Неисправленные вовремя ошибки могут повториться лирическая поэзия

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.

Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.

Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

Решать досрочный ЕГЭ по русскому языку 2020. Открытый вариант 2 от ФИПИ.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. (2)Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, и книги позволяли забыть о сильном чувстве одиночества и житейских неприятностях. (3)Позже в каждой <…> резиденции имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место.

ЗАДАНИЕ 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В резиденциях Наполеона, с детства пристрастившегося к чтению, всегда была библиотека, составленная из одних и тех же книг, чтобы после переезда император мог продолжить чтение любой книги.
2) В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг.
3) Наполеон, с детства любивший читать, имел в библиотеках своих резиденций одинаковые книги, чтобы продолжать чтение в случае переезда с места на место.
4) Наполеон любил читать одни и те же книги, из которых была составлена его библиотека.
5) Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций.

ЗАДАНИЕ 2
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

ЗАДАНИЕ 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИЛЬНЫЙ, -ая, -ое.
1) Очень основательный, убедительный. Сильные доводы. Сильная речь.
2) Сведущий, талантливый. С специалист. С. ученик. Силён в математике кто-н.
3) Значительный (по величине, степени). С ветер. Сильная боль. Сильное впечатление. Сильное горе.
4) полн. ф. О сорте пшеницы: с высоким содержанием клейковины. Сильные сорта. Сильные пшеницы.
5) Обладающий твёрдой волей, стойкий. С характер. Сильная натура.
6) Обладающий большой физической силой, мощный. С. человек. С. удар. Сильная машина. Сильная армия.

ЗАДАНИЕ 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мЕстностей
аэропОрты
досУг
молЯщий
квАртал

ЗАДАНИЕ 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

У населённого пункта Крюково расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.
Японский мультипликатор стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.
В результате Сталинградской битвы произошёл КОРЕННОЙ перелом в Великой Отечественной войне.
На ЗРИТЕЛЬСКИХ конференциях актёры рассказывают о своих ролях, о спектаклях, в которых играют.
Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.

ЗАДАНИЕ 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Увидев впереди конницу без артиллерии, Карпов понял, что это передовой авангард пехотной дивизии.

ЗАДАНИЕ 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

самый МОЛОДОЙ сотрудник
нет ЗАМОРОЗКОВ
много спелых ВИШЕН
следы на СНЕГУ
он более УГРЮМЕЕ

ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1) По окончанию школы ребята намерены поступать в лучшие высшие учебные заведения страны.
2) Пожелтевшие листья от осенних холодов мы находили в карманах своих плащей, в кепках — всюду.
3) Русский язык очень богат: он обладает большим набором художественных средств для выражения самых тонких переживаний.
4) Когда Фролов начинает работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.
5) В трудные дни он проводил время с нами, стараясь не отлучаться надолго.
6) При виде озера, покрытого плавающими растениями, туристы обычно поворачивают обратно.
7) Получив дотации от государства, у жителей появилась надежда добиться разрешения на строительство дома.
8) Мы познакомимся с последними публикациями на эту тему по приезде домой.
9) А.С. Пушкин не отказался и остался верным декабристским идеалам.

ЗАДАНИЕ 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) разд..раемый (противоречиями), ул..тучиться, кр..дит
2) ол..цетворение, преобр..зовать, выр..сли
3) с..тевой (шнур), ум..лять (значение), п..тнистый
4) соб..рёт, аб..туриент, пос..деть (от горя)
5) отр..хнуть, нав..вать (воспоминания), прил..скать (щенка)

ЗАДАНИЕ 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..землиться, пр..обретение, пр..открывшийся
2) р..зобщённо, п..переменно, пр..верка
3) с..митировать, без..сходный, под..грать
4) ра..мешать, бе..граничный, бе..численный
5) роз..грыш, без..скусный, за..граться

ЗАДАНИЕ 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) претерп..вая, вывеш..вать
2) кокетл..во, молод..нький
3) ноздр..ватый, ослаб..вать
4) застра..вать, завистл..вый
5) сладк..ватый, (сдвинуть) вправ..

ЗАДАНИЕ 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) леле..шь, несгиба..мый
2) помн..шь, вид..мый
3) верт..шься, потрат..вший
4) расскаж..шь, увенч..нный
5) самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся

ЗАДАНИЕ 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.
Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.
Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

ЗАДАНИЕ 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ДАЛИ на солнце жёлтый лист сверкает, (КАК)БУДТО ярким золотом пылающий костёр.
ТАК(ЖЕ), как и вчера, Алексей при виде соперника почувствовал жгучую обиду и (ПО)ЭТОМУ, круто развернувшись, пошёл в другую сторону.
Вопреки ожиданиям нам ВСЁ(ТАКИ) разрешили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В)СЛЕДСТВИЕ наводнения.
Баснописец И.А. Крылов увлекался математикой, ТО(ЖЕ) самое увлечение разделял и Л.Н. Толстой, ТАК(КАК) считал математику средством развития умственных способностей.
Хочется, ЧТО(БЫ) счастье пришло как заслуга, (ПО)ЭТОМУ и стараешься быть честным и справедливым.

ЗАДАНИЕ 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В приотворё(1)ую дверь виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на печке, сундучок под некраше(2)ой лавкой, развеша(3)ые снасти.

ЗАДАНИЕ 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мелкие поселения в Древней Руси называли иногда «городцами» да «городищами».
2) Кувшинки плавали и справа и слева от лодки.
3) Обломов был расстроен письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и утомлён трескотнёй Тарантьева.
4) Россия соседствует со многими странами и имеет как сухопутные так и морские границы.
5) Символисты и их последователи называли Ф.И. Тютчева своим предтечей и считали себя продолжателями тютчевской поэтической традиции.

ЗАДАНИЕ 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Классицизм (1) зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима (2) нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран (3) отличаясь в (4) каждой стране (5) своими особенностями.

ЗАДАНИЕ 18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Какое (1) однако (2) разнообразие форм, цветов, размеров у живых богатств Чёрного моря! У скумбрии (3) например (4) прямое и гладкое, как веретено, тело, и окрашено оно нежнейшими тонами: от светло-голубого до тёмно-синего.

ЗАДАНИЕ 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разве всенародный порыв (1) свидетелем которого (2) вы были (3) не имеет совершенно явственного сходства с осенним отлётом птиц на юг?

ЗАДАНИЕ 20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.

ЗАДАНИЕ 21
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины. (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроителя и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Вы не раз, вероятно, читали и слышали о массовом героизме в Красной Армии. (2)Это истина, это святые слова. (3)Но знайте: массового героизма не бывает, если нет вожака, если нет того, кто идёт первым. (4)Нелегко поднять людей в атаку, и никто не поднимется, если нет первого, если не встанет один, не пойдёт впереди, увлекая всех.

(5)Бурнашев поднялся, оторвав себя от земли, исполняя приказ — не только мой, но вместе с тем приказ Родины сыну, — Бурнашев прокричал во всё поле:

-За Родину! (6)Вперёд!

(7)И вдруг голос прервался; будто споткнувшись о натянутую под ногами проволоку, Бурнашев с разбегу, с размаху упал. (8)Показалось: он сейчас вскочит, побежит дальше, и все, вынося перед собой штыки, побегут на врага вместе с ними. (9)Но он лежал, раскинув руки, лежал, не поднимаясь. (10)Все смотрели на него, на распластанного в снегу лейтенанта, подкошенного с первых шагов, все чего-то ждали.

(11)Опять прошла напряжённая секунда. (12)Цепь не поднялась.

(13)Снова кто-то вскочил, и в пулемётной трескотне взмыли над полем те же слова, тот же призыв. (14)Голос был неестественно высокий, по узенькой малорослой фигуре все узнали красноармейца Букеева. (15)Однако и он, едва ринувшись вперёд, рухнул.

(16)У меня напружинилось тело, пальцы сгребли снег. (17)Опять истекла секунда. (18)Цепь не поднялась.

(19) Наши товарищи, сорок-пятьдесят красноармейцев, сумевшие выбрать момент для удара в спину врага, приближались к немцам с другой стороны, которые и там уже открыли пальбу, а мы лежали, по-прежнему пришитые к земле, лежали, обрекая на погибель горстку братьев-смельчаков.

(20) Каждый из нас, как и я, напружинился, каждый стремился рвануться, вскочить, и никто не вскакивал.

(21) Да что же это? (22)Неужели мы так и пролежим, так и окажемся трусами, предателями братьев? (23)Неужели не найдётся никого, кто в третий раз стремительно двинулся бы вперёд, увлекая роту?

(24)И я вдруг ощутил, что взгляды всех устремлены на меня, ощутил, что ко мне, к старшему командиру, к комбату, словно к центральной точке боя, притянуто обострённое внимание: все, чудилось, ждали, что скажет, как поступит комбат. (25)И, отчётливо сознавая, что совершаю безумие, я рванулся вперёд, чтобы подать заразительный пример.

(26) Но меня тотчас с силой схватил за плечи, вдавил в снег старший политрук Толстунов:

— Не дури, не смей, комбат!

(27) Его приятно-грубоватое лицо в один миг переменилось: лицевые мышцы напряглись, окаменели. (28)Он оттолкнулся, чтобы резким движением встать, но теперь я схватил его за руку.

(29)Командиру надобно знать, что в бою каждое его слово, движение, выражение лица улавливается всеми, действует на всех; надобно знать, что управление боем есть не только управление огнём или передвижениями солдат, но и управление психикой. (30)Конечно, не дело комбата водить роту врукопашную. (31)Я вспомнил всё, чему мы обучались, вспомнил завет Панфилова: «Нельзя воевать грудью пехоты… (32)Береги солдата. (33)Береги действием, огнём…»

(34 )Я крикнул:

— Частый огонь по пулемётчикам! (35)Прижмите их к земле! (36)Бойцы поняли. (37)Теперь наши пули засвистали над головами

стреляющих немцев.

(38)Ага, немецкие пулемётчики исчезли, пропали за щитками. (39)Ага, кого-то мы там подстрелили. (40)Один пулемёт запнулся, перестало выскакивать длинное острое пламя. (41)Я ловил момент, чтобы скомандовать. (42)Но не успел.

(43)Над цепью разнёсся яростный крик Толстунова:

— За Родину! (44)Ура-а-а!

(45)Мы увидели: Толстунов поднялся вместе с пулемётом и побежал, уперев приклад в грудь, стреляя и крича на бегу. (46)Голос Толстунова пропал в рёве других голосов. (47)Бойцы вскакивали.

(48) С криком они рванулись на врага, они обгоняли Толстунова.

(49) Выпустив патроны, Толстунов взялся за горячий ствол пулемёта и поднял над собой тяжёлый приклад, как дубину.

(50) Немцы не приняли нашего вызова на рукопашный бой, не приняли штыкового удара, их боевой порядок смешался, они бежали от нас. (51)Преследуя врага, мы — наша вторая рота и взвод бойцов, начавший нападением с тыла эту славную контратаку, — мы с разных сторон ворвались в село Новлянское.

(По А.А. Беку*)

* Александр Альфредович Бек (1902-1972) — русский советский писатель.


ЗАДАНИЕ 22
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В самый ответственный момент боя Панфилов обратился с призывом к роте пройтись частым огнём по немецким пулемётчикам.
2) Рассказчик рванулся вперёд, чтобы подать пример бойцам, но был остановлен старшим политруком Толстуновым.
3) После того как Толстунов повёл роту в атаку, немцы приняли вызов на рукопашный бой.
4) В атаке всегда должен быть тот, кто будет первым, пойдёт впереди, увлекая других.
5) Бурнашев и Букеев своими действиями должны были поднять цепь в атаку, но этого не произошло.

ЗАДАНИЕ 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 поясняет содержание предложения 3.
2) В предложениях 5-7 представлено описание.
3) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.
4) В предложениях 25 и 26 содержится повествование.
5) В предложениях 29-33 представлено рассуждение.

ЗАДАНИЕ 24
Из предложений 34—41 выпишите синонимы.

ЗАДАНИЕ 25
Среди предложений 24-28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

ЗАДАНИЕ 26
«Напряжённость атмосферы перед атакой А.А. Беку помогают передать приёмы: (А)  («ощутил» в предложении 24, «надобно знать» в предложении 29) и (Б)  (предложения 22 и 23). Радость же, испытываемую рассказчиком в момент атаки, передают тропы:
(В) («пулемёт запнулся» в предложении 40) и (Г) («как дубину» в предложении 49)».

Список терминов:
1) сравнение
2) противопоставление
3) анафора
4) парцелляция
5) ирония
6) вводные конструкции
7) литота
8) метафора
9) лексический повтор

ЗАДАНИЕ 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
 Проверить сочинение

  • Теория ЕГЭ по русскому языку 2020
  • Другие варианты ЕГЭ 2020.

Источник: Открытый банк измерительных материалов ФИПИ

Пишется раздельно потому что выделенное слово является деепричастием

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

(НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.

Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.

Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

Приведём верное написание.

НЕ ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться. — НЕ с причастием пишется раздельно, потому что есть зависимое слово.

Лирическая поэзия далеко НЕ ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах. — НЕ пишется раздельно с местоименными и усилительными наречиями.

Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: НЕВОЗМОЖНО оторвать взгляд. — НЕ пишется слитно с предикативным наречием, которое в значении утверждения.

НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно. — Раздельно НЕ пишется с деепричастием.

Воздух, ещё НЕ СТАВШИЙ знойным, приятно освежает. — НЕ пишется раздельно с причастием, потому что есть зависимое слово.

Как пишется «потому-что» или «потому что»? (2 фото)

Чтобы определить, как правильно пишется слово «потому-что» или «потому что», через дефис или раздельно, выясним часть речи, к которой оно принадлежит, а также из каких компонентов складывается.

Часть речи «потому что»

Рассмотрим в качестве примера следующее высказывание:

Тень от деревьев становится все длиннее, (почему?) потому́ что солнце уже совсем низко над горизонтом.

В этом сложноподчиненном предложении во второй зависимой части указывается, по какой причине тени от деревьев удлиняются. Причина грамматически оформляется с помощью служебной части речи — подчинительного союза «потому что».

Это слово эквивалентно по значению аналогичным союзам:
так как
ибо
поскольку

Чтобы убедиться, что часть речи интересующего нас слова определена правильно, используем принцип синонимической замены одного союза другим.

Сравним:
Стало свежо, потому́ что прошел летний дождь.

Стало свежо, так как (поскольку) прошел летний дождь.

Правописание «потому что»

Написание подчинительного союза «потому́ что» может доставить затруднение, поскольку он состоит из двух частей. Так все-таки, как следует правильно написать этот союз: через дефис или нет?

Чтобы понять это, определим, из каких компонентов он состоит. Рассматриваемый подчинительный союз является производным образованием:

В русском языке существуют два самостоятельных слова:

местоименное наречие «потому»;
относительное (вопросительное) местоимение «что».
Производный подчинительный союз сохраняет самостоятельность составляющих его слов, как и аналогичные сложные союзы:

так как;
так что;
лишь только;
как только;
то есть.
Подчинительный союз «потому что» пишется раздельно в два слова.

Примеры

Потемнело, потому́ что небо затянули низкие свинцовые тучи.

Охотники пробирались по лесу осторожно, потому́ что не хотели спугнуть свою добычу.

Над полем и лесом раскинулась коромыслом яркая радуга, потому́ что после дождя сразу ярко засияло солнце.

Как хочется скорее окунуться в прохладную речку, потому́ что невыносимо жарко.

Как пишется «потому что»? Где ставится запятая?

Слово «пото­му что» пишет­ся раз­дель­но. Запятая ста­вит­ся как перед сою­зом «пото­му что», так и раз­де­ля­ет его на две части в зави­си­мо­сти от усло­вий в контексте.

Чтобы выяс­нить, как пра­виль­но пишет­ся «пото­му что», слит­но или раз­дель­но, опре­де­лим часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит, и состав­ля­ю­щие его компоненты.

Затруднение в напи­са­нии это­го соче­та­ния воз­ни­ка­ет, види­мо, по той при­чине, что в рус­ском язы­ке суще­ству­ют оди­на­ко­во зву­ча­щие сло­ва «пото­му» и «по тому», но раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сво­им напи­са­ни­ем. Рассмотрим, к какой части речи они принадлежат.

Какая часть речи «потому»?

Слово «пото­му» явля­ет­ся место­имен­ным наре­чи­ем, тож­де­ствен­ным сло­ву этой же части речи «поэто­му», или союзом.

Рейсовый авто­бус про­шел чуть рань­ше. Потому (поэто­му) я опоз­дал на лекцию.

Опоздал (поче­му?) пото­му. Это наре­чие сино­ни­мич­но выра­же­нию «по этой при­чине», «из-за это­го».

Солнце село за лес, и пото­му быст­ро сгу­сти­лись сумерки.

Союз «и пото­му» соеди­ня­ет два про­стых пред­ло­же­ния в сложное.

Раздельное написание слова «по тому»

Отличаем в кон­тек­сте сло­во «по тому», кото­рое явля­ет­ся падеж­ной фор­мой ука­за­тель­но­го место­име­ния «тот» («то»).

Оратор явно вол­но­вал­ся. Это было замет­но по тому, как он стро­ил свою речь.

Было замет­но (по чему?) по тому.

Слово «по тому» нахо­дит­ся в фор­ме датель­но­го паде­жа с предлогом.

В кон­тек­сте оно часто ука­зы­ва­ет на какой-то пред­мет и упо­треб­ля­ет­ся с суще­стви­тель­ным в датель­ном падеже.

Смотри, как по тому окну бега­ет сол­неч­ный зайчик.

Различаем напи­са­ния наре­чий и омо­ни­мич­ных место­име­ний с предлогом:

Часть речи слова «потому что»

Сочетание «пото­му что» явля­ет­ся состав­ным сою­зом, кото­рый соеди­ня­ет части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным причины.

Девушка весе­ло засме­я­лась, (поче­му?) пото­му́ что шут­ка была, дей­стви­тель­но, удачной.

В при­да­точ­ном пред­ло­же­нии, при­со­еди­нен­ном этим под­чи­ни­тель­ным сою­зом, ука­зы­ва­ет­ся при­чи­на дей­ствия, о кото­ром гово­рит­ся в глав­ной части. Составной союз мож­но заме­нить ана­ло­гич­ны­ми по смыс­лу сою­за­ми «так как», «посколь­ку», «из-за того что»:

Девушка весе­ло засме­я­лась, так как (посколь­ку) шут­ка, дей­стви­тель­но, была удачной.

Правописание слова «потому что»

Этот под­чи­ни­тель­ный союз состо­ит из двух слов:

Как видим, само­сто­я­тель­ные ком­по­нен­ты сою­за пишут­ся все­гда в два сло­ва, как и ряд состав­ных союзов:

Примеры

Ему было груст­но, пото­му́ что шел нескон­ча­е­мый дождь и не вид­но было даже про­све­та меж­ду навис­ши­ми свин­цо­вы­ми облаками.

Мы быст­ро собра­лись в доро­гу, пото­му́ что за нами уже выеха­ла машина.

В спя­щей деревне было тихо, пото­му́ что ниче­го не тре­во­жи­ло собак.

Раздельное написание «по тому, что»

Отличаем слит­ное напи­са­ние сло­ва «пото­му» в соста­ве сою­за «пото­му что» от раз­дель­но­го напи­са­ния ука­за­тель­но­го место­име­ния «по тому» и после­ду­ю­ще­го под­чи­ни­тель­но­го сою­за «что».

Стало ясно, насколь­ко она взвол­но­ва­на, по тому, что её голос задрожал.

Приближение осе­ни вид­но по тому, что на бере­зе ста­но­вит­ся все боль­ше жел­тых листьев.

Говорят, что по тому, что лежит в сумоч­ке, мож­но соста­вить пред­став­ле­ние о наклон­но­стях её владелицы.

В этих выска­зы­ва­ни­ях логи­че­ское уда­ре­ние дела­ет­ся на место­име­ние в падеж­ной фор­ме «по тому». К нему мож­но при­со­еди­нить существительное:

Запятая с союзом «потому что»

Часто воз­ни­ка­ет вопрос, где ста­вит­ся запя­тая, если в пред­ло­же­нии име­ет­ся под­чи­ни­тель­ный союз «пото­му что». Нужно ли рас­чле­нить его на две части?

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии воз­мож­ны два вари­ан­та поста­нов­ки запя­той с этим состав­ным сою­зом. Чаще запя­тая ста­вит­ся соглас­но обще­му пунк­ту­а­ци­он­но­му пра­ви­лу перед сою­зом, кото­рый при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ную часть при­чи­ны, нахо­дя­щу­ю­ся, как пра­ви­ло, в пост­по­зи­ции после главной.

Мне всё было здесь инте­рес­но, пото­му что я впер­вые был в этом таеж­ном краю.

Запятая может делить состав­ной союз на две части, если по воле авто­ра логи­че­ский акцент дела­ет­ся на сло­во «пото­му».

Сравним:

Я быст­ро про­шла мимо сосед­ки, пото­му что не хоте­ла всту­пать в длин­ный разговор.

Я быст­ро про­шла мимо сосед­ки пото­му, что не хоте­ла всту­пать в длин­ный разговор.

Во вто­ром при­ме­ре «пото­му» вклю­ча­ет­ся в состав глав­но­го пред­ло­же­ния и явля­ет­ся отно­си­тель­ным словом.

Укажем так­же неко­то­рые грам­ма­ти­че­ские усло­вия для обя­за­тель­ной поста­нов­ки запя­той меж­ду ком­по­нен­та­ми это­го состав­но­го союза:

  • при­сут­ствие отри­ца­тель­ной части­цы «не» перед союзом;
  • нали­чие перед ним огра­ни­чи­тель­ных, уси­ли­тель­ных частиц (толь­ко, хоть, лишь, даже, ведь и пр.);
  • вклю­че­ние ввод­ных слов и ввод­ных кон­струк­ций перед союзом;
  • при­сут­ствие одно­род­ных чле­нов и парал­лель­ных кон­струк­ций, кото­рые при­со­еди­ня­ет сло­во «пото­му».

Примеры

Я вер­нул­ся сюда не пото­му, что вспом­нил что-то важное.

С утра небо было ясно лишь пото­му, что под­няв­ший­ся ветер про­гнал обла­ка за горизонт.

Тропинка быст­ро зарос­ла чер­то­по­ло­хом и кра­пи­вой, види­мо , пото­му, что никто дав­но здесь не ходил.

Этому кло­уну уда­ют­ся весе­лые импро­ви­за­ции, надо пола­гать , пото­му, что он талант­ли­вый артист.

В лесу уже было доволь­но тем­но пото­му , что солн­це уже заце­пи­лось за макуш­ку леса, и еще пото­му , что тес­но пере­пле­тен­ные вет­ви дере­вьев не дава­ли про­ник­нуть вниз послед­ним лучам.

источники:

http://m.fishki.net/3432799-kak-pishetsja-potomu-chto-ili-potomu-chto.html

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/potomu-chto-kak-pishetsya-zapyataya.html

Версия для печатиPDF

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.
Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.
Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.


Правильный ответ: невозможно

Пояснение

НЕ ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться. (причастие с зависимым словом)
Лирическая поэзия далеко НЕ ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах. (НЕ с наречием, оканчивающимся не на -О, -Е)
Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: НЕВОЗМОЖНО оторвать взгляд. (НЕ с наречием, оканчивающимся на -О, -Е. Можно подобрать синоним без НЕ (трудно))
НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно. (НЕ с деепричастием)
Воздух, ещё НЕ СТАВШИЙ знойным, приятно освежает. (причастие с зависимым словом)

Источник: 

ЕГЭ досрочного периода 2020 года. Вариант 2.

Связи с вариантами

Подпишешь отпущенный расскажешь увидеться осматриваемый восторженный егэ задание 12

# 10802

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.
Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.
Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

Правильный ответ: невозможно

НЕ ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться. (причастие с зависимым словом)
Лирическая поэзия далеко НЕ ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах. (НЕ с наречием, оканчивающимся не на — О, — Е)
Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: НЕВОЗМОЖНО оторвать взгляд. (НЕ с наречием, оканчивающимся на — О, — Е. Можно подобрать синоним без НЕ (трудно))
НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно. (НЕ с деепричастием)
Воздух, ещё НЕ СТАВШИЙ знойным, приятно освежает. (причастие с зависимым словом)

НЕ ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться. (причастие с зависимым словом)
Лирическая поэзия далеко НЕ ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах. (НЕ с наречием, оканчивающимся не на — О, — Е)
Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: НЕВОЗМОЖНО оторвать взгляд. (НЕ с наречием, оканчивающимся на — О, — Е. Можно подобрать синоним без НЕ (трудно))
НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно. (НЕ с деепричастием)
Воздух, ещё НЕ СТАВШИЙ знойным, приятно освежает. (причастие с зависимым словом)

# 10802

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.
Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.
Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

Правильный ответ: невозможно

НЕ ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться. (причастие с зависимым словом)
Лирическая поэзия далеко НЕ ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах. (НЕ с наречием, оканчивающимся не на — О, — Е)
Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: НЕВОЗМОЖНО оторвать взгляд. (НЕ с наречием, оканчивающимся на — О, — Е. Можно подобрать синоним без НЕ (трудно))
НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно. (НЕ с деепричастием)
Воздух, ещё НЕ СТАВШИЙ знойным, приятно освежает. (причастие с зависимым словом)

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет НЕ ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.

Gordeevaln. ru

31.08.2017 18:45:17

2017-08-31 18:45:17

Любые данныеЛюбые данные Любые данные Любые данные

Любые данные

Любые данные

# 5564

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) испытанное никогда раньше острое чувство жалости переполнило душу Пьера.
(Не) спавший от боли в ноге Иванихин всё видел.
Я стою (не) подвижно.
Тимофей (не) спеша повернулся.
Отчёты (не) подписаны.

Правильный ответ: неподвижно

НЕ испытанное никогда раньше острое чувство жалости переполнило душу Пьера. (НЕ с причастием)
НЕ спавший от боли в ноге Иванихин всё видел. (НЕ с причастием)
Я стою НЕподвижно. (наречие на — О)
Тимофей НЕ спеша повернулся. (НЕ с деепричастием)
Отчёты НЕ подписаны. (НЕ с кратким причастием)

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

# 5564

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) испытанное никогда раньше острое чувство жалости переполнило душу Пьера.
(Не) спавший от боли в ноге Иванихин всё видел.
Я стою (не) подвижно.
Тимофей (не) спеша повернулся.
Отчёты (не) подписаны.

Правильный ответ: неподвижно

НЕ испытанное никогда раньше острое чувство жалости переполнило душу Пьера. (НЕ с причастием)
НЕ спавший от боли в ноге Иванихин всё видел. (НЕ с причастием)
Я стою НЕподвижно. (наречие на — О)
Тимофей НЕ спеша повернулся. (НЕ с деепричастием)
Отчёты НЕ подписаны. (НЕ с кратким причастием)

(НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.
Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.
Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

Причастие с зависимым словом.

Gordeevaln. ru

31.01.2019 4:16:45

2019-01-31 04:16:45

Любые данныеЛюбые данныеЛюбые данные Любые данные

Любые данные

Любые данные

Источники:

Https://gordeevaln. ru/question/shortanswer/10802

Https://gordeevaln. ru/question/shortanswer/5564

Решать досрочный ЕГЭ по русскому языку 2020. Открытый вариант 2 от ФИПИ.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. (2)Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, и книги позволяли забыть о сильном чувстве одиночества и житейских неприятностях. (3)Позже в каждой <…> резиденции имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место.

ЗАДАНИЕ 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В резиденциях Наполеона, с детства пристрастившегося к чтению, всегда была библиотека, составленная из одних и тех же книг, чтобы после переезда император мог продолжить чтение любой книги.
2) В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг.
3) Наполеон, с детства любивший читать, имел в библиотеках своих резиденций одинаковые книги, чтобы продолжать чтение в случае переезда с места на место.
4) Наполеон любил читать одни и те же книги, из которых была составлена его библиотека.
5) Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций.

ЗАДАНИЕ 2
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

ЗАДАНИЕ 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИЛЬНЫЙ, -ая, -ое.
1) Очень основательный, убедительный. Сильные доводы. Сильная речь.
2) Сведущий, талантливый. С специалист. С. ученик. Силён в математике кто-н.
3) Значительный (по величине, степени). С ветер. Сильная боль. Сильное впечатление. Сильное горе.
4) полн. ф. О сорте пшеницы: с высоким содержанием клейковины. Сильные сорта. Сильные пшеницы.
5) Обладающий твёрдой волей, стойкий. С характер. Сильная натура.
6) Обладающий большой физической силой, мощный. С. человек. С. удар. Сильная машина. Сильная армия.

ЗАДАНИЕ 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мЕстностей
аэропОрты
досУг
молЯщий
квАртал

ЗАДАНИЕ 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

У населённого пункта Крюково расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.
Японский мультипликатор стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.
В результате Сталинградской битвы произошёл КОРЕННОЙ перелом в Великой Отечественной войне.
На ЗРИТЕЛЬСКИХ конференциях актёры рассказывают о своих ролях, о спектаклях, в которых играют.
Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.

ЗАДАНИЕ 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Увидев впереди конницу без артиллерии, Карпов понял, что это передовой авангард пехотной дивизии.

ЗАДАНИЕ 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

самый МОЛОДОЙ сотрудник
нет ЗАМОРОЗКОВ
много спелых ВИШЕН
следы на СНЕГУ
он более УГРЮМЕЕ

ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1) По окончанию школы ребята намерены поступать в лучшие высшие учебные заведения страны.
2) Пожелтевшие листья от осенних холодов мы находили в карманах своих плащей, в кепках — всюду.
3) Русский язык очень богат: он обладает большим набором художественных средств для выражения самых тонких переживаний.
4) Когда Фролов начинает работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.
5) В трудные дни он проводил время с нами, стараясь не отлучаться надолго.
6) При виде озера, покрытого плавающими растениями, туристы обычно поворачивают обратно.
7) Получив дотации от государства, у жителей появилась надежда добиться разрешения на строительство дома.
8) Мы познакомимся с последними публикациями на эту тему по приезде домой.
9) А.С. Пушкин не отказался и остался верным декабристским идеалам.

ЗАДАНИЕ 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) разд..раемый (противоречиями), ул..тучиться, кр..дит
2) ол..цетворение, преобр..зовать, выр..сли
3) с..тевой (шнур), ум..лять (значение), п..тнистый
4) соб..рёт, аб..туриент, пос..деть (от горя)
5) отр..хнуть, нав..вать (воспоминания), прил..скать (щенка)

ЗАДАНИЕ 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..землиться, пр..обретение, пр..открывшийся
2) р..зобщённо, п..переменно, пр..верка
3) с..митировать, без..сходный, под..грать
4) ра..мешать, бе..граничный, бе..численный
5) роз..грыш, без..скусный, за..граться

ЗАДАНИЕ 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) претерп..вая, вывеш..вать
2) кокетл..во, молод..нький
3) ноздр..ватый, ослаб..вать
4) застра..вать, завистл..вый
5) сладк..ватый, (сдвинуть) вправ..

ЗАДАНИЕ 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) леле..шь, несгиба..мый
2) помн..шь, вид..мый
3) верт..шься, потрат..вший
4) расскаж..шь, увенч..нный
5) самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся

ЗАДАНИЕ 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.
Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.
Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

ЗАДАНИЕ 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ДАЛИ на солнце жёлтый лист сверкает, (КАК)БУДТО ярким золотом пылающий костёр.
ТАК(ЖЕ), как и вчера, Алексей при виде соперника почувствовал жгучую обиду и (ПО)ЭТОМУ, круто развернувшись, пошёл в другую сторону.
Вопреки ожиданиям нам ВСЁ(ТАКИ) разрешили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В)СЛЕДСТВИЕ наводнения.
Баснописец И.А. Крылов увлекался математикой, ТО(ЖЕ) самое увлечение разделял и Л.Н. Толстой, ТАК(КАК) считал математику средством развития умственных способностей.
Хочется, ЧТО(БЫ) счастье пришло как заслуга, (ПО)ЭТОМУ и стараешься быть честным и справедливым.

ЗАДАНИЕ 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В приотворё(1)ую дверь виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на печке, сундучок под некраше(2)ой лавкой, развеша(3)ые снасти.

ЗАДАНИЕ 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мелкие поселения в Древней Руси называли иногда «городцами» да «городищами».
2) Кувшинки плавали и справа и слева от лодки.
3) Обломов был расстроен письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и утомлён трескотнёй Тарантьева.
4) Россия соседствует со многими странами и имеет как сухопутные так и морские границы.
5) Символисты и их последователи называли Ф.И. Тютчева своим предтечей и считали себя продолжателями тютчевской поэтической традиции.

ЗАДАНИЕ 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Классицизм (1) зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима (2) нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран (3) отличаясь в (4) каждой стране (5) своими особенностями.

ЗАДАНИЕ 18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Какое (1) однако (2) разнообразие форм, цветов, размеров у живых богатств Чёрного моря! У скумбрии (3) например (4) прямое и гладкое, как веретено, тело, и окрашено оно нежнейшими тонами: от светло-голубого до тёмно-синего.

ЗАДАНИЕ 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разве всенародный порыв (1) свидетелем которого (2) вы были (3) не имеет совершенно явственного сходства с осенним отлётом птиц на юг?

ЗАДАНИЕ 20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.

ЗАДАНИЕ 21
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины. (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроителя и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Вы не раз, вероятно, читали и слышали о массовом героизме в Красной Армии. (2)Это истина, это святые слова. (3)Но знайте: массового героизма не бывает, если нет вожака, если нет того, кто идёт первым. (4)Нелегко поднять людей в атаку, и никто не поднимется, если нет первого, если не встанет один, не пойдёт впереди, увлекая всех.

(5)Бурнашев поднялся, оторвав себя от земли, исполняя приказ — не только мой, но вместе с тем приказ Родины сыну, — Бурнашев прокричал во всё поле:

-За Родину! (6)Вперёд!

(7)И вдруг голос прервался; будто споткнувшись о натянутую под ногами проволоку, Бурнашев с разбегу, с размаху упал. (8)Показалось: он сейчас вскочит, побежит дальше, и все, вынося перед собой штыки, побегут на врага вместе с ними. (9)Но он лежал, раскинув руки, лежал, не поднимаясь. (10)Все смотрели на него, на распластанного в снегу лейтенанта, подкошенного с первых шагов, все чего-то ждали.

(11)Опять прошла напряжённая секунда. (12)Цепь не поднялась.

(13)Снова кто-то вскочил, и в пулемётной трескотне взмыли над полем те же слова, тот же призыв. (14)Голос был неестественно высокий, по узенькой малорослой фигуре все узнали красноармейца Букеева. (15)Однако и он, едва ринувшись вперёд, рухнул.

(16)У меня напружинилось тело, пальцы сгребли снег. (17)Опять истекла секунда. (18)Цепь не поднялась.

(19) Наши товарищи, сорок-пятьдесят красноармейцев, сумевшие выбрать момент для удара в спину врага, приближались к немцам с другой стороны, которые и там уже открыли пальбу, а мы лежали, по-прежнему пришитые к земле, лежали, обрекая на погибель горстку братьев-смельчаков.

(20) Каждый из нас, как и я, напружинился, каждый стремился рвануться, вскочить, и никто не вскакивал.

(21) Да что же это? (22)Неужели мы так и пролежим, так и окажемся трусами, предателями братьев? (23)Неужели не найдётся никого, кто в третий раз стремительно двинулся бы вперёд, увлекая роту?

(24)И я вдруг ощутил, что взгляды всех устремлены на меня, ощутил, что ко мне, к старшему командиру, к комбату, словно к центральной точке боя, притянуто обострённое внимание: все, чудилось, ждали, что скажет, как поступит комбат. (25)И, отчётливо сознавая, что совершаю безумие, я рванулся вперёд, чтобы подать заразительный пример.

(26) Но меня тотчас с силой схватил за плечи, вдавил в снег старший политрук Толстунов:

— Не дури, не смей, комбат!

(27) Его приятно-грубоватое лицо в один миг переменилось: лицевые мышцы напряглись, окаменели. (28)Он оттолкнулся, чтобы резким движением встать, но теперь я схватил его за руку.

(29)Командиру надобно знать, что в бою каждое его слово, движение, выражение лица улавливается всеми, действует на всех; надобно знать, что управление боем есть не только управление огнём или передвижениями солдат, но и управление психикой. (30)Конечно, не дело комбата водить роту врукопашную. (31)Я вспомнил всё, чему мы обучались, вспомнил завет Панфилова: «Нельзя воевать грудью пехоты… (32)Береги солдата. (33)Береги действием, огнём…»

(34 )Я крикнул:

— Частый огонь по пулемётчикам! (35)Прижмите их к земле! (36)Бойцы поняли. (37)Теперь наши пули засвистали над головами

стреляющих немцев.

(38)Ага, немецкие пулемётчики исчезли, пропали за щитками. (39)Ага, кого-то мы там подстрелили. (40)Один пулемёт запнулся, перестало выскакивать длинное острое пламя. (41)Я ловил момент, чтобы скомандовать. (42)Но не успел.

(43)Над цепью разнёсся яростный крик Толстунова:

— За Родину! (44)Ура-а-а!

(45)Мы увидели: Толстунов поднялся вместе с пулемётом и побежал, уперев приклад в грудь, стреляя и крича на бегу. (46)Голос Толстунова пропал в рёве других голосов. (47)Бойцы вскакивали.

(48) С криком они рванулись на врага, они обгоняли Толстунова.

(49) Выпустив патроны, Толстунов взялся за горячий ствол пулемёта и поднял над собой тяжёлый приклад, как дубину.

(50) Немцы не приняли нашего вызова на рукопашный бой, не приняли штыкового удара, их боевой порядок смешался, они бежали от нас. (51)Преследуя врага, мы — наша вторая рота и взвод бойцов, начавший нападением с тыла эту славную контратаку, — мы с разных сторон ворвались в село Новлянское.

(По А.А. Беку*)

* Александр Альфредович Бек (1902-1972) — русский советский писатель.


ЗАДАНИЕ 22
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В самый ответственный момент боя Панфилов обратился с призывом к роте пройтись частым огнём по немецким пулемётчикам.
2) Рассказчик рванулся вперёд, чтобы подать пример бойцам, но был остановлен старшим политруком Толстуновым.
3) После того как Толстунов повёл роту в атаку, немцы приняли вызов на рукопашный бой.
4) В атаке всегда должен быть тот, кто будет первым, пойдёт впереди, увлекая других.
5) Бурнашев и Букеев своими действиями должны были поднять цепь в атаку, но этого не произошло.

ЗАДАНИЕ 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 поясняет содержание предложения 3.
2) В предложениях 5-7 представлено описание.
3) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.
4) В предложениях 25 и 26 содержится повествование.
5) В предложениях 29-33 представлено рассуждение.

ЗАДАНИЕ 24
Из предложений 34—41 выпишите синонимы.

ЗАДАНИЕ 25
Среди предложений 24-28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

ЗАДАНИЕ 26
«Напряжённость атмосферы перед атакой А.А. Беку помогают передать приёмы: (А)  («ощутил» в предложении 24, «надобно знать» в предложении 29) и (Б)  (предложения 22 и 23). Радость же, испытываемую рассказчиком в момент атаки, передают тропы:
(В) («пулемёт запнулся» в предложении 40) и (Г) («как дубину» в предложении 49)».

Список терминов:
1) сравнение
2) противопоставление
3) анафора
4) парцелляция
5) ирония
6) вводные конструкции
7) литота
8) метафора
9) лексический повтор

ЗАДАНИЕ 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Теория ЕГЭ по русскому языку 2020
  • Другие варианты ЕГЭ 2020.

Источник: Открытый банк измерительных материалов ФИПИ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Неисправности китайской автономки коды ошибок
  • Неисправность системы зарядки рав 4 выдает ошибку
  • Неисправленные автором ошибки снижают качество работы
  • Неисправности вольво фш 13 коды ошибок
  • Неисправленная учеником ошибка была замечена