Ноябрь месяц лексическая ошибка

Помогите! Укажите, какие словосочетания тавтология, а какие плеоназм. Какие словосочетания кажутся ошибочными и почему.

Какие словосочетания кажутся ошибочными и почему.
Мемориальный памятник, ностальгия по родине, ноябрь месяц, опытный ветеран, веселый инцендент, единственная охеллесовая пята, проливной ливень, приблизиться ближе, унаследовать наследство, изображать образ, объединиться во едино.

плеоназмы:
мемориальный памятник (памятник — это мемориальное сооружение, в словосочетании получается глупость «мемориальное мемориальное сооружение»)
ностальгия по родине (ностальгия — тоска по родине)
ноябрь месяц (ноябрь — это название месяца)
единственная АхИллесова пята (пятка — единственное уязвимое место на теле непобедимого героя Ахиллеса)
опытный ветеран (ветеран — старый опытный воин или гражданский служащий)
тавтология:
все, после «пяты»

ошибочные:
весёлый инцИдент (как правило, слово «инцидент» употребляется в негативном смысле) .

Плеоназм — речевая избыточность

Сегодня я хочу поговорить об одном из видов лексических ошибок, которая часто встречаются в текстах наших стихов. Это — речевая избыточность, а по научному — ПЛЕОНАЗМ.

Слово это переводится как «излишество» и означает употребление в речевых оборотах и в тексте лишних слов, которые дублируют другие термины и понятия, входящие в это же словосочетание. Причем многие плеоназмы стали настолько привычными, что в устной речи уже не замечаются, хоть и свидетельствуют о проблемах с речевой культурой и образованием говорящего. А перенесенные в текст стихов изрядно его загрязняют и являются показателем непрофессионализма.

Итак, самые распространенные плеоназмы, которые многие из нас иногда встречают:

— «Упал вниз». А куда еще можно упасть?

— «Кивнул головой». Кивнуть можно только головой, поэтому достаточно просто «кивнул». А то иногда автор для убедительности еще добавит «кивнул своей головой».

— Аналогично этому – «пнул ногой». Ничем же другим пнуть нельзя.

— «Впервые познакомились» — это как? Потом еще несколько раз знакомились?

Очень часто плеоназмы в стихах возникают в качестве нужных заплаток ритма — по смыслу они автору не нужны, но ему необходимо чем-то строку заполнить, чтобы метр или рифму поддержать. Например:

— «В мае месяце» или «месяц ноябрь – праздничный» — слово «месяц» здесь абсолютно лишнее.

— «Роятся мысли стайкой» — слово «стайка» здесь ничего не добавляет к сказанному «роятся».

— «труп бездыханный» — а бывает труп дышащий?

— «Мне громко хочется кричать» — слово «громко» — избыточное.

— «Война и голод наступают в любой стране по всей земле» — дважды одна и та же мысль в концовке фразы, только разными словами.

Со временем эту подборку часто встречающихся плеоназмов в стихах наших конкурсантов я продолжу — по мере поступления новых примеров ошибочного использования языка.

Данный вид ошибок менее известен, чем, например, канцелярит или повторы уже сказанного выше, хотя и чуть другими словами.

Кстати, термин «канцелярит» придумал Корней Чуковский. В своей знаменитой книге о русском языке «Живой как жизнь» (1962) писатель назвал КАНЦЕЛЯРИТОМ проникновение в живую речь, художественную литературу и публицистику слов и сочетаний, характерных для официально-делового стиля, для казенных, канцелярских текстов. Среди примеров, которые приводит Чуковский: «зеленый массив» вместо« лес»; «избыточно увлажненная почва« вместо «мокрая земля», а так же такие шедевры ненужной избыточности, как «овладение ребенком родным языком», «ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры» и др. Канцелярит — это беда скорее прозы, в стихи подобные конструкции поэту втиснуть сложнее, поэтому они там не столь часто встречаются. Зато плеоназм, как хитрое и коварное существо, часто подстерегает и незаметно прокрадывается в наши тексты.

Есть группа плеоназмов, появление которых связано с дублированием иностранных слов русскими, в результате получается «масло масляное». Эти ошибки, по крайней мере, можно оправдать тем, что автор не знает перевода иностранного термина. Хоть оправдание это — слабое и неубедительное, учитывая распространенность словосочетаний.

— «Свободная вакансия». Латинское слово vacans переводится как «свободный», поэтому первое здесь лишнее.

— «Памятный сувенир» – souvenir с французского переводится как «память», «воспоминание».

— «Своя автобиография» – «авто» и, значит, «своя». Если бы была чужая, то была бы просто биография. Кстати, выражение «Я написал его автобиографию» тоже встречается. Уж не знаю, какой вариант абсурднее.

— «Передовой авангард» – avant-garde в переводе с французского «передовой отряд».

— «Прейскурант цен» – очень распространенная в текстах копирайтеров стилистическая ошибка. Preis – «цена», courant – «текущая».

— «Коллеги по работе» – коллега – это товарищ по работе.

— «Депиляция волос» и др.

Примеров подобных плеоназмов множество, и наши авторы, плохо знающие иностранные языки, но активно вставляющие иностранные слова в стихи (для свежести рифм и оригинальности) постоянно изобретают новые.

Употребление плеоназмов в тексте чаще всего связано с речевыми привычками, которые люди приобрели в своем детстве и вошли в обыденность, отчего многие читатели моих статей принимают в штыки указание на такие ошибки, ссылаясь на опубликованные тексты известных современников или на фразы доморощенных современных тележурналистов. Однако такие устоявшиеся ошибки не только портят текст стихов, но прежде всего ДЕМОНСТРИРУЮТ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ АВТОРА. Поэтому в поэзии надо избавляться от этих злокозненных и хитрых паразитов — от любой ненужной речевой избыточности.

Речевая избыточность считается лексической ошибкой, так как дополнительные, ненужные для понимания смысла слова захламляют текст, делают его корявым и часто создают комический эффект там, где это не нужно. Употребление в текстах стихов таких связок слов как «ведущий лидер» являются результатом плохого понимания значения русских слов, а таких как «моргнуть глазом» или «пнуть ногой» относятся к тавтологии — типичной лексической ошибке.

Откровенные ляпы авторы при внимательной вычитке своего текста обычно убирают, хотя бывают случаи когда они не только там остаются, но и становятся доведенными до абсурда — в тексте произведения начинают развернуто повторяться совершенно очевидные вещи. Например, «труп был мёртв и не скрывал этого»; «она смотрела на меня обоими своими глазами»; «оба его глаза – правый и левый – глядели зло»; «совершенно одинокий дуб рос посреди поля в полном одиночестве». (со временем я подберу другие яркие примеры подобных ляпов из разборов наших прошедших учебных конкурсов — попадалось мне многое, сейчас все не припомню!).

Плеоназмы иногда можно встретить в известной художественной прозе — как сознательный литературный прием для усиления комичности ситуации или персонажа, который произносит подобную фразу. Например, у А.Чехова в рассказе «Унтер Пришибеев» есть слова персонажа: «Разгоняю я народ, а на берегу, на песочке утоплый труп мёртвого человека. По какому такому основанию, спрашиваю, он тут лежит? Нешто это порядок?» Или у А.Аверченко в рассказе «Автобиография»: «Ещё за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет». Но это бывает, как правило, лишь в прямой речи персонажа, где плеоназм работает как речевая характеристика художественного образа.

Иногда, хоть и довольно редко, встречаются плеоназмы и в стихах классиков в качестве средства, усиливающего эпичность текста и даже его трагичность. Так у А. С. Пушкина: «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?» Здесь никому не придёт в голову смеяться над очевидным плеоназмом, ведь живые кости – это что-то абсурдное. Однако чтобы так умело использовать избыточность, нужно обладать хорошим чувством текста и пониманием уместности того или иного выражения, иначе вместо патетики и торжественности можно вызвать у читателя презрительный смех.

(При написании данной статьи частично использованы примеры плеоназмов, взятые из интернета )

Поиск ответа

Всего найдено: 21

Подскажите, пожалуйста, как правильно: не выплачивать премиЮ или премиИ по итогам работы в июн е месяце 2017 года руководителям складов?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: не выплачивать премию по итогам работы в июне 2017 года руководителям складов.

Скажите, пожалуйста, в каких случаях в русском языке можно писать названи е месяце в с большой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Названия месяцев могут писаться с большой буквы в начале предложения или, например, если выступают в роли условных наименований: ТЦ «Июнь».

Здравствуйте! Подскажите, правильно ли говорить «в ма е месяце » и в «городе Туле»? Что еще подходит под это правило и что вообще это за правило.

Ответ справочной службы русского языка

Речь идет о лексической избыточности (т. е. понятно, что Тула — это город, а май — это месяц, а значит слова месяц и город лишние). В отличие от тавтологии (масло масляное), которая является ошибкой, лексическая избыточность (плеонастичность) возможна в определенных ситуациях (Ваши примеры — из канцелярской, деловой речи).

Здравствуйте! Подскажите, как правильнее: в августе и сентябр е месяце или в августе и сентябре месяцах; в нашем классе было 30 человек или в нашем классе были 30 человек? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильнее: в августе и сентябре (без слова месяц).

Если имеется в виду, что класс состоял из 30 человек, верно: в нашем классе было 30 человек.

Добрый день, учитель снижает ребенку оценку за ведение дневника за то, что он пишет названи е месяце в (в шапке) с большой буквы. Разве это корректно? И как правильно?

Ответ справочной службы русского языка

В заголовочных фразах типа Месяц март название месяца должно быть написано со строчной буквы. Однако в дневниках бывает и так, что слово месяц следует за названием месяца. В этих случаях корректно название месяца писать с прописной буквы, а слово месяц со строчной.

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать: «март-месяц» или «март месяц»; «в марте-месяце» или «в март е месяце «?

Ответ справочной службы русского языка

Само слово месяц здесь лишнее; написания типа январь месяц, март месяц считаются одной из примет канцелярско-бюрократического языка.

Как правильно в документах писать названи е месяце в, с большой или маленькой буквы? Вообще в письменной речи.

Ответ справочной службы русского языка

Названия месяцев пишутся строчными буквами. Прописные буквы употребляются при написании таких названий в соответствии с общими правилами (начало предложения, например).

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста! Ответ нужен очень срочно! Как сказать правильно: на два и более месяца или же на два и боле е месяце в? Есть ли определенное правило? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: на два месяца и более .

Здравствуйте! В печатных СМИ часто употребляются выражения : «в август е месяце «, «за май месяц» и.т.д., насколько эта форма корректна?

Ответ справочной службы русского языка

Такое словоупотребление корректно.

Добрый день! Очень часто приходится слышать оборот «в ма е месяце «, «в июн е месяце «. Верно ли это или все же словосочетание является удвоением и «месяце» нужно опускать? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Такие сочетания, безусловно, лексически избыточны, однако они получили настолько широкое распространение в современной речи (особенно канцелярской), что уже не считаются ошибочными. Впрочем, если стремиться к безупречности своей речи, слово месяце лучше опускать.

Добрый день, подскажите, пожалуйста, правильно ли в тексте после названия месяца употребление слова «месяц»: В АПРЕЛ Е МЕСЯЦЕ ? Нужно ли такое уточнение, ведь АПРЕЛЬ — это уже указание на то, что это месяц.

Ответ справочной службы русского языка

Конечно, сочетания апрель месяц, май месяц и т. п. лексически избыточны, но они широко используются в канцелярской (деловой) речи и – главное – уже зафиксированы словарями русского языка. Поэтому ошибкой такое употребление считать нельзя, хотя по возможности его лучше избегать (особенно в живой речи).

Здравствуйте!
Подскажите,пожалуйста,правильно ли построено предложение:»Я уехал в Москву в мае-месяце.» Или корректнее будет сказать:»Я уехал в Москву в мае.»

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: в мае, в ма е месяце (без дефиса).

Вопрос № 250125
Вопрос № 250072
«и обещает сделать это к июню месяцу.»

Правильно с точки русского языка написана часть предложения?
Спасибо за ответ.
kvart74
Ответ справочной службы русского языка
Да, все правильно.
———————————
Ответ справочной службы неверен! Слово «месяцу» не следует писать.
Столбняк
—————————————-
Ответ справочной службы русского языка
Ваши аргументы?
—————————————
«Масло масляное». Следует чувствовать язык. Июнь- это и без уточнения месяц года.
«В июн е месяце » — весьма распространённое неграмотное выражение. Странно, что вы об этом не знаете. Это наводит на некоторые мысли. Я, например, помню, что в одном из ваших выпусков было употреблено выражение «песнь песней», хотя правильно — «песнь песен».
С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, Вы ошибаетесь. Сочетания родовых и видовых наименований в русском языке очень частотны: город Москва, месяц июнь, сеть Интернет, животное корова и т. д. Выражение июнь месяц неграмотным не является. Более того, это и подобные выражения получают фиксацию в словарях русского языка: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=*%EC%E5%F1%FF%F6&all=x

Также должны заметить, что Песнь царя Соломона принято именовать именно так: Песнь песней .

И опять вопрос. В проекте Википедия, в июл е месяце на странице переименование начала требовать переименование статьи Белорусия в Беларусь, т.к. это соответствует их нормам. В августе я подвёл итог, указав, что в русском разделе ВП действуют именно правила русского языка и, соответственно, название страны прописанное в официальных документах, в правилах русского языка и т.д. Тем не менее, один из белорусских участников подал на меня иск в Арбитражный комитет ВП с требованием отменить подведение итога и снятие с меня флага администратора. Просил бы помочь с детальным ответом на точную отсылку к правилам русского языка.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно официальным документам правильно: Республика Беларусь, Республика Молдова .

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, правильно ли говорить «в марте-месяце», ведь ничем другим, кроме месяца, март быть не может? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такие обороты ( в март е месяце ) действительно лексически избыточны, но широко употребляются в официально-деловой речи.

источники:

http://stihi.ru/2021/01/17/3898

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%D0%B5


Русский язык,


вопрос задал Wait0999,


5 лет назад

Исправьте лексическую ошибку в предложении
в ноябре месяце мы должны подготовиться к зачету по трем предметам

Добавить свой ответ

Ответы на вопрос

Ответил enotikpoloskun048





2

Ответ:

В ноябре мы должны подготовиться к зачёту по трём предметам

Ответил Angel1703





0

Ответ:

В ноябре мы должны подготовиться к зачёту по трём предметам

Объяснение:

Слово «месяце» можно не употреблять, так как итак понятно, что «ноябрь» является месяцем

Добавить свой ответ

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

Алгебра,
8 месяцев назад

1. Найдите значение выражений: а) 4,5 — 5,7; б) 1,6* 23/8 ; в) 15/8 : 93/4 .

Математика,
8 месяцев назад

сократите дробь даю 20 балов ооооочень срочно быстрее пожалуйста​…

Алгебра,
5 лет назад

Является ли уравнение 6×2+8x−6=0 приведенным или неприведенным ?

Английский язык,
5 лет назад

Ответить на вопросы
1) What is stress? What causes it? How affects our, body? What stresses you out? What do you do to relieve stress?
2) Would you consider getting involved with Childline?, Why?

Математика,
6 лет назад

Купили 5 пирожков и 7 булочек,заплатив за то и другое 70 р.На сколько рублей пирожок дороже булочки?
РЕШИ ЗАДАЧУ ПО ДЕЙСТВИЯМ С ПОЯСНЕНИЕМ.

Алгебра,
6 лет назад

Помогите пожалуйста.Дам 99 баллов.Срочно нужно.

Задание 6. Лексические нормы (устранение речевой избыточности): все задания

1. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Увлечённый новой идеей, Пилюлькин бросился к столу с горящими глазами, чтобы начать писать свою автобиографию.

2. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Арина тряслась от волнения, как бы её ни успокаивали; настал вечер – вечер её первого дебюта на сцене

3. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Мы прибыли в Москву только двадцать пятого марта и поэтому не смогли попасть на состоявшееся двумя днями ранее открытие вернисажа выставки «Новое русское искусство».

4. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На наше появление почти никто не отреагировал, одна только Алиса тихонько улыбнулась нам губами.

5. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Хотя одеты все были тепло, сложно было не почувствовать, как набежал внезапный холодный мороз.

6. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

И даже когда из-за череды неудач, которые произошли в последние несколько месяцев, Лариса ушла на предприятие, где неожиданно появилась свободная вакансия, девушка ещё некоторое время продолжала дежурить в клинике

7. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж времени.

8. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.

9. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Можно говорить о разных типах молодёжных театров, среди них – традиционный реалистический театр (тяготеющий к психологической драме), театр на основе народного фольклора, игровой праздничный театр, театр абсурда.

10. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово (если с ним находится предлог, выписывать нужно вместе с предлогом).

Подобное оружие делали и коренные аборигены Австралии, только они закрепляли зубы на дубинке не жгутом, а воском, вырабатываемым особыми пчёлами, которые не имели жала.

11. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово (если с ним находится предлог, выписывать нужно вместе с предлогом).

Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступил назад, если бы только захотел себя спасти и не завершить того дела, ради которого он пришёл.

12. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

13. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

14. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда я писал этот рассказ, я всё время старался сохранить ощущение холодного ветра с ночных гор, это было как бы основным лейтмотивом рассказа.

15. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово другим, подходящим по смыслу. Запишите подобранное слово.

На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по-видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.

16. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Выпишите это слово

17. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Живя в веках, произведения народного фольклора обогащались чертами нового мировоззрения, меняющегося быта.

Выпишите это слово

18. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Рассматривая виды шаровых молний и причины их создания, учёный высказал гипотетическое предположение о том, что молния может быть образована кольцевым током.

Выпишите это слово.

19. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выступление приехавшего на предприятие лектора займёт не более одного часа времени.

Выпишите это слово.

20. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

На его вопрос она ответила коротко и ясно, ещё раз напомнив о желании покинуть страну в ноябре месяце следующего года, а после раскрыла зонт и скрылась в толпе прохожих.

Выпишите это слово.

21. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Вчера отмечался юбилей художника, ему пожелали новых хороших творческих успехов.

Выпишите это слово.

22. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Профессор на протяжении долгих лет изучал необычные экзотические растения.

Выпишите это слово.

23. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.

Выпишите это слово.

24. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

Выпишите это слово.

25. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Мне необходимо знать, что произошло, причём в мельчайших подробностях, и очень замечательно, что ты оказался свидетелем этого происшествия.

Выпишите это слово.

26. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Во многих профессиях, особенно творческих, важную роль играет инициатива, но если вы решили её проявить, необходимо заранее поставить в известность всех заинтересованных лиц и объяснить им главную суть вашей инициативы.

Выпишите это слово.

27. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

28. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.

Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

29. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Зимний дворец в Петербурге – замечательное архитектурное творение, поражающее красотой и великолепием; восхищение вызывают и его внутренние интерьеры, которые переносят нас в далёкие времена императоров.

Выпишите это слово.

30. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

В музыкальном театре народного фольклора «Русская песня» прошёл традиционный благотворительный концерт «Я верю» с участием звёзд российской эстрады и талантливых детей страны.

Выпишите это слово.

31. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Я напомню вам простую истину: вы родные братья и поэтому должны взаимно помогать друг другу.

Выпишите это слово.

32. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Социализация представляет собой процесс, главная суть которого заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Выпишите это слово.

33. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-импрессионистов.

Выпишите это слово.

34. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Алексей, которого Никита считал закадычным врагом и при любой возможности стремился унизить, был всегда спокоен, ни на какие провокации не реагировал.

Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

35. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.

Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

36. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.

Выпишите это слово.

37. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли.

Выпишите это слово.

38. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.

Выпишите это слово в поле ответа.

39. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высокомерной спесью.

Выпишите это слово.

40. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Выпишите это слово.

Решения

1. Задание

Дополнительное значение, привносимое словом «свою», избыточно, поскольку слово автобиография уже содержит его в своем значении.

2. Задание

Дополнительное значение, привносимое словом первого избыточно, поскольку слово дебют уже содержит его в своем значении.

3. Задание

Вернисаж – это торжественное открытие художественной выставки. Поэтому выражение «открытие вернисажа» ошибочно, второе слово в этом словосочетании лишнее.

4. Задание

Дополнительное значение, привносимое словом губами избыточно, поскольку слово улыбка уже содержит его в своем значении.

5. Задание

Дополнительное значение, привносимое словом холодный избыточно, поскольку слово мороз уже содержит его в своем значении.

6. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишним является слово «свободная», так как «вакансия» – это и есть «свободная должность, никем не занятое место в организации».

7. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишним является слово «времени», так как «хронометраж» – это «измерение затрат времени».

8. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишним является слово «вверх», так как «подниматься» – это и есть «перемещаться вверх».

9. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишним в ошибочном выражении «народный фольклор» является слово «народный», так как «фольклор» – это и есть «устное народное творчество».

10. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишним является слово «коренные», так как «аборигены» – это и есть «коренные жители».

11. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишним является слово «назад», так как «отступить» – это и значит «отодвинуться назад».

12. Задание

В предложении есть ошибка – лексическая несочетаемость. Неверно: «цена подорожает». Верно: «цена вырастет, повысится», «товар подорожает».

13. Задание

В предложении неверно употреблено слово «ловил», и этим разрушена структура фразеологизма. Фразеологизм – «звёзд с неба не хватал».

14. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). В выражении «основной лейтмотив рассказа» лишним является слово «основной», так как «лейтмотив» – это и есть «основная мысль».

15. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – вместо слова «минорный» (грустный, печальный) ошибочно употреблено слово «мажорный» (радостный, бодрый).

16. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишним является слово «главную», так как «суть» – это и значит «самое главное в чём-либо».

17. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Фольклор – это устное народное творчество, поэтому в ошибочном выражении «народный фольклор» слово «народный» является лишним.

18. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Гипотеза и предположение – это синонимы. Слово «гипотеза» в переводе с греческого языка и означает «предположение», поэтому в ошибочном сочетании «гипотетическое предположение» слово «гипотетическое» является лишним.

19. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишним является слово «времени», так как эта семантика уже есть в слове «час».

20. Задание

Слово «месяце» лишнее в данном предложении, так как у «ноября» есть семантика месяца. Ноябрь-месяц – это плеоназм.

21. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишним является слово «хороших», так как эта семантика уже есть в слове «успехов»

22. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Слова «необычные» и «экзотические» являются синонимами, из которых одно слово лишнее.

23. Задание

В приведённом предложении есть нарушение лексической сочетаемости. Выражения «выразить ответ» в русском языке не существует. Наиболее употребительный вариант – «дать ответ».

24. Задание

Указание: Лексические нормы.

Решение / комментарий:

Значение слова неимущий – «не имеющий достаточных средств, бедный». Это слово употребляется по отношению к людям. Одежда является неодушевлённым предметом, поэтому неимущей быть не может. Наиболее удачные прилагательные, сочетающиеся с существительным одежда, — нищенская, бедная, убогая, жалкая. Допустимо использовать прилагательное скудная, хотя на сегодняшний день по отношению к небогатой одежде оно употребляется редко.
Включать в ответ слова типа «драная», «грязная», «рваная», «дырявая» и пр. не рекомендуем, поскольку нищенская не всегда означает, что она испачканная, с дырами и т.д., – это лишь дополнительные характеристики внешнего вида одежды.

25. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишнее слово – «очень», так как «замечательно» – это и есть «очень хорошо».

26. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишним является слово «главную», так как «суть» – это и значит «самое главное в чём-либо».

27. Задание

Указание: Лексические нормы

Решение / комментарий:

В данном предложении искажён фразеологизм «держать в чёрном теле» (значение – «очень строго обращаться с кем-либо»), поэтому нужно заменить слово грязном на чёрном.

28. Задание

Указание: Лексические нормы

Решение / комментарий:

Половина не может быть большей или меньшей, поэтому нужно изменить слово половину на часть (рекомендуемый вариант ответа) или заменить слово большую на первую (это допустимый вариант ответа).

29. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Словосочетания «внутренний интерьер», «внутренние интерьеры» ошибочны, так как интерьер – это и значит «внутреннее пространство здания, помещения»

30. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Словосочетание «народный фольклор» ошибочно, так как фольклор – это и есть «устное народное творчество».

31. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишним является слово «взаимно», так как эта семантика уже есть в словах «друг другу».

32. Задание

Лишним в данном предложении является слово «главная», так как «суть» – это и значит «самое главное в чём-либо».

33. Задание

Дополнительное значение, привносимое словом «жизни», избыточно, поскольку слово «биография» уже содержит его в своём значении.

34. Задание

Указание: Лексические нормы.

Решение:

Разговорное слово закадычный имеет значение «близкий, задушевный», поэтому не может сочетаться со словом враг. Уместными в данном контексте будут слова заклятый («непримиримый, вечный»), непримиримый («не допускающий соглашения, не идущий на примирение»), злейший (в сочетании со словом «враг» имеет значение «худший из врагов»).

35. Задание

Указание: Лексические нормы.

Решение:

В сочетании не уделяет значения нарушена норма лексической сочетаемости. Верный вариант: не придаёт значения или не уделяет внимания.

36. Задание

В предложении есть лексическая ошибка – плеоназм (употребление лишнего слова). Лишним является слово «впервые», так как «дебютировать» – это и значит «выступать впервые».

37. Задание

Дополнительное значение, привносимое словом «большую», избыточно, поскольку слово «половина» указывает на ровное деление, которое не может быть большим или меньшим.

38. Задание

Решение/комментарий:

Значение слова абстракция – «отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта; признак или свойство, рассматриваемые сами по себе, вне связи с предметом». Употребление слова отвлечённая рядом с существительным абстракция делает словосочетание избыточным.

Указание: Лексические нормы.

39. Задание

Указание: Лексические нормы.

Решение/комментарий:

Значение слова спесь – «чрезмерное самомнение, уверенность в своём превосходстве; высокомерие, чванство, кичливость». Употребление рядом с этим словом прилагательного высокомерный делает словосочетание избыточным («высокомерное высокомерие»).

Источник: Яндекс.Репетитор

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Слово «месяц» в таких выражениях — это лексическая ошибка, «сорняк»? Ведь это слово ничего не добавляет по смыслу, перепутать названия месяцев с чем-то другим невозможно.

Я думаю, что это пошло с тех пор, когда с целью унификации различных отчётов и справок начали печатать пустые бланки-формы. В этих бланках оставлялись пустые места (часто подчёркнутые), которые требовалось заполнять. Чтобы было понятнее, что именно нужно туда вписывать, под этим пустым местом более мелким шрифтом, или после этого места, в скобках, пояснялось, что же именно туда нужно вписать.

Пример пустого бланка: Отчёт о количестве посещений больных в ________ (месяце).

Тот же бланк после заполнения: Отчёт о количестве посещений больных в сентябре (месяце).

Вот при чтении таких бланков и возник этот канцеляризм «в сентябре месяце».

То же самое в конце всяких договоров, есть напечатанные «Дата» и «подпись». По поводу этих штампов даже «прошёлся» Высоцкий в одной из своих песен.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

З В Ё Н К А
[825K]

7 лет назад 

В таких случаях можно говорить о лексической избыточности. Если плеоназм является бессмысленным и исходит от лексической неграмотности (например, «подниматься вверх», «снижаться вниз», «вернуться назад») — то это ошибка. Не такая уж и грубая, но она есть.

Однако, кроме «плеоназмов ради плеоназмов» существуют ещё и плеонастические канцеляризмы. Это устоявшиеся, ставшие традиционными словосочетания, которые используются в тех документах, которые создаются по уже сформированным шаблонам. В этих случаях ошибки нет, хотя корявость и не исчезает. «Январь месяц» и «сентябрь месяц» — это плеоназмы-канцеляризмы. Если говорить о какой-то практической логике их использования, выискивая её, то приведу такой пример:

В коллективе работают две женщины по имени Марта. В какой-то бумаге написано: «Март не нужно считать нашей удачей». Женщины (Марты), прочитав, могут и обидеться случайно. А фраза «Март месяц не нужно считать нашей удачей» более чётка и не позволяет разночтений.

Это экзотический пример. Плеоназм всё равно налицо. Но он «прижился» и пока во многих случаях не отменяется в душных канцеляриях.

Rogne­da
[416K]

6 лет назад 

В своей речи люди иногда допускают словесные излишества, ненужные со смысловой точки зрения. Когда говорят «в январе месяце» или «в сентябре месяце», допусают распространенную лексическую ошибку с названием плеоназм. Вдумаемся в то, что слова «январь» и «сентябрь» представляют собой названия месяцев, то есть в их смысловом значении уже заложено понятие действительности «месяц». Значит, это слово является излишним, то есть это типичный плеоназм.

Такие выражения пошли в народ как признак канцеляризмов, канцелярских штампов, которые с лексической точки зрения литературного языка являются ошибочными.

Ничего особенного в этом не вижу. Наш язык сплошь и рядом использует избыточность, неоптимальность. Она — избыточность — придает языку красочность. Практически всегда любую фразу можно сократить, оптимизировать, но при этом пропадает шарм языка. Меня эта избыточность нисколько не шокирует, если она в разумных пределах, конечно. (В оптимизированной фразе слово «конечно» из предыдущего предложения можно было бы спокойно выбросить, но некий нюанс при этом пропадет). Неприятно читать или слышать фразы, урезанные до предела. Ксати, в фразе «Большевики пришли к власти в России в 1917 году» слово «году» тоже можно было бы выбросить (по аналогии с «январем месяцем»), сократив ее до «Большевики пришли к власти в России в 1917» — итак понятно, что в году. И далее «в России» тоже можно выбросить, итак понятно, что в России, останется «Большевики пришли к власти в 1917».

Знаете ответ?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ночь ошибок фильм 1974 скачать торрент
  • Ночь ошибок фильм 1974 актеры
  • Ночь ошибок театр сатиры содержание
  • Ночь ошибок театр сатиры афиша
  • Ночь ошибок спектакль театр сатиры продолжительность спектакля