Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Тренировочные задания по лексике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Готовимся к ЕГЭ
Тренировочные задания по лексике
1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Я знал своего друга с детских лет и не переставал утверждать, что он был сильно слабый человек.
2.Из-за любви люди часто делают необдуманные поступки.
3.Наконец комиссия ставит окончательный вердикт: останки принадлежать Романовым.
4. Решение, принятое собранием акционеров, признаны незаконными, потому что, как было установлено впоследствии, не было форума.
5.Мой брат недавно приехал из археологической экспедиции и мне с апогеем рассказывал о находках.
6.Всё лето трудились они не покладая рук на своей плодородной земле, возделывая урожай.
7.Вскрытие рек ещё больше увеличило уровень воды.
8.Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.
9.В этот город нам, вопреки предположениям пришлось ехать окружным путём.
10.В час пик поезда метро наполнены пассажирами до отвала.
11.В своей статье критик дал высокую оценку творчеству поэта, заявив, что поэма является пиком в творчестве мастера.
12.Княжна Марья часто представляет себя идущей среди богомолов в простом платье к святым местам.
13.Его осудили к пяти годам исправительных работ.
14.После долгих переговоров удалось прийти к концессии по многим вопросам.
15.Вдали от Родины с глубиной чувствуешь свою ответственность за то, что происходит дома.
16.Сейчас многие отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.
17. Болельщики, сидя на трибунах стадиона, твёрдо верили в неминуемую победу.
1. очень, весьма, чрезвычайно
5. с упоением, восторгом
6. поле, землю, огород
8. бокал или произнёс тост
14. консенсусу, согласию
16. понизить, уменьшить
17. бесспорную, безоговорочную
2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1. Необходимо придавать эти факты широкой гласности.
2. История и современность занимают очень огромное место в творчестве
3. В этом осеннем пейзаже не было ни одной кричащей краски, но его скупые
озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную
суть воды больше, чем все моря и океаны.
4. Много лет мы знаем его как человека достойного, прекрасного художника,
патриота своей Родины.
5. Мнение о том, что ангина чаще случается из-за холодного мороженого,
ошибочно – это доказали датские учёные.
6.Мария Годунова и сын её Фёдор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые
7.Особенно важно, чтобы в данной ситуации мы объединили свои усилия вместе.
8. Они казались спокойны и смелы; однако при моем приближении обе
потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.
9.Некомпетентность и беспечность руководителя фирмы привела предприятие к
10. То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью
тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.
11. Пушкин накопил завидные энциклопедические знания и большой запас
12. Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое
Уходило глубже, и озерная вода становилась черной.
13.Ладонью руки он медленно гладил ребёнка по голове.
14.Восстание на Сенатской площади Петербурга было плохо подготовлено,
многие из офицеров колебались, и всё закончилось крайне плачевно.
15. Когда канонада утихла и солдаты вошли в дом, на полу обнаружили
совершенно мёртвого человека.
16.Поэт яростно негодует по поводу гибели Пушкина и, бросая вызов всему
обществу, пишет стихотворение «Смерть поэта».
17. Берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем
прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.
18.Она рискует жизнью, выполняя свой медицинский долг.
19. Скрывать истинную правду было бесполезно, да Григорий и не считал себя
вправе это делать.
20.Мы видим то царя, то юродивого нищего, то патриарха, то толпу на площади.
21. Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало
Сергея, бывшего здесь впервые.
22.Поэт всецело принимает сторону Николая I .
23.Базаров резко противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной
среды, иного лагеря, и это проявляется в его взглядах, словах, во
взаимоотношениях с родителями, другом, любимой женщиной.
24. Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в
репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью
25.Старый граф Болконский имел большое влияние при дворе, но оставил службу
и удалился в своё загородное имение.
26. То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью
тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.
27. Кабаниха лицемерная ханжа, подающая нищим, а дома обращающаяся со
слугами, как с рабами
28. Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не
участвовал, работал всегда молча, без слов.
29. Местные аборигены радостно встретили путешественников.
Выход найден! — 2
Автор Татьяна Попова.
1. Отметьте слова с ударением на втором слоге:
про-цент, ди-а-лог, эк-сперт, на-ме-ре-ни-е , све-кла.
2. Отметьте предложения, в которых допущены лексические ошибки.
Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. (Допущена ошибка в словоупотреблении: «невежа» — невоспитанный человек, «невежда» — необразованный человек. Правильный вариант: Этот человек был полный невежда в вопросах искусства).
Илья унес от старика двойственное чувство: он и нравился ему, и в то же время был противен. (В предложении нет ошибки).
Они твердо верили в неминуемую победу. (Допущена ошибка, связанная с нарушением лексической сочетаемости слов: неминуемое поражение, но не победа. Правильный вариант: Они твердо верили в победу).
Он облокотился локтем на стол. (Допущена ошибка — тавтология (повтор однокоренных или одинаковых слов)).
Чаша его терпения наконец лопнула. (Допущена ошибка в употреблении устойчивого словосочетания: смешение двух близких по значению сочетаний «терпение лопнуло» и «чаша терпения переполнилась». Правильный вариант: Чаша его терпения переполнилась).
3. Отметьте предложения, в которых вместо точек следует поставить запятую.
Война несущая разорение. да страдание да смерть не нужна людям.
Поговорили о том. о сем.
Он стал певцом громадной. нищей страны.
Солнце показывается из-за облаков. и заливает лес поле и путников греющим светом.
Характер у него. хотя и не замкнутый но тяжеловатый.
4. Отметьте предложения, в которых следует поставить тире.
Потребность человека трудиться есть извечное природное и счастливое свойство человека.
Биться в одиночку жизни не перевернуть.
Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты.
И леса твои и поля твои всё забрал бы с собой.
Я принадлежу к людям необщительным она к общительным.
5. Отметьте предложения, в которых следует выделить запятой (или запятыми) обособленные определения.
Из животных хорошо нам знакомых великолепный слух у собак и волков.
Погруженные в свои мысли они за весь путь не обмолвились ни словом.
Герои рассказов Бунина находятся в обстоятельствах исключительных необычных.
Пораженная внезапностью печального открытия девочка горько плакала.
Написанная в 1902 году пьеса «На дне» изображала жизнь «бывших людей».
6. Отметьте предложения, в которых вместо точек следует поставить запятую.
Дымову хотелось пить и есть но. чтобы не портить себе аппетита он отказался от чая.
Он ответил что доктора не найти. и ждал не скажет ли она еще что-нибудь.
Старик предупредил что. если погода не улучшится об охоте нечего думать.
Когда наступала зима. и сад и дом заваливало снегом по ночам раздавался волчий вой.
В походе нужно быть осторожным. и когда идешь и когда отдыхаешь.
7. Отметьте предложения, в которых перед союзом как следует поставить запятую.
Поразительно как переменилась жизнь.
Вывоз капитала может осуществляться как в предпринимательской форме так и в виде ссудного капитала.
Критики характеризуют поэзию Цветаевой как поэзию гордого духа.
Во всё время обеда Полина сидела как на иголках.
Ему как жителю далекой тайги в большом городе было шумно и неуютно.
8. Отметьте предложения, в которых перед союзом и следует поставить запятую.
Вы как будто вылезли из саней и от вас пахнет степью.
Он велел подать свою карету и несмотря на просьбы Кирилла Петровича уехал тотчас после чаю.
Он охотно рассказывал им то что случилось в тех местах откуда он прибыл и что он видел по дороге.
Толя стоял на балконе уцепившись за жидкие железные перила и прищурившись смотрел вдаль.
Однако когда они въехали в лес солнце скрылось и ветви зашумели под порывами ветра.
Тренинг для педагогов.
методическая разработка по теме
В конспекте уточняется правильное произношение не только повседневных фраз, но и уточнение постановки правильного ударения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdatochnyy_material.docx | 15.98 КБ |
pravilnaya_rech.pptx | 809.3 КБ |
pravilnaya_rech.odt | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Каталог красивее ждала свекла сироты цемент позвонишь оптовый щавель осуждённый звонишь алфавит шарфы занята квартал согнутый каталог квартал согнутый бармен цепочка кухонный гербы жалюзи
Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Как у нашей Марфы
Есть в полоску ша́рфы!
Срубили ель, сорвали щаве́ль.
Долго ели то́рты —
Не налезли шо́рты!
Звоня́т в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи́.
«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу.
Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала ….. шапку стала….
А потом стала сына (надевать или одевать)».
«У Володи заболела голова. Мама сказала ему: «Поди (ляг или ляж) в постель». Однажды вечером бабушка говорит: «Сегодня, ребята, … на сеновале».
Я (ложу или кладу) книгу на место.
Ты (положил или поклал) книгу на стол?
Он полный невежа в вопросах искусства.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Илья унес от старика двойственное чувство: он и нравился ему, и в то же время был противен .
Они твердо верили в неминуемую победу.
Он облокотился локтем на стол.
Чаша его терпения наконец лопнула.
Витать в облаках – Не зги не видно –
После дождичка в четверг – Бирюком жить –
Волк в овечьей щкуре – Аника – воин —
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи дошкольников» Подготовила : Носаль С.А. учитель-логопед; Кононова О.Ф. воспитатель МБДОУ д/с №8 «Теремок»
«В русском языке все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно» Гоголь
Правильная речь детей зависит от культуры речи ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Разговорный стиль: — « Скоко повторять одно и то же» — « Седня вы хорошо работали» — « Ничо не надо трогать» — « Щас будете заниматься» — « Ляж на правый бок» — «Не раздевай пальта » — «Вот здеся у меня картинки» — « Отседова можно сделать выводы» — «Ложи сюда одежду»
Игра – тренинг УДАРЕНИЕ КАТАЛОГ КРАСИВЕЕ ЖДАЛА СВЕКЛА СИРОТЫ ЦЕМЕНТ ПОЗВОНИШЬ ОПТОВЫЙ ЩАВЕЛЬ ОСУЖДЁННЫЙ ЗВОНИШЬ АЛФАВИТ ШАРФЫ ЗАНЯТА КВАРТАЛ СОГНУТЫЙ БАРМЕН ЦЕПОЧКА КУХОННЫЙ ГЕРБЫ ЖАЛЮЗИ
ЗАПОМНИТЕ Фено́мен звони́т по среда́м , Приня́в догово́р по года́м , Он о́тдал экспе́ртам эско́рта Хода́тайство аэропо́рта . Как у нашей Марфы Есть в полоску ша́рфы ! Срубили ель, сорвали щаве́ль . Долго ели то́рты — Не налезли шо́рты ! Звони́т звонарь, Звоня́т в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. Ты нам шторы не вози, Мы повесим жалюзи́
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ИНТОНАЦИЯ
Произнеси фразы «Подойди ко мне» весело ласково гневно «Закрой дверь» «Сядь на место»
ПОЧУВСТВУЙ РАЗНИЦУ Я ПРОСНУЛАСЬ УТРОМ РАНО И СТАЛА СОБИРАТЬСЯ НА РАБОТУ. Сначала платье стала НАДЕВАТЬ или ОДЕВАТЬ , куртку стала …., шапку стала …. А потом сына стала НАДЕВАТЬ или ОДЕВАТЬ На себя вещи НАДЕВАЮТ. ОДЕВАЮТ – кого-нибудь.
«У Володи заболела голова. Мама сказала ему: «Поди (ляг или ляж ) в постель ». Однажды вечером бабушка говорит: «Сегодня, ребята, … на сеновале». ЛЯГ — ЛЯГТЕ лежали
Я (ложу или кладу) книгу на место. Ты (положил или поклал ) книгу на стол? В каких случаях используют слова «класть», «положить»?
« Садитесь, пожалуйста, кушать » « Кушайте на здоровье» Я кушаю «Я ем»
«Я велела дать книжку» «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку» «Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я ее прошу. »
«Мы наметили провести педсовет в октябре месяце».
— зверь , обычный и добрый, всех может победить, выше человека, боится пистолета и гранаты… — злые хищники с длинным хвостиком, маленькими ушками, с когтями на больших лапах… — шуршавые существа, которые ели друг друга, дрались хвостами. У брата стенозавтра на хвосте…
— ползут на нас с потолка, от которых никак не спастись… — у них нет кишков , ничего нет, только скелет… — у них есть усы, шесть лапок, их много разновидностей: колорадские, божьи…
— долго учится в школе, гимназии и даже в садике, занимается все это время зарядкой, чтобы быть сильным… — самый сильный человек на свете. Он сильный и могучий… — занимает первые места, их много: Шумахер…
Рентгеноэлектрокардиографического Превысокомногорассмотрительствующий Никотинамидадениндинуклеотидфосфатгидрин Энторогематогепатогематопульмаэнторального Самые длинные слова
Исправь предложение: Он полный невежа в вопросах искусства. Этот человек был полный невежда в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять.
Илья унес от старика двойственное чувство: он и нравился ему, и в то же время был противен. Они твердо верили в неминуемую победу. . Они твердо верили в победу.
Он облокотился локтем на стол. Чаша его терпения наконец лопнула. Чаша его терпения переполнилась
Фразеологизмы Витать в облаках – Не зги не видно – После дождичка в четверг – Бирюком жить – Волк в овечьей щкуре – Аника – воин – фантазировать очень темно никогда быть угрюмым, ни с кем не общаться злой, прикидывающийся добрым хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
«Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи дошкольников»
1) Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл и грамматическую форму.
Своеобразие его в том, что оно свободное, т. е. не прикреплено к определенному слогу в слове, может падать и на первый и на второй слог, и на третий. Особенностью ударения является его подвижность, способность менять свое место в зависимости от формы слова:
По нять – по нял – поня ла
И третья особенность ударения — изменчивость, с течением времени ударение меняет свое место в слове. Раньше говорили: библи о тека, муз ы ка.
Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. Так современники А.С. Пушкина говорили не «мУзыка», а «музЫка». «Гремит музЫка боевая…», — читаем мы в стихотворении.
Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.
Игра – тренинг «Ударение»
Задание: списать слова, расставить ударение.
Ката лог , кра си вее, жда ла , све кла, си ро ты, це мент, позво ниш ь, оп то вый
Ща вель , осуж дён ный, зво нишь , алфа вит , шар фы, заня та , квар тал , со гнутый
Ката лог , квар тал , бар мен, це по чка, ку хонный, гер бы , со гнутый, жалю зи
Многие слова не проверяются, их просто нужно запомнить.
Никак не удается запомнить правильные ударения? Учим стихотворение!
Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску ша́рфы!
Срубили ель, сорвали щаве́ль.
Долго ели то́рты —
Не налезли шо́рты!
Звони́т звонарь,
Звоня́т в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи́
2)Поговорим об интонационной выразительности.
Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.
Упражнения на интонационную выразительность
(весело, ласково, гневно)
Прочитать с любой интонацией предложенные выше стихотворения
3) Сегодня каждого из нас окружает множество речевых ошибок. Не секрет, что воспитатели и родители часто путают назначение глаголов «надевать и одевать».
Блиц – викторина «Почувствуй разницу»
«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать)».
Что можно надевать на себя?(вещи надевают) А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу).
«У Володи заболела голова. Мама сказала ему: «Поди (ляг или ляж) в постель». Однажды вечером бабушка говорит: «Сегодня, ребята, … на сеновале».
Как правильно говорить: ляг – лягте или ляж – ляжте
Я (ложу или кладу) книгу на место. Ты (положил или поклал) книгу на стол?
В каких случаях используют слова «класть», «положить»?
Верно ли данное высказывание? Обоснуйте свой ответ.
Часто можно слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем».
«Я велела дать книжку»
Верно ли данное высказывание? Обоснуйте свой ответ.
Нередко педагог, давая поручение ребенку, говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить Вере Петровне «велела» невежливо; велеть — значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, т. е. передал не приказ, а просьбу в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я ее прошу. »
«Мы наметили провести педсовет в октябре месяце».
Верно ли данное высказывание? Обоснуйте свой ответ.
Но это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.
4) Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его дальнейшей деятельности.
Педагоги учат детей объяснять значения слов, развивая тем самым словарный запас и связную речь.
Чем старше ребенок, тем с более длинными словами он знакомится.
Существует фобия по произнесению длинных слов. Она может развиться у ребенка в любом возрасте и его длина слова будет зависит от возраста.
Давайте попробуем прочитать самые длинные слова
Задание «Устами младенца»
Прослушав детское объяснение слова, угадайте его. Используйте как можно меньше попыток.
1)Динозавр- «зверь, обычный и добрый, всех может победить, выше человека, боится пистолета и гранаты»
Динозавры «злые хищники с длинным хвостиком, маленькими ушками, с когтями на больших лапах»
Динозавры « шуршавые существа, которые ели друг друга, дрались хвостами. У брата стенозавтра на хвосте…»
2) Жуки – «ползут на нас с потолка, от которых никак не спастись»
Жуки – у них нет кишков, ничего нет, только скелет»
Жуки – «у них есть усы, шесть лапок, их много разновидностей: колорадские, божьи…»
3)Спортсмен – «долго учится в школе, гимназии и даже в садике, занимается все это время зарядкой, чтобы быть сильным»
Спортсмен – «самый сильный человек на свете. Он сильный и могучий»
Спортсмен – занимает первые места, их много: Шумахер…
Чем старше ребенок, тем с более длинными словами он знакомится.
Существует фобия по произнесению длинных слов. Она может развиться у ребенка в любом возрасте и его длина слова будет зависит от возраста.
Упражнение «Исправь предложение»
Он полный невежа в вопросах искусства.
(Невежа – невоспитанный человек, невежда – необразованный человек)
Правильный вариант: Этот человек был полный невежда в вопросах искусства.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять .
(Сам надевает, кого – то одевает)
Правильный вариант: Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять.
Илья унес от старика двойственное чувство: он и нравился ему, и в то же время был противен. (В предложении нет ошибки).
Они твердо верили в неминуемую победу .
(Допущена ошибка, связанная с нарушением лексической сочетаемости слов: неминуемое поражение, но не победа.)
Правильный вариант: Они твердо верили в победу.
Он облокотился локтем на стол .
(Допущена ошибка — тавтология ) Повтор однокоренных или одинаковых слов.
Чаша его терпения наконец лопнула. (Допущена ошибка в употреблении устойчивого словосочетания: смешение двух близких по значению сочетаний «терпение лопнуло» и «чаша терпения переполнилась». Правильный вариант: Чаша его терпения переполнилась).
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Врачиха выписала детям лекарство.
5) Особо следует остановиться на выразительности речи, в частности на фразеологизмах.
Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно.
Фразеологизм — лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица.
Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность.
.Мысль высказывается предельно спрессовано, и одновременно ей придается определенный, оттенок: одобрения, осуждения, пренебрежения и т. д.
Витать в облаках – фантазировать
Не зги не видно – очень далеко
После дождичка в четверг – никогда
Бирюком жить – быть угрюмым, ни с кем не общаться
Волк в овечьей щкуре – злой, прикидывающийся добрым
Аника – воин – хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг состоит из 12 встреч педагога-психолога с педагогами ДОУ продолжительностью 60 мин. Направлен на активизацию стремления участников к познанию себя и самосовершенствованию, личностн.
В тренинге представлены упражнения по раскрытию творческих способностей педагогов и коммуникативные игры по сплочению педагогического коллектива.Данный тренинг комплексный и решает сразу несколько зад.
Тренинг для педагогов .Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.
Программа тренинга для педагогов на тему: «Какими бывают тренинги?»Структура тренинга:1. Притча2. Понятие «тренинг»3. Какими бывают тренинги.
ЦЕЛЬ: Повышение коммуникативной компетентности педагогов.
— Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности.
Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния.
источники:
http://www.zanimatika.ru/uchimsya-vmeste/vyihod-nayden-2.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/12/pravilnaya-rech-trening-dlya-pedagogov
кЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ
(по рекомендациям ФИПИ)
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Р1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. |
Р2 |
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
Р3 |
Неудачное употребление местоимений |
Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; |
Р4 |
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов |
По задумке автора, герой побеждает; |
Р5 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
В таких случаях я взглядываю в словарь. |
Р6 |
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте |
Были приняты эффектные меры; |
Р7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор использует художественные особенности. |
Р8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Молодой юноша; очень прекрасный. |
Р9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Р10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. |
Р11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Р12 |
Употребление лишних слов, лексическая избыточность |
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин. |
логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Л1 |
Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте |
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; |
Л2 |
Нарушение причинно-следственных отношений |
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. |
Л3 |
Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». |
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. |
Л4 |
Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению) |
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать? |
Л5 |
Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) |
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин. |
Л6 |
Сопоставление логически несопоставимых понятий |
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Композиционно-текстовые ошибки |
||
Л7 |
Неудачный зачин |
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… |
Л8 |
Ошибки в основной части |
а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. |
Л9 |
Неудачная концовка |
Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. |
Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания).
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Ф1 |
Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров |
Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; |
Ф2 |
Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты. |
Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!» |
Ф3 |
Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение. |
Великая Отечественная война 1812 года; |
Ф4 |
Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров. |
Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание». |
Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Э1 |
Речевая некорректность. |
Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли. |
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Г1 |
Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) |
Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились. |
Г2 |
Нарушение норм согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
Г3 |
Нарушение норм управления |
Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой. |
Г4 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого |
Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. |
Г5 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. |
Г6 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. |
Г7 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
Г8 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. |
Г9 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
Г10 |
Нарушение границ предложения |
Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. |
Г11 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Г12 |
Пропуск члена предложения (эллипсис) |
На собрании было принято (?) провести субботник. |
Г13 |
Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится |
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. |
Классификация речевых ошибок.
Синтаксические ошибки:
1. В структуре словосочетания
- Нарушение управления. “Я бы хотел уделить свое внимание на духовную деятельность”. (Уделить внимание чему? Обратить внимание на что?).
- Двойное использование зависимого слова. “ Наташа никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает”. (Не оценивает что? Не вдумывается во что?)
- Неправомерное объединение грамматических конструкций. “ XIX век русской литературы ознаменовался исканиями авторов героев нового вида “. (Исканиями кого? – авторов, исканиями кого? – героев).
2. В структуре предложения.
- Ошибки в построении предложения с деепричастием и деепричастным оборотом. “ Видя, как матери ждут домой своих любимых сыновей , которые пропали без вести , сердце кровью обливается”. (Сердце видит?).
- Ошибки в построении предложения с однородными членами. “ Москва – это символ всего русского народа, который пережил больше страданий, чем кто – либо на Земле, и, несмотря на сложную судьбу, сумевший сохранить достоинства, веру и любовь к жизни. ” (Который сумел?)
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. “ В романе Михаила Булгакова показана вся мужественность и храбрость жителей города.”
- Разрыв конструкций. “ Действие повести В. Быкова “Сотников” происходит во время войны, на фронте. Где встречаются два героя, два характера – Сотников и Рыбак”.
- Неудачная замена знаменательного слова местоимением. ” Онегин старается пресечь эту любовь провинциальной девушки, чтобы не позволить ей ( кому? – девушке или любви?) сломать свою ( чью? — ее или его?) жизнь”.
- Пропуск слова. ” После смерти на дуэли Ольга недолго горевала о Владимире”.( Смерти кого?).
- Нарушение порядка слов. “ В “ Белой гвардии” с исторической точки зрения были правдиво изложены все реалии советской жизни в нелегкие годы для нашей страны (… в нелегкие для нашей страны годы).
- Лексические ошибки.
1.Употребление слова в несвойственном ему значении.
2. Нарушение лексической сочетаемости.“ Наш народ выстоял, потому что верил в неминуемую победу”.
3.Стилистические ошибки.
1. Использование слов иной стилевой окраски. ”Представители “ темного царства” взяли под свой контроль город Калинов”.
2. Неоправданный повтор слова.
3. Тавтология. ” Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф. М. Достоевским в романе”.
4. Плеоназм. ” Наташа и Соня взаимно любили друг друга”.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушения норм формального синтаксиса): а) нарушения структурных границ предложения, неоправданная парцелляция]: «Отправился он на охоту. С собаками». «Гляжу. Носятся мои собаки по полю. Гоняют зайца»; б) нарушения в построении однородных рядов: выбор в ряду однородных членов разных форм: «Девушка была румяной (полн. ф.), гладко причесана (крат. ф.)»; в) различное структурное оформление однородных членов, например, как второстепенного члена и как придаточного предложения: «Я хотел рассказать о случае с писателем и почему он так поступил (и о его поступке); д) cмешение прямой и косвенной речи: «Он сказал, что я буду бороться» (имеется в виду один и тот же субъект — «Он сказал, что он будет бороться»); е) нарушение видо-временной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях: «Идет (наст. вр.) и сказал (прош. вр)», «Когда он спал, то видит сон»; ж) oтрыв придаточного от определяющего слова: «Одна из картин висит перед нами, которая называется «Осень».
2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм, регулирующих коммуникативную организацию высказывания:
а) СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей): «Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;
б) ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны высказывания): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию: «Дудаев — лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих гневных сходок — гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5) нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».
С нашей точки зрения, высказывания, содержащие такие нарушения, свидетельствуют, что «сбой» происходит не во внутренней речи, не по причине незнания пишущим логических законов, а при перекодировании, при переводе мыслительных образов в словесную форму из-за неумения точно «расписать» логические роли в высказывании (оформить группы объекта, субъекта, соотнести их друг с другом, с предикатом и т.п.). Раз так, то логические нарушения — свойства речи, ставить их в один ряд с фактическими и выносить за пределы речевых ошибок неправомерно.
в) КОНСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (нарушения правил построения высказываний): 1) отсутствие связи или плохая связь между частями высказывания: «Живут они в деревне, когда я приезжал к нему, то видел его красивые голубые глаза»; 2) употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к которому он относится: «Жизнь должна быть показана такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее»; 3) разрыв причастного оборота: «Между записанными темами на доске разница невелика».
г) ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (или семантико-коммуникативные). Этот тип нарушений сближается с предыдущим, но отличается тем, что ухудшение коммуникативных свойств речи здесь происходит не по причине неудачного, неправильного структурирования высказывания, а по причине отсутствия части информации в нем или ее избытка: 1) неясность первичной интенции высказывания: «Мы неразрывно связаны со страной, у нас с ней главный удар, это удар на мир»; 2) незаконченность всего высказывания: «Я сама люблю растения, а поэтому меня радует, что летом наше село становится таким неузнаваемым» (требуется дальнейшее пояснение, в чем проявляется данный признак села). » Биография его коротка, но за ней очень много»; 3) пропуск необходимых слов и части высказывания: «У Безухова много событий, которые играют отрицательную роль» (пропущен локальный уточнитель «в жизни» и локальный уточнитель второй части высказывания, например, «в его судьбе»); 4) смысловая избыточность (плеоназмы, тавтология, повторы слов и дублирование информации): «Он со всеми своими душевными силами начал работать над этой темой». «Когда он грустит, лицо сморщенное, в лице грусть»;
д) СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств). Данные нарушения могут состоять в неоправданном употреблении слова, но проявляются они только на уровне предложения: 1) употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо»; 2) употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа»; 3) неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла»; 4) неудачные метафоры, метонимии, сравнения: «Это — вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика».
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ТЕКСТА
Все они носят коммуникативный характер.
1. ЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение»; б) oтсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой, т.к. она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин»; в) нарушение причинно-следственных отношений: «С приездом Чацкого в доме ничего не изменилось. Не было той радушной встречи. А к его приезду отнеслись никак. На протяжении пьесы дня Чацкий много выясняет, и к вечеру пьеса близится к концу, т.е. отъезд Чацкого»; г) oперации с субъектом или объектом: «Всех своих героев автор одарил замечательными качествами. Манилов (доброжелательность), Коробочка (домовитость), Плюшкин (бережливость). Но все эти качества доминируют над ними, заполняют всю их сущность и поэтому мы смеемся над ними»; д) нарушения родо-видовых отношений: «Нестабильность в стране усугубляется попытками оппозиции наступления на власть. Тут и попытки устроить очередной шумный скандал в Госдуме, связанный с постановлением о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья, и ожидание «судьбоносных» грядущих форумов, и возмущение решениями правительства».
2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушения видо-временной соотнесенности глагольных форм в разных предложениях текста: «Чацкий в готовой программе заявляет все свои требования. Довольно часто он позорил кумовство и угодничество, никогда не смешивает дело с весельем и дурачеством»; б) нарушение согласования в роде и числе субъекта и предиката в разных предложениях текста: «Я считаю, что Родина — это когда каждый уголок напоминает о прошедших днях, которые уже нельзя вернуть. Которое ушло навсегда и остается только помнить о них».
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ: а) информационно-семантическая и конструктивная недостаточность (пропуск части высказывания в тексте): «Oни были величайшими гуманистами. И на этом, по их мнению, нужно строить будущее общество»; б) информационно-семантическая и конструктивная избыточность (нагромождение конструкций и избыток смысла): «В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний портрет. Она очень страдает, что он не может ей ответить тем же. Но тем не менее она не меняется. Все остается такая же спокойная, добрая, душевная»; в) несоответствие семантики высказываний их конструктивной заданности: «По мне должно быть так: когда ты со своими ведешь речь — одна позиция. А когда вступаешь в контакты с представителями других политических взглядов, то тут все должно быть так же, но только с еще большим вниманием к просьбам и предложениям» (конструктивно задано противопоставление, но высказывания эту конструктивную направленность не отражают); г) неудачное использование местоимений как средства связи в тексте: «Лишь изредка их доставляли со стороны. Остальное выращивалось в усадьбе. Генералиссимус признавал отдых лишь в парковой зоне усадьбы, где был посажен сад с птицами в клетках и выкопан пруд с карпами. Ежедневно во второй половине дня он посвящал несколько минут кормлению птиц и рыб. Там он работал с секретарем. Он готовил всю информацию» (неясно: кто он? Сад, генералиссимус, секретарь?); д) повторы, тавтология, плеоназмы: «Есенин любил природу. Природе он уделял много времени. Много стихов он написал о природе».
Аналогичным образом можно рассматривать и стилевые нарушения на уровне текста. Следует заметить, что к ним мы относим также бедность и однообразие синтаксических конструкций, т.к. тексты типа: «Мальчик был одет просто. Он был одет в подбитую цигейкой куртку. На ногах у него были одеты проеденные молью носки» — свидетельствуют не о синтаксических сбоях, а о неумении пишущего разнообразно изложить свои мысли, придав им стилевое богатство. Речевые нарушения на уровне текста более сложны, чем на уровне высказывания, хотя «изоморфны» последним. Приведенные выше примеры убедительно демонстрируют, что текстовые нарушения, как правило, носят синкретичный характер, т.е. здесь нарушаются логические, лексические, конструктивные стороны организации данной речевой единицы. Это закономерно, т.к. текст (или микротекст) строить труднее. Необходимо удерживать в памяти предыдущие высказывания, общую идею и семантику всего текста, конструируя его продолжение и завершение.
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов. 1) увеличить кругозор 2) верить в неминуемую победу 3) применять усилия 4) …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » Русский язык » Исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов. 1) увеличить кругозор 2) верить в неминуемую победу 3) применять усилия 4) накренить голову 5) изъявить непокорность
кЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ
(по рекомендациям ФИПИ)
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Р1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. |
Р2 |
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
Р3 |
Неудачное употребление местоимений |
Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; |
Р4 |
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов |
По задумке автора, герой побеждает; |
Р5 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
В таких случаях я взглядываю в словарь. |
Р6 |
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте |
Были приняты эффектные меры; |
Р7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор использует художественные особенности. |
Р8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Молодой юноша; очень прекрасный. |
Р9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Р10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. |
Р11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Р12 |
Употребление лишних слов, лексическая избыточность |
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин. |
логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Л1 |
Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте |
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; |
Л2 |
Нарушение причинно-следственных отношений |
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. |
Л3 |
Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». |
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. |
Л4 |
Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению) |
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать? |
Л5 |
Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) |
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин. |
Л6 |
Сопоставление логически несопоставимых понятий |
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Композиционно-текстовые ошибки |
||
Л7 |
Неудачный зачин |
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… |
Л8 |
Ошибки в основной части |
а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. |
Л9 |
Неудачная концовка |
Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. |
Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания).
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Ф1 |
Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров |
Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; |
Ф2 |
Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты. |
Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!» |
Ф3 |
Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение. |
Великая Отечественная война 1812 года; |
Ф4 |
Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров. |
Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание». |
Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Э1 |
Речевая некорректность. |
Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли. |
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Г1 |
Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) |
Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились. |
Г2 |
Нарушение норм согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
Г3 |
Нарушение норм управления |
Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой. |
Г4 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого |
Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. |
Г5 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. |
Г6 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. |
Г7 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
Г8 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. |
Г9 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
Г10 |
Нарушение границ предложения |
Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. |
Г11 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Г12 |
Пропуск члена предложения (эллипсис) |
На собрании было принято (?) провести субботник. |
Г13 |
Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится |
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. |
Классификация речевых ошибок.
Синтаксические ошибки:
1. В структуре словосочетания
- Нарушение управления. “Я бы хотел уделить свое внимание на духовную деятельность”. (Уделить внимание чему? Обратить внимание на что?).
- Двойное использование зависимого слова. “ Наташа никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает”. (Не оценивает что? Не вдумывается во что?)
- Неправомерное объединение грамматических конструкций. “ XIX век русской литературы ознаменовался исканиями авторов героев нового вида “. (Исканиями кого? – авторов, исканиями кого? – героев).
2. В структуре предложения.
- Ошибки в построении предложения с деепричастием и деепричастным оборотом. “ Видя, как матери ждут домой своих любимых сыновей , которые пропали без вести , сердце кровью обливается”. (Сердце видит?).
- Ошибки в построении предложения с однородными членами. “ Москва – это символ всего русского народа, который пережил больше страданий, чем кто – либо на Земле, и, несмотря на сложную судьбу, сумевший сохранить достоинства, веру и любовь к жизни. ” (Который сумел?)
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. “ В романе Михаила Булгакова показана вся мужественность и храбрость жителей города.”
- Разрыв конструкций. “ Действие повести В. Быкова “Сотников” происходит во время войны, на фронте. Где встречаются два героя, два характера – Сотников и Рыбак”.
- Неудачная замена знаменательного слова местоимением. ” Онегин старается пресечь эту любовь провинциальной девушки, чтобы не позволить ей ( кому? – девушке или любви?) сломать свою ( чью? — ее или его?) жизнь”.
- Пропуск слова. ” После смерти на дуэли Ольга недолго горевала о Владимире”.( Смерти кого?).
- Нарушение порядка слов. “ В “ Белой гвардии” с исторической точки зрения были правдиво изложены все реалии советской жизни в нелегкие годы для нашей страны (… в нелегкие для нашей страны годы).
- Лексические ошибки.
1.Употребление слова в несвойственном ему значении.
2. Нарушение лексической сочетаемости.“ Наш народ выстоял, потому что верил в неминуемую победу”.
3.Стилистические ошибки.
1. Использование слов иной стилевой окраски. ”Представители “ темного царства” взяли под свой контроль город Калинов”.
2. Неоправданный повтор слова.
3. Тавтология. ” Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф. М. Достоевским в романе”.
4. Плеоназм. ” Наташа и Соня взаимно любили друг друга”.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушения норм формального синтаксиса): а) нарушения структурных границ предложения, неоправданная парцелляция]: «Отправился он на охоту. С собаками». «Гляжу. Носятся мои собаки по полю. Гоняют зайца»; б) нарушения в построении однородных рядов: выбор в ряду однородных членов разных форм: «Девушка была румяной (полн. ф.), гладко причесана (крат. ф.)»; в) различное структурное оформление однородных членов, например, как второстепенного члена и как придаточного предложения: «Я хотел рассказать о случае с писателем и почему он так поступил (и о его поступке); д) cмешение прямой и косвенной речи: «Он сказал, что я буду бороться» (имеется в виду один и тот же субъект — «Он сказал, что он будет бороться»); е) нарушение видо-временной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях: «Идет (наст. вр.) и сказал (прош. вр)», «Когда он спал, то видит сон»; ж) oтрыв придаточного от определяющего слова: «Одна из картин висит перед нами, которая называется «Осень».
2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм, регулирующих коммуникативную организацию высказывания:
а) СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей): «Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;
б) ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны высказывания): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию: «Дудаев — лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих гневных сходок — гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5) нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».
С нашей точки зрения, высказывания, содержащие такие нарушения, свидетельствуют, что «сбой» происходит не во внутренней речи, не по причине незнания пишущим логических законов, а при перекодировании, при переводе мыслительных образов в словесную форму из-за неумения точно «расписать» логические роли в высказывании (оформить группы объекта, субъекта, соотнести их друг с другом, с предикатом и т.п.). Раз так, то логические нарушения — свойства речи, ставить их в один ряд с фактическими и выносить за пределы речевых ошибок неправомерно.
в) КОНСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (нарушения правил построения высказываний): 1) отсутствие связи или плохая связь между частями высказывания: «Живут они в деревне, когда я приезжал к нему, то видел его красивые голубые глаза»; 2) употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к которому он относится: «Жизнь должна быть показана такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее»; 3) разрыв причастного оборота: «Между записанными темами на доске разница невелика».
г) ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (или семантико-коммуникативные). Этот тип нарушений сближается с предыдущим, но отличается тем, что ухудшение коммуникативных свойств речи здесь происходит не по причине неудачного, неправильного структурирования высказывания, а по причине отсутствия части информации в нем или ее избытка: 1) неясность первичной интенции высказывания: «Мы неразрывно связаны со страной, у нас с ней главный удар, это удар на мир»; 2) незаконченность всего высказывания: «Я сама люблю растения, а поэтому меня радует, что летом наше село становится таким неузнаваемым» (требуется дальнейшее пояснение, в чем проявляется данный признак села). » Биография его коротка, но за ней очень много»; 3) пропуск необходимых слов и части высказывания: «У Безухова много событий, которые играют отрицательную роль» (пропущен локальный уточнитель «в жизни» и локальный уточнитель второй части высказывания, например, «в его судьбе»); 4) смысловая избыточность (плеоназмы, тавтология, повторы слов и дублирование информации): «Он со всеми своими душевными силами начал работать над этой темой». «Когда он грустит, лицо сморщенное, в лице грусть»;
д) СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств). Данные нарушения могут состоять в неоправданном употреблении слова, но проявляются они только на уровне предложения: 1) употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо»; 2) употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа»; 3) неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла»; 4) неудачные метафоры, метонимии, сравнения: «Это — вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика».
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ТЕКСТА
Все они носят коммуникативный характер.
1. ЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение»; б) oтсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой, т.к. она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин»; в) нарушение причинно-следственных отношений: «С приездом Чацкого в доме ничего не изменилось. Не было той радушной встречи. А к его приезду отнеслись никак. На протяжении пьесы дня Чацкий много выясняет, и к вечеру пьеса близится к концу, т.е. отъезд Чацкого»; г) oперации с субъектом или объектом: «Всех своих героев автор одарил замечательными качествами. Манилов (доброжелательность), Коробочка (домовитость), Плюшкин (бережливость). Но все эти качества доминируют над ними, заполняют всю их сущность и поэтому мы смеемся над ними»; д) нарушения родо-видовых отношений: «Нестабильность в стране усугубляется попытками оппозиции наступления на власть. Тут и попытки устроить очередной шумный скандал в Госдуме, связанный с постановлением о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья, и ожидание «судьбоносных» грядущих форумов, и возмущение решениями правительства».
2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушения видо-временной соотнесенности глагольных форм в разных предложениях текста: «Чацкий в готовой программе заявляет все свои требования. Довольно часто он позорил кумовство и угодничество, никогда не смешивает дело с весельем и дурачеством»; б) нарушение согласования в роде и числе субъекта и предиката в разных предложениях текста: «Я считаю, что Родина — это когда каждый уголок напоминает о прошедших днях, которые уже нельзя вернуть. Которое ушло навсегда и остается только помнить о них».
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ: а) информационно-семантическая и конструктивная недостаточность (пропуск части высказывания в тексте): «Oни были величайшими гуманистами. И на этом, по их мнению, нужно строить будущее общество»; б) информационно-семантическая и конструктивная избыточность (нагромождение конструкций и избыток смысла): «В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний портрет. Она очень страдает, что он не может ей ответить тем же. Но тем не менее она не меняется. Все остается такая же спокойная, добрая, душевная»; в) несоответствие семантики высказываний их конструктивной заданности: «По мне должно быть так: когда ты со своими ведешь речь — одна позиция. А когда вступаешь в контакты с представителями других политических взглядов, то тут все должно быть так же, но только с еще большим вниманием к просьбам и предложениям» (конструктивно задано противопоставление, но высказывания эту конструктивную направленность не отражают); г) неудачное использование местоимений как средства связи в тексте: «Лишь изредка их доставляли со стороны. Остальное выращивалось в усадьбе. Генералиссимус признавал отдых лишь в парковой зоне усадьбы, где был посажен сад с птицами в клетках и выкопан пруд с карпами. Ежедневно во второй половине дня он посвящал несколько минут кормлению птиц и рыб. Там он работал с секретарем. Он готовил всю информацию» (неясно: кто он? Сад, генералиссимус, секретарь?); д) повторы, тавтология, плеоназмы: «Есенин любил природу. Природе он уделял много времени. Много стихов он написал о природе».
Аналогичным образом можно рассматривать и стилевые нарушения на уровне текста. Следует заметить, что к ним мы относим также бедность и однообразие синтаксических конструкций, т.к. тексты типа: «Мальчик был одет просто. Он был одет в подбитую цигейкой куртку. На ногах у него были одеты проеденные молью носки» — свидетельствуют не о синтаксических сбоях, а о неумении пишущего разнообразно изложить свои мысли, придав им стилевое богатство. Речевые нарушения на уровне текста более сложны, чем на уровне высказывания, хотя «изоморфны» последним. Приведенные выше примеры убедительно демонстрируют, что текстовые нарушения, как правило, носят синкретичный характер, т.е. здесь нарушаются логические, лексические, конструктивные стороны организации данной речевой единицы. Это закономерно, т.к. текст (или микротекст) строить труднее. Необходимо удерживать в памяти предыдущие высказывания, общую идею и семантику всего текста, конструируя его продолжение и завершение.
«Сатин первый раскусывает Луку»; «Манилов умеет только трепать языком». (Ошибочно употреблены просторечные слова.)
«Иудушка отличается от своих братьев подхалимством и дурманными методами». (Автор занимается неоправданным словотворчеством.)
«Партизан спрятался в закуте»;«При этом известии у них сполох произошёл». (Неоправданное употребление диалектных слов.)
«Роман „Что делать?“ сыграл большое значение в литературе и обществе». (Искажение устойчивых оборотов.)
Таков далеко не полный перечень характерных лексических ошибок. Не лучше обстоит дело с использованием форм частей речи, с построением предложений.
В последующих разделах книги мы обратим внимание на точность словоупотребления, на вопросы грамматической стилистики, на использование изобразительно-выразительных средств языка, оживляющих речь, создающих её выразительность, на нормы произношения и ударения.
Нам предстоит проделать небольшое путешествие в разные области языка — его лексику, грамматику, стилистику, орфоэпию.
Итак, в добрый путь!
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
Начнем наше путешествие с лексики, т.е. области, в которой сосредоточено основное богатство языка — его словарный состав. Если язык в целом является первоэлементом литературы, то первоэлементом языка является слово.
Слово — одежда мыслей (смысловой и стилистический отбор лексических средств)
«Слово — одежда всех фактов, всех мыслей», — этими словами М. Горький подчёркивал неразрывную связь между содержанием и формой высказывания: эту одежду необходимо подбирать «по мерке» и «со вкусом». В первую очередь важно учитывать присущее каждому слову значение.
Возьмём такой пример: «Образ Базарова был подмечен Тургеневым верно». Но подметить — это «наблюдая, заметить, обнаружить», — значит, И.С. Тургенев был не создателем образа Базарова, а только наблюдателем со стороны.
Другой пример: «В романе „Евгений Онегин“ представителем лучшей части дворянской интеллигенции является образ Евгения Онегина». Здесь слово образ излишне: представителем дворянской интеллигенции в романе был сам Евгений Онегин, а не его образ. И ещё пример: «Образ Печорина крайне противоречив в романе». Получается, что М.Ю. Лермонтов был слабым писателем, не сумевшим создать цельный, законченный образ. На самом деле, противоречив не образ Печорина, а характер Печорина.
Кстати, термин образ, часто встречающийся в школьных работах, многими понимается нечётко. Например: «Героем романа М. Горького „Мать“ является образ Павла Власова». Но ведь герой («главное действующее лицо») этого произведения — сам Павел Власов, а не его образ («художественное изображение человека в литературе»).
Говоря о литературоведческих (и лингвистических) терминах, встречающихся в ученических работах, нельзя не упомянуть и о таких, как «язык» и «стиль». В сочинениях пишут: «В стиле романа „Отцы и дети“ простые предложения чередуются со сложными, используются разные эпитеты, имеется много метафор, сравнений и т.д.» (вместо В языке романа…);«Для языка ранних произведений М. Горького характерна романтическая приподнятость» (вместо Для стиля…).
Если язык — совокупность лексико-фразеологических и грамматических средств, используемых его носителями для целей общения, воздействия, то стиль — приёмы, способы, манера их использования. Неразличение этих понятий и приводит к ошибкам.
Строя высказывание, важно учитывать не только значение отдельно взятого слова, но и его связь с другими словами, так называемую лексическую сочетаемость, т.е. способность одного слова образовать по смыслу сочетание с другим словом. Возьмём для примера такое предложение: «Наш народ сумел завоевать техническую революцию и начать покорять космос». Ученик, написавший эту фразу, не учёл, что революцию не завоёвывают, а совершают. С этой точки зрения попробуйте сами оценить «достоинства» таких предложений:
«Однажды Павел предупредил мать, что к нему придут запрещённые люди» (сочетается ли слово запрещённый с названиями одушевлённых предметов?);
«В конце романа Павел Власов — это уже закоренелый революционер» (подходит ли прилагательное закоренелый со своими значениями «застарелый, неисправимый» как определение к слову революционер?);
«Молодогвардейцы верили в неминуемую победу советского народа в Великой Отечественной войне» (сравните: неминуемая беда, неминуемая гибель и укажите, каким подходящим словом можно заменить в сочетании «неминуемая победа» прилагательное неминуемый);
«Добролюбов под Катериной видел луч света, а под Кабанихой — тёмное царство» (удачно ли использован глагол видеть?);
«Ученик подробно рассказал автобиографию писателя А.А. Фадеева» (следует биографию, так как автобиография — «описание своей жизни»).
В речи нередко нарушается логическая связь слов в предложении, т.е. сопоставление понятий. Рассмотрим такое предложение: «Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашёл своё отражение в её языке, самом ярком среди действующих лиц „Грозы“» («действующим лицом» оказался… язык).
А теперь сами найдите ошибки в сопоставлении понятий и исправьте предложения:
1) «Самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары».
2) «Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет».
Попытки расширить лексические связи, не считаясь с логикой высказывания, приводят иногда к курьёзам. Встречаются и такие тексты: «Юноши и девушки животноводческого хозяйства решили полностью взять в свои руки откорм свиней и уже в этом году добиться, чтобы две трети молока, производимого в хозяйстве, были молодёжными».
Ступень ноги (паронимы)
Приведя фразу «Верней клади ступень ноги» в качестве примера неправильного употребления слов, смешения смысла, М. Горький иронически указывал, что автор «не замечает некоторого несходства между ступнёй ноги и ступенью лестницы». Случаи подобного смешения близких по звучанию, но далёких по значению или расходящихся в своих значениях слов (такие слова называют паронимами) встречаются в речи довольно часто.
Так, в школьном сочинении читаем: «Помещики жестоко обращались со своими придворными».Очевидно, автор этой фразы не различает слов придворный — «тот, кто входил в число лиц, приближённых к царю» и дворовый — «крепостной крестьянин, взятый на барский двор для обслуживания помещика».
В предложении «Судьба крепостников всецело зависела от власти помещиков» смешаны слова крепостник — «помещик» и крепостной — «крестьянин, принадлежавший помещику на основе крепостного права». А автор предложения «Он полный невежа в вопросах искусства» не различает слов невежда — «малосведущий, малообразованный человек» и невежа — «грубый, невоспитанный человек».
Классическим стал пример постоянного смешения глаголов одевать и надевать. Причём глаголы одеть — одевать значительно «активнее» своих собратьев надеть — надевать. Предложения типа «Он одел пальто и вышел на улицу» никак не уходят из нашей речи. Дело в том, что глаголы одеть — одевать обозначают действие, обращенное на другой предмет (в грамматическом значении этого слова, т.е. может быть и человек, и животное, и неодушевлённый предмет): одевать ребёнка, одевать коня попоной, одевать куклу. Если же действие обращено на его производителя, то употребляются глаголы надеть — надевать: надеть пальто, надеть шляпу, надевать туфли, надеть очки, надевать коньки. Однако в сочетании с предлогом на глаголы надеть — надевать обозначают действие, производимое по отношению к другому лицу или предмету: надеть шубу на ребенка, надевать чехол на кресло.
окт18
Автор Татьяна Попова.
Продолжение. Задания становятся сложнее. Ориентированы они, в основном, на старшеклассников. Здесь
родителям потребуется больше терпения и изобретательности. Удачи!
1. Отметьте слова с ударением на втором слоге:
про-цент, ди-а-лог, эк-сперт, на-ме-ре-ни-е , све-кла.
2. Отметьте предложения, в которых допущены лексические ошибки.
Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. (Допущена ошибка в
словоупотреблении: «невежа» — невоспитанный человек, «невежда» —
необразованный человек. Правильный вариант: Этот человек был полный
невежда в вопросах искусства).
Илья унес от старика двойственное чувство: он и нравился ему, и в то же
время был противен. (В предложении нет ошибки).
Они твердо верили в неминуемую победу. (Допущена ошибка, связанная с
нарушением лексической сочетаемости слов: неминуемое поражение, но не
победа. Правильный вариант: Они твердо верили в победу).
Он облокотился локтем на стол. (Допущена ошибка — тавтология (повтор
однокоренных или одинаковых слов)).
Чаша его терпения наконец лопнула. (Допущена ошибка в употреблении
устойчивого словосочетания: смешение двух близких по значению сочетаний
«терпение лопнуло» и «чаша терпения переполнилась». Правильный вариант:
Чаша его терпения переполнилась).
3. Отметьте предложения, в которых вместо точек следует поставить
запятую.
Война несущая разорение… да страдание да смерть не нужна людям.
Поговорили о том… о сем.
Он стал певцом громадной… нищей страны.
Солнце показывается из-за облаков… и заливает лес поле и путников
греющим светом.
Характер у него… хотя и не замкнутый но тяжеловатый.
4. Отметьте предложения, в которых следует поставить тире.
Потребность человека трудиться есть извечное природное и счастливое
свойство человека.
Биться в одиночку жизни не перевернуть.
Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты.
И леса твои и поля твои всё забрал бы с собой.
Я принадлежу к людям необщительным она к общительным.
5. Отметьте предложения, в которых следует выделить запятой (или
запятыми) обособленные определения.
Из животных хорошо нам знакомых великолепный слух у собак и волков.
Погруженные в свои мысли они за весь путь не обмолвились ни словом.
Герои рассказов Бунина находятся в обстоятельствах исключительных
необычных.
Пораженная внезапностью печального открытия девочка горько плакала.
Написанная в 1902 году пьеса «На дне» изображала жизнь «бывших людей».
6. Отметьте предложения, в которых вместо точек следует поставить
запятую.
Дымову хотелось пить и есть но… чтобы не портить себе аппетита он
отказался от чая.
Он ответил что доктора не найти… и ждал не скажет ли она еще
что-нибудь.
Старик предупредил что… если погода не улучшится об охоте нечего
думать.
Когда наступала зима… и сад и дом заваливало снегом по ночам
раздавался волчий вой.
В походе нужно быть осторожным… и когда идешь и когда отдыхаешь.
7. Отметьте предложения, в которых перед союзом как следует поставить
запятую.
Поразительно как переменилась жизнь.
Вывоз капитала может осуществляться как в предпринимательской форме так
и в виде ссудного капитала.
Критики характеризуют поэзию Цветаевой как поэзию гордого духа.
Во всё время обеда Полина сидела как на иголках.
Ему как жителю далекой тайги в большом городе было шумно и неуютно.
8. Отметьте предложения, в которых перед союзом и следует поставить
запятую.
Вы как будто вылезли из саней и от вас пахнет степью.
Он велел подать свою карету и несмотря на просьбы Кирилла Петровича
уехал тотчас после чаю.
Он охотно рассказывал им то что случилось в тех местах откуда он прибыл
и что он видел по дороге.
Толя стоял на балконе уцепившись за жидкие железные перила и
прищурившись смотрел вдаль.
Однако когда они въехали в лес солнце скрылось и ветви зашумели под
порывами ветра.
До скорого свидания с Русским языком.
Тэги: В поддержку русского языка
У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.