Найдите речевые ошибки, объясните причины их возник-
новения и исправьте предложения.
Проигравшая команда быстро и незаметно удалилась из
зала. Листья пахнут лесом, свежестью, понюхаешь лепесток,
и на душе становится легче. Это напечатать маленьким шриф-
том или большим? Нельзя делать горе другим людям. Враг
оказал глубокое сопротивление. Среди генералов царило во-
инствующее настроение по отношению к противнику. В тече-
ние последних недель на космодроме испытывается попытка
управлять кораблём дистанционно.
ПОМОГИТЕ НАЙТИ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИСПРАВИТЬ ИХ a.
Проигравшая команда быстро и незаметно удалилась из зала.
B. Листья пахнут лесом, свежестью, понюхаешь лепесток, и на душе становится легче.
C. Это напечатать маленьким шрифтом или большим?
D. Нельзя делать горе другим людям.
E. Враг оказал глубокое сопротивление.
F. Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику.
G. В течение последних недель на космодроме испытывается попытка управлять кораблём дистанционно.
На этой странице находится вопрос ПОМОГИТЕ НАЙТИ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИСПРАВИТЬ ИХ a?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.
Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от kachural
-
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
наташа1бондаренко1) Нина неожиданно наступила на ребёнка.
2)Начальник собрания объявил перерыв на десять минут.
3)Нельзя делать плохо другим. Иначе оно отразится на тебе. -
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
bukinaock1) нежиданно -на «случайно»
2) вместо «антракт»- перерыв
3) не «делать», а причинять
Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Найди верный ответ
Самые новые вопросы
Математика — 3 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать?
Задай вопрос
Все науки
Русский яз.
Литература
Математика
Алгебра
Геометрия
Английский яз.
Немецкий яз.
Українська мова
Українська література
Беларуская мова
Қазақ тiлi
Французский яз.
Кыргыз тили
Оʻzbek tili
Биология
Химия
Физика
История
Окружающий мир
Обществознание
ОБЖ
География
Информатика
Экономика
Музыка
Право
МХК
Психология
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.
- Сайт
- Главная страница
- Напиши свой вопрос
- Кабинет
- Вход в личный кабинет
- Регистрация на сайте
Памятка «Как избежать речевые и
грамматические ошибки».
Речевые ошибки :
1.С помощью
суффиксов:
осваивать-осваиватель,кричать-кричание,уезжать-уезд,езжай
,орёл-орлиха,ковёр-ковёрчик,приятный-приятность,круглый-круглота,студент-студентский,лимон-лимоновый,вышивать-вышивной,гитара-гитарить,ярый-яреть,остроумный-остроумничать.
2.С помощью
приставки:
стрелять-
исстрелять, грести- погрести, пропускать -пропускаться.
3.С помощью
приставки и суффикса одновременно:
спина-наспинник,палец-беспальцевый,талант-бесталантливый,вес-обезвесить,голый-оголеть,лысый-облысить,лает-подлаивает,одинаковый—по-одинаковому.
4.С помощью
приставки и постфикса: шить-расшилась, дружить-раздружиться.
5.Полная и краткая
форма прилагательных:
Он похожий на
мать. Олег готовый к отъезду. (прилагательные в литературной речи
употребляется только в краткой форме).
6.Ряд
качественных прилагательных не имеет формы сравнительной степени:
дружеский, боевой,
вялый, маркий… (боивее, вялее и т.д.).
7.Не образуют
формы сравнительной степени относительные прилагательные:
В нашем озере
вода немного речнее, чем в заливе.(Имеется в виду содержание в нём соли).
Этот шоколад ещё
соевее, чем тот. Эта задача более легче.
8.Употребление
местоимений:
Ошибка: Мария
попросила меня принести свой портфель.
Норма: Мария попросила меня принести её портфель или
мой портфель.
Примечание: Я нашёл платок у себя(а не у меня ) в
кармане.
9.Собирательные существительные :
А)Дворянство боялось , что они (вместо оно) могут
(может) лишиться власти.
Б)Собаки сторожат дом. И ещё она (вместо они )
помогают искать преступников.
10.Дублируют подлежащее:
Кусты,они покрывали берег реки.
11.Нарушение структуры предложения:
Человек, который придёт в подземелье, им сразу
овладеет чувство оцепенения .
12.Ошибки в формах глаголов :
Нужно эту грязь соскребить.(соскребсти).Зачем ко мне
приставает ?(пристаёт) .Махает и махает.(машет).
Дремай , дремай.(дремлет).Скакающий конь.(скачущий). Я
пронзю его копьём(смогу пронзить).Парус исчезнул вдали.(исчез).
Уложи ребёнка спать.(укладывай). Раскладём это число
на два.(разложим).
13.Несоответствие времён и видов
глагола:
На другой день приходит к нам сосед и рассказал всё моему отцу.Принц
поженился на Дюймовочке.Не надо им было ничего обещивать.
14.Ошибки в употреблении форм причастий:
Мама, вытеревшая посуду.Васька, больно ушибивший
ногу. Медведь, забревший в чащу леса.
Мешок порватый. Ветер срывал оставшие листья. На
столе букет цветущихся астр.
15.Ошибки в употреблении форм деепричастий:
Положа трубку (норма- положив), расширя
ноздри(норма-расширив). Вышев на середину
комнаты , щёки у него закраснели. Спя, теча, пиша.
16.Выбор нормативного варианта падежной формы: на Кавказе ,но в Крыму; с
Кавказа ,но из Крыма.
17.Употребление сказуемого при
подлежащем,выраженном количественно-именным
словосочетанием: Стая лебедей летели из холодных
стран.(норма: летело).
18.При подлежащем ,выраженном сочетанием
существительного с числительным .
2 нормы : пять стульев стояли и пять стульев стояло.
19.Употребление сказуемого при подлежащем типа : Я С ТОВАРИЩЕМ.
2 допустимых нормы: Я с товарищем поехал на рыбалку.
Мы с товарищем поехали на рыбалку.
20.Употребление сказуемого в форме 3 лица (или
среднего рода) независимо от рода и числа
подлежащего: а) Чтобы приносить пользу Родине , нужно… смелость,
знания, честность .(Пропущен глагол «иметь» );б)Над диваном висит картина. Там
нарисовано лес и берёза.(Там нарисованы лес и берёза).
21.Употребление местоимения КТО :
2 допустимые нормы:
Все, кто пришёл и Все , кто пришли (но
предпочтительнее форма единственного числа).
22.Логически несопоставимые понятия:
1.)Листья в лесу пахнут ягодами, зеленью и природой.
2.)Мама стояла посреди комнаты и закрыла лицо
руками.(более правильный вариант:
Мама стояла посреди комнаты ,закрыв лицо руками).
3.)Я Вас поздравляю от всей души и от всего класса.
23.Неодинаковое морфологическое оформление
однородных членов предложения:
Девочка любит чистоту, декоративную посуду и читать
книги.
Если бы я была учителем, я бы больше прислушивалась к
мнению ребят и их интересам.
Я не люблю войну, дым, разруху и когда я получаю
двойку.(правильный вариант: и получение
двойки).
Он увидел девушку, пришедшую за водой и которая
поразила его своей красотой.(и поразившую её красотой).
В поэме «Мцыри» рассказывается о судьбе грузинского
мальчика , отданного на воспитание
монахам и тосковавшем по свободной жизни.(разное
время причастий).
24.Порядок слов:
Разожжённое лицо морозом горело. Солнечный луч освещал
падающие листья с деревьев.
25.Ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
Увидев варенье, у Димы потекли слюнки. Наловив рыбу, у
нас кончились червяки. Падая, из стакана вылилась вода. Возмужав, медведей
изредка выводили перед окнами Кирилы Петровича.
26.Стилистические ошибки : весело смеялся (смеялся или
веселился), очень громко ударял человек в барабан (ударял в барабан).
27.Ошибки в ССП:
На собрании речь шла не только об успеваемости в этой
четверти, но мы говорили
об отношении к учёбе. (не только об успеваемости , но
и об отношении к учебе).
28.Ошибки в СПП:
Мы с мамой очень дружим ,что даже наш папа обижается,
почему мама больше времени про-
водит со мной ,чем с ним.( Норма: Мы с мамой так
дружим, что папа обижается).
29.Лексические ошибки:
Я делюсь с мамой всеми своими чувствами.(Т.е. тем,
что чувствую).
По образцу исправить следующие предложения:
Многие хотят записаться в кружок фигурного катания,
не подразумевая о том ,что будничные
дни этого спорта выглядят совсем по-другому. В облике
певца поэт подозревал себя.Никакой злости людям не сделали. Кто-то лопнул мой
шарик. Жизнерадостные лучи освещают девочкино лицо. Нельзя делать горе другим.
У него в Михайловском была целая библиотека книг. Мцыри хотел обрести волю и
свободу .Лил сильный , проливной дождь. Эти молодые, юные парни, всё выдержали
и не сдались. Светлый свет лучей. Растёт растение плющ. Она служила во дворе
слу-
жанкой. Однажды на рыбалке случился такой случай.
Помнит нежным воспоминанием.
30.Ошибки в употреблении фразеологических оборотов :
Хлестаков всё время мечет бисер перед свиньями, а все
ему верят.(В современном значении :
напрасно говорить о чём-либо тому, кто не способен
понять этого).
Я привык отдавать себе полные отчёты. (Норма: отдать
полный отчёт).
На ней были туфли на босую ногу. Я чуть не лопнул со
страху.(Норма : лопнуть со смеху).
31.Стилистическая норма. Синонимия: лик (книжное слово),
лицо(нейтральное слово),
рожа, рыло, морда—вульгарно—просторечные слова.
32.Нестилистические ошибки:
Володя ответил, что не я это сделал. Пьеса «Вишневый
сад» сыграла большое значение.(Смешение двух фразеологизмов: ИМЕТЬ ЗНАЧЕНИЕ и
ИГРАТЬ РОЛЬ.)
Дворовых заставляли работать и по выходным дням. Отец
Павла Власова посвятил жизнь побоям
жены. Сколько построено фабриков? Свободных местов в
зале не было.Ихнее время исчерпано.
Ниловна начинает гордиться за Павла.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.
РАЗГОВОРНЫЕ: из рук вон, была не была, тишь да гладь,
держать ухо востро.
НАУЧНЫЕ: щитовидная железа, сквозь призму, оставить
след.
ОФИЦИАЛЬНО -ДЕЛОВАЯ: очная ставка, докладная записка,
подать в отставку.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ :открывать новую страницу,
политический капитал, по большому счёту,
железный занавес, встреча на высшем уровне, позитивный
нейтралитет, застойный период.
РЕЧЕВЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — нарушения норм в области словоупотребления.
Речь человека (литературная) имеет несколько критериев оценки. Культурная речь – это, прежде всего, речь правильная и выразительная. Речевые ошибки нарушают правильность речи, выразительности же способствуют ФИГУРЫ РЕЧИ (см.).
Типы лексических речевых ошибок: 1) употребление в речи не существующих в литературном языке слов, созданных по общенародным словообразовательным моделям (окказионализмов); 2) использование ненормативных значений слов; 3) ненормативная сочетаемость слов; 4) плеоназм (избыточная номинация); 5) тавтология (лексические повторы); 6) употребление ненормативной лексики; 7) использование слов, не соответствующих общему стилю речи; слова-паразиты; 9) нарушение закона времени в речи, например, употребление современных слов при пересказе текстов XIX в. (лексические анахронизмы).
1. Словосочинительство особенно характерно для детской речи, когда освоена языковая система, но мало известно о норме («От двух до пяти»): развлекатель, перепричесаться, телевизорный экран; «Никогда не забуду этих своих мечт»; «Река, теча , образует пороги» (примеры здесь и далее без обозначения источника, кроме п. 7, 9 – С.Н. Цейтлин); «Я мамина и больше никовойная »; папа самее мамы; фантазительный рассказ, мадонна с мадонёнком , баюльная песня, бабушка- пищеварительница » (К.И. Чуковский).
2. Неточное употребление значения слова – одна из самых распространенных речевых ошибок в речи не только детей, но и взрослых. Это может быть расширение (генерализация) значения или его сужение (специализация): «Смотри, как я топчу муку руками» (топтать здесь употребляется в значении ‘давить, мять’ без учета компонента значения этого слова – ‘давить, мять ногами’). Это может быть смешение в речи ПАРОНИМОВ (см.), а также различные индивидуально-переносные значения, не связанные с тропами: «Это медсестра. Видишь, она в руке укол держит » (метонимия, вм. слова шприц).
3. Нарушение лексической сочетаемости: «В магазине сегодня сильная очередь » (вм. большая); «Я бы хотел выполнить подвиг» (вм. совершить); «Нельзя делать горе другим » (вм. причинять); «Русская армия разбила значительно сильнейшего врага и одержала такие успехи , которые до этого времени ни одна армия не имела» (А.А. Брусилов. Мои воспоминания). – Одержать можно победу, верх, а успехов можно добиться; «В блиндаже он обстоятельно объясняет о расположении противника и своей роты» (И. Меркулов. Мои записки).
4. Плеоназм различают в подчинительных сочетаниях: «У него в Михайловке была целая библиотека книг » (библиотека – ‘собрание книг’, так что слово книг избыточно) – и в сочинительных сочетаниях: «Мцыри хотел обрести волю и свободу ». Распространены в речи: в мае месяце (май – это ‘месяц’), памятный сувенир (сувенир – это ‘памятный подарок’), своя автобиография (автобиография – это ‘собственная биография’), поступательное движение вперёд (поступательное движение – это уже ‘движение вперёд’), свободная вакансия (вакансия – это ‘свободная должность’) (подборка примеров А.П. Сковородникова).
5. Тавтология. Часто повторяется одно и то же слово: «Муравьи снова сделали свой домик , но кто-то опять сломал их домик »; «Относительно данного замечания следует сказать следующее замечание» (пример А.П. Сковородникова).
6. В речи встречается ненормативная лексика из просторечия, жаргонов: «Я решила скипятить чай до прихода мамы» (вм. вскипятить); «Вчера обратно двойку получил» (вм. снова); «Музыку слушал и балдел » (вм. наслаждался, она ему нравилась).
7. Возможны т. н. стилистические ошибки, т. е. нарушение единства стиля в тексте. Часто это происходит из-за неуместного употребления отдельного слова: «Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения »; «Я в столовой ел суп, далее рагу. Впоследствии я выпил компот » (подчёркнутые слова не употребляются в разговорном стиле, они относятся к официально-деловому стилю и К.И. Чуковским названы канцеляритами).
8. Слова-паразиты играют разную роль в речи: служат для заполнения паузы, употребляются от бедности словарного запаса, для создания определённого имиджа: так сказать, вот, это, как это, как бы, так, на самом деле, значит, всё такое, понимаешь, типа, типа того, однако (в основе подборки материалы А.В. Щербакова).
9. В сочинениях школьников можно прочитать: «Жадов получал маленькую зарплату » (вм. жалованье); «Князь Андрей смутно видел человека в погонах » (вм. эполетах); «Мать Татьяны целый день ходила в халате и платке » ( вм. капоте и чепце); «На экзамене он перепутал фамилии античных героев и богов » (в мифологии нет фамилий) (пример А.В. Щербакова). Такого рода ошибки особенно трудноустранимы, они связаны с языковой спецификой описываемой эпохи и особенностями реалий того времени.