Ноткин актер ошибка резидента

Михаил Ножкин — биография


Когда Михаил Ножкин пришел в кинематограф, он уже был известным эстрадным драматургом и поэтом. Его песни на военную тематику пробирали до глубины души, он смог найти именно те слова, которые лучше всего передавали самый сложный период в жизни советского народа – Великую отечественную войну. Причем эти слова были простыми и доступными, теплыми и живыми. Его песни наполнены любовью к родине, дому, семье, поэтому их так тепло принимали зрители.

Михаил Ножкин прославился как поэт-песенник и драматург. Не менее интересна и его кинематографическая биография. Самыми яркими работами артиста стали картины «Судьба резидента», «Ошибка резидента», «Хождение по мукам» и другие.

Детство и юность

Родился Михаил Ножкин 19 января 1937 года в Москве, в семье рабочего Ивана Ножкина и медсестры Клавдии Ножкиной. Детство мальчика закончилось в 4 года, когда началась война. Отца призвали в армию, в тяжелом бою под Ржевом он был ранен, попал в плен, находился в концлагере Бухенвальд, потом в Дахау, после освобождения советскими войсками вернулся домой.

Михаил Ножкин в молодости

На фото Михаил Ножкин в молодости

В начале войны многих детей эвакуировали в Сибирь или Среднюю Азию, но Мише повезло остаться с мамой и старшим братом в Москве. Они жили на территории больницы, в которой даже после войны располагался военный госпиталь. Мама работала медсестрой в операционном блоке, поэтому практически постоянно была в госпитале. Старшему брату как раз исполнилось тринадцать, и он мог работать на заводе у станка. Миша с пятилетнего возраста оставался дома за старшего, выполнял почти всю домашнюю работу. В его обязанности входило растопить печь, приготовить еду, сходить в магазин, где очереди выстраивались на многие часы.

Еще в детские годы Миша полюбил читать, позже стал сочинять стихи и петь песни. После школы парень стал студентом строительного техникума Моссовета. После его окончания он мог работать по трем рабочим специальностям – фрезеровщиком, слесарем по обработке древесины и арматурщиком. Он занимался в художественной самодеятельности, сочинял неплохие стихи и пел. После окончания техникума Ножкин нашел себе работу в строительстве. Начал с мастера, потом перешел инженером в ПТО, затем получил должность прораба на стройке. Но мечты о сцене не покидали его никогда.

Михаил Ножкин

Михаил Ножкин

Михаил решил не отказываться от своей мечты, и в 60-х поступил на учебу в театральную студию при Театре эстрады. Днем он трудился на стройке, а по вечерам занимался любимым делом. На сцену Ножкин начал выходить еще в период обучения, он был задействован в разных постановках. Зрители награждали талантливого юношу заслуженными аплодисментами.

Творчество

После окончания учебы в театральной студии, Михаил решил бросить свою стройку, и начать творческую биографию. Он оказался в основном составе труппы Театра сатиры, и уже выходил на сцену как опытный артист. Однако его творческий потенциал требовал большего развития, поэтому Михаил начал писать песни и эстрадную драматургию. Многое из того, что принадлежало перу Ножкина, звучало со сцены в исполнении Владимира Высоцкого. Другие его произведения звучали в фильмах, которые выходили в те годы.

В 1964-м Михаил Ножкин устроился на работу в «Москонцерт», в 1967 году он начал сотрудничество с другими театрами, понимая, что одних театральных подмостков ему мало. Он заключил договора с несколькими театрами, а в 1968-м начал активную работу в кино.

Михаил Ножкин в фильме «Ошибка резидента»

Михаил Ножкин в фильме «Ошибка резидента»

Михаил дебютировал в кинематографе в картине «На два часа раньше», потом был фильм «Ошибка резидента», где он стал контрразведчиком Павлом Синицыным. Во время съемок ему пришлось пройти через детектор лжи, хотя самого аппарата в кадре не видно. Всегда существовало правило, что картины, рассказывающие о жизни разведчиков, находятся под пристальным вниманием иностранных разведок, поэтому на экране старались не афишировать достижения советской науки на этом поприще.

Спустя год Ножкину доверили роль главного героя в картине «Каждый вечер в одиннадцать». Он сыграл биофизика Стаса, который влюбился в женский голос, ответивший на его телефонный звонок. Роль главной героини в этом фильме досталась Маргарите Володиной. Мнение критиков об этом фильме было не очень хорошим, но зрителям он понравился, и они засыпали актеров мешками писем.

Михаил Ножкин в фильме «Каждый вечер в одиннадцать»

Михаил Ножкин в фильме «Каждый вечер в одиннадцать»

После этого карьера Ножкина стремительно развивается. Его позвали на съемки картин «Освобождение», где он стал лейтенантом Ярцевым, «Земля, до востребования», в которой актер перевоплотился в Василия Цветкова, и «Хождение по мукам», с его Вадимом Рощиным. Михаил снимался до середины 80-х, а потом решил переключить свою активность на литературу и общественную деятельность.

Последним фильмом в карьере Михаила Ножкина стал боевик «Одиночное плавание», в котором он изобразил майора Шатохина. Его герой сумел противостоять деятельности американских спецслужб, готовящих катастрофу. Персонаж Ножкина очень понравился и запомнился зрителям своей мужественностью и смелостью. Игра Михаила понравилась даже критикам из США, которые стали называть его «русским Рембо». Майор Шатохин занял достойное место в десятке персонажей, которым удалось спасти мир.

Михаил Ножкин в фильме «Одиночное плавание»

Михаил Ножкин в фильме «Одиночное плавание»

Михаил Ножкин написал очень много стихов, которые впоследствии стали известными композициями. Его песни пели Эдуард Хиль, Людмила Зыкина, Юрий Гуляев, Стас Намин. Многие из них использовались в качестве музыкального сопровождения к картинам, в которых играл сам автор стихов. В ленте «Освобождение» он сам исполнял песню «Последний бой». Михаил выпустил большое количество альбомов, в которых звучали знаменитые хиты.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

В личной жизни артиста была одна единственная любовь, верность которой он пронес через всю жизнь. Ее звали Лариса Голубина, она заведовала литературной частью в Театре сатиры. Девушка была родом из Ташкента, ее отец большевик, безжалостно сражался с басмачами. В молодости любила гимнастику, теннис, школу закончила с золотой медалью. Затем поступила в МГУ, и после окончания попала в Большой театр, на должность режиссера-стажера. Работала в Министерстве культуры, заведовала отделом репертуарной политики. Именно Лариса Голубина и Николай Смирнов-Сокольский стояли у основания Театра эстрады.

Если люди счастливы в браке, то это видно невооруженным взглядом. От всех семейных фотографий Ножкиных веет любовью и теплом, они с такой нежностью смотрят друг на друга, что поневоле вызывают чувство зависти у тех, у кого не сложилось. Супруги прожили вместе более четырех десятков лет, ни разу не посмотрев в другую сторону. Это большая редкость в творческой среде, поэтому многие коллеги относились к их семье с раздражением, другие с нескончаемым уважением. Лариса была старше Михаила на семнадцать лет, и ее не стало в 2004-м. Совместных детей у них не было, но Михаил стал настоящим отцом приемному сыну Дмитрию Голубину. Парень тоже стал успешным артистом.

Михаил Ножкин с женой

Михаил Ножкин с женой

Михаил Ножкин не только творческий человек, он еще активный общественник. Он не боится высказывать свое мнение по поводу творчества отдельных поэтов. Его критика коснулась Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко, высказывался Ножкин и в адрес Михаила Горбачева. Когда организовалось движение «Бессмертный полк России», Ножкин вошел в его Центральный штаб. Он написал песню, посвященную этому движению, и снял клип.

Михаил Ножкин сейчас

В январе 2017 года Михаилу Ножкину исполнилось 80 лет. На юбилейном вечере, который состоялся в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, присутствовали многочисленные гости, члены правительства, коллеги.

Канал «Культура» недавно выпустил в эфир программу «Линия жизни», которая была посвящена жизни и творчеству Михаила Ножкина. В настоящее время артист продолжает выступать. Его можно видеть в концертах, приуроченных к праздникам и патриотическим мероприятиям.

Избранная фильмография

  • 1967 — На два часа раньше
  • 1968 — Ошибка резидента
  • 1969 — Каждый вечер в одиннадцать
  • 1970 — Судьба резидента
  • 1971 — Освобождение: Последний штурм
  • 1971 — Освобождение: Битва за Берлин
  • 1972 — Земля, до востребования
  • 1973 — Надежда
  • 1977 — Хождение по мукам
  • 1980 — В начале славных дел
  • 1985 — Одиночное плавание
  • 1985 — Вариант «Зомби»

Ссылки

  • Facebook
  • Страница Вконтакте

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

В основу фильма легла биография бывшего чекиста Владимира Петроченкова. Под псевдонимом «Владимир Востоков» он написал книгу воспоминаний о службе в органах госбезопасности, которую затем превратил в сценарий. Его соавтором стал Олег Шмелёв, он же — генерал-лейтенант спецслужб, руководитель контразведки Олег Грибанов. Со шпионской темой оба были знакомы не понаслышке…
Шпионский детектив «Ошибка резидента» вышел в 1968 году и стал первым из четырех фильмов о разведчике Михаиле Тульеве. Помимо работы над «резидентом», Востоков и Шмелёв совместно написали сценарий ещё к одному детективу про разведку — «Кольцо из Амстердама».

«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман

Снять фильм о шпионах взялся режиссёр Вениамин Дорман. Когда началась работа над «Ошибкой резидента», он был известен как комедиограф — снял спортивную комедию «Штрафной удар» и ленту про спекулянтов «Лёгкая жизнь». Последняя комедия «Приезжайте на Байкал» успеха не имела, поэтому Дорман задумался о смене жанра. А после «Ошибки резидента» полностью переквалифицировался в режиссёра детективов.

На роль резидента западной разведки Михаила Тульева был приглашён Георгий Жжёнов. К началу съёмок актёр отбыл два срока в тюрьме по ложному обвинению в шпионаже — во время съёмок в картине «Комсомольск» познакомился в поезде с американцем. Посадили его по доносу коллеги, который сообщил о мнимой дружбе Жжёнова с агентами ЦРУ.
В сталинских лагерях прошли 17 лет жизни будущего народного артиста СССР. Отбывал срок актёр на Колыме, работал и водителем машины, и на рудниках, и на каменотёсах. В заключении стал актёром Магаданского музыкально-драматического театра, позже вместе с Иннокентием Смоктуновским работал в Норильском Заполярном театре драмы.
Георгий Жжёнов знал, кто на него донёс, но никогда не называл его фамилию. Когда за роль в «Ошибке резидента» актёру вручали премию КГБ, он сдержанно сказал: «Если снова меня посадите, теперь надеюсь на тёплую камеру…»

Сотрудника КГБ Павла Синицина, работающего под видом уголовника Бекаса, сыграл бард и диссидент Михаил Ножкин — как раз тогда его уволили из Москонцерта за недостаточно патриотичный репертуар. В фильме прозвучали его песни — «Образованные просто одолели» и «А на кладбище так спокойненько».

«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман

Фильм «Ошибка резидента» был учебным пособием при подготовке кадров для КГБ. Сотрудники госбезопасности были и консультантами фильма — они открывали доступ ко многим объектам, где работала съёмочная группа. Съёмки проходили в режиме повышенной секретности, так как вызывали большой интерес зарубежных разведок. Во время работы случился инцидент, который мог лишить зрителей фильма — водитель арендованной машины привлёк к себе внимание тем, что постоянно что-то записывал. Его пригласили сначала в Первый отдел Госкино, а затем и на Лубянку, где выяснилось, что он — сотрудник британской разведки.

Полиграф, на котором тестировали Бекаса, был самым настоящим детектором лжи. Консультанты увидели подготовленный для съёмок муляж, сказали, что их засмеют, если такое увидят, и предоставили свою технику.

Ошибка резидента — актеры и роли

    • О фильме
    • Рецензии
    • Актеры и создатели
    • Кадры 10
    • Трейлеры 1
    • Постеры 2
  • О фильме
  • Рецензии
  • Актеры и создатели
  • Кадры 10
  • Обои
  • Трейлеры 1
  • Саундтреки
  • Постеры 2
  • Награды
  • АКТЕРЫ
  • СОЗДАТЕЛИ



  • Роль — Mikhail Tulyev



Михаил Ножкин

Mikhail Nozhkin

  • Роль — Pavel Sinitsyn — ‘Bekas’





Ефим Копелян

Yefim Kopelyan

  • Роль — General Sergeyev



Ирина Мирошниченко

Irina Miroshnichenko

  • Роль — Rita



Вадим Захарченко

  • Роль — Leonid Krug



Николай Прокопович

Nikolai Prokopovich

  • Роль — Colonel Markov



Николай Граббе

  • Роль — Viktor Krug



Ростислав Плятт

Rostislav Plyatt

  • Роль — Николай Николаевич Казин   N ikolai Nikolaevich Kazin



Олег Жаков

Oleg Zhakov

  • Роль — Dembovich



Элеонора Шашкова

  • Роль — Мария Николаевна   Mariya



Владимир Гусев

  • Роль — Кустов Алексей   Kustov



Эрвин Кнаусмюллер

Ervin Knausmyuller



Nikolai Brilling

  • Роль — Aleksander





Михаил Пуговкин

Pugovkin, Mikhail



Николай Бубнов

Nikolai Bubnov

19 января день рождения Михаила Ножкина (1937), необыкновенно удачливого актера, который не снимается почти сорок лет, прекрасно себя при этом чувствуя.

Поговорим о том, как у него это получилось.

Ножкин хотел идти в артисты сразу после окончания школы, но родители запротестовали, советуя сначала получить нормальную профессию. Учась в строительном техникуме, Михаил параллельно занимался в студии при театре эстрады, что во многом предопределило его путь человека независимого от театральных и киношных площадок. 

Еще Ножкин не сильно зависел от репертуара, сам для себя сочиняя. Как текстовик он прославился даже раньше, чем как актер. Песня на стихи Ножкина «Последняя электричка», исполненная Владимиром Макаровым, стала всесоюзным хитом (ПЕВЕЦ МАКАРОВ И ПРОБЛЕМЫ С ЗАКОНОМ).

Ножкин уверенно занимал место исполнителя бардовской песни, когда его подрубили с первой сольной программой «Шут с тобой». Чем-то молодой человек не понравился руководству Москонцерта, его уволили. 

Но в 1967, когда увольнение произошло, Ножкин уже играл Бекаса в блокбастере «Ошибка резидента».

МИХАИЛ НОЖКИН И ГЕОРГИЙ ЖЖЕНОВ

МИХАИЛ НОЖКИН И ГЕОРГИЙ ЖЖЕНОВ

В чем прелесть первых двух фильмов тетралогии о Резиденте? В естественности всего и вся. Абсолютно узнаваемый антураж, раскрепощенные актеры Георгий Жженов, Вадим Захарченко (обаятельный враг, настоящий трикстер), Ростислав Плятт. И Ножкин, конечно. В роли Синицына — Бекаса было что играть: дворового парня, уголовника, патриота Родины, своего в доску и чужого одновременно. Жаль, в остальных картинах о Резиденте линию героя Ножкина решили не прослеживать. 

В «Ошибке резидента» прозвучали песни Ножкина «Образованные просто одолели», «А на кладбище все спокойненько», но наибольшая популярность выпала песне «Я в весеннем лесу пил березовый сок», которую сочинил Евгений Агранович. С тех пор эта песня связывается с Ножкиным.

"КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В ОДИННАДЦАТЬ"

«КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В ОДИННАДЦАТЬ»

Следующий фильм с участием Михаила также пользовался популярностью. Роль там у него была прямо Бекасу противоположная. В мелодраме Самсона Самсонова «Каждый вечер в одиннадцать» Ножкин предстал «мямлей», интеллигентом, заводящим телефонный роман с одинокой вдовой. 

Ножкин говорил: 

«Очень люблю эту картину. Фильм прошёл, рецензии были так себе, средние, на четвёрку. А зрительский вал — фантастический. Мешки писем. Его смотрели по пять-шесть раз. Мы коснулись очень важной темы: как найти свою половину, создать семью, подойти к понравившейся девушке. Именно человеческая история людей тронула. Чистота отношений. И вот результат — через полгода пришло грозное письмо из Министерства связи в Союз кинематографистов: «Вы понимаете, что у нас уже полгода все телефонные линии с десяти вечера до часа ночи забиты? Никто не может дозвониться». Ко мне столько раз люди подходили и говорили — мы благодаря вам и вашему фильму познакомились по телефону и очень дружно живём. Вы у нас как крёстный отец. Чистое влияние искусства»

На самом деле популярность «Каждого вечера в одиннадцать» настораживала, ибо она свидетельствовала об углубляющемся онтологическом одиночестве человека советского. С каждым годом трудность найти свою пару приобретала все большую остроту, породив вечера «Кому за тридцать» и сделав бестселлером рижскую газетку, где печатались брачные объявления. 

"ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ"

«ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ»

1970-ые одарили Ножкина съемками в многосерийках «Освобождение», где также прозвучала его песня про «последний бой, он трудный самый» и «Хождение по мукам» (роль Вадима Рощина сам актер считает лучшей своей работой). 

1980-ые начались ролью Бориса Голицына в дилогии Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел». Редко кому удавалось проводить в кино столь чисто линию русского патриотизма как Ножкину. 

Но вот прощание Ножкина с кинематографом вышло, на мой взгляд, скомканным. В 1985 он сыграл одну из главных ролей в боевике «Одиночное плавание», явив миру насколько утратил кураж некогда задорный Бекас. Майор Шатохин в исполнении Ножкина выглядел усталым, а сама картина, ставшая по выходу лидером проката, удивляла декоративным пафосом. Я пытался недавно «Одиночное плавание» пересмотреть, увы, совершенно картонные герои, которых не в силах наполнить жизнью даже такие мастера как Ножкин и Фатюшин. Но ведь не забуду я, что в шестом классе ходил на этот фильм три раза и еще хотел.

"ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ"

«ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ»

После «Одиночного плавания» Ножкин начал отказываться от съемок, не в силах найти достойный материал. Выручила его эстрада. Во времена всеобщего развала 1990-ых выступления Ножкина воспринимались глотком живого воздуха не сдавшейся страны. 

Выступает актер до сих пор.

Хочется пожелать ему долгих лет!

Содержание фильма «Ошибка резидента». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

постер фильм Ошибка резидента

7 октября 1968 года состоялась премьера фильма «Ошибка резидента».

Шпионский фильм от режиссера Вениамина Дормана.

Психологический детектив, рассказывающий о судьбе профессионального разведчика Михаила Тульева, сына русского эмигранта. Действие происходит в первой половине 1960-х годов. Тульев прибыл в СССР по старой легенде, заготовленной ещё гитлеровской разведкой, чтобы прочно осесть на месте, активизировать старых агентов и завербовать новых.

На след резидента под псевдонимом «Надежда» благодаря странному анонимному письму из-за границы выходит служба контрразведки КГБ СССР. Тульев не подозревает, что появившийся в поле его зрения обаятельный уголовник Бекас (они, якобы случайно, едут в одном купе, где Бекас крадёт чемодан у пожилой супружеской пары) на самом деле — контрразведчик Павел Синицын, который будет контролировать каждый шаг резидента и сыграет важную роль в его судьбе.

Отец Тульева, русский граф, тоже разведчик, остро переживает разлуку с родиной. Тульев под именем Михаила Зарокова поселяется у законсервированного со времён войны германского агента Дембовича и устраивается на работу водителем такси. Он знакомится с диспетчером автопарка Марией и у них начинается серьёзный роман.

В городе «Зароков» случайно встречает Бекаса — подвозит его на такси. Будучи уверенным, что Бекас — профессиональный вор, «Зароков» поручает Дембовичу завербовать его. «Будят» и другого законсервированного агента, бывшего бандеровца Леонида Круга.

К «Зарокову» приходит участковый милиционер с радостной новостью — в Ленинграде нашлась младшая сестра Зарокова, потерявшаяся во время войны. Избежать провала Тульев может только одним способом: сестра должна исчезнуть. Дембович посылает к ней убийцу, которого в Ленинграде сразу же задерживают, а «Зарокову» официально сообщают о гибели сестры.

Первая же разведывательная операция, которую организовывает Тульев, проходит под контролем КГБ: на Запад уходит дезинформация. Когда Бекас и Круг пытаются передать материалы через морскую границу СССР, происходит стычка с пограничниками. Бекас и Круг уже не могут безопасно вернуться на советский берег, их обоих принимают на иностранный корабль и увозят за кордон.

Дембович с момента появления резидента находится в депрессии. В конце концов, он отправляет в КГБ покаянное письмо и кончает жизнь самоубийством. Тульев вынужден скрыться. Ему удаётся уйти от слежки и замести следы. Мария ждёт ребёнка от Тульева. Тот перед исчезновением успевает оставить ей солидную пачку денег.

В западном разведцентре Синицыну-«Бекасу» устраивают изощрённую проверку. Убеждённые, что перед ними действительно беглый вор-рецидивист, хозяева Тульева определяют Бекаса в разведшколу и через год перебрасывают назад в СССР. Он поступает в распоряжение некоего Станислава Курнакова. Курнаков — это и есть Тульев, сменивший легенду, место жительства и профессию. Кроме инструкций и оборудования, Бекас передаёт Тульеву известие о смерти отца. Тульев и Синицын сближаются, у них возникает взаимная симпатия.

Синицыну удаётся найти тайник, в котором Тульев хранит шифровальные таблицы. Генерал Сергеев принимает решение скрытно арестовать Тульева-Курнакова. Задержание проходит в безлюдном месте, быстро и тихо, и теперь главное — чтобы о провале «Надежды» не узнали на Западе. Держать связь от имени резидента поручают Синицыну.

Первый фильм тетралогии о профессиональном разведчике Михаиле Тульеве. Первая часть фильма называется «По старой легенде», вторая — «Возвращение Бекаса».

Кинокритик Ирина Кокорева хвалила авторов фильма за то, что они пошли по «пути наблюдения за человеческими характерами», «создавая разветвлённый и запутанный детективный сюжет, изображая самые хитроумные и умелые действия врага, расследуя причины его краха».

Киновед Константин Щербаков отмечал, что «персонажи и ситуации „Ошибки резидента“, в общем, достойно выдерживают нелёгкое испытание достоверностью, неопровержимо доказывая, что психологические возможности детектива значительно шире, чем это порой принято считать».

кадры из фильма «Ошибка резидента»

кадр Ошибка резидента 2

кадр Ошибка резидента 3

кадр Ошибка резидента 4

кадр Ошибка резидента 5

кадр Ошибка резидента 6

кадр Ошибка резидента 7

кадр Ошибка резидента 8

кадр Ошибка резидента 9

кадр Ошибка резидента 10

кадр Ошибка резидента 11

Актеры и роли:

Георгий Жжёнов — резидент западной разведки, псевдоним «Надежда» Михаил Александрович Тульев-Зароков, он же Станислав Курнаков;
Михаил Ножкин — сотрудник КГБ Павел Синицын;
Ефим Копелян — генерал КГБ Андрей Михайлович Сергеев;
Олег Жаков — Ян Евгеньевич Дембович;
Николай Прокопович — полковник КГБ Владимир Гаврилович Марков;
Элла Шашкова — диспетчер таксопарка Мария Николаевна;
Владимир Гусев — сотрудник КГБ Алексей Кустов;
Ирина Мирошниченко — лейтенант КГБ Рита;
Вадим Захарченко — Лазарев — Леонид Круг;
Николай Граббе — брат Леонида, сотрудник западного разведцентра Виктор Круг;
Эрвин Кнаусмюллер — сотрудник западного разведцентра Себастьян;
Николай Бриллинг — сотрудник западного разведцентра Александер;
Николай Бубнов — отец Михаила Тульева граф Александр Тульев;
Юрий Волынцев — шофёр такси Слива;
Анастасия Георгиевская — пассажирка в поезде;
Александр Гречаный — бывший пособник оккупантов Василий Терентьев;
Владимир Гуляев — сотрудник КГБ;
Марина Гуткович — горничная Эльза в здании разведцентра;
Эрнст Зорин — Алик Ступин;
Георгий Оболенский — настоящий Михаил Зароков;
Владимир Пицек — пассажир в поезде Дмитрий;
Глеб Плаксин — шеф западного разведцентра;
Ростислав Плятт — валютчик, агент западной разведки Николай Николаевич Казин;
Иван Савкин — сотрудник ЛОВД на транспорте капитан милиции;
Николай Смирнов — работник таксопарка дядя Лёша;
Николай Сморчков — массовик в санатории;
Манефа Соболевская — домохозяйка Курнакова Елена Андреевна;
Георгий Тусузов — старичок на бегах;
Софья Фадеева — мать Павла Анна Николаевна;
Борис Юрченко — бывший уголовник «Боцман»;
Геннадий Юхтин — участковый уполномоченный, лейтенант Егоров;
Вера Петрова — эпизод;
Николай Скоробогатов — судья;
В. Крупицкий — эпизод;
А. Помян — эпизод

Режиссер: Вениамин Дорман;
Сценаристы: Владимир Востоков, Олег Шмелёв;
Оператор: Михаил Гойхберг;
Художник: Людмила Безсмертнова;
Страна: СССР;
Производство: к/с им. Горького;
Год: 1968;
Премьера: 7 октября 1968;
Cерий: 2

Главные роли разведчиков в фильме «Ошибка резидента» сыграли диссидент и недавний узник ГУЛАГа. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино

Резидент иностранной разведки Михаил Тульев прибывает в Советский Союз, чтобы осесть, выйти на связь со своими старыми агентами и завербовать новых.

Благодаря анонимному письму на Тульева выходят службы КГБ СССР, но не задерживают. Нужно выяснить, каковы его цели. Для этого резиденту устраивают случайное знакомство в купе поезда с вором-рецидивистом по кличке Бекас. Тульев не подозревает, что обаятельный уголовник — подставной офицер контрразведки.

Авторы в погонах

Олег Грибанов

После выхода этой ленты многие заметили, что сценаристы с удивительной точностью воссоздали человеческие характеры, развернули детективный сюжет с хитроумными и умелыми действиями — как спецслужб, так и шпионов. Немудрено! Сценарий основан на реальных событиях, а авторы были их непосредственными участниками. Указанный в титрах литературный псевдоним Олег Шмелев носил генерал-лейтенант КГБ, руководитель советской контрразведки Олег Михайлович Грибанов. На его счету сотни операций — от массированного внедрения подслушивающих устройств в посольства США и Великобритании в Москве до поимки агента иностранных спецслужб полковника ГРУ Олега Пеньковского. Потом карьера не заладилась. Его непосредственный подчиненный, заместитель начальника 7-го отдела 2-го главного управления КГБ СССР Юрий Носенко, находясь в Женеве, стал перебежчиком. В результате его предательства около 400 разведчиков отозвали в Союз. В 1964 году Олега Михайловича понизили до должности заместителя директора по режиму и охране завода № 1134 Министерства среднего машиностроения СССР. Исключили из КПСС, лишили звания «Почетный сотрудник госбезопасности». Самое время было заняться литературой. Повесть «Ошибка резидента», опубликованная в 1966-м, стала первой.

Соавтор Грибанова, носивший псевдоним Владимир Востоков — Владимир Петроченков, служил в контрразведке Тихоокеанского флота. Уволился из органов госбезопасности в звании полковника. Ясно, что бывшие службисты знали, о чем писали. Пришедший в 1967 году на должность руководителя КГБ СССР Юрий Андропов относился к их творчеству благосклонно, поэтому им ни в чем не препятствовали, курировали, открывали архивы для изучения тех или иных тем.

Вениамин Дорман

В качестве режиссера первой экранизации произведения студия имени Горького предложила Вениамина Дормана. Все коллеги знали: он крепкий профессионал, но с материалом не везло. То он в своих лентах высмеивал спекулянтов («Легкая жизнь»), то снимал неудачные спортивные комедии («Штрафной удар»). Всё казалось легковесным. Шли годы, приближалось сорокалетие, и хотелось поработать над чем-то монументальным. Несмотря на то что предшествовавшая картина — «Приезжайте на Байкал» — стала провальной, ему доверили работу над лентой о разведчиках и шпионах. К слову, она изменила его карьеру. Далее Дорман снимал только детективное кино.

Как на подбор

Выбор актеров на роли без преувеличения поражает. Производство картины с первого дня контролировали представители советских спецслужб. Они присутствовали на кинопробах, потом на съемочной площадке в качестве консультантов. Не знать биографии выбранных исполнителей они не могли. Тем не менее резидента западной разведки Михаила Тульева-Зарокова с псевдонимом Надежда сыграл Георгий Жженов. Актер 17 лет провел в сталинских тюрьмах и ссылках! Был реабилитирован. Но это не отменяло недоверия, с которым относились правоохранительные органы к побывавшим в местах не столь отдаленных. Возможно, выбор пал на него, потому что ему не нужно было играть человека со сложной судьбой. Он и был таковым. К тому же по сценарию персонаж происходил из дворянского рода, а в актере чувствовалась благородная кровь, хоть он и сын крестьянина.

Не менее странная история с назначением Михаила Ножкина на роль сотрудника КГБ Павла Синицына, работающего под личиной уголовника по кличке Бекас. По сути, Ножкин в тот период — бард-диссидент. В 1967 году за блатные песни его уволили из Московского театра эстрады. Запретили сольные концерты… И тут же предложили сыграть сотрудника госбезопасности. Есть версия, что выбор не случаен. С одной стороны, он — профессиональный актер. С другой — человек, знакомый с блатной романтикой, пишущий песни о ней и даже в быту использующий жаргон. К тому же остряк, рубаха-парень. Не брать же на роль Синицына-Бекаса настоящего уголовника!

Ефим Копелян

Генерала КГБ Андрея Сергеева, прототипом которого был сценарист фильма Грибанов, сыграл ленинградский артист, ведущий актер БДТ Ефим Копелян. Он наш земляк, родился в Речице Минской губернии (ныне Гомельская область).

Ростислав Плятт

В фильме немало прекрасных актеров старой школы. Например, Ростислав Плятт на экране — агент западной разведки Николай Николаевич Казин.

Из молодых самая заметная — Ирина Мирошниченко в роли сотрудницы КГБ.

Снимались и актрисы, которые вскоре прославились неожиданным образом. Элла Шашкова в этом кино — диспетчер таксопарка Мария. В 1974 году она сыграет жену Штирлица в их знаменитой молчаливой сцене встречи в кафе «Элефант» под музыку Таривердиева.

Открыли огонь

Поскольку картину курировало всесильное ведомство, представители которого отсматривали материал и следили за достоверностью, группу пускали и на закрытые военные объекты. Снимали в Светлогорске Калининградской области, в военном порту Балтийска (город был закрыт для свободного въезда), на одной из атомных станций в Ленинградской области и, конечно, в Москве.

В сцене проверки Синицына на детекторе лжи декораторы соорудили полиграф из старого звукового пульта. Контрразведчики, увидев это, прервали съемки, принесли снимок подлинного аппарата и заставили сделать идентичный макет. Сказали: «Нас коллеги во всем мире засмеяли бы». Ножкин спросил: «Почему во всем мире?» Ему объяснили, что по традиции во всех разведшколах в мире смотрят тематические художественные фильмы. В них иногда просачиваются важные детали, секреты тех или иных операций, курсанты учатся на чужих ошибках. Ведь многие сюжеты шпионских картин — не вымысел, а основаны на воспоминаниях службистов.

Однажды едва не произошла катастрофа. Смотревшие фильм помнят сцену, где герой Ножкина пытается скрыться на катере, устраивая дымовую завесу. Дымовая шашка воспламенилась. Рядом находилась емкость с бензином. Пока боролись с огнем, катер унесло в нейтральные воды, и с советских пограничных судов открыли предупредительный огонь. Но всё завершилось благополучно.

После премьеры Жженову вручали премию силового ведомства. Он, широко улыбаясь, пошутил: «Спасибо за милость. Когда вновь попаду в немилость, верю, что мне достанется теплая камера».

Фильм имел оглушительный успех. Впоследствии созданы еще три ленты о разведчике Тульеве. Последнюю зритель увидел в 1986 году.

Еще материалы рубрики:

Почему фильм «Золотая мина» сделал знаменитыми Любовь Полищук и Ларису Удовиченко

Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры

Настоящая погоня на автомобилях в центре Москвы. Как снимали легендарный фильм «Петровка, 38»

Почему фильм «Зимняя вишня» стал пророческим для исполнительницы главной роли Елены Сафоновой

Инфаркт помог. Как у Эльдара Рязанова родилась идея фильма «Старики-разбойники»

Смотрел их еще мальчишкой и очень люблю эти фильмы. Отчасти потому, что там играет Ножкин, прекрасный актер и человек. И до сих пор люблю. Там вообще огромное количество потрясающих актеров. Копелян, Жженов, Граббе, Плятт, а как достоверно и точно играют Олег Жаков – роль Дембовича, бывшего переводчика, служившего в гестапо и Вадим Захарченко – роль предателя Леонида Круга. Это же просто высший класс, в них веришь, сразу и мгновенно. Причем и тот, и другой играют вполне симпатичных людей, если не знать их прошлое. Да и сама тема, когда зарубежного разведчика перевербовывают и он начинает быть не «их шпионом», а «нашим разведчиком» и приносит много пользы своей вновь обретенной Родине, мне всегда была очень интересна.

Для начала пару слов о герое. Итак, главный герой — агент западной разведки под позывным «Надежда», заброшенный в СССР. Сын русского эмигранта, графа Тульева, тоже бывшего разведчика, жившего в Париже.

«Надежду» играет Георгий Жженов. Играет прекрасно. Даже как враг, а это зрителю сообщают практически сразу, он вызывает симпатию. Умный, хорошо владеющий собой, спокойный, с юмором, хороший психолог, с виду открытый и честный, искренне любит русскую женщину. По «легенде», во время войны он был в плену, о чем «откровенно» рассказывает своей любимой. Таких, после войны, с поломанными судьбами было сотни тысяч по все стране. В общем, обычный, воевавший мужик-работяга, который не сломался от выпавших испытаний и хочет простого счастья.

И даже понимая, что скоро он будет разоблачен, то прежде чем податься в бега, оставляет своей беременной любимой деньги на ребенка. Очень человеческий жест, вызывающий симпатию даже к врагу.

Ну и конечно, по законам жанра, в следующем фильме, в результате ювелирной работы нашего агента «Бекаса», подставленного «Надежде» под видом уголовника, все получается очень удачно. Симпатичного врага арестовывают, душевно перевербовывают и он начинает работать на нашу разведку.

Сценаристы красной линией показали чувства бывшего врага. Тут тебе и ностальгия «про простую русскую речку, в которой отец-граф, хотел бы половить окуньков» и «я завидую тебе, если бы я мог, я бы пополз на коленях в Россию» и «вот ваш дом, в котором до революции жил ваш отец, ваше сиятельство». И родившийся сын. В общем, «Бекас», тонко играет на русских чувствах «Надежды» и тот в корне меняет мировоззрение.

И все бы было хорошо, если бы не одно «но», которое изо всех сил, стараются не показывать в фильме. Кое-что у нас остается за кадром. Оно не акцентируется и это всего лишь несколько моментов, но моментов ключевых. Собственно их два — это отец и сын Тульевы и их военное прошлое.

Итак. Отец «Надежды» граф Тульев, эмигрант, сбежал после революции в Париж. Да, в старости он ностальгирует и хочет ловить окуньков в русской речке. Прекрасно, но это уже мирное, послевоенное время. Во время войны, он — профессиональный разведчик, сотрудничает с немцами, естественно работая против CCCР. В лучшем случае сотрудничая с абвером, но учитывая оккупацию немцами Франции, сначала вполне мог быть и агентом гестапо. Не исключено, что мог поддерживать тесные контакты со Шкуро и Красновым. Белоэмигранты были довольно тесно связаны и варились в одном котле. И если двух вышеупомянутых мерзавцев заслуженно выдали СССР и потом повесили, то Тульев после войны сумел соскочить. Остался на свободе, его не выдали, он продолжил работу на западные спецслужбы. Это значит, что служил он на совесть, достиг определенного положения, имел доступ к важной информации и остался нужен новым хозяевам. А автокатастрофа, которую подстроили ему бывшие хозяева, за желание издать мемуары во Франции, наводит, знаете ли, на мысль, что не прост был папочка во время войны, ох не прост. И к какому уровню информации он имел доступ, что его грохнули свои же, через столько лет после войны, лишь за попытку издать мемуары.

Его сын, тот самый «Надежда», во время войны тоже сотрудничает с немцами. Предположительно абвер. И тоже после войны остается востребованным западной разведкой, причем разведкой ФРГ.  Легенду его внедрения в СССР, разрабатывают еще во время войны, ради чего агента поместили в немецкий концлагерь, к русским пленным. А агент, забрасывавшийся через линию фронта, немцами обычно замазывался кровью так, что бы у него не было даже намека на мысль, перейти на другую сторону. Иными словами «Надежда», профессиональный разведчик, прошедший жесткую подготовку, со стальными нервами, жестокий, повязанный кровью или компроматом и полным отсутствием морали.

В сцене разговора с Дембовичем, когда неожиданно находится родная сестра человека, под личиной которого в СССР действует «Надежда», и его могут разоблачить, он спокойно заказывает ее устранение. Да, сестру не убивают, благодаря работе нашей контрразведки, но это не снимает с «Надежды» ответственности за заказ на убийство и подготовки к нему. И еще один момент, когда сидя за столом, «Надежда» и Дембович обговаривают поиск исполнителя для убийства сестры. Там среди обычно трепа, шуточек и прибауточек, происходит очень занимательный диалог.

Надежда: — Что вы намерены делать, Дембович, моя сестра ваша забота.

Дембович: — У меня есть один человек, я ему когда-то помог достать документы. Понимаете, это грязная история, он работал исполнителем в гестапо…

Надежда: — Ну что, вешал, расстреливал, кто такой?

Дембович – Его зовут Василий Терентьев…

Надежда: — Пойдет?

Дембович: — Пойдет. Я напомню ему Краснодарский процесс…

Наджеда: — Кстати, а чем там закончилось то?

Дембович: — Расстреляли!

Надежда: (отпив глоточек кефира) — Ай-яй-яй…. правильно сделали.

Посмотрите отрывок и обратите внимание, как «Надежда» уточняет: «вешал, расстреливал?» Жженов прекрасно сыграл «этот вопрос». Он задан спокойно, равнодушно и деловито. Для «Надежды» это обычная и привычная работа зондеркоманд, не вызывающая ни малейшего удивления или осуждения.

Ну и последнее цинично-ироничное: «Ай-яй-яй, правильно сделали» в адрес бывших немецких подручных, его коллег, тоже говорит о нем, как о личности, довольно много.

Собственно я все это к чему. Далеко не прост этот «ностальгирующий» разведчик. Это циничный, умный, сильный, сформировавшийся враг, чья молодость прошла в сотрудничестве с немецкой разведкой и зондеркомандами на оккупированной территории СССР. Его взять на душевный разговор об окуньках…. Не знаю. Я бы его у пакгауза грохнул. Но во всех разведках мира, есть универсальное правило: «в разведке нет отбросов, есть кадры». Что нам, собственно и показали в фильме. Но тогда, лет 45 назад, лично мне это было не понятно. Вот собственно и все, что хотел сказать и упаси меня Бог, делать выводы или осуждать. Это просто рассуждения вслух.

А фильмы и в самом деле чудесные.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ностальгия о детстве лексическая ошибка
  • Ностальгия о детстве какая ошибка
  • Ностальгирующий критик топ 11 ошибок
  • Ностальгировать о детстве лексическая ошибка
  • Носить особенности лексическая ошибка