имен существительных
Чтобы определить род заимствованного

Употребление грамматических форм имен существительныхЧтобы определить род заимствованного слова, необходимо знать:3) к ср.р. Относятся обычно

слова, необходимо знать:

3) к ср.р. Относятся обычно существительные, обозначающие

различные неодушевленные предметы: клетчатое кашне, какао выпито, новое шоссе.
К общему

роду — существительные, которые могут называть как лиц мужского, так и лиц женского пола: случайный визави – приятная визави.


Слайд 14
Употребление грамматических форм имен существительных
Иногда при определении родовой

Употребление грамматических форм имен существительныхИногда при определении родовой принадлежности слова мы можем столкнуться со случаями

принадлежности слова мы можем столкнуться со случаями колебания в

роде, когда склоняемое существительное имеет две родовые формы.
Закрытая ставня –

покосившийся ставень
Чистая манжета – кружевной манжет
Новая банкнота – утерян банкнот
Смешная жирафа – жираф обедал


Слайд 15
Употребление грамматических форм имен существительных
Если существительное мужского рода,

Употребление грамматических форм имен существительныхЕсли существительное мужского рода, обозначающее профессию или род занятий, называет лицо

обозначающее профессию или род занятий, называет лицо женского пола,

то глагол-сказуемое согласуется с ним в ж.р., а прилагательное-определение –

в м.р.
Молодой исследователь увлеченно рассказывала о результатах своей работы.
Опытный хирург Ковалева успешно провела операцию.


Слайд 16
Употребление грамматических форм имен существительных
При образовании форм числа

Употребление грамматических форм имен существительныхПри образовании форм числа имен существительных можно столкнуться с рядом трудностей:можно

имен существительных можно столкнуться с рядом трудностей:
можно неправильно образовать

форму числа;
нередко ошибкой является сам факт образования форм числа;
можно неправильно

употребить форму числа, если от многозначных существительных образуются две формы множественного числа.
Дно – донья или дны?
Кочерга – кочерги или кочерёги?
Учитель – учители или учителя?


Слайд 17
Употребление грамматических форм имен существительных
Образование и употребление падежных

Употребление грамматических форм имен существительныхОбразование и употребление падежных форм имен существительных осложняется наличием вариантов.Варианты существуют

форм имен существительных осложняется наличием вариантов.
Варианты существуют в формах

родительного падежа единственного числа существительных м.р., причем варианты эти различаются

по значению. Они характерны в основном для вещественных и отвлеченных существительных.
Если речь идет о каком-то количестве вещества (или об отсутствии количества), включая случаи указания на часть целого, то следует использовать форму с окончанием –У(Ю): банка меду, ни грамма сахару, выпить чаю.
В остальных случаях употребляется обычная в родительном падеже форма с окончанием –А(Я): запах меда, производство сахара, вкус чая.


Слайд 18
Употребление грамматических форм имен существительных
В форме предложного падежа

Употребление грамматических форм имен существительныхВ форме предложного падежа единственного числа существительного м.р. в сочетании с

единственного числа существительного м.р. в сочетании с предлогами В

и НА имеет окончания –У(Ю) и –Е. Падежные формы на

–У(Ю) употребляются, когда они выступают в роли обстоятельства места, времени или образа действия, например: гулять в лесу, потерять в снегу, говорить на ходу.
Формы с окончанием –Е используются в тех случаях , когда существительные имеют объектное значение и употребляются в функции дополнения, например: роль в «Горячем снеге» Ю. Бондарева, в «Лесе» А. Островского


Слайд 19
Употребление грамматических форм имен существительных
Если падежные формы не

Употребление грамматических форм имен существительныхЕсли падежные формы не различаются значением, то они различаются стилевой принадлежностью.

различаются значением, то они различаются стилевой принадлежностью. Так, основная

форма предложного падежа, имеющая окончание –Е, является нейтральной, поэтому используется

во всех сферах общения, реже она имеет книжный характер (На дубе появились первые листья. Студент Пирогов находился в академическом отпуске).
Вариативная форма с окончанием –У(Ю) употребляется, как правило, в неофициальном общении и носит разговорный или профессиональный характер (с понедельника я в отпуску; лаки в спирту).


Слайд 20
Употребление грамматических форм имен существительных
Некоторые существительные м.р. во

Употребление грамматических форм имен существительныхНекоторые существительные м.р. во множественном числе имеют вариантные формы в именительном

множественном числе имеют вариантные формы в именительном падеже:
1) имена

существительные, формы которых различаются по значению, представляющие собой падежные формы

омонимов.
Боевые ордена – рыцарские ордены
Школьные лагеря – противоборствующие лагери
Яркие тона – тоны сердца
Художественные образы — старинные образа
Созревшие хлеба – испечь хлебы
Пропуски уроков – выдать пропуска
Корпусы часов – корпуса зданий


Слайд 21
Употребление грамматических форм имен существительных
2) имена существительные, имеющие

Употребление грамматических форм имен существительных2) имена существительные, имеющие формы различные по своей стилевой принадлежности, среди

формы различные по своей стилевой принадлежности, среди которых выделяются

равноправные варианты
Прожекторы – прожектора, тракторы- трактора,
инструкторы – инструктора
и допустимые варианты

, когда форма с окончанием –Ы(И) используется в книжной речи, а с окончанием –А(Я) , также являющаяся литературной, предпочтительнее в разговорной речи.
Договоры-договора, слесари-слесаря, редакторы- редактора


Слайд 22
Употребление грамматических форм имен существительных
Кроме перечисленных встречаются также

Употребление грамматических форм имен существительныхКроме перечисленных встречаются также устаревшие варианты и те, которые встречаются в

устаревшие варианты и те, которые встречаются в профессиональной речи
Лекари

– лекаря (устар.)
Вызовы – вызова (мед.)


Слайд 23
Употребление грамматических форм имен существительных
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Интеллигентная семья продаст двух

Употребление грамматических форм имен существительныхОБЪЯВЛЕНИЕИнтеллигентная семья продаст двух фортепьянов, пять польт, одну роялю. Мешаются в калидоре.

фортепьянов, пять польт, одну роялю. Мешаются в калидоре.


Слайд 24
Употребление грамматических форм имен существительных
В форме родительного падежа

Употребление грамматических форм имен существительныхВ форме родительного падежа множественного числа существительные м.р., называющие лицо по

множественного числа существительные м.р., называющие лицо по национальности или

роду воинской службы, единицы измерения, отдельные предметы, включая парные, а

также плоды, могут иметь нулевое окончание.
Культура татар, англичан, молдаван
Не видно солдат, гусар
Сто ватт, ампер, пара чулок
Пара ботинок, сапог, килограмм яблок
Либо окончание –ОВ(ЕВ), например:
Земля монголов, якутов
Фотографии капитанов, полковников
Много километров
Сотни байтов
Продажа брелоков
Упаковка носков
Килограмм томатов, бананов, апельсинов.


Слайд 25
Употребление грамматических форм имен существительных
Существительные, обозначающие лицо по

Употребление грамматических форм имен существительныхСуществительные, обозначающие лицо по роду воинской службы, в форме род.п. мн.ч.

роду воинской службы, в форме род.п. мн.ч. имеют
окончание –ОВ(ЕВ),

если называют отдельных лиц, например: несколько гусаров, трое гренадеров
— нулевое

окончание, если сочетаются со словами, называющими воинское звание, например: эскадрон гусар, отряд драгун.


Слайд 26
Употребление грамматических форм имен существительных
Образование форм род. пад.

Употребление грамматических форм имен существительныхОбразование форм род. пад. мн.ч. существительных ж.р. тоже может вызвать затрудненияУдарное

мн.ч. существительных ж.р. тоже может вызвать затруднения

Ударное окончание –ЕЙ

(свечей, долей, статей) и безударное –ЕЙ (мощностей, отраслей, пригорошней).

Нулевое окончание

( участие бегуний, запах оладий (на –ья), покупка вафель, туфель, серёг; не пробовать вишен, организация таможен, но встреча барышень, околицы деревень)


Слайд 27
Употребление грамматических форм имен существительных
Существительные ср.р в форме

Употребление грамматических форм имен существительныхСуществительные ср.р в форме род.п. мн.ч. могут иметь нулевое окончание, например:Урожай

род.п. мн.ч. могут иметь нулевое окончание, например:
Урожай яблок
Нет мест
Много

ремесел
Вышивка полотенец
Набор блюдец

или окончание –ЕЙ, например:
Приклады ружей
Упражнение для коленей


Слайд 28
Употребление грамматических форм имен существительных
Когда мы вынуждены просклонять

Употребление грамматических форм имен существительныхКогда мы вынуждены просклонять имена существительные, имеющие форму только мн.ч., то

имена существительные, имеющие форму только мн.ч., то должны иметь

в виду, что здесь возможны окончание -ОВ(ЕВ): дождаться заморозков, выборов,

купить чипсов, не носить лохмотьев;
-ЕЙ: двое граблей, работник яслей, герои трудовых будней;
нулевое окончание: не носить шорт, поесть макарон, ждать каникул.


Слайд 29
Употребление грамматических форм имен существительных
В каком предложении содержится

Употребление грамматических форм имен существительныхВ каком предложении содержится ошибочно образованная форма имени существительного? Объясните, чем

ошибочно образованная форма имени существительного? Объясните, чем вызвано появление

таких форм. Можно ли эту форму употребить в другом контексте?

Её дебютом на большой сцене стала роль в «Вишневом саду» А. Чехова
На миру и смерть красна.
Важные разговоры не ведутся на ходу.
В лесу было сумрачно и неуютно.


Слайд 30
Употребление грамматических форм имен существительных
Исправьте ошибки, допущенные при

Употребление грамматических форм имен существительныхИсправьте ошибки, допущенные при образовании и употреблении форм числа имен существительных.Каждому

образовании и употреблении форм числа имен существительных.
Каждому необходимо следить

за своей речью и манерами поведения.
В победе заинтересован только высший

круг общества.
По моей команде сдайте оружия!
Подросткам нужно знать о том, как строить правильное отношение со сверстниками.
Будь осторожен, не наступи на зубы граблей.
Не надо делать разниц в отношении к старшим и младшим.
Дворник подметал во дворе опавшие осенние листы деревьев.


Слайд 31
Употребление грамматических форм имен существительных
Подберите подходящие к данным

Употребление грамматических форм имен существительныхПодберите подходящие к данным существительным определения:Пенальти, кофе, шампунь, дружище, ООН, атташе,

существительным определения:
Пенальти, кофе, шампунь, дружище, ООН, атташе, зайчишка, конфетти,

бедняга, МИД, жалюзи, грязища. какаду, СМИ, крем-брюле, сирота, пони, авеню,

фрау, салями


Слайд 32
Прочитайте рецепт приготовления торта.
Фруктовый торт «Приятный сюрприз»
Приготовление: 1

Прочитайте рецепт приготовления торта.Фруктовый торт «Приятный сюрприз»Приготовление: 1 стакан сахар… взбейте с 6 яичными белками

стакан сахар… взбейте с 6 яичными белками до образования

густой однородной массы, постепенно добавляя понемногу 1 стакан муки. Выложите

тесто на смазанную маслом форму и выпекайте в разогретой духовке. Точно так же приготовьте вторую порцию теста, всыпав в него пару пригорош… изюм… . Полученные бисквиты остудите и аккуратно разрежьте вдоль ножом. Каждый бисквитный пласт смажьте кремом, положите приготовленные фрукт и ягоды, разделив пласт на несколько равных дол… и заполнив каждую отдельным сортом фруктов. Верхний слой торта украсьте взбитыми сливками и фруктами.
Крем: взбейте до однородной массы 400 грамм… сливочного масла с таким же количеством сгущенного молока.
Подготовка фруктов: по 200 грамм… яблок…, банан…, абрикос…, апельсин…, виш… или череш… очистите от кожуры и косточек и разрежьте на тонкие маленькие ломтики.


Слайд 33
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Морфологические нормы касаются прежде

Употребление грамматических форм имен прилагательныхМорфологические нормы касаются прежде всего полных и кратких имен прилагательных, которые

всего полных и кратких имен прилагательных, которые отличаются друг

от друга
значением,
грамматическими признаками,
стилистическими особенностями.
Полные формы имен прилагательных обозначают абсолютный

и постоянный признак, а краткие — относительный и характерный для определенного промежутка времени.
Дон – глубокая река.
Для купания малышей река глубока.


Слайд 34
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Поскольку полная и краткая

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПоскольку полная и краткая форма имен прилагательных различаются по смыслу, необходимо

форма имен прилагательных различаются по смыслу, необходимо следить за

правильностью их употребления в речи.
Ученики 11П класса способные к точным

наукам, а 10П — к гуманитарным. (Следует употребить прилагательное способны).
Наш класс уже пять лет хорошо знакомый с творчеством этого художника.(Следует употребить прилагательное знаком).


Слайд 35
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Стилистическое отличие полной и

Употребление грамматических форм имен прилагательныхСтилистическое отличие полной и краткой форм имен прилагательных заключается в книжном

краткой форм имен прилагательных заключается в книжном характере кр.ф.

и нейтральном, иногда разговорном характере полн. ф.

Сравните: Никита общителен, открыт,

быстро и легко вступает в контакт со сверстниками.
Ваш сын открытый и общительный человек, у него много друзей среди сверстников.


Слайд 36
Употребление грамматических форм имен прилагательных
При использовании полных и

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПри использовании полных и кратких прилагательных мы должны соблюдать несколько простых

кратких прилагательных мы должны соблюдать несколько простых правил:
Полную и

краткую формы имен прилагательных нельзя употреблять как однородные члены предложения.

(Староста класса серьезна, дисциплинированна и очень ответственная)
В разговоре об обыденных вещах, например о погоде, желательно использовать конструкции с полными прилагательными. (Утро было теплое и безветренное)
В письменной же речи отдавайте предпочтение кратким формам.
Зачастую писатели и поэты намеренно употребляют такие формы, чтобы придать тексту оттенок книжности, высокого стиля: Свободны, горды, полудики, Природы верные жрецы. (К. Батюшков)


Слайд 37
Употребление грамматических форм имен прилагательных
При образовании кр.ф. м.р.

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПри образовании кр.ф. м.р. От прилагательных на -енный мы сталкиваемся с

От прилагательных на -енный мы сталкиваемся с вариативными формами.
Величественен

– величествен,
воинственен – воинствен.
В современном русском языке оба варианта считаются

литературными, однако в настоящее время форма на –ен используется чаще как более «экономная». Форма на –енен больше характерна для книжной речи и применяется в случаях, когда тексту нужно придать особую торжественность.


Слайд 38
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Прилагательные, заканчивающиеся на ударный

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПрилагательные, заканчивающиеся на ударный –Енный, образуют к.ф. м.р. только на –енен,

–Енный, образуют к.ф. м.р. только на –енен, кроме соврЕменный

(современен) и блажЕнный (блаженен).
Обыкновенный – обыкновенен
Сокровенный — сокровенен


Слайд 39
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Морфологические нормы регулируют также

Употребление грамматических форм имен прилагательныхМорфологические нормы регулируют также образование и употребление форм степеней сравнения имен

образование и употребление форм степеней сравнения имен прилагательных.
В литературном

языке недопустимо соединять в одном прилагательном элементы форм простой и

сложной степеней сравнения, причем это правило действительно как для сравнительной, так и для превосходной степеней сравнения.
Подготовка к юбилею города в последние недели стала более активнее.
Самое ярчайшее выступление на праздничном концерте – композиция танцевальной студии «Андромеда».


Слайд 40
Употребление грамматических форм имен прилагательных
При образовании и употреблении

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПри образовании и употреблении форм простой сравнительной степени имен прилагательных моут

форм простой сравнительной степени имен прилагательных моут возникнуть затруднения.

Мы не всегда знаем, какой из трех суффиксов выбрать.
Чаще всего

форма простой сравнительной степени образуется при помощи суффикса –ЕЕ или его варианта –ЕЙ, больше характерного для разговорной речи: красивее, слабее, длиннее.

Не применяйте грубые просторечные
формы красивше, слабже, длиньше.


Слайд 41
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Реже используется суффикс –Е:

Употребление грамматических форм имен прилагательныхРеже используется суффикс –Е: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.Не применяйте в

бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.
Не применяйте в речи разговорные

формы
бойчее, звончее, бойчее, ловчее и грубые просторечные формы слаже,

хлеще.
Всего несколько слов образуется с помощью
суффикса –ШЕ: дальше, тоньше, старше.
Прилагательные маленький, хорошй, плохой обладают формами простой сравнительной степени, полученными от другой основы: меньше, лучше, хуже.
Некоторые прилагательные и вовсе не способны к образованию простой сравнительной степени сравнения (гордый, боевой).


Слайд 42
Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных
Помимо своей главной функции определять

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательныхПомимо своей главной функции определять предмет, называя его существенные признаки, в художественной

предмет, называя его существенные признаки, в художественной литературе, публицистике,

рекламе прилагательные выступают в роли образных определений, или эпитетов.

Эпитеты

придают речи художественную выразительность, поэтическую яркость.


Слайд 43
Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных
А знаете ли вы, что

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательныхА знаете ли вы, что у слова МУЗЫКА 280 эпитетов, у слова

у слова МУЗЫКА 280 эпитетов, у слова ЯЗЫК –

324, у слова лицо – 591.
(Из «Словаря эпитетов русского

литературного языка» К. Горбачевича и Е. Хабло)


Слайд 44
Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных
Найдите эпитеты:

Огонь очистительный,
Огонь роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий,

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательныхНайдите эпитеты:Огонь очистительный,Огонь роковой,Красивый, властительный,Блестящий, живой!Бесшумный в мерцанье церковной свечи,Многошумный в пожаре,Глухой

живой!
Бесшумный в мерцанье церковной свечи,
Многошумный в пожаре,
Глухой для мольбы,

многоликий,
Многоцветный при гибели зданий,
Проворный, веселый и страстный,
Так победно-прекрасный…

(К. Бальмонт)


Слайд 45
Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных
Дополните ряд эпитетов своими примерами:

Лицо

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательныхДополните ряд эпитетов своими примерами:Лицо – одухотворенное, живое, …Глаза – колючие, колдовские,

– одухотворенное, живое, …
Глаза – колючие, колдовские, …
Голос –

задорный, ледяной, …
Утро – радостное, черемуховое, …
Походка – легкая, горделивая,


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Напрасно он проливал крокодильи слезы найти ошибку
  • Направляло важную цель лексическая ошибка
  • Направляло важную цель исправить ошибку
  • Напоминание ошибка загрузки игры genshin impact
  • Напольный кондиционер электролюкс ошибка p1