Памятка
эксперту «Классификация ошибок»
К
7. Орфографические ошибки
Орфографические ошибки-
неправильное написание слова, допущенное на письме, обычно в слабой
фонетической позиции.
Однотипные и неоднотипные орфографические
ошибки:
·
Однотипные- ошибки
на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при
подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая
последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются
однотипными ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.
·
Повторяющиеся-
ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти
ошибки также считаются за одну.
Грубые и негрубые орфографические ошибки:
К негрубым орфографическим ошибкам
относятся:
·
исключения из правил;
·
строчная и прописная буквы в собственных
наименованиях;
·
не регулируемые правилами слитные и
раздельные написания наречий;
·
слитное и раздельное написание НЕ с
прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;
·
различение НЕ и Ни в оборотах никто
иной не…, ничто иное не…, не кто иной, как…, не что иное, как…, а также во
фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто
не мог дать ему ответ;
·
написание собственных имен нерусского
происхождения;
·
написание И и Ы после приставок.
Другие виды ошибок:
·
Графические ошибки ( пи проверке не
учитываются)- разновидность ошибок, связанных с
графикой ( различные приемы сокращения слов, использование пробелов между
словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).
·
Описки-ошибки,
вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются,
но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. К опискам
относятся:
ü пропуски
букв;
ü перестановка
букв;
ü замена
одних букв другими;
ü добавление
лишних букв.
К
8. Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки-ошибки,
связанные с нарушением пунктуационных правил. 2 негрубые пунктуационные
ошибки считаются за 1.
К негрубым пунктуационным ошибкам
относятся :
ü употребление
одного знака препинания вместо другого;
ü пропуск
одного из двойных знаков препинания;
ü нарушение
последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся
знаков;
ü не
относится к ошибкам авторская пунктуация.
Понятие об однотипных ошибках НЕ
распространяется на пунктуационные ошибки.
К
9. Классификация грамматических ошибок
·
ошибки в образовании слов,
связанных с нарушением словообразовательных форм;
·
ошибки в образовании форм различных частей
речи, связанные с нарушением морфологических
норм;
·
ошибки в построении словосочетаний, связанные
с нарушением синтаксических норм;
·
ошибки в построении простого предложения, связанные
с нарушением синтаксических норм;
·
ошибки в построении сложного предложения, связанные
с нарушением синтаксических норм.
I. |
|
1. |
Неправильное |
2. |
Неправильное |
3. |
Ошибки |
4. |
Неправильное |
5. |
Неправильная |
6. |
Неправильная |
7. |
Нарушение ( вм. |
8. |
Неправильное много |
9. |
Ошибки в Я |
10. |
Склонение |
11. |
Неверное Вывод |
12. |
Ошибки ( вм. |
13. |
Неправильное |
14. |
Ошибки в |
15 |
Ошибки в |
16. |
Неверное |
17. |
Неправильное Изделия, |
18. |
Ошибки |
19. |
Ошибки |
II. |
|
1. |
Неправильное |
2. |
Неправильное |
3. |
Согласование |
III. |
|
1. |
Употребление |
IV. |
|
1. |
Личное |
2. |
Расположение |
V. |
|
1. |
Рассогласование |
2. |
Объединение |
3. |
Парное |
4. |
Не Проявление |
5. |
Объединение |
VI. |
|
1. |
Употребление Тигр |
2. |
Употребление |
VII. |
|
1. |
Одновременное |
2. |
Пропуск |
3. |
Тавтологическое |
v При
вынесении грамматической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника
подробную запись, например: Г VII
. 3
К
9. Классификация речевых ошибок
1. |
2. · · · |
3. |
4. |
5. |
6. по |
7. |
8. |
9. |
10. Следует сказать |
11. А. Блок-мастер звукозаписи. |
v При
вынесении речевой ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника
подробную запись, например: Р2
Классификация
фактических ошибок
Ф1. |
Ф2. «Век |
Ф3. Великая |
Ф4 |
v При
вынесении фактической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы
выпускника подробную запись, например: Ф2
Этические
ошибки:
Речевая Проявление грубое, |
Мне Этот Это |
Логические
ошибки
Л1. Сопоставление |
На уроке |
Л2.Нарушение |
В |
Л3. Пропуск |
Людской |
Л4. Перестановка |
Пора |
Л5. Неоправданная |
Автор |
Л6.Сопоставление |
Синтаксис энциклопедических статей |
Композиционно-текстовые ошибки |
|
Л7.Неудачный |
В |
Л8. Ошибка в · · · |
|
Л9. Неудачная |
v При
вынесении логической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы
выпускника подробную запись, например: Л2
Обновлено: 04.06.2023
Для современного общества характерен низкий уровень общей речевой культуры. Это связано с развитием культуры клипового мышления, а также снижением общего уровня грамотности.
Подобные культурные явления приводят к бедности словаря и неумению выразить свою собственную мысль.
Низкий уровень речевой культуры проявляется в таких ошибках, как:
- частое употребление сокращений;
- орфоэпические ошибки или ошибки в ударениях;
- чрезмерное употребление заимствований;
- жаргонизмы;
- канцеляризмы;
- многословие;
- использование слов-паразитов и др.
Закономерность ошибок в употреблении слов в разных формах изучается исследователями морфологических норм.
Морфологические нормы — правила, согласно которым происходит образование грамматических норм слов разных частей речи.
Морфологические нормы необходимо соблюдать при склонении и образовании различных форм слов. В правилах заложены основы верного написания и произношения, которые необходимо соблюдать, чтобы не загрязнять русский язык.
Нарушение данных правил приводит к распространенным ошибкам речи, по которым можно сделать вывод о не самом высоком уровне знаний. Чтобы избежать ошибочного суждения о низкой образованности, человек должен соблюдать правила изменения слов по нормам морфологии и изучать различные формы использования частей русского языка.
Виды морфологических норм, стилистические особенности
Виды морфологических норм различаются по частям речи, на которые распространяются их правила:
- употребление форм имени существительного;
- употребление форм имени прилагательного;
- употребление местоимений;
- употребление форм глаголов;
- употребление имен числительных.
Каждая из категорий имеет свой набор правил, регулирующих написание и произношение. Лишь некоторые из них могут распространяться на несколько видов или на все сразу.
Стилистические особенности морфологических норм зависят от уровня общения или написания, которое имеет место быть в конкретном случае. В целом, правила морфологических норм распространяются как на письменную, так и на устную речь, но отличия могут присутствовать в разговорных, литературных или письменных формах.
Функции морфологических норм, причины трудностей
Морфологические законы выполняют функцию установления единых форм написания слов в разных вариантах склонения. Некоторые слова имеют несколько форм словообразования, которые тоже подчиняются общим правилам.
Также морфологические нормы нужны для:
- повышения грамотности речи и формирования единого морфологического мышления;
- сохранение чистоты русского языка;
- недопущение загрязнения языка и его опустошения.
Ошибки в морфологических нормах являются одними из самых распространенных ошибок, которые допускают носители русского языка. Причинами трудностей являются:
- наличие диалектов в регионах страны, которые имеют свои формы употребления слов, отличные от общепринятых норм;
- смешение старого и нового стилей и склонений слов;
- противоречие между содержанием и формой передаваемой информации.
Самыми частыми ошибками являются неправильное употребление существительных в падежах множественного рода, склонение числительных в разных формах, недочеты в употреблении форм прилагательных.
Морфологические нормы современного русского языка (глагол)
Самостоятельная часть речи, именуемая глаголом, обозначает действие, которое совершает предмет. Глагол может изменяться по числу, роду и лицу — то есть спрягаться. Также он может выражаться в разных формах вида, наклонения, времени и залога
Основными ошибками в морфологии глаголов являются:
- Выделение формы 1 лица единственного числа у слов, не имеющих ее, пример: победить, затмить, дерзить, убедить и др.
- Использование суффикса –сь в словах, не имеющих возвратную форму, например, извините (без –сь), встретились, хотелось (с суффиксом –сь).
- Образование форм повелительного наклонения с ошибками, например, лежать, но ляг (а не ляж), помахать, но помаши (а не помахи) и др.
- Образование форм прошедшего времени с ошибками, например, намок (а не намокнул), ослаб (а не ослабнул) и др.
Морфологические нормы современного русского языка (имя существительное)
Существительные наравне с глаголами составляют основную массу слов в любом языке. Они относятся к той категории языка, которая в предложениях может выступать в качестве подлежащего, дополнения и именной части сказуемого.
Существительные могут склоняться по роду, числу и падежу, могут быть именами нарицательными и собственными, выражать одушевленные и неодушевленные имена.
Основными морфологическими ошибками имен существительных являются:
Морфологические нормы имен прилагательных
Имена прилагательные также являются самостоятельными частями речи. Они описывают признак предмета или действия, чаще всего играют роль определения, но могут быть и сказуемым.
В русском языке прилагательные изменяются по падежам, числам, родам, а также могут иметь краткую и полную формы.
Морфологические нормы прилагательных имеют следующие правила:
- Следует разделять простую и сложную формы сравнительной степени прилагательного, например, более хорошее вместо более лучше.
- Следует разделять в написании простую и сложную формы превосходной степени прилагательных, например, самый сильный или сильнейший, но не самый сильнейший.
Морфологические нормы причастий
Причастием является отглагольное имя прилагательное, которое имеет свойства как глагола, так и прилагательного. Имеет возможность склоняться по роду, числу и падежу, а также иметь краткую форму.
Морфологические нормы причастий:
- Образование причастий настоящего времени невозможно от глаголов совершенного вида, например, сделать > сделавший, но не сделающий, при этом делать > делающий, делавший.
- Следует обращать внимание на образование форм причастий, например, машущий, но не махающий.
Морфологические нормы деепричастий
Мнение лингвистов относительно деепричастия разнится. Некоторые считают его особой формой глагола, другие — самостоятельной частью речи наравне с существительными, глаголами и прилагательными.
Деепричастие, как и причастие, сочетает в себе признаки двух видов частей языка, а именно глагола и наречия.
Данная часть языка не может изменяться по родам, числам и падежам. Имеет краткую и полную форму, совершенный и несовершенный вид.
Нормы морфологии учитывают такие ошибки при употреблении деепричастий:
- Совершенный вид деепричастия образуется в основном при помощи суффикса –в, а также при помощи –а/-я, -ши, -вши, например, увидел > увидев, выйти > выйдя, наклонить > наклонившись.
- Несовершенный вид деепричастия образуется при помощи суффиксов -а/-я от основы инфинитива, например, делать > делая, смотреть > смотря.
Нормы употребления местоимений
Местоимения являются самостоятельной частью речи. Они заменяют названия предметов, имена, лица, заменяя существительные, прилагательные и числительные, но при этом продолжают выражать их.
Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.
Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов.
От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени
(Лето жаркое. Лето прошло).
Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.
Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.
Для правильного построения речи необходимо знать, какие ошибки морфологии могут встретиться в речи.
Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)
Наиболее характерными нарушениями здесь являются:
- Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:
Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).
- Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:
В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).
- Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравненияприлагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:
У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).
- Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:
Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).
- Неверное склонение сложных и составных числительных:
Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).
По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).
- Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:
У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).
- Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:
Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)
- Неверное употребление собирательных числительных:
Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).
- Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:
Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)
Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),
Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).
Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).
- Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:
Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )
— образование формы именительного падежа множественного числа от существительных мужского рода с окончанием – а (-я) вместо окончания – и (-ы): слесаря (вместо слесари), токаря, бульдозера, волоса, выговора, госпиталя, комбайнера и др.;
— неправильное спряжение ряда глаголов: состаришься (от состареться, правильно нужно: состареешься), села обезлюдят (вместо обезлюдеют), опротивят (вместо опротивеют), ездиют (вместо ездят), елозиет (вместо елозит), лазиют (вместо лазят), мучиет (вместо мучит), сыпет (вместо сыплет), трепят (вместо треплют).
К частным, но частым случаям ошибок относятся образования дешевше, красивые, ляжь (вместо ляг), делов, местов; заходить туда мне ни к чему (вместо не к чему); у кое-кого появились сомнения (вместо кое у кого), за кое-кем, от кое-кого (вместо кое за кем, кое от кого).
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Смотреть что такое «Морфологические ошибки» в других словарях:
морфологические ошибки — Это неправильные образования форм слов при словоизменении, когда к форме слова берется не то окончание, какое требуется, и т. п. Наблюдаются следующие типичные ошибки: • образование формы именительного падежа множественного числа от… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
ГРАММАТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — ГРАММАТИКО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. Разновидность грамматических ошибок, состоящих в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слова. К подобным ошибкам относятся нарушения в употреблении и образовании форм частей речи … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ОШИБКИ ГРАММАТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ — ОШИБКИ ГРАММАТИКО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ. См. грамматико морфологические ошибки … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ошибки морфологические — Вид речевых ошибок, связанных с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи: Я часто помогаю маме готовить обеды (вм. обед). В речи учащихся чеченцев могут быть интерферентные морфологические ошибки: Я пожал ему руки (вм.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Ошибки речи — Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего. См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки, фактические ошибки, стилистические ошибки, паралингвистические ошибки … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ошибки речи — Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего. См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
ошибки грамматические — Вид речевых ошибок, связанных с нарушением закономерностей и правил грамматики: 1) ошибки в образовании форм слов; 2) ошибки в образовании словосочетаний и составлении предложений. Одним словом, к ним относятся морфологические и синтаксические… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Ошибки в сочетаниях однородных членов — 1. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные… … Справочник по правописанию и стилистике
ошибки, не зависящие от форм речи — Словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические ошибки. Они могут появляться в обеих формах речи: письменной и устной. О., не з. от ф.р., нарушают различные коммуникативные качества речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Ошибки в сочетаниях однородных членов — 1. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные… … Справочник по правописанию и стилистике
Чтобы проще общаться, мы образовываем от слов их формы. Так речь становится лучше и разнообразнее. Для этого необходимо знать морфологические и грамматические нормы, чтобы не допускать самых распространенных ошибок. В этом уроке мы рассмотрим, как правильно образовывать формы слова в единственном и множественном числе, а также проанализируем все нюансы склонения числительных.
План урока:
Теоретические основы морфологических норм
Сначала необходимо познакомиться с самим определением морфологической нормы. Она бывает разных видов и выполняет уникальные функции в русском языке, которые отвечают за грамотность речи.
Морфологические нормы. Определение
Такие нормы в русском языке являются решающими. Они позволяют сохранять речь в чистоте и не совершать распространенных грамматических ошибок. Морфологические нормы необходимо соблюдать при склонении слов или образовании их различных форм.
Если не соблюдать предписанные правила, то можно очень сильно исковеркать слова, что приведет к загрязнению русского языка и фактической гибели грамматики. Великие лингвисты дают различное определение данному понятию. В толковом словаре Ожегова приводится следующее объяснение:
А в словаре Ушакова дается несколько иное толкование:
Эти определения отличаются по содержанию, но по смыслу они совершенно одинаковые. Иными словами, морфологическими нормами признаются общепринятые правила русского языка, которые регламентируют верное написание и произношение форм слова при словообразовании. То есть они, словно охранники, следят за чистотой и правильностью речи.
Очень часто люди допускают ошибки именно при столкновении с формами единиц речи:неправильно склоняют или ставят во множественное число с неверным окончанием. Всего этого помогает избежать знание морфологических норм.
Виды морфологических норм. Стилистические особенности
Данные правила делятся на несколько категорий и подвидов, которые охватывают разные области русского языка. Они распространяются на все формы и части речи, что позволяет следить за верным произношением и написанием постоянно.
Различают следующие типы морфологических норм:
На вышеперечисленные отрасли и распространяются правила морфологических норм. Они подробно закрепляют все возможные варианты употребления тех или иных слов, которые необходимо просто запомнить. Лишь некоторые категории поддаются общим правилам.
Функции морфологических норм. Причины трудностей
Самой главной ролью, которую выполняют данные нормы, является установление закона и порядка среди слов и их форм. Но помимо этой очень важной работы, перед этими регуляторами стоит еще несколько важных задач:
сохранение сложенных несколькими десятилетиями языковых норм, которые могут быть разрушены ошибками и недочетами;
тренировка грамотности речи на письме и в жизни, проведение работы над ошибками и формирование единого морфологического мышления.
Несмотря на существование морфологических норм, люди часто допускают в словах ошибки, которые могут быть губительными для языка. Этого можно избежать, если проанализировать все категории часто встречающихся случаев. К причинам ошибок относят следующие факторы:
смешивание между собой нескольких склонений и старых типов словообразования, которые мешают употреблять слова правильно.
Чаще всего недочеты совершают в сравнительной и превосходной степенях прилагательных, собирательных, целых и дробных числительных, а также в именительных и родительных падежах множественного числа имен существительных.
Образование форм числительных
Числительные являются одним из самых уязвимых мест словообразования в русском языке. Постоянно совершают ошибки в целых, собирательных и дробных числительных, а также при их постановке в родительный падеж.
Числительные. Определение
Числительными называются такие части речи, которые указывают на количество и характеризуют рядом стоящее слово. Так же, как и многие другие части речи, числительные делятся на разряды и бывают следующих видов:
Для каждой категории существует свое индивидуальное правило. Нельзя забывать и про исключения, которые важно запомнить, чтобы не допустить ошибку.
Правила образования числительных. Распространенные ошибки
Рассмотрим на примере теории и распространенных ошибок, как верно склонять числительное и образовывать его новые формы. Все формы числительных указаны в таблице:
Образование форм местоимений
Такое словообразование встречается реже, но тоже включает свои нюансы. Важно запомнить несколько правил, чтобы потом не допускать ошибки в речи и в заданиях.
Формы местоимений. Основные ошибки
Местоимением называется такая часть речи, которая называет живой объект и способствует внесению новых средств в русский язык. Однако при словообразовании могут встречаться трудности и недочеты. Их возможно избежать только при заучивании морфологических правил.
Таблица употребления местоимений:
Образование форм глагола
Несложная часть речи, которая запоминается легче всего. Главное разобрать все трудные случаи, чтобы при встрече с ними уже не было ошибок.
Как образовать форму глагола. Ошибочные преобразования
Глагол выражает действие предмета и помогает описать происходящую вокруг ситуацию. Он может оценить интенсивность действия, скорость происходящего и другие важные в тексте факторы. Чтобы смысл предложения не исказился, глаголы нужно употреблять морфологически верно. Рассмотрим самые трудные случаи:
Падежные окончания имен существительных
Часто мы употребляем существительные во множественном числе, но делаем это неправильно. Именно в данном разделе много слов-исключений и трудных случаев для запоминания.
Правила склонения существительных. Трудные случаи
Эта категория считается одной из самых сложных, так как требует запоминания большого объема информации. Именно исключения и составляют основную часть этого правила. Поэтому к изучению существительных стоит подойти со всей ответственностью.
На Едином государственном экзамене по русскому языку в 2020 году ученикам придется столкнуться с понятием морфологических норм. Все те ошибки, которые часто совершают люди, размещены там. Рассмотрим подробнее структуру 7 задания ЕГЭ по русскому языку.
Суть задания 7. ЕГЭ 2020
Морфологические ошибки, встречающиеся в деловых текстах, прежде всего, связаны с незнанием нормы образования различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, числительных) в современном русском языке.
С одной стороны, нормы русского литературного языка находятся в постоянном движении и изменении, так как язык – явление живое и восприимчивое, подвластное всем веяниям времени и жизни. Меняются значения и произношения слов, меняется место ударения в словах, меняются даже формы слов, меняется сочетаемость слов и многое другое. Одни формы более употребительны в одном стиле речи, другие в другом. Если посмотреть, как писали деловые бумаги в прошлом веке, и сравнить с днем сегодняшним, то мы найдем большое количество несоответствий и изменений.
Но, с другой стороны, нормы языка отличаются устойчивостью и стабильностью. Все изменения в языке происходят очень постепенно и закономерно, не разрушая его структуры и исконности. Какие-то изменения могут затронуть только определенный стиль речи. Мы часто говорим: так можно говорить, но так нельзя писать в документе.
Итак, рассмотрим наиболее типичные морфологические ошибки с учетом современных норм употребления форм слов в деловой письменной речи.
Неправильное употребление формы имени существительного
Современный русский язык располагает большим числом вариантных форм имен существительных. Одни из них закрепились в литературном языке или в определенном стиле речи, другие же воспринимаются как речевые ошибки. В официальной речи надо использовать следующие формы множественного числа: инспекторы, договоры, выборы, бухгалтеры, шоферы, а в разговорной речи употребляются эти слова с конечным – «а».
Разговорную окраску имеют образования женского рода типа: секретарша, преподавательница, руководительница, заведующая, продавщица, санитарка, аспирантка, лаборантка.
В документе (в анкете, в личном листке, в заявлении) названия лиц по профессии, должности и ученому званию по традиции сохраняют форму мужского рода. Например: секретарь, преподаватель, руководитель, заведующий, продавец, санитар, аспирант, лаборант и т.д.
Однако глагол и глагольные формы в предложениях с этими словами употребляется в женском роде, например: «Секретарь Федорова оформила заявление», «Доцент Хромова подала список публикаций», «Выступившая на собрании директор Сидорова. «
Местоимения, числительные и прилагательные употребляются в мужском роде, согласуясь с должностью, а не с фамилией. Например: «Наш директор Иванцова Анна Сергеевна – прекрасный руководитель», «Смирнова Ольга Семеновна – один из опытнейших руководителей области».
Ошибки при употреблении полной и краткой форм имен прилагательных
Составителям деловых бумаг следует учитывать, что краткие формы имен прилагательных более употребительны в официально-деловой речи: полная форма прилагательного чаще обозначает временный признак, а краткая форма обозначает постоянный признак.
Краткая форма употребительна в языке документа – поскольку она обозначает постоянный признак предмета, она более абстрактна и отвлеченна. Полные формы прилагательных в деловых текстах оказываются неуместными еще и потому, что ощущаются как разговорные и даже просторечные. Ниже представлены примеры правильного и неправильного словоупотребления.
Неправильно
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Правильно
Выводы комиссии обоснованные и справедливые.
Выводы комиссии обоснованны и справедливы.
Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконное.
Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконно.
Данная задача при сложившемся положении неразрешимая.
Данная задача при сложившемся положении неразрешима.
Предложенные поправки и дополнения существенные.
Предложенные поправки и дополнения существенны.
Требования к работникам аппарата управления своевременные.
Требования к работникам аппарата управления своевременны.
Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное.
Изменение графика отпусков работников отдела нежелательно.
Проведение консультации со специалистами совершенно необходимое.
Проведение консультаций со специалистами совершенно необходимо.
Данное решение обязательное для исполнения.
Данное решение обязательно для исполнения.
Ошибки при употреблении имен числительных
В русском языке различаются количественные, порядковые и собирательные числительные.
Склонение количественных числительных
При употреблении количественных числительных в служебных документах, а также в деловой беседе, при чтении деловых текстов в официальной обстановке следует помнить, что все количественные числительные склоняются.
Так же, как пять, склоняются все числительные от пяти до двадцати и тридцать. Они склоняются как существительные женского рода на – «ь».
После числительных два, три, четыре употребляется родительный падеж единственного числа существительных: три новых сотрудника, двадцать два новых сотрудника.
После всех других числительных употребляется родительный падеж множественного числа: двадцать новых сотрудников (табл. 2).
Необходимо помнить: несклонение или неполное склонение сложных и составных количественных числительных, распространенное в устной речи, является нарушением норм официально-деловой письменной речи.
Читайте также:
- Дисциплинарная ответственность нотариуса кратко
- Героический эпос раннего средневековья кратко
- Путешествия транспорт и сервисные услуги в средние века кратко
- Тирания в древней греции кратко
- Хозяйственное использование северного ледовитого океана кратко
Памятка эксперту «Классификация ошибок»
К 7. Орфографические ошибки
Орфографические ошибки- неправильное написание слова, допущенное на письме, обычно в слабой фонетической позиции.
Однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:
-
Однотипные- ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются однотипными ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.
-
Повторяющиеся- ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.
Грубые и негрубые орфографические ошибки:
К негрубым орфографическим ошибкам относятся:
-
исключения из правил;
-
строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;
-
не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;
-
слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;
-
различение НЕ и Ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, не кто иной, как…, не что иное, как…, а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;
-
написание собственных имен нерусского происхождения;
-
написание И и Ы после приставок.
Другие виды ошибок:
-
Графические ошибки ( пи проверке не учитываются)- разновидность ошибок, связанных с графикой ( различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).
-
Описки-ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. К опискам относятся:
-
пропуски букв;
-
перестановка букв;
-
замена одних букв другими;
-
добавление лишних букв.
К 8. Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки-ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил. 2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.
К негрубым пунктуационным ошибкам относятся :
-
употребление одного знака препинания вместо другого;
-
пропуск одного из двойных знаков препинания;
-
нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся знаков;
-
не относится к ошибкам авторская пунктуация.
Понятие об однотипных ошибках НЕ распространяется на пунктуационные ошибки.
К 9. Классификация грамматических ошибок
-
ошибки в образовании слов, связанных с нарушением словообразовательных форм;
-
ошибки в образовании форм различных частей речи, связанные с нарушением морфологических норм;
-
ошибки в построении словосочетаний, связанные с нарушением синтаксических норм;
-
ошибки в построении простого предложения, связанные с нарушением синтаксических норм;
-
ошибки в построении сложного предложения, связанные с нарушением синтаксических норм.
|
|
1. |
Неправильное использование приставок: зафотографировали (вм. сфотографировали). |
2. |
Неправильное использование суффиксов: одеяло мокнуло ( вм. мокло). |
3. |
Ошибки при образовании сложных слов: полуумный (вм. полоумный). |
4. |
Неправильное образование формы И.п. мн.ч.: торта (вм. торты), договора (вм. договоры). |
5. |
Неправильная форма рода: лёгкая тюль (вм. лёгкий ). |
6. |
Неправильная форма числа: вышел на подмосток ( вм. на подмостки). |
7. |
Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: Повесть Аркадия и Георгия Вайнер ( вм. Вайнеров). |
8. |
Неправильное образование формы Р.п. мн.ч.: Пять килограмм (вм. пять килограммов), много грузинов (вм. грузин), новыми дверями (вм. дверьми). |
9. |
Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных: Я забрал его ферзь (вм. ферьзя). |
10. |
Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато). |
11. |
Неверное образование форм кратких прилагательных: Вывод беспочвенен (лучше беспочвен), ему свойственен оптимизм ( вм. свойствен). |
12. |
Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт ( вм. самый талантливый), более тяжелее (вм. более тяжело). |
13. |
Неправильное образование местоимений 3-го лица мн.ч.: ихний сын (вм. их). |
14. |
Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву ( вм. колышет). |
15 |
Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. езжай), ляжь (вм. ляг). |
16. |
Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует). |
17. |
Неправильное образование действительных и страдательных причастий: Изделия, выпускающиеся в России (вм. выпускаемые). |
18. |
Ошибки при образовании деепричастий: Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия). |
19. |
Ошибки при образовании наречий ( использование разговорной формы вместо литературной): тута, здеся (вм. тут, здесь). |
|
|
1. |
Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными: Стая лебедей летели (вм. летела). Большинство участников собрания проголосовали ( вм. проголосовало). |
2. |
Неправильное употребление числа сказуемого: Там жила бабушка и ее внук (вм. жили). |
3. |
Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции выступили делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва… (вм. Красноярска, Москвы). |
|
|
1. |
Употребление неверно выбранного падежа: Согласно приказа (вм. приказу), заведующий кафедры (вм. кафедрой). |
|
|
1. |
Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы. |
2. |
Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить). |
|
|
1. |
Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное. (вм. дает, учит). |
2. |
Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. |
3. |
Парное сочетание несопоставимых понятий : Родители и друзья, коллеги и дети. |
4. |
Не сочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов: Проявление заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь). |
5. |
Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла (вм. просторна и светла). |
|
|
1. |
Употребление противительных союзов вместо соединительных: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него. |
2. |
Употребление лишнего союза: Онегин знал об этом, но однако ничего не предпринял. |
|
|
1. |
Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой (вм. Как только перестал дождь, мы отправились домой). |
2. |
Пропуск указательного слова (неоправданный эллипсис): В армии Петя просился (?), где опаснее. |
3. |
Тавтологическое употребление союзов и союзных слов, нагромождение придаточных частей: Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия. |
-
При вынесении грамматической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Г VII . 3
К 9. Классификация речевых ошибок
|
|
|
|
|
по значению слов. |
|
|
|
Следует сказать следующее. |
А. Блок-мастер звукозаписи. |
-
При вынесении речевой ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Р2
Классификация фактических ошибок
Ф1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное токование, неудачный подбор примеров: Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие. Ленский вернулся в свое имение из Англии. Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором. |
Ф2. Неточность в цитате, отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты: Книги много значат для меня, ведь еще Ленин сказал: «Век живи-век учись!» |
Ф3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе, временное смешение: Великая Отечественная война 1812 года. Столица США-Нью-Йорк. |
Ф4 Неточности в именах и фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров: Тургеньев, «Тарас и Бульба», в повести Тургенева «Преступление и наказание». |
-
При вынесении фактической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Ф2
Этические ошибки:
Речевая некорректность. Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающее высокомерие и циничное отношение к человеческой личности. |
Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли. Этот текст меня бесит. Это старье, именуемое классикой. |
Логические ошибки
Л1. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте. |
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна и Зоя Ивановна Петрова. Он облокотился спиною на батарею. |
Л2.Нарушение причинно-следственных отношений. |
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации решаются слабо. |
Л3. Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». |
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. (?)А как хочется, чтобы двор был украшением школы. |
Л4. Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению). |
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать? |
Л5. Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица). |
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы равнин. |
Л6.Сопоставление логически несопоставимых понятий. |
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Композиционно-текстовые ошибки |
|
Л7.Неудачный зачин. |
В этом тексте автор… (указание на предыдущий контекст с помощью указательных словоформ). |
Л8. Ошибка в основной части:
|
|
Л9. Неудачная концовка: дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. |
-
При вынесении логической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Л2
10
Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.
Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов.
От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени
(Лето жаркое. Лето прошло).
Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.
Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.
Для правильного построения речи необходимо знать, какие ошибки морфологии могут встретиться в речи.
Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)
Наиболее характерными нарушениями здесь являются:
- Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:
Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).
- Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:
В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).
- Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравнения прилагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:
У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).
- Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:
Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).
- Неверное склонение сложных и составных числительных:
Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).
- Неверное употребление числительных оба- обе:
По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).
- Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:
У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).
- Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:
Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)
- Неверное употребление собирательных числительных:
Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).
- Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:
Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)
- Неверное употребление формы «недостаточного» глагола:
Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),
- Неверный выбор формы «изобилующего» глагола:
Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).
- Смешение залоговых форм глагола:
Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).
- Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:
Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )
Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по речевым ошибкам — здесь
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Классификация грамматических ошибок
Таблица наиболее распространенных грамматических ошибок
Типы ошибок |
В чем заключается данная ошибка |
Примеры ошибок |
|
Ошибки в образовании слов (нарушение словообразовательных норм) |
|||
Ошибки в образова-нии слова |
1. Неправильное использование приставок |
Зафотографировали (вм. сфотографировали) Завсегда (вм. всегда) |
|
2. Неправильное использование суффиксов |
Одеяло мокнуло (вм. мокло) Я люблю Азербайджанию (вм. Азербайджан) |
||
3. Ошибки при образовании сложных слов |
Полуумный (вм. полоумный) |
||
Ошибки в образовании форм различных частей речи (нарушения морфологических норм) |
|||
Нарушения в образо-вании форм сущест-вительных: |
1. Неправильное образование формы им. п. мн. ч. |
Директора (вм. директоры), торта (вм. торты), шофера (вм. шофёры), договора (вм. договоры) |
|
2. Неправильная форма рода |
пирожки с повидлой (вм. с повидлом) туфель порвался (вм. туфля) вкусное кофе (вм. вкусный) легкая тюль (вм. легкий) мальчик был круглой сиротой (вм. круглым) |
||
3. Неправильная форма числа |
Певец вышел на подмосток (вм. на подмостки) |
||
4. Нарушение норм склонения иноязычных фамилий |
У Барклая де Толля (вм. де Толли) Фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (вм. Вайнеров) |
||
5. Неправильное образование формы р. п. мн. ч. |
Пять килограмм (вм. килограммов), много грузинов (вм. грузин) Доволен новыми дверями (вм. дверьми) |
||
6. Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных |
Я забрал его ферзь (вм. ферзя) |
||
7. Склонение несклоняемого существительного |
Мы побывали на горном плате (вм. плато) |
||
Нарушения в образо-вании форм прилага-тельных |
1. Неверное образование форм кратких прилагательных |
Вывод беспочвенен (лучше: беспочвен) Ему свойственен оптимизм (вм. свойствен) |
|
2. Ошибки при образовании степеней сравнения |
Самый талантливейший поэт XIX века (вм. самый талантливый) Более тяжелее перенесла разлуку Наташа (вм. более тяжело) Младшую дочь ему было жальчее (нет нормативной формы сравнительной степени) Он хорошее меня (вм. лучше) |
||
Нарушения в образо-вании форм местои-мений |
1. Неправильное образование местоимений 3-го лица мн. ч. |
Ихний сын, ихняя книга (вм. их) Сестра старше него (вм. его) Разница между ей и подругами очень большая (вм. ней) |
|
Ошибки в склонении числительных |
1. Ошибки в склонении количественных числительных |
На это потрачено около четыреста – пятьсот рублей (вм. около четырехсот – пятисот) В стах метрах (вм. в ста) Ехали двадцать два суток (ненормативное употребление) С шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью) |
|
2. Ошибки в склонении составных порядковых числительных |
…до тысячи девятьсот пятого года (вм. тысяча) |
||
3. Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба – обе) |
По обоим сторонам дороги (вм. по обеим) Ампутация обоих ног (вм. обеих) |
||
4. Ошибки в употреблении собирательных числительных (двух – двоих) |
Троих дочерей, двоих девушек (вм. колич. числит. две, три) |
||
Ошибки в образо-вании глагольных форм |
1. Ошибки в образовании личных форм глаголов |
Ветер колыхает листву (вм. колышет) Ими двигает чувство сострадания (вм. движет) |
|
2. Ошибки в образовании повелительного наклонения |
Едь (вм. поезжай) Ляжь (вм. ляг) |
||
3. Неверное образование видовых форм |
Институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует) |
||
Ошибки в образо-вании причастий и деепричастий |
1. Неправильное образование действительных и страдательных причастий |
Ручейки, стекаемые вниз, были холодными (вм. стекающие) Изделия, выпускающиеся в России, известны и за рубежом (вм. выпускаемые) |
|
2. Ошибки при образовании деепричастий |
Вышев на сцену, артист поклонился (вм. выйдя) Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия) |
||
Ошибки при образо-вании наречий |
1. Использование разговорной формы вместо литературной |
Он тута Остановите здеся |
|
Ошибки в построении словосочетаний (нарушения синтаксических норм) |
|||
Ошибки в согласо-вании |
1. Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными |
Молодежь собрались в парке (вм. собралась) Стая лебедей летели (вм. летела) Большинство участников собрания проголосовали (вм. проголосовало) |
|
2. Неправильное употребление числа сказуемого |
Чтобы приносить пользу Родине, нужно знания, честность (вм. нужны) Там жила старая бабушка и ее внук (вм. там жили) |
||
3. Согласование обобщающего слова и однородных членов |
На конференции присутствовали делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва, Орел… (вм. Красноярска, Москвы, Орла) |
||
Ошибки в управ-лении |
1. Употребление неверно выбранного падежа |
Заведующий кафедры (вм. заведующий кафедрой) Летать вертолетом (вм. на вертолете) Плыть лодкой (вм. на лодке) Согласно приказа (вм. приказу) |
|
Ошибки в построении простого предложения (нарушения синтаксических норм) |
|||
Ошибки в постро-ении простых неос-ложненных предло-жений |
1. Личное местоимение дублирует подлежащее |
Это автор, он всегда ставит острые вопросы. |
|
2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка |
Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить) Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала). |
||
Ошибки в постро-ении простых пред-ложений, ослож-ненных однородны-ми членами |
1. Рассогласование времен |
Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит). |
|
2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий |
Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов. |
||
3. Парное сочетание несопоставимых понятий |
Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас… |
||
4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов |
Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь). |
||
5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных |
Комната просторная и светла. |
||
Ошибки в построе-нии предложений, осложненных при-частными и деепри-частными оборотами |
1. Ошибки в построении предложений с причастными оборотами |
Автор знакомит нас с Базаровым, ведущего трудовой образ жизни. (вм. ведущим) Полученные нами знания, умения и навыки при освоении русского языка… (отрыв причастного оборота от определяемого слова) |
|
2. Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами |
Проезжая мост, у меня закружилась голова (главное и дополнительное действие относятся к разным лицам) Проезжая мост, мне стало грустно (нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном неинфинитивном предложении) Убежав от родителей, мальчик был найден… (два субъекта действия) |
||
Ошибки в построении сложного предложения (нарушения синтаксических норм) |
|||
Ошибки в построе-нии сложносочинен-ного предложения |
1. Употребление противительных союзов вместо соединительных |
Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него. |
|
2. Употребление лишнего союза |
Онегин знал, что не нужно идти на дуэль с Ленским, но однако ничего не сделал, чтобы остановить поединок. |
||
Ошибки в построе-нии сложноподчи-ненного предложе-ния |
1. Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов |
Как только перестал дождь, и мы отправились домой (Ср. Как только перестал дождь, мы отправились домой; или: Перестал дождь, и мы отправились домой) |
|
2. Пропуск указательного слова Неоправданный эллипсис) |
В армии Петя просился (?), где опаснее. |
||
3. Тавтологическое употребление союзов и союзных с лов, нагромождение придаточных частей |
Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия. |
||
4. Употребление разнотипных придаточных частей в качестве однородных |
Дано указание: — о замене труб; — командировать инструктора; — оплата расходов (надо: о замене…, о командировании…, об оплате. Последнее, на чем я остановлюсь. |
||
5. Конец предложения смещен по отношению к началу |
, это на вопросе об использовании цитат Я слышу о том, что… (вм. слышу то, что) |
||
Ошибки в построении сложного синтаксического целого (нарушения синтаксических норм) |
|||
Нарушение смысловой и грамматической спаянности частей |
1. Неудачный зачин (сложное синтаксическое целое начинается с предложения, которое содержит указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует) |
В тексте раскрыта также проблема чести |
|
2. Ошибки в построении средней части: — сближение относительно далеких мыслей в одном предложении — отсутствие последовательности в мыслях — использование структурно однообразных предложений — основная часть содержит ненужные, не имеющие отношения к теме сведения — содержит смысловые повторы |
Простакова всячески издевалась над крепостными. Она заботилась о воспитании и обучении Митрофанушки. Простакова воспитала из Митрофанушки грубияна. Комедия Фонвизина имеет большое значение в наши дни. Я провел лето в деревне. Я помогал бабушке. Мы собирали грибы и ягоды. Мы купались в речке. Вместо рассуждения о проблеме текста, поднятой его авторм Михалковым: «Автором данного текста является Михалков. Как известно, он известный писатель, писавший стихи, басни, рассказы, повести. Они пользовались большой популярностью у детей… Проблема, поставленная в тексте… Итак, проблема заключается в том, что… |
||
3. Неудачная концовка (дублирование вывода) |
Итак, Простакова своей любовью к сыну вредит ему. Таким образом, она своей любовью воспитывает в нем лень, распушенность, бессердечие. |
||
Ошибки в употреблении параллельных синтаксических конструкций (нарушения синтаксических норм) |
|||
Ошибки в построении простых предложений вместо сложных и наоборот |
1. Употребление конструкций с причастными оборотами вместо более целесообразного использо-вания сложного предложения с придаточным определительным |
Вдали виднелись сосны, покрытые снегом, сверкавшим на солнце, играющем своими лучами (Ср.: Вдали виднелись сосны, покрытые снегом, который сверкал на солнце, играющем своими лучами) |
|
2. Употребление конструкций со словом который вместо прида-точных оборотов |
В тексте подняты вопросы, которые очень важны, которые связаны с ценностями русского народа. (Ср.: В тексте подняты вопросы, которые очень важны, связанные с ценностями русского народа) |
||
3. Ошибки в построении конструкции с деепричастным оборотом, употребленном в безличном или неопределенно-личном предложении |
Находясь в Болдине, Пушкиным была окончена 9-я глава. (Ср.: Когда Пушкин находился в Болдине, он окончил…) |
||
Ошибки в словоупотреблении
(нарушение лексических норм)
Ошибки в словоупотреблении (нарушение лексических норм) |
||
Лексические анахронизмы |
Ошибки, связанные с перенесением современного слова на действительность прошлого или наоборот, немотивированное использование архаизмов в современной речи |
В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генерасов, собравшихся в Филях.. Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи. |
Вульгаризация речи (этико-речевые ошибки) |
1. Использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий, обсценной лексики), а также инвектив (оскорблений) |
…политические ворюги и шестерки. Хрен с ним, со старым маразматиком. Ему его мать на фиг не нужна. Да он просто придурок. За это его надо как следует отфигачить. Я ненавижу всех хачиков. |
2. Использование лингвоцинизиов – слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления |
Жмурик (о покойнике) накопитель (помещение для ожидания посадки в самолет) пушечное мясо (о солдатах) |
|
3. Использование слов-паразитов |
Они, так сказать, решили… Раскольников типа раскаялся Мы как бы умные люди |
|
Двусмысленность (амфиболия) |
Неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи |
Учителю надо многое сказать (учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать?) Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее Ребенок требует ухода матери На костре – лучшие люди села. Студентам из Африки сдать хвосты на третьем этаже. Выбейте мне печенку (о покупке печени) Археологи заметили, что покойники ил южного захоронения перекликаются с покойниками северного захоронения. Прочитав роман Достоевского «Преступление и наказание», я понял, как надо решать свои проблемы |
Неблагозвучие (какология, какофония) |
Нецелесообразное стечение звуков при образовании слов, словосочетаний, предложений, вызывающие нежелательные, часто грубые, непристойные ассоциации |
Утек, подлец! Ужо постой…[ужопастой] (А. Блок) Их тыщи, а нас рать [насрат’ ] Пока, Кать [покакат’ ] И шаг твой землю тяготил [ишак твой] |
Канцелярские штампы (канцелярит) |
Стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте |
Катериной было принято решение утопиться. Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь. Жуковский осуществил перевод «Слова о полку Игореве». |
Нарушения лексической сочетаемости |
Нарушение говорящим правил соединения слов в словосочетание |
Микроскопическая разница (вм. незначительная) Обильное общение (обильным может быть полив грядок, а не общение) Одержать поражение (вм. победу) Павка Корчагин был политически активен в быту и в личной жизни. |
Ошибки в употреблении синонимов |
Неверный выбор одного из близких по значению слов |
Екатерина была поставлена на престол (вм. возведена) Капитан надел нарядный китель (вм. парадный) Его имя знакомо во многих странах (вм. известно) |
Ошибки в употреблении паронимов |
Неразличение паронимов |
Вы уже ходили вешаться? (вм. взвешиваться) Одень пальто (вм. надень) Скрипка в этом произведении – сольный инструмент (вм. солирующий) |
Ошибки в употреблении антонимов |
Неправильный подбор антонима |
Эта комедия вызывает у зрителя не только смех, но и сострадание (вм.: смех – слезы, сострадание – равнодушие). |
Плеоназм |
Немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выражения данного содержания |
В апреле месяце (достаточно: в апреле) Памятный сувенир (достаточно: сувенир) Моя автобиография (достаточно: автобиография) Труп мертвеца (достаточно: труп) |
Тавтология |
Неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех же, однокоренных или созвучных слов |
Следует сказать следующее С одним моряком случился случай Рост его авторитета растет Надо сказать следующее |
Ошибки в выборе слова |
Неоправданное использование похожего слова |
Пустота фамусовского общества рано возбуждала Чацкого (вм. возмущала, раздражала) А. Блок – мастер звукозаписи. |
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (неязыковые ошибки, заключающиеся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по теме, приводит факты, не соответствующие действительности) |
||
Ленский вернулся в свое имение из Англии. В томике Пушкина я прочитала: «Белеет парус одинокий…» «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…» Каждый образованный человек скажет тебе, что это строки из «Слова о полку Игореве». Вспоминаются замечательные строчки: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, словно голубые…» У Юрия Лермонтова была няня Ирина Родионовна. |