Слово «ничего» правильно пишется с безударной приставкой ни- в предложении с отрицательным сказуемым, а в слове «нечего» под ударением пишется приставка не-.
Оба слова «ничего» и «нечего» существуют в русском языке и употребляются в разных речевых ситуациях. Выясним, в каких случаях пишется «ничего» с ни-, а когда «нечего» — с не-.
Правописание слов «ничего» и «нечего»
Чтобы понять, что слово «ничего» пишется с начальным элементом ни-, а «нечего» — с не-, сначала определим часть речи, к которой они принадлежат.
Эти слова указывают на отсутствие какого-либо объекта, но конкретно его не обозначают. Такой способностью только указывать на предмет (я, вы) или его отсутствие, признак (любой, такой) или количество (столько, несколько) обладает самостоятельная часть речи местоимение. В соответствии с общим значением анализируемых слов отнесем их к смысловому разряду отрицательных местоимений:
- нечего спросить
- ничего не нужно
- некому признаться
- ничто не радует
и пр.
Второй шаг анализа правописания этих местоимений — это разбор по составу и постановка ударения:
- ничего́ — приставка/корень/окончание
- не́чего — приставка/корень/окончание
Приставка ни- оказалась безударной, а префикс не-, наоборот, ударным. Выбор буквы «и» или «е» в написании этих приставок сделаем в соответствии с орфографическим правилом.
Правило
В отрицательных местоимениях под ударением пишется не-, а без ударения — ни-.
Понаблюдаем:
- не́чего предложить — ничего́ не брать
- не́кому вернуть — никому́ не звонить
- не́чему радоваться — ничему́ не верить
- не́кого позвать — никого́ не встретить
Отметим, что, как правило, слово «нечего» употребляется в предложении с утвердительным сказуемым, а слово «ничего» усиливает отрицание, обозначенное частицей «не» при сказуемом. Посмотрим, как в соответствии с этим наблюдением следует по смыслу различать отрицательные местоимения, поставив предварительно в них ударение.
Примеры
Кажется, мне не́чего предложить вам.
Я ничего́ не могу вам предложить нового.
Здесь не́чего так пристально рассматривать.
Ничего́ не нужно так пристально рассматривать.
Нам не́чего сказать в своё оправдание.
Ничего́ не говорите больше в своё оправдание.
Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 46
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Проверяя тетради по русскому языку, учителя ставят на полях такие знаки, как «палочка» (I) и «галочка (V). Учитель знает, что обозначают эти знаки. Знак (I) — это орфографическая ошибка (не верно написано слово), знак (V) — пропущены знаки препинания или поставлены лишние. Учитель, опираясь на эти условные обозначения, вернее на их количество, выставляет ученику оценку. Получается, что эти знаки для учителя?! Очень часто для ребёнка они ничего не значат!!!
Примерно 10 лет назад, в интернете, я случайно наткнулась на статью, в которой рассказывалось о том, как же научить младшего школьника выполнять работу над ошибками по русскому языку. Я не помню автора этой статьи, но очень благодарна ему. Хочу поделиться этой методикой с Вами.
Перед началом учебного года, опираясь на программное содержание, я составляю памятку «Работа над ошибками по русскому языку». С такой памяткой дети начинают работать со второго полугодия 1 класса. Вот так может выглядеть памятка для учащихся 1 класса.
№ п/п |
Название орфограммы |
Работа над ошибкой |
Образец |
1. |
Заглавная буква в начале предложения. |
Выпиши предложение, в котором допущена ошибка. Подчеркни заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце. |
Летом я жил в деревне. |
2. |
Заглавная буква в именах собственных. |
Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 — 3 своих примера на это правило. |
Таня, Москва, Енисей, Жучка. |
3. |
Замена и пропуск букв. |
Правильно прочти слово. Раздели слово на слоги, запиши его, подчеркни гласные буквы. |
Кош — ка, го — ло — ва. |
4. |
Обозначение мягкости согласных. |
Правильно выпиши слово в котором допущена ошибка. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши 2-3 своих примера на это правило. |
Мельница, лень, коньки. |
5. |
Разделительный мягкий знак. |
Правильно выпиши слово в котором допущена ошибка. Выдели орфограмму. Запиши 2 — 3 своих примера на это правило. |
Вьюга, воробьи, деревья. |
6. |
Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу. |
Правильно выпиши слово в котором допущена ошибка, подчеркни орфограмму. Запиши 2 — 3 своих примера на это правило. |
Мыши, шишка, камыши. Чайка, час, чайник. |
7. |
Сочетания чк, чн, щн. |
Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2-3 своих примера на это правило. |
Тучка, мощный, дачник. |
8. |
Словарные слова. |
Напиши слово правильно 3 раза, поставь ударение, подчеркни «опасные» места. Придумай с этим словом словосочетание или предложение. |
Капу’ста, капу’ста, капу’ста. В этом году был хороший урожай капу’сты. |
9. |
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, я, о, е, и). |
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. |
Вода’ — во‘ды. |
10. |
Парные согласные в середине и в конце слова. |
Выпиши слово, подчеркни орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Парные согласные самые опасные, Мы их тоже проверяем, Рядом гласный подставляем. |
Снег — снега, грядка — грядочка |
В этой памятке прописаны все орфограммы, которые изучаются в 1 классе. С каждым классом памятка будет увеличиваться.
Вот уже 10 лет я проверяю тетради по русскому языку, используя данную памятку. Вот так выглядит тетрадь ученика после проверки.
Каждая орфограмма в памятке имеет свой порядковый номер, но ученику не надо его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм, с целью исправления ошибок, используется следующим образом. Учитель зачёркивает ошибку, сверху пишет правильную букву, а на поля (напротив этой ошибки) выносит эту букву с номером орфограммы в памятке. От письменной работы ребёнка учитель пропуска две строчки и ставит печатные буквы «РНО», что обозначает «работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.
Вот так выглядит работа над ошибками, выполненная ученицей.
Получая тетрадь с подобными пометками на полях, ученик получает побуждение к действию. Для него пометки на полях — это не просто «немые», ничего не значащие галочки и палочки, а подробная, пошаговая инструкция для исправления своей ошибки. Используя данную памятку ребёнок вспомнит орфограмму, правило написания, способ проверки, графическое обозначение орфограммы.
В 1 классе я только начинаю учить детей работать с такой памяткой, поэтому здесь необходима помощь родителей. На родительском собрании я подробно знакомлю родителей с методикой работы.
Конечно же, не сразу у всех всё получается. Но здесь необходимо терпение учителя, настойчивость, конечно же, система работы и помощь родителей. И тогда обязательно всё получится!
Данный приём работы над ошибками способствует активизации мыслительной деятельности младших школьников, формирует у них умение осознанно применять изученные правила, развивает орфографическую зоркость, формирует умение работать с инструкцией, развивает такие личностные качества как терпение, сила воли.
За 4 года обучения в начальной школе, дети привыкают к подобному виду работы и использую памятку дальше в старших классах.
Слово ничего почему после » н» стоит «и» как проверить и объяснить в работе над ошибками.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Слово ничего почему после » н» стоит «и» как проверить и объяснить в работе над ошибками?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
1 — 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
Вам его проверить нужно?
Вы его раздельно написали?
Если да, то все легко проверяется.
Ничего — это отрицательное местоимение.
Существует правило: слово пишется раздельно если не и не отделены от местоимения предлогом, то они пишутся раздельно ( например ни у чего), если нет — слитно.
Если вы написали вместо буквы и букву е, то есть правило: в отрицательных местоимениях под ударением пишется е, без ударением и.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Система
работы над предупреждение ошибок. Организация работы над ошибками по русскому
языку.
Важное
место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками,
которая является средством не только закрепления орфограммы, но
и предупреждения ошибок. Работа над ошибками –
залог грамотного письма. Если не разобраться в своей ошибке, она так и будет
повторяться из раза в раз. За годы работы можно понять, что часто ученик ( и
его родители) не имеет чёткого представления, как сделать работу над ошибками
грамотно. Прописать слово 5, 10,15 раз? Давно доказано, что если прописывать
слово много раз, это не даёт гарантии, что ребёнок запомнит его, и больше не
будет допускать ошибок. В учебниках ничего не говорится о работе над ошибками
ни слова.
Работа над ошибками —
неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она
актуальна на уроках русского языка. Необходимо каждого обучающегося научить
работать над своими ошибками самостоятельно. Работа над ошибками должна
проводиться в определённой системе. В помощь служит данная
«памятка». В этой «памятке» даётся алгоритм действий ребёнка: какие
операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы
объяснить данную орфограмму. Самостоятельная работа учащихся над ошибками
проводится только после обучения школьников. В «памятке» каждое правило имеет
порядковый номер. Запоминать номера не следует. Они даются в помощь
обучающимся для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в «памятке»
нужную ему орфограмму. На первых порах, когда обучающиеся ещё затрудняются
в определении орфограммы, я, проверяя тетради, на полях ставлю её
порядковый номер. Очень скоро некоторые школьники будут легко ориентироваться
в видах орфограмм. Я дифференцирую задания таким образом: для
самых слабых обучающихся исправляю неправильное написание на правильное
и на полях ставлю порядковый номер орфограммы. Например: С приходом в-сны
на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку) Для другой группы
учащихся — зачёркиваю неправильное написание, не исправляя его, на полях ставлю
порядковый номер орфограммы. С приходом в-сны на деревьях распускаются почки.
12 (См. памятку) Можно видоизменять: зачеркнуть неправильное написание, на поля
вынести галочку, без указания номера. Учащийся должен сам определить тип
орфограммы, найти в «памятке» и сделать работу так, как указано в
«памятке». Для сильных учащихся можно предложить такую работу. Я
подчёркиваю слово, в котором допущена ошибка, не указывая её место
в слове. На полях выносится номер орфограммы. С приходом в-сны на деревьях
распускаются почки. Либо на поля выносить номер, но в тексте никаких
обозначений нет. С приходом в-сны на деревьях распускаются почки. 12 (См.
памятку). / Данный вид упражнения наиболее сложен, т. к. ученику
необходимо найти эту ошибку, а затем действовать по «памятке». И, наконец,
самый трудный вид задания, которое предполагает отличное знание орфограммы,
умение их определять. В тексте я не делает никаких помет, на полях ставлю знак
орфографической ошибки, а учащийся сам должен найти её, определить вид
орфограммы и обратиться к «памятке». С приходом в-сны на деревьях распускаются
почки. 12 (См. памятку).
Каждому учителю, использующему «памятку», необходимо выбирать такие виды
заданий, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать.
И тогда систематическая и целенаправленная работа над ошибками будет
служить развитию у детей орфографической зоркости, ответственному
отношению к письму, стремлению оформлять свои мысли грамотно.
Работа над ошибками — это работа учеников, направленная на
анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью ее является разбор и
проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания.
Она обеспечивает дифференцированный подход к ученикам,
позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей,
формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.
При творческом подходе учителя к данной
деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам,
умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что
итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые
учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они
должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.
Когда и где выполняется работа над
ошибками?
Работа над ошибками может проводиться в
классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если
учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен
быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы.
Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком
выполнения действий.
Работу над ошибками проводят, как правило,
после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных
учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок,
допущенных в каждой классной или домашней работе.
Основные этапы и формы организации работы
над ошибками на уроке
При работе на уроке можно выделить
несколько основных этапов:
·
консультация,
·
коррекция знаний и умений,
·
диагностика результатов,
·
оценочная деятельность.
Работе над ошибками, проводимой на уроке,
под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это
решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В
практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация
данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто
в обучающем процессе.
·
Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки
в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению
педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске.
Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети
прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что
может быть как плюсом, так и минусом данного способа.
Использование данной формы организации
возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).
·
При данной форме организации урока один ученик выполняет работу
над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в
тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое
на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над
коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог
обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.
При такой организации работы возникает
необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не
допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность.
Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи
повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее
интересные из которых потом можно выполнить всем классом.
·
Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для
себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и
проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее
распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске
вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в
зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.
Алгоритм действий
Работа над ошибками выполняется по определенному
алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у
каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.
Например, на уроках русского языка
алгоритм выглядит следующим образом:
·
Просмотреть всю работу, обратить внимание на
исправления учителя.
·
Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной
теме.
·
Поставить ударение, выделить орфограммы.
·
Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
·
Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.
Подобным же образом происходит работа над
синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена
ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению
учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее
рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала
проверяемой конструкции.
После творческих работ, например,
сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими,
речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические,
морфолого-стилистические и лексико-стилистические.
Памятка-помощник
Некоторые учителя в своей практике
используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать
всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем
педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
·
Тема.
·
Примеры.
При проверке работы на полях тетради
ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу
учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности,
использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной
карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.
Проверка и подведение итогов
В конце работы над ошибками следует
провести проверку. Существует несколько форм ее организации.
·
самопроверка;
·
работа в парах (в
данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
·
работа в группах,
когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
·
работа со всем классом.
Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за
помощью к учителю в случае возникающих затруднений.
В конце работы над ошибками необходимо
подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои
ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что
вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.
Работа над ошибками должна проводиться
систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При
организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки
самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления
пройденного материала.
Работа
над ошибками по русскому языку
Работа над
ошибками – залог грамотного письма. Если не разобраться в своей ошибке, она так
и будет повторяться из раза в раз. Но часто ученик не имеет чёткого
представления, как сделать работу над ошибками грамотно. Прописать слово 5,
10,15 раз? Давно доказано, что если прописывать слово много раз, это не даёт
гарантии, что ребёнок запомнит его, и больше не будет допускать ошибок. В
учебниках часто не говорится о работе над ошибками ни слова.
В чём удобства
памятки:
1) Орфограммы
пронумерованы. При проверке тетрадей учитель зачёркивает неверное написание, а
сверху или на полях подписывает номер орфограммы из памятки.
2) Ученик
самостоятельно находит в памятке нужную орфограмму и по инструкции в памятке её
исправляет.
3) В
памятке есть столбик с правилами. Если ученик забыл правило с прошлого года
обучения, он может найти его в таблице.
4) Памятка
тематически разбита на классы.
РАБОТА
НАД ОШИБКАМИ – ЭТО ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД РАБОТЫ, КОТОРЫЙ ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИ.
ОТСТУПИВ
ДВЕ ЛИНЕЙКИ ОТ ПРЕДЫДУЩЕЙ РАБОТЫ, УЧЕНИК ПИШЕТ С КРАСНОЙ СТРОКИ:
Работа над ошибками.
И
ВЫПОЛНЯЕТ ЕЁ В СООТВЕТСТВИИ С ДАННОЙ ПАМЯТКОЙ.
Памятка
«Работа над ошибками»
№ |
Орфограмма |
Запиши в тетрадь |
Вспомни правило |
1-2 класс |
|||
1 |
Заглавная |
1) Выпал 2) Маша, Кирилл, |
Каждое Имена |
2 |
Пропуск |
Выпиши Звонок- |
|
3 |
Перенос |
Раздели Оси-на |
1)При 2) Буквы й, ы, ъ, ь нельзя отделять от предшествующей буквы. |
4 |
Мягкий |
Подчеркни Тоньше, |
|
5 |
Ь на |
Выпиши Луч Ночь |
В конце |
6 |
Непроверяемые |
Запиши Ягода, Хоккей, |
|
7 |
Правописание |
Выпиши К |
Предлог Лодка отплыла |
8 |
Соединительные |
Выпиши Водовоз, |
В сложных словах после твёрдых согласных морозостойкий, кашевар |
9 |
Гласные |
Выпиши Пошёл, |
Приставки в-/во-, вы-, до-, за-, о-, об-, от-, по-, |
10 |
Правописание Сочетания |
Выпиши Жизнь, Печка, |
Звуки Согласные |
11 |
Разделительный |
Выпиши Вьюга, |
Разделительный Например: |
12 |
Безударный |
Выпиши Сады′ – са′д; волна′ — во′лны. |
Чтобы |
13 |
Парный |
Запиши Мороз Ягодка |
Подбери |
14 |
Непроизносимый |
Прочитай Звездный Честный |
Подбери родственное Изве[cн]ый-весть-известный Прекра[сн]ый-прекрасен-прекрасный |
15 |
Суффиксы |
Выпиши Волчонок, |
После |
16 |
Суффиксы |
Выпиши Мячик Платочек |
Суффикс Суффикс |
17 |
Разделительный |
Выпиши Съест, |
Разделительный Например: |
3 класс |
|||
18 |
Правописание |
Выпиши Бесполезный, |
В |
19 |
Правописание |
Выпиши Сделать, слететь, |
В Приставки |
20 |
Правописание |
Выпиши Пчёлы-пчела. Если Шорох, |
После В |
21 |
Обозначения |
Выпиши Акция, Цыган, |
В корнях Исключение: |
22 |
Правописание |
Выпиши Шишка- Пуговица-пуговичка. |
В именах Сочетание |
23 |
Правописание |
Выпиши Вершина-вершинка, Вишня-вишенка, |
Сочетание Сочетание |
24 |
Правописание |
Выпиши На опушке |
Вспомни |
25 |
Правописание |
Выпиши Се′рдцем, Кольцо′м, |
В Свечой-тучей |
26 |
Правописание |
Выпиши Благодарность Благодарность |
У слов О здании, |
27 |
Правописание |
Выпиши Чужо′го, Лу′чшего, |
В Чужого-лучшего. |
4 класс |
|||
Правописание |
Выпиши Не_пришел, |
Не с |
|
30 |
Правописание |
Выпиши Спишь, |
Во всех |
31 |
Правописание |
Определи Что делает? Что делать? |
Если Если |
32 |
Спряжение |
Определи Четает Если |
Если у Если у |
33 |
Правописание |
Выпиши слово, Вправо, засветло, накрепко. |
В |
34 |
Правописание |
Выпиши Настежь, навзничь, сплошь. |
После Исключения: |
35 |
Правописание |
Выпиши Семидесятый, девятисотый |
При |
ПАМЯТКА
по выполнению работы над ошибками по математике (1-4 класс)
Прежде
чем приступить к работе над ошибками –
ВНИМАТЕЛЬНО
ПРОЧИТАЙ ЗАДАНИЕ,
в
котором были допущены ошибки!
·
Сложение
и вычитание в пределах 10:
—
запиши пример верно;
— повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 10;
— реши пример по образцу:
Образец:
3 + 5 = 8
10 – 4 = 6
5 + 3 = 8 10 – 6
= 4
8 – 5 =
3 4 + 6 = 10
8 – 3 =
5 6 + 4 = 10
·
Сложение и вычитание в пределах 20:
— запиши пример верно;
— повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
— реши пример по образцу:
Образец: 8 + 7 = 8 + (2 + 5) = (8 + 2) + 5 = 10 + 5 = 15
16 – 9 = 16 – (6 + 3) = (16 – 6) – 3 = 10 – 3 = 7
·
Сложение и вычитание многозначных чисел:
— повтори таблицу разрядов и классов;
— запиши пример правильно (разряд под разрядом);
— реши пример правильно;
— проверь сложение вычитанием или вычитание сложением.
Образец:
234 Проверка:
487
+ 253
-253
487
234
·
Ошибки в задаче:
а) в краткой записи:
— снова прочитай задачу, выполни краткую
запись верно.
б) в решении:
— прочитай задачу и представь себе, о чём
говорится в задаче;
— запиши задачу кратко, можно выполнить рисунок или чертеж;
— поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи;
— подумай, можно ли сразу ответить на
вопрос задачи. Если нет, то почему?
— что нужно узнать сначала, что потом?
— составь план решения;
-реши по действиям с пояснениями;
— проверь решение;
— запиши ответ задачи.
·
Нахождение периметра или площади фигуры:
— начерти фигуру;
— напиши формулу нахождения периметра или
площади;
— произведи вычисления.
|
·
Ошибки в задаче с отрезками:
— внимательно прочитай задание и
снова выполни решение.
Образец:
5 + 3 = 8 (см)
Ответ: 8 см равен второй отрезок.
·
Ошибки в сравнении числовых выражений:
— выпиши выражения,
-посчитай результат решения,
-запиши и поставь знак сравнения:
Образец:
5 + 10 › 12 – 9
15 › 3
(будь внимателен, не во всех выражениях
нужно доказывать своё решение, например: 5 + 3 = 3 + 5)
·
Ошибки в сравнении именованных чисел:
— выпиши выражения,
-докажи своё решение,
-запиши и поставь знак сравнения:
Образец:
2 дм 5 см ‹ 29 см
25 см ‹ 29 см
·
Ошибки в уравнении:
— перепиши и реши правильно,
-обязательно сделай проверку .
Ø
Как найти неизвестное слагаемое?
ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ, НУЖНО
ИЗ ЗНАЧЕНИЯ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ.
х+4=12 или 4+х=12
х=12-4 х=12-4
х=8
х=8____
8+4=12 4+8=12
12=12 12=12
Ø
Как найти неизвестное уменьшаемое?
ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ УМЕНЬШАЕМОЕ, НАДО
К ЗНАЧЕНИЮ РАЗНОСТИ ПРИБАВИТЬ ВЫЧИТАЕМОЕ.
х-7=3
х=3+7
х=10
10-7=3
3=3
Ø
Как найти неизвестное вычитаемое?
ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ, НАДО
ИЗ УМЕНЬШАЕМОГО ВЫЧЕСТЬ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ.
8-х
=5
х=8-5
х=3
8-3=5
5=5
Ø
Как найти неизвестный множитель?
ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНЫЙ МНОЖИТЕЛЬ, НАДО
ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РАЗДЕЛИТЬ НА ИЗВЕСТНЫЙ МНОЖИТЕЛЬ.
х·3=6 4·х=8
х=6:3 х=8:4
х=2
х=2
2·3=6 4·2=8
6=6
8=8
Ø
Как найти неизвестное делимое?
ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ ДЕЛИМОЕ, НАДО
ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО
УМНОЖИТЬ НА ДЕЛИТЕЛЬ.
Образец:
х:5=3
х=3·5
х=15
15:5=3
3=3
Ø
Как найти неизвестный делитель?
ЧТОБЫ НАЙТИ НЕИЗВЕСТНЫЙ ДЕЛИТЕЛЬ, НАДО
ДЕЛИМОЕ РАЗДЕЛИТЬ НА ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО.
Образец:
6:х=2
х =6:2
х=3
6:3=2
2=2
·
Таблица
умножения и деления:
—
повтори таблицу умножения;
— запиши пример и реши его верно;
— запиши все случаи умножения и деления с этими числами;
Образец: 18
: 3 = 6
18 : 6 = 3
6 ∙ 3 = 18
3 ∙ 6 = 18
·
Внетабличное умножение и деление:
— запиши пример;
— разложи одно из чисел на сумму удобных или разрядных слагаемых;
— реши пример с объяснением;
Образец: 84 : 6 = (60 + 24) : 6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 10 + 4 = 14
Проверка:
14 ∙ 6 = (10 + 4) ∙6 = 10 ∙ 6 + 4 ∙6 = 60 + 24 = 84
Образец:
16 ∙ 5 = (10 + 6) ∙ 5 = 10 ∙5 + 6 ∙ 5 = 50 + 30 = 80
Проверка: 80 : 5 = ( 50 + 30) : 5 = 50 : 5 + 30 : 5 = 10 + 6 = 16
·
Деление вида 96 : 16.
— вспомни правило подбора частного;
— запиши пример и реши его верно;
— проверь умножением.
Образец: 96 : 16 = 6
Проверка: 16 ∙ 6 = (10 + 6) ∙ 6 = 10 ∙6 + 6 ∙ 6 = 60 + 36 = 96
·
Внетабличное умножение и деление
многозначных чисел:
— запиши пример верно;
— вспомни правило умножения или деления в столбик;
— реши пример;
— проверь умножение делением или деление умножением.
Образец:
425 Проверка: _315775│425
743
2975 743
1275 _1827
+
1700 1700
2975 _1275
315775 1275
0
·
Ошибки на порядок действий в выражениях со скобками и без скобок:
-запиши выражение верно;
— вспомни порядок выполнения действий в выражениях со скобками или без скобок;
— выполни действия по порядку: действие в скобках, умножение и (или) деление, а
потом сложение и (или) вычитание;
— запиши ответ.