Нужно учить грамматику во избежание ошибок

А 5. Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами; построение

А 5. Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами; построение сложноподчинённых предложений)

n Вариант № 1 1. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Он мало внимания

n Вариант № 1 1. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Он мало внимания уделял на это задание. 2)Оплатив проезд, я поехал дальше. 3)Вчера мы как раз говорили за этот фильм. 4)Склон горы, по которому мы спускались и поросший густыми па поротниками, был очень крутым.

n 2. Укажите предложение, в котором синтаксические нормы не нарушены. 1)Беседа с заведующим кафедры

n 2. Укажите предложение, в котором синтаксические нормы не нарушены. 1)Беседа с заведующим кафедры длилась долго. 2)Мы не виделись всего неделю, но уже соскучились за ним. 3)Мы купили красивый модный тюль. 4)Ему вспомнилась тайга и как он охотился на медведя.

n 3. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Нужно учить грамматику во избежанию ошибок.

n 3. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Нужно учить грамматику во избежанию ошибок. 2)По приезду в Таганрог он мне позвонил. 3)Сотрудника уволили согласно приказу. 4)Мы ели бутерброды с вкусным салями.

n 4. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Похолодало, и мы надели тёплые

n 4. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Похолодало, и мы надели тёплые пальто. 2) Я за тобой очень скучал. 3) Комиссия установила о причинах аварии. 4) Шли дождь и два студента.

n 5. Укажите предложение без грамматической ошибки. 1)На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришли первыми.

n 5. Укажите предложение без грамматической ошибки. 1)На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришли первыми. 2)Согласно приказа ректора заведующая кафедры уехала в командировку. 3)Те времена прошли уже давным давно, а мы хорошо помним их. 4)Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной на футбол.

Вариант № 1 1 2 3 4 5 2 3 3 1 3

Вариант № 1 1 2 3 4 5 2 3 3 1 3

n Вариант № 2 n 1. В каком словосочетании соблюдены синтаксические нормы? 1)крепкое кофе

n Вариант № 2 n 1. В каком словосочетании соблюдены синтаксические нормы? 1)крепкое кофе 2)говорил за книгу 3) одержал поражение 4) согласно плану

n 2. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Вопреки наших уговоров он поступил так,

n 2. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Вопреки наших уговоров он поступил так, как хотел. 2)Не стоит придавать особого значения этой информации. 3)Заведующий поликлиники принял нас быстро. 4)Для абитуриента, желающего учиться на этом факультете, нужно будет обязательно знать английский язык.

n 3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1)Молнии в потёмках

n 3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1)Молнии в потёмках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно. 2)Когда солнце поднялось из за моря, оно осветило горные вершины, покрываемые снегом. 3)Метель всё усиливалась, как будто полчища снежных великанов прилетели откуда то из за Волги и начали размахивать широкими белыми рукавами. 4)Вид, который открывается перед путешественником, вышедшим на берег Байкала, остаётся в памяти на всю жизнь.

n 4. В каком предложении нет грамматической ошибки (синтаксические нормы не нарушены)? 1)На каникулах

n 4. В каком предложении нет грамматической ошибки (синтаксические нормы не нарушены)? 1)На каникулах я поеду до бабушки в деревню, которая находится на берегу Дона. 2)Вчера мы вернулись со школы поздним вечером. 3) «Я за тобой скучаю» , — написала я в письме. 4)Наиболее древние памятники литературы, дошедшие до нас, относятся к XI веку.

n 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1)Сверкнула яркая молния,

n 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1)Сверкнула яркая молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. 2)Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое. 3)Тотчас стало слышно, как ветром шумит в кроне деревьев. 4)Несмотря на штормовую погоду в море вышел сторожевой корабль.

Вариант № 2 1 2 3 4 5 4 2 2 4 3

Вариант № 2 1 2 3 4 5 4 2 2 4 3

n n Вариант3. 1. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1)Когда спектакль закончился, все актёры

n n Вариант3. 1. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1)Когда спектакль закончился, все актёры вышли на сцену и кланяются. 2)В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ. 3)Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова. 4)Шаляпин был гениальным на драматической сцене так же, как и на оперной.

n 2. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки. 1)Я не только читаю газеты,

n 2. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки. 1)Я не только читаю газеты, но и журналы. 2)В «Огоньке» по прежнему можно найти много интересного материала. 3)Этому учащихся воспитывали в школе. 4)Я взял книгу, лежащую на столе и которая принадлежала учителю.

n 3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Пламя перебежало

n 3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стоном и свистом. 2)Несмотря на ранний час улицы были полны народа. 3)Стоянка наша в бухте, вопреки ожиданиям многих, затянулась. 4)Эта осень ворвалась в родные места хоть и в положенное время, но всё же особенно внезапно и резко.

n 4. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Вопреки прогнозу пошёл дождь. 2)После школы

n 4. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Вопреки прогнозу пошёл дождь. 2)После школы я пойду до бабушки. 3)Со школы я возвратился поздно. 4)Я выздоровел благодаря лечения.

n 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1)Положение дел в

n 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1)Положение дел в фирме оставляют желать лучшего. 2)Мой друг большой сластёна. 3)Мы искренне радовались их успехам. 4)Доминик стоял почти на самом берегу речки, круто спускающейся к видневшимся вдали скалам.

Вариант № 3 1 2 3 4 5 1 2 4 1 1

Вариант № 3 1 2 3 4 5 1 2 4 1 1

n n Вариант № 4 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное). 1)В

n n Вариант № 4 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное). 1)В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность. 2)Весь домик был наполнен не только вздохами, но и тревожными скрипами. 3)Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. 4)Сочинительный союз употребляется и соединяет однородные члены предложения.

n 2. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки. 1)Сразу же по приезду домой

n 2. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки. 1)Сразу же по приезду домой я созвонился с друзьями. 2)Приехав на пару дней раньше и принимаясь за давно откладываемую работу, я вдруг почувствовал непреодолимую усталость. 3)Его постоянно спрашивали, что будет ли он завершать начатую книгу. 4)Густая сирень разрослась около его дома.

n 3. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1)До сих пор нет рецензий на премьерный

n 3. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1)До сих пор нет рецензий на премьерный спектакль театра. 2)Мать тревожилась за него и за Нину. 3)Зимой мы скучали по морю. 4)Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменитого доктора.

n 4. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Не обращай внимания на такие пустяки.

n 4. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Не обращай внимания на такие пустяки. 2)Это был характерный ему почерк. 3)Иваси был несвежий. 4)Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной стариной.

n 5. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Нельзя не отметить о высокой активности

n 5. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Нельзя не отметить о высокой активности аудитории. 2)Я тебе за это и говорю. 3)Нужно уплатить за проезд. 3)Я соскучился за семьёй.

Вариант № 4 1 2 3 4 5 2 4 4 1 3

Вариант № 4 1 2 3 4 5 2 4 4 1 3

n Вариант n № 5 1. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Такое поведение

n Вариант n № 5 1. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Такое поведение не свойственно для образованного человека. 2)Мы пили крепкий чёрный кофе. 3)Крестьянство всегда боролись против помещиков. 4)Слово представлено директору школы.

n 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1)Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с

n 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1)Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика. 2)Все, кто в других странах любят русскую культуру, знают имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого. 3)По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре). 4)О своём отношении к классической музыке написал В. П. Аксаков в очерке «Постскриптум» .

n 3. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Поэма «Мёртвые души» были последним художественным

n 3. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Поэма «Мёртвые души» были последним художественным произведением Н. В. Гоголя. 2)Старики снисходительны до шалостей детей. 3)Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей. 4)Водитель троллейбуса обратился к пассажирам с просьбой оплатить проезд.

n 4. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки. 1)Положение дел в нашей организации

n 4. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки. 1)Положение дел в нашей организации оставляют желать лучшего. 2)Мы радовались успехами выпускников. 3)У князя собрались множество народа. 4)Нестерпимая жара и засуха стояли больше месяца.

n 5. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки. 1)Всем, кто работал по благоустройству

n 5. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки. 1)Всем, кто работал по благоустройству пришкольного сада, объявили благодарность. 2)Писатель ярко и талантливо показал о том, что его волнует. 3)Она прекрасная педагог. 4)Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.

Вариант № 5 1 2 3 4 5 2 2 4 4 1

Вариант № 5 1 2 3 4 5 2 2 4 4 1

Грамматические нормы русского языка

Грамматические нормы русского языка

Грамматические нормы
русского языка

Побежду или побежу, Или, может, победу,

Побежду или побежу, Или, может, победу,

Побежду или побежу, Или, может, победу,А, возможно, победю.Убежду или убежу,Может быть, и убедю

Как вы думаете, какая из этих форм глагола правильная?

2

Здесь нет правильной формы глагола, нужно говорить: сумею победить, смогу убедить

Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы слова 3

Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы слова 3

Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы слова

3

Склонение порядковых и количественных числительных 4 количественные порядковые

Склонение порядковых и количественных числительных 4 количественные порядковые

Склонение порядковых и количественных числительных

4

количественные

порядковые

Сколько?

Какой по порядку?

И.п. пятьсот восемьдесят семь
Р.п. пятисот восьмидесяти семи
Д.п. пятистам восьмидесяти семи
В.п. пятьсот восемьдесят семь
Т.п. пятьюстами восьмьюдесятью семью
П.п. пятистах восьмидесяти семи

И.п. пятьсот восемьдесят седьмой
Р.п пятьсот восемьдесят седьмого
Д.п. пятьсот восемьдесят седьмому
В.п. пятьсот восемьдесят седьмой
Т.п. пятьсот восемьдесят седьмым
П.п. пятьсот восемьдесят седьмом

у порядковых склоняется последнее слово, а у количественных все слова

Числительное оба имеет две формы рода: 5

Числительное оба имеет две формы рода: 5

Числительное оба имеет две формы рода:

5

Обе – в сочетании с существительными женского рода (обе стены, обе девочки)

Оба – в сочетании с остальными существительными (оба мальчика, оба окна)

Выберите правильную форму слова: 543 деревнями, на 543 странице

Выберите правильную форму слова: 543 деревнями, на 543 странице

Выберите правильную форму слова:

543 деревнями, на 543 странице.

На обеих(обоих) страницах, обоих (обеих) деревьев

6

Правильная форма слов: Пятьюстами сорока тремя деревнями, на пятьсот сорок третьей странице

Правильная форма слов: Пятьюстами сорока тремя деревнями, на пятьсот сорок третьей странице

Правильная форма слов:

Пятьюстами сорока тремя деревнями, на пятьсот сорок третьей странице.

На обеих страницах, обоих деревьев

7

Окончания существительных м. р

Окончания существительных м. р

Окончания существительных м. р. в им. п. мн.ч.

-ы(-и)

-а (-я)

Бухгалтеры Редакторы Возрасты Свитеры
Грифели Ректоры
Торты Секторы
Грунты Склады
Диспетчеры Слесари
Договоры Снайперы
Драйверы Тренеры Инженеры Флоты
Конструкторы Фронты Лекторы Шоферы
Лифты Штабы Плейеры Штурманы
Порты Приговоры
Принтеры Прожекторы

Борта Векселя
Вензеля Вороха
Директора Инспектора
Катера Кителя
Кузова Купола
Окорока Округа
Ордера Паспорта
Погреба Профессора
Сторожа Тенора
Фельдшера Флюгера
Хутора Штабеля
Штемпеля Шулера

8

Какая форма слова правильней? директоры-директора, бухгалтеры – бухгалтера, паспорты – паспорта, договоры – договора? 9

Какая форма слова правильней? директоры-директора, бухгалтеры – бухгалтера, паспорты – паспорта, договоры – договора? 9

Какая форма слова правильней?

директоры-директора,
бухгалтеры – бухгалтера,
паспорты – паспорта,
договоры – договора?

9

Правильные формы слов директоры-директора, бухгалтеры – бухгалтера, паспорты – паспорта, договоры – договора? 10

Правильные формы слов директоры-директора, бухгалтеры – бухгалтера, паспорты – паспорта, договоры – договора? 10

Правильные формы слов

директоры-директора,
бухгалтеры – бухгалтера,
паспорты – паспорта,
договоры – договора?

10

Существительные мужского и среднего рода в род

Существительные мужского и среднего рода в род

Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.

Названия национальностей

-ов

нулевое

Бедуинов
Казахов
Калмыков
Киргизов
Монголов
Семитов
Таджиков
Тунгусов
Узбеков
Хорватов
Якутов

Армян
Башкир
Болгар
Бурят
Грузин
Лезгин
Осетин
Румын
Татар
Турок
Туркмен
Цыган

11

Существительные мужского и среднего рода в род

Существительные мужского и среднего рода в род

Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.

Названия предметов и явлений

-ов

нулевое

Браслетов
Брелоков
Габаритов
Купонов
Нервов
Рельсов
Абрикосов
Ананасов
Апельсинов
Баклажанов
Бананов
Георгинов
Гранатов
Мандаринов
Помидоров
Томатов

Мест
Окон
Стекол
Яблок

12

Существительные мужского и среднего рода в род

Существительные мужского и среднего рода в род

Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.

нулевое

Байтов Гектаров
Граммов Децибелов
Каратов Килограммов
Километров

Ампер Аршин
Бит Ватт
Вольт Радиан
Рентген

-ов

нулевое

Боков
Бронхов
Джинсов
Гольфов
Клипсов
носков

Ботинок
Валенок
Плеч
Погон
Сапог
Чулок
Шорт

13

Единицы измерения -ов нулевое Байтов

Единицы измерения -ов нулевое Байтов

Единицы измерения

-ов

нулевое

Байтов Гектаров
Граммов Децибелов
Каратов Килограммов
Километров

Ампер Аршин
Бит Ватт
Вольт Радиан
Рентген

Парные предметы

-ов

нулевое

Боков Бронхов
Джинсов Гольфов
Клипсов носков

Ботинок Валенок
Плеч Погон
Сапог Чулок
Шорт

14

Какая форма слова правильней?

Какая форма слова правильней?

Какая форма слова правильней?

Много туркмен или туркменов?
Пять помидор или помидоров?
Нет мест или местов?
5 килограмм(ов) апельсин(ов) ?
3 пары джинс – 3 пары джинсов?

15

Правильная форма слов Много туркмен или туркменов?

Правильная форма слов Много туркмен или туркменов?

Правильная форма слов

Много туркмен или туркменов?
Пять помидор или помидоров?
Нет мест или местов?
5 килограмм(ов) апельсин(ов) ?
3 пары джинс – 3 пары джинсов?

16

Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных: 17 сравнительная превосходная

Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных: 17 сравнительная превосходная

Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных:

17

сравнительная

превосходная

Простая
суффиксы –е, -ее, -ей, -ше:
быстрее, решительнее

Простая
суффиксы –ейш, -айш: милейший, глубочайший

Составная
более , менее+н.ф. прил.
более решительная, менее быстрый.

Составная
самый, наиболее, наименее+н.ф. прил.
наиболее решительная
Прост. сравнит.степ+
всего, всех:, быстрее всех.

Отметьте примеры с ошибкой в форме слова: 1) вкусные торты 2) палец с мозолем 3) пятьюстами деревьями 4) в две тысячи четвертом году 5) более…

Отметьте примеры с ошибкой в форме слова: 1) вкусные торты 2) палец с мозолем 3) пятьюстами деревьями 4) в две тысячи четвертом году 5) более…

Отметьте примеры с ошибкой в форме слова:

1) вкусные торты
2) палец с мозолем
3) пятьюстами деревьями
4) в две тысячи четвертом году
5) более пятисот человек
6) жалел о пятьсот рублях
7) тонна яблок
8) пара чулков
9) рисунок более красивее
10) обоих учеников
11) старые тренера

18

Ошибки в форме слова: 1) вкусные торты 2) палец с мозолем 3) пятьюстами деревьями 4) в две тысячи четвертом году 5) более пятисот человек 6)…

Ошибки в форме слова: 1) вкусные торты 2) палец с мозолем 3) пятьюстами деревьями 4) в две тысячи четвертом году 5) более пятисот человек 6)…

Ошибки в форме слова:

1) вкусные торты
2) палец с мозолем
3) пятьюстами деревьями
4) в две тысячи четвертом году
5) более пятисот человек
6) жалел о пятьсот рублях
7) тонна яблок
8) пара чулков
9) рисунок более красивее
10) обоих учеников
11) старые тренера

19

Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений

Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений

Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.

20

В литературном языке принята конструкция без предлога: оплатить (проезд, покупку) и с предлогом уплатить за проезд, за покупку

В литературном языке принята конструкция без предлога: оплатить (проезд, покупку) и с предлогом уплатить за проезд, за покупку

В литературном языке принята конструкция без предлога: оплатить (проезд, покупку) и с предлогом уплатить за проезд, за покупку. Следовательно, верным будет вариант: Мы оплатили турпутевку и отправились на экскурсию

Мы оплатили за турпутевку и отправились на экскурсию

21

Слово одеть (кого?) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным

Слово одеть (кого?) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным

Слово одеть (кого?) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным. Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе предлог на. Дополнение првыражается неодушевленным существительным . Следовательнои нем обычно, верным будет вариант: Он взял ее руки и надел на палец кольцо.

Он взял ее руки и одел на палец кольцо.

22

Предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота

Предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота

Предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота. Действие, выраженное деепричастием должно относиться к подлежащему. Это положение не соблюдено в предложении. Получается, что калоша слетела и калоша спрыгнула.

Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.

23

Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Готовясь к экзаменам,
выучите сначала теорию.
преподаватели провели консультации.
требуется много времени.
у вас должны быть конспекты.

24

Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Готовясь к экзаменам,
выучите сначала теорию.
преподаватели провели консультации.
требуется много времени.
у вас должны быть конспекты.

25

Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны

Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны

Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога

26

В этом предложении нарушены нормы управления.
У двух глаголов (хотел вникнуть и познать) имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения.
При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке.
Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение:

Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой

Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой

Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой.

Он любил и увлекался чтением.

27

Исправленное предложение Он любил чтение и увлекался им

Исправленное предложение Он любил чтение и увлекался им

Исправленное предложение

Он любил чтение и увлекался им.

28

Благодаря искусству Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства

Благодаря искусству Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства

этом предложении предлог должен быть употреблен с существительным в дат. падеже.Благодаря искусству Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

29

Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие ищущим относится не к существительному героям, а к числительному одному , поэтому оно должно согласовываться…

Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие ищущим относится не к существительному героям, а к числительному одному , поэтому оно должно согласовываться…

Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие ищущим относится не к существительному героям, а к числительному одному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед .ч. и дат. падеже. Верной будет фраза: Одному из героев, ищущему смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе

Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.

30

Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой

Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой

Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой

Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.

31

Исправленное предложение Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты

Исправленное предложение Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты

Исправленное предложение

Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты.

32

Выполни самостоятельно работу и оцени ее

Выполни самостоятельно работу и оцени ее

Выполни самостоятельно работу и оцени ее.

6 правильных ответов – «5»

5 правильных ответов – «4»

3-4 правильных ответа – «3»

33

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

1.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Обдумав план сочинения,

я стал подбирать эпиграф.
Композиция не должна быть нарушена.
Мною было распределено время
Требуется знание художественного произведения.

34

Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота

Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота

2.Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.

1) Выглянув в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.
2) Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.
3) Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.
4) Приезжая в деревню, мы отправлялись всей компанией на речку.

35

В каком предложении нет грамматических ошибок? 1)

В каком предложении нет грамматических ошибок? 1)

В каком предложении нет грамматических ошибок?

1) Дети одели панамы.
2) Вопреки прогнозу погода была прекрасной.
3) Занятия шли согласно расписания.
4) Своевременно оплачивайте за проезд.

36

В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)

В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)

В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Похолодало, и мы надели теплые пальто.
2) Я за тобой очень скучал.
3) Комиссия установила о причинах аварии.
4) Шли дождь и два студента.

37

В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)

В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)

5.В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Нужно учить грамматику во избежанию ошибок.
2) По приезду в Таганрог он мне позвонил.
3) Сотрудника уволили согласно приказу.
4) Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.

38

В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)

В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)

В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Вопреки прогнозу пошел дождь.
2) После школы я пойду до бабушки.
3) Со школы я возвратился поздно.
4) Я выздоровел благодаря лечения.

39

Грамматические нормы русского языка

Грамматические нормы

русского языка

Орфоэпия. избалованный иксы имперский инстинкт исключит исстари исчерпать

Орфоэпия.

  • избалованный
  • иксы
  • имперский
  • инстинкт
  • исключит
  • исстари
  • исчерпать

Орфоэпия. избалОванный Иксы импЕрский инстИнкт исключИт Исстари исчЕрпать

Орфоэпия.

  • избалОванный
  • Иксы
  • импЕрский
  • инстИнкт
  • исключИт
  • Исстари
  • исчЕрпать

каталог, квартал, сливовый, щавель, отрочество, христианин, ломоть, банты, шарфы, туфля, цепочка, сироты, нефтепровод, эксперт, диспансер, корысть, красивее, обеспечение.

каталог, квартал, сливовый, щавель, отрочество, христианин, ломоть, банты, шарфы, туфля, цепочка, сироты, нефтепровод, эксперт, диспансер, корысть, красивее, обеспечение.

каталОг, квартАл, слИвовый, щавЕль, Отрочество, христианИн, ломОть, бАнты, шАрфы, тУфля, цепОчка, сирОты, нефтепровОд, экспЕрт, диспансЕр, корЫсть, красИвее, обеспЕчение.

каталОг, квартАл, слИвовый, щавЕль, Отрочество, христианИн, ломОть, бАнты, шАрфы, тУфля, цепОчка, сирОты, нефтепровОд, экспЕрт, диспансЕр, корЫсть, красИвее, обеспЕчение.

облегчить ободрить ободренный ободрена одолжит озлобить оклеить опломбировать опошлят оптовый осведомиться, осведомишься отключённый откупорил

  • облегчить
  • ободрить
  • ободренный
  • ободрена
  • одолжит
  • озлобить
  • оклеить
  • опломбировать
  • опошлят
  • оптовый
  • осведомиться, осведомишься
  • отключённый
  • откупорил

облегчИть ободрИть ободрЁнный ободренА одолжИт озлОбить оклЕить опломбировАть опОшлят оптОвый откУпорил освЕдомиться, освЕдомишься отключЁнный

  • облегчИть
  • ободрИть ободрЁнный
  • ободренА одолжИт
  • озлОбить оклЕить
  • опломбировАть опОшлят
  • оптОвый откУпорил
  • освЕдомиться, освЕдомишься
  • отключЁнный

Норма –  это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Норма –  это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Как вы думаете, какая из этих форм глагола правильная?   Побежду или побежу, Или, может, победу, А, возможно, победю. Убежду или убежу, Может быть, и убедю

Как вы думаете, какая из этих форм глагола правильная?

Побежду или побежу, Или, может, победу, А, возможно, победю. Убежду или убежу, Может быть, и убедю

Исправьте ошибки там, где необходимо: ЛЯЖЬТЕ на пол, ДВУМЯСТАМИ рублями, НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО, пять КИЛОГАММ , ШЕСТИСТАМИ учениками, ОБА друга, ИНЖЕНЕРА , ДОГОВОРА, в ТРЁХСТАХ метрах, отряд ПАРТИЗАНОВ , по ОБОИМ сторонам, ИХНИЕ заботы, прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ, около ПЯТИСТА километров.  

Исправьте ошибки там, где необходимо:

ЛЯЖЬТЕ на пол, ДВУМЯСТАМИ рублями, НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО,

пять КИЛОГАММ , ШЕСТИСТАМИ учениками, ОБА друга, ИНЖЕНЕРА , ДОГОВОРА, в ТРЁХСТАХ метрах, отряд ПАРТИЗАНОВ , по ОБОИМ сторонам, ИХНИЕ заботы, прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ, около ПЯТИСТА километров.

  •  

« Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам русского языка , т. е. правилам литературного употребления слов, словосочетаний, предложений»

« Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам русского языка , т. е. правилам литературного употребления слов, словосочетаний, предложений»

Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы слова .

Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы слова .

Склонение порядковых и количественных числительных количественные порядковые Сколько? Какой по порядку? И.п. пятьсот восемьдесят семь Р.п. пятисот восьмидесяти семи Д.п. пятистам восьмидесяти семи В.п. пятьсот восемьдесят семь Т.п. пятьюстами восьмьюдесятью семью П.п. пятистах восьмидесяти семи И.п. пятьсот восемьдесят седьмой Р.п пятьсот восемьдесят седьмого Д.п. пятьсот восемьдесят седьмому В.п. пятьсот восемьдесят седьмой Т.п. пятьсот восемьдесят седьмым П.п. пятьсот восемьдесят седьмом   у порядковых склоняется последнее слово, а у количественных все слова

Склонение порядковых и количественных числительных

количественные

порядковые

Сколько?

Какой по порядку?

И.п. пятьсот восемьдесят семь

Р.п. пятисот восьмидесяти семи

Д.п. пятистам восьмидесяти семи

В.п. пятьсот восемьдесят семь

Т.п. пятьюстами восьмьюдесятью семью

П.п. пятистах восьмидесяти семи

И.п. пятьсот восемьдесят седьмой

Р.п пятьсот восемьдесят седьмого

Д.п. пятьсот восемьдесят седьмому

В.п. пятьсот восемьдесят седьмой

Т.п. пятьсот восемьдесят седьмым

П.п. пятьсот восемьдесят седьмом

у порядковых склоняется последнее слово, а у количественных все слова

Числительное оба имеет две формы рода: Обе – в сочетании с существительными женского рода ( обе стены, обе девочки) Оба – в сочетании с остальными существительными ( оба мальчика, оба окна)

Числительное оба имеет две формы рода:

Обе – в сочетании с существительными женского рода ( обе стены, обе девочки)

Оба – в сочетании с остальными существительными ( оба мальчика, оба окна)

Запишите правильно: 543 деревнями, на 543 странице. На обеих(обоих) страницах, обоих (обеих) деревьев

Запишите правильно:

  • 543 деревнями, на 543 странице.
  • На обеих(обоих) страницах, обоих (обеих) деревьев

Правильная форма слов: Пятьюстами сорока тремя деревнями, на пятьсот сорок третьей странице. На обеих страницах, обоих деревьев

Правильная форма слов:

  • Пятьюстами сорока тремя деревнями, на пятьсот сорок третьей странице.
  • На обеих страницах, обоих деревьев

Окончания существительных м. р. в им. п. мн.ч. -ы(-и) -а (-я) Бухгалтеры Редакторы Возрасты Свитеры Грифели Ректоры Торты Секторы Грунты Склады Диспетчеры Слесари Договоры Снайперы Драйверы Тренеры Инженеры Флоты Конструкторы Фронты Лекторы Шоферы Лифты Штабы Плейеры Штурманы Порты Приговоры Принтеры Прожекторы Борта Векселя Вензеля Вороха Директора Инспектора Катера Кителя Кузова Купола Окорока Округа Ордера Паспорта Погреба Профессора Сторожа Тенора Фельдшера Флюгера Хутора Штабеля Штемпеля Шулера

Окончания существительных м. р. в им. п. мн.ч.

-ы(-и)

-а (-я)

Бухгалтеры Редакторы Возрасты Свитеры

Грифели Ректоры

Торты Секторы

Грунты Склады

Диспетчеры Слесари

Договоры Снайперы

Драйверы Тренеры Инженеры Флоты

Конструкторы Фронты Лекторы Шоферы

Лифты Штабы Плейеры Штурманы

Порты Приговоры

Принтеры Прожекторы

Борта Векселя

Вензеля Вороха

Директора Инспектора

Катера Кителя

Кузова Купола

Окорока Округа

Ордера Паспорта

Погреба Профессора

Сторожа Тенора

Фельдшера Флюгера

Хутора Штабеля

Штемпеля Шулера

Какая форма слова правильная? директоры-директора, бухгалтеры – бухгалтера, паспорты – паспорта, договоры – договора?

Какая форма слова правильная?

  • директоры-директора,
  • бухгалтеры – бухгалтера,
  • паспорты – паспорта,
  • договоры – договора?

Правильные формы слов директоры- директора , бухгалтеры – бухгалтера, паспорты – паспорта , договоры – договора?

Правильные формы слов

  • директоры- директора ,
  • бухгалтеры – бухгалтера,
  • паспорты – паспорта ,
  • договоры – договора?

Какая форма слова правильная? Шоферы- шофера, Фельдшеры - фельдшера, Инспекторы - инспектора, профессоры – профессора Возрасты – возраста ?

Какая форма слова правильная?

  • Шоферы- шофера,
  • Фельдшеры — фельдшера,
  • Инспекторы — инспектора,
  • профессоры – профессора
  • Возрасты – возраста ?

Какая форма слова правильная? Шоферы - шофера, Фельдшеры - фельдшера , Инспекторы - инспектора , профессоры – профессора Возрасты – возраста ?

Какая форма слова правильная?

  • Шоферы — шофера,
  • Фельдшеры — фельдшера ,
  • Инспекторы — инспектора ,
  • профессоры – профессора
  • Возрасты – возраста ?

Как правильно? Диаспора армян или диаспора армянов? Большой выбор сапог или сапогов?

Как правильно?

  • Диаспора армян или диаспора армянов?
  • Большой выбор сапог или сапогов?

Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч. Названия национальностей -ов нулевое Бедуинов Казахов Калмыков Киргизов Монголов Семитов Таджиков Тунгусов Узбеков Хорватов Якутов Армян Башкир Болгар Бурят Грузин Лезгин Осетин Румын Татар Турок Туркмен Цыган

Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.

Названия национальностей

-ов

нулевое

Бедуинов

Казахов

Калмыков

Киргизов

Монголов

Семитов

Таджиков

Тунгусов

Узбеков

Хорватов

Якутов

Армян

Башкир

Болгар

Бурят

Грузин

Лезгин

Осетин

Румын

Татар

Турок

Туркмен

Цыган

Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч. Названия предметов и явлений -ов нулевое Браслетов Брелоков Габаритов Купонов Нервов Рельсов Абрикосов Ананасов Апельсинов Баклажанов Бананов Георгинов Гранатов Мандаринов Помидоров Томатов Мест Окон Стекол Яблок

Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.

Названия предметов и явлений

-ов

нулевое

Браслетов

Брелоков

Габаритов

Купонов

Нервов

Рельсов

Абрикосов

Ананасов

Апельсинов

Баклажанов

Бананов

Георгинов

Гранатов

Мандаринов

Помидоров

Томатов

Мест

Окон

Стекол

Яблок

Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание: И. п. Р. п. множественного числа БАХИЛЫ БАХИЛ БОТИНКИ БОТИНОК ПОГОНЫ ПОГОН БУТСЫ БУТС САПОГИ САПОГ БРЮКИ БРЮК ТУФЛИ ТУФЕЛЬ ГЕТРЫ ГЕТР ЧУЛКИ ЧУЛОК ВАЛЕНКИ ВАЛЕНОК ШОРТЫ ШОРТ МОКАСИНЫ МОКАСИН

Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание:

И. п.

Р. п. множественного числа

БАХИЛЫ

БАХИЛ

БОТИНКИ

БОТИНОК

ПОГОНЫ

ПОГОН

БУТСЫ

БУТС

САПОГИ

САПОГ

БРЮКИ

БРЮК

ТУФЛИ

ТУФЕЛЬ

ГЕТРЫ

ГЕТР

ЧУЛКИ

ЧУЛОК

ВАЛЕНКИ

ВАЛЕНОК

ШОРТЫ

ШОРТ

МОКАСИНЫ

МОКАСИН

НО: ГОЛЬФЫ - ГОЛЬФОВ ЛАМПАСЫ - ЛАМПАСОВ ДЖИНСЫ - ДЖИНСОВ НОСКИ - НОСКОВ КЕДЫ – КЕДОВ РЕЛЬСЫ - РЕЛЬСОВ КЛИПСЫ – КЛИПСОВ

НО:

  • ГОЛЬФЫ — ГОЛЬФОВ
  • ЛАМПАСЫ — ЛАМПАСОВ
  • ДЖИНСЫ — ДЖИНСОВ
  • НОСКИ — НОСКОВ
  • КЕДЫ – КЕДОВ
  • РЕЛЬСЫ — РЕЛЬСОВ
  • КЛИПСЫ – КЛИПСОВ

Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч. нулевое Байтов Гектаров Граммов Децибелов Каратов Килограммов Километров Ампер Аршин Бит Ватт Вольт Радиан Рентген -ов нулевое Боков Бронхов Джинсов Гольфов Клипсов носков Ботинок Валенок Плеч Погон Сапог Чулок Шорт

Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч.

нулевое

Байтов Гектаров

Граммов Децибелов

Каратов Килограммов

Километров

Ампер Аршин

Бит Ватт

Вольт Радиан

Рентген

-ов

нулевое

Боков

Бронхов

Джинсов

Гольфов

Клипсов

носков

Ботинок

Валенок

Плеч

Погон

Сапог

Чулок

Шорт

Единицы измерения -ов нулевое Байтов Гектаров Граммов Децибелов Каратов Килограммов Километров Ампер Аршин Бит Ватт Вольт Радиан Рентген Парные предметы -ов нулевое Боков Бронхов Джинсов Гольфов Клипсов носков Ботинок Валенок Плеч Погон Сапог Чулок Шорт

Единицы измерения

-ов

нулевое

Байтов Гектаров

Граммов Децибелов

Каратов Килограммов

Километров

Ампер Аршин

Бит Ватт

Вольт Радиан

Рентген

Парные предметы

-ов

нулевое

Боков Бронхов

Джинсов Гольфов

Клипсов носков

Ботинок Валенок

Плеч Погон

Сапог Чулок

Шорт

Какая форма слова правильней? Много туркмен или туркменов? Пять помидор или помидоров? Нет мест или местов? 5 килограмм(ов) апельсин(ов) ? 3 пары джинс – 3 пары джинсов?

Какая форма слова правильней?

  • Много туркмен или туркменов?
  • Пять помидор или помидоров?
  • Нет мест или местов?
  • 5 килограмм(ов) апельсин(ов) ?
  • 3 пары джинс – 3 пары джинсов?

Правильная форма слов Много туркмен или туркменов? Пять помидор или помидоров ? Нет мест или местов? 5 килограмм(ов) апельсин(ов) ? 3 пары джинс – 3 пары джинсов ?

Правильная форма слов

  • Много туркмен или туркменов?
  • Пять помидор или помидоров ?
  • Нет мест или местов?
  • 5 килограмм(ов) апельсин(ов) ?
  • 3 пары джинс – 3 пары джинсов ?

Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных: сравнительная превосходная Простая суффиксы –е, -ее, -ей, -ше: быстрее, решительнее Простая суффиксы –ейш, -айш: милейший, глубочайший Составная более , менее+н.ф. прил. более решительная, менее быстрый . Составная самый, наиболее, наименее+н.ф. прил . наиболее решительная Прост. сравнит.степ+ всего, всех :, быстрее всех .

Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных:

сравнительная

превосходная

Простая

суффиксы –е, -ее, -ей, -ше:

быстрее, решительнее

Простая

суффиксы –ейш, -айш: милейший, глубочайший

Составная

более , менее+н.ф. прил.

более решительная, менее быстрый .

Составная

самый, наиболее, наименее+н.ф. прил .

наиболее решительная

Прост. сравнит.степ+

всего, всех :, быстрее всех .

Отметьте примеры с ошибкой в форме слова: 1) вкусные торты 2) палец с мозолем 3) пятьюстами деревьями 4) в две тысячи четвертом году 5) более пятисот человек 6) жалел о пятьсот рублях 7) тонна яблок 8) пара чулков 9) рисунок более красивее 10) обоих учеников 11) старые тренера

Отметьте примеры с ошибкой в форме слова:

  • 1) вкусные торты
  • 2) палец с мозолем
  • 3) пятьюстами деревьями
  • 4) в две тысячи четвертом году
  • 5) более пятисот человек
  • 6) жалел о пятьсот рублях
  • 7) тонна яблок
  • 8) пара чулков
  • 9) рисунок более красивее
  • 10) обоих учеников
  • 11) старые тренера

Ошибки в форме слова: 1) вкусные торты 2) палец с мозолем 3) пятьюстами деревьями 4) в две тысячи четвертом году 5) более пятисот человек 6) жалел о пятьсот рублях 7) тонна яблок 8) пара чулков 9) рисунок более красивее 10) обоих учеников 11) старые тренера

Ошибки в форме слова:

  • 1) вкусные торты
  • 2) палец с мозолем
  • 3) пятьюстами деревьями
  • 4) в две тысячи четвертом году
  • 5) более пятисот человек
  • 6) жалел о пятьсот рублях
  • 7) тонна яблок
  • 8) пара чулков
  • 9) рисунок более красивее
  • 10) обоих учеников
  • 11) старые тренера

Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.

Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.

Мы оплатили за турпутевку и отправились на экскурсию В литературном языке принята конструкция без предлога: оплатить (проезд, покупку) и с предлогом уплатить за проезд, за покупку. Следовательно, верным будет вариант: Мы оплатили турпутевку и отправились на экскурсию

Мы оплатили за турпутевку и отправились на экскурсию

В литературном языке принята конструкция без предлога: оплатить (проезд, покупку) и с предлогом уплатить за проезд, за покупку. Следовательно, верным будет вариант: Мы оплатили турпутевку и отправились на экскурсию

Он взял ее руки и одел на палец кольцо. Слово одеть (кого?) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным . Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе предлог на . Дополнение првыражается неодушевленным существительным . Следовательнои нем обычно, верным будет вариант: Он взял ее руки и надел на палец кольцо.

Он взял ее руки и одел на палец кольцо.

Слово одеть (кого?) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным . Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе предлог на . Дополнение првыражается неодушевленным существительным . Следовательнои нем обычно, верным будет вариант: Он взял ее руки и надел на палец кольцо.

Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша. Предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота. Действие, выраженное деепричастием должно относиться к подлежащему. Это положение не соблюдено в предложении. Получается, что калоша слетела и калоша спрыгнула.

Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.

Предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота. Действие, выраженное деепричастием должно относиться к подлежащему. Это положение не соблюдено в предложении. Получается, что калоша слетела и калоша спрыгнула.

Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Готовясь к экзаменам, выучите сначала теорию. преподаватели провели консультации. требуется много времени. у вас должны быть конспекты.

Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Готовясь к экзаменам,

  • выучите сначала теорию.
  • преподаватели провели консультации.
  • требуется много времени.
  • у вас должны быть конспекты.

Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Готовясь к экзаменам, выучите сначала теорию. преподаватели провели консультации. требуется много времени. у вас должны быть конспекты.

Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

  • Готовясь к экзаменам,
  • выучите сначала теорию.
  • преподаватели провели консультации.
  • требуется много времени.
  • у вас должны быть конспекты.

Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога В этом предложении нарушены нормы управления. У двух глаголов ( хотел вникнуть и познать ) имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения. При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке. Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога

В этом предложении нарушены нормы управления.

У двух глаголов ( хотел вникнуть и познать ) имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения.

При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке.

Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение:

Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой. Он любил и увлекался чтением.

Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой.

  • Он любил и увлекался чтением.

Исправленное предложение Он любил чтение и увлекался им.

Исправленное предложение

  • Он любил чтение и увлекался им.

Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. этом предложении предлог должен быть употреблен с существительным в дат. падеже. Благодаря искусству Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

этом предложении предлог должен быть употреблен с существительным в дат. падеже. Благодаря искусству Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе. Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие ищущим относится не к существительному героям, а к числительному одному , поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед .ч. и дат. падеже. Верной будет фраза: Одному из героев, ищущему смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе

Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.

Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие ищущим относится не к существительному героям, а к числительному одному , поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед .ч. и дат. падеже. Верной будет фраза: Одному из героев, ищущему смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе

Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.

Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой

Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.

Исправленное предложение Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты.

Исправленное предложение

Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты.

Выполни самостоятельно работу и оцени ее. 6 правильных ответов – «5» 5 правильных ответов – «4» 3-4 правильных ответа – «3»

Выполни самостоятельно работу и оцени ее.

  • 6 правильных ответов – «5»
  • 5 правильных ответов – «4»
  • 3-4 правильных ответа – «3»

1.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Обдумав план сочинения, я стал подбирать эпиграф. Композиция не должна быть нарушена. Мною было распределено время Требуется знание художественного произведения.

1.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Обдумав план сочинения,

  • я стал подбирать эпиграф.
  • Композиция не должна быть нарушена.
  • Мною было распределено время
  • Требуется знание художественного произведения.

2.Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота. 1) Выглянув в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом. 2) Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков. 3) Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает. 4) Приезжая в деревню, мы отправлялись всей компанией на речку.

2.Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.

1) Выглянув в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.

2) Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.

3) Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.

4) Приезжая в деревню, мы отправлялись всей компанией на речку.

В каком предложении нет грамматических ошибок? 1) Дети одели панамы. 2) Вопреки прогнозу погода была прекрасной. 3) Занятия шли согласно расписания. 4) Своевременно оплачивайте за проезд.

В каком предложении нет грамматических ошибок?

1) Дети одели панамы.

2) Вопреки прогнозу погода была прекрасной.

3) Занятия шли согласно расписания.

4) Своевременно оплачивайте за проезд.

В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Похолодало, и мы надели теплые пальто. 2) Я за тобой очень скучал. 3) Комиссия установила о причинах аварии. 4) Шли дождь и два студента.

В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Похолодало, и мы надели теплые пальто.

2) Я за тобой очень скучал.

3) Комиссия установила о причинах аварии.

4) Шли дождь и два студента.

5.В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Нужно учить грамматику во избежанию ошибок. 2) По приезду в Таганрог он мне позвонил. 3) Сотрудника уволили согласно приказу. 4) Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.

5.В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Нужно учить грамматику во избежанию ошибок.

2) По приезду в Таганрог он мне позвонил.

3) Сотрудника уволили согласно приказу.

4) Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.

В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Вопреки прогнозу пошел дождь. 2) После школы я пойду до бабушки. 3) Со школы я возвратился поздно. 4) Я выздоровел благодаря лечения.

В каком предложении нет грамматической ошибки?

1) Вопреки прогнозу пошел дождь.

2) После школы я пойду до бабушки.

3) Со школы я возвратился поздно.

4) Я выздоровел благодаря лечения.

4. 3) Мне стало стыдно за свои слова, а также за поведение.

4) Сын приезжал в гости редко, зато часто присылал подарки.

5. Грушевый, начала, каталог, жалюзи.

6. 1) Обдумав план сочинения, мы не должны нарушать композицию.

ошибка в употреблении деепричастного оборота (действие деепричастия не относится к подлежащему)

2) Нужно учить грамматику во избежание ошибок.

ошибка в написании окончания производного предлога, образованного на основе существительного

Ответ дал: tolubaeva2006





0

3.мы за тобой очень скучали
~мы по тебе очень соскучились
5.всем нам нужно учить грамматику во избежанию ошибок
~всем нам нужно учить грамматику во избежание ошибок
наверное так

Ответ дал: LuckyCat5





0

1. Он стал стучать в дверь более яростно.

3. Мы по тебе очень скучали.

5. Всем нам нужно учить грамматику во избежание ошибок.

Скачать материал

Грамматические нормы русского языка  подготовка к ЕГЭ 




Учитель русского я...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов

  • Сейчас обучается 176 человек из 54 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Грамматические нормы русского языка  подготовка к ЕГЭ 




Учитель русского я...

    1 слайд

    Грамматические нормы русского языка подготовка к ЕГЭ

    Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
    с. Спасского Благодарненского района
    Кудряшова Ирина Анатольевна

  • Цели урока: создать условия для развития у школьников критического мышления;...

    2 слайд

    Цели урока: создать условия для развития у школьников критического мышления; формировать навык правописания не с существительными.

    Личностные результаты: развитие начальных форм регуляции своего эмоционального состояния; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях.
    Коммуникативные умения: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; выражать свои мысли, готовность слушать собеседника, вести диалог.

    2

  • Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу;уметь планировать,...

    3 слайд

    Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу;уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия.
    Содержание и вид деятельности: беседа, творческие задания; методы обучения: репродуктивный (беседа, парная работа); частично-поисковый; развивающее повторение; формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

    3

  • «Подъезжая к … станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»...

    4 слайд

    «Подъезжая к … станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»
    И.Ярмонкин
    (Из рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга»)

    4

  • «Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам русского языка,...

    5 слайд

    «Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам русского языка,
    т. е. правилам литературного употребления слов, словосочетаний, предложений»

    5

  • К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: 
лексические нормы;...

    6 слайд

    К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
    лексические нормы;
    грамматические нормы;
    стилистические нормы.

    Грамматические нормы делятся на
    словообразовательные, морфологические
    и синтаксические.

    6

  • морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, прави...

    7 слайд

    морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы слова
    7

  • Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.8

    8 слайд

    Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.

    8

  • Формулировка задания: установите соответствие между предложениями и допущенны...

    9 слайд

    Формулировка задания: установите соответствие между предложениями и допущенными в них
    грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
    соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    А) Получив начальное домашнее
    образование в Москве,
    Радищева зачислили в
    Петербургский Пажеский
    корпус.
    Б) Все, кто читал пушкинского
    «Бориса Годунова», помнит
    бродягу Варлаама.
    В) Одному из героев романа,
    ищущим смысл жизни,
    открывается путь к внутренней
    свободе.
    Г) Благодаря повышения уровня
    сервиса в фирменных
    магазинах стало больше
    покупателей.
    Д) Горячо любящим родную
    культуру предстаёт перед нами
    Д.С. Лихачёв в книге «Письмах
    о добром и прекрасном».

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ
    ОШИБКИ
    1) неправильное употребление
    падежной формы
    существительного с предлогом
    2) нарушение связи между
    подлежащим и сказуемым
    3) нарушение в построении
    предложения с
    несогласованным
    приложением
    4) ошибка в построении
    предложения с однородными
    членами
    5) неправильное построение
    предложения с деепричастным
    оборотом
    6) нарушение в построении
    предложения с причастным
    оборотом
    7) неправильное построение
    предложения с косвенной
    речью

     9

  • Алгоритм выполнения задания 7Определить вид грамматической ошибки.
Если в пре...

    10 слайд

    Алгоритм выполнения задания 7
    Определить вид грамматической ошибки.
    Если в предложении встретились предлоги «Благодаря», «Вопреки», «Наперекор», которые употребляются только с существительными в дательном падеже, то это «Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом».
    Если в предложении есть местоимения, являющиеся подлежащими, то их надо правильно соединить со сказуемыми. «Все, кто опоздал, извинился». Соединяем: все извинился, кто опоздал. Первой пары быть не может. Грамматическая ошибка «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»
    Если в предложении встретились названия в кавычках, это несогласованные приложения. Если они идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках могут склоняться. Например, в «Известиях пишут… Если они идут с главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут… Грамматическая ошибка «Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением»

    10

  • Предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного...

    11 слайд

    Предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота. Действие, выраженное деепричастием должно относиться к подлежащему.
    Это положение не соблюдено в предложении.
    Получается, что калоша слетела и калоша спрыгнула.

    Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.
    11

  • Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:Готовясь к...

    12 слайд

    Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
    Готовясь к экзаменам,
    выучите сначала теорию.
    преподаватели провели консультации.
    требуется много времени.
    у вас должны быть конспекты.
    12

  • Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:Готовясь к...

    13 слайд

    Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
    Готовясь к экзаменам,
    выучите сначала теорию.
    преподаватели провели консультации.
    требуется много времени.
    у вас должны быть конспекты.
    13

  • Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога14 В этом предложен...

    14 слайд

    Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога
    14

    В этом предложении нарушены нормы управления.
    У двух глаголов (хотел вникнуть и познать) имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения.
    При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке.
    Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение:

    Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

  • Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой. Он любил и увлекался...

    15 слайд

    Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой.
    Он любил и увлекался чтением.

    15

  • Исправленное предложение  Он любил чтение и увлекался им.
16

    16 слайд

    Исправленное предложение
    Он любил чтение и увлекался им.

    16

  • В этом предложении предлог должен быть употреблен с существительным в дат. па...

    17 слайд

    В этом предложении предлог должен быть употреблен с существительным в дат. падеже.

    Благодаря искусству Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
    Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
    17

  • Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие ищу...

    18 слайд

    Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие ищущим относится не к существительному героям, а к числительному одному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед .ч. и дат. падеже. Верной будет фраза: Одному из героев, ищущему смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе

    Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.
    18

  • Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкойКажется, что облако пр...

    19 слайд

    Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой
    Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.
    19

  • Исправленное предложениеКажется, что облако превратилось в чудовище, смотряще...

    20 слайд

    Исправленное предложение
    Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты.
    20

  • Работа с текстом   		1)Готовясь к уроку, мне попалась интересная книга. 2) В...

    21 слайд

    Работа с текстом
    1)Готовясь к уроку, мне попалась интересная книга. 2) В ней писатель, размышляя об охране природы, советует каждому начинать с себя и даёт хорошие рекомендации. 3)Обсудив книгу в классе, советы автора нам подошли. 4) Мы решили завести дневник и, отмечая в нём даты полезных дел, выполнить рекомендации автора. 5) Прикладывая определённые усилия, природа будет сохранена.

    21

  • Выполни самостоятельно работу и оцени ее.
6 правильных ответов – «5»

5 прави...

    22 слайд

    Выполни самостоятельно работу и оцени ее.

    6 правильных ответов – «5»

    5 правильных ответа – «4»

    3-4 правильных ответа – «3»
    22

  • 1.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.Обдумав план сочи...

    23 слайд

    1.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
    Обдумав план сочинения,

    я стал подбирать эпиграф.
    Композиция не должна быть нарушена.
    Мною было распределено время
    Требуется знание художественного произведения.
    23

  • 2.Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастн...

    24 слайд

    2.Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.
    1) Выглянув в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.
    2) Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.
    3) Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.
    4) Приезжая в деревню, мы отправлялись всей компанией на речку.
    24

  • 3. В каком предложении нет грамматических ошибок?
1) Дети одели панамы.
2) Во...

    25 слайд

    3. В каком предложении нет грамматических ошибок?

    1) Дети одели панамы.
    2) Вопреки прогнозу погода была прекрасной.
    3) Занятия шли согласно расписания.
    4) Своевременно оплачивайте за проезд.
    25

  • 4. В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Похолодало, и мы надели...

    26 слайд

    4. В каком предложении нет грамматической ошибки?

    1) Похолодало, и мы надели теплые пальто.
    2) Я за тобой очень скучал.
    3) Комиссия установила о причинах аварии.
    4) Шли дождь и два студента.
    26

  • 5.В каком предложении нет грамматической ошибки?1) Нужно учить грамматику во...

    27 слайд

    5.В каком предложении нет грамматической ошибки?
    1) Нужно учить грамматику во избежанию ошибок.
    2) По приезду в Таганрог он мне позвонил.
    3) Сотрудника уволили согласно приказу.
    4) Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.
    27

  • 6.  В каком предложении нет грамматической ошибки? 
1) Вопреки прогнозу поше...

    28 слайд

    6. В каком предложении нет грамматической ошибки?

    1) Вопреки прогнозу пошел дождь.
    2) После школы я пойду до бабушки.
    3) Со школы я возвратился поздно.
    4) Я выздоровел благодаря лечения.
    28

  • Выводы по уроку:закрепили умения различать грамматические нормы от ошибок
фор...

    29 слайд

    Выводы по уроку:
    закрепили умения различать грамматические нормы от ошибок
    формировали навыки использования нормированной речи
    разобрали задания ЕГЭ, связанные с грамматическими нормами и культурой речи
    закрепили навыки по выполнению грамматических заданий ЕГЭ

    29

  • Домашнее заданиеПопробуйте самостоятельно составить алгоритм выполнения задан...

    30 слайд

    Домашнее задание
    Попробуйте самостоятельно составить алгоритм выполнения задания 8.
    Подготовьте варианты задания для своих одноклассников.

    30

  • Использованная литература:Всё для ЕГЭ. Книга II / Мальцева Л.И., Смеречинская...

    31 слайд

    Использованная литература:
    Всё для ЕГЭ. Книга II / Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М.- Ростов-на-Дону, 2018;
    Русский язык. ЕГЭ 2019 /И. П. Цыбулько М: «Национальное образование», 2019.

    31

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 276 225 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Другие материалы

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Нормы в русском языке.

  • Учебник: «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
  • Тема: Три компонента культуры речи. Языковая норма
  • 27.11.2018
  • 3347
  • 7

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Готовимся к ЕГЭ, задания 5,6,7

  • Учебник: «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
  • Тема: Три компонента культуры речи. Языковая норма
  • 19.10.2018
  • 348
  • 2

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

4. 3) Мне стало стыдно за свои слова, а также за поведение.

4) Сын приезжал в гости редко, зато часто присылал подарки.

5. Грушевый, начала, каталог, жалюзи.

6. 1) Обдумав план сочинения, мы не должны нарушать композицию.

ошибка в употреблении деепричастного оборота (действие деепричастия не относится к подлежащему)

2) Нужно учить грамматику во избежание ошибок.

ошибка в написании окончания производного предлога, образованного на основе существительного

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нужно уметь сдерживать и управлять своими эмоциями ошибка
  • Нужно уметь различать друзей от врагов ошибка
  • Нужно уметь принимать свои ошибки
  • Нужно уметь признавать свои ошибки цитаты
  • Нужно сказать должное идее президента речевая ошибка