Нечая ая ошибка

Одной из специфических особенностей уроков
русского языка является большой объём работы,
которую необходимо осуществить для приобретения
соответствующих умений и навыков, а также
характер этой работы: кропотливое выполнение
упражнений, переписывание из учебника иди другой
учебной книги дидактического материала с
одновременным выполнением каких-либо заданий.
Совершенствование методики преподавания
русского языка с использованием компьютера как
технического средства обучения позволяет
интенсифицировать процесс обучения: повысить
темп урока, увеличить долю самостоятельной
работы учащихся. Особенно эффективно
использование компьютера для тренинга и
контроля за усвоением знаний и навыков учащихся.
А как же я использую компьютеры на своих уроках
русского языка?! В качестве примера я хочу
описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и
НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок
проводился как урок зачёт с применением
компьютера. Работа строилась так. Я традиционным
способом объяснила сначала условия правописания
н, нн в причастиях и прилагательных. Затем
перешла к опорному конспекту по этой теме. Так
как с этой темой мы встречались раньше, то
опорный конспект рассказала одна из учениц
класса. На парте перед каждым учеником лежали
перфокарты. В течение урока ученик должен был
сделать работу и на перфокарте, и на компьютере.
Была создана экспертная группа, которая
проконтролировала результаты работы учеников,
так один учитель справиться с этим не сможет.
Результаты заносились в табло оценок. В
результате у ученика было две, три оценки: за
устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за
компьютер. Каждая программа на компьютере
состоит из трёх автономных блоков: обучающего,
тренировочного и контролирующего. Любой из этих
блоков может быть использован как
самостоятельное педагогическое программное
средство и органически, впитаться в канву
традиционно проводимого урока путём выбора меню,
предложенного на экране монитора перед началом
работы.

Цели урока

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей
    достичь высокой грамотности в написании слов с-н-
    и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания,
    полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со
    справочными пособиями различных видов как
    основы для дальнейшей самостоятельной
    деятельности в старших классах.

Ход урока

Первый этап. Орг. Момент: вступительное
слово учителя.

Второй этап. Повторение пройденного:
презентация с правилами, фронтальный опрос можно
провести в виде форума.

Вопросы форума:

Когда в прилагательных пишется нн?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с
суффиксом -н- от причастия с -нн-?

Какие исключения в правописании отглагольных
прилагательных вам известны?

Как пишутся суффиксы с н и нн в
кратких формах прилагательных и причастий?

Сколько н пишется в наречиях и
существительных, образованных от прилагательных
и причастий?

Третий этап. Работа с опорным конспектом,
подготовленным в word.

Четвёртый этап. Применение полученных
теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера
слов с н, во 2-м — с нн).

Размешанные краски

Бесценная вещь

Выкрашенные лавки

Поляна освещена

Тканый узор

Туристы размещены

Комиссия образована

Румяные лица

Свиные окорока

Некрашеная ткань

Писаная красавица

Тетрадь исписана

Кожаный портфель

Ветреный день

Ветряной двигатель

Безветренный день

Рассеянный мальчик

Нечаянная ошибка

Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16
баллов 4, 15-14 баллов – 3.

Пятый этап. Алгоритм правописания –н- и
–ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов
прилагательные по образцу:

кожа — кожаный: песок, рожь;

барабан — барабанный: брань, ураган,
карман, туман, весна, манна, рань;

глина — глиняный: береста, вода, жесть,
смола, шерсть, торф;

вязать — вязаный: драть, звать, путать,
тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять — валяный: веять, паять, сеять,
стрелять.

графически объясните написание н и ин
в словах:

кошеный луг — некошеный, скошенный и
кошенный по росе луг;

выкрашенный забор — крашеный — давно не
крашеный — некрашеный;

нетканая скатерть — тканная золотом —
сотканная — несотканная;

раненый воин — раненный в бою —
легкораненый — поранены плугом;

жженый сахар — полусожженная рукопись
— выжженная пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением.
Выпишите в два столбика слова с н и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный
край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее
ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на
землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где
пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя
заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.
Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было
видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт:
выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица
обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была
столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10)
Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из
слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью
суффиксов -ость-, — ний-, -ений-
существительные, обозначьте орфограммы.

Сдержа_ый, рассмотре_ый, опубликова_ый,
плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый,
кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый,
да_ый, несмышлё_ый, свяще_ый.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с
суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый,
ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый,
накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый,
революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных
слов.

Все мои друзья образованны. Комиссии уже
образованы.

Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были
озабочены зачётом.

Сборы прошли организованно. Организовано
хорошее питание.

Шерсть вся запутана котенком. Эта история
запутана и неясна.

Море взволновано бурей. Говорил взволнованно,
горячо.

Таких заданий на одного ученика около 5.
Учащиеся должны правильно поставить или нет н
в причастия и прилагательные. Компьютер как бы
вместе с учеником проходит путь усвоения умений
и навыков правильного написания. Он как бы
призывает учащихся работать совместно.
“Прекрасно! Верный ответ”, — говорит компьютер
при правильном ответе. А на неправильный ответ он
“реагирует” звуковым сигналом и мигает слово
“Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то
спустя заданное время компьютер высвечивает на
экране правильную запись словосочетания, в
котором была допущена ошибка. По окончании
работы выставляется оценка по 5 бальной системе.
Шкала оценок соответствует принятым в
педагогической практике нормам. При работе на
компьютере ученику приходятся быть внимательным
и постоянно анализировать, используя
определённые умственные операции. Так как
компьютеров на каждого ученика не хватает, то
учащиеся у меня на таких уроках работают
поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах,
часть — делают перфокарты, затем меняются.
Обмениваются перфокартами, ставят друг другу
отметки, которые вносятся экспертной группой в
табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании
ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на
своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю
многоразового использования. Они находятся
внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся
работу выполняют на плёнке. Во время следующей
работы предыдущие задания просто стираются.

Шестой этап. Контроль усвоения пройденного
материала.

Карточки контроля

№1

Задание 1. Запишите рядом с полной формой
краткие формы прилагательного.

Образец: румяный — ребёнок румян, девочка
румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный,
пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью
прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица — масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность,
жизненно, доверенность, гостиница, ветрено,
лиственница, карманник, таможенник, родственник.

№2

Задание 1. Вставьте н и нн,
выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая
насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение,
беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор,
искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район,
серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных
их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный,
длинный, румяный, юный, искусный, раненый,
образованный, искусственный.

№3

Задание 1. Замените данные словосочетания
синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции — революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии,
треугольник с равными сторонами, комиссар
батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор
по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн
по образцу.

Образец: копчёность — копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность,
масленица, избранник, туманность, путаница,
запутанность, ремесленник, юность.

№4

Задание 1. Превратите причастия в
прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба — печеная рыба,
позолоченное кольцо — золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок,
растопленное масло, груженная лесом баржа,
вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не
крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные
детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с
помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный,
масленый, ветреный, буйный, безымянный,
безветренный, организованный, продуманный,
неслыханный.

№5

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите
орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы,
перекрашенные чулки, художественные
произведения, многочисленные огни, стриженые
волосы, данные слова, юные существа, образованные
юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в
страдательные причастие, добавив либо зависимое
слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка,
крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети,
жженый уголь, некормленый скот.

№6

Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив
свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость,
посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый
командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно
не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н
и НН в прилагательных”.

№7

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие
причастия и наречия, составьте словосочетания и
запишите их.

Образец: запутать — шерсть запутана, говорить
запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить,
заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить,
рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный,
композиционный, революционный, бульонный,
законный, бессонный, неугомонный, комиссионный,
наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный,
бетонный, реакционный, операционный.

№8

Задание 1. Объясните написание следующих слов
(покажите графически).

Кошеный луг — нескошенный луг

Крашеное изделие — давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина — корзина не
сплетена

Купленный хлеб — раненый солдат

Данный пример — тканый узор

Полусожженная рукопись — полувяленая рыба

Мороженое мясо — незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н
и НН в причастиях и отглагольных
прилагательных”.

№9

Задание 1. Образуйте прилагательные от
существительных и глаголов, данных в скобках,
запишите с ними словосочетания, объясните
графически н или нн.

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без
ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение)
музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск,
(делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел)
взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат,
(не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн.

Решения обдуманны (верны) — все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль — движения
устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд — двигать направленно

№10

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и
прилагательные.

Образец: белить — беленый, давно не беленные
стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить,
топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу:
тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная
история, юный шахматист, история запутанна,
нерешенная задача, нетканый материал, золоченая
нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог,
кипяченая вода.

№11

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы,
распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый
работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа,
журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш,
непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой
двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец,
жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и
прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба —

Засеянное поле —

Священная клятва —

Желанные праздники —

Медленные движения

Рассеянные ветром тучи —

Сосредоточенные лица —

Испытанные друзья –

№12

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя
орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая
капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли
организова_о; озабоче_ы состоянием больного;
кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки
неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и
несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о
прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или
словосочетания со словами:

Воспитаны — воспитанны, изолированы —
изолированны, спаяны — епаяннм, рассеяны —
рассеянны, сдержаны — сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин,
оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар,
нечаянный успех, балованный ребенок, свиной
хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный
конь, неожиданный успех, прийти
нежданно-негаданно, невиданный рассвет,
неслыханная весть, медленный ход, невестино
приданое, нетканая скатерть, смышленый малец,
полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный
плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь,
ветряная мельница, беспрестанный дождь,
сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода,
замечание ценно, искусственный мед, печеное
яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля,
названный брат, раненный в грудь, странный
случай, целинный урожай, подлинная история,
миллионный житель, истинные ценности, валяная
обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети
рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет
пряно шафраном, румяная именинница, полынные
заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце,
государственные таможенники, чеканный шаг,
рваная рана.

Седьмой этап. Подведение итогов экспертной
группой, выставление баллов в табло результатов.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Но я хочу отметить, что работу с компьютером в
преподавании русского языка нужно рассматривать
как дополнение к традиционным приёмам и методам
обучения. Он не может полностью заменить учителя.
Ведь за учителем остаётся ведущая роль
“режиссера” урока и всего процесса обучения, а
компьютер является лишь помощником,
методическим инструментом наряду с другими
средствами обучения.

Задание 15

Правописание  -н-, -нн-

в суффиксах прилагательных и причастий.

Вспомним алгоритм решения задания 15.

  1. Находим слово, от которого образовано  данное слово и определяем его «родословную»,

  т. е. отымённое или отглагольное

Осенний                    осень   (имя сущ., значит, отымённое)

Ломаный                  ломать (глаг., значит, отглагольное)

  1. Вспоминаем правило написания  н, нн в данной категории слов. Делаем вывод.
  • Для отымённых, т. е. образованных от имени существительного

-НН-

-Н-

Образовано от существительного с основой на

каменный             камень

старинный             старина

Образовано с помощью суффиксов –ан-, -ян-, -ин-.

кожаный

глиняный

соколиный

Образовано с помощью суффиксов –онн-, —енн-

исключение: ветреный

клюквенный                клюква

лекционный            лекция

безветренный              ветер

В непроизводных прилагательных

синий

зелёный

багряный

В словах — исключениях

стеклянный

 оловянный

деревянный

  • Для отглагольных,  т.е. образованных  от глагола

-НН-

-Н-

Есть приставка, кроме не

написанный

увиденный

Нет

ни одного из перечисленных признаков +

(всегда -Н- в кратком причастии: проверен,  написано, сделана, отправлено, потеряно)

Есть суффиксы —ова-, -ева-, -ирова-

 исключения:  кованый, жёваный, клёваный

рисованный

маринованные

линованная (тетрадь)

Есть зависимое слово

крашенный кисточкой

раненный в бою

вязанная мамой

Образовано от глагола совершенного вида

        (исключения:  раненый, контуженый)

купленный             купить

решённый              решить

Исключения:

Пишутся с Н

Пишутся с НН

названый  (брат)

смышлёный  (малыш)

посажёный  (отец)

конченый  (человек)

прощёное  (воскресенье)

приданое  (невесты)

нежданный – негаданный

невиданный – неслыханный

нечаянный – отчаянный

медленный, священный

 желанный, жеманный,

читанный, виданный

Вставьте н, нн. Объясните правописание.

1.        

Рассыпа…ый горох

незва…ый гость

печё…ая в углях картошка

балова…ный ребёнок

маринова…ые огурцы

зва…ый на обед друг

стриже..ые волосы

нежда..ые гости

небольшое прида..ое

золочё..ый подсвечник

4.

 коше…ый луг

невида…ое сокровище

купле…ый билет

линова…ые листы

фарширова…ые помидоры

стёга…ое пальто

выглаже..ое бельё

глаже..ый костюм

нечая..ая ошибка

кури..ый суп

7.

гружё…ый дровами вагон

 давно  стира…ая скатерть

толчё…ая картошка

жаре…ые в масле грибы

подслащё…ый чай

варё..ая картошка

сгущё..ое молоко

корчёва…ый лес

тка…ая рубашка (от глагола ткать)

2.         

Пече…ые яблоки

пече…ые в золе

вооруже…ый солдат

 реше…ый пример

загруже…ый вагон

рисова…ый  портрет

увиде…ый фильм

вяза..ый бабушкой шарф

краше..ый валиком пол

торжестве..ое обещание

5.

кипяче…ое молоко

кипяче…ое в кастрюле

 вяза…ая шаль

вяза…ая бабушкой

 ране…ый боец

изране….ый  моряк

краше…ые волосы

стёга..ое одеяло

незаписа..ый ответ

медле..ый шаг

8.

давно краше…ые волосы

асфальтирова…ый

программирова…ый

обеспече…ый

услыша…ый ответ

 потеря…ый ключ

замоче…ый  в рассоле

серебря..ый медальон

оловя..ый крючок

смышлё…ый малыш

3.

примеря…ый костюм

чемода…ый ключ

неезже..ая дорога

нехоже…ые тропы,

медле…ый шаг

глиня…ый горшок

 серебря…ый подсвечник

стекля..ая дверь

тума..ое утро

назва..ый брат

6.

тушё…ая картошка

кова…ый мастером

негада..ый подарок

 купле…ый билет

 задание выполне…о

 задача реше…а

 рва…ый конверт

стари..ое колье

багря..ый закат

неслыха..ая смелость

9.

сви…ой рулет

зва…ый ужин

плавле…ый сыр

клюкве…ый морс

златокова…ый медальон

нечая…ая ошибка

побеле…ый сарай

мужестве..ый поступок

оси..ое гнездо

посажё..ый отец

Задание 15. 1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Впереди виднеется слома(1)ая листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит, – мне в следующий дом.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Путники, задумчивые и восторже(1)ые одновреме(2)о, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловя(3)ый круг, по которому плыли белесые клочья, пока соверше(4)о не закрыли его.

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Над детской кроваткой висел тка(1)ый коврик, на котором огне(2)ая лиса волочила в зубах растрепа(3)ого белого петуха, уносила его куда-то за синие леса, за высокие горы.

4. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.

5. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

 Шум прибоя растёт, осе(1)ий ледя(2)ой ветер вздымает и беше(3)о срывает волны, разнося по воздуху брызги и резкий запах моря.

6. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

 На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая  кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Вставьте Н, НН. Выделите суффиксы причастий и прилагательных, объясните причину выбора Н, НН.

7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?.

 Мощё(1)ая  мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

 Старший лесник, дли(1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукна, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

 Когда тума(1)ый  восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая  дробь, нежда(3)о  началась атака неприятеля.

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

 Прямые и круговые участки железнодорожного пути соедине(1)ы между собой криволинейными — с таким переме(2)ым радиусом, чтобы центробежная сила нарастала постепе(3)о.

11. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

 В совреме(1)ом  строительстве цементом, смеша(2)ым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бето(3)ые  блоки.

12. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

 Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.

13. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

 Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода и воды.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

 Может быть, коньки назва(1)ы  коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые  коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

После завершения аукцио(1)ой продажи на рынке це(2)ых бумаг приватизирова(3)ых предприятий было отмече(4)о значительное расширение спроса на акции предприятий гостиничного бизнеса и торговли.

Инфоурок


Русский язык

ТестыКарточки для проверки усвоения материала по теме «Н/НН в различных частях речи»

  • Скачать материал


    • 01.06.2021


      2185
    • DOCX
      22.7 кбайт
    • 206
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Nabatova Irina Ivanovna. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Nabatova Irina Ivanovna

    • На сайте: 5 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9486
    • Всего материалов:

      9

Вопрос школьника по предмету Русский язык

Вставьте Н или НН
Размеша ые краски, сви ые окорока, оловя ый, туристы размеще ы, кожа ый портфель, рассея ый мальчик, румя ый, безветре ый день, бесце ая вещь, выкраше ые лавки, поляна освеще а, тка ый узор, комиссия образова а, некраше ая ткань, писа ая красавица, тетрадь исписа а, ветря ой двигатель, нечая ая ошибка, серебря ый, подли ый, совреме ый, квалифицирова ый, каме ый, рья ый, пря ый , племе ой, гости ый двор, революцио ый, болезне о вялый вид, послеобеде ый сон, свежемороже ое мясо, свежезамороже ые фрукты, самотка ый ковер, малоноше ый пиджак, высокохудожестве( ый вкус, долгожда ый новорождё ый, малоезже ый путь, новоявле ое учреждение, узковедомстве ые интересы, обществе о полезный труд.

Отдам все баллы

Ответ учителя по предмету Русский язык

Размешанные краски, свиные окорока, оловянный(исключение), туристы размещены, кожаный портфель, рассеянный мальчик, румяный, безветренный день, бесценная вещь, выкрашенные лавки, поляна освещена, тканный узор, комиссия образована, некрашеная ткань, писаная красавица, тетрадь исписана, ветряной двигатель, нечаянная ошибка, серебряный, подлинный, современный, квалифицированный, каменный, рьяный, пряный , племенной, гостиный двор, революционный, болезненно вялый вид, послеобеденный сон, свежемороженое мясо, свежезамороженные фрукты, самотканый ковер, малоношеный пиджак, высокохудожественный вкус, долгожданный новорождённый, малоезженый путь, новоявленное учреждение, узковедомственные интересы, обществе о полезный труд.

Вставьте пропущенные буквы

Похище…ая к…ртина, таможе…ый досмотр, вое…ое пол…жение, прокипячё…ое молоко, ветре…ый день, пусты…ая улица, кова…ая реш…тка, вяза…ый спицами, разбавле…ый сок, свежемороже…ая рыба, пря…ый аромат, назва…ый брат, нефт…ное пятно, сверже…ый правитель, купле…ая ваза, серебря…ые часы, лакирова…ые туфли, оловя…ая ложка, смоля…ая бочка, со…ый малыш, ветря…ая мельница, бара…ий рог, тка…ый коврик, стира…ое бельё, нечая…ая ошибка, стари…ые книги, нехоже…ые тропы, ю…ый герой, убра…ые вещи, ячме…ый колос, незва…ый гость, смышлё…ый ученик, балова…ая дочь, решё…ое ур…внение, гружё…ые кирпич…м, еди…ые нормы.

Как правильно пишут эти слова : Нечая.

Ый, незва.

Ый гость, нежда.

Ый, выровне.

Ый пол, предусмотре.

Ый, смышлё.

Ый, жела.

Ый подарок, заколоче.

Ы на зиму, неслыха.

Ый, невида.

Ый, кваше.

Ая капуста, слое.

Ый пирог, хорошо отлакирова.

Ы, мороже.

Ое мясо, шлифова.

Я поверхность.

На странице вопроса Как правильно пишут эти слова : Нечая? из категории Русский язык вы найдете
ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не
устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую
систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами
других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно,
вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где
можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Вставьте Н или НН

Размеша ые краски, сви ые окорока, оловя ый, туристы размеще ы, кожа ый портфель, рассея ый мальчик, румя ый, безветре ый день, бесце ая вещь, выкраше ые лавки, поляна освеще а, тка ый узор, комиссия образова а, некраше ая ткань, писа ая красавица, тетрадь исписа а, ветря ой двигатель, нечая ая ошибка, серебря ый, подли ый, совреме ый, квалифицирова ый, каме ый, рья ый, пря ый , племе ой, гости ый двор, революцио ый, болезне о вялый вид, послеобеде ый сон, свежемороже ое мясо, свежезамороже ые фрукты, самотка ый ковер, малоноше ый пиджак, высокохудожестве( ый вкус, долгожда ый новорождё ый, малоезже ый путь, новоявле ое учреждение, узковедомстве ые интересы, обществе о полезный труд.
Отдам все баллы

Карточки для индивидуальной работы
по теме «Причастие»

Автор: Оздоева Марьям Даламбековна

Организация: ГБОУ «СОШ №2»

Населенный пункт: Республика Ингушетия, г. Малгобек

В каком предложении НЕ с причастием пишется слитно? Объясните ответ.

1) Дело (не)завершено, а давно бы пора! (Л. Шейнин)

2) Свечи горели ровным, (не)мигающим пламенем. (А. Куприн)

3) Недалеко от дома протекал быстрый, (не)замерзающий даже в сильный мороз ручей.

В каком предложении НЕ с причастием пишется раздельно? Объясните ответ.

1) На столе стояла (не)распакованная посылка.

2) Так, никем (не)узнанный, я прошел в депо. (К.Федин)

3) За чёрной (не)замёрзшей рекой белела даль. (Бек А.)

В каком предложении НЕ с причастием пишется раздельно? Объясните ответ.

  1. Коегде на скалах полосами белел ещё (не)растаявший снег. (Вурдов Н.)

2) По (не)растаявшему грязному сугробу мы поднялись на взгорок. (СоколовМикитов И.)

3) На столе стоит (не)мытая посуда.

В каком предложении НЕ с причастием пишется слитно? Объясните ответ.

1) Над самой прорубью навис белый, искрящийся, никем (не)тронутый снежный колпак. (Савин В.)

2) Огромная (не)исследованная страна простиралась на многие тысячи верст. (Северов П.)

3) Обед (не)приготовлен.

В каком предложении НЕ с причастием пишется слитно? Объясните ответ.

1) В этом была своя магия, в этом пении стихов, где мелодия извлекалась из слов, (не)имевших смысла. (Паустовский К.)

2) Письмо (не)отправлено.

3) (Не)тронутый снег был похож на пушистую вату.

В каком предложении НЕ с причастием пишется раздельно? Объясните ответ.

1) Старый дом (не)отремонтирован.

2) (Не)подготовленное выступление не произведёт нужного впечатления.

3) (Не)скошенный луг пестрел цветами.

В каком предложении НЕ с причастием пишется раздельно? Объясните ответ.

1) (Не)знающий меры будет горевать в богатстве.

2) Через (не)закрытое окно повеяло ночной свежестью.

3) Он всё время думал о (не)решённой проблеме.

В каком предложении НЕ с причастием пишется слитно? Объясните ответ.

1) Мне вся эта сцена представилась главой из еще (не)написанной сказки. (К. Паустовский)

2) Желтела (не)убранная с полей пшеница.

3) На пустыре стоял (не)достроенный дом.

В каком предложении НЕ с причастием пишется слитно? Объясните ответ.

1) Изза (не)прекращавшегося весь день ливня мы отменили поездку.

2) Мой кот, (не)навидящий соседскую собаку, не выходил за калитку.

3) Нам повезло: мы нашли тропинку, (не)засыпанную снегом.

В каком предложении НЕ с причастием пишется раздельно? Объясните ответ.

1) (Не)удавшаяся экскурсия запомнилась нам навсегда.

2) Мы услышали чейто (не)годующий крик.

3) Все дома приплюснуты, давно (не)штукатурены, крыши (не)крашены, ставни затворены. (А. Чехов)

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Н. Объясните ответ:

1) заколдова..ый лес;

2) девочка причёса..а;

3) занавеше..ое окно;

4) изране..ая птица;

5) работа заверше..а.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется НН. Объясните ответ:

1) жаре..ый в масле картофель;

2) сушё..ые ягоды;

3) запута..ое дело;

4) квартира заселе..а;

5) слома..ый замок.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется НН. Объясните ответ:

1) жаре..ые грибочки;

2) вещь слома..а;

3) сваре..ые овощи;

4) перекраше..ый забор;

5) нежда..ый гость.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Н. Объясните ответ:

1) нарисова..ые облака;

2) высуше..ые цветы;

3) нечая..ая ошибка;

4) книга прочита..а;

5) ране..ый пулей боец.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Н. Объясните ответ:

1) некраше..ые парты;

2) краше..ые лаком парты;

3) краше..ые парты;

4) покраше..ые парты;

5) парты покраше..ы.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется НН. Объясните ответ:

1) улица освеще..а;

2) подкова..ая лошадь;

3) нежда..ый приезд;

4) тушё..ые овощи;

5) тушё..ые с мясом овощи.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется НН. Объясните ответ:

1) солё..ый груздь;

2) невида..ое зрелище;

3) плетё..ая корзина;

4) заплетё..ая косичка;

5) решё..ая задача.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Н. Объясните ответ:

1) среза..ые цветы;

2) ветка среза..а;

3) некипячё..ое молоко;

4) рубашка купле..а;

5) разброса..ые листья.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Н. Объясните ответ:

1) печё..ые яблоки;

2) испечё..ый пирог;

3) гружё..ая машина;

4) выстира..ое бельё;

5) задача не выполне..а.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется НН. Объясните ответ:

1) вяза..ый шарф;

2) перевяза..ая рука;

3) кофта связа..а;

4) неслыха..ая новость;

5) написа..ый роман.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Е. Объясните ответ:

1) подслуш..нный;

2) посе..нный;

3) закле..нный;

4) потер..нный;

5) назнач..нный.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется А. Объясните ответ:

1) выкач..нное колесо;

2) навеш..нная дверь;

3) выкач..нный воздух;

4) замеш..нное тесто;

5) выслуш..нный совет.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Я. Объясните ответ:

1) насто..нный отвар;

2) зате..нное дело;

3) достро..нный дом;

4) подстрел..нная птица;

5) удосто..нный награды.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Е. Объясните ответ:

1) замеш..нный в драке;

2) засе..нное поле;

3) взвеш..нный товар;

4) подслуш..нный разговор;

5) занавеш..нное окно.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Я. Объясните ответ:

1) дремл..щий;

2) кле..щий;

3) стел..щийся;

4) ро..щий;

5) завис..щий.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется У. Объясните ответ:

1) дыш..щий;

2) знач..щий;

3) скач..щий;

4) хлопоч..щий;

5) слыш..щий.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Ю. Объясните ответ:

1) бор..щийся;

2) вер..щий;

3) трепещ..щий;

4) кол..щий;

5) ла..щий.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется А. Объясните ответ:

1) хохоч..щий;

2) леч..щий;

3) реж..щий;

4) колыш..щий;

5) держ..щий.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Ю. Объясните ответ:

1) спор..щий;

2) леле..щий;

3) мысл..щий;

4) пил..щий;

5) хмур..щийся.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Е. Объясните ответ:

1) проглоч..нный;

2) подстро..нный;

3) завер..нный;

4) вылеч..нный;

5) заброш..нный.

В каком предложении НЕВЕРНО расставлены знаки препинания? Объясните ответ.

1) Замёрзшие за ночь, цветы оживали на глазах.

2) Туча, закрывшая полнеба, постепенно рассеивалась. 3) Листья клёна, падавшие на землю, были похожи на разноцветный ковёр.

В каком предложении НЕВЕРНО расставлены знаки препинания? Объясните ответ.

1) На лугу, заросшем сочной травой, паслись овцы.

2) К обеду вернулись туристы, заночевавшие в горах, изза сильного тумана.

3) Блестели окна и двери, выкрашенные горничными к празднику.

В каком предложении НЕВЕРНО расставлены знаки препинания? Объясните ответ.

1) Это была пластинка, купленная мной, на последние деньги.

2) Рядом пролетела птица, бесшумно взмахивавшая тяжёлыми крыльями.

3) Шумят одетые в багряную листву клёны.

В каком предложении НЕВЕРНО расставлены знаки препинания? Объясните ответ.

1) По земле пробежали первые лучи солнца, пробившиеся сквозь тучи. 2) Медленно кружились в воздухе снежинки, падавшие на землю, и укрывавшие её пушистым ковром.

3) Лес, освещённый лучами осеннего солнца, завораживал своей красотой.

Найдите ошибку(-и) в построении предложения(-ий) с причастным оборотом. Объясните ответ.

1) Позолоченные солнцем листья тихо падают на землю.

2) Расчищенная дорожка от камней вела к неугомонному морю.

3) Дорога вьётся между двумя колеями, поросших травой.

Найдите ошибку(-и) в построении предложения(-ий) с причастным оборотом. Объясните ответ.

1) Появившаяся радуга после дождя обрадовала детей.

2) По небу плыли лёгкие облака, розовеющие от заката.

3) Кузнечик громко затрещал, спрятавшийся в траве.

Найдите ошибку(-и) в построении предложения(-ий) с причастным оборотом. Объясните ответ.

1) Мы пошли по тропинке, едва видимой во мгле.

2) В корзину мы сложили грибы, собравшие в лесу.

3) Улетающие журавли на юг привлекли моё внимание.

Найдите ошибку(-и) в построении предложения(-ий) с причастным оборотом. Объясните ответ.

1) Спортсмены получили ценные призы, победившие в соревнованиях.

2) Мы издалека увидели ребят, идущими вдоль морского берега.

3) Забытый учеником дневник остался на парте.

Найдите ошибку(-и) в построении предложения(-ий) с причастным оборотом. Объясните ответ.

1) Желаю мира всем людям, живущих на нашей планете.

2) Подъехавший автобус к нашей остановке был пуст.

3) Комнату украшали изящные статуэтки, сделанные из бронзы.

Найдите ошибку(-и) в построении предложения(-ий) с причастным оборотом. Объясните ответ.

1) Пуля попала в росшее дерево на краю пруда.

2) Прочитанная с удовольствием книга принесёт больше пользы.

3) Раздавались крики плавающих у берега птиц.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется И. Объясните ответ:

1) увид..вший;

2) завис..вший;

3) обид..вший;

4) кле..вший;

  1. постро..вший.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Е. Объясните ответ:

1) умнож..вший;

2) повер..вший;

3) ужал..вший;

4) чист..вший;

5) вылет..вший.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется И. Объясните ответ:

1) колебл..мый;

2) вид..мый;

3) слыш..мый;

4) леле..мый;

5) волну..мый.

Укажите вариант(-ы) ответа(-ов), в котором на месте пропуска пишется Я. Объясните ответ:

1) спе..щий;

2) мел..щий;

3) терп..щий;

4) пряч..щийся;

5) гон..щий.

Укажите предложение с орфографической ошибкой. Объясните ответ.

1) Учитель снизил оценку за невыученное правило.

2) Крашеный эмалью пол сохнет быстро.

3) За речкой простирался давно не кошенный луг.

Укажите предложение с орфографической ошибкой. Объясните ответ.

1) Я думал над незаконченным сочинением.

2) Третий тур игры не пройден нами.

3) Письмо в газету неотправлено.

Укажите предложение с орфографической ошибкой. Объясните ответ.

1) Новое задание от капитана команды полученно.

2) Не прекращавшийся всё утро дождь размыл дорогу.

3) Он бросил на прохожего негодующий взгляд.

Укажите предложение с орфографической ошибкой. Объясните ответ.

1) Тяжело дышуший спортсмен пробежал два круга.

2) Из дома выбежали весело хохочущие ребятишки.

3) Клеящая обои сестра присела отдохнуть.

Укажите предложение с орфографической ошибкой. Объясните ответ.

1) Посаженное юннатами дерево сразу прижилось.

2) Порученное мне дело законченно.

3) Жаренная на гриле ставрида получилась очень аппетитной.

Укажите предложение с орфографической ошибкой. Объясните ответ.

1) В класс занесли крашеные парты.

2) Тетрадь ученика не подписана.

3) Мы вырезали раскрашеные фломастерами фигурки.

В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется Н»? Объясните ответ:

1) кваше..ая капуста;

2) тарелка наполне..а;

3) девушка взволнова..а;

4) смотрит стра..о;

5) кипячё..ое молоко.

В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН»? Объясните ответ:

1) разбил нечая..о;

2) серебря..ый кувшин;

3) жела..ый подарок;

4) кукла слома..а;

5) выполне..ая задача.

Приложения:

  1. file0.docx.. 35,8 КБ

Опубликовано: 30.10.2022

Skip to content

Главная » Русский язык — 5 — 9 классы

Н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
Нежда…ый гость, незва…ый гость, механизирова…ый

отряд, невида…ая скорость, неслыха…ый результат, изолирова…ая комната, непуга…ая дичь, кова…ый ларец, реза…ая рана, нечая…ая ошибка, неписа…ое правило, дела…ая улыбка, пиле…ый сахар, некормле…ый скот, копчё…ая рыба, некоше…ый луг, асфальтирова…ая площадка, полирова…ая мебель.

Ответ №1

нежданный гость, незваный гость, механизированный отряд, невиданая скорость, неслыханный результат,изолированная комната, непуганая дичь, кованый ларец, резанная рана, нечаяная ошибка, неписанное правило,деланая улыбка, пиленый сахар, некормленный скот,копченая рыба, некошеный луг, асфальтированная площадка,полированная мебель

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нефф посудомойка ошибка e15
  • Нефатальная ошибка это
  • Нефатальная ошибка выполнения газпром
  • Неустранимая ошибка системы варфейс
  • Неустранимая ошибка сбой при вызове dsgetdcname