Плеоназм
Лингвистические ошибки.
Плеоназм (смысловая избыточность) возникает в том случае, когда значение какого-либо слова дублируется словами, с которыми оно сочетается. Широко известны такие ошибочные сочетания, как хронометраж времени (вместо: хронометраж), свободная вакансия (вместо: вакансия), памятный сувенир (вместо: сувенир), полный аншлаг (вместо: аншлаг), опорный плацдарм (вместо: плацдарм),апробирование и одобрение метода (вместо: апробирование метода), впервые дебютировал (вместо: дебютировал или впервые выступил), в мае месяце (вместо: в мае), пять рублей денег (вместо:пять рублей), беречь каждую минуту времени (вместо: каждую минуту).
Явно лишними являются выделенные слова в следующих предложениях: Было установлено, что существующие расценки завышены (несуществующие расценки не могут быть ни завышены, ни занижены); Незаконное растаскивание государственного имущества (растаскивание не может быть законным); Успешно проводится обмен имеющимся опытом (если опыта не имеется, то нельзя им и обмениваться); Они превратили океан в стартовую площадку для запуска стратегического оружия (запускать можно только со стартовой площадки); Ведущий лидер этой партии выступил с заявлением (лидер – тот, кто руководит, ведет за собой); Состоялась пресс-конференция чемпиона с журналистами (пресс-конференции и проводятся только для прессы, то есть журналистов); Надо установить верхний потолок цен (потолок – то, что наверху); Надо взглянуть на это глазами будущего потомка (потомок – тот, кто сменяет кого-то, то есть может быть только в будущем).
Нередко в предложении избыточны местоимения свой, себя: Перед своей смертью он написал завещание (перед чужой смертью не пишут завещания); В своем докладе . ученый сообщил . (в чужом докладе он не смог бы этого сделать); Именно эти команды встретились между собой в юбилейном матче (частица -ся в глаголе встретиться имеет значение взаимного действия; ср.:помирились, поссорились и др.);
Исправьте лексические ошибки.
1.Ввиду отсутствия медикаментов в этой аптеке пришлось идти в другую
.2.Они работали как самые отъявленные специалисты.
3. Наши воины совершили много геройских подвигов
.4.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен толькоусилило воздействие этого фильма
.5.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.
6.Возьми хлеб себе, он у нас все равно бесполезно пропадает.
7. В предложенных предложениях найти ошибки и проанализировать их последующей схеме.
8. Учащиеся работали по заданиям, данным преподавателем
.9. Хочется особенно отметить дует двух тромбонов.
10. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
11. И тут боец вспомнил, что в кармане у него винтовка.
12. Сочинение по картине «Бурлаки на Волге»: Один бурлак набивает трубкупорохом из цветастого кисета.
13. Можно часами наблюдать за закатом.
14. Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.
15. Летальная смерть может наступить при гипопластической анемии
16.Численность рабочего дня в хирургическом отделении быланенормированной.
17.За двадцатилетний труд на посту заведующего терапевтическимотделением доктор Петров был предоставлен к награде..
Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати (50 стр.)
При решении вопроса о тавтологическом характере отдельных сочетаний следует учитывать возможные с течением времени изменения в значении того или иного слова. Так, в наши дни допустимо сочетание патриот своей родины, хотя в слове патриот этимологически содержится уже понятие «родина» (ср. патриот своего края, патриот своего завода – в значении «любящий что-либо, преданный чему-либо»).
Требуют правки предложения, содержащие однокоренные тавтологические выражения или слова, образованные от одного и того же корня (исключается, естественно, стилистически заданное употребление). Например: «В борьбе против капиталистов рабочие объединились воедино»; «Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков»; «.Подбирая иллюстрации к книге, необходимо при их подборе учитывать художественные их достоинства»; «В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю»; «Добиваясь высокой производительности труда, новаторы производства одновременно добиваются значительной экономии издержек производства»; «.Сверх плана в истекшем квартале было сдано торгующим организациям много сверхплановой продукции»; «Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы»; «Следует иметь в виду, что частицы пыли, имеющие острые грани, при ударах о волокна разрушают ткань»; «.Продолжительность процесса длится несколько часов»; «К недостаткам диссертации нужно отнести недостаточную разработку отдельных частных вопросов»;
«Как и следовало ожидать, все разъяснилось на следующий же день»;
«Следует отметить следующие особенности рассматриваемого проекта…»; «В ответ на это мы получили такой ответ..л.
Явно лишние слова содержатся в приводимых ниже предложениях: «Было установлено, что существующие расценки в колхозе завышены»,(«несуществующие» расценки не могут быть ни завышены, ни занижены); «Незаконное растаскивание государственного имущества…» (растаскивание государственного имущества не может быть «законным»); «Перед своей смертью он написал завещание» (завещание не пишут перед чужой смертью); «Успешно проводится обмен имеющимся опытом» (если опыта не имеется, то нельзя им и обмениваться); «В своем докладе на тему о магнитных усилителях молодой ученый сообщил о найденных им новых формах их применения» «(в чужом докладе не сообщают о своих открытиях или наблюдениях).
М. Горький в советах начинающим авторам неоднократно отмечал необходимость избегать многословия, выражать мысль экономнее, показывал конкретные приемы правки. Так, на полях рукописи против предложения: «Не суй своего носа, куда не следует»Горький писал: «А разве можно совать чужой нос?». В сочетаниях «своя родная семья», «молча, без слов», «слизывая капельки с волос усов» он отмечал удвоение понятия: своя – это и есть родная; молча – значит без слов; усами называются волосы на верхней губе. Исправляя присланную ему рукопись, Горький заключает лишние слова в скобки: «Пролетали (мимо) дни, недели… Все было продумано до (самых) мельчайших подробностей».
Этого же принципа М. Горький придерживался и в собственной практике. Сопоставляя две редакции романа «Мать» (1907 г. и 1922 г.), можно указать ряд предложений, в которых автором были сделаны сокращения (в приводимых ниже примерах исключенные слова даны в скобках): «Мать обнял (холодный) страх»;
«Вдруг раздался (угрюмо стонущий) холодный голос»; «На глаза навернулись (едкие) слезы»; «Он (страшно) много читал» и др.
В этих предложениях авторская правка преследовала цель сделать текст более простым: удалялись слова, придававшие высказыванию излишнюю резкость, неоправданную гиперболизацию. Исключались из текста романа такие слова, как есе, всегда, всюду, весьма, очень и им подобные, придававшие высказыванию чрезмерную категоричность и обобщенность, например: «И (все) над ним издевались за это»; «Заговорили (все) про тебя»; «Они ничего, ласковые, (они всегда) улыбаются». § 142 Благозвучие речи При выборе лексических средств следует уделять внимание и фонетической стороне, благозвучию речи. Возможности русского языка в этом отношении огромны. Многие писатели и деятели культуры отмечали фонетическое богатство и музыкальность русской речи, обосновывая свое утверждение рядом соображений. К особенностям фонетического строя русского языка относится подвижность, гибкость ударения, благодаря чему в сочетании с интонационными: средствами создается богатая ритмичность; наличие многих слов (свыше четвертой части словарного состава русского языка) с носовыми и плавными звуками (м, н, л), которые вносят музыкальность. в речь; наличие твердых и мягких вариантов большей части согласных звуков, что придает речи разнообразие в звучании, и т. д.
Однако неудачное стечение или соседство одинаковых звуков может лишить речь необходимой благозвучности. Ср. обилие одинаковых согласных в такой фразе: Какая река так широка, как Ока?
Такое же неприятное впечатление для слуха создается скоплением гласных – зиянием, например: Я недавно был у нее и у ее брата. Неблагозвучие создается случайными повторениями одинаковых по звукам частей слов, например: Небо, казалось, трескалось от жары (пример М. Горького) (здесь навязчиво повторяется звуковое сочетание -лось). Горький указывал также на необходимость избегать соединения конечного слога одного слова с одинаковым начальным слогом следующего слова, например: «Ночлежкекаменный череп» (подчеркнуты два ко); «Лезет пыль в глаза, за воротник, в рот») (подчеркнуты два рядом стоящих за); «Они имели с бригадой Котовского свыше полутораста стычек» (подчеркнуты
ста и сты, стоящие рядом); «Работаю как каторжник» (о соседстве двух последних слов Горький пишет, что «это скверно»).
Нарушение благозвучия нередко создается стечением шипящих и свистящих звуков.
В ответе одному рабкору М. Горький писал: «Русский язык достаточно богат. Но у него есть свои недостатки, и один из них – шипящие звукосочетания: -вши, -вша, -вшу, -ща, -щей. На первой странице вашего рассказа вши ползают в большом количестве: прибывшую, проработавший, говоривших. Вполне можно обойтись и без насекомых». Ознакомившись с рукописью рассказа К. Тренева «На ярмарке». Горький писал автору: «…а за слогосочетаниями Вы совершенно не следите: „вшихся», „вшимися»-очень часты у Вас.
Все эти „вши» и „щи» и прочие свистящие и шипящие слоги надобно понемножку вытравлять из языка, но, во всяком случае, надобно избегать их, по возможности. „Слезящийся и трясущийся протоиерей»- разве это хорошо, метко?»
В том же духе высказывался А. П. Чехов: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их». § 143 Использование фразеологических средств В различных стилях речи широко используются фразеологические обороты – устойчивые словосочетания, образующие смысловое единство. Функция их разнообразная: если в научной и официальноделовой речи они употребляются главным образом как номинативные единицы терминологического характера, то в художественной литературе, в публицистических произведениях, в разговорной речи на первый план нередко выдвигаются их экспрессивно-стилистические особенности, большие выразительные возможности.
Фразеологические обороты могут образовать ряды смысловых синонимов, различающихся между собой внутри каждого ряда оттенками значений. Так, фразеологизмы работать засучив рукава – работать в поте лица – работать не покладая рук имеют общее значение «усердно работать», но первый из них передает дополнительное значение интенсивности в работе, второй связывается со значением «зарабатывать с трудом» (работать, чтобы жить) или «работать, не жалея себя», а в третьем заключено значение «работать без устали, прилежно».
Выбор фразеологического оборота связан с учетом не только содержащегося в нем оттенка значения, но и присущей ему стилистической окраски. Ср. книжный оборот приказать долго жить и просторечный ноги протянуть (с общим значением «умереть»).
Как правило, фразеологические обороты воспроизводятся точно, в том виде, в каком они закрепились в языке. Неоправданное разрушение фразеологизма противоречит литературной норме.
Ср. встречающиеся в печати неправильные сочетания: играет значение (вместо играет роль или имеет значение’, результат контаминации, т. е. смешения, двух последних оборотов: от первого заимствован глагол, от второго – зависимое имя существительное); взять себе львиную часть (вместо львиную долю)’, приподнять занавес над этой историей (вместо приподнять завесу); красной линией проходит мысль (вместо красной нитью); качество изделий желает много лучшего (вместо оставляет желать много лучшего); пускать туман в глаза (вместо пускать пыль в глаза); показывать образец другим
источники:
http://znanija.org/russkii-yazyk/20496154.html
http://mir-knig.com/read_392294-50
Типология ошибок.
Смирнова Е.В., Федотова З.Н. Издательская
деятельность в современном вузе:
Организационные основы и особенности
редакционного процесса: Учеб.- метод.
пособие. ML: Логос: МГУП,
2001. 184 с.
Таблица 1 Собственно стилистические
ошибки
Сущность / Тип ошибки |
Примеры |
Вариант правки |
1. Нарушение благозвучия речи: а) случайный звуковой повтор
б) анафора (повторение начальных звуков в) |
Плодоовощная продукция поступила в Из-за засухи был неурожай. Значение |
Овощи и фрукты появились в магазинах столицы. Засуха привела к неурожаю. Никто |
2. Речевая недостаточность / лаконизм а) в строе предложения б) в терминах в) в |
Электродрель предназначена для |
Электродрель предназначена для |
3. Речевая избыточность а) плеоназмы б)тавтологии |
Пианист вдохновенно играл руками старинный романс. Сторонники |
Пианист вдохновенно играл старинный Сторонники |
-скрытая Примечание:
а) некоторые тавтологические сочетания
б) родственные слова употребляются в) |
Ведущий лидер общественного
реальная действительность, народная
Спортсмена тренирует заслуженный Незаконное |
Растаскивание государственного |
4. Злоупотребление а) речевыми штампами б) |
Выступление депутата вызвало резкую Местное |
Выступление депутата разочаровало
Докладчик призвал сделать наконец Местное |
5. Стилевой разнобой / употребление |
Во время зимних каникул тишина • |
Во время зимних каникул в школе тихо. |
6. Неоправданная образность речи |
Врач сельской больницы вышел на |
Примечание: использование |
7. Реализация метафоры / смещение |
Официальная часть собрания сменилась |
После официальной части собрания был |
8. Не мотивированное контекстом |
Наконец заканчивается кабелирование Эта |
Наконец заканчивается прокладка |
Таблица 2
Лексические (словарные) ошибки
Сущность / Тип ошибки |
Примеры |
Вариант правки |
|
1. Неточное словоупотребление / Примеры
2. Неверное употребление лексического
3. Немотивированное столкновение
4. Двусмысленность высказывания, 5. Смешение паронимов
6. Употребление служебных слов, |
Машина была создана из нового
Перед практикой будущие врачи
На открытом заседании говорили о
Отвага и трусость, любовь и предательство Искажения не превосходят 10%. |
Машина была сделана из нового
Перед практикой будущие врачи Искажения не превышают 10%. Редактор просмотрел эти ошибки.
На заседании говорили о скрытых
Отвага и трусость, любовь и ненависть Трибуну представили гостям.
Благодаря разрушительной силе ветра
Редактор (еще раз просмотрел или не Трибуну предоставили гостям.
В результате разрушительной силы |
|
7. Употребление лексических анахронизмов |
В Ленинграде в XVIII |
В Петербурге в XVIII |
|
8. Логические ошибки
а) алогизм / сопоставление несопоставимых б) подмена понятия
в) нечеткое разграничение конкретных г) |
Надо сравнить показатели пятой В |
Надо сравнить показатели пятой и В |
|
9. Нарушение границ лексической Примечание: |
Эта выставка обогатит наш кругозор. |
Эта выставка расширит наш кругозор. |
|
10. Разрушение устойчивых оборотов / |
Этот вопрос не играет существенного Чаша |
Этот вопрос не играет существенной Терпение |
Примечания:
1. Необходимо помнить: основной помощник
редактора в работе над словом — словарь.
Не стоит полагаться только на память
-она нередко нас подводит.
2. Таблица составлена на материале
публикаций Д.Э. Розенталя, М.П. Сенкевич,
И.Б. Голуб., Н.С. Валгиной.
Таблица 3
Морфолого-стилистические ошибки
Сущность / Тип ошибки |
Примеры |
Вариант правки |
I. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ по |
Казалось, сбить кегль нетрудно. В |
Казалось, сбить кеглю нетрудно. Справка: В |
2. Ошибки в образовании падежных форм |
В магазин поступила новая партия |
В магазин поступила новая партия |
3. Неверное употребление вариантных |
Власти не хватило духа признать |
Власти не хватило духу признать Справка: |
4. Ошибочное образование формы |
1 Население горных районов охотно |
Население горных районов охотно |
5. Ошибочное образование формы |
На склад привезли много роялей и |
На склад привезли музыкальные |
II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1. Неуместное использование полных форм прилагательных в именительном падеже |
Требования рабочих обоснованные и |
Требования рабочих обоснованны и |
2. Ошибочное сочетание полной и краткой |
Решение продуманное и объективно. |
Решение продуманно и объективно. |
3. Неверное употребление кратких форм |
Темп увертюры слишком медленен-; |
Темп увертюры слишком медлен. |
4. Соединение в одном прилагательном |
Разработка новых месторождений |
Разработка новых месторождений Реформы |
5. Немотивированное употребление |
Новый фонд позволяет гибче использовать |
Новый фонд позволяет более гибко |
III. УПОТРЕБЛЕНИЕ 1. |
Рукопись не должна превышать двести |
Рукопись не должна превышать двухсот |
2. Смешение основ мужского и женского |
Дикие абрикосы росли по обоим |
Дикие абрикосы росли по обеим |
3. Сочетание собирательных числительных
а) с существительными, обозначающими б) с неодушевленными существительными в) с |
В зал вошли двое ректоров. • Потребовалось трое грузоподъемников, чтобы |
В зал вошли два ректора. Потребовалось три грузоподъемника, чтобы выполнить задание. Комиссия отметила работу только | двух |
4. Ошибочное управление существительным |
Это расстояние спортсмен пробежал за |
Это расстояние спортсмен пробежал за |
5. Ошибочное управление существительным Примечание: |
Существует три и более надежных |
Существует три и более надежных |
6. Неверный выбор падежной формы |
Письмо датировано 23 декабрем 1943 |
Письмо датировано 23 декабря 1943 года. |
IV. УПОТРЕБЛЕНИЕ
1. Соотнесенность местоимения с
Примечание: местоимение 3-го лица
2. Соотнесенность местоимения они с
3. Отсутствие начального н у личных
Примечание: после всех простых
4. Неясность высказывания из-за 5. |
Фирма выпускает обувь последних Примеры
Молодежь — наше будущее, они требуют
Дети столпились вокруг его. Этот |
Фирма выпускает обувь последних Вариант правки
Молодежь — наше будущее и требует
Губернатор застал помощника у себя
Дети столпились вокруг него. Этот
1) Губернатор застал помощника в
2) Губернатор застал помощника в его |
V. УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
1. Неправильное использование спрягаемых
а) использование форм 1-го лица
б) использование форм II
2. Нарушение в образовании, использовании
а) в парах глаголов несовершенного
б) образование глаголов несовершенного |
Новый развлекательный комплекс
Новый развлекательный комплекс Я, конечно, ощутю восторг.
Кивание в сторону Запада непременно Меня, конечно, наполнит восторг.
Кивание в сторону Запада непременно Детей необходимо чаще подбодрять. Детей необходимо чаще подбадривать.
Надо адресовывать вопросы тем,
Надо адресовать вопросы тем, кто |
|
3. Неясность высказывания из-за 4. Видовой или временной разнобой
5. Злоупотребление одинаковыми формами
6. Образование причастий на -щий со
7. Сочетания, образованные прибавлением 8. |
Сюда собираются дети заблудившиеся
В книге описаны события, происходящие Нельзя допускать оставлять замерзать воду в винипластовых трубах.
В числе спортсменов, сыграющих все
Решения, поддержавшего бы реформы, Проектировав |
а) Сюда приходят дети,……….. б) Сюда собирают детей,………..
В книге описаны события, происходившие
Нельзя допускать, чтобы вода замерзала
В числе спортсменов, которые сыграют
Решения, которое поддержало бы Проектируя |
Таблица 4
Стилистико-синтаксические ошибки
Сущность / Тип ошибки |
Примеры |
Вариант правки |
I. СТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. |
Встречать гостей из Пскова приехали |
а) Руководители оборонных заводов б) |
2. Нарушение порядка слов в предложении
Примечание: каждая из частей должна |
Магазин не только получил учебники, |
Магазин получил не только |
3. Разрушение структуры сопоставительных |
Опасна как сама болезнь, а также Дети |
Опасна как сама болезнь, так и Дети |
4. Неправильное расположение придаточного |
Каждый тракторист закреплен за |
Каждый тракторист закреплен за |
5. Разделение предлога и слова, которым |
Дело находилось в, казалось бы, верных руках. Объем вложений в науку увеличился до примерно |
Дело находилось, казалось бы, в верных Объем |
6. Пропуск соотносительных слов |
Администрация города следит, чтобы многодетные |
Администрация города следит за тем, |
7. Разнотипность частей ВЫСКАЗЫВАНИЯ:
а) в качестве однородных конструкций
б) при общей подчиняющей части в) |
На конференции обсуждались вопросы
Депутат выделил два вопроса: 1) все Необходимо: |
На конференции обсуждались вопросы
Депутат выделил два вопроса: 1) все Необходимо |
8. Смещение конструкций |
Главное, на чем необходимо остановиться, |
Главное, на чем необходимо остановиться, |
9. Смешение прямой и косвенной речи: |
Президент фонда резко сказал |
Президент фонда в ответ на слова |
II. ГРАММАТИЧЕСКАЯ
1. Нарушение норм согласования
а) с подлежащим, имеющим в своем составе
б) с подлежащими, имеющими в своем
Один, а также числительные два,
Примечание: при подлежащем,
в) с подлежащим, обозначающим меры
г) с подлежащим — существительными с
Примечание: сказуемое ставится в
д) с подлежащими: включающими слова
е) с подлежащим, обозначающим родовое
ж) с подлежащим — именем собственным |
Большинство населения голосовали нового кандидата.
Большинство моих друзей и знакомых
Двадцать один депутат входят в Трое солдат было задержано контролером. На выполнение задания понадобятся семь месяцев. Полчаса пройдут незаметно.
Большое количество пшеницы, ржи и Трава зверобой рос на поляне.
Дежурный врач Мария Ивановна заполнил |
Большинство населения голосовало нового кандидата.
Большинство моих друзей и знакомых
Двадцать один депутат входит в Трое солдат были задержаны контролером. На выполнение задания понадобится семь месяцев. Полчаса пройдет незаметно.
Большое количество пшеницы, ржи и Трава зверобой росла на поляне.
Дежурный врач Мария Ивановна |
Примечание: другие собственные Примечание: |
Вагон-баня подошел к станции и «Нива» |
Вагон-баня подошел к станции — «Нива» |
2. Нарушение норм согласования
а) если определение относится к
б) если определение относится к Примечание: |
Известная врач Валентина Насонова одна из ярких личностей отечественной науки. Два |
Известный врач Валентина Насонова яркая личность отечественной науки. Две |
в) если обособленное определение стоит
Примечание: в этом случае ставится
г) если приложения — географические
Примечание: не изменяются во всех
д) если названия городов заключены в Примечание: |
Два российских спортсмена, принимавших
Выступления российских музыкантов в
Сначала он жил на улице Сретенка, Во |
Два российских спортсмена, принимавшие
Выступления российских музыкантов в
Сначала он жил на улице Сретенке, Во |
3. Нарушение норм управления
а) смешение предложного и беспредложного б) |
Сегодня немало любителей не оплачивать |
Сегодня немало любителей не оплачивать |
в) неправильный выбор предложной
г) неправильный выбор падежной формы 1 стоять в дательном падеже
д) неверное употребление оборотов с
Примечание: такие обороты зависят
е) несочетаемость двух форм управления ж) |
Умный человек не демонстрирует свое
Помимо театра, он еще снимался в Издание, датируемое около 1600 года. Демонстранты |
Умный человек не демонстрирует свое
Он играл в театре и снимался в
Издание, датируемое (каким? около Демонстранты |
4. Несопоставимость семантического |
Шел дождь и два студента. |
Шел дождь. Два студента торопились |
5. Частичное совпадение по логическому |
Акционерное общество «Ритм» — |
Акционерное общество «Ритм» — |
6. Нарушение согласования обобщающего Примечание: |
Интервью с популярным актером было |
Интервью с популярным актером было |
7. Использование синтаксически Примечание: |
Для получения прибыли и чтобы |
Для получения прибыли и компенсации затрат |
III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С 1. |
В ходе прений были внесены предложения |
В ходе прений были внесены предложения |
2. Нарушение норм управления в Примечание: |
Необходимо знать, как разводить и |
Необходимо знать, как разводить |
3.Смешение родовых и видовых наименований |
Сначала очистите окна от грязи и |
Сначала очистите окна от грязи и пыли. |
IV. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ
1. Нарушение норм употребления а) неточная форма времени причастия
б) смешение возвратного и страдательного в) |
Работа была выполнена в течение пяти Пораженное |
Работа была выполнена в течение пяти Место, |
2. Нарушение норм употребления
а) если производитель действия,
1 другое — деепричастием, должны б) |
Проезжая мимо станции, у меня Дописав |
Когда он дописал последнюю главу |
в) если сказуемое безличного предложения г) |
Поднявшись на трибуну, депутат Слушая |
Зал встретил депутата аплодисментами, Слушая |
3. Нарушение норм использования
а) неясность высказывания Примечание:
б) искусственность образований, в) |
Врачи обсуждали выполнение решений
Неимение речевой культуры вызывает В |
Врачи обсуждали условия, при которых
Недоверие к представителям Необходимо |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Нарушение лексической сочетаемости вызывается смысловыми ошибками двух типов — логическими и лингвистическими.
1. Логические ошибки связаны с неразличением близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родо-видовые, видовые и другие отношения. Чтобы не создавалась ситуация: имел в виду одно, а сказал другое, необходимо выверить по словарю значения всех сомнительных слов, вступающих в предложении в сочинительные или подчинительные отношения. Так, в предложении Жители приморского города стали свидетелями большого театрализованного представления обнаруживаем ошибку в словосочетании свидетелями представления. Слово свидетель имеет значение «очевидец»; так называют человека, оказавшегося на месте какого-либо происшествия. Это слово связано со сферой судебно-правовой деятельности. В сфере театрально-концертной деятельности, о которой здесь идет речь, используется слово зритель. Данная ошибка связана с неразличением сфер деятельности.
Ошибочное сочетание подорожали цены связано с неразличением смежных понятий цены и товары: товары дорожают, а цены растут. Аналогичные ошибки в предложениях: Комиссия решит эту затянувшуюся проблему; Он поднял тост за дружбу; Сессия приняла решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков; Вызывает опасение своевременный пуск комбината; В парке заложено 52 дерева; В результате эпидемии чумы люди покинули город. Все ошибки объясняются неразличением смежных явлений: затягивается не проблема, а ее решение; поднимают не тост, а бокал; улучшают не недостатки, а работу; опасаются не того, что комбинат будет пущен, а того, что в намеченный срок он не будет пущен; закладывают не деревья, а парк; люди покидают город не в результате, а по причине чумы. Возможные исправления в этих случаях:… ускорит затянувшееся решение проблемы;… произнес тост;…на искоренение недостатков;…что в намеченный срок комбинат не будет пущен;…посажено 52 дерева; в результате чумы город опустел.
2. Лингвистические ошибки связаны с неразличением обозначающих слов, находящихся в каких-либо смысловых отношениях. Это главным образом синонимы и паронимы:
1) неразличение синонимов, близких или совпадающих по значению слов, приводит к ошибкам в употреблении:
а) слова роль и функция в значении «работа, круг деятельности» синонимичны, но генетически они связаны с разными обозначаемыми: роль — со сферой театра и кино, а функция — с логикой. Отсюда и установившаяся лексическая сочетаемость: роль играется (играют), а функция выполняется (выполняют); в значении мера влияния, степень участия слово роль синонимично слову значение в смысле важность. Но сочетаемость у них разная: играет роль, но имеет значение;
б) слова храбрый и смелый — синонимы, но храбрый связано с внешним проявлением называемого качества, а смелый — как с внешним, так и внутренним, поэтому мысль, решение, идея могут быть только смелыми, но не храбрыми;
в) совпадающие в значении «вещественное доказательство какого-л. успеха» слова трофей и приз имеют разную лексическую сочетаемость: трофей захватывают, приз получают, завоевывают; в примере: В соревновании за почетный трофей приняло участие десять команд следует исправить: за почетный приз;
г) слова небоскреб и высотка (высотное здание) синонимичны, но небоскреб соотносится с США, а высотка — с нашей страной; словосочетание высотные здания Нью-Йорка является лингвистической ошибкой; аналогично следует различать хату (юг России и Украина) и избу (север России); вотчину (XI–XVII вв.), поместье (XV— начало XVIII в.) и имение (с XVIII века) и т. п.;
2) неразличение паронимов (частично совпадающих по звучанию слов) также ведет к ошибкам в употреблении; большая часть паронимов — это однокоренные слова, отличающиеся суффиксами или префиксами и, как следствие, оттенками значения, а также стилистической окраской. Ср.:
а) упростить — опростить: общий корень и общее значение «сделать более простым», но второму глаголу присущ дополнительный смысл «сделать более простым, чем следует»;
б) проступок (провинность) — поступок (действие, совершенное кем-л.);
в) виновен (совершивший преступление) — виноват (провинившийся в чём-л., нарушивший правила морали, вежливости и т. п.);
г) вычесть и высчитать в значении «удержать какую-л. сумму из денег, предназначенных к выдаче» различаются стилевой принадлежностью: второму глаголу присущ разговорный оттенок;
д) уплатить и оплатить различаются способом управления: после первого употребляется предложная конструкция, после второго — беспредложная (винительный падеж): уплатить за проезд — оплатить проезд.
Примечание. Паронимы часто находятся в синонимических отношениях, и к ним, следовательно, относятся все рекомендации по различению синонимов.
Для выявления специфики слов, связанных паронимическими отношениями, необходимо правильно представлять морфологический состав слова и способ его образования. Например, в парах усвоить — освоить, усложнить — осложнить, утяжелить — отяжелить слова с приставкой о- имеют значение более высокой степени проявления действия; в парах гигиенический — гигиеничный, логический — логичный, практический — практичный, экономический — экономичный, различающихся суффиксами — ическ-/-н-, второе прилагательное обозначает признак, который может проявляться в большей или меньшей степени (качественное прилагательное). Отсюда и сочетаемость: гигиеническая норма — гигиеничная ткань, логические законы — логичный вывод, практическое применение — практичная одежда, экономическая политика — экономичное устройство.
Примечание. Необходимо различать Московский Патриархат (официальное наименование Русской Православной Церкви) и Московская Патриархия (совокупность учреждений, находящихся в ведении Патриарха).
Паронимы могут быть связаны с разными вариантами общего корня: короткий (небольшой по размеру, противоположное длинный) — краткий (изложенный коротко, в немногих словах). Поэтому короткий текст, но краткий пересказ текста. См. также варианты корня в словах духовный (связанный с внутренним, нравственным миром человека) и душевный (связанный с психическим состоянием человека). Поэтому духовные запросы, но душевное спокойствие.
В паронимических отношениях могут оказаться и заимствованные слова: ста́тус (правовое положение) — стату́т (устав, положение о чем-л); ср.: получить статус независимого государства — статут ООН; паритет (равенство) и приоритет (первенство, преимущество), деквалификация (потеря квалификации) — дисквалификация (лишение квалификации) и др. Для различения паронимов иностранного происхождения необходимо обращаться к словарям иностранных слов.
Ниже приводятся частотные пары паронимов:
близкий — ближний совпадают в значениях:
1) «находящийся неподалеку, на небольшом расстоянии» — близкие (ближние) горы, но второе прилагательное указывает на большую степень близости, речь в этом случае идет о нескольких горах, из которых одни ближе других;
2) «находящийся в близком родстве» — близкий (ближний), родственник, но второе прилагательное в этом значении устарело;
выполнить — исполнить имеют общее значение «осуществить, претворить в жизнь» — выполнить (исполнить), заказ, но у второго глагола книжный характер;
далекий — дальний совпадают в значениях:
1) «находящийся на большом расстоянии; доносящийся издали; имеющий большое протяжение» — далекий (дальний) край, далекое (дальнее) эхо, далекое (дальнее) расстояние, но при этом второе прилагательное может указывать на более удаленный по сравнению с другим, расположенным ближе, предмет — дальний конец сада;
2) «отдаленный большим промежутком времени, относящийся к давнему прошлому» — далекое (дальнее) прошлое, но в этом значении второе прилагательное устарело;
длинный — длительный совпадают в значении «продолжающийся, продолжительный» — длинный (длительный) разговор, длинная (длительная) пауза, но длинный указывает на протяженность во времени, а длительный подчеркивает процессуальность значения существительного; длинный обычно сочетается с названиями периодов времени (длинная ночь, длинная зима), а длительный — с названиями действий и состояний, рассчитанных на долгий срок (длительный полет, длительное лечение);
договор — договоренность различаются тем, что договор обозначает письменное или устное соглашение, условие о взаимных обязательствах (договор о дружбе и сотрудничестве), а договоренность — соглашение, достигнутое путем переговоров (договоренность о включении вопроса в повестку дня);
дружеский — дружественный совпадают в значении «основанный на дружбе, выражающий дружбу», но отличаются тем, что слово дружественный имеет книжную окраску и дополнительный смысл «взаимно благожелательный»; ср.: дружественные государства — дружеское похлопывание по плечу;
желанный — желательный различаются тем, что первое прилагательное обозначает «такой, которого желают» (желанный гость), а второе — «соответствующий желаниям, интересам, нужный» (желательное изменение постановления);
значение — значимость совпадают в значении «важность, значительность», но отличаются степенью важности; у слова значимость она выше; ср.: общественное значение — общественная значимость; в других употреблениях слово значение обозначает «смысл, содержание», а значимость — «наличие смысла»; ср.: значение слова — значимость сказанного;
истина (правда, действительное положение дел) — истинность (соответствие истине); ср.: стремление к истине — истинность выдвинутых предположений;
командированный (о лице, направленном в командировку) — командировочный (принадлежащий командированному); ср.: гостиница для командированных — командировочное удостоверение;
купированный — купейный обозначают тип вагона, разделенного на купе, второе слово носит профессионально-терминологический характер;
несчастный — несчастливый различаются степенью несчастья: слово несчастныйносит абсолютный характер,несчастливыйотносительный; ср.: несчастный человек — несчастливый день;
обыкновенный — обычный различаются тем, что в первом слове подчеркивается невыделяемость, непримечательность, а во втором — типичность; ср.: обыкновенный человек — обычный день;
особенный — особый различаются тем, что первое слово обозначает «непохожий на других, отличный от них», а второе — «большой, значительный», ср.: особенный человек — особая важность вопроса;
подготовить — приготовить совпадают в значении «провести работу для выполнения, осуществления чего-л.», но различаются тем, что в первом глаголе содержится дополнительное указание на предварительный характер работы; ср.: подготовить текст для перевода — приготовить текст для перевода;
помириться — примириться: в значении «терпимо отнестись к чему-л., свыкнуться» употребляется глагол примириться (примириться со случившимся), а в значении «прекратить состояние ссоры» глагол примириться имеет значение временного, неполного действия и разговорный характер; ср.: соседи помирились — соседи примирились;
посмотреть — осмотреть различаются тем, что второй глагол сильнее выражает целенаправленность действия; ср.: посмотреть на вошедшего — осмотреть вошедшего;
предоставить — представить различаются тем, что первый глагол имеет значение:
1) «отдать в распоряжение, пользование» (предоставить кому-л. слово, помещение);
2) «дать возможность, право что-л. сделать» (предоставить решить спор самим); второй глагол обозначает «доставить, предъявить, сообщить» (представить доказательства, нужные материалы в суд); ср. также: ему предоставлена возможность (то есть кем-то дана) и ему представилась возможность (то есть у него появилась, возникла);
разный — различный совпадают в значениях:
1) «всякий, всевозможный, разнообразный»;
2) «неодинаковый, непохожий»; слово различный сильнее подчеркивает непохожесть, своеобразие; ср.: разные точки зрения — различные точки зрения.
Ошибка в выборе паронима — одна из самых распространенных в современных текстах, например: Докладчик умышленно упустил (вместо: опустил) некоторые факты; стрелы с кремниевыми (вместо: кремнёвыми) наконечниками; В тот день произошла (вместо: прошла) первая демонстрация;
3) плеоназм (смысловая избыточность) возникает в том случае, когда значение какого-либо слова дублируется словами, с которыми оно сочетается. Широко известны такие ошибочные сочетания, как хронометраж времени (вместо: хронометраж), свободная вакансия (вместо: вакансия), памятный сувенир (вместо: сувенир), полный аншлаг (вместо: аншлаг), опорный плацдарм (вместо: плацдарм), апробирование и одобрение метода (вместо: апробирование метода), впервые дебютировал (вместо: дебютировал или впервые выступил), в мае месяце (вместо: в мае), пять рублей денег (вместо: пять рублей), беречь каждую минуту времени (вместо: каждую минуту).
Явно лишними являются выделенные слова в следующих предложениях: Было установлено, что существующие расценки завышены (несуществующие расценки не могут быть ни завышены, ни занижены); Незаконное растаскивание государственного имущества (растаскивание не может быть законным); Успешно проводится обмен имеющимся опытом (если опыта не имеется, то нельзя им и обмениваться); Они превратили океан в стартовую площадку для запуска стратегического оружия (запускать можно только со стартовой площадки); Ведущий лидер этой партии выступил с заявлением (лидер — тот, кто руководит, ведет за собой); Состоялась пресс-конференция чемпиона с журналистами (пресс-конференции и проводятся только для прессы, то есть журналистов); Надо установить верхний потолок цен (потолок — то, что наверху); Надо взглянуть на это глазами будущего потомка (потомок — тот, кто сменяет кого-то, то есть может быть только в будущем).
Нередко в предложении избыточны местоимения свой, себя: Перед своей смертью он написал завещание (перед чужой смертью не пишут завещания); В своем докладе… ученый сообщил… (в чужом докладе он не смог бы этого сделать); Именно эти команды встретились между собой в юбилейном матче (частица — ся в глаголе встретиться имеет значение взаимного действия; ср.: помирились, поссорились и др.);
4) тавтология, в отличие от плеоназма, где повторяются смыслы, а не слова, представляет собой повтор в пределах предложения одного и того же слова, родственных слов, омонимов. Если плеоназм — это скрытая избыточность, то тавтология — открытая, явная. Так, требуют правки предложения:
Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков (следует:…были отмечены и недостатки);
Подбирая иллюстрации к книге, необходимо при их подборе учитывать их художественные достоинства (следует: при подборе иллюстраций надо учитывать их художественные достоинства);
В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю (следует:…остановился на, поведал, привел и т. п.);
Продолжительность процесса длится несколько часов (следует: продолжительность процесса — несколько часов);
К недостаткам диссертации надо отнести и недостаточную разработку отдельных частных вопросов (следует:…неразработанность отдельных вопросов);
Как и следовало ожидать, все разъяснилось на следующий день (следует:…на другой день);
Следует отметить следующие особенности… (следует: необходимо отметить… или…такие особенности);
В ответ на это мы получили такой ответ (следует: На это был получен ответ).
Особенно нежелательна тавтология, если совпадающие по своему звуковому облику формы являются разными значениями многозначного слова или омонимами, например: Лирические монологи Чацкого отличаются искренностью и тем самым отличаются от этикетной салонной речи влюбленных (следует: Лирические монологи Чацкого искренни и тем самым отличаются от салонной речи влюбленных);
Важным моментом является то, что мы в данный момент не располагаем никакой информацией по данному вопросу (следует: Важно, что мы сейчас не располагаем никакой информацией по этому вопросу);
У нас в гостях гости из Франции (следует: У нас — гости из Франции или: Сегодня мы принимаем гостей из Франции);
Теперь от него ждут некоторых шагов, без которых, по мнению некоторых, его дальнейшая политическая карьера невозможна (следует:…ждут совершенно определенных шагов, или: таких шагов, или: ждут шагов).
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.
Виды речевых ошибок
Блок информации
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№ п/п |
Вид ошибки | Примеры |
Р1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел. |
Р2 |
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. |
Р3 |
Неудачное употребление местоимений |
Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении. |
Р4 |
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов |
По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя. |
Р5 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
В таких случаях я взглядываю в словарь. |
Р6 |
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте |
Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова. |
Р7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор использует художественные особенности. |
Р8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Молодой юноша; очень прекрасный. |
Р9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Р10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. |
Р11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Р12 |
Употребление лишних слов, лексическая избыточность |
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин. |
Тренировочные упражнения
Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.
2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.
3. Вокруг была кромешная темнота.
4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.
5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.
6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.
7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.
8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.
10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.
Задание 2. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
СЛОВАРЬ
БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.
ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.
СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.
ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
Задание 3. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.
1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.
2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.
3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.
4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.
5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.
6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.
Задание 4. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
Задание 5. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.
1.Они работали как самые отъявленные специалисты.
2.Наши воины совершили много геройских подвигов.
3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.
4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.
5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.
6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.
7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.
9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.
10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.
Задание 6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
Задание 7. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.
1. Он учился в музыкальной консерватории.
2. Состоялся обмен имеющимся опытом.
3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.
4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры.
5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.
6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.
7. Пожар способствует ожогам.
8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак.
9. Вы можете задать интересующие вас вопросы.
10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.
Задание 8. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность
1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
2. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.
3. Сергей – настоящий меломан пения и музыки.
4. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.
5. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
6.Все гости получили памятные сувениры.
Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ
Задание 9. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.
1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.
4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»
5.Вся публика была уже в триумфе.
6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.
7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.
8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.
9.Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.
10.Моей подруге вырезали аппендицит.
Задание 10. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами
1. Писатель писал роман в послевоенные годы.
2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
3.Герои-подпольщики вели себя героически.
4.Илюша говорил, что случился этот случай зимой.
5. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
6. Активисты активно участвуют в работе.
Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ
Задание 11. Найдите избыточные словосочетания.
Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.
Задание 12. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).
2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).
3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).
5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).
6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).
7. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).
8. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).
Задание 13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
1. В своей автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.
2. На семинар собрались молодые физики – будущий передовой авангард отечественной науки.
3. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
4. Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высокомерной спесью.
5. Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.
6. На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли.
7. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.
8. После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-импрессионистов.
9. Социализация представляет собой процесс, главная суть которого заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.
10. Я напомню вам простую истину: вы родные братья и поэтому должны взаимно помогать друг другу.
Задание 14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.
1. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.
2. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
3. Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.
4. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.
5. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.
6. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
7. Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.
8. От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.
9. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.
10. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.
Тестовые задания
Вариант 1
1.Паронимами не являются слова
а) идеалистический – идеалистичный
б) умственный – интеллектуальный
в) романтический – романтичный
г) криминальный – криминогенный
2. Правильно построены словосочетания
а) продвигать кого-либо по должности
б) повышать в должности
в) ввести деятельность
г) убедиться о достоинствах работы
3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова
а) нестерпимый
б) удачливый
в) терпеливый
г) терпимый
4. Правильно построено словосочетание
а) свободная вакансия
б) монументальный памятник
в) хронометраж времени
г) обыкновенное чудо
5. Правильно построено предложение
а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.
б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.
в) Они сыграли главную роль в этой истории.
г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.
6. Правильно построены предложения
а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.
б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.
в) Мы получили неожиданные результаты.
г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.
7. Правильно построены предложения
а) Определить рейтинг политика непросто.
б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.
в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.
г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.
8. Правильными являются сочетания слов
а) самоотверженный проступок
б) главный приоритет
в) презентовать ценный подарок
г) тактический ход
9. Правильными являются сочетания слов
а) дельный взор
б) деловой вид
в) националистический бюджет
г) сатиричное произведение
10. Сочетаются с одушевленными существительными слова
а) шумовой
б) экономичный
в) шумный
г) громкий
Вариант 2
1. Лишним в синонимическом ряду является слово
а) неуч
б) невежа
в) профан
г) невежда
2. Синоним к слову плеоназм
а) избыточность
б) тавтология
в) образность
г) красочность
3. Правильно построены словосочетания
а) прыгать с парашюта
б) предпринять меры
в) заслужил известность
г) приобрел известность
4. Сочетаются с одушевленными существительными слова
а) маломощный
б) экономичный
в) экономный
г) задушевный
5. Правильно построено словосочетания
а) выдающийся виртуоз
б) высокий рейтинг
в) одеть пальто
г) заразная инфекция
6. Правильно построено предложение
а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.
б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.
в) Это не играет никакого значения.
г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
7. Правильно построены предложения
а) Нам не удалось предвосхитить эти события.
б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.
в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.
г) Командированные шумели в кабинете администратора
8. Правильными являются сочетания слов
а) главная суть
б) очевидный факт
в) памятный сувенир
г) тактическое обращение
9. Правильно построены словосочетания
а) гостиничный номер
б) лесистая река
в) предварительный аванс
г) практический цвет
10. Правильно построены словосочетания
а) скоропостижное решение
б) уменьшение стоимости
в) прыгать с парашюта
г) подорожание цен
Типология ошибок.
Смирнова Е.В., Федотова З.Н. Издательская
деятельность в современном вузе:
Организационные основы и особенности
редакционного процесса: Учеб.- метод.
пособие. ML: Логос: МГУП,
2001. 184 с.
Таблица 1 Собственно стилистические
ошибки
Сущность / Тип ошибки |
Примеры |
Вариант правки |
1. Нарушение благозвучия речи: а) случайный звуковой повтор
б) анафора (повторение начальных звуков в) |
Плодоовощная продукция поступила в Из-за засухи был неурожай. Значение |
Овощи и фрукты появились в магазинах столицы. Засуха привела к неурожаю. Никто |
2. Речевая недостаточность / лаконизм а) в строе предложения б) в терминах в) в |
Электродрель предназначена для |
Электродрель предназначена для |
3. Речевая избыточность а) плеоназмы б)тавтологии |
Пианист вдохновенно играл руками старинный романс. Сторонники |
Пианист вдохновенно играл старинный Сторонники |
-скрытая Примечание:
а) некоторые тавтологические сочетания
б) родственные слова употребляются в) |
Ведущий лидер общественного
реальная действительность, народная
Спортсмена тренирует заслуженный Незаконное |
Растаскивание государственного |
4. Злоупотребление а) речевыми штампами б) |
Выступление депутата вызвало резкую Местное |
Выступление депутата разочаровало
Докладчик призвал сделать наконец Местное |
5. Стилевой разнобой / употребление |
Во время зимних каникул тишина • |
Во время зимних каникул в школе тихо. |
6. Неоправданная образность речи |
Врач сельской больницы вышел на |
Примечание: использование |
7. Реализация метафоры / смещение |
Официальная часть собрания сменилась |
После официальной части собрания был |
8. Не мотивированное контекстом |
Наконец заканчивается кабелирование Эта |
Наконец заканчивается прокладка |
Таблица 2
Лексические (словарные) ошибки
Сущность / Тип ошибки |
Примеры |
Вариант правки |
|
1. Неточное словоупотребление / Примеры
2. Неверное употребление лексического
3. Немотивированное столкновение
4. Двусмысленность высказывания, 5. Смешение паронимов
6. Употребление служебных слов, |
Машина была создана из нового
Перед практикой будущие врачи
На открытом заседании говорили о
Отвага и трусость, любовь и предательство Искажения не превосходят 10%. |
Машина была сделана из нового
Перед практикой будущие врачи Искажения не превышают 10%. Редактор просмотрел эти ошибки.
На заседании говорили о скрытых
Отвага и трусость, любовь и ненависть Трибуну представили гостям.
Благодаря разрушительной силе ветра
Редактор (еще раз просмотрел или не Трибуну предоставили гостям.
В результате разрушительной силы |
|
7. Употребление лексических анахронизмов |
В Ленинграде в XVIII |
В Петербурге в XVIII |
|
8. Логические ошибки
а) алогизм / сопоставление несопоставимых б) подмена понятия
в) нечеткое разграничение конкретных г) |
Надо сравнить показатели пятой В |
Надо сравнить показатели пятой и В |
|
9. Нарушение границ лексической Примечание: |
Эта выставка обогатит наш кругозор. |
Эта выставка расширит наш кругозор. |
|
10. Разрушение устойчивых оборотов / |
Этот вопрос не играет существенного Чаша |
Этот вопрос не играет существенной Терпение |
Примечания:
1. Необходимо помнить: основной помощник
редактора в работе над словом — словарь.
Не стоит полагаться только на память
-она нередко нас подводит.
2. Таблица составлена на материале
публикаций Д.Э. Розенталя, М.П. Сенкевич,
И.Б. Голуб., Н.С. Валгиной.
Таблица 3
Морфолого-стилистические ошибки
Сущность / Тип ошибки |
Примеры |
Вариант правки |
I. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ по |
Казалось, сбить кегль нетрудно. В |
Казалось, сбить кеглю нетрудно. Справка: В |
2. Ошибки в образовании падежных форм |
В магазин поступила новая партия |
В магазин поступила новая партия |
3. Неверное употребление вариантных |
Власти не хватило духа признать |
Власти не хватило духу признать Справка: |
4. Ошибочное образование формы |
1 Население горных районов охотно |
Население горных районов охотно |
5. Ошибочное образование формы |
На склад привезли много роялей и |
На склад привезли музыкальные |
II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1. Неуместное использование полных форм прилагательных в именительном падеже |
Требования рабочих обоснованные и |
Требования рабочих обоснованны и |
2. Ошибочное сочетание полной и краткой |
Решение продуманное и объективно. |
Решение продуманно и объективно. |
3. Неверное употребление кратких форм |
Темп увертюры слишком медленен-; |
Темп увертюры слишком медлен. |
4. Соединение в одном прилагательном |
Разработка новых месторождений |
Разработка новых месторождений Реформы |
5. Немотивированное употребление |
Новый фонд позволяет гибче использовать |
Новый фонд позволяет более гибко |
III. УПОТРЕБЛЕНИЕ 1. |
Рукопись не должна превышать двести |
Рукопись не должна превышать двухсот |
2. Смешение основ мужского и женского |
Дикие абрикосы росли по обоим |
Дикие абрикосы росли по обеим |
3. Сочетание собирательных числительных
а) с существительными, обозначающими б) с неодушевленными существительными в) с |
В зал вошли двое ректоров. • Потребовалось трое грузоподъемников, чтобы |
В зал вошли два ректора. Потребовалось три грузоподъемника, чтобы выполнить задание. Комиссия отметила работу только | двух |
4. Ошибочное управление существительным |
Это расстояние спортсмен пробежал за |
Это расстояние спортсмен пробежал за |
5. Ошибочное управление существительным Примечание: |
Существует три и более надежных |
Существует три и более надежных |
6. Неверный выбор падежной формы |
Письмо датировано 23 декабрем 1943 |
Письмо датировано 23 декабря 1943 года. |
IV. УПОТРЕБЛЕНИЕ
1. Соотнесенность местоимения с
Примечание: местоимение 3-го лица
2. Соотнесенность местоимения они с
3. Отсутствие начального н у личных
Примечание: после всех простых
4. Неясность высказывания из-за 5. |
Фирма выпускает обувь последних Примеры
Молодежь — наше будущее, они требуют
Дети столпились вокруг его. Этот |
Фирма выпускает обувь последних Вариант правки
Молодежь — наше будущее и требует
Губернатор застал помощника у себя
Дети столпились вокруг него. Этот
1) Губернатор застал помощника в
2) Губернатор застал помощника в его |
V. УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
1. Неправильное использование спрягаемых
а) использование форм 1-го лица
б) использование форм II
2. Нарушение в образовании, использовании
а) в парах глаголов несовершенного
б) образование глаголов несовершенного |
Новый развлекательный комплекс
Новый развлекательный комплекс Я, конечно, ощутю восторг.
Кивание в сторону Запада непременно Меня, конечно, наполнит восторг.
Кивание в сторону Запада непременно Детей необходимо чаще подбодрять. Детей необходимо чаще подбадривать.
Надо адресовывать вопросы тем,
Надо адресовать вопросы тем, кто |
|
3. Неясность высказывания из-за 4. Видовой или временной разнобой
5. Злоупотребление одинаковыми формами
6. Образование причастий на -щий со
7. Сочетания, образованные прибавлением 8. |
Сюда собираются дети заблудившиеся
В книге описаны события, происходящие Нельзя допускать оставлять замерзать воду в винипластовых трубах.
В числе спортсменов, сыграющих все
Решения, поддержавшего бы реформы, Проектировав |
а) Сюда приходят дети,……….. б) Сюда собирают детей,………..
В книге описаны события, происходившие
Нельзя допускать, чтобы вода замерзала
В числе спортсменов, которые сыграют
Решения, которое поддержало бы Проектируя |
Таблица 4
Стилистико-синтаксические ошибки
Сущность / Тип ошибки |
Примеры |
Вариант правки |
I. СТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. |
Встречать гостей из Пскова приехали |
а) Руководители оборонных заводов б) |
2. Нарушение порядка слов в предложении
Примечание: каждая из частей должна |
Магазин не только получил учебники, |
Магазин получил не только |
3. Разрушение структуры сопоставительных |
Опасна как сама болезнь, а также Дети |
Опасна как сама болезнь, так и Дети |
4. Неправильное расположение придаточного |
Каждый тракторист закреплен за |
Каждый тракторист закреплен за |
5. Разделение предлога и слова, которым |
Дело находилось в, казалось бы, верных руках. Объем вложений в науку увеличился до примерно |
Дело находилось, казалось бы, в верных Объем |
6. Пропуск соотносительных слов |
Администрация города следит, чтобы многодетные |
Администрация города следит за тем, |
7. Разнотипность частей ВЫСКАЗЫВАНИЯ:
а) в качестве однородных конструкций
б) при общей подчиняющей части в) |
На конференции обсуждались вопросы
Депутат выделил два вопроса: 1) все Необходимо: |
На конференции обсуждались вопросы
Депутат выделил два вопроса: 1) все Необходимо |
8. Смещение конструкций |
Главное, на чем необходимо остановиться, |
Главное, на чем необходимо остановиться, |
9. Смешение прямой и косвенной речи: |
Президент фонда резко сказал |
Президент фонда в ответ на слова |
II. ГРАММАТИЧЕСКАЯ
1. Нарушение норм согласования
а) с подлежащим, имеющим в своем составе
б) с подлежащими, имеющими в своем
Один, а также числительные два,
Примечание: при подлежащем,
в) с подлежащим, обозначающим меры
г) с подлежащим — существительными с
Примечание: сказуемое ставится в
д) с подлежащими: включающими слова
е) с подлежащим, обозначающим родовое
ж) с подлежащим — именем собственным |
Большинство населения голосовали нового кандидата.
Большинство моих друзей и знакомых
Двадцать один депутат входят в Трое солдат было задержано контролером. На выполнение задания понадобятся семь месяцев. Полчаса пройдут незаметно.
Большое количество пшеницы, ржи и Трава зверобой рос на поляне.
Дежурный врач Мария Ивановна заполнил |
Большинство населения голосовало нового кандидата.
Большинство моих друзей и знакомых
Двадцать один депутат входит в Трое солдат были задержаны контролером. На выполнение задания понадобится семь месяцев. Полчаса пройдет незаметно.
Большое количество пшеницы, ржи и Трава зверобой росла на поляне.
Дежурный врач Мария Ивановна |
Примечание: другие собственные Примечание: |
Вагон-баня подошел к станции и «Нива» |
Вагон-баня подошел к станции — «Нива» |
2. Нарушение норм согласования
а) если определение относится к
б) если определение относится к Примечание: |
Известная врач Валентина Насонова одна из ярких личностей отечественной науки. Два |
Известный врач Валентина Насонова яркая личность отечественной науки. Две |
в) если обособленное определение стоит
Примечание: в этом случае ставится
г) если приложения — географические
Примечание: не изменяются во всех
д) если названия городов заключены в Примечание: |
Два российских спортсмена, принимавших
Выступления российских музыкантов в
Сначала он жил на улице Сретенка, Во |
Два российских спортсмена, принимавшие
Выступления российских музыкантов в
Сначала он жил на улице Сретенке, Во |
3. Нарушение норм управления
а) смешение предложного и беспредложного б) |
Сегодня немало любителей не оплачивать |
Сегодня немало любителей не оплачивать |
в) неправильный выбор предложной
г) неправильный выбор падежной формы 1 стоять в дательном падеже
д) неверное употребление оборотов с
Примечание: такие обороты зависят
е) несочетаемость двух форм управления ж) |
Умный человек не демонстрирует свое
Помимо театра, он еще снимался в Издание, датируемое около 1600 года. Демонстранты |
Умный человек не демонстрирует свое
Он играл в театре и снимался в
Издание, датируемое (каким? около Демонстранты |
4. Несопоставимость семантического |
Шел дождь и два студента. |
Шел дождь. Два студента торопились |
5. Частичное совпадение по логическому |
Акционерное общество «Ритм» — |
Акционерное общество «Ритм» — |
6. Нарушение согласования обобщающего Примечание: |
Интервью с популярным актером было |
Интервью с популярным актером было |
7. Использование синтаксически Примечание: |
Для получения прибыли и чтобы |
Для получения прибыли и компенсации затрат |
III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С 1. |
В ходе прений были внесены предложения |
В ходе прений были внесены предложения |
2. Нарушение норм управления в Примечание: |
Необходимо знать, как разводить и |
Необходимо знать, как разводить |
3.Смешение родовых и видовых наименований |
Сначала очистите окна от грязи и |
Сначала очистите окна от грязи и пыли. |
IV. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ
1. Нарушение норм употребления а) неточная форма времени причастия
б) смешение возвратного и страдательного в) |
Работа была выполнена в течение пяти Пораженное |
Работа была выполнена в течение пяти Место, |
2. Нарушение норм употребления
а) если производитель действия,
1 другое — деепричастием, должны б) |
Проезжая мимо станции, у меня Дописав |
Когда он дописал последнюю главу |
в) если сказуемое безличного предложения г) |
Поднявшись на трибуну, депутат Слушая |
Зал встретил депутата аплодисментами, Слушая |
3. Нарушение норм использования
а) неясность высказывания Примечание:
б) искусственность образований, в) |
Врачи обсуждали выполнение решений
Неимение речевой культуры вызывает В |
Врачи обсуждали условия, при которых
Недоверие к представителям Необходимо |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Найдите случаи речевой избыточности/недостаточности и исправьте фразы. Определите, в каких стилях функционируют данные лексические ошибки?
- Налицо незаконное растаскивание государственного имущества.
- Перед своей смертью он долго болел.
- Существующие расценки завышены.
- За реальным ходом качественного выполнения принятого решения был установлен четкий контроль со стороны администрации.
- Надо пропагандировать обмен имеющимся опытом.
Я нашел только случаи речевой избыточности и получил следующее (правильно ли?):
- Налицо растаскивание государственного имущества.
- Перед смертью он долго болел.
- Расценки завышены.
- За ходом выполнения принятого решения был установлен контроль со стороны администрации.
- Надо пропагандировать обмен опытом.
Случаи речевой недостаточности мне найти не удалось, но преподаватель говорит, что они есть. И что это за стили, в которых функционируют лексические ошибки?
Артём Луговой
15.6k32 золотых знака93 серебряных знака163 бронзовых знака
задан 3 окт 2017 в 20:27
10
Получается, что написанный мною ответ, и был верным. Ошибка была в самом задании (было пропущено предложение, содержащее речевую недостаточность). Насчет стилей не уверен:
- Разговорный стиль. Слово «растаскивание» используется в значении
«растаскивать, разнимать», поэтому является разговорным. - Публицистический стиль.
- Официально-деловой.
- Официально-деловой.
- Разговорный стиль. «Надо» — разговорное слово.
Благодарю Серж за оказанную помощь (см. комментарии).
ответ дан 4 окт 2017 в 17:36
Исправьте лексические ошибки…
1.Ввиду отсутствия медикаментов в этой аптеке пришлось идти в другую
.2.Они работали как самые отъявленные специалисты.
3. Наши воины совершили много геройских подвигов
.4.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен толькоусилило воздействие этого фильма
.5.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.
6.Возьми хлеб себе, он у нас все равно бесполезно пропадает.
7. В предложенных предложениях найти ошибки и проанализировать их последующей схеме.
8. Учащиеся работали по заданиям, данным преподавателем
.9. Хочется особенно отметить дует двух тромбонов.
10. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
11. И тут боец вспомнил, что в кармане у него винтовка.
12. Сочинение по картине «Бурлаки на Волге»: Один бурлак набивает трубкупорохом из цветастого кисета.
13. Можно часами наблюдать за закатом.
14. Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.
15. Летальная смерть может наступить при гипопластической анемии
16.Численность рабочего дня в хирургическом отделении быланенормированной.
17.За двадцатилетний труд на посту заведующего терапевтическимотделением доктор Петров был предоставлен к награде..
Определите, в каких стилях функционируют данные лексические ошибки?
1. Налицо незаконное растаскивание государственного имущества.
2. Перед своей смертью он долго болел.
3. Существующие расценки завышены.
4. За реальным ходом качественного выполнения принятого решения был установлен четкий контроль со стороны администрации.
5. Гражданин А. следовал по улице без опознавательных номерных знаков.
6. Надо пропагандировать обмен имеющимся опытом.
2 годов назад
от
Вероника кирчиогло
Попробую. от скуки. Итак 1. Налицо незаконное растаскивание государственного имущества. (Растаскивание чужого имущества, не может быть законным) 2. Перед своей смертью он долго болел. ( это-скучная констатация факта. Типа-Волга впадает в Каспийское море. Мог бы и не болеть перед смертью, а «склеить ласты» от инфаркта) 3. Существующие расценки завышены ( Ну если себестоимость производства товара. копек 50ь. ну там. мед. маски и свечки в церкви. то продавать их с прибылью 1000% . грешно! Бог накажет. А до Бога, может и «Антимонопольная служба». «Прокуратура». «Рос потреб. да кто их там разберёт. Кто контролирует и наказывает. ) 4. За реальным ходом качественного выполнения принятого решения был установлен четкий контроль со стороны администрации. ( Комментировать не чего. Косноязычный дурак Черномырдин отдыхает ! ) 5. Гражданин А. следовал по улице без опознавательных номерных знаков. (такое могут написать только сотрудники ГИБДД в рапорте. Имея в виду АНТОМОБИЛЬ, а не владельца АНТОМОБИЛЯ) 6. Надо пропагандировать обмен имеющимся опытом. ( Его не надо «пропагандировать». Им надо обмениваться. При наличии такового)
2 годов назад
от
~Kи$yля~
5. Гражданин А. следовал по улице без опознавательных номерных знаков. -Машина гражданина А. следовала по улице без опознавательных номерных знаков.
6. Надо пропагандировать обмен имеющимся опытом. -Надо боле широко использовать обмен опытом между предприятиями.
2 годов назад
от
urthotemrkgslpmxfn njigojgmpsgrxtjnrohipgao
1. 4, 6 Здесь налицо избыточность. Можно (и нужно! ) удалить такие лишние слова:
незаконное
своей
существующие
качественного
имеющимся
5. Недостаточность. Надо добавить информацию об автомобиле:
Гражданин А. следовал (или: ехал, проезжал, двигался) по улице на автомобиле без опознавательных номерных знаков.
2 годов назад
от
Влад Минеов