Нетипичные ошибки это

На протяжении
всего процесса обучения выполнение
занимающимися физических упражнений
может сопровождаться отклонениями
фактичес­кой техники от заданного
образца. Характер и степень отклонений
могут быть различными. К ошибкам относят
как невыполнение или существен­ное
искажение частей двигательных действий,
так и малоэффективные движения, требующие
лишь дальнейшего улучшения.

В зависимости от
значения, характера и распространенности
ошибок их можно подразделить соответственно
на три группы:

грубые, значительные
и незначительные;

стабильные и
нестабильные;

типичные и
нетипичные;

Грубыми
считаются ошибки, искажающие основу
техники двигатель­ного действия. К
значительной
относят невыполнение общей детали
тех­ники; к незначительной
— неточное выполнение детали, ведущее
к сниже­нию эффективности действия.

Ошибки, возникающие
в процессе овладения физическим
упражне­нием по причине недостаточной
координации усилий или из-за воздей­ствия
временных сбивающих факторов и исчезающие
сразу после принятых мер по их устранению,
называются нестабильными.
Закрепленные в на­вык ошибки называются
стабильными.
Они возникают в результате мно­гократного
повторения неправильных движений в
условиях практического применения
действия.

К нетипичным
относятся ошибки, возникающие эпизодически,
как правило, по субъективным причинам.
Для типичных ошибок свойственна их
распространенность, массовость. Это
явление объясняется общностью причин
возникновения ошибок для определенного
контингента занимаю­щихся, например,
влияние стандартных внешних факторов
или недостат­ки общепринятой методики
обучения данному физическому упражнению.

Очевидно, что одна
и та же ошибка при выполнении физического
упражнения может быть отнесена к каждой
из этих трех групп и одновре­менно
являться значительной, стабильной и
типичной (например, движе­ние по дуге
при прыжках в высоту с разбега способом
«перешагивание»),

Необходимо принимать
меры, предупреждающие возникновение
оши­бок, а если они появились, устранять
их. Главное при этом — вскрыть причины
возможных или имеющихся ошибок. При
исправлении, кроме того, необходимо
определить степень их стабилизации.
Только распознав причину ошибки, можно
найти действенные пути ее предупреждения
или исправления.

Причинами
ошибок при изучении занимающимися
физических упраж­нений нередко
становятся следующие недочеты в
преподавании:

Несоответствие
изучаемого образца техники особенностям
физичес­кой подготовленности
занимающихся. Например, подражание
технике
чемпионов и рекордсменов мира
при отсутствии необходимого уровня
раз­вития физических качеств.

Неверная
последовательность обучения разным
двигательным действиям, имеющим
одинаковые или похожие элементы.
Например, если внача­ле обучать подъему
завесом на перекладине, а потом подъему
верхом, то
возникают типичные ошибки
при попытках выполнить это упражнение;
если
изменить последовательность, то
подобных ошибок удастся избежать.

Преждевременное
создание целостного двигательного
представления
о физическом упражнения,
требующем одновременного управления
многими движениями без учета
подготовленности обучаемых, в результате
чего у них создается неверное представление
о способе достижения практической цели
действия.

Недостаточная
информация занимающихся в процессе
обучения о
действительных отклонениях
от заданных параметров движений и
действий.
Как следствие обучаемые
принимают свои неверные двигательные
представления за правильные и
руководствуются ими.

Несоответствие
предлагаемых учебных заданий и
организуемых ус­ловий деятельности
способности занимающихся выполнять
двигательное действие. Например,
обучаемые способны выполнить физическое
упраж­нение, лишь концентрируя внимание
на его составных элементах, а им предложено
выполнять это действие в эстафете, т.е.
в сочетании с другими действиями, в
условиях соревнования на скорость.

Причинами
двигательных ошибок могут также быть:

Недостаточный
уровень развития отдельных физических
качеств или
отсутствие гармонии в их
развитии. Отсюда несоразмерность
мышечных
усилий и излишняя напряженность.
Например, преобладание силы над
другими
качествами часто приводит к ошибкам
при выполнении действий,
требующих
проявления ловкости.

Неуверенность
занимающихся в своих силах, боязнь
падения и бо­левых ощущений, а также
усталость.

Недостаточная
осознанность учебных заданий и отсюда
неправиль­ное понимание двигательной
задачи и несовершенство умственного
проекта ее решения.

Неблагоприятные
условия внешней среды, а также
несоответствующие особенностям
занимающихся инвентарь и оборудование.
Например,
передвижение двухшажным
попеременным ходом на слишком длинных
иликоротких лыжах, по снежной целине
или по льду, неизбежно повлечет за собой
ошибки в технике его исполнения.

Отрицательный
перенос навыков.

Возникновение
типичных ошибок, которые можно заранее
предви­деть, необходимо предупреждать.

Важнейшими мерами
предупреждения ошибок являются:

  • Соблюдение
    закономерностей формирования двигательных
    навыков, принципов дидактики и управления
    при планировании и осуществлении
    процесса обучения двигательным
    действиям. В частности, не следует
    од­новременно или последовательно
    без перерыва обучать двигательным
    дей­ствиям со сходными подготовительными
    фазами.

  • Подбор средств,
    методов и приемов решения частных
    учебных задач
    в строгом соответствии
    с этапом процесса обучения. Учебные
    задания должны требовать от занимающихся
    доступных усилий для их решения.
    Обес­печение надежной страховки,
    убеждающей занимающихся в безопасности
    выполняемого упражнения.

  • Заблаговременное
    предупреждение о возможных ошибках
    при выполнении движений, определение
    их причины и путей их предупреждения.

  • Применение
    словесного отчета занимающихся о своих
    движениях и
    действиях.

  • Создание обстановки
    неотвратимости проверки и оценивания
    ре­зультатов учебного труда на
    протяжении всего процесса обучения,
    на каж­дом занятии. Важно сочетать
    при этом самооценку ученика с оцениванием
    его действий преподавателем.

Последовательность
исправления ошибок может быть следующая.
Вна­чале исправляются грубые ошибки,
нарушающие структуру физического
упражнения. Лишь только после этого
устраняются ошибки, снижающие эффективность
действия (значительные и незначительные).
Чем раньше приступают к исправлению
ошибок, тем больше вероятность успеха.
Это обстоятельство подчеркивает значение
срочной информации при обучении
физическим упражнениям. Не следует
исправлять несколько ошибок. Для
исправления возможных ошибок используется
большинство изложенных выше методических
приемов обучения двигательным действиям.
Ниже выделены лишь наиболее важные из
них.

Путями
исправления ошибок являются:

Сопоставление
ошибочного и правильного выполнения с
помощью
разбора и объяснения,
контрастного показа, демонстрации
кинофильма
или видеозаписи.

Обеспечение
направленного прочувствования движений
с физической помощью извне, усложнением
или упрощением двигательного действия,
созданием таких внешних условий, в
которых неправильное выполнение движения
или действия невозможно.

Применение
подводящих упражнений, обеспечивающих
возможность
концентрировать внимание
на движении, которое в основном
действии
выполняется неверно.

Использование
заданий с выполнением движений с разной
степенью усилий, с разными отягощениями
и сопротивлениями, с одновременным
измерением результативности действий.
Роль самого занимающегося в предупреждении
и исправлении ошибок также велика.
Вдумчивое наблюдение, внимательное
выслушивание объяснений и оценок
преподавателя, самоанализ совершаемых
попыток выполнить действия и данных,
полученных с помощью средств срочной
информации, — вот необходи­мые условия
успешного освоения физических упражнений.

Для исправления
ошибок, стабилизированных в результате
недоста­точно квалифицированного
обучения, а также при перестройке техники
физических упражнений в связи с возросшим
уровнем физической подго­товленности,
могут быть использованы такие приемы:

Полное изменение
при переучивании всех тех привычных
раздражителей внешней среды, которые
сопутствовали выработке старого навыка.

Прекращение на
время выполнения двигательного действия,
чтобы
затормозить ненужные
условно-рефлекторные связи и лишь только
после
этого вновь приступить к
разучиванию.

Следование правилу:
«от простого к сложному через еще более
слож­ное». Например, прекратив
разучивание данного физического
упражнения, разучить более трудное, но
сходное с ним по структуре, и затем
уже
от трудного перейти к разучиванию
легкого и др.

Выполнение нового двигательного действия в большинстве случаев связано с отклонениями от заданного образца.

Как показывает практика, при применении любых методов и методик обучения избежать ошибок в технике выполнения, прежде всего сложных двигательных действий, не удается. Типичны при этом такие отклонения, как:

  • лишние движения;
  • неточность движений;
  • замедленность, несвоевременность выполнения;
  • излишние мышечные усилия, закрепощенность, скованность движений;
  • искажение общего ритма действия.

Это связано с естественными закономерностями формирования двигательного действия (повышенная возбужденность ЦНС, необходимость преодоления избыточных степеней свободы в различных звеньях двигательного аппарата и др.). Вместе с тем ряд таких отклонений может быть обусловлен недостатками применяемой методики в предварительной подготовке к разучиванию действия. Такого рода отклонения относятся к категории ошибок, которые нельзя допускать, исключив причины их возникновения.

Ошибка – это выполнение упражнения с отклонением от заданной техники, которое оказывает ощутимое влияние на результат действия.

Ошибками считают:

  • невыполнение или искажение двигательных действий;
  • малоэффективные движения.

Предупреждение возникновения ошибок является первоочередной задачей, если их появления не удалось избежать – устранять их. Без определения причины возникновения ошибок невозможно их устранение, следовательно, первоначально необходимо выявить причину возникновения.

Причины возникновения ошибок могут быть следующие:

  1. Недостаточная подготовленность обучаемых к разучиванию действия (недостаточный уровень знаний о двигательном действии, развития физических способностей, двигательного опыта, волевых качеств).
  2. Нарушение последовательности обучения разным двигательным действиям (дидактического правила «от простого к сложному»).
  3. Применение несоответвующих методов обучения.
  4. Неблагоприятные условия внешней среды, применение инвентаря и оборудования, несоответствующего особенностям занимающихся.

Существуют несколько классификаций типов ошибок.

Ошибки в зависимости от значения, характера, распространенности и количеству вовлеченных элементов можно разделить на группы:

  • грубые, значительные и незначительные;
  • стабильные и нестабильные;
  • типичные и нетипичные (общие и индивидуальные);
  • локальные и комплексные.

Ошибки, искажающие основу техники двигательного действия, считаются грубыми. Значительные ошибки связаны с невыполнением общей детали техники, незначительные – с неточным выполнением детали, ведущим к снижению эффективности действия.

Ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражнением, но исчезающие сразу после принятых мер по их устранению, называются нестабильными.

Ошибки, возникшие в результате многократного повторения неправильных движений, переходящие в навык и требующие длительного времени для их устранения, называются стабильными.

Возникновение ошибок, возникающих эпизодически по субъективным причинам, относят к нетипичным. Типичные ошибки, как правило, носят массовый характер и объясняются общностью причин их возникновения у определенного контингента занимающихся. То же самое можно отнести к общим (характерным для большинства) и индивидуальным ошибкам.

Возникновение типичных ошибок, которые можно заранее предвидеть, необходимо предупреждать

Выделяют также ошибки локальные (в отдельных элементах двигательного действия) и комплексные (в нескольких элементах двигательного действия).

Важнейшими мерами предупреждения ошибок являются:

  • соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, дидактических принципов при обучении двигательным действиям;
  • рациональный подбор средств, методов и приемов обучения в строгом соответствии с этапом процесса обучения;
  • заблаговременное предупреждение возможных ошибок при выполнении движений, определение их причины и путей их предупреждения.

Последовательность исправления ошибок.

Вначале исправляются грубые ошибки, нарушающие структуру двигательного действия, затем устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные). К исправлению ошибок приступают сразу же после их выявления во избежание их дальнейшего закрепления. Если допущено несколько ошибок, их исправляют последовательно, по степени их значимости.

Способы исправления ошибок:

  1. Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с использованием принципа наглядности.
  2. Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне (проводкой по движению), усложнением или упрощением двигательного действия.
  3. Создание таких внешних условий, в которых неправильное выполнение движения или действия невозможно.
  4. Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрации внимания на движении, которое в основном действии выполняется неверно.
  5. Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлениями, с одновременным измерением результативности действий.
  6. Повторное выполнение специально подводящих упражнений для коррекции деталей техники.
  7. Выполнение имитационных упражнений.

В предупреждении и исправлении ошибок велика роль самого занимающегося (табл. 2).

Предупреждение и исправление ошибок

Внимательное выслушивание объяснений и оценок преподавателя, наблюдение, самоанализ, сознательное выполнение действия – это необходимые условия успешного освоения физических упражнений.

37.    Классификация ошибок при обучении двигательным
действиям. Причины возникновения ошибок и пути их устранения.

На
протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических
упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного
образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошибкам относят
как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и
малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.

В
зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно
подразделить соответственно на три группы: 1) грубые, значительные и
незначительные; 2) стабильные и нестабильные; 3) типичные и нетипичные.

Грубыми
считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К
значительной относят невыполнение общей детали техники. К незначительной –
неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.

Ошибки,
возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной
координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и
исчезающие сразу после принятых мер по устранению, называются нестабильными.
Закрепленные в навык ошибки называют стабильными. Они возникают в результате
многократного повторения неправильных движений в условиях практического
применения действия.

К
нетипичным относят ошибки, возникающие эпизодически по субъективным причинам.
Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление
объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента
занимающихся, например, влияние стандартных внешних факторов. Очевидно, что
одна и та же ошибка при выполнении физического упражнения может быть отнесена к
каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и
типичной.

Причинами
ошибок при изучении занимающимися физических упражнений нередко становятся
следующие недочеты в преподавании: 1) несоответствие изучаемого образца техники
особенностям физической подготовленности занимающихся; 2) неверная
последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые
или похожие элементы; 3) преждевременное создание целостного двигательного
представления о физическом упражнении, требующем одновременного управления
многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у
них создается неверное представление о способе достижения практической цели
действия; 4) недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о
действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий; 5)
несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности
способности занимающихся выполнять двигательное действие.

Причинами
двигательных ошибок могут быть: 1) недостаточный уровень развития отдельных физических
качеств или отсутствие гармонии в их развитии; 2) неуверенность занимающихся в
своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость; 3)
недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание
двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения; 4)
неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям
занимающихся инвентарь и оборудование; 5) отрицательный перенос навыков.

Важнейшими
мерами предупреждения ошибок являются:

1.
Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов
дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения
двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или
последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными
подготовительными фазами.

2.
Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом
соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от
занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страховки,
убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.

3.
Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений,
определение их причины и путей их предупреждения.

4.
Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.

5.
Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного
труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать
при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.

Последовательность
исправления ошибок может быть следующая. Вначале исправляются грубые ошибки,
нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого
устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные).
Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это
обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим
упражнениям. Не следует исправлять несколько ошибок. Для исправления возможных
ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения
двигательным действиям.

Путями
исправления ошибок являются:

1.
Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и
объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи;

2.
Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне,
усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних
условий, в которых неправильное движение или действие невозможно;

3.
Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать
внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно;

4.
Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с
разными отягощениями и сопротивлением, с одновременным измерением
результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и
исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное
выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток
выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации, —
вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.

Для
исправления ошибок, стабилизированных в результате недостаточно
квалифицированного обучения, а также при перестройке техники физических
упражнений в связи с возросшим уровнем физической подготовленности, могут быть
использованы такие приемы:

1.
Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внешней
среды, которые сопутствовали выработке старого навыка;

2.
Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы затормозить
ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после этого вновь приступить
к разучиванию;

3.
Следовать правилу: «от простого к сложному через еще более сложное».

Я не буду говорить что штампы — это плохо, структурированность — важно, а «Вы» пишется с заглавной буквы только в личной переписке.

Расскажу более тонкие и неочевидные ошибки, которым МАЛО КТО ПРИДАЁТ ЗНАЧЕНИЕ

1️⃣ ИГНОРИРОВАТЬ ПРИМЕРЫ

Примеры переносят текст в повседневную реальность. Если не будет примеров, читатель просто не поймет, зачем ему нужно это все читать. И скорее всего, просто пролистнет, не осилив до конца.

Мы — строительная компания. В каждом проекте мы уделяем особое внимание деталям.
Мы понимаем, как в повседневной жизни важны детали, поэтому установили домофоны не снаружи, а внутри подъездов. Теперь вам не придется мерзнуть на улице, ожидая, пока откроют дверь.

2️⃣ БЫТЬ ВЫШЕ МЕНТАЛЬНО В БЕЛОМ ПАЛЬТО

Есть читатель. Есть его боль. Есть ваше предложение, которым вы закрываете эту боль через текст. Закрывать боль = помогать, а не рассказывать, что читатель — дурачок и теперь должен слушать вас, стоящего в белом пальто.

Успели нахватать кредитов? Вам нужно оформить банкротство — мы расскажем как!
Нет возможности оплатить долги? Это не приговор! Мы поможем законно оформить банкротство и позаботиться о вашей финансовой безопасности.

3️⃣ ВЦЕПИТЬСЯ В ШАБЛОНЫ и ФОРМУЛЫ!

Готовые формулы — не волшебные палочки, рождающие гениальный текст. Поэтому главная задача — закрыть боль читателя, АДАПТИРОВАТЬ шаблон ПОД СЕБЯ и под конкретную ситуацию! Не следуйте слепо и не доверяйте правилам на 100%

Не справляетесь с потоком рабочих дел? Наше приложение для тайм-менеджмента поможет вам. Скачивайте по ссылке!
Иногда так сложно оторваться от видео с котиками, даже если горит десяток задач. Поборите прокрастинацию вместе с нашим приложением!

4️⃣ БЕСПОЩАДНО ОБОБЩАТЬ

Мир-2022 — это мир персонифицированного контента. Поэтому, чтобы пробить информационный шум, важно угадать потребности КОНКРЕТНОГО читателя, а не пытаться угодить всем.

Не знаете, чем побаловать себя этим вечером? Закажите у нас пиццу!
После тяжелого дня в офисе так не хочется спешить в магазин,а потом еще и стоять у плиты. Забудьте. Просто езжайте домой, а по дороге закажите ужин у нас.

Всегда слушайте себя, интуитивно доверяйте ощущениям и пишите текст исходя из двух важных параметров:
«Что хочу от текста я?»
«Что хочет моя конкретная аудитория?»

Степанова н.а.,

nadin8509@rambler.ru кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел; Восточно-сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 664074, г. Иркутск, ул. лермонтова, 110

STEPANovA N.A., nadin8509@rambler.ru chair of administrative law and administrative activity of internal affairs bodies; East-Siberian Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Lermontov St. 110, Irkutsk, 664074, Russian Federation

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Реферат. Процессуальной ошибкой признается неправильное процессуальное действие (бездействие) следователя, прокурора, судьи, которое находит свое проявление в неполноте изучения обстоятельств дела, значительном нарушении требований уголовно-процессуального закона, его неправильном применении и принятии неправильного процессуального решения. к процессуальным ошибкам следует относить любое нарушение закона, недостатки, допущенные на любых стадиях уголовного процесса, а также ошибки в самой процессуальной деятельности независимо от момента выявления ошибки. классификация процессуальных ошибок позволяет более основательно осознать и определить их особенности, что увеличивает эффективность применения процессуальных норм с целью их устранения. Представлена классификация процессуальных ошибок в зависимости от возможности их выявления в суде первой инстанции, в соответствии с которой ошибки могут быть подразделены на выявляемые и такие, которые не могут быть установлены при разбирательстве в суде. Первая группа ошибок, в свою очередь, включает нормативно-правовые, логико-методологические, когнитивные, предметно-схематические ошибки. к ошибкам, которые не могут быть выявлены судом первой инстанции, относится ряд технико-технологических и тактических ошибок, допущенных на стадии предварительного расследования. Также рассмотрена классификация других процессуальных ошибок, которые могут иметь место в следственно-судебной практике при производстве по уголовным делам, в том числе при несоблюдении следователями (дознавателями) на досудебных стадиях уголовного процесса конституционных прав и свобод человека и гражданина; ошибки, выявленные в ходе процессуального (ведомственного) контроля. Рассмотрено соотношение таких понятий, как пробелы, упущения, недостатки, нарушения, заблуждения, отступления.

Ключевые слова: процессуальные ошибки; тактические ошибки; технические ошибки; ошибки в квалификации; классификация процессуальных ошибок.

CLASSIFICATION OF ERRORS MADE IN CRIMINAL PROCEEDINGS

Abstract. Procedural error is recognized as incorrect procedural action (omission) of the investigator, prosecutor, judge, which is manifested in incomplete study of the case, significant violation of the requirements of criminal procedure law, its wrong application and making wrong procedural decision. The procedural errors include any violation of law, shortcomings at any stage of the criminal procedure, as well as errors in the procedural activity itself, regardless of time of error detection. classification of procedural errors allows us to understand and identify their features more thoroughly, thus increasing the efficiency of application of procedural rules aimed at their elimination. The classification of procedural errors based on the ability to identify them in the court of first instance is presented. According to this classification, the errors can be divided into detectable and those that can not be identified during proceedings before the court. The first group of errors includes legal, logical and methodological, cognitive, object-schematic errors. The errors that can not be identified by the court of first instance include a number of technical and technological and tactical errors made at the stage of preliminary investigation. classification of other procedural errors is also considered. They may take place in the investigative and judicial practice during criminal proceedings, including failure to observe the constitutional rights and freedoms of man and citizen by investigators at the pre-trial stages of criminal process; errors detected during procedural (departmental) control. The correlation of such concepts as gaps, omissions, deficiencies, violations, delusions, deviations is analyzed.

Keywords: procedural errors; tactical errors; technical errors; qualifying errors; classification of procedural errors.

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, говоря о состоянии законности и правопорядка, отметил, что качество следствия и дознания остается невысоким, поэтому значительное количество уголовных дел прокурорами возвращается для проведения дополнительного расследования. Так, за 10 месяцев 2014 года прокурорами выявлено 4,4 миллиона нарушений закона на стадии досудебного производства. Из них значительная часть — 2,9 миллиона допущены в рамках приема и рассмотрения сообщений о преступлениях [1].

В Иркутской области в 2014 г. из 25 688 уголовных дел, направленных в суд, было возвращено прокурору 122 уголовных дела, в 2013 г. из 21 493 уголовных дел, направленных в суд, возвращено 151 уголовное дело. Для дополнительного расследования (следствия и дознания) 249 уголовных дел (2014 г.) и 381 уголовное дело (2013 г.) было возвращено прокурорами по различным причинам*.

В научной и практической деятельности для обозначения процессуальных ошибок применяются различные понятия: пробелы, упущения, недостатки, нарушения, заблуждения, отступления.

По нашему мнению, процессуальная ошибка — это неправильное процессуальное действие (бездействие) следователя, прокурора, судьи, которое находит свое проявление в неполноте изучения обстоятельств дела, значительном нарушении требований уголовно-процессуального закона, его неправильном применении и принятии неправильного процессуального решения.

Под процессуальной ошибкой следует понимать любое нарушение закона, недостатки, допущенные на любых стадиях уголовного процесса, а также ошибки в процессуальной деятельности. Для самой сущности ошибки и факта ее существования момент выявления ошибки значения не имеет.

В литературе высказываются различные мнения относительно видов процессуальных ошибок в уголовном судопроизводстве.

Исследователями в области уголовного права и криминологии разработано множество оснований для классификации

* Данные предоставлены Информационным центром ГУ МВД России по Иркутской области.

процессуальных ошибок на виды. В частности, классификация осуществляется по следующим основаниям: характеру и содержанию ошибок; юридической природе; субъектам; характеру выявления и установления ошибок; характеру процессуальных последствий и т.п.

Классификация процессуальных ошибок позволяет более основательно осознать и определить их особенности, что увеличивает эффективность применения процессуальных норм с целью их устранения.

Анализ девяноста трех обвинительных приговоров, вынесенных судами, показал, что типичными процессуальными ошибками являются: неполное освещение доказательств, которые характеризуют личность обвиняемого или потерпевшего (7 %), приведение показаний допрошенного, которые не имеют прямого отношения к конкретному эпизоду (8 %), невыяснение точного времени совершения преступления (11 %), места совершения преступления (место указано неточно или не указано) (9 %) и т.п.**

Проанализировав обвинительные приговоры, можно сделать вывод, что в них установлены такие основания возвращения уголовного дела прокурору, как: несоответствие формы и содержания обвинительного заключения, обвинительного акта требованиям уголовно-процессуального закона или неутверждение его прокурором; явное несоответствие обвинения, изложенного в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, тому обвинению, которое изложено в обвинительном заключении (акте); несоответствие постановления о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера установленным процессуальным требованиям.

Анализ процессуальной ошибки, связанной с отсутствием или неправильным указанием в обвинительном заключении (акте) данных о личности обвиняемого, потерпевшего и других участников процесса, показывает, что не все обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, могут быть основаниями возвращения уголовного дела прокурору в случае их

** Обзор судебных решений Верховного Суда РФ по уголовным делам // Сайт Верховного Суда РФ. URL: http://www.vsrf.ru (дата обращения: 15 июня 2015 г.).

отсутствия в обвинительном заключении (акте) или в материалах уголовного дела. В то же время основаниями возвращения уголовного дела прокурору следует также считать такие ошибки, как неуказание или неправильное указание данных о личности потерпевшего, гражданского истца и ответчика, законного представителя несовершеннолетнего.

При этом дело подлежит возвращению прокурору лишь в том случае, если в других материалах дела данные, которые характеризуют лицо, изложены полно и правильно, и для установления сведений об этих лицах не нужно проводить следственные и процессуальные действия.

К процессуальным ошибкам относится несоответствие обвинения, изложенного в постановлении о привлечении лица как обвиняемого, тому обвинению, которое изложено в обвинительном заключении (акте). Явное несоответствие обвинения может заключаться в следующих конкретных ошибках: противоречивое изложение фактических обстоятельств обвинения; обвинение в обвинительном заключении (акте) не изложено относительно одного из обвиняемых по делу; изложение сути обвинения неполно или не соответствует содержанию постановления о привлечении в качестве обвиняемого; в обвинительном заключении (акте) не указана формулировка обвинения; формулировка обвинения изложена не полностью или не соответствует диспозиции статьи уголовного закона.

Анализ материалов прокурорской практики показывает, что в обвинительном заключении (акте) могут отсутствовать данные, которые конкретизируют размер и (или) характер причиненного преступлением вреда. Возвращение уголовного дела прокурору по этому основанию возможно лишь в следующих случаях: эти данные отражены в материалах дела, однако в обвинительном заключении (акте) они отсутствуют или изложены противоречиво, что не дает возможности установить действительный размер причиненного преступлением имущественного вреда; размер причиненного преступлением имущественного вреда, который указан в постановлении о привлечении лица как обвиняемого, существенно отличается от размера, который указан в обвинительном заключении (акте) [2].

К процессуальным ошибкам относятся и ошибки, допущенные при изложении в обвинительном заключении (акте) фактических обстоятельств преступления (время, место, способ, обстановка), юридической квалификации совершенного обвиняемым общественно опасного деяния, а также несоответствие формы обвинительного заключения (акта) установленным законом процессуальным требованиям. Основаниями возвращения уголовного дела прокурору будут следующие обстоятельства: в обвинительном заключении (акте) не указано, какая мера пресечения применена к обвиняемому; имеются противоречия при изложении формулировки обвинения относительно разных лиц, которые совершили преступление в соучастии; при изложении доказательств нет ссылок на соответствующие тома и листы дела; неполный список лиц, которые подлежат вызову в судебное заседание; факты недопустимой натурализации изложения в обвинительном заключении (акте) обстоятельств совершенного преступления против половой неприкосновенности лица, что исключает их публичное объявление; отсутствует перевод обвинительного заключения (акта) на родной язык обвиняемого или на язык, которым он свободно владеет.

К процессуальным ошибкам относятся также ошибки, допущенные при решении вопроса о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера. Возвращение таких дел прокурору будет способствовать более быстрому рассмотрению этих уголовных дел, создаст дополнительные гарантии охраны и защиты прав несовершеннолетних и ограниченно вменяемых лиц. При этом основаниями возвращения уголовного дела прокурору могут быть следующие: несоответствие постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер воспитательного или медицинского характера установленным процессуальным законом требованиям при условии, что эти ошибки могут быть устранены путем составления нового постановления; постановление не утверждено прокурором или не подписано его следователем; отсутствие списка лиц, которые подлежат вызову в суд.

Среди всех типов ошибок следует выделить такие процессуальные ошибки, кото-

рые могут быть обнаружены во время судебного разбирательства в суде первой инстанции, и те, которые не могут быть обнаружены. Анализ материалов судебной практики показал, что во время судебного разбирательства может быть выявлено: ошибочное признание лица обвиняемым и составление обвинительного заключения для направления дела в суд (аналогично решению относительно применения принудительных мер медицинского характера к лицу) (4 %), неправильное выделение материалов уголовного дела в отдельное производство (3 %). Такое процессуальное решение суд обычно принимает в случае ошибочного определения им соучастия в преступлении*.

К ошибкам, которые могут быть выявлены на стадии судебного разбирательства, относятся нормативно-правовые ошибки, связанные с неисполнением или несоблюдением процессуальных и других правовых норм. Нормативно-правовая ошибка — это результат только неумышленно неправильных действий (бездействия), к которым можно отнести:

— несоблюдение требований составления процессуальных документов;

— использование доказательств, которые не соответствуют требованиям допустимости;

— неистребование дополнительных доказательств, которое приводит к неправильному выводу (в том числе к необоснованному выводу о невозможности решить вопрос по существу).

Значительную группу нормативно-правовых ошибок составляют ошибки в квалификации, под которыми понимается неправильное определение отсутствия или наличия состава преступления, а также его соответствия определенным нормам законодательства. К ошибкам в квалификации приводят недостатки законодательства и ошибки правоприменения.

При этом ошибки в квалификации обобщенно можно дифференцировать на три группы:

— неправильная квалификация состава преступления;

— непризнание состава преступления в деяниях или в совокупности деяний, в которых он содержится;

* Обзор судебных решений Верховного Суда РФ по уголовным делам // Сайт Верховного Суда РФ. URL: http://www.vsrf.ru

— неправильный выбор нормы УК РФ при квалификации преступлений.

Первая из названных ошибок является наиболее распространенной.

Второй тип квалификационной ошибки — это установление наличия в совершенном преступлении состава преступления, несмотря на то, что в действительности его нет. Исправление этой ошибки судами — показатель по большей части профессиональности судебной власти. Однако такое исправление на практике часто обусловлено определенными трудностями, поскольку в соответствии с законодательством и судебные органы, и прокуратура являются отдельными составляющими единой системы государственных правоприменительных органов. По-видимому, именно поэтому в подавляющем большинстве обвинительных приговоров судов мотивировочная часть на 80-100 % воспроизводит содержание государственного обвинения по делу.

Судебное решение должно быть пересмотрено в том случае, если обнаруженные значительные нарушения в ходе досудебного следствия свидетельствуют о наличии ошибки. В данном случае речь идет о процессуальных ошибках, имеющих принципиальный характер, когда неисправление такой ошибки способно исказить саму суть правосудия, суть приговора как акта правосудия.

К числу квалификационных ошибок, связанных с неправильной юридической оценкой совершенного, относятся «избыточные» квалификации. Они нередко допускаются правоприменительными органами сознательно, не только в связи с традиционным обвинительным направлением, а в первую очередь в связи с противоречиями уголовного законодательства. Судьи определяют при квалификации дополнительные статьи УК РФ неоправданно, обеспечивая искусственную реализацию принципа полноты уголовно-правовой квалификации. Так называемые «лишние» статьи суды могут исключать.

В результате по отношению к обвиняемому и подсудимому происходит обратный эффект. Квалификация преступлений сознательно выходит ошибочно завершенной со всеми соответствующими последствиями. При этом не исключается, что судебными инстанциями может быть

оставлена без изменений ошибочная квалификация по приговорам и обвинительным заключениям (актам).

ошибочная юридическая оценка совершенного в связи с неправильным избранием нормы УК РФ может иметь место в случаях квалификации:

— оценочных признаков преступления;

— общественно опасных последствий;

— единых совокупных и сложных преступлений;

— малозначительных преступлений и деяний, которые граничат с проступками [3, с. 387].

Учитывая вышеизложенное, можно выделить две основные причины ошибок в квалификации: правоприменительную и законодательную.

Первая проблема заключается в неточности формулировок отдельных норм в УПК РФ. Например, в ч. 3 ст. 317.4 УПК РФ указывается, что при возникновении угрозы безопасности обвиняемого или подозреваемого, его родственников в случае, если с лицом заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, следователь выносит постановление о хранении документов, которые указаны в ч. 2 ст. 317.4 УПК РФ, в опечатанном конверте. В то же время при необходимости принятия мер по обеспечению безопасности потерпевшего, его родственников и представителя следователь должен получить согласие руководителя следственного органа при вынесении постановления о сохранении данных. Следовательно, согласие руководителя следственного органа в первом случае не нужно, а во втором — требуется.

Неточность законодательных норм означает нарушение правил законодательной техники при осуществлении законотворческой деятельности. Это прежде всего системные и языковые правила. Многозначность слов, которая порождает квалификационные ошибки, имеет место при употреблении в УК РФ терминов, которые имеют несколько лексических значений. В таких случаях целесообразно использовать общепринятое значение данных слов.

Ко второй группе процессуальных ошибок, которые могут быть выявлены в ходе судебного заседания, относятся ло-ги ко-методологические ошибки. Они коренятся в сложности познания материалов

дела и могут быть допущены всеми участниками судебного процесса. Гносеологический аспект логико-методологических ошибок означает, что в сознании участника судебного процесса неадекватно отражаются объективные свойства объектов. Большинство ошибок являются именно логико-методологическими ошибками (в широком понимании). Их можно, в свою очередь, разделить на психологические, логические и фактические (предметные). Логико-методологические ошибки возникают, когда обоснование промежуточных, а также окончательных решений по делу основывается на недостаточной совокупности признаков, что обусловлено нарушением правил логики, а также некорректным применением логических приемов и операций [4]. Объективные предпосылки логико-методологических ошибок заключаются в недостатках организационно-управленческого характера судебной деятельности. В этой группе можно выделить ошибки, которые заключаются в неправильной последовательности применения методов, методик и процедур [5, с. 1-18].

Третью группу процессуальных ошибок, которые могут быть выявлены в ходе судебного разбирательства, составляют когнитивные ошибки. Они могут возникать из-за ошибочного разделения целостного объекта, явления, события, действия на независимые и не связанные между собой части; ошибочного объединения разных, не связанных между собой самостоятельных объектов, явлений, фактов в общее целое, которым эти факты в действительности не были.

В результате несовершенного представления об отношениях между предметами объективного мира могут возникать предметно-схематические ошибки, которые, в свою очередь, предопределены объективными и субъективными факторами [6, с. 48].

К объективным факторам предметно-схематических ошибок следует отнести недостатки современного уровня знаний, на которые опирается отраслевая судебная наука. Субъективные же факторы отражают недостатки в уровне овладения и применения методов и методик в судебной деятельности судьей, специалистом, экспертом определенной специализации. Ошибки третьей группы предопределены неправильны-

ми действиями судьи или его бездействием и возникают из-за неисполнения определенных процессуальных действий.

Предпосылки операционных ошибок заключаются в недостатках организационно-управленческого характера судебной деятельности. В этой группе можно выделить ошибки, которые заключаются в неправильной последовательности применения методов, методик и процедур [5, с. 1-18].

При этом разграничение процессуальных ошибок имеет относительный характер, иногда одни ошибки предопределяют возникновение других, а нередко являются также следствием влияния нескольких факторов.

К процессуальным ошибкам относится неправильный отказ в удовлетворении заявленных ходатайств по делу. Чаще всего такие ходатайства заявляются по поводу переквалификации преступления или привлечения к уголовной ответственности лиц, которые принимали участие в совершении преступления.

Во время судебного разбирательства может быть также обнаружено неправильное признание потерпевшим лица или гражданского истца. Такие дела на доследование не возвращают, а ошибки исправляют непосредственно в судебном заседании процессуальным решением судьи.

К процессуальным ошибкам на стадии досудебного расследования преступлений, которые также могут быть выявлены в суде, относятся технико-технологические ошибки — это ошибки, которые заключаются в неправильном использовании положений и рекомендаций при расследовании преступлений. Распространенными ошибками являются следующие: 1) проведение следственных действий без участия специ-ал иста-криминал иста или специалиста в соответствующей области; 2) несоблюдение технологии работы с определенным технико-криминалистическим средством в процессе поиска следов, осмотра вещественных доказательств при отсутствии соответствующего специалиста [7, с. 15-16].

Технико-технологические ошибки следователь может допустить при составлении отдельных процессуальных документов или в целом при оформлении материалов уголовного дела, что, в свою очередь, приводит к судебным ошибкам.

Такие технико-технологические ошибки следователя обычно относят к тактическим ошибкам [8, с. 2-6]. Но с этим мнением нельзя согласиться, поскольку обычные описки, грамматические или стилистические погрешности, допущенные следователем в документах, подготовлен -ных с использованием компьютера или другой компьютерной техники, отражают именно технический характер работы следователя. Результаты обобщения судеб-но-следственной практики позволяют констатировать, что следователи допускают такие технико-технологические ошибки, как: 1) неправильно указывают анкетные данные лиц, относительно которых возбуждено уголовное дело, или свидетеля, потерпевшего; 2) неполно или неверно описывают внешний вид вещественного доказательства; 3) неправильно описывают в фабулах постановлений процессуальных действий способ совершения преступления; 4) в обвинительном заключении непоследовательно представляют доказательственную базу; 5) протоколируют следственные действия неразборчивым почерком [9].

Тактические ошибки являются наиболее сложными для выявления судьей в процессе судебного разбирательства. Тактическая ошибка заключается в неприменении или ошибочном применении тактических приемов, операций, рекомендаций, направленных на сбор, исследование и использование доказательственной информации.

К недопустимым доказательствам, согласно ст. 75 УПК РФ, относятся показания потерпевшего, свидетеля, которые основываются на догадках, слухах, предположениях. Действительно, содержание доказательства должно быть доступно для оценки и проверки степени его достоверности. Если по делу все же устанавливаются «неполноценные» показания, то у сторон, которые заинтересованы в их проверке, отсутствует возможность проверить данную информацию путем проведения допроса лиц, которые являются «первоисточником» сведений получения доказательств. И это не может не нарушить принципы состязательности и равенства сторон в процессе.

В большинстве рассмотренных уголовных дел судья только диагностирует не-

достатки организации и планирования конкретного следственного действия или всего процесса расследования уголовного дела. Это следует объяснить тем, что тактические ошибки имеют по большей части деятель-ностный или операционный характер. Они связаны с активными действиями следователя в определенных фактических условиях следственной ситуации, которые в материалах уголовного дела будут отражены лишь в письменных планах расследования уголовного дела или (достаточно редко) непосредственно в протоколе проведения отдельного следственного действия. В связи с этим тактические ошибки имеют по большей части латентный характер.

Анализ особенностей материалов судебно-следственной практики позволяет разграничивать процессуальные ошибки по причине, которая вызывает их возникновение, на три вида: а) неверная правовая оценка общественно опасных деяний; б) недочеты законодательства; в) недостаточно высокий уровень правоприменителей.

Каждый из приведенных видов также имеет свою классификацию, предопределенную степенью распространенности конкретной ошибки и особенностями ее выявления судьей непосредственно во время ознакомления с делом в суде первой инстанции. Предложенное деление процессуальных ошибок будет иметь практическое значение в разработке путей их устранения.

Несмотря на правильное в целом применение правовых норм, следователи, прокуроры, судьи, эксперты допускают процессуальные ошибки. Ошибки ведут к нарушению истинности индивидуальных актов применения права, к нарушению законности.

Ошибка в процессуальной деятельности имеет чаще всего скрытый характер. С одной стороны, она обусловлена добросовестным обманом субъекта правоприменительной деятельности, который не предусматривает и не желает допустить ее, с другой — умышленным, неправильным применением права. Правовая аргументация такой деятельности с целью скрыть ошибку должна расцениваться как правонарушение, которое отличается от ошибки направленностью сознания, мотивов и форм вины.

Скрытые или неустановленные ошибки до определенного времени имеют латентный характер и не регистрируются статистикой. С целью систематизации процессуальных ошибок может быть предложена их классификация по ряду признаков:

— в зависимости от особенностей механизма формирования процессуальных ошибок — на неосторожные и ошибки, допускаемые в результате халатности;

— в зависимости от степени распространенности процессуальных ошибок — на типичные и нетипичные ошибки. К типичным относятся однородные ошибки, которые повторяются достаточно часто в процессе правоприменительной деятельности. Выявление типичных ошибок позволит установить наиболее уязвимые места в судебной практике и принять соответствующие меры по исправлению ситуации;

— по субъекту признания ошибки -на ошибки в зависимости от того, на какой инстанции и кем была признана ошибка (например, следователь или руководитель следственного органа, либо суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции);

— по субъекту исправления ошибки: в связи с различной природой процессуальных ошибок их исправление относится к компетенции органов расследования, судов вышестоящих инстанций в кассационном и апелляционном порядке, устранение других ошибок возможно судом, который их допустил. Но в некоторых случаях ошибки могут исправляться и самим судом, который вынес решение.

В следственно-судебной практике могут встречаться и другие виды процессуальных ошибок:

1) ошибки следователя (дознавателя) при несоблюдении ими на досудебных стадиях уголовного процесса конституционных прав и свобод человека и гражданина. Данный вид ошибок может возникать при несоблюдении или нарушении таких конституционных прав и свобод, как:

— равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);

— неприкосновенность личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.ст. 22, 23, 25 Конституции РФ);

— государственное обеспечение достоинства личности гражданина (ст. 21 Конституции РФ);

— право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ);

— право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ);

— право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ);

— право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

2) ошибки, выявленные в ходе процессуального контроля. Полномочия ру-

ководителя следственного органа или начальника подразделения дознания — это средства процессуального контроля, с помощью которых обеспечивается законность при производстве по уголовному делу.

Таким образом, классификация процессуальных ошибок позволяет их систематизировать в зависимости от способов выявления, в частности, в зависимости от причин, которые вызывают их возникновение, или от природы их происхождения, а также в зависимости от правовых последствий их допущения.

Список литературы

1. Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки // Рос. газ. 2015. 12 янв.

2. Возвращение уголовного дела судом прокурору. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-

Плюс».

3. Дугин А.Т. Проблемы борьбы с уголовно-процессуальными правонарушениями при расследовании преступлений средствами прокурорского надзора: дис. … канд. юрид. наук. М., 1995. 387 с.

4. Сорокина Ю.В. Логические юридико-технические ошибки в статье 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за надругательство над телами умерших и местами их захоронений // Материалы заочной конференции Сибирской заочной ассоциации консультантов. URL: http:// sibac.info/index.php/2009-07-01…/3568 (дата обращения: 15 июня 2015 г.).

5. Меретуков Г.М. Противодействие судебному следствию и меры его преодоления в различных судебных ситуациях // Научный журнал КубГАУ. 2011. N 66 (02). С. 1-18.

6. Сабитов Р.А. Теория и практика квалификации уголовно-правовых деяний. М.: Изд-во МГУ, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Назаров А.Д. Следственные и судебные ошибки при заключении под стражу // Российская юстиция.

2010. N 4. С 15-16.

8. Казгериева Э.В. Классификация судебных ошибок // Мировой судья. 2006. N 8. С. 2-6.

9. Феномен судебной ошибки в уголовно-процессуальной деятельности суда. М.: Консультант Плюс,

2011. 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Максим Рублев

Статья в журнале «Я ЭКСПЕРТ»

Реклама – двигатель торговли. Интернет-реклама – не исключение. Впрочем, при неумелом использовании она может не дать желаемых результатов, и вложенные деньги полетят по ветру. О том, как этого не допустить, читайте в нашем интервью с экспертом по росту бизнеса Максимом Рублевым.

Здравствуйте, Максим. С чего лучше начинать запуск продаж в интернете?
– Здравствуйте. Всегда лучше начинать со стратегии. Существует множество инструментов рекламы и способов привлечения клиентов. Правильно заданный вектор развития и грамотная последовательность действий всегда приносит результат. А чтобы этот результат был управляемый, необходимо внедрять аналитику.
На основе полученных данных можно корректировать рекламную компанию и вносить корректировки в сайт. Сайт – это второй по значимости пункт, с чего начинается рекламная компания в интернете.
Если у Вас – стартап, то я рекомендую использовать решения на конструкторах. Это позволяет экономить на дизайнере, программисте и создать его, возможно, даже самостоятельно.
Для действующего бизнеса рекомендую использовать платформу 1C Битрикс. Она платная, но стоимость лицензии невелика (от 5.600 рублей за многостраничный сайт и от 36.000 рублей – за интернет-магазин). Из бесплатных подойдет WordPress (для многостраничных сайтов) и OpenCart (для интернет-магазинов). Это – самые популярные платформы в мире.

– Какие инструменты бизнес-развития лучше всего сейчас работают в интернете?
– Если в общем, то привлекать клиентов могут все распространенные инструменты интернет-рекламы, в том числе контекстная реклама сайта по ключевым запросам, смм (социальные сети), спам классический (почта, смс, пр.) и современный – таргетированная реклама (когда рекламодатель показывает рекламу целевой аудитории, исходя из желаний заказчика, без его прямого разрешения). Если говорить об эффективности рекламных каналов, то для начала необходимо определить тип запроса клиента:
1 тип. Клиент знает, что он хочет, ищет это прямо здесь и сейчас. К примеру, услуга эвакуации авто или смартфон Х 128gb в рассрочку.
2 тип. Клиент не знает об этом товаре или услуге, или знает, но не нуждается в этом срочно. Пример: игрушка для детей – танк, который сражается с другими подобными танками, бухгалтерское обслуживание ИП, без абонентской платы.
В первом примере человек воспользуется поисковыми сайтами, такими как Яндекс и Google, поскольку он точно закроет свою потребность. Здесь подойдет контекстная реклама и SEO продвижение.
Во втором случае сработает лучше таргетированная реклама в социальных сетях по определенным настройкам.

– Как выглядит хороший сайт и как понять, что он работает?
– Все зависит от задач. Если задача – создавать WOW-эффект, то сайт должен быть просто красивый, с креативной анимацией, возможно, с внедрением геймификации (игровые, интерактивные элементы, на которых пользователь может «залипнуть»).
Если задача у сайта – продавать, то дизайн должен быть лаконичным, а каждый заголовок или надпись на кнопке – вызывать желание оставить заявку или позвонить.
Показатель эффективности сайта – его конверсия (количество заявок на объем переходов). Для интернет-магазинов показатели конверсии могут быть в пределах 0.5%-4%. Для продающих сайтов – 3%-15%. Разница в цифрах определяет не только эффективность сайта, но и качество трафика. Бывает такое, что из-за плохо настроенной рекламы приходят нецелевые клиенты, которые портят показатели конверсии сайта. Поэтому работайте всегда с профессионалами, они сэкономят Вам много денег и нервов.

– Какие же специалисты могут помочь бизнесмену в популяризации его услуги или продукта?
– Крупные компании всегда нанимают, в первую очередь, директоров по интернет-маркетингу, так как эти люди обычно знают нюансы работы всех каналов рекламы и разрабатывают стратегию продвижения компании.
Директор, в свою очередь, уже нанимает аналитика (при рекламных бюджетах свыше миллиона рублей в месяц штатный аналитик окупается за месяц). Далее идет маркетолог, который разрабатывает креативы и продающий контент, а также другие линейные специалисты – за контекстную рекламу отвечает директолог, за продвижение сайта – seo-специалист, популяризацию бренда в сети – pr-менеджер и смм-специалист, за таргетированную рекламу в facebook/instargam/vk – таргетолог.
Частая ошибка – нанять одного человека под все задачи. В реальной жизни встречаются «многорукие-многоногие», но профессионал обычно владеет не более двумя компетенциями. Да, профессионалы стоят дорого, но скупой платит трижды. Вы это и так прекрасно знаете по дешевой китайской электронике.

– Как выбрать качественного интернет-подрядчика из множества предложений?
– Начнем с самого главного. Вне зависимости от того, кого Вы хотите привлечь (юридическое или физическое лицо), его опыт, наличие портфолио или рекомендация знакомого не имеют значения и не гарантируют результата.
Вот пара железобетонных доводов:
1. Интернет-реклама – самая быстроразвивающаяся область со множеством зависимых переменных. То, что дало результат сегодня, не факт, что сработает через полгода, а через год и вовсе будет работать по-другому.
2. Рекомендаций и кейсов можно написать любое количество, а друзья интернет-специалиста или агентства с удовольствием выступят бывшими работодателями или клиентами.
Как быть? Если есть необходимость нанять линейного специалиста, процесс нужно доверить специалисту в данной области, с тестированием и прочим.
Если требуется нелинейный специалист, то работу нужно строить небольшими этапами, результаты которых будут подтверждать квалификацию.
Самая большая ошибка – доверить принятие решений по развитию бизнеса в сети системному администратору или штатному seo-специалисту. Единственный вариант динамично развивать компанию – это нанимать раз в 6-12 месяцев сторонние компании на платный аудит деятельности сотрудников или подрядных организаций (от отдела продаж до бухгалтерии).

– Какие самые неординарные методы рекламы практикуете сейчас?
– Самый интересный, на мой взгляд, метод рекламы на текущий момент – поведенческий фактор в сфере продвижения сайтов. Это относится как к Яндексу, так и к Google.
Работает он следующим образом: разные люди из одного региона со своих устройств ищут Ваш сайт в поисковиках по определенным запросам (к примеру, эвакуация авто), переходят на него и совершают необходимое целевое действие. Через месяц-два Ваш сайт поднимется на первые строчки.
Далее прорабатываем контент на сайте – делаем так, чтобы люди проводили на нем больше времени, чем у конкурентов. Благодаря этому Ваш сайт останется в ТОПе поисковиков. Напоследок прорабатываем маркетинг, чтобы максимальное количество трафика преобразовывалось в обращения (заявки на почту, звонки).

– Реально маленькой компании без больших бюджетов стать лидером в интернете?
– Да, реально. Частый пример, когда крутые интернет-продвиженцы становятся партнерами в бизнесе. Тогда с малыми бюджетами можно добиться очень больших успехов.
Вы можете заметить, что лидеры рынка имеют обычно большое количество сайтов-лендингов под каждую услугу, под каждый продукт, под каждую целевую аудиторию. Смыл в том, что коммерческие предложения должны быть ориентированы на конкретного человека, с его болями и запросами.

– На что следует обратить внимание крупной компании, у которой все хорошо?
– На безопасность. Никто на это не обращает внимания и мало кто осознает, что это – дополнительная статья расходов.
Практически все программисты зашивают бэкдор (уязвимость) в сайт на тот случай, если им не оплатят работу, что позволяет выключить его, даже если заказчик сменит доступы. После сдачи проекта уязвимость остается, и ее эксплуатируют хакеры.
Также уязвимости бывают в криво написанных модулях-компонентах для сайтов. Защититься от этого можно одним способом – заказывать аудит безопасности, с попыткой взлома интернет-проекта. Если этого не делать, то персональные данные Ваших клиентов перетекут к конкурентам, а деньги с оплат на сайте уйдут на другие банковские счета.

– Как изменится рынок интернет-рекламы в ближайшие 5 лет?
– Банально, но с приходом искусственного интеллекта многие линейные профессии исчезнут. Сейчас уже существуют сервисы автоматизации маркетинга, через 5 лет они выйдут на новый уровень. Те, кто это осознают (из крупных рекламных IT-компаний), пытаются прыгнуть в уходящий поезд с внедрением big-data.
Рынок интернет–рекламы очень сложный, быстро изменчивый бизнес. Я уже сейчас наблюдаю, как некоторые продвиженцы работают грузчиками, так как не востребованы рынком труда.
Если смотреть еще шире, то вообще заниматься бизнесом в России становится с каждым годом сложнее, а платежеспособных покупателей становится меньше.
На данный момент у молодой компании даже с небольшим бюджетом есть шансы обогнать компанию с двадцатилетним опытом благодаря современным инструментам и умелым рукам рекламщиков. Но через 5 лет, когда автоматизация маркетинга станет носить массовый характер, весь рынок займут «крупные рыбы», у которых будет банально больше оборотных средств.
Поэтому, если в вашей нише есть более сильные игроки, то рекомендую обратить внимание на маркетинговую стратегию, ведь как говорил Билл Гейтс: «В будущем на рынке останется два вида компаний те, кто есть в интернете и те, кто вышел из бизнеса».

Ссылка на источник: https://yaekspert.ru/2019/11/22/типичные-и-нетипичные-ошибки-в-интерн/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нетфликс ошибка ui 113
  • Нет подушки безопасности как убрать ошибку
  • Нетерпимая жизнь лексическая ошибка
  • Нетфликс ошибка nw 6 403 на телевизоре samsung
  • Нет подмастерьев есть ошибка верно