Неточность ошибка зевок

Как классифицируются ходы? Что такое «блестящие ходы» или «зевки»?

В отчете о партии можно увидеть список всех ходов по группам, например, ‘Сильнейший ход’ или ‘Неточность’. Как это определяется?

Классификация ходов

Классификация ходов объединяет искусство и науку. Как отличить отличный ход от неплохого? Какой ход — зевок для мастера, а какой — для любителя? Что важнее: разница между +2 и +1 или между +0.7 и +0? При какой оценке движка позиция может считаться “выигранной”?

Новая классификация ходов на Chess.com использует модель “ожидаемого результата” вместо арифметической разницы в оценке хода, сделанного в партии, и лучшего с точки зрения движка. 

«Ожидаемый результат» — шансы на победу с учетом рейтинга шахматиста и оценки движка, где 1.00 — верная победа, 0.00 — верное поражение, а 0.50 — равенство.

При 1.00 у вас 100% шансов на победу, а при 0.00 у вас 0% шансов на победу. После каждого хода алгоритм оценивает, насколько уменьшился ожидаемый результат и соответственно классифицирует ход (см. таблицу).

Таблица I: Классификация ходов в зависимости от изменения ожидаемого результата.

Классификация Нижняя граница Верхняя граница
Сильнейший 0.00 0.00
Отличный 0.00 0.02
Неплохой 0.02 0.05
Неточность 0.05 0.10
Ошибка 0.10 0.20
Зевок 0.20 1.00

Также мы усовершенствовали алгоритм выявления особых ходов: «блестящих», «замечательных» и «упущенных побед».

«Упущенная победа» значит, что вы не смогли использовать ошибку противника и получить выигранную позицию, оказавшись в равной или худшей позиции. Как и при определении ожидаемого результата, оценка движка, при которой позиция считается выигранной, равной или проигранной, зависит от рейтинга шахматиста.

Блестящие (!!) и замечательные (!) ходы — всегда сильнейшие или почти сильнейшие в определенной позиции. По новому определению блестящий ход всегда связан с выгодной жертвой фигуры. Существуют и другие условия: позиция не должна остаться проигранной после блестящего хода, и этот ход должен являться единственным, ведущим к победе. Как обычно, алгоритм более снисходителен к начинающим шахматистам.

Замечательный ход обозначается одним восклицательным знаком (!). Такой ход оказывает решающее воздействие на ожидаемый результат, например, ведет к равенству в проиграной позиции или выигрывает равную. И снова алгоритм более охотно признает замечательными ходы начинающих шахматистов.

Выявление блестящих (!!) и замечательных (!) ходов с помощью отчета о партии позволит вам не только узнать о них самому, но и рассказать всем о своих достижениях.  

Нашли ли вы нужный ответ?


Спасибо за ваш отзыв

Не удалось отправить ваш отзыв. Пожалуйста, попробуйте позже.

Последнее обновление Июль 27, 2022


Словарь шахматного жаргона.

Язык шахматистов велик, могуч и чуден! Данный толковый словарь Ожегова поможет бестолковым понять смысл специфических шахматных выражений.


«Сепулька — см. Сепулькарий…»
— Станислав Лем


А

Адванс (продвинутые шахматы) — шахматы, в которых людям позволяется пользоваться помощью компьютеров. От английского Advanced chess.


Армагеддон — решающая блиц-партия, в которой чёрным даётся на минуту меньше и ничья в их пользу.


Атакёр — шахматист, играющий в остро-атакующем стиле.


Б

Баранка (бублик) – поражение, ноль в таблице турнира.


Белопольник — белопольный слон.


Белоцветчик — игрок, который сильно играет белыми фигурами и заметно слабее — чёрными.


Бешеная фигура — фигура, которую многократно приносят в жертву, чтобы создать на доске пат. Пример бешенства ладьи в этюде.

Ничья

Первый ход очевиден. 1.Rxc2 f2! После 1…Re1+ 2.Kh2 R1e2 3.Kg3 fxg2 4.R2c6+ Ka5 5.Rc1= задание выполнено. 2.Rxf2 g3 3.Rf1 Rh5+ 4.Kg1 Reh6 5.Rf6+! Жертва ладьи не просто откладывает мат, но и подготавливает патовый «домик» для короля! 5…Rxf6.

6.Ra8+ Kb7. Понятно, что нельзя ни 6…Kb5 7.Ra5+; ни 6…Kb6 7.Ra6+. 7.Ra7+ Kb8 8.Rb7+ Kc8 9.Rc7+ Kd8 10.Rd7+ Ke8 11.Re7+. «Бешеная» ладья — вечный шах, ничья!


Бомба — дебютная новинка (разработка) огромной силы, меняющая оценку известного варианта. Одна из ярчайших старых, добрых, докомпьютерных бомб.

Полугаевский — Торре Москва 1981 (Л. Полугаевский)

Возникла исходная, если можно так сказать, позиция «варианта Ботвинника». Именно её я примерно полмесяца, рискуя потерять драгоценное время, анализировал при подготовке к матчу с Э.Мекингом. Риск оправдал себя. Бессонной ночью, весь захваченный работой, я однажды буквально вздрогнул: словно жар-птица за хвост была поймана абсолютно новая идея… 11.exf6 Bb7 12.g3 c5 13.d5 Nb6?! 14.dxe6! Qxd1+ 15.Rxd1 Bxh1 16.e7 a6. Небольшой чудо-вариантик: 16…Bh6 17.Nxb5 Nd5 (или 17…Rc8 18.Nc7+ Полугаевский) 18.Bh3!! Nxe7 19.Rd8+!! (Rybka).

Что теперь делать? После 17.exf8Q+ у белых есть хорошая компенсация за качество, но, пожалуй, не более того, так как им постоянно приходится считаться с возможным движением чёрных пешек ферзевого фланга. И вот… 17.h4!! Bh6 18.f4!! Отдав ладью, белые вовсе не собираются восстанавливать материальное равновесие и довольствуются тем, что ладье h8 не скоро суждено войти в игру. 18…b4 19.Rd6! (19.Nb1=) 19…Rb8 20.Nd1 Bxg5 21.fxg5 Nd5! 22.Bxc4 Nxe7 23.fxe7 Kxe7 24.Rf6!, и белые победили. Эта новинка – лучшее из того, что мне удалось сделать в шахматах за всю жизнь!


Буллит (или пуля) — игра с ультра-коротким контролем времени, от одной минуты на партию и меньше. Практикуется в основном на интернет-серверах. От английского bullet — «пуля».


Быстрые шахматы (быструшки) — игра с контролем времени от 15 до 30 минут на партию.


В

Вилка – нападение одним ходом на две (или три) фигуры. Редчайшая разновидность вилки встретилась в следующей партии.

Ботвинник — Смыслов Матч на первенство мира (м/12), Москва 1954 (М. Ботвинник)

29.Rg1 f6 30.exf6 Ne4. На этот промежуточный ход чёрные и возлагали надежды. 31.f7+!! Большая неожиданность! Пешку можно взять только ладьёй, но тогда центральная пешка остаётся без защиты и дебютная идея белых получает своё завершение — белопольный слон белых с решающим эффектом вступает в борьбу. В случае 31.Qg2 Nxf6 они имели бы выигранную позицию, ибо все пешки белых были слабы, а чёрная пешка d5 была надёжно защищена конём. 31…Rxf7 32.Qd8+ Kh7 33.Bxd5. Все три фигуры чёрных под боем — материальные потери для них неизбежны. (Кажется, единственный случай тройной вилки слоном в шахматной истории! — vasa)

33…Nf2+ 34.Kg2 Qf6 35.Qxf6 Rxf6 36.Kxf2 Rxf5+ 37.Bf3 Rf4 38.Rg4. Чёрные сдались. 1-0


Висячие пешки — Белые пешки на с4 и d4 (или чёрные на с5 и d5) в отсутствие поддерживающих их пешек на вертикалях «b» и «е». Сила висячих пешек наглядно была продемонстрирована в следующей классической партии.

Корчной — Карпов Матч на первенство мира(м/1), Мерано 1981 (А. Карпов)

9…Nbd7. Минут 30 я обдумывал не столько сделанный ход, сколько оценивая перспективы образования «висячих» пешек «с» и «d». Я знал, что соперник любит играть против этих пешек, но возникающая динамичная позиция была и мне по вкусу. 10.cxd5 exd5 Ход 10…Nxd5? здесь невозможен, ибо после 11.Nxd5 exd5 12.Bxe7 Qxe7 пешка с7 не защищена. 13.Rxc7 11.0–0 c5 12.dxc5 bxc5 13.Qc2. Белые начинают перестройку с целью развить максимальное давление на пешку d5, но, как показывает дальнейшее течение борьбы, у чёрных находится достаточная контригра.

13…Rc8 14.Rfd1 Qb6. Обязательный ход. На поле b6 ферзь расположен наиболее удачно. Он имеет возможности для манёвра, в частности выпад Qf5 будет парирован ходом Qe6. Можно считать, что чёрные подготовились к операциям в центре. 15.Qb1 Rfd8 16.Rc2 Qe6 17.Bg3 Nh5 18.Rcd2 Nxg3 19.hxg3 Nf6.

20.Qc2. Перестройка тяжёлых фигур не производит убедительного впечатления. 20…g6. Прикрывая поле f5, чтобы освободить от этой функции ферзя. 21.Qa4 a6 22.Bd3 Kg7. Необходимая профилактика. В случае пешечных прорывов в центре, в некоторых вариантах может быть важным, чтобы размен ладей происходил без шаха. 23.Bb1 Qb6. Критическая позиция. 24.a3?

24…d4! Тематический прорыв… И чёрные победили


Вскрышка — вскрытый шах. Простейший пример вскрышки: 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nxe5 Nxe4? 4.Qe2 Nf6??

5.Nc6+ и т.д.


Вынести в одну калитку — уверенно обыграть.


Г

Голый король — незащищённый король.


Гроб (тж. безнадёга, горшок, жбан, труба, ящик ) — плохая, безнадёжная позиция.


Д

Дармовой заезд — атака без жертв или удобная позиция без риска.


Детский мат — 1.e4 e5 2.Bc4 Nc6 3. Qh5 (или 3.Qf3 и 4.Qxf7#) Nf6 4.Qxf7# — мат. Возможны вариации.


Доплывать — cознательно играть на ничью во всех оставшихся партиях турнира, имея хороший запас очков — чтобы не упустить синицу из рук.


Дракон — вариант сицилианской защиты, в котором расположение чёрных пешек напоминает одноимённое чудовище: 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6!

И затем 6…Bg7. Изобретатель названия Ф.И. Дуз-Хотимирский счёл положение чёрных пешек от d6 до h7 напоминающим расположение звёзд в созвездии Дракона.


Дыра — слабое поле.


Длинная рокировка — помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: три поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0-0.


Дрова (дровишки) — слабые пешки.


Дурацкий мат — 1.g4 e5 2.f3 Qh4# — мат. Это наикратчайший возможный мат в шахматной партии.


Ё

Ёж — возникающая во многих дебютах пешечная структура, в которой пешки стоят по шестой (третьей) горизонтали.


З

Забор — пешечная цепь.

После 38.h5 в партии Belov,V — Nguyen,N (Aeroflot Open 2007 Moscow) была зафиксирована ничья. Чёрные фигуры никоим образом не могут перелезть через забор.


Задвижка — тематическая жертва завлечения, создающая предпосылку для спёртого мата.


Закрыть (похоронить) вариант — опровергнуть дебютный вариант, который ранее считался корректным.


Заснуть — надолго задуматься.


Звон — болтовня во время блица.


Зевок — грубая ошибка, результатом которой становится потеря той или иной фигуры или пешки.

Петросян — Бронштейн Турнир претендентов, 1956

36. Ng5?? «Этот ход не нуждается в комментариях. Комичность зевка в том, что белые оставили ферзя под ударом единственной боеспособной фигуры противника» (Петросян). 36…Nxd6, и белые, разумеется, сдались.


И

Игра на 2 результата — ситуация, когда стабильный перевес одной из сторон фактически исключает вероятность проигрыша.


Игра на 3 результата — острая ситуация, в которой крайне трудно предсказать итог партии и всё возможно…


Играть руками — играть автоматически, без раздумий, делая напрашивающиеся ходы.


Играть с листа — играть незнакомую дебютную схему, без домашней подготовки.


Изолятор — изолированная пешка.


Испанка — испанская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5…


Испортить прическу — разрушить монолитность пешечного построения.


Итальянка — итальянская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5.


К

Катать — играть на победу абсолютно любую позицию.


Качка — качество, разница между ладьей и лёгкой фигурой.


Китайская ничья — прекратить игру, размашистым движением руки смахнув фигуры с доски.


Клиент — удобный партнёр, у которого удаётся выигрывать всегда и всюду.


Комбинат — эффектная комбинация.


Комбинатор (великий к.), комбайнёр — игрок, умеющий красиво комбинировать за доской.


Коновал, Коноваленко(будённовец) — игрок, умело оперирующий конями. Превосходным коновалом показал себя Топалов в следующей партии.

Крамник – Топалов Матч на первенство мира (м/8), Элиста 2006

44… Ne4 45.Ra6+ Ke7 46.Rxa5 Rg3+ 47.Ke2 Rxe3+ 48.Kf1 Rxb3 49.Ra7+ Kf6 50.Ra8 Nxf4 51.Ra1 Rb2 52.a5 (52.Rg8 Kf7-+) 52…Rf2+ и мат конями неизбежен.


Кооператив — 1. Жанр шахматной композиции, в котором обе стороны, белые и чёрные, сотрудничают в деле постановке скорейшего мата одной из них. 2. Шутливое обозначение для слабой игры, помогающей противнику выиграть «на ровном месте».


Короткая рокировка — помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл: два поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0.


Контра — контригра, встречная инициатива.


Конь Каспарова — чёрный конь на d3. (См. 16-ю партию матча Карпов — Каспаров, Москва, 1985)


Конь Тарраша — конь на краю доски.


Король Стейница — активный король в миттельшпиле.


Круговик — турнир по круговой системе, которая предусматривает небольшое и обычно чётное количество участников. Все они должны сыграть друг с другом — в один или в два круга. Крайне редко — в четыре.


Л

Ладейник — ладейное окончание.


Лошадь (или скакун, кобыла) — конь. То есть шахматная фигура!


М

Маленькое качество — преимущество слона над конём


Материал — фигуры и пешки. А также их сумма, иногда выражаемая в пешечном эквиваленте.


Матешник (матец, композитор Матецкий) — мат! Матильда, Матильда Петровна — красивый неожиданный мат.


Матовала — шахматист, любящий или умеющий играть на мат.


Мельница – комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, когда соперник вынужден лишь переставлять короля с одной клетки на вторую и обратно.


Н

Навес — удар.


Насиловать позицию — играть вопреки требованиям позиции. Например, играть на выигрыш там, где необходимо защищаться и бороться за ничью.


Не выйти из дебюта — получить прямо в дебюте плохую позицию.


Ничья в кармане — возможность играть (в том числе на выигрыш) без какого-либо риска, с гарантией ухода на ничью при необходимости.


О

Обдёрнуться — сделать не тот ход, что задумал.


Обжорный ряд — седьмая (вторая) горизонталь, на которую вторгается неприятельская ладья, и начинает пожирать пешки.


Огребание люлей — действие, во всех смыслах противоположное их раздаче.


Окучить (пешку или слабость) — методично, постепенно атаковать, окружить и уничтожить.


Отжарить или отпарить — обыграть. Убедительно обыграть!


Отравленная пешка (или фигура) — незащищённая явным образом боевая единица, взятие которой ведёт к печальным последствиям.


П

Первая линия — наилучший вариант игры за обе стороны, предлагаемый той или иной шахматной программой.


Пешечник — пешечное окончание.


Пластуны — пешки, «ползущие» в ферзи на разных флангах одновременно


Плюс раз (два и т.д.) или «+1» («+2»и т.д.) — текущий результат игрока в турнире, означающий разницу между количеством побед и поражений. Например, 6 из 10-ти — это плюс два («+2»). А 3,5 из 10-ти — это минус три («-3»). Соответственно, быть в плюсе (или идти в плюсе) — иметь положительный баланс побед и поражений. Быть в минусе (или идти в минусе) — отрицательный. Минус бывает глубоким. А плюсбольшим.


Плотный ход — ход с повышенным запасом прочности, улучшающий взаимную защиту фигур.


Подкрутить (или замутить) позицию — осложнить игру неочевидным и быть может даже плохим ходом. Осуществляется в блице или в серьёзной партии в цейтноте соперника.


Полтинник — 50% набранных очков из возможных. Например, 3,5 очка в 7-ми турах.


Поднять ход (идею) — найти в позиции неочевидное, нетривиальное решение.


Поза — позиция.


Поплыть — растеряться, потерять нить игры.


Похоронить вариант — опровергнуть применяемый на практике и считающийся корректным дебютный вариант. Довести анализ до категоричной оценки в пользу одной из сторон. Бывает так, что потом вариант удаётся реанимировать.


Прихватить соперника в дебюте — добиться значительного преимущества в начальной стадии партии.


Провисать (фигура, пешка) — оказываться без защиты.


Промежуток — промежуточный ход — неожиданная вставка в вариант, который изначально казался форсированным.


Проходимец — проходная пешка.


Р

Работа по дереву — анализ на доске с фигурами, без использования компьютера.


Раздача люлей — выигрыш с особым цинизмом.


Разноцвет — позиция с разноцветными слонами. Например, с белопольным слоном у белых и чернопольным у чёрных. Других слонов в позиции нет.


Расписать (ничью) — Исполнить короткую, быструю ничью. Чаще всего в подобных случаях соглашение на ничью происходит еще до партии.


Рассыпаться – проиграть неплохую позицию в несколько ходов.


Рентген — эффект долговременного воздействия дальнобойной фигуры, от которого фигуры соперника не в состоянии надёжно укрыться. Например в конструкции «белый слон на g2, чёрные конь на с6, ферзь на b7, король на a8» чёрный король ощущает рентгеновское действие белого слона.


Рубить флаг — играть исключительно с целью заставить соперника просрочить время.


Рыба — ничья.


Рыбка — один из сильнейших аналитических модулей (шахматных программ).


С

Самоходки — связанные и далеко продвинутые пешки, остановить которые соперник не в состоянии.


Сбор урожая — реализация позиционного перевеса: серия ходов, в результате которой атакующая сторона добивается значительного материального преимущества.


Сицилианка — сицилианская защита.


Скинуть (пешку и т.д.) — пожертвовать или вернуть материал.


Славянка — славянская защита.


Слоны Горвица (Horwitz Bishops) — два слона, стоящие рядом и простреливающие открытие диагонали. Употребляется на Западе. «Мне рассказывал один туркменский тренер, что у них старики называют двух рядом стоящих слонов вторым ферзём» (Ivanych).


Слон Гуфельда — чёрный слон g7 в старушке.


Слон Фишера — активный белопольный слон в испанке или сицилианке.


Соскок — спасение в трудной позиции.


Сплав — умышленный проигрыш партии.


Старушка — староиндийская защита.


Столбик — серьёзный перевес. От +/- или -/+. Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в столбик» (если перевес у белых) и «минус-плюс в столбик» (у чёрных).


Стоять (или стоять на месте) — не предпринимать активных действий, делать выжидательные ходы.


Строчка — решающий перевес. От +- или -+ . Это оценки, введенные в обиход югославским «Информатором». Произносятся как «плюс-минус в строчку» (если перевес у белых) и «минус-плюс в строчку» (у чёрных).


Стучать — играть в блиц. Также играть в серьёзной партии на цейтнот соперника, быстро ходить и резко переключать часы.


Т

Треугольник — круговой манёвр по трём клеткам, с помощью которого можно передать очередь хода сопернику.


Топталка, топталово (тоже что и сюрпляс) — повторение позиции вновь и вновь.


Тура (бадья, башенка) — ладья.


Туристы — 1. Любители, получавшие в XIX — нач. XX вв. фору, равную ладье (туре); 2. Участники чемпионата мира, не претендующие на титул или высокий результат. Термин ввёл в обиход Гарри Каспаров в 1999-м году — во время нокаут-чемпионата мира ФИДЕ в Лас Вегасе.


Тычок — пешечный удар.


У

Уконтрапупить — обыграть, разгромить.


Ф

Фианкетировать слона — развить белого слона на b2 или g2. Или чёрного, соответственно, на b7 или g7. Фишка, фига — шахматная фигура.


Форсаж — форсированный, то есть вынужденный вариант.


Форточка – ход пешкой, имеющий целью защитить короля от потенциальных матовых угроз по последней горизонтали.


Х

Хвост — аутсайдеры в турнире. Последние доски в командных соревнованиях.


Ц

Цементировать — надёжно защитить.


Цуг, цуцик — цугцванг: ситуация, в которой любой ход ведёт к ухудшению позиции. Может быть взаимным. Пример цугцванга:

Новиков — Яковенко Aeroflot Open 2007 Moscow, 2007

Ход чёрных: «=». Например, 80…Rf8 81.Rf4+! Rxf4 — пат. Ход белых: «-+». То есть 1.Rg7 (1.Rc4 g2+) 80…Rf8 и т.д.


Ч

Чернопольник — чернопольный слон.


Четырёхлошадник, квадрига, куадрилья — дебют четырёх коней. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Nc3 Nf6.


Ш

Шайба — пешка или лишняя пешка.


Шведки или шведские шахматы — игра пара на пару, когда съеденные у противника фигуры передаются партнёру, который имеет право вместо хода выставить фигуру на произвольное поле.


Швейцарка — турнир по швейцарской системе, которая предусматривает произвольное большое число участников и жеребьёвку перед каждым туром. Её основной принцип — между собой должны играть игроки с одинаковым количеством очков.


Швиндель — короткий комбинационный удар. От немецкого Schwindel (головокружение).


Шлёпать — играть бездумно и быстро. И как правило — слабо.


Шпилер — от немецкого Spieler, азартный игрок, цепкий практик, который делает ставку на мелкие ловушки и использование грубых ошибок соперника.


Штаны — ситуация, в которой две проходные пешки рвутся в ферзи, и вражеский слон не в состоянии их задержать, действуя по одной диагонали. Вспомним классику.

Котов — Ботвинник 22-й чемпионат СССР, Москва 1955 (М. Ботвинник)

59…g5!! 60.fxg5. Взятие пешкой «h» проигрывает прозаически: 60.hxg5 h4 61.f5 (61.Bd6 Bf5 62.g6 Bxg6 63.f5 Bxf5 64.Kxb3 Kg2) 61…Bxf5 62.Kxb3 h3 63.Bd6 Kxe3. После решения принятого Которым, окончание становится «поэтическим»!

60…d4+! Центральная пешка, смело шагнув под три удара, приносит себя в жертву, чтобы спасти отдалённую проходную. 61.exd4. Взятие королём (61.Kxd4) лишено смысла, так как пешка «b» становится ферзём — 61…b2. После 61.Bxd4 Kg3 62.g6 Kxh4 63.Kd2 победа достигается путём 63…Kh3!! 64.Ke2 Kg2 65.Bf6 h4 и т.д. 61…Kg3. Ещё можно было нарваться на такой ничейный вариант 61…Kg4 62.d5 Bxd5 63.Bf2. 62.Ba3 Kxh4 63.Kd3 Kxg5 64.Ke4 h4.

65.Kf3. Чёрные не виноваты, что противник избежал более эффектного заключительного хода: 65.d5 Bxd5+! 65…Bd5+. Белые сдались. На доске типичная позиция из эндшпилей с разноветными слонами при отдалённых друг от друга проходных пешках, которая носит название «штаны».

Для начала разберемся, чем отличаются зевки от просмотров. В своей книге «Секреты практических шахмат», Джон Нанн написал следующее:

«Просмотры и зевки — две разновидности одного и того же явления. Если вы упустили что-либо из виду и благодаря счастливой фортуне последствия оказались не слишком серьёзны, то вы совершили просмотр; если же итоги катастрофичны, значит, вы зевнули».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что зевок ведет к резкому ухудшению позиции, либо мату. В играх шахматистов-любителей, не редкость, когда один из соперников теряет ферзя. Реже противники «обмениваются любезностями», т.е. сперва один зевает ферзя, затем второй. Примеры таких партий представлены в статье «Игра без ферзя — играть до последнего».

В комментариях к ходам, зевки  обозначается двумя вопросительными знаками «??» — «грубая ошибка».

Как бы странно это не звучало, но и гроссмейстеры, входящие в число лучших шахматистов мира, иногда зеваю. Подобные примеры мы приводили в статье «Ошибки и зевки известных шахматистов».

В данной статье мы решили собрать советы профессионалов по борьбе с просмотрами и зевками.

Как избавиться от зевков в шахматах

Правило Блюменфельда

«Правило Блюменфельда» — определение придумал и сформулировал Александр Котов в своей книге «Тайны мышления шахматиста». Приводим выдержки из этой книги.

«Многие ошибки шахматистов имеют «…одну причину, и мы считаем эту причину наиболее действенной: чаще всего именно она лежит в основе самых грубых просмотров и зевков. Рассчитывая длинный вариант, гроссмейстер, естественно, опасается не заметить чего-нибудь, упустить какую-либо возможность, могущую возникнуть в позиции через пять — шесть ходов. Увидеть тонкости, предусмотреть все издалека не так-то просто, поэтому той далёкой будущей позиции шахматист отдает всё своё внимание. И случается так, что уже на первом ходу, так сказать, у подножия дерева расчёта, шахматист не замечает элементарного удара, простейшей угрозы. Вспомните, читатель, как часто именно эта причина являлась главной в свершенных Вами шахматных ошибках. Лично в моей практике подобная слепота, просмотр того, что лежит вблизи, «под ногами», — явление частое.

Как же предупредить эту серьёзную опасность? Много лет назад мы обсуждали эту проблему с видным советским мастером, сделавшим многое для выяснения психологических законов шахматной борьбы, Вениамином Марковичем Блюменфельдом. Он защитил диссертацию на тему о психологии шахмат. Блюменфельд тоже жаловался на то, что часто не видит «под носом», и утверждал, что подобное явление в той или иной мере бывает у самых сильнейших среди сильных. Для борьбы с этим серьёзным бичом Вениамин Маркович вывел следующее правило, которое я позволю себе назвать правилом Блюменфельда (пусть читатель не обижается за длинную его формулировку). Закончив расчёт вариантов, пробежав все ветки дерева расчёта, Вы прежде всего должны записать предполагаемый ход на бланке. Именно прежде, чем сделать ход! Я наблюдал за многими своими коллегами и заметил, что большинство гроссмейстеров сначала записывают ход, потом делают его на доске, и лишь немногие поступают наоборот. Писать нужно полной нотацией, каллиграфическим почерком. Посмотрите на запись ходов Ботвинника, Смыслова, Кереса — каждая буква, каждая цифра у них на бланке выведена предельно чётко. Записывая ход на бланке, Вы тем или иным способом отвлекаетесь от далёкого мира будущего Вашей партии, которому Вы только что отдали полчаса драгоценного времени, и возвращаетесь в мир настоящего, к позиции, стоящей на доске. И когда Вы, записав ход, вновь посмотрите на расположение фигур, это уже не будет взгляд фантаста, взгляд, устремлённый в будущее: Вы станете смотреть на позицию глазами присутствующего в турнирном зале бойца, человека, осязающего реальность, ясно представляющего себе заботы настоящего момента.

Это был первый Ваш шаг возврата в действительность. И всё-таки даже тогда ещё не передвигайте на доске фигурку, не торопитесь. Потратьте ещё одну минуту — потом Вы об этом не пожалеете — и взгляните на позицию «глазами начинающего», так, будто Вы не гроссмейстер, не мастер, а начинающий шахматист. Мат в один ход мне не грозит? А в два? Ферзь мой не под боем, а ладьи? Не зеваю ли я пешку? Такая элементарная проверка позиции наверняка избавит Вас от просмотра на первом ходу и явится надежным подкреплением к только что законченному глубокому исследованию позиции. Следуя этому правилу, Вы будете удачно сочетать глубину мышления с практической точностью и безошибочностью».

Следуя правилу Блюменфельда, после каждого хода необходимо смотреть на позицию новым взглядом и задавать себе элементарные вопросы связанные с собственной безопасностью:

  • Не грозит ли мат в один ход?
  • Не грозит ли мат в два хода?
  • Не под боем ли ферзь?
  • Не под боем ли ладьи?
  • Не зеваю ли я пешку?

Сегодня мы поговорим о наиболее распространенных дебютных ошибках, которые подсознательно делают многие шахматисты во всем мире, не понимая, что они делают что-то не то. Эти ошибки такие легкие, поэтому их легко определить и устранить, но Вы должны знать, где их искать.

Итак, дайте рассмотри эти ошибки:

1. Пренебрежение развитием

Каждый шахматист знает, что цель дебюта состоит в том, чтобы развить фигуры. Игрок, который делает это более эффективно и правильно обладает преимуществом в ранней стадии миттельшпиля. Из-за преимущества в развитии он может раньше начать атаку, не компрометируя безопасностью своего короля. Такие игроки часто выигрывают партию в раннем миттельшпиле с впечатляющей атакой на короля, застрявшего в центре.

Звучит великолепно, не так ли? Почему большинство игроков пренебрегают развитием и проигрывают партии?

На это есть 3 причины:

  • 1. Игрок становиться жадным в дебюте, съедает пешки, жертвую 2-3 важными темпами развития.
  • 2. Это конечно, же ход одной и той же фигурой несколько раз без каких-либо выгодных причин. «Выгодная причина» определяется в том случае, если повторный ход позволяет выиграть какой-либо существенный материал из-за тактического приема или возможность поставить мат королю соперника.

    Вы должны быть осторожны, потратив впустую много важных темпов, чтобы выиграть материал, может и не наступить время, когда можно будет его реализовать, из-за очень сильного отставания в развитии.

  • 3. Игрок может и не знать, куда точно следует развивать фигуры (об этом мы поговорим в одном из разделов ниже).

Давайте посмотрим пример партии, которая ясно демонстрирует ситуацию, когда игрок пренебрегает развитием:

2. Осуществление неподготовленной атаки

Большинство шахматистов знает, что в дебюте нужно развивать фигуры, рокироваться, соединять ладьи, занимать центр и только затем начинать атаку. Однако, если они видят возможность проверить соперника, или напасть на его фигуры, то они с легкостью идут на это, даже если это не обещает материальных приобретений и потребует раннего развития Ферзя.

Вы должны всегда иметь в виду, что неподготовленная атака задержит Ваше развитие, и рано или поздно Вам придется отступить, делая ненужные ходы и проигрывая темпы.

Лучшей стратегией будет сначала закончить развитие и только потом начинать атаку. Иначе Вы можете закончить тем, что будете играть дебют, а Ваш соперник уже войдет в миттельшпиль.

3. Задержка рокировки

Рокировка — очень важная часть в развитие. Рокировка не только прячет Вашего короля в безопасное место, но она также соединяет ладьи. Есть причины, когда ее делать опасно и даже смертельно, но это больше исключение, чем общий случай, главным образом вызванный отставанием в развитии.

В большинстве дебютов лучше быстро рокировать и дальше продолжать игру без лишнего волнения по поводу безопасности своего короля.

4. Нет плана на Миттельшпиль

Самый простой способ играть дебют состоит в том, чтобы развить свои фигуры на позиции, где они кажутся более сильными. Слоны должны быть развиты на открытые диагонали, ладьи на открытые линии, а кони в центр доски. Однако лучший подход разыгрывания дебюта заключается в том, чтобы знать куда точно ставить фигуры, согласно плану миттельшпиля.

Например, если Вы планируете атаку на короткую рокировку короля соперника, то следует разместить слона на большую диагональ, подтянуть коня и ферзя. Также неплохо поставить ладью таким образом, чтобы можно было ее подключить к атаке, при необходимости.

Когда развиваете фигуры, всегда думайте о Вашем будущем плане игры в миттельшпиле. Благодаря этому, вы можете себе сохранить много важных темпов и получить преимущество.

5. Интуитивная игра

Интуитивная игра, это когда принимаются решения, основанные на чувствах, а не на расчете. Если у Вас рейтинг не 2 500, то вероятнее всего Вам не следует полагаться на свою интуицию слишком часто. Как правило, такие партии заканчиваются за 10 ходов с матом.

Правильнее будет оценить позицию, по крайней мере на 2-3 хода вперед, а также принять во внимание основные дебютные принципы.

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня, то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко, эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

Средняя партия в шахматы длится около 40 ходов. Если вы сделаете всего одну ошибку – вы можете сразу же проиграть. Другими словами, одна ошибка имеет больший вес, чем куча хороших ходов!

Одна ошибка имеет больший вес, чем куча хороших ходов!

Одна ошибка имеет больший вес, чем куча хороших ходов!

Содержание

  • 1 Коротко о том, как избежать ошибок в шахматах
  • 2 Промахи против стратегических ошибок
  • 3 Основная причина ошибок
  • 4 5 вещей, которые вы можете сделать, чтобы избежать ошибок
  • 5 Упражнения, которые помогут вам избежать ошибок
    • 5.1 Упражнение № 1
    • 5.2 Упражнение № 2
    • 5.3 Упражнение № 3
  • 6 Почему ошибки присущи игре в шахматы
  • 7 Что великие шахматисты говорят об ошибках
  • 8 Как психология относится к ошибкам
  • 9 Ошибки представляют собой уникальную возможность обучения
  • 10 Больше причин, почему важно работать над тем, чтобы делать меньше ошибок
  • 11 Заключительные комментарии

Коротко о том, как избежать ошибок в шахматах

Большинства грубых ошибок в шахматах можно избежать, если включить в свой мыслительный процесс 2 важных шага:

  1. Всегда определяйте угрозы вашего противника, прежде чем вы начнете думать о своих собственных действиях.
  2. Подумайте о текущей роли фигуры (или пешки), которой вы хотите сходить, и о последствиях ее хода. Другими словами, подумайте о том, как ваш противник мог бы воспользоваться вашим предполагаемым ходом.

Одиннадцатый чемпион мира Бобби Фишера:

Роберт Джеймс Фишер - 11 чемпиона мира по шахматам

Мои соперники тоже делают хорошие ходы. Иногда я не принимаю эти вещи во внимание.

— Роберт Джеймс Фишер —

Промахи против стратегических ошибок

Грубая ошибка (зевок) обычно относится к серьезному тактическому упущению, из-за которого вы теряете материал или иным образом проигрываете партию прямо здесь и сейчас.

Стратегические ошибки, с другой стороны, — это ошибки, которые стратегически ослабляют вашу позицию, но не поднимаются до уровня тактической ошибки. Стратегические ошибки обычно вызваны непониманием позиции, а не недосмотром. Технически, в момент игры вы имеете меньше контроля над стратегическими ошибками, чем над грубыми ошибками.

Этот урок будет посвящен тому, чтобы научиться избегать грубых ошибок (тактических оплошностей), а не стратегических ошибок (что является отдельной темой).

Основная причина ошибок

Ошибка — это больше, чем просто глупая оплошность. Наоборот, это свидетельство недостатка вашего мыслительного процесса. Было кое-что, что ты должен был учесть, но ты не сделал этого.

Ошибка — это свидетельство недостатка вашего мыслительного процесса.

Мы все совершаем ошибки, но мы должны работать над тем, чтобы совершать меньше ошибок, и первый шаг к тому, чтобы совершать меньше ошибок, — это выявить недостатки в своем мыслительном процессе.

5 вещей, которые вы можете сделать, чтобы избежать ошибок

В шахматах мы, естественно, склонны сосредотачиваться на собственных идеях. Однако шахматы — это игра двух игроков, и вы должны с таким же уважением относиться к идеям нашего противника.

В дополнение к выявлению угроз соперника и размышлению о последствиях предполагаемого хода, прежде чем сделать ход, вот еще 5 вещей, которые вы можете сделать, чтобы избежать распространенных ошибок в шахматах:

  1. Постарайтесь понять свои собственные ошибки. Очень полезно просматривать партии, которые вы сыграли, особенно те, которые проиграли. Найдите ошибки и задайте себе вопрос: «Почему я допустил эту ошибку?» Развивая более глубокое понимание того, почему вы допустили ошибку, вы можете повысить чувствительность своего ума к ошибкам, которые вы обычно совершаете. Это понимание может помочь вам избежать подобных ошибок в будущем. Ниже на этой странице вы найдете 3 тренировочных упражнения на грубые ошибки, которые иллюстрируют типичные ошибки, допускаемые шахматистами.
  2. Практикуйте дисциплинированный процесс расчета. Дисциплинированный процесс вычислений — ваша первая защита от ошибок. Это включает в себя обучение выявлению и расчету угроз и идей вашего оппонента.
  3. Совершенствуйте свои тактические навыки. Недостаточное знание тактических моделей и мотивов значительно затрудняет эффективный расчет вариантов. Оплошности также более вероятны, если ваши тактические навыки не очень хороши. Совершенствуйте свое тактическое мастерство, изучая мотивы, которые появляются в шахматных тактических задачах. Делая это, вы повысите свою «осведомленность о шаблонах» и сможете гораздо раньше замечать распространенные ошибки в шахматах.
  4. Улучшите свою концентрацию. Ошибки, как правило, увеличиваются, когда вы устаёте умственно. Вы можете тренировать свою способность концентрироваться в течение длительных периодов времени, решая сложные шахматные задачи.
  5. Совершенствуйте свои навыки визуализации. Способность визуализировать последствия ваших намеченных ходов до того, как вы сделаете ход фигурой, вероятно, является самым важным навыком, который поможет вам избежать грубых ошибок.

Упражнения, которые помогут вам избежать ошибок

Ваш шахматный рейтинг — это не только показатель вашей способности находить хорошие ходы. Это в равной степени показатель вашей способности избегать ошибок.

Ниже приведены 3 упражнения, иллюстрирующие типичные ошибки шахматистов. Их изучение поможет вам избежать подобных ошибок в собственных партиях.

Упражнение № 1

Примечание: цель этих упражнений не в том, чтобы бросить вам вызов их сложностью, легкой или трудной, а в том, чтобы обратить ваше внимание на типичные недостатки, которые присутствуют в нетренированном, бессистемном и непоследовательном мыслительном процессе.

Ход черных. Почему намеченный ход черных d5 является грубой ошибкой?

Ход черных. Почему намеченный ход черных d5 является грубой ошибкой?

Прокрутите вниз, чтобы посмотреть решение.

*

*

*

Прежде чем коснуться пешки d, черные должны были понять, что ход этой пешки лишит их контроля над полем e5.

Прежде чем коснуться пешки d, черные должны были понять, что ход этой пешки лишит их контроля над полем e5. Белые пользуются этим последствием и играют Сe5!, связывая черного ферзя. Внезапно, в свете потери ферзя, идея черных продвинуть проходную пешку по линии «d» становится неактуальной. Этот пример еще раз доказывает, что вы всегда должны думать о том, как ваш противник может воспользоваться вашим ходом, прежде чем вы его сделаете.

Упражнение № 2

Белые хотят сыграть Лc1 – с идеей оказать давление на пешку c7 черных, угрожая Фxc7. Но почему Лc1 было бы ошибкой?

Белые хотят сыграть Лc1 – с идеей оказать давление на пешку c7 черных, угрожая Фxc7. Но почему Лc1 было бы ошибкой?

Прокрутите вниз, чтобы посмотреть решение.

*

*

*

Первым шагом в вашем процессе расчета должно быть выявление угроз вашего противника, прежде чем вы начнете думать о своих собственных ходах.

Размышляя над своей идеей (надавить на пешку с7), белые не подумали об угрозах противника. Черные угрожали Кe2+, вилка с нападением на короля и ферзя. Это служит напоминанием о том, что первым шагом в вашем процессе расчета должно быть выявление угроз вашего противника, прежде чем вы начнете думать о своих собственных ходах.

Упражнение № 3

Черные хотят нейтрализовать роль агрессивного слона белых на c3. Стратегия имеет смысл, но почему 1… Сf6 было бы тактической ошибкой?

Черные хотят нейтрализовать агрессивного слона белых на c3. Стратегия имеет смысл, но почему 1… Сf6 было бы тактической ошибкой?

Прокрутите вниз, чтобы посмотреть решение.

*

*

*

После 1... Cf6 черные не предвидели последствий 2.Cxf6 Лxf6 в том, что они уступят контроль над полем e7.

После 1… Cf6 черные не предвидели последствий 2.Cxf6 Лxf6 в том, что они уступят контроль над полем e7. Потеря контроля над полем e7 позволяет белым сделать разрушительный ход 3.Лe7, угрожая Лxc7 и Фxg7#. Важным аспектом визуализации является способность инстинктивно замечать тонкие последствия ваших действий и тактические идеи, которые становятся возможными в результате этих последствий. Это улучшается только при специальном обучении с течением времени.

Почему ошибки присущи игре в шахматы

Шахматы сложны. Шахматы трудны. Мы люди. Люди будут совершать ошибки, особенно когда все становится трудным и сложным.

Но давайте продолжим, взглянув на более светлую сторону вещей. В конце концов, постоянная возможность ошибки любого из игроков придает игре большое волнение и предвкушение.

По словам «Волшебника из Риги» Михаила Таля:

Ошибки плохи для игры, но они неизбежны. Игра без ошибок — бесцветна.

— Михаил Таль —

Михаил Таль заметил, что ошибки придают цвет шахматной партии. Это соответствовало его стилю игры. Он часто выбирал осложнения как средство усилить давление на своих противников. Даже если его идеи не всегда были здравыми, давление часто приводило к тому, что его оппонент совершал ошибку. Это очень эффективная стратегия — окажите давление на противника и позвольте ему внести «цвет» в игру!

Глупые ошибки могут совершать даже гроссмейстеры. Владимир Крамник — четырнадцатый чемпион мира по шахматам, пользующийся большим уважением в шахматных кругах. В 2006 году он сыграл матч против Deep Fritz (лучший шахматный движок того времени).

В позиции ниже, играя черными, Крамник классно зевнул, сыграв 34… Фe3. Он совершенно упустил из виду, что белые угрожали 35.Фh7# (мат в один ход):

Крамник сыграл 34... Фe3?? позволив белым сыграть 35.Фh7#

Крамник сыграл 34… Фe3?? позволив белым сыграть 35.Фh7#

Это было, конечно, исключением. Гроссмейстеры не часто ошибаются. Они научились минимизировать свои ошибки. Насколько известно, после этой партии Крамник не допустил еще одной ошибки мат в один ход.

Что великие шахматисты говорят об ошибках

Ценность обучения на ошибках становится очень очевидной, если мы вспомним, что говорили об этом великие мастера игры.

Евгений Зноско-Боровский (русский шахматист, шахматный теоретик и литератор):

Евге́ний Алекса́ндрович Зноско-Боро́вский

Избегание ошибок — это начало, как и конец, мастерства в шахматах.

— Евгений Зноско-Боровский —

Ход, который кажется безопасным для любителя, может оказаться роковой ошибкой в ​​глазах мастера. Независимо от вашего уровня игры, вы всегда будете сталкиваться с этой истиной: избегать распространенных ошибок в шахматах должно быть так же важно для новичка, как и для мастера.

Если вы регулярно играете в шахматы, велики шансы, что вы хотя бы раз проиграли игроку, который в значительной степени основывал свою стратегию на избегании ошибок. Они просто делают уверенные ходы и ждут, когда вы совершите ошибку. Потом они этим пользуются. Это раздражает, но эффективно.

Чемпион мира Магнус Карлсен:

Магнус Карлсен

У меня нет никаких иллюзий, что я прекрасно разбираюсь в шахматах или что-то в этом роде. Просто мне приходится работать над относительно простыми ошибками. Я делаю их на каждом турнире. Когда я смогу снизить процент таких ошибок, все станет намного лучше.

— Магнус Карлсен —

Я не мог не заметить, что он специально упомянул «простые ошибки». Ошибка, простая для Карлсена, не будет такой простой для любителя, но суть ясна – независимо от вашего уровня, вы должны стараться избегать ошибок, простых на вашем уровне.

Примерно то же самое говорят и многие другие мастера шахмат.

Анатолий Карпов (двенадцатый чемпион мира):

Анатолий Карпов

В общем, надо научиться не проигрывать, и тогда победы придут сами собой.

— Анатолий Карпов —

По словам Карпова, нужно научиться не проигрывать. Научиться не проигрывать не так просто, как может показаться. На самом деле, есть удивительно много факторов, которые могут заставить вас совершать ошибки. Изучение этого также улучшит ваше общее понимание игры.

Гарри Каспаров (тринадцатый чемпион мира):

Техническая фаза может быть скучной, потому что там мало возможностей для творчества, для искусства. Скука ведет к самодовольству и ошибкам.

— Гарри Каспаров —

Техническая фаза в основном относится к эндшпилю – на доске стало меньше фигур и большая часть напряженности в миттельшпиле снята. Однако самоуспокоенность делает эндшпиль очень опасной территорией. Напомните себе, что многие шахматисты совершали зевки в, казалось бы, простой позиции в эндшпиле.

Моя любовь к динамическим осложнениям часто заставляла меня избегать простоты, когда, возможно, это был самый мудрый выбор.

— Гарри Каспаров —

Представьте себе: вы недавно потратили много времени на изучение тактики. Ваши тактические навыки улучшились, и вы стремитесь продемонстрировать свои новые способности. Тактическая возможность, кажется, есть на доске – но это довольно сложно. Не позволяйте желанию продемонстрировать свое тактическое мастерство затуманить вашу объективность!

Может быть, вы пропустили встречную тактику прямо в конце ваших расчетов? Если вы не уверены, не рискуйте. Самое неприятное в тактике, которая не сработала, заключается в том, что вашему противнику не нужно было делать ничего особенного, чтобы победить вас. Лучше играть в пределах своих ограничений. (Исключение, конечно, когда ваша позиция уже объективно проиграна – в таком случае имеет смысл вводить осложнения).

Как психология относится к ошибкам

Психология может оказать большое влияние на вашу игру в шахматы. Например, интересное наблюдение состоит в том, что среди неопытных игроков часто случаются две или три ошибки подряд. Когда они совершают ошибку, они изо всех сил пытаются оправиться от разочарования и склонны повторять свою ошибку, делая еще одну.

Давид Бронштейн (претендент на первенство мира, двукратный чемпион СССР):

Давид Ионович Бронштейн - один из великих шахматистов 20 века

Если вы допустили ошибку или неточность, не нужно раздражаться и думать, что все потеряно. Вы должны быстро переориентироваться и найти новый план в новой ситуации.

— Давид Бронштейн —

Потратьте минуту, чтобы переориентироваться, если вам нужно. Быстро адаптируясь к новой ситуации, вы увеличиваете свои шансы вернуться в игру. (Конечно, это зависит от серьезности допущенной вами ошибки).

Как шахматисту очень важно оставаться объективным и не позволять своим субъективным чувствам влиять на ваше решение. Это нелегко сделать, но это важный навык сам по себе.

Александр Котов (чемпион СССР по шахматам, участник турниров претендентов):

Шахматист, гроссмейстер, Александр Александрович Котов

Нет никаких сомнений в том, что причиной моей ужасной оплошности была чрезмерная самоуверенность, которая подорвала мое чувство опасности. Так вот где искать причину дурных промахов — в ликующем чувстве самовосхваления.

— Александр Котов —

Как шахматист вы, вероятно, сталкивались с такой ситуацией:

Вы играете против противника с более высоким рейтингом. Ваша позиция прочна. Вы играете хорошо, и уверенность растет. И тогда вы совершаете неловкую ошибку, которая ведет к немедленному проигрышу. Это расстраивает.

Уверенность может вдохновить вас играть лучше, но чрезмерная уверенность — враг объективности. Требуется терпение, чтобы довести игру до конца, оставаясь при этом клинически объективным.

Ошибки представляют собой уникальную возможность обучения

Шахматисты обычно хотят как можно быстрее забыть свои ошибки. В конце концов, кто хочет, чтобы ему напоминали об их ошибках?

Ирония, однако, заключается в том, что вы научитесь избегать ошибок, только если потратите время на изучение уроков, которые они вам преподают.

Хосе Рауль Капабланка (третий чемпион мира):

Хосе Рауль Капабланка - третий чемпион мира по шахматам

Вы можете узнать гораздо больше из проигранной партии, чем из выигранной. Вам придется проиграть сотни партий, прежде чем стать хорошим игроком.

— Хосе Рауль Капабланка —

Конечно, Капабланка имел в виду не только обычные промахи, но и позиционные ошибки и ценность приобретения опыта. Но идея та же – если хочешь стать хорошим шахматистом, учись на своих ошибках.

Ваши ошибки представляют собой уникальную возможность учиться, потому что они специфичны для вашей ситуации, и это указывает, где именно вы должны сосредоточить свое внимание.

Больше причин, почему важно работать над тем, чтобы делать меньше ошибок

Помимо очевидного факта, что вы выиграете больше партий, если сделаете меньше ошибок, вот еще несколько причин, по которым вы должны работать над уменьшением ошибок:

  • Разочарование, которое возникает из-за многократных глупых ошибок, может лишить вас удовольствия, которое вы получаете от шахмат. Глупая ошибка заставляет вас чувствовать, что вы не смогли продемонстрировать свои истинные способности. Это может быть обескураживающим, особенно если вы никогда не решаете проблему.
  • Частые промахи могут привести к потере уверенности в своих силах. Проигрыш нескольких игр против шахматистов с более низким рейтингом из-за глупых ошибок может серьезно повредить вашему эго.

Заключительные комментарии

Ошибка — это больше, чем просто глупая оплошность. Это свидетельство недостатка в вашем мыслительном процессе. Было кое-что, о чем ты должен был подумать, но по какой-то причине ты этого не сделал.

Два наиболее важных улучшения, которые вы должны внести в свой мыслительный процесс, — это:

  1. Определите угрозы вашего противника, прежде чем вы начнете думать о своих собственных ходах.
  2. Подумайте о текущей роли фигуры (или пешки), которую вы хотите переместить, прежде чем сделать ход. Другими словами, подумайте о том, как ваш противник может воспользоваться вашим предполагаемым ходом.

Я надеюсь, что после изучения этого урока вы будете на пути к тому, чтобы делать меньше ошибок!

Автор: Луи Хольцхаузен

сложность: ★

Многие новички не понимают, почему они проигрывают в шахматы. Ниже приведены наиболее распространённые ошибки начинающих. Они могут казаться очевидными для более опытных игроков, но тем, кто делает первые шаги, стоит задуматься над каждым пунктом.

1)  Пренебрежение развитием фигур

Особенно это относится к дебюту. Начинающие любят «воевать» одной фигурой, особенно ферзём. Они думают, что если делать ходы, только самой сильной фигурой, то это приведёт к успеху. Такое мнение в корне не верно. В шахматах, как и любой войне, победить можно, только если мобилизована вся армия. Один в поле не воин. Другая причина, почему новички не играют всеми фигурами – банально не помнят, кто как ходит. Разумеется, не имеет смысла играть с полным комплектом фигур, пока не изучены все правила шахмат.

Почему-то новички часто не замечают, что противник может напасть  на связанную фигуру и выиграть её. Иногда и вовсе забывают про связку и ходят связанной фигурой, теряя более ценную.

3) Образование слабых пешек

Пешки назад не ходят. Далеко продвинутая пешка может быть не только силой, но и слабостью, если она сильно оторвалась от «коллектива». К тому же образуются слабые поля вокруг пешек. Следует чётко взвешивать плюсы и минусы каждого хода пешкой, иначе можно очень быстро ослабить свою позицию для вторжения неприятельских фигур.

4) Полное игнорирование пешек

Иногда начинающие наоборот упорно не делают ходов пешками, играя только фигурами. Возможно, они думают, что раз пешка – самая слабая боевая единица, то и ходить ею необязательно. Ещё раз – задействовать надо всё войско. Пешки как раз должны идти в первых рядах, как лёгкая пехота. Это вынудит неприятельские фигуры отступать, так как они ценнее пешек. Но и про пункт 3 следует помнить.

5) Увлечение материальными завоеваниями

Конечно,  преимущество в количестве фигур и пешек – это большой задел к успеху. Но не следует забывать, что главная цель шахмат – это всё-таки мат королю. Так что материал ради материала это неправильно. К тому же следует всегда помнить, что соперник может специально пожертвовать фигуру или пешку, чтобы заманить в ловушку. В некоторых дебютах атака с жертвами может вестись вообще с первых ходов. Яркий пример — королевский гамбит. Да и в более спокойных на первый взгляд началах есть варианты, когда одна из сторон начинает вести атаку без оглядки на материальный баланс, например, как в классической системе староиндийской защиты.

6) Бесцельные ходы

Новички часто ходят без определённого плана, лишь бы сходить. Это неправильно. Каждый ход должен иметь какую-то цель. Вы должны уметь ответить сами себе на вопрос «зачем я туда хожу?». Лучше сделать ход с ошибочной целью, чем вообще без цели.

7) Излишнее стремление к разменам

Начинающие любят «кушать» фигуры просто так. Они даже понимают, что при размене (то есть, когда с доски исчезают равноценные фигуры) материальное равновесие не нарушится, но соблазн велик. А ведь каждый размен может принести как выгоду, так и неприятности. Например, разменивать свою пассивную фигуру на активную фигуру соперника – выгодно, но не наоборот. Иногда новички в своём стремлении ко взятиям согласны даже отдать более ценную фигуру за менее ценную боевую единицу соперника. Очевидно, что на успех в партии, играя таким образом, можно не рассчитывать. Прочитать про относительную ценность фигур можно здесь.

8) Пренебрежение безопасностью своего короля

Цель в шахматах – поставить мат королю соперника. Но не следует  и забывать про своего монарха, ведь у противника цель точно такая же. Поэтому не забывайте сделать рокировку – на фланге королю обычно безопаснее, чем в центре. Следите за тем, чтобы в случае возможной атаки рядом с собственным королём были защитники. Также не двигайте без нужды пешки, прикрывающие вашу самую главную фигуру.

9) Игнорирование планов соперника

Это одна их самых серьёзных ошибок в шахматах и то, что отличает сильных игроков от слабых. После каждого хода соперника, прежде, чем начинать просчитывать свои гениальные идеи, надо спросить себя «зачем он туда пошёл?». И только ответив себе на этот вопрос, начинать думать над своим ходом, скорректировав свой расчёт соответствующим образом.

10) Отсутствие концентрации

Очень много партий проигрывается просто из-за невнимательности. Огромное преимущество имеет тот, кто постоянно сконцентрирован на партии. Все зевки фигур и пешек случаются от того, что игрок на какое-то время расслабляется. Если вы хотите выиграть, то стоить поднапрячься и более тщательно следить за партией.

Если вы новичок, следите, чтобы не допускать эти ошибки в своих партиях, и прогресс в игре не заставит себя ждать.

1. Нежелание развивать позиции.

Наверное, это самая распространённая ошибка, когда игрок начинает развивать лишь несколько фигур и идёт их ограниченным числом в атаку. Как результат, соперник, благодаря большей подготовке, имеет более выгодные позиции после размена.

2. Создание слабых пешек.

Продвижение пешек необходимо, но некоторые предпочитают увести их далеко в оборону соперника без должной защиты, что обычно ведёт к потере фигуры и позиции.

3. Игнорирование пешек.

Другие, напротив, стараются двигаться только более ценными фигурами и напрочь игнорируют пешки. Обычно это кончается неравноценным обменом или слабыми позициями в центре.

4. Потеря цели.

Иногда игрок забывает о том, что главная цель – это мат королю. В результате он начинает охоту на другие фигуры и сам неожиданно получает угрозу своему монарху.

5. Пустые ходы.

Ходы вперёд, без конкретной цели ведут лишь к потерям. Лучше исходить из проигрышной цели, чем просто совершать нападения на фигуры противника. Каждый ход должен преследовать какую-то цель и являться шагом к финишу.

6. Увлечение разменом.

Особо импульсивные игроки предпочитают просто атаковать, полагая, что это приведёт к более выигрышной позиции. Неважно, как и чем, главное срубить побольше материала. Порой шахматист идёт даже на неравноценный обмен или готов запросто отдать слона, который держит центр, на ничего не значащего коня, например.

7. Отсутствие защиты короля.

Помните, что соперник также строит свои планы, поэтому не нужно забывать о своевременной рокировке. Фланг – это более безопасная позиция для вашего монарха.

8. Игнорирование планов соперника

Нельзя развивать свою идею без оглядки на соперника. Такие ситуацию приводят к обидным поражениям, когда кажется, что до мата не хватило всего лишь одного хода. Поэтому после каждого хода соперника необходимо задавать себе вопрос: «Для чего он это сделал?».

9. Снижение концентрации.

Это скорее не тактическая ошибка, а физическая. Каждый ход может стать решающим в партии. Чемпионы отличаются от профессионалов тем, что могут в нужный момент максимально сконцентрироваться и принять единственно верное решение. Внимательность в розыгрыше дебюта и миттельшпиля – залог победы в эндшпиле.

10 Игнорирование связок.

Новички почему-то предпочитают игнорировать свои связанные фигуры и действуют так, словно их уже нет, либо они, напротив, остались в обойме. Такое поведение ведёт к потере.

Если вы увлекаетесь шахматами, постарайтесь учесть эти 10 несложных советов, которые сделают ваши победы более частым явлением в игре.

Самые распространенные ошибки начинающих шахматистов

Ни один игрок не идеален — все в какой-то момент допускали ошибки начинающих шахматистов.

Не только молодые и неопытные, но и более старые и мудрые головы время от времени допускают грубые ошибки. Никаких сомнений насчет этого! Но по-настоящему фундаментальные вопросы заключаются в том, что вид ошибок начинающих шахмат, которые они делают, сколько они делают и что Последствия есть.

Человек, который начинает заниматься чем-то новым, например, клубом, новым видом спорта или любым новым хобби, никогда не станет мастером с самого начала. Чтобы стать действительно хорошим в чем-то, требуется много усилий и способность размышлять о себе. И одна вещь, которая всегда существует на пути к успеху, — мы должны научиться справляться с ошибками, потерями и разочарованиями.

Шахматы, конечно, не исключение из этого правила. Любой мастер, как и любой новичок, совершает ошибки на протяжении всей своей карьеры. Магнус Карлсен, чемпион мира по шахматам, может ошибаться, как ребенок из вашего района, который только вчера начал играть в шахматы! И оба должны много работать, чтобы стать лучше и избегать этих ошибок, чтобы стать лучшим игроком.

В следующей статье мы хотим помочь вам избежать этих ошибок начинающих шахматистов. Давайте покажем вам самые распространенные ошибки начинающих шахматистов, чтобы вы их не повторяли!

Как избежать ошибок начинающих шахматистов

Перед игрой

Сразу после публикации пар во время турнира многие новички ищут рейтинг своего соперника. Затем — просто на основании этого рейтинга — либо они начинают волноваться и сомневаться в своих силах, либо становятся чрезвычайно самоуверенными и убеждаются в своей победе. Это огромная ошибка новичка в шахматах, которая может привести к тому, что ненужные партии будут выброшены.Самые распространенные ошибки начинающих шахматистов

Имейте в виду, что рейтинг — это просто число! Вы и ваш оппонент — люди, а он не компьютер с определенным рейтингом. Итак, сосредоточьтесь на игре, а не решайте ее до ее начала. Не нужно бояться лучших игроков — старайтесь изо всех сил и извлекайте уроки из своих игр (как в процессе, так и после, анализируя их).

Еще одна ошибка, которую часто совершают новички, заключается в том, что они неправильно сосредотачиваются на своих играх. Чрезвычайно важно полностью сосредоточиться на игре, чтобы добиться хороших результатов. Конечно, во время турниров нужно встретиться со многими друзьями по шахматам и обсудить разные темы. Однако, если вы стремитесь к хорошему результату, вам нужно сосредоточиться!

Одна вещь, которая может быть полезна для достижения хорошей концентрации, — это сесть за шахматную доску за 5 минут до начала игры. Остынь и входи в зону! Если вам нужно спешить и приходить к доске слишком поздно, к сожалению, это часто заканчивается опрометчивыми и быстрыми ходами. Более того, многие шахматисты ходят по игровому залу, пока противник думает, и болтают с другими. Это тоже проблема, потому что все общение во время игры отвлекает вас от ваших мыслей, планов и расчетов. Приходите вовремя и сосредоточьтесь как можно больше.

Если вы хотите стать отличным шахматистом, у нас есть еще один небольшой совет: ешьте здоровую пищу и высыпайтесь перед шахматной партией. Гораздо лучше иметь много энергии, чем чувствовать усталость в начале игры или сонливость после плотного обеда.

Во время открытия 

научиться играть в лучшие шахматные дебюты

Открыть и получите специальную скидку на комплект DVD с лучшими шахматными дебютами.

Одна из распространенных ошибок начинающих шахмат в дебюте состоит в том, что игроки часто делают много ходов пешками и пренебрегают развитием своих фигур. Никогда не забывайте: пешка не может двигаться назад! Если вы сделали ход пешкой, отменить ход невозможно. Будьте осторожны с пешками и постарайтесь развить все свои фигуры в самом начале игры.

Еще одна проблема заключается в том, что любители переместите одну и ту же фигуру дважды в отверстие. Это теряет темп, и это означает, что вы недостаточно быстро развиваете свои другие пьесы. Прежде чем вы это узнаете, ваш противник готов к своему развитию, а ваши фигуры по-прежнему пассивны.

Кроме того, проблема в том, что любители часто не уделяют должного внимания управлению центром шахматной доски. Это очень важно, потому что у ваших фигур должно быть как можно больше места для перемещения.

Кроме того, вы никогда не должны забывать о короле в дебюте! Вот почему ранняя рокировка важна, иначе ваш оппонент может удивить вас неожиданным матом.

В миттельшпиле 

Шахматная стратегия для начинающих

Открыть и получите копию «Выигрышной шахматной стратегии для начинающих» гроссмейстера Дамиана Лемоса.

Слишком распространенная ошибка новичков — просто играть слишком быстро. Не торопись! Ни в дебюте, ни в миттельшпиле, ни в эндшпиле. Одно неверное движение может быстро проиграть всю партию, поэтому лучше проверить свой намеченный ход два или три раза, прежде чем касаться фигуры.

Из-за поспешных ходов в играх новичков часто случаются грубые ошибки. Чтобы избежать грубых ошибок, важно уделить достаточно времени размышлениям. Не забывайте: очень важно тренироваться в тактике. Если вы регулярно решаете головоломки, вероятность того, что вы узнаете определенные закономерности в своих играх, значительно возрастет.

Еще одна частая ошибка состоит в том, что многие любители играют без плана — или, если он у них есть, они сосредотачиваются только на собственных мыслях, игнорируя планы оппонента. Это может привести к крайней пассивности или, с другой стороны, к чрезвычайно рискованной игре. Оба обычно приводят к болезненному результату. Чтобы разработать осмысленный план, вместо того, чтобы перемещать какие-то фигуры случайным образом, вы должны хорошо знать дебют, который вы играете. Конечно, важно учитывать планы оппонента, а не только свои собственные.

Финальные ситуации

Очень часто любительские партии заканчиваются до того, как дойдут до эндшпиля — часто из-за грубых ошибок или других ошибок новичков в шахматах, сделанных на протяжении всей партии. По этой причине многие новички не знакомы с эндшпилем и имеют очень мало практики в этой области.

Вот почему для успеха в эндшпиле недостаточно практики. На этом этапе игры очень важно делать очень точные ходы и не тратить зря время. Полезно ознакомиться с некоторыми теоретическими позициями — тогда вы обнаружите, что можете выиграть выигрышный эндшпиль или сохранить ничью в невыгодной позиции.

Новички часто упускают из виду тот факт, что в эндшпиле роль короля меняется. Многие не могут вовремя активировать своих королей, колеблясь, потому что короля всегда нужно защищать. Тем не менее, вам нужен ваш король как активная боевая единица в эндшпиле! Не стоит недооценивать его силу и вовлекать его в битву.

И последнее, но не менее важное: многие новички ставят в тупик королей своих оппонентов, несмотря на огромное материальное преимущество — и это расстраивает! Вот почему вам следует изучить простую теорию избежания тупиковых ситуаций и не торопиться, чтобы выиграть в конце игры, чтобы избежать такого печального исхода.

После игры

После того, как вы отметили свой результат в протоколе, игру нельзя забывать. Когда новички проигрывают, они позволяют эмоциям взять верх над собой и не могут их контролировать. Это огромная ошибка начинающих шахматистов! Не расстраивайтесь, а вместо этого проанализируйте свои ошибки, чтобы учиться и извлекать из них пользу. Как говорится, не злись, отыграйся — и в следующий раз выиграй!

Например, всегда полезно проанализировать игру с оппонентом. Таким образом вы сможете узнать, что они думали и планировали, и научиться критиковать ваши действия от них.

Наконец, рекомендуется не выбрасывать проигранные партии в корзину для мусора, а сохранять их в базе данных, чтобы вы всегда могли получить к ним доступ и проанализировать их дома с помощью компьютерной шахматной программы или, что еще лучше, с партнером по обучению или тренер.

Заключение

Мы надеемся, что из нашей статьи вы узнали много нового о наиболее распространенных ошибках начинающих шахматистов и сможете Воспользуйтесь нашими советами в своей будущей шахматной карьере! Если вы думаете, что мы что-то забыли другие частые ошибки новичков, а затем не стесняйтесь оставлять комментарии.

Вспомните свои первые шаги в любом деле.

Начинающие шахматисты как правило допускают следующие недочеты в своей игре:

1. Попытка поставить мат королю соперника на первых же ходах.

Такая игра приносит успех только в том случае, когда соперник не обладает достаточным опытом игры. Если же ваш противник немного разбирается в шахматах, такая стратегия губительна и скорее всего приведет к поражению. Причина заключается в том, что в начальной позиции силы примерно равны и выиграть сразу практически невозможно. 

В попытке же выиграть сразу шахматист не развивает свою позицию, а атакует сразу. 

Яркие пример тому служит так называемый «Детский мат»

1.е4 е5 2.Фh5 Kc6 3.Cc4 Kf6?? 4.Ф:f7x

В данном случае белые сразу же бросились на штурм и победили, поставив мат уже на 4-м ходу игры. Однако это обусловлено исключительно неправильными действиями черных. Таким образом активная, но в целом неправильная игра белых увенчалась успехом. черным следовало отразить угрозу мата посредством 3… g6. И если белые снова нападают на f7 путем 4.Фf3, то 4…Кf6. После этого белый ферзь оттесняется, при этом белые тратят драгоценное время, которое черные используют для развития и получают лучшую позицию. например, 5.в3 Кd4 6.Фd1 — белый ферзь вернулся на свое первоначальное поля, потеряв целых 3 хода. 

2. Игра одной фигурой в начале партии.

Обычно это делается потому, что либо играющий увлекается ходами одной фигурой, либо хочет что-либо выиграть с её использованием. Пример из 1-го пункта отлично подходит для иллюстрации этого, ведь в том примере белый ферзь сделал несколько ходов при том, что остальная армия практически бездействовала. Футбольная команда не может выиграть если в её составе бегает только один человек, а остальные десять стоят. То же самое в шахматах. Фигуры должны взаимодействовать для достижения общей цели. 

Пример:

1.е4 е5 2.Кf3 Фf6 3.Cc4 Фg6? Черные увлекаются ходами своей самой сильной фигурой. Цель таких маневров — двойное нападение на пешки е4 и g2. Но это стратегическая ошибка. Белые действительно не в состоянии защитить обе пешки, но в данном случае развитие фигур гораздо важнее. 4. 0-0 Ф:е4? Черные продолжают играть одной фигурой. Белые уже успели развить 2 легкие фигуры и увести короля из центра. Кроме того очередь хода за ними. В данной позиции белые могли бы сделать сильный развивающий ход 5.d3 Этим ходом белые защищали слона с4, нападали на ферзя соперника и открывали дорогу слону с1. Однако вместо этого у них есть комбинационный удар. 5.С:f7+ Бить слона нельзя. так как тогда последует Кg5+ c выигрышем ферзя. Вообще пешка f7 у черных (и f2 у белых) самое уязвимое место в позиции. И различные удары в этот пункт случаются как в практике новичков. так и в партиях гроссмейстеров. 5…Крd8 6.К:е5! Ф:е5? Черные не чувствуют опасности и по-прежнему играют только ферзем. Уже было необходимо развитие — 5…Кf6.  6.Ле1… После этого хода черные вынуждены либо отдать ферзя. либо отойти им и получить мат Ле8х. 

3. Злоупотребление бесцельными шахами ради самих шахов. а также боязнь шахов со стороны противника.

Это уже чистая психология. Как любят в шутку говорить многочисленные любители шахмат: «Шах есть надо дать!». Это утверждение однако не корректно. Шах — это нападение на короля и такое нападение должно иметь определенную цель. Бесцельна делая шахи можно не только не добиться цели. но и ухудшить позицию. 

Пример:

В позиции на диаграмме белые дали шах 1.Ла8+, после чего черный король ушел 1…Крf7 и партия в итоге закончилась вничью. Гораздо сильнее было 1.Ла7. Этим ходом белые не нападают на черного короля, но отнимают у него поля для отступления. Теперь уже грозит мат Лb8x и от этой угрозы защиты у черных нет. 

Другой пример:

В этой позиции черные сыграли 1…а6. Ход практически не имеет смысла — опять же нужно развивать фигуры и захватывать центр доски. после игры выяснилось, что этот ход черные сделали для того, чтобы предупредить шах Сb5+. 

Избавляясь от указанных ошибок начинающий шахматист приучается к осмыслению каждого своего хода и таким образом учиться строить план игры. 
Справедливости ради замечу, что указанные пункты не являются аксиомами. Шахматы в отличие от математики неточная наука. Бывают ситуации, когда необходимо играть одной и той же фигурой, когда быстрая атака на короля приносит свои плоды, так как фигуры соперника не готовы к отражению ваших угроз. Да и в целом каждую позицию надо рассматривать отдельно. Но в большинстве случаев эти правила работают. 

Коллеги, в партии lichess.org/m3xtPO08 анализ выдал 0 неточностей / 0 ошибок / 0 зевков / (!!!). Означает ли это, силу моего интеллекта, или подобный итог не редкость ? В данной партии, правда, противник дал слабину уже на 8 ходу, но, в конце игры создавал сложные ситуации.

Не совсем редкость, обычно три нуля анализа бывают в дебюте и миттельшпиле. Здесь же противник совершал много ошибок, поэтому никакой из твоих ходов не ухудшал твоего положения. Однако в целом, сыграно конечно хорошо

Еще одну партию сыграл в 0/0/0. Я хренов киборг !!!

This topic has been archived and can no longer be replied to.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нетождественность замыслов ошибка
  • Нет покоя измученной душе ошибка
  • Нетфликс ошибка сети
  • Нетипичные ошибки это
  • Нетфликс ошибка ui 113