Непроизвольные логические ошибки это ответ

Ответы на тест Витте, по предмету: Логика1. Тест был сдан в 2021 году на 68 балла. Скриншот прилагаю. Заказать этот или любой другой предмет Витте можете в моем профиле по ссылке:
https://studentu24.ru/list/suppliers/evgesha—1282

Философы, изобретавшие приёмы нарушения логических законов:
Милетцы
Пифагорейцы
Кинки
Стоики
Софисты +
Эпикурейцы
Логика — это:
Наука о человеке и обществе
Наука о формах и законах правильного мышления +
Наука о законах мышления +
Наука о формах мышления +
Интуитивная логика — это логика:
Раздел символической логики
Которая формируется стихийно +
Которой владеют все люди +
Которая формируется в процессе жизненного опыта +
Традиционная логика является:
Символической
Аристотелевской +
Современной
Пифагорейской
Математической
Создателем логики считается древнегреческий философ:
Аристипп
Анаксимен
Аристотель +
Антисфен
Пифагор
Анаксагор
Формы мышления — это:
Способ выражения мыслей +
Философское учение о познании
Понятие, суждение, умозаключение
Схема построения мыслей +
Софизмы — это:
Нарушения логических правил для победы в дискуссии
Формы мышления
Преднамеренные логические ошибки +
Умышленное нарушение законов логики +
Логика — это:
Наука об умозаключениях и доказательствах
Наука о правилах мышления
Наука о формах и законах мышления
Наука о формах и законах мышления +
Наука о формах и законах познания
Наука о человеке, обществе и природе
Паралогизмы — это:
Непроизвольные нарушения законов логики +
Неумышленные ошибки в построении мыслей +
Умышленные логические ошибки
Непреднамеренные логические ошибки
Формальная логика появилась:
В античности +
На рубеже XIX-XX вв
В Средние века
В Новое время
В эпоху Возрождения
Поскольку логика рассматривает не содержание мышления, а его формы, она также называется … логикой
Формальной
Установите соответствие объёмов двух понятий и вида отношения между ними:
Древний грек, философ — Пересечение
Минута, час — Подчинение
Философ, человек — Соподчинение
Правда, неправда — Противоречие
Минута, 60 секунд — Равнозначность
Непроизвольные логические ошибки — это …
Паралогизмы
Аристотелевская логика также называется … логикой
Формальной
Установите соответствие между логическим термином и его определением:
Формы мышления, которая отражает некий объект или его признак — понятие
Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается — суждение
Формы мышления, выводящая из исходных суждений новое суждение — умозаключение
Преднамеренная логическая ошибка — софизм
Непреднамеренная логическая ошибка — паралогизм
Правильная последовательность элементов логической цепочки ограничения понятия:
Живой организм — 2
Форма материи — 1
Физическое тело — 5
Млекопитающее животное — 4
Животное — 3
Установите соответствие между элементами логической цепочки ограничения понятия:
Форма бытия — Неопределённое понятие
Звезда — Единичное понятие
Физическое тело — Определённое понятие
Небесное тело — Нулевое понятие
Форма материи — Общее понятие
Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания:
Все караси — это рыбы: 2. Все треугольники — это геометрический фигуры: 3. Все стулья — это предметы мебели. Несмотря на различное содержания, у этих трёх высказываний есть нечто общее, что-то их объединяет. Что? Их объединяет не содержание, а форма. Отличаясь по содержанию, они сходны по форме: ведь каждое из этих трёх высказываний строится по схеме или по форме — «Все А — это В», где А и В — это какие-либо объекты. Понятно, что само высказывание «Все А — это В» лишено всякого содержания. О чем конкретно оно говорит? Ни о чем. Это высказывание представляет собой чистую форму, которую можно наполнить любым содержанием, например: Все сосны — это деревья: Все города — это населённые пункты: Все школы — это учебные заведения: Все тигры — это хищники и т.д и т.п
Какую форму мышления представляет собой выражение «Все А — это В» ?
Умозаключение
Каким является высказывание «Все А — это В»
Общеутвердительным
Какую форму мышления представляет собой элементы «А» и «В» в высказывании «Все А — это В»?
Умозаключение
В каком отношении находятся понятия «А» и «В» во всех приведённых выше содержательных примерах для формы «Все А — это В»?
Подчинение
Какое суждение представляет собой выражение «Все А — это В»?
Сложное импликативное
Существует несколько логических правил деления понятия. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому, что объем понятия не раскрывается, и деление не достигает своей цели, являясь неверным. Деление должно проводиться по одному основанию, т.е. при делении понятия следует придерживаться только одного выбранного признака. Деление должно быть полным, т.е. надо перечислить все возможные результаты деления (суммарный объем всех результатов деления должен быть равен объёму исходного делимого понятия). Результаты деления не должны пересекаться, т.е понятием, представляющим собой результаты деления, следует быть несовместимым, их объёмы не должны иметь общих элементов (на схеме Эйлера круги, обозначающие результаты деления, не должны соприкасаться, располагаясь отдельно друг от друга. Каждая классификация построена таким образом, что любой элемент, попадающий в одну её группу (часть, вид), ни в коем случае не попадает в другие. Это и есть следствие непересечения результатов деления или их взаимоисключения при составлении любой классификации. Деление должно быть последовательным, т.е. не допускающим пропусков и скачков. Скачок в делении не следует путать с подменой основания
Какая ошибка допущена в делении: «Математические действия делятся на сложение, вычитание, умножение и деление»
Подмена основания
Какая ошибка допущена в делении: «Учебные заведения бывают начальными средними, высшими, государственными и коммерческими»?
Неполное деление
Какая ошибка допущена в делении: «Художественные романы бывают детективными, приключенческими, фантастическими, историческими, любовными и другими»?
Скачок в делении
Какая ошибка допущена в делении: «Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными и сосновыми»?
Пересечение результатов деления
Какая ошибка допущена в делении: «Преступления бывают умышленными, неумышленными и совершенными на территории Российской Федерации»?
Скачок в делении
Установите соответствие между логическим термином и его определением:
Имеет неясное содержание и нерезкий объем — Неопределённое понятие
Имеет ясное содержание и резкий объем — Общее понятие
Не охватывает собой ни одного объекта — Единичное понятие
Охватывает своим объёмом один объект — Определённое понятие
Охватывает своим объёмом множество объектов — Нулевое понятие

Логика — тесты МУ им. Витте (МИЭМП) без ответов

1. Логика – это:

  •  наука о формах мышления
  •  наука о формах и законах правильного мышления
  •  наука о законах мышления
  •  наука о человеке и обществе

2. Логика – это:

  •  наука о правилах мышления
  •  наука о человеке, обществе и природе
  •  наука об умозаключениях и доказательствах
  •  наука о формах и законах познания
  •  наука о формах и законах мышления

3. Формальная логика появилась:

  •  в Новое время
  •  в античности
  •  на рубеже XIX – XX вв
  •  в эпоху Возрождения
  •  в Средние века

4. Паралогизмы – это:

  •  непреднамеренные логические ошибки
  •  умышленные логические ошибки
  •  непроизвольные нарушения законов логики
  •  неумышленные ошибки в построении мыслей

5. Традиционная логика является:

  •  пифагорейской
  •  современной
  •  аристотелевской
  •  математической
  •  символической

6. Философы, изобретавшие приемы нарушения логических законов:

  •  эпикурейцы
  •  киники
  •  милетцы
  •  пифагорейцы
  •  софисты
  •  стоики

7. Софизмы – это:

  •  формы мышления
  •  преднамеренные логические ошибки
  •  умышленное нарушение законов логики
  •  нарушения логических правил для победы в дискуссии

8. Создателем логики считается древнегреческий философ:

  •  Пифагор
  •  Анаксагор
  •  Антисфен
  •  Аристипп
  •  Аристотель
  •  Анаксимен

9. Интуитивная логика – это логика:

  •  которая формируется в процессе жизненного опыта
  •  которая формируется стихийно
  •  которой владеют все люди
  •  раздел символической логики

10. Форма мышления – это:

  •  способ выражения мыслей
  •  схема построения мыслей
  •  философское учение о познании
  •  понятие, суждение, умозаключение

11. Правильная последовательность элементов логической цепочки обобщения понятия:

московская общеобразовательная школа  

городская общеобразовательная школа  

общеобразовательная школа

московская общеобразовательная школа № 450

среднее учебное заведение

12. …  – это преднамеренные нарушения законов логики для создания внешне правильных доказательств ложных тезисов.

13. Поскольку логика рассматривает не содержание мышления, а его формы, она также называется …  логикой.

14. Установите соответствие объемов двух понятий и вида отношения между ними:

  • правда, неправда
  • философ, человек
  • минута, час
  • древний грек, философ 
  • минута, 60 секунд 

15. Установите соответствие между логическим термином и его определением:

  • форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается  
  • непреднамеренная логическая ошибка
  • форма мышления, выводящая из исходных суждений новое суждение
  • преднамеренная логическая ошибка
  • форма мышления, которая отражает некий объект или его признак

16. Правильная последовательность элементов логической цепочки ограничения понятия:

  • млекопитающее животное
  • физическое тело
  • животное
  • форма материи
  • живой организм

17. Установите соответствие между логическим термином и его определением:

  • имеет ясное содержание и резкий объем  
  • охватывает своим объемом множество объектов
  • имеет неясное содержание и нерезкий объем
  • охватывает своим объемом один объект
  • не охватывает собой ни одного объекта

18. Непроизвольные логические ошибки – это …

19. Существует несколько логических правил деления понятия. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому, что объем понятия не раскрывается, и деление не достигает своей цели, являясь неверным. Деление должно проводиться по одному основанию, т.е. при делении понятия следует придерживаться только одного выбранного признака. Деление должно быть полным, т.е. надо перечислить все возможные результаты деления (суммарный объем всех результатов деления должен быть равен объему исходного делимого понятия). Результаты деления не должны пересекаться, т.е. понятиям, представляющим собой результаты деления, следует быть несовместимыми, их объемы не должны иметь общих элементов (на схеме Эйлера круги, обозначающие результаты деления, не должны соприкасаться, располагаясь отдельно друг от друга. Каждая классификация построена таким образом, что любой элемент, попадающий в одну ее группу (часть, вид), ни в коем случае не попадает в другие. Это и есть следствие непересечения результатов деления или их взаимоисключения при составлении любой классификации. Деление должно быть последовательным, т.е. не допускающим пропусков и скачков. Скачок в делении не следует путать с подменой основания.

Какая ошибка допущена в делении: «Математические действия делятся на сложение, вычитание, умножение и деление»?

Какая ошибка допущена в делении: «Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими, государственными и коммерческими»?

Какая ошибка допущена в делении: «Художественные романы бывают детективными, приключенческими, фантастическими, историческими, любовными и другими»?

Какая ошибка допущена в делении: «Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными и сосновыми»?

Какая ошибка допущена в делении: «Преступления бывают умышленными, неумышленными и совершенными на территории Российской Федерации»?

20. Как известно, логика также называется «формальной логикой» по той причине, что она изучает формы мышления, а не его содержание, т.е. ее интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим.

Возьмем три различных по содержанию высказывания: 1. Если наступает осень, то опадают листья; 2. Если завтра будет дождь, то на улице будут стоять лужи; 3. Если вещество – металл, то оно электропроводно. Будучи непохожими друг на друга по содержанию, эти три высказывания сходны между собой тем, что строятся по одной и той же форме: «Если А, то В». Понятно, что к этой форме можно подобрать огромное количество различных содержательных высказываний, например: Если не подготовиться к контрольной работе, то можно получить двойку; Если взлетная полоса покрыта льдом, то самолеты не могут взлетать; Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы и т.д. и т.п.

Какую форму мышления представляет собой выражение «Если А, то В»?

Какую форму мышления представляют собой элементы «А» и «В» в высказывании «Если А, то В»?

Какое суждение представляет собой выражение «Если А, то В»?

В каком случае высказывание «Если А, то В» является ложным, если рассматривать его как импликативное?

В каком случае высказывание «Если А, то В» является ложным, если рассматривать его как эквивалентное?

21. Суждение – это форма мышления:

  •  в которой что-либо утверждается или отрицается
  •  которая может быть истинной или ложной
  •  которая также называется высказыванием
  •  которая отражает какой-либо объект или его свойство

22. Простые атрибутивные суждения могут быть:

  •  частноутвердительными
  •  общеутвердительными
  •  частноотрицательными
  •  общеупотребительными

23. Виды сложных суждений – это:

  •  коньюнкция
  •  сублимация
  •  импликация
  •  дизьюнкция

24. Истинным или ложным может быть:

  •  термин
  •  суждение
  •  словосочетание
  •  квантор
  •  понятие

25. Предмет суждения называется:

  •  субъектом
  •  связкой
  •  смыслом
  •  сущностью
  •  предикатом

26. Субъект и предикат в суждении: Все сосны – не березы находятся в отношениях:

  •  пересечения
  •  равнозначности
  •  противоположности
  •  совместимости
  •  несовместимости

27. Субъект и предикат находятся в отношении пересечения в суждении:

  •  все планеты – это не звезды
  •  некоторые треугольники являются равносторонними
  •  некоторые люди – это знаменитые ученые
  •  ни один человек не всесилен
  •  некоторые ученые являются древними греками

28. Субъект и предикат в простом атрибутивном суждении могут быть:

  •  в отношении силлогизма
  •  в отношении подчинения
  •  в отношении пересечения
  •  в отношении равнозначности

29. Суждение – это:

  •  незаконченная мысль
  •  форма мышления
  •  закон мышления
  •  предложение
  •  обобщенное понятие

30. Способы преобразования простых суждений – это:

  •  обращение
  •  противопоставление предикату
  •  превращение
  •  исчезновение квантора

31. … – это элемент простого суждения, который указывает на объем его субъекта.

32. Простое суждение вида Е называется …

33. Установите правильную последовательность элементов логической цепочки ограничения понятия:

  • печатное издание
  • учебная книга
  • учебник
  • учебник по химии
  • книга  

34. Установите правильную последовательность элементов логической цепочки обобщения понятия:

  • средство передвижения
  • автомобиль
  • техническое приспособление
  • отечественный автомобиль ВАЗ  
  • отечественный автомобиль

35. …  – это логическая связь простых суждений в сложном суждении с союзом «или».

36. Установите соответствие вида субъект-предикатного отношения и простого суждения:

  • некоторые ученые – россияне
  • ни один дельфин не является рыбой
  • все равносторонние треугольники имеют равные углы
  • некоторые учащиеся являются отличниками
  • все бактерии являются живыми организмами

37. Установите правильную последовательность элементов логической цепочки обобщения понятия:

  • знаменитый русский писатель
  • русский писатель
  • русский писатель И.С. Тургенев
  • знаменитый русский писатель XIX века
  • писатель

38. Установите соответствие сложного суждения и его вида:

  • он силен от природы, либо регулярно занимается спортом
  • то ли мир познаваем, то ли нет
  • прямоугольник – квадрат только тогда, когда все его стороны равны  
  • сделал дело, гуляй смело
  • глаза боятся, а руки делают

39. Отношения между простыми сравнимыми суждениями изображаются с помощью логического квадрата, вершины которого обозначают четыре вида простых суждений, а его стороны и диагонали – отношения между ними. Так суждения вида А и вида I, а также суждения вида Е и вида О находятся в отношении подчинения. Суждения вида А и вида Е находятся в отношении противоположности, или контрарности, а суждения вида I и вида О – подпротивоположности, или субконтрарности. Суждения вида А и вида О, а также суждения вида Е и вида I находятся в отношении противоречия, или контрадикторности. Логический квадрат не изображает отношение равнозначности, потому что в этом отношении находятся одинаковые по виду суждения, т.е. равнозначность – это отношение между суждениями А и А, I и I, Е и Е, О и О. Чтобы установить отношение между двумя простыми сравнимыми суждениями, достаточно определить, к какому виду относится каждое из них.

40. В каком отношении находятся простые суждения: «Нынешняя столица России является древним городом» и «Москва – это древний город»?

… 

41. Основные способы преобразования простых суждений – это обращение, превращение, противопоставление предикату, противопоставление субъекту. Обращение – это преобразование простого суждения, при котором его субъект и предикат меняются местами. Например, суждение: Все акулы являются рыбами преобразуется путем обращения в суждение: Некоторые рыбы являются акулами. В превращении у суждения меняется связка: положительная на отрицательную или наоборот. При этом предикат суждения заменяется противоречащим понятием. Например, суждение: Все акулы являются рыбами преобразуется путем превращения в суждение Все акулы не являются не рыбами. Противопоставление предикату состоит в том, что сначала суждение подвергается превращению, а потом обращению. Например, суждение: Все акулы являются рыбами преобразуется путем противопоставления предикату в суждение: Все не рыбы не являются акулами. В противопоставлении субъекту сначала делается обращение, а потом превращение. Например, суждение: Все акулы являются рыбами преобразуется путем противопоставления субъекту в суждение: Некоторые рыбы не являются не акулами.

Какое суждение будет результатом обращения для суждения: «Все студенты являются учащимися»?

Какое суждение будет результатом превращения для суждения: «Все сосны являются деревьями»?

Какой вид преобразования используется, если суждение: «Все планеты являются небесными телами» преобразуется в суждение «Некоторые небесные тела не являются не планетами»?

Какое суждение будет результатом противопоставление предикату для суждения: «Все олимпийские чемпионы являются спортсменами»?

Какой вид преобразования используется, если суждение: «Все федеральные судьи являются юристами» преобразуется в суждение «Некоторые юристы являются федеральными судьями»?

В каком отношении находятся простые суждения: «Некоторые грибы являются съедобными» и «Некоторые грибы не являются съедобными»?

Какое суждение находится в отношении противоречия к суждению: «Все люди изучали логику»?

В каком отношении находятся простые суждения: «Все живые организмы размножаются» и «Все бактерии (некоторые живые организмы) размножаются»?

Какое суждение находится в отношении субконтрарности к суждению: «Некоторые студенты являются отличниками»?

42. Индукция – это умозаключение, в котором:

  •  выводы носят вероятностный характер
  •  из нескольких частных случаев следует общее правило
  •  рассуждение идет от меньшего к большему
  •  выводы являются достоверными

43. В качестве нелояльных приемов дискуссии могут использоваться:

  •  аргумент к публике
  •  аргумент к личности
  •  аргумент к логике
  •  аргумент к тщеславию

44. Согласно закону тождества любая мысль должна быть:

  •  недвусмысленной
  •  не равной самой себе
  •  ясной и определенной
  •  равна самой себе

45. Аналогия – это:

  •  правило индукции
  •  сложное суждение
  •  закон логики
  •  ошибка в силлогизме
  •  вид умозаключения

46. В индуктивном умозаключении:

  •  субъект и предикат простого суждения меняются местами
  •  из общего правила делается вывод для частного случая
  •  из нескольких частных случаев выводится одно общее правило
  •  из одного общего правила следует другое общее правило
  •  из одного частного случая выводится другой частный случай

47. В структуре простого силлогизма выделяются:

  •  ложный термин
  •  средний термин
  •  больший термин
  •  меньший термин

48. Дедукция – это умозаключение, в котором:

  •  рассуждение идет от большего к меньшему
  •  выводы являются вероятностными
  •  из общего следует частное
  •  выводы носят достоверный характер

49. Умозаключение, в котором вывод делается из двух или большего количества посылок, называется:

  •  обобщающим
  •  непосредственным
  •  ограничивающим
  •  посредственным
  •  опосредованным

50. В непосредственном умозаключении основанием для вывода является:

  •  одна посылка
  •  более четырех посылок
  •  две посылки
  •  четыре посылки
  •  три посылки

51. Умозаключение – это:

  •  форма мышления
  •  ложное понятие
  •  сложное суждение
  •  закон мышления
  •  истинный вывод

52. Закон …  требует, чтобы любая мысль была равна самой себе (была ясной и определенной).

53. Установить соответствие вида умозаключения и его определения:

  • на основе сходства объектов в одном выводится их сходство в другом
  • из общего суждения выводится частное суждение
  • субъект и предикат категорического суждения меняются местами
  • первая посылка – дизъюнктивное суждение, вторая – простое суждение
  • из нескольких частных суждений выводится одно общее суждение

54. Установить правильную последовательность элементов сложной деструктивной дилеммы:

  • ((а((c)
  • (с(d)
  • ((в((d)  
  • (а(в)

55. Установить правильную последовательность проверки правильности энтимемы:

  • установить фигуру и модус силлогизма
  • установить, является ли модус данной фигуры правильным  
  • выяснить соблюдены ли правила фигуры силлогизма  
  • выяснить, соблюдены ли общие правила силлогизма  
  • восстановить энтимему до полного силлогизма  

56. Закон …  запрещает что-либо утверждать и отрицать одновременно.

57. Установить соответствие умозаключения и его вида:

  • — Земля, Марс, Венера движутся; значит все планеты движутся
  • — все планеты движутся; Земля – планета; значит она движется  
  • — верно, что все розы – цветы, значит неверно, что все розы не цветы
  • — все учебники – книги, значит некоторые книги – учебники
  • — если вещество – металл, то оно электропроводно; ртуть – металл; значит она электропроводна  

58. Установить правильную последовательность элементов сложной конструктивной дилеммы:

  • (в(d)
  • (с(d)  
  • (а(в)  
  • (а(с)

59. Логический …  – неразрешимая ситуация, в которой два противоречащих суждения являются одновременно истинными.

60. Если в дедуктивном умозаключении и посылки, и вывод являются простыми суждениями (A, I, E, O), то такое умозаключение называется простым, или категорическим силлогизмом. Истинность посылок простого силлогизма сама по себе не гарантирует истинности его выводов, для последней требуется соблюдение нескольких правил силлогизма. Во-первых, в силлогизме должно быть только три термина. Ошибка, возникающая при нарушении вышеприведенного правила, называется «учетверением терминов». Во-вторых, средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, называется «нераспределенность среднего термина в каждой посылке». В-третьих, термин, который был нераспределен в посылке, не может быть распределен в выводе. Ошибка, возникающая при его нарушении, называется «расширением большего термина». В-четвертых, в силлогизме не должно быть двух отрицательных посылок. Хотя бы одна из посылок силлогизма должна быть утвердительной (могут быть утвердительными и обе посылки).

Ошибка, которая возникает в данном случае, называется «две отрицательные посылки».

Какая ошибка допущена в следующем силлогизме «Снайпер не может иметь плохое зрение; все мои друзья – не снайперы; значит, у всех моих друзей плохое зрение»?

Какая ошибка допущена в следующем силлогизме «Любой судья имеет высшее юридическое образование; каждый совестливый человек – сам себе судья; следовательно, каждый совестливый человек имеет высшее юридическое образование»?

Какая ошибка допущена в следующем силлогизме? «Все мои друзья знают английский язык; нынешний президент Америки знает английский язык; следовательно, нынешний президент Америки является моим другом».

Какая ошибка допущена в следующем силлогизме: «Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи; Петербург не находится за полярным кругом; значит, в Петербурге не бывает белых ночей»?

Какая ошибка допущена в следующем силлогизме? «Движение вечно; хождение в университет – это движение; следовательно, хождение в университет вечно».

61. Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т.е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т.е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т.п. В силу закона противоречия, если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то такие суждения не могут быть одновременно истинными. Закон исключенного третьего существует только для противоречащих суждений и говорит о том, что два противоречащих суждения об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными (истинность одного из них обязательно означает ложность другого и наоборот). Закон достаточного основания утверждает, что любая мысль (тезис) для того, чтобы иметь силу, обязательно должна быть доказана (обоснована) какими-либо аргументами (основаниями), причем эти аргументы должны быть достаточными для доказательства исходной мысли, т.е. она должна вытекать из них с необходимостью (тезис должен с необходимостью следовать из оснований).

62. Какой закон логики нарушается в следующей ситуации?

– Дай мне одну из твоих собак.

– Какую?

– Черную.

– Черная мне милее белой!

– Тогда дай белую.

– А белая мне милее обеих!

….

63. Какой закон логики нарушается в следующей ситуации?

( Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины.

( Да, но одни из них умеют петь, а другие – нет.

64. Какой закон логики нарушается в следующей ситуации?

«Желая узнать, имеет ли воздух вес, Аристотель надул им бычий пузырь и взвесил его. Потом выпустил из него воздух и снова взвесил. Вес в обоих случаях оказался одинаковым. Из этого философ сделал вывод, что воздух невесом».

65. Какой закон логики нарушается в следующей ситуации?

Алиса встречает Белого Короля. Он говорит:

( Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь?

( Никого, ( сказала Алиса.

(Мне бы такое зрение! – заметил Король с завистью. – Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии!

(Л. Кэролл «Алиса в Зазеркалье»)

66. Какой закон логики нарушается в следующей ситуации?

– Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

– Нет и не существует.

– Это ваше убеждение?

– Да.

– Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.

(И.С. Тургенев «Рудин»)

22 февраля 2021 г.

Когда вы пытаетесь привести аргумент, важно, чтобы ваша логика имела смысл. Если вы сделаете логическую ошибку, это может подорвать вашу аргументацию и оставить вам мало что еще, чтобы поддержать ваше утверждение. В вашей карьере будут моменты, когда вам может понадобиться привести аргумент, поэтому важно понимать логические ошибки. В этой статье мы определяем, что такое логическая ошибка, и приводим 15 распространенных примеров.

Что такое логическая ошибка?

Логическая ошибка — это ошибка в рассуждениях, которая может сделать ваш аргумент недействительным. Не каждая логическая ошибка звучит одинаково. В то время как некоторые из них имеют очевидные несоответствия, другие достаточно тонкие, чтобы остаться незамеченными. Понимание распространенных логических ошибок является важной частью оценки чужих аргументов и создания собственных. Когда вы используете последовательную и осмысленную логику, ваш работодатель и коллеги с большей вероятностью воспримут ваши аргументы всерьез.

Примеры логических ошибок

Вот распространенные логические ошибки, с которыми вы можете столкнуться во время спора или дебатов:

Ошибка корреляции/причинности

Это заблуждение, когда люди считают, что корреляция равна причинно-следственной связи. Часто корреляции происходят по совпадению или из-за внешних сил. Они не обязательно означают, что одна вещь напрямую вызывает другую. Хотя этот аргумент может показаться простым в теории, его может быть сложно определить в действительности.

Пример: «На прошлой неделе наш веб-сайт получил много нового трафика. Мы также изменили шрифт на нашем веб-сайте на прошлой неделе. Это наводит меня на мысль, что благодаря нашему новому шрифту мы получили больше просмотров веб-сайта».

Заблуждение о подножке

Это заблуждение основано на идее, что если многие люди согласны в одном и том же вопросе, это должно быть правдой. Проблема с такого рода аргументами заключается в том, что только потому, что идея популярна, она не является автоматически правильной или истинной. Когда люди используют такого рода аргументы, это может привести к серьезным проблемам для компании. Сделав шаг назад, чтобы посмотреть, как обстоят дела на самом деле, вы можете внести значимые изменения на своем рабочем месте. Вера в такого рода заблуждения может сделать вас восприимчивым к давлению сверстников.

Пример: «Все довольны политикой нашей компании. Это означает, что нет необходимости получать обратную связь от наших новых сотрудников».

Ошибка анекдотических доказательств

Вместо того, чтобы использовать неопровержимые факты и данные, люди, использующие ошибку анекдотических свидетельств, основывают свои аргументы на собственном опыте. Такого рода аргументы сосредоточены на эмоциях, а не на логике. Они не признают, что опыт одного человека может не предоставить достаточных доказательств, чтобы сделать обобщенное утверждение. Хотя что-то может быть правдой для этого одного человека, это может не относиться к населению в целом.

Пример: «Всякий раз, когда я использую нашу систему электронной почты, у меня всегда возникают сбои. Я думаю, что нам нужно заменить всю систему для компании».

Заблуждение о соломенном человечке

Заблуждение соломенного чучела получило свое название, потому что это слабый аргумент, не имеющий смысла. Это происходит, когда ваш оппонент возражает против позиции, которую вы даже не пытаетесь изложить. С помощью этой тактики они склонны искажать или изменять то, что вы делаете. Вместо того, чтобы обсуждать ваш фактический аргумент, они нападают на более слабую или совершенно неверную версию того, что вы на самом деле имели в виду.

Пример:

Человек А: «Я думаю, что Джордж — талантливый копирайтер, и его нужно продвигать».

Человек Б: «Так вы говорите, что все остальные наши копирайтеры бездарны? Такое отношение вредит нашей команде».

Заблуждение о ложной дилемме

Это заблуждение утверждает, что вы можете разбить все аргументы на два противоположных мнения. Реальность такова, что у большинства субъектов есть спектр взглядов и мнений. Вместо того, чтобы предполагать, что проблема четко очерчена между двумя аргументами, они, как правило, более подвижны и детализированы. Главный недостаток такого заблуждения заключается в том, что оно заставляет другую сторону выглядеть неразумной. Вместо того, чтобы идти на компромисс, те, кто использует такого рода аргументы, пытаются выставить своего оппонента более радикальным.

Пример: «Если наш конкурент верит в это дело, то оно должно быть неправильным. Мы должны избегать поддержки этого дела, поскольку их идеалы так отличаются от наших».

Заблуждение ленивой индукции

Люди используют ошибку ленивой индукции, когда игнорируют существенные доказательства и делают свои утверждения, основанные на совпадении или чем-то совершенно не относящемся к делу. Для такого рода аргументов есть исследования или доказательства, которые ясно указывают на то, что что-то верно. Человек, выдвигающий свой аргумент, может выбрать или не признать это.

Пример:

Человек А: «Я был рад видеть, что наш процесс адаптации повысил уровень удержания наших сотрудников. Когда я брал интервью у наших сотрудников на прошлой неделе, 98% из них сказали, что они все еще работают в компании благодаря поддержке, которую они получили, когда начинали».

Человек B: «Я думаю, настоящая причина, по которой всем здесь нравится, заключается в том, что мы разрешаем собак в офисе».

Ошибка поспешных обобщений

Когда кто-то приходит к выводу, основанному на слабых доказательствах, он использует ошибку поспешных обобщений. Те, кто использует этот аргумент, не могут использовать хорошо изученные и проверенные доказательства для своих утверждений. Вместо этого они могут выбрать несколько ключевых деталей, которые соответствуют их положению. В то время как одно доказательство может подтвердить их аргумент, они не рассматривают контраргументы или другие типы доказательств, которые могут сделать их заявления недействительными.

Пример: «Сидней многому научился во время нашего последнего ретрита компании. Нам нужно потратить большую часть нашего бюджета, отправляя всю нашу компанию на ежегодные ретриты, чтобы мы все могли учиться».

Заблуждение среднего уровня

Те, кто использует такого рода аргументы, считают, что поиск компромисса между двумя противоположными точками должен быть правильным решением. Чего они могут не осознавать, так это того, что могут быть лучшие решения, совершенно не связанные с этими двумя противоположными аргументами. На самом деле эти аргументы могут быть совершенно несостоятельными, что означает, что поиск золотой середины не обязательно будет правильным решением.

Пример: «Я думаю, что наш работодатель должен повысить нам зарплату, а Дженни считает, что она должна остаться прежней. В качестве компромисса наш работодатель дает нам небольшую премию в конце года».

Бремя доказательства заблуждения

Ошибочность бремени доказательства — это когда вы предполагаете, что что-то истинно только потому, что против этого нет доказательств. Те, кто использует этот аргумент, утверждают, что их идеи и мнения правильны, потому что они не могут найти никаких других источников, противоречащих тому, что они говорят.

Пример: «Всем нравится наша маркетинговая кампания, потому что я не слышал, чтобы кто-то говорил иначе».

Ошибка не истинного шотландца

Это заблуждение возникает, когда один человек защищает свое обобщенное утверждение, отрицая контрпримеры. Они делают это, изменяя исходные условия своего обобщения, чтобы сделать недействительными любые контрпримеры, которые могут существовать.

Пример:

Человек А: «Каждый писатель любит использовать оксфордскую запятую».

Человек B: «Ну, на самом деле, многие писатели, которые следуют стилю AP, не используют оксфордскую запятую».

Человек А: «Тогда писатели, использующие стиль АР, не должны быть настоящими писателями».

Заблуждение техасского снайпера

Это заблуждение получило свое название от истории, в которой мужчина стреляет из пистолета в стену, а затем рисует мишень вокруг пулевых отверстий. Затем он показывает людям цель, чтобы доказать, что у него отличная цель. По сути, это заблуждение состоит в том, что вы выбираете конкретные доказательства или данные, которые соответствуют вашему утверждению, игнорируя при этом остальную имеющуюся у вас информацию. Исследователям часто нужно быть осторожными, выбирая только те наборы данных, которые поддерживают их гипотезу, когда они должны смотреть на все, что они собрали.

Пример: «Джереми утверждает, что он успешный бизнесмен, потому что в этом месяце у него появилось пять новых клиентов. Он не упоминает, что его продажи в этом году упали на 50%».

Заблуждение о ты-куоке

Вместо того, чтобы придумать веский контраргумент, те, кто использует ошибку tu quoque, обесценивают критические замечания своих оппонентов, обращаясь к ним с другой критикой. С помощью такого рода аргументов вы находите способ атаковать своего оппонента вместо того, чтобы придумывать логическую причину, чтобы возразить против его первоначального утверждения.

Пример:

Человек А: «Я думаю, вам нужно больше опыта управления проектами, прежде чем вы сможете претендовать на это повышение».

Человек Б: «У вас даже нет опыта управления проектами, так кто вы такой, чтобы делать такие заявления?»

Заблуждение личного недоверия

Когда людям сложно понять, почему или как что-то является правдой, они могут использовать этот аргумент, чтобы заявить, что это ложно. Даже если большая группа людей согласится с тем, что им трудно поверить в то, что что-то верно, это не означает автоматически, что это ложь. Это может просто означать, что им нужно больше контекста или информации, чтобы полностью понять утверждение.

Пример: «Я не понимаю, какую пользу нашему бренду приносит участие в социальных сетях, поэтому я сосредоточусь только на традиционных формах маркетинга».

Ошибка апелляции к авторитету

Когда люди злоупотребляют властью, может возникнуть такая ошибка. Те, кто используют это заблуждение, часто слишком доверяют мнению или мыслям одного человека. Это особенно заметно, когда этот человек спорит о чем-то, что выходит за рамки его компетенции. Хотя просьба авторитетного лица поддержать ваш аргумент может быть хорошей тактикой дебатов, это также может ввести в заблуждение, если вы сделаете это неправильно. Хотя это может быть частью ваших дебатов, вы также должны использовать факты и цифры, основанные на исследованиях, чтобы доказать свою точку зрения.

Пример: «Наш генеральный директор говорит, что нам не нужно беспокоиться об изменении климата, поэтому мне больше не нужно искать способы сделать нашу компанию более устойчивой».

Заблуждение

Хотя логические ошибки могут подорвать ваши аргументы, они не обязательно делают ваши утверждения неверными. Заблуждение — это когда кто-то замечает, что ваш аргумент содержит ошибку, которая заставляет его поверить, что все ваше утверждение ложно. Даже если у кого-то слабый аргумент, вы все равно можете обнаружить, что его точка зрения верна.

В приведенном ниже примере первый человек использует ошибку, чтобы показать, что собаки — хорошие компаньоны. Второй человек использует ошибку, чтобы доказать свою неправоту. Третий человек объясняет, что хотя первый человек использует заблуждение в поддержку своего утверждения, на самом деле есть доказательства того, что собаки могут быть хорошими компаньонами.

Пример:

Человек А: «Собаки — отличные компаньоны, потому что я их люблю».

Человек B: «Ну, мне ясно, что вы используете анекдотическое заблуждение, чтобы доказать свою точку зрения. Из-за этого мне трудно поверить, что собаки могут быть хорошими домашними животными».

Человек C: «Хотя они используют это заблуждение, существует множество веских доказательств того, что они — хорошие компаньоны».

Под
логической
ошибкой
обычно
имеют в виду непреднамеренное нарушение
правил логики в процессе рассуждения
по причине логической небрежности либо
неосведомленности. Такие ошибки называют
паралогизмами.
Преднамеренные
нарушения логических правил с целью
ввести в заблуждение оппонента и
слушателей либо создать видимость
победы в дискуссии называют логическими
уловками,
или
софизмами.

Логическое
следование – это отношение, существующее
между посылками и обоснованно выводимыми
из них заключениями.
Логическое следование относится к числу
фундаментальных, исходных понятий
логики, которую нередко характеризуют
как науку о том, «что из чего следует».

«Подмена
понятия»

— Ошибка возникает в следствие нарушения
первого закона, когда начиная говорить
о каком-то понятии мы скатываемся к
обсуждению синонимов, омонимов, созвучий
и т.д. и т.п.

«Подмена
тезиса»

— Возникает так же при нарушении первого
закона, когда начиная говорить об одной
мысли, мы намеренно или случайно
перескакиваем на разговор о другой
мысли.

«Довод
к человеку»

— доказательство тезиса подменяется
характеристикой человека.

«Довод
к публике»

— вместо обоснования тезиса взывают к
чувствам людей, пытаются вызвать симпатию
или антипатию к тому, о чем идет речь, и
таким путем заставить поверить в
истинность или ложность тезиса.

«Кто
слишком много доказывает, тот ничего
не доказывает»

— когда вместо доказательства выдвинутого
тезиса обосновывается другое положение,
настолько широкое, что из него
непосредственно не вытекает истинность
или ложность тезиса.

«Основное
заблуждение»

— тезис обосновывается ложными аргументами.

«Предвосхищение
основания»

— приводятся недоказанные или непроверенные
аргументы, которые нуждаются в собственном
обосновании. Такие аргументы могут
сопровождаться словами: «совершенно
очевидно», «как известно», «точно
установлено».

«Порочный
круг»

— логическая ошибка в определении понятий
и в доказательстве, суть которой
заключается в том, что некоторое понятие
определяется с помощью другого понятия,
которое в свою очередь определяется
через первое, или некоторый тезис
доказывается с помощью аргумента,
истинность которого обосновывается с
помощью доказываемого тезиса.

«Тавтология»
или «масло масляное» является частным
случаем «порочного круга».

«Мнимое
следование»

— логическая ошибка, возникающая, когда
тезис совершенно не следует из приведенных
аргументов.

«От
сказанного с условием к сказанному
безусловно»

— эта ошибка возникает, когда аргументы,
истинные при определенных условиях
приводятся в качестве аргументов при
любых условиях.

«От
собирательного смысла к разделительному»

— происходит при смешении термина
собирательного с термином общим.

«От
смысла разделительного к смыслу
собирательному»

— здесь происходит также смешение между
термином общим и собирательным. В общих
понятиях то, чего мы не можем сказать
относительно индивидуума того или
другого класса, мы не можем утверждать
и о самом классе. В собирательных
понятиях, наоборот, мы о частях
собирательного целого можем утверждать
много такого, чего не можем утверждать
относительно целого.

«Поспешное
обобщение»

— логическая ошибка в индуктивном выводе.
Суть ее заключается в том, что, рассмотрев
несколько частных случаев из какого-либо
класса явлений, делают вывод обо всем
классе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Непроглядная темень лексическая ошибка
  • Непроглядная внешность исправьте ошибку
  • Неприятный инцидент лексическая ошибка
  • Неприкосновенный иммунитет лексическая ошибка
  • Непризнание ошибок синоним