Недочет это ошибка

Недочет

Недочет
недочёт
I м.

Недостача, обнаруженная при подсчёте.

II м.

Недостаток, ошибка; погрешность.

Толковый словарь Ефремовой.

2000.

.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое «Недочет» в других словарях:

  • недочет — недочет …   Орфографический словарь-справочник

  • недочет — См. недостача… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. недочет недостаток, недостача, дефицит, нехватка, отсутствие, бедность, скудость, изъян, порок, несовершенство, пробел,… …   Словарь синонимов

  • недочет — • недостаток, минус, порок, изъян, дефект, недочет, брак Стр. 0640 Стр. 0641 Стр. 0642 Стр. 0643 Стр. 0644 Стр. 0645 …   Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

  • недочет — изобилие …   Словарь антонимов

  • недочет — 1. Syn: дефицит, нехватка, отсутствие, бедность, скудость Ant: изобилие 2. Syn: недостаток, изъян (кн.), порок (усил.), несовершенство, пробел, дефект Ant: совершенство …   Тезаурус русской деловой лексики

  • недочет — НЕДОЧЁТ а; м. 1. Недостаток чего л., обнаруженный при подсчёте; недостача. Н. налогов. 2. обычно мн.: недочёты, ов. Промах, погрешность, недостаток. Выявить н. в работе. В статье было много недочётов. Главный н. проекта отсутствие экономических… …   Энциклопедический словарь

  • недочет — воровской инструмент …   Воровской жаргон

  • Недочет — Любой воровской инструмент …   Словарь криминального и полукриминального мира

  • Стилистическая ошибка, недочет — – вид речевых ошибок, состоящих в употреблении слов, словосочетаний, конструкций, которые не соответствуют стилю данного текста, нарушают требование коммуникативной целесообразности высказывания. С. о. возникает вследствие выбора слова, не… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • дефицит, недочет, нехватка — (1) Превышение обязательств и задолженностей компании над ее доходами и активами. Дефицит обычно компенсируется путем заимствования средств или продажи активов. (2) В области финансов: превышение расходов над запланированными в бюджете суммами …   Финансово-инвестиционный толковый словарь

Понятие речевой
ошибки и недочета.

Виды речевых
ошибок и недочетов

Отступление
от норм литературного языка, нарушение
принципа коммуникативной целесообразности
порождают в речи ошибки и недочеты.
Ошибки – нарушения норм литературного
языка, недочеты – это нарушения требований
коммуникативной целесообразности.
Ошибки могут встречаться в структуре
языковой единицы (слова, словосочетания,
предложения), такие ошибки принято
считать грамматическими.
Если же ошибка или недочет неверном
употреблении языковых средств, то они
относятся к речевым.

Рассмотрим подробно
указанные нарушения.

Грамматические
ошибки
.

  1. Ошибки
    в структуре слова:

  1. в
    словообразовании («леснистый»,
    «обидливый»);

  2. в
    формообразовании («ехай», «ейный»,
    «ихный», «без польт»).

  1. Ошибки
    в структуре словосочетания:

  1. в
    согласовании («Собака Клаус злобный»);

  2. в
    управлении («жажда к славе», «соскучился
    за тобой»).

  1. Ошибки
    в структуре предложения:

  1. нарушение
    границы предложения («Мы не пошли
    гулять. Потому что дождь лил», «Прилетели
    птицы. И стали вить гнезда»);

  2. нарушение
    связи между подлежащим и сказуемым
    («Мне не знакома ни девочка, ни мальчик»,
    «Я с папой пошли в лес»);

  3. ошибки
    в построении предложений с однородными
    членами («Платье было шелковым, хорошо
    сшито»);

  4. в
    предложениях с причастными и деепричастными
    оборотами («Деревья создавали тень,
    покрытые густой листвой», «Сев на коня,
    с него слетела шляпа»);

  5. в
    сложном предложении («Когда ветер
    усиливается, и кроны деревьев шумят»);

  6. нарушение
    порядка слов в предложении («Только
    равнодушным оставался кот Борька»).

Речевые ошибки.

  1. Употребление
    слова в несвойственном ему значении
    («Марина одела шапку»).

  2. Смешение
    паронимов («Петров стал дипломатом
    конкурса юных скрипачей»).

  3. Несоотнесенность
    видовых и временных форм глаголов
    («Света входит в комнату и поздоровалась»).

  4. Нарушение
    связи между местоимением и словом,
    которое оно заменяет («Когда Дима
    прощался с отцом, он не плакал»);

  5. Местоименное
    удвоение подлежащего («Маша – она
    хорошо учится»).

Речевые недочеты.

  1. Неточность
    речи:

  1. неразличение
    оттенков значения синонимов («смотреть»
    и «всматриваться»);

  2. нарушение
    лексической сочетаемости слов («Друг
    выполнил клятву»);

  3. употребление
    лишних слов («очень роскошный», «огромная
    масса людей»).

  1. Бедность
    речи, ограниченность словаря и
    неразвитость синтаксического строя:

  1. неоправданный
    повтор (Миша – хороший мальчик. Он
    хорошо учится, хорошо играет в футбол,
    хорошо рисует);

  2. употребление
    рядом однокоренных слов («играть в
    игру», «охотник охотится»);

  3. однотипность
    и слабая распространенность синтаксических
    конструкций;

  4. отсутствие
    связи между соседними предложениями
    («На могиле Анны Керн написано: «Я помню
    чудное мгновенье…» В этом и проявилось
    мастерство поэта»).

  1. Нарушение
    требования выразительности речи
    (стилистические недочеты):

  1. употребление
    слов иной функционально-стилистической
    окраски («В озере водятся маленькие
    рыбки, которые являются комом для
    хищников»);

  2. неуместное
    употребление эмоционально окрашенных
    слов и конструкций («И днем и ночью по
    цепи ходит ученый котик»).

Кроме
указанных, некоторые ученые выделяют
композиционные и логические ошибки.
Композиционные ошибки – это несоответствие
письменного текста , нарушение
последовательности в изложении событий.
К логическим можно отнести нелепые,
парадоксальные суждения («По субботам
Есенина парили в бане и стригли ему
ногти. Так и прошло детство великого
поэта»), а также необоснованность
выводов.

Причины
возникновения речевых и грамматических
ошибок разнообразны: от влияния
малограмотной и бедной речи окружающих
до отсутствия достаточной, эффективной
подготовки учащихся школ к продуцированию
текста на уроке и отсутствие у ученика
умения планировать высказывание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Следует различать грамматические ошибки и речевые недочёты.

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

  • раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, использование не той приставки, не того суффикса);
  • без комментарий, дожит, более правильнее (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
  • удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания – не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т.е. нарушены синтаксические нормы).

В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это лексических норм. Например:

Штольц – один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноимённый (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.

Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных — на конце слова или  перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведущую в парк; уверенность в победу.

Грамматические ошибки


п/п
Вид ошибки Примеры
1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красившее

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушения согласования

Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом

8

Нарушения управления

Нужно сделать свою природу более красивую

Повествует читателей

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея

11

Ошибки в построении  предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом

В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве

Человеку показалось то, что это…

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Речевые ошибки и недочёты


п/п
Вид ошибки Примеры
1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.

Мысль развивается на продолжении всего рассказа.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом

Моё отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление  лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.

Молодой юноша.

Очень прекрасный.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

13

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своём воображении.

14

Бессвязность изложения

Далее автор углубляется в литературный материал.

Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.

(В помощь учителю русского языка для проверки части С (в ГИА и ЕГЭ))

                                                                                                                                                                                                                                                            Составитель: Кирилина

                                                                                                Наталья Ивановна,

                                                                                                учитель русского языка

                                                                                                МБОУ «СОШ № 59»

                                                      Барнаул
                                                              2013

Кое – что о «грубых» и «негрубых» ошибках… 

«И всё – таки она хорошая!» — так оценивает в одноимённой книге известный лингвист М. В. Панов нашу русскую орфографию, которую порой называют трудной, непостижимой…

Есть все основания для такого утверждения. Ведь большинство русских слов при несоблюдении норм правописания могло бы быть написано в огромном количестве вариантов. Например, слово расчетливость может быть написано в 6336-ти вариантах(!), а мы благодаря нашей «хорошей» орфографии имеем возможность написать его только в одном, единственно правильном.
         Современные «Нормы…» указывают, за какое количество ошибок в работе какую оценку следует ставить, например, «5» — 0/0 ош. (или 1/1, если ошибки
негрубые); «4» — до 2/2 ош. (или 1/3, 0/4 и даже 3/2, если ошибки однотипные).
        Отмеченные оговорки связаны с тем, что оценивается не только количество, но и характер ошибок; вводятся понятия «ошибки грубые – негрубые», «ошибки однотипные – неоднотипные». Такая дифференциация ошибок весьма существенна и имеет немалый педагогический смысл.
        

Но прежде чем говорить об этих понятиях, необходимо подчеркнуть, что в силе остаются и ранее действующие принципы. За ошибки не считаются, хотя исправляются:
                          — те неверные написания, которые допущены на ещё
                            не изученные правила;
                          — те неверные написания, которые допущены на

                    правила, не изучаемые в школе;

                  — а также написания слов, не регулируемые

                    правилами орфографии и не отрабатываемые

                   ранее в  словарном порядке;
        Эти принципы оценки соблюдаются неукоснительно в V, VI и даже VII классах. Начиная с VIII класса требования ужесточаются: ученик обязан выяснять свои затруднения с помощью словаря, учебника и т. д.

  Однако, как показывает практика, различать грубые и негрубые ошибки учителю весьма трудно, так как он не располагает для этого достаточно надёжными объективными критериями. К настоящему времени в школьной практике оформилось примерное разграничение понятий «грубые» и «негрубые» ошибки:
         

                                               ТИПЫ    ОШИБОК

            ГРУБЫЕ

         НЕГРУБЫЕ

    ОДНОТИПНЫЕ, ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ

1. На все пройденные

    правила

1. Исключения из
   правил

1. Ошибка,

    повторяющаяся в
   одном и том же
   слове

2. В наиболее употреби —
   тельных словах с

    непроверяемыми и

    труднопроверяемыми

    гласными и согласными
  (
корова, собака, километр,
   интеллигент,

    преподаватель)

2. В написании

    большой буквы в
   составных

    собственных
   наименованиях

2. Ошибка,
   повторяющаяся в

    однокоренных
   словах

3. Отсутствие знака
   препинания в ясных
   случаях
(перед а, но)

3. В случаях слитного

    и раздельного

    написания

    приставок в

    наречиях

3. Ошибки на одно

    правило, если

    условия выбора
   правильного
   написания

    заключены в

    грамматических
   (
в армии, на ветке)
   и фонетических
   (
пирожок, сверчок)

    особенностях

    данного слова

4. Постановка знака,

    расчленяющего
  нечленимые части
  предложения
(запятая

   между подлежащим и

  сказуемым)

4. В случаях

    раздельного и
   слитного написания
   НЕ с
   прилагательными и

    причастиями,
   выступающими в
   роли сказуемого

5. В собственных
   именах нерусского

    происхождения

6. Замена одного знака

    препинания другим,
   если это не

    противоречит норме
   и не нарушает
   смысл предложения

                                                 ТИПЫ  ОШИБОК

              ГРУБЫЕ

        НЕГРУБЫЕ

    ОДНОТИПНЫЕ,

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ

7. В трудных случаях
   различения НЕ и НИ

8. Пропуск, нарушение

    сочетаемости одного
   из двух сочетаемых

    знаков препинания


NB!        Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок)

        Первые ТРИ однотипные ошибки считаются за ОДНУ ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

 Если ученик верно пишет слова приехал, приморский, прервать, но ошибается в словах более трудных (преклонить, приемник, преследовать), то он допускает ошибки и однотипные, и негрубые. В этом случае можно  считать ДВЕ ошибки за ОДНУ.
        Обычно у учителя складываются свои представления об оценке допускаемых ошибок. Важно только, чтобы ошибки подсчитывались не механически, а с учётом продвижения ученика и с учётом характера допускаемых ошибок. Характер ошибок диктует индивидуальный подход к обучению, определённым образом оценивает успехи ученика в области правописания.

О грамматических ошибках и речевых недочётах…

При проверке и оценке письменной работы учащихся следует различать грамматические ошибки  и    речевые недочёты.

Это ошибка в структуре                  Это ошибки в использовании
языковой единицы, это нарушение           языковой единицы. По преиму —
какой-либо грамматической нормы —      ществу, это нарушение лекси —
словообразовательной, морфологи —        ческих норм
ческой, синтаксической

    NB!  Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.        

Предлагаем Вам перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических (таблица № 1) и речевых (таблица № 2) ошибок.

                                                                                               ТАБЛИЦА № 1

           ВИД  ОШИБКИ

                      ПРИМЕРЫ

1.

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2.

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3.

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4.

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5.

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего учебника, евонный стул

6.

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, махает

7.

Нарушение согласования

Ребята, увлекающихся музыкой

8.

Нарушение управления

Нужно сделать свою работу более аккуратную.

9.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки.

10.

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и весёлые.

11.

Ошибки в построении предложения с О. Ч.

Страна любила и гордилась поэтом.

Я хотел рассказать о значении спорта и почему я люблю его.

12.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает светлое чувство…

13.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14.

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

            ВИД  ОШИБКИ

                      ПРИМЕРЫ

15.

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.

16.

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

                                                                                      ТАБЛИЦА № 2

        ВИД  ОШИБКИ

                         ПРИМЕРЫ

1.

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3.

Неразличение синонимических слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4.

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5.

Неуместное употребление эмоционально  окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6.

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

7.

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности.

8.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. Молодой юноша, очень прекрасный

9.

Употребление рядом однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает случившегося.

11.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

         ВИД  ОШИБКИ

                          ПРИМЕРЫ

12.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

13.

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. Автор заставляет думать о последствиях своих поступков.

14.

Отсутствие связи между предложениями

Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает Залыгина от других исследователей.

                         Список используемой  литературы

1. Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся

    V – VIII классов. – М., 1965.

2. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987.

3. Гвоздев А. Н. Об основах русского правописания: В защиту

    морфологического принципа русской орфографии. – М., 1963.

4. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – 2-ое изд. – М., 1982.

5. Моисеев А. И. Основной принцип современной русской орфографии:

    морфологический или фонемный? // Рус. яз. в школе. – 1995. — № 1.

6. Панов М. В. И всё – таки она хорошая: Рассказы о русской орфографии, её

    достоинствах и недостатках. – М., 1964.

7. Правила русской орфографии и пунктуации. – М., 1956.

8. Разумовская М. М. Проблемы обучения орфографии и пути их решения.  

    // Рус. яз. в школе. – 1978. — № 3.

9. Текучев А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме для средней школы. – М., 1976.

10. Тиханов А. А. Орфография… это очень трудно? // Рус. яз. в школе. – 1988. –

      № 6.

Понятие речевой
ошибки и недочета.

Виды речевых
ошибок и недочетов

Отступление
от норм литературного языка, нарушение
принципа коммуникативной целесообразности
порождают в речи ошибки и недочеты.
Ошибки – нарушения норм литературного
языка, недочеты – это нарушения требований
коммуникативной целесообразности.
Ошибки могут встречаться в структуре
языковой единицы (слова, словосочетания,
предложения), такие ошибки принято
считать грамматическими.
Если же ошибка или недочет неверном
употреблении языковых средств, то они
относятся к речевым.

Рассмотрим подробно
указанные нарушения.

Грамматические
ошибки
.

  1. Ошибки
    в структуре слова:

  1. в
    словообразовании («леснистый»,
    «обидливый»);

  2. в
    формообразовании («ехай», «ейный»,
    «ихный», «без польт»).

  1. Ошибки
    в структуре словосочетания:

  1. в
    согласовании («Собака Клаус злобный»);

  2. в
    управлении («жажда к славе», «соскучился
    за тобой»).

  1. Ошибки
    в структуре предложения:

  1. нарушение
    границы предложения («Мы не пошли
    гулять. Потому что дождь лил», «Прилетели
    птицы. И стали вить гнезда»);

  2. нарушение
    связи между подлежащим и сказуемым
    («Мне не знакома ни девочка, ни мальчик»,
    «Я с папой пошли в лес»);

  3. ошибки
    в построении предложений с однородными
    членами («Платье было шелковым, хорошо
    сшито»);

  4. в
    предложениях с причастными и деепричастными
    оборотами («Деревья создавали тень,
    покрытые густой листвой», «Сев на коня,
    с него слетела шляпа»);

  5. в
    сложном предложении («Когда ветер
    усиливается, и кроны деревьев шумят»);

  6. нарушение
    порядка слов в предложении («Только
    равнодушным оставался кот Борька»).

Речевые ошибки.

  1. Употребление
    слова в несвойственном ему значении
    («Марина одела шапку»).

  2. Смешение
    паронимов («Петров стал дипломатом
    конкурса юных скрипачей»).

  3. Несоотнесенность
    видовых и временных форм глаголов
    («Света входит в комнату и поздоровалась»).

  4. Нарушение
    связи между местоимением и словом,
    которое оно заменяет («Когда Дима
    прощался с отцом, он не плакал»);

  5. Местоименное
    удвоение подлежащего («Маша – она
    хорошо учится»).

Речевые недочеты.

  1. Неточность
    речи:

  1. неразличение
    оттенков значения синонимов («смотреть»
    и «всматриваться»);

  2. нарушение
    лексической сочетаемости слов («Друг
    выполнил клятву»);

  3. употребление
    лишних слов («очень роскошный», «огромная
    масса людей»).

  1. Бедность
    речи, ограниченность словаря и
    неразвитость синтаксического строя:

  1. неоправданный
    повтор (Миша – хороший мальчик. Он
    хорошо учится, хорошо играет в футбол,
    хорошо рисует);

  2. употребление
    рядом однокоренных слов («играть в
    игру», «охотник охотится»);

  3. однотипность
    и слабая распространенность синтаксических
    конструкций;

  4. отсутствие
    связи между соседними предложениями
    («На могиле Анны Керн написано: «Я помню
    чудное мгновенье…» В этом и проявилось
    мастерство поэта»).

  1. Нарушение
    требования выразительности речи
    (стилистические недочеты):

  1. употребление
    слов иной функционально-стилистической
    окраски («В озере водятся маленькие
    рыбки, которые являются комом для
    хищников»);

  2. неуместное
    употребление эмоционально окрашенных
    слов и конструкций («И днем и ночью по
    цепи ходит ученый котик»).

Кроме
указанных, некоторые ученые выделяют
композиционные и логические ошибки.
Композиционные ошибки – это несоответствие
письменного текста , нарушение
последовательности в изложении событий.
К логическим можно отнести нелепые,
парадоксальные суждения («По субботам
Есенина парили в бане и стригли ему
ногти. Так и прошло детство великого
поэта»), а также необоснованность
выводов.

Причины
возникновения речевых и грамматических
ошибок разнообразны: от влияния
малограмотной и бедной речи окружающих
до отсутствия достаточной, эффективной
подготовки учащихся школ к продуцированию
текста на уроке и отсутствие у ученика
умения планировать высказывание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Значение слова «недочёт»

  • НЕДОЧЁТ, -а, м.

    1. Недостаток чего-л., обнаруженный при подсчете; недостача. [Юсов:] Открылись якобы упущения, недочеты сумм и разные злоупотребления. А. Островский, Доходное место. Повсюду говорили, что для казны будет затруднительно предупредить недочеты и обманы в сборе тех налогов, которые отдавались на откуп. Чернышевский, Винный акциз.

    2. обычно мн. ч. (недочёты, —ов). Промах, погрешность, недостаток. Выявить недочеты в работе.Конечно, были в издании всякого рода промахи и недочеты. Брюсов, За моим окном.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • НЕДОЧЁТ, а, м. 1. Недостаток чего-н., обнаруженный подсчетом, отсутствие части суммы. Открылись … недочеты сумм и разные злоупотребления. А. Острвскй. В кассе обнаружен н. 2. Несовершенство, недостаток, ошибка. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочеты или недостатки или пробелы? Лнн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • недочёт

    1. недостача, обнаруженная при подсчёте чего-либо

    2. недостаток, ошибка; погрешность

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: протеинурия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «недочёт»

Синонимы к слову «недочёт»

Синонимы к слову «недочет»

Предложения со словом «недочёт»

  • Небольшие организации часто относятся к этому спустя рукава, считая, что, скажем, опечатки – это не так страшно и вообще разные мелкие недочёты являются чуть ли не нормой деятельности компании.
  • Посвящённый пообещал исправить недочёты, но увы, напряжённый график не давал возможности серьёзно поработать над проблемой.
  • Кроме того, мы постарались устранить недочёты ранних изданий, которые обнаруживаются в ходе работы или благодаря нашим читателям, которые в своих отзывах продолжают неустанно корректировать нашу работу.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «недочёт»

  • Ревизор на носу, а у Матвеева в семи тысячах недочет, а отвечаю я… кто ж больше!
  • Бургмейер. На последнем подряде моем, который у меня не принимают, а если не примут его, так и не дадут мне другого дела, от которого я ожидал нажить большие деньги и ими пополнить все мои теперешние недочеты
  • Значит, из всего этого выходит, что в хозяйстве у вас, на первых порах окажется недочет, а семья между тем, очень вероятно, будет увеличиваться с каждым годом — и вот вам наперед ваше будущее в Петербурге: вы напишете, может быть, еще несколько повестей и поймете, наконец, что все писать никаких человеческих сил не хватит, а деньги между тем все будут нужней и нужней.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Понятия, связанные со словом «недочёт»

  • Корре́кторская пра́вка, или Корректу́ра, — исправление в тексте грамматических и технических ошибок.

  • Корре́ктор (от лат. corrector — направитель, исправитель), корректиро́вщик — специалист издательства, типографии или редакции, вычитывающий тексты, нормализующий грамматику (исправляющий орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки) и типографику. Корректура — совокупность исправлений и сам процесс работы корректора.

  • Акрибия (др.-греч. ἀκρίβεια — величайшая точность, тщательность, основательность, подробность, аккуратность, бережливость) — тщательность, безупречность, точность, скрупулёзность в выполнении какой-либо работы (первоначально — филологической). В филологии акрибия означает абсолютную точность при издании текста: безупречность справочного аппарата, отсутствие ошибок и опечаток в наборе, полное владение всеми источниками издаваемого текста и комментариями к нему для обозначения разночтений.

  • Опеча́тка — ошибка в печатном тексте, обычно в результате случайности. Чаще всего, в результате опечатки нарушается порядок букв в слове (быьт вместо быть), одна буква исчезает из слова (чловек вместо человек), добавляется лишняя буква (лампва вместо лампа) или одна буква заменяется другой (чтатья вместо статья).

  • (все понятия)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

  • Небольшие организации часто относятся к этому спустя рукава, считая, что, скажем, опечатки – это не так страшно и вообще разные мелкие недочёты являются чуть ли не нормой деятельности компании.

  • Посвящённый пообещал исправить недочёты, но увы, напряжённый график не давал возможности серьёзно поработать над проблемой.

  • Кроме того, мы постарались устранить недочёты ранних изданий, которые обнаруживаются в ходе работы или благодаря нашим читателям, которые в своих отзывах продолжают неустанно корректировать нашу работу.

  • (все предложения)
  • упущение
  • огрех
  • неточность
  • промах
  • просчёт
  • (ещё синонимы…)
  • недостаток
  • недостача
  • (ещё синонимы…)
  • недостаток
  • ошибка
  • нехватка
  • дефект
  • брак
  • (ещё ассоциации…)
  • мелкие недочёты
  • ряд недочётов
  • исправить недочёты
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Склонение
    существительного «недочёт»
  • Разбор по составу слова «недочёт»
  • Как правильно пишется слово «недочёт»

Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

недочёт

Толковый словарь

I м.

Недостача, обнаруженная при подсчёте.

II м.

Недостаток, ошибка; погрешность.

Толковый словарь Ушакова

НЕДОЧЁТ, недочёта, муж.

1. Недостаток чего-нибудь, обнаруженный подсчетом, отсутствие части суммы. «Открылись… недочеты сумм и разные злоупотребления.» А.Островский. В кассе обнаружен недочет.

2. Несовершенство, недостаток, ошибка. «К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочеты или недостатки или пробелы?» Ленин.

Толковый словарь Ожегова

НЕДОЧЁТ, -а, муж.

1. Недостаток чего-н., обнаруженный при подсчёте. Н. сумм.

2. обычно мн. Погрешность, изъян, пробел. Исправить недочёты в работе.

Академический словарь

-а, м.

1. Недостаток чего-л., обнаруженный при подсчете; недостача.

[Юсов:] Открылись якобы упущения, недочеты сумм и разные злоупотребления. А. Островский, Доходное место.

Повсюду говорили, что для казны будет затруднительно предупредить недочеты и обманы в сборе тех налогов, которые отдавались на откуп. Чернышевский, Винный акциз.

2. обычно мн. ч. (недочёты, -ов).

Промах, погрешность, недостаток.

Выявить недочеты в работе.

Конечно, были в издании всякого рода промахи и недочеты. Брюсов, За моим окном.

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Формы слов для слова недочёт

недочёт, недочёты, недочёта, недочётов, недочёту, недочётам, недочётом, недочётами, недочёте, недочётах

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова недочёт

— Погрешность, изъян.

— Упущение в работе.

— Минус при бухгалтерской проверке.

— Недостаток при ответе.

Полезные сервисы

недочет

Энциклопедический словарь

НЕДОЧЁТ -а; м.

1. Недостаток чего-л., обнаруженный при подсчёте; недостача. Н. налогов.

2. обычно мн.: недочёты, -ов. Промах, погрешность, недостаток. Выявить н. в работе. В статье было много недочётов. Главный н. проекта — отсутствие экономических выкладок.

Словарь сленга

Любой воровской инструмент.

Синонимы к слову недочет

сущ., кол-во синонимов: 40

сущ.

недостаток

изъян

порок

несовершенство

пробел

дефект

минус

отсутствие нужного качества)

Тезаурус русской деловой лексики

1.

Syn: дефицит, нехватка, отсутствие, бедность, скудость

Ant: изобилие

2.

Syn: недостаток, изъян (кн.), порок (усил.), несовершенство, пробел, дефект

Ant: совершенство

Антонимы к слову недочет

Полезные сервисы

недочетов

Словарь русских фамилий

НЕДОВЕСКОВ НЕДОВЕСОВ НЕДОГАДОВ НЕДОГЛЯДОВ НЕДОГОНОВ НЕДОДАЕВ НЕДОЖОГИН НЕДОЖОРОВ НЕДОЗЕВИН НЕДОЗРЕЛОВ НЕДОКВАСОВ НЕДОКЛАДОВ НЕДОКУКИН НЕДОКУЧАЕВ НЕДОМЕРОВ НЕДОМОЛВИН НЕДОНОСКОВ НЕДОПЕКИН НЕДОПЛЯСОВ НЕДОПУЗИН НЕДОРОСТКОВ НЕДОСЕЕВ НЕДОСЕЙКИН НЕДОСКАЗОВ НЕДОСПАСОВ НЕДОСТОЕВ НЕДОСТУПКИН НЕДОТЫКИН НЕДОХЛЕБОВ НЕДОЧЕТОВ

Фамилии, образованных в форме притяжательных прилагательных (суффиксы -ов, -ин) от составных отглагольных основ, содержащих приставку недо- перед корнем (префикс до- и предшествующее ему отрицание не-) Список, безусловно, далеко не полон — они собраны впервые В.А.Нконовым. Основы всех их рождены глаголами, выражающими неполноту, недостаточность действия, неся осуждающую оценку неполноценности, иногда иронически «перевернутую» (недожор — диалектное «прожорливый, обжора). Одни из этих фамилий — отчества от прозвищ в их различных формах, в том числе обычно ошибочно принимаемые за «нулевые», т.е. бессуфиксные, а в действительности — «минусовые». Некоторые, более поздние, могли возникать, минуя ступень прозвищ, непосредственно из глаголов, по готовой, сложившейся модели (Недовесов).(Н). См. также Недобитов, Недошивин В «Ономастиконе» Веселовского Недовесков Семен Борисович, 1578 г., Москва; Недомолва, крестьянин, 1495 г., Новгород (недомолва Ч недосказ, описка ); Недопузин Кузьма, дьячок, конец XV в., Кашин; Недостоев Андрей, пушкарь, 1639 г., Рязань Недоступка

Полезные сервисы

недочеты

Сборник слов и иносказаний

недочеты (иноск.) — неудачи, недостатки (намек на недосчитанное)

Ср. Он знал в подробности всю прошлую петербургскую эпопею Тата и скорбел о ее недочетах.

Маркевич. Княжна Тата.

См. эпопея.

См. недоимка.

Синонимы к слову недочеты

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

недочеты речевые

Лингвистические термины

Нарушение требований коммуникативной целесообразности. Н.р. считаются менее грубыми недостатками речи, чем речевые ошибки.

Полезные сервисы

недочёты речевые

Методические термины

Полезные сервисы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Недоступное загрузочное устройство ошибка
  • Недействительные параметры api перезагрузите страницу ошибка
  • Недоступна система лицензирования ошибка 1с
  • Недалеком прошлом лексическая ошибка
  • Недоступна ошибка 10 триколор тв