Урок по теме «Лексические ошибки»
1) познакомить студентов с причинами нарушения лексической нормы;
2) вырабатывать умение находить лексические ошибки и исправлять их;
3) воспитывать бережное отношение к русскому языку.
1.Словарь, составленный для данного занятия на основе Толкового словаря русского языка, Современного словаря иностранных слов, Словаря паронимов.
2. Т.В.Потемкина, Н.Н.Соловьева “Русский язык и культура речи ”
3. Раздаточный материал с тренировочными упражнениями.
Методика проведения занятия
II.Анализ выполнения студентами практической работы № 3.
III Новая тема “Лексические ошибки”
III. 1.Проблемный вопрос. Мотивация учебно- познавательной деятельности.
Задание: прочитайте записанное на доске предложение.
Верно ли оно составлено? Есть ли в нем ошибки?
Наш корреспондент Петр Орлов находится в эпицентре событий. (Из телевизионных новостей)
(Находим ошибку, выявляем ее причину. Если она не будет найдена в предложении, то обращаемся за помощью к студенту, который подготовил словарь для сегодняшнего занятия; выясняем лексическое значение слова эпицентр.)
Преподаватель: “Послушайте, что пишет корреспондент газеты “Известия”: “Эпицентр — не центр. Если бомба или граната взрывается на земле, то никакого эпицентра не существует – есть только центр этого взрыва. Так что фраза “мы находимся в эпицентре событий” звучит совершенно нелепо, так как буквально означает “мы находимся не в центре событий”.
Вопрос группе: “Какая норма русского литературного языка нарушена в данном предложении?” (Лексическая норма)
Нарушение лексической нормы приводит к лексическим ошибкам.
Запишем тему нашего занятия – “Лексические ошибки”.
Объявление цели занятия. Мотивация: говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий профессионального успеха.
Вопрос группе: “Что определяет лексическая норма?”
(Употребление слов в соответствии с их лексическим значением, возможную сочетаемость слов с другими словами)
III. 2. Нарушение лексической сочетаемости слов
Работа по учебнику Т. В. Потемкиной “Русский язык и культура речи” стр.42,пар.7, п.2
Задание: познакомьтесь с причинами нарушения лексической сочетаемости слов по учебнику (стр.42,пар.7, п.2). Перепишите с доски предложения, исправив ошибки и указав их причины.
Запись на доске
1. Посетив краеведческий музей, мы обогатили свой кругозор.
(Из отзывов посетителей)
2. Налоги взимаются с учетом суммы растаможки.
(Из объявления в налоговой инспекции)
3. На Дворцовой площади много страшно красивых зданий.
4. Чтобы обсудить поездку, мы решили встретиться по телефону.
Проверка выполненного задания:1)обогатили свой кругозор – расширили ( несочет. по традиции); 2) суммы растаможки – суммы таможенных сборов; (стилистическая разнородность: офиц.-дел. и разг.); 3) страшно красивых – очень красивых (несовместимость в силу различных оценок – полож. и отр.); 4)
Первичная проверка понимания материала
Упражнение 1. Найдите лексические ошибки, исправьте их, объясните.
Рейд выявил плеяду жуликов. Их связывала сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба. В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.
( При проверке обратить внимание на синонимы (возвели-воздвигли-построили),паронимы (командировочные — командированные); при затруднениях обращаться к словарю.)
III. 3.Лексические ошибки, снижающие выразительность речи
1. Сообщение “Речевая избыточность: плеоназм, тавтология, неоправданный лексический повтор”. ( Индивидуальное задание. Приложение 1)
2.Употребление в речи жаргонизмов и “слов-паразитов”
1) Беседа (актуализация)
? Какие слова называются жаргонизмами, или жаргонными словами?
(Слова, которые встречаются в речи определенных групп людей: молодежи, студентов, а также деклассированных элементов: воров, бродяг, карточных шулеров. Например: заливать – неправдоподобно рассказывать; моргалы – глаза.)
?Является ли нарушением лексической нормы употребление в речи жаргонных слов? (Жаргонные, просторечные и диалектные слова находятся за пределами русского литературного языка, поэтому употребление их в речи – лексическая ошибка.)
? Какие лексические единицы называются “словами-паразитами”? Является ли их употребление в речи лексической ошибкой?
(“Слова-паразиты” — это слова, не связанные с содержанием речи, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: “ну”, “э-э”, “как бы”, “это самое”, “так сказать” и т. д. Употребление их — лексическая ошибка, так как они нарушают сочетаемость слов в предложении.)
2) Представление результатов микроисследования “Жаргонизмы и “слова-паразиты” в речи студентов группы АП- 06”, выводы.( Индивидуальное задание. Приложение 2)
IV. Закрепление знаний, выработка умений
Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости. Объясните причину выбора. Вставьте пропущенные буквы.
1. Дружба ( сильная, крепкая)
Водить (дружба, любовь)
Приходить в (ярость, радость)
Зияющий (пропасть, вершина)
Высказать (мнение, вопрос)
Глухой (овраг, обрыв).
Достичь (успех, положение)
Верный (обещание, клятва)
2. Полуразруше…ую церковь решили (строить, реставрировать). На третьем курсе нам ( представилась, предоставилась) возможность пройти практику на предпр…ятиях УГПУ. Заметив (оплошка, ошибка), технолог стал ее испр…влять. Этот человек был полный (невежа, невежда) в вопросах иску(с, сс)тва. Для всей школы этот ученик был (басней, притчей) во языцех.
(Самостоятельное выполнение упр. с последующей проверкой; 2 студента работают на закрытых половинках доски.)
Упражнение 2.Устная работа (по цепочке)
Найдите речевую избыточность, объясните.
1. Патриот своей Родины 11. Моя автобиография
2.Ни мясо ни рыба (фразеологизм) 12. Коренные аборигены
3. Родился в марте месяце 13.Отступить назад
4. Сообщить о плохом инциденте 14. Главная суть книги
5. Разговариваю с коллегой по работе 15. Свободная вакансия
6. Компьютерная диагностика 16. Необычный феномен
7. Пожилые старички 17. Научный семинар
8. Незаконные бандформирования 18. Совместное соглашение
9. Заведомая клевета 19. Народный фольклор
10. До восьмого пота (фразеологизм) 20.Юный вундеркинд
Отредактируйте текст объяснительной записки.
Я, Иванов Петр, студент группы АП-06, отсутствовал вчера на практике, так как мне срочно нужно было купить памятный сувенир своему предку. Долго выбирал крутую мобилу со всеми потрохами, поэтому в технарь опоздал.
Обещаю, что пропуск занятий отработаю, в дальнейшем пропускать занятия не буду.
22 октября 2007 г. П.Иванов
Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном варианте.
Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Посетитель так и ушел не солоно нахлебавши. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Трудно практиканту усвоить сложные механизмы. Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Крайнего Севера. Можно начать собрание: форум уже есть. Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Ударение в русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.
Карточка для индивидуальной работы
Перепишите предложения в исправленном варианте. Вставьте пропущенные буквы.
Фон..грамму озвучания мы сделали довольно быстро. Весь май месяц я работала над курсовой. На научном семинаре автор изл..жил главную суть своей книги. Он дал мне дружестве(нн, н)ый совет. В прошедшие дни прошли снегопады, выпало много снега. Мы собрались отметить юб..лейную дату дня. Выпас собак запр..щается. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. Чистота улиц от этого не прогрессировала. На третьем курсе нам представилась возможность пройти практику на предпр..ятиях УГПУ. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.
V. Домашнее задание: учеб. Потемкина, параграф 7, зад 84 на стр.141
Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками
1. Починка автомобиля 11. Свой автопортрет
2. Заклятый друг 12. Будущая перспектива
3. Свободная вакансия 13. Страшно обрадовались
4. Полчища тружеников 14. Возобновить вновь
5. Состоялась благодаря разрешению 15.Кипучее безделье
6. Два года тому назад 16. Кипучая деятельность
7. Оценивает высоко позитивно 17.Мелочная рыба
8. Прогул без уважительной причины 18.Танцевальная песня
9. Праздничный ужин 19.Праздная жизнь
10. Совместное сотрудничество 20.Народный фольклор
VII. Обобщение. Итог урока
Чему мы сегодня научились на занятии?
Назовите причины лексических ошибок?
Мы работали над типичными лексическими ошибками. Помните, что речь человека- это его визитная карточка. Я надеюсь, что вы после сегодняшнего занятия будете более внимательны к слову, к своим высказываниям
Практическая работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Лексические и фразеологические нормы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ»
Перепишите предложения в исправленном варианте, указывая вид лексической ошибки
Образец: Фонограмму озвучания мы сделали довольно быстро. – Фонограмму мы сделали довольно быстро (плеоназм)
Весь май месяц я работала над курсовой. На научном семинаре автор изложил главную суть своей книги. Он дал мне дружественный совет.
В каком словосочетании нет лексических ошибок:
Починка автомобиля, свой автопортрет, заклятый друг, будущая перспектива, свободная вакансия.
В каком предложении вместо слова ПАМЯТНЫЙ нужно употребить слово ПАМЯТЛИВЫЙ?
Это было очень памятное событие для всей семьи.
Этот памятный разговор повлиял на мою судьбу.
До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, памятным и энергичным.
Мне дорог и памятен каждый уголок родного дома.
Подберите синонимы к следующим заимствованным словам:
аномалия, спонтанный, электорат, презентация.
Определите, какое из двух словосочетаний каждой из пар является правильным. Выпишите их.
техничный боксёр – технический боксёр
террористическая группа – террористская группа
водные растения – водяные растения
Подберите слова – синонимы к следующим фразеологизмам.
Образец: бежать сломя голову — быстро
жить душа в душу
витать в облаках;
Составьте словосочетания с каждым из паронимов:
Подберите антонимы к словам:
Истина, убыток, мажор,
Прилагательное «кислый» употреблено в переносном значении в следующих сочетаниях:
2. кислая картошка
4. кислое настроение
5. кислое выражение лица.
Этот фразеологизм имеет значение «приобрести что-либо за глаза, ничего не зная о достоинствах или недостатках покупки». Применяется в значении купить что-нибудь, не зная толком что это, для чего оно нужно или какие у него свойства, какие достоинства, а какие недостатки, т.е. практически ничего не зная о покупке или совершенно ничего не зная.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ»
Перепишите предложения в исправленном варианте, указывая вид лексической ошибки
Образец: Фонограмму озвучания мы сделали довольно быстро. – Фонограмму мы сделали довольно быстро (плеоназм)
В прошедшие дни прошли снегопады, выпало много снега. Мы собрались отметить юбилейную дату дня. Выпас собак запрещается.
В каком словосочетании нет лексических ошибок:
Страшно обрадовались, полчища тружеников, возобновить вновь, состоялась благодаря разрешению, кипучее безделье
В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить слово КАМЕНИСТЫЙ?
Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: каменная почва с трудом поддавалась обработке.
Первые каменные орудия были изготовлены человеком много веков назад.
Каменное лицо Василия не выражало никаких эмоций.
Старинный каменный особняк был фамильной гордостью этой семьи.
Подберите синонимы к следующим заимствованным словам:
Меланхолия, приоритет, реабилитация, плагиат
Определите, какое из двух словосочетаний каждой из пар является правильным. Выпишите их.
Живой родник – живительный родник
Укрывной материал – укрывистый материал
Добрый хозяин добротный хозяин
Подберите слова – синонимы к следующим фразеологизмам.
Образец: бежать сломя голову — быстро
За семь вёрст киселя хлебать
Как за каменной стеной
Составьте словосочетания с каждым из паронимов:
Подберите антонимы к словам:
Регресс, спонтанный, апатия,
Слово «гасить» употреблено в переносном значении в следующем сочетании:
Этот фразеологизм имеет значение: «запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ»
Перепишите предложения в исправленном варианте, указывая вид лексической ошибки
Образец: Фонограмму озвучания мы сделали довольно быстро. – Фонограмму мы сделали довольно быстро (плеоназм)
Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. Чистота улиц от этого не прогрессировала. На третьем курсе нам представилась возможность пройти практику на предприятиях УГПУ.
В каком словосочетании нет лексических ошибок:
Два года тому назад, кипучая деятельность, оценивает высоко позитивно, мелочная рыба, прогул без уважительной причины
3. В каком предложении вместо слова ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ нужно употребить слово ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ?
Наша страна может гордиться цирковым исполнительским искусством.
Каждый настоящий музыкант должен интересоваться вековыми традициями народной и классической исполнительской культуры.
Одна из ветвей государственной власти – исполнительская.
Исполнительское мастерство актёра достойно восхищенияВ каком предложении
4. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам:
Библиография, дуршлаг, эквивалент, деградация
5. Определите, какое из двух словосочетаний каждой из пар является правильным. Выпишите их.
Системные прогулы – систематические прогулы
Экономная хозяйка – экономичная хозяйка
Бродяжий музыкант – бродячий музыкант
6. Подберите слова – синонимы к следующим фразеологизмам.
Образец: бежать сломя голову — быстро
Всех собак повесить
Тянуть кота за хвост
Составьте словосочетания с каждым из паронимов:
Подберите антонимы к словам:
Прогресс, тревога, авангард
Прилагательное «короткий» употреблено в переносном значении в следующем сочетании:
10.Этот фразеологизм имеет значение: «Кто-либо является знатоком чего-либо, имеет богатый опыт в чём-либо».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ»
Перепишите предложения в исправленном варианте, указывая вид лексической ошибки
Образец: Фонограмму озвучания мы сделали довольно быстро. – Фонограмму мы сделали довольно быстро (плеоназм)
Первая премьера этого балета состоялась в Риге. Приходите в наш магазин: только у нас дешёвые цены на бытовую технику. Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об образовании.
В каком словосочетании нет лексических ошибок:
Танцевальная песня, праздная жизнь, совместное сотрудничество, народный фольклор, коренной абориген.
3/ В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ?
Огромный враждебный мир, пугающий своей неизвестностью, осваивается ребёнком шаг за шагом.
Неожиданно враждебный тон удивил и огорчил приятелей.
Враждебная оборона была сломлена, и войска вошли в город.
Компьютеры нередко рассматриваются в современном кинематографе как враждебная человеку сила
4/ Подберите синонимы к следующим заимствованным словам:
Бартер, имидж, инцидент, катаклизм
Определите, какое из двух словосочетаний каждой из пар является правильным. Выпишите их.
редакционная правка – редакторская правка.
Военное звание – воинское звание
Гарантированный заработок – гарантийный заработок
Подберите слова – синонимы к следующим фразеологизмам.
Образец: бежать сломя голову — быстро
Орать на всю Ивановскую
Составьте словосочетания с каждым из паронимов:
Подберите антонимы к словам:
Сочувствие, созидать, пацифизм,
Прилагательное «синий» имеет переносное значение в следующем сочетании:
Этот фразеологизм имеет значение: «создавать ложное представление о себе, выставляя себя, своё положение лучше, чем есть на самом деле; обманывать».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ»
Перепишите предложения в исправленном варианте, указывая вид лексической ошибки
Образец: Фонограмму озвучания мы сделали довольно быстро. – Фонограмму мы сделали довольно быстро (плеоназм)
Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.
В каком словосочетании нет лексических ошибок:
Патриот своей Родины, моя автобиография, родился в марте месяце отступить назад, сообщить об инциденте
В каком предложении вместо слова ВЗРЫВНОЙ нужно употребить слово ВЗРЫВЧАТЫЙ?
Взрывной волной были выбиты все стёкла соседнего дома.
Нужно следить за тем, чтобы дети не играли со взрывными предметами.
Военные без особых усилий сумели обезвредить взрывное устройство.
Взрывной характер Ильи мешал гостям сосредоточиться и понять, что он хочет им сказать.
Подберите синонимы к следующим заимствованным словам:
Дефект, превалировать, дебаты, консенсус.
Определите, какое из двух словосочетаний каждой из пар является правильным. Выпишите их.
гуманитарная реформа – гуманистическая реформа
изобретательная голова – изобретательская голова
избирательное право – избирательское право
Подберите слова – синонимы к следующим фразеологизмам.
Образец: бежать сломя голову — быстро
Комар носа не подточит
Бабушка надвое сказала
Составьте словосочетания с каждым из паронимов:
Подберите антонимы к словам:
Минор, спонтанный, эксклюзивный
Прилагательное «мягкий» имеет переносное значение в следующем сочетании:
Этот фразеологизм имеет значение: «затаить злобу на кого-нибудь, скрытно намереваться мстить, вредить кому-нибудь».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ»
Перепишите предложения в исправленном варианте, указывая вид лексической ошибки
Образец: Фонограмму озвучания мы сделали довольно быстро. – Фонограмму мы сделали довольно быстро (плеоназм)
Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. Посетитель так и ушел не солоно нахлебавши. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
В каком словосочетании нет лексических ошибок:
Главная суть книги, разговариваю с коллегой по работе, свободная вакансия, необычный феномен, пожилые люди.
В каком предложении вместо слова КОМАНДИРОВАННЫЙ нужно употребить слово КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?
Нас поселили в доме для командированных.
Командированное удостоверение инженер положил на стол.
Со мною в гостинице жил командированный – приятный человек с рыжей бородой.
Простите, как вы попали на этот завод? Вы командированный?
Подберите синонимы к следующим заимствованным словам:
Реанимация, деградация, киллер, эксклюзивный
Определите, какое из двух словосочетаний каждой из пар является правильным. Выпишите их.
национальная культура – националистическая культура
желанный покой – желательный покой;
гуманная профессия – гуманитарная профессия
Подберите слова – синонимы к следующим фразеологизмам.
Образец: бежать сломя голову — быстро
работать спустя рукава
свалиться как снег на голову
Составьте словосочетания с каждым из паронимов:
Подберите антонимы к словам:
Мажор, уникальный, заблуждение
Прилагательное «жёсткий» употреблено в переносном значении в следующем сочетании:
Этот фразеологизм имеет значение: «не следует разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими людьми, или тайны узкого круга лиц.»
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 325 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 326 человек из 66 регионов
- Брик Светлана АлександровнаНаписать 5275 02.05.2017
Номер материала: ДБ-432385
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 02.05.2017 467
- 02.05.2017 763
- 02.05.2017 193
- 02.05.2017 629
- 02.05.2017 1399
- 02.05.2017 280
- 02.05.2017 2129
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Помогите по русскому языку! Найдите лексические ошибки, исправьте их.
1)В течение февраля продолжительность суток возрастёт на 2 часа.
2) У нас сложились неблагоприятные отношения с главком.
3) На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование.
4) Ваши замечания я прослушал
5) Эти данные позволили автору основать следующие выводы
6) Себя нарядно хочешь ты одеть, так должно платье новое одеть
7) это было самое памятливое событие моей жизни
8)После соревнование авторитарному жюри предстоит назвать победителя
9)Посетите наш новый мини-супермаркет!
10) Команда опять потерпела победу
11) Нужно отдать ему честь: этот человек многое сделал для своего города
12)По-моему, такая власть авторитета не вызывает
13) Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре
14) Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики
15) Первое боевое крещение мы прошли во время производственной практики
16) На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги
17) Большая часть населения находится за чертой уровня бедности
18)Акционеры выдвигали варианты, не имеющего общего с действительностью
19) Нельзя его ещё списывать со счетов
5)основать-сделать
6)платье надеть
7)памятное
10)одержала
11)должное а не честь
12)уважения
18)уровня не надо
источники:
http://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-discipline-russkiy-yazik-i-kultura-rechi-na-temu-leksicheskie-i-frazeologicheskie-normi-1854413.html
http://sprashivalka.com/tqa/q/27063384
Проверочный
тест по русскому языку
по
теме «Лексические нормы»
1 вариант
1. Подберите
существительное к прилагательному подвижнОй:
1) состав
2) ребенок
3) танец
2. Выпишите из
скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:
Дружба (сильная, крепкая)
Приходить в (ярость, радость)
Зияющий (пропасть,
вершина)
Высказать (мнение,
вопрос)
3. В каком
предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных
средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях.
Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной
телепрограммы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и
поэтому очень полезной.
Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать
многие проблемы
4. В каком
предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает
подлинные жизненные явления.
Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно
помогали людям в сложных ситуациях.
В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.
5. В каком
предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все
уснуло по велению злой феи?
Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками,
будут непременно наказаны.
Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.
6. Какое из
сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный
вариант.
А) дать отпор
Б) оказать впечатление
В) долгосрочный кредит
Г) потерпеть поражение
7. Найдите
речевую избыточность:
1) моя
автобиография
2) родился в марте
месяце
3) коренные жители
4) отступить назад
5) научный семинар
6) пожилые
старички
8. Отметьте
номера словосочетаний с лексическими ошибками:
1) починка
автомобиля
2) эффективные
меры
3) серьезная
причина
4) гарантийный
талон
5) заклятый друг
6) страшно
обрадовались
7) дождливая туча
праздный ужин
9. Выполните упражнение.
1)
Полуразруше…ую церковь решили (строить, реставрировать).
2) Этот человек
был полный (невежа, невежда) в вопросах иску…тва.
3) Для всей школы
этот ученик был (басней, притчей) во языцех.
4) Прошу
(оплатить, уплатить) мне расходы по команд…ровке.
5) Для изменения
типа пред…ставляемых услуг (абонементу, абоненту) требуется заполнить особую
форму в главном офисе к…мпании.
10. В данных
предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и
запиши его правильно.
1) Соблюдение
простых правил личной гигиены — это самая эффектная защита от гриппа и
ОРВИ.
2) Когда я думаю о
Леше, я всегда вспоминаю его печальные коричневые глаза.
3) На прогулку
Катя одела теплую шапку.
4) Народ стекал
туда в большом числе, несмотря на будничный день.
5) На Викторе
Александровиче красиво смотрелся генеральный мундир.
2 вариант
1. Подберите
существительное к прилагательному переноснОй:
1) смысл
2) телевизор
2. Выпишите из
скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:
Глухой (овраг, обрыв).
Достичь (успех,
положение)
Верный
(обещание, клятва)
Водить (дружба,
любовь)
3. В каком
предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?
А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной
глыбы.
В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.
Г) У этого человека каменное сердце.
4. В каком
предложении вместо слова безобидный нужно использовать необидчивый?
А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в
сущности был совершенно безобидным человеком.
Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.
5. В каком
предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?
А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.
Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или
еще более однообразную и скучную.
В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны
войны.
Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.
6. Какое из
сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный
вариант.
А) придерживаться точки зрения
Б) вынести приговор
В) оказать покровительство
Г) играть большое значение
7. Найдите
речевую избыточность:
1) юный вундеркинд
2) праздничный
ужин
3) свой
автопортрет
4) хороший аппетит
5) народный
фольклор
6) прогул без
уважительной причины
8. Отметьте номера
словосочетаний с лексическими ошибками:
1) очень понятливо
рассказывает
2) мелочная рыба
3) представить
друга
4) большое событие
5) кипучее
безделье
6) работа над
ошибками
7) ремонт
холодильника
возобновить
вновь
9. Выполните
упражнение.
1) На третьем
курсе нам (представилась, предоставилась) в…зможность пройти практику на заводе.
2) Заметив
(оплошка, ошибка), технолог стал ее испр…влять.
3) Учас…ники
творческой экспедиции рассказали о (планах, перспективах) на будущее.
4) Он дал мне (дружественный,
дружеский) совет.
5) После аварии
больной на целый месяц попал в (травматическое, травматологическое) отд…ление.
10. В данных
предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и
запиши его правильно.
1) Гарантированное
обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную
замену вышедших из строя комплектующих.
2) Комната
выполняла двойственное назначение: она являлась одновременно и гостиной,
и спальней.
3) Во время работы
вам разрешено пользоваться коротким справочником по физике.
4) Одежда
настоящего туриста должна быть надежной и практической.
5) Больше всего
нас поразил яблочный сад, в котором деревья были высажены стройными
рядами.
Ключ
1 вариант |
2 вариант |
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 9) 10) |
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 9) 10) гарантийное, |
Содержание
- Плеоназм
- Лингвистические ошибки.
- Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант. Помогите сделать
- Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант. 1. Основная
- Плеоназм — это… (300 примеров словосочетаний плеоназмов)
- Что такое плеоназм в русском языке
- Определение
- Примеры плеоназмов
- Плеоназм и тавтология. Отличия
- Примеры тавтологии
- Упражнение двадцать семь
Плеоназм
Лингвистические ошибки.
Плеоназм (смысловая избыточность) возникает в том случае, когда значение какого-либо слова дублируется словами, с которыми оно сочетается. Широко известны такие ошибочные сочетания, как хронометраж времени (вместо: хронометраж), свободная вакансия (вместо: вакансия), памятный сувенир (вместо: сувенир), полный аншлаг (вместо: аншлаг), опорный плацдарм (вместо: плацдарм),апробирование и одобрение метода (вместо: апробирование метода), впервые дебютировал (вместо: дебютировал или впервые выступил), в мае месяце (вместо: в мае), пять рублей денег (вместо:пять рублей), беречь каждую минуту времени (вместо: каждую минуту).
Явно лишними являются выделенные слова в следующих предложениях: Было установлено, что существующие расценки завышены (несуществующие расценки не могут быть ни завышены, ни занижены); Незаконное растаскивание государственного имущества (растаскивание не может быть законным); Успешно проводится обмен имеющимся опытом (если опыта не имеется, то нельзя им и обмениваться); Они превратили океан в стартовую площадку для запуска стратегического оружия (запускать можно только со стартовой площадки); Ведущий лидер этой партии выступил с заявлением (лидер – тот, кто руководит, ведет за собой); Состоялась пресс-конференция чемпиона с журналистами (пресс-конференции и проводятся только для прессы, то есть журналистов); Надо установить верхний потолок цен (потолок – то, что наверху); Надо взглянуть на это глазами будущего потомка (потомок – тот, кто сменяет кого-то, то есть может быть только в будущем).
Источник
Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант. Помогите сделать
1. Основная суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.
2. Мы надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество между представителями наших фирм.
3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре месяце.
4. Каковы причины мотивации ваших прогулов.
5. Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины.
6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.
7. На предприятии пока еще не существует специального отдела информатизации, а все функции пока выполняет инженер-программист.
8. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур.
9. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени.
10. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов друг с другом.
11. На территории древнего города были найдены ценнейшие находки.
12. Сейчас в нашем учреждении нет свободных вакансий.
13. Делегаты конференции обменялись памятными сувенирами.
14. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке.
15. На научном семинаре автор изложил главную суть созданной им программы.
16. Внешняя наружность её была вполне привлекательна.
1. Суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.
2. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество между представителями наших фирм.
3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре.
4. Каковы причины ваших прогулов.
5. Этот политический деятель был настоящим патриотом.
8. Реформа проводится при одновременном существовании старых и новых структур.
9. Во время сессии важной оказывается каждая минута.
10. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов.
11. На территории древнего города были обнаружены ценнейшие находки.
12. Сейчас в нашем учреждении нет вакансий.
13. Делегаты конференции обменялись сувенирами.
14. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря имело умение кандидаток печатать на машинке.
15. На научном семинаре автор изложил суть созданной им программы.
16. Внешность её была вполне привлекательна.
Источник
Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант. 1. Основная
суть разговора свелась к обсуждению повестки дня. 2. Мы надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество между представителями наших фирм. 3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре месяце. 4. Каковы причины мотивации ваших прогулов. 5. Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины. 6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 7. На предприятии пока еще не существует специального отдела информатизации, а все функции пока выполняет инженер-программист. 8. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур. 9. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени. 10. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов друг с другом. 11. На территории древнего города были найдены ценнейшие находки. 12. Сейчас в нашем учреждении нет свободных вакансий. 13. Делегаты конференции обменялись памятными сувенирами. 14. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке. 15. На научном семинаре автор изложил главную суть созданной им программы. 16. Внешняя наружность её была вполне привлекательна.
Ответ:
1. Основная (плеоназм) суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.
Верно: Суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.
2. Мы надеемся на дальнейшее совместное (плеоназм) сотрудничество между представителями наших фирм.
Верно: Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество между представителями наших фирм.
3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре месяце (плеоназм).
Верно: Учебный год у старшекурсников начинается в октябре.
4. Каковы причины мотивации (плеоназм) ваших прогулов?
Верно: Каковы причины ваших прогулов?
5. Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины (плеоназм).
Верно: Этот политический деятель был настоящим патриотом.
6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание (плеоназм).
Верно: Территориальные образования в недавнем прошлом игнорировались.
Территориальные образования в недавнем прошлом не принимались во внимание.
7. На предприятии пока еще не существует специального отдела информатизации, а все функции пока (плеоназм) выполняет инженер-программист.
Верно: На предприятии не существует специального отдела информатизации, а все функции выполняет инженер-программист.
8. Реформа проводится при одновременном (плеоназм) сосуществовании старых и новых структур.
Верно: Реформа проводится при сосуществовании старых и новых структур.
9. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени (плеоназм).
Верно: Во время сессии важной оказывается каждая минута.
10. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов друг с другом (плеоназм).
Верно: Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов.
11. На территории древнего города были найдены (плеоназм) ценнейшие находки.
Верно: На территории древнего города были обнаружены ценнейшие находки.
12. Сейчас в нашем учреждении нет свободных (плеоназм) вакансий.
Верно: Сейчас в нашем учреждении нет вакансий.
13. Делегаты конференции обменялись памятными (плеоназм) сувенирами.
Верно: Делегаты конференции обменялись сувенирами.
14. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло (нарушение лексической сочетаемости) умение кандидаток печатать на машинке.
Верно: Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря имело умение кандидаток печатать на машинке.
Немаловажную роль при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке.
15. На научном семинаре автор изложил главную (плеоназм) суть созданной им программы.
Верно: На научном семинаре автор изложил суть созданной им программы.
16. Внешняя (плеоназм) наружность её была вполне привлекательна.
Верно: Наружность её была вполне привлекательна.
Источник
Плеоназм — это… (300 примеров словосочетаний плеоназмов)
Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка.
В письменной и разговорной речи незнание точного значения слова, особенно заимствованного русским языком, часто сопровождается допущением лексических ошибок, одной из которых является плеоназм. В лингвистике этот термин восходит к греческому слову pleonasmos, что буквально значит «переизбыток».
Что такое плеоназм в русском языке
Узнаем, что такое плеоназм в русском языке. Разберемся, в чем состоит суть этой речевой ошибки, используя конкретные примеры словосочетаний.
В разных сферах нашей жизнедеятельности нам часто встречается словосочетание «сервисное обслуживание». Его употребляют для обозначения качественного обслуживания. Давайте задумаемся, насколько правомерно объединяются эти слова с точки зрения лексических норм русского литературного языка?
Прилагательное «сервисное» образовано от слова «сервис», заимствованного из английского языка, в котором service значит «бытовое обслуживание».
Значит, значение слова «сервисный» уже входит в семантику русского слова «обслуживание» и является лишним в этой паре лексем.
Рассмотрим словосочетание «меню блюд». Французское слово «меню» обозначает «подбор блюд для завтрака, обеда и т. д.», а также «лист с перечнем предлагаемых блюд, напитков в ресторане, кафе, столовой». И в этом сочетании слов допущена речевая ошибка — плеоназм.
Как видим, эта ошибка возникает тогда, когда говорящий или пишущий не вникает в значение слов или не знает точного их значения и вкрапляет в свою речь лишние с точки зрения смысла слова.
Определение
Укажем, какое определение этой речевой ошибке дает Википедия.
Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие некоторых языковых форм, выражающих одного и тоже значение в пределах законченного отрезка речи или текста, а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.
Таким образом, плеоназм — это более широкое понятие, которое включает не только употребление отдельных лишних слов, а целых оборотов речи и даже фраз, которые можно упростить или изъять из текста вообще.
Примеры плеоназмов
Чаще всего указанной речевой ошибкой страдают сочетания прилагательных с существительными, причем значение прилагательного дублирует смысл определяемого им слова:
В качестве главного слова в сочетании выступает глагол, в значении которого уже заложен смысл лишнего слова:
Плеоназм и тавтология. Отличия
В лексикологии разновидностью плеоназма считается тавтология (греч. tauto «то же самое» + logos «слово»).
Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова.
Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое.
Ему надо прыгнуть прыжок прямо сейчас.
Исходя из того, что в плеоназме дублируется смысл языковых единиц, составляющих словосочетание, но лексемы не являются однокоренными, можно утверждать, что плеоназм — это скрытая смысловая тавтология.
Наше совместное сотрудничество было плодотворным.
Сотрудничество — это действие, работа вместе, участие в общем деле.
Плеоназм создается в речи, когда другим словом обозначается одно и то же понятие, уже названное лексемой, составляющей с ним сочетание или фразу.
Тавтология же является речевой ошибкой, где явно употребляются однокоренные слова, создающие излишний назойливый повтор лексем с одинаковым или похожим смыслом. С этой точки зрения тавтология — это открытое языковое излишество в речи.
Примеры тавтологии
Тавтология бывает оправдана только в текстах, написанных в официально-деловом или научном стиле, где повтор одного и того же слова необходим по смыслу высказывания.
Размещение недоброкачественной рекламы с данным содержанием в данном месте данным способом запрещено законодательством страны.
В отличие от плеоназма в поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторов, усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (знает — ведает, плачет — тужит, море-океан, тоска-печаль).
Если в рифме повторяется одно и то же слово в изменённом его значении, такую рифму называют тавтологической:
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане
Уровень культуры человека неразрывно связан с культурой речи и мышления. Культура речи определяет любовь к своему родному языку, который постараемся не засорять излишествами, жаргоном и просторечными словами.
Источник
Упражнение двадцать семь
1. Направление развития экономики в ХХ веке и у нас, и на
Западе, приняло ложное направление.
повторение слов
Развитие экономики в ХХ веке и у нас, и на Западе приняло
ложное направление.
3. Наша передача посвящена творчеству ветеранов
технического творчества.
повторение слов
Наша передача посвящена творчеству ветеранов,
технического направления.
4. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре,
что подписан, написано, что он переписан с подлинника,
который не подписан.
повторение слов
С неподписанного акта была сделана подписанная копия.
Акт, копия акта.
мизерные мелочи
впервые дебютировал
5. Сегодня у нас в гостях гость из Акмолинска.
тавтология
Сегодня у нас гость из Акмолинска.
6. Он был настолько болезненный, что постоянно
простуживался и болел.
тавтология
Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался.
7. Мы перед принятием решительных решений.
тавтология
Мы перед принятием решительных перемен.
Мы перед принятием новых решений.
Мы перед принятием новых решительных шагов.
8. Сложилось странное положение: согласно этому
соглашению мы должны добиться таких показателей, которых
еще никогда не показывали и показать не сможем.
тавтология
Возникла странная ситуация: исходя из соглашения мы
обязаны добиться установленных показателей. но показать
мы их не можем, потому что в текст не внесен объект
инфляции.
9. Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия
избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не
должны подрывать доверие к государственным учреждениям.
.
Еще один момент, касающийся доверия избирателей:
предпринимаемые нами шаги предполагают сотрудничество с
государственными учреждениями и установление мер
пресечения.
10. Бывает и так, что в ответ на критику вы получате обратный
бумеранг.
скрытая тавтология : обратный бумеранг
Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете эффект
бумеранга.
11. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза,
турне, каждый стремится привезти на память подарок или
памятный сувенир.
тавтология (однокоренные слова)А у него память памятная!
злопамятный
скрытая тавтология: памятный сувенир
Возвращаясь из путешествия, морского круиза или турне по
городам, каждый стремится привезти подарок или сувенир.
12. Дело в том, что раньше в делах добрых нашего отдела, в
его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем
другое дело.
плеоназм ( раньше, починах и начинаниях)
повторение слов (дело, делах, дело)
Дело в том, что раньше в развитии нашего отдела участвовали
все, но теперь. некоторые считают(некоторые не участвуют)
что планомерное целевое.
рассуждение на тему дела глубоко безнравственно.
14. Цена пребывания в этой больнице не финансируется
государством.
цена устанавливается, финансируется больница,
оплачивается лечение
профинансировавшим шприцами бесплатное обследование
15. Правительство в это трудное и нелегкое время должно
представлять единый монолит.
В это трудное для правительства и нелегкое для народа время,
все должны укрепить единство и монолитные партии.
17. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в
прошлое воскресенье.
скрытая тавтология: необычный феномен
Жители Уфы в прошлое воскресенье стали свидетелями
феномена.
18. Толпа людей ворвалась в здание.
Толпа есть скопление людей
Толпа ворвалась в здание.
Стадный инстинкт животных, инстинкт толпы.
20. Он рассказал нам о своих планах на будущее.
Он поделился с нами своими планами на инопланетян.
Источник
В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.
- Примеры распространённых лексических ошибок
- Нарушение лексической сочетаемости слов
- Ошибки в похожих словах
- Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
- Ошибки из-за невнимательности
- Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
- Словари сочетаемости
- 1. Gufo
- 2. КартаСлов.ру
- 3. Грамота.ру
- Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
- 4. Орфограммка
- 5. Текст.ру
- 6. LanguageTool
- 7. Тургенев
- 8. Главред
- Небольшой тест
- Выводы
Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).
В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.
Примеры распространённых лексических ошибок
На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.
Теперь разберём детальнее самые популярные из них.
Нарушение лексической сочетаемости слов
Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.
Типичным примером таких ошибок являются фразы:
- Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
- Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
- Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.
Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:
- Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.
- Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».
- Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.
- «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.
Ошибки в похожих словах
Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:
- Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
- Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
- Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
- Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
- Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.
Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.
- Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».
Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.
Неправильно:
Правильно:
- Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».
«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.
Неправильно:
Правильно:
Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».
С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.
Ошибки из-за невнимательности
Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:
- «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
- «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.
Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.
Словари сочетаемости
По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.
1. Gufo
Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.
Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:
2. КартаСлов.ру
Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.
Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.
3. Грамота.ру
Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.
Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.
Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:
Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.
4. Орфограммка
Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.
Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.
Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:
- Грамотность — для исправления всех видов ошибок.
- Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.
- Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.
В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.
5. Текст.ру
Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.
В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.
Зато иногда Word ошибается в пунктуации:
А Advego – в согласовании числительного и существительного:
У text.ru таких грехов нет.
В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.
6. LanguageTool
Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.
Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.
Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.
7. Тургенев
Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).
Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.
В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).
8. Главред
Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.
Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).
Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.
А в примерах предложений заметил только канцеляризм.
Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.
Небольшой тест
Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.
Выводы
Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.
Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.
Еще по теме:
- Как писать статьи для сайтов разных тематик
- Частые ошибки пунктуации
- Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
- 20 ошибок невнимательных, или Текст под прицелом филолога
- Создавая идеальный текст: 5 сервисов в помощь копирайтеру
Подготовка Получение ТЗ от SEO-специалиста Изучение сайта и страницы, на которой будет размещён текст Получение информации от владельца/контент-менеджера сайта Анализ информации в интернете Написание Проверка…
Расставленные невпопад знаки препинания в текстах могут испортить общее впечатление о сайте. Для тех, кто стремится писать грамотнее, мы собрали частые пунктуационные ошибки на сайтах и…
Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…
Продолжим тему о текстах на сайтах, но в этот раз рассмотрим их с точки зрения филолога. Мы собрали самые распространенные ошибки, которые могут повлиять на…
При написании или правке текстов копирайтер опирается на такие показатели: читабельность; грамотность; уникальность; раскрытие темы. Но есть моменты, которые сложно проверить самому. Верно ли использовано…
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант.
1. Основная суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.
2. Мы надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество между представителями наших фирм.
3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре месяце.
4. Каковы причины мотивации ваших прогулов.
5. Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины.
6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.
7. На предприятии пока еще не существует специального отдела информатизации, а все функции пока выполняет инженер — программист.
8. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур.
9. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени.
10. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов друг с другом.
11. На территории древнего города были найдены ценнейшие находки.
12. Сейчас в нашем учреждении нет свободных вакансий.
13. Делегаты конференции обменялись памятными сувенирами.
14. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке.
15. На научном семинаре автор изложил главную суть созданной им программы.
16. Внешняя наружность её была вполне привлекательна.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
Проверочный
тест по русскому языку
по
теме «Лексические нормы»
1 вариант
1. Подберите
существительное к прилагательному подвижнОй:
1) состав
2) ребенок
3) танец
2. Выпишите из
скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:
Дружба (сильная, крепкая)
Приходить в (ярость, радость)
Зияющий (пропасть,
вершина)
Высказать (мнение,
вопрос)
3. В каком
предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных
средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях.
Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной
телепрограммы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и
поэтому очень полезной.
Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать
многие проблемы
4. В каком
предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает
подлинные жизненные явления.
Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно
помогали людям в сложных ситуациях.
В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.
5. В каком
предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все
уснуло по велению злой феи?
Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками,
будут непременно наказаны.
Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.
6. Какое из
сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный
вариант.
А) дать отпор
Б) оказать впечатление
В) долгосрочный кредит
Г) потерпеть поражение
7. Найдите
речевую избыточность:
1) моя
автобиография
2) родился в марте
месяце
3) коренные жители
4) отступить назад
5) научный семинар
6) пожилые
старички
8. Отметьте
номера словосочетаний с лексическими ошибками:
1) починка
автомобиля
2) эффективные
меры
3) серьезная
причина
4) гарантийный
талон
5) заклятый друг
6) страшно
обрадовались
7) дождливая туча
праздный ужин
9. Выполните упражнение.
1)
Полуразруше…ую церковь решили (строить, реставрировать).
2) Этот человек
был полный (невежа, невежда) в вопросах иску…тва.
3) Для всей школы
этот ученик был (басней, притчей) во языцех.
4) Прошу
(оплатить, уплатить) мне расходы по команд…ровке.
5) Для изменения
типа пред…ставляемых услуг (абонементу, абоненту) требуется заполнить особую
форму в главном офисе к…мпании.
10. В данных
предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и
запиши его правильно.
1) Соблюдение
простых правил личной гигиены — это самая эффектная защита от гриппа и
ОРВИ.
2) Когда я думаю о
Леше, я всегда вспоминаю его печальные коричневые глаза.
3) На прогулку
Катя одела теплую шапку.
4) Народ стекал
туда в большом числе, несмотря на будничный день.
5) На Викторе
Александровиче красиво смотрелся генеральный мундир.
2 вариант
1. Подберите
существительное к прилагательному переноснОй:
1) смысл
2) телевизор
2. Выпишите из
скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:
Глухой (овраг, обрыв).
Достичь (успех,
положение)
Верный
(обещание, клятва)
Водить (дружба,
любовь)
3. В каком
предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?
А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной
глыбы.
В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.
Г) У этого человека каменное сердце.
4. В каком
предложении вместо слова безобидный нужно использовать необидчивый?
А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в
сущности был совершенно безобидным человеком.
Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.
5. В каком
предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?
А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.
Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или
еще более однообразную и скучную.
В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны
войны.
Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.
6. Какое из
сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный
вариант.
А) придерживаться точки зрения
Б) вынести приговор
В) оказать покровительство
Г) играть большое значение
7. Найдите
речевую избыточность:
1) юный вундеркинд
2) праздничный
ужин
3) свой
автопортрет
4) хороший аппетит
5) народный
фольклор
6) прогул без
уважительной причины
8. Отметьте номера
словосочетаний с лексическими ошибками:
1) очень понятливо
рассказывает
2) мелочная рыба
3) представить
друга
4) большое событие
5) кипучее
безделье
6) работа над
ошибками
7) ремонт
холодильника
возобновить
вновь
9. Выполните
упражнение.
1) На третьем
курсе нам (представилась, предоставилась) в…зможность пройти практику на заводе.
2) Заметив
(оплошка, ошибка), технолог стал ее испр…влять.
3) Учас…ники
творческой экспедиции рассказали о (планах, перспективах) на будущее.
4) Он дал мне (дружественный,
дружеский) совет.
5) После аварии
больной на целый месяц попал в (травматическое, травматологическое) отд…ление.
10. В данных
предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и
запиши его правильно.
1) Гарантированное
обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную
замену вышедших из строя комплектующих.
2) Комната
выполняла двойственное назначение: она являлась одновременно и гостиной,
и спальней.
3) Во время работы
вам разрешено пользоваться коротким справочником по физике.
4) Одежда
настоящего туриста должна быть надежной и практической.
5) Больше всего
нас поразил яблочный сад, в котором деревья были высажены стройными
рядами.
Ключ
1 вариант |
2 вариант |
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 9) 10) |
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 9) 10) гарантийное, |
Устраните
речевую избыточность.
1. Он приехал
на стройку два года тому назад.
2. Судя по тем
находкам, которые они нашли, уже есть
веские доказательства в пользу этой
гипотезы. 3. Участники творческой
экспедиции рассказали о перспективах
на будущее.
4. После
первого дебюта в одном известном фильме
молодая актриса стала получать предложения
сниматься за рубежом.
5. Рабочий
был уволен за прогул без уважительной
причины.
6. На научном
семинаре автор изложил главную суть
этой книги.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант. 1. Основная суть разговора свелась к обсуждению повестки дня. 2. Мы надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество между представителями наших фирм. 3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре месяце. 4. Каковы причины мотивации ваших прогулов. 5. Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины. 6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 7. На предприятии пока еще не существует специального отдела информатизации, а все функции пока выполняет инженер-программист. 8. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур. 9. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени. 10. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов друг с другом. 11. На территории древнего города были найдены ценнейшие находки. 12. Сейчас в нашем учреждении нет свободных вакансий. 13. Делегаты конференции обменялись памятными сувенирами. 14. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке. 15. На научном семинаре автор изложил главную суть созданной им программы. 16. Внешняя наружность её была вполне привлекательна.