Ностальгия о детстве лексическая ошибка

Нормы сочетаемости нарушены в выражениях : заплатить за проезд, скучать по вам, контролировать за ходом лечения, ностальгия о детстве.

Вопрос Нормы сочетаемости нарушены в выражениях : заплатить за проезд, скучать по вам, контролировать за ходом лечения, ностальгия о детстве?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.

Говорим правильно: допустимо ли ностальгировать по прошлому, вещам, друзьям, если «ностальгия» означает тоску по родине

Каждый человек, владеющий русским языком, хотя бы раз слышал или использовал в речи слово «ностальгия». Многие из нас употребляют его в значении «тоска по чему-либо». Но правильно ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к словарям русского языка.

Изменяющиеся нормы

В одном из самых авторитетных изданий, а именно в словаре Ожегова, выпущенном в исправленном издании в 1990 году, черным по белому написано, что «ностальгией» считается только тоска по родине. Исторически именно это значение считается литературным, однако из-за ряда особенностей выражение употребляется в более широком смысле. Этот факт фиксируется и в некоторых современных словарях, в особенности в новейшем философском.

Исследования филологов

Академик Виноградов в одном из своих трудов охарактеризовал формирование предлогов и пришел к выводу, что зачастую временные и пространственные значения совмещаются. В связи с подобными изменениями в ряде случаев выражение слово «ностальгия» приобретает дополнительные лексические оттенки, так или иначе касающиеся прошлого. Появление такого сочетания датируется прошлым веком, однако до сих пор оно не является литературной нормой.

В настоящее время укрепляется мнение, что данное слово выражает «тоску по чему бы то ни было». Данный перенос, основанный на логической смежности, однако, не является признаком грамотной речи. Наоборот, он свидетельствует о том, что словарный запас человека обеднел, либо указывает на недостаточную осведомленность об истории русского языка.

Таким образом, данное слово можно использовать только в контексте с родиной, все остальные варианты нельзя относить к литературной норме. Впрочем, изменения в языке происходят очень быстро. Возможно, в будущем все варианты станут равноправными и будут закреплены в авторитетных изданиях. А как вы считаете, нужно ли придерживаться норм?

Поиск ответа

Всего найдено: 5

Скажите, пожалуйста, допустимо ли употреблять слово » ностальгия «, когда речь идёт не о тоске по родине, а по какому-то другому месту, городу или стране, где ты раньше бывал?

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление допустимо. Слово ностальгия в современном русском языке может употребляться в знач. ‘тоска по прошлому’ (в том числе по местам, где бывал раньше). Правда, в некоторых словарях такое употребление пока еще отмечается как разговорное.

Дорогая «Грамота»! Нужно срочно.
Публикуем материал о творчестве Андрея Тарковского. Нужны ли кавычки в заголовке » Ностальгия по жертвоприношению»? Автор публикации — литературовед, филолог. Обоснуйте, пожалуйста, ответ. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны варианты оформления, окончательное слово — за автором.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, допустимо ли в современном русском языке говорить » ностальгия по прошлому». Если да, то разрешено ли использовать слово » ностальгия » в данном значении в литературной речи. Обращаюсь к Вам за помощью, т.к. разные толковые словари дают различные трактовки данного слова.

Ответ справочной службы русского языка

Я не знаю, как остальные, // но я чувствую жесточайшую // не по прошлому ностальгию – // ностальгию по настоящему (А. Вознесенский).

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: ностальгия по чему-либо. Например: Я не знаю, как остальные, // но я чувствую жесточайшую // не по прошлому ностальгию – // ностальгию по настоящему (А. Вознесенский).

Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите, какой вариант управления правильный: «ностальгировать ПО» или «ностальгировать О»?

Ответ справочной службы русского языка

Как правило, этот глагол употребляется без дополнения: ностальгировать = испытывать ностальгию, тоску по родине. Но если глагол ностальгировать используется в значении «тосковать по прошлому», то возможно использование дополнения с предлогом по: ностальгия по Советскому Союзу, ностальгировать по Советскому Союзу .

исправьте и объясните (!) лексические ошибки

1. В субботу в нашем клубе состоится лекция для бездетных родителей.
2. Подвиги совершают не только молодые, но и пожилые люди, например, космонавты.
3. По уровню знаний нынешний абитуриент превосходит какого-нибудь профессора XIX века.
4. Павел Власов сказал: «Самодержавие не является нашей единственной целью».
5. Моя школьная учительница десять лет учила меня первому слову: «Мама».
6. Ленин заботился о здоровье Горького и проверял, не мокрые ли у него простыни.
7. Позвольте вам вручить этот сувенир на память!
8. Ностальгия по родине не давала им покоя.
9. Корпоративные интересы толкали его на нарушения государственных законов.
10. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета.

«исправьте и объясните (!) лексические ошибки» — извините, если кто то не так понял, но «(!)» я поставил не потому что приказываю, а для того чтобы обратили внимание на то, что объяснить эти ошибки нужно обязательно, ибо исправить я их могу и сам, а объяснить не смогу.

Да ради бога, получайте свои ошибки, буквально, с первой строки:

Вы писали: «исправьте и объясните (!) лексические ошибки»

Отсутствие вопросительного знака, в частности, в конце предложения.
Как следствие — вопрос воспринимается как приказ, что изначально вызывает негативное отношение со стороны собеседника.

Восклицательный знак в скобках — моветон, рожденный непонятно чем (Фидо с icq вы, скорее всего, не застали — т. ч. на ум приходит только лень, что, опять же, негативно сказывается на настроение отвечающего) .

Куча какого-то текста, похожего на домашнее задание 8-ого класса, что, банально, не интересно.

1.Родители не могут быть бездетными по определению.
2.Космонавты не могут быть пожилыми людьми по состоянию здоровья.
3.Слово «Абитуриент» должно быть употреблено во множественном числе.
4.Фраз непонятна.
5.Бред.
6.Тоже бред.
7.Сувенир на память — этотавтология (бессмысленное повторение понятного, как мокрая вода или масло масляное) .
8.Ностальгия — это уже тоска по родине. Второй раз слово Родина употреблять излишне.
9.Законы всегда государственные, употреблено лишнее прилагательное.
10.Непонятно.

10. Это можно объяснить лишь по особенностями национального менталитета.

1. если это родители, то они не могут быть бездетными

источники:

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B8%D1%8F

http://sprashivalka.com/tqa/q/18183134

Ностальгия о детстве, дать отпор для врага, оплатить за работу, приехать с города, идти один за одним, выразить свой ответ, одержать успехи, лить много слов, планировать схему, оказать вред, кануть в историю, одеть пиджак, делать привилегии кому-либо, вопреки указания шефа, играть первостепенное значение, должность заведующего кафедры, занять звание чемпиона, контролировать за ходом лечения,

посвятить жизнь на благо Родины, он похож с сестрой,

взаимное уважение друг друга, озабочен о здоровье детей,

верить в неминуемую победу, коснуться о теме любви,

чаша его терпения лопнула, отправиться в край света,

автобус набит до отвала,

указать о недостатках.

Каждый человек, владеющий русским языком, хотя бы раз слышал или использовал в речи слово «ностальгия». Многие из нас употребляют его в значении «тоска по чему-либо». Но правильно ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к словарям русского языка.

Изменяющиеся нормы

В одном из самых авторитетных изданий, а именно в словаре Ожегова, выпущенном в исправленном издании в 1990 году, черным по белому написано, что «ностальгией» считается только тоска по родине. Исторически именно это значение считается литературным, однако из-за ряда особенностей выражение употребляется в более широком смысле. Этот факт фиксируется и в некоторых современных словарях, в особенности в новейшем философском.

Исследования филологов

Академик Виноградов в одном из своих трудов охарактеризовал формирование предлогов и пришел к выводу, что зачастую временные и пространственные значения совмещаются. В связи с подобными изменениями в ряде случаев выражение слово «ностальгия» приобретает дополнительные лексические оттенки, так или иначе касающиеся прошлого. Появление такого сочетания датируется прошлым веком, однако до сих пор оно не является литературной нормой.

В настоящее время укрепляется мнение, что данное слово выражает «тоску по чему бы то ни было». Данный перенос, основанный на логической смежности, однако, не является признаком грамотной речи. Наоборот, он свидетельствует о том, что словарный запас человека обеднел, либо указывает на недостаточную осведомленность об истории русского языка.

Таким образом, данное слово можно использовать только в контексте с родиной, все остальные варианты нельзя относить к литературной норме. Впрочем, изменения в языке происходят очень быстро. Возможно, в будущем все варианты станут равноправными и будут закреплены в авторитетных изданиях. А как вы считаете, нужно ли придерживаться норм?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Контрольная
работа по курсу “Русский язык и культура
речи”

Вариант
1.

Задание
1. Подберите
русские синонимы к иностранным словам.

Амбиция,
анализ, вердикт, вестибюль, вокальный,
лексикон, мемуары, пунктуальный,
реставрация, фауна, флора, антипод,
инсинуация, интеграция, менеджер,
эмбарго.

Задание
2. Составьте
словосочетания со следующими паронимами.

Столб
– столп, удачный – удачливый, понятный
– понятливый, соседский – соседний,
хозяйский – хозяйственный, обидный –
обидчивый, тяготится – тяготеет, бережный
– бережливый.

Задание
3. Подберите
антонимы к прилагательным в следующих
сочетаниях.

Низкие
цены, низкое сословие, низкий поступок,
низкий поклон;

общее
мнение, общая кухня, общее благо, общий
наркоз, общее представление;

прямая
линия, прямое сообщение, прямой налог,
прямой вызов, прямой характер, прямая
речь, прямой угол.

Задание
4. Подберите
по 5-6 фразеологизмов с общим для них
словом:
голова,
нос, рука, ноги.

Задание
5. Обратите
внимание на употребление собирательных
и количественных существительных,
счетных существительных. Отредактируйте
предложения, мотивируя изменения в
тексте.

1)
Четверым молодым работницам присвоен
очередной профессиональный разряд. 2)
Так мы и живем: семь в одной комнате. 3)
Над этой темой работает пятеро научных
сотрудников. 4) Грамоту вручили А.Ф.
Осиповой: ей исполняется восемь десятков.
5) Пару раз мы его высмеяли, и он перестал
у нас появляться. 6) Мы сидим в опустевшем
доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 7)
Спортивный клуб уже дюжину лет держится
в первых рядах высшей лиги.

Задание
6. Перепишите
предложения, заменив числовые обозначения
буквенными (прописью).

1)
Из 596 вычесть 387. 2) Высота Останкинской
башни со стальной трубчатой антенной
равна 540 метрам 74 сантиметрам. 3) Самые
быстрые бегуны мира развивают скорость
от 36 до 43 километров в час. 4) К 1778 прибавить
852. 5) От 17464 отнять 11090. 6) Из 1109 важнейших
объектов было введено лишь 749. 7) Сметная
стоимость второй очереди канала
составляет более 455 миллионов.

Задание
7. Найдите
грамматические и стилистические ошибки
и исправьте их (указывайте и верный, и
неправильный вариант).

1)
Отец, заглянувши в комнату ребенка,
удовлетворенно улыбнулся. 2) Он боялся,
что эта женщина отнимет отца от его
матери. 3) В картине Герасимова изображена
мокрая от дождя терраса. 4) Статья в
газете отражает противоположные взгляды
людей, принадлежащие к различным
социальным средам. 5) Сначала я спорил
с мамой, но потом понял, что она всегда
правее меня. 6) Ребята криками и свистами
прогнали Бармалея. 7) Геологи неустанно
осваивали недры земли. 8) На собрании
сказали, что каждый родитель должен
принять участие в уборке территории.
9) Молчалин оказался хитрым лисой. 10)
Алеше бабушка представлялась добрым
волшебником. 11) Андрей ходил по городу
весь в тряпьях. 12) Мальчик весь костюм
испачкал повидлой. 13) Вода нередко
используется в хозяйственной цели. 14)
Листья березы трепещут на ветре. 15) Почти
у всех учащихся группы имелись паспорты.
16) У партизан уже не было гранат и патрон.
17) Скажите, пожалуйста, сколько сейчас
время? – Сейчас без пятнадцать восемь.
18) Это платье немного красивше. 19) От
этого Мцыри кажется более таинственнее.
20) Я обязательно победю его в финале.

Контрольная
работа по курсу “Русский язык и культура
речи”

для
студентов заочного отделения».
Вариант
2.

Задание
1. Докажите
многозначность следующих слов, составив
словосочетание (или небольшое предложение)
с каждым значением
.

Автомат,
стол, свежий, патрон, корпус, нота, среда.

Задание
2. Составьте
словосочетания с данными синонимами,
обратите внимание на различия лексической
сочетаемости синонимов
.

Натуральный
— естественный, фальшивый — искусственный
— сусальный, вакуум — пустота,
антагонистический — враждебный,
вибрировать — дрожать, дискутировать —
спорить, демонстрировать — показывать,
дистанция — расстояние, оптимистический
— жизнерадостный, индифферентный —
равнодушный, монолитный — единый.

Задание
3. Подберите
синонимы к следующим словам
.

Легальный,
компетентный, конфиденциальный,
кардинальный, деликатный, тривиальный,
корректный, банальный, коммерция,
коммуникация, босс, вердикт, депортация,
антагонизм, идентификация, иммунитет,
коалиция, авторитарный, адаптация,
адекватный, догма, фальсификация.

Задание
4. Прочитайте
фразеологизмы, пришедшие в общелитературное
употребление из различных областей
науки и техники. С некоторыми из них
составьте фразы, в которых они выступали
бы: а) как термины; б) как фразеологические
сочетания.

Цепная
реакция, довести до белого каления,
центр тяжести, сила притяжения, точка
опоры, наклонная плоскость, абсолютный
нуль, удельный вес, приводить к общему
знаменателю, начать с нуля.

Задание
5. Допишите
окончания, устно обоснуйте свой ответ
.

Б.
Шумн…, многолюдн… Осло. На главн… авеню
уютн.. кафе под названием «Розов…
фламинго». За столиком у стены, где висит
изящн… бра, сидят юн… леди и лохмат…
хиппи. На леди свободн… кимоно, на хиппи
– потертые джинсы, свитер и грязноват…
кашне. Они жуют бутерброды с аппетитн…
салями и салат из свеж… кольраби. Перед
леди стоит крепк… черн… кофе и абрикосов…
суфле, перед хиппи – не менее крепк…
виски.

Задание
6. Запишите
числа прописью, раскройте скобки.

  1. К
    716 прибавить 256. 2. 1308 сложить с 698. 3.
    Министр упомянул об 1 000 620
    абитуриентах. 4. Кто сказал, что верблюды
    бывают исключительно (два)горбые? 5. Нам
    нужен (два)местный номер с видом на
    море. 6. Саргасово море находится в 700
    милях от восточного побережья Африки.
    7. Все яйца Фаберже были изготовлены с
    1885 по 1916 год.

Задание
7. Исправьте
ошибки, заменяя неправильно употребленный
деепричастный оборот.

1.
Садясь за руль, машина должна быть в
полной исправности. 2. В тот день, выезжая
из гаража, тормоза барахлили. 3. Нажав
на тормоз изо всех сил, машина все-таки
врезалась в столб. 4. Не соблюдая правил
дорожного движения, ждет опасность. 5.
Он был спасен подоспевшим прохожим,
вовремя подбежав к горящей машине.
6.
Соблюдая режим питания, ваше самочувствие
улучшится. 7. Прочитав вторично рукопись,
мне думается, она нуждается в серьезной
доработке.

Контрольная
работа по курсу “Русский язык и культура
речи”

для
студентов заочного отделения».
Вариант
3.

Задание
1. Расставьте
правильные ударения в парах слов (ед. и
мн. число).

Единственное
число

Множественное
число

Поднял,
подняла

Понял,
поняла

Прибыл,
прибыла

Прожил,
прожила

Подняли

Поняли

Прибыли

Прожили

Лифта,
торта, шарфа, тоста, инженера, банта

Полосы,
полосу, апельсина

Договор

Бухгалтер

Лифтов,
тортов, шарфов, тостов, инженеров,
бантов, полос, полосам, апельсинов

Договоров
Бухгалтеров

Родился,
взялся, начался, принялся, задался

Родились,
начались, взялись, принялись

Облегчить,
ободрить, сверлить

Облегчим,
ободрят, сверлят

Задание
2. Составьте
развернутые предложения с глаголами

брызгает
– брызжет, двигается – движется, глодает
– гложет, капает – каплет, блистает –
блещет, настоять – настаивать.

Задание
3. Вместо
точек вставьте необходимые по смыслу
существительные. Определите значение
фразеологических сочетаний.

1)Ребенок
плохо себя ведет, с ним не никакого …
2) Нет, с ….. здесь ничего не сделать, надо
думать и просчитывать ситуации. 3)Кто к
нам пришел, нашего …. прибыло. 4)Совсем
еще хорошая вещь, хотя и не новая. Да
этому материалу ….. нет, посмотри, какая
ткань крепкая. 5)Да сделать ничего не
удалось, хорошо еще, что ноги унесли: не
до …. – быть бы живу. 6) У нас на Руси
помогали друг другу в трудное время: с
…. по нитке – голому рубаха. 7) Пирожки
горячие, с …, с …..

Задание
4. В предложениях найдите ошибки,
осуществите редакторскую правку.
Укажите тип лексических ошибок.

1)Наберите
в себе силы сделать первый шаг. 2)Мы вышли
из-за стола не сладко хлебавши. 3)Саундтрек
в конечном итоге получился замечательный.
3)У нас с ним сложился полный консенсус.
4)В годы стагнации он продолжал писать.
5) Это в Германии у женщин в политике
скатертью дорога. 6)Я бы спросил только
один вопрос. 7) Умысел был рассчитан на
то, чтобы отвлечь внимание от главных
проблем. 8)Эта книга вызвала оттолкновение
у читателей. 9) Это дело кладет на меня
огромную ответственность. 10)Все друг к
другу питают претензии. 11)Этот спектакль
оставил у меня огромное впечатление.

Задание
5. Исправьте
ошибки в выборе падежных форм.

1)
Вследствие намеченных переговоров
конфликт может быть исчерпан. 2) Преступник
не раскаялся за содеянное. 3)Сколько в
день мы тратим калориев. 4)Мы не допустим,
чтобы террористы держали под страхом
все население страны. 5)Объясните, из-за
чего причина конфликта. 6)Как вы догадались
до этого? 7)Вы можете задавать вопросы
сразу к двум оппонентам.

Задание
6. Раскройте
скобки; найдите и исправьте ошибки в
выборе рода существительных.

1)(Нынешний,
Нынешняя)

губернатор Петербурга Валентина
Матвиенко (стал,
стала)
редактором
выпуска газеты «Метро», который вышел
7 мая. 2) Вчера во время заседания
(мировой,мировая)
судья Д.М.Холодова (вынес,
вынесла)

решение в пользу потерпевшей стороны.
3) Водопад Виктория считают границей
(верхний
и средний)

Замбези. 4) Гаити (быть открытым) в 1492
году Христофором Колумбом. 5) Истоки
(могучий)
Янцзы находятся на Тибетском нагорье.
6) Мы подошли к уродливой домине, которая
возвышалась на пригорке. 7) Инкогнито
явилось неожиданно для всех присутствующих.
8) С ответным словом выступила лауреатка
первой премии из Японии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    27.03.2015104.12 Кб44WW.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Контрольная работа по курсу “Русский язык и культура речи”Вариант 1.

Задание 1. Расставьте ударения в соответствии с литературной нормой.

Аналог, анатом, аноним, апокалипсис, апостроф, асимметрия, балованный, баловать, бензопровод, благовест, втридешева, гастрономия, гербовый, гонящийся, гуся (Род.п.), завидно, завсегдатай, зазубрить, заклеить, искони, исчерпать, каталог, мальчиковый, манишь, маркировать, масличный, мастерски, металлургия, мизерный, мокрота, памятуя, переводной, петля, планер, плесневеть, погруженный, разомкнутый, ржаветь, сажень, сметливый, согнутый, христианин.

Задание 2. Выявите и устраните в предложениях явления тавтологии и плеоназма, указав тип ошибки.

  1. В преддверии предстоящего праздника мы украшали зал. 2.Каждый персонаж писателя имеет свои индивидуальные черты. 3. Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра. 4. Местные аборигены радостно встретили путешественников. 5.Он облокотился локтем на стол. 6.Ладонью руки он медленно гладил младенца. 7. Я хочу поселиться жить в Москве. 8. Сочинение списано и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение; так что факт списания сочинения установлен. 9. Наружная внешность героини очень привлекательна.

Задание 3. Подберите антонимы к прилагательным в следующих сочетаниях.

Низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон;

общее мнение, общая кухня, общее благо, общий наркоз, общее представление;

прямая линия, прямое сообщение, прямой налог, прямой вызов, прямой характер, прямая речь, прямой угол.

Задание 4. Придумайте контекст (развернутые предложения), в которых предложенные ниже сочетания употреблялись бы: а) как свободные; б) как фразеологические.

Открыть рот, вариться в собственном соку, бросить камешек в огород, выносить сор из избы, держать камень за пазухой, протягивать руку, заткнуть за пояс, засучить рукава, ходить с протянутой рукой, махнуть рукой.

Задание 5. Обратите внимание на употребление собирательных и количественных существительных, счетных существительных. Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте.

1) Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2) Так мы и живем: семь в одной комнате. 3) Над этой темой работает пятеро научных сотрудников. 4) Грамоту вручили А.Ф. Осиповой: ей исполняется восемь десятков. 5) Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 6) Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 7) Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги.

Задание 6. Перепишите предложения, заменив числовые обозначения буквенными

1) Из 596 вычесть 387. 2) Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 3) Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 4) К 1778 прибавить 852. 5) От 17464 отнять 11090. 6) Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. 7) Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов.

Задание 7. Найдите грамматические и стилистические ошибки и исправьте их (указывайте и верный, и неправильный вариант).

1) Отец, заглянувши в комнату ребенка, удовлетворенно улыбнулся. 2) Статья в газете отражает противоположные взгляды людей, принадлежащие к различным социальным средам. 3) Сначала я спорил с мамой, но потом понял, что она всегда правее меня. 4) Ребята криками и свистами прогнали Бармалея. 5) Геологи неустанно осваивали недры земли. 6) Молчалин оказался хитрым лисой. 7) Алеше бабушка представлялась добрым волшебником. 8) Андрей ходил по городу весь в тряпьях. 9) В этом ресторане можно поужинать, сыграть свадьбу или в боулинг – кому во что повезет. 10) Вода нередко используется в хозяйственной цели. 11) Листья березы трепещут на ветре. 12) Скажите, пожалуйста, сколько сейчас время? – Сейчас без пятнадцать восемь. 13) Это платье немного красивше. 14) От этого Мцыри кажется более таинственнее. 15) Я обязательно победю его в финале.

Контрольная работа по курсу “Русский язык и культура речи”для студентов заочного отделения». Вариант 2.

Задание 1. Расставьте правильно ударения.

Упрочение, иконопись, некролог, пиала, простыня — простынь, ступни (мн.ч.), кухонный, знамение, памятуя, отжим, прищур, феномен, столяр, ясли – яслей, сваты, сватов, сватами; деньги, деньгам, деньгами; брелок – брелока, экипировать, плесневеть, чардаш, черпать, шофер, шрифта (Род.п.), щавель, блокировать, бунгало, валов(о,ы)й, диоптрия, дискант,

Задание 2. Разграничьте многозначные слова и омонимы. Объясните, в каком значении они употребляются. За справками обращайтесь к толковым словарям.

1.Каков ни есть, а хочет есть. 2. Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся. 3. «Фунт сахара и фунт стерлингов». 4. Взять жену без состояния я не в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии. 4. Дети – цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться. 5. Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания профсоюзных марок. 6. Весна хоть кого с ума сведет. Лед – и тот тронулся. 7. Над ним одним все нимбы, нимбы, Побольше терниев над ним бы.

Задание 3. Составьте предложения с парами омографов (части речи не меняйте).

нАголо – наголО; Атлас – атлАс; клУбы – клубЫ; харАктерный – характЕрный; остротА – острОта; языковОй – языкОвый; вИдение – видЕние; склОнен – склонЁн; забронИровать – забронировАть.
Задание 4. В предложениях найдите ошибки, осуществите редакторскую правку. Укажите тип лексических ошибок.

1.Эта цель должна быть выполнена несмотря ни на что. 2. Этот пункт переходил из договора в договор и был для нас чем-то вроде святой коровы. 3. Я хочу высказать соболезнование семьям погибших и пострадавших. 4. Этот человек всегда, везде и во всех обстоятельствах оставался верен самому себе. 5. Она всегда ставит большие ставки. 6. Серьезные нарушения вскрыты по производству лекарств и витаминных добавок. 7. Руководство телевидения идет на беспрецедентные случаи. 8. По мнению стран Востока, смертная казнь является достойной мерой наказания для многих преступников. 9. Я очень опасаюсь, чтобы действия, направленные на рост экономики, не дали бы побочных негативных эффектов.

Задание 5. Распределите словосочетания в соответствии с типом допущенных в них ошибок: а) неправильное управление словом; б) неверная сочетаемость слов; в) нарушение состава фразеологизма.

Ностальгия о детстве,

дать отпор для врага,

оплатить за работу,

приехать с города,

идти один за одним, выразить свой ответ,

одержать успехи, лить много слов, планировать схему, оказать вред,

кануть в историю,

одеть пиджак,

делать привилегии кому-либо,

вопреки указания шефа,

играть первостепенное значение,

должность заведующего кафедры,

занять звание чемпиона,

контролировать за ходом лечения,

посвятить жизнь на благо Родины, он похож с сестрой,
взаимное уважение друг друга, озабочен о здоровье детей,
верить в неминуемую победу, коснуться о теме любви,
чаша его терпения лопнула, отправиться в край света,

Задание 6. Запишите числа прописью, раскройте скобки.

1.К 716 прибавить 256. 2. 1308 сложить с 698. 3. Министр упомянул об 1 000 620 абитуриентах. 4. Кто сказал, что верблюды бывают исключительно (два)горбые? 5. Нам нужен (два)местный номер с видом на море. 6. Саргасово море находится в 700 милях от восточного побережья Африки. 7. Все яйца Фаберже были изготовлены с 1885 по 1916 год.

Задание 7. Исправьте ошибки, заменяя неправильно употребленный деепричастный оборот.

1. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. 2. В тот день, выезжая из гаража, тормоза барахлили. 3. Нажав на тормоз изо всех сил, машина все-таки врезалась в столб. 4. Не соблюдая правил дорожного движения, ждет опасность. 5. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя подбежав к горящей машине. 6. Соблюдая режим питания, ваше самочувствие улучшится. 7. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке.

Контрольная работа по курсу “Русский язык и культура речи”для студентов заочного отделения». Вариант 3.

Задание 1. Расставьте правильные ударения в парах слов (ед. и мн. число).

Единственное число Множественное число
Поднял, подняла

Понял, поняла

Прибыл, прибыла

Прожил, прожила

Подняли

Поняли

Прибыли

Прожили

Лифта, торта, шарфа, тоста, инженера, банта

Полосы, полосу, апельсина

Договор

Бухгалтер

Лифтов, тортов, шарфов, тостов, инженеров, бантов, полос, полосам, апельсинов

Договоров
Бухгалтеров

Родился, взялся, начался, принялся, задался Родились, начались, взялись, принялись
Облегчить, ободрить, сверлить Облегчим, ободрят, сверлят

Задание 2. Составьте развернутые предложения с глаголами :

брызгает – брызжет, двигается – движется, глодает – гложет, капает – каплет, блистает – блещет, настоять – настаивать,. пыхает – пышет, мечет – метает
Задание 3. Вместо точек вставьте необходимые по смыслу существительные, чтобы получились фразеологизмы. Определите значение фразеологических сочетаний.

1)Ребенок плохо себя ведет, с ним не никакого … 2) Нет, с ….. здесь ничего не сделать, надо думать и просчитывать ситуации. 3)Кто к нам пришел, нашего …. прибыло. 4)Совсем еще хорошая вещь, хотя и не новая. Да этому материалу ….. нет, посмотри, какая ткань крепкая. 5)Да сделать ничего не удалось, хорошо еще, что ноги унесли: не до …. – быть бы живу. 6) У нас на Руси помогали друг другу в трудное время: с …. по нитке – голому рубаха. 7) Пирожки горячие, с …, с …..
Задание 4. В предложениях найдите ошибки, осуществите редакторскую правку. Укажите тип лексических ошибок.

1)Наберите в себе силы сделать первый шаг. 2)Мы вышли из-за стола не сладко хлебавши. 3)Саундтрек в конечном итоге получился замечательный. 3)У нас с ним сложился полный консенсус. 4)В годы стагнации он продолжал писать. 5) Это в Германии у женщин в политике скатертью дорога. 6)Я бы спросил только один вопрос. 7) Умысел был рассчитан на то, чтобы отвлечь внимание от главных проблем. 8)Эта книга вызвала оттолкновение у читателей. 9) Это дело кладет на меня огромную ответственность. 10)Все друг к другу питают претензии. 11)Этот спектакль оставил у меня огромное впечатление.
Задание 5. Исправьте ошибки в выборе падежных форм.

1) Вследствие намеченных переговоров конфликт может быть исчерпан. 2) Преступник не раскаялся за содеянное. 3)Сколько в день мы тратим калориев. 4)Мы не допустим, чтобы террористы держали под страхом все население страны. 5)Объясните, из-за чего причина конфликта. 6)Как вы догадались до этого? 7)Вы можете задавать вопросы сразу к двум оппонентам.

Задание 6. Раскройте скобки; найдите и исправьте ошибки в выборе рода существительных.

1)(Нынешний, Нынешняя) губернатор Петербурга Валентина Матвиенко (стал, стала) редактором выпуска газеты «Метро», который вышел 7 мая. 2) Вчера во время заседания (мировой,мировая) судья Д.М.Холодова (вынес, вынесла) решение в пользу потерпевшей стороны. 3) Водопад Виктория считают границей (верхний и средний) Замбези. 4) Гаити (быть открытым) в 1492 году Христофором Колумбом. 5) Истоки (могучий) Янцзы находятся на Тибетском нагорье. 6) Мы подошли к уродливой домине, которая возвышалась на пригорке. 7) Инкогнито явилось неожиданно для всех присутствующих. 8) С ответным словом выступила лауреатка первой премии из Японии.
Задание 7. Исправьте ошибки, допущенные при согласовании сказуемого с подлежащим. Укажите случаи, при которых возможны вариативные окончания.

1. Секретарь выдала нам нужные справки. 2. «Анна Каренина» создан Л.Н. Толстым. 3. Мной приобретён надёжный плащ-палатка. 4. Никто, даже самые способные студенты, не могли решить эту задачу. 5. Мать с детьми уехали в деревню. 6. Мать или отец помогут мне устроиться на работу. 7. МГУ начало прием заявление от абитуриентов. 8. Дели просто поразило моё воображение. 9. Не только улыбка, но и глаза многое говорят о человеке. 10. На картине изображены лес, тропинка, одинокий путник. 11. Свою точку зрения высказывали то один студент, то другой. 12. Высококлассный специалист С.Г. Рыбина прочитал нам лекцию.
Контрольная работа по курсу “Русский язык и культура речи”

для студентов заочного отделения». Вариант 4.

Задание 1. Напишите начальную форму для каждого из слов. Укажите ударный слог в обеих словоформах.

Колледжа, телемоста, со сватами, каталога, избалует, осужденному, меньшинствами, премировали, присовокупит, проткнутый, туфель, петлями, шарфа, тортов, в стенах, сколькими, меньшинствами, симметрии.
Задание 2. Определите род приведенных ниже существительных и подберите к ним согласованные определения.

Рояль, пари, какаду, газель, Гоа, лебедь, педаль, Капри, тюль, пенни, особь, умишко, мозоль, авеню, рандеву.
Задание 3. Отредактируйте предложения, возникшие из-за неправильного употребления деепричастного оборота.

  1. Мой рассказ будет неполным, не упомянув о поездке в Москву. 2. Войдя в дверь, мне послышались странные звуки в кабинете. 3. Мы расстроились, однако скрепя сердцем двинулись в путь. 4. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами. 5. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли в ней выражены правильно. 6. Курс лечения рассчитан на полгода ежедневного приема одной таблетки, запивая ее водой. 7. Отметив недавно свой пятидесятилетний юбилей, Наталья Ивановна полна сил.

Задание 4. Определите, какое из лексических значений реализует слово «век» в каждом из следующих предложений.

  1. Это произошло в начале прошлого века. 2.Надо идти в ногу с веком. 3. Век живи — век учись. 4. Эта машина на своем веку повидала не один ремонт. 5. Эти полтора года тянутся для меня нескончаемым веком. 6.Век не забуду этого. 7. Находка археологов оказалась топором каменного века.

Задание 5. Образуйте соответствующую норме форму Род. падежа множ. числа существительных, используя для этого Толковый словарь.

I. Грузин, вещество, аршин, южанин, грабли, валенки,
поместье, шорты, кочерга, носок, помидор, свеча,
место, ясли, апельсин, консервы, ушко, солдат.
II. Баклажан, жабры, именины, туфли, яблоко, макароны,
армянин, мандарин, джинсы, партизан, гектар, шприц,
киевлянин, облако, дно, валенок, грамм, туфля.

Задание 6. В предложениях найдите ошибки, осуществите редакторскую правку. Укажите тип лексических ошибок.

1.На костре – лучшие люди села. 2. У Гоголя каждое действующее лицо имеет свое лицо. 3. Пьер тратил свои недужие силы на разгул. 4. Он пробивался случайными заработками. 5. Женщина обязана ежедневно делать дела по дому. 6. Ребенок часто остается сам по себе, он больше располагается на улице, чем с родителями. 7. Из глаз Сони беззвучно текли слезы. 8. Чтобы Юрий Гагарин сделал свой подвиг, старались множество конструкторов и инженеров. 9. Мне известен этот способ заработка денег.

Задание 7. Перепишите предложения, заменив числовые обозначения буквенными

1) Из 596 вычесть 387. 2) Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 3) Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 4) К 1778 прибавить 852. 5) От 17464 отнять 11090. 6) Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. 7) 1308 сложить с 698. 8) Министр упомянул об 1 000 620 абитуриентах. 9) Кто сказал, что верблюды бывают исключительно (два)горбые? 10) Все яйца Фаберже были изготовлены с 1885 по 1916 год.

Контрольная работа по курсу “Русский язык и культура речи”для студентов заочного отделения». Вариант 5.

Задание 1. Расставьте ударения в соответствии с литературной нормой.

Дискант, догмат, заплесневелый, запломбированный, заржаветь, знамение, иконопись, индустрия, колледж, колосс, кухонный, на похоронах, надолго, некролог, нефтепровод, новорожденный, нормировать, обетованный, окислить, подростковый, поутру, принудить, стенография, столяр, тефтели, туфель (Р.п., мн.ч.), тигровый, углубить, украинский, усугубить, придомовый
Задание 2:С помощью толкового словаря или словаря паронимов укажите различия в лексическом значении слов (паронимических пар). Составьте с каждым из слов предложение.

Понятный – понятливый; земляной – земельный; верткий – вертлявый;
подпись – роспись; поступок – проступок; заразный – заразительный;
обидный – обидчивый; процесс — процессия; эффектный – эффективный;
иммигрант – эмигрант; прогресс – прогрессия; крепостник – крепостной;
одеть — надеть; смешать — сместить; смириться – примириться;
главный — заглавный; личный – личностный; здравница – здравица;
командировочный — командированный; гармоничный – гармонический.

Задание 3: Укажите ошибки, допущенные при употреблении однородных членов предложения. Отредактируйте предложения.

1. Не только пьесы Булгакова, а также и его проза написаны необыкновенно смело. 2. Необходимо определить план работы и как мы его будем реализовать. 3. Молчалин скромен, уступчив и не высказывает своего мнения. 4. Больному давали фрукты, бульон, какао и апельсины. 5. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. 7. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 9. Работа железнодорожников ведётся в соответствии и на основе утверждённого графика. 10. Мы не должны бояться трудностей, смело идти вперед, преодолевая всяческие трудности. 11. Нами сформирована специальная комиссия, которая должна будет координировать и руководить всеми работами. 12. Очень хотелось чаю, отдохнуть, выспаться и чтобы никто не беспокоил.

Задание 4: Найдите в предложениях многозначные слова, некорректное употребление которых ведет к неправильному истолкованию смысла предложения. Отредактируйте предложения.

1. На костре — лучшие люди села. 2. На каждого члена кружка «Юный техник» падает по пять-шесть моделей. 3. На площадке перед школой вы увидите разбитые цветники, это дело рук наших ребят. 4. После этого матча стало ясно: защита нашей футбольной команды хромает. 5. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром. 6. Ваши замечания я прослушал. 7. Я прощаюсь со школой, и сегодня мне хочется замахнуться на что-нибудь героическое. 8. Греки своими острыми носами пробивали корабли персов. 9. У Гоголя каждое действующее лицо имеет свое лицо. 10. Старуха Изергиль состоит из трех частей.

Задание 5:Объясните ошибки, возникшие из-за неправильного употребления деепричастного оборота. Отредактируйте предложения.

1. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе. 2. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 3. Напиша тест, сдайте его. 4. От совести говоря, меня слушали очень внимательно, притаив внимание. 5. Курс лечения рассчитан на полгода ежедневного приема одной таблетки, запивая её водой. 6. Войдя в дверь, мне послышались странные звуки в кабинете. 7. Отметив недавно свой пятидесятилетний юбилей, Наталья Ивановна полна сил. 8. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.

Задание 6. Ниже представлены предложения из дипломных работ студентов. Назовите неудачные способы выражения оценки и лексические компоненты, не соответствующие научному стилю. Отредактируйте предложения.

1. В ремонтном окрашивании сейчас применяются акрилполиуретановые эмали, которые обеспечивают превосходный вид покрытия и его защитные свойства. 2. В России продолжается трудный процесс перехода от централизованных методов управления к новым рыночным механизмам. Жизнь показала явные недостатки этого процесса для всех сфер деятельности человека. 3. По мере увеличения сложности конструкций все большую роль играют вопросы стоимости. 4. При большом числе конкурирующих производителей это становится очень выгодно для разработчика конечной системы, поскольку он не связан накрепко только с одним производителем. 5. При восстановлении формы сильно повреждённого кузова очень велик соблазн облегчить работу за счёт разогрева материала. 6. На заре моторостроения просто изготавливался поршень совершенно цилиндрической формы. 7. От того, насколько хорошо поршень справляется со своими обязанностями, зависит эффективность и надежность мотора… Представим, что мы ожидаем от поршня. Как бы его не гнули, толкали, мяли, бросали из жара в холод, он должен оставаться одинаковым.
Задание 7. Раскройте скобки, употребляя существительные в нужной форме. Числительные запишите словами.

1. Я редко вижусь с 8 (мои двоюродные братья и сестры). 2. Экскурсия была организована для 164 (участники конференции). 3. Книга написана на 872 (страница). 4. Для 329 (студенты) были выделены путевки в молодежный лагерь. 5. При 24 (градусы) ниже нуля мы останемся дома. 6. Для своих 78 (год) он чувствует себя прекрасно. 7. В гостинице «Метрополь» более 400 (номер).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ностальгирующий критик топ 11 ошибок
  • Ностальгировать о детстве лексическая ошибка
  • Носить особенности лексическая ошибка
  • Носить значение ошибка
  • Носители делают ошибки