Наращивать мастерство лексическая ошибка

Фразеологические ошибки

Нарушение лексического состава фразеологизма

Например, есть фразеологизм «сесть в калошу» со значением «попасть в неловкое положение». Ошибкой такого типа будет употребление «сесть в ботинок, в сапог»; «факир на час» (калиф), «уповать на лаврах» (почивать), «наращивать мастерство» (развивать)

«предпринимать усилия» (прилагать), «ни грамма» (ни грана).

Неоправданное сокращение состава фразеологизма.

Например, есть фразеологизм «сделать хорошую мину при плохой игре». Ошибочно будет сказать «сделать хорошую мину».

Расширение фразеологизма.

Например: сесть в резиновую калошу

4. Изменение грамматического состава фразеологизма.

Например: заморить червячков (червячка) – употребление множественного числа вместо единственного.

5. Контаминация (или смешение) фразеологизмов.

Например, есть устойчивые словосочетания «играть роль» и «иметь значение», «одержать победу» и «завоевать первенство». Эти словосочетания могут смешиваться между собой и может получиться: играть значение, иметь роль, одержать первенство, завоевать победу.

Фразеолого-стилистические ошибки

Такого рода ошибки чаще всего связаны со смешением книжных и разговорных фразеологизмов, с использованием разговорных фразеологизмов в чуждом контексте. Например: Молчалин с Софьей на короткой ноге.

Молчалин всех в доме водит за нос.

Наш профессор собаку съел на опытах.

Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка

Морфологические нормы – это нормы употребления грамматических форм слов.

Основная трудность изучения морфологических норм заключается в наличии вариантов.

Остановимся на некоторых морфологических нормах, которые могут вызвать затруднения:

I. Существительные

1. Большинство несклоняемых существительных – слова среднего рода, называющие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню).

К мужскому роду относятся слова, обозначающие лиц мужского пола (маэстро, конферансье), к женскому – женского пола (мисс, леди).

Род иноязычных географических наименований определяется по родовому понятию: Онтарио (ср.р.) – озеро, Перу (ср.р.) – государство, Миссури (ж.р.) – река.

Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова: ИТА (ср.р) — информационно-телевизионное агентство.

Одушевленные заимствованные несклоняемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду, кроме тех случаев, когда имеется в виду самка. Например: Белый какаду сидел на ветке. Колибри снесла крошечное яйцо.

В русском языке есть группа существительных, род которых определить нельзя, так как они не имеют формы единственного числа: ворота, именины, каникулы, брюки, сани, сени, очки, обои, дрожжи, ножницы, сутки, заморозки, сумерки и другие.

Запомните!

М.р. Ж.р. Ср.р. Общего рода
кофе, погон, рельс, рояль, толь, шампунь, тюль, портье, аэрозоль, тамада, торнадо (ветер), атташе, хинди (язык) бандероль, тушь, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, т`уфля, салями, иваси, цеце, авеню, кольраби (капуста), б`ери-б`ери (болезнь), какао, турне, радио, кашне, бра, пальто, такси,депо, жюри, каланхоэ. протеже, хиппи, визави, задира, растяпа, кутюрье, сирота

Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 6400 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Чисто по-русски

Лексическая сочетаемость слов

Ошибки в речи возникают при неправильном соединении слов в словосочетания. В процессе речи мы подбираем слова по их лексическому значению, по смыслу. Если этим пренебрегать, происходит нарушение лексической сочетаемости.

Примеры лексической сочетаемости слов:

неправильно правильно

играть значение иметь значени е

не имеет роли не играет роли

быть в поле внимания быть в поле зрения

оказать заботу проявить заботу

повысить кругозор расширить кругозор

оказать впечатление произвести впечатление

поднять тост,выпить тост произнести тост,

иметь угрозу таить угрозу

дать поддержку оказать поддержку

постигать навыки приобретать навыки

оплатить штраф заплатить штраф

заплатить расходы оплатить расходы

заплатить проезд оплатить проезд

повысить подготовку улучшить подготовку

повысить выпуск продукции увеличить выпуск продукции

причинить удовольствие причинить горе,

одержать первенство одержать победу,

наращивать мастерство повышать мастерство

предпринимать усилия прилагать усилия,

пристально слушать внимательно слушать

Не всегда можно объяснить причину той или иной сочетаемости слов, близких по значению. Зачастую сочетания слов закреплены языковой традицией.

Конспект урока «Лексико-фразеологические ошибки и их исправление»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Октябрьский нефтяной колледж

Методическая разработка урока

по дисциплине «Русский язык и культура речи »

Тема: «Лексико-фразеологические ошибки

преп. Хасанова Айгуль Варисовна

Тема: Лексические ошибки и их исправление.

1. Повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»;

2. Познакомить студентов с причинами нарушения лексической нормы;

3.Познакомить с типичными лексическими ошибками;

4. Вырабатывать умение находить лексические ошибки и исправлять их;

5.Совершенствование навыков использования словарей:

6.Формировать познавательный интерес к культурному наследию языка;

7.Формировать мотивацию к дальнейшему изучению темы;

8. Развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения;

9.Воспитывать познавательную активность, культуру, бережное отношение к русскому слову;

10.Развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедиа, толковые и фразеологические словари, раздаточный материал с тренировочными упражнениями.

Методические приемы: объяснение учителя, опрос, индивидуальные задания, работа со словарем, дискуссия .

Тип урока : практическое занятие.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история, этика делового общения.

1.Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Фронтальный опрос .

2.Типология лексических ошибок.

3. Анализ ошибок

Тема сегодняшнего урока: Лексические ошибки и их исправление.

Данный урок — заключительный в разделе «Лексика. Фразеология».

Сегодня, повторяя и обобщая наши знания по теме «Лексикология», мы познакомимся с понятием «лексические ошибки»,попытаемся назвать их основные причины, а также будем активно работать над культурой нашей речи. Вспомним:

-что такое лексикология?( Раздел лингвистики, изучающий лексику)

-как называется словарный запас одного человека?( лексикон)

-объясните явление полисемии ( многозначность)

-какой словарь помогает разобраться многообразии лексических значений?(толковый)

-перечислите известных вам авторов толковых словарей?

-перечислите лексические единицы ( синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, фразеологизмы)

в чем разница между явлениями полисемии и омонимии?( значения многозначных слов связаны между собой)

-в каких тропах и стилистических фигурах основным материалом могут являться синонимы?(градация),антонимы(антитеза,оксюморон)?

-какая лексическая единица по вашему будет наиболее сложной для носителей других языков, изучающих русский? Почему?

-почему И.А.Крылов называл фразеологизмы «изюминками языка»?

— что определяет лексическая норма? (Употребление слов в соответствии с их лексическим значением, возможную сочетаемость слов с другими словами)

Вспомним условия соблюдения лексических норм.

Слово учителя . Говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий профессионального успеха.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.

Речь – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления , способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации .

Ошибки делают все люди, как в письменной , так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о « речевом идеале », неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Рассмотрим каждую лексическую ошибку подробнее, заполняя оставленные поля в ваших конспектах понравившимися примерами.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ТИПЫ

Неправильный выбор слова, связанный с незнанием его лексического значения:

Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5 сентября. Дни узбекской кухни будут проходить…( Декада — период времени, равный 10 дням)

Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю.

Он упал ничком…( навзничь – вверх лицом)

Здание поражает своими причудливыми габаритами.

(габариты – это размеры, причудливой м.б. только форма)

Ошибки в употреблении многозначных слов, заключающаяся в использовании полисемичных слов в таком контексте, который не допускает двусмысленности:

Все ошибки в программе вовремя просмотрели. Все ошибки вовремя заметили.

3.Ошибки в использовании заимствованных слов.

Все сильнее ностальгия по прекрасному. Все сильнее тяга к прекрасному

( Ностальгия – тоска по родине)

4.Ошибки в употреблении синонимов:

Оборудование в больнице самое прогрессивное. Оборудование самое современное.

Князь Андрей искренне влюбляется в Наташу (искренне можно любить, а влюбляться – пламенно, страстно)

Быть свидетелем премьеры в спектакле (можно быть свидетелем происшествия)

5.Ошибки в употреблении антонимов, связанные со стилистически необоснованным употреблением в речи слов с противоположным значением.

Необходимо военное умиротворение конфликта.

6. Ошибки в употреблении омонимов , заключающаяся в неудачном употреблении слов, совпадающих по звучанию или написанию, но различных по значению:

Освобожден за беспринципность.

Врач решил оставить это лекарство.

7. Ошибки в употреблении паронимов (смешение паронимов).

Одеть пальто, костлявая рыба, сломленная челюсть, болотная местность, гарантированный талон. Земельный холм рос на глазах. Земляной холм рос на глазах.

8. Нарушение границ лексической сочетаемости, т.е. способности слов соединяться друг с другом.

Быть в поле внимания (быть в поле зрения), наращивать мастерство

( повышать мастерство) , бархатный период (сезон), крепкая вражда (сильная вражда, крепкая дружба).

Нарушение границ лексической сочетаемости приводит к контаминации – соединению двух правильных вариантов в третье неправильное.

Играть значение (играть роль, иметь значение )

Повысить кругозор ( расширить кругозор, повысит уровень знаний ).

Причинить удовольствие (причинить горе, доставить удовольствие )

Одержать первенство ( одержать победу, завоевать первенство )

Предпринимать усилия (прилагать усилия, предпринимать попытки)

9. Речевая недостаточность . Пропуск нужного слова.

Мы поделимся опытом в сфере рекламы.

Мы поделимся опытом работы в сфере рекламы.

10 Речевая избыточность . Наличие лишних слов.

Существует два основных типа речевой избыточности – плеоназм и тавтология.

Плеоназм – это употребление в речи близких по смыслу, а потому логически лишних слов. Примером избыточных сочетаний служат такие, в которых имеет место повторение признака, уже содержащегося в главном слове, в зависимом слове: моя автобиография, коренной абориген, главная суть, преднамеренная провокация, мемориальный памятник, маршруты движения, период времени, броский эффект.

Гостям подарили памятные сувениры . Сувенир – подарок на память. Гостям подарили сувениры.

В отличие от плеоназма, где повторяются смыслы, а не слова, тавтология представляет собой повтор в пределах предложения однокоренных слов или одинаковых морфем: охотник охотился, протоколировать протокол, следует отметить следующие особенности .

Товарные биржи сформированы в форме акционерных обществ. Товарные биржи сформированы как акционерные общества.

Тавтология м.б. скрытой, когда в предложении сочетаются близкие по значению исконное и заимствованное слова.

Имеется несколько свободных вакансий. Вакансия – свободное место. Имеется несколько вакансий.

11. Неправильное употребление стилистически окрашенных слов. Директор не должен совать нос в конфликт менеджеров. Директор не должен вмешиваться в конфликт менеджеров (совать нос – разг.выражение).

12.Ошибки в использовании фразеологизмов. Наиболее типичными являются следующие:

а) замена компонента фразеологического сочетания

перебирать из пустого в порожнее ( переливать из пустого в порожнее), львиная часть ( львиная доля);

б) неоправданное сокращение или расширение состава фраз оборота

вступили новые правила (вступили в действие новые правила)

оставлять желать много лучшего (оставлять желать лучшего);

в) контаминация, или смешение, двух оборотов

по гроб доски ( вместо по гроб жизни и до гробовой доски)

припереть к горлу (вместо припереть к стенке и подступить к горлу)

играть значение (вместо играть роль или иметь значение);

г) искажение грамматической формы компонентов фразеологизма

подвернуться под рукой (подвернуться под руку)

бабушка на двоих сказала (бабушка надвое сказала);

д) нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами

никому и никогда он шапку не ломал (ни перед кем он шапку не ломал)

спикер выразил сожаление с лучившимся ( спикер выразил сожаление в связи со случившимся);

е) употребление фразеологизма, не соответствующего контексту

Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски . Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык.

Зрители внушают мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать . Зрители вселяют в меня веру, что я как актриса еще многое могу сделать.

Упражнение 120(А.Блинов Классическое пособие для подготовки к ЕГЭ)

источники:

http://chisto-po-russki.ru/leksicheskie-normyi/leksicheskaya-sochetaemost-slov

http://infourok.ru/konspekt-uroka-leksikofrazeologicheskie-oshibki-i-ih-ispravlenie-1266803.html

Ответ:

Одержать успехи=одержать победу +делать успехи,

оказать внимание=оказать почести+уделять внимание,

потерпеть потери=потерпеть поражение +понести потери,

поднять тост=поднять кубок+произнести тост,

защитить степень=защитить диссертацию +получить степень,

быть в поле внимания=быть в поле зрения +в зоне внимания,

наращивать мастерство=наращивать силу +оттачивать мастерство,

тратить нервы=тратить силы+мотать нервы, одержать первенство=одержать победу +добиться первенства,

уделять заботу=уделять внимание +проявлять заботу,

уповать на лаврах=почивать на лаврах +уповать на успех,

выполнение мечты=выполнение задания +исполнение мечты,

производить воздействие=производить работу +оказывать воздействие.

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Исправьте предложения.

1. В нашем лицее происходит углубленное изучение профилирующих предметов. 2. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 3. Мы используем индивидуальный подход, учитывая интересы и способности ребенка. 4. Вы должны туда собственноручно сходить. 5. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию. 6. Все сотрудники отдела постоянно наращивают мастерство. 7. Спектакль оказал на ребенка большое впечатление. 8. Большое внимание благоустройству города будет оказано в следующем году. 9. Первую лекцию в этом году провел молодой преподаватель. 10. В городе много людей, которые осуществляют власть. 11. Действия наемников подставили под угрозу границы государства. 12. Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов. 13. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний. 14. Не нужно из этого факта строить проблему.

1. Все было новым и незнакомым, даже пугало немного, мне пришлось придерживаться осторожности. 2. По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации и творчестве. 3. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 4. А вот это важная ошибка, давайте обсудим ее подробнее. 5. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 6. По мнению экспертов, около 60 % экосистемы используется безрассудно, варварски, что способствует потере биологического равновесия в природе. 7. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве. 8. Большая половина данных получена эмпирически. 9. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 10. При применении данного метода цена станет значительно дороже. 11. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 12. Экс-президент выполнял роль связующего звена между городскими, федеральными властями и частными инвесторами. 13. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях.14. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. 15. Специалисты всё более и более глубокое значение придают новым технологиям. 16. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. 17. Я могу с уверенностью сказать, что каждое посещение Эрмитажа обогащает мой кругозор. 18. Все сотрудники отдела постоянно наращивают мастерство. 19. Львиная часть российского фармацевти

20

ческого рынка – 80 процентов – принадлежит зарубежным производителям. 20. В моей жизни она не играла никакого значения. 21. Уменьшение иллюстративного материала способствует снижению качества курсовой работы. 22. Доводы конкурента вызвали у меня неоднозначное впечатление. 23. После повторной проверки работы подавляющее количество неточностей было устранено. 24. Научный руководитель попросил исправить недостатки первой главы. 25. Из-за отсутствия времени остановимся только на важных ошибках. 26. Указанные замечания не имеют в данном случае никакой роли. 27. Сейчас наши дети постигают первые школьные трудности. 28. Уровень рождаемости постоянно увеличивается. 29. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 30. Эти функции поручаются отделу рекламы. 31. Уже через несколько лет имя писателя вышло на мировую арену. 32. Не нужно из этого факта строить проблему. 33. Они категорически заинтересованы в хороших отношениях с нами.

Грамматические ошибки

Виды

грамматических
ошибок

Примеры

1.
Ошибки в

Образовании

форм
слова

2.Нарушение
согласования

3.
Нарушение

управления

4.Неудачная
замена знаменательного слова
местоимением.

5.Ошибки
в построении предложения с деепричастным

Оборотом.

6.
Ошибки в построении предложения с
причастием, причастным оборотом

7.
Ошибки в построении предложения с
однородными членами

8.
Смешение прямой и косвенной речи

Лексические нормы

Н.
В. Гоголь писал о русском языке следующее:
«Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок, все зернисто,
крупно, как сам жемчуг и, право, иное
название еще драгоценней самой вещи».

Богатство
лексикона языковой личности определяется
большим запасом синонимических средств,
которые должны активно реализовываться
в речи. При этом необходимо внимательно
следить, чтобы главное слово синонимического
ряда не заменяло другие.

Задание
1
.
В каждом из приведённых ниже предложений
заменить «универсальное» слово «сделать»
(«делать») более определённым,
конкретизирующим характер действия.

1.
На стволе берёзы кто-то сделал ножом
свои инициалы. 2. Ребята стали делать
костры у самого ледника. 3. С помощью
антифашистов военнопленным удаётся
сделать побег из лагеря. 4. В пятницу мы
делаем классный сбор.5. Для отличников
гимназии решили сделать на зимних
каникулах экскурсию в Санкт-Петербург.
6. В цехе делают опыты по изготовлению
оконной замазки из золы. 7. Медведь
натыкался на гвозди, и это делало ему
боль. 8. Туристы сделали отдых на берегу
реки. 9. Вера научила Джульбарса делать
разные поручения.

Задание
2
.
Глаголы «говорить» («сказать») обладают
обобщённой семантикой. Широта и
универсальность лексического значения
способствуют их частому употреблению,
при этом иногда они неправомерно заменяет
другие глаголы речи.

1.
Каждый говорил свою точку зрения. 2.
Оратор говорил интересную речь. 3. Павел
Петрович постоянно говорит изысканные
выражения. 4. Тамада сказал здравицу, и
веселье продолжилось. 5. Варвара
рассказывает ей свои принципы. 6. Это
коренное противоречие эпохи Островский
рассказывает на обыденном конфликте.

Задание
3
.
Вставьте требуемое по смыслу слово-усилитель
(не употребляя слово очень).

1.
Этот человек Вас … уважает. 2. Он … болен.
3. Такие тренировки …важны для поддержания
спортивной формы. 4. Коля … кричал, но
из-за шума волн его никто не услышал. 5.
С вечера шел … дождь. 6. На новую стоянку
пришлось перебираться в … мороз. 7. Марат
… спал и не услышал, как звенел будильник.
8. Каждый гражданин республики обязан
… соблюдать ее закон. 9. В ответ на эту
провокацию правительство Армении
заявило … протест.

Задание
4
.
Выберите наиболее точное слово из
предложенных в скобках. Объясните свой
выбор.

1.
По приглашению старых друзей нам …
(довелось, посчастливилось, удалось,
пришлось) … (побывать, посетить) этот
прекрасный город. 2. На последней
научно-методической конференции было
… (показано, продемонстрировано), что
… (использование, применение) технических
средств … (во много раз, заметно,
значительно, несравненно, ощутимо,
существенно) … (повышать, увеличивать)
… (производительность, эффективность)
… (работа, труд) педагога. 3. За последние
несколько лет в городе … (возведено,
отстроено, сооружено) более 2 миллионов
метров жилой площади. 4. В нашем районе
… (жить, обитать, проживать) около 50%
населения города. 5. В Российской
национальной библиотеке хранится много
(ветхих, древних) рукописей. 6. Он достиг
успехов, проявив большое (упрямство,
упорство) 7. Из окна было видно небольшое
квадратное озеро, … (окаймленное,
обрамленное, окруженное), точно рамкой,
косматыми ветлами. 8. Блеклая трава
бессильно (согнулась, пригнулась,
наклонилась, поникла) под дождем к самой
земле. 9. По стеклам зигзагами … (струились,
сбегали, падали) капли.

Задание
5

. Составьте словосочетания со следующими
синонимами:

  1. Особа,
    лицо, персона, фигура, птица.

  2. Очаровательный,
    обаятельный, прелестный, пленительный,
    обворожительный, чарующий.

  3. Удачный,
    успешный, благополучный.

  4. Удивительный,
    поразительный, изумительный, дивный,
    чудный.

Задание
6
.
Распределите следующие слова на группы
с положительной и отрицательной
эмоциональной окраской.

Похождения,
подвиги, преступления, деляги, труженики,
расправляться, ограбление, единомышленник,
связаться, сборище, нашествие, соучастник,
содружество, проделки, сотрудничество.

Задание
7. Чем приведённые синонимы отличаются
друг от друга (по смыслу или стилистической
окраской)? Обличье – облик, нехватка
– дефицит, напасть – злоключение, потехе
– развлечение, переделка – преобразование,
вояка – воин, глазник – окулист, врун
– лжец, большущий – гигантский,
растранжирить – расточить, плакаться
– сетовать.

Задание
8.

Подберите подходящие прилагательные
к данным существительным.

Здравица
– здравница (черноморская, застольная)

Атомщик
– атомник (империалистический,
миролюбивый)

Остатки
– останки (человеческие, пищевые)

Диктат
– диктант (контрольный, римский)

Поиск
– происк (геологический, вражеский)

Осветитель
– осветлитель (театральный, мощный)

Дипломат
– дипломант(кожаный, талантливый)

Задание
9.

К
данным прилагательным подберите
подходящие существительные из скобок

Практичный
– практический (занятие, материал,
человек)

Рыбий
– рыбный (ловля, хвост)

Черепаший
– черепаховый (гребень, корм)

Сытый
– сытный (обед, человек)

Цветистый
– цветастый (осень, платье)

Задание
10.
Поставьте
вместо точек нужный по смыслу пароним.
Мотивируйте свой выбор.

В
пещере с потолка свешивались …, а с пола
поднимались… (сталактиты – сталагмиты).

Мой
товарищ был … противник споров. –
Защитники крепости отбивали… атаки
противника (яростный – ярый).

На
привале мы… пообедали. – Лошадь
перебирала ногами (сыто – сытно).

У
старого учителя было очень… лицо. –
Открывая выставку, он произнёс… слово
(приветный – приветливый).

… почту
отправляет, а… — получает (адресат –
адресант).

Задание
11.
Прочитайте
текст. Выпишите выделенные слова и
подберите к ним паронимы. Уточните их
значения.

Письмо

Однажды
я получил письмо. В этом не было бы ничего
удивительного, если бы не странное
содержание этого письма, а скорее
отсутствие его. Я бережно
вскрыл
конверт и обнаружил в нем белый лист
бумаги, совершенно чистый с обеих сторон.
Адресатом
был я, а сведения об отправителе
отсутствовали, не было даже подписи.
Несколько дней спустя ко мне пришло
точно такое же послание. Я хотел больше
не вскрывать писем, но было бы неразумно
из-за какого-то шутника лишить себя
контакта с миром. Потом я получил еще
три чистых листа бумаги. И каждый раз
приходилось испытывать обидное
разочарование. Все знают, какую радость
приносит человеку минута, когда он
получает из рук почтальона скрытое
и
одному ему предназначенное послание.

Раздраженный,
я воспользовался первой же возможностью,
чтобы поехать в указанный на штемпеле
город. Когда в гостинице я приступил к
формальности регистрации, портье,
услышав мою фамилию, сказал: «Тут для
вас есть письмо». Неужели вновь чистый
лист бумаги? Да, это было так. По почтовому
штемпелю можно было узнать, что письмо
было отправлено из населенного пункта,
который я покинул два часа тому назад…

Надо
было от этого досадного
наваждения освободиться. Я поспешно
согласился на приглашение принять
участие в охоте на диких уток, которая
должна была состояться на больших
болотах в одном из отдаленных уголков
страны, где отсутствовало какое-либо
почтовое отделение. Обстановка была
романтичная.
Мы сидели, притаившись на маленьком
островке, заходило солнце, приближался
косяк водоплавающих птиц. Я схватил
бинокль и увидел: предпоследним летел
почтовый голубь. Не теряя времени, я
заменил бинокль на ружье и, прицелившись
с таким старанием, на какое только был
способен, выстрелил. Голубь исчез в
водах озера. Солнце уже зашло, когда
послышался плеск воды, заколебался
камыш, и сквозь него протиснулась моя
услужливая собака, неся в зубах голубой
конверт. Клеенчатый мешочек предохранял
его от воды…

(По
С. Мрожеку).

Задание
12.

Объясните значения выделенных слов.
Докажите, что они являются паронимами.
На какой слог падает ударение в
подчеркнутом слове? Почему?

а)
Поверь: для них смешон твой плач и твой
укор

С
твоим напевом заученным,

Как
разрумяненный трагический актер,

Махающий
мечом картонным.

(М.
Ю. Лермонтов «Не верь себе»).

Отец
и сын не смотрели друг на друга. Что-то
неуловимое, трагичное
было в их лицах (Г. Николаева. «Жатва»).

б)
Опозорил семью нашу честную

Злой
опричник царский
Кирибеевич.

(М.
Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»).

Старик
поднял весла – и царственная
река понесла нас (И. С. Тургенев «Ася»).

Задание.
Укажите, в каких случаях паронимы царский
– царственный

употреблены правильно.

a)
Борис Годунов окружался царственным
почётом,
принимал иноземных послов в своих
палатах с величавостью и блеском.

б)
А прогневал я тебя – воля царская:
прикажи казнить, рубить голову.

в)
Иногда океан выплёскивает на берег
таинственные, загадочные вещи, однажды
нашли мы на песке золотую царственную
корону.

г)
Лишь под большим увеличительным стеклом
удается рассмотреть на черепке
интереснейшую сцену царственного
пиршества.

Задание
13
.
Рассказ Ивана Антипова называется
«Геройский трус». Какая фигура
выразительности лежит в основе этого
названия? Подберите соответствующий
пароним к прилагательному. Какое из
двух слов является более удачным
определением к существительному?
Проверьте свои выводы по словарю
паронимов.

Задание
14
.
Укажите, какие стилистические приемы
усиления выразительности речи использованы
в заголовках газетных статей.

«Большие
заботы малого села», «Когда и в мороз
жарко», «Бесчестное благочестие»,
«Ядовитое противоядие», «Маленькие
заметки о большом космосе», «Счастливый
невезучий человек», «Пересол от недосола».

Задание
15
.
Обратите внимание на неудачное
использование антонимов; исправьте
предложения.

1.
Захотелось сбежать вниз по ступенькам,
но дисциплина и самоконтроль взяли
верх, и он сошел вниз быстрым, деловым
шагом. 2. Когда я вошел в комнату, жена
настраивала телевизор, не замечая, как
я расстроен. 3. Не буду останавливаться
на конкретных проблемах, решение которых
вдохнуло в жизнь старого завода немало
нового. 4. Вопрос о скрытых резервах все
еще остается открытым.

Задание
16
.
Определите, какие из выделенных слов
не являются антонимами. Объясните
почему.

а)
1. Грамотный
ученик
безграмотный
ученик; 2.Талантливый
работник – бездарный
работник; 3. Дорогая
покупка – дешевая
покупка; 4. Дорогой
гость
нежданный
гость.

б)
1. Нужная
вещь – ненужная
вещь; 2. Нужная
вещь – лишняя
вещь; 3. Приобретенная
вещь
утраченная

вещь. 4. Купленная
вещь – подаренная
вещь.

Задание
17.

Сравните предложения; укажите случаи
нарушения лексической сочетаемости;
дайте свои варианты правки.

1.
Спектакль оказал на ребенка

большое
впечатление

2.
На этом же объекте плиточники обязались
покрыть 200 квадратных метров мозаичными
полами.

3.
За последние семь лет выпуск

машин
поднялся более чем вдвое.

4.
В рыночных условиях борьба за качество
принимает первостепенное значение.

5.
Директор ничего не сказал о картине,
выявленной в процессе расследования.

6.
Проигрывая, хозяева поля предприняли
неимоверные усилия, чтобы спасти
встречу.

Спектакль
произвел на ребенка большое впечатление

На
этом же объекте плиточники обязались
выложить 200 квадратных метров мозаичных
полов.

За
последние семь лет выпуск машин
увеличился более чем вдвое.

В
рыночных условиях борьба за качество
получает первостепенное значение.

Директор
ничего не сказал о фактах, выявленных
в процессе расследования.

Проигрывая,
хозяева поля предприняли отчаянные
попытки отыграться.

Задание
18.

Прочитайте выражения, которые
образовались в результате контаминации,
найдите исходные словосочетания.

Пример:
тратить нервы = портить нервы+тратить
здоровье

Влачить
лямку…………… ..наращивать мастерство

Оказать
внимание= занять звание чемпиона=

Потерпеть
потери= защитить степень=

Поднять
тост= производить воздействие=

Играть
значение= выполнение мечты=

Оказать
вред= давать намёк=

Производит
воздействие= повысить кругозор=

Задание
19
.
Определите значения фразеологизмов,
подберите к каждому из них синонимическую
и антонимическую пару.

На
вес золота, держать себя в руках, по
пальцам перечесть, как с гуся вода,
ломать спину, кусать локти, затыкать за
пояс, казанская сирота, шапочное
знакомство, милости просим, ломать
шапку, ни гроша за душой, с открытым
сердцем.

Задание
20
.
Письменно ответьте на поставленные
вопросы. В качестве ответа используйте
подходящее по смыслу фразеологическое
выражение.

Как
говорят:

1)
о том, кто часто меняет свои решения;

2)
о том, кто часто бездельничает;

3)
о человеке, который пришел не вовремя,
некстати;

4)
о кротком, безобидном человеке;

5)
о человеке высокого роста;

6)
о болтливом человеке;

7)
о бесследном исчезновении кого-либо;

8)
о положении, когда опасность грозит со
всех сторон;

9)
о чувстве большой неловкости, стыда;

10)
об очень дальних родственниках;

11)
о бесшабашном человеке;

12)
о беспорядке, неразберихе, царящих
где-либо;

13)
о том, кто не знает чего-либо, всем
известного;

Задание
21
.
Найдите ошибки в употреблении
фразеологизмов. Исправьте их.

1.Он
постоянно сидит сложив руки. 2.Еще вчера
ему пели фимиамы. 3. Он неожиданно для
себя попал в калошу. 4. Опекун присвоил
себе львиную часть наследства. 5. Когда
кругом кипит работа, не нужно вертеться
под руками. 6. Этот факт был одним из
камней притыкания в решении вопроса о
власти. 7. Между бывшими приятелями
разгорелся спор, сошлись коса на камень.

Задание
22

.Найдите плеоназмы в предложениях.
Исправьте ошибки.

1.
Наша команда испытывала временной
цейтнот. 2. Приглашенный дизайнер осмотрел
внутренний интерьер особняка. 3. На
протяжении всего времени учебы мальчик
являлся в классе ведущим лидером.4. В
период сессии необходимо беречь каждую
минуту времени. 5. Психолога интересовали
взаимоотношения учащихся друг с другом.

Задание
23.
Слова иноязычного происхождения
разделите на четыре группы:
интернационализмы, экзотизмы, допустимые
заимствования и варваризмы.

Гуманизм,
доминировать, имидж, кимоно, комментатор,
компенсация, коттоновый, мотель,
мультимедиа, паранджа, превалировать,
презентовать, республика, сантим, сейм,
стагнация, тинэйджер, толерантность,
чайхана, шопинг.

Задание
24.

Укажите, каковы причины заимствования
приведенных ниже иноязычных слов (1.
Заимствовано вместе с новым понятием
или предметом; 2. Заимствовано для замены
нескольких слов, обозначающих один
предмет, действие или явление;
3.Заимствовано в качестве синонима к
существующему русскому слову для более
точного обозначения понятия).

Аншлаг,
бра, грант, дайджест, дефолт, импорт,
киднепинг, круиз, ноутбук, плед, скотч,
спонсор, спринт, трансферт, транш, халва,
холдинг, экспорт, энтузиазм.

Задание
25.

Укажите разницу между близкими по
значению иноязычными и русскими словами.
Составьте с ними предложения.

Аморфный
– бесформенный, антракт – перерыв,
афиша – объявление, бассейн – водоем,
дискуссия – спор, инцидент – случай,
митинг – собрание, оппонировать –
возражать, оранжерея – теплица, турист
– путешественник.

Задание
26.

Замените выделенные иноязычные слова
русскими синонимами. Там, где нужно,
исправьте и другие лексические ошибки.
Запишите исправленный вариант.

1.
В дискуссии необходимо дать приоритет
вопросу о заимствованиях.

2.
Креатив приветствуется. 3. Толерантность
– необходимое условие современных
общественных отношений. 4. Среди
собравшихся превалировали представители
молодежи. 5. Эффективность режима экономии
во многом зависит от того, насколько
лимитируются финансовые расходы.

6.
Электорат был подготовлен к предстоящим
выборам. 7. Новый сезон открывает хорошие
перспективы дальнейшей эволюции в
области спортивной работы. 8. Идентичное
решение было принято студентами второй
группы.

Задание
27.

Современную речь молодых людей засоряют
часто встречающиеся слова:
как бы, короче, прикинь, по-любому
.
За ними пропадает индивидуальность
личности говорящего. Прочитайте фрагмент
из книги

П.
А. Каблукова «Говорите, пожалуйста,
правильно». Какое негативное влияние
оказывают подобные слова на Вашу речь?

«
В последнее время многие обращают
внимание на широкое распространение
словечка как
бы
.
Все мы хорошо понимаем, что это слово в
его нормативном употреблении выражает
условно-предположительное сравнение.
В разговорной же речи как
бы

указывает на неточность формулировки,
на то, что выбранное не вполне соответствует
мысли говорящего. В сущности, то же самое
значит более длинный оборот если
можно так сказать

или просто так
сказать.

Паразитическое же распространение
этого слова проистекает, как кажется,
из стремления говорящего снять с себя
ответственность за неточность речи:
сказал «как бы» и тем самым как будто
извинился за небрежность.

Репертуар
слов-паразитов меняется, пожалуй,
быстрее, чем многие другие пласты
лексики. «Видите ли», «понимаешь», «на
самом деле»… Что-то уходит, но появляется
новое. Эти всеми гонимые слова-паразиты
играют все же определенную и порой
довольно существенную роль в построении
устной речи. Иногда они маркируют начало
или конец речи («так», «вот»), иногда
дают слушателю понять, что реплика не
завершена, что говорящий хочет сказать
еще что-то (это может выражать даже
растянутая гласная)… Обойтись без таких
слов в устной речи практически невозможно.
Это не значит, что не следует бороться
со всеми этими как
бы.

Бороться, безусловно, нужно. Но цель
должна заключаться не в том, чтобы
исключить из речи все, что кажется нам
на первый взгляд ненужным, а в том, чтобы
такие незначащие элементы не загромождали
речь. Слово превращается в «паразита»,
когда оно вытесняет другие слова. Можно
предложить тем, кто сам осознал, что
злоупотребляет этим как бы, попытаться
вытеснить это словечко для начала
каким-нибудь другим. Ведь если школьник
или студент говорит, что он не пришел
на занятия потому, что «как бы заболел»,
то это звучит комически. Уж лучше «так
сказать».

Вообще,
резкое возрастание частотности какого-то
слова в речи окружающих – это сигнал
опасности. Как только вы заметили, что
слово начинает расширять сферу своего
использования, стоит остановиться и
задуматься. Сейчас, например, слово
достаточно
употребляют и вместо довольно,
и даже вместо очень.

Слово
становится словечком, если у него
вырастают зубы и оно начинает пожирать
собратьев. Что плохого, например, в слове
легко
в значении «без труда»? Однако если оно
поглощает весь синонимический ряд, если
оно начинает употребляться вместо
простого утвердительного да,
то это уже грустно».

Задание

28.

Прочитайте тексты, найдите в них
лексические ошибки и определите их
виды.

День
рождения – источник вдохновения

Традиция
праздновать день рождения зародилась
в незапамятные времена. Считалось, что
злые силы активизируются именно в день
рождения человека, поэтому все члены
семьи и друзья собирались под одной
крышей, чтобы защитить именинника
добрыми мыслями, пожеланиями и подарками.
Вначале торжественные дни рождения
были привилегией королей. Затем к
церемонии подпустили детей: первой
страной, которая начала отмечать детские
дни рождения, стала Германия. В России
дни рождения стали праздниками только
в ХIХ
веке у дворян и богатых купцов.

В
некоторых индейских племенах, а также
в сельских районах Китая кроме дней
рождения отмечают также этапы
поступательного развития человека:
«сидины» — когда начал сидеть, «ходины»
— начал ходить. У многих народностей в
Африке понятие «год» отсутствует,
времена года не слишком различаются
друг от друга, и дни рождения африканцы
празднуют редко: в племени галла – раз
в 8 лет, а в племени кукуйю т того реже –
раз в 13 лет. И раз в 13 лет именинник должен
посадить фиговое дерево, построить
нефиговый дом, родить сына. В России и
в Италии на день рождения именинника
традиционно дергают за уши, в Англии
дают подзатыльника по количеству лет.
В Канаде имениннику мажут кончик носа
маслом или маргарином, чтобы всю жизнь
как сыр в масле катался.

(Из
журнала «Чем развлечь гостей»)

День
Лешего

Государственный
Дарвиновский музей и представители
студенческой молодежи 18 октября с 12.00
до 18.30 устроят День Лешего, или русский
Хэллоуин. Организаторы мероприятия
решили возродить празднование Ерофеева
Дня, когда, по поверьям, Леший и другая
нечисть буйствуют в русских лесах.
Возвращение к древнейшему славянскому
народному фольклору в этот день произойдет
благодаря множеству специальных
мероприятий и концерту фолк-группы
«Медвежий угол». Устроители русского
Хэллоуина обещают закрепить традицию,
сделав праздник ежегодным. «На Ерофея»,
в ночь с 17 на 18 октября, нечистая сила
наводит беспорядки в лесу, оглашает
окрестности жуткими звуками, выворачивает
с корнями деревья и кусты и загоняет
зверей в норы. Так громко и страшно Леший
и его лесные друзья расстаются с «домом»
до весны. В этот день перед гостями музея
появится «виновник торжества»,
пройдут тематические выставки, показы
фильмов «Духи земли» и «Духи
воды», а также конкурсы с призами.

(Из
журнала «Бумеранг»)

Задание
29.

Ответьте на следующие вопросы.

1.
В чем разница между словами «именинник»
и новорожденный? Как вы назовете человека
в день его рождения?

2.
Как правильно спросить: «Который час?»
или «Сколько времени?»

3.
Как правильно спросить: «Кто последний
в очереди?» или «Кто крайний в очереди?»

4.
Чем отличаются слова рынок
и базар?

Что между ними общего?

Выполнив
упражнения, сделайте теоретические
выводы и подготовьте резюме по теме
семинарского занятия.

Задание
на дом
:
Заполните таблицу, приведя не менее
двух примеров каждого вида возможных
лексических ошибок. Рядом предложите
правильные варианты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наращивание ресниц главные ошибки
  • Нарастить объемы производства ошибка
  • Напряжение приводящее к ошибкам действий это
  • Напряжение ошибки это
  • Напрасно он проливал крокодильи слезы ошибка