Нельзя делать горе другим людям исправить ошибку

Неожиданно нина наткнулась на маленького малыша лексическая ошибка

Вопрос по русскому языку:

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Перепишите. Найдите и подчеркните ошибку. Дайте развернутый комментарий. Назовите тип лексической ошибки. Предложите варианты правки.
1) Неожиданно Нина наткнулась на ребенка.
2) Председатель собрания объявил антракт на десять минут.
3) Нельзя делать горе другим.

Ответы и объяснения 2

1) Нина неожиданно наступила на ребёнка.
2)Начальник собрания объявил перерыв на десять минут.
3)Нельзя делать плохо другим. Иначе оно отразится на тебе.

1) нежиданно -на «случайно»
2) вместо «антракт»- перерыв
3) не «делать», а причинять

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

Тест № 1

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

1. Громадная стая коров паслась на поле.

2. Опытный учитель творчески насаждает новые методы обучения.

3. В соревнование за выполнение плана должны включиться все без исключения инженеры производства.

4. Город Андрея Белого – прообраз современного Петербурга.

Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.

1. Спортсмены завода могут похвастаться спортивными успехами.

2. Дом снова наполнился мелодичной мелодией.

3. Я этот шарф люблю, потому что цвет его окраски мне нравится.

4. В рассказе рассказывается о герое Великой Отечественной войны.

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Я была у зубного врача, и мне поставили на зуб клумбу! (из детской речи).

2. Мы ему скальпель за это снимем!

3. Пломба вводится в коронку или в полость больного зуба.

4. Световой скальпель – это лазерный луч, применяемый в хирургии для рассечения тканей.

Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Позвольте поднять тост за молодых.

2. Это не играет никакой роли!

3. После прочтения повести у меня поднялось впечатление, что в любом поколении есть свои герои.

4. Библейские истории учат нас в прежнюю очередь доброте.

Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.

1. Под фонарём стоял типичный сельский командированный, который только что приехал.

2. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

3. Наладчик Канурин неправильно одел наконечник на трубку.

4. На мебель были надеты чехлы, что придавало комнате нежилой вид.

Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.

1. Именно эта песня стала моим дебютом.

2. Они жили в параллельных, непересекающихся цивилизациях.

3. У Лермонтова мы не встретим радостного оптимизма.

4. Отец уже давно решил, что переходит.

Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова / фразеологизма.

1. Пусть она хоть в кардиобалете танцует!

2. К тридцати годам он стал махровым специалистом.

3. На завтрак я съела один бутырьброд.

4. Благодаря вам мы получим немалую прибыль.

Тест № 2

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

1. Он болел недомоганием, чувствовал себя неважно.

2. Трактористы и шофера колхоза взяли на себя обязательства на сэкономленном горючем вывезти к месту работы материалы.

3. Мы решаем важнейшую задачу.

4. Незнакомец сел на коня и поехал пешком.

Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.

1. Неожиданно Нина наткнулась на маленького малыша.

2. В ноябре месяце мы выступили четыре раза.

3. В прошедшие дни прошли снегопады.

4. Он был молодым парнем, ловким, поэтому легко перепрыгнул канаву.

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Прочитав название «Боевые колесницы», я подумала, что пойдёт о знаменитых китайских колесницах и их навозниках.

2. На скачках наши наездники показали своё мастерство.

3. Мария щёлкнула щиколоткой калитки и вышла в сад.

4. Щеколда на двери была сломана.

Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Оставшиеся в живых делали замечательные подвиги.

2. Прививка вырабатывает иммунитет к гриппу.

3. Кометы, безусловно, привлекают большой интерес.

4. Самые высокие впечатления мне запомнились в последний вечер.

Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.

1. Он является членом элитарного клуба.

2. Этот эпизод показывает, что Иванов преобладал такими чертами характера, как смелость, решительность.

3. Возвращаю вам ваше командировочное удостоверение.

4. Всех командировочных удалось разместить в ближайшей гостинице.

Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.

1. Обсуждая заметку, исполком признал факты правильными.

2. Я до сих пор храню ваш памятный подарок.

3. Моя Надя в этом году заканчивает и поступает.

4. Возвращаясь домой из круиза, каждый старается привезти памятный сувенир.

Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова / фразеологизма.

1. Невропатолог принимает по средам и четвергам.

2. Надо полувер надеть.

3. Я так и не женился: один, как перстень.

4. Воткни вилку в ризетку!

Тест № 3

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

1. К тридцати годам он стал махровым специалистом.

2. Герой – это человек, самопожертвовавший собой ради других.

3. Сейчас у нас в стран быстрее развивается машиностроение.

4. Гувернантке были даны хорошие рекомендации.

Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.

1. Сегодня у нас в гостях гости из Иркутска.

2. Имеющиеся в некоторых сельских районах районные торги находятся как бы в двойном подчинении.

3. Толпа людей ворвалась в здание.

4. Василий сидел, облокотившись локтем о стол.

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Выпас собак запрещается.

2. Стадо журавлей летело к югу.

3. Две недели судно дрейфовало вдоль западного побережья Африки.

4. Колхозный выгон находится недалеко.

Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Прилетела птица с чёрным носом.

2. Он и был зачинщиком переписки.

3. Эта игрушка осталась у меня до натурального времени.

4. Василий был моим закадычным другом.

Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.

1. Мы пришли работать в отсталую бригаду.

2. Командировочных развезли по гостиницам.

3. Предварительно на проводник одевается изоляция.

4. Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребёнка, должна надевать марлевую повязку.

Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.

1. Минувшей осенью, в прошлом году, мы побывали на Байкале.

2. У нас была встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

3. Эта пьеса стала его первым дебютом.

4. Таня только что вернулась, потому что купила.

Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова / фразеологизма.

1. Работа была выполнена небрежно.

2. Дайте мне кепчук, а то я вкуса не ощущаю!

3. Оратор должен быть эрудированным человеком.

4. Ты, я знаю, обожаешь грейфрукты.

Тест № 4

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

1. Достоевский – замечательный психиатр.

2. Трудно было уловить главную суть выступления.

3. Президент предложил тост за мир.

4. Убийство было совершено подсудимым в состоянии аффекта.

Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.

1. В повести повествуется о тружениках тыла.

2. Ребята говорили о гуманности и человечности главных героев фильма.

3. У нас жила пожилая женщина.

4. Подходит к финалу наш финальный бой.

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Теперь они не только зрители в жизни, но и её соучастники.

2. В конницу вошёл человек, который должен был напоить лошадей.

3. Конюшня просторная: в ней помещалось почти два десятка лошадей.

4. Отъявленный охотник, он знал и любил лес.

Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Благодаря наводнению погибли посевы.

2. Восстание не нашло успеха.

3. По истечении срока эксплуатации будет произведена контрольная проверка трубы.

4. Команда опять потерпела победу.

Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.

1. Любую работу он делает не частями, а сразу.

2. В бассейне есть свободные абоненты.

3. Карнавал в Рио-де-Жанейро – необычайно эффектное зрелище.

4. Комиссия представила ученикам свободу в выборе темы работы.

Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.

1. Он рассказал нам о своих планах.

2. Имеется свободная вакансия на медицинском факультете.

3. Шла стройная белокурая блондинка.

4. Вторая половина игры не изменила счёт: ответные контратаки армейцев были безрезультатны.

Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова / фразеологизма.

1. В регистратуре требуют медицинский полюс.

2. Школьники собирали макулатуру.

3. Тут он опять попал в галошу.

4. Ложь – это порок.

Тест № 5

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

1. Иван надел на нос очки.

2. Хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым.

3. Чтение романа «Овод» произвело на юношу огромное впечатление.

4. Здание будут украшать витражи цветного литого стекла.

Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.

1. У нас в гостях был почётный гость.

2. Управляющие органы управления у нас не очень.

3. Противнику удалось забить две первые шайбы в силу слабой игры вратаря и защитников.

4. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Сергей – мой закадычный друг.

2. Елена Петровна – прекрасный специалист, имеющий огромный опыт работы. Она в своём деле настоящий мавр!

3. Наш преподаватель по сольфеджио – великий учитель, мэтр!

4. У него случился инсульт миокарда.

Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Всё это мешает развитию физкультурного движения.

2. Нельзя делать горе другим.

3. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.

4. Вдруг послышался голос, который миловидно рычал.

Задание 5. Отметьте номера предложений, в которых смешиваются паронимы.

1. Недавно я стал абонементом сотовой компании.

2. Он долго блудил по степи.

3. Тёмные стёкла едва пропускали свет.

4. Соня устремила на Порфирия Петровича задумчивый взгляд.

Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.

1. Я указала все места работы в моей автобиографии.

2. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов.

3. Васильев познакомился с ней в 1997 году.

4. Если Ольга не поступит, то уйдёт.

Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажён внешний облик слова / фразеологизма.

1. Лучше пустить новых рыбок в аквариам.

2. Параллейные прямые не пересекаются.

3. Вам надо сдать анализы в лаболаторию.

4. Никто не считал, что героиня сделала подвиг.

Тест № 6

Задание 1. Отметьте номера предложений без лексических ошибок.

1. Ну, этот вопрос понятливый!

2. Архитекторы и инженеры спроектировали новый тип здания.

3. Запретить наращивание ногтей: царапают клавиатуру и не могут работать десятипальцевым способом.

4. На поверхности рельсов поблёскивали огоньки уходящего поезда.

Задание 2. Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология.

1. Жители жили обыденной жизнью.

2. Можно у вас спросить вопрос?

3. Всё более пышным цветом цветёт культура якутского народа.

4. Наружная внешность героини повести очень привлекательна.

Задание 3. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в не свойственном ему значении.

1. Необходимо решать щепетильную проблему с Домом писателя.

2. Конфессии — это религиозные общины с одним вероучением.

3. Наш храм посещают прихожане разных профессий.

4. Он оказался в очень щекотливом положении.

Задание 4. Отметьте номера предложений, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1. Диспетчер показал им расписание движения грузовых составов.

2. Машина может задержаться: погода скользкая.

3. Хотелось бы, чтобы на эти проблемы конференция дала чёткий ответ.

4. Команда опять потерпела победу.

Задание 5. Отметьте предложения, в которых смешиваются паронимы.

1. Этот человек ведёт праздничную жизнь.

2. Сочетание чёрного с красным делает эффективным любой костюм.

3. В конце конференции трибуна была представлена гостям.

4. Он демонстративно покинул зал заседаний.

Задание 6. Отметьте номера предложений, в которых присутствует речевая избыточность или речевая недостаточность.

1. Последним остатком демократии были выборы.

2.Пресса высоко оценивает результаты выборов.

3. Необходимо беречь каждую минуту времени.

4. Я надеюсь, вы порадуете свою подругу этим поздравлением.

Задание 7. Отметьте номера предложений, в которых искажен внешний облик слова / фразеологизма.

1. Палочки должны быть попендикулярны.

2. Эти два человека – азербайджаны.

3. Плита неисправна: надо бы заменить две комфорки.

источники:

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/

http://mykonspekts.ru/2-22611.html

Тема: Виды речевых ошибок ( Р-1) (Р-2)

студент(а) (ки)___________________________ группы №

Уровень умений и знаний Максимальное
количество
баллов
Полученное
количество
баллов
1.Язнаю виды ошибок ( Р-1) и ( Р-2)и могу
назвать их.
1  
2.Я знаю причины появления ошибок типа

(Р-1)
и (Р-2)

2  
3.Я умею различать виды ошибок типа (Р-1) и
(Р-2).
3  
4.Я могу назвать вид ошибки и могу
назвать причину появления ошибки этого типа.
4  
5.Я могу назвать вид ошибки и причину
появления этой ошибки в предложении, могу
исправить ошибки типа (Р-1) и (Р-2)
5  
6.Я могу самостоятельно выявить в тексте
речевые ошибки типа (Р-1) и (Р-2), могу назвать
причины появления этих ошибок, могу исправить
эти речевые ошибки.
6  

Итого 21 балл

Перевод набранных за урок баллов в
пятибалльную оценочную систему

  • “5” — 19 -21 балл
  • “4” — 16 -18 баллов
  • “3” — 13 — 15 баллов

Цели урока

1. Знание:

  • НАЗВАТЬ речевые ошиб типа Р-1,Р-2
  • НАЗВАТЬ причины появления речевых ошибок типа
    Р-1 и Р-2.

2. Понимание:

НАХОДИТЬ в предложениях речевые ошибки Р-1,Р-2.

приводить свои примеры ошибок типа Р-1 и Р-2.

3. Применение:

  • объяснять причины появления ошибок типа Р-1, Р-2 в
    заданных предложениях.
  • исправлять речевые ошибки типа Р-1, Р-2 в заданных
    предложениях.
  • заменить ошибочные словосочетания правильными,

4. Анализ:

  • сравнить речевые ошибки Р-1 и Р-2 , объяснить
    отличие между этими речевыми ошибками и
    причинами их появления.
  • классифицировать речевые ошибки в
    предложениях.

5. Синтез:

  • ПРЕДЛОЖИТЬ возможные приемы в работе по
    предупреждению речевых ошибок Р-1 и Р-2 у детей.
    Составить высказывание на заданную тему без
    речевых ошибок.

6. Оценка:

  • высказывать свое мнение о значении
    приобретенных знаний по теме “Виды речевых
    ошибок типа Р-1 и Р-2” для педагога.

 Конспект урока

I  Подготовительная работа

1. Чтение цитат из популярных песен, в текстах
которых есть речевые и грамматические ошибки.
(использование слайдов и музыкального
сопровождения)

“…и за любовь последнюю я поднимаю тост…”
(И.Николаев “Выпьем за любовь”.

“Не надо делать таких удивительных глаз…”
(“Давайте выпьем, Наташа, сухого вина”)

“…потому что он ведет гОдам нашим счет.”
(Т.Буланова “День рождения.”)

“Ты звОнишь ей домой, когда меня дома нет…”
(песня “Студент”, группа “Руки вверх”

“Соловей российский, славный птах,
распевает песнь свою со свистом”
(“Соловьиная
роща” Л. Лещенко)

“Русская водка-черный хлеб, селедка.
Весело веселье – тяжело похмелье”
(Русская
водка” Вика Цыганова)

2. Поиск ответа на вопрос: почему представлены
именно эти цитаты из популярных песен?

II Сообщение темы урока.

(появляется слайд № 1)

Тема урока “Нарушение лексической нормы –
речевые ошибки”

Сегодня на уроке вы узнаете о видах речевых
ошибок.

III Запись классификации речевых ошибок.

(появляется слайд № 2)

Классификация речевых ошибок.

Р-1. Употребление слова в несвойственном ему
значении.

Р-2. Лексическая несочетаемость.

Р-3. Лишнее слово.

Р-4. Близкое употребление однокоренных слов (
тавтология).

Р-5. Неуместное повторение слов.

Р-6. Двусмысленность при употреблении
местоимений.

Р-7. Синтаксическая бедность.

Р-8. Неуместное употребление диалектных и
просторечных слов.

Р-9. Стилистическая неуместность.

Р-10. Нарушение порядка слов.

Р-11. Нарушение видо — временных отношений
глаголов.

(Студенты знакомятся с классификацией речевых
ошибок)

IV Изучение вопроса о причинах появления
речевых ошибок типа Р -1
(Употребление слова
в несвойственном ему значении).

Из представленных 11 видов речевых ошибок вы
сегодня на уроке узнаете

подробно о двух видах: Р — 1 и Р -2

(появляется слайд № 3)

Р -1 Употребление слова в несвойственном ему
значении.

Р -2 Лексическая несочетаемость.

Студенты пытаются самостоятельно назвать
причины появления ошибок типа Р -1 (Употребление
слова в несвойственном ему значении.)

(появляется слайд № 4)

Причины употребления слова в несвойственном
ему значении.

1 причина Незнание значения слова.

Он сунул ноги в удила и поскакал рысью

(иллюстрация этого примера на слайде)

Проводится словарно – лексическая работа:
уточняется значение слова “Удила” (это
часть упряжи, которую помещают в пасть лошади для
управления животным во время движения. Показ
предметной картинки с изображение стремени.
Затем студенты придумывают свой пример с
подобной речевой ошибкой и отражают свои успехи
в технологической карте урока.

(появляется слайд № 5)

Причины употребления слова в несвойственном
ему значении.

2 причина Незнание “возраста” слова,
отнесение его к чуждой ему исторической эпохе.

Анатоль Курагин часто бывал в барах.

(иллюстрация этого примера на слайде № 5 )

Студентам предлагается объяснить причину
появления этой ошибки.

Затем они подбирают свой пример предложения с
подобной ошибкой и отмечают свои успехи в
технологической карте.

(появляется слайд №6)

Причины употребления слова в несвойственном
ему значении

3 причина Смешение паронимов.

Кошке отдали мелочную рыбу.(иллюстрация
примера на слайде)

Студенты объясняют причину появления данной
ошибки, подбирают свой пример предложения с
подобной речевой ошибкой и заполняют
технологическую карту.

(Появляется слайд №7)

Причины употребления слова в несвойственном
ему значении

4 причина Неумение различать оттенки в
значении синонимов.

Рейд выявил целую плеяду жуликов.
(иллюстрация на слайде)

Анализ причины появления ошибки этого типа,
подбор своего примера,

заполнение технологической карты.

(появляется слайд № 8)

Причины употребления слова в несвойственном
ему значении

5 причина Незнание фразеологического оборота
с данным словом.

Поэт стоит на постаменте с протянутой
рукой.
(иллюстрация примера)

Выясняется значение выражения “Стоять с
протянутой рукой”, студенты высказывают
предположение об “авторах” подобных ошибок,
подбирают свои примеры похожих нарушений речи и
заполняют технологическую карту.

V Самостоятельная работа : определение причин
появления ошибок типа Р -1 в предложениях,
данных учителем.

(Появляется слайд № 9)

1.Письменное выполнение задания: определить
причины речевых ошибок в данных предложениях:

1.Сослуживец короля оговорил Эльзу.

2.Иностранная студентка, упав на прогулке,
воскликнула: “Какая я падшая женщина”

3.Юноша нес в руке новый дипломант.

4.Ребята объявили друг другу импичмент.

5.Автобус стремглав ехал по шоссе.

(Студенты выписывают слова или словосочетания,
употребленные, по их мнению, ошибочно, указывают
причину появления каждой ошибки и исправляют эти
ошибки)

2.Проверка выполнения самостоятельной работы и
заполнение технологической карты.

(промежуточная самооценка)

VI. Изучение вопроса о причинах появления
речевых
ошибок типа Р -2 (Лексическая
несочетаемость)

1.Чтение сочинения школьницы.

(Появляется слайд № 10)

Недавно мы получили новую квартиру в красивом
высотном доме. Он стоит в центре огромного
микрорайона. Рядом парк и озеро. По утрам в мои
окна заглядывает солнце. Я бегу на балкон и
выполняю утреннюю зарядку. Школа притулилась
недалеко. У меня там полчища друзей. Апосля
уроков мы гуляем среди зеленых насаждений,
прыгаем, играем, бегаем, куда глаза глядят. Мне
нравится жить в этом доме.

2.Определение речевых ошибок в тексте сочинения
школьницы.

Студенты получают листки, на которых напечатан
текст сочинения ученицы,

подчеркивают слова, которые можно отнести к
речевым нарушениям, по их мнению.

3.Чтение материала о причинах появления речевых
ошибок типа Р – 2

(Появляется слайд № 11)

Р -2 Причины лексической несочетаемости

1 причина Слова противоречат друг другу,
взаимно исключая одно другое.

В нашем городе появился небольшой гигант
машиностроения.

2 причина Одно из слов сочетается с
положительным по смыслу словом, а второе может
сочетаться со словом, имеющим негативную
окраску.

Мересьев был закоренелым героем.

3 причина Слова не могут сочетаться по традиции.

Нельзя делать горе другим людям.

4 причина Слова не сочетаются, так как они
разнородны стилистически.

В нашей деревне воздвигли новый курятник.(возможна
иллюстрация)

4. Повторный анализ школьного сочинения

Студенты еще раз анализируют школьное
сочинение и определяют вид ошибки, называют
причину появления этой ошибки и исправляют все
допущенные в тексте сочинения ошибки.

VII. Проверка выполнения задания и заполнение технологической
карты. (самооценка работы на уроке)

IX. Итог урока (перевод набранных баллов в
оценку)

Найдите речевые ошибки, объясните причины их возник-
новения и исправьте предложения.

Проигравшая команда быстро и незаметно удалилась из
зала. Листья пахнут лесом, свежестью, понюхаешь лепесток,
и на душе становится легче. Это напечатать маленьким шриф-
том или большим? Нельзя делать горе другим людям. Враг
оказал глубокое сопротивление. Среди генералов царило во-
инствующее настроение по отношению к противнику. В тече-
ние последних недель на космодроме испытывается попытка
управлять кораблём дистанционно.

ПОМОГИТЕ НАЙТИ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИСПРАВИТЬ ИХ a.

Проигравшая команда быстро и незаметно удалилась из зала.

B. Листья пахнут лесом, свежестью, понюхаешь лепесток, и на душе становится легче.

C. Это напечатать маленьким шрифтом или большим?

D. Нельзя делать горе другим людям.

E. Враг оказал глубокое сопротивление.

F. Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику.

G. В течение последних недель на космодроме испытывается попытка управлять кораблём дистанционно.

На этой странице находится вопрос ПОМОГИТЕ НАЙТИ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИСПРАВИТЬ ИХ a?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

52 месяца назад

Перепишите. Найдите и подчеркните ошибку. Дайте развернутый комментарий. Назовите тип лексической ошибки. Предложите

варианты правки. 1) Неожиданно Нина наткнулась на ребенка. 2) Председатель собрания объявил антракт на десять минут. 3) Нельзя делать горе другим.

Ответы1

Председатель собрания объявил перерыв на десять минут…(Антракты бывают в театре)

Нельзя причинять горе другим…

Нина случайно наткнулась на ребёнка…

1) нежиданно -на «случайно»

2) вместо «антракт»- перерыв

3) не «делать», а причинять

Это всё речевые (лексические) ошибки.

Памятка «Как избежать речевые и
грамматические ошибки».

Речевые ошибки :

1.С помощью
суффиксов:

осваивать-осваиватель,кричать-кричание,уезжать-уезд,езжай
,орёл-орлиха,ковёр-ковёрчик,приятный-приятность,круглый-круглота,студент-студентский,лимон-лимоновый,вышивать-вышивной,гитара-гитарить,ярый-яреть,остроумный-остроумничать.

2.С помощью
приставки:

стрелять-
исстрелять, грести- погрести, пропускать -пропускаться.

3.С помощью 
приставки и суффикса одновременно
:

спина-наспинник,палец-беспальцевый,талант-бесталантливый,вес-обезвесить,голый-оголеть,лысый-облысить,лает-подлаивает,одинаковый—по-одинаковому.

4.С помощью
приставки и постфикса
: шить-расшилась, дружить-раздружиться.

5.Полная и краткая
форма прилагательных:

Он похожий на
мать. Олег готовый к отъезду. (прилагательные в литературной речи 
употребляется только в краткой форме).

6.Ряд 
качественных прилагательных не имеет формы сравнительной степени:

дружеский, боевой,
вялый, маркий…   (боивее, вялее и т.д.).

7.Не образуют 
формы  сравнительной степени  относительные  прилагательные:

В нашем  озере
вода немного речнее, чем в заливе.(Имеется в виду содержание в нём соли).

Этот шоколад ещё
соевее, чем тот. Эта задача более легче.

8.Употребление
местоимений:

Ошибка: Мария
попросила меня принести свой портфель.

Норма: Мария попросила меня принести её портфель или
мой портфель.

Примечание: Я нашёл платок у себя(а не у меня ) в
кармане.

9.Собирательные существительные :

А)Дворянство боялось , что они (вместо оно) могут

(может) лишиться власти.

Б)Собаки сторожат дом. И ещё  она (вместо  они )
помогают искать преступников.

10.Дублируют подлежащее:

Кусты,они покрывали  берег реки.

11.Нарушение структуры предложения:

Человек, который придёт в подземелье, им сразу 
овладеет чувство оцепенения .

12.Ошибки в формах глаголов :

Нужно эту грязь соскребить.(соскребсти).Зачем ко мне
приставает ?(пристаёт) .Махает и махает.(машет).

Дремай , дремай.(дремлет).Скакающий конь.(скачущий). Я
пронзю  его копьём(смогу пронзить).Парус  исчезнул  вдали.(исчез).

Уложи ребёнка спать.(укладывай). Раскладём это число
на два.(разложим).

13.Несоответствие времён и видов 
глагола:

На другой день приходит к нам сосед и рассказал всё моему отцу.Принц
поженился на Дюймовочке.Не надо им было ничего обещивать.

14.Ошибки в употреблении форм причастий:

Мама, вытеревшая  посуду.Васька, больно ушибивший 
ногу. Медведь, забревший  в чащу леса.

Мешок  порватый. Ветер срывал  оставшие  листья. На
столе  букет  цветущихся астр.

15.Ошибки в употреблении форм деепричастий:

Положа трубку (норма- положив), расширя
ноздри(норма-расширив). Вышев  на середину

комнаты , щёки у него закраснели. Спя, теча, пиша.

16.Выбор нормативного варианта падежной формы: на Кавказе ,но в Крыму; с
Кавказа ,но из Крыма.

17.Употребление сказуемого  при
подлежащем,выраженном количественно-именным

словосочетанием: Стая  лебедей летели из холодных
стран.(норма: летело).

18.При подлежащем ,выраженном сочетанием
существительного с числительным .

2 нормы : пять стульев стояли  и  пять стульев стояло.

19.Употребление сказуемого при подлежащем типа : Я С ТОВАРИЩЕМ.

2 допустимых  нормы: Я с товарищем  поехал на рыбалку.
Мы с товарищем  поехали на рыбалку.

20.Употребление сказуемого в форме 3 лица (или
среднего рода) независимо от рода  и числа

подлежащего: а) Чтобы приносить пользу Родине , нужно…  смелость,
знания, честность .(Пропущен  глагол «иметь» );б)Над диваном висит картина. Там
нарисовано лес и берёза.(Там нарисованы лес и берёза).

21.Употребление местоимения  КТО :

2 допустимые нормы:

Все, кто пришёл и Все , кто пришли (но
предпочтительнее форма единственного  числа).

22.Логически несопоставимые понятия:

1.)Листья в лесу пахнут ягодами, зеленью и природой.

2.)Мама стояла посреди комнаты и закрыла лицо
руками.(более правильный вариант:

Мама стояла посреди комнаты ,закрыв лицо руками).

3.)Я Вас поздравляю от всей души и от всего класса.

23.Неодинаковое  морфологическое  оформление
однородных членов предложения:

Девочка любит чистоту, декоративную посуду и читать
книги.

Если бы я была учителем, я бы больше прислушивалась к
мнению ребят и их интересам.

Я не люблю войну, дым, разруху и когда я получаю
двойку.(правильный вариант: и получение

двойки).

Он увидел девушку, пришедшую  за водой и которая
поразила его своей красотой.(и поразившую её красотой).

В поэме «Мцыри» рассказывается о  судьбе грузинского
мальчика , отданного на воспитание

монахам и тосковавшем  по свободной  жизни.(разное 
время причастий).

24.Порядок слов:

Разожжённое лицо морозом горело. Солнечный луч освещал
падающие листья с деревьев.

25.Ошибки в употреблении деепричастных оборотов:

Увидев варенье, у Димы потекли слюнки. Наловив рыбу, у
нас кончились червяки. Падая, из стакана вылилась вода. Возмужав, медведей
изредка  выводили перед окнами  Кирилы  Петровича.

26.Стилистические ошибки : весело смеялся (смеялся или
веселился), очень громко ударял человек в барабан (ударял в барабан).

27.Ошибки в ССП:

На собрании речь шла не только об успеваемости в этой
четверти, но мы говорили

об отношении  к учёбе. (не только об успеваемости , но
и об отношении к учебе).

28.Ошибки в СПП:

Мы с мамой очень дружим ,что даже наш папа обижается,
почему мама больше времени  про-

водит со мной ,чем с ним.( Норма: Мы с мамой так
дружим, что папа  обижается).

29.Лексические ошибки:

Я делюсь  с мамой  всеми  своими чувствами.(Т.е. тем,
что чувствую).

По образцу исправить следующие предложения:

Многие хотят записаться  в кружок фигурного катания,
не  подразумевая о том ,что будничные

дни этого спорта выглядят  совсем по-другому. В облике
певца поэт  подозревал  себя.Никакой злости людям не сделали. Кто-то лопнул мой
шарик. Жизнерадостные лучи освещают девочкино лицо. Нельзя делать горе другим.
У него в Михайловском была  целая библиотека книг. Мцыри хотел обрести волю и
свободу .Лил сильный , проливной дождь. Эти  молодые, юные парни, всё выдержали
и не сдались. Светлый свет лучей. Растёт растение плющ. Она служила во дворе
слу-

жанкой. Однажды на рыбалке случился такой случай.
Помнит нежным воспоминанием.

30.Ошибки в употреблении  фразеологических оборотов :

Хлестаков всё время мечет бисер перед свиньями, а все
ему верят.(В современном значении :

напрасно говорить  о чём-либо тому, кто не способен 
понять этого).

Я привык отдавать себе полные отчёты. (Норма: отдать
полный отчёт).

На ней были туфли на босую ногу. Я чуть не лопнул со
страху.(Норма : лопнуть со смеху).

31.Стилистическая норма. Синонимия: лик (книжное слово),
лицо(нейтральное слово),

рожа, рыло, морда—вульгарно—просторечные слова.

32.Нестилистические ошибки:

Володя  ответил, что не я это сделал. Пьеса «Вишневый
сад» сыграла большое значение.(Смешение двух фразеологизмов: ИМЕТЬ ЗНАЧЕНИЕ и
ИГРАТЬ РОЛЬ.)

Дворовых заставляли работать и по выходным дням. Отец
Павла Власова посвятил жизнь побоям

жены. Сколько построено фабриков? Свободных местов в
зале не было.Ихнее время исчерпано.

Ниловна начинает гордиться за Павла.

                  СТИЛИСТИЧЕСКИЕ  РЕСУРСЫ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

РАЗГОВОРНЫЕ: из рук вон, была не была, тишь да гладь,
держать ухо востро.

НАУЧНЫЕ: щитовидная железа, сквозь призму, оставить
след.

ОФИЦИАЛЬНО -ДЕЛОВАЯ: очная ставка, докладная записка,
подать в отставку.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ :открывать новую страницу,
политический капитал, по большому счёту,

железный занавес, встреча на высшем уровне, позитивный
нейтралитет, застойный период.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нелепые ошибки это эпитет
  • Нелепые ошибки инженеров
  • Нелепые ошибки водителей
  • Нелепая ошибка что это
  • Нелепая ошибка оплошность 6 букв сканворд