Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в употреблении имени числительного
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В «Ровеснике», журнале для молодёжи, печатают много интересных статей.
2) Все трое вошедших молодых женщин были одеты изысканно, и это не могло не привлечь внимания.
3) Добившись согласия директора, мы перенесли уроки физкультуры на субботу.
4) Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза».
5) Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавшим из Новгорода.
6) Голос отца был строг и не имел уже того выражения доброты, которое трогало меня до слёз.
7) Многие из тех, кто прошли войну, уже не могут участвовать в парадах и праздничных шествиях.
8) Только две незнакомые старухи покосились на Анну Акимовну с недоумением.
9) В программе праздничного вечера, который состоится в «Олимпийском», намечались выступления не только русских, а также зарубежных исполнителей.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Объясните, пожалуйста, поподробнее, почему такой порядок слов недопустим:
Богатство русского словаря позволяет точно назвать не только тот
или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить
самые разнообразные оттенки значения.
И требуется только так:
Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или
иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые
разнообразные оттенки значения.
behemothus
77.3k22 золотых знака72 серебряных знака160 бронзовых знаков
задан 30 мар 2020 в 9:17
Богатство русского словаря позволяет точно назвать не только тот или
иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые
разнообразные оттенки значения.
Здесь действительно ошибка, причем грамматическая. Посмотрите на структуру.
Составной союз «не только …, но и …» требует для заполнения обозначенных отточиями членов каких-то однородных членов: «В футбол играют не только мальчики, но и девочки«, «Я умею не только петь, но и аккомпанировать на гитаре«, «Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения».
То есть «играют мальчики и девочки», «умею петь и аккомпанировать», «позволяет назвать и выразить».
В исходном же варианте получается нелепица: позволяет точно назвать признаки и выразить. С перестановкой однородных: «назвать выразить и признаки».
ответ дан 30 мар 2020 в 11:10
behemothusbehemothus
77.3k22 золотых знака72 серебряных знака160 бронзовых знаков
1
В «правильном» варианте противопоставлены выражения «точно назвать» и «выразить». «Мы можем не только точно назвать, но ещё и сделать что-то ещё». В «неправильном» варианте вся фраза построена на том, что нечто можно ожидаемо точно назвать, а что-то при этом тоже можно точно назвать, но это должно быть неожиданным для читателя: «можно точно назвать не только это, но вот ещё и вот это». Однако содержание предложения противоречит этой структуре. Вместо того, чтобы продолжать линию того, что можно назвать точно, а что, например, нельзя, автор вставляет «выразить». Выразить и назвать несколько отличаются по смыслу, хотя и довольно близки. Я бы не стал называть это прямо ошибкой. И даже оставить так можно было бы. Но «правильный» вариант звучит не так криво, а его смысл более прозрачен.
Почему возникает такое противоречие? Из-за смещения «не только». В первом случае оно обобщает всю фразу, во втором встраивается в её фрагмент, который условно можно маркировать как «точно назвать…».
ответ дан 30 мар 2020 в 9:50
Третий глазТретий глаз
5,9595 золотых знаков26 серебряных знаков50 бронзовых знаков
Суть грамматической ошибки в том, что в схеме «назвать не только А, но и В» А и В должны быть прямыми дополнениями при переходном глаголе «назвать«. В нашем случае в качестве А выступает оборот на основе существительного «предмет» в винительном падеже (что нормально), а в качестве В фигурирует фигурирует глагольный инфинитив. Получилось что-то вроде «назвать не только (А) предмет, но и (В) выразить«. Не имеет значения, как далее конкретизирован инфинитив «выразить», поскольку «назвать выразить» — то же, что «сапоги всмятку».
ответ дан 30 мар 2020 в 17:12
Alex_anderAlex_ander
43.5k2 золотых знака13 серебряных знаков27 бронзовых знаков
«Не только… но и»
Союз НЕ ТОЛЬКО… НО И довольно часто употребляют неправильно. Пример ошибок (относятся к стилистическим ошибкам): «Весной не только река разлилась, но и затопила луг», «Весной река не только разлилась, но и деревья зацвели». Что не так?
-
Союз «не только… но и» соединяет однородные члены, а значит, первое предложение должно быть таким:
«Весной река не только разлилась, но и затопила луг» — смысл «река разлилась и затопила».
В справочнике Розенталя написано:
Каждая из частей сопоставительного (двойного) союза ставится перед соответствующим однородным членом; изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы, например: «Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки» (следует: Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические навыки).
-
Союз «не только… но и» может соединять простые предложения в составе сложного, и тогда наше второе предложение должно звучать так:
«Весной не только река разлилась, но и деревья зацвели».
Знание о том, что «не только… но и» — двойной союз, помогает разобраться со знаками препинания в следующем случае:
❌ Библиотекарь знает не только название и автора каждой книги, но и содержание, и место, где та стоит.
✅ Библиотекарь знает не только название и автора каждой книги, но и содержание и место, где та стоит.
Какое правило можно ошибочно применить? «Между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, ставится запятая».
Налицо два союза «и»: и содержание и место.
Но первое «и» — часть парного союза «не только… но и», поэтому здесь нельзя считать «и» повторяющимися союзами — на самом деле этот союз тут одиночный, связывает «содержание» и «место». Поэтому запятая перед третьим «и» не нужна.
Другой пример:
✅ Мы добавили возможность не только удалять, но и редактировать и перемещать сообщения.
Читайте по теме:
- «Как…, так и» — ставить ли запятую перед «как»
- Союз «и» повторяется, но запятая не нужна
- Когда не нужна запятая перед «и»: общий элемент в сложных предложениях
Задание №8
1. Ошибки при однородных членах
- 1 двойные союзы не только…, но и …, как…., так и. Нельзя создавать новые пары: не только…, а также..
- Пример: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
- Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных, а также неофициальных источников.
Двойные союзы не могут связывать разные понятия
- Пример:
- На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены разные спектакли.
Два сказуемых и между ними союз И
- Каждый день я поливал и любовался любимым цветком.
- Каждый день я поливал (что?) и любовался (чем?) любимым цветком.
Разные синтаксические конструкции И
- Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.
- Экономисты говорят об уровне инфляции и что задержки больше не будет.
Разные части речи и союз И
- Я люблю музыку и кататься на коньках.
Обобщающее слово = однородным
- Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота.
Разные предлоги при однородных членах
- Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
2. Ошибки с причастным оборотом
- Определяемое слово внутри причастного оборота
- Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.
Неправильное окончание
- Одно из чудес света на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
Отрыв определяемого слова от причастного оборота
- Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.
3. Ошибки с деепричастным оборотом
- Ищем подлежащее
- Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь.
- Но отличать от безличного предложения
- Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль
4. Ошибки с несогласованным приложением
- Название в кавычках рядом с родовым словом должно быть в И.п.
- Пример:
- В журнале «Новом мире» напечатана рецензия.
Но
- Название без родового понятия склоняется
- Пример:
- В «Новом мире» напечатана рецензия.
5. Ошибки, связанные с неправильным употреблением существительного с предлогом
- Благодаря
- Согласно
- Вопреки
- Наперерез
- Наперекор
- Подобно
- Только Д.П.
Предлог ПО
- Существительные на –ие (окончание, завершение, истечение…) только И
- По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.
- По приезде(у)
- По прилете(у)
- В Москву – из Москвы
- На Украину – с Украины
- пример:
- Я вернулся со школы.
К нельзя до
- К друзьям, к бабушке
6.Ошибки с подлежащим и сказуемым число
- Те, кто……, сказуемое
- Все, кто….., сказуемое
- Все, кто бывал на Белом море, знает, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
- Те, кто приезжают на Кавказ отдохнуть, остаются довольны.
Название городов
- На берегу Черного моря раскинулись Сочи.
Сложносокращенные слова
- МГУ было основано в 1755 году.
Ищем несовпадение числа
- Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.
7. Ошибки с косвенной речью
- Смешение прямой и косвенной речи
- .., что «…»
- Я согласен с Тургеневым, который говорил, что «русский язык велик и богат».
Ищем глаголы говорения
- Говорить, думать, написать, услышать…
- Пример:
- Мама спросила, что смогу я ей помочь вымыть окна.
8. Ошибки с видовременной соотнесенностью глагольных форм
- Разное время
- Пример:
- А.С.Пушкин подвергает Онегина испытанию любовью и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
9. Ошибки в сложном предложении
- Лишний союз
- Пример:
- Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьезно она влияет на формирование личности человека.
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки
Пример
Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного.
Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко.
Употребление противительного союза вместо соединительного.
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним.
Тавтология, (повторение) при употреблении союзов.
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема.
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки
Пример
Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении.
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха.
Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
Отсутствие в главном предложении указательного слова.
Мы благодарны им, что живём под мирным небом.
Пропуск части составного союза.
Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил.
Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология).
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны.
Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.
Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой.
Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.
Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира.
Союзы наподобие «не только …, но и…» состоят из двух частей и поэтому называются парными. При употреблении парных союзов самое главное — правильно поставить обе их части в предложении. Как показывает практика, с этим порой возникает немало сложностей.
Например, в предложении «Он не только сделал домашнюю работу по физике, но и по алгебре и по химии» закралась ошибка. Какая?
Основное правило, касающееся данного союза, — обе части должны стоять перед однородными (то есть одними и теми же) членами предложения. В большинстве случае (но не во всех — следите за смыслом предложения) это означает, что обе части союза должны стоять перед словами одной части речи (еще раз повторимся — это работает не всегда).
То есть в том примере, с которого мы начали, корректнее написать «Он сделал домашнюю работу не только по физике, но и по алгебре и по химии».
Или «Он не только сделал домашнюю работу по физике, но и подготовил задание по алгебре и химии».
Еще пример: «Он мечтал не только об отдыхе на море, но и о покупке собственной яхты». (Обратите внимание, что предлог «о» повторяется после обеих частей союза.)
Что же касается знаков препинания, то запятая ставится только перед второй частью союза. Заметьте, что в предложении «Он сделал домашнюю работу не только по физике, но и по алгебре и по химии» во второй части («но и по алгебре и по химии») не нужна запятая перед второй «и», потому что это не повторение союза «и…, и…». Первая «и» относится к разбираемому нами союзу, а вторая — является самостоятельным союзом.
Напоследок еще несколько примеров:
Он не любил не только супы, но и каши, и холодец, и сухофрукты.
Пешие прогулки не только полезны для здоровья, но и способствуют лучшей работе мозга.
К сожалению, мы купили не только маленький, но еще и морально устаревший планшет.