Нет абзацев это какая ошибка

Классификация ошибок в письменной речи обучающихся:

I
орфографическая

V
пунктуационная

Г— грамматическая (нарушение
согласования, управления, раздельное
написание слова, пропуск предлогов,
словообразовательные, нарушение границ
предложения и др.)

Л
логопедические

Р
речевая лексическая

(коричневые волосы вместо каштановых)

Лог.
логическая

Ф
фактическая

(териодор вместо Теодор Нетте)

V
пропусков слов

[
]
— лишняя часть

Z
абзац

Z
абзац не нужен

Нормы оценивая
диктантов в 5-9 классах 5,7 вида

Вид диктанта

Нормы оценок (количество ошибок)

«5»

«4»

«3»

«2»

контрольный

1 негрубая орфографическая +

1 негрубая
пунктуационная +

1 логопедическая

2 орфографические

+

2 пунктуационные
+

3 логопедические

1 орфографическая
+

4 пунктуационные

+

3 логопедические

6 орфографических

+

4 пунктуационные

+

4 логопедические

5 орфографических

+

5 пунктуационных

+

4 логопедических

7 орфографических

+

7 пунктуационных

+

5 логопедических

8 орфографических

+

8
пунктуационных

+

6 логопедических
и более

Словарный

0

1-2

3-4

до 7

Примечание:

Отличная отметка не выставляется при
наличии трех и более исправлений.

При наличии в контрольном диктанте пяти
и более поправок (исправлений неверного
написания) оценка снижается на 1 балл,
с «4» до «3». При этом за большое количество
поправок оценка не может быть снижена
до неудовлетворительной.

При оценивании диктантов нередко имеют
место случаи как завышения, так и
занижения оценок. Занижение происходит
потому, что учитель:

  • в число орфографических ошибок включает
    грамматические ошибки и описки;

  • учитывает однотипные ошибки как
    обычные;

  • все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим
причинам:

  • учитываются как однотипные ошибки,
    которые таковыми не являются;

  • оценка не снижается за многочисленные
    исправления;

  • все однотипные ошибки считаются как
    одна.

Обстоятельства, которые необходимо
учитывать при проверке и оценке диктанта:

1. неверные написания не считаются
ошибками. Они исправляются, но не влияют
на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;

  • ошибка в переносе слова;

  • ошибка в слове с непроверяемым написанием,
    над которым не проводилась специальная
    работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки
(грубая или негрубая):

К негрубым орфографическим относятся
ошибки:

  • в исключениях из правил;

  • в переносе слов;

  • буквы э-е после согласных в иноязычных
    словах (рэкет, пленэр) и после гласных
    в собственных именах (Мариетта);

  • в выборе прописной или строчной буквы
    в составных собственных наименованиях;

  • при переносном употреблении собственных
    имён (Обломовы, обломовы);

  • в случаях слитного или раздельного
    написания приставок в наречиях,
    образованных от существительных с
    предлогами, правописание которых не
    регулируется правилами (в разлив, за
    глаза ругать, под стать, в бегах, в
    рассрочку, на попятную, в диковинку, на
    ощупь и т.д.);

  • в случае раздельного или слитного
    написания не с прилагательными и
    причастиями в роли сказуемого;

  • в написании -ы и -и после приставок;

  • в случаях трудного различения -не и
    –ни;

  • в собственных именах нерусского
    происхождения;

К негрубым пунктуационным относятся
ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака
    препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся
    знаков препинания или в нарушении их
    последовательности;

  • при применении правил, уточняющих или
    ограничивающих действие основного
    правила (пунктуация при общем
    второстепенном члене или общем вводном
    слове, на стыке союзов);

При подсчете ошибок две негрубые ошибки
принимаются за одну грубую; одна негрубая
ошибка не позволяет снизить оценку на
балл.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки:

Повторяющиеся – это ошибки в одном
и том же слове или морфеме, на одно и то
же правило (например, вырощенный,
возраст), а в пунктуации, например,
выделение или невыделение причастных
оборотов в одинаковой позиции. Такие
ошибки замечаются, исправляются, однако
три такие ошибки считаются за одну.

Однотипные – это ошибки на одно
правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических
(в армие, в рощи, колятся, борятся) и
фонетических (пирожек, счерчек)
особенностях данного слова. Первые
три однотипные ошибки принято считать
за одну, каждая последующая – как
самостоятельная.
Нельзя считать
однотипной ошибкой написание, которое
проверяется опорным словом:
безударные
гласные, сомнительные и непроизносимые
согласные, падежные окончания в разных
формах и некоторые другие.

Если в одном слове с непроверяемыми
орфограммами (типа привилегия,
интеллигенция) допущены две и более
ошибок, то все они считаются за одну.

Оценка дополнительного
задания к диктанту.

Показатели для оценки дополнительного
задания к диктанту

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень выполнения задания

Все задания выполнены верно

Правильно выполнены не менее ¾ всех
заданий

Правильно выполнено не менее ½ заданий

Не выполнено более половины заданий

Оценка сочинений
и изложений

Основными формами проверки речевого
развития обучающихся являются сочинения
и изложения. Это комплексные работы, с
помощью которых проверяются различные
стороны языковой и речевой подготовки
учащихся:

  • коммуникативные умения, т.е. умения
    раскрыть тему высказывания, передать
    основную мысль, изложить материал
    последовательно и связно, найти для
    него соответствующую композиционную
    и языковую форму.

  • языковые навыки или соблюдение в речи
    норм литературного языка.

  • навыки правописания – орфографические
    и пунктуационные

Требования к объему
сочинений и изложений

Примерный объем текста

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Подробное изложение (количество слов)

100-130

130-170

170-220

220-300

300-350

Классное сочинение (количество страниц)

0,5 — 1

1 – 1,5

1,5 — 2

2 — 3

3 — 4

Любое сочинение и изложение оценивается
двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление; вторая
– за грамотность, то есть за соблюдение
орфографических, пунктуационных и
языковых норм. Обе отметки считаются
отметками по русскому языку.

Классификация ошибок в содержании
сочинений и изложений

Фактические ошибки

Логические ошибки

В изложении:

Неточности,
искажения текста в обозначении времени,
места событий, последовательности
действий, причинно-следственных
связей.

В
сочинении:

искажение
имевших место событий, неточное
воспроизведение источников, имен
собственных, мест событий, дат

— нарушение в последовательности в
высказывании

— отсутствие
связи между частями сочинения
(изложения) и между предложениями

— неоправданное
повторение высказанной ранее мысли

— раздробление
одной микротемы другой микротемой

— несоразмерность
частей высказывания или отсутствие
необходимых частей

— перестановка
частей текста (если она не обусловлена
заданием к изложению)

— неоправданная подмена
лица, от которого ведется повествование.
К примеру, повествование ведется
сначала от первого, а потом от третьего
лица

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и
недочеты в употреблении слов и построении
текста. Первые в свою очередь делятся
на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам
можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном
    ему значении, например: мокрыми ресницами
    он шлепал себя по лицу; реки с налипшими
    на них городами; устав ждать, братик
    опрокинул подбородок на стол;

  • неразличение (смещение) паронимов или
    синонимов, например: рука болталась,
    как плетень;, учитель не должен потакать
    прихотям ребенка и идти у него на
    поводке;

  • нарушение лексической сочетаемости,
    например: Чичиков постепенно покидает
    город; пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например:
    опустив голову вниз; он впервые
    познакомился с Таней случайно;

  • пропуск, недостаток нужного слова,
    например: Сережа смирно сидит в кресле,
    закутанный белой простыней, и терпеливо
    ждет конца (о стрижке);

стилистически неоправданное употребление
ряда однокоренных слов ( например,
характерная черта характера; приближался
все ближе и ближе.

Стилистические ошибки представляют
собой следующие нарушения, которые
связаны с требованиями к выразительности
речи:

  • неоправданное употребление в авторской
    речи диалектных и просторечных слов,
    например: У Кати было два парня: Левин
    и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально
    окрашенных слов и конструкций, особенно
    в авторской речи (например, рядом сидит
    папа (вместо отец) одного из малышей);

  • смешение лексики разных исторических
    эпох;

  • употребление штампов;

  • речевые ошибки в построении текста.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических
    конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности
    глагольных форм ( например, когда Пугачев
    выходил из избы и сел в карету, Гринев
    долго смотрел ему вслед);

  • стилистически неоправданное построение
    слов;

  • неудачное употребление местоимений
    для связи предложений или частей текста,
    приводящее к неясности, двусмысленности
    речи ( например, Иванов закинул удочку
    и она клюнула);

  • неудачный порядок слов.

Грамматические
ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение
грамматических норм образования языковых
единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами
языка (словообразовательными,
морфологическими, синтаксическими) не
владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

  • словообразовательные, состоящие
    в неоправданном словосочинительстве
    или видоизменении слов нормативного
    языка (например, надсмешка, подчерк,
    нагинаться, спинжак, беспощадство,
    публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя
    воспринимать как орфографические;

  • морфологические, связанные с
    ненормативным образованием форм, слов
    и употреблением частей речи (писав свои
    произведения, не думал, что очутюсь в
    полной темноте; одни англичаны; спортсмены
    в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит
    и т.д.).

  • синтаксические

а) ошибки в структуре словосочетаний,
в согласовании и управлении ( например,
браконьерам, нарушающих закон; жажда к
славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

— нарушение связи между подлежащим и
сказуемым (например, солнце села; но не
вечно ни юность, ни лето; это было моей
единственной книгой в дни войны)

— нарушение границы предложения (
например, Собаки напали на след зайца.
И стали гонять его по вырубке);

— разрушение ряда однородных членов (
например, настоящий учитель верен своему
делу и никогда не отступать от своих
принципов. Почти все вещи в доме большие:
шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

— ошибки в предложениях с причастными
и деепричастными оборотами ( например,
причалившая лодка к берегу. На картине
«Вратарь» изображен мальчик, широко
расставив ноги, упершись руками в
колени);

— местоименное дублирование одного из
членов предложения, чаще подлежащего
( например, Кусты, они покрывали берег
реки);

— пропуски необходимых слов, (например,
Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) Ошибки в структуре сложного предложения:

— смешение сочинительной связи ( например,
Когда ветер усиливается, и кроны деревьев
шумят под его порывами);

— отрыв придаточного от определяемого
слова ( например, Сыновья Тараса только
что слезли с коней, которые учились в
Киевской бурсе);

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота
без особой стилистической установки (
например, терпеть не могу сидеть сложив
руки; хохотала как резаная).

Грамматические ошибки следует отличать
от орфографических. Орфографическая
ошибка может быть допущена только на
письме, ее нельзя услышать. Грамматическая
ошибка не только видима, но и слышима.
Простой прием чтения вслух по орфоэпическим
правилам помогает разграничить
грамматические и орфографические
ошибки. К примеру, ошибка в окончании «
браконьерам, промышляющих в лесах» не
орфографическая, а грамматическая, так
как нарушено согласование, что является
грамматической нормой. И, наоборот, в
окончании «умчался в синею даль» ошибка
орфографическая, так как вместо юю по
правилу написано другое.

Нормы оценивания сочинений
и изложений

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

1. Содержание работы полностью
соответствует теме.

2. Фактические
ошибки отсутствуют, в изложении
сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание
работы излагается последовательно.

4. Текст
отличается богатством лексики,
точностью употребления слов,
разнообразием синтаксических
конструкций.

5. Достигнуты
стилевое единство и выразительность
текста.

6. Допускается 1 недочет в
содержании.

Допускается

1 негрубая
орфографическая

1 пунктуационная

1 грамматическая

1 логопедическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном
соответствует теме, имеются незначительные
отклонения от темы.

2. Содержание
изложения в основном достоверно, но
имеются единичные фактические
неточности, при этом в работе сохранено
не менее 70% исходного текста.

3. Имеются
незначительные нарушения последовательности
в изложении мыслей.

4. Лексический
и грамматический строй речи достаточно
разнообразен.

5. Стиль работы
отличается единством и достаточной
выразительностью.

6. Допускается не более 2
недочетов в содержании и не более 3-4
речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические + 3 пунктуационные
+ 3 грамматические + 3 логопедические
ошибки.

1 орфографическая + 3 пунктуационные
+ 3 грамматические + 3 логопедические
ошибки.

0 орфографических
+ 4 пунктуационные + 3 грамматические
+ 3 логопедические ошибки.

«3»

1. Имеются существенные отклонения
от заявленной темы.

2. Работа
достоверна в основном своем содержании,
но в ней допущены 3-4 фактические ошибки.
Объем изложения составляет менее 70%
исходного текста.

3. Допущено
нарушение последовательности изложения.

4. Лексика
бедна, употребляемые синтаксические
конструкции однообразны.

5. Встречается
неправильное употребление слов.

6. Стиль работы
не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4
недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.

Допускаются:

0 орфографических + 5-7 пунктуационных
(с учетом повторяющихся и негрубых) +
4 логопедических ошибок.

6 орфографических
+ 7 пунктуационных + 4 грамматических
+ 4 логопедических ошибок.

«2»

1. Работа не соответствует заявленной
теме.

2. Допущено
много фактических неточностей; объем
изложения составляет менее 50% исходного
текста.

3. Нарушена
последовательность изложения мыслей
во всех частых работы, отсутствует
связь между ними. Текст сочинения
(изложения) не соответствует заявленному
плану.

4. Лексика
крайне бедна, авторские образные
выражения и обороты речи почти
отсутствуют. Работа написана короткими
однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между частями, часты
случаи неправильного употребления
слов.

5. Нарушено
стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 и более грубых орфографических ошибок
независимо от количества пунктуационных.

8 и более пунктуационных ошибок (с
учетом повторяющихся и негрубых)
независимо от количества орфографических.

Общее
количество орфографических и
пунктуационных ошибок более 8 при
наличии более 7 грамматических.

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо
учитывать самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень
его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинального замысла, его
хорошая реализация позволяют повысить
первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два
раза больше нормы, то при оценке работ
следует исходить из нормативов,
увеличенных для отметки «4» на одну, а
для отметки «3» на две единицы. При
выставлении оценки «5» превышение объема
сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не
может быть положительной, если не
раскрыта тема сочинения, хотя по остальным
показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинений и изложений
распространяются положения однотипных
и негрубых ошибках, а также о сделанных
учеником исправлениях (см. раздел «Оценка
диктантов»).

Литература:

1. Андронов А.Ю. Оценка письменных работ
по русскому языку в 5-9 классах. «Практика
административной работы в школе» № 1,
2005.

2.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее
обучение в начальной школе.

М.,
«Дрофа», 2004.

3.Рамзаева
Т.Г. Программа по русскому языку для
общеобразовательных школ 1-4 классы.,
М., 2006.

4. Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А., Шанский
Н.М. Программа по русскому языку для
общеобразовательных школ. М., 2006.

5. Ромадина Л.П. Центр «Педагогический
поиск», 2003.

Цыбулько
И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н.
Методические рекомендации по оцениванию
выполнения заданий с развёрнутым
ответом. М., Федеральный институт
педагогических измерений., 2007.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.  – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Просмотр содержимого документа

«Классификация ошибок по русскому языку.»

Методические рекомендации для педагогов начальной школы

Классификация ошибок (условные обозначения)

Материал подготовил:

методист начальной школы Григорьева Е.В.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При

оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:

«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)

«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление

«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления

«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).



Скачать материал

Классификация ошибок при проверке итогового сочинения (фактические...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 1322 человека из 84 регионов

  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов

  • Сейчас обучается 253 человека из 57 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Классификация ошибок при проверке итогового сочинения (фактические...

    1 слайд

    Классификация ошибок при проверке итогового сочинения
    (фактические ошибки, логические ошибки)

    Павлова Н.А.,
    МБОУ СОШ с. п «Село Большая Картель»

  • Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала:     
и...

    2 слайд

    Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала:

     искажение историко-литературных фактов,
    неверное именование героев,
    неправильное обозначение времени и места события;
    ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.);
    неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения,
    неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления
    Неточное цитирование
    Смысловая и терминологическая путаница возникает при неумении разграничить понятия «автор», «повествователь», «рассказчик».

  • Примеры: Гете – французский писатель. 
Даниил Гранин написал «Розу мира...

    3 слайд

    Примеры:
    Гете – французский писатель.
    Даниил Гранин написал «Розу мира».
    Автор данного текста правильно сделал, что не убил зайцев.
    Ленский вернулся в свое имение из Англии.

  • Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанн...

    4 слайд

    Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.

    Столица США – Нью-Йорк»,
    А когда звучит шотландская волынка, не предстают ли перед нами поля Англии?
    Нам выпала честь видеть великолепные творения гениев прошлых веков: стихи А.С.Пушкина, картины П.Пикассо, книги Л.Н.Толстого.
    Мы часто слышим из новостей, что на очередном аукционе какой-то богатый человек приобрёл произведения Фаберже.

  • Логические ошибкинарушение правил или законов логики, признак формальной не...

    5 слайд

    Логические ошибки
    нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов.
    .
    1) нарушение последовательности высказывания;
    2) отсутствие связи между частями высказывания;
    3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
    4) раздробление микротемы другой микротемой;
    5) несоразмерность частей высказывания;
    6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
    7) нарушение причинно-следственных связей;
    8) нарушение логико-композиционной структуры текста.

  • Неудачный зачинТекст начинается предложением, содержащим указание на предыду...

    6 слайд

    Неудачный зачин

    Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: С особенной силой этот эпизод описан в романе… Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.

  • Несоразмерность частей высказывания.

Вступление + заключение = ½ объёма осн...

    7 слайд

    Несоразмерность частей высказывания.

    Вступление + заключение = ½ объёма основной части

    V Вступления = V заключения

  • Ошибки в средней части1. Нарушение логико-композиционной структуры текста....

    8 слайд

    Ошибки в средней части
    1. Нарушение логико-композиционной структуры текста. Отсутствие связи между частями высказывания.

     На уровне предложения.
    В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например:
    Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
    В детстве мир наполнен радостью открывающихся впереди возможностей.
    Все люди также отчетливо помнят и хранят в памяти события, связанные с первым чувством любви»;

  • Ошибки в средней части1. Нарушение логико-композиционной структуры текста....

    9 слайд

    Ошибки в средней части
    1. Нарушение логико-композиционной структуры текста. Отсутствие связи между частями высказывания.
    На уровне части текста.
    Наблюдается нарушение логики при переходе от одной мысли к другой, отсутствие логической связи между отдельными тезисами, содержательное противоречие тезисов, сформулированных в разных частях работы, например:
    «Люди миллиарды лет развивались, выживали, вели войны между собой. Большая часть истории вовсе не сказочки для детей, это суровая реальность нашего мира, сущность человека, его последствия. История она ценна. История она одна».

  • Ошибки в средней части1. Нарушение логико-композиционной структуры текста....

    10 слайд

    Ошибки в средней части
    1. Нарушение логико-композиционной структуры текста. Отсутствие связи между частями высказывания.
    3.На уровне целого текста
    Это нарушение смысловых связей между основными частями сочинения, то есть между вступлением и основной частью работы, вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением.
    Вступление: «Дом – основа человеческого житья. Семейный очаг – символ безопасности, уюта и тепла. Теплые воспоминания о родительском доме человек хранит всю жизнь. Если мы дорожим домом, он действительно может многое рассказать о нас».
    Основная часть содержит рассказ о детстве Обломова в доме родителей, весьма неудачный, с фактическими ошибками, но в целом соответствующий исходным тезисам. Далее следует списанный фрагмент. Он связан с понятием «дом», но очень далек и от темы, и от тезиса, которым закончилось вступление: «Совсем другой дом, дом семьи Ростовых, показывает нам Лев Николаевич Толстой в Романе «Война и мир». Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живет большая и дружная семья графа Ильи Андреевича Ростова. Двери этого дома были открыты для всех, здесь всем хватало места. Глава дома — граф Илья Андреевич Ростов — любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. «Он – сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нем знакомые после его смерти. Толстой подчеркивает, что дар воспитателя присущ графине Ростовой. Она — первая советчица дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта. Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы.  Все это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности».
    Заключение: «Дом, где хозяин заботится о своей семье, является настоящим истоком нравственных ориентиров. Дом должен быть образцом семейного счастья и уюта».

  • Раздробление одной микротемы другой микротемой. 
 Отсутствует последовательн...

    11 слайд

    Раздробление одной микротемы другой микротемой.

      Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности
    Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом.
    В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.

  • Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению по...

    12 слайд

    Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла,

    Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету.

    Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

  • Нарушение причинно-следственных связей. Экзаменуемый не различает причину и...

    13 слайд

    Нарушение причинно-следственных связей.

    Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения.

    Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.

  • Неудачная концовкаНеоправданное повторение высказанной ранее мысли. Вывод пр...

    14 слайд

    Неудачная концовка

    Неоправданное повторение высказанной ранее мысли. Вывод продублирован:

    Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

  • Ошибки в абзацном члененииТипичными ошибками в абзацном членении являются:
1...

    15 слайд

    Ошибки в абзацном членении

    Типичными ошибками в абзацном членении являются:
    1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.
    2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.
    3. Необоснованные выделения предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.
    4. Неоправданные включения предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста. (раздробление одной микротемы другой микротемой)

  • ВСТУПЛЕНИЕ:В роли вступления уместно выглядит смысловой анализ ключевых слов...

    16 слайд

    ВСТУПЛЕНИЕ:
    В роли вступления уместно выглядит смысловой анализ ключевых слов темы сочинения.
    «Прежде чем рассматривать данную мне для анализа тему, следует понять, правильно ли мы понимаем значения слов, употребленных в формулировке темы. На мой взгляд, необходимо дать определения словам «труд» и «отдых». Я буду рассматривать труд, как действие ради результата, а отдых – как действие ради удовольствия». (Тема: «Чтение литературного произведения – труд или отдых?»)

  • ВСТУПЛЕНИЕ:Типичным для вступления является использование именительного предс...

    17 слайд

    ВСТУПЛЕНИЕ:
    Типичным для вступления является использование именительного представления (назывного предложения):
    Дом… Для каждого из нас он имеет исключительное значение.
    Время и память… Как же рядом они идут, сопровождая нас на протяжении вей жизни.
    Дом… Как много смысла в этом коротеньком слове.
    Время… Оно у каждого свое.
    Семья… Всего пять букв, а как много места они занимают в нашей жизни…

  • ВСТУПЛЕНИЕ:Риторические вопросы 

Вы не думали, почему люди перечитывают неко...

    18 слайд

    ВСТУПЛЕНИЕ:
    Риторические вопросы

    Вы не думали, почему люди перечитывают некоторые книги?
    Любовь и влюбленность. Что это такое?
    Путь. Что это такое? Это дорога куда-либо? Или же жизненная дорога?

  • ВСТУПЛЕНИЕ:Риторическое восклицание 
Сколько значений вложено в маленькое сло...

    19 слайд

    ВСТУПЛЕНИЕ:
    Риторическое восклицание
    Сколько значений вложено в маленькое слово «дом»!
    Нас всегда волнует история, мы связаны с ней!
    Нередки вопросно-ответные формы изложения:
    Что такое путь? Путь – это своеобразная дорога.
    Что такое любовь? У каждого свое понимание любви.
    Что такое семья? И у каждого свое понятие семьи.

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ:Логический вывод из текста работы. Обычно такие обобщения маркирую...

    20 слайд

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
    Логический вывод из текста работы. Обычно такие обобщения маркируются специальными словами: «итак», «подводя итог», «таким образом».
    «Итак, что же такое “связь времен”? Это опыт наших предков, запечатленный в памяти потомков, это ошибки прошлых лет, свойственные нашему времени, это знания, без которых невозможно идти дальше и менять мир к лучшему».

  • Заключение:Нередко заключение обогащается дополнительным новым тезисом общего...

    21 слайд

    Заключение:
    Нередко заключение обогащается дополнительным новым тезисом общего характера, который выходит за рамки ответа на вопрос темы и является, прежде всего, украшением финала работы,
    1) В заключение хочу сказать, что именно любовь способна раскрыть в человеке все лучшие стороны его души. Это великое светлое чувство делает наш мир добрее и прекраснее.
    2) Счастливые мгновения, которые так хотелось бы остановить, необходимы в жизни, они делают нашу жизнь светлее и прекраснее.
    3) Я согласен с мыслью, что жизнь требует постоянно делать выбор. Если человек сделал свой выбор правильно, то его жизнь сложится правильно и счастливо

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ:Заключение может содержать апелляцию к собственному опыту 

«…Я вс...

    22 слайд

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
    Заключение может содержать апелляцию к собственному опыту

    «…Я всегда буду любить свой родной дом, ведь когда я вырасту и перейду во взрослую жизнь, воспоминания о детстве, о душевных моментах, о моих близких будут радовать меня и помогать в жизни». (Тема: «Что значит в жизни человека родительский дом?»)
    «Скоро закончится старый год, мы опять почувствуем, что время бежит быстро. Хочется успеть сделать в жизни многое: быть полезным для общества, быть хорошим сыном для родителей, любящим братом для сестры». (Тема: «Когда хочется остановить мгновение?»)

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Удачи нам и нашим ученикам!

    23 слайд

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
    Удачи нам и нашим ученикам!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 276 204 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 01.03.2017
  • 394
  • 0
  • 01.03.2017
  • 408
  • 0
  • 01.03.2017
  • 558
  • 0

Рейтинг:
4 из 5

  • 01.03.2017
  • 4042
  • 49
  • 01.03.2017
  • 1947
  • 18
  • 01.03.2017
  • 646
  • 0
  • 01.03.2017
  • 499
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Проверяя письменные работы по русскому языку, учитель не только исправляет ошибки, но и указывает на полях их тип. Именно о характере ошибок говорят эти странные черточки, галочки и другие закорючки. Такая система позволяет преподавателю легко определить, какую отметку поставить ученику, а самому обучающему понять, за что ему снизили оценку, над какими правилами следует поработать. Сегодня мы поговорим о том, какие ошибки бывают в русском языке. Я приведу классификацию их с примерами в удобной табличной форме и помогу расшифровать загадочные знаки, которые оставляют учителя-словесники на полях тетрадей с письменными работами по русскому языку.

Классификация ошибок по русскому языку: таблица с примерами

Оценка за письменную работу по русскому языку может быть снижена, даже если в словах ошибок нет, да и знаки препинания расставлены правильно. Дело в том, что ошибки бывают и другие: грамматические, стилистические, речевые и так далее. В приведенной ниже таблице собраны основные типы ошибок, встречающихся в русском языке, с примерами и условными обозначениями.

Типы ошибок в русском языке

Условное обозначение Тип ошибки Пояснение Примеры
I Орфографическая Ошибки в написании слов (в корнях, приставках, окончаниях), в том числе в расстановке дефисов, в слитном и раздельном написании. Как нибудь (правильно: как-нибудь), икзамены (правильно: экзамены), вшубе (правильно: в шубе), расбежался (правильно: разбежался).
V Пунктуационная Ошибки в постановке знаков препинания (неправильный выбор знака препинания, его отсутствие в нужном месте или наличие там, где он не нужен). Мальчик пригнувшись пролез под ветвями дерева, и побежал домой – где его ждал приехавший из командировки отец. (Мальчик, пригнувшись, пролез под ветвями дерева и побежал домой, где его ждал приехавший из командировки отец.)
Г Грамматическая Ошибки в образовании слов и их форм, а также в их выборе (неправильное согласование по числам, падежам). Самый красивейший (самый красивый или красивейший), богатее (богаче), согласно с постановлением (согласно постановлению), оплата за проезд (оплата проезда или плата за проезд).
Р Речевая Ошибки в использовании лексики (в том числе паронимов, омонимов, синонимов), в том числе тавтология. Дипломат конкурса (дипломант конкурса), прейскурант цен (прейскурант или цены).
С Стилистическая Использование лексики, имеющей неподходящий стилевой окрас (чаще разговорной, жаргонной). Можно рассматривать как разновидность речевой ошибки. И тут главный герой рассказа лопухнулся (правильно: совершил ошибку). Этот эпизод классный (интересный, запоминающийся).
Z Нарушение абзацного членения текста Текст неправильно поделен на микротемы или абзацы не выделены вообще.
Ф Фактическая Искажено содержание текста (при написании изложения, сочинения) Дубровский познакомился с Машей, когда грабил Троекурова (как было на самом деле, я рассказывала ранее).
Л Логическая Ошибки в логическом построении текста (обычно они связаны с нарушением причинно-следственной связи). Сюда же относятся и синтаксические ошибки, приводящие к искажению смысла или двоякому его толкованию. Дубровский был благородным разбойником, поэтому он решил не грабить Троекурова. (Дубровский был благородным разбойником, поэтому он, полюбив Машу Троекурову, решил не грабить ее отца.) Есть много произведений о любви в русской литературе. (В русской литературе есть много произведений о любви.)

Относительно того, какая пунктуационная или орфографическая ошибка допущена в письменной работе по русскому языку, у школьников и их родителей редко возникают сомнения. Все видно из поправок учителя. А вот в случае обнаружения в работе речевых, грамматических, логических и фактических ошибок возникают вопросы.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) были разработаны рекомендации для учителей-словесников, проверяющих контрольные работы школьников, по классификации ошибок, которые в этих работах встречаются. Таблицу-классификатор с примерами вы можете скачать по ссылке.

Ниже вы найдете краткую характеристику типичных ошибок, составленную на основе «Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» и «Методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению». Последний документ касается творческих работ (сочинений, изложений), которые учащиеся выполняют зимой для допуска к ЕГЭ.

Виды грамматических ошибок

Грамматические ошибки связаны с нарушением языковых норм. Они могут быть морфологическими (в образовании форм слова), словообразовательными, синтаксическими (в построении словосочетаний, предложений).

Виды грамматических ошибок

Номер ошибки Характер грамматической ошибки Примеры грамматических ошибок
1 Неправильное образование слова Низкопоклонность, надсмехаться
2 Неправильное образование формы существительного Мне нравятся многие торта.
3 Неправильное образование формы прилагательного Красивше
4 Неправильное образование формы числительного Он пошел за покупками всего с пятистами рублями.
5 Неправильное образование формы местоимения Ихние таланты
6 Неправильное образование формы глагола (в том числе причастия, деепричастия) Хочут, стекаемые вниз
7 Неверное согласование Установили группу лиц, причастные к ограблению.
8 Неверное управление Бабушка может сделать торт более вкусный.
9 Нарушение связи между главными членами предложения Большинство стояли на своем.
10 Неправильный способ выражения сказуемого Юноша был красивый и стройный.
11 Неверное построение предложения с однородными членами Средство против тревоги и хорошего настроения
12 Неверное построение предложения с деепричастным оборотом Думая о хорошем, тревога все равно не проходила.
13 Неверное построение предложения с причастным оборотом Небо было усыпано сияющими звездами над головой.
14 Неправильное построение сложного предложения Фильм заставил меня задуматься о смысле жизни, который я посмотрел вчера.
15 Смешение косвенной и прямой речи Критик заметил, что я не вижу в этой картине ничего нового.
16 Неправильное членение предложения После того как свет погас. Ничего страшного не произошло.
17 Смешение видовременных форм глаголов Соловей замолкнет на мгновение, а потом запел вновь (или поет вновь).
18 Пропуск слова Упростить процесс (чего?) нельзя.
19 Неправильное употребление частиц Хорошо бы было, если бы мы слышали бы это произведение не в записи.

Существует несколько классификаций грамматических ошибок, из-за чего их номера могут различаться.

Виды речевых ошибок

Речевые ошибки характеризуются нарушением лексических норм, стилистики. К ним относятся: неуместное использование просторечной и диалектной лексики, жаргонизмов; не устраненная контекстом многозначность; путаница паронимов; неудачно подобранные синонимы, антонимы и омонимы; речевые штампы; тавтология; неправильное употребление идиоматических выражений.

Виды речевых ошибок

№ п/п Характер речевой ошибки Примеры речевых ошибок
1 Употребление слова в значении, которое ему не свойственно Благодаря пожару семья осталась без жилья.
2 Неспособность различить оттенки смысла, которые вносят в слово приставки и суффиксы В этом платье она эффективно выглядела. После объяснения отношение девушки к ее поклоннику не поменялось.
3 Неправильное использование синонимичных слов В конечной главе автор раскрывает свое отношение к проблеме.
4 Неоправданное использование стилистически окрашенной лексики (жаргонизмов, канцеляризмов и т.п.) По существу дела герой высказался во время встречи с возлюбленной в беседке.
5 Неоправданное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. Гоголь умел поднять людей на смех.
6 Неоправданное употребление просторечных выражений Герой профукал все свое состояние.
7 Ошибки в лексической сочетаемости Произведение имеет следующие художественные средства.
8 Речевая недостаточность (пропуск слова), речевая избыточность (лишние слова) Привлечь читателей к поднятой проблеме. Очень прекрасные пейзажи.
9 Тавтология (употребление однокоренных слов в одном предложении или соседних) В повести повествуется о жизни простого человека.
10 Неоправданное повторение слова Книга мне понравилась. В книге рассказывается о любви. Книга написана живым языком.
11 Однообразие синтаксических конструкций Когда юноша увидел девушку, то полюбил ее с первого взгляда. Когда герой встретил медведя, то не испугался.
12 Неудачное использование местоимений Этот роман написал Пушкин. Он признан шедевром русской литературы.

Речевые ошибки (в отличие от грамматических) связаны не с построением языковых единиц, а с их использованием.

Виды логических ошибок

Логические ошибки связаны с неправильным построением монологического высказывания (текста сочинения, изложения). Они могут быть разными, начиная от нарушения причинно-следственных связей и заканчивая пропусками важных частей, отвлечением на другие темы.

Вот наиболее частые логические ошибки:

  • нарушена последовательность высказываний;
  • отсутствует связь между частями высказывания;
  • неоднократно повторяется уже изложенное суждение;
  • в микротему включена другая микротема;
  • части высказывания несоразмерны;
  • отсутствует необходимая часть высказывания (логический скачок);
  • нарушены причинно-следственные связи;
  • нарушена логико-композиционная структура текста;
  • имеется сопоставление несопоставимого.

Можно привести примеры логических ошибок в разных частях текста.

Неудачный зачин может характеризоваться тем, что первое предложение содержит отсылку на контекст, который перед вступлением, разумеется, отсутствует. Например, когда текст начинается словами: «В данном произведении…».

В основной части текста могут оказаться сближены в одном предложении разнородные понятия, например: Простакова издевалась над крепостными и вынуждена была заботиться о том, чтобы дать сыну достойное образование.

К логическим ошибкам в центральной части высказывания относится и неправильная последовательность предложений, когда, например, высказывается одна мысль, потом другая, потом осуществляется возврат к первой.

Нарушение причинно-следственных связей тоже наблюдается, чаще всего, в основной части текста.

Неудачной концовкой экзаменаторы сочтут вывод, продублированный в двух предложениях.

Виды фактических ошибок

Фактические ошибки связаны с искажением информации. Обычно эти ошибки встречаются при ссылке на произведения, которые школьник анализирует в своей творческой работе.

К фактическим ошибкам относятся:

  • искажение содержания произведения, в корне неверное его толкование, неудачно выбранный пример;
  • перефразирование цитаты, неточность в ней, приписывание высказывания другому автору;
  • приведение фактов, не соответствующих действительности (в том числе исторических);
  • искажение фамилий и имен писателей, героев, названий литературных произведений.

Фактические ошибки могут заключаться также в явном преувеличении или преуменьшении события или явления, на которое ссылается автор творческой работы.

Фактические ошибки не относятся к языковым ошибкам.

Этические ошибки

К неязыковым ошибкам относятся также этические. Они связаны с проявлением речевой агрессии. Она может быть не только прямой, характеризующейся использованием оскорбительной лексики, но и скрытой. В последнем случае она выражается некорректной критикой, безапелляционными выводами.

Важное замечание

В рамках школьной программы изучаются основные правила русского языка, но не все. Если ошибка допущена по правилу, которое учащиеся не проходили, она исправляется, но при оценивании работы не учитывается. Аналогичным образом учитель должен поступить с графическими ошибками (явными опечатками, описками). Подробнее о том, как оцениваются письменные работы по русскому языку, за какие ошибки снижается отметка и на сколько баллов, а какие оплошности не учитываются, мы поговорим подробнее чуть позже. Цель данной статьи заключалась в том, чтобы помочь вам разобраться, какие ошибки бывают в русском языке, к какому типу относятся те из них, которые учитель обнаружил в конкретной работе. Надеюсь, с поставленной перед собой задачей я справилась.

Орфографические ошибки — ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание), например — учиник, правильно ученик(провер. слово — учёба).

Пунктуационные ошибки — ошибки в постановке знаков препинания.

Грамматические ошибки — ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах. Например: качель(правильно — качели)

Речевые ошибки — употребление не соответствующих смыслу слов или форм слова (непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.)

Стилистические ошибки — ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле (разговорные, жаргонные слова, просторечная лексика). Например: В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Логические ошибки — ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встречающиеся – отсутствие причинно-следственно­й связи. Например: Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла.

Фактические ошибки — ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении).

Нарушение абзацного членения — текст неверно разделен на микротемы, абзацы.

Отдельным видом ошибок можно выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений (изложений)

При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок:

  1. несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;
  2. фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;
  3. логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;
  4. речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
  5. грамматические ошибки;
  6. орфографические и пунктуационные ошибки;
  7. несоблюдение требуемого объема.

на сайте

Предлагаемый ниже материал не носит исчерпывающего характера, но может помочь учителю квалифицировать наиболее типичные ошибки, допускаемые выпускниками в сочинениях (изложениях).
Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпу
фильмы онлайнскника
Фактические ошибки
Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Выделяются две категории фактических ошибок.

1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.

2. Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.
Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Логические ошибки

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
8) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. При написании сочинения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.

Примеры логических ошибок в разных частях текста

Неудачный зачин
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: С особенной силой этот эпизод описан в романе… Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.
Ошибки в средней части
1. В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
2. Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
3. Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
4. Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.
Неудачная концовка
Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических,
орфографических и пунктуационных норм

При проверке и оценке итогового сочинения (изложения) учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок.

Речевые ошибки

Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений;
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);9) необоснованный пропуск слова;
10) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетамиРечевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее).
Проведенная апробация выявила следующие речевые ошибки: нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в).
2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены).
3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака).
4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс);
– без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
– заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).
Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);
6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».
Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:
1. В переносе слов.
2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:
1) тире в неполном предложении;
2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
5) в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки
1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

[1] Подробнее о квалификации ошибок см. в «Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по русскому языку». Данный материал размещен на сайте ФИПИ  (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Несуществующая страница ошибка
  • Несущественная ошибка как пишется
  • Нести нагрузку речевая ошибка
  • Нести звание ошибка
  • Нести военную службу ошибка